Коррекционно развивающие занятия для детей дошкольного возраста. Конспект коррекционно-развивающего занятия с агрессивными детьми


Екатерина Мануйлова
Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста

Мы предлагаем примерную схему занятий , апробированных нами на практике. Занятия не расписаны как конспект, потому что все содержание дается в приложении, из которого Вы по своему усмотрению можете скомплектовать занятие по-своему .

СТАРШАЯ ГРУППА

Занятие 1

1. Ритуал начала занятия .

2. Упражнение «Как меня зовут» .

Дети называют свое имя : краткое, полное, ласковое, самое любимое (за основу можно взять беседу «Как можно назвать человека по имени» : см. с. 62).

3. Пластический этюд «Солнышко» .

От ласковых имен стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем солнышками и согреем друг друга.

4. Игра «Дотронься до.» .

Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто во что одет и какого цвета одежда.

Воспитатель предлагает : «Дотронься до. синего!»

Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета.

Цвета периодически меняются, кто не успел - ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

5. Ритуал окончания занятия .

Занятие 2

1. Ритуал начала занятия .

2. Этюд «Скажи хорошее о друге» .

По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то , чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.

На одном занятии выбирать более двух детей . Периодически возвращайтесь к этому этюду на других занятиях .

3. Игра «Найди друга» .

Детей делят на две группы , одной из которых завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

4. Игра «Мяч в руки» .

Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку в кругу, а поймавший должен ответить на вопрос : «Что ты любишь больше всего?» или «Что тебе не нравится больше всего?» , или «Чем ты любишь заниматься?» , или «Чего ты больше всего боишься?»

5. Ритуал окончания занятия .

Занятие 3

1. Ритуал начала занятия .

2. Игра «Ветер дует на.» .

Со словами «Ветер дует на.» воспитатель начинает игру. Чтобы все участники игры больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими : «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра. брат. кто больше всего любит сладкое. и т. д.». Варианты можно взять из предыдущего занятия (игра «Мяч в руки» ).

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

3. Этюд «Сочиним историю» .

Воспитатель начинает историю : «Жили-были дети старшей группы одного детского сада.» , следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он корректирует сюжет истории , делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

4. Игра «Дракон» .

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник «голова» , последний - «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватит «хвост» , она становится «хвостом» . Желательно, чтобы большее количество участников побывали в двух ролях.

5. Ритуал окончания занятия .

Занятие 4

1. Ритуал начала занятия .

2. Этюд «Скажи хорошее о друге» (2 ребенка) .

3. Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи» .

Воспитатель говорит : «Все мы - львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу : «Рычи, лев, рычи!» - пусть раздастся самое громкое рычание.

Затем все выстраиваются друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это - паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет в разных направлениях, темпе, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение» , и все валятся на пол.

4. Ритуал окончания занятия .

Занятие 5

1. Ритуал начала занятия .

2. Беседа «Как можно пожалеть» (см. с. 56) .

3. Этюды на выражение страдания и печали :

- «Ой-ой, живот болит!»

Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки.

У них разболелись животы. Медвежата жалуются :

Ой, ой, живот болит!

Ой, ой, меня тошнит!

Ой, ой, мы яблок не хотим!

Мы хвораем. Том и Тим.

Выразительные движения : брови приподняты, живот втянут, руки прижаты к животу.

Воспитатель предлагает «медвежатам» пожалеть друг друга.

Этюд «Я так устал» .

Маленький гномик несет на спине большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит : «Я так устал, я очень устал.» .

Выразительные движения : стоит, руки висят вдоль тела, плечи опущены.

Воспитатель предлагает одной группе детей изобразить гномиков , а другой - помочь донести большую шишку, пожалеть. Затем дети меняются местами.

4. Ритуал окончания занятия .

Занятие 6

1. Ритуал начала занятия .

2. Игра-перевоплощение «Бездомному всегда плохо» .

3. Этюд «Спаси птенца» .

Воспитатель говорит о том, что в нашей помощи нуждаются многие животные, предлагает спасти маленького птенца :

Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, дайте птенцу тепло своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к нам!

4. Ритуал окончания занятия .

Занятие 7

1. Ритуал начала занятия .

2. Сказка «Маша и сандалики» .

3. Беседа по сказке, в которой используются вопросы о чувствах детей по отношению к героям сказки.

4. Этюд «Глаза в глаза» .

Воспитатель говорит о том, что нужно быть очень внимательным к окружающим людям. Предлагает поупражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга. Дети разбиваются на пары, берутся за руки.

Воспитатель предлагает :

Глядя только в глаза и чувствуя руки друг друга, попробуйте молча передать разные эмоции : «Я грущу, помоги мне!» , «Мне весело, давай поиграем!» , «Я хочу с тобой дружить!»

Этюд дети выполняют в парах. Потом дети обсуждают, в какой раз какая эмоция передавалась и воспринималась.

5. Ритуал окончания занятия .

Занятие 8

1. Ритуал начала занятия .

2. Игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицей» .

3. Пластический этюд «Птицы» . (Музыкальное сопровождение) .

4. Ритуал окончания занятия .

Занятие 9

1. Ритуал начала занятия .

2. Беседа «Как можно понять настроение человека?»

3. Игра «На что похоже настроение?»

Дети по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше воспитателю воспоминанием «Мое настроение похоже на белое пушистое

облачко в спокойном голубом небе, а твое?» В конце воспитатель обобщает - какое же сегодня у всей группы настроение : грустное, веселое, смешное, злое и т. д.

Надо учитывать, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

4. Этюд «Нарисуй свое настроение и расскажи, почему оно сегодня такое» .

5. Ритуал окончания занятия .

Занятие 10

1. Ритуал начала занятия .

2. Игра-перевоплощение «Ты - маленькое деревце» .

3. Пластический этюд «Я - маленький листочек» .

4. Ритуал окончания занятия .

Тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике;

Помогать детям преодолевать замкнутость;

Развивать эмоциональную, когнитивную сферу и мелкую моторику руки;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: смайлики с разным настроением; фото людей, на лице которых различные эмоции; сказочные герои; мультфильм «Крошка Енот»; мандалы для раскрашивания, бумага, краски, фломастеры, карандаши, губки.

Ход коррекционно-развивающего занятия психолога в детском саду

(Психолог приветствует детей, сообщает им, что сегодня они отправятся к королеве Эмоции на праздник Радости.)

Доброе утро, дорогие дети!

Все ли в порядке у нас в группе?

Вы вокруг оглянитесь,

Друг другу улыбнитесь.

Чтобы никто не унывал,

Со всеми радовался и играл!

Психолог. Какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей.)

Нас пригласила королева Эмоция на праздник Радости.

Упражнение «Выбери эмоцию на праздник»

Цель: способствовать снижению эмоционального напряжения; учить детей проявлять свои эмоции и чувства .

Психолог. Каждому нужно свою фотографию поместить в уголок эмоций, выбирая, если ты веселый - к солнышку, печальный - к капелькам. занятия с детьми

Психолог. Отправляемся на праздник!

(Под музыку дети идут в гости к королеве Эмоции на праздник Радости. Психолог и дети здороваются с королевой.)

Психолог. Добрый день, королева, мы пришли к тебе на праздник Радости!

Королева Эмоция (плачет). Я не могу начинать праздник, потому что злой колдун оторвал все лепестки моего цветка настроения и заколдовал их.

Психолог. Не волнуйся, королева, наши дети умные, сообразительные, они смогут расколдовать. (После выполнения заданий каждый лепесток прикрепляется)

Лепесток Печали.

Задание:

1. Узнать эмоцию (эмоция печали изображена песком на стекле).

2. Показать печаль (дети показывают).

3. Отыскать детей с печальным лицом (картинки с изображением детей с различными эмоциями).

4. Упражнение «Когда мне грустно, я...»

Варианты ответа:

Устраиваю с друзьями веселые игры;

Смотрю веселый фильм;

Слушаю веселую музыку.

Лепесток Злости.

Задание:

1. Узнать эмоцию (на песке изложена с помощью камешков)

2. Показать злость (дети показывают)

3. Найти сказочных героев, с такой эмоцией;

class="eliadunit">

4. Упражнение «Способы борьбы со злостью» (ответы детей):

Сделать несколько глубоких вдохов;

Порвать газету или помять пластилин, сказав при этом: «Беги, гнев, беги!»;

Выполнить несколько физических упражнений;

Бить по подушке, представляя себе человека, который тебя обидел;

Топать ногами по полу;

Обхватить ладонями локти и сильно прижать к груди

Стать в позу устойчивого солдатика: встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить вдоль тела. Постоять так несколько секунд, а затем поменять ногу;

Надуть воздушный шарик;

Покидать мяч о стену.

Лепесток Страха

Задание:

1. Просмотр мультфильма «Крошка Енот»

После этого психолог спрашивает детей, что помогло еноту побороть свой страх, что смешного было в его страхе, предлагает им нарисовать лицо Енота, когда он испугался и когда он подружился со своим страхом.

2.Покажи эмоцию (дети показывают)

3. Способы преодоления страха (ответы детей):

Страх-страх-страшилка,

Вон, вон катись:

В смех-смех-смешинку

Превратись.

Лепесток Удивления.

Задание:

1. Рисование с помощью свечи (изображение эмоции появляется после нанесения краски)

2. Показать эмоцию (дети показывают).

Лепесток Радости.

Задание:

1. Рисование мандалы (предлагаю детям проверить силу волшебного круга, разрисовать его различными цветами, которыми им хочется)

2. Показать эмоцию (дети показывают)

3. Игра «Если весело живется, делай так...»

Психолог. Дети, Королева Эмоций приглашает вас поиграть в очень веселую и подвижную игру «Если весело живется, делай так...»

Если весело живется, делай так - хлоп-хлоп (дети хлопают в ладоши)!

Если весело живется, делай так - топ-топ (дети шагают на месте)!

Если весело живется, каждый другу улыбнется (дети поворачиваются и улыбаются)!

Если весело живется, делай так - прыг-скок (дети прыгают на месте)!

Рефлексия.

Психолог. А сейчас мы возьмемся за руки и каждый расскажет, что ему понравилось, запомнилось, что было интересным в гостях у королевы Эмоции.

Изменилось ли у Вас настроение?

Если изменилось, переставьте свою фотографию.

Прощание.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию моторики для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у бабушки»

Цели:

Развитие мелкой моторики рук, умение согласовывать действия правой и левой руки через занимательные игры и упражнения.
Учить приёму выдавливания фигурок из теста, используя формочки.
Учить характерной передачи образов движениями рук и пальцев.
Воспитывать самостоятельность, умение ценить результаты своего труда, стремление помогать людям.

Оборудование:

Рисунок с очками, бусинки, резинка для нанизывания бус, тесто в миске, формочки, противень, клеёнка на стол, фартуки и косынки, карандаши цветные, раскраски.

Ход занятия:

Дети заходят в группу в углу стоит домик.

Воспитатель:

Ребята, а вам интересно кто живёт в этом домике? (Ответы детей). Давайте постучимся и узнаем (стучатся).

Выносим игрушку бабушку, она что-то ищет.

Воспитатель:

Здравствуйте, бабушка. Что случилось, что вы ищете?

Бабушка:

Да вот столько дел надо сделать, а очки куда-то пропали.

Воспитатель:

А мы с ребятами вам поможем. Да ребята? (Ответы детей).

Упражнение на зрительное восприятие - игра «Найди очки»

Воспитатель:

Молодцы, посмотрите как можно руками показать очки. (Дети повторяют).

Воспитатель:

Ребята, давайте поиграем. (Дети повторяют за воспитателем).

Пальчиковая гимнастика с элементами пластического этюда

(Проводится на стихи П. Синявского).

Стояла изба в деревушке,
(Дети пальчиками обеих рук рисуют в воздухе квадрат, изображают ладошками крышу домика)

В ней жили смешные старушки.

Белье зашивали метелками
(Левая рука сжата в кулак. Правой кистью машут из стороны в сторону)

Полы подметали иголками,
(Двумя руками «шьют» воображаемыми иголками)

Солили волнушки в подушке
(«Солят» пальцами обеих рук. Руки кладут под щеку, голову наклоняют набок)

И шли подремать на кадушке.
(Вытягивают руки вперед и соединяют их пальчик с пальчиком)

Им снилась изба в деревушке,
(Пальцами обеих рук рисуют в воздухе квадрат, изображают ладошками крышу домика)

В ней жили смешные старушки.
(«Носики». Держат пальцами концы воображаемого платочка, при этом наклоняют голову набок)

Белье зашивали иголками,
(Левая рука сжата в кулак, в правой держат иголочку, «шьют»)

Полы подметали метелками,
(Машут кистями обеих рук влево - вправо)

Солили волнушки в кадушке
(Солят пальчиками: вытягивают руки вперед, соединяя пальцы)

И шли подремать на подушки
(Потягиваются. Руки кладут под щеку, голову наклоняют набок)

Бабушка:

Ой, как хорошо! А еще ребята, порвались у меня бусы, и теперь не знаю, что теперь и делать?

Воспитатель:

Наши ребята вам их сейчас соберут.

Воспитатель предлагает пройти за столы. На столах, на подносах лежат бусинки и резинка, детям предлагается собрать бусы, в конце воспитатель помогает связать концы резинки между собой и бусы отдаются бабушке.

Бабушка:

Ой, какие же вы молодцы!

Воспитатель:

Скажите, бабушка, чем вам мы можем ещё помочь?

Бабушка:

Завела сегодня тесто на печенье. А как теперь стряпать и не знаю?

Воспитатель:

Мы же вам обещали помочь. Правда, ребята? (Ответы детей).

– Но прежде чем приступить к работе с тестом мы должны помыть руки.

Дети уходят мыть руки, в это время столы накрываются клеёнкой, выкладываются формы для печенья, противень и тесто, в миске поделенное на количество детей.

Воспитатель предлагает детям пройти к стульчикам и надеть фартуки. Затем объясняет, как они будут работать с тестом: сначала каждый берёт по колобку теста и пальчиками на столе делает лепёшку, а затем формочкой выдавливаются фигурки. Печенье выкладывается на противень.

Бабушка:

Какие молодцы! Пойду, поставлю печенье в духовку.

Воспитатель:

А мы пока с ребятами помоем руки.

Дети моют руки, а бабушка уносит противень на кухню.

Физкультминутка «Печет печка калачи»

Ча, ча, ча,
Ча, ча, ча -
(3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча.
(4 прыжка на двух ногах)

Чи, чи, чи -
(3 хлопка над головой)

Печет печка калачи.
(4 приседания)

Чу, чу, чу -
(3 хлопка за спиной)

Будет всем по калачу.
(4 прыжка на месте)

Чо, чо, чо -
(3 хлопка перед собой)

Осторожно, горячо.
(ходьба на месте)

Бабушка:

Спасибо, ребята. Я вам за помощь подарю раскраски, но вот беда, карандаши все перепутались.

Воспитатель:

Спасибо за подарок. А карандаши, бабушка, мы с ребятами все разложим по коробочкам.

(Дети по инструкции берут себе карандаши. Например: возьмите красный, теперь зеленый и т.д. Далее дети раскрашивают).

Структура занятия:

1. Упражнение на зрительное восприятие.
2. Гимнастика для рук и пальцев.
3. Упражнение в воздухе с предметом.
4. Упражнение на столе.
5. Физкультминутка.
6. Упражнение на сортировку.
7. Графические упражнения.

Особенности:

1. Занатие ориентированно не на биологический, а на психо-физиологический возраст детей.
2. Развивающая нагрузка сочетается с отдыхом.
3. В моделировании занятия учитываются наиболее любимые и знакомые детьми образы и персонажи.
4. Четкие и понятные инструкции.
5. Структура коррекционно-развивающего занятия должна предусматривать чередование различных видов деятельности.
6. Организация перерывов с использованием релаксационных упражнений, упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, а также упражнений для глаз.
7. Регулирование степени утомляемости ребенка за счет планирования порядка предъявления заданий по степени сложности (разминочная и заключительная части занятия должны быть более легкими, чем основная часть).
8. Выбор оптимального темпа работы в соответствии с личностными особенностями ребенка.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Готовые конспекты занятий и НОД по различным предметам и темам, предназначенным для коррекционных классов и групп всех типов. Рабочие программы коррекционных занятий «на все случаи жизни». Адаптированные для детей всех категорий коррекционной педагогики занятия по развитию речи, по математике, окружающему миру и другим предметам и учебным дисциплинам. Конкретный опыт педагогов, специализирующихся по социальной педагогике. Проверенные пути и методы адаптации и воспитания непростых дошкольников и учеников, в процессе их непосредственного обучения.

Составляйте конспекты занятий в коррекционных группах вместе с МААМ.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 3070 .
Все разделы | Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах

Тема"Цветы" Цель : уточнить и расширить знания о цветах, местах их произрастания, строении. Задачи : Коррекционно - образовательные : упражнять в словообразовании с использованием уменьшительно - ласкательных суффиксов, образовывать относительные прилагательные, учить подбирать...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте Тема : Деревья. Задачи : Образовательные : - Расширить знания детей о деревьях. - продолжать учить правильно держать карандаш - Формировать навык...

Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах - Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности (нарушение зрения) «Мама - солнышко моё»

Публикация «Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности...» НОД в старшей группе компенсирующей направленности (нарушение зрения) по теме «Мама – солнышко моё» Цель: Расширить представления детей о празднике – Дне матери. Образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд», «Познание» «Речевое...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Новый год» Тема: «Новый год» Возраст: 5 лет Цель: Уточнение и обобщение знаний об особенностях праздника Новый год. Задачи: 1. Коррекционно – образовательные: - Развитие грамматического строя речи, - Обогащение словаря прилагательными, глаголами - Формиррвание умения подбирать...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Рыбы» Тема: «Рыбы» Возраст: 5 лет Цель: формировать представления по теме «Рыбы» Задачи: 1.Коррекционно-образовательные: - Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными...

Конспект развлечения в младшей группе для детей с нарушением зрения «Поможем ежику» развлечение в младшей группе для детей с нарушением зрения на тему: «Поможем ежику» коррекционно - образовательные: - Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности; - Закреплять представление о фруктах и овощах; - Учить различать и называть...

Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах - ООД по зрительному восприятию для детей с нарушением зрения в подготовительной к школе групп «Юные космонавты»

Оод по развитию зрительного восприятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения. На тему: «Юные космонавты» Коррекционно-развивающие задачи: 1.Расширить и закрепить знания детей о космосе, о строении Солнечной системы, космических явлениях; понятия...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы детского сада «Рисование песком». Игры с песком можно использовать для подготовки руки к письму. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, - это дает ребенку возможность ощущать себя успешным. При отработке...

В современных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) работа с малышами, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), является неотъемлемой частью педагогической практики. Это обусловлено принятием в 2012 году закона о равных возможностях получения образования детьми, несмотря на их разные физические возможности. При этом в рамках инклюзивного образования перед педагогами детских садов особую актуальность приобрёл вопрос о методическом сопровождении такого взаимодействия с особыми ребятами. В частности, как подготовить и провести коррекционно-развивающее занятие.

Суть понятия «коррекционно-развивающее занятие»

Деятельность, направленная на эффективное развитие ребёнка, имеющего ОВЗ, а также методически организованная помощь в преодолении дериваций (отклонений), которые представляют собой преграду развития малыша, называется коррекционно-развивающим занятием.

Коррекционные занятия призваны обеспечить равные образовательные возможности для здоровых детей и малышей с ОВЗ

Цели и задачи занятий с детьми с ОВЗ

Миссия коррекционно-развивающих уроков в ДОУ состоит в:

  • стимуляции восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения;
  • развитии, а также исправлении недостатков в эмоционально-волевой сфере ребят (например, преодоление агрессивности, плаксивости и пр.);
  • приобщении к здоровьесберегающим технологиям;
  • обеспечении условий для развития навыков коммуникации и социальной адаптации.

Практическое воплощение этих целей представляет собой целенаправленный процесс, который конкретизируется систематическим решением образовательных задач в трёх направлениях, по-разному реализуемыми в работе с малышами разного возраста.

Классификация занятий коррекционной направленности основывается на принципе деления уроков по специфике этой работы.

Таблица: виды коррекционно-развивающих занятий в детском саду

Вид Суть Типы занятий с примерами
Психологическое Уроки с малышами без (!) отклонений в сфере психики, но имеющими нарушения поведенческой линии (например, ребёнок дерётся). Уроки, нацеленные на создание положительного микроклимата в группе и развитие психологических функций малыша (к примеру, эмоций, ощущений и пр.). Ознакомиться с методикой работы в этом направлении можно .
Дефектологическое Занятия коррекционной направленности с детьми, имеющими отклонения в физическом и умственном развитии, требующими повышенного внимания. Сурдопедагогическое, то есть направленное на работу с глухими или слабослышащими детьми. Пример для ребят младшего дошкольного возраста можно найти в публикации Морозовой В.А.
Дефектологическое занятие для коррекции заикания. Эти уроки проводятся индивидуально или в рамках работы разновозрастной группы. Вот пример составления конспекта такого занятия для воспитанников разного возраста.
Тифлопедагогическое занятие - дефектологическое занятие для работы со слепыми или слабовидящими детьми.
Ознакомиться с примером такого урока для ребят старшего дошкольного возраста можно в разработке дефектолога Бойко Л.А.
Дефектологическое занятие с гиперактивными детьми. Работа по этому направлению коррекции ведётся комплексно, поэтому и занятия должны составляться блочно, как, например, цикл уроков Н.В. Власовой .
Дефектологическое занятие на коррекцию тревожности по теме «Волшебный город» в старшей группе .
Дефектологическое занятие на коррекцию агрессии. Например, урок для старшего дошкольного возраста по теме «Злой король», разработанный О. Ивановой .
Дефектологическое занятие на коррекцию эмоционально-волевого состояния. Такие уроки, как правило, проводятся блоками. Ознакомиться с блоком для старшего дошкольного возраста можно .
Занятие на коррекцию речи. Примером может быть урок с логопатами (детьми, имеющими нарушения речи) старшего дошкольного возраста на тему «Волчок» .
Занятие для детей с ЗПР . Эти уроки составляются с учётом степени отклонения, без оглядки на возраст малыша.
Занятие для умственно отсталых малышей .
Дефектологическое занятие для ребят с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Эти уроки часто проводятся в спортивном зале и представляют собой сочетание изучения лексической темы с ЛФК. Например, занятие для младших дошколят на тему «Я и моё тело» .
Занятие для детей с комплексными нарушениями , то есть сочетанием двух и более ОВЗ.

Это интересно. Классификация коррекционных занятий по типам совпадает с видами ОВЗ.

Коррекцинные занятия ведут специалисты в работе с конкретными ОВЗ у детей

Приёмы работы с детьми на коррекционных занятиях

Работа с особенными детьми требует от педагога тщательного выбора методов и приёмов организации занятий, основой которых является игра.

Игровые приёмы

Умения, навыки и знания дети черпают из игровых действий. Но специфика работы с ребятами с ОВЗ предполагает использование видов игровых приёмов (дидактических, подвижных, театрализованных, пальчиковых) не в чистом виде, а в комбинированном, направленном на тот или иной вектор коррекции. Рассмотрим варианты этих комбинаций.

Игры на устранение эмоциональных блоков

Назначение этих игр состоит в стимулировании раскованности малышей, развитии у них фантазии и воображения. Например, в игре «Верёвочка» малыши в командах по 2–3 человека получают по скакалке, с помощью которой им нужно на полу изобразить фигуры (дом, лестницу, ёлочку, кораблик). Выигрывает та команда, которая изображает фигуры максимально похоже. Для усложнения в игру можно ввести соревновательный элемент.

Игры на коррекцию восприятия через зрительный канал

Эти игры призваны развивать зрительную память, а также внимание, быстроту реакции. Например, в игре «Найди пару одинаковых» дети получают комплект из 5 карточек с похожими картинками, среди которых им нужно найти две с одинаковым сюжетом.

Игры на развитие зрительной памяти занимают ведущую позицию в работе со слабовидящими малышами

Игры на отработку координации движений

Целями проведения этих игр является тренировка координации, а также удовлетворение потребности в двигательной активности малышей. Такие игры способствуют созданию положительного микроклимата в группе. Например, игра «Запрещённый цвет». Педагог хаотично раскладывает в комнате картонные геометрические фигуры разных цветов. За ограниченное время малыши должны собрать «круги жёлтого цвета», «прямоугольники синего цвета» и т. п. Для усложнения можно собирать определённые фигуры, не обращая внимания на цвет, или определённые фигуры определённого цвета.

Для тренировки слаженности движений малышам можно предложить игру «Ты моя тень», в которой один из пары показывает заданную фигуру, а второй угадывает, что это.

Игры на развитие моторного внимания

Основное назначение этой игры состоит в развитии концентрации внимания на поставленной задаче, связанной с движениями. Так, в игре «Ухо-нос» водящий называет часть тела и вместе с детьми дотрагивается до неё. После отработки такого механизма действий, педагог называет одну часть тела, а дотрагивается до другой. Дети же должны следить за соответствием.

Игры на развитие слухового внимания

Цель - тренировка восприятия на слух. В игре «Чей звук?» дети слушают звуки, которые издаются разными предметами (музыкальными инструментами, игрушками-пищалками, детской шарманкой и пр.). Затем педагог прячет предметы за ширму, а дети угадывают, что звучит.

Игры слух полезны не только слабослышащим ребятам, но и здоровым

Игры на развитие терпимого отношения к окружающим

Примером такой игры может быть забава «Мальчики или девочки»: одновременно все малыши мужского пола хлопают в ладоши, а маленькие леди топают ногами. Побеждают те, кто был громче.

Игровые приёмы на релаксацию

Основная цель этих игр - уменьшить эмоциональное напряжение, помочь малышам ощутить чувство коллектива. Примером может быть игра «Мешочек гнева». Взрослый предлагает детям проговорить все негативные мысли в специальный мешочек, который потом крепко завязывается и прячется на высокую полку.

Классификация игр по вилам ОВЗ

Ознакомиться с примерами по каждому виду можно по ссылкам:

  • картотека подвижных игр для слабовидящих малышей и картотека дидактических игры для слабовидящих детей ;
  • картотека дидактических игр для слабослышащих ребят и картотека подвижных игр для слабослышащих ;
  • картотека игр для детей, имеющих нарушения в работе опорно-двигательного аппарата ;
  • картотека игр для воспитанников с ЗПР .

Видео: интересные задания на коррекцию заикания у детей

Речевые приёмы на коррекционных занятиях

Слово играет существенную роль в коррекционной работе, так как является одним из способов наладить контакт с воспитанниками и мотивировать их на ту или иную деятельность.

Таблица: виды речевых приёмов на коррекционных занятиях

Речевой способ взаимодействия Суть приёма Пример
Разъяснение Педагог объясняет материал и порядок выполнения задания исходя из особенностей развития малышей: повышая тон голоса для ребят с проблемами со слухом, или максимально детально описывая все этапы для слабовидящих малышей. Для детей с ЗПР в средней группе на уроке по теме «Золотая осень» порядок выполнения рисунка осеннего дерева в технике примакивания с помощью поролона можно объяснить так:
- Ребята, а сейчас мы сделаем свой осенний лес. Для этого я раздаю вам листочки, на которых нарисован ствол берёзы. Нам нужно капнуть в краску воды и кисточкой хорошо перемещать. Теперь окунаем поролон в краску и делаем отпечаток на бумаге.
Беседа Вовлечение малышей в диалог является мощнейшим мотивационным приёмом. На занятиях с особенными детьми этот приём имеет вопросно-ответную структуру. На сурдопедагогических занятиях беседа может использоваться в качестве организующего начала всего урока. Например, работая со старшими дошкольниками над темой «Сезонная одежда» в рамках занятия «Что в мешочке» дети по вопросам, которые им адресует педагог, составляют описание предмета одежды, находящегося в мешочке. Вопросы могут быть такими:
  • Что это: животные, растения, одежда или транспорт? (педагог на доску крепит табличку со словом «одежда» и предлагает малышам предположить, что может быть в мешочке);
  • Это летняя или зимняя одежда?
  • (ответ помещается на доску в виде таблички, педагог направляет ход рассуждений детей в сторону половой принадлежности искомого предмета одежды);
  • Что есть у этой одежды? (дети, выбирая между купальником и сарафаном, уточняют, есть ли у этой одежды карманы, юбка, и делают вывод о том, что же в находится в мешочке - сарафан).
Рифмовки Обычно короткими стихотворениями педагог начинает коррекционное занятие, то есть осуществляет мотивацию малышей. Но стихотворения, как и загадки, могут использоваться при последующей разработке темы. Примером стихотворения в начале урока может быть приветственная рифмовка с движениями для тревожных малышей:
  • У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя) Дом большой (руки над головой «домиком») Он глядит (правую руку над глазами) В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно) Заяц (ладони к голове, как уши зайца) по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег) В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться») «Стук-стук Дверь открой (изобразить, как открывается дверь) Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо) Охотник злой!» (сердитое лицо) «Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца) Лапу мне давай!» (подать руку).
Примером загадок на занятии может быть блок вопросов по теме «Лесные животные» для детей с ЗПР:
  • Он зимой в берлоге спит, Потихонечку храпит, А проснётся, ну реветь,
  • Как зовут его - … (медведь);
  • Что за зверь лесной: Все зовут его косой? (заяц).
Сказочные сюжеты Мотивационный приём, который несёт важную смысловую нагрузку: дети через сказку знакомятся с проблемой, путями её решения и переносят этот алгоритм в реальную жизнь. На занятии по теме «Весна в лесу» Сорока-педагог рассказывает ребятами из слабовидящей группы историю о том, как Злая Колдунья заколдовала всех жителей леса для того, чтобы никто из них не смог встретить весну. И помочь в этой ситуации могут только сами малыши, выполнив все задания на занятии-«задания злой волшебницы».
Скороговорки, чистоговорки Это приём активно вводится на занятиях у детей с нарушениями речи. Он позволяет отработать правильное звукопроизнесение. А также темп и ритм речи.
Чистоговорки помогают отработать произношение сочетаний звуков.
Малышам с отставанием в умственном развитии можно предложить такие скороговорки:
  • «У ежа ежата, у ужа ужата»;
  • «Слишком много ножек у сороконожек»;
  • «Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы»;
  • «Бу-бы-ба - из окна торчит труба».

Наглядность на коррекционных занятиях

Наглядные образы имеют огромный учебно-воспитательный потенциал в работе с детьми, несмотря на ОВЗ. На коррекционных занятиях педагогу необходимо подобрать приёмы, подходящие под ту или иную группу малышей с конкретными отклонениями.

В контексте коррекционной работы большое внимание уделяется наглядным материалам, способствующим расслаблению малышей

Таблица: наглядные приёмы и виды коррекционных занятий

Способ взаимодействия с детьми Содержание приёма Пример
Карточки-сигналы (с изображением плюса и минуса для оценки ответов, а также с разноцветными кружочками для идентификации звуков, карточки с буквами). Педагог задаёт вопрос и получает ответ сразу от всех малышей. Так, в работе с гиперактивными ребятами этот приём помогает сконцентрировать их внимание на деятельности. Например, когда малыши старшей группы слышат слово и поднимают соответствующие буквы на карточках.
В конце занятия ребята поднимают карточки для самооценки.
Можно использовать на всех занятиях, кроме уроков с умственно отсталыми детьми и с ЗПР. С ними сигналы могут быть, но в упрощённом виде (например, в виде двух смайликов для того, чтобы показать своё настроение).
Ламинированные карточки по разным темам с картинками, которые могут использоваться в работе с магнитной доской. Дети получают набор карточек для ответа, или выбирают из общего «банка», чтобы ответить на вопрос педагога. К примеру, на коррекционном занятии с детьми, имеющими ЗПР, педагог может рассказывать историю о домашних животных, а малыши, имея по 4–5 карточек, будут крепить свою с упомянутой зверушкой на доску.
Картинки разного формата по разным темам Педагог любую тему должен максимально визуализировать. Герои сказок, животные, овощи, фрукты, цифры и т. д.
Лэпбук Буклет или папка, в которой собраны материалы (информационные блоки, игры, иллюстрации) по отдельным аспектам темы. Например, в рамках темы «Животные» лэпбук может быть посвящён «Зимовью зверей и птиц».
Бизиборд (тематическая доска с крючками, задвижками и пр.) Один из самых эффективных тренажёров для мелкой моторики. Очень важен для малышей с ЗПР, умственной отсталостью, аутизмом.

Это интересно. Для релаксации в группе можно установить интерактивную колонну, в которой плавают, лопаются и снова появляются пузыри, или фиброоптический светильник - конструкцию для сенсорного развития малышей.

Фиброоптический светильник споосбтсвует развитию мелкой моторики

Практические приёмы на коррекционных занятиях

Эти способы взаимодействия призваны, прежде всего, пополнять тактильный опыт малышей, а также способствовать налаживанию социально-коммуникативных контактов детей между собой и со взрослыми:

  • рисование на бумаге (традиционное - карандашами, красками - и нетрадиционное - пальчиками, штампами, ниткой и пр.), аппликации, поделки - средства развития воображения, фантазии малышей;
  • создание рисунков на световом столе песком с помощью пальцев, расширяющее сенсорные представления малышей с ОВЗ;
  • творчество на led-доске, то есть создание изображения при помощи маркеров, которое меняется в зависимости от произвольно меняющейся подсветки, что, в свою очередь, положительно сказывается на эмоциональном фоне ребёнка;
  • работа с кинетическим песком, развивающая цветовосприятие малышей.

Кроме того, в арсенале дефектолога и психолога есть достаточное количество приёмов арт-терапии (лечения творчеством), с примерами видов работ можно ознакомиться .

Арт-терапия ещё называется лечением творчеством

Как индивидуализировать работу на коррекционном занятии

Чтобы определиться с сутью индивидуального подхода на коррекционных занятиях, нужно учесть, что такие уроки могут проходить в двух форматах: один на один педагога с ребёнком, а также групповом. Что касается первого, то вопросов по поиску способов индивидуализировать работу не возникает: занятие строится на этих приёмах. А вот на групповых уроках задача поиска оптимального подхода к каждому (!) воспитаннику очень актуальна. Тем более малыши в группе мало того, что имеют разную степень проявления ОВЗ, так ещё и разнообразие темпераментов, характеров никуда не девается. В процессе работы в условиях инклюзивного образования я пришла к выводу, что для осуществления всестороннего подхода к проблеме педагогу необходимо руководствоваться четырьмя принципами индивидуализации.

Вопросы актуализации занятий с детьми с ОВЗ стоят так же актуально, как и для работы со здоровыми малышами

Выполнять задание удобным способом

При подготовке урока в процессе выбора заданий педагог должен чётко представлять, как с этой задачей справится каждый малыш. Это поможет составить правильную инструкцию для ребёнка, у которого могут возникнуть трудности с выполнением. Так, например, на занятии по изодеятельности в группе умственно отсталых детей при выполнении задания на изображение листьев на деревьях осенью в технике рисования пальчиками, ребёнок, у которого развитие мелкой моторики не позволяет сделать эти мазки более или менее точно, может выполнить задачу приёмом тычка, набирая краску ватной палочкой.

Объяснять на понятном языке

При объяснении задания важно использовать тот канал восприятия, который у ребёнка является ведущим. Например, в группе гиперактивных малышей 4–5 лет при выполнении задания на соединение цифры с картинками, изображающими количество предметов, некоторые ребята способны справиться только после объяснения задания взрослым. Это аудиалы, то есть те, кто хорошо воспринимают информацию на слух. Однако есть дети, которые после завершения объяснения, не приступают к выполнению, так как не поняли словесную инструкцию. Для таких малышей - визуалов - порядок выполнения нужно показать наглядно. Например, провести одну соединительную линию и объяснить, зачем она.

Говорить с малышами нужно на доступном для них языке, воспитывая при этом интерес к разным ам деятельности

Давать возможность проявить инициативность

Поощрение самостоятельности - одна из важнейших задач на занятии. Причём малыш с ОВЗ обязательно должен почувствовать, что он справился с ней на отлично. Поэтому педагог должен чёток представлять, какое задание создаст такую ситуацию успеха. К примеру, если в старшей группе ребёнку с ЗПР сложно даётся освоение счёта и вообще любой вид учебной деятельности, создать для него ситуацию успеха можно дав задание подготовить материалы для занятия (достать из соответствующей коробки счётные палочки, выбрать картинки с подходящим временем года или актуальными погодными условиями и пр.).

Взывать к прошлому опыту

Не менее важно опираться на индивидуальный опыт каждого ребёнка в той или иной деятельности в работе над заданием в данный момент. Так, организуя сюжетно-ролевую игру «У доктора» с слабовидящими детьми второй младшей группы, малыш, исполняющий роль доктора, может растеряться в отношении действий, которые должен предпринять его персонаж после того, как пришёл «пациент» с жалобами. В этом случае можно попросить ребёнка вспомнить, что на предыдущей неделе он тоже ходил с мамой в больницу, а значит, может вспомнить, что ему говорил врач, какие диагностические процедуры проводил.

Даже в новых видах работы следует опираться на имеющийся у ребёнка опыт в той или иной деятельности

Программа коррекционного обучения в детском саду

Порядок реализации целей и задач коррекции развития малышей устанавливается программой коррекционного обучения, отражающей особенности взаимодействия с малышами с конкретными ОВЗ на протяжении всех лет обучения в детском саду. Например, для слабовидящих малышей .

Рабочая программа коррекционного обучения в детском саду

Рабочей называется программа организации образовательного процесса с учётом специфики ДОУ (например, материально-технических возможностей, в частности, отсутствие оборудования, необходимого для проведения ЛФК или неподходящее покрытие пола для ритмики) и возраста ребят с конкретными ОВЗ. Документ создаётся на основе основной образовательной программы (например, «От рождения до школы», «Детство» и др.), а также специальных программ для детей с нарушениями развития. При этом структура составления программного документа будет единой:

  • пояснительная записка;
  • обоснование актуальности составления программы коррекции именно по этому направлению (обязательно с указанием общеобразовательных программ, на которые опирались авторы при составлении коррекционной);
  • цели, задачи и принципы работы по данному направлению;
  • разъяснение особенностей детей с этими ОВЗ;
  • рассмотрение векторов направления работы с детьми;
  • прогнозирование результатов работы;
  • календарно-тематический план по учебным дисциплинам, которые соответствуют возрасту и возможностям малышей;
  • рекомендации по проведению работы с родителями;
  • приложения (рекомендации по оформлению предметно-развивающей среды, перечень игр и пр.).

Ниже приведены примеры разработки рабочих программ коррекционного развития по направлениям ОВЗ для разного возраста:

  • для слепых или слабовидящих ребят ;
  • для детей с проблемами слуха ;
  • для малышей с ЗПР ;
  • для ребят с повышенной тревожностью ;
  • для детей, страдающих от заикания ;
  • для работы с гиперактивными воспитанниками ;
  • для взаимодействия с агрессивными малышами ;
  • для детей, имеющих отклонения в эмоционально-волевой сфере ;
  • для малышей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (иногда эту программу называют «Программа лечебной физкультуры);
  • для ребят с отклонениями в речевом развитии .

Рабочая программа составляется для работы с детьми с конкретными ОВЗ

Тематика коррекционно-развивающих занятий в детском саду

Как отмечалось выше, рабочая программа основывается на общей программе дошкольного образования. В частности, при определении тем занятий. Однако это касается ребят с теми ОВЗ, которые не подразумевают отставание в интеллектуальном развитии. Для малышей же с ЗПР, умственной отсталостью тематика занятий группируется в блоки (вне зависимости от возраста):

  • информация о себе (дети называть возраст, адрес);
  • сказки (чтение, освоение навыков пересказа);
  • дикие и домашние животные;
  • игрушки;
  • мультфильмы.

Таблица: пример тематики коррекционных занятий с детьми с ЗПР

Дата проведения Тема Цель Содержание Оборудование
06.10.16–13.10.16 «В кукольном театре»
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие воображения творческой мысли;
  • знакомство с эмоциями: злости, доброты, хитрости, мудрости;
  • создание хорошего настроения.
  • основная часть: мимическая гимнастика, игра «Знакомство с героями из сказки Буратино»;
  • рефлексивно-оценочный этап, подведение итога: танцуем под весёлую музыку из мультфильма «Буратино».
  • песня «Маленькая страна»;
  • тактильная дорожка;
  • картинки;
  • песня «Буратино».
20.10.16 -
27.10.16
«Колобок»
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие воображения;
  • формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях.
  • организация детей: приветствие, ходьба по тактильной дорожке;
  • основная часть: мимическая гимнастика, игра «Знакомство с героями из сказки Дюймовка», игра «Четвёртый лишний»;
  • рефлексивно-оценочный этап, подведение итога: игра «Кто больше».
  • песня «Маленькая страна»;
  • тактильная дорожка;
  • картинки.

На отработку темы обычно отводится неделя

План распределения времени на коррекционном занятии

Одним из примеров того, что малышам с ОВЗ предоставляются равные возможности со здоровыми детьми, является установленный хронометраж занятий: их длительность будет одинаковой.

Таблица: временной план коррекционных занятий в детском саду

Этап занятия (содержание) Хронометраж (минуты)
Младшая группа Средняя Старшая Подготовительная
Вводный (введение в тему, мотивация малышей) 2 минуты 3 минуты 2 минуты 3 минуты
Тифлопедагогическое занятие «Как Бусинка искала друзей».
Тифлопедагог: - Ребята, вы любите мечтать?
Ответы детей: - Да….
Тифлопедагог: - Закройте глаза и представьте, что сейчас лето и мы находимся на берегу моря, светит солнышко и слышится плеск морской волны …(аудиозапись).
А теперь откройте и посмотрите вокруг! Дети находят раковину, в которой лежит бусинка на ниточке.
Тифлопедагог: - Ой, ребята, что это мы нашли?
Ответы детей: - Раковина, а в ней жемчужина…>
Коррекционное занятие для детей с ЗПР «Путешествие на лесную полянку».
Дудит дудочка (гудок паровоза), играет музыка, дети под песню «Паровоз» заходят дробным шагом в зал и встают вокруг «полянки».
Дефектолог: - Ребята, мы с вами приехали на лесную полянку. Ах, какая красивая полянка! Посмотрите и скажите, что на ней растёт? (Дети отвечают).
(Слышаться звуки музыки, имитирующие капли дождя)
- Ой, ребята, слышите, что это? Это дождик. Споём песенку о дождике.
(Песня «Осень к нам пришла» с соответствующими словам движениями)…>
Сурдопедагогическое занятие «Как разговаривают музыкальные инструменты».
Педагог: - Ребята, послушайте!
- Кто-то стучится к нам в дверь!
- Кто там? - Эля, спроси: «Кто там?» (открыть дверь - за дверью Кот (Собака)-игрушка.
- Вот Кот! Кот пришёл к нам посмотреть на ребят: - Привет, кот!
- Это кот!
- Кот не знает, как зовут ребят!
- Это Эля! – Кто Эля? (девочка)
- Это Кира! Кто Кира?
(девочка (так «знакомим» кота со всеми детьми)…>
Коррекционное занятие для детей с повышенным уровнем тревожности «Путешествие в сказку»
Дети стоят в кругу, держась за руки. Психолог, обращаясь ко всем, говорит: - Дети, давайте поздороваемся сначала обычным голосом, потом шёпотом…>
<… Игра-разминка «Друг к дружке»
Дети разбиваются на пары.
Психолог: - Ребята, сейчас мы с вами будем здороваться нашим телом. Например, если я скажу «нос к носу», то мы здороваемся носами, а если – «щека к щеке» - щеками. А если я скажу «друг к дружке», то вам надо будет поменяться парами. В игре можно здороваться коленками, ладошками, спинками и т. д.
Ну как настроение? Xорошее? …>
Основной (включает игровой момент, разработку темы с обязательной физкультминуткой или/и дыхательной гимнастикой для детей с нарушением интеллекта - выполнение заданий по образцу) 11 15 20 23
Заключение (оценка педагогом качества работы детей). 2 2 3 4
Итог 15 20 25 30

Это интересно. Важным организационным моментом является проверка концентрации внимания детей на занятии. Поэтому педагог за время урока 3–4 раза проверяет, насколько малыши включены в общую деятельность. Таким «приёмом проверки» могут быть слова: «Ребята, кто меня слышит, топните ногами» или «Дети, кто меня видит, улыбнитесь и хлопните в ладошки». Этот приём к тому же отлично справляется с задачей организации внимания маленьких воспитанников.

Во время занятия следует отводить время на проверку концентрации внимания малышей в игровой форме

Таблица: Мунасипова А.Р., конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения во второй младшей группе «Знакомство со светофором» (фрагменты)

Этап Содержание этапа
Вводный Дети отгадывают загадку:
Поморгает красным цветом-
Остановятся все сразу.
А зелёным подмигнёт –
Начинают переход.
Основной - Правильно, ребята, это светофор. Посмотрите, какой светофор на картинке (трёхцветный).
Повторите все вместе. Давайте послушаем:
- Я трёхцветный светофор, ваш помощник на дороге.
Чтоб дорогу перейти, на меня ты посмотри.
Если цвет зажёгся красный, значит, двигаться опасно.
Жёлтый цвет - предупрежденье, жди сигнала для движенья.
Цвет зелёный говорит: «Проходите, путь открыт!»
Педагог: - Ребята, светофор стоит на дороге, он помогает людям и водителям по ней передвигаться.
Стук в дверь.- Кто там? Появляется лиса.
- Я рыжая плутовка, никого и ничего не боюсь. Где хочу, там появлюсь. Здравствуйте, ребята! А что вы тут делаете?
- Здравствуй, лиса, мы знакомимся с правилами дорожного движения. А ты, лиса, знаешь, для чего нужен светофор?
- Конечно, знаю! Он похож на ёлочку, на нём горят разноцветные огоньки, вокруг него можно водить хоровод.
- Посиди, лиса, послушай наших ребят.
- Ребята, где расположен красный цвет? – вверху
Самый строгий красный свет
Если он горит, стоп!
Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.
- Ребята, на какой цвет нельзя переходить дорогу? – на красный…>
<… Физминутка.
Игра «Дети и светофор»: Педагог-«Светофор» будет давать сигналы, а мы на красный цвет стоим, на жёлтый - хлопаем в ладоши, на зелёный - шагаем.
Игра «Пешеход»
- Девочки с колясками будут пешеходами, а мальчики водителями (держат в руках игрушечный руль).
Дети вертелись, дети кружились.
В автомобили все превратились.
Подчиняются без спора
Все сигналу светофора.
По сигналу светофора (красный круг) пешеходы стоят, едут «машины». На зелёный круг дети переходят на другую сторону, а «машины» стоят.
-Лиса, а твои лесные друзья знают правила дорожного движенья? - Нет.
-Ребята, давайте сделаем для лесных зверей светофоры. Дети выполняют аппликацию. Лиса благодарит детей.
Заключительный Педагог подводит итог занятия.

Видео: занятие на коррекцию эмоционально-волевого состояния на тему «Поляна эмоций» в подготовительной группе

Видео: коррекционно-развивающее занятие с детьми с нарушением слуха

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.