Настоящая дружба в литературных произведениях аргументы. Проблема истинной дружбы, ложной дружбы, товарищеского долга


Итоговое сочинение

«Дружба и вражда»


В.С. Высоцкий «Песня о друге»

Если ж он не скулил, не ныл, Пусть он хмур был и зол, но шёл, А когда ты упал со скал, Он стонал, но держал, Если шёл за тобой, как в бой, На вершине стоял, хмельной, Значит – как на себя самого, Положись на него.

Если друг оказался вдруг И не друг и не враг, а – так.. Если сразу не разберёшь, Плох он или хорош - Парня в горы тяни – рискни, Не бросай одного его, Пусть он в связке с тобой в одной - Там поймешь, кто такой Если парень в горах – не ах, Если сразу раскис – и вниз, Шаг ступил на ледник – и сник, Оступился – и в крик,

Значит, рядом с тобой чужой, Ты его не брани – гони: Вверх таких не берут и тут Про таких не поют


Возможные тезисы:

1. Ценность человеческой дружбы, настоящий друг.

(Во все времена люди высоко ценили дружбу: это одна из важнейших составляющих жизни человека. Каждый из нас нуждается в настоящих, верных и преданных друзьях. Истинный друг – …

это не только тот человек, с которым можно весело провести время. Это прежде всего тот, кто придет на помощь в трудную минуту, с кем можно разделить как радость, так и горе. На друга всегда можно положиться, он не предаст, он готов помочь в любой ситуации.)


Аргументы:

Вспомним стихотворение А.С. Пушкина «Пущину», в котором поэт обращается к своему лицейскому товарищу. Пушкин вспоминает, как во время ссылки в Михайловское….

Мы видим, что ценность дружбы определяется прежде всего готовностью поддержать товарища в трудную минуту.


А вот ещё одно произведение, где мы видим пример истинной дружбы, - «Четырнадцать футов» Александра Грина . В нем говорится о двух товарищах – Кисте и Роде. Автор рассказывает, как …

Поведение Киста и поступок Рода - яркий пример того, какой должна быть настоящая дружба: каждый готов не просто помочь, но, если потребуется, отдать жизнь за своего друга)



Герои романа:

Роберт Локамп ( Робби ) - главный герой романа. Возлюбленный Патриции Хольман (Пат). Друг Готтфрида Ленца и Отто Кёстера. Участник Первой мировой войны.

Отто Кестер - один из главных героев. Во время войны - лётчик, в романе являлся владельцем автомастерской, в которой работали главные герои. Отто - автогонщик-любитель, участвовал в гонках на машине «Карл», на которой несколько раз одерживал победу. Увлекается боксом.

Готтфрид Ленц - один из главных героев романа. Служил в армии, много путешествовал по миру, свидетельством чему является его чемодан, обклеенный всевозможными открытками, марками и прочим. Работал в автомастерской вместе с Кестером и Локампом. Очень легкий, позитивный человек, «душа» компании. Внешне выделялся в толпе соломенной копной волос. Друзья называли его последним, «бумажным» романтиком.

Патриция Хольман ( Пат ) - возлюбленная главного героя. История этой любви и составляет основу сюжета произведения.



Возможные тезисы:

2. Перерастание вражды в дружбу.

(Могут ли враги стать друзьями? Думается, … да. Так случается, когда врагами человека делают не личные качества, а обстоятельства, например, война. Но, как сказал Ремарк, по обе стороны окопов сидят абсолютно одинаковые люди. И порой человечность, доброта берут верх над теми жестокими условиями, в которые ставит их жизнь.)


Аргументы:

  • То, как преодолевается вражда и возникает дружба, мы можем наблюдать в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Русский офицер Жилин попадает в плен к татарам. Там он знакомится с дочерью своего хозяина – Диной. Писатель показывает, что ….
  • Мы видим, что вражда народов не может помешать обыкновенным людям относиться друг к другу с искренней симпатией.

Еще один пример преодоления вражды можно найти в произведении А. Приставкина «Ночевала тучка золотая».

(Писатель акцентирует наше внимание на том, что, хотя дети принадлежат к враждующим сторонам, у них нет ненависти друг к другу, напротив, они считают друг друга братьями. Никто из них не понимает, кому и зачем нужна эта вражда. Для них все люди – братья. А.Приставкин показывает, что дружба и взаимная симпатия сильнее вражды и ненависти)

  • Л.Н.Толстой «Война и мир»

(эпизод «Петя в партизанском отряде»)

  • У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Возможные тезисы:

3. Перерастание дружбы во вражду. Конфликты между друзьями.

(Испытания ждут дружбу всегда. Иногда возникшие трудности удается преодолеть, а иногда противоречия оказываются настолько сильны, что отношения разрушаются, и друзья становятся врагами.)

Аргументы :

Порой случается так, что в основе конфликта лежат серьезные различия в мировоззрении, представлениях о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Когда один из друзей совершает поступок, несовместимый с моральными принципами другого, отношения разрушаются.

Об этом пишет Ю.М. Нагибин в произведении «Мой первый друг, мой друг бесценный» . Писатель рассказывает нам историю дружбы двух мальчиков. Однажды рассказчик не подготовился к уроку и, чтобы избежать наказания, переложил вину на товарища, сказав, что это тот забыл ему сказать, что задано. Позже он осознал, как выглядел его поступок в глазах Павлика: «Его предал друг. Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду». Павлик перестал общаться с рассказчиком, и все попытки примириться не имели успеха: «…ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого». Нагибин показывает, что причиной прекращения дружбы стал низкий поступок главного героя. Отношения не могут строиться между людьми, один из которых в любой момент может оказаться ненадежным. Люди, по-разному смотрящие на то, что правильно, а что нет, не могут быть друзьями.


Аргументы:

  • А.С.Пушкин «Дубровский» (дружба Троекурова и Дубровского переросла во вражду из-за нанесённой Дубровскому обиды)
  • А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (Швабрин – Гринёв)
  • А.С.Пушкин «Евгений Онегнин» (Онегин – Владимир Ленский)
  • Голдинг У. «Повелитель мух»

Возможные тезисы:

4. Пути достижения взаимопонимания между отдельными людьми, преодоление конфликтов

(Дружба нередко подвергается испытаниям на прочность. Для сохранения отношений … очень важно, с одной стороны, уметь признавать свои ошибки, а с другой – прощать промахи другого)


Аргументы:

  • Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (капризы розы)
  • Рассказ Ю. Олеши «Друзья» (Пушкин и Кюхельбекер): настоящая дружба основывается на великодушии, умении радоваться успехам другого, признавать свою вину и прощать другому невольные ошибки.
  • В.Солоухин «Мститель»

Домашнее задание (на выбор):

  • «На что же ум и чувства нам даны?» (И.А. Крылов.)
  • Что такое честь истинная и честь ложная?
  • Согласны ли Вы с утверждением Э. Хемингуэя: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»?
  • Чем для отцов может быть ценен опыт детей?
  • Какие качества открывает в человеке дружба?

Темы итогового сочинения 2016 - 2017

«Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Друзья! Это примерный список тем итогового сочинения 2016. Прочтите его внимательно и постарайтесь подобрать к каждой теме аргумент и тезис. Здесь направление "Дружба и вражда" раскрыто со всех возможных сторон. Вероятно, на сочинении вам встретятся другие цитаты, но они все равно будут нести такой же смысл. И если вы поработаете с данным списком, у вас не возникнут сложности при написании итогового сочинения.

  1. Врагов надо иметь, иначе ими станут друзья. (Г. Малкин)
  2. Почему друзья становятся врагами?
  3. Враг - потенциальный друг. (Я. Кротов)
  4. Почему рушится мужская дружба?
  5. Бескорыстность детской дружбы
  6. Есть ли польза от врагов?
  7. Можно ли уважать врага?
  8. Кто такой враг?
  9. Откуда берутся враги?
  10. Мало у бедняков врагов, но еще меньше у богача друзей. (Мейдани)
  11. Предательство друга.
  12. От дружбы до ненависти.
  13. Берегите дружбу.
  14. Враг занимает больше места в наших мыслях, чем друг — в нашем сердце. (А.Бужар)
  15. Что такое истинная дружба?
  16. Больше всего врагов наживает себе в свете человек, который прямодушен, горд, щепетилен и предпочитает принимать всех за то, что они есть, а не за то, чем они никогда не были. (Н. Шамфор)
  17. Если похвалы, расточаемые друзьями, иной раз дают повод усомниться в их искренности, то зависть врагов заслуживает полного доверия. (К. Иммерман)
  18. Если не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства. (А. Шопенгауэр)
  19. Если у вас нет врагов, вам угрожает такое же положение и с друзьями. (Э. Хаббард)
  20. Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом. (Ш. Руставели)
  21. У честных врагов бывает всегда больше, чем у бесчестных. (Ф. Достоевский)
  22. И в самом верном друге таится верный враг. (В. Георгиев)
  23. Враги наших врагов в конце концов наши друзья. (Э. Ренан)
  24. Как ни редко встречается настоящая любовь, настоящая дружба встречается еще реже. (Франсуа Ларошфуко)
  25. Худшие враги — из бывших друзей: бьют по твоим слабостям, им одним ведомым, по наиболее уязвимому месту. (Б. Грасиан)
  26. В счастье легко найти друга, в несчастье же в высшей степени трудно. (Демокрит)

Итоговое сочинение

по тематическому направлению

«Дружба-вражда»

Дружба и вражда…Что же это такое? Это постоянные спутники человека

в жизни. Каждый из нас, взрослый или ребёнок, нуждается в друзьях.

Настоящая дружба-награда редкая и драгоценная. Дружба-это бескорыстные

личные взаимоотношения между людьми, основанные на полном доверии,

искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

В мировой художественной литературе, в том числе и русской, мы

можем найти немало примеров, раскрывающих тему дружбы и вражды.

В романе Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» мы видим двух

старых друзей-Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича

Дубровского. Когда-то они были товарищами по службе. Дубровский

отличался гордостью и решительностью характера, за это его ценил и

уважал Троекуров. Андрей Гаврилович был интересным собеседником, и

Кирила Петрович скучал, когда рядом не было сослуживца. Автор объяснил

их дружбу тем, что оба они были ровесниками, имели одинаковое

воспитание, рано овдовели и воспитывали по одном ребёнку. Всё это

сближало их. Все соседи-помещики завидовали их согласию и дружбе.

Но однажды в их дружеских отношениях наступила пора раздора и

страшной жестокой вражды . Произошло это, когда Парамошка, слуга

помещика, во время осмотра любимой псарни Троекурова оскорбил

Дубровского, унизил его достоинство. «Нечаянный случай всё расстроил и

переменил». Покинув Покровское, Андрей Гаврилович потребовал, чтобы

слуга явился на суд. Но своенравный богач не захотел серьёзно разобраться в

этом, а начал беспощадно мстить Дубровскому, ещё сильнее унижая его.

Почему же эта дружба оказалась непрочной? Почему же между бывшими

друзьями возникла такая пропасть? Богатство и знатность Троекурова, его

надменность и высокомерие не дали ему остановиться и поразмыслить над

всем, что произошло. А вспыльчивость и горячность помещика подлили

масла в огонь. И началась убийственная месть...Удовлетворённый жаждой

мести, Троекуров понимает, что он натворил. Опомнившись, Троекуров

хотел исправить такое положение. Но было поздно. Он довёл друга до

сумасшествия и смерти. Читая роман А. С. Пушкина, мы ещё раз убеждаемся

в том, что любая вражда не делает добра.

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» мы тоже видим

пример дружбы-вражды в отношениях между Печориным и Грушницким.

Они сверстники, сослуживцы. Печорин заявляет: «В дружбе один раб

другого». Рабские отношения не могут поддерживать дружбу, это

унизительно. В душе герои не питают тёплых отношений друг к

другу. Печорин по отношению к Грушницкому безжалостен, не умеет

прощать слабости, уверенный, рассудительный, эгоистичный, язвительный.

Он насквозь видит Грушницкого и смеётся над ним. Разве это

дружеские отношения? «Я его понял, и он меня за это не любит, хотя

наружно мы в дружеских отношениях». И мы ещё раз убеждаемся в том, что

дружба очень нуждается в проявлении добрых человеческих чув ств и

качеств , в искренности. А Грушницкий? Совсем другой человек:

восторженный, мягкотелый, не обладает яркими чертами, завистливый,

тщеславный, злобный, многословный. «Говорит он скоро и вычурно».

Грушницкий-юнкер, ему двадцать один год. Как мы можем назвать

отношения этих героев?

Их противостояни е М.Ю. Лермонтов показывает в главе «Княжна

Мери». Пропасть в отношениях молодых людей становится шире, неприязнь

возрастает, когда княжна Мери увлеклась Печориным. Дуэль является

развязкой в отношениях. Печорин убивает своего бывшего приятеля. В чём

дело? Какова причина такого печального исхода? Никаких рабских

отношений в дружбе быть не может. Мы понимаем, что человек прежде

всего сам должен быть другом . А у Печорина этого понимания нет, поэтому

у него не было настоящих друзей. Только тёплые человеческие отношения

укрепляют дружбу, а не превращают её во вражду.

Итак, рассуждения по теме привели меня к выводу о том, что дружба,

безусловно, является драгоценным даром. И человек, который умеет ценить

дружбу, не желая сеять вражду, заслуживает его. И хочется надеяться на то,

что среди наших современников будет больше таких людей, среди которых

будет процветать культ святой дружбы.

С 2014-2015 учебного года в программе государственной итоговой аттестации школьников присутствует итоговое выпускное сочинение. Этот формат существенно отличается от классического экзамена. Работа носит внепредметный характер, опираясь при этом на знания выпускника в области литературы. Сочинение имеет своей целью выявить способности экзаменуемого рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения. Главным образом, итоговое сочинение позволяет оценить уровень речевой культуры выпускника. Для экзаменационной работы предлагается пять тем из закрытого перечня.

  1. Вступление
  2. Основная часть - тезис и аргументы
  3. Заключение - вывод

Итоговое сочинение 2016 предполагает объем от 350 слов.

Время, отводимое для экзаменационной работы, - 3 часа 55 минут.

Темы итогового сочинения

Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, психологическим особенностям и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:

  1. «Дружба и вражда»

Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись кпримерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.

Одна из таких тем - «Дружба и вражда».

Как правило, произведения из курса школьной программы по литературе - этобольшая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Дружба и вражда».

  • Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»
  • Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Роман М.Шолохова «Тихий Дон»
  • Повесть В.Л.Кондратьева «Сашка»
  • Повесть В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Аргументы к этой теме

Аргументы для итогового сочинения на тему дружбы 2016:

  1. «Война и мир» Л.Н.Толстого

Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова - пример настоящей, искренней и прекрасной дружбы, которая основывалась не на выгоде, а на схожести духовных идеалов героев. И Андрей, и Пьер - чужды обществу, так как имеют более возвышенные мысли и нравственные ценности, чем их окружение. Болконский изначально уверен в своем собственном предназначении и особом месте в мире. Пьеру же понадобилось убедиться в этом на собственном опыте, во многом благодаря Андрею, поддерживающему его.

  1. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина

Может ли враг стать другом?

История взаимоотношений главного героя - молодого офицера Петра Гринева и самозванца Пугачева - история двух врагов, которые могли бы стать приятелями, не окажись по разную сторону баррикад. Первая встреча между ними происходит, когда Гринев направлялся в Белогорскую крепость и заблудился из-за сильной пурги. Он встретил на пути разбойника, который подсказал Гриневу дорогу, за что получил в дар тулуп с барского плеча. Следующая встреча героев могла стать роковой для Петра Гринева - во время осад крепости Пугачев приказал вешать всех за неповиновение, но, вспомнив добро офицера, помиловал его.

  1. «Сашка» В.Л. Кондратьев а

Пример истинноймужской дружбы можно найтив произведении В.Л.Кондратьева «Сашка». Главный герой - Сашка - молодой парень, который застал Великую Отечественную войну. Он был ранен в руку после двух месяцев на передовой и отправлен в тыл. В дороге герой знакомится с парнем Володей, с которым они продолжат путь и впоследствии переживут вместе многое, привыкнув друг к другу.

В дальнейшем не раз между Сашкой и Володей возникнут ситуации, подтверждающие их дружбу. Например, когда им пришлось остаться на ночлег в деревне, радушная хозяйка предложила Сашке остаться и набраться сил, но он не бросил друга и продолжил путь вместе с ним.

Когда друзья попали в госпиталь, Володя был удивлен несправедливостью в распределении еды для больных и в одной ситуации в гневе швырнул тарелкуобедом в присутствии майора. Сашка, будучи рядовым, понимал, что с него спрос небольшой, а лейтенанта Володю могли отдать под трибунал, поэтому взял вину на себя.

Пример сочинения

Человек - социальное существо, которое постоянно живет в мире взаимоотношений с другими людьми. Поразительно, какими разными они могут быть - от истинной дружбы до настоящей ненависти. Психологические качества, жизненный опыт и условия непосредственно влияют на формирование личности и взаимоотношение человека с окружающими. Так как же именно рождается дружба, и, возможно ли сменить полюс отношений и превратить вражду в приятельское общение?

Чтобы увидеть, что такое настоящая дружба, стоит обратиться к произведениям классиков русской литературы. Произведение Л.Н.Толстого «Война и мир» предлагает нам образец верной искренней дружбы между героями - Андреем Болконским и Пьером Безуховым.

Оба персонажа - высокоразвитые духовно личности, которые понимают, что им не место в светском безнравственном обществе. Но при этом они совершенно разные характерами - сильный волевой Андрей и неуверенный в себе, рассудительный Пьер. Основа их взаимоотношения - схожие взгляды на жизнь и высокие духовные идеалы. Свою чуждость этому обществу Болконский осознает сразу, а Пьеру для этого требуется время, при этом друг его постоянно морально поддерживает.

Отношения между людьми - достаточно сложная часть нашей жизни, и не всегда их можно однозначно объяснить. Так, в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» сложная цепочка отношений выстраивается между Петром Гриневым и самозванцем Пугачевым. Они - настоящие враги, между которым могли бы возникнуть приятельские отношения.

Первая встреча между ними происходит, когда Гринев направлялся в Белогорскую крепость и заблудился из-за сильной пурги. Он встретил на пути разбойника, который подсказал Гриневу дорогу, за что получил в дар тулуп с барского плеча. Следующая встреча героев могла стать роковой для Петра Гринева - во время осад крепости Пугачев приказал вешать всех за неповиновение, но, вспомнив добро офицера, помиловал его.

Когда герои снова встретились, Пугачев предложил помощь Гриневу. Но у офицера были смешанные чувства - ведь положение его зависело от отношения к недавнему врагу. В этой ситуации герои раскрывают друг перед другом душу в откровенном разговоре.

Оба героя - волевые и бесстрашные мужчины, что и делает их похожими, давая основания для возможных приятельских отношений.

Таким образом, стоит сказать, что сфера человеческих отношений - почва, где может родиться как искренняя настоящая дружба, так и вражда в силу обстоятельств и условий.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

Любой человек является частью общества. Общение сближает людей, выявляет их интересы. Благодаря общению между людьми возникает дружба. Личная симпатия, любовь, искренность – все это составляющие дружбы. Все нуждаются в друзьях.

Полное сочинение

Жизнь без дружбы наполнена одиночеством. Человек, как существо социальное стремиться к созданию связей. Очень приятно общаться с близкими по духу людьми, рассказывать, как прошел твой день, и получать советы. Приятно, когда близкий тебе человек может поддержать тебя в трудную минуту. Умение слушать, понимать, увлекаться общими интересами, приходить на помощь и доверять – это все проявление дружбы. Друзья делают жизнь веселее, избавляют от хандры, помогают достигать поставленных целей. Дружба делает людей более сплоченными, открывает новые горизонты. Дружить всегда приятно, особенно когда дружба не имеет корыстный контекст.

Когда интересы людей расходятся, когда друзья сильно обижают друг друга и не прощают обиды, начинается вражда. Желание навредить человеку, обидеть его, разозлить или огорчить – это все проявление вражды. Очень важно научиться контролировать свои эмоции, радоваться за друзей и не завидовать им. Только в этом случае можно избежать вражды.

Еще ни одна вражда между друзьями не привела к хорошему исходу. Очень часто в русской литературе писатели затрагивают человеческие отношения, затрагивают тему вражды и дружбы. Происходит это для того, чтобы научить людей быть терпимее, добрее и отзывчивее друг другу. Важно научиться слушать, понимать и прощать людей. Только в этом случае отношения будут оставаться надежными, прочными и не корыстными.

Еще одной причиной вражды могут быть разные взгляды на воспитание, отношения и политическую ситуацию. Нельзя доводить разногласия до глубокой ссоры.

Я постараюсь ценить своих близких друзей, уважать их точку зрения и помогать им в трудную минуту. Только так я смогу находиться в обществе, иметь доверительные и дружественные отношения и избегать вражды.

Сочинение по литературе Дружба и вражда

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Грея из произведения Алые паруса Грина 6 класс

    В повести «Алые паруса», главный герой - Артур, богатый и знатный, единственный ребенок в семье. Живет в огромном красивом дворце. Но в его голове сложился свой мир, свое представление о таком

  • Сочинение Тамара в рассказе Яма Куприна

    Настоящее имя Тамары – Лукерия. Она довольно красива, у неё рыжие волосы и «тёмнозолотые» глаза. Она очень скромна, у неё спокойный характер.

  • Сочинение Протест Катерины против темного царства в драме Островского Гроза 10 класс

    Известный фразеологизм «Луч света в темном царстве», который образовался из заголовка статьи Николая Александровича Добролюбова, посвященной пьесе «Гроза» - уже давно вышел за пределы данного произведения.

  • Олимпийские игры для меня это соревнования самых лучших спортсменов во всем мире, я каждый раз смотрю их по телевидению. Олимпийские игры стали проводить много веков назад в Древней Греции.

    История донских Казаков уходит в глубину веков. Во времена Ивана Грозного, казаки дрались с крымским ханом, царица Екатерина любила, казаков, они пользовались большими привилегиями