Конспект классного часа "день народного единства, согласия и примирения". Классный час "день согласия и примирения" Классный час посвященный дню согласия и примирения


МКОУ «Хохольский лицей»

Классный час на тему

«День согласия и примирения»

Подготовила и провела

учитель русского языка

и литературы

Крюкова Л. В.

Р.П. Хохольский – 2016 г.

Вступительное слово учителя

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития “я” каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где “я” каждого превращается в общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться.

Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а такжеза её пределами.

К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора ”, “Бритва скребет, а слово ранит” , “Ласковое слово – это вешний день ”.

Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия).

О том, как к вежливости относятся ребята, мы увидим, посмотрев сценку.

Сценка «Час вежливости»

Сценка.

Девочка. Ребята, сегодня у нас объявляется день вежливости.

Выходят два мальчика. Стас и Рома.

С. Твердим о вежливости много,

Мы с грубостью вступаем в бой.

Д. Да, только вам о вежливости и говорить. Всё время в драку лезете, нельзя как будто сё миром решить.

С О вежливость, тебе дорога!

Но попрошу – не будь такой.

Р О да. Великое дарование! Ты что-нибудь по литературе слышал про рифму.

С А ты и такое стихотворение не сочинишь

(На сцену прибегает Лёша и даёт ценные указания.)

Л Так, у нас сегодня день вежливости. Ты встанешь слева. будешь всем говорить здравствуйте

Л ты. Рома, станешь справа у входа в класс и будешь всем говорить «Добро пожаловать». Попробуй.

Л А мне-то что говорить. Всё лучшее вам отдал.

С А ты до свидания говори.

Л Эх ты, гений, кто же при встрече говорит «до свидания».

Р Лёха.! А ты тогда говори «Явились, не запылились».

Л Ещё умней. Ну ты придумал. Проходит. Например. Учитель, а я «Явились, не запылились». Нет. Я лучше как мама. Гости в дверь только звонят, а она «Кто к нам пожаловал» и все довольны.

Р тревога, девчонки идут. (входит девочка0

Л Кто к нам пожаловал.

С Здравствуйте!

Р Добро пожаловать.

Пробегает Миша

М Эй, вы, что тут делаете?

Л Не мешай, у нас час вежливости

М Он у вас когда начался?

Р В два часа.

М А уже три.

Все вместе Три?

С Сворачивай вежливость.

Р Даёшь свободу.

Мальчики идут, за ними лёша. Натыкается плечом на девочку.

Л Уйди с дороги. Ходят тут всякие

Д Когда вы станете наконец вежливыми?

Л А мы уже целый час вежливыми были. Хорошего понемножку.

Д лёша, но по-настоящему вежливый человек следует этикету всегда, а не раз в году.

Л Чему следует?

Д Этикету. Этикет- это общепринятые правила поведения по-настоящему воспитанного человека.

Л ты хочешь сказать. Что кто-то сидел и придумывал какие-то правила?

Д Тебе бы, кстати, их не помешало знать, никакой культуры.

Л это у меня-то? Вот как дёрну за волосы.

Д Ну. Что я говорила!

Л Я, между прочим, сама вежливость. Вот недавно мы хотели старушку через дорогу перевести.

Д Не удивлюсь, что на «хотели» ваш жест вежливости и закончился.

Л Мы предлагали ей помочь, но она отказалась.

Д Я бы тоже отказалась, если бы мне на помощь так подошли, как вы летаете по коридорам. Бедная бабушка.

Л Подумаешь, пока никто не жаловался на моё воспитание.

Д Кто же тебе об этом скажет, ведь ты сразу драться лезешь.

Л А расскажи мне про правила этикета, я попробую исправиться

Д. Слушай и запоминай, и не на час, а на всю жизнь.

Обратимся к истории вопроса.

Первые упоминания об этикете как установленном порядке поведения уходят в глубь тысячелетней истории человечества. Один из самых известных литературных текстов Древнего Шумера - «первые моральные идеалы». Высокие моральные качества были, по их мнению, дарованы людям богами. Человек должен был чётко следовать этим предначертаниям. Со временем правила поведения разных народов видоизменялись, отражая различные условия их жизни. Наряду с повседневным появился деловой этикет.

Пособия по правилам поведения появились в средние века. первый трактат о поведении был издан испанским священником 1204 году. На основе этого сочинения были составлены книги по этикету. Они содержали правила поведения за столом, ведения беседы, приёма гостей.

Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приёмов у короля Людовика 14. На этих карточках были написаны правила поведения.

С этого времени этикет стал восприниматься как ритуал общения. 14-17 веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

На Руси первые письменные правила были составлены князем Владимиром Мономахом. В «Поучениях» мудрый князь писал: «куда ни пойдёте по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях. Ни в полях, где ни остановитесь в пути..не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово».

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

Каким же должен быть воспитанный человек?

Перед вами на интерактивной доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека.

(у каждого на столе лежат разноцветные карточки, на которых дети пишут качества воспитанного человека)

Обсуждение качеств, которые были указаны учащимися.

Кто из вас знает, как проявляется вежливость?
Правильно, она проявляется прежде всего в словах, а также в тоне, котором они сказаны.
Как вы думаете, вежливыми рождаются или становятся? Правильно. Становятся.
Для того чтобы стать вежливым, вы, ребята, как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила.
А сегодня давайте проверим, как вы знаете волшебные слова. Я буду читать начало фразы, а вы должны закончить её вежливым словом.
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого ……

    Зеленеет старый пень
    Когда услышит……..

    Мальчик вежливый и развитый
    Говорит при встрече …….

    Когда нас бранят за шалости
    Мы говорим, извините……..

    И во Франции, и в Дании
    На прощанье говорят………

    Ведущий: Но не только слова должны быть у вас добрыми, надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не пришлось за них краснеть и стыдиться. Надо всегда стараться быть полезным людям, а теперь послушайте стихотворение «Очень вежливый индюк» и подумайте над его содержанием.

Чтение стихотворения «Очень вежливый индюк»

А следующее стихотворение А. Барто называется «Вежливый поступок»

Послушайте и попробуйте ответить на вопрос, правильно ли поступил Павлик, и стоило ли ему переживать по поводу его доброго поступка, ведь правила поведения одни для всех, и нет разницы, иностранцы перед тобой или люди другой национальности.

А теперь давайте послушаем. Как живут люди в других странах, чем их правила отличаются от наших.

Правила поведения в разных странах

Англия.

Соблюдение формальностей – стиль жизни англичан. Британцы в первую очередь обращают внимание на детали. Никогда не обращайтесь к человеку по имени, ели не получили специального разрешения. Очень серьёзно в Англии относятся к правилам поведения за обеденным столом.. никогда не кладите руки на стол, держите их на коленях или на весу.

Не обращайтесь за столом к незнакомым людям, если вас заранее не представили им.

Франция .

Французы гордятся своими национальными традициями. Одним из главных достоинств считается французская кухня. Оставлять еду на тарелке не принято, а если вы захотите подсолить или поперчить блюдо по своему кусу, это расценят как неуважение к хозяевам.

Французы приветливы, разговорчивы, бережливы. Они легко закипают, обижаются, не прощают пренебрежительного отношения, даже в мелочах. Любят обсуждать других, но критику в свой адрес воспринимают крайне болезненно.

Германия.

Немцы тоже расчётливы и бережливы, но уступают французам в чувстве юмора и сердечности.

Они трудолюбивы, их отличает любовь к порядку и организованности. Отличаются серьёзностью. Немногословием и сдержанностью. Как французы они гордятся своей страной, её традициями, уважают историю.

Немцы имеют привычку расписывать всю свою жизнь по дням и часам. Пунктуальность проявляется во всех сферах жизни.

Япония.

В Японии особое внимание уделяется воспитанности и церемониям. Которые подчинены строгому порядку.

Перед тем. Как войти в дом, нужно снять обувь. Вместо рукопожатия японцы низко кланяются. Здесь не принято сдеть. Положив ногу на ногу. Это является показателем, что вас не интересуют мысли и высказывания собеседника.

При знакомстве с японцем надо назвать полное имя и фамилию. Слово «господин» здесь заменяется приставкой «сан» в конце слова. Японцы очень пунктуальны и не любят опозданий.

США

Самая большая ценность – это индивидуальная свобода. Американцы просто помешаны на неприкосновенности личности. Также ими ценятся трудолюбие, бережливость, предприимчивость, для них характерно пренебрежение к мелочам.

Арабские страны.

В арабских странах предпочитают кофе без сахара, очень крепкий. Если вы выпьете чашку и отдадите её хозяину, вам нальют ещё. Если вы хотите отказаться, то переверните чашку вверх дном.

Австралия.

Австралийцы – спортивная нация. Если вы начнёте разговор о спорте, вас непременно поддержат. Ещё одна излюбленная тема – это отдых. Они очень любят мелкие подарки и сувениры.

Ирландия

Ирландцы отличаются необязательностью. Они могут опаздать на встречу, не стоит выражать своё недовольство этим. Если вы поймали такси, то обязательно должны ссть на переднее сидение, в противном случае вы оскорбите водителя.

Финляндия.

Финнам свойственна надёжность, честность, пунктуальность. Они просто обожают праздники, особенно Новый год и Рождество. Подарки должны быть недорогие и простые.

Теперь от других стран перейдём к культуре поведения внутри страны.

А сейчас мы с вами поговорим о культуре поведения в различных ситуациях: в гостях, в кино, в транспорте.

« В театральном буфете»

Ученик читает стихотворение Г.Остера:

Посещайте почаще

Театральный буфет.

Там пирожные с кремом,

С пузырьками вода,

Как дрова на тарелках

Шоколадки лежат,

И сквозь трубочку можно

Пить молочный коктейль,

Не просите билеты

На балкон и партер,

Пусть дадут вам билеты

В театральный буфет.

Уходя из театра,

Унесете с собой

Под трепещущим сердцем,

В животе бутерброд.

Как вы поняли. Мы сейчас погорим о поведении в театре.

Разыграем ситуацию

На сцене условно показан зрительный зал театра - стоят два ряда стульев, на них сидят «зрители» (4-6 учащихся). Они внимательно «смотрят спектакль». Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим. Роняет свое пирожное на колени одного из зрителей. Наконец добирается до своего места и начинает расспрашивать, что уже показали артисты. Немного посмотрел на игру актеров, дожевал свою шоколадку, которую до этого он долго и шумно разворачивал.

Назовите нарушения, допущенные мальчиком.

Чтение стихотворения Г. Остера «День рождения» и обсуждение того, как нужно себя вести в гостях.

А теперь послушаем стихотворение «Урок вежливости»

О каких правилах поведения идёт речь? О чём это стихотворение? Кто главный герой и сколько ему лет? Чему его учили? А научили его этому?
Ребята, вы не должны быть такими, как медвежонок, вы должны быть вежливыми во всём и всегда. Не только всем детям, но всем окружающим людям хочется, чтобы все их друзья, все соседи, даже незнакомые прохожие, всегда бы уважали их, и чтобы никто не делал им замечаний.

Но порой бывает так, что люди не слушают замечания других, продолжают вести себя так, как хочется.

Чтение стих-ния «Взрослый Андрюшка»

А вот герой следующего стихотворения так и не понял как себя вести

Чтение стих-ния «Вовочка»

Правила вежливого, уважительного отношения людей существовали всегда, не зря много русских пословиц и поговорок посвящено этой теме.

Сокровищница народной мудрости”

На интерактивной доске размещена таблица из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки.

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

У себя как хочешь,

Не дорог подарок –

О пустяках спорить –

По одежде не суди,

Слово – серебро,

по делам гляди.

молчание – золото.

а в гостях – как велят.

дорога любовь.

дело упустить.

Хоть не богат,

От слова спасенье,

На незваного гостя

В деревню, где живут одноногие,

От одного слова,

и от слова погибель.

не припасена и ложка.

а гостям рад.

да навек ссора.

надо идти на одной ноге.

(1-3,2-4, 3-5,4-1, 5-2, 6-8, 7-6, 8-7, 9-10, 10-9.)

Итак, подведём итог и сделаем вывод, каким же должен быть воспитанный человек.

Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.

Правила:

    Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.

    Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.

    Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.

    Помогай младшим, незащищенным, будь справедливым.

    Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе

Классный час "День согласия и примирения "

План-конспект занятия (4 класс) на тему: Классный час "День согласия и примирения ".Классный час на тему:" 4 ноября- День народного единства и примирения ".Цель: углубить знания детей о Дне единства и примирения , дать представление о событиях начала ХVII века...

Nsportal.ru > Классный час "День

Классный час "День согласия и примирения " | Инфоурок

Классный час на тему. «День согласия и примирения ». Подготовила и провела. учитель русского языка. и литературы. Крюкова Л. В. Р.П. Хохольский – 2016 г. Вступительное слово учителя. Человек с самого своего рождения живет среди людей.

Infourok.ru > Классный час "День

КЛАССНЫЙ ЧАС : День согласия и примирения - классному ...

Николаевна. 2013-2014 уч.год. Классный час "День согласия и примирения ". Цель: дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612 г.; воспитывать интерес к изучению истории своей страны. 1 ведущий. Четвёртого ноября в нашей...

Kopilkaurokov.ru > КЛАССНЫЙ ЧАС: День

Конспект классного часа "День народного единства, согласия ..."

Вед: Начинаем классный час , посвященный Дню народного единства.Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия , веры в то, что Бог в правде, а не в силе.

Urokinachalki.ru > Конспект классного часа

Классный час : День примирения и согласия . Цель: Ознакомить...

Pandia.ru > Классный час: День

Классный час : « ЧАС СОГЛАСИЯ И ПРИМИРЕНИЯ » - история...

Объясню, почему этот день назвали «День Согласия и Примирения ». Во второй части занятия мы попробуем провести свой «Час согласия и примирения ». Еще совсем недавно этот день был главным праздником страны, которая называлась СССР (Союз советских...

Mega-talant.com > Классный час: « ЧАС

Классный час .docx - КЛАССНЫЙ ЧАС "День согласия и ..

20132014 уч.год Классный час "День согласия и примирения " Цель: дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612 г.; воспитывать интерес к изучению истории своей страны.

Znanio.ru > Классный час.docx - КЛАССНЫЙ

День примирения и согласия

Классный час . «День примирения и согласия ». Подготовила: учитель истории: Калинина Г.В.2. Введение в Российской Федерации дня примирения и согласия . Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

Nenuda.ru > День примирения и

Презентация на тему: День Согласия и примирения

4 – ноября отмечается День Согласия и примирения день дне Согласия и примирения » праздник...

Ppt4web.ru > Презентация на тему: День

Классный час на тему: «День примирения и согласия »

Разработка сайта - Веб студия Адаманов. страница 1. Классный час . на тему: «День примирения и согласия ».1. Введение в Российской федерации дня примирения и согласия . 2. Из истории России о дне примирения и согласия .

Vesnat.ru > Классный час на тему: «День

Классный час на тему: День примирения и согласия

Тип: Классный час ; Размер: ; Учитель: в 2005 году Государственной Думой Российской федерации принято решение о ведении выходного дня в Российской федерации 4 ноября дня примирения и согласия , вместо 7 ноября.

Izlov.ru > Классный час на тему: День

Конспект классного часа на тему: «4 ноября –День Согласия ...»

Multiurok.ru > Конспект классного часа на

«Классный час «4 ноября-День согласия и примирения »...

Классный час в 3 классе Тема: «4 ноября – День народного единства и примирения ». Провела учитель начальных классов Фазлыева Г.Г. Цел:Углубить знания детей о Дне единства и примирения , дать представление о событиях начала ХVII века; содействовать усилению...

SchoolFiles.net > «Классный час «4

методическая разработка классного часа День согласия ...

Материалы по теме. методическая разработка классного часа День согласия и примирения .Разработка классного часа День молодого избирателя. Рабочие программы по истории (совмещенная история России и Всеобщая история) по учебникам Левандовского и…

ProfHelp.net > методическая разработка

Презентация на тему: "Внеклассное мероприятие. Елеферова..."

4 4 – ноября отмечается День Согласия и примирения . Ранее этот праздник отмечался 7 ноября в день годовщины Великой октябрьскойВ 1996 году указом президента России Б.Н. Ельцина «О дне Согласия и примирения » праздник был переименован в целях смягчения и...

Myshared.ru > Презентация на тему:

Классный час «День согласия и примирения »

Версия для слабовидящих. Классный час «День согласия и примирения ».День народного единства 4 ноября - государственный праздник, установленный Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. в память об освобождении Москвы народным ополчением от польских...

Mcollege.ru > Классный час «День

Презентация на тему "День Согласия и примирения ..."

4 – ноября отмечается День Согласия и примирения . Ранее этот праздник отмечался 7 ноября в день годовщины Великой октябрьской социалистической революции. Так было до 1996 года. В 1996 году указом президента России Б.Н. Ельцина «О дне Согласия и примирения » праздник...

Pptcloud.ru > Презентация на тему "День

Детям о Дне согласия и примирения

7 ноября - День согласия и примирения . Этот праздник известен твоим дедушкам и бабушкам как праздник 7 ноября - годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Его история такова: 7 ноября 1917 года произошла первая в истории победоносная...

Kladraz.ru > Детям о Дне согласия и

Сценарий «День единства, согласия и примирения ». - Маам.ру

Ведущий: - День народного единства – это и праздник единства всех людей почти 190 национальностей, проживающих наПраздник 1 мая - День единства и согласия народов Казахстана.» Девиз классного часа « Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля.

Maam.ru > Сценарий «День единства,

ЗАВУЧ.инфо - Классный час День примирения и согласия ...

Классный час День примирения и согласия + презентация.

Zavuch.ru > ЗАВУЧ.инфо - Классный час

Классный час посвященный Дню примирения и согласия .

2 ноября 2018 года мастерами производственного обучения Поляковой А.А. и Поляковой М.М. в группах ШТ-2/17, ШТ-3/17 и ШТ-6/18 по профессии "штукатур" был проведен классный час , посвященный Дню примирения и согласия . Ребятам был показан видеоролик...

Politehnikum-eng.ru > Классный час посвященный

Презентация на тему День Согласия и примирения

Ельцина «О дне Согласия и примирения ». праздник был переименован в целях. смягчения и примирения различных слоев.4 – ноября отмечается День Согласия и примирения . Ранее этот праздник отмечался 7 ноября в день годовщины Великой октябрьской социалистической...

Prezentacii.org > Презентация на тему День

МАОУ «ЧВСОШ»

Классный час - посвященный Дню единства и согласия, проведенный в Ныробском УКП для 10,11,12 классов . 1.10.2013г.

Учитель:

Присутствовало:10 ч.

Образовательные задачи: познакомить учащихся с историей возникновения государственного праздника.

Развивающие задачи: развивать желание изучать историю.

Воспитательные задачи: воспитать чувство патриотизма и чувство уважения к человеку.

Ход урока

На доске стихи Б. Окуджавы:

Для всех, кто носит имя человека,

Вопрос решен от века и на век –

Нет иудея, финна, негра, грека,

Есть только человек.

4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины.

(звучит гимн)

Если забыть о ничтожных обидах,

О разности взглядов на веру и жизнь,

Всем вместе сплотиться враги будут биты!

От мощи единства земля задрожит.

Родина и Единство. Глубокий смысл заложен в этом празднике. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена, вражды. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.

Но бывали в истории России и такие времена, когда теряли люди веру и разум, не могли более отличить добро от зла, правду от лжи: вражда и взаимные обиды застилали людям глаза. Пользовались этим враги нашей Родины. Наступало тогда для России смутное время. Об одной из таких страниц истории - и пойдёт наш сегодняшний рассказ

В стране был страшный голод, и на престол вставал то один, то другой царь.

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

https://pandia.ru/text/79/002/images/image002_27.jpg" width="491" height="572">

При войске несли чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Перед решающей битвой воины три дня молили о помощи пред ее чудотворной иконой.

И поднималась Русь с колен.

В руках с иконой перед битвой,

Благословенная молитвой.

Под звон грядущих перемен.

4 ноября 1612 года ополченцы Косьмы Минина и князя Пожарского ринулись в бой с поляками за Москву. Никакая вражеская сила не могла остановить их. Сама Богородица благословила русских воинов на священную битву.

На улицах Москвы шли бои, город горел. Польский гарнизон отчаянно сопротивлялся. Но воины Минина и Пожарского сражались, чтобы победить. И победили!

Вся Россия благодарила Косьму Минина и Дмитрия Пожарского, которые собрали людей со всех концов страны, чтобы победить Смуту. Победить врага можно было только, объединив народ России.

Деревни, села, города.

С поклоном русскому народу.

Сегодня празднует свободу.

И День единства навсегда!

В Москве на Красной площади в честь славной победы над поляками был построен храм Казанской иконы Божией Матери. Икона, находившаяся в рядах ополченцев, была перенесена в этот храм.

На Красной площади поставлен и памятник, на котором написано «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия».

Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина! Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник - День Народного Единства.

(слайды государственных символов)

Это праздник проникнутый идеями национального согласия и сплоченности общества, упрочнения российской государственности. Он указывает нам на то, что сплоченность народа должна быть постоянной. А сколько ненависти порой вызывает у нас неодинаковость людей. В последнее время стали активизироваться молодежные группировки фашистского толка. А ведь Россия издавна существовала, как многонациональное государство, таким она остается и сейчас. Повернуть историю вспять невозможно. Да и нужно ли это?

Возможно восточная притча, которую я хочу Вам рассказать, поможет Вам сделать первый шаг к признанию и пониманию того, что мир разнообразен и каждый имеет право на жизнь в нем.

Гвозди

(Восточная притча)

У старика в одной семье

Был вспыльчивый сынок.

И по любому пустяку

Сдержаться он не мог.

Отец ему дал молоток,

Гвоздей мешочек дал,

Чтоб каждый раз, когда был зол

Один в столб забивал.

Ну, значит, так тому и быть.

За пару первых дней,

Несдержанный юнец забил

В столб больше ста гвоздей.

Но через несколько недель,

Он начал понимать,

Что лучше сдерживать себя,

Чем гвозди забивать.

И наконец, настал тот день,

Когда отцу сказал,

Что самообладания

Ни разу не терял.

Старик в ответ:

Отныне, каждый день,

Что ты сдержаться смог,

По одному гвоздю

Вытаскивай, сынок.

Шло время, и пришел тот день,

Когда сказал юнец:

Последний гвоздь, что был в столбе,

Достал я наконец!

Задумался тогда отец,

За руку сына взял,

Подвел его к тому столбу

И долго объяснял:

Ты видишь сколько дырочек

Осталось от гвоздей?

Такие же отметины

Есть в душах у людей.

Когда кому то говоришь

Обиду или зло,

Останется такой же шрам

На сердце у него.

Не важно, сколько извинений

Ты принесешь тогда,

В людской душе отметина

Останется всегда.

Я искренне надеюсь, что наша с вами беседа заставит каждого из вас задуматься и сделать выводы.

Россия – единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает объятья всем народам и соседям, всем, кто желает жить на земле мирно!

ОТЕЧЕСТВОМ мы зовем Россию потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды наши.

РОДИНОЙ мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное.

А МАТЕРЬЮ потому, что она вскормила нас своим хлебом

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет.

На подвиг и на труд!

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев.

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства Мы празднуем с тобой!

Россия большое многонациональное государство, где в мире и согласии проживают разные народы.

Наша дружба, наша вера.

С нами будет навсегда,

Наша сила, наша воля.

Не погибнет никогда!

И пока на белом свете

Солнце светит нам во след,

Россиянам всем желаем,

Быть едиными навек!

Нас всех объединяет Россия, и пусть наша любовь к Отечеству послужит общему благу!

Верхне-Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»

Курского района Курской области

КЛАССНЫЙ ЧАС:

День

согласия и примирения

Подготовила учитель

математики

Верхне-Гуторовского филиала

МБОУ «Полевской лицей»

Алтухова Лариса

Николаевна

2013-2014 уч.год

Классный час "День согласия и прим и рения"

Цель: дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612 г.; воспитывать интерес к изучению истории своей страны.

1 ведущий. Четвёртого ноября в нашей стране отмечается праздник - День народного единства. Знаете ли вы, в память о каких событиях установлен этот праздник? Этот праздник установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от иностранных интервентов. Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя её они не щадили своих жизней, во имя её они совершали подвиги, проявляли доблесть и героизм. Ей посвящали песни, слагали былины, сочиняли стихи.

1 ученик. Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!

2 ведущий. Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"? К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на неё набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а ещё - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

2 ученик. Взбегу на холм и упаду в траву -
И древностью повеет вдруг из дола.
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звездных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг
В крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя!..
3 ученик. Россия, Русь - куда я ни взгляну:
За все твои страдания и битвы -
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя:
Россия, Русь! Храни себя, храни!
(Н. Рубцов "Видение на холме")
4 ученик. Медленно история листается,
Летописный тяжелеет слог.
Всё стареет, Родина - не старится,
Не пускает старость на порог.
Мы прошли столетия с Россией
От сохи до звёздного крыла
А взгляни - всё то же небо синее,
И над Волгой та же тень орла.

1 ведущий. Посмотрите на эту картину. Знаете ли вы, что за памятник изображён на ней? На постаменте его начертаны слова: "Гражданину Минину и Пожарскому благодарная Россия". За что же Россия оказала уважение этим людям?

Вернёмся в начало 17 века. В 1598 году умер царь Фёдор Иванович (сын Ивана IV Грозного). Так как он был бездетен, то с его смертью пресеклась династия "прирожденных государей". После его смерти в Москву собрались выборные люди из разных городов и выбрали на царство Годунова. Время его царствования обещало быть счастливым. Начался строительный бум. Годунов стремился облегчить положение посадских людей, а во внешней политике делал ставку на сближение с Западом. Борис приглашал иностранцев на государственную службу, освобождал их от налогов. Но осенью 1601 года пошли проливные дожди, затем грянули ранние морозы. Урожай остался в поле. В следующем году трагедия повторилась. Начался страшный голод, продолжавшийся целых три года. За два с половиной года от голода в одной только Москве умерло около 120 тысяч человек. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, стараясь удержать рост цен. Но это не помогло. Цена на хлеб увеличилась в сто раз.

В Москве был голод этим летом,
К зиме сожрали всех котят.
Болтали, что перед рассветом
Гробы по воздуху летят.

2 ведущий. Царь приказал выдавать из казны деньги беднякам, но деньги стали терять цену. Царь приказал открыть для голодающих казенные амбары, но хлеба хватило ненадолго. Начались бунты. Царские войска разгромили восставших, но не смогли успокоить страну.

13 апреля 1605 года царь Борис Годунов внезапно скончался. Новым царём назвали Федора (сына Бориса), юношу образованного и умного. Вскоре в Москве произошел мятеж. Юного царя и его мать убили, а народу объявили, что они отравились сами. Путь к трону был открыт. Кто же стал царём? Царём стал Лжедмитрий. Это бежавший 1602 году в Польшу Григорий Отрепьев, происходивший из галицких дворян. Но вскоре он был убит. После его смерти бояре выбрали царём Василия Шуйского, но спокойствие в стране не восстановилось. Появлялись все новые и новые самозванцы.

1 ведущий. В это время польский король Сигизмунд II вторгся в Россию. Поляки разбили войско царя Василия Шуйского, москвитяне пришли в большое волнение, и Василий Шуйский был сведен с престола. После свержения Шуйского Русь осталась совсем без царя. Поляки осаждали Смоленск. Польский король желал стать царем. В это же время на русскую землю пришли с целью захвата шведы. Бедствия русской земли дошли до крайности. Казалось, Россия погибла. И вот тогда в русских людях заговорило народное чувство. Они решили стать за родную страну против чужеземцев. Для этого нижегородцы решили образовать ополчение. Начались сходки: рассуждали о том, откуда взять людей и деньги. По советам старосты из Нижнего Новгорода Кузьмы Минина каждый нижегородец на ополчение жертвовал третью часть своего имущества, вождём же выбрали князя Д. М. Пожарского. Скоро к нижегородцам примкнули и другие города. В апреле 1612 года в Ярославле уже стояло громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе. В августе была одержана решительная победа над поляками и в октябре Москва была очищена от оккупантов. Заслуга Минина в том, что он сумел начать дело, организовать его, воодушевить им народ и довести до конца. Чтобы ваше представление об этом человеке стало полнее, послушайте отрывок из пьесы А.Н.Островского "Козьма Захарьич Минин".

(Чтение текста по ролям)

Народ.

Эко рыдание во всём соборе!

Да и было отчего!

Гибнет, говорят, наше государство!

Гибнет вера православная!

Мы за веру православную должны до смерти стоять!

А кто же прочь?

Подожди малость, Кузьма Захарьич говорить хочет!

Минин.

Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, Родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?

Народ.

Мы все, Кузьма Захарьич, все хотим помочь Москве и вере православной.

Минин.

И еще, братья, коли хотим помочь, не пожалеем наших достояний! Не пощадим казны и животов! Мы продадим дворы свои и домы! А будет мало - жен, детей заложим!

Заложим жен! Детей своих заложим!

Минин.

Что мешкать даром? Время нас не ждет! Нет дела ратного без воеводы: изыщем, братья, честного мужа, которому то дело за обычай, - вести к Москве и земским делом править. Кто воеводой будет?

Народ.

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Князь Пожарский! Другого нам не надо!

Минин.

Воля Божья! Пожарского мы избрали всем миром, ему и править нами! Глас народа - глас Божий! Теперь, друзья, несите, кто что может, на дело земское, на помощь ратным. Я,- Господи, благослови начало! - свои скопленные и трудовые - все, до единого рубля кладу!

Народ.

(Кладут деньги, кто сколько может).

Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую.

Что деньги? Деньги - дело наживное!

Все отдадим! Теперь не до нарядов!

Вот наши деньги из квасного ряду!

Из рукавичного!

От ярославцев!

Костромичи собрали - принимайте!

Стрельцы Колзакова, Баима сотни!

Вот праздник, так уж праздник!

Минин.

И я смотрю, душа во мне растет. Не явно ли благословенье Божье! Теперь у нас и войско, и казна, и полководец. Недалеко то время, когда, вооружаясь и окрылатев, как непоборные орлы, помчимся на врагов. Пусть лютый враг, как лев, зияет; не страшен нам злохитрый рык его!

2 ведущий. Князь Пожарский, став во главе ополчения, принял всю власть над русской землей, но остался скромен и прост в обращении. Он никогда не стремился к исключительному влиянию на людей и события.

После победы в Москве собрался Земский собор, выбравший на престол Михаила Романова.

1 ведущий. Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности. Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охвативших народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата свого. Выходец из народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский! Все их помыслы, вся воля были устремлены к спасению Родины и веры отцовской. И они совершили невозможное, победили врага, полонившего страну. День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Этот праздник призван напомнить о том, что мы россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям - единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

5 ученик. Роса состоит из росинок,
Из капелек пара - туман,
Песок - из мельчайших песчинок
Россия - из россиян.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки -
Похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.
Мы вместе: калмыки, чуваши,
Буряты, якуты, мордва
Опорой единственной нашей
Всегда остается Москва.
6 ученик. Земля и вода - неразрывны,
Как берег или река,
Неразделимы ливни,
И ветер, и облака.
У радуги - нет половинок
И если волна- то волна,
И нету полуросинок
Вот так и Россия одна!
(В. Крючков)

2 ведущий. Какое ещё название имеет этот праздник? День добрых дел. В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью. А что может сделать каждый из вас для тех, кто нуждается в помощи и поддержке.

В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём наш девиз:

Главное - вместе!
Главное - дружно!
Главное - с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

1 ведущий. Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Использованная литература:

    Мир школьных праздников:5-11 классы / составитель Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко. – Москва: 5 за знания, 2007.

    Игры, викторины, праздники в школе и дома. / составитель Э.Г.Кузнецова, - Москва: «Аквариум», 2009.

    Летний лагерь на базе школы: 1-5 классы / составитель Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко. – Москва: ВАКО, 2007.

    Школьные годы летят. / составитель В.М.Дружинина, Т.Н.Кузьмина - Чебоксары: «Клио», 2010.

Классный час в 3 классе

Провела учитель начальных классов Фазлыева Г.Г.

Цел: Углубить знания детей о Дне единства и примирения, дать представление о событиях начала ХVII века; содействовать усилению чувства гордости за Родину; способствовать воспитанию в детях патриотических черт характера, готовности к защите Родины, стремления к единению.

Учебные материалы: Картина «Московский Кремль ХVI–ХVII веков»; фотография памятника Минину и Пожарскому и их портреты; картина К. Маковского «Минин на нижегородской площади», иллюстрации; записи на доске;

ХОД ЗАНЯТИЯ

У. Начинаем классный час, посвященный Дню единства и примирения. Проведем его в форме устного журнала.

У. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке свершались подвиги, слагались пословицы, песни, стихи...

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

У. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Чувство торжества, гордости за свою Родину.)

Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете это словосочетание, что же это за праздник? Выслушиваются ответы детей. – Единство. Единение народов. Вот в чем сила России. Всегда ли народы России жили в единстве? (Наверное, нет).

У. К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось единство, когда в стране царили распад, хаос, вражда, анархия, катастрофа. Смутные времена нередко потрясали Россию до самого основания, да так, что менялись не только цари и правители, но даже формы правления. Перенесемся на 400 лет назад. Россия в начале ХVII века имела вот такой вид. (Учитель показывает картину «Московский Кремль ХVI–ХVII веков».)

У. Знаете ли вы, из кого состояло население России? Прочитайте слова, написанные на доске. Найдите лишнее слово. Ответ обоснуйте.

На доске: Задание №1

Князья, бояре, купцы, воевода, мещане, представители духовенства, ремесленники, крестьяне, стрельцы, рабовладельцы...

Д. Лишнее слово – рабовладельцы, так как они жили раньше, при рабовладельческом строе, а на Руси не было рабовладения.

У. 1610–1613-й – годы междуцарствия, безвременья, лихолетья, смуты. Мор и голод, кровавые междоусобицы, вражеские нашествия разорили страну дотла. Смутным временем называли русские люди лихую годину. Это самый тяжелый период в русской истории после монгольского ига. Страна осталась без царя и без царской династии, которая объединяла народ в государство, державу. Всюду царило безвластие, более страшное и для знати, и для простого народа, чем самая жестокая власть.

Русская земля на северо-западе и западе была занята врагами-поляками. Даже в столице был польский гарнизон. А древний Новгород захватили шведы.

Казалось, что Русское государство погибло, что Россия не сможет подняться с колен и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.

У. Учитель показывает фотографию памятника Минину и Пожарскому. Знаете ли вы, кому этот памятник?

Этот памятник стоит в Москве на Красной площади. На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Сделайте предположение: за что же Россия благодарна этим людям? Ваше представление о них будет более полным после прослушивания отрывка из пьесы (по А.Н. Островскому).

Учитель демонстрирует репродукцию картины К. Маковского «Минин на нижегородской площади». Как вы думаете, что здесь произошло?

У. Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени – известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Воевода князь Дмитрий Пожарский выступил в качестве ближайшего соратника Минина.

У. Каким вам представился Кузьма Минин? Знаете ли вы, какими качествами человека и гражданина обладал Кузьма Минин? Представьте, какое особенное чувство пылало в душе Минина. Желание спасти уже погибавшую Россию появилось у простого человека, не имевшего никаких средств совершить такое чудо.

Задание №2

Сделайте заключение о характере поведения Минина, выбрав нужные слова: спокойный, смелый, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный духом, ответственный, беззаветно преданный Родине, мужественный, стойкий, авторитетный, умеющий повести за собой людей

Каким воином, по-вашему, будет Кузьма? Текст напечатан на карточках:

Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец в июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву.

Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы.

В этом крике соединились все сердца, все души, все мысли, все желания русских. Но победа еще оставалась нерешенной, как вдруг Минин отобрал 300 отличных воинов и смело бросился с ними на неприятеля сзади в самую гущу поляков. Такое неожиданное нападение смешало польское войско, ряды его расстроились. Русские воспользовались этим беспорядком, и славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 24 августа.

Задание №3 Найдите лишнее оружие, которым ополченцы не могли пользоваться. Почему?

рисунки: ружье, сабля, шестопер, кистень, боевой топор, бердыш, палица, винтовка.

Д. Палица – более раннее оружие, винтовка – более позднее.

Учитель показывает портреты Минина и Пожарского.

У. Вот герои – избавители России: выходец из народа Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Все помыслы, сила духа, великая энергия их были направлены одной цели – освобождению Родины. Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но в конце концов голод заставил врагов выйти из Кремля, и 22 октября (4 ноября) 1612 года поляки сдались. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов.

Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Победа была одержана в результате героических усилий русского народа. Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов.

Навсегда сохранится память об обороне Смоленска и Троице-Сергиева монастыря, о борьбе жителей города Корелы против шведских захватчиков.

Так народное движение России спасло страну от врага, спасло русскую государственность. В пору безвременья проявились лучшие черты русского народа – его стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.

У. Народ России празднует День народного единства не только как годовщину освобождения Москвы от поляков, но и как свой заслуженный праздник. Ведь мы тоже пережили времена Смуты, современная Россия тоже находилась на грани распада и хаоса, но выстояла, потому что «велика Россия, но сила ее в единстве». А сейчас новая угроза человечеству – террористы. Вспомните хотя бы трагедию в Беслане, где погибли безвинные дети, взрослые. Цель террористов – разобщить народ, запугать, посеять вражду, смуту, нарушить единство. Но и в наши дни народ горячо любит свою Родину и готов постоять за нее. Помните и вы: вместе нам надо держаться, помогать друг другу, быть терпимыми, толерантными, уважать чужие интересы, уметь прощать, забывать обиды. В заключение давайте крепко возьмемся за руки и дружно все вместе произнесем речевку:

Главное – вместе!

Главное – дружно!

Главное – с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушных в жизни не нужно!

Злобу, обиду из школы гони!

Запомните это чувство удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков! Всего вам доброго!

Князья

бояре

купцы

воевода

мещане

представители духовенства

ремесленники

крестьяне

рабовладельцы

ружье

сабля

шестопер

кистень

боевой топор

палица

винтовка