Педсовет на тему «Развитие творческих способностей детей в процессе художественного конструирования. Педагогический совет "развитие интеллектуальных и творческих способностей дощкольников в конструктивной деятельности" Педсовет развитие творческих способн


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ №3.

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

ДАТА

Тема: «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования».

Цель:

Форма проведения: деловая игра

ПОДГОТОВКА К ПЕДСОВЕТУ

Просмотр НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие»

    НОД «Домик-теремок для зверей» I мл.группа № 2;

    НОД «Превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя» (по сказке Андерсена)»старшая группа №11;

    Лего-турнир-старшая группа №12

    В гости к друзьям-подгот группа №14

Подготовка к смотру-конкурсу

Подготовка игр и упражнений по развитию конструктивных умений.

ХОД ПЕДСОВЕТА

I часть – организационная (количество присутствующих и отсутствующих, выполнение решения предыдущего педсовета, повестка дня, регламент).

II часть

1 страница – аналитическая

    Справка тематической проверки

    Отчет по диагностическому обследованию дошкольников.

    Сообщение из опыта работы кружковой деятельности «Оригами»

    Сообщение «Геометрический конструктор »

2 страница – практическая

Деловая игра «Виды,методы и приемы при организации конструирования с детьми в детском саду»

  • Музыкальная пауза

    Кроссворд

    Литературный

    Творческий

III часть – заключительная

    Выставка дидактических игр

    Итоги смотра-конкурса

    Обсуждение проекта решения педсовета

Бочкарева И.В.

Сурова В.А.

Воспитатели

Ход проведения педсовета№3:

1. Организационный момент.

Председатель педагогического совета приветствует всех присутствующих, передает слово секретарю, который доводит до сведения количество присутствующих и отсутствующих.

Колесникова Е.В.:_______________________________________

Заведующий Бочкарёва И В: Добрый день, уважаемые коллеги.

Тема : «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»

Цель: систематизация знаний педагогов о развитии ребенка в конструктивной деятельности.
Форма проведения: деловая игра.
Игра проводится в виде соревнования двух ко­манд.

I часть – заседание педагогического совета

1 страница Информационно-аналитическая часть.

Выполнение решений предыдущего педсовета.

Бочкарёва И В: — Вступительное слово

«Программа воспитания в детском саду» предусматривает всестороннее, гармоническое развитие дошкольников в активной детской деятельности – в игре, посильном труде, в процессе ознакомления с окружающим, в рисовании, в конструировании и др.

Конструирование, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста (они сооружают постройки и играют с ними, делают игрушки и используют их в своих играх) , одновременно обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.п.)

Всё это позволяет рассматривать конструирование как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе.

Сурова В.А.: Конструктивная деятельность входит в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие».

Давайте вспомним, что мы понимаем под конструктивной деятельностью?

Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

А вот что нам говорит «Толковый словарь русского языка»:

«Конструировать - создавать конструкцию чего-нибудь, а также вообще создавать что-нибудь».

Справка тематической проверки (прилагается)

Диагностика по разделу «Конструктивная деятельность» проводилась по более усложненным диагностическим методикам программы «Развития» (средний, старший, подготовительный к школе возраст)

Хочу отметить, что показатели конкретной диагностики являются частью диагностики познавательного развития ребёнка в целом.

Какие выводы были вами сделаны?

    Отчет воспитателей по диагностики

    Геде Л.В.: Сообщение из опыта кружковой работы. «Конструирование из бумаги по типу оригами»

II часть

Сейчас мы разделимся на две творческие группы и каждая команда придумывает свое на­звание и девиз.

Правила игры:

    Уметь слушать других.

    Вырабатывать общее решение вопроса.

    Принимать активное участие в игре.

    Не оспаривать оценку жюри.

    Соблюдать культуру речи и тактичность

Задание 1. «Наше имя»

Команда «Самоделкины»:
Наш девиз:
Вот кирпичик, вот пластинка,
Будет дом ваш как картинка.

Команда «Фиксики»:

Наш девиз:
Руки ловкие у нас,

Мы покажем Лего – класс!

Задание 2. Ромашка

У вас на столах лежат, сделанные из картона ромашки. К обратной стороне лепестка приклеены вопросы. Ваша задача: каждой команде по очереди отрывать лепесток «ромашки» и отвечать на вопросы.

Назовите детали конструирования, входящие в деревянные строительные наборы .
(Пластины, кирпичики, полукубы, призмы трехгранные, цилиндры, брусочки, арки.)

Что можно отнести к плоскостному конструиро­ванию?
(Танграм, разрезные картинки, мозаика, пазлы, «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра» и др.).

Как развивать творческие способности детей в конструктивной деятельности?
(Выбор материалов для конструирования, поощре­ние при конструировании по собственному замыслу, создание построек в сюжетно-ролевых играх.)

Какие воспитательные задачи реализуются в конс­труктивной деятельности?
(Воспитание аккуратности, эстетического вкуса, умение доводить начатую постройку до конца.)

Назовите виды конструктора?
(Деревянные, Пластмассовые, Металлические, Керамические).

Какие бывают виды конструирования?
(ТЕХНИЧЕСКОЕ (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; крупногабаритных модульных блоков) и ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (из бумаги и природного материала).

Какие формы организации обучения конструированию вы знаете? :
по образцу (во всех возрастных группах).
по моделям (вид конструирования, разработанный А.Р. Лурия)
по заданной теме (подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее ограничены темой).
по простейшим чертежам и наглядным схемам.
по собственному замыслу (сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно).
по условиям (в предложении выполнить постройку задаются определенные параметры, исходя из которых, ребенок должен самостоятельно выполнить постройку).
Каркасное конструирование.

С какой возрастной группы начинают использовать природный материал в качестве строительного

(начиная с первой младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Дети знакомятся с их свойствами: песок-сыпучий, но из сырого песка можно лепить и т. д.)

С какой возрастной группы начинается коллективное конструирование?
(старшая группа)

Конструирование-это какой вид деятельности?

(продуктивный вид деятельности)

В чём заключается суть конструирования по образцу?

Детям предлагают образцы построек из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и показывают способы их воспроизведения.

Опишите методику осуществления конструирования по модели

предоставляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов.

Конкурс «Отгадай-ка»

В чем заключается суть конструирования (по командам):
По образцу? Детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструктора, и показывают способы их воспроизведения. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, — важный обучающий этап.

По модели? Детям в качестве образца предоставляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Эту модель дети воспроизводят из имеющегося у детей строительного материала. Ребенок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы. Таким образом, им предлагают определённую задачу, но не дают способа решения. Это усложнённая разновидность конструирования по образцу.

Задание 3. Музыкальная пауза

Вспомните детские песни, в которых упоминается о постройках («Песня высотника», «Строим дом, дом большой» и др).

Задание 4 Кроссворд «Виды конструкторов»
Вопросы по горизонтали:

1. Вид конструктора, способствующий познавательному развитию дошкольников через ознакомление с деталями: планки, скобы, колеса, и принадлежностями ключ, винт, гайка, (металлический)

2. Вид конструктора, представляющий собой пластмассовые детали с выдавленными в верхней части каждой из них объемными пазами. (Лего)

    Объемные части конструктора, позволяющие создавать крупномасштабные конструкции (модули)

    Вид конструктора, знакомящий детей с деталями — арка, полукуб, пластина, брусочки, цилиндр, (деревянный)

Вопросы по вертикали: 5. Плоскостной вид конструктора, способствующий путем аналитико-синтетического метода собирать разделенный на несколько мелких частей образ в единое целое. (Пазлы)

6. Деталь строительного конструктора (кирпич).

7 плоскостное конструиро­вание (Танграм)

Задание 5 -«Литературный»

Кто больше назовет художественных произведений или литературных героев, способствующих развитию и сохранению интереса детей к созданию построек (Винтик и Шпунтик из «Приключение Незнайки», заяц из мультфильма «Итак сойдет», сказки «Летучий корабль», «Три поросенка», «Теремок», «Приключение Чипполино», «Маша и медведь», «Приключение Электроника», «Сказка о Царе Салтане», «Маленькое колесо», «Волшебное кольцо», «Телефон Носова и др.).

Задание 6 «Творческий: архитекторы»

Каждая команда берет набор строительного материала, дополнительный бросовый материал — пластиковые бутылки, бумагу разной фактуры, коробочки разного размера и предлагается тема «Замок». Каждая команда строит свой замок согласно задачам своей возрастной группы и обыгрывает ее.

Подведение итога деловой игры.

Сурова В.А.: — Какие виды игр и упражнений вы используете? Представьте свои игры.

Выставка дидактических игр

Итоги смотра-конкурса

Уважаемые коллеги!

состоится Педагогический совет

Тема педагогического совета: «Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время»

Дата проведения : 9 января 2017г.

Время и место проведения : 10:00, кабинет № 20

Цель педсовета: совершенствование развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников во внеурочное время.

Задачи:

    выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

    оказание помощи в поисках «себя»;

    создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

    формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

    развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

ХОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

Каждый ребенок способен созидать и творить.

"Ребенок - это факел, который нужно зажечь,

а не сосуд, который нужно наполнить"

Действительно, мы с уверенностью можем сказать, что каждый ребенок способен созидать и творить, дарить нам взрослым минуты радости. Когда мы видим радостные глаза детей, сами ощущаем озарение творчеством. Как же сделать так, чтобы каждый ребенок нашел возможность развить и проявить свои творческие способности в той или иной сфере, как учебной, так и внеурочной деятельности? Многие педагоги ищут ответ на этот вопрос. Сегодня он станет предметом и нашего разговора.

Его актуальность сложно переоценить.

Мы живем в мире результатов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений, технических средств и информационных систем и многого другого. Творчески мыслящие люди способны переделывать, пересоздавать среду так, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.

Наше время - это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных способностей нельзя.

Я думаю, что Вы без сомнения назовете тему нашего педсовета: «Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время».

Психологи давно пришли к единому мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности».

Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности, это способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта, это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше, это человеческая потребность.

Способности – индивидуально–психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.

Творческая деятельность – отношение субъекта деятельности к своему труду и про цесс решения творческих задач. Творческая деятельность – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.

Когда необходимо развивать творческие способности детей?

Все задатки человека формируются еще с раннего детства и в течении последующей жизни просто совершенствуются и реализуются. Поэтому стартовой точкой развития этих способностей должно и быть раннее детство. Очень часто родители несерьезно воспринимают «небылицы» своих маленьких выдумщиков, а иногда и вовсе взрослые даже их пресекают. Фантазирование на самом деле – это специфическая особенность, характерная для дошкольного и раннего школьного возраста. И не стоит ни в коем случае мешать этому процессу. Просто сделайте вид, что верите в доброго Волшебника и в то, что непременно сегодня побываете на Луне и т.п. Именно в таких «воображалках» и зарождается творческий потенциал.

С чего начать развитие творческих способностей у детей?

А начать, прежде всего, стоит с себя! Главную роль в процессе развития т ворческих способностей у детей играют непосредственно родители и конечно педагоги.

Многие родители мечтают видеть своего ребенка творческой личностью, но сами при этом таковыми не являются и даже не стремятся что-нибудь поменять в себе. Чрезмерная серьезность, скованность и консервативность родителей не совсем подходящие помощники для того, чтобы развивать творческие способности детей . И наша с вами задача в этом им помочь. Взрослым в обязательном порядке стоит научиться играть в детские игры . Веселится, шалить и не бояться на определенное время стать детьми.

Существует следующие методы развития творческих способностей детей :

1. Окружающий мир

2. Развивающие игрушки и игры

3. Рисование

4. Лепка

5. Чтение

6. Музыка

7. Аппликация

Какие же есть условия для развития творчества

Первое условие развития творчества - высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, "вкус успеха". "Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом".

Второе условие развития способности ребёнка - создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.

Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии.

Чем выше уровень творческого развития ученика, тем выше его работоспособность.

Учащиеся обладают разнообразными потенциальными способностями. Способности у каждого ребенка развиваются по-разному, в зависимости от базы, как полученных знаний, так и природных данных.

Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что "развить способности - это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости".

К факторам, влияющим на развитие творчества одаренного ребенка, относят внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам относятся информационно-материальные условия, реакция родителей, учителей и сверстников.

К внутренним факторам относятся здоровье, пол ребенка, а так же самооценка и воля.

Кроме этого, внутренние и внешние факторы подразделяются на объективные и субъективные.

Субъективные факторы не зависят от воли ребенка, это место жительства, материальный статус родителей, пол и здоровье ребенка.

К объективным факторам относятся реакция родителей, учителей и сверстников, а так же воля и самооценка.

Рассмотрим более подробно каждый из факторов.

Место жительства – если ребенок живет в крупном городе, то ему потенциально доступны кружки, секции, клубы и пр., если же ребенок живет в деревне, то порой у него нет выбора образовательных учреждений для развития.

Учитывается и такой фактор как материальный статус, если материальный статус родителей ребенка, живущего в селе, позволяет нанять учителя, оплачивать проезд ребенка в город на дополнительные занятия, купить, например, музыкальный инструмент для занятий музыкой и т.д., то у ребенка будет творческое развитие.

Следующий фактор – здоровье ребенка, так же влияет по понятным причинам на развитие творчества.

Пол ребенка оказывает влияние на занятия творчеством, так у мужчин нет выбора, они изначально ориентированы на карьеру, у женщин, наоборот, есть выбор: заниматься карьерой, творчеством или быть матерью, женой.

Самооценка одаренного ребенка может быть завышенной или заниженной.

При завышенной самооценке одаренный ребенок сталкивается с проблемами в общении со сверстниками, он знает свои возможности, не обращает внимания на реакцию взрослых и т.д.

Заниженная самооценка тормозит развитие творчества, ребенок не уверен в себе, в своих силах, в этом случае ему нужна поддержка, в том числе и психологов.

Очень важным субъективным внешним фактором является реакция родителей, учителей, сверстников на творчество одаренного ребенка. Реакция может быть положительной, так и отрицательной.

Из автобиографии Сергея Прокофьева «…Между тем я подобрал пьесу, которая приняла вполне приемлемую форму. Эту пьесу я играл несколько раз. Мать решила записать ее»… Реакция матери на процесс творчества ребенка положительная, она не только слушала, что играет ее ребенок, но и решила записать пьесу профессиональным языком (нотами). Положительная реакция ведет к дальнейшему развитию творчества ребенка.

Противоположным, тормозящим развитие творчества фактором является отрицательная реакция взрослых. Из биографии Петра Чайковского: «Петя быстро освоил трудности игры, незаметно научился читать ноты с листа, с необычайной легкостью запоминал пьесы наизусть. Его не занимали больше ни развлечения, ни прогулки. Он не отходил от инструмента. Родители рассеянно наблюдали его «одержимость». Мальчик заметно осунулся. Гувернантка Фани Дюрбах не поощряла музыкальные склонности ребенка, боясь за его здоровье. Музыка действовала на него не так как на других детей: после фантазирования на фортепиано он становился рассеянным, взвинченным. Фани потребовала запретить Пете подходить к фортепиано в неурочные часы. Петя молча подчинялся запрету».

Таким образом, различные факторы внешней и внутренней среды могут оказывать положительное или отрицательное воздействие на развитие творчества одаренного ребенка.

Особенность дополнительного образования – выявить и развить способности и одаренность в доступной и интересной детям деятельности.

если мы знаем, как из слабости возникает сила,

из недостатков - способности,

то мы держим в своих руках ключ

к проблеме детской одаренности.

Л. С. Выготский

Педагог, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

В число важнейших задач дополнительного образования входит подготовка обучающихся к реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологичном обществе.

В нашей школе большое внимание уделяется внеурочной деятельности. Такая деятельность дает большие возможности для развития творческой, разносторонней личности.

В школе существует и активно функционирует система дополнительного образования, целью ее является гармоничное развитие личности каждого ребенка соответственно ее интересам и наклонностям.

Ведется работа по следующим направлениям:

Экологическое,

Военно-патриотическое

Художественно-эстетическое,

Спортивное

Туристско-краеведческое,

В качестве руководителей кружков в этом учебном году работают 11 педагогов.

В школе действуют 12 различных кружков:

    «Туристы – пешеходники» - руководитель Бодарева О.А.

    «Вокал» - руководитель Гутковский В.В.

    «Меткий стрелок» - руководитель Гутковский В.В.

    «Драматический театр» - руководитель Иовица О.П.

    «Азбука творчества» - руководитель Колесник С.Д.

    «Игротека» - руководитель Петрова Л.В.

    «Художественное слово» - руководитель Корчевская Т.А.

    «Юный экскурсовод» - руководитель Кузнецова А.В.

    «Охрана природы» - руководитель Рябая Н.А.

    «Изобразительное творчество» - руководитель Сандлер И.М.

    «Умелые ручки» - руководитель Тушницкая Е.В.

    «Вязание спицами» - руководитель Хмарская Н.А.

Работа педагогов дополнительного образования направлена на систематическое обновление содержания дополнительного образования, его программ (имеют все педагоги), методик; включение в систему одарённых детей, требующих повышенного педагогического внимания.

Деятельность в кружке позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир. На занятиях педагог в детях пробуждает творческое начало, учит трудиться, помогает ребёнку понять и найти себя для радостной, счастливой и полноценной жизни, сделать первые шаги в творчестве.

Как это происходит в нашей школе, поделятся своим опытом руководители кружков.

Слово предоставляется…

Результативность участия в традиционных городских и республиканских конкурсах и фестивалях как: «Песню пою Приднестровью», «Юность, творчество, талант», «Мы этой памяти верны», «Юный патриот Приднестровья», «Юный инспектор дорожного движения» и др. позволяет прийти к выводу, что уровень развития творческих способностей учащихся постоянно повышается. Фантазия педагогов и детей безгранична. Каждый старается себя реализовать: в создании моделей, презентации, защите проекта.

К сожалению, недостаточное финансирование не позволяет увеличить охват учащихся кружковой работой, которая в настоящее время составляет 38, 3% - 184 учащихся.

Заключение.

Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества - огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. Поэтому мы стараемся придерживаться следующих правил для развития творческих способностей:

    воспринимать ребёнка как личности вне зависимости от того, что и как он делает, безусловно принять его таким, какой он есть;

    внимательно и чутко относится ко всем проявлениям творческой активности ребенка, которое предполагает восхищение каждой идеей, мыслью, поделкой ученика;

Проект решения педсовета:

    Классным руководителям, руководителям кружков выявить интересы, возможности, склонности, способности учащихся в различных видах деятельности;

Ответственные

    Руководителям кружков систематически создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.

Срок исполнения: в течение года

Ответственные

    Руководителям кружков формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении внеурочной деятельности.

Срок исполнения: в течение года

Ответственные : руководители кружков, ЗДВР Сергеева О.К.

    Изучить опыт руководителей кружков (Тушницкой Е.В., Иовицы О.П.,

Хмарской Н.А.) в развитии творческих способностей учащихся.

Срок исполнения: март 2017 год

Ответственные : руководители кружков, ЗДВР Сергеева О.К.

    Довести до сведения учащихся и родителей о кружках, работающих в школе

Срок исполнения: в течение года

Ответственные : классные руководители, руководители кружков, ЗДВР Сергеева О.К.

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в процессе конструктивной деятельности»

4 Обсуждение открытых мероприятий.
5. Заключительная часть: слово - эстафета
6. Обсуждение и принятие решений педсовета.

Проведение педсовета
1. Выступление заместителя заведующего по воспитательной и методической работе по теме: «Детское творческое конструирование».
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструктивная деятельность -это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Дети конструируют разные конструкции, модели их строительного материала и деталей конструкторов; создают поделки из бумаги, картона и бросового материала; конструируют художественные композиции из бумаги, картона и бросового материала. В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется развитие его художественных способностей.
При правильно организованной деятельности дети приобретают:
1. конструктивно-технические умения:
- сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.;
- делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.;
2. обобщенные умения:
-целенаправленно рассматривать предметы,
- сравнивать их между собой и расчленять на части,
- видеть в них общее и различное,
- находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей,
- делать умозаключения и обобщения.
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:
. речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко;
. дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:
. трудолюбие,
. самостоятельность,
. инициатива,
. упорство при достижении цели,
. организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:
. умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
. работать дружно, не мешая друг другу.
Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.
Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д.
Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.
Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.
Проблема детского творческого конструирования является актуальной проблемой, и мы её решаем в нашем ДОУ. Этому и посвящена тема нашего педсовета.
2. Ваше определение слова «конструирование».
(Конструирование — игра со строительным материалом; непосредственная организованная деятельность, на котором сооружаются постройки из деталей конструктора; это строительство, осуществление замыслов.)
А вот что нам говорит «Толковый словарь русского языка»:
«Конструировать — создавать конструкцию чего-нибудь, а также вообще создавать что-нибудь».

Билет № 1.
Что можно отнести к плоскостному конструированию?
(Танграм, разрезные картинки, мозаика, пазлы).
Билет № 2.
Как развивать творческие способности детей в конструктивной деятельности?
(Выбор материалов для конструирования, поощрение при конструировании)
Билет № 3.
Назовите детали конструирования, входящие в деревянные строительные наборы.
(Пластины, кирпичики, полукубы, призмы трехгранные, цилиндры, брусочки, арки.)
по собственному замыслу, создание построек в сюжетно-ролевых играх.)
Билет №4.
Какие воспитательные задачи реализуются в конструктивной деятельности?
(Воспитание аккуратности, эстетического вкуса, умение доводить начатую постройку до конца.)
3.Педагогический марафон:
«Конструктивно продуктивная деятельность детей младшего дошкольного возраста»
«Конструктивно продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
«Взаимосвязь развития конструктивных умений и формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
4.Анализ открытых мероприятий, образовательной ситуации по данной проблеме в группах.
5.Обсуждение открытых мероприятий.
6. Заключительная часть: слово - эстафета « У детей моей группы будут развиты интеллектуальные и творческие способности, если я…




Реализация образовательных путей модернизации осуществляется в школе по гуманитарным технологиям: личностно-ориентированный подход (методы: дифференциация; индивидуализация обучения); Проектное и модульное обучение; здоровьесберегающий подход (саморегуляция, самооценка, самоконтроль в деятельности учащихся, снятие перегрузки, утомляемости, изучение психолого-физиологических особенностей); Развивающее обучение Проблемное обучение Игровые технологии расширения информационного пространства (экскурсии, театры, походы, усиление роли дополнительного образования, исследовательская деятельность).


Творческие способности Под творческими способностями ученые понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире. Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.


Основными показателями творческих способностей являются: Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени. Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую. Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому. Точность – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту. Смелость – способность принимать решения в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца.


Проявлению творческих способностей учащихся мешают определенные барьеры: К внутренним барьерам относятся: стереотипы излишняя ориентация на одобрение заниженная самооценка недостаточный уровень саморегуляции К внешним барьерам, которые мешают ученикам проявлять творческие способности, относятся: критика стресс дефицит времени


Педагогическое общение Оно должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим.. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учеником духовными ценностями. Общий язык с учащимися – это не язык команд, а язык доверия.




Очень важно, чтобы педагог обладал конструктивными, поддерживающими и гармонизирующими творчество детей личностными ориентациями, к которым можно отнести следующие: поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют вреда окружающим не мешать желанию ребенка изобразить, сделать что-то по своему уважать точку зрения воспитанника – не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как это может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавит в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, а наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего- либо, поддержанию этого процесса, а не результатам поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей творить и играть иногда вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса




Правила для педагога, работающего над развитием творческих способностей учащихся: Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда говорят детям о необходимости их развития, а тогда, когда их развивают в процессе работы. Разрешать делать ошибки. На уроках необходимо избегать критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят. Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал. Включать приемы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности. Предлагать ребятам решение творческих заданий, которые содержат следующие формулировки: - представьте, что…; - изобретите…; - предложите гипотезу…; - придумайте… Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания. Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.




Как же организовать работу так, чтобы на каждом уроке на тебя смотрели не тоскливо пустые глаза твоих учеников, а горящие, беспокойные, полные мысли и переживаний? Вопрос, который задаёт себе каждый настоящий УЧИТЕЛЬ, учитель, ставящий перед собой на современном этапе задачу формирования интеллектуально и духовно высокоразвитой, критически и творчески мыслящей личности, способной самореализоваться в жизни.