Гигиеническое воспитание детей. Гигиеническое воспитание в детских дошкольных учреждениях



Приведено с некоторыми сокращениями

В воспитании у ребенка культуры поведения, его привычек, санитарно-гигиенической дисциплинированности особенно большое значение имеет гигиеническое образование и воспитание гигиенических навыков.
С понятием гигиенического навыка связывается весь тот комплекс автоматизированных действий, которые позволяют человеку иметь целесообразное с санитарно-гигиенической точки зрения поведение в окружающей среде.
Семилетний ребенок, поступая в школу, уже обладает рядом гигиенических навыков, которые он получил в семье или детском саду. Согласно уставу детского сада дети старшей группы должны приучаться: самостоятельно, без напоминания мыть руки перед едой, после всякого загрязнения и посещения уборной; мыть лицо, шею, уши, чистить зубы утром; полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном, аккуратно одеваться и раздеваться, очищать ноги при входе в помещение, правильно держать свое тело при ходьбе и сидя за столом, пользоваться столовыми приборами.
Однако эти навыки не являются достаточно прочными, и если они не будут закрепляться и совершенствоваться, то, как всякий условный рефлекс, утратятся. Помимо этого, в школе учащийся должен получить ряд новых навыков: правильной осанки и рабочей позы, гигиенического содержания учебников, книг, тетрадей и письменных принадлежностей, пользования чистой индивидуальной посудой, тщательного мытья овощей и фруктов перед употреблением, ухода за своим телом, одеждой, помещением.
Ведущим звеном в воспитании всех гигиенических навыков является систематическая работа учителя с учащимися по вопросам охраны здоровья, предусмотренным программой. Эти знания становятся основой, на которой воспитываются гигиенические навыки.
Учитель начинает воспитание гигиенического навыка с выяснения значимости его для здоровья школьника, класса и всего школьного коллектива. Объяснение ведется с учетом особенностей детей семилетнего возраста, конкретно, с наглядным показом, последовательно от легкого к трудному.
Образование всякой условной связи создается на основе повторения одного и того же рефлекса. Поэтому образование навыка достигается многократным и систематическим повторением упражняемого действия.
Одним из первых гигиенических навыков, которые вырабатывает и закрепляет учитель у детей семилетнего возраста, является навык правильной осанки.
Затем последовательно воспитываются навыки ухода за телом: мытье тела, стрижка волос, смена белья, умывание, мытье рук, стрижка ногтей, чистка зубов, пользование носовым платком, содержание в чистоте комнаты и класса.
Работу по привитию всякого гигиенического навыка учитель начинает с того, что объясняет учащимся цель занятия. После этого он проводит краткую беседу по картинкам (наглядным пособиям), сообщает детям новые знания по охране здоровья, показывает правильные приемы выполнения навыка.
Для демонстрации правильных приемов выполнения гигиенического навыка, помимо наглядных пособий, необходимо.подготовить требуемые принадлежности и заранее обучить двух наиболее аккуратных учеников выполнению навыка, предварительно прорепетировать с ними все детали, чтобы на уроке не было допущено никаких неправильностей и неточностей.
Вот пример такого урока.
Учитель раскрывает цель урока: 1) уяснить значение тщательного и регулярного мытья рук и стрижки ногтей; 2) научиться правильно мыть руки и умываться.
К уроку подготовлены пособия: 1) картинки с изображением опрятных и нерях; 2) кувшин с водой и таз, мыло в мыльнице, щетка для рук, чистое полотенце.
Демонстрация состоит в показе мытья рук и умывания: один ученик раздевается до пояса, другой готовится поливать ему из кувшина. Под струей воды ученик смачивает руки; намыливает их с обеих сторон до локтя и между пальцами; тщательно трет рука об руку, смывает мыльную пену; намыливает щетку для рук, очищает с ее помощью подногтевые пространства; ополаскивает щетку и руки. После этого осторожно, не разбрызгивая воды, ученик смачивает ею лицо, уши, шею; намыливает их; старательно смывает мыльную пену и насухо вытирается полотенцем.
Для лучшего усвоения учащимися деталей мытья рук процедура эта повторяется еще раз.
Повседневной проверкой перед началом занятий чистоты рук учащихся, многократным упоминанием об обязательном мытье их перед приемом завтрака в школе, после пользования уборной и после всякого загрязнения учитель добивается закрепления у детей важнейшего навыка личной гигиены.
Воспитание правильной осанки - один из первых важных навыков, которые учитель начинает вырабатывать у детей с первого дня их прихода в школу. Осанкой называется склад фигуры человека, его умение держать свое тело. Хорошая, правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с естественными изгибами его вперед в области шейных и поясничных позвонков, симметричным расположением плеч и лопаток, прямым держанием головы. При этом располагаются автоматически правильно внутренние органы и линия, определяющая направление центра тяжести, проходит наиболее выгодно. Естественная кривизна позвоночника образуется, как только ребенок начинает садиться и вставать на ножки. Но ряд причин - нерациональный режим, различные заболевания, приводящие к ослаблению организма, а также плохое физическое воспитание и недостаточное внимание взрослых к воспитанию навыка правильной осанки у детей - приводит к тому, что у них возникают и развиваются различные неправильности телосложения.
Эти неправильности в виде увеличения естественных изгибов позвоночника и появления боковых искривлений его, крыловидных лопаток, асимметрий плечевого пояса, уплощения грудной клетки не только обезображивают форму тела, но затрудняют работу внутренних органов и отражаются на здоровье.
Все указанные дефекты осанки могут возникнуть и особенно прогрессировать у детей семилетнего возраста при наличии особой податливости их костной системы, отсутствии внимания к этому со стороны учителей и наличии условий обучения, не отвечающих гигиеническим требованиям.
Равно как и ряд других навыков, осанка приобретается детьми в процессе их роста, развития и воспитания. Выработка и закрепление у школьников навыка правильной осанки протекают медленно.
Особенно долго вырабатывается этот навык тогда, когда дети уже привыкли неправильно держать свое тело Специальные исследования показали, что у детей младшего школьного возраста нарушения осанки в большинстве случаев не связаны с фиксированными анатомическими изменениями в их двигательном аппарате и легко поддаются исправлению.
Легко воспитывается и закрепляется у школьников навык правильной осанки тогда, когда одновременно с общеукрепляющими организм оздоровительными мероприятиями (рациональный распорядок дня, полноценный сон и питание, закаливание) учащиеся ежедневно выполняют разносторонние физические упражнения, а учебные и неучебные занятия их проходят за мебелью, отвечающей гигиеническим требованиям и их росту, при хорошем освещении и оптимальных воздушно-тепловых условиях.
На специальном уроке учитель объясняет и показывает детям, как надо правильно сидеть за партой.
Учитель подробно рассказывает детям, как надо держать голову, плечи, руки, ноги. Следует сказать, что за партой надо сидеть прямо, голову немного наклонить вперед, но при этом не ложиться грудью на край стола, обе руки должны свободно лежать на парте, обе ноги всей ступней опираться на подножку; во время чтения и письма опираться о стенку парты поясничной частью (показать как), а во время объяснений учителя сидеть более свободно и опираться о спинку парты не только поясничной, но и подлопаточной частями спины.
Объяснение сопровождается показом пособия «Правильно сиди за партой». Кончив объяснение, учитель спрашивает детей, как на рисунке ученик (или ученица) держит голову, руки, ноги. Затем к классной доске выдвигается парта и одному из учеников, сидящему за ней, предлагается сесть правильно.
После такого подробного разбора посадки учитель предлагает всем ученикам сесть правильно, обходит ряды и в случае необходимости исправляет их посадку.
Наглядное пособие «Правильно сиди за партой» нужно повесить в классе.
Повседневно контролируя правильность позы учащихся во время занятий, учитель закрепляет этот навык.
Особенно часто учащимся нужно напоминать на уроках письма о правильном положении тела, многие из них садятся на край скамьи, ложатся грудью на стол, опускают левое плечо и поднимают правое. Это влечет за собой искривление позвоночника, сначала временное - функциональное, а затем, возможно, и органическое - стойкое. Поэтому на каждом уроке письма учитель дает учащимся указания: «Сядьте все правильно, как я вам показывал и как нарисовано на картинке. Положите руки на парту вот так (показывает положение рук под углом в 45°, локти свободны), голову держите на таком расстоянии от тетради (показывает длину от локтя до конца пальцев), не опирайтесь грудью о край стола». Ученики приступают к письму, учитель проходит по рядам, поправляет неправильно сидящих, делает им замечания и, обращаясь ко всему классу, говорит, что будет всегда строго следить за позой каждого ученика.
Воспитание правильной осанки учащихся не ограничивается лишь выработкой у них привычки правильно сидеть за партой. Дети должны всегда соблюдать правильную осанку и тогда, когда они стоят или идут, когда выполняют ту или иную работу. Нужно постоянно напоминать детям, чтобы они сидели и ходили прямо, не горбились.
Не менее важно следить за равномерностью нагрузки на плечевой пояс детей. Постоянное ношение в руках сумок и портфелей с большим числом книг играет немалую роль в возникновении асимметрии плечевого пояса. Более гигиеничны поэтому заплечные сумки для книг - ранцы, так как они исключают неравномерность нагрузки на плечевой пояс и возможность возникновения боковых искривлений позвоночника.
Существенное значение в профилактике дефектов осанки у детей имеет постановка физического воспитания (об этом - в специальном разделе монографии).
Книги и тетради, особенно при неправильном обращении и уходе, могут явиться передатчиками болезней. Особенно сильно подвергаются бактериальному загрязнению книги непереплетенные и необернутые, с шероховатыми, помятыми листами, загнутыми углами страниц. На страницах таких книг микробы-возбудители различных болезней могут подолгу жить и вызывать заражение во время пользования ими. Известно, например, что туберкулезная палочка может жить на листах книги от 3 до 5 месяцев, а дифтерийная - 2-3 месяца. Поэтому-то и важно приучить детей к аккуратному и бережному хранению книг и к правильному пользованию ими. Учащимся следует показать, как обернуть книгу и тетрадь, объяснить, что обертки нужно менять возможно чаще, не доводя их до сильного загрязнения; учителю надо систематически проверять, что находится у детей в их школьных сумках, в каком состоянии их книги и тетради. Посещая семью, контролировать чистоту и порядок в уголке школьника. Со временем, когда ученики привыкнут к порядку, эти обязанности можно будет возложить на санитаров, но не ослаблять и своего контроля. Нужно научить детей правильно перевертывать страницу, беря ее за правый верхний угол, и отучить от вредной привычки слюнявить пальцы перед перевертыванием страниц, грызть и слюнявить карандаш, ручку и резинку. Таким путем передается инфекция.
Все письменные принадлежности вместе с машинкой для очинки карандашей и перочисткой хранятся в пенале. Очинка карандашей допускается только над специальной коробочкой, стружки из которой санитары должны ежедневно выбрасывать в мусорный ящик.
Уроки личной гигиены являются частью программного материала по охране здоровья. Используя методическое пособие «Тело человека и уход за ним», учитель последовательно знакомит учащихся с правилами мытья рук, стрижки ногтей, ухода за зубами, еженедельного мытья тела, обязательной еженедельной смены нательного и постельного белья, содержания в чистоте комнаты и класса, со значением для здоровья свежего воздуха.
Кожа выделяет вещество, убивающее микробов, однако это свойство при загрязнении теряется. Кроме того, на грязной коже легче образуются гнойнички вследствие закупорки выводных протоков сальных желез и нарушение целости кожных покровов при расчесах. Через грязные руки передаются тяжелые кишечные заболевания и происходит заражение глистами. При мытье одной водой невозможно удалить грязь с поверхности кожи. Поэтому мыть руки, а также все тело нужно с мылом, образуя большое количество пены.
Ежедневно во время утреннего и вечернего туалета учащийся должен мыть руки, лицо, шею и ноги. Помимо этого, руки следует мыть в течение дня после всякого загрязнения (пользования уборной, игры с домашними животными, работы с землей и т. д.) и обязательно перед едой.
Руки нужно мыть со щеткой, так как только таким способом возможно удалить грязь из-под ногтевых пространств и складок кожи вокруг ногтей - места наибольшего скопления грязи, микробов и яиц глистов. Ногти на руках следует стричь коротко, дугообразно. Руки каждый раз необходимо вытирать досуха, иначе на коже появятся трещины и образуются «цыпки». В целях профилактики на ночь после мытья целесообразно смазывать руки глицерином (пополам с водой) или смягчающим ланолиновым кремом.
Для лица и рук, а также для ног школьник должен иметь отдельные полотенца.
Ноги моются ежедневно перед сном водой комнатной температуры. Эта процедура, помимо гигиенического значения, оказывает на организм закаливающее влияние.
Еженедельно горячей водой с мылом и мочалкой моется все тело.
Особенно большого внимания требует уход за волосами. Их нужно мыть каждые 5-6 дней. Если вода жесткая, ее следует смягчить, добавив в тазик одну чайную ложку питьевой соды. Лучшими мылами для детей являются: глицериновое, детское, «Красный мак». Девочкам нужно иметь индивидуальную расческу и частый гребень. Ежедневно после расчесывания волос (длинные волосы расчесывают в несколько приемов, начиная с их конца, а короткие от поверности кожи к концу волос) необходимо прочесать их частым гребешком. Вместе с мытьем головы следует мыть щеткой с мылом и гребни.
Состояние зубов, их целость имеет важное значение для здоровья ребенка. В разделе первом настоящей главы указаны особенности зубов детей семилетнего возраста. В силу этих особенностей уход за зубами должен быть особенно тщательным. Утром и вечером зубы чистятся щеткой с зубным порошком.
Учитель в классе показывает детям, как правильно чистить зубы, подчеркивая при этом, что щетка энергично водится по поверхности зубов справа налево, слева направо, сверху вниз и снизу вверх, а также со стороны языка. Только таким образом можно удалить застрявшие между зубами остатки пищи, которые, разлагаясь, образуют вещества, разрушающие зубную эмаль. Каждый ребенок должен иметь свою зубную щетку с футляром и коробочку зубного порошка. Щетка рекомендуется умеренно жесткая. После каждого приема пищи рот полощут водой комнатной температуры. В целях сохранения зубной эмали не следует грызть орехи и другие твердые предметы, а также избегать быстрой смены горячей и холодной пищи. Зубы, начинающие подвергаться гниению, необходимо немедленно пломбировать, чтобы предохранить их от полного разрушения. Своевременно выявить порчу зубов позволяют регулярные врачебные профилактические осмотры полости рта.
В воспитании у учащихся навыка правильного ухода за своей одеждой огромную роль играет личный пример учителя, аккуратность и опрятность его костюма, а также то, насколько он требователен к выполнению учащимися санитарно-гигиенического режима школы.
Пальто, гимнастерка и рабочий халат школьника обязательно застегиваются им на все пуговицы. Ботинки чистятся, калоши моются, носовой платок меняется ежедневно.
Приходя домой, школьник переодевается в домашнее платье, а форменное чистит щеткой, вешает на плечики и убирает в шкаф, он сам пришивает оторвавшиеся пуговицы, чистит воротничок, а со временем самостоятельно гладит свой костюм.
Школьник должен быть приучен к тому, что при входе в любое помещение надо вытирать ноги, снимать калоши.
Обязанностью учителя является воспитание у детей любви к своей школе, бережного отношениях к школьному имуществу, привычки поддерживать чистоту во всех помещениях школы, на школьном участке, дома.
Вместе с тем учитель объясняет детям, что дома им также надлежит поддерживать чистоту, порядок и помогать родителям. При этом он подробно разъясняет, какое значение имеет чистота помещения и свежий воздух для здоровья: чистота в помещении и свежий воздух предохраняют человека от вредного действия пыли, от болезней.
Учащиеся на специальном уроке обучаются влажной уборке помещений: подметать пол щеткой с навернутой на нее влажной тряпкой, вытирать пыль с парт и с различных предметов также специальными увлажненными тряпками.
Чистота класса имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Учитель обязан следить, чтобы за час до прихода в класс детей была произведена при открытых окнах тщательная влажная его уборка, протерты влажной тряпкой все парты, радиаторы, подоконники, стекла, панели и двери. Во время уборки парты отодвигаются, а затем устанавливаются в строгом порядке. Дощатый пол ежедневно моется, а паркетный два раза в месяц красится и натирается, затем ежедневно протирается суконной тряпкой, смоченной в керосине.
Раз в месяц производится генеральная уборка класса: мылом и щеткой моются панели, радиаторы, двери, подоконники, окна с внутренней стороны, промывается осветительная арматура.
У детей должны быть воспитаны прочные навыки, связанные с приемом пищи. В детском саду дошкольников приучают есть не торопясь, тщательно прожевывать пищу, не чавкать, правильно пользоваться столовыми приборами. Дело школы укрепить и развить эти навыки. Учителю нужно присутствовать при горячем завтраке детей. Он обращает внимание на выполнение детьми всех указанных правил и в случае необходимости показывает, как правильно держать ложку, вилку, нож и как ими пользоваться.
Для закрепления навыков культурного приема пищи необходимо серьезное внимание обращать на обстановку, в которой проходят горячие завтраки школьников. Столовая или буфет должны отличаться чистотой, столы покрыты свежими белыми скатертями, столовые приборы аккуратно разложены и расставлены до прихода детей. Каждому классу отводятся свои столики и определенное время посещения столовой и буфета. Перед завтраком учитель проверяет, все ли дети вымыли руки. Дежурные родители и актив Общества Красного Креста оказывают учителю помощь в организации горячих завтраков.
Одновременно с этим у учащихся нужно воспитать и такие навыки: не есть немытых овощей и фруктов, не пользоваться немытой и чужой посудой, не есть из общей посуды, не откусывать от чужого куска и т. п.
Ряд требований к поведению школьников в коллективе является необходимой противоэпидемической мерой. При кашле и чихании вместе с капельками слюны и носовой слизи вылетает большое количество микробов, среди которых могут быть возбудители различных болезней.
Таким способом от больного человека к здоровому передаются туберкулез, дифтерия, скарлатина, ангина, корь, коклюш, ветряная оспа и другие болезни. Поэтому детей нужно приучить при кашле и чихании отворачиваться от соседа, прикрывать нос и рот носовым платком, не плевать на пол.
Большую роль в воспитании гигиенических навыков играет санитарная самодеятельность учащихся. Первое время учитель сам проверяет, как дети соблюдают чистоту в классе, выполняют правила личной гигиены и поведения в коллективе. Затем за этим начинают следить и санитары. Санитары выбираются по рядам парт. Каждый санитар носит на левой руке белую повязку с красным крестом. Он следит за тем, чтобы все ученики соблюдали правила личной гигиены, чтобы у всех были чистые воротнички, носовые платки, салфетки для завтрака. В его обязанность входит и наблюдение за чистотой класса, за регулярным его проветриванием и т. д. Перед началом уроков каждый из санитаров со всей тщательностью осматривает учащихся своего ряда и о результатах осмотра докладывает учителю, а в случае необходимости принимает немедленные меры сам: выявив ученика с длинными ногтями или плохо вымытыми руками, вручает ему мыло, щетку и полотенце и отправляет к умывальнику. После рапортов учительница проверяет чистоту одежды, обуви, рук и т. д. самих санитаров, весь класс наблюдает за этой процедурой: санитары - пример чистоты и опрятности.
На каждый ряд парт санитары заводят тетрадочки, где знаком плюс отмечают выполнение, а знаком минус невыполнение учащимися правил личной гигиены. Отмечают также и санитарное состояние всего класса.
В конце учебной недели учитель просматривает эти тетрадочки, выясняет, кто получил замечания и за что, проводит беседу с санитарами о содержании их работы на следующую неделю.
К воспитанию и закреплению санитарно-гигиенических навыков, особенно к закреплению навыка правильной осанки, целесообразно привлекать всех учащихся. Каждый ученик может сигнализировать впереди сидящим о нарушении ими правильного положения тела и, таким образом, содействовать выработке правильной посадки.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Гигиенические навыки у детей воспитываются с самых ранних лет. Поддержание чистоты кожи и волос, гигиена полости рта, привычка к проведению утренней зарядки, соблюдение чистоты и аккуратности в одежде, порядка в комнате, на рабочем месте, в шкафах с книгами, игрушками - основные гигиенические навыки, которые должны быть сформированы в процессе воспитания ребенка. В дальнейшем они превращаются у детей в устойчивую привычку мыть руки и ноги и чистить зубы, аккуратно одеваться, убирать за собой игрушки и т. д. Создание такой «гигиенической детерминанты» в сознании ребенка, глубоко укоренившейся в психике и воспринимаемой как насущная необходимость, является лучшей защитой его от многих заболеваний.

Гигиенические навыки формируются медицинскими работниками, воспитателями, техническим персоналом детского учреждения и, конечно, родителями. Врач, входя в состав педагогического совета дошкольного учреждения, должен постоянно информировать его членов о новой литературе по данному вопросу, методических и наглядных материалах и др. Вместе со старшим воспитателем в детском саду врач организует методический уголок, в котором сосредоточиваются: а) конспекты занятий, уроков на гигиенические темы; б) наглядный и учебный материалы; в) картотека методической литературы; г) перечень гигиенических вопросов в различных разделах программы воспитания; д) наглядные пособия для детей, подобранные по теме охраны здоровья.

Содержание работы по гигиеническому обучению и воспитанию детей ясельного и дошкольного возраста определено следующими разделами Программы воспитания детей в детском саду: «Организация жизни группы и воспитание детей», «Воспитание навыков личной гигиены», «Игры», «Занятия», «Труд», «Физическая культура». Программа предусматривает сообщение по каждой возрастной ступени определенных гигиенических сведений и привитие гигиенических навыков, специализированную помощь в этом воспитателям оказывает врач.

В практической работе по привитию гигиенических навыков необходимо учитывать, что гигиеническая процедура - это целая серия взаимосвязанных действий, каждое из которых требует обучения. Указание «вымой руки» ребенку выполнить совсем не просто. Правильная процедура мытья рук в действительности состоит из 15 действий, а именно:

1) закатать рукава;

2) открыть кран;

3) смочить руки;

4) взять мыло;

5) смочить мыло и руки;

6) помылить руки;

7) положить мыло;

8) движениями кистей рук размыливать мыло на тыльной и ладонной поверхности, между пальцами, в области запястья;

9) смыть мыло;

10) взять мыло и, опять намылив руки, положить его, выполнить движения кистями, указанные в пункте 8;


11) тщательно смыть пену;

12) стряхнуть воду;

13) взять полотенце и тщательно вытереть руки со всех сторон;

14) повесить полотенце на место;

15) опустить рукава.

Если ребенка не учили этим действиям или он не освоил их полностью, не запомнил последовательности, то команда «вымой руки» понимается и выполняется по-разному. Без специального обучения ребенок может выполнить 2-3 действия, но не 15. Следовательно, в основе гигиенического обучения и воспитания должны лежать детальный показ и постепенное наращивание одного усвоенного звена на другое, исправление ошибок, закрепление освоенного действия.

Детей надо обучать правильным приемам намыливания рук и смывания мыла водой, умывания лица, чистки зубов, полоскания рта и др., в доступной им форме разъяснять значение того или иного гигиенического правила и важности его соблюдения. Гигиеническое воспитание детей можно успешно осуществлять лишь при условии сознательного отношения к нему воспитателей и активной помощи родителей и технического персонала, работающего в дошкольном учреждении.

В процессе гигиенического обучения детям сообщаются определенные знания, формируются навыки гигиенического поведения. Гигиеническое обучение следует планировать, готовить и проводить так же тщательно и систематически, как занятия по счету, лепке, письму и др. Навыки личной гигиены формируются в раннем возрасте. Методика их воспитания со временем меняется. У детей до полутора лет в основе ее лежит подражание, младшего возраста (1,5-3 года) - совместные действия, среднего (4-5 лет) - доступное данному возрасту обоснование требований, осознание навыков, контроль, старшего дошкольного (6-7 лет) - объяснение на более высоком уровне, осознание навыков, контроль и самоконтроль за действиями. При объяснениях (обоснованиях) излагается только необходимый для формирования нужного гигиенического навыка материал, тесно связанный с жизнью ребенка данного возраста. Наглядность сочетается со словесным воздействием: воспитатель показывает, рассказывает, поясняет, читает; ребенок смотрит, слушает, отвечает, пересказывает, объясняет.

Чтобы ребенок хорошо овладел гигиеническими навыками, необходимо наличие индивидуальных предметов туалета (мыло, зубная щетка, расческа, мочалка, кружка для полоскания рта) в определенном, доступном для ребенка месте, стеллажей и шкафов для хранения книг и игрушек такой высоты, чтобы ребенок без затруднений сам мог взять и положить на место нужные ему предметы; оснащение передней или вестибюля необходимыми приспособлениями для вытирания ног (мат, тряпка) и щетками для чистки обуви и одежды.

Работа с родителями. Задачу по сохранению и укреплению здоровья детей нельзя решить, не привлекая усилия семьи, которая играет решающую роль в формировании личности ребенка. В вопросах санитарного просвещения и гигиенического воспитания большую роль играют средства массовой пропаганды: радио, телевидение, статьи в газетах и журналах, научно-популярные издания, санитарно-просветительные брошюры и памятки.

Тем не менее, необходимо учитывать, что широкое распространение средств массовой информации способствует повышению санитарно-гигиенических знаний населения, но, к сожалению, не всегда меняет поведение людей. Поэтому задача санитарного просвещения - не только давать теоретические знания, но и учить практическому овладению гигиеническими навыками. Особенно это важно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, так как для сохранения их здоровья громадное значение имеют условия, в которых они живут и воспитываются.

При поступлении ребенка в дошкольное учреждение проводится инструктаж родителей врачом или медицинской сестрой в присутствии воспитателя группы, в которую зачисляется ребенок. На инструктаже родителей знакомят с правилами ухода за ребенком, мерами предупреждения у него инфекционных заболеваний, гигиеническими основами детского питания, закаливания, указывают на необходимость соблюдения и дома режима дня, установленного в дошкольном учреждении, закрепления в семье гигиенических навыков, прививаемых ребенку в яслях или саду. Для родителей проводят лекции, беседы, выпускают санитарные стенные газеты или бюллетени, вешают доски вопросов и ответов и т. д.

Исключительно важны и наиболее действенны индивидуальные санитарно-просветительные беседы: во-первых, потому что они ведутся с учетом особенностей ребенка, его родителей и окружающей обстановки; во-вторых, сказанное относится конкретно к данному ребенку, и родители стараются выполнять данные рекомендации. Практика показывает, что медиков и педагогов, не жалеющих времени для бесед с родителями об уходе, питании, закаливании и воспитании здорового ребенка, родители глубоко уважают и ценят.

Эффективность санитарного просвещения повышается при использовании наглядных пособий, а также обеспечении родителей специально подобранной литературой, касающейся вопросов ухода, режима дня, питания, динамики физического и нервно-психического развития детей того возрастного периода, к которому относится конкретный ребенок.

Существенную помощь в гигиеническом воспитании родителей оказывают санитарные бюллетени, представляющие собой наглядную форму санитарно-просветительной работы, позволяющую осветить любые актуальные вопросы охраны детского здоровья. Санитарные бюллетени выпускаются силами сотрудников детского учреждения и вывешиваются в местах пребывания родителей (холлах, коридорах, около медицинской комнаты и кабинета заведующей). Особая ценность санбюллетеней состоит в том, что они отражают насущные вопросы конкретного учреждения и приводят в качестве примеров местный материал. Выдумка, фантазия, доступный язык, яркое оформление - основные требования к этой форме работы.


Лекция 17. Особенности и гигиена органов пищеварения в детском возрасте

Нормальное развитие ребенка находится в тесной связи с деятельностью его органов пищеварения. Расстройство пищеварения приводит к расстройству питания, нарушению обмена, которое нередко сопровождается нарушением функций многих органов и систем.

Органы пищеварения ребенка, особенно раннего возраста, отличаются функциональной незрелостью и повышенной уязвимостью. В то же время интенсивность обмена веществ у детей требует высокой активности пищеварительных процессов. Поэтому педиатрия и детская гигиена уделяют большое внимание изучению и разработке детского питания и гигиеническим принципам его организации. Рациональное питание, соответствующее потребностям ребенка и отвечающее гигиеническим требованиям, - основная профилактика заболеваний органов пищеварительного тракта.

Органы пищеварения у детей раннего возраста имеют свои особенности. Малышам трудно усваивать сухую, жесткую и твердую пищу, у них легко возникают такие расстройства, как рвота и срыгивание, поносы и запоры. Проницаемость стенок кишечника у детей раннего возраста повышена, при его заболеваниях она способствует развитию интоксикации; кишечные инфекции часто сопровождаются нейротоксикозом и поражением сердечнососудистой системы.

Кишечник сразу после рождения стерилен, но с первых часов начинается заселение его микроорганизмами. Микрофлора в первые месяцы жизни в значительной степени обусловлена характером вскармливания. Она выполняет в организме определенные функции: подавляет и уничтожает болезнетворных и гнилостных микробов, принимает участие в синтезе витаминов и обладает ферментативными свойствами. Однако при ослаблении защитных сил организма или болезненных изменениях в кишечнике некоторые микробы, не опасные при других обстоятельствах, могут вызвать заболевания, объединяемые под названием дисбактериоз.

Согласованной работе органов пищеварения и пищеварительных желез способствует режим питания. К четко установленному времени приема пищи активность пищеварительных желез возрастает, они начинают вырабатывать пищеварительные соки еще до того, как пища поступит в желудок. У ребенка появляется аппетит, он охотно съедает предложенную пищу, которая хорошо обрабатывается и усваивается организмом.

Важно, чтобы ребенок перед уходом в детский сад не получал завтрак. Даже небольшое количество съеденной пищи снижает аппетит и нарушает дальнейший ритм пищеварения. Очень важно, чтобы трехразовое питание детей в дошкольном учреждении обязательно дополнялось четвертым приемом пищи дома (ужином). Обеспечению наиболее полноценного рациона ребенка в течение суток служит составление врачом детского учреждения рекомендаций для ужина, которые ежедневно вывешиваются в приемных комнатах групп. Следует проводить с родителями разъяснительную работу о важности своевременного полноценного питания, бороться с «кусочничеством», когда взрослые, пришедшие за ребенком в детское учреждение, тут же дают ему в руки булку, печенье или конфету, перебивая таким образом аппетит перед ужином.

Надежда Широбоких
Воcпитание гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно- гигиенических навыков .

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и взрослыми.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Вначале детей приучают к выполнению элементарных правил : мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознанно должны относиться к выполнению правил личной гигиены ; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и поставить посуду, но и твердо усвоить, что перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Навыки и привычки , прочно сформированные в дошкольном возрасте , сохраняются на всю жизнь, поэтому необходимо постоянно поддерживать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков с помощью поддержания определённых условий.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей : прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

В детских садах создаются условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков личной и общественной гигиены . В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья ног. Младший воспитатель или воспитатель постоянно следят за тем, чтобы умывальники всегда были снабжены тёплой водой, а в туалетных комнатах поддерживались чистота и порядок, имелись необходимые приспособления для хранения индивидуальных полотенец разного назначения (для рук, проведения закаливающих процедур) . Старшие дошкольники должны иметь не только гигиенические навыки , но и необходимый минимум знаний и представлений в этой области, понимать значимость выполнения всех правил гигиены для охраны здоровья .

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей . Размер мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце должно быть таким, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить кожи малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

Все предметы личной гигиены должны быть яркие , запоминающиеся, а удобная организация условий для гигиенических процедур должна побуждать детей к самостоятельным действиям.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей , активизировать их инициативу и творчество. При этом можно использовать потешки, стишки и т. д. (см. Приложение)

А в старших группах большое значение приобретают учебные мотивы.

Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.

В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения : о значении гигиенических навыков для здоровья , о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.

Хорошо, если эти сведения дошкольники будут узнавать и закреплять в процессе чтения художественной литературы или во время рассказов по картинке, по прочитанному тексту сказок и т. п.

Гигиенические знания целесообразно закреплять и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим миром, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры, например : «Зимние развлечения» , «Лето для здоровья» , «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» . Можно выбрать такие, как «Семья» , «Больница» и т. д.

Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр» , «Федорино горе» , «Доктор Айболит» К. Чуковского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все навыки по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания .

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих их взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

А действия взрослых следует сопровождать оживленным разговором с ребенком : «Вот какой ты стал чистенький и красивый» .

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях.

Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее, красивее; приятно обедать за чистым, красиво накрытым столом и т. д.).

Уже с двух лет ребёнок должен знать назначение носового платка, а не использовать его как предмет игры. Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению : находить носовой платок в кармане кофты, рубашке, штанов, и доставать его, разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман, обращая внимание на чистоту носового платка.

Конечно, не следует считать, что на третьем году жизни малыш становиться абсолютно самостоятельным. Потребуется еще много времени, чтобы навык опрятности перешел в привычку. Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста , гигиенические процедуры потребность привычна. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены : полотенце для лица и рук, не большая расческа (по руке малыша, носовой платок, зубная щетка, мочалка для тела) .

Любая гигиеническая процедура с маленьким ребенком проводиться аккуратно, осторожно, чтобы не испугать малыша, не вызвать не приятные ощущения. И когда, даже если ваш малыш научиться самостоятельно выполнять ту или иную процедуру не оставляйте его без присмотра.

Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать соответствующим образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.

Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что маленькому ребенку трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь ребенка от ненужного действия и переключить его на нужное.

Если постоянно пользоваться запретом : «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу» , то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать : вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.

Необходимо добиваться того, чтобы дошкольники выполняли все гигиенические нормы и правила с чувством удовлетворения от самого процесса или от его результатов.

Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения . Чаще посещать ребенка дома, смотреть, какие условия созданы для развития самостоятельности у детей , а в индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок и что нужно продолжать закреплять дома.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей - первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки - это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.

Поиск по книге ← + Ctrl + →

Гигиеническое воспитание детей в дошкольных учреждениях

Основной задачей гигиенического воспитания детей дошкольного возраста является сообщение им элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе умений, навыков и привычек, а также воспитание культуры поведения.

Детям с ранних лет прививают гигиенические умениями навыки (мытье рук, умывание, чистка зубов и т. д.), и к 6 годам они переходят в привычку. Это становится возможным в силу того, что у детей дошкольного возраста особенно сильно развиты тяга к подражанию, наблюдательность, любознательность. Как правило, дети в этом возрасте стремятся все делать самостоятельно) На этом должна базироваться вся санитарно-потсветительная работа. В этот период дети наиболее восприимчивы к различного рода сведениям о важности, смысле, значимости того или иного гигиенического навыка для сохранения и укрепления здоровья.

"К 6 годам дети должны самостоятельно, без напоминания взрослых выполнять все правила личной гигиены, уметь чистить одежду, обувь, содержать в порядке свои игрушки, рабочее место, соблюдать порядок в групповой комнате и спальне дошкольного учреждения. Дети должны быть обучены правилам поведения за столом при приеме пищи. Они должны уметь правильно пользоваться столовыми приборами, салфетками, правильно есть: не спеша, тщательно пережевывая пищу. Старшие дошкольники должны уметь выполнять посильную работу, связанную с сервировкой стола, уборкой своего уголка дома, групповой комнаты, спальни, участка.

В дошкольном возрасте прививаются интерес и уважение к труду, умение трудиться в коллективе. Работа в живом уголке, на участке, посадка, прополка и поливка овощей, цветов и т. д. требуют соблюдения определенных гигиенических правил, способствующих выработке у детей соответствующих гигиенических привычек. Например, дети должны знать о том, что когда кормишь животных, нельзя есть самому; перед тем как съесть ягоду с грядки, надо ее тщательно вымыть чистой водой и др.

В целях профилактики детского травматизма ребят старшего дошкольного возраста надо научить пользоваться острыми, режущими, колющими предметами, тогда при работе с ножами, ножницами, иголками и т. п. они не получат травму сами и не нанесут ее другим.

Методы и формы гигиенической подготовки детей дошкольного возраста разнообразны. Широко используются такие методы, как наглядный показ правильного выполнения гигиенических процедур, демонстрация плакатов, диапозитивов, фотографий, детских кино- и мультфильмов на различные гигиенические темы, а также различные игры детей, особенно с куклами. Наиболее популярны игры в дочки-матери, детский сад, школу, больницу и т. п. Во время игры детям необходимо спокойно, ненавязчиво подсказывать, как нужно правильно выполнять ту или иную процедуру.

В дошкольном возрасте ребенок приобретает начальные гигиенические знания и навыки, которые еще не крепкие и, если их не повторять в дальнейшем, теряют свое значение. В школьном возрасте проводится дальнейшее их закрепление и совершенствование.

← + Ctrl + →
Глава 11. Гигиеническое воспитание детей и подростков Гигиеническое воспитание детей младшего школьного возраста

Всем известно, что здоровье организма человека закладывается с раннего детства. Детский организм особо чувствителен к воздействию окружающей среды. Здоровье человека будет зависеть от того, насколько благоприятны или неблагоприятны эти воздействия. Гигиеническое обучение и воспитание ребенка является основой укрепления, а также охраны его здоровья. Выделяют три основные категории воспитания ребенка: гигиенические навыки, навыки культурного поведения и навыки самообслуживания.

Гигиеническое воспитание является частью общего воспитания ребенка, а гигиенические навыки — это составная часть культурного поведения. Привитие навыков гигиенического свойства детям является обязанностью родителей, а те, кто считает, что это обязанность медицинских работников – глубоко заблуждаются в этом.

Хорошему воспитанию культурных и гигиенических навыков у детей способствует благоприятная семейная атмосфера. Счастливые родители, которые вполне довольны своей жизнью, работой и т.п. воспитывают хороших детей. Кроме того, семейный интерес к книгам, искусству, общественной деятельности оказывает благоприятное воздействие на культурное развитие ребенка. Но в данной ситуации культурное воспитание рекомендовано проводить организованно, планомерно, применяя контроль и множество методик.

Человеческие качества, такие как уважение, такт, чуткость, деликатность к окружающим необходимо закладывать в ребенке с самого раннего детства, когда он только начал говорить и слушать взрослых. Кроме того, с ранних лет необходимо прививать навыки культурного поведения в гостях, в помещении, на улице, в транспорте, на природе. С ранних лет ребенок должен усвоить, что культурный человек всегда и везде (даже дома) соблюдает основные нормы и правила поведения, что основой вежливости выступает доброжелательность и чувство меры, которое определяет, что делать можно, а что нельзя.

Отношения ребенка с социальным миром начинают складываться по мере формирования основных навыков и привычек. Происходит это на втором году жизни ребенка. В этом возрасте малыши достаточно негативно воспринимают любые перемены в своем окружении (перемещение мебели в его комнатке, отсутствие какой-либо игрушки). Они проявляют недовольство при виде того, как кто-то берет его игрушку или наоборот отдает другому малышу. Такое поведение ни в коем случае нельзя называть жадностью или капризом, поскольку это давно сформированная привычка, видеть собственные предметы на своих местах. Для ребенка окружающие предметы помогают ориентироваться, что не совсем бывает просто для маленького ребенка. Поэтому сложившийся «детский» мир не стоит нарушать, а наоборот, родители должны стараться сделать его более ярким и интересным для ребенка. Нарушение сложившихся условий жизни ребенка (распорядка дня, условий кормления или готовки пищи) может привести к негативным последствиям, а именно, нарушению душевного и эмоционального состояния ребенка. Поэтому самой главной привычкой, сформированной у ребенка второго года жизни, является соблюдение режима.

В возрасте 1,3 года ребенок должен уметь самостоятельно есть густую пищу из тарелки с высокими краями. Взрослый же при необходимости докармливает ребенка.

В возрасте 1,6 года ребенок уже самостоятельно может полностью съедать жидкую пищу (суп) из глубокой тарелки, держа ложку в кулачке.

В возрасте 1,9 года ребенок может самостоятельно снимать ботинки, туфли, носки или колготы. Взрослый помогает, при этом предоставляя ребенку посильную самостоятельность.

В возрасте 2 лет ребенок частично может самостоятельно одеваться, взрослый при этом всячески должен поощрять ребенка, показывать последовательность и предоставлять ему самостоятельность в действиях.

Гигиенические процедуры являются для ребенка привычкой, необходимой потребностью, если он был приучен к личной гигиене с ранних лет жизни. Обучение навыкам личной гигиены осуществляется со знакомства с основными предметами: носовые платки, зубная щетка, стаканчик для полоскания рта, мыло, мочалка для тела, детская расческа с тупыми зубчиками, полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, щеточка для мытья ногтей.

Гигиеническое воспитание ребенка на втором году жизни направлено на воспитание у ребенка определенных гигиенических навыков:

  • обязательно мыть руки перед каждым приемом пищи и после каждого загрязнения;
  • утреннее умывание и после каждого загрязнения;
  • обязательные водные процедуры перед ночным сном, а в летний период — и перед дневным сном;
  • мыться с помощью мыла и мочалки (через каждые два дня);
  • подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
  • полоскать рот после каждого приема пищи (с двух лет);
  • пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
  • самостоятельно пользоваться носовым платком в помещении и на прогулке (с двух с половиной лет);
  • пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора - двух лет).

Необходимо установить контроль за не выполнением гигиенических процедур ребенком, обязательно объяснить их необходимость и значение. Очень важно помочь ребенку усвоить эти навыки в первое время. Любую из гигиенических процедур, совместно проводимых с ребенком, необходимо делать очень аккуратно, стараясь не испугать его или вызвать неприятных ощущений. Кроме того, никогда не следует оставлять ребенка без присмотра во время проведения им гигиенических процедур.

Прежде чем приступить к той или иной гигиенической процедуре, необходимо продумать до мелочей каждую деталь, расположить все необходимые предметы так, чтобы не отвлекаться на их поиски, а лишние – вовсе убрать. Например, продумать места, куда необходимо положить мыло, кувшин, на какой крючок повесить полотенце.

Предметы личной гигиены ребенка лучше всего подбирать ярких и красочных оттенков, это будет способствовать запоминанию их ребенком. Например, в год ребенок знает, где висит его полотенце с нарисованным ярким сказочным персонажем. Именно правильная организация условий для проведения той или иной гигиенической процедуры побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям.

Культурное воспитание детей можно начинать с интересной сказки, прочитанной родителями. Однако при выборе сказки или любого другого произведения необходимо учитывать возраст ребенка и его запас слов. Кроме того, важное значение имеет наличие в них крупных, жизнерадостных, интересных и красочных иллюстраций. В возрасте до трех лет самыми подходящими для культурного воспитания ребенка являются небольшие сказки, стишки о животных или маленьких малышах. На четвертом году жизни можно читать сказки о маленьких детях и их отношениях с взрослыми и животным миром. По мере взросления выбираются произведения, показывающие борьбу и человеческие отношения. Страшные сказки «про бабу-ягу» и прочую нечисть не рекомендуется читать детям дошкольного возраста, поскольку это может быть воспринято ими как реальность и нанести вред их психике.

Каждый родитель, читая сказку, должен акцентировать внимание ребенка на то или иное событие, чтобы сказка несла для ребенка поучительный характер. Читать сказку рекомендуется медленно, при этом необходимо внимательно следить за выражением глаз ребенка. В случае если что-то непонятно, необходимо разъяснить это ребенку доступными для его возраста словами. По окончании чтения сказки необходимо остановиться на воспитательных моментах, ребенок должен ответить, что было правильно и культурно в поведении того или иного персонажа. Поучительный характер могут нести и придуманные родителями сказки про культурных и не культурных детей.

Маленьких детей не стоит водить на различные представления в театры, музеи и т.п., исключение составляют мероприятия, подготовленные специально для детей данного возраста. По мере взросления можно ходить с ребенком на различные спектакли, фильмы, пьесы, но они должны быть понятны для ребенка. Посещение театров, музеев только в том случае благоприятно действуют на развитие ребенка в культурном отношении, когда по поводу просмотренного между ребенком и родителями идет обсуждение и обмен мнениями.

Привлечение детей в благоустройство быта, оформление сада или альбома также оказывает положительное влияние на культурное их воспитание.

Все виды культурного воспитания ребенка требуют стараний и усилий родителей побуждать детей к активности, стремлению быть лучше, достойно преодолевать препятствия, развивать в них внимание и уважение к окружающим, благожелательность, умение слушать и слышать.

Родители должны неустанно повторять малышу общие правила и нормы поведения, принятые в культурном обществе, учить деликатности, вежливости, осуждая в то же время грубое поведение, высокомерие, бесцеремонность, которые говорят о плохом воспитании.

Правильно вырабатывать культурно-гигиенические привычки у ребенка родителям помогут различные методики воспитания. Самое главное, будьте терпеливы в воспитании детей!