Трудовая деятельность, ее особенности в дошкольном возрасте. Компоненты трудовой деятельности


Наряду с учебным процессом и игрой в детском саду много внимания уделяется трудовому воспитанию. Как организовывается деятельность малышей, какие основные отличия трудового процесса в разных возрастных группах?

С младшего дошкольного возраста ребенок начинает знакомиться с миром взрослых, и главная задача воспитателя – помочь ему в этом. Но это не значит, что нужно сделать что-либо вместо малыша. Он должен сам научиться простым действиям (умываться, стирать, подметать) под руководством опытного педагога. Как выработать навыки и умения у дошколят и какую роль в этом играет трудовое воспитание?

Трудовое воспитание в детском саду. Цели и задачи

Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также будут развиваться нравственные качества.

Труд способен:

  • укрепить физические качества;
  • развить умственные способности;
  • повлиять на мышление, так как есть необходимость сравнивания, сопоставления предметов и т. д.;
  • развить самостоятельность, ответственный подход, инициативу;

Концепция – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а также привить ему желание помочь другим. Очень важно учитывать возраст малыша – от этого и будет зависеть выбор видов деятельности и их сложности.

Задачи:

  • сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь;
  • развить трудовые умения, усовершенствовать их;
  • воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость;
  • сформировать навыки в организации рабочего процесса;
  • формировать доброжелательные отношения детей друг к другу, учить оценивать деятельность других, делать замечания.

Виды и условия организации труда детей

Выделяют несколько видов трудовой деятельности. Что представляет собой каждый из них? Какие нюансы стоит учитывать?

Хозяйственно-бытовой

К хозяйственно-бытовому труду относят деятельность взрослого мира, что понятна малышу. Это:

  • протирание пыли.
  • стирка.
  • мытье предметов, посуды и т. п.

Основная деятельность – помощь взрослым. Ребенку можно поручить задание в соответствии с возрастом. Малыша можно попросить:

  • убрать свои игрушки;
  • сложить книги;
  • подготовить стол к занятиям;
  • убрать после обеда посуду со стола;
  • помыть мебель и т. д.

Гигиенические навыки

С раннего детства детям прививаются навыки самообслуживания, которые жизненно необходимы. Умения вырабатываются благодаря повторениям действий, и постепенно перерастают в привычку.

Чему должен научиться каждый малыш:

  1. Раздеваться, одеваться. При этом важно привлекать внимание к себе (смотреться в зеркало, замечать изменения во внешности у сверстников, выучить названия предметов гардероба, размещать вещи по своим местам). Проводятся игры, в которых определяется порядок или непорядок, уход за куклами.
  2. Умываться, мыть руки без напоминаний, использовать мыло, полотенца, открывать краны.
  3. Причесываться.
  4. Ухаживать за ртом и носом (чистить зубы, пользоваться носовым платком).
  5. Своевременно пользоваться туалетом.
  6. Следить за своей чистотой во время еды.
  7. Следить за порядком вокруг себя.

Игры

Основным видом деятельности дошкольников является игра, а значит, и трудовое воспитание должно проходить в игровой форме. Объективные результаты участия в трудовом процессе малышей малозначимы, но субъективная роль огромна.

Ребенок овладевает многими знаниями и умениями в таких видах деятельности:

  1. В сюжетно-ролевой игре : покормив куклу, уложив ее спать, следя за ее опрятностью, отображая сценки из взрослой жизни.
  2. С помощью ручного труда – например, воспитатели вместе с детьми готовят самодельные игрушки и атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
  3. С помощью дидактических игр:
  • «Кому это нужно» — показ предметов, необходимых в трудовой деятельности, отгадывание детьми их предназначения;
  • «Что хочет делать кукла?» — обыгрывание предположительных действий, определение необходимого инвентаря для работы;
  • «Для чего это нужно?» — на основе изображений дети отгадывают действия;
  • «Угадайте, что я делаю» — показ действий, профессий с помощью движений, звуков и мимики.


Занятия на участке в летний период

Летом дети больше находятся на улице, где есть много возможностей организовать труд. Воспитатель может давать простые поручения:

  • вынести игрушки на игровую площадку;
  • помогать взрослым в облагораживании территории;
  • убирать мусор (веточки, бумажки);
  • поливать песок, цветы;
  • высаживать семена;
  • ухаживать за животными в природе.

Педагог должен знать основные методы организации трудового процесса, которые будут актуальны в каждой возрастной группе.

На плечах воспитателей также лежит обязанность давать консультации родителям, чтобы обеспечить успешное и гармоничное развитие ребенка.

Младшая группа (3-4 года)

В младшем дошкольном возрасте малыши становятся более активными, пытаются выражать свое желание самостоятельно выполнить задание. Но дети такого возраста быстро утомляются, отвлекаются, поэтому не стоит давать непосильные поручения.

Основные нюансы:

  1. Трудовое воспитание должно иметь ситуативный характер , требование к заданиям – простота и понятность для трехлетнего малыша.
  2. Обязательное условие – поощрять любые успехи, хвалить.
  3. Воспитатель должен объяснять цели всех действий, анализировать результаты, чтобы малыш мог понять важность своих действий.
  4. Ребенку 3-4 лет интересно следить за работой взрослых . Простым действиям он обучается на примере взрослого. Затем стоит многократно и точно отображать то же действие с малышом, комментируя каждый шаг.

Ребята с радостью выполняют просьбы, но не стоит переусердствовать – достаточно поручить расставить тарелки или развесить полотенца.

В младшей группе поручения носят индивидуальный характер, с коллективными заданиями лучше повременить.

Программа предусматривает такие основные методы трудового воспитания ребенка 3-4 лет:

Средняя группа (4-5 лет)

В 4 года ребенок может справиться со стиркой одежды для кукол, подметать дорожки. Задания усложняются, к отдельным действиям добавляются детали самоорганизации.

Дети среднего дошкольного возраста дежурят в столовой, а после появления навыков в таком виде деятельности можно поручить уход за уголком природы и подготовку к занятиям.

Методы:

  • поощрения желания помочь;
  • игры (конструирование, аппликация, сюжетно-ролевые игры);
  • наглядные пособия «Украшение помещений», «Как дежурить»;
  • беседы.

Старшая группа (5-7 лет)

В старшей группе используют коллективные поручения, благодаря которым дети учатся взаимодействовать, объединять усилия, договариваться и распределять обязанности.

Важный момент – организовать все необходимое:

  • подготовить фартуки, щетки;
  • лопатки, лейки;
  • молоточки;
  • корм для животных.

Весь инвентарь должен быть ярким, одежда – нарядной, что позволит получить эстетическое удовольствие от труда. Воспитателю стоит продумать, как организовать пространство, чтобы было удобно пользоваться каждым предметом. Нужно следить за временем занятий, чтобы не переутомить детей.

Игра остается основным видом деятельности, но ребенок уже с удовольствием поможет взрослому (например, сменить постельное белье, убрать опавшие листья).

Воспитатели готовят проекты, которые направлены на ознакомление детей с миром профессий, актуальности каждой из них. Цель – вызвать уважение к труду взрослых, понимание важности работы каждого, стремление помогать.

Трудовое воспитание происходит не только в рамках детсада, но и в домашних условиях. По вопросам правильной организации трудового процесса дошкольников проводятся родительские собрания, где воспитатели знакомят родителей с особенностями возраста их малыша. Важно объединять усилия и воспитывать целостную личность по одной методике.

Видео: Трудовое развитие в ДОУ

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основопологающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Первые проявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.

В практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника в бытовом труде уделено особое место. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

1. Особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте.

Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отно­шения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, нахо­дить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.

Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они мо­гут иметь место и у детей 4-5 лет.

Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.

Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную дея­тельность детей, следует избегать непосильной для них работы.

В труде маленьких детей должны иметь место и более отдаленные цели. Не следует идти по пути привлечения к труду только тех детей, которые уже уме­ют работать, необходимо вовлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надо научить тому, что они еще не умеют делать.

В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и же­лания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необ­ходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудности при достижении намеченного результата.

Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педа­гогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.

Элементарное планирование могут выполнять и дети 5 - 7 лет. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагается педагогом, так как здесь основной зада­чей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать.

Для того, чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: «Подумай, как ты будешь де­лать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?».

Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обду­мать процесс деятельности.

Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, ра­ботали все вместе, дружно, быстро все сделали», - говорит воспитатель.

Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности.

Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

2.Формы организации труда детей.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд . Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3

1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме трудовой деятельности дошкольников………………………………………………… 6

2. Понятие и особенности трудовой деятельности дошкольников………. 9

3. Задачи трудовой деятельности…………………………………………… 12

5. Формы организации трудовой деятельности дошкольников

Трудовая деятельность детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно - два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд .

Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе, и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме - общему, совместному, коллективному труду.

Объединяет эти виды труда общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Различия же заключаются в условиях для закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений.

Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. При подобной форме организации работы каждый ребенок имеет свой участок и отвечает только за себя. Даже если одинаковое задание дается двум детям, все равно каждый выполняет его отдельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде, - единая. При такой форме организации повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. И тогда дети начинают самостоятельно регулировать взаимодействие.

Наконец, коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми задачами решают и нравственные: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. При этом воспитатель заранее планирует ситуации, которые будут «провоцировать» детей к установлению взаимоотношений.

Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллективный. Но каждый коллективный труд - общий и совместный.

Общий труд возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный - в старшей и подготовительной к школе.

6. Компоненты трудовой деятельности

Трудовая деятельность - это целостный процесс, состоящий из определенных компонентов . О становлении трудовой деятельности у детей дошкольного возраста можно судить по наличию этих компонентов . И если в трудовой деятельности отсутствуют какие-либо компоненты , значит, труд как самостоятельная деятельность пока не сложился .

Компоненты трудовой деятельности :

Цель - мотив – средства – способы - результат - рефлексия

Цель - это то, к чему надо стремиться. Труд детей организуется взрослым, а цель придает определенную направленность деятельности ребенка , организует его на результат труда . Чем меньше дети, тем активнее взрослый в постановке целей. Иногда цель может поставить и ребенок, и если она непосильна, то ребенок не увидит результата своего труда и потеряет интерес к деятельности . Поэтому взрослый должен контролировать цель и выбирать посильные задания для детей.

Умение ставить цель самостоятельно, формируется постепенно на основе достижения ребенком целей, которые ставит сначала педагог.

Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности , или заинтересовывающий момент. Важнейший компонент деятельности и формирования отношения к ней. У детей дошкольного возраста уже имеют место общественно значимые мотивы в своей простейшей форме – стремление сделать что-то полезное, порадовать другого человека. Именно мотивы определяют уровень осознанности выполняемой работы – то, ради чего и ради кого она выполняется.

Для дошкольника должна быть обязательно установлена непосредственная зависимость между мотивом и продуктом деятельности, между тем, что делать и для чего делать.

I тип мотивации (игровая мотивация)

II тип мотивации (мотивация общения)

III тип мотивации (личная заинтересованность)

Средства - то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат. К средствам относятся навыки и умения, умение планировать работу и самоконтроль.

Средства трудового воспитания:

Собственная трудовая деятельность;

Обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;

Ознакомления с трудом взрослых;

Художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Как можно сформировать у ребенка умение трудиться вне трудовой деятельности? Дети обучаются в ней конкретным трудовым навыкам и умениям, добиваются видимого результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых.

Обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;

Навыки и умения - важнейшее средство для достижения поставленной цели, осуществления самой деятельности . По мере образования навыков уменьшается количество необходимых упражнений, повышается точность выполнения действий.

Планирование - сложный процесс, связанный с анализом, обобщенными представлениями, умением предвидеть предстоящую работу. Детям дошкольного возраста этими умениями овладеть нелегко. Этому учат индивидуально.

С умением планировать работу тесно связано умение контролировать себя, т. е, самоконтроль. «Самоконтроль - сознательная оценка и регулирование своих действий и поведения с точки зрения поставленной цели и существующих правил при выполнении трудовых заданий ».

Такое средство, как ознакомление с трудом взрослых , позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

К художественным средствам трудового воспитания дошкольников относятся: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.

Способы – это методы . Основными методами трудового воспитания дошкольников являются: показ, объяснение, беседа, напоминание, помощь, совместные действия, обсуждение процесса труда и его результатов, оценка, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций, пример другого ребенка, экскурсия, художественное слово, игровые методы, алгоритм, контроль.

Результат - показатель завершения работы. Для детей младшего возраста важен не результат, а сама деятельность , осуществляемая с взрослым. Чтобы результат стал значимым, в процессе оценки нужно отмечать не только качество того, что сделано, но и сам процесс работы, меру приложения сил.

Результат – это фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду . Старшим дошкольникам небезразлично, каков результат труда . Поэтому взрослому надо быть осторожным в оценках результата труда , так как иногда ребенок старается, а результат у него получается не тот, какой бы он хотел получить.

Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

7. Специфика трудовой деятельности дошкольника

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.

Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у этих видов деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. В труде и в игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре малыш действует в воображаемом плане, она не имеет конкретного результата. Ее развитие идет по пути возрастания условности игровых действий.

В труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.

Чем младше дети, тем быстрее их трудовая деятельность превращается в игру. Особенно часто замена трудовой цели на игровую бывает в раннем и младшем дошкольном возрасте. Это происходит, если поручение, данное ребенку, непосильно для него, и он не понимает, что от него требуют, или не знает, как нужно выполнять задание, а взрослый не контролирует его деятельность. Шестилетние дети осознают различия игры и труда. В игре они выделяют игрушки или предметы-заместители, выполняемые роли. В трудовой деятельности дошкольники подчеркивают использование орудий труда, выполнение трудовых операций, указывают объективную цель труда («чтобы чисто было, порядок надо навести»), его общественно полезную направленность. Игра рассматривается детьми как деятельность для удовольствия, а труд как важная работа.

На всем протяжении дошкольного детства связь игры и труда сохраняется. С одной стороны, часто необходимость в определенных игровых предметах диктует выполнение трудового действия, тогда дети изготавливают атрибуты и затем включают их в игру. С другой стороны, продукты детского труда нередко помогают создать воображаемую ситуацию, подсказывая выбор и развитие сюжета игры. Например, изготовление игрушки-самоделки включается в режиссерскую игру. В игровой деятельности происходит подготовка детей к труду. Играя, они постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений. Кроме того, ситуация игры наиболее благоприятна для развертывания трудовой деятельности тем, что улучшается качество работы, растет стремление довести ее до конца.

Следует отметить, что преемственность между трудовой деятельностью и игрой дошкольника состоит в том, что в этих видах деятельности ребенок получает, обобщает и систематизирует представление о труде взрослых. С трудом, как и с игрой, связан первый эмоциональный этап профессионального самоопределения. Знакомство с трудом взрослых, выполнение трудовых обязанностей формирует представление о профессиях, ведет к тому, что складываются первые профессиональные предпочтения, намечаются профессиональные интересы.

8. Условия развития трудовой деятельности у детей дошкольного возраста

Любой воспитатель при развитии трудовой деятельности дошкольников должен соблюдать условия:

    Создание эмоционально – положительной трудовой атмосферы.

Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку. Во время труда, не требующего большой умственной нагрузки, воспитатель включает магнитофон с любимыми песнями детей или со спокойной красивой мелодией (если дети заняты ручным трудом), или с веселой бодрой музыкой (если идет уборка групповой комнаты перед праздником). Музыка не должна звучать громко. Она должна быть фоном для создания хорошего настроения.

Эмоциональный накал повышается, когда вместе с детьми трудятся взрослые, особенно родители. Поэтому приглашение родителей для участия в уборке помещения, озеленении участка, изготовлении елочных игрушек и маскарадных костюмов всегда желательно. И совсем необязательно, чтобы всякий раз приходили родители всех детей. Важно, чтобы каждый ребенок знал, что и его мама и папа когда-то будут трудиться вместе с ним.

Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов труда, вручение наград. Награда за труд может быть моральной, но может быть и материализованной. Например, все, кто очень хорошо трудился, получают значок «Золотые руки», кто по своей инициативе помогал товарищам - значок «Кому помочь?» и т. п. Воспитатель может вместе с детьми придумать и сделать множество подобных наград. Наградой для всех может быть и общее чаепитие. Красиво расставленные и сервированные столы, цветы и вкусные булочки, которые «специально для нас испекла повар Татьяна Михайловна» создадут атмосферу праздника.

    Организация материальной среды и трудового оборудования.

Существуют определенные требования к трудовому оборудованию - к их размеру, материалу, окраске - и к организации труда дошкольников. Следовать требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а иногда и жизни. С точки зрения нравственного воспитания правильный подбор оборудования также важен. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд. Оборудования должно хватать для всех детей.

Заботясь о создании гигиенических условий для трудовой деятельности, необходимо предупреждать возможность ее отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения (пришивания пуговиц, подклеивание книг), должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (согнутыми коленями, на корточках и пр.). Следует обеспечить регулярное проветривание помещения. Особо ценным является трудовая деятельность на воздухе.

    Учет индивидуальных интересов.

Условием, поддерживающим у детей желание трудиться, является учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда. Этот вопрос всегда был и остается предметом дискуссий для специалистов. Нужно ли принимать во внимание интересы детей, ведь важно научить их любой труд выполнять охотно и с интересом? Если мы реализуем личностно-ориентированную модель воспитания, то учитывать интересы детей обязательно. Правда, при этом нужно показывать ребенку преимущество, которым обладает человек, умеющий многое и не отказывающийся от любого труда. Нельзя насильно заставлять ребенка работать. Тонкость воспитательных воздействий как раз и заключается в умении педагога создавать такие условия, в которых он сам захочет работать.

    Систематическое включение каждого ребенка.

Трудовая деятельность становится средством воспитания тогда, когда она носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Для того чтобы к участию в трудовой деятельности привлекались все дети, следует по возможности заранее намечать в календарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитывать очередность участия детей в дежурствах; а если необходимость потрудиться возникает вдруг, отражать в учете, кто из детей был привлечен к работе. Также необходимо постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

    Учет нагрузки на ребенка.

Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью. Однако плохо и обратное, когда ребенку предлагаются слишком легкие для него задания или дают «детские» инструменты, такие, которые пригодны только для самых маленьких или игрушечные и не подходят для серьезной работы.

Необходимо дозировать трудовую деятельность, учитывая физические возможности и психологические особенности детей конкретного возраста, т.к. трудовая деятельность всегда связана с затратой физических сил и требует напряжение внимания. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет - 20-30 минут. Наиболее трудоемкие виды труда - сгребание снега, вскапывание земли - требует особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, воспитатель должен обращать внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях переключать ребенка на другую деятельность. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут.

6. Для развития способности ставить цель в трудовой деятельности важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь в начальной стадии. Воспитатель должен ставить перед детьми цель и помогать ее реализовать. Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях должны ставить цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата.

7. При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится. Поэтому необходимо хвалить и поощрять трудовую деятельность ребенка.

8. Трудом нельзя наказывать. Это правило ввел еще А.С. Макаренко, но оно не утратило актуальности и сегодня.

9. Также важным условием в трудовом воспитании является знание особенностей семейного воспитания. Воспитатели должны хорошо знать, как организована трудовая деятельность их воспитанников в семье, оказывать родителям необходимую помощь следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка. Постоянно советовать родителям давать возможность детям самостоятельно одеваться и раздеваться во время прихода в детский сад и ухода домой. Мамам посоветовать, чтоб дома они доверяли дочкам протирать полы, помыть посуду. Папы могут организовать своих сыновей почистить ковровые дорожки. Напоминаю, что ребенка надо похвалить, можно даже поощрить.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы сказать, что процесс развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом.

Для развития трудовой деятельности, улучшения трудовых способностей детей воспитателю необходимо распределять работу между всеми, обеспечивать условия ее существования, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия. Детям нужно представлять большую самостоятельность для выполнения работы, однако при этом контролировать их действия, повышая требования к качеству выполняемой работы.

Воспитателю необходимо формировать у детей самооценку, чтобы они могли сравнивать свои результаты работы с результатами сверстников.

Важно так же использовать художественные произведения. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной необходимой работе важно создавать оптимальные условия.

Главная развивающая функция трудовой деятельности – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе трудовой деятельности развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Трудовая деятельность является равнозначным предметом программы обучения. Правда, в последнее время в большинстве садиков находиться в упадке. Это связанно как с общей социально экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Трудовая деятельность должна взять на себя более широкую функцию. В этом я вижу будущее трудового воспитания.

Развитие трудовой деятельности дошкольников будет успешно осуществляться, если при ее трудовой деятельности ребенка будут соблюдены следующие условия: формирование системных знаний о труде, обучение целостным трудовым процессам, организация самостоятельной трудовой деятельности детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе / В. Андреева // Дошкольное воспитание. -2001 - № 11. – С. 34

2. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. -2005. - № 4 – с. 16

Бабаева, Т.И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.

3. Безруких, М. Н. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников/ М.Н. Безруких. - М.: «Ювента», 2001. – с.67

4. Бороздин, Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского: Дис. ... канд. пед. Наук/ Ю. А. Бороздин. - Курск, 2001 - 134 c.

5. Буре, Р.С. Развитие теории и методики воспитания у детей нравственных качеств и взаимоотношений в Российской дошкольной педагогике 50-60 годов // Ярославский Педагогический Вестник. - [Электронный источник]. – 6. Режим доступа:

7. Васильева, М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста из опыта работы/ М.А. Васильева. - М.: Просвещение, 1984.- 204с

8. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога/С.Ю. Головин. – Минск: «Харвест», 1998.

9. Жукова,Р.А. Трудовое воспитание/ Р.А. Жукова. – Волгоград: «Корифей», 2009. – 96 с.

10. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 1-50.

11. Комарова, Т. Трудовое воспитание в детском саду/ Т. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 48с.

12. Крухлет, М. В. «Дошкольник и рукотворный мир» М. В. Крухлет. - Санкт- Петербург, 2003.

13. Куликова Т.Учите детей трудиться!/Т. Куликова// Дошкольное воспитание. – 2000. -№7. – с. 101-105.

14. Курпатов А. Дети. Психология/ А. Курпатов. - М. : ОлмаМЕдиа Групп. 2010. – 480 с.

15. Куцакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет/Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 276с.

16. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников/Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 1991

17. Махлышева, С.Д. Краткий курс по детской психологии/ С.Д. Махлышева. – М.: «Окей-книга», 2009. – 128 с.

18. Нечаева,В.Г. Воспитание дошкольника в труде. / Под ред. В.Г. Нечаева, Р. С. Буре. – М.: Просвещение, 1980

19. Ожегов, С.И. Толковый словарь/ С.И. Ожегов. – М.: «РУССКИЙ ЯЗЫК». – 1989.

Трудовая деятельность человека направлена на изменение, преобразование окружающего мира, на создание общественно полезного продукта . Цель труда заключается не в нем самом, а в его продукте . Мотивы труда имеют общественный характер . Эта деятельность осуществляется с помощью особых предметов - орудий труда . Поэтому успешность трудовой деятельности зависит от того, насколько человек владеет действиями с орудиями, имеет ли практические умения и навыки. Эффективность труда обеспечивается постановкой его цели, планированием последовательности действий.

В раннем детстве проявляется стремление ребенка жить общей жизнью со взрослым, действовать, как большой. Ребенок хочет выполнять трудовые действия , они для него интересны и привлекательны . Первые трудовые умения малыша формируются благодаря возникновению устойчивого интереса к миру предметов и желания действовать с ними. Орудийность является главной характеристикой труда. Во второй половине третьего года жизни в самосознании ребенка наблюдается важное изменение. Начинает складываться новообразование, названное М.И.Лисиной «гордостью за собственные достижения». Теперь малыш выделяет результат своих действий и стремится получить положительную оценку от взрослого. Именно в ориентации собственных действий и их результата на другого человека находится предпосылка становления общественных мотивов труда .

К концу раннего детства малыш начинает осознавать результативность трудовых действий. Установление связи между действием и его результатом позволяет предположить будущий результат . Появляются предпосылки планирования и контроля . В освоении орудийных действий большое значение имеет развитие речи. Предпосылки трудовой деятельности складываются в предметной деятельности малыша и связаны с развитием самосознания, личности.

Расширение взаимодействия ребенка-дошкольника с окружающим, возрастание его физических и психических возможностей приводит к расширению сферы применения трудовых действий и появлению новых видов труда. Самый первый из них - труд по самообслуживанию, затем бытовой труд. два вида направленности этого вида труда. Во-первых, направленность на организацию собственной бытовой деятельности. Во-вторых, направленность на облегчение труда другого человека. Труд ребенка в природе. Ручной труд требует сложных орудийных действий, дошкольники осваивают его примерно с пяти лет - продуктивный характер. Можно сделать вывод, что в основе освоения дошкольником разных видов труда лежат две взаимосвязанные тенденции , обусловленные усложнением его компонентов. Первая связана с возрастанием самостоятельности ребенка в пределах сформированных у него умений. Вместе с тем дошкольник все больше и больше включается в совместную со взрослым жизнь , выполняя вместе с ним обычные повседневные обязанности.

Усложнение проявлений самостоятельности связано с усложнением форм организации трудовой деятельности: совместный со взрослым труд . Поручение, Обязанность, труд по собственной инициативе .

Трудовая деятельность дошкольника не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка. Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесно связан с игрой . В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.

В трудовой деятельности дошкольники подчеркивают использование орудий труда , выполнение трудовых операций, указывают объективную цель труда , его общественно полезную направленность. Игра рассматривается детьми как деятельность для удовольствия , а труд как важная работа . По данным исследования, проведенного А.Н.Белоус, старший дошкольник называет от 4 до 15 профессий.

Ребенок постигает смысл профессиональной деятельности , понимает необходимость каждой профессии, складывается уважительное отношение к труду взрослых.

Трудовая деятельность дошкольника развивается в нескольких направлениях .

Во-первых , происходит усложнение ее компонентов .

Во-вторых, это усложнение ведет к освоению новых видов и форм труда .

На протяжении дошкольного возраста усложняются осваиваемые детьми трудовые действия. Постепенно они становятся более точными, быстрыми и координированными. В дошкольном возрасте складывается совместный труд со сверстниками. Выбор партнеров для совместного труда осуществляется не только на основе симпатий, но и с учетом наличия у сверстника трудовых навыков и умений. «Радость труда - могучая воспитательная сила», - писал В.А.Сухомлинский.

Трудолюбие, формируемое у дошкольника, важнейшее личностное качество . Укажем особенности в развитии трудовой деятельности дошкольника:

Складываются общественные мотивы труда;

Расширяются и усложняются трудовые умения и навыки;

Формируются целеполагание, планирование и самоконтроль;

Расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнять формы трудовой деятельности;

Складывается совместный со сверстниками труд;

Появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие трудолюбие;

Формируется представление о труде взрослых.


Книга приведена с некоторыми сокращениями

В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд детей имеет ряд особенностей. Наиболее существенной является отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей.
Общественное значение труда дошкольников в его воспитательном воздействии на личность ребенка. В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельность, ответственность, умение и стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества. Согласованность и точность движений в труде, полученный результат формируют умение создавать, ценить, беречь красивое, т. е. обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.
Труд имеет огромное значение для развития умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия, представлений, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения), речи. В процессе трудовой деятельности используются ранее полученные знания, что приводит к умению применять знания в практической деятельности, к развитию сообразительности, смекалки.
Достижение результата требует планирования процесса труда: отбора материалов, инструментов, определение ряда последовательных операций. Это способствует развитию воображения, планирующей деятельности, которая включает способность предвидеть не только конечный результат, но и промежуточные, целенаправленно строить трудовой процесс.
Труд детей имеет огромное значение и для физического развития: мышечная активность, физические усилия повышают функциональную деятельность всех систем организма ребенка; в труде совершенствуются движения, их координированность, согласованность, произвольность. Достижение трудовых целей вызывает положительное эмоциональное состояние, повышает жизнедеятельность ребенка.
Таким образом, труд является средством всестороннего развития ребенка и именно с этой целью используется в педагогическом процессе детского сада.
Развивающая роль труда тесно связана с уровнем развития самой трудовой деятельности: чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем эффективнее ее использование в целях совершенствования личности ребенка.
Трудовую деятельность детей необходимо рассматривать в развитии, становлении по трем направлениям:
1) обособление труда от игры и оформление его как самостоятельной деятельности;
2) становление компонентов трудовой деятельности - овладение ребенком трудовым процессом;
3) становление разных видов труда.
Труд и игра генетически возникают из предметной деятельности. Они тесно взаимосвязаны, хотя и имеют значительные отличия. Первое отличие труда от игровой деятельности заключается в том, что труд всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка или коллектива детей. Процесс труда без достижения результата смысла не имеет.
Второе отличие состоит в том, что процесс труда всегда протекает в реальном плане: в нем отсутствуют мнимая ситуация, замещение одних предметов другими, ребенок действует с реальными предметами, реально их преобразует, добиваясь трудового результата.
Вместе с тем существует тесная связь между игрой и трудом. В младшем дошкольном возрасте сам труд чаще всего возникает в игре. Подражание трудовым действиям взрослых является содержанием детской игры. Детей влечет действие, а не достижение результата, но подражание трудовым действиям в игре позволяет овладевать ими и тем самым способствует выделению трудовой деятельности. Но вначале она очень неустойчива и при определенных условиях снова переходит в игру. Эта тенденция сохраняется и в среднем, и в старшем дошкольном возрасте. Например, при расчистке участка от снега воспитатель вводит элемент игры - перевозку снега на санях осуществляют шоферы. Интерес к выполнению роли шофера приводит к тому, что дети теряют цель труда - расчистить участок, отвезти снег в нужное место: они просто водят свои машины, играют в шоферов.
В подобных случаях, когда направленность труда детей на результат снижается или теряется вообще, труд поглощается игрой.
К старшему дошкольному возрасту в тех случаях, когда дети принимают известную им цель труда или сами ставят ее, когда владеют способами ее достижения (трудовыми действиями), трудовая деятельность приобретает самостоятельное значение и не поглощается игрой. Игровые тенденции в трудовом процессе вытесняются. Дети, как правило, не прекращают работу, не получив нужного результата, не отвлекаются на игры и не подменяют труд игрой. Но и у детей этого возраста связь игры и труда не порывается. Труд начинает обслуживать игру: дети сами по своему почину ставят цель и в соответствии с ней изготовляют недостающие для игры предметы: бинокли, сумку для почтальона и т. д.
Владея трудовыми навыками, дети легко переходят от игры к изготовлению недостающих предметов, а получив нужный результат - снова к игре. Эти тенденции особенно ярко проявляются в подготовительной к школе группе при условии овладения детьми трудовыми процессами, всеми их компонентами.
Таким образом, уже в период дошкольного детства трудовая деятельность обособляется от игры. Это обособление можно рассматривать как следствие становления компонентов трудовой деятельности, овладения ребенком трудовыми процессами.
Трудовая деятельность - широкое понятие, обобщающее разные виды труда, состоящие из разных трудовых процессов. Трудовой процесс - своеобразная единица трудовой деятельности,- в структуре которого отчетливо представлены все компоненты трудовой деятельности: цель труда, материал и трудовое оборудование (инструменты); набор трудовых действий человека по преобразованию материалов с помощью инструментов; достигнутый результат труда, удовлетворяющий потребности человека как реализация цели; мотивы труда. Овладеть трудовой деятельностью - это прежде всего овладеть трудовым процессом, его компонентами в единстве, связях.
Постановка цели. Предпосылкой для возникновения данного элемента являются целенаправленные действия, появляющиеся в предметной деятельности ребенка еще в раннем возрасте. В младшем дошкольном возрасте ребенок начинает связывать свои действия с результатом, что способствует появлению целенаправленных результативных действий. Однако целевая установка в труде на первых порах неустойчива. Развитие ее идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели; от близких целей (например, полить растения) - к отдаленным во времени (например, вырастить цветы и т. п.). Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получить результат), наглядная представленность предполагаемого результата в виде рисунка, конструкции, близость результата во времени, посильность его достижения.
При более далекой цели необходимо выделение промежуточных: посадить семена, поливать, чтобы появились всходы, затем бутоны и т. п.Способность принимать, а затем и самостоятельно ставить цель труда лучше развивается в том случае, если ребенок получает значимый для него или для близких результат, который можно использовать в игре или для удовлетворения других потребностей.
Результат - главный компонент трудовой деятельности. Общественная направленность результата труда, которая осознается уже к среднему дошкольному возрасту, позволяет формировать понимание необходимости труда для других, воспитывает уважение к результату труда и трудящемуся человеку.
Результат выступает как овеществленная цель труда, наглядная мера затраты трудовых усилий.
Вычленение результата труда происходит у детей в 3 года при условии обучающего воздействия взрослого.
Осознаванию детьми результата труда способствуют: а) установление воспитателем связи результата с целью и деятельностью, значимой для детей. В этом случае результат ожидается детьми, а его получение осознается как завершение труда, как его главнейший компонент. Например, необходимость в ходе игры накормить мишку определяет цель - сделать для мишки чашку. Сделанная чашка - ожидаемый результат труда, который позволяет связать его с целью и осознать этот результат как достигнутую цель;
б) использование результата труда в деятельности детей, что позволяет увидеть и понять практическую необходимость результата, его значимость для всех детей, стремление получить его в собственной трудовой деятельности: выстирать платье для куклы и нарядить ее к празднику; сделать фонарики и украсить ими елку для кукол; накрыть стол к завтраку, чтоб всем детям было удобно и приятно, и т. п. Необходимость же достичь определенный результат побуждает ребенка к овладению трудовыми умениями.
Овладение трудовыми умениями и навыками - один из весьма значимых компонентов трудового процесса и факторов становления трудовой деятельности дошкольника. Как бы ни был заинтересован ребенок целью труда, как бы ни привлекал его результат труда, но если он не владеет трудовыми действиями, то никогда не достигнет результата. Овладение же трудовыми умениями и навыками делает процесс труда доступным, посильным и радостным. При этом уровень овладения детьми трудовыми умениями и навыками влияет на формирование такого личностного качества, как самостоятельность, которая проявляется и в большей независимости от взрослых, и в стремлении помочь младшим, сверстникам, что в свою очередь обеспечивает ребенку новое положение в детском обществе, меняет его социальные связи.
Однако овладение отдельными приемами, отдельными трудовыми действиями еще не обеспечивает быстрого достижения результата. Любой трудовой процесс включает ряд последовательных трудовых действий, использование разнообразных материалов, инструментов в определенной последовательности. Отсюда важно, чтобы ребенок освоил весь набор трудовых действий с материалом и инструментами, составляющий тот или иной процесс труда. Последовательное его осуществление требует умения планировать трудовую деятельность.
Становление умения планировать трудовой процесс (определить цель, в соответствии с ней подобрать материал, подобрать и организовать оборудование, определить порядок трудовых действий и т. д.) зависит от того, насколько отчетливы и диффе-ренцированны у детей знания о структуре конкретного трудового процесса и организации его взрослым. Наличие таких знаний позволяет ребенку представлять ход трудового процесса, планировать его последовательность, и, наоборот, отсутствие их приводит к тому, что ребенок не справляется с предварительным планированием труда, не достигает результата.
В начале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к элементарному планированию. Оно проходит ряд этапов. Сначала дети, выяснив цель труда, сразу стремятся ее выполнить, не планируя предварительно свою деятельность, последовательность ее, не готовят необходимые материалы и трудовое оборудование, поэтому деятельность их хаотична, неэкономна по затрате сил и времени. Не умея организовать свой труд, дети часто теряют цель, не достигают результата. В этих случаях задача воспитателя заключается в том, чтобы организовать планирование деятельности в соответствии с целью труда: отобрать необходимые материалы, представить последовательность операций, а если труд коллективный, договориться о взаимодействии. Затем формируется умение самостоятельно планировать и организовывать труд: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми (6-7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка.
Участие в труде, достижение результата и его использование изменяют отношение детей к труду, мотивы труда, т. е. то, ради чего ребенок трудится. Результативность труда уже у детей дошкольного возраста зависит от того, какие мотивы, сформулированные взрослыми, направляют их деятельность. Общественные мотивы труда как наиболее ценные возникают уже в дошкольном возрасте. Однако ведущими они становятся не сразу. Для младших дошкольников характерным является интерес к внешней стороне деятельности: к трудовым действиям, к орудиям труда, затем к результату. Общественные мотивы трудовой деятельности складываются под влиянием следующих условий: 1) знаний о результатах труда, их общественной значимости и необходимости людям, а затем знаний об общественной значимости труда в жизни людей; 2) общественного использования в детском саду и семье (например, в коллективной игре) результатов труда, достигнутых детьми; 3) организации практической деятельности детей, направленной на оказание помощи взрослым, сверстникам, младшим детям; 4) оценки результатов труда взрослым, значимости их для других людей (помощь няне в смене полотенец, поделка для малышей игрушек или ремонт книг и т. п.).
Дети уже младшего и среднего дошкольного возраста, начиная руководствоваться общественными мотивами, пытаются выразить их в речи, объясняя свои трудовые побуждения желанием сделать нужное для других: «помыть чашки, чтоб было детям приятно пить из чистых чашек и не заболеть» или «помочь няне сменить полотенца, чтоб у всех детей были чистые полотенца, чтоб им было руки вытирать приятно» и т. п. Но для детей этого возраста сильным побудителем к труду является и отношение взрослого к тем или иным поступкам. Дети часто объясняют свое стремление трудиться тем, что им: «велели» взрослые, желанием получить похвалу, одобрение воспитателя или родителей. Старшие дети все чаще объясняют свои побуждения трудиться желанием сделать что-то нужное для других. Постепенно под руководством взрослых значимые общественные мотивы становятся внутренней мотивацией самого ребенка.
Таким образом, овладение трудовыми процессами, их компонентами в единстве есть начало становления трудовой деятельности. Трудовые процессы постепенно складываются в виды труда, например: процессы одевания, раздевания, мытья рук и т. п.- в самообслуживание; процессы накрывания стола, мытья посуды, мытья игрушек, обтирания мебели и т. п. составляют хозяйственно-бытовой труд и т. д.
Генетически первым по времени ребенок овладевает самообслуживающим трудом. Характерной его особенностью является направленность на себя, а содержанием - умение обслужить себя. На необходимость этого вида труда для детей дошкольного возраста обращала внимание еще Н. К. Крупская. Общественная значимость его состоит в том, что ребенок освобождает других от обслуживания себя. Кроме того, в процессе самообслуживания он овладевает всеми компонентами трудовой деятельности и в результате становится самостоятельным, удовлетворяет свою потребность в деятельности, накапливает знания о предметах, приучается к трудовому усилию.
Второй вид труда - хозяйственно-бытовой - предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и учебной деятельности (повесить чистые полотенца, накрыть на стол, приготовить групповую комнату к занятию, произвести уборку групповой комнаты, участка и т. д.). Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность - удовлетворение потребностей других детей или взрослых.
Труд в природе требует от детей известного круга знаний о жизни растений и животных, умения контролировать свои действия, определенного уровня ответственности. Он складывается из процессов кормления животных, чистки их клеток, поливки и мытья растений, поддонников, рыхления почвы, посадок, посева и т. п. Этот вид труда характерен тем, что, с одной стороны, он направлен на удовлетворение потребности детей, группы в целом, с другой - на охрану природы. Дети приобретают навыки обращения с орудиями труда (лопаты, грабли, лейки и т. д.), учатся добиваться результатов, учитывать далекую цель. Труд в природе в последующем перерастает в один из видов производительного труда. В этом его особое значение.
Ручной труд появляется в старшей группе. Дети изготовляют из бумаги игрушки, коробочки, пакетики для сбора семян, ремонтируют книги, сколачивают или изготовляют простейшие игрушки из дерева и других материалов. Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой, пилой-ножовкой, клещами, молотком, а также знания материалов. Поэтому он вводится после того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. Этот вид труда наиболее приближается по результатам, использованию инструментов к созидательному труду взрослых. По словам Н. К. Крупской, он формирует у ребенка политехнические подходы к материалам, инструментам; дети учатся отбирать материалы и инструменты с учетом их свойств. Изготовление вещей приучает видеть и анализировать детали, сочленения, соразмерять части по величине, подбирать по форме, изготовлять вещи по рисунку и т. д. В этой деятельности развивается конструктивное и планирующее мышление ребенка.
Учебный труд, имеющий целью овладение систематизированными знаниями, формирование коммунистического мировоззрения, еще не приобретает в дошкольном возрасте самостоятельного значения, но он начинает складываться в отдельный вид труда, что важно для подготовки детей к школе.
Таким образом, ребенок по мере освоения трудовых процессов постепенно овладевает различными видами труда, и они последовательно вводятся в практику работы детского сада с учетом их сложности (цели, результата, трудовых действий, физической нагрузки и т. д.). Но в разных возрастных группах перечисленные виды труда имеют разный удельный вес. Так, в младших и средней группах особое значение имеют самообслуживание, простейший хозяйственно-бытовой труд. В старших группах больший удельный вес начинают занимать труд в природе и ручной труд. В школе значимость этих видов труда возрастает еще больше, но ведущее положение имеет учебный труд.
Становление трудовой деятельности у детей осуществляется благодаря целенаправленному воспитательному воздействию взрослого.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.