«Путешествие по экологической тропе». Конспект занятия по экологии в подготовительной группе


Бюджетное дошкольное учреждение г. Омска « Детский сад № 236» Октябрьского округа города Омска

Конспект з анятия по ознакомлению с природой

в подготовительной группе

«Экологическая тропа

в детском саду весной»

Подготовила:

воспитатель

Левахина Зульфия

Туктасыновна

2017

Занятие по ознакомлению с природой в подготовительной группе

«Экологическая тропа в детском саду весной»

Цель: Расширять и обобщать знания детей об объектах экологической тропы в дет ском саду весной.

Задачи :

Расширять представления детей о способах ухода за растениями и способах посадки семян в грунт. Формировать желание помогать взрослым ухаживать за растениями. Развивать творческую активность, образное мышление и интерес к опытно-экспериментальной деятельности; желание изучать окружающий мир,

развивать наблюдательность, учить размышлять детей над тем, что они увидели; Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках весны, о жизни перелетных птиц весной.

Развивать интерес к миру природы, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Формировать желание выступать в роли экскурсовода на путях маршрута экологической тропы.

Развивать связную речь.

Предварительная работа: Наблюдения неживой и живой природы весной. Чтение рассказов о природе, заучивание стихов, пословиц, примет, загадывание загадок. Приготовить иллюстрации с весенними пейзажами. Выучить с отдельными детьми стихи, рассказы. Оборудование: иллюстрации птиц, модели для составления рассказов о весне, письмо от Деда-природоведа, снег, лед в розетках, ложечки, термометр, чашки с водой, пакет с землей, поддон для посадки семян, пакет семян, лейки с водой, лопатка. Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Ход ООД

1.Организационный момент . Ребята, посмотрите, какой веселый солнечный лучик заглянул к нам в окно. Да он не простой - волшебный! На нем написано: «Письмо от Деда - природоведа»

«Здравствуйте, ребята подготовительной группы «Веселые ребята». Обращается к вам Дед - природовед. Я живу на экологической тропе вашего детского сада. Слышал я, что вы любознательные и находчивые. И вот вам прислал задания, проверить, как вы знаете природу своего родного края»

2. Первое задание на объекте «Метеоплощадка»

Воспитатель: Ребята, что такое метеоплощадка? На метеоплощадке можно узнать температуру воздуха, количество осадков, направление ветра.

Представьте, что вы – синоптики и ведете наблюдение за погодой. Ваша задача – рассказать зрителям, какие изменения происходят сейчас в природе.

Беседа о весне с применением мнемотаблицы. Воспитатель: Какое сейчас время года? (Весна)
Расскажите с помощью вот таких рисунков - моделей, какие признаки весны вы знаете?
Воспитатель прикрепляет модели на мольберте, а дети называют признаки весны
Воспитатель выставляет первую модель «Солнце», дети называют приметы: пришла весна, солнышко поднимается выше и греет все сильнее и сильнее, день становится длиннее, а ночь короче; вторая модель «Снег, проталины, сосульки» : снег становится серым, рыхлым, начинает таять, бегут веселые ручейки. На буграх появляются первые проталины. С крыш свисают сосульки. Солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель третья модель «Облако, дождь» : под теплыми лучами снег тает, вода поднимается вверх, собирается в облака, ветер сгоняет облака в тучи и все чаще идут дожди; четвертая модель «Трава, первоцветы» : земля нагревается под лучами солнца, и показывается первая зеленая травка, появляются первые весенние цветы «первоцветы»; пятая модель «Деревья»: соки деревьев, согретых весенним солнышком, поднимаются вверх от корней по стволу, деревья просыпаются, набухают почки и появляются листочки; шестая модель «Насекомые»: появились цветы, значит, есть чем питаться насекомым; седьмая модель «Птицы» : а насекомые любимая еда птиц, поэтому весной перелетные птицы возвращаются к нам из теплых стран и вьют свои гнезда. К концу марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят «Грач; зиму прогоняет», «Если грач на горе, то весна во дворе». Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. Гомон птиц становится слышнее: они чувствуют весну. восьмая модель «Животные» : в апреле медве­дица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Бе­лочка тоже меняет серую шубку на рыжую. На лесных проталинах, на сухих пнях греются на солнце ящерицы.

Давайте встанем в хоровод и споем «Мы на луг ходили. Хоровод водили…»

Работа с термометром. Воспитатель. Ребята, мы сейчас проведем эксперимент с термометром, посмотрим как двигается его столбик, а затем на прогулке с помощью термометра, определим температуру воздуха на сегодняшный день. Демонстрирует ребенок: 1. наливаем воды в две чашки: в одну чашку холодную воду, а в другую горячую 2. помещаем термометр той частью, где находится шарик с жидкостью в чашку с холодной водой и смотрим, как ведет себя столбик с жидкостью на термометре 3. затем помещаем термометр в чашку с горячей водой и снова смотрим, что теперь происходит со столбиком на термометре Вывод: когда мы поместили термометр в холодную воду, столбик начал опускаться, а когда поместили термометр в горячую воду, столбик начал подниматься.

3.Второй объект «Птичий городок»

Воспитатель: Зимой люди подкармливают птиц, весной они строят для них скворечники.Скажите, почему они это делают? (Птицы приносят людям пользу ). А какую пользу приносят птицы людям? (Они истребляют огромное количество вредных насекомых, радуют нас своим пением ). Назовите перелетных птиц, прилетающих к нам весной?(Грач, ласточка, скворец, аист, соловей, кукушка, трясогузка; стриж, утка). Отгадайте загадки и и расскажите, что вы знаете об этих птицах.

1. Какая весенняя птица

Трактору чуть ли не на нос садится?

Бежит за плугом с криком вскачь

Весны посланец – чёрный... (Грач)

Грачи открывают весну. Питаются червяками, личинками насекомых, которых находят в земле, копаясь в ней своим крепким клювом. Очень любят сопровождать трактор, который работает в поле. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни, или на опушке рощи.

2. А вот еще загадка. Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. Часами носятся ласточки в небе, ловят на лету комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и они сидят потом в таком гнезде как в чашке. 3. Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет Деревянный свой дворец Темно-бронзовый... (Скворец) Скворец - певчая птица. Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинки насекомых, гусениц и тем самым приносят большую пользу.

Подвижная игра. Грач, скворец, ласточка приглашают вас поиграть в игру «Перелетные птицы» :

Стоя в конце зала, дети-«птицы» читают речитативом:

Птицы все домой спешат, Долететь же – нелегко!

Весну встречать они хотят. Ветер, ветер им мешает

Там, где солнышко – тепло И с дороги их сбивает!

Ребенок-«ветер» ловит птиц, кого «ветер» запятнал, тот выходит из игры. Играем 2 раза.

4.Третий объект «Озерцо»

Воспитатель: Дети, одно из ярких и интересных явлений весной- ледоход. Это когда лед на реке трескается.

Льдины прыгают, кружатся, друг на друга громоздятся, Друг за другом вдаль спешат и грохочут, и трещат... (В. Мирович) Что произойдет со снегом и льдом, если принести их в теплое помещение? (превратятся в воду). Воспитатель: Ребята, а вы знаете из чего образуется лёд? (Из замёрзшей воды ). А чем отличается лёд от снега? (Лёд твёрдый, а снег рассыпчатый ). Подержите немного снега в ладошке. Что произошло? (Снег растаял и превратился в воду .) Почему? ( Снег тает от тепла, ведь ладошка тёплая. ) Ребята, после игры со снегом необходимо всегда мыть руки. Вы знаете, почему? (Снег грязный. ) Мы с вами будем протирать руки салфетками. А интересно, что быстрее тает – снег или лёд? Мы сейчас проверим. Ребята, опустите в стаканчик с водой кусочки льда и ложку снега. Ребята, что мы видим? (Лёд и снег плавают в воде. ) Почему лёд и снег плавают и не тонут? Они легче воды. Ребята посмотрите, что произошло теперь со снегом и льдом. Что вы видите в своих стаканчиках? Что быстрее растаяло: снег или лёд? (Снег и лёд растаяли, снег быстрее растаял, а несколько льдинок ещё плавают на поверхности воды. ) Ребята, а как вы думаете вода в стаканчиках после того как мы опустили в них лёд, осталась прежней температуры? (Дети предлагают ответы. ) Давайте проверим. Опустим указательный пальчик сначала в стаканчик безо льда, а теперь в стакан где был лёд. Что вы почувствовали? (Где был лёд, вода холоднее. ) Какой можно сделать вывод? (Лёд охлаждает воду .) А ведь это свойство - охлаждать жидкость люди используют в быту. Можно кусочками льда охлаждать сок, чай, кофе. Выводы: Снег, лед в помещении тают, потому что здесь температура воздуха выше, чем на улице. Вода от таяния снега становится грязной. Так как в ней есть различные примеси. Лёд и снег плавают в воде и не тонут, потому что они легче воды. Снег и льдинки в воде растают, так как температура воды выше, чем температура льда. Снег тает в воде быстрее льда. Упражнение на релаксацию. Аромотерапия. Давайте расслабимся и восстановим наши силы. Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Руки, ноги отдыхают, шея не напряжена и расслаблена. Губы чуть приоткрываются, Все спокойно расслабляются. Дышится легко, ровно, глубоко.

5.Четвертый объект «Альпийская горка- цветник».

Воспитатель: Пришла весна и мы с вами посадим семена красивых цветов для нашей альпийской горки.

В нашей группе, на окне,

Во зелёной во стране,

В расписных горшочках

Подростут цветочки.

Затем мы эти цветочки, когда будет тепло, пересадим на улицу.

Что нам надо сначала сделать, перед тем как мы будем сеять семена? Сделаем бороздки. Для этого нам понадобится узкая лопатка. Затем польем землю. Теперь берите по одному семечку и аккуратно кладите в землю. Семена кладите друг от друга на расстоянии, а то, когда ростки прорастут им будет тесно. Дальше нужно семена присыпать землёй и полить, затем укроем ящик с посеянными семенами сверху пакетом, чтобы они быстрее проросли. И поставим его на подоконник, где больше солнца. И будем наблюдать, какие изменения произойдут.

Пальчиковая гимнастика.

Чтоб растение росло

- и питалось и цвело

- его надо поливать

- рыхлить землю, удобрять

- и опрыскивать

- надо помнить нам всегда

- ему плохо в холода

- и во тьме не может жить

- лучик света должен быть.

Много правил и забот знает мудрый садовод.

6. Пятый объект «Огород»

Воспитатель: Удивляется народ:

Что за чудо-огород?

Какие растения мы посадили на огороде на окне? (Томаты) Что, мы сказали, нужно для роста растений? (Свет,вода,тепло).Давайте посмотрим, как подросли наши томаты и нуждаются ли они сейчас в поливе. Когда станет совсем тепло, мы высадим наши томаты на огород.

7.Итог ООД - рефлексия. Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Ч то мы узнали нового на занятии? Что вам больше всего понравилось и почему?

А что особенно запомнилось?

Мы на луг ходили, (Дети, взявшись за руки, идут вправо по кругу.) Хоровод водили. Вот так, на лугу Хоровод водили

Мы ромашки рвали, (Рвут ромашки, наклоняясь к полу) Мяту собирали Вот так, на лугу Мяту собирали

Задремал на кочке (Имитируют «спящего зайчика») Зайка в холодочке (Прикладывая сложенные ладошки к щеке.) Вот так задремал (Голову при этом слегка наклоняют то вправо, то влево) Зайка в холодочке

Разбудить хотели (Показывают игру на дудочке. Обращать особое внимание на работу пальчиков.) В дудочку дудели Ду-ду ду-ду-ду В дудочку дудели

Зайку мы будили(Показывают игру на барабане.) В барабаны били Бум-бум тра-та-та В барабаны били

Ну-ка просыпайся (Грозят зайке указательным пальчиком в такт музыки.) Ну-ка одевайся Вот так не ленись (Хлопают в ладоши в такт музыки.) Ну-ка просыпайся. (Зовут к себе зайчика, он скачет в середину круга. Все хлопают, а зайчик прыгает.)

Мы с тобой попляшем (Свободный танец, прыжки) В хороводе нашем Вот так, мы с тобой Весело попляшем

Конспект внеклассного занятия для 4 класса

Тема: «Экологическая тропинка».

Цель: формирование у детей экологической культуры.

Задачи:

Расширить знания об экологически грамотном взаимодействии человека с природой, формировать представление и элементарные знания об экологии;

Расширить опыт общения с природой через практическое выполнение заданий, формировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;

Развивать коммуникативные умения и навыки, познавательный интерес;

Способствовать межличностному взаимодействию, воспитывать толерантное отношение друг к другу, активную жизненную позицию ребенка, любовь к окружающему миру и бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма «Звуки леса», маршрутные листы (по количеству групп), экологические знаки, карточки с экологическими ситуациями, карточки с приметами, мозаика (пейзаж).

Форма: игра – соревнование.

Ожидаемые результаты: повышение уровня экологической культуры, а именно, готовности действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия, а также повышение уровня культуры межличностного общения обучающихся и уровня эмпатии друг к другу.

УУД, формирующиеся в ходе занятия:

Личностные УУД:

- смыслообразование, т. е. установление обучающимися свя зи между целью деятельности и её мотивом;

Умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно;

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временн ы ´х характеристик);

Самоконтроль, взаимоконтроль;

Коррекция (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами);

Оценка

(выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы);

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия :

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации;

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оцен ка процесса и результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения ; извлечение необходимой информации из текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации.

Группа общеучебных универсальных действий - знаково­символические действия :

Моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно­графическая или знаково­символическая));

Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия :

Анализ объектов с целью выделения признаков (суще ственных, несущественных);

Синтез (составление целого из частей);

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Подведение под понятие, выведение следствий;

Установление причинно­следственных связей ;

Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы :

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем твор ческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

Учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;

Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и со трудничество со сверстниками и взрослыми;

планирование учебного сотрудничества с учителем и свер стниками;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической форма ми речи в соответствии с грамматическими и синтаксиче скими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Ход занятия:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Приветствует обучающихся, организует на работу, создает положительный эмоциональный настрой.

Приветствуют педагога, настраиваются на хорошую работу.

Мотивационный этап

Сегодня у нас не совсем обычный классный час.

Внимание! Внимание! В нашу школу пришло SMS – сообщение. Послушайте его внимательно и приготовьтесь ответить на вопросы (чтение сопровождается показом иллюстративного ряда).

Подготовленные обучающиеся читают стихотворение:

1 ребенок:

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

2 ребенок:

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь!

Сообщение темы

О чем это говорится? О каком таком храме?

Молодцы! Храм природы… Какие красивые слова. Чтобы жить в этом храме, быть в нем желанным гостем, человек должен знать и выполнять правила. А вам знакомы некоторые из них?

Тогда я приглашаю вас совершить прогулку по лесным тропинкам и проверить, а может, и расширить свои знания. А какой будет эта прогулка, зависит от вас, вашего настроения и готовности помочь друг другу.

Принимаете приглашение?

Ребята отвечают на поставленный вопрос. Предполагаемый ответ: о природе.

Предполагаемый ответ: да.

Предполагаемый ответ: да.

Формирование новых знаний

На прогулку мы отправимся группами. Разбиться на группы поможет нам игра «Атомы и молекулы»

Прежде чем отправиться по экологической тропинке, вспомните правила взаимодействия в группах.

- «Кузовок дружбы и понимания» полон, можно отправляться в путь.

Первое, что мы с вами сделаем – это вспомним правила поведения на природе. Каждая группа получает для обсуждения экологические знаки.

Даю вам 2 минуты на обсуждение, после чего вы выбираете человека, который будет отвечать, вы сможете дополнить его ответ, после того как он закончит. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Молодцы!

Отправляясь в поход, хорошо было бы вспомнить и народные приметы. Предлагаю провести викторину «Прогноз погоды по приметам». Прошу подойти по одному представителю от группы и вытянуть карточку с приметами (приложение 2), затем вы обсудите данную примету, примите общее решение и представьте нам свой ответ. За правильный ответ – 1 балл.

Итак, в путь! И вот мы с Вами попадаем на поляну загадок.

Послушайте загадку скажите, о чем в ней говорится?

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Ваню – хворостинкой!

Правильно, лес. А знаете ли вы, что человеку лес - самый щедрый друг. Что дает нам лес?

Правильно. Если перечислить, что делается из древесины, и напечатать перечень, то получился бы толстый том: сейчас из древесины изготовляют около 30 тысяч различных предметов, вещей. Ученые подсчитали, что одному человеку требуется 400 деревьев, чтобы быть обеспеченным в течение жизни нужными изделиями.

А сейчас, я предлагаю вам проверить свои знания и ответить на вопросы, за каждый правильный ответ вы получите 1 балл. Итак, начнём?

Каждая группа получает вопросы:

1. Из какого дерева делают спички? (из осины)

2. Какое дерево применяется для изготовления лыж? (береза)

3. Какое дерево «поет», из него изготавливают пианино? (из ели)

4. Какие дрова самые жаркие? (из дуба и березы)

5. Из чего в лесу можно сделать постель, одеяло, подушку? (Ответ на этот вопрос можно найти в книге Н.Верзилина "По следам Робинзона": постель можно сделать из веток сосны и ели; подушку - пух семян иван-чая или пух соцветий рогоза, или пух пушницы.)

6. О каком дереве сказано: «Стоит дерево кудряво. В этом дереве пять угодьев: первое угодье – хворому здоровье, другое угодье – разбитому крепость, третье угодье – людям колодец, четвертое угодье – малому угроза, пятое угодье – ночной свет»?

Предполагаемый ответ: о березе. Хворому здоровье – банный веник, разбитому крепость – береста для связывания горшка, людям колодец – сок березовый, посуда из бересты, малому угроза – в старину прут для наказания, ночной свет – лучина.

7. Доскажите словечко и найдите пару (лист – дерево):

Клейкие раскрылись почки,

Нарядился он в листочки.

Летом в пух оделся щеголь.

Догадались? Это... (тополь)

Ветви в воду опустила

И о чем-то загрустила.

Посмотрите, как красиво

Над рекой склонилась... (ива)

Над ее густой листвой

В зной гудит пчелиный рой.

А зимою всех от гриппа

Вкусным медом лечит... (липа)

Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это... (клен)

- Предлагаю отправляться дальше.

Следующая полянка, на которой мы остановимся, имеет романтическое название «Ах, этот мир!»

Собрать разрезанный рисунок с пейзажем.

Только на нашей планете можно встретить такие красивые места. А вокруг нас столько предметов, которые не нужно спешить выбрасывать.

Задание:

Придумать несколько способов использования пустой консервной банки; лампочки, одноразового стаканчика (на выбор). За каждую идею вы получаете 1 балл.

А сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Подсказка». Я называю слова, а вы должны отгадать, о чём идёт речь.

Вода, рыба, течёт, берега. (Река)

Кислород, деревья, птицы, грибы. (Лес)

Дождь, молния, ветер, гром. (Гроза)

Горы, пепел, землетрясение, лава. (Вулкан)

Северный, холодный, бриз, облака. (Ветер)

Вода, впадины, течения, киты. (Океан)

Костёр, рюкзак, карта, котелок. (Поход)

А вы любите ходить в поход?

Я предлагаю вам ребята обсудить «Экологические ситуации в туристическом походе» (приложение 1). Выбирайте карточку, прочитайте текст, дайте ответ: «Правильно ли поступили ребята и почему?».

Вот мы с Вами оказались на берегу красивейшего озера. Посмотрите, к нам плывет кораблик. Он доставил телеграмму, которая адресована Вам, ребята.

Расшифруйте послание и поясните, что это значит.

Молодцы!

Обучающиеся играя, разбиваются на группы:

Все беспорядочно двигаются (в этот момент все являются атомами). Атомы могу превращаться в молекулу. В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов (в зависимости от количества необходимых групп). По команде ведущего играющие создают молекулы (несколько игроков хватаются за руки). Если ведущий говорит, что молекула состоит из трех атомов, то это значит, что три игрока берутся за руки. Самым последним называется число – количество игроков в группе.

Разбившись на группы, обучающиеся занимают места за столами.

Заполнение «Кузовка дружбы и понимания» - называют по одному правилу, выходят к интерактивной доске и перетягивают «ладошку» в кузовок.

В течение двух минут обучающиеся рассматривают рисунки и обсуждают их, после чего выбирают человека, который будет отвечать. После того как отвечающий закончит, члены группы дополняют его ответ.

Предполагаемый ответ: Не трогай, не убивай зверей. Не трогай гнезда птиц.

Не кричи в лесу. Ходи в лесу по тропинкам. Правильно собирай грибы, не пинай ногами несъедобные грибы. Не разводи костров в лесу. Не рви цветы, не ломай ветки деревьев, не разрушай муравейники и жилища зверей.

Обучающиеся дослушивают загадку до конца и высказывают свое мнение.

Предполагаемый ответ: лес.

Высказывают свое мнение.

Предполагаемый ответ: древесину, топливо, пищу, лекарственные растения, меха, кислород и т.д.

Работа в группах: читают вопрос, высказывают мнения, принимают решение о правильном ответе, записывают ответ. По окончании группы обмениваются работами, фронтально проводится обсуждение ответов и взаимопроверка, затем представитель ото каждой группы сообщает результат.

Обучающиеся встают, шагают под музыку «Топ, топ, топает турист».

Работа в группах: складывают из частей пейзаж и представляют продукт деятельности.

Работа в группах: выдвигают идеи и представляют их.

Фронтальная работа.

Работа в группах.

Работа в группах: Каждая группа получает часть послания, в которой буквы нужно расположить в соответствии с порядковым номером. Затем из частей нужно составить текст, прочитать его и объяснить.

Предполагаемый ответ: Следы человека не должны превращаться в шрамы на теле земли. Берегите ее.

Рефлексия. Подведение итогов

Настало время подвести итог путешествия по экологической тропинке. Я думаю, что путешествие было полезно для вас. Помните, что природа – это наш дом. От вас зависит, каким он будет. Ваша обязанность сделать так, чтобы вашим детям не пришлось сидеть на синтетической траве и любоваться искусственными птицами. Уважайте, оберегайте и сохраняйте природу всегда и везде. Помните, что в природе нет ничего случайного, помните о важности сохранения экологического равновесия в природе.

А сейчас давайте подсчитаем количество баллов, которые набрали группы, путешествуя по лесным тропинкам.

Громкие аплодисменты всем участникам сегодняшней игры.

Понравился ли вам классный час? Если «да» - хлопаем, «нет» - топаем (на раз, два, три).

А что же нового узнали вы сегодня? Закончите одну из предложенных фраз.

Я понял, что…

Было интересно…

Было трудно…

Мне захотелось…

У меня получилось…

Спасибо всем! Помогайте друг другу в трудную минуту, будьте добры и внимательны друг к другу, любите друг друга и окружающий мир.

Хором подсчитываются баллы, определяется команда - победитель, дарятся всем участникам игры громкие аплодисменты.

На раз, два, три обучающиеся «да» - хлопают или «нет» - топают.

Ответы детей.

Приложение 1

Экологические ситуации

Ситуация 1 . Ребята пошли в поход. Вечером они решили разбить лагерь в молодом сосняке. Мы знали, что рубить деревья нельзя, поэтому растянули палатку между стволами сосен, стойки для палатки сделали из веток, которые лежали на земле.

Предполагаемый ответ: дети сделали правильно.

Ситуация 2 . Перекладины, для приготовления еды мы не нашли, поэтому подвесили котелок на ветку сосны, которая низко свисала, а потом развели костёр.

Предполагаемый ответ: разжигать костёр можно на открытой местности, далеко от деревьев.

Ситуация 3 . По дороге мы насобирали полное ведро грибов.

«Кто знает, что это за грибы?» - спросила Таня.

«Я знаю – ответил Витя - у меня есть книга о грибах, я её перед походом прочитал. Этот гриб, наверное - сыроежка».

«Если это сыроежка, наверно его можно есть сырым» - сказал Коля, слегка поджарил гриб на костре и съел.

Предполагаемый ответ: никакие грибы есть сырыми нельзя, и точно знать, что это за гриб.

Ситуация 4 . Утром мы собрали вещи, тщательно убрали место ночёвки. Огонь затушили, а пластиковые бутылки и стаканчики закопали в землю.

Предполагаемый ответ: Дети сделали неправильно. Ведь пластиковые бутылки, пакеты в земле перегнивают тысячи лет. Нужно было сжечь их или забрать с собой.

Приложение 2

Карточка 1

Если вечером на растениях роса, то погода утром …(ясная).

Если лес шумит без ветра, то будет …(дождь).

Цветки кувшинки не поднимаются из воды, то будет …(холодно, ливень).

Карточка 2

Если всю ночь поют соловьи, то утро будет …(ясным, тёплым).

Чайка ходит по берегу и кричит, то скоро будет…(буря, шторм, дождь).

Поздно вечером громко поют сверчки и цикады, день будет…(солнечным).

Карточка 3

Воробьи купаются в пыли и песке, то будет…(дождь).

На прудах и реках раскрытые белые лилии и желтые кубышки, то погода будет…(хорошая).

Если кошки долго умывается, погода…(ухудшится).

Карточка 4

Ласточки и стрижи низко летают, то будет…(дождь).

Раки и жабы выходят на берег перед …(непогодой, дождём).

Муравьи прячутся в муравейник и закупоривают вход перед…(дождём).

Карточка 5

Усиливается запахи цветов и трав, то будет…(дождь).

Если закат красный, то день будет …(ветреным).

Если поздно вечером долго слышна звонкая песня зеленого кузнечика, утро будет ….(тихим, солнечным).

«Путешествие по экологической тропе».

(подготовительная группа)

Задача:

    Расширить знания детей о весенних изменениях в природе; умение определять, что изменилось в растениях и деревьях.

    Закреплять знания о правилах поведения в природе: о лекарственных растениях на экологической тропе; умение ориентироваться на местности, находить растения по стихам, загадкам.

    Воспитывать бережное отношение к природе, проявлять ловкость. Формировать навыки поведения в природе.

Ход занятия.

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня Старичок-Лесовичок пригласил нас в путешествие по экологической тропе. Давайте вспомним девиз занятия:

« С голубого ручейка.

Начинается река

А занятие – начинается с улыбки».

Ребята, а вы знаете, где живет Лесовичок и почему его так назвали? (Потому что он родился, рос и всю жизнь живет в лесу – следит за порядком).

Лесовик: Здравствуйте ребята! Это я седой старик.

Называюсь лесовик. Я лес сторожу

За порядком слежу.

Словно сказочной книги страница,

Лес открылся, листвою звеня.

Понимаю и зверя и птицу,

И они понимают меня.

Сегодня, ребята, мы будем говорить с вами о растениях, которые растут на нашем участке. Ребята, а вы любите цветы? Деревья? Шелест листьев, журчанье ручейков.

Молодцы, ребята, что ж я вижу вы любите природу. Добро пожаловать ко мне в гости. А ну-ка назовите деревья, которые растут на участке детского сада. (ответы детей).

Воспитатель: Для того, чтобы на участке детского сада было всегда красиво, мы вместе с вами охраняем зеленые насаждения, сажаем цветы. А вот и наш «Зеленый патруль». (Здороваются).

Зеленый патруль : Ваши ребята знают правила поведения на участке детского сада? Давайте повторим их. (Ответы).

Ходить надо только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения и цветы.

Если кто-то идет навстречу, надо уступить дорогу, но не надо вставать в грядки.

Если увидишь мусор, надо подобрать его, а лучше не бросать.

Нельзя рвать цветы, ломать ветки.

По пути нашего следования мы видим растут в клумбах цветы. Когда они расцветут будет очень красиво. Ребята, а что было с растениями ранней весной? (ответы детей) И что стало поздней весной? (ответы детей). А окружают нас высокие тополя. Сейчас мы пойдем по объекту наблюдения. Тополь.

Ребята, давайте поздороваемся с тополем. Ой, а это что такое? Письмо. (читаю и дети выполняют задание. Дарят птицу, листочки. Чтение стихотворений).

1. По земле из края в край

Ходит мальчик Помогай

Где народ сажает сад,

Там и он посадит ряд.

Посадили мы деревья

Встали спозаранку

Принесли воду и вот

Наше деревце растет.

2. Травка зеленеет

Солнышко блестит и т.д.

3.Ходит солнышко высоко

Тяжелей летит пчела

Налилась малина соком

падать в травы нагала

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие по экологической тропе. Вторым наблюдаемым объектом у нас фитоогород. Почему его так называют? Какие лекарственные травы здесь растут? А от каких заболеваний? (грипп, ОРЗ, ангина, простуда)

Ребята, может кто знает загадки или стихотворение?

    Стоят в лугах сестрички

Золотой глазок

Белые реснички. (ромашка)

2. Только тронь

Отдернешь ладонь

Обжигает трава как огонь. (крапива)

3. Насмешил всех одуванчик

Влез в пушистый сарафанчик

Как юла он завертелся

Сарафанчик разлетелся.

Продолжаем наш путь. Что мы видим слева от нас (фруктовые деревья: вишни, сливы, абрикосы). А справа? (тополиная аллея и кустарники смородины).

Ребята, чтобы попасть на следующий объект, нам надо пробежать змейкой между колесами.

На нашем пути раскидистое чудо-дерево. Ива.

Стихотворение:

У ограды, у аллеи

Плачет ива, плачет ива

Может, ей, кого-то жалко?

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дернул иву

Может, ива хочет пить

Может, нам пойти спросить?

Так, а это, что такое? Да это письмо ивушки. (чтение письма, выполнение задания. Получили подарки). Игра: «Хорошо-плохо».

Продолжаем свое путешествие, мы должны пройти по «мостику». (Появляется Лесовичок)

Воспитатель: Что Лесовичок осматриваешь свои владения?

Лесовичок: Да, вот вижу беспорядок в своих владениях, кто-то гнездо разорил, грибы затоптал. Разве можно так делать? (ответы детей)

Игра: «Можно-нельзя».

    Ходить в лесу по тропкам. (Можно)

Ходить где попало по траве. (Нельзя)

    Собирать в лесу грибы. (Можно)

Вырывать их с корнями. (Нельзя)

    Слушать пение птиц. (Можно)

    Наблюдать за муравьями. (Можно)

Разорять муравейники. (Нельзя)

Молодцы, ребята. Все то вы знаете!

Лесовик: Ребята, я хочу пригласить вас к своему любимому дереву в гости. Но, вы должны угадать, что это за дерево. Впереди у нас препятствие, вы должны перепрыгнуть или перелезть через колеса. Что это за дерево? (ответы).

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, вот коробка на дереве. Это, наверно, ты Лесовичок сюрприз нам приготовил? (Открываю коробку). Письмо. Чтение стихотворения «Вишня».

Выполнение заданий: «Давайте напоим вишеньку!».

Лесовик: Слышите, деревья совсем иначе листьями шелестят, настроение у них теперь радостное, праздничное. А как вы думаете интересно быть деревьями? Я сейчас заколдую вас и вы станете деревьями. Поднимите свои ветки -руки и пошевелите листьями- пальцами. Расставьте ноги пошире- это растут корни, они держат вас на земле, дают воду, пищу. Подул ветер, веточки закачались. Да, замечательные деревья выросли у меня на тропе. Даже жалко вас расколдовывать. Но вам опять пора стать маленькими человечками. Чтобы вам было хорошо в моем царстве, надо его беречь, заботиться, охранять.

Воспитатель: Старичок-Лесовичок, а наши ребята любят и уважают природу, знают пословицы.

    Много леса- не губи

Мало леса- береги

Нету леса – посади.

    Что летом родится,

Зимой пригодится.

    Враг природы тот,

Кто леса не бережет.

    Худую траву с поля вон.

Лесовик: Молодцы! Пословиц вы много знаете. А загадки, вы умеете отгадывать? (ответы детей)

    Много рук, а нога одна. (Дерево)

    Растут, зеленеют, упадут желтеют. (Листья)

    Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

    Шли плотнички без топоров

Срубили избу без углов. (Муравейник)

    Спереди шильце. Сзади вильце.

Сам мал. А за морем бывал. (Ласточка)

Лесовик: Ребята, а как вы думаете бывают волшебные деревья? А вот в моих владениях есть сюрприз – волшебное дерево и оно ожидает вас в конце вашего путешествия.

Ребята, как вы думаете, трава живая? А гром?

Игра: «Живое-неживое».

Молодцы, ребята. Очень я вами доволен, вы знаете много пословиц, стихотворений, загадок. Ой, что-то я притомился. Пойду я отдохну, а вы продолжайте свое путешествие и не забудьте про волшебное дерево. До свидания, ребята. (прощаются).

Воспитатель: Лесовичок ушел отдыхать, но, а мы продолжим свой путь. Ребята, вы обратили внимание, что весь наш участок окружают высокие и могучие тополя и кустарники смородины? А это что такое?

Маша Д.: Это сирень. Ее можно узнать сразу, у нее листочки, как сердечки и она вкусно пахнет и красиво цветет.

Стихотворение:

В углу под забором

Из серых досок

Весеннего неба

Светлеет кусок

Откуда там небо?

Ну и дела! А это

Сирень расцвела!

Распустился ландыш в мае

Самый праздник в первый день

Май цветами провожая

Распускается сирень

Вот и заканчивается наша прогулка по экологической тропе, что же больше всего вам интересного запомнилось.

Ребята, а нам Лесовичок говорил про волшебное дерево. Где же оно? Ой, - вот и оно. Сейчас посмотрим.

А, вы заметили, куда мы вышли? (ответы)

Мы вышли туда, откуда начали свое путешествие. На этом наше путешествие по экологической тропе заканчивается. Сейчас мы пойдем на участок и мелом на асфальте будем рисовать, кому что понравилось. (Дерево, цветы, травка).

Конспект обзорной экскурсии разработан и проведён с детьми средней группы (4-5 лет)

Конспект обзорной познавательно-экологической экскурсии «Осеннее путешествие по экологической тропе»

Пояснительная записка . На территории детского сада создана экологическая тропа. Это своеобразный учебно-просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, образования и воспитания. В качестве объектов экологической тропинки нами были выбраны: различные виды пород деревьев и кустарников, уголок нетронутой природы, берёзовая роща, огород, отдельно растущие лекарственные растения. Выбирая маршрут путешествия по тропе, я использую карту-схему (на которой изображены объекты экологической тропы), Экологический паспорт ДОУ (в котором содержится много познавательной информации) и помогает мне в путешествии Хозяин экологической тропы «Старичок-Боровичок» (сказочный лесной персонаж). Представляю вашему вниманию конспект обзорной экскурсии, где роли сказочных персонажей «играют» родители воспитанников.

Задачи:

1. Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к северному краю.

2. Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.

3. Развивать любознательность детей, кругозор, уметь делать выводы.

4. Систематизировать знания об объектах экологической тропы.

Ход.

(Дети стоят на улице возле центрального входа)

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами и нашими гостями совершим путешествие по нашей «зелёной, волшебной тропинке». Мы часто по ней путешествуем. Для чего, как вы думаете?

Дети : Смотрим, что изменилось, может помочь нужно нашим зелёным друзьям.

Воспитатель : Территория детского сада - это заповедное место. Что такое заповедник?

Дети : Это место где нельзя убивать зверей, птиц, рубить деревья, рвать цветы.

Воспитатель: Но мы, же не можем всё время стоять и охранять территорию детского сада, смотреть, чтобы не рвали цветы и не ломали саженцы?! Что делать?

Дети: Забор крепкий сделать, верёвку натянуть, хорошего сторожа пригласить на работу.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто с нами отправляется в путешествие по нашей тропинке?

Дети: Старичок-Боровичок - хозяин экологической тропинки.

Воспитатель : Поздоровайтесь с ним. Ой, ребята он что-то на ушко хочет мне сказать. Можно я послушаю? (слушает) Старичок-Боровичок говорит, ребята, что для вас кто-то бросил письмо в почтовый ящик детского сада. Давайте посмотрим. Вот оно! Ребята, вы хотите узнать, от кого пришло письмо? (читает) «Дорогие ребята средней группы отгадайте, пожалуйста, загадку и узнаете от кого это письмо:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Я не касаюсь сосен

И Ёлочек. Я … (Осень)

Правильно! Милые ребята приходите в гости ко мне и моим деревьям. Ведь деревья осенью особенные, волшебные. Вы узнаете их по специальным табличкам. В конце вашего путешествия вас ждёт сюрприз!»

Воспитатель: Ну что ребята пойдём по тропинке искать осенние деревья?

Посмотрите внимательно, возле какого дерева вы видите табличку? (Дети осматриваются и замечают табличку у тополя. Все вместе подходят).

Воспитатель : Кто знает, как называется это дерево?

Хором : Тополь.

Сова:

Кто опять пришёл сюда?

Нет покоя никогда!

Воспитатель : Лесу низкий наш поклон! Здравствуй Совушка-сова.

Сова: А знаю, знаю. Вы отправляетесь в гости к Осени. Я укажу вам дорогу дальше, если вы ответите на мои вопросы и поиграете со мной.

Итак! Какое сейчас время года? (осень)

А какая осень - ранняя, золотая или поздняя? (поздняя)

А какой сейчас осенний месяц? (октябрь)

А что вы о нём знаете?

Воспитатель : На Руси октябрь называли грязник, месяц осеннего бездорожья: дожди вперемешку с мокрым снегом превращают почву в грязное месиво. Октябрь самая середина осени. Он самый хмурый месяц осени, порог зимы, месяц ледяных дождей и мокрого снега.

Сова: Правильно. А что вы знаете о тополе?

1 ребёнок: Тополь - это высокое стройное дерево. Оно прекрасно очищает воздух от пыли.

2 ребёнок: Тополиный листик очень гладкий и с него легко смывается дождём городская пыль.

3 ребёнок: Весной на тополях набухают крупные почки. Потом они раскрываются и появляются пахучие блестящие листочки.

Сова : Молодцы! А поиграть со мной вы можете?

Воспитатель: Конечно! Мы предлагаем тебе выполнить с нами физ. минутку «Осень»

«Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап.

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

Кто нашёл его друзья?

Это я, это я, это я!

Сова: Спасибо вам ребята отправляйтесь дальше в путь по волшебной тропинке. (Дети прощаются с совой)

Здравушка: Здравствуйте ребята я Здравушка.

Скажите, пожалуйста, это дерево или куст? (куст)

А почему? (у дерева один большой ствол, а у куста много небольших)

Как называется этот большой куст? (сирень)

А что вы о нём знаете?

1 ребёнок: Весной сирень зацветает и радует нас своими сиреневыми, пахучими цветами.

2 ребёнок : Из цветков сирени делают лекарство.

3 ребёнок : Возле сирени мы можем гулять сколько угодно - это большой куст, который приносит человеку бодрость и свежесть.

Здравушка: Предлагаю взбодриться возле сирени - подышать.

Дыхательная гимнастика (по выбору)

Здравушка: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.

(по выбору инструктора по ФИЗО подвижная игра)

Здравушка: Спасибо вам ребята порадовали вы меня. А сейчас вам пора отправляться в путь, ведь Осень ждёт вас. Счастливого пути!

(Дети прощаются с Здравушкой и отправляются дальше в путь. Следующая табличка у берёзы. Где детей встречают Петрушка и русская Хозяйка)

Петрушка:

Здравствуйте гости дорогие,

Девки красные и парни удалые!

Хозяйка : Добрый день гости желанные! Милости просим!

Петрушка : А ну-ка скажите ребятки краснощёкие, что это за дерево?

Дети : Берёза!

Хозяйка: А что вы можете о нём рассказать?

1 ребёнок : Берёза - это самое красивое наше дерево! Русский народ его очень любит!

2 ребёнок: У берёзы очень красивый ствол с чёрным рисунком.

3 ребёнок: Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу.

Хозяйка: А почему дерево не падает?

Дети : Корни держат.

Петрушка : Верно. Давайте проверим. Посмотрим, как это происходит. А ну-ка богатыри померяемся силушкой русскою!

(Проводится опыт «Корень устойчивости». Дети обхватывают рядом растущие берёзки и проверяют, устойчив ли корень)

Петрушка: Молодцы ребята! Ну так что, корень у деревьев устойчивый, крепко держит дерево?

Дети : Да!

Хозяйка : Расскажу-ка я вам сегодня ребятки, как в старину на Руси народ собирался да друг другу помогал. Так, вот есть в церковном календаре такой праздник - Воздвиженье. В народе говорили: «Сдвиженье тепло сдвигает, а холод подвигает» А кто-нибудь из вас знает другие поговорки об этом празднике?

Воспитатель : Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.

Ребёнок: На Воздвиженье первая барыня - капуста.

Петрушка : На Руси был обычай заготавливать по осени капусту, солить её на долгую зиму. А вы умеете солить капусту.

Дети: Да!

(Проводится физ. минутка «Мы капусту солим»)

«Мы капусту рубим, рубим!

Мы капусту солим, солим!

Мы капусту трём, трём!

Мы капусту жмём, жмём!

А потом мы капустку в рот кладём! Ам!»

Хозяйка: Молодцы, ребята! А сейчас мы вас проводим в гости к самой Осени.

(Хозяйка и Петрушка ведут детей на участок, где их встречает Осень)

Осень: Здравствуйте ребята! Наконец - то вы ко мне пришли. Я очень рада вас видеть. Сразу ребята хочу попросить вас о помощи. В огороде поспели овощи, а в саду фрукты. Но я к вам так торопилась, что все их растеряла по участку. Соберите их пожалуйста в корзину.

Игра «Собери овощи и фрукты»

(Дети расходятся по участку и собирают урожай)

Осень : Молодцы ребята! А хотите со мной поиграть? Порадовать меня русской народной игрой «Карусели».

«Еле - еле, еле - еле закружились карусели, а потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише не спешите. Карусель остановите. Стоп»

Осень:

Так много вы сегодня узнали

Но, наверное, устали

Я вас конечно понимаю

И всех вас осенними гостинцами угощаю!

(Осень раздаёт всем яблоки и прощается с детьми)

Елена Повтарь
Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе детского сада»

Занятие проводится на территории сада .

Ребята, а вы любите путешествовать ? Я предлагаю нам с вами отправиться в путешествие по экологической тропе детского сада . Экология , т. е. природа, а природа – это реки, леса, растения, животные, солнце, облака. И я предлагаю навестить некоторых представителей природы, которые живут на территории нашего участка. Согласны?

Ребята, на нашем пути возникли некоторые препятствия :

1. Ходьба по кочкам

2. По мостику

1 пункт «Травушка-муравушка»

Ребята, посмотрите, а что это у нас под ногами? (трава)

Правильно. Мы с вами каждый день здесь ходим, играем, бегаем, но не обращаем никакого внимания на травку. А она, как ковер, застилает большую часть нашего участка, радуя нас своей зеленью.

Как вы думаете, каким был бы наш участок без травы? (скучным, унылым, серым)

Наклонитесь, потрогайте ее ручками.

Какая травка на ощупь? (мягкая, прохладная, нежная) . Как приятно в жаркий денек посидеть и поваляться на ковре из травы. Давайте и мы присядем.

Как называется вот эта травка? (подорожник)

Почему она так называется? (растет у дороги)

Кто из вас знает, почему она растет вдоль дорог? Существует легенда, что слово подорожник означает «след человека» . В давние времена, когда еще не было транспорта, люди передвигались пешком. К одежде человека цеплялись семена растения. Таким образом, не догадываясь, человек расселял семена. Осыпаясь, они прорастали, вдоль тропинки , дорожки. Отсюда и название подорожник.

Ребята, а ведь подорожник обладает лечебными свойствами.

Кто знает, чем он полезен? (прикладывают к ранкам, отвар пьют при болезни желудка)

Давайте соберем немного подорожника в корзинку, высушим его, он нам еще пригодиться на занятиях .

2 пункт «Божья коровка»

Ребята, приглядитесь внимательнее, кого вы тут видите? (божьи коровки)

Да это божья коровка. Этот жучок совсем маленький, с горошину, кругленький. Оба крыла у него красные, и на обоих у него семь красных точек. Чуть тронешь его, испугается, тотчас спрячет под себя ножки и усики. Ни движим, ни с места. И если никто и ни что его не беспокоит, жучок опомниться и дальше поползет.

Ребята, а чем полезна божья коровка? Она прилежно охотиться за тлями. Тли очень маленькие насекомые, меньше булавочной головки, слабенькие, но очень вредные. Эти бескрылые насекомые сидят на листьях плодовых деревьев и портят их. Тли делают дырочки в плодах и листьях. Много овощей и фруктов испортили бы тли, если бы не божья коровка.

Наши предки славяне называли «божью коровку» - «солнышком» . Современное название появилось гораздо позже. Эти насекомые выделяют «молочко» , правда, не белое, а оранжевое. Конечно на самом деле это вещество, не какое не молочко, а едкая и неприятно пахнущая жидкость.

Кто знает, почему коровка имеет ярко красную окраску? Дело в том, что насекомым здорово достается от пернатых. Поэтому некоторые из них имеют яркую окраску, отпугивающую хищников. Они как бы предупреждают «не ешь меня, я ядовитый» . Вот почему спокойно ползет по растению божья коровка

Чтение стихотворения ребенком :

Всем известно, что жуки

Жужжат с досады и тоски.

Но в кругу друзей жуки

Чудаки и добряки.

Я дружу с одним жуком,

Я с ним целый день знаком.

Это счастье, если жук

И тебе не враг, а друг.

3 пункт «Кустарники»

Как называется это растение? (черноплодная рябина)

Почему она так называется? Покажите плоды. Какого они цвета?

Кто пробовал эти ягоды? Какие они на вкус?

Что из них можно делать?

Эти ягоды очень полезны, в них много витамин, рекомендуются употреблять людям с повышенным давлением.

Черноплодная рябина-это куст или дерево? Почему вы так думаете?

Эти кусты еще являются украшением нашего участка.

Назовите условия, при которых растение хорошо себя чувствует? (тепло, солнце, рыхление, уничтожение сорняков, полив) .

-Трудовая деятельность : дети поливают кустарники из леечек.

-Преодоление препятствий : спуск по лестнице

ходьба «змейкой» между игровым оборудованием.

4 пункт «Муравейник»

Узнайте, из загадки с кем состоится наша следующая встреча.

В лесу у пня

Суетня, беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет.

Что это за дерево? (ель)

А что под елью? (муравейник)

Кто знает, что представляет собой муравейник?

Жилище муравьев- это сложное, многоэтажное сооружение. Муравейник постоянно улучшается и совершенствуется (высота его нередко достигает одного метра) . В нем много различных ходов и камер, где размещаются яйца, личинки, куколки муравьев и живут взрослые особи, несущие различные обязанности (рабочий, солдат, нянька и т. д.) . Муравьи трудятся, подобно маленьким человечкам.

Какую роль выполняют в природе муравьи?

Дети, иногда можно увидеть такую картину, некоторые «любители» природы не могут пройти мимо муравейника, не разворошив его купол и не полюбоваться великим муравьиным переполохом.

Представьте, что станется с муравьями? Такие развлечения губительны для насекомых. Если муравьи не успеют до первого дождя отремонтировать поврежденный купол, на ремонт требуется 2-3 дня, муравейник промокнет, а это смертельно для всей муравьиной семьи. Бывает случайно, не заметив, человек наступает на муравейник и тем самым наносит вред жилищу насекомых. Как мы можем в таких случаях уберечь муравейник на нашем участке?

-Трудовая деятельность : вместе с детьми делаем ограждение, ставим табличку «Осторожно муравейник» .

5 пункт «Березка»

Ребята, посмотрите на этот пень. Это не простой пень, он может многое нам рассказать Например, сколько лет было дереву, когда его спилили.

Кто знает, как определить возраст дерева по пню? (по годичным кольцам)

А еще мы можем определить, что за дерево здесь росло. Кто сможет ответить на этот вопрос, ведь у нас нет ни листочков, ни плодов? (березка, по коре)

Правильно береза. Это стройное, красивое дерево. Много стихов и песен сложено о нем. Одну из песен знаем и мы с вами.

Исполнение песни «А я в лесе был, березку рубил»

Публикации по теме:

Конспект НОД по экологии «Прогулка по экологической тропе» Программное содержание: продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (сравнивать, анализировать). Учить делать простейшие.

Конспект занятия-путешествия по экологической тропе «В гостях у Лесовичка» Муниципальное Дошкольное Образовательное учреждение "Детский сад №4 общеразвивающего вида" г. Ухта Республика Коми Цель: формирование представлений.

Открытая прогулка «Весеннее путешествие по экологической тропе». Открытая прогулка «Весеннее путешествие по экологической тропе». (подготовительная к школе группа) Программные задачи: ОО «Познавательное.

Планирование работы по экологической тропе на территории детского сада 5–6 лет Детский сад №7 Г. Нелидово Перспективное планирование работы по экологической тропе на территории детского сада. Старшая группа..

Проект программы по совместной работе детского сада и семьи по воспитанию у детей экологической культуры. Проект программы по совместной работе детского сада и семьи по воспитанию у детей экологической культуры и развитию исследовательской активности.