Технология сказкотерапия в доу. Сказкотерапия как эффективная педагогическая технология


Разделы: Работа с дошкольниками

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Мы в популярной форме рассказываем о том, какие виды сказок существуют, каким образом их можно использовать в процессе педагогической и воспитательной работы.

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Те из нас, кто незаинтерисован классическими вариантами сказочных историй, смотрят боевики, фильмы ужасов, читают детективы, любовные романы. Но что это, если не современные сказки?

Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся за праздничным столом, смотрим шоу по телевизору.

Обмен историями, как и обмен, жизненным опытом, естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому мы считаем сказкотерапию - естественной формой общения и передачи опыта, органичной системой воспитания новых поколений.

На своих занятиях по сказкотерапии мы исследуем сказочные образы, стараемся раскрыть секреты сказкосложения. Эти рекомендации, советы будут полезны и тем, кто предпочитает работать с готовым материалом, и тем, кто любит сочинять сказки сам. Пусть Сказка, живущая внутри Вас, развернет перед вами сокровища Вашей души.

Что же такое сказкотерапия? Это - лечение сказками. Знания испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. И именно сегодня, в конце тысячелетия к нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах.

Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Некоторые думают, что сказкотерапия – это “детский” метод. В том смысле, что он адресован живому творческому созидательному открытому “детскому началу” в человеке. “Детский” в том смысле, что он ограничен по возрасту. Сказка – это “слоеный пирог”. В каждом слое свой смысл. Когда мы читаем сказку, следим за увлекательным сюжетом, наше бессознательное уже “обнюхивает” “слоеный пирог смыслов” и выбирает самый “вкусный” для себя, который может дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет “вечной молодости” сказок – в любом возрасте можно открыть сокровенное и волнующее.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Действительно, когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном символический “банк жизненных ситуаций”. В процессе работы мы обращаемся как к жизненному опыту ребенка. Так и к его сказочному “банку жизненных ситуаций”. Часто это позволяет найти нужное решение. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать “сказочные уроки”, отвечать на вопрос: “Чему же нас с тобой учит сказка?”, соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего “банка жизненных ситуаций”.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Хочется верить, что многие родители, педагоги не просто читают детям сказки, но и совместно размышляют над ними.

Сказкотерапия – это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций. В волшебныхсказках на главного героя “сыпется” много испытаний. В результате всех приключений и злоключений ребенок отвечает на вопрос: “Он становится крепче”. Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Для многих сказки связаны с волшебством. А что такое волшебство? Этот вопрос задавал себе Парацельс. волшебный мир, это невидимый духовный аналог видимой Природы. Населенный сонмами любопытных существ, называемых природными духами. Это, духи земли – гномы, духи воды – ундины, духи огня – саламандры, духи воздуха – сильфы. Духи на самом деле являются живыми созданиями. Идея живой природы дает нам богатый инструмент для развития личности. Если мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом дереве, кусте, цветке, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы? Мир растений создан для любящего человека. Растения с удовольствием отдают ему свои плоды, а невидимые эльфы могут перелететь в другое растение. Если ребенок будет знать, что в каждом ручейке, озере. Реке живет своя ундина, захочется ему загрязнять воду? Ведь в грязной воде не могут жить духи и она станет мертвой. Если ребенок будет знать. Что даже в маленьком огоньке живет саламандра, захочется ему играть со спичками, безумно разбрасывая испуганных саламандр по дому? Если ребенок будет знать. Что в воздухе живут маленькие сильфы и сильфиды, приносящие хорошие сны и улыбки, неужели он станет в будущем загрязнять воздух удушливыми газами? Сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания ребенка

Но волшебство связано не только с обитателями волшебного мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новыми возможностями. Оно невидимо глазом, но ощутимо сердцем.

Волшебство – это еще и превращения. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны…

Сказкотерапией люди занимались всегда, но называли это иначе.

Этапы в сказкотерапии:

1 этап: устное народное творчество (длится до 11 – 14 лет), в этот период накапливается доверие к миру и веры в свои силы.

2 этап: собирание и исследование сказок и мифов. (К.-Г Юнгана, М.Л. фон Франц, Б. Беттельхейма...), ребенок самостоятельно принимает решения.

3 этап: психотехнический. (“Сочини сказку”), ребенок ищет свое место в жизни: “я такой, какой я есть”, “я совершаю свой жизненный путь, который я для себя выбрал”, “я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной”.

4 этап: интегративный. (комплексная концепция), ребенок борется со злом. Оказывается в роли сказочного героя.

Виды сказок:

  1. Дидактические (в форме учебного задания)
  2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.
  3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
  4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
  5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки)
  • народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
  • сказки о животных;
  • бытовые сказки;
  • страшные сказки;
  • волшебные сказки.

В сказке всегда Добро побеждает Зло! Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

В сказкотерапевтическом процессе сегодня используется пять видов сказок. Которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются под различными “соусами”: анализ, рассказывание, сочинение, переписывание, кукло-терапия, имидж-терапия, рисование, психодинамические медитации, постановка сказок в песочнице ….

Сказкотерапия – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира. Осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особой сказки… Процесс познания а наиболее созвучной нашей Душе образной форме.

Сказка несет в себе культуру, а также мировоззрение своего народа.

Африканские сказки не похожи на русские или французские, восточные сказки отличаются от европейских. Через сказки разных народов ребенок имеет возможность познать жизнь и взгляд на Мир в разных уголках Земли. Причем, в сказках обычно передается самое сокровенное и характерное для нации. Поэтому ребенок может проникнуть во внутренний мир человека, живущего в другой части света. Это, в свою очередь, может помочь ребенку научиться понимать людей, живущих в других странах.

Северные сказки можно разделить на три вида:

  1. Сказки о природе; животных, растениях, явлениях;
  2. Волшебные и фантастические сказки;
  3. Бытовые сказки.

Сказки о животных обычно невелики, но содержательны, составляют какой-либо один эпизод или приключение. Героями являются животные, которых фантазия народа наделила разумом, даром речи и поступками, сходными с человеческими. Сказки о животных являются духовным наследием северных народов, которое досталось от прошлых эпох. Очень распространены так называемые этологические сказки, в которых древние люди старались объяснить происхождение и особенности того или иного животного, например, отчего птицы летают по воздуху, имеют различное по окраске оперение.

Этологические сказки родственны легендам о причинах природных явлений. В волшебных сказках элементы фантастики преобладают над реальным изображением жизни, в них наряду с людьми участвуют чудесные помощники и волшебные предметы, происходят необычные события в фантастической обстановке. Фантастические образы и события были обусловлены бытом, традицией, наукой, особенностями художественного мышления народа.

Бытовые сказки – им характерен переход от волшебства к быту. Часто в них реалистические элементы подаются в виде приключения. В группу бытовых сказок можно включить сказки с реально-бытовым, авантюрным, сатирическим содержанием.

У северных якутов широким распространением и любовью пользуются сказки о взаимоотношениях бедняков и богачей, о взаимоотношении человека с природой.

Особенности сказки:

  1. Значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения;
  2. Четкая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью;
  3. Схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.
  4. Активное развитие действия, выражающееся в быстром переходе от одного момента к другому и к развязке; усвоить определенную терминологию.

Сказки других народов – это замечательное средство для того, чтобы ребенок мог постигнуть внутренний мир и образ мысли человека из другой страны. Все сказки делятся на коллективные (народные) и индивидуальные (авторские).

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами…

Чем старше становится ребенок. Тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.

Примерно в 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. А в подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки. Сказки-страшилки и сказки про нечисть могут быть полезны при работе над детскими страхами.

Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их рассказывать. Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, но рассказывание сказок как направление сказкотерапии имеет свои особенности и формы. Сказки могут рассказывать и дети.

Употребление стереотипных выражений, помогающих ребенку

  1. Рассказывание новой или известной сказки от 3-го лица. Рассказывает взрослый. В этом случае важны авторские умения и навыки. Рассказывая сказку, важно перед своим мысленным взором выстроить образный ряд повествования. “Вжиться” в героев сказки и передать их интонации; вовремя делать паузы и смысловые акценты.
  2. Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является группа детей (или взрослых, или подростков).
  3. Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Если рассказывание проводится в детской группе, ведущий может участвовать в рассказывании.
  4. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение, причем последний рассказчик должен закончить сказку.
  5. Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу, а следующий участник группы присоединяется к сказочной фразе одну или две.
  6. Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки. Участники группы выбирают сказку, которую они собираются рассказывать, и распределяют персонажи сказки между собой.

Слушая или читая сказку, ребенок или взрослый проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказки с помощью кукол в психологических целях. “Оживляя” куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным

Воспитатель должен научить детей видеть и понимать другого человека, переживать с ним его чувства. Учить ребенка контролировать свои эмоции и чувства.

“Применение саказкотерапии в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста”

Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Особенностями формирующейся личности неразрывно связаны с направленностью мотивационной сферы, ценностными ориентациями, отношениями к предмету и социальному миру. Интерес к проблеме эмоционального развития ребенка в дошкольные годы наблюдается в настоящее время во всем мире.

Подчеркивая значимость эмоциональных факторов в онтогенезе, Л.С.Выготский писал, что "жизненный путь личности - это история ее переживаний". Эмоциональный опыт современного ребенка, т.е. опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного эмоционального детского опыта - доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству - обеспечивает основу для позитивной самореализации, растущей личности.

Создавая условия для развития конструктивного эмоционального развития ребенка в детском саду и в семье в период дошкольного детства, мы обеспечиваем основы для жизненной созидательной стратегии личности. В образовательном процессе детского сада должны быть созданы условия для активного освоения дошкольниками важнейших компонентов социального опыта: аксеологического (ценностного), познавательного, коммуникативного и поведенческо-деятельностного. Эти компоненты выражают ориентацию дошкольника в общечеловеческих ценностях добра, справедливости, красоты, в ценностях своей семьи и детского сообщества. Окрашенные положительными чувствами ценности принимаются ребенком личностно и становятся частью его побудительных мотивов поведения и взаимодействия с другими, основой для самооценки и чувства самоуважения.

Разнообразие эмоций и чувств, переживаемых дошкольником (интеллектуальных, моральных, эстетических) в процессе освоения социального опыта под руководством воспитателя должны обеспечить формирование общей гуманистической направленности поведения, основанном на признании самоценности каждой жизни и признания права каждого субъекта на позитивное самовыражение.

Эмоции определяют эффективность обучения , принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления. Один и тот же ребенок способен проявить себя по - разному в разных ситуациях. Поведение ребенка зависит от множества факторов.

Исследованием эмоций занимались Г.А. Фортунатов, П.К. Анохин, П.В. Симонов, Г.Х. Шингаров, Ф.В. Бассин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович.

Проблемы состоят в том: в связи с кризисными ситуациями в современном обществе у людей возникают экономические потребности. Удовлетворение этой потребности порождает особый стиль жизни. Часто можно встретить агрессивных, тревожных, но в тоже время замкнутых, с детьми низкой самооценкой. Гнев, злоба, месть разрушают общество. Однако подобный стиль жизни и взаимоотношений несообразен внутренней природе человека и поэтому приводит чаще всего эмоциональной нестабильности, "разбалансировки" чувств, стрессу. Неудача, потеря, разочарование либо озлобляет человека, либо заставляют задуматься о том, чему раньше уделялось незначительное внимание.

Одним из новых метод в современной практической психологии является метод сказкотерапии. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич – Евстегнеева и т.д.

Анализ результатов деятельности ДОУ показал, что, не смотря на признание большинства педагогов и психологов значимости данной проблемы, существующий уровень организации работы по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста является недопустимым.

Актуальность темы в том, что, сформировалось и закрепилось противоречие между новыми социально-педагогическими условиями: между осознанием и признанием большинства ученых-теоретиков и педагогов-практиков; духовно-нравственное обнищание населения; агрессивное поведение молодежи; преобладающее негативное эмоциональное состояние у большинства людей и отсутствие четких ориентиров по решению данной проблемы; практика и теория воспитания детей; наблюдение игнорирования родителями чтения рассказов, сказок, домашнего чтения, просмотра детских передач и фильмов, посвященных духовно-нравственной проблеме.

Отмеченные противоречия позволили сформировать проблему нашего исследования. Это и предопределило выбор темы данной работы: “Применение сказкотерапии в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста”.

Объект исследования: процесс эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: сказкотерапия как метод эмоционального развития дошкольников

Цель исследования: о боснование и экспериментальное подтверждение сказкотерапии как метода эмоционального развития дошкольников.

Гипотеза: эмоциональное развитие детей дошкольного возраста будет более успешным при выполнении следующих условий:

  • развитие представления об эмоциях в эмоциональном состоянии детей старшего дошкольного возраста;
  • использование сказкотерапии как метода эмоционального развития детей дошкольного возраста;
  • накопление эмоционального опыта и его осмысление детьми дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу, представляющую собой теоретическую основу процесса эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Экспериментально подтвердить сказкотерапию как метод эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Разработать показатели уровня эмоционального развития детей дошкольного возраста и методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей по эмоциональному развитию детей.

Методологическая основа нашего исследования состоит: психические и педагогические процессы, раскрывающие общенаучную категорию “эмоционального развития”, как отражение взаимосвязи человека и общества.

В исследовании использовали комплекс научных идей, позволивших осуществить когнитивный синтез теоретических положений, раскрывающих изучаемую проблему.

Методы исследования: теоретические и эмпирические. К теоретическим методам относятся: анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования. К эмпирическим: беседы с детьми и родителями, анкетирование родителей, диагностика, тестирование, экспериментирование, индивидуальная работа, наблюдения.

Практическая значимость: разработанные методические рекомендации по эмоциональному развитию отзывчивости детей посредством сказкотерапии, составление диагностических методик по выявлению и изучению эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Базой исследования является детский сад “Белочка ” г. Ленск, Ленского улуса.

«Здоровьесберегающие технологии» – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направлены на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика);

2. Технологии обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых – день здоровья, физкультурный праздник, точечный массаж);

3. Технологии коррекционные (артикуляционная гимнастика, психогимнастика, цветотерапия, фонетическая ритмика, сказкотерапия).

Один из видов здоровьесберегающих коррекционных технологий являетсясказкотерапия , которая является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающиеся. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребёнка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.

Выделяют несколько функций сказок:

1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.

2. Концепция сказкотерапии основана на идеи ценности метофоры как носителя информации: – о жизненно важных явлениях;

– о жизненных ценностях;

– о постановке целей;

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

– как устроен этот мир, кто его создал;

– что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

– какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ним справляться;

– как приобретать и ценить дружбу и любовь;

– как прощать.

Рассмотрим типологию сказок, которую предлагает Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстегнеева:

1. Художественные сказки. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.

2. Народные сказки. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:

– Сказки о животных, взаимоотношения людей и животных;

– Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. В этих сказках рассказывается о маленьких семейных хитростях.

– Сказки о преобразовании. Например, сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок».

– Страшные сказки. Сказки про нечистую силу. Также сказки – страшилки. Многократно моделируя и переживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Рассказывание страшилок детям семи лет, необходимо учитывать что конец должен быть обязательно неожиданным и смешным.

– Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6-7 лет.

3. Авторские художественные сказки. Чтобы помочь детям осознавать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ними авторскую сказку. В работе с особенными детьми подойдет авторская сказка Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка».

4. Дидактические сказки создаются для подачи учебного материала. Так например, на непосредственно-образовательной деятельности детей можно обучать записывать математические примеры в виде дидактических сказок.

5. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Психокоррекционную сказку можно просто почитать ребёнку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребёнок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть её с помощью кукол, рисунков, песочницы.

6. Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Такие сказки, не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

Основные методы, используемые в сказкотерапии:

– Рассказывание сказки.

– Рисование сказки.

– Сказкотерапевтическая диагностика.

– Сочинение сказки.

– Изготовление кукол.

– Постановка сказки.

Для того чтобы сказка или история обрела силу или оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил её создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но не в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребёнок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности: Жили-были. Начало сказки, встреча с её героями. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Примерно с 5-6 лет ребёнок предпочитает волшебные сказки.

В своей работе с детьми мы используем элементы сказкотерапии, учитывая их возрастные особенности. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов. Педагогам в своей работе с дошкольниками необходимо использовать сказкотерапию, потому что даже те дети которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» – нормы и правила поведения

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас может научиться сочинять сказку для детей дошкольного возраста, которая поможет раннему развитию ребёнка, снимет стресс у малыша, а также поможет наладить контакт: мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.

В.А. Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей, зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

» ГДОУ № 29 Василеостровского р-на СПб

Сказкотерапия в детском саду: из опыта работы психолога

Обычное утро рабочего дня. Взрослые спешат на работу, дошкольники собираются в детский сад. Голос мамы: «Поспешим, сынок! Сегодня у тебя Сказка!». Бежит ребёнок в детский сад, как в сказку. Сегодня он встретится с доброй Феей, с неизвестными или уже знакомыми сказочными героями, ощутит прилив волшебной силы, почувствует себя героем, волшебником. Ребёнок знает, что Фея-сказочница обязательно услышит его просьбу, поддержит, если грустно, поможет разрешить трудную жизненную ситуацию. Сказочный герой предложит новое интересное задание, с которым ребёнок обязательно справится, и будет чувствовать себя успешным.

Группа из 6 детей во главе с воспитателем движется по коридору детского сада. На лицах интерес, ожидание чуда, радость. Но необходимо терпение, сдержанность, чтобы не спугнуть Сказку: Она не любит суеты и шума. Впереди важная Встреча: с Феей Сказок, со сказочным героем, с самим собой. Эта встреча произойдет в Волшебной комнате (кабинете психолога и волшебной Феи в одном лице). У воспитателя «сказочной» группы сегодня тоже день особенный. Она встретится с детьми в сказочной роли: Заюшки-Лапушки или Дюймовочки, Принцессы на горошине или Русалочки, Нильса или Незнайки и др. А бывает, что в Сказке чудесные «превращения» происходят неоднократно. Случаются особенные дни, когда в Сказку могут отправиться и родители. Они получают письменное приглашение от Феи Сказок, где указан день и час встречи со Сказкой.


Работа со сказкой является одним из продуктивных и разработанных методов в детской психотерапии. Сказку используют в своей работе многие психологи, работающие с детьми. Метод сказкотерапии, использует сказочную форму для развития и воспитания ребёнка. «Привлекательность метода заключается в том, что, погружая ребёнка в сказочную ситуацию, психолог и педагог легко могут заинтересовать ребёнка решением разного рода задач, способствующих его когнитивному развитию. Сказка позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, ребёнок эмоционально готов к восприятию нового: сосредоточен, вовлечён, заинтересован» .

Метафоричность сказочного языка позволяет зашифровать ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни ребёнок. Отсутствие в Сказке дидактики и нравоучений позволяет ребёнку самому анализировать ситуации, в которые попадают герои. На примере судеб сказочных героев он может проследить последствия того или иного жизненного выбора и получить новый опыт взаимодействия с окружающим миром.

«В сказочной стране возможно все. Поэтому главный ресурс, который забирает с собой человек из волшебного путешествия – это осознание собственных возможностей, которыми необходимо научиться пользоваться» .

Своеобразие опыта, полученного нами несколько лет назад при работе в одном из детских садов, заключается, прежде всего, в том, что в процесс игры оказываются вовлечены не только дети и психолог, но и родители, воспитатели. Все они начинают жить по законам сказочного мира, и это позволяет им лучше узнать, почувствовать друг друга. Ребенок, принимая правила игры, ощущает себя полноправным участником сказочного действа, и взрослые, выступающие в необычной для себя роли, становятся для него ближе, интереснее. Между всеми участниками игры возникают все более доверительные, теплые взаимоотношения – этому способствует совместная деятельность, приносящая радость, удовольствие, чувство удовлетворения. Каждый человек, как ребенок, так и взрослый, ощущает себя значимым, важным участником процесса сотворчества. В связи с этим в детском саду создается уникальное психологически безопасное пространство, способствующее гармоничному развитию ребенка и раскрытию новых возможностей взрослого.


Реализация программы «Путешествие в сказочную страну» возможна с согласия и благодаря заинтересованности родителей. Психолог на предварительной встрече с родителями в начале учебного года даёт полную информацию о программе: о её целях и задачах, об организации работы с детьми. Программа ориентирована на разнообразные лексические темы, которые должны освоить дети того или иного возраста, например «Дары Осени» или «В ожидании Весны», «Мир диких животных» или «Мир насекомых» и т. п. Каждая тема должна быть представлена в сказочной форме.

Корректировка сказочной программы осуществляется совместно с воспитателями в соответствии с актуальными проблемами развития и воспитания детей. Совместная с воспитателями работа позволяет психологу быть в курсе всего, чем живёт группа. Происходит обмен информацией: воспитатель рассказывает о развивающих и познавательных задачах, реализуемых в группе, даёт характеристики детям, описывает в своём рассказе их поведенческие реакции, психолог же анализирует свои наблюдения за ребенком, выделяет актуальные проблемные зоны в его развитии, настраивает воспитателя на поиск причин нежелательных или неадекватных детских реакций, помогает приблизиться к пониманию потребностей детей. При условии заинтересованности воспитателя в совместной работе с психологом оба получают удовольствие от нового качества общения, взаимно обогащают друг друга, чувствуют большой интерес и испытывают приятное волнение от ожидания встречи с детьми в Сказке. Затем рождается сценарий сказки, в которой есть и встреча и расставание, переживание новой истории, погружение в неё, осознание нового опыта, достижение успеха в решении интеллектуальных задач.

В Сказке дети знакомятся с историей, в которой метафорическим языком говорится о ситуации или проблеме, которую переживает тот или иной ребёнок. «Проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребёнок во многом формирует для себя «картину мира» и в зависимости от этого будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом» .Так, например, Вика, 5 лет, в группе проявляла себя агрессивно, в общении с детьми отличалась конфликтным поведением. Участвуя в сюжетных играх, отождествляла себя с персонажами мужского рода . В общении со взрослыми была непослушна, негативно настроена. В Сказке она получила возможность говорить о своих чувствах в метафорической форме. Оказалось, что за маской девочки-воина - ранимая, хрупкая, нежная, жаждущая понимания и принятия, одинокая, беззащитная девочка. Понимание эмоционального состояния девочки повлияло на отношение воспитателей к ней. Изменился стиль общения с ребёнком. Воспитатели стали обращать внимание других детей на привлекательные стороны характера Вики. Изменилось поведение Вики в группе, она стала более покладистой и миролюбивой. На развивающих занятиях была активна, хотя не всегда внимательна. По окончании детского сада Вика поступила в подготовительный класс хореографического училища. Другой воспитанник детского сада Антон, 5 лет, ранее не посещал дошкольное учреждение и поступил в старшую группу. В группе он был неактивен, нерешителен, зависим, несамостоятелен, тревожен, от изобразительной деятельности отказывался, в играх с детьми не участвовал. В Сказке же Антон участвовал с интересом и удовольствием, вёл себя активно, проявлял изобретательность. В сказочном путешествии на корабле стал смелым и находчивым капитаном. Первые рисунки Антона были очень мелкими, изображённые предметы с трудом угадывались. В конце учебного года от беспокойства, неуверенности и тревоги не осталось и следа, и рисунки стали яркими, фигуры более крупными.


Из отзывов воспитателей:

«…Мы путешествовали в сказке на воздушном шаре , на парусном фрегате, встречались с грозным динозавром и т. д. Радости и активности детей не было предела. Дети могли перевоплощаться в любимого сказочного персонажа, свободно рассказывать о своих чувствах, высказывать самые сокровенные желания. Они научились отражать свои впечатления и чувства в рисунках, используя разные средства художественной выразительности, передавать в движении, мимикой и жестами свои эмоции. Каждый ребёнок оказывался в центре внимания, другие дети слушали его, задавали вопросы и с интересом ожидали его ответов».

«…Значительно повысились творческие речевые способности детей. Дети научились строить речевые высказывания, используя яркие образные слова, словосочетания. Повысился интерес и любовь детей к сказкам, художественному слову. Дети стали активны в играх-драматизациях, увлеклись постановкой спектаклей для малышей и своих родителей. Возросла творческая активность детей в повседневной жизни: каждый ребёнок нашей группы нашёл путь к самовыражению».

«…Эти занятия помогли нам, воспитателям, понять внутренний мир ребёнка, открыть для себя новые замечательные качества каждого, понять его тревоги и печали, раскрыть его индивидуальность. В наших детях заложен огромный творческий потенциал, и именно эти занятия помогли нам раскрыть его в каждом ребёнке. Я бы очень хотела продолжить совместную работу с психологом, так как понимаю огромную важность и значимость этого для наших детей и для себя лично».

Из отзывов родителей:

«…Очень неожиданно, ярко, сказочно и красиво. Ощущение, что ты попал в сказку и хочешь там остаться. И в то же время дети играют и познают мир».

«Перешагнув порог, мы оказались не в комнате, не в учебном классе, а в настоящей сказке. Сказочными были декорации, костюмы педагогов и сама атмосфера. А уж восторженные личики детишек о многом говорят…

Я, взрослый человек, и то была зачарована действием, в котором участвовали все. Дома Светланка с восторгом рассказывает о каждом сказочном занятии…»

«Посетив открытое занятие, я получила массу впечатлений. Мне очень понравились интерьер комнаты, костюмы Феи и Дюймовочки, Волшебные шляпы – всё это создавало по-настоящему сказочную атмосферу. Играя Сказку, дети закрепили знания о цветах, полученные ранее. Выполняя задания Дюймовочки, проявляли смекалку, размышляли логически. Видно было, как заинтересованы дети, а это главное условие успешных занятий!»

В процессе реализации программы пересекаются или переплетаются все направления деятельности психолога : психопрофилактическое, психокоррекционное, развивающее, консультативное. Основной метод диагностики детей для определения эффективности психологической работы ‑ наблюдение за изменениями в поведении ребёнка и фиксация изменений. Для педагогов, участвующих в программе – самоанализ, осознание изменений, произошедших с ними, в понимании детей, их поведенческих реакций, их индивидуальных особенностей.

Важна роль администрации дошкольного учреждения: благодаря её заинтересованности и помощи Сказка может «жить» в детском саду, поскольку необходимо помещение, костюмы, ткани для декораций и прочие «волшебные» вещи, с помощью которых будет создаваться сказочная атмосфера; нужна звукозаписывающая и звуковоспроизводящая, дистанционно управляемая музыкальная техника и др. Всё это требует материальных вложений. Также необходима организация дополнительной оплаты педагогов - участников программы, с учётом дополнительных временных затрат.

Программа «Путешествие в Сказку» разрабатывалась и внедрялась на базе одного из детских садов Приморского района Санкт-Петербурга в течение шести лет. Большой интерес к участию в программе проявляли воспитатели. Сначала осторожно и робко исполняли роли, а, в дальнейшем с удовольствием и творчески, т. о. обеспечивалась мотивация профессионального роста и повышения психологической грамотности педагогов дошкольного воспитания. Дети, участвовавшие в программе, начиная с младшего возраста, с интересом также участвовали и в других развивающих программах, реализуемых в детском саду, а в старшем возрасте были мотивационно готовы к школьной учебно-познавательной деятельности .

Список литературы:

1. «Жила-была девочка, похожая на тебя» - М.,1997

2. Зинкевич- «Формы и методы работы со сказками» – СПб,2011

3. Зинкевич- «Тренинг по сказкотерапии», «РЕЧЬ» - СПб,2000

4. Зинкевич- «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии» - СПб,1998

5. -Л. «Психология сказки» - СПб,1998

Сказкатерапия – один из видов здоровосберегающих технологий

Наше будущее – это наши дети. В наш интенсивный информационный век проблема здоровья – это проблема номер один. По словам классика «Здоровье – это не все, но без здоровья все – не ничто!» Перед школой стоит высшая задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьесбережению.

На современном этапе образование предъявляет к учащимся достаточно высокие требования. Школьникам необходимо переработать и сохранить в памяти огромное количество информации. Ни для кого не секрет, что для её осмысления, главным образом, нагружается левое логическое полушарие, отвечающие за логику, рациональность, принятие правильных решений. Именно оно учит нас думать, анализировать, делать выводы.

Очень часто оно работает на пределе возможностей. Информационная плотность урока настолько высока, что школьникам просто не остается времени на то, чтобы порадоваться своим успехам и успехам товарищей, посочувствовать друг другу, восхититься новым открытием. Кроме того, информационная перегрузка создает опасность для возникновения у школьников эмоционально-личностных проблем. Даже успешные, высоко мотивированные ученики с хорошим уровнем интеллектуального развития испытывают тревогу, могут иметь заниженную самооценку. Излишняя напряженность трансформируется в физическую и вербальную агрессию. Это может породить негативное отношение к учебной деятельности. Нестабильное эмоциональное состояние сказывается и на физическом состоянии ребенка: снижается его работоспособность, ослабевает активность, повышается утомляемость. Данные факты говорят о том, что в ходе УВП создаётся противоречие между необходимостью осваивать учениками большой объем учебной информации и при этом сохранить физическое и психическое здоровье. Поэтому возникает необходимость активно и эффективно использовать в УВП здоровьесберегающие технологии. Сказкотерапия помогает решить данную проблему.

С казкотерапия

Сказка – любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. Огромные возможности для душевного здоровья младших школьников имеет музыкальная сказка или сказка в музыке (М. Коваль - детская опера «Волк и семеро козлят»; С. Прокофьев - балет «Золушка», симфоническая сказка «Петя и волк»; П. Чайковский - балеты «Щелкунчик» и «Спящая красавица» и др.).

сказкотерапия синтезирует многие достижения педагогики и психологии и является хорошим ресурсом обучения и развития.

Использование сказкотерапии создаёт условия для гармоничного развития всех участников УВП, их здоровьесбережения и здоровьеразвития.

Цель сказкотерапии – решение терапевтических, коррекционных, развивающих, дидактических и релаксационных задач без назидания, путем естественного принятия. Следовательно, сказка – важное, значимое средство здоровьесберегающего урока.

Сказка предполагает погружение в особую сказочную обстановку, в которой может проявиться нечто нереализованное. В ней материализуются мечты, появляется чувство защищенности, спокойствия.

Сказка, с одной стороны, связана с волшебством, а, значит, с творчеством, с созиданием, с другой стороны - она заставляет задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. Сказка активизирует и эмоциональные, и когнитивные процессы. Она одновременно учит ребенка осуществлять логические операции и мыслить образами. Таким образом, сказка помогает формировать у учеников целостное мышление.

В сказках часто используются волшебные предметы и помощники, оберегающие героев, придающие уверенность в собственных силах. В сказках добро всегда побеждает зло.

В сказке герои обычно распределяют обязанности между собой. Каждый берет на себя то, что ему удается делать лучше всех. Данный пример – хорошее средство воспитания и обучения.

Сказкотерапия помогает поверить в то, что волшебство может происходить у каждого в душе, улучшая одновременно и внутренний мир человека, и мир вокруг, следовательно, сказка имеет возможность вывести человека на высшие ценности и помочь осознать их.

разнообразную сказкотерапевтическую работу.

1. Анализ сказки. Он направлен на осознание, интерпретацию того, что находится за любой сказочной ситуацией, сюжетом и за поведением героя. Основная задача учителя - так спроектировать вопросы, чтобы они подталкивали учеников к осмыслению, размышлению, а не фиксировали результат вспоминания информации.

2. Рассказывание сказки. Рассказывание может быть индивидуальным или предлагаться группе детей. При этом вспомнить и рассказать сказку можно от имени любого героя.

3. Переписывание сказки или ее дописывание. В сказку могут быть введены другие герои, которые способны изменить ее ход. Учащиеся выбирают тот вариант разрешения сказки, который соответствует их внутреннему состоянию.

4. Сочинение сказки. Для усвоения учебной информации учащиеся индивидуально или совместно составляют тематические сказки (по плану учителя, по теме урока или по самостоятельному выбору), для решения проблемных ситуаций, возникающих в классном коллективе могут составляться личностные сказки с использованием метафор. Так же используются сказки, составленные педагогами или совместные детско-взрослые сказки (учитель-ребенок, психолог-ребенок, родитель-ребенок).

5. Проигрывание эпизодов сказки. Можно предложить детям сделать постановку сказки, можно проиграть ее с помощью кукол или показать отдельные эпизоды с помощью пантомимы. Данная деятельность дает ученикам возможность прочувствовать эмоционально значимые ситуации, а так же способствует творческому перевоплощению школьников.

6. Использование сказки как метафоры. Метафоры способствуют возникновению у детей своих, особенных образов, которые «пробуждают» их мышление, вызывают появление «цепочек» ассоциаций, которые впоследствии обсуждаются и анализируются.

7. Рисование по мотивам сказки. Рисование дает возможность целостного восприятия информации, материализует мысли и эмоции.

марина корецкая
Сказкотерапия как здоровьесберегающая педагогическая технология

2. Основная часть.

2.2. Понятие метода сказкотерапии .

Сказкотерапия относится к здоровьесберегающей педагогической технологии , включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающая педагогическая технология подразделяется на :

- Технологию сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнасика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика ).

- Технологию обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых (физкультурный досуг, точечный массаж) .

- Технологию коррекционную (артикуляционная гимнастика, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия, арттерапия, сказкотерапия ).

Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей , который позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё.

Сказкотерапия – это лечение сказкой , при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки Есть несколько видов «лечебных» сказок :

Народные сказки , которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность. Это «Колобок» , «Волк и семеро козлят» , «Курочка Ряба» , «Гуси-лебеди» , «Репка» , «Маша и медведь» .

Развивающие и обучающие сказки , позволяют накапливать опыт об окружающем мире, правилах поведения.

Народные художественные сказки , способствуют воспитанию нравственных чувств : взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.

Медитативные сказки , помогают расслабиться, снять напряжение.

Диагностические сказки , позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает.

Психологические сказки (психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника и психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка) способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.

Следовательно, сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с проблемами речи. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере .

Функции сказок :

диагностическая (выявление существующей проблемы ребенка) ;

прогностическая (выявление ранних детских переживаний) ;

терапевтическая (коррекционная) (ребенку предлагается положительный пример поведения) .

. Сказка – любимый детьми жанр, понятный и доступный их пониманию, - это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций.

Использование сказкотерапии в обучении дошкольников развивает множество различных психических и речевых процессов.

Я же в свою очередь решила использовать метод сказкотерапии именно для развития связной речи у детей с ОНР, так как нарушение связной речи является одной из причин затруднения в обучении, что выявлено логопедической практикой.

2.3. Практическое применение сказкотерапии .

Свою работу через погружение в сказку я начала с создания предметно-развивающей среды. Это разнообразные уголки развития детей, атрибуты для проведения образовательной деятельности и организации досуга : музыкальный уголок, уголок сказок , театральный уголок.

Связная речь - наиболее сложный раздел в работе с детьми. Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. Педагогический процесс по развитию связной речи детей компенсирующей группы средствами сказки осуществлялся через организацию совместной деятельности (занятия, образовательную деятельность в режимных моментах) и организацию самостоятельной деятельности воспитанников. Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму : слушаем, рассказываем , проживаем и сочиняем сказку .

В работе с воспитанниками я использую разнообразные методы и приёмы

1. Игровые : игры-драматизации, режиссёрские игры, сюжетные, подвижные игры, дидактические игры, игровые проблемные ситуации.

2. Словесные : беседа, художественное слово, вопросы, составление сказок по картинам и иллюстрациям, словотворчество.

3. Наглядные : иллюстрации и картины, мультимедийные презентации, видеофильмы, наблюдения, игровые персонажи.

4. Практические : моделирование сказок .

В своей работе я придерживаюсь принципам :

От простого к сложному;

Доступность сказок возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка;

Доброжелательность, заинтересованность;

Системность игр и занятий;

Введение проблемных ситуаций;

Поощрение.

Занятия провожу с подгруппой детей. С первых дней пребывания детей в нашей группе я вводила игры-занятия, они помогают адаптироваться ребенку к условиям ДОУ, установить доверительные отношения между ребенком и взрослым, и помогают выявить особенности развития каждого ребенка, его интересы и стремления.

Занятия по развитию связной речи с использованием приёмов сказкотерапии мною проводятся один раз в неделю в пятницу пример показан в (прилож. 5) . В течение недели я провожу предварительную работу : рассматриваем иллюстрации, обыгрываем проблемные ситуации с героями сказок , обсуждаем пословицы, поговорки, загадки, которые можно подобрать к сказке . Провожу физ. минутки, подвижные игры с героями сказки , использую мнемотаблицы, мультимедийные презентации. Распределяю один и тот же сюжет или сказку на 4 занятия , постепенно усложняя содержание. Планируя занятие, реализую определенный замысел, я не навязываю его детям, а даю возможность им выражать свои пожелания, эмоции, чувства. Содержания занятий построено на игровой деятельности детей, не требующей от них большого интеллектуального и физического напряжения. Занятия проводятся с использованием музыкально – ритмических игр и релаксационных пауз, поэтому после занятий дети чувствуют себя отдохнувшими, расслабленными и умиротворенными. Работа по развитию связной речи осуществляется во фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности в соответствии с программными требованиями. Дидактическим материалом работы на данном этапе служат различные виды театров : настольный, пальчиковый, бибабо. Также используется фланелеграф. драматизация сказок , мнемотаблицы сказок .

1. Каждое занятие начинается с музыки. Музыка подобрана спокойная, расслабляющая.

2. Если в процессе занятия отмечается, что игра эмоционально захватила детей, то провожу упражнения на релаксацию (произвольное напряжение и расслабление мышц)

3. Если проявляется утомляемость детей, то плавно переключаем внимание детей на другой вид деятельности :

Лепка из пластилина фигурок героев сказки ;

Рисование картинки;

Собирание мозаики по сказке ;

Выкладывание последовательности сказки и рассказывание (по картинкам) .

4. Включаю в занятия различные пантомимические этюды : «Горе» , «Радость» , «Страх» , «Удивление» и т. д. Они учат отражать детей собственные эмоциональные состояния в ритме, движении, мимике. Это приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, к снятию эмоционального напряжения.

5. Динамические паузы (во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей) .

6. Логопедические пятиминутки (упражнения на активизацию лексики) .

7. Пальчиковые упражнения ("гимнастика мозга") по лексическим темам рабочей программы. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

Усталость после выполнения психогимнастических этюдов (пантомимы, игры, упражнения) приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию напряжения.

Центральный момент сказкотерапии – добровольное участие детей. Поэтому особое внимание обращаю на мотивацию (образный текст, частушки, небылицы, рассматривание иллюстраций и др., при этом каждый ребенок ощущает внимательное отношение к себе со стороны воспитателя. В первый период не все дети включались в игру, некоторые наблюдали молча за происходящим, поэтому приходилось дополнительно мотивировать на включение в игру (музыка, сказочный герой и т . д.) .

2.5. Этапы работы со сказкой :

1. Ритуал «вхождения в сказку » .

2. Чтение сказки .

3. Обсуждение сказки .

4. В конце занятия –ритуал «выхода из сказки » .

1 этап работы :

Ритуал вхождения в сказку

Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку .

Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки .

Игра «Волшебный клубочек» ,

Стихотворение «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!» ,

Новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке , под «волшебным ковром» и т. д.

В гости приходит Иван-Царевич (кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят : «Почитайте! Почитайте!

Проходим через «Волшебный обруч» - попадаем в сказку .

2 этап работы :

Чтение сказки

Например, сказка : «Как мышонок стал храбрым» . Далее читаем сказку полностью , без обсуждения – это первый вариант работы.

2-ой вариант : в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.

Вопросы по анализу сказки :

Почему боялся мышонок?

Помог ли ему справиться со страхом зайчик?

Почему не помог?

Как справились со страхом звери?

Чему удивился Крыс?

3 этап работы :

Обсуждение сказки

Вместе с детьми обсуждаем - кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица, а затем зайчик. Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее мы проговариваем, что ощущаем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не измениться. А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее.

4-ий этап работы :

Ритуал выхода из сказки

1-ый вариант : Мелодия для выхода из сказки .

Вариант 2-ой : Дети стоят в кругу и проговаривают : «Мы стоим рука в руке – вместе мы большая лента, можем мы большими быть, можем маленькими стать, но один никто не будет».

Вариант 3-ий : Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Вариант 4-ый : «Мы берем с собой всё самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».

Требования к работе со сказкой :

Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.) . В противном случае можно исказить всю идею .

Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования.

Дозированность – сказкотерапия побуждает к размышлению. Это длительный процесс. Поэтому нельзя «перегружать» детей психотерапевтическими сказками , чтобы они не утратили к ним чувствительность.

Детям всегда нравятся «повторения» . Целенаправленно повторяю игры на словесное комментирование эмоционально-эффективных ситуаций, эпизоды - замещения. В них использую большую часть творческой игры с элементами поиска : покажи героя, угадай по движению, ритму, музыке, придумай окончание.

Опыт моей работы показывает, что с помощью сказок происходит становление ребёнка как личности. Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми компенсирующей группы, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому использование сказки обеспечивает мне комплексный подход в развитии ребёнка. Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы . Немного сказки , немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша .

Народная мудрость гласит : ребёнок - это открытая книга Вселенной, которую взрослым надо научиться читать. Сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку , сочиняя или играя её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов.

2.6. Использование мнемотехники в развитии связной речи детей 5-7 лет.

Так как я в своей работе использую сказкотерапию , то я решила использовать мнемотехнику для обучения детей рассказыванию .

Мнемотехника в переводе с греческого «искусство запоминания» . Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие разных видов памяти : слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, мышления, воображения. Ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием связной речи. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Мнемотехника в детском саду , как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала я детей знакомила с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем усложняла занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения . И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы и именно их я использую в своей работе. Мнемотаблицы сказок представляют собой схематические изображения, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ , сказку или даже стихотворение. На начальном этапе я подбирала сказки из пособия Большева Т. В. Учимся по сказке . Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники ». В качестве дидактического материала оформила мнемотаблицы в соответствии с выбранными сказками (прилож. 6) . Хочу подключить родителей к рисованию схем для наших занятий по сказкотерапии .

Работа с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения детей пересказу коротких сказок . В связи с этим разработала структуру организации коррекционно-развивающего занятия.

Занятия с использованием мнемотаблиц включают в себя :

Предварительное чтение сказки ;

Показ педагогом спектакля по сказке (с использованием пальчикового театра, кукол бибабо, театра на фланелеграфе);

Дидактические игры по теме сказки ;

Рассматривание и обсуждение символов;

Составление мнемодорожек (используются игры «Расположи в правильной последовательности» , «Чего не хватает» ).

Пересказ сказки с опорой на символы (образы) .

Пример занятия с использованием мнемотаблицы сказок показан в (прилож 7) .

Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей . Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Работа по каждой теме проводится в течение четырех занятий, на которых используются различные формы и методы работы, продумывается последовательность заданий, их разнообразие, смена видов деятельности (работа с мнемотаблицей, проведение опытов, дидактических игр, отгадывание загадок, лепка, рисование, аппликация и др.).

Работая в данном направлении, следует придерживаться следующих правил

Проводить 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц – знакомство с одной сказкой .

В течение месяца, пока дети знакомятся с конкретной сказкой , в группе остаются мнемотаблицы и коллажи для индивидуальной работы.

Перед следующим занятием проводить предварительную работу с детьми, рассматривая коллажи и мнемотаблицы по сказке из предыдущих занятий.

После четырех занятий, по окончанию работы над сказкой , мнемотаблицы помещают в книжный уголок.

Привлекать детей к кодировке (придумыванию символов) сказок , стихов, упражнять в разгадывании символов.

Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов :

Вызвать у детей желание пересказывать сказки - как на занятии , так и в повседневной жизни.

Расширить круг знаний об окружающем мире.

Активизировать словарный запас.

Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.

Подводя итог вышесказанного , следует отметить, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций. Следовательно, использование приёмов мнемотехники в работе по развитию речи детей, по нашему мнению, является наиболее актуальным поскольку :

– наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т. к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;

– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;

– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

При использовании мнемотаблиц сказок дети упражняются в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядности; закрепляют умение составлять сказку связно , в логической последовательности, соотносить знаковые символы с образами; активизируют в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку ;

Мнемотехника воспитывает приемы запоминания и припоминания, что в свою очередь способствует развитию психических процессов, коммуникативных навыков, познавательной активности. У детей воспитывается интерес к заучиванию и рассказыванию литературных произведений, таким образом, мнемотехника влияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Применяя для формирования связной речи современные методы обучения и адаптируя их применение на практике к потребностям детей, можно оптимизировать педагогическую деятельность , тем самым повышая уровень социальной адаптации таких детей к окружающей их действительности. Использование мнемотаблиц заметно облегчает детям овладение связной речью, наличие плана-схемы делает рассказы четкими , связными и последовательными.

В начале декабря я провела промежуточную диагностику развития связной речи детей. (прилож. 8) Использование метода сказкотерапии в системе коррекционной работы даёт положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня развития связной речи детей. Данные диагностики показывают, что на начальном этапе обучения в сентябре 2016 году у большинства детей уровень развития связной речи был ниже среднего. А в декабре результат показал то, что у некоторых детей уровни развития связной речи повысились и это говорит об эффективности применения сказкотерапии .

3. Заключение.

О результатах моей работы говорить еще рано, так как учебный год продолжается, и работа не закончилась. Но подводя предварительные итоги я обратила внимание, что дети стали более раскованы, они начинают высказывать свои мысли , словарный запас у них пополняется, дети постепенно начинают активнее проявлять творчество в играх - драматизациях, играх - инсценировках, это позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки , пережить его победы и поражения, счастье и беду. Речь детей становится более связной, интересной для слушателей, дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, что свидетельствует о повышении уровня связной речи. Регулярность проведения сказкотерапии способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка.

Таким образом, на основании вышеприведенных материалов можно сделать следующие выводы : если сказкотерапия даёт положительный результат, пусть даже за такой короткий срок, то её необходимо включать в работу по преодолению нарушений связной речи у дошкольников. Использование сказкотерапии в работе с детьми , имеющими проблемы в развитии речи, просто необходимо, так как такая форма деятельности является новой технологией в психолого- педагогической коррекции детей . Благодаря - сказкотерапии можно дать детям не только знания, умения, навыки, которые необходимы для обучения в школе, но и потребности в общении с окружающими людьми, умение налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении, проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в человеческом обществе. Я считаю, та литература, которую я использовала в своей работе, действительно действенна, она эффективна и даёт положительный результат.

Планы на будущее. Я планирую и в дальнейшем продолжать изучать научную литературу, знакомится с опытами и трудами других авторов по использованию сказкотерапии . Использовать сказкотерапию не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в режимных моментах,включать их в праздники, развлечения. А так же подключать родителей, убедить их в значимости элементов сказкотерапии , показать, какой интерес могут вызвать такие занятия у детей, какую роль они играют в развитии ребёнка. Привлечь родителей для изготовления атрибутов персонажей по русским народным сказкам . а так же создать библиотеку психотерапевтических и психокоррекционных сказок , которые помогали бы детям избавляться от агрессивности, драчливости, от страхов, от боязни темноты, от жадности.