Тетрадь по индивидуальной работе с детьми. Логопедические тетради картотека по логопедии на тему
Заводятся для каждого ребенка, логопед записывает дату проведения занятия, примерное его содержание. Тетради оформляются красочно: логопед, воспитатели или родители (по заданию) наклеивают картинки, записывают стихи и рассказы. На выходные дни эти тетради отдают родителям, чтобы они повторяли задания дома, а в течение недели по этим тетрадям с детьми занимаются воспитатели.
7.4.3. Тетрадь взаимосвязи логопеда ивоспитателя
В эту тетрадь логопед записывает воспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми (от 3 до 6 человек). Например, отдельные артикуляционные упражнения, разбор специально подобранных логопедом предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений, отработанных ранее с логопедом. Можно включить различные варианты упражнений по развитию внимания, памяти, различению звуков, формированию лексико-грамматических компонентов языка. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. В графе учета воспитатель отмечает, как усвоен материал детьми, у кого и в связи с чем возникли трудности.
Работа с родителями
Совместная работа логопеда с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. Логопед обязан систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью проводятся: родительские собрания, консультации, открытые логопедические занятия, семинары-практикумы; оформляются специальные стенды, папки-передвижки.
Первое собрание родителей проводится в конце августа или в начале сентября . На нем родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы в течение всего учебного года, а также с правилами и распорядком дня в детском саду. Как правило, это собрание проводит заведующая детским садом совместно с логопедами всех групп.
Второе собрание проводится каждым логопедом в своей группе в декабре. К этому времени он уже закончил обследование детей и знакомит родителей с его результатами, дает подробную характеристику общего и речевого развития каждого ребенка. Важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, показать степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании.
Третье родительское собрание проводится в январе. На нем подводятся итоги за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Дается характеристика речевого и общего развития каждого ребенка, рассказывается об успехах детей и тех трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует близким обратить особое внимание.
Заключительное родительское собрание проводится в мае, подводятся итоги обучения за год, даются рекомендации по закреплению пройденного материала. Логопед знакомит родителей с решением комиссии о дальнейшем обучении детей в массовой или речевой школе или в случае необходимости повторном пребывании в специальной группе. Решения комиссии подробно обосновываются.
На дни открытых дверей, которые проводятся еженедельно, приглашают тех родителей, у которых в процессе работы возникли затруднения. Логопед знакомит родителей с основными приемами постановки звуков, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания, записанные в тетради ребенка. Большую помощь родителям окажут «Сказки о Веселом Язычке», которые в игровой форме помогают создать благоприятные условия для своевременного успешного речевого развития детей.
Посещение открытых логопедических занятий родителями проводится в течение всего учебного года (не реже одного раза в 3 месяца). На этих занятиях логопед знакомит родителей с основными приемами обучения, подбором наглядно иллюстративного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей в процессе занятий.
Стенды для родителей логопед и воспитатель в течение года оформляют совместно. На них помещаются сведения, касающиеся развития речи ребенка в норме, различных видов речевой аномалии, приводится список рекомендуемой литературы. Материал по формированию звукопроизношения, связной речи у детей данной группы периодически обновляется. Можно рекомендовать оформление специальных стендов, отражающих состояние речи детей. Это помогает следить за изменениями в их речевом развитии. В специальном разделе стенда для родителей указываются даты родительских собраний, время консультаций специалистов, помещается информация о приглашении для беседы с логопедом.
Отчет логопеда
В конце года все логопеды пишут отчет об эффективности проведенной работы, сдают его старшему логопеду, который подает сводный отчет в городское управление образования. В этих отчетах приводятся следующие данные:
1. Дата комплектования.
2. Количество детей, поступивших в группу (распределение их по диагнозам).
3. Количество выпущенных детей, из них:
· с хорошей речью;
· со значительным улучшением;
· без значительного улучшения.
· в массовую школу;
· в речевую школу;
· во вспомогательную школу;
· в массовый детсад.
5. Количество детей, оставшихся на повторный коррекционный курс, и распределение их по диагнозам.
6. Количество детей, выбывших в течение года.
7. Выполнение мероприятий, включенных в перспективный план работы.
В графе «Примечание» указывается, по какой причине ребенок оставлен на повторный курс обучения.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОТЕ РАЙОННОГО СТАРШЕГО ЛОГОПЕДА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ
1. Старший логопед назначается приказом по отделу образования из лиц, обладающих организаторскими способностями, имеющих специальное дефектологическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.
2. Старший логопед оказывает помощь отделу образования в методическом руководстве специальными дошкольными учреждениями для детей с нарушениями речи и логопедическими группами.
3. Основные функции старшего логопеда:
· знание инструктивно-методическихдокументов, приказов, писем вышестоящих организаций;
· участие в проведении МППК по отбору детей и комплектованию логопедических групп;
· изучение, обобщение и распространение практического опыта работы логопедов среди коллег;
· регулярная информация логопедов района о проводимых логопедических мероприятиях в масштабе города, ответственность за посещение этих мероприятий;
· составление планов и организация мероприятий на учебный год совместно с логопедами района;
· проведение районных методических объединений не реже одного раза в 2-3 месяца;
· систематическое посещение логопедических занятий для оказания практической помощи на местах;
· оказание помощи заведующим в контроле за ведением специальной документации речевых групп;
· составление отчета эффективности работы за год, сдается в городской методический кабинет дошкольного воспитания;
· поддержание рабочего контакта с отделом образования, главным логопедом системы здравоохранения.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Первые 3 недели идет комплексное обследование детей логопедических групп.
СЕНТЯБРЬ
IVнеделя
1. Развитие усидчивости, подражательности, слухового и зрительного внимания, памяти:
а) развитие интереса и внимания к речи окружающих (выполнение одного-двух поручений в одной инструкции в игре «Поручения»);
б) подбор парных картинок (лото «Малышам»).
2. Лексика и грамматика.
Тема: «Части тела и лица».
Цель: практическое усвоение форм словообразования (дидактическая игра «Покажи на себе, на кукле, назови»).
3. Развитие моторики:
а) движения по подражанию (руки в стороны, вверх, вперед, вниз);
б) движения по подражанию с флажками (в стороны, вверх, вперед, вниз);
в) прыжки на двух ногах, на одной (правой, левой);
г) работа по развитию мелкой моторики рук («Мозаика», вкладыши, матрешки, разрезные картинки).
4. Расширение математических представлений:
а) нахождение множества предметов и одного предмета в окружающей обстановке (в указанных местах); согласование числительного «один» с существительным в роде, числе;
б) учить пользоваться словами «один», «много».
Работа над звукопроизношением: артикуляционная гимнастика, постановка звуков, их автоматизация.
5. Домашнее задание:
б) раскрашивание нарисованных овощей (морковь, репа, огурец), развитие мелкой моторики.
ОКТЯБРЬ
I неделя
1. Развитие усидчивости, подражательности, слухового и зрительного внимания, памяти.
а) подбор по аналогии парных геометрических форм (по форме, цвету, величине);
б) игра «Угадай, что звучало» (барабан, бубен, дудочка, колокольчик, металлофон, пианино).
2. Лексика и грамматика.
Тема: «Овощи».
Цель: рассматривание овощей на картинках; обобщающее понятие «Овощи».
Закрепление существительных единственного и множественного числа именительного падежа по теме «Овощи».
Дидактическая игра (лото «Овощи»).
3. Развитие моторики:
а) движения по подражанию с предметами и без предметов в сочетание речи с движением:
Мы флажками так помашем
И тихонечко попляшем,
А теперь маши быстрее
И пляши повеселее;
в) развитие мелкой моторики рук: раскрашивание полосок, дорожек в разные цвета (красный, синий, желтый, зеленый).
4. Расширение математических представлений: а) счет в пределах 1-3 (на материале «Овощи»);
б) сравнение полосок, контрастных по длине (пользоваться словами «длинная», «короткая»).
5. Работа над звукопроизношением:
а) общая артикуляционная гимнастика;
б) дифференциация слогов и слов с парными согласными т и д .
6 Домашнее задание:
а) общая артикуляционная гимнастика;
б) закрепление обобщающего понятия «Овощи»;
в) обводка и раскрашивание овощей.
II неделя
1. Развитие усидчивости, слухового и зрительного внимания:
а) игра «Обезьянка», использовать платочек или другие предметы;
б) игра «Угадай, что делает кукла Маша».
2. Лексика и грамматика.
Тема: «Овощи».
Цель: закрепление единственного и множественного числа существительных по теме «Овощи»;
а) практическое усвоение форм словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи»;
б) загадки по теме «Овощи»;
в) дидактическая игра «Угостим большого и маленького мишек», классификация по величине.
3. Развитие моторики:
а) игры с мячом («Кати мяч по дорожке», «Попади в цель»);
Капля - раз, капля -два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом - Все бегом, бегом, бегом. Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. Кап-кап, кап-кап. Зонтики скорей раскроем, От дождя себя укроем;
в) развитие мелкой моторики рук: нанизывание шариков; игра «Кто быстрее?» (наматывание шнура на деревянный стержень), шнуровка, застегивание пуговиц.
а) счет предметов 1-3 (овощи);
б) сравнение полосок, контрастных по длине и ширине, активизировать: «длинная-короткая», «широкая-узкая».
5. Звукопроизношение:
а) общая артикуляционная гимнастика;
б) дифференциация парных согласных и и б.
6. Домашнее задание:
а) общая артикуляционная гимнастика, штриховая;
б) рисование и раскрашивание овощей, штриховка широких и узких полосок.
III неделя
1. Развитие усидчивости, подражательности, слухового и зрительного внимания:
а) игра «Где позвонили?»;
б) дидактическая игра «Что изменилось?» (на материале овощей).
2. Лексика и грамматика.
Тема: «Фрукты».
Цель: рассматривание фруктов на картинках, обобщающее понятие «фрукты», дифференциация понятий «Овощи- фрукты».
3. Развитие моторики:
а) игра с мячом («Сбей мячом булаву»);
б) движения по подражанию с флажками и без флажков;
в) сочетание речи с движением («Флажки», «Капля», «Часы»);
г) подвижная игра «Обгони»;
д) работа по развитию мелкой моторики рук: шнуровка, обводка нарисованных фруктов.
4. Расширение элементарных математических понятий:
а) счет 1-4 (по теме «Фрукты»);
б) согласование существительных со словами «один», «много» и с числительными 1-4 по темам «Фрукты», «Овощи» (одна слива, четыре сливы, много слив);
в) понятия «круг», «квадрат», «треугольник»; нахождение фигур по образцу, преобразование геометрических форм в овощи и фрукты.
5. Звукопроизношение:
а) общая артикуляционная гимнастика;
б) постановка звука с;
в) дифференциация глухих и звонких согласных т-д, п -б в слогах, словах, стихотворениях.
6. Домашнее задание:
а) повторение упражнений для постановки звука с;
б) лепка, аппликация, рисование овощей и фруктов.
IV неделя
1. Развитие зрительного и слухового внимания:
а) подбор полосок, кружков по цвету:
2. Лексика и грамматика.
Тема: «Осень».
Цель: расширение словаря, обозначающего признаки осени, употребление существительных в винительном падеже (игра «Кого или что увидел?»).
3. Развитие моторики:
а) подвижная игра («Осенние ласточки»);
б) сочетание речи с движением:
Бей в барабан,
Бей в барабан!
Громче бей в барабан!
Тра-та-та, тра-та-та!;
в) работа по развитию мелкой моторики: разрезные картинки (из трех частей составить целую), составление узоров из листьев.
4. Расширение элементарных математических представлений:
а) закрепление счета 1-4;
б) закрепление представлений о геометрических формах: круг, квадрат, треугольник;
в) нахождение геометрических форм на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу (игра «Чудесный мешочек).
5. Звукопроизношение:
а) закрепление звука с в слогах, словах и чистоговорках;
б) выделение гласного а из ряда звуков.
6. Домашнее задание:
а) закрепление звука с (слоги, слова, чистоговорки);
б) обводка, рисование и раскрашивание осенних листочков или грибов (печатание буквы с помощью трафаретки и без нее).
7.6.1. Примерный план занятия с детьми 4 лет с общим недоразвитием речи
Цель: расширение представлений об окружающем (развитие зрительного и слухового внимания), обогащение словаря, развитие моторики, математических представлений.
Ход занятия:
Организационный момент.
Развитие зрительного внимания: подбор разноцветных полосок по аналогии (красная, синяя, зеленая, желтая). Задание: найди одинаковые полоски, подбери по цвету.
Развитие слухового внимания: игра «Что звучит?». Предлагаются звучащие игрушки: бубен, металлофон, барабан, дудочка. Дети слушают, как они звучат, затем по звучанию отгадывают игрушку.
Обогащение словаря: работа по картине «Осень». Уточнить характерные явления природы: ветер, листопад, похолодание, дождь, отлет птиц.
Развитие математических представлений: закрепление понятий много-один-ни одного; много-мало, находить один предмет,много и мало предметов в окружающей обстановке.
Развитие общей моторики: вверх, вниз, вперед, в стороны и т. д.; речь с движением: «часы» - тик-так, тик-так, всегда так, всегда так (наклоны корпуса влево и вправо) - 2-3 раза; «капля» - капля - раз, капля - два, очень медленно сперва, а потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом (хлопки руками на каждое слово).
7. Домашнее задание: нарисовать и раскрасить четыре разноцветные дорожки.
7.6.2. Примерный план работы на неделю с детьми 5 лет с общим недоразвитием речи
Основные направления | Содержание работы |
Фонетика | Работа по воспитанию правильного произношения шипящих звуков, дифференциации ш-ж изолированно, в слогах и словах |
Развитие зрительного внимания и памяти | Игры: «Чего не стало на столе?», «Что изменилось?» с подбором игрушек, в названии которых имеются звуки «ш» и «ж» |
Лексика | Закрепление словарного запаса по теме «Зима»: 1) беседа по картине «Зима»; 2) беседа: кто где и как зимует (ежик, заяц, лиса, белка, медведь); 3) Практическое овладение навыками словообразования: мама - лиса, папа - лис, лисенок, лисья; 4) загадки о диких животных (Кто мохнатый и большой спит в берлоге зимой?; Белый и пушистый, в лесу живет, скачет прыг-скок; Под соснами, под елками бежит мешок с иголками и др.) |
Грамматический строй | Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже |
Математические представления | Закрепление счета до 5, закрепление понятий один - много, больше-меньше, одинаково, спереди-сзади, длинный - короткий |
Развитие общей моторики | Движения по подражанию: игры снежками (подбрось и поймай, попади в цель) |
Подвижные речевые игры | Зайка беленький сидит и ушами шевелит: вот так, вот так; зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть: вот так, вот так; зайке холодно стоять, надо зайке поскакать: вот так, вот так. 1. «Выпал беленький снежок». 2. Хороводная игра «Зайцы» |
Лепка, аппликация, рисование | Снежная баба, елочка, звери наших лесов |
В соответствии с Номенклатурой в системе Министерства просвещения могут открываться дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта (умственно отсталых), с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи (при сохранном слухе).
Утверждены и направлены в отделы образования типовые положения о специальных учреждениях и группах для детей дошкольного возраста:
1. «Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями слуха» - Министерством просвещения СССР 31 декабря 1968 г. № 130-М. Данное положение опубликовано в «Справочнике по дошкольному воспитанию» (М.: Просвещение, 1972).
2. «Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» - приказом министра просвещения СССР № 36 от 26 мая 1970г. (также опубликовано в «Справочнике по дошкольному воспитанию»).
3. «Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением зрения» - приказом министра просвещения СССР № 40 от 15 апреля 1974 г. Было опубликовано в «Сборнике приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР» № 21 за 1974 г. Кроме того, в 1978 г. в отделы образования данное положение направлено как приложение к совместному приказу Министерств здравоохранения и просвещения РСФСР «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы специализированных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения» № 300/112 от 4 мая 1978 г.
Заводятся для каждого ребенка, логопед записывает дату проведения занятия, примерное его содержание. Тетради оформляются красочно: логопед, воспитатели или родители (по заданию) наклеивают картинки, записывают стихи и рассказы. На выходные дни эти тетради отдают родителям, чтобы они повторяли задания дома, а в течение недели по этим тетрадям с детьми занимаются воспитатели.
7.4.3. Тетрадь взаимосвязи логопеда ивоспитателя
В эту тетрадь логопед записывает воспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми (от 3 до 6 человек). Например, отдельные артикуляционные упражнения, разбор специально подобранных логопедом предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений, отработанных ранее с логопедом. Можно включить различные варианты упражнений по развитию внимания, памяти, различению звуков, формированию лексико-грамматических компонентов языка. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. В графе учета воспитатель отмечает, как усвоен материал детьми, у кого и в связи с чем возникли трудности.
Работа с родителями
Совместная работа логопеда с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. Логопед обязан систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью проводятся: родительские собрания, консультации, открытые логопедические занятия, семинары-практикумы; оформляются специальные стенды, папки-передвижки.
Первое собрание родителей проводится в конце августа или в начале сентября . На нем родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы в течение всего учебного года, а также с правилами и распорядком дня в детском саду. Как правило, это собрание проводит заведующая детским садом совместно с логопедами всех групп.
Второе собрание проводится каждым логопедом в своей группе в декабре. К этому времени он уже закончил обследование детей и знакомит родителей с его результатами, дает подробную характеристику общего и речевого развития каждого ребенка. Важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, показать степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании.
Третье родительское собрание проводится в январе. На нем подводятся итоги за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Дается характеристика речевого и общего развития каждого ребенка, рассказывается об успехах детей и тех трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует близким обратить особое внимание.
Заключительное родительское собрание проводится в мае, подводятся итоги обучения за год, даются рекомендации по закреплению пройденного материала. Логопед знакомит родителей с решением комиссии о дальнейшем обучении детей в массовой или речевой школе или в случае необходимости повторном пребывании в специальной группе. Решения комиссии подробно обосновываются.
На дни открытых дверей, которые проводятся еженедельно, приглашают тех родителей, у которых в процессе работы возникли затруднения. Логопед знакомит родителей с основными приемами постановки звуков, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания, записанные в тетради ребенка. Большую помощь родителям окажут «Сказки о Веселом Язычке», которые в игровой форме помогают создать благоприятные условия для своевременного успешного речевого развития детей.
Посещение открытых логопедических занятий родителями проводится в течение всего учебного года (не реже одного раза в 3 месяца). На этих занятиях логопед знакомит родителей с основными приемами обучения, подбором наглядно иллюстративного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей в процессе занятий.
Стенды для родителей логопед и воспитатель в течение года оформляют совместно. На них помещаются сведения, касающиеся развития речи ребенка в норме, различных видов речевой аномалии, приводится список рекомендуемой литературы. Материал по формированию звукопроизношения, связной речи у детей данной группы периодически обновляется. Можно рекомендовать оформление специальных стендов, отражающих состояние речи детей. Это помогает следить за изменениями в их речевом развитии. В специальном разделе стенда для родителей указываются даты родительских собраний, время консультаций специалистов, помещается информация о приглашении для беседы с логопедом.
Отчет логопеда
В конце года все логопеды пишут отчет об эффективности проведенной работы, сдают его старшему логопеду, который подает сводный отчет в городское управление образования. В этих отчетах приводятся следующие данные:
1. Дата комплектования.
2. Количество детей, поступивших в группу (распределение их по диагнозам).
3. Количество выпущенных детей, из них:
· с хорошей речью;
· со значительным улучшением;
· без значительного улучшения.
· в массовую школу;
· в речевую школу;
· во вспомогательную школу;
· в массовый детсад.
5. Количество детей, оставшихся на повторный коррекционный курс, и распределение их по диагнозам.
6. Количество детей, выбывших в течение года.
7. Выполнение мероприятий, включенных в перспективный план работы.
В графе «Примечание» указывается, по какой причине ребенок оставлен на повторный курс обучения.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОТЕ РАЙОННОГО СТАРШЕГО ЛОГОПЕДА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ
1. Старший логопед назначается приказом по отделу образования из лиц, обладающих организаторскими способностями, имеющих специальное дефектологическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.
2. Старший логопед оказывает помощь отделу образования в методическом руководстве специальными дошкольными учреждениями для детей с нарушениями речи и логопедическими группами.
3. Основные функции старшего логопеда:
· знание инструктивно-методическихдокументов, приказов, писем вышестоящих организаций;
· участие в проведении МППК по отбору детей и комплектованию логопедических групп;
· изучение, обобщение и распространение практического опыта работы логопедов среди коллег;
· регулярная информация логопедов района о проводимых логопедических мероприятиях в масштабе города, ответственность за посещение этих мероприятий;
· составление планов и организация мероприятий на учебный год совместно с логопедами района;
· проведение районных методических объединений не реже одного раза в 2-3 месяца;
· систематическое посещение логопедических занятий для оказания практической помощи на местах;
· оказание помощи заведующим в контроле за ведением специальной документации речевых групп;
· составление отчета эффективности работы за год, сдается в городской методический кабинет дошкольного воспитания;
· поддержание рабочего контакта с отделом образования, главным логопедом системы здравоохранения.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Первые 3 недели идет комплексное обследование детей логопедических групп.
СЕНТЯБРЬ
IVнеделя
1. Развитие усидчивости, подражательности, слухового и зрительного внимания, памяти:
а) развитие интереса и внимания к речи окружающих (выполнение одного-двух поручений в одной инструкции в игре «Поручения»);
б) подбор парных картинок (лото «Малышам»).
2. Лексика и грамматика.
Тема: «Части тела и лица».
Цель: практическое усвоение форм словообразования (дидактическая игра «Покажи на себе, на кукле, назови»).
3. Развитие моторики:
а) движения по подражанию (руки в стороны, вверх, вперед, вниз);
б) движения по подражанию с флажками (в стороны, вверх, вперед, вниз);
в) прыжки на двух ногах, на одной (правой, левой);
г) работа по развитию мелкой моторики рук («Мозаика», вкладыши, матрешки, разрезные картинки).
4. Расширение математических представлений:
а) нахождение множества предметов и одного предмета в окружающей обстановке (в указанных местах); согласование числительного «один» с существительным в роде, числе;
б) учить пользоваться словами «один», «много».
Работа над звукопроизношением: артикуляционная гимнастика, постановка звуков, их автоматизация.
5. Домашнее задание:
б) раскрашивание нарисованных овощей (морковь, репа, огурец), развитие мелкой моторики.
ОКТЯБРЬ
I неделя
1. Развитие усидчивости, подражательности, слухового и зрительного внимания, памяти.
а) подбор по аналогии парных геометрических форм (по форме, цвету, величине);
б) игра «Угадай, что звучало» (барабан, бубен, дудочка, колокольчик, металлофон, пианино).
2. Лексика и грамматика.
Тема: «Овощи».
Цель: рассматривание овощей на картинках; обобщающее понятие «Овощи».
Закрепление существительных единственного и множественного числа именительного падежа по теме «Овощи».
Дидактическая игра (лото «Овощи»).
3. Развитие моторики:
а) движения по подражанию с предметами и без предметов в сочетание речи с движением:
Мы флажками так помашем
И тихонечко попляшем,
А теперь маши быстрее
И пляши повеселее;
в) развитие мелкой моторики рук: раскрашивание полосок, дорожек в разные цвета (красный, синий, желтый, зеленый).
4. Расширение математических представлений: а) счет в пределах 1-3 (на материале «Овощи»);
б) сравнение полосок, контрастных по длине (пользоваться словами «длинная», «короткая»).
5. Работа над звукопроизношением:
а) общая артикуляционная гимнастика;
б) дифференциация слогов и слов с парными согласными т и д .
6 Домашнее задание:
а) общая артикуляционная гимнастика;
б) закрепление обобщающего понятия «Овощи»;
в) обводка и раскрашивание овощей.
II неделя
1. Развитие усидчивости, слухового и зрительного внимания:
а) игра «Обезьянка», использовать платочек или другие предметы;
б) игра «Угадай, что делает кукла Маша».
2. Лексика и грамматика.
Тема: «Овощи».
Цель: закрепление единственного и множественного числа существительных по теме «Овощи»;
а) практическое усвоение форм словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи»;
б) загадки по теме «Овощи»;
в) дидактическая игра «Угостим большого и маленького мишек», классификация по величине.
3. Развитие моторики:
а) игры с мячом («Кати мяч по дорожке», «Попади в цель»);
Капля - раз, капля -два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом - Все бегом, бегом, бегом. Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. Кап-кап, кап-кап. Зонтики скорей раскроем, От дождя себя укроем;
в) развитие мелкой моторики рук: нанизывание шариков; игра «Кто быстрее?» (наматывание шнура на деревянный стержень), шнуровка, застегивание пуговиц.
а) счет предметов 1-3 (овощи);
б) сравнение полосок, контрастных по длине и ширине, активизировать: «длинная-короткая», «широкая-узкая».
5. Звукопроизношение:
а) общая артикуляционная гимнастика;
б) дифференциация парных согласных и и б.
6. Домашнее задание:
а) общая артикуляционная гимнастика, штриховая;
б) рисование и раскрашивание овощей, штриховка широких и узких полосок.
III неделя
1. Развитие усидчивости, подражательности, слухового и зрительного внимания:
а) игра «Где позвонили?»;
б) дидактическая игра «Что изменилось?» (на материале овощей).
2. Лексика и грамматика.
Тема: «Фрукты».
Цель: рассматривание фруктов на картинках, обобщающее понятие «фрукты», дифференциация понятий «Овощи- фрукты».
3. Развитие моторики:
а) игра с мячом («Сбей мячом булаву»);
б) движения по подражанию с флажками и без флажков;
в) сочетание речи с движением («Флажки», «Капля», «Часы»);
г) подвижная игра «Обгони»;
д) работа по развитию мелкой моторики рук: шнуровка, обводка нарисованных фруктов.
4. Расширение элементарных математических понятий:
а) счет 1-4 (по теме «Фрукты»);
б) согласование существительных со словами «один», «много» и с числительными 1-4 по темам «Фрукты», «Овощи» (одна слива, четыре сливы, много слив);
в) понятия «круг», «квадрат», «треугольник»; нахождение фигур по образцу, преобразование геометрических форм в овощи и фрукты.
5. Звукопроизношение:
а) общая артикуляционная гимнастика;
б) постановка звука с;
в) дифференциация глухих и звонких согласных т-д, п -б в слогах, словах, стихотворениях.
6. Домашнее задание:
а) повторение упражнений для постановки звука с;
б) лепка, аппликация, рисование овощей и фруктов.
IV неделя
1. Развитие зрительного и слухового внимания:
а) подбор полосок, кружков по цвету:
2. Лексика и грамматика.
Тема: «Осень».
Цель: расширение словаря, обозначающего признаки осени, употребление существительных в винительном падеже (игра «Кого или что увидел?»).
3. Развитие моторики:
а) подвижная игра («Осенние ласточки»);
б) сочетание речи с движением:
Бей в барабан,
Бей в барабан!
Громче бей в барабан!
Тра-та-та, тра-та-та!;
в) работа по развитию мелкой моторики: разрезные картинки (из трех частей составить целую), составление узоров из листьев.
4. Расширение элементарных математических представлений:
а) закрепление счета 1-4;
б) закрепление представлений о геометрических формах: круг, квадрат, треугольник;
в) нахождение геометрических форм на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу (игра «Чудесный мешочек).
5. Звукопроизношение:
а) закрепление звука с в слогах, словах и чистоговорках;
б) выделение гласного а из ряда звуков.
6. Домашнее задание:
а) закрепление звука с (слоги, слова, чистоговорки);
б) обводка, рисование и раскрашивание осенних листочков или грибов (печатание буквы с помощью трафаретки и без нее).
Примерный план занятия с детьми 4 лет с общим недоразвитием речи
Цель: расширение представлений об окружающем (развитие зрительного и слухового внимания), обогащение словаря, развитие моторики, математических представлений.
Ход занятия:
Организационный момент.
Развитие зрительного внимания: подбор разноцветных полосок по аналогии (красная, синяя, зеленая, желтая). Задание: найди одинаковые полоски, подбери по цвету.
Развитие слухового внимания: игра «Что звучит?». Предлагаются звучащие игрушки: бубен, металлофон, барабан, дудочка. Дети слушают, как они звучат, затем по звучанию отгадывают игрушку.
Обогащение словаря: работа по картине «Осень». Уточнить характерные явления природы: ветер, листопад, похолодание, дождь, отлет птиц.
Развитие математических представлений: закрепление понятий много-один-ни одного; много-мало, находить один предмет,много и мало предметов в окружающей обстановке.
Развитие общей моторики: вверх, вниз, вперед, в стороны и т. д.; речь с движением: «часы» - тик-так, тик-так, всегда так, всегда так (наклоны корпуса влево и вправо) - 2-3 раза; «капля» - капля - раз, капля - два, очень медленно сперва, а потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом (хлопки руками на каждое слово).
7. Домашнее задание: нарисовать и раскрасить четыре разноцветные дорожки.
Примерный план работы на неделю с детьми 5 лет с общим недоразвитием речи
Основные направления | Содержание работы |
Фонетика | Работа по воспитанию правильного произношения шипящих звуков, дифференциации ш-ж изолированно, в слогах и словах |
Развитие зрительного внимания и памяти | Игры: «Чего не стало на столе?», «Что изменилось?» с подбором игрушек, в названии которых имеются звуки «ш» и «ж» |
Лексика | Закрепление словарного запаса по теме «Зима»: 1) беседа по картине «Зима»; 2) беседа: кто где и как зимует (ежик, заяц, лиса, белка, медведь); 3) Практическое овладение навыками словообразования: мама - лиса, папа - лис, лисенок, лисья; 4) загадки о диких животных (Кто мохнатый и большой спит в берлоге зимой?; Белый и пушистый, в лесу живет, скачет прыг-скок; Под соснами, под елками бежит мешок с иголками и др.) |
Грамматический строй | Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже |
Математические представления | Закрепление счета до 5, закрепление понятий один - много, больше-меньше, одинаково, спереди-сзади, длинный - короткий |
Развитие общей моторики | Движения по подражанию: игры снежками (подбрось и поймай, попади в цель) |
Подвижные речевые игры | Зайка беленький сидит и ушами шевелит: вот так, вот так; зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть: вот так, вот так; зайке холодно стоять, надо зайке поскакать: вот так, вот так. 1. «Выпал беленький снежок». 2. Хороводная игра «Зайцы» |
Лепка, аппликация, рисование | Снежная баба, елочка, звери наших лесов |
В соответствии с Номенклатурой в системе Министерства просвещения могут открываться дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта (умственно отсталых), с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи (при сохранном слухе).
Тетрадь домашних заданий выдаётся в пятницу и возвращается в понедельник.
Домашнее задание ребёнок выполняет с родителями в течение 10 – 15 минут 2-3 раза в день.
Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.
Если Вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении Вы можете получить у логопеда.
Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.
Пусть выполнение домашних заданий станет игрою для ребёнка.
Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения.
Приучайте ребёнка бережно относится к тетради и прилагаемым карточкам (карточки сдаются вместе с тетрадью! ).
Приложения
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА 7
Работа учителя-логопеда Работа с детьми
1. Выявление и экспресс-диагностика детей, имеющих отклонения в речевом развитии.
2. Учет детей с нарушениями речи.
3. Логопедическая помощь для коррекции фонетических нарушений у детей в возрасте от 5 до 7 лет.
4. Логопедическая помощь для коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей в возрасте от 5 до 7 лет.
5. Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-профилактической работе с детьми в возрасте от 4 до 5 лет.
6. Логопедические занятия с детьми 5-7 лет по индивидуальным программам.
7. Оформление индивидуальных речевых карт.
8. Ведение индивидуальных тетрадей.
9. Оформление аудиозаписей произношения звуков.
10. Проведение подгрупповых занятий (по признаку однотипности нарушений звукопроизношения):
Работа над формированием и развитием фонематического слуха;
Коррекция звуковосприятия и звукопроизношения;
Предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
Коммуникативное общение.
Работа с документацией
1. Планирование, разработка и реализация индивидуальных и подгрупповых логопедических программ.
2. Оформление протоколов медико-педагогических комиссий по приему и выпуску детей.
3. Календарный план работы на каждый день (учет рабочего времени).
4. График работы.
5. Списки детей по составу логопедических групп (2-3 раза в течение года).
6. Журнал - учет посещаемости.
7. Тетрадь взаимодействия с педагогами образовательного учреждения.
8. Участие в экспериментальных программах.
9. Оформление папки «Из опыта работы».
10. Подготовка документов к аттестации на высшую категорию.
Работа с воспитателями и педагогами
1. Посещение воспитателями открытых занятий по развитию речи.
2. Индивидуальное консультирование воспитателей.
3. Просветительская работа (семинары, открытые занятия) по профилактике и коррекции речевых нарушений.
4. Участие в экспресс-обзорах групп медико-психолого-педагогической службы.
, Логопедия
Идея её создания появилась в 2003 году.
Работая с детьми, у которых имеются речевые нарушения, а также взаимодействуя с их родителями, я заметила, что они не всегда активно включаются в образовательный процесс и не имеют возможности правильно подобрать игры и упражнения для закрепления навыков, формирующихся у детей на логопедических занятиях.
Мною была поставлена цель : разработать сборник дидактического материала с учетом требований “Программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР” старшего дошкольного возраста и в соответствие с календарно-тематическим планированием коррекционной работы в нашем дошкольном учреждении .
В течение 2-х лет шел подбор дидактического материала. Логопедическая тетрадь создана в 2005 году, печатается на 69 страницах. Тетрадь имеет титульный лист, где печатается или вклеивается фотография того ребёнка, кому непосредственно она предназначена, а также подписывается фамилия и имя ребёнка печатными разборчивыми буквами. <Приложение1>
Тетрадь включает следующие разделы:
Памятка для родителей (даёт представления по работе с тетрадью, положительный настрой на работу, напоминает о необходимости постоянного контакта со специалистами). <Приложение2>
Рекомендации по развитию артикуляционной моторики включают в себя основные требования к выполнению упражнений такого рода (перед зеркалом, образец, ритмичность, отчетливость, и т.д). <Приложение3>
Игры и упражнения на преодоление ОНР у детей 5-7лет.
Тетрадь содержит 30 лексических тем, предусмотренных программой и в соответствии с календарно-тематическим планированием коррекционной работы. <Приложение4>
Материал по каждой теме рассчитан для изучения в течение одной недели. <Приложение5>
Во время изучения определенной темы ребенок получает от 5 до 10 заданий, направленных на:
Обогащение и активизацию словарного запаса,
Развитие связной речи,
Формирование грамматических категорий,
Развитие графомоторных навыков.
Приложения.
Здесь я сочла необходимым представить:
Описания наиболее часто выполняемых упражнений по развитию артикуляционной моторики (в каждом конкретном упражнении присутствует цель, само описание и рекомендации по выполнению данного упражнения).
Примерные схемы для составления рассказов-описаний предметов, доступные для восприятия ребенка. К каждой схеме прилагается план для составления последовательного рассказа. <Приложение6>
Словарь лексических тем, который рассчитан на детей старшего возраста, а также служит опорой родителям при работе с ребенком. Здесь предлагаются существительные, прилагательные, глаголы, которые ребенок старшего возраста должен знать и уметь их образовывать.
Логопедическая тетрадь создана с учетом следующих дидактических принципов:
Совместимости с “Программой обучения и воспитания детей с ОНР” старшего дошкольного возраста,
Перехода от простого к сложному,
Системности и концентричности при изучении материала,
Учета возрастных особенностей детей,
Учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Данная методическая разработка используется мной при взаимодействии с педагогами, детьми и их родителями на речевых группах и логопункте, а также постоянно совершенствуется в зависимости от потребностей участников образовательного процесса. Это позволяет создать оптимальный контакт специалистов и родителей ребенка с ОНР, способствует закреплению ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении, а также добросовестному отношению родителей детей-логопатов к выполнению заданий логопеда.
Хочется отметить, что данная тетрадь востребована не только мной, но и моими коллегами, которые активно её используют в своей практике и считают такую разработку очень ценным пособием в работе по преодолению ОНР у детей дошкольного возраста. Очень радуют положительные отзывы родителей моих воспитанников, которые отмечают: “… выполняя задания по данной тетради, мой ребёнок учится обобщать, анализировать, сопоставлять, общаться.”; “Вся система упражнений положительно влияет на эмоциональное развитие моего ребёнка через слово, рисунок, увлечённость, многообразие, заинтересованность, яркое впечатление, труд,…”; “У моего ребёнка обогащается словарный запас, формируется положительное мировоззрение, правильная речь.”
Также я планирую создание подобных игр и упражнений в электронном виде. Думаю, что это позволит расширить круг общения с педагогами и родителями дошкольников, которым необходимы практические советы по преодолению нарушений в развитии речи детей.
Ольга Бардюг
Рабочая тетрадь индивидуальной работы с детьми - логопатами с 3–4 лет.
Коррекционные занятия с детьми по заданию логопеда проводятся воспитателем во время второй половины дня. Воспитатель проводит занятие сначала со всей группой детей, затем занимается индивидуально с теми детьми , фамилии которых логопед записал в специальной тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя . Такая тетрадь заполняется после индивидуальной работы учителя- логопеда с детьми . Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные рабочие тетради тех детей , с которыми он занимался (для повторения пройденного материала дома) .
Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если у ребёнка трудности с мелкой моторикой, - ему следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью, - то сложить по образцу разрезанные картинки или специальные кубики и т. п.