Гуманизм как руководящий принцип современной педагогики. Принцип гуманизма


Гуманистическая педагогика – направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в 60-х гг. XX в. в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Философско-идеологическая ориентация гуманистической педагогики близка идеям педоцентризма, нового воспитания и «прогрессивизма». В центре внимания гуманистической педагогики – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике.

Основные положения гуманистической педагогики и психологии: человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью, человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; человек - это активное, интенциональное, творческое существо. Гуманистическая педагогика и психология противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, тогда как главное в ней, устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я».

Гуманистическая педагогика ставит задачу преодолеть разрыв и установить гармонию между (1) знанием как таковым, (2) знанием жизненно важным для человека (мировоззрением), (3) личностным центром человека, его я, и (4) практикой, т.е. поступками личности.

С точки зрения содержания образования, большое значение в рамках гуманизма придается этическому, точнее аксиологическому (ценностному) воспитанию. По мнению П. Куртца, цель этического воспитания двояка: во-первых, развитие в детях личностного начала, позволяющего им самостоятельно осмыслять и соблюдать общие моральные правила как по отношению к самим себе, так и по отношению к другим; во-вторых, воспитание способности этического познания и умения вести критическое этическое исследование. Последнее представляется особенно важным для гуманизма как педагогической и мировоззренческой парадигмы и отличает ее от всех других моделей воспитания.



В самом деле, ценностная основа педагогики гуманизма достаточно очевидна: она складывается по большей части из общечеловеческих нравственных, гражданско-правовых и экологических норм. Не является экзотической и психология гуманизма. Вместе с тем центр тяжести гуманистическая педагогика переносит на методологическую и инструментальную составляющую процесса воспитания, т.е. на процедуры и приемы совместной работы воспитателя и воспитываемого по усвоению и выработке навыков самопознания, самоорганизации и т.п.

Не столько что (это демонстрируется, объясняется и понимается относительно просто), сколько как – вот решающее звено гуманистического процесса воспитания. Для педагога это связано с реализацией по меньшей мере трех принципов (1) объективности, непредвзятости и научности, (2) саморегуляции и самодетерминации и (3) предлагающего объяснения.

Достижение объективности, непредвзятости и научности – это психологически и практически трудная процедура очищения педагогического процесса от идеологизмов, внушения, вольного или невольного навязывания учащимся определенной системы религиозных, атеистических, нигилистических или иных взглядов, а также политических убеждений, порой столь трудно отделимых от простой трансляции (сообщения) информации. Это очищение не бывает полным, поскольку и педагог никогда не бывает совершенно свободным от пристрастий, и сама атмосфера воспитательного процесса в большей или меньшей степени насыщена идеологизированными подходами и эмоциями.

Минимальным требованием очищения является искренняя и сознательная готовность педагога дистанцироваться от каких-либо политических и религиозных идеологий, соблюдение духа демократического законодательства относительно свободы совести и убеждений. Этически и граждански правильным будет воздержание от оценочных – порицающих или одобряющих – политических или идеологических суждений по поводу изучаемого материала, либо сведение их к минимуму, а все-таки лучше – к нулю. Если же такие оценки невольно даются (тут можно заметить, что полное безучастие сделало бы изложение материала непонятным), то педагог обязан пояснить, что это его личное, не обязательное для всех остальных мнение. Таким же корректным должно быть изучение политико-идеологических или конфессиональных феноменов. Оно должно быть предельно объективным, научным, эмоционально нейтральным и свободным от субъективистских интерпретаций.

Саморегуляция и самодетерминация – перевод воспитательного процесса во внутренний мир обучаемого. Это то, что называется эмпатическим и помогающим обучением и предполагает овладение учениками известными алгоритмами психологической, интеллектуальной и ценностной мотивации, самокоррекции, самоанализа, самооценки и т.д., т.е. всего относящегося к самосозиданию, личностному творчеству. Естественно, главное здесь не столько что, т.е. содержание какой-либо учебной дисциплины, а как, т.е. передача технологии, умения, методов работы человека с собой ради того, что можно назвать общей эффективностью жизни. Основная задача гуманистической педагогики – пробуждать у человека тягу к самопознанию и критическому этическому исследованию, к самостоятельности. Ее цель воспитать не теоретика-гуманиста, а человека гуманного, открытого всему миру, всем не тоталитарным и не человеконенавистническим мировоззрениям, идеологиям и политическим учениям, способного сделать осмысленный, свободный и ответственный выбор в любой из областей культуры и социальной жизни.

Предлагающее объяснение – сложная и ответственная составляющая педагогического процесса. Речь идет о разъяснении учащимся оснований, правомерности, моральной и психологической корректности именно такого метода и процедур обучения, о которых здесь говорится. Вы не можете уклониться от трудного ответа на простой вопрос обучаемого: почему я должен предпочесть, принять, согласиться с предлагаемыми мне (в данном случае гуманистической педагогикой) идеями и технологиями обучения и самообучения? Зачем мне все это нужно?

Все возможные варианты ответа на эти вопросы должны удовлетворять как минимум следующему: они не должны ущемлять свободу человека и оскорблять его убеждений или веры. Здесь действуют общие принципы этики гуманизма. Ответы на всевозможные зачем? должны даваться в духе уважения и доброжелательности, в форме предложения свободно принять, так сказать, попробовать и испытать методы работы с собой.

Важным аргументом в пользу гуманистических инструментов воспитания и самовоспитания является их свобода от любой идеологической, конфессиональной и политической нагрузки. Свобода личности, свобода ее нравственного и всякого иного выбора остается за ней. Вместе с тем это не означает признание гуманистической педагогикой правомерности анархии или произвола. Необходимо указывать на тот очевидный факт, что каждый из нас живет в обществе и обязан во имя сохранения его и своей собственной безопасности выполнять определенные гражданские и этические требования. Гуманистическая педагогика предлагает способы осмысленного, свободного и добровольного соблюдения этих юридических и моральных норм и тем самым помогает человеку быть достойным гражданином своей страны и обрести уважение в собственных глазах.

Три выделенных здесь аспекта педагогического процесса можно отнести к методологическим и вместе с тем к метамировоззренческим (идущим как бы поверх всякого мировоззрения), поскольку они носят общечеловеческий характер.

Существующая система образования все более превращает знание в товар на рынке идей, инструмент манипулирования людьми. Гуманистическая педагогика призвана преодолеть отчуждение человека от самого себя, от своих способностей и потребностей. В ее рамках этические принципы проверяются каждым человеком непосредственно в контексте конкретной ситуации, своего уникального жизненного опыта. Поэтому педагог не должен упускать возможности при обсуждении этических и других ценностных проблем обращаться к личному опыту учащихся и напоминать им о науке доверять своему внутреннему я, быть открытым для нового опыта, – возможно, тяжелого, даже трагического, поскольку сама суть жизненных дилемм состоит в столкновении необходимого или должного с системой личных ценностей.

Современный гуманизм предлагает конструктивную этическую альтернативу, способную обеспечить высокую жизнеспособность личности и общества перед лицом все более сложных психологических, социальных и правовых проблем. По своему духу гуманистическая педагогика противостоит иррационализму и догматизму. Гуманизм выступает здесь за нравственную свободу каждого отдельного человека определять смысл и образ своей жизни на основе не столько групповых, идеологических или религиозных, но прежде всего общечеловеческих ценностей. Гуманистическая педагогика побуждает личность к осмыслению этих ценностей. Следует снова подчеркнуть, что гуманизм, не связывая себя ни с одной политической или религиозной доктриной, способствует развитию демократического мышления.

Гуманистическая педагогика исходит из факта, что знание создается людьми разных убеждений. В связи с этим выдвигается идея, что современное образование – это, прежде всего, плюралистическое открытое образование. Здесь ни одна доктрина не признается главенствующей, ребенку предоставляется возможность обозреть все достижения культуры, его знакомят с миром альтернативных философских, этических и эстетических систем, со множеством социальных теории и исторических картин мира. Их знание необходимо в максимально возможной степени. Но в любом случае образование должно помочь каждому открыть самого себя, свой собственный образ. Оно не должно принуждать к «единственно правильному выбору» даже в том случае, если он, по-видимому, наличествует. Этот выбор должен быть свободно осуществлен самой личностью. Только тогда результаты деятельности могут быть ею самой оценены как действительно верные и нужные. Индивид должен сам выбрать из предлагаемой системы идей ту, которая полнее соответствует его истинным потребностям и наклонностям. Ему нужно лишь напоминать, что жизнь богата возможностями и исполнена значимости.

Следовательно, задачей педагогов является максимально объективная подача материала и предоставление индивиду права самому сделать соответствующий вывод. «В этом заключается смысл жизни – каждый человек имеет возможности для созидания своего собственного жизненного мира, – пишет П. Куртц. – Лучшее, на что я могу надеяться, заключается в том, что мои дети, как и я, увидят, что жизнь удивительна и прекрасна, полна смысла и вдохновений». Поэтому педагог должен помочь осмыслить те или иные этические принципы, но внедрять их в сознание учащихся принудительным и догматическим образом он не имеет права. Как было сказано, педагоги обязаны демонстрировать нейтральность по отношению к религиозным, политическим и прочим ценностям. Быть максимально корректным – наиважнейшая задача любого педагога, особенно приверженца гуманистической педагогики, поскольку каждая личность имеет право на уважительное отношение к себе, обладает равными с другими достоинством и ценностью.

Педагогика, открывающая максимально широкое поле свободы и не закрепощающая процесс воспитания жесткими нормами, недирективна: ее главная задача – оказать личности помощь в приобщении к подлинным человеческим ценностям, помочь прояснить ее высшие потребности. Она учит человека свободе, творчеству, самостоятельности и ответственности. Она не ограничивает сферу свободного выбора учащегося и отказывается его вести к какой-то конкретной цели, идее, образу мыслей или идеалу, поскольку уважает свободу его самоопределения, мышления и совести. Это способствует созданию нужного – раскованного, свободного, творческого и ответственного – эмоционально-интеллектуального климата для успешного воспитания.

Гуманистическая педагогика предполагает, что в процессе воспитания гуманистические ценности и нормы поведения подвергаются интернализации, глубокому внутреннему усвоению.

Своей важной задачей гуманистическая педагогика считает преодоление псевдопроблем и концентрацию внимания личности на действительно серьезных экзистенциальных проблемах. Псевдопроблемы, возникающие в результате дефицита смысла или смыслоутраты, могут быть сняты образованием, ориентированным не только на передачу знания, но и на «тренировку» совести, чуткости к «требованиям момента», т.е. нравственному смыслу каждой конкретной ситуации и содержащемуся в ней императиву.

Гуманистическая педагогика призвана преодолевать нигилизм, безразличие и инфантилизм. Она стремится вернуть положительное отношение к таким понятиям, как цель жизни, ценности и идеалы. Она берет на себя задачу помочь человеку преодолеть страх и вместе с тем выработать мужество и резистентность (стойкость и сопротивляемость) по отношению к возможности того, что смысл и ценность его жизни могут оказаться не более чем средством для общего: государства, партий, корпораций, идеологий, церкви и т.д. По отношению к самой гуманистической педагогике эти опасения, надо полагать, излишни, так как гуманистическая педагогика ориентирована на личность, это не социоцентрическая и идеологическая, а антропоцентрическая и идеологически нейтральная, самокритичная педагогика. Она настаивает на необходимости учета уникальности и самоценности личности каждого учащегося.

Что дает такой подход к образованию? Он учит не бояться нестандартных ситуаций и эвристическому отношению к жизни. В этом и проявляется фундаментальное право личности на самоопределение. Самоопределение означает здесь возможность строить свою жизнь по собственному усмотрению, не препятствуя другим в реализации такой же возможности. Будучи во многом синонимичным идеям равенства и свободы, принцип самоопределения личности выглядит более конкретным и жизненным. Он помогает каждому занять свое уникальное место в жизни, снять напряженность в отношениях между столь несхожими друг с другом людьми.

Задача гуманистического воспитания и образования – не проповедовать какую-либо идеологию, а помогать учащимся становиться свободными и ответственными в своем личном выборе, в том, что касается их основных жизненных проблем.

Гуманистическая педагогика – это педагогика постпросветительская, сформировавшаяся с учетом исторического опыта XIX и XX веков, когда выявилась ограниченность абстрактного рационализма и неполноценность авторитарного похода к процессу воспитания. Как справедливо замечает Пол Куртц, авторитарная модель едва ли дотягивает до зрелого уровня морального педагога и ученика, так как бездумное и догматическое следование внушенному этическому кодексу не обеспечивает адекватного морального поведения в конкретных ситуациях. Соблюдаемые под страхом наказания или в результате внушения моральные правила отнюдь не гарантируют, что подлинные цели поступков будут действительно нравственны. Вряд ли возможен настоящий моральный рост личности, пока она находится в плену навязанных, но не осмысленных и не прочувствованных ею установок. Более того, именно воспитанный в жесткой, авторитарной атмосфере человек, как показали исследования Э. Фромма, в изменившихся и провоцирующих условиях может оказаться чрезвычайно жестоким, способным на самые чудовищные преступления.

Гуманистическая педагогика – это свободная и ответственная педагогика неопросвещения. Она опирается на практические идеи гуманистической психологии и видит свое призвание в оказании помощи молодежи в процессе самоопределения и развития уважения к своим и чужим правам. «Обучать – значит помогать ребенку осознать свои возможности, – пишет В. Франкл. – Обучение противостоит манипулированию, основанному на отсутствии веры в то, что задатки ребенка развиваются, и на убеждении, что ребенок только тогда пойдет по верной дороге, когда взрослые вложат в него все желательное и подавят все, что кажется им нежелательным».

Гуманистическое обучение и воспитание учит ребенка сознавать и ценить фундаментальные моральные добродетели. Это в свою очередь способствует интернализации справедливых социальных норм (превращению поведенческой привычки в черту характера), развитию нравственного чутья (для гуманизма это в первую очередь эмпатия) и пониманию необходимости владеть своими страстями, «мирно справляться» с самим собой, со своими прихотями ради общих соображений или долговременных планов. Здоровое отношение к жизни не может быть достигнуто унизительными чувствами страха и повиновения. Если мы желаем раскрытия своих способностей и талантов, нужно избегать недоверия к себе, подозрительности или недоброжелательства к миру.

Идеал гуманистической педагогики не объективируется, не задается каким-то конкретным и стационарным образом, он – свободная, физически, психически, нравственно и интеллектуально здоровая личность. Эта педагогика предлагает развивать в молодежи, прежде всего, такие качества, которые помогут ей ориентироваться в насущных задачах, осознать и занять свое место в современном мире, прожить яркую, радостную и полноценную жизнь.

Трудно дать полный список этих качеств, но несомненно, что к ним относятся: жизнелюбие и жизнерадостность (жизнеутверждающая установка), самоуважение, самодисциплина, сознательность, независимость, благоразумие и забота о здоровье, креативность, эстетический вкус…

Все эти добродетели общепризнаны. Они касаются как отношений с другими людьми, так и к самому себе. Они характеризуют человека, способного нести ответственность за последствия своего выбора.

Гуманистическая педагогика – это педагогика высокого самосознания. Она призвана обучать искусству мышления и прививать уважение к разуму; она стремится помочь в формировании гуманистических ценностей – мужества, разумности, заботы, уважения прав и свободы самоопределения личности; она берет на себя ответственность предложить общечеловеческую основу и методологию формирования личностью адекватного эпохе, т.е. научно ориентированного, философского и нравственного взгляда на мир.


Раздел 2. Дидактика

Гуманистическая психология.

Новая ситуация, сложившаяся в мире в связи с последствиями первой и в особенности второй мировой войн, безумие фашизма обратили психологическую мысль запада к новой проблематике – смысла (или бессмысленности) бытия, свободы (или несвободы) личности, одиночества (или неодиночества) человека, его ответственности, жизни и смерти – к проблемам, разрабатывавшимся в философии экзистенциализма. Помимо того, что эта философия повлияла на многих неофрейдистов (К.Хорни, Э.Фромм и др.), она вызвала к жизни новую психологию, пересмотревшую базовые основания предшествующей и во многих отношениях противопоставившую себя как бихевиоризму, так и психоанализу прежде всего в понимании подлинной природы человека. Это направление в целом часто обозначается как экзистенциально-гуманистическая психология.

В 1964 г. в США состоялась первая конференция по гуманистической психологии. Ее участники пришли к выводу, что бихевиоризм и психоанализ (они были обозначены как две главные на тот момент психологические силы) не видели в человеке того, что составляет его сущность как человека. Бихевиоризм и психоанализ рассматривали человека с естественнонаучных позиций: у Фрейда человеческая нравственность и духовность рассматривались не как самостоятельные реалии, а как следствие сложностей психосексуального развития и, соответственно, вторичные, производные от влечений и их судьбы; в бихевиоризме же (за исключением социобихевиоризма, который формировался в те же годы, что и гуманистическая психология) такие вещи как свобода, достоинство человека и др. не только не рассматривались, но были объявлены фикциями, т.е. искусственно созданными и не имеющими отношения к реальным понятиям. Гуманистическая психология обозначила себя как третья сила, противопоставленная бихевиоризму и психоанализу.

Принципы гуманистической психологии.

Принцип целостности.

Личность является целостным образованием, не сводимым к своим составляющим. То, что происходит в любой части целого, затрагивает всю личность. Целостность Я создает уникальный характер переживаний каждого человека. Именно поэтому предметом изучения должны быть цели, смыслы, самоотношение, самовосприятие личности.

Принцип позитивности.

Природа человека добра и конструктивна, в связи с чем акцент переносится на изучение здоровых, творческих индивидов, обладающих огромными внутренними ресурсами их решения. Жесткому внешнему детерминизму противопоставлены самодетерминация и самодомтаточность.

Принцип развития.

Этот принцип призван объяснить наличие внутренних потенций. Как любое существо человек от природы наделен тенденцией к росту, развитию и реализации. К.Роджерс приводит такую аналогию: зерно, брошенное в землю, растет, развивается и дает плоды (результаты). Точно также и каждый человек: природа дает силы для роста, развития и саморегуляции, т.е. для выбора своего единственного, неповторимого пути, который приведет к приумножению добра в этом мире. Следовательно, самое главное – это актуализация человеческого потенциала. Развитие не имеет предела. Человек обладает огромным творческим потенциалом, но, для того, чтобы он был реализован, человек должен быть активен.

Принцип активности .

Человек – не жертва обстоятельств, ранее приобретенных навыков, переживаний детства. Он от природы самодетерминирован, сам творит свою судьбу, свободен в выборе своей жизни и несет ответственность за свой выбор. Гуманистическая психология отказалась от идеи насилия и давления на личность. Все, что идет из вне и не совпадает с внутренними потребностями личности, блокируется, рано или поздно дает о себе знать в нервных срывах, болезнях, разрыве с близкими.

Эти принципы в основном распространяются и на другие гуманистические концепции, хотя в целом гуманистическая психология не представляет единой теории, ее объединяют некоторые общие положения и личностная ориентация в практике – в психотерапии и педагогике.

Возникновение названия и формулирование основных принципов связано в первую очередь с именем американского психолога Абрахама Маслоу . В центре гуманистической психологии – понятие становления личности , представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психологическое здоровье.

Обозначим, вслед за Маслоу, основные отличия гуманистической психологии от первых двух сил.

Прежде всего, гуманистическая психология подчеркивает, что человека нужно рассматривать как творческое саморазвивающееся существо, стремящееся не только к покою и определенности, т.е. равновесному состоянию, но и к нарушению равновесия: человек ставит проблемы, разрешает их, стремясь реализовать свой потенциал, и понять человека именно как человека можно, лишь приняв во внимание его высшие взлеты, высшие творческие достижения.

Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий.

В гуманистической психологии подчеркивается нерелевантность исследований животных для понимания человека; этот тезис также противостоит бихевиоризму.

В отличие от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т.п. возникают в связи с воздействием окружения.

Основные положения гуманистической психологии :

Человек должен изучаться в его целостности

Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее уникален, чем статистические обобщения

Человек открыт миру; переживания человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность;

Жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в выборах;

Человек наделен потенциями непрерывного развития и самореализации как частью своей природы;

Человек – активное, интенциональное, творческое существо.

Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность , т.е. творческая направленность, которая врожденна всем, но во многом утрачивается большинством в связи с воздействием среды, хотя некоторым удается сохранить наивный, детский взгляд на мир.

Маслоу подчеркивает интерес гуманистической психологии к психологически здоровой личности; прежде чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье (в психоанализе Фрейда – обратный путь; по словам Маслоу, Фрейд показал на больную сторону психики, пора показать здоровую). Подлинное же здоровье – не в медицинском, а в экзистенциальном смысле – означает творческий рост и саморазвитие.

Сердце концепции Маслоу – его представление о человеческих потребностях . Маслоу показал, что так называемые базальные потребности человеку заданы и иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни (снизу вверх)6

    Физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, оптимальной температуре, сексуальная потребность и др.)

    потребности, связанные с безопасностью (в уверенности, структурированности, порядке, предсказуемости окружения)

    Потребности, связанные с любовью и принятием (потребность в аффективных отношениях с другими, во включенности в группу, в том, чтобы любить и быть любимым)

    потребности, связанные с уважением и самоуважением

    потребности, связанные с самоактуализацией

Общий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности: нижележащие потребности должны быть в какой то мере удовлетворены, прежде чем человек может перейти к реализации высших. Без этого человек может и не подозревать о наличии потребностей более высокого уровня.

В целом, полагал Маслоу, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.

На вершине пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Самоактуализацию Маслоу определял как стремление стать всем, чем возможно; это – полное использование и раскрытие талантов и способностей человека. Это - потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Этот путь труден, он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же – путь к полноценной, внутренне богатой жизни. Кстати, самоактуализация не обязательно предполагает художественную форму воплощения: общение, труд, любовь – также формы творчества.

Характеристики «самоактуализирующейся личности».

    объективное восприятие действительности

    принятие себя, других, мира такими, какие они есть

    неэгоцентричность, ориентация на решение внешних проблем, центрированность на объекте

    способность переносить одиночество и потребность в обособлении

    творческие способности

    естественность поведения, отсутствие стремления нарушать условности просто из духа противоречия

    дружелюбные отношения к любому человеку с хорошим характером, вне зависимости от его образования, статуса и других формальных характеристик.

    Способность к глубоким привязанностям, часто к немногим людям, при отсутствии постоянной безусловной враждебности к кому-либо

    нравственная определенность, четкое различение добра и зла, последовательность в нравственном сознании и поведении

    относительная независимость от физической и социальной среды.

    сознание различия между целью и средством: умение не терять из вида цель, но в то же время эмоционально воспринимать и средство само по себе

    Крупномасштабность психического содержания и деятельности (Эти люди преподняты над мелочами, обладают широким горизонтом, дальней временной перспективой. Они руководствуются широкими и универсальными ценностями.)

Хотя все люди ищут внутренней состоятельности, достигают уровня самоактуализации (которая не состояние, а процесс) немногие – менее 1%. Большинство, по Маслоу, просто слепо к своему потенциалу, не знает о его существовании и не ведет радости движения к его раскрытию. Этому способствует окружение: бюрократическое общество имеет тенденцию к нивелированию личности.

Равным образом это относится и к обстановке в семье: дети, растущие в условиях дружелюбия, когда удовлетворена потребность безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации.

В целом же, если же человек не выходит на уровень самоактуализации (самоактуализирующаяся личность), оказывается человеком особым, не отягощенным множеством мелких пороков типа зависти, злобы, дурного вкуса, цинизма; он не будет склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т.д. – все это не соответствует подлинной человеческой природе, все это – проявления психического нездоровья в том его понимании, в котором оно рассматривается гуманистической психологией.

Такой человек отличается высокой самооценкой, он принимает других, принимает природу, неконвенционален (т.е. независим от условностей), прост и демократичен, обладает чувством юмора (причем философского плана), склонен к переживанию вершинных чувств типа вдохновения и т.д.

Итак, задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно – а значит, быть собой – в обществе, где условия не способствуют этому. Человек оказывается высшей ценностью и отвечает в конечном итоге за то, чтобы состояться.

Понятие самоактуализации оказывается в центре концепции одного из наиболее популярных психологов ХХ века – Карла Рождерса .

Человек, как и другие живые организмы, полагает Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все биологические потребности подчинены этой тенденции – они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития, и процесс развития протекает несмотря на то, что на его пути встают многие препятствия – есть много примеров того, как люди, живущие в жестких условиях, не только выживают, но и продолжают прогрессировать.

По Роджерсу, человек не таков, каким предстает в психоанализе. Он полагает, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т.п. – результат страха и психологической защиты; задача психолога – помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех.

Тенденция актуализации - причина того, что человек становится более сложным, независимым, социально ответственным.

Первоначально все переживания, весь опыт оценивается (не обязательно сознательно) через тенденцию к актуализации. Удовлетворение приносят те переживания, которые соответствуют этой тенденции; противоположных переживаний организм старается избегать. Термин организм в данном случае означает человека как единое телесно-духовное существо. Такая ориентация характерна для человека как ведущая до тех пор, пока не формируется структура Я, т.е. самосознание. Проблема же, по Роджерсу, заключается в том, что вместе с формированием Я у ребенка возникает потребность в положительном отношении к себе со стороны окружающих и потребность в положительном самоотношении; однако единственный путь выработки положительного самоотношения связан с усвоением таких способов поведения, которые вызывают положительное отношение других. Иными словами, ребенок теперь будет руководствоваться не тем, что способствует актуализации, а тем, насколько вероятно получение одобрения. Это означает, что в сознании ребенка в качестве жизненных ценностей будут возникать не те, которые соответствуют его природе, а в представление о себе не будет допускаться то, что противоречит усвоенной системе ценностей; ребенок будет отвергать, не допускать в знание о себе те свои переживания, проявления, тот опыт, которые не соответствуют пришедшим из вне идеалам. Я-концепция (т.е. представление о себе) ребенка начинает включать ложные элементы, не основанные на том, что есть ребенок на самом деле.

Такая ситуация отказа от собственных оценок в пользу чьих-то создает отчуждение между опытом человека и его представлением о себе, их несоответствие друг другу, что Рождерс обозначает термином «неконгруэнтность »; это означает - на уровне проявлений – тревогу, ранимость, нецельность личности. Это усугубляется и ненадежностью внешних ориентиров – они нестабильны; отсюда Роджерс выводит тенденцию примыкать к относительно консервативным в этом отношении группам – религиозным, общественным, малым группам близких друзей и пр., т.к. неконгруэнтность в той или иной степени свойственная человеку любого возраста и социального положения. Однако конечной целью, по Роджерсу, является не стабилизация внешних оценок, но верность собственным чувствам.

Основной причиной неврозов, с точки зрения Роджерса, является расхождение между тем, кем себя считает человек, и тем, каким он хочет быть. Суть метода Роджерса направлена на то, чтобы:

    сформировать у человека новый более адекватный образ самого себя

    сделать более реальным, соответствующим возможностям человека представление о его идеале.

Роджерс предлагал наполнить понятие «психического здоровья» позитивным содержанием. Другими словами, психическое здоровье – это не отсутствие болезни, а позитивный способ жизни, который характеризуется открытостью новому опыту, стремлением к полноте жизни, доверием к своим чувствам и высокой творческой активностью.

Возможно ли развитие на основе самоактуализации, а не ориентации на внешнюю оценку? Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка, полагает Роджерс, - безусловное позитивное отношение к ребенку, «Безусловное принятие »; ребенок должен знать, что он любим независимо от того, что он делает, тогда потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоактуализации; лишь при этом условии индивид будет психологически цельным, полностью функционирующим.

Как практик Роджерс предложил ряд процедур, смягчающих неконгруэнтность; они нашли отражение прежде всего в индивидуальной и групповой психотерапии. Первоначально Роджерс обозначил свою психотерапию как недирективную, что означало отказ от рекомендаций предписывающего плана (а чаще всего от психолога ждут именно этого) и веру в способность клиента самому решать свои проблемы, если создается соответствующая атмосфера – атмосфера безусловного принятия. В дальнейшем Роджерс обозначил свою психотерапию как терапию, центрированную на клиенте ; теперь в задачи терапевта входило не только создание атмосферы; важнейшую роль играла открытость самого терапевта, его движение в направлении понимания проблем клиента, проявление этого понимания, т.е. важным оказываются и чувства клиента, и чувства терапевта.

Наконец, Роджерс развивал терапию, центрированную на человеке , принципы которой(главное внимание – человеку как таковому, не социальным ролям или идентичности) распространялись за пределы психотерапии в традиционном понимании этого слова и легли в основу групп – встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи, межнациональных отношений и др. Во всех случаях главным для Роджерса является обращение к самоактуализации и подчеркивание роли безусловного позитивного отношения как того, что позволяет человеку «стать полностью функционирующей личностью». Ее свойства, в понимании Роджерса, во многом напоминают свойства ребенка, что естественно – человек как бы возвращается к самостоятельной оценке мира, характерной для ребенка до переориентации на условия получения одобрения.

Близка к гуманистической психологии позиция Виктора Франкла . Его подход носит название логотерапия, т.е. терапия, ориентированная на обретение смысла жизни (в данном случае логос означает смысл). В основу своего подхода Франкл ставит три основных понятия :

    свобода воли,

    воля к смыслу,

    смысл жизни.

Т.о., Франкл обозначает несогласие с бихевиоризмом и психоанализом: бихевиоризм, по сути, отвергает представление о свободной воле человека, психоанализ выдвигает идеи о стремлении к удовольствию (Фрейд) и воли к власти (Адлер); что касается смысла жизни, то Фрейд в свое время полагал, что человек, задающийся этим вопросом, проявляет тем самым психическое неблагополучие.

По Франклу этот вопрос естественен для современного человека, и именно то, что человек не стремится к его обретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний, типа ощущения бессмысленности, никчемности жизни. Главным препятствием оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти за пределы себя – к другому человеку или к смыслу; смысл по Франклу существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе самых трагических; психотерапевт не может дать человеку этот смысл (он для каждого свой), но в силах помочь его увидеть. «Выход за свои пределы» Франкл обозначает понятием «самотрансцененция » и считает самоактуализацию лишь одним из ее моментов.

Это стремление человека может быть названо волей к смыслу . Франкл уделяет особое внимание ситуации смыслоутраты и поиска смысла в безнадежных ситуациях (он сам был узником Освенцима). Франкл приходит к выводу, что страдание имеет смысл, если оно изменяет к лучшему тебя самого.

Для того, чтобы помочь человеку в его проблемах, Франкл использует два основных принципа (они же – методы терапии ): принцип дерефлексии и принцип парадоксальной интенции.

Принцип дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышлений о собственных сложностях, того, что в обиходе называют «самокопанием».

Так, в ряде исследований, было показано, что современная молодежь в большей степени страдает от мысли о том, что несет в себе «комплексы», нежели от самих комплексов.

Принцип парадоксальной интенции предполагает, что терапевт вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При этом активно используются (хотя это не обязательно) различные формы юмора – Франкл считал юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуации формой свободы является героическое поведение.

Направление, развиваемое Франклом, как и гуманистическую психологию, трудно назвать теорией в традиционном естественнонаучном понимании. Характерно высказывание Франкла о том, что главным аргументом, подтверждающим правомерность его позиции, является его собственный опыт пребывания в качестве заключенного в фашистских концентрационных лагерях. Именно там Франкл убедился в том, что даже в нечеловеческих условиях, возможно не только оставаться человеком, но и возвышаться – иногда до святости, - если сохраняется смысл жизни.

Еще с середины XVIII века, в первую очередь, под влиянием западноевропейской культуры в России начинает формироваться теоретическое педагогическое сознание. Его становление связано с именами М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.И. Радищева. С середины XIX века в период рассвета русского Просвещения этот тип педагогического сознания представлен в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.В. Гоголя, а затем А.Н. Добролюбова, Ф.М. Достоевского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и целой плеяды последователей. Российская педагогика этого периода -- одно из ярчайших явлений в истории мировой педагогической мысли. Деятели России не только освоили все формы теоретического педагоги-ческого сознания, но и создали труды, не уступающие по своему содержанию лучшим произведениям мировой педагогики. Ими разработаны и обоснованы гуманистический принцип воспитания, приоритет воспитания в образовании, личностный подход в воспитании, ответственность учителя перед народом за свою деятельность и т.д.

Гуманистический подход к образованию - прежде всего комплекс мероприятий, интегрирующий богатство лучших методик, накопленных «поведенческой» и «когнитивной» педагогическими школами, однако он отличается концентрацией на личностном развитии обучаемого, что в свете нарастающей информатизации современного общества приобретает особую важность. Комплексность данного подхода предполагает свободное варьирование методов. Можно выделить принципиальные требования гуманистического подхода к образованию:

  • - Наполненность содержания обучения жизненными проблемами обучаемого, создания ситуации учения, в которой бы студенту разрешалось взаимодействовать с важными для него проблемами и вопросами, которые он стремится разрешить в принципе;
  • - "Реальность личности" преподавателя, который должен вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие качества во взаимодействии со студентами;
  • - Принятие преподавателем обучаемого таким, какой он есть, и понимание его чувств. Подчеркивается необходимость теплого принятия, безусловного позитивного отношения преподавателя к студенту;
  • - Преподаватель должен стремиться к тому, чтобы студенты узнали о его знаниях и опыте и о том, что им разрешено обращаться к этим знаниям, но он не должен навязывать их. Обучение не должно быть директивным, напротив, обучаемый должен чувствовать себя свободно в мире источников знаний и информации и всегда иметь возможность вступить в диалог с преподавателем, выбрать альтернативное решение проблемы.

Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную - ориентацию на развитие личности. При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий принцип в системе гуманистических принципов воспитания - принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Все остальные принципы, имея в своей основе эту закономерность, подчинены ему и обеспечивают внутренние и внешние условия его осуществления. Именно в этом смысле гуманизация образования и рассматривается как фактор гармоничного развития личности. Данная ориентация требует выдвижения целей образования, которые обеспечивали бы не обязательно универсальные, но обязательно объективно необходимые базисные качества для развития личности в том или ином возрастном периоде.

Личностный подход как принцип воспитания требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Он предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей.

Личностный подход органично связан с принципом персонализации педагогического взаимодействия, который требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, действий и поступков) .

Гуманистический принцип полисубъектного (диалогического) подхода обусловлен тем, что гармоничное развитие личности возможно только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия. Он преобразует суперпозицию педагога и подчиненность учащегося в личностно-равноправные позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.

Принцип индивидуально-творческого подхода к воспитанию включает в себя непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.

Принцип профессионально-этической взаимоответственности обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики. Данный принцип требует того, чтобы и педагоги, и учащиеся не шли на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе, а могли вырабатывать свою стратегию развития, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

В реальной педагогической практике, важно учитывать частные принципы организации воспитательной работы:

Принцип обучения и воспитания детей в коллективе предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. В коллективе усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские навыки. Коллектив не поглощает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего и гармонического развития.

Принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой, который требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями, формирования опыта их анализа для последующей деятельности.

Принцип эстетизации детской жизни позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.

Принцип организации детской деятельности - уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности.

Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Даже у самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию, которое легко погасить, если обращаться к ним только с помощью упреков и нотаций. Но это стремление можно поддержать, если учитель вовремя заметит и поощрит малейшие порывы школьника к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения.

Принцип согласованности требований школы, семьи и общественности указывает на то, что случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью наносит вред делу воспитания.

Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Сущность параллельного действия в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу (коллектив), педагог превращает его из объекта в субъект воспитания. При этом формально воспитателя интересует только коллектив, а в действительности он использует его как инструмент для работы с каждой отдельной личностью. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот .

Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека. Так же воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур: решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). Это обусловливает важность реализации деятельностного подхода как принципа гуманистического воспитания.

В целом, можно отметить общие принципы конструирования образовательного процесса на основе гуманистических ценностей, получающих все большее развитие в последнее десятилетие в России: принцип свободы; принцип создания ненасильственной развивающей социально-педагогической среды; принцип насыщения жизнедеятельности образовательного учреждения новым содержанием; принцип личностного подхода ко всем участникам образовательного процесса.

Социум все больше привлекают внимание творческие личности, способные выдерживать конкуренцию и обладающие мобильностью, интеллигентностью и способностью к самоактуализации и непрерывному творческому саморазвитию.

Интерес к различным проявлениям человеческого бытия и становлению личности особенно проявляется в гуманистическом направлении психологии и педагогики. Благодаря ему человек рассматривается с точки зрения его уникальности, целостности и стремления к непрерывному личностному совершенствованию. В основании упомянутого направления стоит видение человеческого во всех индивидах и обязательное уважение автономии личности.

Общие понятия гуманизма

"Гуманизм" в переводе с латинского обозначает "человечность". И как направлениев философии возник в эпоху Возрождения. Он позиционировался под названием «ренессансный гуманизм». Это мировоззрение, главной идеей которого является утверждение, что человек - ценность превыше всех земных благ, и исходя из этого постулата, необходимо выстраивать отношение к нему.

В общем виде гуманизм - это мировоззрение подразумевающее ценность личности человека, его право на свободу, счастливое существование, полноценное развитие и возможность проявления своих способностей. Как система ценностных ориентаций сегодня он оформился в виде совокупности идей и ценностей, утверждающих универсальное значение человеческого бытия как в целом, так и в частности (для отдельной личности).

До появления понятияк личности" сформировалось понятие "гуманность", в котором отражается такая важная черта личности, как готовность и стремление помогать другим людям, проявлять уважение, заботу, соучастие. Без гуманности, в принципе, невозможно существование рода человеческого.

Это качество личности, которое представляет собой способность к осознанному сопереживанию к другому человеку. В современном обществе гуманизм - это общественный идеал, а человек - наивысшая цель социального развития, в процессе которого должны быть созданы условия полной реализации всех его потенциальных возможностей для достижения гармонии в социальной, экономической, духовной сфере и наивысшего расцвета личности.

Главные основы гуманистического подхода к человеку

В наши дни трактовка гуманизма делает акцент на гармоничном развитии интеллектуальных способностей личности, а также на ее духовно-нравственной и эстетической составляющей. Для это важно разглядеть в человеке его потенциальные данные.

Цель гуманизма - полноценный субъект деятельности, познания и общения, который является свободным, самодостаточным и ответственным за происходящее в социуме. Мера, которую при этом предполагает гуманистический подход,определяется предпосылками для самореализации человека и предоставленными для этого возможностями. Главное - дать раскрыться личности, помочь ей стать свободной и ответственной в творчестве.

Модель формирования такого человека, с точки зрения гуманистической психологии, начала свое развитие в США (1950-1960 гг.). Она была описана в работах Маслоу А., Франка С., Роджерса К., Келли Дж., Комбси А., а также других ученых.

Личность

Описанный в упомянутой теории гуманистический подход человеку, к был глубоко проанализирован учеными учеными-психологами. Конечно, нельзя сказать, что эта область исследована совершенно, однако в ней сделаны значительные теоретические исследования.

Это направление психологии возникло как своеобразная альтернативная концепция течению, полностью или частично отождествляющему психологию человека и поведение животных. рассматриваемую с точки зрения гуманистических традиций, относят к психодинамическим (одновременно, интеракционистским). Это не экспериментальная имеющая структурно-динамическую организацию и охватывающая весь период жизни человека. Она описывает его как личность, используя термины внутренних свойств и особенностей, а также поведенческие термины.

Сторонников теории, рассматривающей личностьв гуманистическом подходе, прежде всего интересует восприятие, понимание и объяснение человеком реальных событий своей жизни. Предпочтение отдается феноменологии личности, а не поиску объяснений. Поэтому такого типа теорию часто называют феноменологической. Само описание личности и событий в ее жизни сосредотачивается, в основном, на настоящем и описывается в таких терминах: «жизненные цели», «смысл жизни», «ценности» и т. п.

Гуманизм в психологии Роджерса и Маслоу

В своей теории Роджерс опирался на то, что человек имеет стремление и способности к личностному самосовершенствованию, так как он наделен сознанием. По мнению Роджерса, человек - это существо, которое может быть само для себя высшим судьей.

Теоретический гуманистический подход в психологии личностиРоджерса подводит к тому, что центральное понятие для человека - это «Я», со всеми представлениями, идеями, целями и ценностями. Оперируя ими, он может дать себе характеристику и наметить перспективы личного совершенствования и развития. Человек должен ставить перед собой вопрос «Кто я? Кем хочу и могу стать?» и непременно решать его.

Образ «Я» как результат личного жизненного опыта влияет на самооценку и на восприятие мира и окружения. Это может быть отрицательная, положительная или противоречивая оценка. Индивиды с разными «Я»-концепциями видят мир по-разному. Такая концепция может быть искаженной, а то, что не подходит под нее, вытесняется сознанием. Уровень удовлетворения жизнью - это мера полноты счастья. Он непосредственно зависят от согласованности между реальным и идеальным «Я».

Среди потребностей гуманистический подход в психологии личности выделяет:

  • самоактуализацию;
  • стремление к самовыражению;
  • стремление к самосовершенствованию.

Главенствующая среди них - это самоактуализация. Она роднит между собой всех теоретиков в данной области, даже при значительных расхождениях во взглядах. Но наиболее распространенной для рассмотрения стала концепция взглядов Маслоу А.

Он отметил, что все самоактуализирующиеся люди, вовлечены в какое-либо дело. Они ему преданы, и дело является чем-то очень ценным для человека (своего рода призванием). Люди такого типа стремятся к порядочности, красоте, справедливости, доброте и совершенству. Эти ценности и являются жизненно важными потребностями и смыслом самоактуализации. Для такой личности существование предстает процессом постоянного выбора: двигаться вперед или отступить и не бороться. Самоактуализация - это путь постоянного развития и отказа от иллюзий, избавления от ложных представлений.

В чем состоит суть гуманистического подхода в психологии

Традиционно к гуманистическому подходу относят теории Олпорта Г. о личностных чертах, Маслоу А. о самоактуализации, Роджерса К. об индирективной психотерапии, о жизненном пути личности Бюлера Ш., а также идеи Мэйя Р. Основные положения концепции гуманизма в психологии следующие:

  • изначально человек имеет в себе конструктивную подлинную силу;
  • формирование деструктивных сил происходит по мере развития;
  • у человека есть мотив самоактуализации;
  • на пути самоактуализации возникают препятствия, мешающие эффективно функционировать личности.

Ключевые термины концепции:

  • конгруэнтность;
  • позитивное и безусловное принятие себя и окружающих;
  • эмпатическое слушание и понимание.

Основные цели подхода:

  • обеспечивание полноты функционирования личности;
  • создание условий для самоактуализации;
  • обучение спонтанности, открытости, аутентичности, дружелюбию и принятию;
  • воспитание эмпатии (сочувствия и соучастия);
  • развитие способности к внутреннему оцениванию;
  • открытость новому.

Такой подход имеет ограничения в применении. Это психотики и дети. Возможен негативный результат при прямом воздействии терапии в агрессивной социальной среде.

О принципах гуманистического подхода

Основные принципы гуманистического подхода можно изложить кратко:

  • при всем ограничении бытия человек обладает свободой и независимостью для ее реализации;
  • важный источник информации - экзистенциальность и субъективный опыт индивидуума;
  • природа человека всегда стремится к непрерывному развитию;
  • человек един и целостен;
  • личность уникальна, ей необходима самореализация;
  • человек устремлен в будущее и является активным творческим существом.

Из принципов складывается ответственность за поступки. Человек - не бессознательное орудие и не раб сформировавшихся привычек. Изначально его природа позитивна и добра. Маслоу и Роджерс считали, что росту личности часто мешают защитные механизмы и страхи. Ведь нередко самооценка расходится с той, которую дают человеку окружающие. Поэтому перед ним стоит дилемма - выбор между принятием оценки со стороны и желанием остаться при своей.

Экзистенциальность и гуманизм

Психологами, представляющими экзистенциально-гуманистический подход, являются Бинсвангер Л., Франкл В., Мэй Р., Бюдженталь, Ялом. Описываемый подход развивался во второй половине двадцатого столетия. Перечислим основные положения данной концепции:

  • человек рассматривается с позиции реального существования;
  • он должен стремиться к самоактуализации и самореализации;
  • человек ответственен за свой выбор, существование и реализацию собственных потенциалов;
  • личность свободна и имеет множество вариантов выбора. Проблема же состоит в стремлении избежать его;
  • тревога - это следствие нереализованности своих возможностей;
  • часто человек не осознает что он раб шаблонов и привычек, не является аутентичной личностью и живет фальшью. Для изменения такого состояния необходимо осознание своего истинного положения;
  • человек страдает от одиночества, хотя он одинок изначально, так как приходит в мир и уходит из него один.

Основные цели, которые преследует экзистенциально-гуманистический подход, это:

  • воспитание ответственности, умения ставить задачи и решать их;
  • обучение быть активным и преодолевать трудности;
  • поиск деятельности, где можно свободно выражать себя;
  • преодоление страдания, переживания «пиковых» моментов;
  • обучение концентрации выбора;
  • поиск подлинных смыслов.

Свободный выбор, открытость для предстоящий новых событий - ориентир для личности. Такая концепция отвергает качества заложены в биологии человека.

Гуманизм в воспитании и образовании

Нормы и принципы, которые пропагандирует гуманистический подход в образовании,ориентированы на то, чтобы система взаимоотношений "воспитатель/воспитанник" опиралась на уважение и справедливость.

Так, в педагогике К. Роджерса педагог должен разбудить собственные силы воспитанника для решения его проблем, а не решать за него. Нельзя навязывать готовое решение. Цель - стимуляция личной работы по изменению и росту, а они беспредельны. Главное не набор фактов и теорий, а преображение личности учащегося в результате самостоятельного обучения. - развить возможности саморазвития и самоактуализации, поиску своей индивидуальности. К. Роджерс определил следующие условия, при которых данная задача реализовывается:

  • ученики в процессе обучения решают проблемы, значимые для них;
  • педагог по отношению к ученикам чувствует себя конгруэнтно;
  • он относится к ученикам безусловно;
  • педагог проявляет эмпатию к ученикам (проникновение во внутренний мир ученика, взгляд на окружающую среду его глазами, при этом оставаясь самим собой;
  • воспитатель - помощник, стимулятор (создает благоприятные условия для ученика);
  • он побуждает учащихся к нравственному выбору, предоставляя материал для анализа.

Личность, которую воспитывают, является высшей ценностью, имеющей право на достойное проживание и счастье. Поэтому гуманистический подход в воспитании, утверждающий права и свободу ребенка, способствующий его творческому развитию и саморазвитию, - приоритетное направление в педагогике.

Такой подход требует анализа. Кроме того, необходимо полноценное глубокое осмысление понятий (диаметрально противоположных): жизни и смерти, лжи и честности, агрессии и доброжелательности, ненависти и любви...

Спортивное воспитание и гуманизм

В настоящее время гуманистический подход в обучении спортсмена исключает процесс подготовки и тренировки, когда спортсмен выступает в роли механического субъекта, достигающего результата, поставленного перед ним.

Исследования показали, что часто спортсмены, достигая физического совершенства, наносят серьезный вред психике и своему здоровью. Бывает, что применяются неадекватные нагрузки. Это работает как для юных, так и для зрелых спортсменов. В результате такой подход приводит к психологическим срывам. Но при этом исследования показывают, что возможности становления личности спортсмена, ее нравственных, духовных установок, формирование мотивации - безграничны. Подход, направленный на его развитие, может быть осуществлен в полной мере, если изменить ценностные установки как у спортсмена, так и у тренера. Такая установка должна стать более гуманной.

Становление у спортсмена гуманистических качеств - это процесс достаточно сложный и длительный. Он должен быть систематическим и требует от тренера (воспитателя, преподавателя) овладения технологиями воздействия высокой тонкости. Этот подход ориентирован на гуманистическую установку - развитие личности, ее психического, физического здоровья средствами спорта и физической культуры.

Управление и гуманизм

Сегодня различные организации стремятся постоянно повышать уровень культуры своего персонала. В Японии, например, любое предприятие (фирма) является для своих сотрудников не просто местом зарабатывания средств для проживания, но и местом, которое объединяет отдельно взятых коллег в коллектив. Для него играют важную роль дух сотрудничества и взаимозависимость.

Организация - это продолжение семьи. Гуманистический рассматривается как процесс, создающий реальность, которая дает возможность людям видеть события, понимать их, действовать соответственно ситуации, придавая смысл и значимость собственному поведению. На самом деле правила - это средства, а основное действие происходит в момент выбора.

Каждый аспект организации нагружен символическим смыслом и помогает создавать реальность. Гуманистический подход делает акцент на человеке, а не на организации. Для осуществления этого очень важно умение интегрироваться в существующую ценностную систему и меняться в новых условиях деятельности.

Гуманистическая психология занимается проблематикой любви, внимания к различным состояниям человека. Центральное место здесь занимает индивидуум и его стремление к самосовершенствованию, высшим духовным ценностям, самореализации и творчеству, ответственности, любви, свободе, независимости, душевному здоровью и отношению между людьми.

Согласно гуманистической психологии, человек должен быть освобожден от невротического контроля, появившегося в результате того, что личность отошла от общепризнанных социальных норм поведения или собственных психологических условий. Главным становится самоактуализация личности — умение понять себя.

Гуманистическая психология появилась в 1960-х годах XX в. в США. Основные положения указанного подхода были сформулированы президентом Ассоциации гуманистической психологии Джеймсом Бьюдженталем:

  1. Личность всегда превосходит собственные функции и свойства, которыми владеет, и не может быть сведена к их совокупности или объяснена только через изучение природных свойств.
  2. Человеческое бытие являет себя в межличностном общении, которое не должно игнорироваться при объяснении и изучении индивидуума.
  3. Поскольку человек есть существо, обладающее самосознанием, психология обязана учитывать многоуровневость и непрерывность человеческого самосознания при понимании человека.
  4. Человек обладает выбором и свободно творит собственную жизнь, не являясь только лишь пассивным наблюдателем.
  5. В жизни каждого из нас присутствует цель, смысл и ценность.

На формирование гуманистической психологии оказали влияние такие направления, как:


Гуманистическая психология – это набор различных концепций, показывающих возможности раскрытия личностных проблем при помощи внутреннего опыта, в котором:

  • исследования заканчиваются реалистичным восприятием себя и окружающих;
  • в ходе экстатического эксперимента постигается смысл единства и различия человека и природы;
  • именно сам индивидуум внутренне берет на себя полноту ответственности за те или иные мысли и действия.

Такой подход направлен на практическую реализацию, связанную с личностным ростом. Гуманистическая психология утверждает, что все люди могут меняться, если будут работать над собой.

На данной основе появилось множество различных методик «само-проникновения», которые систематически можно представить таким образом:

  1. Ментальные состоят из трансакционного анализа; создания персональных конструктов («репертуарные решетки» Келли); семейной терапии и НЛП.
  2. Физические включают: терапию Райха, нацеленная на биоэнергетику и телесное возрождение; техники Александера; методы Rolfing’s, Feldenkreis’s; концепции целостного здоровья и чувственного сознания.
  3. Чувственные включают: психодрамы; первоначальную интеграцию; осознание целостности; эмпатическое взаимодействие Роджерса.
  4. Духовные основаны на: психоанализе; трансперсональном консультировании; семинарах по просвещению; игр с песком (send play); динамической медитации и толковании сновидений (dream work).

Данные методы можно использовать в самых различных отраслях. Практики гуманистической психологии занимаются личностным ростом с помощью психотерапии, целостного здоровья, образования, общественной работы, организационной теории и консультирования, различных бизнес-тренингов и тренингов общего развития, самопомощи в группах (self-help groups), креативного тренинга и общественного исследования.

Гуманистическая психология рассматривает человеческое бытие, как со-исследовательское, когда не только психолог, но и сам испытуемый планирует и исполняет собственное познание, осмысливает и исполняет результаты исследования. Преимуществом является то, что знание подобного рода может быть использовано сразу, а представленные методы дают больше различного рода знаний о человеке, чем классическая исследовательская парадигма.

Гуманистическая психология занимает большое место в исследованиях современных ученых. В своих работах эксперты утверждают, что общее здоровье человека тесно связано с психическим состоянием.