Роль родителя в учебном процессе. «роль родителей в обучении в условиях введения фгос


Роль семьи в воспитании ребенка, бесспроно, велика. Именно в этом институте закладываются основы личности. От того, каким будет воспитание, зависит дальнейшее построение ребенком модели собственной семьи.

Дети, как губка, впитывают в себя образцы поведения. Таковыми являются для них в первую очередь родители. Как же нужно выстраивать семейное воспитание, чтобы потом не жалеть о последствиях?

Если изначально в семье сложились неправильные отношения, то как результат воспитания - непослушные, закомплексованные и проблемные дети. Этот факт можно объяснить. Дело в том, что трудными дети становятся не из-за своего характера.

Ребенок проецирует отношения в семье на свою личность. Отсюда и проблемы, возникающие в воспитании и нраве детей. Но не всегда в хорошей и гармоничной семье всё благополучно. Даже в этом случае ребенок может вырасти проблемным, если влияние внешних негативных факторов окажется слишком сильным.

Психологи отмечают, что роль семьи в воспитании ребенка велика. Его внутренний мир строится на основе внешних факторов. Ребенка можно представить в качестве древесной веточки. Возникновение проблем будет зависеть от того, всё ли хорошо в почве, на которой он вырос.

Малыша нужно постоянно подпитывать родительской любовью, чтобы он смог справиться со всеми трудностями. Заменить семью не сможет никто другой. Именно в ней закладывается система ценностей. Семья становится базой для формирования отношения к себе и окружающим. В ней происходит становление личности.

Рассмотрим, как семья может влиять на последний из перечисленных выше факторов. Это может быть бессознательное усвоение принципов жизни и поведения родителей. На ребенка оказывает влияние атмосфера в семье, эмоциональное взаимодействие её членов. Эти стереотипы малыш усваивает с самого раннего детства.

Если вспомнить пример из психологии, где только что вылупившийся гусенок привязывается к тому предмету, который первым попал в его поле зрения. И неважно, будет ли он одушевленным или нет, главное, чтобы объект двигался. Этот момент длится всего несколько секунд.

То же самое происходит и с ребенком. В трудный для него период он хочет получить любовь и заботу родителей, привлечь к своей персоне их внимание. Это тот момент, который не стоит упускать, так как в будущем придется перевоспитывать детей. А это может оказаться невозможным.

Если родителей не оказалось рядом, когда ребенку требовалось внимание, он заполнит эту душевную пустоту кем-то другим. И не факт, что это будет порядочный человек. Поэтому стоить находить и уделять воспитанию своих детей хотя бы немного времени.

На ребенка также влияют слова, произнесенные родителями. Поэтому взрослым нужно быть осторожными при общении. Если вы не хотите впоследствии краснеть за ребенка перед посторонними людьми, следите за своей речью. Всё, что будет сказано вами, усвоится малышом с легкостью.

Кроха каждый день наблюдает взаимоотношения матери и отца. Он видит, как они общаются, какие эмоции испытывают по отношению друг к другу. Это формирует его представление об отношениях между мужчиной и женщиной. Чем гармоничнее семья, тем более положительные представления о будущих отношениях сложатся у ребенка.

Как правило, мать должна быть женственной, а отец мужественным. Если в семье наблюдается обратная ситуация, это приводит к тому, что в будущем у ребенка могут быть проблемы с построением собственных отношений. Это же может привести к различным психологическим нарушениям.

Роль семьи в воспитании детей заключается также в формировании ощущения безопасности со стороны окружающего мира. В неблагоприятных условиях, наоборот, формируется чувство недоверия к людям. В будущем оно может привести к возникновению сложностей в общении, взаимодействии, отношениях. Мир будет восприниматься, как враждебный объект.

В семье зарождается определенное поведение ребенка. На то, каким оно будет - положительным или отрицательным, - оказывает влияние применение поощрения или наказания. Родители должны четко знать, что следует осуждать, а какие стереотипы можно поддержать.

В семье формируется жизненный опыт детей. Он зависит от разнообразия переживаемых ситуаций, которые учат справляться с трудностями. Дети с богатым жизненным опытом, как правило, в будущем способны идти на компромиссы, радоваться, находить общий язык с людьми, прощать. Такие дети быстрее других учатся приспосабливаться к незнакомой обстановке. Они способны адекватно реагировать на те перемены, которые могут происходить в жизни.

В семье ребенок познает различные эмоции, начинает понимать их уместность в той или иной ситуации. Если взрослые их сдерживают или запрещают выражать, то эмоциональная сфера ребенка будет сформирована исходя из базовых показателей. Другими словами, умение выражать свои эмоции ребенок заимствует из собственной семьи.

Из чего исходит ребенок, строя представления о семье

Модель построения собственной семьи у ребенка строится на основе родительских отношений. То есть базу сложившихся принципов, ценностей и установок он переносит в будущую возможную семью. Попробуем разобраться подробнее.

Если между мамой и папой были гармоничные взаимоотношения и полное взаимопонимание, то в собственной семье человек (ребенок) будет стремиться к такой же гармонии. Видя отношения между родителями, ещё маленький он строит эталон идеальной семьи. Он переносит его на собственное взаимодействие с противоположным полом и будущими детьми.

В том случае, если между родителями нет уважения, возможно два варианта в построении ребенком будущей семьи. В первом случае, видя неуважительное отношение отца и матери друг к другу, малыш проецирует их на собственную семью, считая такое поведение нормой. Второй вариант предполагает прямо противоположное развитие событий. Неуважение отца к матери или наоборот рождает в сознании ребенка представление о том, как не нужно строить собственную семью. То есть малыш не берет пример с папы (мамы), а считает его (её) поведение недопустимым, на основе чего и строится модель его будущей семьи.

Эмоциональный контакт между родителями и ребенком играет не последнюю роль в построении возможных отношений. Если мама и папа были сдержаны в проявлении чувств, то малыш, скорее всего, перенесет такую модель взаимоотношений на собственную семью. Он будет искренне считать, что это правильно.

Два варианта развития событий возможны и в случае применения родителями в качестве наказания ребенка жестких мер. Часто отцы воспитывают своих сыновей с помощью угла и ремня, считая, что такие меры уж точно сделают из него человека. Но это далеко не всегда бывает так. Ребенок либо проецирует данные отношения на собственную семью, либо считает, что такое проявление жестокости недопустимым.

Всегда помните, что вы являетесь примером для своих детей. Поэтому прежде чем строить собственную семью, отталкиваясь от каких-то сложившихся принципов, подумайте, как малыш поведет себя в будущем. Возможны различные варианты развития событий. Но знайте, что они будут иметь место лишь благодаря вам самим и вашему поведению и видению семьи.

1. Первой школой жизни для ребенка является семья, в которой он вырос. Родители - пример для малыша. Поэтому важно помнить, что если вы хотите вырастить своё чадо правильным и счастливым, позаботьтесь, чтобы в вашей семье царила гармония.

2. Относитесь к своим детям так, как хотите, чтобы они относились к своему потомству. Модель построения собственной семьи ребенком зависит в первую очередь от того, какие взаимоотношения были между его родителями.

3. Если на вашего ребенка пожаловались, не спешите наказывать его. Займитесь лучше самовоспитанием.

4. Роль семьи в воспитании детей первостепенна и многогранна. Задумайтесь о взаимоотношениях между её членами. От этого зависит, будут ли ваши дети счастливы в собственной семейной жизни.

Сделаем вывод из сказанного

Заменить семью нельзя ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для ребенка. Важно, чтобы родители проявляли теплоту и любовь по отношению к своим детям.

Семья - это место, где закладываются основы личности. Целостное её развитие зависит от родителей и их усилий по воспитанию ребенка. Благополучное будущее малыша зависит в первую очередь от семьи.

Интересная программа о семейных традициях

В чем должно заключаться участие родителей в образовательном процессе? Характерно ли вообще активное участие наших родителей в педагогической работе?

Похоже, что нет, не характерно. Если спросить среднестатистическую маму, принимает ли она участие в учебной и воспитательной деятельности школы, родитель, скорее всего, растеряется. Потом начнет вспоминать о родительских собраниях, сборах на ремонт и нужды класса, о подарках для педработников, организации выпускных праздников и мероприятий к окончанию учебного года, выезды раза три в год на экскурсии или спектакли.

И это еще не самый плохой вариант потому, что, если спрашивать только мужскую половину, некоторые папы российских школьников могут вообще не понять, о чем речь. Многие наши сограждане рассуждают таким образом: отпрыска до школы довели, сдали под ответственное наблюдение – все! Дальше за чадо отвечают специалисты, имеющие профессиональное педагогическое образование. И к сожалению, это происходит не так уж редко.

А если взглянуть на проблему с другой стороны, педагоги не доверяют родителям: ни их мнению, ни их компетенциям. И все сотрудничество двух основных институтов – семьи и школы – остается в рамках обсуждения успеваемости на собраниях и отдельных мероприятий, в которых родители иногда являются участниками, но не полноправными организаторами. Такое участие в жизни класса не является систематическим, не организовано в программу, поэтому его нельзя назвать эффективным.

Среди наших учителей распространена установка, что родители неправильно поймут их рекомендации, что-то неверно истолкуют, поэтому педагогические работники боятся допустить пап и мам до активного участия в учебном процессе. Такая позиция может быть связана с тем, что у родителей невысокое мнение о профессиональном уровне школьных преподавателей, их моральных качествах.

В результате тотального непонимания двух сторон образовательного процесса страдает главный его участник – ребенок на протяжении всей своей долгой школьной жизни.

При этом все эксперты в области образования, педагогические издания и методички называют родителей неотъемлемым элементом воспитательного и обучающего процесса. И для правильного формирования личности ребенка необходимо эффективное сотрудничество родителей и учителей. Семья должна быть хорошей школой, а школа – семьей.

Согласно таким представлениям, родителей следует наделить соответствующими полномочиями, чтобы они могли со своей стороны влиять на учебный процесс, на распорядок и содержание внеурочных мероприятий, в особых случаях, когда этого требуют обстоятельства, даже присутствовать на уроке.

Современные российские родители – это в массе своей наблюдатели, они практически никак не влияют на ход образовательного процесса, не включены в жизнь школы. И это серьезная проблема, решить которую можно только совместными усилиями преподавателей и родителей.

Как должно быть организовано сотрудничество семьи и школы?

Существует научно разработанные методические рекомендации о возможных видах участия родителей в процессе школьного образования, его объемах, формах и способах организации.

Управление школьными учебными и воспитательными процессами должно быть общественно-государственным – этот основной принцип системы образования в нашей стране закреплен законодательно в 1992 году. И в последующих нормативных актах, поправках к Закону об образовании данный принцип всегда получал подтверждение. Статья 44 закрепляет за родителями право участвовать в управлении организацией, реализующей образовательные программы.

На данный момент механизмы общественно-государственного управления образованием (далее ОГУО) в нашей стране продолжают развиваться и совершенствоваться. Подготовлены методические инструкции, сформированы органы коллегиального управления образовательными учреждениями, разработаны различные виды участия родителей в системе независимого оценивания качества образования.

Действующие на данный момент органы ОГУО способны достаточно эффективно справляться с отдельными вопросами, связанными с организацией воспитательного и учебного процессов в школе.

Органы ОГУО, действующие сегодня в учебных организациях:

  • Советы учащихся;
  • Управляющие советы;
  • Попечительские советы;
  • Советы родителей учащихся (или законных представителей, опекунов несовершеннолетних учеников);
  • Профсоюзы педагогических работников;
  • Наблюдательные советы;
  • другие виды коллегиальных органов, учрежденные в тех или иных учебных организациях.

В образовательных учреждениях на данный момент действуют и создаются все новые виды органов управления учебно-воспитательными процессами, вопрос состоит в том, как именно следует определить меру участия родителей во все более сложных вопросах. Составители методик по вовлечению представителей общественности в деятельность школ, формулируют даже вопрос о так называемой «профессионализации» родителей, участвующих в управлении образованием.

Перечисленные органы ОГУО не являются обязательными, каждое образовательное учреждение самостоятельно выбирает те формы общественно-государственного управления, которые ему подходят. Наибольшее распространение получили управляющие советы как самые эффективные на сегодняшний день.

Активное участие родителей учащихся в жизни школы отражается на развитии образования, так как увеличивается число участников учебного процесса, понимающих его специфику и заинтересованных в его успехе. Более того, как показывает практика, повышается самооценка ребят, чьи мамы и папы участвуют в управлении школой, востребованы в учреждении, что, конечно же, сближает детей и взрослых.

Важнейшая сторона участия родителей в жизни школы – независимый анализ и оценка ее деятельности.

Региональные и муниципальные органы ОГУО наделены законодательно закрепленными функциями и полномочиями по проведению независимой оценки качества работы учебных заведений по ряду общих критериев:

  • качество образовательной деятельности школы, успехи учеников, что определяется по среднему баллу за ЕГЭ и ГИА, участие учащихся и победы в олимпиадах школьников;
  • доступность информации об учреждении, удобный и содержательный сайт;
  • уровень комфорта в помещениях, техническая оснащенность классов;
  • квалификация учителей, их компетентность, вежливость и доброжелательность.

В каждой организации общественные советы имеют право утверждать собственные дополнительные критерии для оценивания качества работы.

Очень важный вопрос! Неоспорим тот факт, что от родителей зависит очень многое в умственном развитии и становлении ребенка в качестве личности. В первые годы взросления данная роль является практически абсолютной. Изначальный выбор, направление ребенка, помощь в выполнении, а также поддержка - это все ключи к общему отличному результату, вырастить достойного, образованного человека. Конечно можно опираться на знания из книг и специальной литературы, овладеть новыми современными методами и способами воспитания, но необходимо заметить главный аспект - хороший родитель это искренний родитель, который при помощи благих побуждений формирует ребенка, как разностороннюю личность. Сами родители также не должны перекладывать ответственность за образование ребенка на учебное заведение, выполняя при этом роль просто пассивных слушателей и наблюдателей за образовательно-воспитательным процессом детей. А должны соблюдать свои непосредственные обязанности, участвовать в обоюдной жизни ученика и школы, а также объяснять ребенку как конструктивно вести себя в обществе, плюс к этому прививать чувство важности и значимости обучения. Родителю важно создать все условия, для того, чтобы у ученика возникло желание получить и усвоить знания. Учитывая тот факт, что нынешние программы обучения значительно усложнились, а время на их усвоение напротив, сократилось, конечно, здесь необходимо создать момент поддержки и помощи для учеников со стороны родителей в освоении нового материала: ведь ученику трудно на первоначальном этапе самостоятельно сформировать необходимые умения и навыки. При этом важно хвалить и поощрять удачные моменты, и наоборот не заострять внимание на том, что пока плохо получается. Необходимо правильно дать понять ребенку, что ошибки допустимы, но их нужно исправлять.

С годами идет процесс усложнения школьной программы обучения и нагрузки на детей . Часто ребенок не поняв новой темы вынужден выполнить еще домашнее задание по ней. Поэтому в данной ситуации родителю нужно всячески помочь решить возникшие проблемы.

Касаемо самого процесса образования детей, родителю необходимо развить интерес в процессе обучения. Здесь может помочь новый образовательный сайт сайт. На сайте доступны более 1000 продуманных и развивающих заданий по двум основным дисциплинам и . Задания представлены в виде тестов и поэтому удобны и интересны в решении. Родителям также импонирует такой интерактивный подход к изучению данных дисциплин, так как интеллектуальная нагрузка на ребенка одновременно и снижена за счет игровой формы подачи, но тем не менее по ходу решения заданий у детей усваиваются все необходимые знания. Такой инновационный метод обучения привлекает все большее внимание со стороны не только родителей, но и самого образовательного учреждения. Ученики же в свою очередь выбирают занятия по системе eSchool.pro, потому что это интересно, познавательно и занимательно. Дети начинают выполнять задания с

«Новая школа», «новый учитель», обновлённая школьная инфраструктура, уютные тёплые кабинеты, светлые чистые хорошо оформленные коридоры, доброжелательная атмосфера на уроке, учителя-профессионалы, любящие свой предмет и зажигающие этой любовью учеников, дети, адаптированные к современному ритму жизни, знающие, чего хотят достичь – всё это качество образования, о котором так много говорят в настоящее время. Отрадно, что в нашем государстве сейчас не только говорят об образовании, но и многое делают для повышения его качества. В рамках Комплекса мер модернизации общего образования наша школа в 2012 году из федерального, регионального и муниципального бюджетов получила и реализовала 7641610 рублей 98 копеек:

Капитальный ремонт спортивного зала – 4056100 рублей,

Замена деревянных оконных блоков на металлопластиковые – 2643910 рублей,

Установка узла учёта тепловой энергии – 173224 рубля,

Ремонт помещения пищеблока – 99000 рублей,

Приобретение художественной литературы – 14656 рублей,

Приобретение учебников – 252966 рублей 98 копеек,

Закупка компьютерной техники – 99900 рублей,

Приобретение учебно-наглядных пособий – 18210 рублей и 25820 рублей,

Поставка цифровых микроскопов – 10160 рублей,

Закупка мебели для школьной библиотеки – 99999 рублей,

Поставка туристического оборудования – 40365 рублей,

Обустройство локальной вычислительной сети в соответствии с требованиями – 70000 рублей,

Поставка пищевого оборудования – 21800 рублей,

Курсы повышения квалификации педагогических работников – 15500 рублей

Как видим, огромные средства выделены уже в настоящее время и будут ещё выделены. Но все проблемы сиюминутно решить невозможно, поэтому образовательные учреждения вынуждены обращаться за физической, а порой и финансовой помощью к родителям. Для того чтобы все средства, поступающие от родителей в качестве благотворительного пожертвования на улучшение материально-технической базы школы, можно было легко отследить, операции с ними были прозрачными, мы открыли специальный счёт. Выражаем слова благодарности всем родителям, которые понимают, что они не сторонние наблюдатели образовательного процесса, а непосредственные его участники. Активно работают члены Управляющего совета, только после согласования с ними, распределяются финансовые средства, определяется перечень первоочередных затрат. По согласованию с Управляющим советом в текущем году потрачено:

Закуплены коммутаторы и розетки для локальной сети – 3690 рублей;

Установлен прибор учёта расходования холодной воды – 8675 рублей;

Опломбирование счётчика – 523,39 рублей;

ремонт холодильника в пищеблоке – 4342, 40 рубля;

закупка эмалей и красок для ремонта – 22906 рублей;

электросушилки, символика и мебель для актового зала (трибуна и стол) – 27119 рублей;

оплата за права на программу «Контур-Электрон» – 4300 рублей;

доплата за ремонт комнаты в пищеблоке – 421 рубль;

оплата за расчёты экологии – 797,96 рублей.

Всего с 01.01.2012 от родителей, спонсоров поступило на улучшение материально-технической базы школы – 95443,44 рубля, израсходовано – 81447,19 рубля.

Некоторые родители категоричны. Они ни при каких обстоятельствах не хотят выделять денежные средства на улучшение материально-технической базы школы, и это их право. Но, к сожалению, именно основная часть таких родителей вообще не желают участвовать в учебном процессе. Они считают, что дети определены в школу, вот пусть учителя сами и решают все проблемы: успеваемость ребёнка, пропуски уроков, опоздания, внешний вид детей и многое другое. Да, школа готова со многими проблемами справиться самостоятельно. Но какова же тогда роль родителей? Разве они не должны быть первыми заинтересованными лицами в конечном результате? Всегда говорю, что родители, дети и педагоги должны «плыть в одной лодке», только тогда сможем достичь заветной цели.

Роль и место родителей

в образовательном процессе

в условиях модернизации системы образования.

Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы .

Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.

В ситуации внедрения образовательных стандартов в системе образования Российской федерации в целом, особенно тревожит отношение родителей к образовательному учреждению, их готовность к партнерству. Социально партнерство, как известно, объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования. Рассмотрим, каковы же механизмы построения полноценных отношений между школой и родителями, под которыми будем понимать такие отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования.

В построении партнерских отношений можно выделить три этапа.

Первый этап - ЗНАКОМСТВО

На этом этапе определяются общие цели , общие ценности и ресурсная база сторон .

Наличие именно общих целей - важный фактор для построения партнерства.

На первом этапе также больше значение имеет определение взаимной полезности участников - т. е., изучение возможностей (ресурсов) друг друга. От этого зависит распределение усилий сторон для достижения желаемого эффекта. В число родительских ресурсов могут входить не только материальные или технические ресурсы, но и временные, кадровые, социальные (связи, знакомства), а также мотивационные , т. е. готовность родителей включиться в жизнь образовательного учреждения и их потенциальная активность.

Следовательно, на первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия: мониторинг родительских запросов и ресурсов и собственный «ценностный аудит».

Итак, основным итогом первого этапа должна стать желание родителей к осуществлению совместной деятельности.

Второй этап - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.

Здесь важно понятие общего вклада - т. е., разделения ответственности за образовательный процесс. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов:

· Соблюдение этических норм и договоренностей;

· Поддержка (тех, у кого необходимо вызвать доверие);

· Продуктивность.

Поддержка. Реальная забота о родителях может выражаться в нескольких направлениях: регулярном информировании, просвещении, консультировании, обучении, а также социальной и психологической помощи семье.

Продуктивность . В том случае, когда участники не видят результатов своих усилий (вкладов), их интерес к сотрудничеству неминуемо снижается. Современные родители - люди занятые, они ценят свое и чужое время, а потому пустопорожние разговоры их только раздражают. Если благие намерения педагогов о сотрудничестве не конвертируются в реальные мероприятия, родители дистанцируются от школы, и порой навсегда. Доверие - вещь хрупкая. К тому же, очень часто родители не имеют представления о том, какие конкретные результаты достигнуты школой, и в каких направлениях школьной жизни они могли бы принять участие.

Под реализацией образовательного процесса понимается помощь родителей как непосредственно в школе, так и их участие во внеурочной деятельности (развлекательной, благотворительной, коммерческой, трудовой и т. д.). В этот же вид деятельности входит и методическая помощь родителей своим детям при выполнении домашних заданий.

В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникации . Это значит, что необходимо регулярное изучение мнения родителей о качестве процесса и результатов этой деятельности.

Каковы действия образовательного учреждения - это проектирование совместной деятельности с родителями, регулярная поддержка родителей и мониторинг.

Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т. е., их определенная компетентность , основанная на доверии к образовательному учреждению. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.

Третий этап - собственно ПАРТНЕРСТВО

Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность , которая понимается здесь как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору (с помощью информирования, просвещения и т. д.) и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т. д.). В тех образовательных учреждениях, которые строят свою работу с детьми и родителями на принципах принуждения (вынуждения), говорить о развитии партнерства преждевременно.

Вторым признаком партнерских отношений является их долговременность , т. е., нацеленность субъектов на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия. Если взаимодействие между семьей и школой носит хаотичный, хотя и интенсивный характер (например, при проведении каких-то локальных мероприятий или акций, где родители выступают исключительно в роли участников, а не организаторов), то такое взаимодействие нельзя называть партнерским. Ориентация детей и родителей на долговременную работу со школой позволяет осуществлять совместные проекты стратегического значения.

И третий признак партнерских отношений - это взаимная ответственность , основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности (на втором этапе). Образовательному учреждению необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку семьям, дифференцировано. Именно поэтому так велика роль мониторинга (обратной связи) на всех этапах построения взаимодействия.

Что дает детям развитие социального партнерства между семьей и образовательным учреждением?

Помимо знаний в предметных областях, это может быть и развитие социальных и общеучебных навыков, и рост самоуважения (гордость за родителей), и психологическую комфортность (в том числе в детской среде), и обретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов. Но самое главное - при таком подходе могут существенно измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, имеет шанс прижиться и в семье. А это значит, что пространство развития, в котором растет ребенок, будет истинно гуманистическим.

Проект решения

1.Разработать совместный проект ОУ с родителями стратегического значения.

2.Активизировать мониторинг. Отслеживать динамику на основании мониторинга.

3. Совершенствовать взаимоотношения между школой и родителями с целью доверия к ОУ.

4. Ориентировать взаимоотношения с родителями на долговременность работы со школой.

5. Внедрить новую модель сотрудничества ОУ с родительской общественностью.