Коррекция мелкой моторики рук младших школьников. Игры и упражнения по коррекции мелкой моторики у детей с зпр


Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить.

Мелкая моторика является ни чем иным, как скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Ее хорошее развитие зависит также и от органов чувств, в частности зрительной системы, которая необходима для повторения ребенком точных мелких движений пальцами рук и ног. Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения в школе. Так, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику рук:

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы.

Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому мы используют следующие приемы:

· систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;



· последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

· все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;

· если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Пальчиковые игры - это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

Способствует овладению навыками мелкой моторики;

Помогает развивать речь;

Повышает работоспособность головного мозга;

Развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

Развивает тактильную чувствительность;

Снимает тревожность.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.), которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук.

Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова.

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а потом можно наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму.

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года: лепить колбаски, колечки, шарики, из каждого маленького кусочка делать лепешку или монетку.

Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Ее можно мять, рвать, разглаживать – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.

Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т.д.) можно использовать в мозаике и в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику.

В раннем и младшем дошкольном возрасте важно не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Раздел 5. Методика АФК детей с умственной отсталостью

Лекция № 1.Медико-физиологическая и психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью

1. Понятие, причины умственной отсталости.

2. Формы умственной отсталости (по МКБ-10): легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.




Влияние мануальных ручных действий на развитие головного мозга известно еще со 2 века до н.э. в Китае. По мнению известного философа Канта «Рука это выдвинувшийся вперед человеческий мозг.» У нас на Руси известны игры «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и др.Большая часть двигательной(моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани языка рта челюсти. Именно эти органы формируют речь. Известно что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование психических функций. В.А.Сухомлинский утверждал «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А.Сухомлинский утверждал «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследования отечественных физиологов подтвердили связь развития руки с развитием мозга. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук соответствует развитию высших корковых функций(память, внимание, мышление, воображение, наблюдательность). Таким образом развитие мелкой моторики - это один из способов развития речи детей с ОВЗ и обучение социализации в обществе.


Одной из причин нарушений речи детей с ОВЗ является плохое развитие мелкой моторики рук. Работая с детьми нужно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. При ряде речевых нарушений у детей наблюдается выраженная в разной степени моторная недостаточность и соответственно отклонения в движениях пальцев рук. В системе работы по обучению и воспитанию таких детей нужно предусматривать усиленную коррекционную деятельность.


Цель коррекционной работы по развитию мелкой моторики: Коррекция недоразвития речи у детей путем развития мелкой моторики. Формирование координации, силы тонких движений, навыка выполнения действий с предметами. Подготовка к обучению в школе. Коррекция недоразвития речи у детей путем развития мелкой моторики. Формирование координации, силы тонких движений, навыка выполнения действий с предметами. Подготовка к обучению в школе.


Задачи: Развитие пальчиковой моторики используя серии последовательных движений, которые развивают и совершенствуют произвольное внимание и автоматизацию действий.Развитие пальчиковой моторики используя серии последовательных движений, которые развивают и совершенствуют произвольное внимание и автоматизацию действий. Ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно -двигательной координации движений у старших дошкольников.Ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно -двигательной координации движений у старших дошкольников. Усложнение заданий за счет увеличения числа переключений и ускорения ритма.Усложнение заданий за счет увеличения числа переключений и ускорения ритма. Выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.Выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов. Развитие способности лучшей ориентации в условиях пространства листа бумаги и подготовки руки к письму.Развитие способности лучшей ориентации в условиях пространства листа бумаги и подготовки руки к письму.


Принципы реализации: Принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий.Принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий. Принцип доступности заданий.Принцип доступности заданий. Принцип систематичности знаний, предусматривающий определенную частоту.Принцип систематичности знаний, предусматривающий определенную частоту. Принцип закрепления усвоенного с привлечением других педагогов.Принцип закрепления усвоенного с привлечением других педагогов.


Механизм реализации: Работа по формированию умелости может проходить во время занятий и в свободное время,в виде индивидуальной работы и регулярно. Запускать пальцами мелкие волчки.Запускать пальцами мелкие волчки. Разминать пальцами пластилин, глину, тесто.Разминать пальцами пластилин, глину, тесто. Катать пальцами разные камешки мелке бусы поочередно.Катать пальцами разные камешки мелке бусы поочередно. Сжимать и разжимать кулачки(бутончик цветка, который раскрывается и закрывается.)Сжимать и разжимать кулачки(бутончик цветка, который раскрывается и закрывается.) Делать мягкие кулачки, которые можно разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие которые не разожмешь.Делать мягкие кулачки, которые можно разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие которые не разожмешь. Двумя пальцами «ходить» по столу то быстро то медленно поочередно разными руками.Двумя пальцами «ходить» по столу то быстро то медленно поочередно разными руками. Показать пальцы: один,два, три и т.д.Показать пальцы: один,два, три и т.д. Махать в воздухе только пальцами.Махать в воздухе только пальцами. Кистями рук делать фонарики.Кистями рук делать фонарики. Хлопать в ладоши то тихо то громко.Хлопать в ладоши то тихо то громко. Собирать все пальцы в щепотку.Собирать все пальцы в щепотку. Нанизывать пуговицы или бусины на нить.Нанизывать пуговицы или бусины на нить.



Наматывать нить на пальчик.Наматывать нить на пальчик. Завязывать узлы на веревке, перебирать веревку с узлами.Завязывать узлы на веревке, перебирать веревку с узлами. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками. Выкладывание из пуговиц, семян,с крепок, узоров.Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками. Выкладывание из пуговиц, семян,с крепок, узоров. Закручивать шурупы и гайки.Закручивать шурупы и гайки. Игры с конструкторами,лего,мозаикой, кубиками.Игры с конструкторами,лего,мозаикой, кубиками. Складывание матрешек, вкладышей.Складывание матрешек, вкладышей. Игры с песком и водой.Игры с песком и водой. Резание ножницами.Резание ножницами. Рисование в воздухе, выкладывание шнурком изображения, спичками, счетными палочками.Рисование в воздухе, выкладывание шнурком изображения, спичками, счетными палочками. Рисование на песке и крупе.Рисование на песке и крупе. Разбор нескольких видов крупы.Разбор нескольких видов крупы. Мять руками поролоновые губки, поролоновые шарики.Мять руками поролоновые губки, поролоновые шарики. Рисование, штриховка, раскрашивание.Рисование, штриховка, раскрашивание. Поочередное перекладывание предметов: треугольники, квадраты, круги.Поочередное перекладывание предметов: треугольники, квадраты, круги. Написание букв,изображений по трафарету.Написание букв,изображений по трафарету. Сжимание разжимание пальцев обеих рук поочередно, одновременно. Сжимание резиновых мячей пальцами и всей рукой.Сжимание разжимание пальцев обеих рук поочередно, одновременно. Сжимание резиновых мячей пальцами и всей рукой.



Круговые движения кистями. Касание пальцами друг друга по очереди.Круговые движения кистями. Касание пальцами друг друга по очереди. Бросание и удары мяча.Бросание и удары мяча. Перекатывание в руках карандаша.Перекатывание в руках карандаша. Шнуровка.Шнуровка. Сложить салфетку вчетверо. Выщипать двумя пальцами полукружья со сгибов. Затем развернуть ее.Сложить салфетку вчетверо. Выщипать двумя пальцами полукружья со сгибов. Затем развернуть ее. «Футбол». Каждым пальцем отстреливать поочередно шарик на ниточке.«Футбол». Каждым пальцем отстреливать поочередно шарик на ниточке. Перебирание фантиков от конфет.Перебирание фантиков от конфет. Сортировка мелких предметов с помощью пинцетаСортировка мелких предметов с помощью пинцета Просеивание. Миска с пшеном и спрятанными там предметами.Просеивание. Миска с пшеном и спрятанными там предметами. Перекладывание ложкой. Втыкать кнопки в пенопласт.Перекладывание ложкой. Втыкать кнопки в пенопласт. Прищепки на горизонтальной и вертикальной основе.Прищепки на горизонтальной и вертикальной основе. Рамки с липучками.Рамки с липучками. Массажные кольца.Массажные кольца. Сенсорные модули: счеты, выключатель, крючки для развешивания, щетки различной жесткости, горизонтальная перетяжка, диск от телефона, прорези зигзаг для ведения игрушки. Рычаги, ребристые поверхности, поверхности различного качества, баночки с крышками различного цвета, мягкий конструктор с петельками и пуговицами.Сенсорные модули: счеты, выключатель, крючки для развешивания, щетки различной жесткости, горизонтальная перетяжка, диск от телефона, прорези зигзаг для ведения игрушки. Рычаги, ребристые поверхности, поверхности различного качества, баночки с крышками различного цвета, мягкий конструктор с петельками и пуговицами. Шарик на ниточке. Натягивание резинки «Геоконт».Шарик на ниточке. Натягивание резинки «Геоконт».



Активизация мелких мышц: а) Округлить пальцы, напрячь, твердое соприкосновение подушечек пальцев (купол). б) Сцепляй мизинцы, указательные пальцы соединяй домиком, соединяй большие пальцы и пружинистые движения всей конструкцией. в) Дополнительная рука перед собой с выставленным большим пальцем, ведущая рука обхватывает этот палец – накрыли крышечкой.


Разминка: Выбрасывание пальчиков а) В прятки пальчики играли И головки убирали, Вот так, вот так, И головки убирали. б) 1,2, 3,4,5. Мы грибы идем искать. Вот мизинчик в лес пошел, Безымянный – гриб нашел. Средний пальчик чистить стал, Указательный – скакал, Большой палец все съел, От того и потолстел.


«Была лужа и нет ее». Это упражнение имеет и воспитательное значение. Переносить губкой воду в емкость.«Была лужа и нет ее». Это упражнение имеет и воспитательное значение. Переносить губкой воду в емкость. «Открой и закрой». Предложить много баночек разной емкости с разными крышками. Предложить раскрыть их и потом закрыть, правильно подобрать крышки к емкостям.«Открой и закрой». Предложить много баночек разной емкости с разными крышками. Предложить раскрыть их и потом закрыть, правильно подобрать крышки к емкостям. « Смети но не просыпь». Щеткой сметать со стола на совок, не уронив ничего на пол.« Смети но не просыпь». Щеткой сметать со стола на совок, не уронив ничего на пол. «Ну ка вылови» выловить из воды предмет ложкой.«Ну ка вылови» выловить из воды предмет ложкой. «Готовим лекарство». Дать возможность растворить в воде вещества которые окрашивают воду.«Готовим лекарство». Дать возможность растворить в воде вещества которые окрашивают воду. Шершавые буквы. Это пособие можно использовать и на ощупь. чтоб ребенок отгадал букву либо цифру.Шершавые буквы. Это пособие можно использовать и на ощупь. чтоб ребенок отгадал букву либо цифру. Подобрать лоскутки ткани к платью.Подобрать лоскутки ткани к платью. Сортировка орехов, ракушек, геометрических форм.Сортировка орехов, ракушек, геометрических форм. Составление разрезных картинок.Составление разрезных картинок.




Совершенствование моторики, развитие конструктивной деятельности, следовательно происходит развитие всех психических функций. Работа по развитию мелкой моторики способствует речевому развитию, что в конечном счете позволит успешнее подготовить детей с ОВЗ к обучению в школе.





Используемая литература: Безруких М.М. Филиппова Т.А. Тренируем пальчики. Дрофа 2000 г. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под редакцией С.С. Ляпидевского и В.И Селиверстова. Просвещение 1968 г. Гаврина С.Е. и В.И. Кутявина Н.П. Развиваем руки –чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Ярославль, Академия развития 1997 г. Галкина В.Б. Хомутова Н.Ю. использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи. Дефектология 1999г.с Кольцова М.М. Пальчиковый игротреннингСпб 1998 г. Лурия А.Р. О генезисе произвольных движений Вопросы психологии 1957

Развитие движений в онтогенезе - процесс качественного видоизменения системы движений по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Ребенок в момент рождения не обладает вполне готовыми механизмами регуляции движений. Но уже в эмбриональный период происходит формирование функций поддержания позы, подготовка к дыхательным движениям, глотанию, осуществляется активизация венозного кровообращения и лимфотока. Сразу после рождения проявляется целый набор двигательных реакций: рудиментарные двигательные рефлексы Робинзона, Моро, ползание по Бауэру, позотонические рефлексы, в частности шейные и лабиринтные, безусловно-рефлекторные двигательные акты в виде пищевого сосательного, защитного мигательного, движения глаз. Важную роль играют хаотические движения, которые группируются в повторяющиеся движения, а затем на их основе происходит формирование целенаправленных движений. В условиях воспитания к первому полугоду жизни ребенка в целом формирование всех основных движений завершается. В дальнейшем - по мере развития речи - происходит формирование произвольных движений. Основной набор универсальных двигательных реакций окончательно оформляется к 11-14 годам.

При овладении определенными двигательными, навыками у ребенка обнаруживаются рабочие, исполнительные движения и ориентировочная основа. Исследования А. В. Запорожца (1986) показали роль ориентировочной деятельности и складывающихся на ее основе образов в формировании и осуществлении произвольных движений у человека на разных стадиях онтогенетического развития.

Развитие произвольных действий происходит в процессе подражания, в котором выделяют две фазы. На первой фазе осуществляется предварительная ориентировка: ребенок наблюдает за действиями взрослого или других детей; в результате наблюдений у него формируется образ необходимых действий. На второй фазе ребенок совершает показанное ему движение и доводит его до известной степени совершенства, сравнивая совершаемые движения с предложенным ему образцом. Сложившийся сенсомоторный образ выступает регулятором произвольных действий. К. Котырло (1974) на музыкальных занятиях в детском саду изучала формирование сенсомоторного образа движений у детей и эффективность его влияния на успешность осуществления произвольных движений. Дети должны были выполнять танцевальные движения под музыку по показу воспитателя. Для младших детей характерна разобщенность сенсорного и моторного компонентов образа: они затруднялись выполнить определенную последовательность движений, сочетать движения (особенно начало и окончание движений) с музыкой. В старшем детском возрасте разобщенность сенсорного и моторного компонентов образа преодолевается. Двигательные реакции все более точно соотносятся с образцом не только по характеру движений, но и по времени (дети способны вовремя, вместе с музыкальным сопровождением начинать и заканчивать движения).

Развитие произвольной регуляции в данном случае связано с совершенствованием подражательной деятельности, означающим включение в подражание элементов самостоятельности. Ребенок, имеющий достаточный зрительный, слуховой, двигательный опыт, способен выполнять движения по словесной инструкции без показа воспитателем танцевальных движений.

Успешность освоения произвольных движений зависит от степени их осознанности. Я. 3. Неверович, изучавшая предметные движения детей, пришла к следующим выводам: в возрасте 2 лет ребенок осознает результат действия, но способ действия и отдельные движения им не осознаются. Дети младшего детского возраста сознают результат и способ действий с предметом, но отдельные операции, движения также еще не осознают.

Дети среднего детского возраста в некоторых случаях осознают собственные движения и преднамеренно воспроизводят их при повторении действий с предметом. В старшем детском возрасте движения становятся объектом сознательной волевой деятельности.

Возрастающее умение анализировать собственные движения и внимание к точности рисунка движений говорят о психологической готовности ребенка к обучению в условиях школы, о возможности сознательно приобретать двигательные умения уже трудового порядка, сложные формы умений и навыков типа письма, рисования, игры на инструментах, танца и т. д.

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

· Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)

· Нарушения передачи сигнала (например, при болезни в постинсультном состоянии)

· Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.)

Нарушения общей и мелкой моторики у детей с ДЦП связаны с особенностями самого заболевания - преимущественным поражением двигательных зон головного мозга и проводящих путей. Дети с ДЦП резко ограничены в движениях: у них с трудом формируются навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.

Нарушения мелкой моторики в раннем и младенческом возрасте включают в себя, прежде всего, нарушения созревания большого моторного акта и тонкой моторики, а также разнообразные стереотипии, тики, расстройства по типу кататонических. Задержка становления моторики отмечается еще с периода развития зрительно-моторной координации. При этом запаздывает формирование ручной умелости. Дети с запаздыванием начинают захватывать игрушки, долго не осваивают пинцетный захват предмета двумя пальцами, начинают ходить позже обычных сроков. Иногда дети начинают ползать уже после овладения ходьбой, долго не могут освоить функции вставания. Таким образом, отмечается нарушение последовательности формирования функции моторики.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность, способствуют формированию у ребенка пассивности, безынициативности, нарушению развития мотивационной и волевой сферы.

По исследованиям Л.В. Лопатиной у детей с ЗПР имеются нарушения ручной моторики, проявляющиеся в основном в нарушении точности, быстроты и координированности движений. Значительные трудности вызывает у детей динамическая организация двигательного акта. В большинстве случаев оказывается затрудненным или невозможным быстрое и плавное воспроизведение предложенных движений. При этом отмечаются добавочные движения, персеверации, перестановки, нарушение оптико-пространственной координации. Переключение движений часто осуществляется сопряженно, по речевой инструкции и с проговариванием их последовательности. Наиболее нарушенной является возможность одновременного выполнения движений, что свидетельствует об определенной дисфункции премоторных систем, обеспечивающих, прежде всего, кинетическую организацию движений.

Наиболее ярко недостаточность общей моторики у детей с ЗПР проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. Также характерны нарушения ручной моторики, которые проявляются преимущественно в нарушении точности, быстроты и координации движений. Пальцевые пробы полноценно не проявляются, так как снижена кинестетическая память. Между уровнем несформированности ручной и артикуляционной моторики установлена существенная корреляция (М. М. Кольцова, Л. В. Лопатина и др.).

Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т.п.

Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление.

Коррекция нарушений мелкой моторики проходит в следующих направлениях:

· Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

· Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).

· Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).

· Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

· Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

· Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

· Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

· Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:

Ø нахождение заданных предметов,

Ø угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

· Использование методики Су Джок (работа с различными семенами):

Ø сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.

· Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В дошкольных учреждениях педагоги используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление. Для этого используются приемы:

· систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

· последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

· все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;

· если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.

В группах уже с младшего, среднего и старшего дошкольного возраста используется в работе и ниткопись. Сначала выполняются простые контуры: “Круг”, “Солнышко”, “Грибок”, далее усложняется работа: “Дом”, “Ракета” и т.д. В средней и старшей группе используется ниткопись на занятиях по математике и обучению грамоте (например, выкладывается буква или цифра, уже без образца). Далее задача усложняется: например, предлагается детям выкладывать сюжетные картинки с использованием нескольких разноцветных ниток.

Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами - щепотью). Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.

Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики - кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различныевиды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). Начиная с младшей группы, можно организовывать специальную полочку по изодеятельности. Он должна быть оборудована таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые изоматериалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. По мере того, как дети взрослеют, содержимое полочки меняется (большие кисточки - на маленькие, гуашь - на акварель, увеличивалась цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и т.д.).

Необходимо “привить” детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук, учить работать с бросовым материалом. Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Ее можно мять, рвать, разглаживать, резать - эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей. Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т.д.) в процессе развития мелкой моторики можно найти не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра “Золушка” (дети перебирают перемешанную крупу), “Письмо на крупе”.

Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Часто к данному процессу привлекают родителей: “Работы выходного дня”, конкурсы рисунков, выставки семейных работ и т.д. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.

Итак, начиная работу с детьми и ставя перед собой цель, родители и педагоги уверенно и целенаправленно идут вперед к ее достижению. Разработав для этого свои методы и приемы и, используя их в работе с детьми, обязательно будет заметна положительная динамика, а главное - будет развиваться умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (чашкой, ложкой), самостоятельно одеваться и раздеваться, тщательно мыть и вытирать руки, дети быстро учатся пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом. Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей с ЗПР, получив поддержку и помощь родителей, педагоги продолжают добиваться поставленной цели.

При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формировались психические процессы, развивались коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к письму). Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогают педагогам добиться хороших результатов.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Список литературы:

1. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 384с.

2. Прищепа С. Р. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников.// Журнал "Дошкольное воспитание" № 1, 2005.

3. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007.

4. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010.

5. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. - Балашов: Николаев, 2004. - 80 с.

Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией формирования успешной учебной деятельности ребенка.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему вызвать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому систематическое упражнение тонких движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Современный ребёнок к 6 - 7 лет должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребёнок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет около 6 - 7 тысяч слов.

Мы должны решить эти задачи оптимально быстро, доходчиво, легко. Исходя из этого мы ищем пути: каким образом этого добиться. На наш взгляд самым эффективным путем решения проблемы является развитие мелкой моторики пальцев рук. Поэтому выбрали тему: "Коррекция мелкой моторики с использованием инновационной технологии у детей младшего школьного возраста с дислалией".

Объектом исследования является коррекционно-логопедическая работа с детьми с диcлалией.

Предмет исследования: коррекция мелкой моторикой у детей младшего школьного возраста с дислалией.

Гипотеза: коррекция мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с дислалией будет эффективна, если:

Систему занятий строить с учётом взаимосвязи всех видов моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

Интенсивность и разнообразие упражнений определять с учётом психофизиологических особенностей детей;

Работу осуществлять совместными усилиями логопеда, учителя и родителя.

Цель: выявить педагогические условия эффективной коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с дислалией.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Подобрать комплекс методов диагностики уровня развития общей, мелкой, артикуляционной моторики и речи.

3. Разработать систему специальных упражнений коррекции мелкой моторики у младших школьников при дислалии и рекомендации для

учителей начальных классов и родителей.

Методологическая основа: труды Л.С. Выгодского, Л. С. Волковой,

М.Ф. Фомичевой, М.Е. Хватцевой, Т.А. Ткаченко, В.В. Коноваленко,

С.В. Коноваленко.

Методы исследования:

Изучение психолого-педагогической литературы;

Наблюдение;

Логопедическое обследование;

Педагогический эксперимент.

Новизна исследования:

Научно основывается система коррекционной работой с использованием инновационной технологии по развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с дислалией.

Практическая значимость:

Разработанные рекомендации могут быть использованы в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста с дислалией, а также при других речевых нарушениях (дизартрия, ринолалия и т.д.) логопедами, учителями и родителями.

Организация исследования:

Исследование проводится в первых классах средней общеобразовательной школы № 7 г. Якутска с 15 сентября 2017 года по 15 мая 2018 года.

Структура исследования:

Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Я)

Управление образованием окружной администрации

Городского округа «Якутск»

МОБУ СОШ №7

Доклад на тему:

Коррекция мелкой моторики с использованием инновационной технологии у детей младшего школьного возраста с дислалией.

Выполнила работу

Учитель - логопед МОБУ СОШ № 7

Алексеева Любовь Николаевна

г. Якутск

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическое обоснование коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста .

  1. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста в онтогенезе…………..6
  2. Психолого-педагогическая характеристика детей с дислалией………………………………………………………7
  3. Необходимость развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста……………………………10

Глава 2. Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста .

  1. Констатирующий эксперимент…………………………..13
  2. Формирующий эксперимент……………………………..15

Заключение………………………………………………………………….19

Использованная литература

Приложение

Введение.

Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией формирования успешной учебной деятельности ребенка.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему вызвать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому систематическое упражнение тонких движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Актуальность темы исследования:

Современный ребёнок к 6 - 7 лет должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребёнок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет около 6 - 7 тысяч слов.

Мы должны решить эти задачи оптимально быстро, доходчиво, легко. Исходя из этого мы ищем пути: каким образом этого добиться. На наш взгляд самым эффективным путем решения проблемы является развитие мелкой моторики пальцев рук. Поэтому выбрали тему: " Коррекция мелкой моторики с использованием инновационной технологии у детей младшего школьного возраста с дислалией".

Объектом исследования является коррекционно-логопедическая работа с детьми с диcлалией.

Предмет исследования: коррекция мелкой моторикой у детей младшего школьного возраста с дислалией.

Гипотеза: коррекция мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с дислалией будет эффективна, если:

Систему занятий строить с учётом взаимосвязи всех видов моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

Интенсивность и разнообразие упражнений определять с учётом психофизиологических особенностей детей;

Работу осуществлять совместными усилиями логопеда, учителя и родителя.

Цель: выявить педагогические условия эффективной коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с дислалией.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Подобрать комплекс методов диагностики уровня развития общей, мелкой, артикуляционной моторики и речи.

3. Разработать систему специальных упражнений коррекции мелкой моторики у младших школьников при дислалии и рекомендации для

учителей начальных классов и родителей.

Методологическая основа: труды Л.С. Выгодского, Л. С. Волковой,

М.Ф. Фомичевой, М.Е. Хватцевой, Т.А. Ткаченко, В.В. Коноваленко,

С.В. Коноваленко.

Методы исследования:

Изучение психолого-педагогической литературы;

Наблюдение;

Логопедическое обследование;

Беседа,

Педагогический эксперимент.

Новизна исследования:

Научно основывается система коррекционной работой с использованием инновационной технологии по развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с дислалией.

Практическая значимость:

Разработанные рекомендации могут быть использованы в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста с дислалией, а также при других речевых нарушениях (дизартрия, ринолалия и т.д.) логопедами, учителями и родителями.

Организация исследования:

Исследование проводится в первых классах средней общеобразовательной школы № 7 г. Якутска с 15 сентября 2017 года по 15 мая 2018 года.

Структура исследования:

Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.1. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного и школьного возраста в онтогенезе.

Детский возраст - период жизни, в котором ребёнок проходит величайший путь в своём индивидуальном развитии. В период детства интенсивно развивается организм ребенка: созревание нервной системы и мозга, что предопределяет психическое развитие.

На напряжении первого года жизни ребенок достигает больших успехов, овладевая передвижением в пространстве и простейшими действиями с предметами.

Вскоре манипуляции усложняются. Дальнейшее развитие манипулирования состоит в том, что ребенок начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами.

1 - 2 года ребенок держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книг. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

2 - 3 года открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем.

3 - 4 года держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит пост- ройки из 9 кубиков.

4 - 5 лет рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке по ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.

5 - 6 лет ручку, карандаш держит тремя пальцами (большой, указательный и средний). Это облегчает овладение навыка письма. Укрепляет эти пальцы застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, развязывание узелков, нанизывание бусинок, катушек, перебирание крупы, открывание и завинчивание пробок, обводит линии или соединяет точки или пред- меты.

6 - 7 лет делает самомассаж пальцев рук, занимается изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом

(изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, желудей, соломой, конструирование и т. д.)

В период дошкольного и школьного возраста игра становится ведущим видом деятельности. Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Так в игре у детей начинают развиваться произвольная память. Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка. На основе действий с предметами ребенок учится мыслить о реальном предмете.

Игрушка - предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.

Таким образом, учитывая психические особенности развития детей, уровни сформированности общей моторики и речи можно сделать вывод, что движение и речь тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены в онтогенетическом развитии.

1.2. Психолого – педагогическая характериcтика детей с дислалией.

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе сохранной иннервации речевого аппарата. Дислалия - нарушение и артикуляции отдельных или нескольких звуков, звукосочетаний или целых нескольких звуков. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и их пропусках. Дислалия является одним из наиболее распространенных дефектов произношения. Выделяют две основные формы дислалии - функциональную механическую (органическую).

Функциональная дислалия. К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.

Причины возникновения - биологические и социальные: общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи: задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи; неправильное речевое воспитание (неправильное произношение ребенка не поправляют, а иногда и культивируют).

При функциональной дислалии нет каких - либо органических нарушений центральной нервной системы, препятствующих осуществлению движение.

Механическая дислалия - нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Ее иногда называют органической.

Наиболее часто встречаются дефекты обусловленные:

  1. аномалиями зубочелюстной системы; 2) отсутствием резцов или нижней челюстью (дефекты прикуса). Эти аномалии могут быть из-за дефектов развития или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений.

Причины дислалии: одной из самых распространенных причин недостатков звукопроизношения является неправильное строение артикуляционного аппарата. Здесь, прежде всего, следует выделить укороченную уздечку языка (подъязычная связка). Движения языка затрудняются, так как короткая уздечка не позволяет высоко подниматься при верхне- язычных звуках. Кроме того, дислалия может быть вызвана либо слишком большим, либо наоборот, слишком маленьким языком, что затрудняет правильную артикуляцию.

Дефекты строения челюстей, ведущие к аномалиям прикуса, также могут вызвать дислалию.

Неправильное строение зубов, зубного ряда также может привести к дислалии. Отрицательно сказывается и неправильное строение неба. Узкое, слишком высокое небо препятствует правильной артикуляции многих звуков.

Дислалия также наступает и вследствие недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. Она может быть вызвана также неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

Еще одной причиной дислалии является неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под детскую речь или умиляясь забавному лепету ребенка, долгое время сюсюкают с малышом, а это задерживает развитие у него правильного произношения.

Дислалия может возникнуть и вследствие подражания. Ребенок может подражать искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Может плохо сказываться на речи детей и пребывание двуязычном окружении.

Часто причиной дислалии оказывается педагогическая запущенность. Если взрослые не обращают внимания на развитие правильного звукопроизношения ребенка, не поправляют его ошибок в речи, сами не произносят звуки четко и правильно, то это тормозит нормальное развитие произношения ребенка.

Дефекты произношения могут быть обусловлены и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка отмечаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между тонкими акустическими признаками. В результате надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.

Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

Таким образом, дислалия это такой вид нарушения речи, при котором необходимо выявить причины возникновения и провести логопедическое воздействие с учетом психических и индивидуальных особенностей ребенка. При правильной организации логопедической работы положительный эффект достигается при всех видах дислалий.

1. 3. Необходимость развития мелкой

Моторики у детей младшего школьного возраста.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Не случайно, упражнения для пальцев в Японии начинают с 2 - 3 месяцев, а в детских садах проводят с 2 лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование палочками для еды, ложками, ножницами.

В настоящее время рядом исследователей (М.В. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антонова - Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальчиковой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания.

Упражнения, разработанные отечественными и зарубежными исследователями, дают возможность сочетать развитие мелкой моторики с различными заданиями. Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.

Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплины.

Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения.

Второе понимание логопедической ритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику

воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.

Особенно важны для логопедического воспитания данные о взаимосвязи между степенью развития тонкой моторики кисти рук и уровнем развития речи у детей.

М.М. Кольцова считает, что "есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, проекция руки есть еще одна речевая зона мозга".

Важнейшей задачей логоритмики как логопедической коррекции, является формирование и развитие у детей с речевой патологией двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. В логоритмике используются следующие упражнения:

1). Упражнения для развития моторики, способствующие развитию

2). Упражнения для развития общей моторики, способствующие развитию движений кистей и пальцев рук.

Упражнения для мелкой моторики способствуют развитию движений кистей и пальцев рук. При выполнении различных пальчиковых упражнений дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, при этом повышается работоспособность коры головного мозга. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивает народные игры - потешки, стишки. Например, "Сорока - белобока", 2 Мальчик - пальчик".

Развитие мелкой моторики при помощи пальчиковых игр не только оказывает влияние на развитие речи, но и подготавливает детей к рисованию и письму, а это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

В процессе выполнения упражнений от ребенка требуется собранность внимания, активность мысли, последовательность выполнений движений, самостоятельность и волевые условия.

Таким образом, упражнения на развития мелкой моторики можно использовать в системе коррекционной работы. Они способствуют: во-первых, воспитанию правильного звукопроизношения, во-вторых, развитию общей моторики, в третьих, коррекции психических качеств, таких как уверенность в себе, активность, настойчивость при преодолении трудностей, а также проводимые в игровой форме упражнения, создают положительный настрой на занятия и на коррекционную работу в целом.

2. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ

МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛАЛИЕЙ.

2.1 КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Констатирующий эксперимент проводился с 5 сентября 2017 года по 20 сентября 2018 года в первом классе средней школы №7 г. Якутска.

Цель: Выявить уровень развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с дислалией.

Для обследования состояния общей и мелкой моторики предлагается ряд тестов. Качество их выполнения говорит об уровне сформированности внимания, зрительной памяти, самоконтроля. Уровень развития мелкой моторики выявляли по следующим заданиям:

  1. «Пальчики здороваются» - попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.
  2. «Играем на пианино» - держа кисти руку горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками.
  3. Руки положить ладонями на стол, левую руку сжать в кулак. Синхронно, без напряжения, менять положение рук.
  4. Менять положение лежащих на столе рук: 1 – рука сжата в кулак, 2 – рука поставлена на ребро, 3 – лежит на столе. Выполнять отдельно, затем соединить.
  5. Показательной является проба на пространственную координацию движений рук. Руки вытянуть вперед. Левую руку ладонью вверх сжать в кулак, положение рук. Сгибать руки в локтях нельзя.
  6. Проверка динамической координации рук. Правая рука: 1 – вперед в кулаке, 2 – кулак разжать, 3 – кулак сжать, 4 – руку опустить. После двух – трехразового выполнения упражнения отдельно каждой рукой движения рук соединить.
  7. Координация движения рук и ног: Маршировка: 1 – шаг правой ногой, 2 – хлопок, 3 – шаг левой ногой, 4 – хлопок.
  8. Выложить узор из мозаики.
  9. Самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы.
  10. Нанизывать на нитку бусинки.
  11. Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек.
  12. Письмо: «Он ел суп» на листке нелинованной бумаги.

Общая средняя оценка уровня развития мелкой моторики :

«низкий» уровень – выполнено 0 – 5 задания с первого раза, «средний» уровень – выполнено 6 – 8 заданий,

«высокий» уровень – выполнено более 9 заданий.

Для выявления уровня развития мелкой моторики у детей, поступивших в первый класс, на экспериментальную группу включили 10 учащихся первых классов. Результат обследования показал, что из 10 учащихся высокий уровень развития мелкой моторики не выявлен, среднего уровня – 60%, а на низкого уровня – 40%. (см. приложение).

Таким образом, констатирующий эксперимент показал необходимость проведения систематических упражнений по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

2.2 Формирующий эксперимент.

Формирующий эксперимент проводится в два этапа.

1 этап формирующего эксперимента проводился с 1 октября 2017 года по 1 февраля 2018 года.

Цель: Развитие мелкой моторики младшего школьного возраста с дислалией.

Коррекция мелкой моторики осуществляется нормально в соответствии с логопедической коррекцией.

В работе по тренировке пальцев рук мы используем следующие виды работы, способствующие развитии мелких мышц пальцев и кисти рук:

Самомассаж кистей и пальцев рук;

Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;

Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;

Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание игровых палочек, зерен; завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке; застегивание и расстегивание пуговиц; молнии, замочек; нанизывание бус, колечек, пуговиц; игры с мозаикой, строительным конструктором, кубиками;

Изобразительная деятельность: рисование в воздухе; обведение контуров, штриховка; рисование карандашами и красками, лепка из пластилина, аппликация;

Работа на компьютере;

Ручной труд: изготовление поделок из бумаги, картона, ниток, проволоки.

Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3 – 5 минут на каждом занятии:

В начале учебного года дети испытывали затруднение в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно.

Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий проведения коррекционной работы: необходимо вызвать интерес у детей к занятиям, для этого использовать компьютерные игры, выполнение разнообразных заданий, рисование, костюмерная игра и любимые виды деятельности, развивающие познавательную активность ребёнка, позволяющие избегать быстрого утомления.

При составлении плана систематической работы по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста были использованы методики С.Е.Большаковой, Г.А.Волковой, В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, Т.А.Ткаченко, О.В.Узоровой, В.В.Цвынтарного.

Наряду с развитией мелкой моторики у детей необходимо формирование артикуляционной моторики, т.к. комплексное воздействие происходит с наибольшей эффективностью. Важная роль в формировании звукопроизношения играет четкая, тонкая, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные достигаются:

  1. Постановкой и обработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений.
  2. Систематической артикуляционной гимнастикой.

Основным назначением является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики. Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и небольшими подгруппами. Сроки преодоления недостатков звукопроизношения зависит от ряда факторов: степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, участие родителей в коррекционной работе, а также от систематичности развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей с дислалией.

Мы стремились так составить план, чтобы на занятиях содержалось возможно большее количество разнообразных пальцевых движений с речевым сопровождением в стихотворной форме.

В начале эксперимента у большинства детей наблюдался ряд трудностей: пальцы были малоподвижны, их движения неточны, темп упражнений замедлен.

Уже к концу 4-го месяца часть детей овладели сложными упражнениями, быстрее овладели правильным произношением звуков, при обучении письма продемонстрировали хороший нажим, вели более уверенные линии, ровнее держали строчку, сохраняли наклон букв.

После систематической плановой работы получили следующие результаты:

«низкий» уровень – 20%

«средний» уровень – 50%

«высокий» уровень – 30%. (см. приложение).

По сравнению с констатирующим экспериментом результат 1 этапа формирующего эксперимента в промежуточном срезе показал динамику развития мелкой моторики, что видно по результатам диагностического среза.

Таким образом, пришли к выводу, что систематическая работа по развитию мелкой моторики играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.

2 этап формирующего эксперимента проводится с февраля 2018 года до конца этого учебного года.

В первой декаде мая месяца проводится контрольное обследование детей с целью

Выявления и оценки уровня развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста с дислалией.

К концу года выявится окончательный результат эксперимента. Предполагаемые результаты:

При проведении систематического упражнения по развитию мелкой моторики будет стимулироваться развитие ребенка, улучшиться развитие артикуляционной моторики, формируется, навыки правильной речи и повысится работоспособность коры головного мозга.

Заключение

Установлено, что развитие речи тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Важнейшим условием всестороннего, полноценного развития ребенка является правильная, богатая речь в процессе познания окружающей действительности.

Развитие мелкой моторики у детей в онтогенезе – это эффективный путь в индивидуальном развитии, в котором движение и речь тесно взаимосвязаны. Необходимость развития мелкой моторики у детей научно обосновывается с учетом психических и индивидуальных особенностей детей.

В частности, нами выявляется уровень развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с дислалией, раскрывается система коррекционной работы по развитию мелкой моторики, обосновывается результат эксперимента, по ее развитию.

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с дислалией будет эффективной при соблюдении следующих условий:

Построение системы занятий с учетом взаимосвязи всех видов моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

Интенсивность и разнообразие упражнений с учетом психо-физиологических особенностей детей;

Осуществление системы работы по коррекции мелкой моторики совместными усилиями логопеда, учителя и родителей.

Использование инновационной технологии как ведущего фактора в Психолого – педагогическом процессе по коррекции мелкой моторики.

Использованная литература

  1. Волкова Л.С. Логопедия М., Просвещение 1989.
  2. Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией -Л., 1992.
  3. Волкова Г.А.Логопедическая ритмика М., ВЛАДОС. 2002.
  4. Забрамная С.Д., Боровин О.В. Развитие ребенка – в наших руках. М., Новая школа, 2000.

5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения, М., Гном – пресс, 1998.

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, 2000.
  2. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности детей от 6 до 9 лет. М., 2000.
  3. Кольцова М.М. Двигательная активность развития функции мозга ребенка. М., 1973 с.132.
  4. Рыбкина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. Изд. «Учитель», «Волгоград», 1997.
  5. Рычкова И.Я. Логопедическая ритмика. М., 2000.
  6. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб: Изд. «Акциденит» 1997.
  7. Узорова О.В. , Нефедова Е.А. Игры с пальчиками. М., АСТ Астрель, 1997.
  8. Фомина Л.В. Роль движений пальцев руки в развитии речи ребенка раннего возраста.
  9. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб., 1998
  1. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997.

Приложение

Уровень развития мелкой моторики у учащихся первых классов

Средней школы № 7 г. Якутска.

Таблица 1

Экспериментальная группа.

Ф.И.

ребенка

Определение качества и степени диф-

ференцированности движений пальцев рук.

Уровни

Архипоа Эрхан

Низк.

Абрамов Егор

Сред.

Баишев Дархан

Сред.

Данилова Лилия

Сред.

Макаров Максим

Низ.

Попова Аделина

Сред.

Павлов Артур

Низ.

Супрун Гена

Низ.

Тодышев Саша

Сред.

Федоров Миша

Сред.

«низкий» уровень – 4 уч-ся

«средний» уровень - 6 уч-ся

«высокий» уровень - 0

Разделы: МХК и ИЗО

В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.

Поступая в 1-ый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и "зеркальное" письмо, когда ребенок не различает понятия "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладываются в общий темп работы. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации дополнительных занятий, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

Если учесть, что в первые четыре года обучения в школе у детей окончательно формируются мелкие мышцы рук, идет интенсивное развитие речи, развиваются такие психические процессы как внимание, память, мышление. Причем ребенок, придя в первый класс и владея лишь наглядно-образным, а кто-то и предметно-действенным образом мышления, уже к четвёртому классу должен уметь мыслить абстрактно. С приходом в школу, резко возрастает нагрузка на левое полушарие (математика, чтение, письмо правой рукой). Начинается сильный дисбаланс полушарий. Детям нужно помогать развивать обе руки. Если на других уроках ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково развиваются обе руки. Именно уроки лепки имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук.

Из сказанного следует, что развитию моторики детей следует уделять специальное внимание. Необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Для работы с детьми 7 -8 лет разработана программа “Пластилиновые подарки”, которая обеспечивает преемственность дополнительного и начального образования. Основной целью данной Программы является раскрытие творческих способностей детей через лепку и коррекция мелкой моторики рук.

Программа направлена на совершенствование навыков ручного труда средствами лепки, развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов, развитие конструкторских способностей, мышления, воображения, фантазии, формирование культуры личности ребенка во всех проявлениях.

Занятия распределены и выстроены в порядке увеличения сложности и объема работы, предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от лепки на плоскости до создания фигурок, сказочных персонажей с последующей драматизацией. От создания панно до сочинения сказок.

Занятия распределены и по видам техники и творческой работы на следующие разделы: плоская лепка, рельефная лепка, скульптурная лепка, декоративная лепка.

Техника лепки богата и разнообразна: рисование с помощью пластилина, пластилиновые аппликации из жгутиков, пластилиновая мозаика, пластилинография .

Разработаны наглядно-методические пособия с технологическими схемами для художественного творчества детей, способствующие развивать творческое мышление, конструкторскую смекалку, умение планировать свою деятельность. Приложение 3

На занятиях происходит формирование основных операционных навыков работы с инструментами и пластическим материалом. Дети учатся доверять своим рукам, исследуют разные приемы и методы обработки пластилина. Выполнение задания направлено на отработку основных операционных навыков.

Задания даются разные, чтобы ребенок использовал разные способы, разные движения рук. Во время выполнения работы дети обучаются разнообразным приемам лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, защипывание), которые положительно влияют на развитие мелких мышц кисти ребенка, учат детей работать кончиками пальцев, делают их более чувствительными.

Занятия первого года обучения включают материал на репродуктивных методах (объяснительно-иллюстративный, повторение по образцу - особенно для слабых детей), затем на исполнительско-творческих заданиях.

Из-за разных уровней сформированности мелкой моторики руки идет дифференцированный и индивидуальный подход к детям в процессе обучения, избирательное воздействование на двигательную сферу деятельности детей.

Во время занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности.

Для совершенствования двигательных изобразительных приемов и навыков развития тонких движений пальцев рук на занятиях используются тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев, регуляции мышечного тонуса. Это самомассаж рук, упражнения на координацию движений пальцев, укрепление мышц рук. Использование пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения.

Благодаря систематическим и разнообразным упражнениям руки ребенка постепенно приобретают точность, силу и дифференцированность движений.

Развитие детского творчества в процессе лепки во многом зависит от умения детей работать с пластилином, соответствующими инструментами. Работа над лепным изделием положительно влияет на развитие мелких мышц кисти, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными.

Деятельность школьников должна быть успешной - это будет подкреплять интерес к занятиям. Участие детей в различных конкурсах и выставках также способствует развитию положительных эмоций и вызывает интерес детей к занятиям.

В результате планомерной и систематической работы с детьми, имеющими нарушения по развитию мелкой моторики, увеличился объём и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная неловкость, улучшились переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. К концу учебного года уровень развития мелкой моторики у обучающихся улучшился, но незначительно, и находится в основном на среднем уровне. Соответственно, можно сделать вывод, что проведенные занятия и упражнения по лепке из пластилина способствовали повышению уровня развития мелкой моторики младших школьников.

Наблюдения за детьми свидетельствуют, что и формирование технических навыков происходит у детей различно и часто является ярким показателем индивидуальных проявлений. Чем больше изобразительных и технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его лепка.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1965. С. 318.
  2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. - М., 2006.
  3. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.
  4. Конышева Н.М. Трудовое обучение в начальных классах. СПб.: СпецЛит, 2000.
  5. Ковалько В.И. Школа физминуток. Москва. Вако, 2007.
  6. Корчинова О.В. Детское прикладное творчество. Издательство “Феникс”, 2005.
  7. Лыкова И.А. Лепим с мамой. - М., 2005.
  8. Леонова Е.В. Журнал Дополнительное образование №5 2001. С.45.
  9. Марина З. Лепим из пластилина. - Кристалл, 1997.
  10. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. Москва, 2003
  11. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. Электронная библиотека.
  12. Стародуб К.И., Ткаченко Т.Б. Лепим из пластилина. Ростов-на-Дону, 2003.
  13. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986.
  14. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984.
  15. Шкицкая И.О. Аппликация из пластилина. Ростов-на-Дону, 2008.