Воспитание нравственных чувств у дошкольников через экологическое развитие. «Нравственное развитие ребенка через экологическое воспитание» Тема


«Нравственное развитие ребенка через экологическое воспитание» Тема: 1 слайд МБДОУ Детский сад №5 комбинированного вида «Чебурашка» Тема: «Воспитание экологической культуры дошкольников - путь к нравственному развитию ребенка» воспитатель Ларина Нина Борисовна 2 слайд Нравственное развитие - это: - одна из форм воспроизводства, наследования нравственности; - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества; - формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основой нравственного развития является мораль. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе. Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности ежедневно происходит в организованном детском коллективе. В детском саду осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, мы учим ребят быть скромными, честными, принципиальными, учим любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям, к природе. 3 слайд Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно: - гуманности; - трудолюбия; - патриотизма; - гражданственности; - коллективизма. Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека. Все эти качества можно развить через экологическое воспитание. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Природа оставляет глубокий след в душе человека, а тем более маленького ребенка, она своей яркостью воздействует на все его чувства. 4слайд Экологическое воспитание Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д. Мы считаем, что нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметно и привлекательно для детей. Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления, связь между ними. Воспитывать у детей интерес и любовь к природе, родному краю, желание беречь и выращивать растения, воспитывать в детских сердцах доброжелательное и заботливое отношение ко всему живому- это наша важнейшая задача. Решить ее можно лишь в том случае, если дети будут обладать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, научатся наблюдать и понимать окружающий мир. 5 слайд Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие: понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека; освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их и применение в практической деятельности и в быту; проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе, давать оценочные суждения). 6 слайд Направления работы воспитателя 1. Экологизация развивающей предметной среды в группах; 2. Экологизация различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни В соответствии с ФГТ (Федеральными Государственными требованиями) в каждой программе есть экологический компонент, он введен в раздел Познание: Формирование целостной картины мира, а также рекомендован в планировании прогулок и в организованной образовательной деятельности во второй половине дня. Направления экологической работы: 1. выполнение определенных экологических заданий; 2 выполнение отдельных экологических проектов (например, проекта «Наше дерево»); 3. создание условий для экологического образования в группах; 4 подбор растений, животных и уход за ними; 5. работа с родителями; Т.К. нет эколога функции экологического образования возлагаются на воспитателя, который самостоятельно реализует интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни. 7 слайд Программа Николаевой С.Н.(фотоматериалы) В планировании и проведении организованной образовательной деятельности экологической направленности неоценимую помощь оказала нам авторская программа С.Н. Николаевой «Юный эколог». В ней хорошо сбалансирована система научных знаний с уровнем развития дошкольника: экскурсии на природу, знакомство с живыми объектами, игра, уход за растениями, опыты и эксперименты - все это позволяет, на наш взгляд, приобщить ребенка к правильному восприятию и осознанию своего места и роли в окружающей среде. 8 слайд Организованная образовательная деятельность(фотоматериалы) Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. В организационной образовательной деятельности необходимо учитывать, что дети очень восприимчивы к тому, с чем сами непосредственно сталкиваются в жизни. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервнопсихического развития и всестороннего воспитания. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает: представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей; понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования; осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время, каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным. 9 слайд «Украсим город цветами»(фотоматериалы) Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе - необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность - создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, проросшие семена будущих красивых цветов...) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания. Проект «Украсим город цветами» Знакомились с разными видами цветов, сравнивали семена, сеяли в рассадный ящик, высаживали рассаду весной на участках в клумбы, подключали родителей (у многих свои сады, дачи) - они приносили рассаду многолетников, декоративных кустарников... 10 слайд Экологизация развивающей предметной среды в группе В течение года ведется работа в экологическом уголке, уголке природы. Знакомим детей с комнатными растениями, объясняем и показываем, как размножать комнатные растения, соблюдать правила ухода за ними, также проводим опыты и эксперименты: что нужно для роста растений (ценность воды, воздуха, тепла для хорошего роста). 11 слайд Дидактические игры(фотоматериалы) Углубленная работа по экологическому воспитанию убедила нас в необходимости подборки дидактических игр и пособий экологического содержания. При использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии было отмечено, что дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов. Были составлены сделаны подборки познавательных экологических сказок, альбомы «Воспитание бережного отношения к природе - «Природа в опасности»», «Птицы - наши друзья», «Красная книга». В данный момент идет накопление в группе иллюстраций, фотографий, репродукций картин, где изображены животные, растения в разное время года. 12 слайд Практическая деятельность (фотоматериалы) Идет формирование экологической культуры у ребенка через практическую деятельность, которая очень нравится ему и которая является показателем его положительного отношения к объекту изображения. 13 слайд «Что увидим нарисуем»(фотоматериалы) На прогулке или во время экскурсии детей учим фиксировать красивый пейзаж и затем, придя в группу, сделать зарисовку и составить рассказ по своему рисунку. Используем художественное слово, чтобы восприятие природы вызывало у детей яркие впечатления, широко используются в работе стихотворения, рассказы о временах года, народные приметы; 14 слайд Экологическая развивающая среда (фотоматериалы) Важное значение имеет экологическая развивающая среда. Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты в любое время года, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе. 15 слайд На прогулке (фотоматериалы) Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер. 16 слайд Труд на участке. (фотоматериалы) 17 Акция «Помогаем дворнику» (фотоматериалы) Особое внимание уделяется труду на участке детского сада. В осенний период проводится очистка участка от опавших листьев. Перекапывается почва на огороде. Осенью собираются разные семена для зимней подкормки птиц. Дети вместе с родителями привлекаются к сбору сухих листьев, коряг, шишек, которые в течение всего года используются на занятиях и для украшения групповых комнат. Зимой дети подготовительных групп помогают дворнику расчищать участок. 18 слайд Акция «Трудовой десант» (фотоматериалы) Дети оказывают посильную помощь при созревании яблок на плодовом участке: собирают упавшие яблоки - «санитарная» уборка территории. 19 слайд Акция «Поможем птицам зимой» (фотоматериалы) В зимний период начинается подкормка птиц. Дети могут свободно наблюдать, как птицы садятся на ветки и ждут семян, крошек хлеба. В воспитательной работе детей приучают не выбрасывать кусочки хлеба, оставшиеся крупы. Дежурные все собирают в полиэтиленовый пакетик и птицы имеют возможность получать разнообразную пищу. 20 слайд Праздник «День птиц» (фотоматериалы) Каждую весну проводится праздник «День птиц»: ставим инсценировки, рассказываем стихи,поем песни, делаем выставку рисунков и поделок, а в завершении - выходим на улицу, где вывешиваются скворечники, изготовленные родителями воспитанников. 20слайд Мероприятия в рамках проекта « Земля - наш дом родной» (фотоматериалы) В прошлом учебном году весь коллектив работал по проекту «Земля наш дом родной»: это были с и экскурсии, и выставки поделок из природного материала, и художественные тематические выставки, праздники, трудовая деятельность на территории детского сада, в том числе и с привлечением родителей. 21 слайд Работа с родителями (фотоматериалы) Важным аспектом в системе экологического воспитания является работа с родителями. Ежегодно в детском саду проводятся общие и групповые родительские собрания по вопросу экологического воспитания детей. На них мы разъясняем родителям, какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, рассказываем об эколого-оздоровительной работе, о пользе экскурсий, об участии родителях в акциях. Привлекаем родителей к участию в сезонных выставках поделок из природного материала. С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического воспитания в семье, было проведено анкетирование. Оно показало, что у большинства имеются дома животные. Ухаживают за ними взрослые, а дети помогают. Из анкет мы узнали, что многие проводят выходные дни на природе. 22 слайд(фотоматериалы) Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, а значит нравственности. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. 23 слайд (фотоматериалы) Задача воспитателей и родителей - подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. 24 слайд Спасибо за внимание

Надежда Николаевна Шубина)
Презентация «Экологическое воспитание дошкольников»

1-сл. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть вас сегодня на нашем семинаре.

2- сл. Несомненно, экологическое воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, поскольку детские психологи считают возраст 2-3 года самым восприимчивым к познанию . Именно в это время формируется и утверждается координата ценностей малыша и его отношение к окружающему миру и самому себе.

3-сл. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально как нечто живое. Воспитание экологической культуры дошкольников многоплановый , многоструктурный процесс.

4-сл. Приступая работать по этой теме мы поставили перед собой цель :

5-сл. Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи вы видите их на экране.

6 сл. В результате своей работы, мы хотим показать детям, что человек - это часть природы, что жизнь без воды и воздуха не возможна, а мы должны ценить и видеть красоту природы и беречь ее.

7 сл. Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается экологического воспитания , то аспекты работы с этим компонентом регулируются :

Законом Российской Федерации «Об образовании» ;

Федеральным законом РФ «Об окружающей среды» ;

8 сл. Формы работы, которые мы использовали для достижения наших целей в экологическом воспитании наших воспитанников , вы видите на экране.

9сл. Экологическое воспитание детей в детском саду реализуется через пять направлений : познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

10сл. Познавательное развитие это неотъемлемая часть экологического воспитания дошкольника . Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления , сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры . Но происходит это только при одном условии : если взрослые, воспитывающие ребенка , сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

11сл. Экологическое воспитание формирует речь ребенка. Красота родной природы на прогулке, не оставляет детей равнодушными. Они рассказывают о том, что видят, что чувствуют, тем самым обогащается словарь ребенка. Чтение художественной литературы о природе, заставляет ребенка, не только развивает память и мышление, но и затрагивает эмоциональные струны души.

12 сл. Социально-коммуникативное развитие также тесно связанно с экологией . Так как, это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру. А так же, посредством ухода за растениями, кормлением птиц в холодный период времени, сбора природного материала для занятий, игр, развлечений.

13сл. Формирование у ребенка правильного отношения к представителям фауны и флоры так же проходит через художественно-эстетическое развитие. А художественно-эстетическое воспитание , со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, чтение художественной литературы и развлечения на экологическую тематику , также как и реальная природа, служит важнейшим средством познания окружающего мира.

14сл. Физическое развитие также непосредственно связано с окружающей природой, как естественным гигиеническим и закаливающим средством и средой двигательной активности, так и пониманием ценности жизни и здоровья ребенка.

15 сл. За поиском какой-либо информации, дети обращаются не только к воспитателю , но и к родителям. Которые также участвуют в нашей деятельности, они стараются направлять, помогать с поиском информации, материалов для нашей работы. И, конечно же, участвуют в ней.

16 сл. Завершая презентацию , позвольте представить вам список литературы, которая была теоретической основой этого проекта.

17сл. Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Презентация-анализ «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» [b]Презентация –анализ на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. (Белоглазова Светлана Викторовна,воспитатель.

Презентация «Экологическое воспитание младших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности» Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты: разнообразные циклы наблюдений в повседневной.

1 слайд:Презентация на тему"Экологическое воспитание старшего дошкольного возраста" 2 слайд: Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое.

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников» Опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в социально-ре - абилитационном центре для несовершеннолетних "Тополек".

Презентация «Экологическое воспитание в ДОУ. Экологическая акция-конкурс «Чистая весна-2017» Экологическая акция – конкурс «Чистая весна – 2017»Тема работы: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ» Цель работы – на основании теоретического.

Экологическое воспитание дошкольников Взаимодействие человека и природы превратилось сегодня в одну из самых тревожных проблем человечества. Экологический кризис, поразивший.

Актуальность

При всём многообразии разработанных стратегий экологического образования сторонники различных точек зрения достаточно едины в отношении необходимости формирования развития экологической культуры. рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. В этой связи образованию необходимо утверждать ценности новой адекватной природе человеческой культуры. Стало быть, образование и культура становятся интегральным фокусом всей образовательной системы, определяя соответствующие требования и педагогические технологии на всех этапах обучения, начиная с дошкольного. В “Рекомендации парламентских слушаний “Проблемы экологического воспитания и образования в России” признано “Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья– детский сад–школа–вуз–производственная деятельность).

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.

Концептуальность

Дошкольный возраст и с точки зрения экологического образования является уникальной, самоценной специфической ступенью системы непрерывного экологического образования и должен рассматриваться (согласно концепции психологического возраста и концепции амплификации дошкольного детства) как особая ступень развития человека и формирования его мировоззрения.

Именно поэтому мной была поставлена цель: прививать детям экологически–нравственный целесообразный образ жизни.

Основой работы по нравственно–экологическому воспитанию дошкольников являются следующие принципы: - учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения; --обеспечение эмоционально–психологического комфорта для детей; - уважение к личности каждого ребенка.

Наличие теоретической базы опыта

Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи, которые придавали огромное значение нравственно–экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию ребенка.

Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме стала программа C. Н. Николаевой “ Юный эколог” а также «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией, и др.

Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия: – “Как приобщить ребенка к природе”;

- , “Экспериментальная деятельность” детей среднего и старшего дошкольного возраста; – “Детям о природе” ;

“Наш дом–природа” , “Воздух–невидимка”; – “Игровые экологические занятия с детьми”; –, “Прогулки в природу”; ­ – , “ Сказания о лекарственных растениях”; – “ Уголок природы в детском саду”; , “ Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.” ; –, “ Прогулки в детском саду” – “В союзе с природой”; –, “ Формирование экологической культуры дошкольников”; – “ От осени до лета”; – “ Воспитание основ экологической культуры в детском саду”; – “ Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников”; –, “Дети, взрослые и мир вокруг”.

Приоритетами в работе по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников стало:

Наличие в группе живых объектов природы: разнообразных комнатных растений , аквариума;

Наличие материала для поисково-исследовательской деятельности; - разработанные экологические тропы как на территории детского сада, так и за её пределами;

Наличие на территории детского сада огорода, клумб.

Моя педагогическая идея – способствовать становлению у детей научно-познавательного, эмоционально - нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Были поставлены задачи: 1. Создать систему работы по нравственно-экологическому воспитанию. 2. Создать условия для самостоятельного изучения природы. 3. Формировать такие нравственные качества личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность, ответственность, заботливое и бережливое отношение к объектам природы.

4.Прививать трудовые природоведческие навыки.

5. Вести экологическое просвещение родителей чрез родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности.

Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников были разработаны перспективные планы работы с детьми и родителями (см. приложение)

Оптимальность и эффективность средств

Работа по нравственно-экологическому воспитанию дошкольников ведется в соответствии с составленным мною долгосрочным проектом «Экология и дети».

Для его реализации в группе была создана соответствующая развивающая среда:

Экологический уголок, где сконцентрированы разные комнатные растения программные и внепрограммные, календарь природы, аквариум для наблюдения за рыбками и ухода за ними; - выделена полочка, где сосредоточен материал для опытов и наблюдений; - мини-библиотека содержащая книги экологической направленности.

При реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:

- занятия кружка “ Юный эколог”, - циклы наблюдений за растениями, рыбками в уголке природы; - целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей; экологические занятия; игры экологического содержания; словесные обсуждения и проигрывание ситуаций; лаборатория юного эколога; спортивно-экологические праздники; инсценировки, театрализованные представления; чтение литературы природоведческого содержания; посещение “ Школы юннатов”; экскурсии в природу, где привлекались родители воспитанников; оформление гербария листьев деревьев, лекарственных трав;

Выставки поделок из природного и бросового материала.

Для родителей ежемесячно оформляется папка-передвижка в которой размещается материал, позволяющий родителям узнать о характерных природных особенностях идущего месяца, а также пословицах, поговорках, праздниках народного календаря данного месяца. Кроме этого для родителей оформлялись информационные газеты «Интересное о природе», «В мире природы», «Зимушка – зима». Среди полюбившихся форм можно выделить семинары-практикумы, родительские собрания, совместные досуги и развлечения, консультации, православный видеосалон, конкурсы, фотовыставки: “ Помощники”, “ Ребята и зверята”

Распространение опыта работы по нравственно-экологическому воспитанию происходило через: - педсоветы; - семинары-практикумы; - “Дни открытых дверей”; - “Дни творчества”; - открытые просмотры;

Методические объединения; - занятия “Школы передового опыта”;

Результативность опыта

Проделанная работа не могла не могла не отразиться на успехах детей. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 85 % имеют высокий и средний уровень усвоения программ.

Кроме этого отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети стараются помогать друг другу, жалеют своих друзей, любят делать приятное товарищам.

Эта работа помогла нам наладить контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи.

Возможность тиражирования

Проект по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений. Имеется методическое обеспечение для реализации данного проекта:

Перспективное планирование работы с детьми и родителями; - план работы кружка “ Юный эколог”; - схема маршрута экологических троп как на территории детского сада, так и за её пределами, подобранный методический материал для изучения объектов, находящихся на тропах.

Методические копилки: деревья, цветы, птицы, звери нашего края; - “Почему их так называют?” - притчи, легенды, сказания о происхождении названий растений.

через экологическое развитие

Замятина Валентина Васильевна, воспитатель МБДОУ детский сад №72 «Акварель» г.Старый Оскол Белгородской обл.

Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. И то, что он постепенно теряет запас доброты, внимательности виноваты мы, взрослые. Моя задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых. Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, и «братьям нашим меньшим» – животным, относиться к другому, как к самому себе, понимать и разделять огорчения и радости другого.

Опыт работы показывает, что некоторые дети не проявляют сочувствия, обижают слабых, смеются над несчастными. Что это? Детское недомыслие или уже испорченность? Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим «я», «хочу» ради «мы». Проявить готовность, разделить невзгоды и радости других людей. И то, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости – не может не сказаться на дальнейшем становлении личности.

В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств ».

В последнее время очень остро стоит вопрос экологии . На протяжении веков люди брали у неё всё, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо. И обязательно помочь ей, как другу, попавшему в беду.

Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.

В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 2013 год был объявлен Годом охраны окружающей среды (Указ от 10.08.2012г №1157). В течение всего 2013 года было проведено множество мероприятий, направленных на консолидацию и вовлечение широких кругов населения по решению вопросов окружающей среды и экологической культуры.

Сегодня ребенок получает экологические знания, в основном, из двух источников: из СМИ и в детском саду. Но этого недостаточно, чтобы понять природу, любить и ценить её. Любовь к природе не приходит сама собой. В ходе многих своих наблюдений я заметила, что дети старшего дошкольного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, а в других случаях их поведение безразличное и нередко отрицательное.

ФГОС определяет целевые ориентиры, как «возможные достижения ребенка» – не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».

Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания. Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения.

Главной целью моей работы по этому направлению стало создание условий для формирования нравственных качеств личности, таких, как доброта, милосердие и внимательность у детей дошкольного возраста, создание условий для активной познавательной деятельности дошкольников и формирование бережного отношения к природе, а также экологическое просвещение родителей.

В своей работе я опиралась на программу С.Н. Николаевой «Юный эколог» , направленную на становление начал экологической культуры и экологического сознания. В программе представлено семь разделов и рекомендации к распределению материала по возрастам, которые позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объём и глубину решения поставленных задач, учитывала следующие принципы содержания: научность, доступность, системность, целостность, регионализм, преемственность и интеграцию.

Хочется остановиться на одном принципе – научность. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей», так как уже в дошкольном возрасте ребенок должен получать достоверную информацию. Опыт показывает, что большинство детей с большим интересом относятся к знаниям о природе, но зачастую, знания черпают из рекламы, мультфильмов, а они бывают неверными. Многие дети считают, что крот любит клубнику, еж питается яблоками, грибами и т.д. Ложных представлений у детей предостаточно: паук и червяк – это насекомые; грибы – это растения; белые медведи и пингвины живут в Арктике и т. д. Итак, неверная информация приводит к формированию у ребенка искаженных представлений об окружающем мире.

Следует отметить, что одним из важных элементов при создании предметно-развивающей среды является ее правильная организация и экологизация с учетом возрастных особенностей детей. Прежде всего отмечу, что природы в детском саду должно быть много, очень много! Эколого – развивающая среда должна быть обогащенной:

1. цветники (находятся на территории всего детского сада, где посажены разнообразные виды растений и цветов);

2. мини-лаборатория (база для исследовательской деятельности: оборудование и материалы для проведения опытов и экспериментов);

3. уголок природы , где сосредоточен видовой состав комнатных растений с учетом целей обучения и воспитания;

4. мини-огород (используется с целью выработки у детей навыков ухода за растениями; знакомства с культурными и дикими растениями; для наблюдений за условиями произрастания и ухаживают за посаженными цветами на клумбах);

5. уголок нетронутой природы (должен находиться за пределами детского участка, там произрастают различные дикорастущие травы и кустарники);

6. фруктовый сад;

7. птичий дом (скворечники);

8. экологическая тропа: это маршрут по территории детского сада, хорошо озелененного и имеющего интересные природные объекты и другое.

Каждое созданное в саду экологическое пространство имеет широкое значение для экологического образования воспитанников.

Работая над реализацией поставленных задач, я использовала различные формы работы: проектные методики, интегрированные занятия, экскурсии, индивидуальную работу, работу с родителями, занимательные досуги, развлечения, труд на участке.

Известно, что познание окружающего мира осуществляется через наглядные образы (картины, книги, телевизор, экскурсии и т. д.) и практическую деятельность. Все эти формы сопровождались речью (беседы, чтение, обсуждения, рассказ), т. е. параллельно с познавательной и в полном единстве с ней реализовывалась образовательная область «Речевое развитие». Выращивая и ухаживая за растениями, дети усваивают моральные и нравственные ценности, учатся правилам поведения в природе, познают труд.

Работу по экологическому воспитанию дошкольников проводила, начиная с младшего возраста. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.
Задача младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного – двух условий для их жизни.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними – тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагалось им для обследования. Дети брали в руки натуральные овощи, фрукты, гладили и осматривали их, жмали, нюхали, пробовали на вкус, слушали, как они скрипят или шуршат, т.е. обследовали их всеми сенсорными способами.
Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Я просила детей руками сделать то же самое – движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.
В этом возрасте детей знакомила с простыми и хорошо знакомыми образами сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».
Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:
– разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами;

– участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними;

-проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
– совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом – дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
– рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
– проведение экологических занятий один раз в две недели;
– проведение экологических досугов .

Со старшими дошкольниками были проведены разные социально значимые мероприятия: «Панорама добрых дел», в которую с декабря по апрель в индивидуальные строчки с фотографией ребенка вносятся все его добрые и хорошие дела, акция «Зеленая елочка – живая иголочка» , День Земли и другие. Все эти мероприятия формируют у детей начала экологической культуры, позволяют им правильно ориентироваться и взаимодействовать с ближайшим природным окружением.

Следует отметить, что красота живой природы – это экологический феномен: красивыми являются объекты, находящиеся в экологически полноценных условиях жизни, в которых они себя хорошо чувствуют, проявляют свою приспособленность, жизненную силу. Поэтому очень важно художественно-эстетическое развитие дошкольников. Все яркие моменты и впечатления от общения с природой дети отображали в своих рисунках.

Таким образом, формирование нравственных чувств осуществлялось через экологическое воспитание, которое было интегрировано во все образовательные области. Развивая познавательную активность, я старалась не давать готовых знаний, а стимулировать ребенка на их поиск путем создания различных проблемных ситуаций с использованием нравственного выбора.

Например, такая ситуация: до сих пор у родителей и детей сформированы понятия: чем меньше хищников, тем лучше. Волки опасны, их надо убивать; укус змеи смертелен, а зайцы безобидны, пусть живут. С экологической точки зрения целесообразно создать проблемную ситуацию на занятии: волков всех истребили, в лесу резко увеличилось количество зайцев. Почему-то стали гибнуть деревья. Как спасти лес? Здесь я использовала прием алгоритма пищевой цепочки: лесу необходимы волки, чтобы спастись от зайцев; волкам нужны зайцы, как пища, а для зайцев пищей служит лес. Вывод: в природе все взаимосвязано, необходимо биологическое равновесие. Важно, что в каждом случае велось обсуждение правил безопасности. С точки зрения безопасности, конечно, правильно говорить, что медуз трогать нельзя – они жгутся, но, при этом, нужно обязательно объяснить, что медуза так приспособилась к своей среде и имеет право защищаться.

При знакомстве с царством грибов педагоги ограничиваются изучением съедобных и ядовитых, что, конечно, важно с точки зрения, опять же, безопасности, но не отражают роли грибов в круговороте веществ (грибы участвуют в превращении старых пней, веток, листьев в перегной, в почву), их значении для животных.

Для формирования внимательности у детей старшего дошкольного возраста немалое значение имеет исследовательская или поисковая деятельность. Чтобы познать ребенку окружающий мир, ему необходимо его исследовать. В ходе поиска он уточняет, проясняет свои представления о нём. В качестве основного вида поисковой деятельности я организовывала особую детскую деятельность – экспериментирование, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младенчества. В ней ребенок становится своеобразным исследователем, самостоятельно воздействующим различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения. Например, на занятии «Свойства воды» у каждого ребенка на столе по три баночки с водой. Ребенок самостоятельно может исследовать объект неживой природы и обнаружить его свойства: цвет, вкус, запах, растворимость, прозрачность; сделать вывод, почему воду называют «волшебницей» и «путешественницей», наблюдая за превращением на морозе воды в лед, при нагревании – в пар. Наблюдая за опытом «Путешествие капельки воды» или «Мы сейчас сделаем дождь» , дети приходили к выводу, что вода совершает круговое путешествие.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Со старшими дошкольниками были проведены опыты по испарению воды при высокой и низкой температуре; превращение воды в лед, в пар; знакомство со свойствами воды, воздуха, почвы, глины, песка, металла, дерева, стекла; рост и развитие семян садовых цветов, отростков комнатных растений; семян овощей и клубней картофеля и т.д.

Основными составляющими процесса исследования являются выявление проблемы, формулировка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.

Еще одна важная, на мой взгляд, форма работы – проектная поисковая деятельность, которая подводит детей к самостоятельным выводам о хозяйственной деятельности человека, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. Особенно был интересен детям проводимый мною проект «Мусор» , который заключался в том, что осенью дети под руководством педагога закапывают разные виды отходов в почву и отмечают их место ориентирами. Через год дети этой же группы проверяют, что из отходов превратилось в перегной, а что осталось в прежнем виде. Таким образом, дети делали выводы о круговороте веществ в природе и о природоохранном аспекте, который заключается в использовании вторично пластиковых коробочек, стаканчиков, трубочек, мензурок на опытах в лаборатории детского сада.

При организации познавательная и практическая деятельности я использовала наглядные методы, которые способствовали развитию внимательности, сосредоточенности. Одним из наглядных методов, который я использовала чаще всего были сравнительные наблюдения, представляющие особую ценность для развития мыслительной деятельности детей. Такие наблюдения давали ребенку возможность найти в объекте отличия, сходства, сделать соответствующие выводы, установить причинно-следственные связи. Например, сравнение строения березы и одуванчика, или внешнего вида вороны и воробья; планеты и звезды и т. д. Обучение, недостаточно опирающееся на наблюдения, ведет к образованию у ребенка формальных знаний, не имеющих под собой прочной, чувственной основы. Наиболее яркие наблюдения проводились в живом уголке, на экскурсиях.

Чтобы повысить эффективность организованной образовательной деятельности, я использовала игры и игровые приемы, такие, как «Путешествие на космическом корабле на Луну» или «Полет на ковре–самолете в Африку» , а при помощи цветика – семицветика мгновенно попадали в Антарктиду или в горы. Такие приемы дают возможность в игровой обстановке познать природу разных поясов Земли.

Одно из эффективных средств – познавательные задачи. Они помогают формировать такие нравственные качества личности ребенка: милосердие, доброту, чуткость, внимательность. Поставленные задачи на занятиях не только стимулировали детскую любознательность, но и способствовали проявлению беспокойства о состоянии природы, давали основы знаний и навыков, позволяющих понять сложность развития окружающего мира. Например, при изучении темы «Мир птиц» детям давалась задача: «Что произойдет в природе, если разорить гнезда птиц?» и другие.

Другой тип экологических задач – это загадки о растениях, животных, явлениях природы. Загадки становятся задачей, если задавать вопросы: зачем ежу иголки, зачем стрекозе огромные глаза, для чего зайцу быть зимой белым, почему медведь зимой спит.

Воспитание доброты, заботы, милосердия помогает чтение художественной литературы, например: произведения таких популярных писателей, как В. Снегирев, И. Сладков, В. Бианки и экологических сказок Н. Рыжовой.

Ничто так не обогащает эмоционально-чувственную сферу ребенка и способствует формированию бережного отношение к животным, заботу, как его деятельность в живом уголке. Здесь воспитывается гуманное отношение ко всему живому, милосердие, умение сопереживать, находить неблагополучие в среде живых объектов и найти способ устранять это неблагополучие, как у животных, так и у растений. Совершенно меняется отношение детей к природному объекту, когда они наблюдают и оценивают его состояние. Например, знакомя детей с необходимыми условиями для жизни растений, дети имели возможность наблюдать за растением в малоосвещённом месте. Естественно, на вопрос, нравится ли им растение, ответ был отрицательным. Дети, рассмотрев его внешний вид, заметили бледность и вялость листьев, сухую землю и смогли сделать самостоятельный вывод: растению здесь не хватает света, его срочно нужно полить. Следующий этап – ежедневный уход за растением, следствием чего был положительный результат: растение расцвело. В данном случае дети получили удовлетворение от оказанной помощи растению, прониклись к нему, как к живому существу, закрепили знания о необходимых условиях для жизни растений.

Еще одно значительное средство для реализации поставленных задач – это проведение экскурсий. Экскурсии – это, прежде всего, предварительная работа по какой – либо проблеме, это колоссальный материал для познания окружающего мира и воспитания доброты, милосердия и внимательности. Именно на экскурсиях развиваются нравственные качества ребенка, познавательный интерес, логическое мышление, расширяется кругозор, активизируется внимание. Например, осенью в сентябре проводились экскурсии в лес вместе с родителями, к водоему, на огород, по экологической тропинке. Любая изученная нами тема обобщалась и заканчивалась занимательным досугом, викториной, выставкой рисунков.

Реализация поставленных мною задач осуществлялась с помощью родителей. Вопросы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников посредством экологического воспитания у детей выносились на обсуждение родителей в разной форме: консультации в папках-передвижках, родительские собрания, круглые столы, совместные экологические акции, праздники.

Таким образом, в результате осуществления экологизации различных видов деятельности ребенка, развивающей предметной среды, интегрированной организованной образовательной деятельности, экологического просвещения родителей была проведена работа, направленная на становление осознанно-правильного отношения детей к природе, развитие речи, а также их индивидуальных качеств:доброты, милосердия и заботы; умениевидеть неблагополучие в природе, сопереживать слабым существам.

Список использованной литературы:

1. А.И Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Пособие для работников дошкольных учреждений-М; ТЦ СФЕРА,2004-с.5-8.

2. С.Н. Николаева «Значение эколого – развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта», Дошкольное воспитание №5;2014г.

3. С.Н Николаева «Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» \\Дошкольное воспитание, №6, 2014г.

4. В.А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания)». Педагогическое наследие.

5. К.Д. Ушинский «Полное собрание сочинений».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

2 слайд

Описание слайда:

Кто не любит природы, тот не любит и человека, – тот плохой гражданин. Федор Достоевский

3 слайд

Описание слайда:

Актуальность темы: «Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем Удивиться, узнать, полюбить! Я хочу, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала, Не наукой, а частью души! » Актуальность введения экологического воспитания именно в таком возрасте (с 3 до 6 лет) заключается в том, что в этот период жизни, дети очень любознательные, добрые и отзывчивые. Так как у них еще не сформирована модель поведения и отношения к природе, и зная цели и задачи экологического воспитания, можно выработать у них правильное отношение ко всей природе.

4 слайд

Описание слайда:

Цель проекта: Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему. Задачи проекта:  Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.  Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.  Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.  Охранять и укреплять здоровье детей.

5 слайд

Описание слайда:

Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть связано с содержанием экологического образования. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;

6 слайд

Описание слайда:

Знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию; У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;

7 слайд

Описание слайда:

Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений; Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;

8 слайд

Описание слайда:

Экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом; Нормы экологически грамотного безопасного поведения: дети должны научится понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;

9 слайд

Описание слайда:

Модель «Экологическое воспитание дошкольников» Ознакомление детей с природой Организация и проведение выставок, смотров, конкурсов Трудовая деятельность в природе Создание условий для работы по экологическому воспитанию, оборудование уголков природы в группах, оснащение предметами для ухода за растениями Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы -целевые прогулки -экскурсии -работа с календарями природы, зарисовки Создание фонда методического и наглядно – иллюстративного материала, выставка книг природоведческого содержания, оформление материала по экологическому воспитанию для родителей Связь с воспитательно – образовательным процессом, экологические досуги, музыкальные праздники, викторины на экологическую тематику, конструирование из природного материала Экологическое воспитание дошкольников

10 слайд

Описание слайда:

Макет «Совместная деятельность воспитателя и детей» Диагностика экологической воспитанности детей Сюжетно-ролевые и д/игры Целевые прогулки в природу Наблюдение в уголке природы Работа с моделями Изобразительная деятельность по экологической тематике Просмотр фильмов о природе Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность Создание книг-самоделок Чтение детской художественной литературы Экологические досуги и праздники Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе Труд в мини-центре природы и на участке Беседы с детьми на экологические темы Работа с календарем природы Сбор коллекций семян, камней, ракушек Совместная деятельность воспитателя и детей

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Модель «Экологическое просвещение родителей» Познавательный блок Окружающая среда и здоровье ребенка Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, городе Пути решения этих проблем Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром Методики ознакомления ребенка с окружающим миром Деятельностный блок Участие в природоохранных акциях совместно с детьми Участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах Выращивание растений Чтение совместно с детьми литературы Нормативный блок Знание правил поведения во время отдыха на природе, правил экологической безопасности и норм поведения в экспериментальных ситуациях Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми, занятий спортом, огородов, дач Ценностный блок Природа как универсальная ценность для человека Значение природы в жизни человека Здоровье ребенка и природа Человек – часть природы Формирование разумных потребностей

13 слайд

Описание слайда:

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Я, как педагог: Стараюсь ответственно подходить к организации природной среды в группе, внедряю в практику новые технологии, знаю методику экологического воспитания, веду экспериментальную работу с детьми, разрабатываю интегрированные занятия, занимаюсь экологическим просвещением родителей. Дошкольники: радуются встрече с природой по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами видят разнообразие природного мира признают ценность жизни имеют представления о правилах поведения в природе сформировано начало экологической культуры Родители: участвуют в совместных акциях и приобщении детей к миру природы