Познавательно - творческий проект "Шкатулка Самоцветов" проект (старшая группа) на тему. Познавательно-музыкальное развлечение «Край родной — земля уральская! Интересно знают дети что такое самоцветы автор


Я живу на Урале.

Открытое познавательное занятие-путешествие для дошкольников в рамках ШБП.

Цель : Формирование у детей чувства патриотизма и любви к родному краю – Уралу.

Задачи:

1. Расширить знания и представления дошкольников о растительном и животном мире Урала, о богатстве края (полезные ископаемые);

    Формировать умение устанавливать взаимосвязь между животными, растениями и средой их обитания;

    Учить понимать и ценить красоту родной природы, беречь ее, уметь общаться с ней;

    Воспитывать интерес детей к народному творчеству родного края;

    Развивать у детей внимание, умение ориентироваться в пространстве, учить совместным действиям в игре.

    Развивать мелкую моторику, внимание, память.

    Создавать положительный эмоциональный фон.

    Воспитывать бережное отношение к живой природе, искусству, к своему здоровью, самостоятельность и стремление проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

Материалы и оборудование: электронная презентация, панно «Наш Урал» (для проведения тестовых игр), двухсторонний скотч (для крепления картинок на панно), фоно «Голоса природы», карта Среднего Урала, таблички с названием остановок (4 шт), салфетки-покрывала на столы (6шт), изображения веточек деревьев, карточки с изображением птичьих голов и перьев, табл. с названием рек и озер, коллекция полезных ископаемых, коллекция самоцветов, поделки из самоцветов, галька и восковые мелки (по кол-ву детей), «Сердечко» для игры, сувениры.

Ход занятия

(Звучит русская народная мелодия, в класс входят дети)

Хозяйка Медной Горы: Здравствуйте, гости дорогие!

Гости званные, желанные.

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

Гости на пороге – хозяйке радость.

Для них и место готово.

К р а с н о м у г о с т ю – к р а с н о е м е с т о.

Давайте знакомиться. Я – Хозяйка Медной Горы , а вас как зовут? Интересно, а добрые ли люди ко мне сегодня пожаловали? Проверим. Давайте встанем в круг и передадим друг другу частичку радости от встречи - улыбнемся. Как приятно, что в гости ко мне пожаловали добрые друзья. (дети садятся на стулья)

Ребята, признаюсь вам, что меня зовут Хозяйка Медной Горы не просто так. Мои владения – это Уральские горы! Я храню много тайн и сведений о моем любимом крае. Много чудес и сокровищ сокрыто в моих подземельях. Богатства мои неизмеримы. А еще я много-много всего интересного знаю: люблю книги читать, люблю карты изучать, за природой наблюдать, землякам помогать.

Хотите, и вас этому научу? Ведь знания о родном крае – это бесценные сокровища, это наше богатство...

Ребята, а как называется край, в котором мы живем?...

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но мы на ней всегда найдем

Родной свой край – наш общий дом.

( ХМГ показывает карту России с выделенным Уралом)

В нашей стране есть замечательный край. Если посмотреть на карту России, то в самой ее середине можно увидеть широкую коричневую полосу. Это и есть знаменитая каменная страна Урал , Уральские горы. Люди относятся к нему уважительно, с почтением называют «Седой Урал», «Урал – батюшка». А само слово «Урал» в переводе с башкирского языка означает «пояс». Урал – значит пояс. Поэтому Уральские горы и называют «каменным поясом». Есть старая башкирская сказка о великане , который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в нем все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан уронил его, и пояс лег через всю землю: от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет . А богатства великана рассыпались по всему Уральскому краю. Посмотрите на карту, как растянулся Урал – пояс.

А вы знаете, где, в какой части Урала мы с вами живем? Мы живем на Среднем Урале.

Как вы думаете, почему он так называется? (Есть еще Южный Урал, Средний Урал, Северный Урал, Приполярный Урал, Полярный Урал.)

Хозяйка Медной Горы: Древних каменных гор, родников говорливых прохладу

Мой Урал мне дарИт и ласкает теплом своих рек.

Здесь с рожденья живу, и другого мне края не надо.

Тайно-чудный Урал покорил мое сердце навек!

А вы хотите узнать тайны нашего Среднего Урала и увидеть его сокровища?

Тогда – В ПУТЬ! Отправляемся в путешествие по Уралу.

А все добытые нами знания мы используем для составления картины «Наш Урал»

(показ на пустое панно)

Садитесь в поезд (дети становятся паровозиком), ПОЕХАЛИ! (музыка «Паровоз»)

Богата и разнообразна природа Урала…

Остановка “Лесная”

Хозяйка Медной Горы: - Ребята, отгадайте загадку:

Нам в дождь и в зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (Дерево.)

Правильно! Это дерево. Из чего состоит дерево? (Корни, ствол, ветки, листья.)

Уральские леса - настоящая кладовая красоты и богатства, полная приятных сюрпризов и чудесных тайн. Лес – это огромный дом для всего живого. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям, насекомым и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи!

Чтобы узнать, какие деревья нашего края вам знакомы, я предлагаю поиграть в игру «Угадай дерево» .

У меня есть веточки разных деревьев. Нужно будет угадать по листьям - с какого они дерева и назвать его. (Береза, дуб , ель, сосна, осина, лиственница, липа . )

    В древности липу называли золотым деревом, срубить или сжечь которое считалось величайшим проступком. Ее сажали во дворах замков, на городских площадях, вокруг церквей.

    Осина - дерево, у которого можно наблюдать интересное явление осенний ветвепад. На дрова осина совершенно не годится: она дает мало тепла. Осиновая древесина используется главным образом на спички. Она, кроме того, находит применение в качестве строительного материала, из нее изготовляют кадки, бочки, дуги.

Молодцы, хорошо справились с заданием.

(называние детьми деревьев, сопровождается показом слайдов)

(ХМГ крепит картинки деревьев к картине «Наш Урал»)

Но в лесу растут не только деревья. Что еще нам дает лес? (Ягоды, грибы.)

Какие ягоды можно собирать в лесах Урала? (Черника, клюква, малина, смородина, земляника и т.д.)

Знакомимся!

    Брусника

    Костяника

(информация на слайдах)

    Многолетний медицинский опыт подтверждает эффективность брусники как антисептического, ранозаживляющего и тонизирующего средства. А в народной медицине брусника используется как безопасное жаропонижающее средство для взрослых и детей. Брусника входит в состав многих лекарств по улучшению зрения.

Витамины ягоды улучшают зрение, повышают его остроту, поэтому брусника рекомендована детям, особенно в период обучения.

    Костяника - живой барометр. В сухую погоду ее листья сворачиваются в трубочку. К перемене погоды, перед дождем, они начинают расправляться, разглаживая свои пушистые пластинки. Ягоды костяники благодаря насыщенности витаминами, органическими кислотами, минеральными и другими веществами обладают целебными свойствами.

Не без пользы и листья. Любители травяных взваров давно почитают костяничный чай одним из самых лучших, самых душистых.

А какие грибы вы знаете? (Подосиновик, грузди, опята, маслята, белые грибы, сыроежки и т.д .)

Но бывают и ядовитые, опасные грибы. Кто знает, что это за грибы? (Мухомор, поганка.)

Хозяйка Медной Горы: - Давайте погуляем по лесу. Только, чур - держитесь крепче за руки – тропинка узкая. В лесу нельзя разбегаться далеко друг от друга, нужно всегда видеть того, кто идёт впереди и сзади тебя.

Ф и з м и н у т к а (имитация движений)

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки - убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай мусор с травки убирать.

Зря Цветы не надо рвать. Из рогатки не стрелять:

В лес приходят отдыхать, за природой наблюдать.

Без кого лес не может существовать? (Без зверей и птиц). Верно.

Попробуйте отгадать загадки и вы узнаете, кто живет в лесу.

Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)

Иголки на ножках
Бегут по дорожке.
(Еж)

Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, кур в деревне крадёт.
(Лиса)

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
(Заяц)

Дикий зверь тропой бежит,

То как хрюкнет, завизжит.

С ним детишек караван,

Этот зверь лесной – …

(Кабан)

Пятнистая хищница, леса гроза,

На ушках по кисточке, злые глаза.

Живёт она в тёмной чащобе лесной

И лучше её обходить стороной.

По лесу скитается целую ночь.

Все звери спешат от разбойницы прочь.

Прогнать ты не сможешь её словом “брысь”.

Разбойница эта, конечно же …(Рысь)

Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Если встретить довелось,-

Знайте, дети, это …(Лось)

(После каждой загадки изображения угаданных животных появляются на экране).

Каких еще уральских зверей вы знаете?

Знакомимся!

    барсук

    бурундук

    хорек

(информация на слайдах)

    Зверь этот очень чистоплотен: он вырывает специальные ямки-“уборные” вблизи норы или в отдалении - среди высокой травы или кустов, так что их трудно обнаружить. У барсучьей норы всегда довольно чисто, не валяются остатки недоеденной пищи, как это обычно бывает у лисицы. Интересно, что барсук даже в голодную весеннюю пору не ест падаль, оставляя без внимания остатки пиршеств живущих в тех же местах крупных хищников. Однако перезимовавшие на земле плоды - яблоки, ягоды калины, стручки акации - он подбирает с охотой.

    Он и не столь быстр и увертлив, как горностай или норка: человек легко догоняет бегущего хорька , если тот не успел нырнуть в подходящее убежище. Однако желание схватить его зверек отбивает довольно быстро: при защите он нередко выбрызгивает дурно пахнущий секрет анальных желез. Поэтому врагов, активно его преследующих, мало: любителей испробовать такой "душ" нужно еще поискать, да и мясо у этого зверька с неприятным “хорьковым” запахом.

- Прикрепите к картине «Наш Урал» тех зверей, которые живут в нашем крае.

Хозяйка Медной Горы: Хранит уральский лес чудес немало.

И их нам показать готов.

Хочу, чтоб здесь светлее стало

Ребята, а вы знаете птиц, которые живут на Урале?

Давайте проверим - дидактическая игра «Чья голова? Чей хвост?».

А в качестве подсказки я буду использовать загадки. Смотрите и слушайте внимательно! (раздаются детям части изображений птиц - птичьих голов и хвостов, чтение загадок, отгадки - изображение птиц на экране).

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

Глазищи круглы,

Когтищи остры,

Носище кривой -

Разбойник лесной.

(филин)

Слышен стук в лесу недаром,

Ствол проверил, все уладил,

Помогает лесу (Дятел).

Знаете, есть птичка, что одна живет.

Гнезд она не строит, песен не поет.

Целый день летает по лесу одна,

А своих детишек раздает она.

(Кукушка)

Всю ночь летает - мышей добывает.

А станет светло - спать летит в дупло.

(Сова)

Молодцы, справились с заданием.

Знакомимся!

    Глухарь

    королек

    иволга

(информация на слайдах)

Сел на елку, на сучок,

Бороды торчит клочок;

Как летун - он плоховат,

И порою глуховат.

(глухарь)

Скромен, мал, одет без лоска,

Золотистая полоска

Блещет светом уголька

На головке …

(Королек) Взгляните на картинку. На ней изображена птица. Совсем не солидная эта птица. Размером, чуть побольше жука, а два ее новорожденных птенца могут поместиться вот в таком наперстке.

Птица с яркой жёлтой грудкой,

Чёрный верх, незлобный вид,

Но рассердится - и жутко

Кошкой птица закричит.

(иволга) Иволги - полезные птицы: они в больших количествах поедают вредных для леса волосатых гусениц, которых большинство других видов птиц не трогает из-за ядовитых волосков, которыми покрыто тело этих гусениц. Кроме того, иволги едят пауков, а также насекомых, обитающих в кронах лиственных деревьев (клопы, жуки, крупные мухи).

Ну, вот и ожил нас дивный лес.

Картинки птиц прикрепить на картину «Наш Урал».

Лес – добрый доктор нашего края. Он очищает воздух от пыли, микробов и различных вредных веществ.

Лес – родной дом и хранитель для растений и животных. Он даёт им корм и кров. А животные помогают расселяться растениям.

Лес – спутник, помощник и кормилец человека на протяжении всей его жизни.

Берегите лес!

Садитесь в поезд ПОЕХАЛИ! (музыка «Паровоз»)

Остановка «Уральские воды»

Хозяйка Медной Горы: Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал.

Как девочки сосны большие сбегают с заснеженных скал

В лугах на ковровых просторах среди плодоносных полей

Лежат голубые озера осколками древних морей.

На Среднем Урале густая речная сеть и много озер. (показ а карте) С давних пор славится Урал своими крупными реками: Тура, Тагил, Нейва, Пышма, Исеть. Далеко за пределами нашего края известна река Чусовая.

Реки Среднего Урала характерны медленным, спокойным течением. В долинах их часто встречаются береговые утесы, называемые «бойцами» или «камнями».

Озера на Среднем Урале размещены неравномерно. В горной части озер мало, а во многих низменных местах озер много, хотя нет очень больших и глубоких.

Особенно красивы озера Таватуй, Балтым, Песчаное, Шарташ.

Ребята, а вы знаете как уральцы используют реки и озера своего края?

(перевоз грузов, рыбалка, туристические сплавы на лодках, отдых, полив полей и огородов, питье, обогрев жилья, на заводах и т.д.)

(названия водоемов прикрепить на картину «Наш Урал»)

Садитесь в поезд (дети становятся за ХМГ паровозиком), ПОЕХАЛИ! (музыка «Паровоз»)

Остановка «Подземная кладовая»

Хозяйка Медной Горы: вот и добрались мы с вами до моих подземных богатств!

В серёжках у мамы огнём он горит,

В пыли на дороге ненужным лежит,

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким, в ладошке лежать,

Тяжёлым, большим – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Да это же камень!

Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская! Посмотрите, как много здесь камней. (подводит к столу с коллекцией полезных ископаемых)

Скажите, а где вы можете встретить камни?

Верно, везде: в реке, на дороге. Но больше всего камней конечно в горах. Посмотрите, как красивы Уральские горы (на экране виды Уральских гор).

Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями - полезными ископаемыми . Давайте повторим - «полезные ископаемые».

А какие полезные ископаемые вы знаете? Как они помогают человеку?

(выслушивает ответы детей, по ходу демонстрирует образцы полезных ископаемых)

Верно, простой уголь - это тепло в наших домах, гранит , мрамор и известняк - надежные помощники строителей. А еще в подземных кладовых есть особые, очень красивые камни. Называются они самоцветы . Ценились самоцветные камни издавна за красоту свою, за уникальность.

Я сейчас расскажу вам о некоторых из них…

Интересно, знают дети,

что такое самоцветы?

На Урале, проживая,

знают дети или нет,

что волшебным называют

каждый камень самоцвет.

Тот, кто любит аметист ,

дружбе верен, сердцем чист.

Кто силач и богатырь,

носит камешек – сапфир.

Кто секрет хранить умеет,

кто таинственно молчит,

тот всегда понять сумеет

камень ящерок и змеек –

темноглазый малахит.

Самоцветный камень красный,

будто ломтик ветчины,

это главный камень - яшма -

сердце сказочной страны.

Красный яшмовый узор -

красота Уральских гор,

будто в чаше, в этой яшме

воды чистые озер.

На закат похож гранат ,

на восход похож агат ,

эти камни в ожерельях

силу солнышка таят...

На Урале самоцветы,

самоцветен весь Урал.

Я хочу, чтобы об этом

ты немножко тоже знал.

Ребята, какие названия камней - самоцветов вы запомнили из стихотворения? (выслушивает ответы детей, демонстрирует их на иллюстрациях).

Человек научился обрабатывать эти камни и делать из них необыкновенной красоты вещи. Посмотрите, вот лишь некоторые из них (на экране демонстрируются изделия из камней).

Каждый камень интересен, только нужно уметь увидеть его красоту, как это делают уральские мастера. (дети рассматривают выставку поделок из камней).

Своим мастерством человек оживляет камни и вот уже перед нами стройное деревце, волшебный цветок или резная шкатулка. Не зря родились уральские сказы

«Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце» и многие другие.

Практическая работа

Давайте мы с вами тоже попробуем сегодня превратить вот эти обыкновенные камешки в чудесный подарок. Представьте, что в гости к нам приехали люди из другого края. Чтобы мы могли нарисовать на память об Урале? (показ образцов: ящерку, цветок, озеро, природа Урала и др.).

Дети рисуют на камешках восковыми мелками, звучит мелодия «Урал -батюшка».

(В это время на панно крепятся названия полезных ископаемых и самоцветов)

По окончанию работы, дети рассматривают их вместе с Хозяйкой Медной Горы .

Хозяйка Медной Горы: Молодцы! Постарались и превратили самые обыкновенные камни в ЧУДО!

Садитесь в поезд (дети становятся за ХМГ паровозиком), ПОЕХАЛИ! (музыка «Паровоз»)

Остановка «Конечная»

Хозяйка Медной Горы: Мои просторы дорогие,

Мои поля, мои леса,

Любимые края родные

Вот мой Урал - моя земля.

Дороже жемчуга, коралла -

Любимый сердцу уголок

Частичка моего Урала

Здесь мои корни, мой исток.

Наше путешествие подошло к концу.

Ребята, вам понравилось путешествовать по Уралу?

(рассматривание коллективно выполненной картины «Наш Урал»)

Что вам запомнилось больше всего?

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Передай сердечко и скажи словечко». Встаньте, пожалуйста, в круг. (Дети встают в круг)

Сейчас мы будем передавать по кругу сердечко, и отвечать на вопрос: Какой наш Урал? Каждый должен назвать одно слово. Наш Урал, какой?

Игра «Передай сердечко и сложи словечко»

(Дети передают по кругу сердечко и называют по одному прилагательному к слову Урал: милый, любимый, красивый, чудесный, дорогой, единственный, сильный, могучий)

Ну что ж, пришла пора прощаться.

А на память о нашей встрече я хочу подарить вам частичку моих богатств (раздает детям сувениры).

Любите, берегите свой родной Урал!

А теперь, до свидания, люди добрые, может, ещё и свидимся!

(Звучит русская народная музыка, ребята выходят из класса.)

Татьяна Серко
Познавательно-музыкальное развлечение «Край родной - земля уральская!»

Звучит песня «Агаповка, Агаповка!»

Вед. У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете – есть Родина своя.

Для ивушки плакучей нет реченьки милей,

Для беленькой березки опушки нет родней ,

Есть ветки у листочка, овражек у ручья…

У каждого на свете есть Родина своя.

А там, где мы родились, где радостно живем,

Края свои родные

Дети. Мы Родиной зовем!

Реб. Я родился в России на восходе зари,

Где вдохнул я впервые запах милой земли .

Здесь я вырос, окрепнул, здесь набрал свои силы,

И теперь, где бы ни был, я обязан России.

Вед. Россия – это наша общая Родина. Каждый уголок России славится своей красотой. Мы с вами живем на Урале . Красив наш уральский край – это и горы , и реки, и озера, и леса, и степи.

Оказывается слово «Урал » переводится по-разному. Издревле на Руси жили и башкиры, и манси, и татары. И каждый народ по-своему называл горы, которые их окружали. По-башкирски Урал – это пояс , а по-мансийски - Ургора – крыша гор. Вот какие высокие были горы.

Ах, Урал , Урал , ты седой Урал !

Сколько дум унес по своим волнам.

Реб. С детства я бежал к берегам твоим,

И с тех пор ты стал для меня родным ,

Ты меня встречал словно сказкою,

На волнах качал с чудной ласкою.

Вед. Есть в жизни каждого человека понятия большой и малой Родины. Большая Родина – это наша Россия-матушка, а малая Родина – это место, где мы родились, это наша родная Агаповка , это наш дорогой Урал .

Реб. Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых рядом с мамой мы идем.

Песня «У моей России»

Танец березок.

Вед. Ребята, кто-то к нам в гости идет. (Под музыку входит Сказительница)

Сказ. Здравствуйте, дорогие ребята. Я Сказительница – пришла к вам в гости. Знаете ли вы, кто такая Сказительница? (Ответы детей) . Я рассказываю сказы, сказки, легенды, интересные истории о родном крае . Живем мы с вами, ребята, в замечательном крае. Богат наш край не только горами , лесами, реками, озерами, но и старинными легендами и преданиями, которые передаются из поколения в поколение. Уважительно относятся люди к месту, где мы живем, с почтением называют его Батюшка Урал , седой Урал . Мудрые народные легенды об Урале донесли до нас сказители и писатели. Кого вы из них знаете? (Бажов, Пермяк, Власов) .

Сказ. Может вы и героев сказов знаете? (Дети перечисляют)

Некоторые герои сказов Бажова пришли к нам на праздник.

Танец Огневушки.

Сказ. Узнали, ребята, нашу гостью? Как ее зовут? Из какого сказа к нам она пришла? Что же происходило после ее танца? (Появлялись самоцветы) .

И у нас свершилось чудо, после танца Огневушки-поскакушки появились камни-самоцветы. (Выходят девочки в разноцветных костюмах)

Сказ. Живет у нас на Урале и хранительница самоцветов. У каждого народа есть свой мир сказочных героев. Своего покровителя имели и уральские рудокопы . Звалась она Хозяйкой Медной горы. Она же была хранительницей малахита. Звали ее поэтому Малахитницей. Перед людьми Малахитница выступала в образе удивительно красивой женщины с зелеными глазами, одетой в роскошное малахитовое платье.

(Звучит волшебная музыка, входит Хозяйка Медной горы) .

Хоз. Здравствуйте, люди добрые, слышу, слышу, обо мне речь идет. (Оглядывается) . Вижу, вижу праздник у вас здесь. И самоцветы мои к месту пришлись. Ну-ка, самоцветы, покажите красоту.

Танец Самоцветов.

Хоз. Да, Урал всегда славился самоцветами. На Урале родилось слово «самоцвет» . Так называют драгоценные камни.

Урал – это родина малахита, яшмы, алмаза и многих других драгоценных камней.

Сказ. А что это у тебя в руках за красота дивная?

Хоз. Это шкатулка малахитовая. А вы знаете, что в этой шкатулке?

Сказ. Нет! А ты покажи нам.

Хоз. Это самоцветы Урала .

Интересно, знают дети, что такое самоцветы?

На Урале проживая , знают дети или нет,

Что волшебным называют каждый камень-самоцвет.

Какие уральские камни-самоцветы знают ребята? (Дети перечисляют)

Но в руки эти волшебные камни даются не всем, а только честным, добрым, трудолюбивым людям, людям которые любят свой край родной .

Сказ. Есть такой человек – знаю я про него. Это – Данила-мастер.

(Выходит Данила-мастер)

Данила. На Урале самоцветы , самоцветен весь Урал ,

Я хочу, чтобы об этом ты немножко тоже знал.

Красный яшмовый узор – красота уральских гор ,

Будто в чаще, в этой яшме воды чистые озер.

На закат похож гранат, на восход похож агат,

Эти камни в ожерельях силу солнышка таят.

Кто силач и богатырь, носит камешек – сапфир.

Кто секрет хранить умеет, кто таинственно молчит,

Тот всегда понять сумеет темноглазый малахит.

Хоз. Ну, что ж, вижу достоин ты моего подарка. (Дарит шкатулку) . Дарю я вам шкатулку с драгоценными камнями, чтобы вы их поместили на «Полочку красоты» . Будете любоваться моим подарком и меня добрым словом вспоминать.

Но помните, ребята, о главном : если вы совершите недобрый поступок, станете ленивыми, грубыми, перестанете помогать людям – все эти самоцветы превратятся в песок.

Вед. А наши ребята тебе в подарок нарисовали волшебные цветы. Когда ты будешь создавать каменный цветок из самоцветов, ты можешь выбрать его из рисунков детей.

Хоз. Спасибо, ребята! Какие замечательные цветы вы мне подарили.

Сказ. А мы продолжаем наш праздник. Наши ребята исполнят веселые «Уральские частушки »

Мы уральские ребята , по-уральски говорим ,

Пропоем для вас частушки, ничего не утаим.

Мы в Агаповке родились, мы в Агаповке живем!

Всем поднимем настроенье, мы нигде не пропадем.

Все вы умницы девчата и собою хороши,

С этим праздником уральским поздравляем от души .

Девочки-беляночки, где вы набелилися?

На полдник молоко не пили – молоком умылися.

Шире улица раздайся – мы с товарищем идем,

Под полой, под правой ручкой по девчоночке ведем.

Запрягу я кошку в дрожки, а собачку в тарантас,

Повезу свою девчонку всем соседям на показ.

Мы уральские ребята , мы нигде не пропадем,

Если надо – мы станцуем, если надо – пропоем.

Мы частушки завершаем, будем вас всегда любить.

От души мы вам желаем уральской дружбой дорожить !

Вед. Шли века и праздники справляли,

Изменялись люди, танцы, стиль.

И сейчас в народе популярна бойкая, веселая кадриль.

Пляска «Кадриль»

Сказ. У нас на Урале живут люди разных национальностей. Давайте мы назовем, люди, каких национальностей проживают на Урале ? (русские, татары, башкиры, казахи и т. д.) . Хозяйка Медной горы принесла с собой игры, танцы, песни разных народов Урала .

Хоз. Посмотрите, какие красивые платки принесла я для вас. Это башкирские платки. А поиграем мы в башкирскую игру «Юрта» . Кто знает, что такое «юрта» ?

(Объясняет правила игры) .

Игра «Юрта»

Хоз. На Урале живет много татар . У нас в детском саду ребята-татары учатся говорить на татарском языке. Сейчас наши девочки-татарочки исполнят для вас татарский танец.

«Татарский танец»

Хоз. Издавна все народы Урала любят лошадей . Лошадь – помощник и в работе, и в праздниках. Их запрягали в сани, в тележки, устраивали скачки. Мы сейчас поиграем в казахскую игру «Байга» («Наездник» )

Игра «Наездник»

Сказ. Издревле все народы на Урале жили в дружбе и согласии. Так, давайте и мы с вами будем верны традициям наших дедов и отцов.

Башкирская народная игра «Юрта» («Тирмэ» )

В игре участвуют 4 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют :

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Казахская народная игра «Конное состязание» («Байга» )

Игроки парами встают на линию старта так, чтобы не мешать друг другу. По сигналу наездники бегут до линии финиша. Наездник, первым прискакавший к финишу, должен подпрыгнуть и достать узорный платок, подвешенный на стойке.

Правила игры. Соревнование начинается только по сигналу. Платок достает наездник

«Подними монету»

На противоположных сторонах площадки намечают линии старта и финиша. По площадке раскладывается большое количество монет (камешков) . Игроки выстраиваются по линии старта. По сигналу джигиты начинают скачки – передвигаются по направлению к линии финиша, имитируя скачку на конях. Во время скачек джигиты, не останавливаясь, наклоняются и поднимают монеты. Побеждает тот, кто смог во время скачек собрать больше монет.

Правила игры. Начинать скачки можно только по сигналу. Во время скачек нельзя наталкиваться друг на друга. Поднимая предмет, нельзя стоять на месте.

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни по теме «Уральские самоцветы»

Котова Ирина Владимировна
Воспитатель МКДОУ « Детский сад № 7» п. Полдневой, Богдановичский район, Свердловская область.
Конспект образовательной деятельности в детском саду для детей старшей группы. Этот материал будет полезен педагогам, воспитателям. Технологическая карта оформляется в виде таблицы, колонки: 1 -этапы, 2 – содержание деятельности по каждому этапу, 3 – деятельность педагога по этапам, 4 – деятельность детей, тоже поэтапно. Строки – это этапы.
Возрастная группа: старшая
Тип НОД: познавательно-исследовательская деятельность
Форма организации: подгрупповая
Цель: Развитие интереса у детей к природным богатствам родного края - Уральским самоцветам.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с уральскими самоцветами – малахитом и яшмой.
Развивающие:
- развивать у ребенка стремление к познанию природных богатств Урала, через познавательную, исследовательскую и продуктивную деятельность.
- стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за неё;
- укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками.
Учебно-методический комплект: Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2014г.
Средства:
наглядные – шкатулка с ювелирными изделиями, коллекция «Уральские самоцветы»
мультимедийные - презентация «В гостях у Хозяйки медной горы»
литературные - «Страна малахита» В.Степанов, «Уральские камешки» Римма Дышаленко
Планируемые результаты:
- ребенок проявляет интерес к малой родине, родному краю;
- ребенок обладает начальными знаниями о богатствах недр Урала (камнях – самоцветах);
- ребенок обладает креативностью, способностью к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности;
- ребенок способен выражать собственные мысли и чувства, включаться в обсуждение;
- ребенок способен делать выбор;
- ребенок способен анализировать свою деятельность.

Этапы:
1. Вхождение в тему.
Мотивация на совместную деятельность.
Содержание деятельности:
Внесение шкатулки с ювелирными изделиями из камней самоцветов.
- Ребята, как Вы думаете, что в этой шкатулке?
- Хотите посмотреть?
- А Вы знаете, что это за камни?
- А откуда эти камни? Почему вам трудно ответить на вопрос?
- Хотите узнать?
Чтение стихотворения
"Уральские горы"
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей. (В. Степанов)
Деятельность педагога:
Мотивирует детей на совместную деятельность.
Поощряет детей к высказыванию.
Чтение стихотворения.
Деятельность детей:
Выражают собственные мысли.
Рассматривают Ювелирные изделия.
Выражают свое мнение.


2. Проживание темы
- Нас приглашает в гости Хозяйка медной горы.
Показ презентации «В гостях у Хозяйки медной горы»
(рудник, горняк, инструменты, необработанный малахит, обработанный малахит, ювелирные изделия из малахита).
1 сл.

2 сл.


3 сл.


4 сл.


5 сл.


6 сл.


7 сл.


8 сл.


9 сл.


Сопровождение презентации
2 сл. С глубокой древности внимание человека привлекал малахит. На Руси этот самоцвет всегда считали символом исполнения желаний.... Малахит – это полудрагоценный камень самоцвет.
3 сл. Добывают самоцветы в специальных местах - на рудниках. На рудниках работают горняки. Горняками называют людей, работающих в горной промышленности. Это люди, которые добывают полезные ископаемые, например: руду или уголь, а также камни - самоцветы. На картинке Вы видите горняка.
4 сл. Основными инструментами горняка является кирка. Кирка это - длинный плоский молот с острым лезвием на конце.
5 сл. Это необработанный малахит. Вот такой камень добыл горняк. На нем ещё плохо видны узоры.
6 сл. Потом камни привозят в ювелирные мастерские или ювелирные заводы. Там камень шлифуют, чтобы он стал гладким, хорошо был виден его узор.
7 сл. Так выглядят обработанные камни. Малахит, является одним из самых красивых камней. ... Всевозможные переливы оттенков от светлого голубовато-зеленого до насыщенного темно-зеленого цвета присутствуют в этом камне....
8 сл. Давайте посмотрим на изделия из малахита. Это разные украшения: серьги, кольца, бусы.
9 сл. А также из малахита делают столы, вазы, сундучки.

Где добывают самоцветы?
- Кто добывает? Какие инструменты нужны для добычи?
- Что ещё делают из малахита?
Воспитатель показывает коллекцию Уральских самоцветов.


- Урал славится своими самоцветами на весь мир. Мы с вами познакомились уже с малахитом, попробуйте найти его в коллекции.
- Давайте познакомимся ещё с одним камнем самоцветом.
Воспитатель читает стихотворение.
"Уральские камешки"
Самоцветный камень красный,
Будто ломтик ветчины,
Это главный камень - яшма -
Сердце сказочной страны.
Красный яшмовый узор -
Красота Уральских гор,
Будто в чаше, в этой яшме
Воды чистые озер. (Римма Дышаленко)
- Ребята, какой камень в коллекции яшма?
Достают камень из коллекции.
Деятельность педагога:
Рассказывает по ходу презентации.
Задает вопросы, обсуждает с детьми.
Показ коллекции
Задает вопросы стимулирующие мышление.
Чтение стихотворения.
Деятельность детей:
Слушают, воспринимают наглядную информацию.
Выражают свое мнение.
Обсуждают с воспитателем.
Восприятие наглядной информации. Рассматривание камней.
Восприятие художественной литературы.
Выражают собственные мысли.
3. Динамическая пауза
Физ. минутка «Путешествие по горам»
Мы сейчас в поход пойдем
До большой горы дойдем (ходьба друг за другом)
За высокими горами (поднимаем руки вверх)
По камням речку перейдем (ходьба на носочках)
Если встретятся медведи, (ходьба вперевалку)
Мы медведей обойдем (ходьба назад)
Если встретятся пещеры,
Мы пещеры проползем (ходьба в полуприсяде)
Шаг за шагом, шаг за шагом
В детский садик попадем (ходьба друг за другом)
Деятельность педагога:
Показ действий по ходу стихотворения.
Деятельность детей:
Двигательная активность.
4. Изготовление изделий.
- Хотите попробовать самостоятельно сделать украшения для себя или своих мам и бабушек? Из какого материала это можно сделать?
Мы с вами можем изготовить различные камни из пластилина.
- Как Вы думаете, как это сделать?
- Какие цвета нужно смешать для малахита?
- А для яшмы?
- Вот заготовки (касты) для разных украшений (разной формы и цвета).


- Выбирайте, какой формы кольцо вы будете делать, с каким камнем?
Подбирайте пластилин для малахита или яшмы.
Деятельность педагога:
Мотивация детей на продуктивную деятельность.
Обсуждает с детьми.
Предоставляет возможность высказать свои мысли, поощряет.
Предоставляет детям выбор материалов.
Предоставляет возможность сотрудничества детей.
Деятельность детей:
Обсуждают, выражают свои мысли.
Выбирают необходимые материалы.
Изготавливают украшение.
Демонстрируют.



5. Открытость, ориентация на самостоятельную деятельность детей, в среде, в семье
- Какие украшения Вы сделали? С каким камнем?
- Вы довольны своей работой? Что было трудным?
- Кому покажите свое украшение? Вы можете научить других, делать такие украшения?
Я предлагаю вам создать коллекцию (выставку) изделий. Кого можно пригласить на выставку?
Интересно ли вам узнать о других камнях? Где можно узнать?
Мне было с вами очень интересно.
Деятельность педагога:
Активизирует обсуждение.
Деятельность детей:
Обсуждают, анализируют, делятся впечатлениями.

Опыт работы с детьми показывает, что, к сожалению, дети редко обращаются к книге. Родители мало читают детям, предпочитая чтению просмотр детьми мультфильмов и компьютерные игры. С творчеством писателей - земляков семьи знакомы недостаточно. «Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной, людьми, прославившими Урал, через обращение к книге - основному хранилищу народной мудрости. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

ДЕТСКИЙ САД №501

620041, г. Екатеринбург, ул. Советская, д. 19а

Открытый урок чтения

Тема: Шкатулка самоцветов

(к 290-летию города Екатеринбурга)

Екатеринбург – 2013

Познавательно-творческий проект "Шкатулка самоцветов"

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Актуальность

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании ребенка. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский; С.Л. Рубинштейн; Л.С. Выгодский; Е.И. Тихеева; Е.А. Флерина; А.В. Запорожец; О.С. Ушакова и др.).

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы литературного языка.

Детская литература, как часть общей литературы, является искусством слова.

Её особенности определяются воспитательно–образовательными задачами и возрастом детей. Круг детского чтения направлен на формирование у дошкольников интереса к книге, на постепенное пополнение их литературного багажа, на обогащение литературного опыта, потребности рассматривать иллюстрированные книги. Читательский опыт начинает закладываться в детстве, когда наиболее ярко проявляется способность воспринимать художественные произведения с помощью слуха, зрения, осязания, воображения; искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако, чуткость к прочитанному не возникает сама по себе, она зависит оттого, что именно, как часто, и каким образом читают детям. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает. Основная задача взрослых привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

Старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» - за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство детей в поиске понравившейся книги.

Опыт работы с детьми показывает, что, к сожалению, дети редко обращаются к книге. Родители мало читают детям, предпочитая чтению просмотр детьми мультфильмов и компьютерные игры. С творчеством писателей - земляков семьи знакомы недостаточно. «Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной, людьми, прославившими Урал, через обращение к книге - основному хранилищу народной мудрости. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников

Вид проекта: краткосрочный, познавательно-творческий.

Сроки: с 30.09.2013 по 15.10.2013

Участники: дети всех возрастных групп, родители, воспитатели групп, музыкальный руководитель, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор ФК

Интеграция образовательных областей : Коммуникация, чтение художественной литературы, познание, социализация, художественное творчество, музыка, физическое развитие

Цель проекта:

Формирование коммуникативных и речевых умений детей дошкольного возраста на основе работы с детской книгой; развитие свободной творческой личности ребёнка; приобщение родителей к семейному чтению литературных произведений, воспитание любви к родным местам, к малой родине .

Задачи:

1.Познакомить детей с жизнью и творчеством П. П. Бажова,

2. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению художественных произведений.

3. Совершенствовать навыки слушателя: улучшать слуховую память, сохранять внимание при слушании литературных произведений.

4. Развивать у детей интерес к заучиванию поэтических произведений.

5. Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

6. Развивать речь как средство общения; учить строить высказывания. Обогащение и активизация словаря. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

7. Развивать познавательную активность, творческие способности дошкольников.

8. Воспитывать у детей патриотические и гражданские чувства; интерес к культуре родного края; уважение к людям, прославившим наш край.

9. Расширять представления родителей о детской литературе.

Обеспечение: сказы П. П. Бажова; иллюстрации к сказам, литература, репродукции картин, рисунков, мультфильмы по сказам П. П. Бажова; аудиозаписи песен о городе Екатеринбурге и Урале, методическая литература, презентации.

Предполагаемый результат:

  • развитие интереса к творчеству П. П. Бажова, к детской книге;
  • развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • развитие выразительности и связной речи детей;
  • содействие творческому развитию детей;
  • формирование чувства гордости за свой родной край и город;
  • создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей.

Продукт проектной деятельности:

  • детско-родительский альбом «Россыпь самоцветов» (герои сказов П.П. Бажова в театре и кино, станковом и монументальном искусстве, скульптуре и мелкой пластике, декоративно-прикладном творчестве);
  • книжно-иллюстративная выставка «Сверкающий самоцвет литературного Урала»;

Презентация проекта:

  • выставка детско-родительских альбомов «Россыпь самоцветов»;
  • музыкально-литературное развлечение «Шкатулка самоцветов»;
  • презентация проекта на сайте МБДОУ-детский сад № 501 и социальной сети работников образования

Срок.

Задачи.

1-й этап - Подготовительный.

30.09.2013-02.10.2013 г.

Беседа «Наша малая Родина».

Сформировать представления о родном крае. Познакомить с историей, с богатствами земли уральской.

Воспитывать чувство гордости за свой народ, прививать любви к своему краю.

Подбор литературы и иллюстративного материала.

Пополнение библиотечки дошкольной группы книгами П. П. Бажова.

Знакомство с биографией

П. П. Бажова

Знакомить детей с биографией и творчеством П. П. Бажова. Воспитывать гордость за талантливых земляков, которые прославляют наш родной край.

Чтение произведений П. П. Бажова рассматривание книг, иллюстраций по произ-

ведениям. Словарная работа.

Формировать у детей устойчивый интерес к чтению художественных произведений.

Совершенствовать навыки слушателя: улучшать слуховую память, сохранять внимание при слушании литературных произведений.

2-й этап - Практический .

03.10.2013-

10.10.2013 г.

Оформление книжно-иллюстративной выставки «Сверкающий самоцвет литературного Урала»

Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга .

Сюжетно - ролевая игра «Библиотека».

Учить выбирать любые предметные способы решения игровых задач: обобщённые игровые задачи и действия с предметами-заместителями, игровые действия с воображаемыми предметами. Учить детей правилам пользования книгами.

Музыкальная деятельность.

Знакомство и разучивание песни о Екатеринбурге

Разучивание стихов к музыкально-литературному развлечению

Помочь детям понять содержание стихотворения. Учить читать его выразительно.

Беседа о прочитанных совместно с родителями произведениях П.П. Бажова

Учить самостоятельному рассказу о прочитанном, давать оценку произведению.

3-й этап - презентация проекта.

11.10.2013-15.10.2013г.

Выставка детско-родительских альбомов «Россыпь самоцветов».

Показать возможности отражения образов героев П.П.Бажова в разных видах и жанрах искусств.

Музыкально-литературное развлечение «Шкатулка самоцветов

Систематизировать знания детей о литературном творчестве П.П.Бажова, о родном городе Екатеринбурге.

Анализ результативности. Презентация проекта в Интернете.

Проанализировать, добились ли в результате реализации проекта того, что ожидали от него. Актуален ли и эффективен метод проектирования по ознакомлению с творчеством писателей на практике.

Работа с родителями.

В течение срока проекта

Анкетирование родителей.

Выявить уровень увлечения чтением в семье.

Оформление информационных стендов о творчестве П.П.Бажова, возможностях разных видах искусств в раскрытии образа героев.

Познакомить с биографией и творчеством П.П.Бажова. Оказание информационной помощи родителям по проекту.

Сбор материала для детско-родительских альбомов «Россыпь самоцветов».

Вовлекать родителей в совместную деятельность с

детьми.

Анкета для родителей. «Традиции семейного чтения»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на предложенные вопросы.

1. На Ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время?

2. По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?

3. На Ваш взгляд, семейное чтение – это: (нужное отметить)

o – литература, интересующая всех членов семьи или ее части;

o – обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью:

o – чтение вслух для всех членов семьи;

o – книги для каждого члена семьи отдельно;

o – когда все члены семьи заняты чтением;

4. Внимательно ли и с удовольствием слушает ваш ребенок, когда ему читают вслух?

5. Задает ли Ваш ребенок вопросы, если ему не понятны слова, или какая-либо ситуация в произведении?

6. В состоянии ли он рассказать историю, описать какой- либо случай, произошедший с ним?

7. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные мультфильмы?

8. Вспомните книгу Вашего детства, которая произвела на вас неизгладимое впечатление.

9. Как Вы думаете, будет ли она интересна Вашему ребенку, если вы предложите ему почитать?

10. Какие детские книги, вызывают у Вас протест и негодование, недоумение, которые читает ваш ребенок?

11. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если Вас не затруднит, назовите несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи (2–3 книги)

12. Сколько поколений собирает эту библиотеку?

14. Последняя книга, купленная Вами.

Музыкально-литературное развлечение в поддержку Открытого урока чтения – 2013, заключительное мероприятие проекта "Шкатулка самоцветов»

(к 290-летию города Екатеринбурга).

Подготовительная группа.

Цель: формирование понятие общечеловеческих ценностей на основе творчества П.П. Бажова.

Приобщать детей к литературе и истории родного края;

Прививать любовь и интерес к богатой природе Урала;

Воспитывать уважение к людям труда.

Задачи:

Обогащать и активизировать знания детей о родном крае, о творчестве П.П.Бажова;

Развивать интерес и стремление изучать и знакомить с родным краем;

Развивать речь, память, мышление, активизировать словарь;

Воспитывать любовь, бережное отношение к малой Родине.

Место проведения: музыкальный зал.

Предварительная работа (Работа по плану проекта «Шкатулка самоцветов»:

Заочная обзорная экскурсия по городу, по Бажовским местам, экскурсия с родителями по Г. Екатеринбургу, подбор информационного и иллюстративного материала детьми совместно с родителями и воспитателями, беседы, рассказы о достопримечательностях, истории города. Знакомство с биографией и творчеством П.П. Бажова и его произведениями. Беседа о природных богатствах Урала, о культурных традициях края, словарная работа.

Ход:

Ребята входят в зал под музыку. Звучит музыка «С днём рождения Екатеринбург».

Вудущий:

Ребята, сегодня мы с вами собрались в том порадном зале, чтобы поздравить наш любимый город Екатеринбург с днём 290- летия! И в подарок приготовили ему славную малахитовую шкатулку полную уральских самоцветов.

Давайте начнём поздравления со стихотворения о нашем городе таком молодом, быстро строящемся, стремительно развивающемся. Кто вспомнит как родился наш Екатеринбург?

Выступление ребёнка:

История Екатеринбурга начинается с 17 века. Екатерина ii издала указ – построить сначала завод на реке Исеть, где из железа делали разные детали и станки. Основателями города Екатеринбурга были Вильгельм Де Генин и Василий Никитич Татищев. В центре нашего города стоит памятник в их честь.(на экране слайды с видами Екатеринбурга фотографии от современных видов до старых фотографий и иллюстраций с видами старого Екатеринбурга)

Чтение стихотворения:

Гимн Екатеринбурга

Город ласковый и гордый
На Исети сотворён
Под весенние аккорды
С незапамятных времён.

Пусть дома растут до неба,
Бушуют скверы от цветов,
И признаюсь, где бы не был,
Ты всех прекрасней городов.

Город рос и возродился
Под колокольный гул церквей
Гордо в небе отразился,
И стал красивей и добрей.

Екатеринбург делами молод,
Здесь живёт моя семья,
Это мой любимый город,
Это Родина моя.

(во время чтения показ слайдов 2-3, под конец 4 слайд – старого города)

Ведущий

Ой, что-то не то. Похож ли он на этих картинках на сегодняшний Екатеринбург? (нет) Мы с вами оказались в прошлом. (Открываем крышку шкатулки) И шкатулка пуста, Что-же случилось, где мы оказались?

Выходит Хозяйка Медной Горы

Здравствуйте, ребята, а оказались вы на Седом Урале, в царстве Хозяйка Медной горы. Что то вид у вас потерянный, потеряли что-то?

Ведущий

Здравствуй, Хозяйка медной горы! Расскажите ребята, что мы тут ищем?

(дети читают стихи про самоцветы, сопровождение презентация камней-самоцветов)

Дети читают стихи:

Интересно, знают дети,
Что такое самоцветы?
На Урале проживая,
Знают дети или нет,
Что волшебным называют
Каждый камень самоцвет?

Тот, кто любит аметист,
Дружбе верен, сердцем чист.

Кто силач и богатырь,
Носит камешек - сапфир.

Кто секрет хранить умеет,
Кто таинственно молчит,
Тот всегда понять сумеет
Камень ящерок и змеек -
Темноглазый малахит.

Самоцветный камень красный,
Будто ломтик ветчины,
Это главный камень - яшма -
Сердце сказочной страны.
Красный яшмовый узор -
Красота Уральских гор,
Будто в чаше, в этой яшме
Воды чистые озер.

На закат похож гранат,
На восход похож агат,
Эти камни в ожерельях
Силу солнышка таят...

На Урале самоцветы,
Самоцветен весь Урал.
Я хочу, чтобы об этом
Ты немного тоже знал.

(во время чтения стихов показ слайдов)

Ведущий:

Молодцы ребята. И это ещё не про все каменья мы рассказали. Мы хотели Екатеринбургу приподнести в подарок.

Хозяйка:

Ну этого богатства у меня много – постараюсь вам помочь! Только самоцветы у меня волшебные в руки просто так не даются. Открываю я свои богатства только умным талантливым ребятам. Вы такие? Приведет вас в моё царство великий полоз. Беритесь все за руки и следуйте по его следу, кто оступится тот пропадет. (слайд)

Хозяйка

Посмотрите как красивы здешние места – скалы, луга, вековые деревья. Но лучше всего об этих местах написал П.П.Бажов. (слайды).

Вот мы и дошли до моего царства, спускайтесь (садятся на стульчики) (слайды)

Сейчас проверю как вы внимательно про край читали. Ответьте на вопросы моих ящерок.(выходят ящерки 3 девочки) – загадывают загадки:

Увидел однажды Данила,

И с этой самой поры,

Тянет в пору какая то сила

Не мил ему белый свет

Хочет увидеть он…. (Хозяйку Медной Горы) слайд

Кто то сидит у окошка в избушке,

а маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем-каменья летят

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка…. (Дарёнка) слайд

Как куклёнка девочка,

Спляшет вам с припевочкой

Появляется в огне.

Как зовут? Скажи-ка мне? (Огневушка – поскакушка) слайд

Хозяйка:

А вот она и сама явилась, не усидела на месте, увидев таких гостей.

Музыка, танец Огневушки-Поскакушки.

Хозяйка:

А кто ребята помнит как козлёнок бил копытцем (мальчики выходят и бьют копытце, в это время Хозяйка рассыпает камни)

Девочки-Даренки, собирают камни в шкатулку.

Ведущий:

Ребята какие вы молодцы, давайте поздравим наш славный город Екатеринбург с юбилеем (слайд)

Ребёнок читает стих:

Есть город на Урале

Которым мы гордимся.

А кто здесь побывает,

Тот сможет нас понять.

Его ведь называют уже третею столицей!

Растёт и хорошеет он. Века ему стоять!

И пусть пройдут столетья… Другие поколенья

Надёжно эстафету свою передадут!

Будь, город наш, опорой

Урала и России,

Расти и развивайся,

Град Екатеринбург!

Спасибо за поздравление, очень приятно, что подрастает такое смышленое поколение. Вы самые умные и талантливые ребята! Ваши самоцветы очень важны для меня. Немало сил вы приложили, чтобы их собрать: собирали, читали, танцевали: самые драгоценные самоцветы – это люди прославили наш край. Будем вместе расти и развиваться. А теперь всем праздновать…….


Уральские самоцветы в мифопоэтической традиции

Начало изучению мифопоэтической традиции регионов России было положено сотрудниками «Центра гуманитарных исследований пространства» (ЦГИП) Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия (Института Наследия) им. Д.С. Лихачева. Новое междисциплинарное направление связало порождение и восприятие картины мира (КМ) с системой смыслов, ассоциаций, коннотаций, отражающих уровень и направленность познавательной и ценностной активности социальных или локальных групп населения в плане моделирования историко-культурных, географических, ментальных образов разных территорий России.
Исследователи развивали идеи Д.С. Лихачева о единстве народа, природы и культуры, о «нравственной оседлости»- привязанности к месту рождения и проживания, о «пульсации» пространства: его разряжении или сгущении в местах совмещения «культуры природы» и культуры человека.

Настоящая публикация расширяет разработку концепта «драгоценные камни» (ДК), представленную в диссертации М. Н.Николашвили, где исследуется этимология названий камней. Базой нашего исследования послужил прецедентный феномен Урала - наименования самоцветов, открытых во второй половине XVII в.- XX вв. местными горщиками – знатоками камня и его месторождений, отечественными и иностранными специалистами, работавшими на Урале. Уральский камень можно трактовать не только как геокультурный фактор (термин Д. Замятина, руководителя недавно закрытого в целях «оптимизации культуры» ЦГИПа), но и как особую парадигму, сложившуюся в изучаемом регионе в деловом и профессиональном, в сказовом и художественном языке.

Жители Урала с детских лет по-особому воспринимают в онтологическом, имплицитно-эксплицитном и эмотивно-аксиологическом планах свой регион. Этому способствует краеведческая и клубная работа, сказовая традиция разных народов, населяющих Урал, в том числе «тайные сказы» («Хозяйка Медной горы», «Хозяин и Хозяйка гор», «Синюшка»). Произведения уральских авторов П.П. Бажова, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Е.А. Федорова, В.П. Бирюкова, М.П. Никулиной и др. воспитывают интерес к «живому//теплому», к «радостному» камню. Как считал Д.С. Лихачев, вещи материальны, но они становятся частью нашей духовной культуры, сливаясь с нашим внутренним миром.Традиция изучения литературных текстов об Урале, знакомство с их сценическими вариантами закладывается здесь в детских садах и школах. В ходе урока-игры в уральской школе дети называют известные им самоцветы, читают стихи о них. Для урока написано стихотворение:
«Интересно, знают дети,/что такое самоцветы? На Урале проживая, знают дети или нет, что волшебным называют/каждый камень самоцвет?» (Р.Дышаленкова «Уральские камешки»).

На уровне развивающего обучения волшебство уральского камня связывается автором не со знаками Зодиака, не с его «воздействием» на макрокосм или микрокосм человека, а с характером, эстетикой и этикой уральцев. «Верный дружбе и чистый сердцем» любит аметист, а «силач и богатырь» – сапфир. У жадного человека самоцветы в руках превращаются в песок. Аметист (из греч.a-methystos «непьяный») – цветные разновидности кварца; сапфир – корунд василькового цвета, от греч. sappheiros-«любимый Сатурном». Поэтесса подводит под парадигму «самоцветы» с учетом их коннотаций, и некоторые цветные поделочные камни, что в целом характерно для ХТ: самоцветный камень красный,/ будто ломтик ветчины,/ это главный камень - яшма-/ сердце каменной страны. Яшма, др.-рус. ясписъ- от тур.yaszim через греч.jaspis- «пестрый//крапчатый»- непрозрачный кремнезем с примесями.

В XVIII в. в Европе яшму относили к ДК. Согласно легенде, яшма – родоначальник всех других минералов. Она включалась в тройку «величественных камней Урала»: яшмовый пояс шириной около 50 км тянется от Южного Урала до Северного. В стихотворении Р. Дышаленковой речь идет о кровавой яшме – «гелиотропе»,называемой в регионе также мясным агатом. Агат (греч. «полезный, счастливый»- халцедон слоистой текстуры) у поэтессы похож на рассвет (серый, серо-голубой, зеленоватый камень), а гранат (ассоциация с цветом плодов гранатового дерева) - на закат. Эти камни традиционно относят к разряду дешевых самоцветов, в то же время многие цветные камни включаются в торговой сети в разряд драгоценных.

Самоцветы – уральское по происхождению название прозрачных и полупрозрачных драгоценных и полудрагоценных минералов, годных для огранки и отличаемых специалистами от непрозрачных цветных камней. Классификация самоцветов, цветных и поделочных камней до настоящего времени до конца не разработана.

Акад.А.Е. Ферсман производил сложное слово от словосочетания «сам цвет/самый цвет», указывающего на окраску, внутренний свет, игру, блеск, прозрачность, чистоту камня, что и обеспечивает его ценность. Произношение самосвет он слышал от уральских горщиков. Ср.: Богаты мы богатством необычным, и манит нас камней прекрасных свет (З. Маркина «Уральские камни»); Властительный облик камней,/ самоцвет наделен силой древнего света (Р.Дышаленкова «Уральские ведьмы»).

О.Н. Трубачев с лингвистических позиций отвергает возможность семантической ассоциации: свет/цвет. Название самоцветы было включено во все издания труда по минералогии М.И. Пылаева: драгоценные камни - самоцветы; струганцы (от «строгать») - кристаллы самоцветные.

М.И. Пылаев утверждал, что наименование самоцветы вошло в употребление с 1787г., когда на размытой уральской дороге была найден малиновый шерл (малиновый турмалин), который местные крестьяне и стали называть самоцветом за его яркую окраску. Термин шерл - от нем. Schorl (Scherl); фр. sherl- «черный, темный»; местное – шерла; Это синоним лексемы турмалин; турмалин - «сложный боросиликат»- через фр.tourmaline< синегал. turamala-«драгоценный камень». Густо-малиновые, лилово-красные, красно-фиолетовые турмалины получили в начале XIX в. у терминологов название сибириты (сибериты от фр. siberite).

А.Е.Ферсман, начинавший практическую деятельность на Южном Урале в 1912г., в основу своей классификации самоцветов положил три признака: красоту камня, его стойкость (твердость и сохранность окраски), редкость. Ученый предлагал отказаться от использования словосочетания драгоценные
камни (фр. pierres precieuses, англ.precious stones), т.к. красота камня важнее его ценности, и из-за патриотических соображений. Но и у него в публикациях обнаружено это словосочетание с глоссой самоцветы. В последнее время в специальной литературе лексема стала использоваться реже по сравнению с эпохой Ферсмана, хотя она расширила употребление вне минералогических публикаций для обозначения чего-то яркого, красочного.

Словарь В. Даля фиксирует ФЕ самоцветные каменья, выделяя два значения: природные//ценные, дорогие, драгоценные. Иллюстративный материал лексикографа – песня (без указания региона записи): самоцветный камешек родился во крутой горе. Самое раннее употребление ФЕ вне специальных источников обнаружено нами в стихотворении Ф.И. Тютчева: не кольцо, как дар заветный,/ в зыбь твою я опустил,/ и не камень самоцветный/ я в тебе похоронил (Тютчев «Ты волна моя морская» 1852г.). Именно в 1852г. вышел I том исследования Н.И. Кошкарова «Материалы для минералогии России». Ср.: На Урале самоцветы,/самоцветен весь Урал (Р. Дышаленкова «Уральские камешки»); Игра уральских самоцветов!/родная сказка – наяву! (Ю.Жук «Игра уральских самоцветов»); Здесь солнце каждый день на небо поднимается/ и самоцветы старого Урала озаряет (З.Маркина «Уральские камни»); Здесь яркость огней самоцветов/сияет все ярче свечей/и ярче сотни рассветов… (В. Максимов «Седой Урал»); Богаче, чем краски рассвета,/ светлее, чем звездный
узор,/ зеленые огни самоцветов/ в торжественном сумраке гор (Л.Татьяничева «Урал»). ФЕ драгоценный камень ограничен в употреблении в ХТ: Уральские горы/по каменным плитам/ведут за собой нас/ … в страну, где не счесть драгоценных камней… (В. Степанов «Страна малахита»). Малахит (от греч. malakos-«мягкий») длительное время был символом Урала.

Фактические материалы исследователей концепта «ДК» в русской поэзии и наши наблюдения свидетельствуют, что уральские поэты следуют общерусской литературной традиции включения названий камней в свои произведения. Но на Урале глубже выражена связь человека, его души, времени, пространства реального или ирреального с камнем, причем не на уровне «полезности» или ценности, а на уровне восприятия красоты, сияния минерала, его символики.

Следует принять во внимание узусные переносы прилагательных, образованных от гипонимов на природные явления. Изумрудная растительность, лазоревые воды, сапфировое небо и под. часто описываются поэтами XVIII-XIX вв.

Урал для Б. Пастернака, жившего в 1916г. в Пермском крае близ отрогов Уральского хребта,- антропоцентричный и антропоморфный объект. Горы смотрят на фарфоровые личики местных красавиц (Б. Пастернак «Станция»), человек любуется горами. Аметистовые сережки украшают лиловые мочки яра. Шишки из сапфира (уральские сапфиры синего или синевато-серого цвета) вынули из земли, из нового Уральского футляра, чтобы выставить их в еловых лесах. (Б.Пастернак «Итака»). Футляр (нем.Futteral – из лат. fotrum (fotrale)- “коробочка, ящичек».

Этот контекст заставляет вспомнить башкирские легенды об Урал-Батыре с его поясом, в глубоких карманах которого он хранил свои сокровища. Расстелив пояс от северного моря до Каспия, богатырь создал Уральские горы. Ср.: «Пояс и есть. В поясах, по старинке, казну держали…в таком поясе богатств не счесть» (П. Бажов «Малахитовая шкатулка»).

При описании Урала его жителями природная цветовая гамма воспринимается по ассоциации с камнем. Количество известных адресату и адресатам камней больше, чем в других регионах России: Если на палитру разложить/все сияние камней Урала,/можно целый мир из них сложить,/чтобы заблистало. Яркое свечение изумрудов подчеркнуло красоту лесов. В каждой горке дымкою покрытой/ зелень теплая змеевиков…Хрупких хрусталей насыплю груду, лазуритом речку запружу,/ яркий лучик селенита сверху,/родонита розовый закат. Мой Урал!.. (З.Маркина «Уральские камни»).

Изумруд (перс. zummurud, греч.smaragdos-«зеленый камень») - ярко-зеленый прозрачный берилл; змеевик – калька лат. serpens –«змея»- минерал из группы силикатов темно-зеленого цвета с характерным рисунком; хрусталь (от греч. kristallos –«лед», сквозистый кварц// кристалл) в древности считался окаменевшим льдом; лазурит – от араб. azur- «небо»; селенит (от греч. selene-«луна») - просвечивающий гипс белого, серого, голубоватого цвета с шелковистым блеском; родонит - от греч. rhodon-“роза». Так как мелкие кусочки родонита находили в гнездах орлов, местное название – орлец, синоним -царский камень(орел- царь птиц). Поэтесса называет и другие уральские самоцветы: амазонит (найден впервые на Амазонке)- голубовато-зеленую разновидность полевого шпата; сердолик -(от греч. sardion- «камень из Сард»)- халцедон красноватого цвета, напоминающий по форме сердце; халцедон- от греч. названия города Калцедон)-разновидности кварца разного цвета; опал (греч. через лат. opalus –«камень») - диоксид кремния, при этом опал благородный порождает опализацию- радужную игру цветов.

Частотно наименование самого дорогого камня Урала изумруда, упоминаемого его первооткрывателем медной руды плавильщиком Д. Тумашевым в «сказке» и в челобитной (1666,1668гг.) в Верхотурскую приказную избу, а минералогом В.М. Севергиным в 1798г. Cр.: За целительной силой-к вершинам глубокой горы, в Изумрудные залы Урала (Р. Дышаленкова «Уральские ведьмы»).

В местных говорах гора - не только вершина, но и копи/пещеры; Тайга, тайга…/берет отсюда/ начало изумрудный цвет,/ а зеленее изумруда/ ни дерева, ни камня нет (Л. Татьяничева «Живу я в глубине России»); Роса не легла на травы изумруд (Н. Прохорова «Ночь на Акакуле»). О том же писал Кай Плиний Секунд: «Мы с удовольствием смотрим на зеленую траву, на ветви деревьев, а на смарагд (старинное название изумруда - Л.Р.,М.Н.) тем охотнее, что в сравнении с ним никакая вещь зеленее не зеленеет. Изумруд имеет необычные оценочные характеристики в уральской поэзии: Отыщи… земные звезды-изумруды (Л.Татьяничева «Синегорье»); в руке изумруд я прекрасный держу…/ В нем мощь и величье оттенков, тонов,/в нем удаль земли и мечта вечных снов (П. Смолин «Изумруд»). Камень может быть гордым, скромным, благородным, добрым, а злого камня -нет (З. Маркина «Уральские камни»).

«Гордое имя Урал» в культурологическом и ментальном отношении напрямую связано с его земельными (так!) богатствами, веселящими глаз и делающими в сердце весну. М.В. Ломоносов называл Урал Российским
Офиром. Урал… - царство/ полезных ископаемых, известных минералов и сырья./Тут вся таблица Менделеева/ представлена… (Ю. Мокроносов «Горная страна»). Включение в ХТ сведений об «Империи уральских самоцветов», «Уральской Бразилии» чаще всего происходит путем перечисления ДК и указания в некоторых контекстах на отношение к ним местных жителей: Урал – сокровища земные: рубин, сапфир и аметист…Урал - жемчужина России,/Урал - России идеал (П. Толстиков «Урал»). Рубин- через нем. из средне-лат. rubeus- «красный». Ср.: Уральская природа нам привычна./Чего же на Урале нашем нет?/ …Всей радугой цветов сияют кварцы,/ зеленым блеском яркий изумруд…восхищена я нежным хризопразом,/люблю кошачий глаз алмазный,/берилл и чароит чаруют разом…(З. Маркина «Уральские камни»). Кварц – от нем.Qwarz из twarc-«твердый» -двуокись кремния различных цветов; хризопраз(хризопрас) – от греч. chrysos-“золото» и prasos-«лук-пырей», назван по специфическому цвету; берилл (греч. beryllos-«драгоценный камень»)- силикат бериллия и алюминия»; кошачий глаз - калька с др.-еврейского, упоминаемая в переводе Библии; это – не камень, а световой эффект переливчивости, чаще всего встречающейся у хризоберилла; чароит - минерал пироксеновой группы - по р. Чара в Забайкалье, где обнаружен впервые, позже найден на Урале.

Эмотивно-аксиологический план создается глаголами: люблю, горжусь, мне нравится и под. и усиливается приемом антономазии - камень символизирует человеческие чувства: Манят тайной полосы агата,/тонким шелком в них застыло время: нежный шрам любви и тьма утраты,/ пятна боли, несвершений бремя./Гордостью сияют аметисты,/нежностью наполнены топазы,/блеск алмазов холоден, неистов…Вся палитра чувств, идей, желаний/ расцветает, придавая силы,/облегчать озноб чужих страданий,/ чтобы сердце камнем не застыло (Т.Романова «Самоцветы»). Поэтесса следует традиции начала ХХ в. (Тэффи), противопоставляя разные ЛСВ лексемы камень на уровне гиперонима и гипонимов друг другу. Алмаз –от араб. almas –«твердейший», греч. ada-mas- «несокрушимый»; топаз- греч. по месту добычи- о. Топазиос. Ср.: Мне нравится камень топаз…пускай они радуют глаз неброской своей красотой (Н. Прохорова «Собрание камней»).

На Урале бытуют легенды, что все звуки Земли уходят в глубину, превращаясь в самоцветы: Красоту глубинную потрогав, не случайно люди нарекли/ край Уральский, сказочный и строгий, самоцветной музыкой земли (Л. Ладейщикова «Кто родством с цветком и камнем связан»). Подчеркнем
необычность представлений уральцев об их родстве.

Еще одна особенность уральской поэзии - прямые отсылки к П.П. Бажову: Согласно сказам дедушки Бажова,/уральский камень надо так любить,/как будто в мире больше нет иного,/ тогда он может красоту раскрыть (З. Маркина «Уральские камни»); Показала, блестя перламутром,/в малахитной (так!) короне свои/ горы с золотом-изумрудами/ Хозяйка Медной горы (О. Волкова «Урал»); Данила наделен уменьем: открывает тайну всех цветных каменьев (Л. Смольникова «Данила-мастер»); Жил когда-то давно, в старину,/Павел Бажов. Про родную страну он сочинял знаменитые сказы/про малахиты, рубины, алмазы/…Правит там Хозяйка Медной горы (А.Пинаев «Он жил во глубине России»). Завершается стихотворение мыслью о глубинной связи России и Урала: Как солнце в драгоценной грани, в Урале Русь отражена.

У Н. Заболоцкого возникает новая тема: геологическая история Урала в изложении учительницы на школьном уроке (с 1934г. курс геологии был введен в программу средних школ СССР):…подземные пары,/как змеи, извиваясь меж камнями,/ пустоты скал наполнили огнями/ чудесных самоцветов. Все дары/ блистательной таблицы элементов/ здесь улеглись для наших инструментов/ и затвердели (Н.Заболоцкий «Отрывок из поэмы «Урал»). Автор, несомненно, был знаком с книгой А.Е. Ферсмана «Самоцветы России»(1919/1921гг.), где излагается теория зарождения самоцветов. У некоторых современных поэтов Урала: мы ходим по драгоценным камням.

Мастера создают из камня ювелирные изделия, каменные картины, каменные горки. Горки из камней – не только экспонат местных музеев, но и учебное пособие в школе, украшение дома, ценный подарок близким. В «бриллиантовую» екатерининскую эпоху уральский камень получил широкую известность в Петербурге. С 1785г. по приказу из столицы на месторождениях собирались для Пирамиды (составной каменной горки) образцы всех известных в это время самоцветов Российской империи. Большинство камней в Пирамиде - уральские. Г.Р. Державин откликнулся на это событие стихотворением необычной, пирамидальной, формы:
Зрю
Зарю
Лучами,
Как свещами,
Во мраке блестящу,
В восторг души приводящую.
Но что?- от солнца ль в ней толь милое блистанье?
Нет!- Пирамида - дел благих воспоминанье.
«Благими делами» поэт называет труд старателей, отечественных и иностранных специалистов по поиску камней, строительству копей и мельниц (гранильных заводов). В сказке П.П.Бажова «Серебряное копытце» дедов балаган - «времянка/зимовье» после ударов копытцем волшебного животного по крыше как ворох дорогих камней стал. Ворох – «куча, горка».

В Петербурге с последней четверти XVIII в. стали модными украшения -каменные ягоды. У П.П. Бажова есть сказ «Хрупкая веточка» о «мастерах по каменной ягоде», которые «черну смородину из агату делали, белу из дурмашков, клубнику из сургучной яшмы, княженину из шерлевых шаричков». Многочисленные местные названия в текстах Бажова в основном раскрыты. Нерасшифрованным остается наименование дурмашки. Примем во внимание сведения о добыче «белых» камней в местах, где жил писатель. Под Сысертью добывали минерал стеатит, который ювелиры называют то уникальным драгоценным камнем, то полудрагоценным. Это - необработанная тальковая руда, прозрачная и чрезвычайно красивая. Волшебная пуговица из дурмашки, полученная дочкой мастера Данилы от Хозяйки Медной горы, в описании П. Бажова, была похожа на стеклянную.

В стихотворении Л. Татьяничевой говорится о камнерезе, получившем приказ вырезать из камня виноград, который он никогда не видел: Взял он не прозрачные тумпасы,/ не морской воды аквамарин,/ а кроваво-красные рубины/ и густой, задумчивый гранат (Л.Татьяничева «Уральский виноград») - об уральской рябине, прославленной в песне и в камне. Аквамарин (лат. aqua marina-«морская вода») - берилл синеватого цвета, на Урале – сивяк. Если писатели Урала активно включают местные названия самоцветов в свои произведения, то в поэзии тумпасы- единственное упоминание профессионализма, известное нам. Тунпасы(тунпазы) упоминаются в сказке Д. Тумашева, обнаружившего в зобах гусей на р. Нейве, на которых он охотился, самоцветные камни. Определение тунпасы желтые у Тумашева может указывать на разновидности кварца: уральское «топаз» - желтый или золотисто-желтый хрусталь//желтый кварц//цитрин//желтяк. Наименование повторяется в указах царя Алексея Михайловича, посланных на Верхнюю Туру. Д. Мамин-Сибиряк дает родовое определение тумпасу - «кристалл». В геологической литературе тумпы - кристаллы в форме усеченной пирамиды.

Таким образом, фактический материал свидетельствует, что Урал –
«становой хребет России»// «изумрудное сердце России» с его земными богатствами и по-особому понимаемой красотой земли и людей сложнее, чем просто географическая или минералогическая номинация. Это - особая историко-культурная территория, где «земля смотрит на человека цветными глазами, говорящими о тайниках скрытой в ней жизни» (Мамин-Сибиряк «Самоцветы»), воспетая «в уральском поэтическом пространстве».

С ув., Белавина - Николашвили М.Н.