Планирование в детском саду на тему осень. Тема недели «Осень»


НОД в старшей группе

«Осенние хлопоты человека»

Тема: «Осенние хлопоты человека».

Цель: Формирование знаний о труде людей осенью.

Задачи:

1. Дать понятие об осенних приготовлениях человека к зиме.

2. Закрепить знания об овощах и фруктах.

3. Воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.

  1. Развивать познавательную и творческую активность детей.

Форма: познавательное занятие.

Оборудование:

Картины о труде людей осенью.

Иллюстрации овощей, фруктов.

Наглядный материал к игре «Заготовочки»

Трафареты с варежками для игры «Помоги Маше», цветные карандаши.

Возраст детей : 5-6 лет.

Ход занятия:

  1. Организационный момент, введение в тему:

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии? Я напомню вам загадкой:

Несет нам урожаи,

Поля вновь засевает,

Птиц к югу отправляет,

Деревья раздевает,

Но не касаясь елочек и сосен

Так кто же это? - ...

(Осень)

Дети: Осень! (хором)

Педагог: Верно! Мы говорили о золотой осени, о её приметах и об осенних хлопотах животных и птиц. Расскажите, как хлопочут осенью птицы и звери? (ответы детей)

А сегодня мы узнаем, как же мы с вами - люди готовимся к зиме.

  1. Основная часть.

Педагог: Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что бы было?

Дети: Животные не успеют подготовится к зиме и погибнут, птицы не успеют улететь на юг, насекомые не успеют спрятаться.

Педагог: Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень – очень важный период года. Осенью все трудятся: и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы подготовится к суровой зиме. А как же люди готовятся к зиме?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, прежде всего, это сбор урожая. (Педагог вывешивает картинки с изображением уборки зерновых)

В жаркие летние дни убирают земледельцы зерно с полей. Осенью предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища. От того, как просушат зерно, как отремонтируют амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохранится ли зерно на всю зиму.

Всю зиму люди будут питаться полезными и вкусными крупами: манкой и пшеном, гречкой и перловкой, овсяными и пшеничными хлопьями.

Нужна мука – покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная. Будут и макароны, и лапша, и хлеб, и булки, и пряники, и пироги, и печенья. Вот сколько вкусного и съедобного!

А что еще съедобного вы знаете? Давайте поиграем в игру «Съедобное – несъедобное»

Игра с мячом «Съедобное-несъедобное»

Цель игры : закрепление названий предметов, которые можно употреблять в пищу.

Педагог бросает ребенку мяч и называет предмет. Если он съедобный – ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает двумя руками.

После игры дети рассаживаются по местам.

Педагог : Позаботился человек о зерне, теперь и об овощах пора подумать. (Педагог вывешивает картинку с изображением уборки картофеля с полей)

Какие овощи собирают на полях?

Дети: Картофель, морковь, свеклу, капусту, чеснок, лук, горох, фасоль, помидоры, огурцы.

Педагог: Как же хранят овощи зимой? Картофель складывают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы.

Педагог: А как заготавливают помидоры и огурцы? Капусту?

Дети: Капусту солят или квасят, огурцы и помидоры закатывают в банки.

Педагог: Молодцы! А что же делают с фруктами?

Дети: Варят компоты, варенья, сушат.

Педагог: Давайте и мы заготовим овощи и фрукты на зиму. В банку с рассолом мы положим овощи, а в банку с сиропом – фрукты.

Игра «Заготовочки»

Дети, поочередно выходят к столу, берут любую картинку, называют, что это и в какую банку они положат данный фрукт или овощ. Вставляют картинку в прорезь в баночке.

Например,: - Я взял яблоко, это фрукт, я положу его в банку с сиропом.

Я взяла огурец. Это овощ, я положу его в банку с рассолом.

Педагог: Как хорошо мы потрудились! Вот какие заготовочки сделали на зиму!

Работы еще много. Надо землю к весне приготовить. Земля требует ухода и бережного отношения. Осенью разбрасывают по земле удобрения (навоз, перегной, минеральные вещества) и перекапывают. Окапывают деревья и кустарники, обрезают сухие ветви. (Педагог вывешивает картинку с изображением людей работающих в саду)

Давайте, и мы с вами подготовим землю к следующему году!

Динамическая пауза

Иван, Иван, -

Вырывай бурьян,

(дети наклоняются и обеими руками «вырывают сорняки»,

отбрасывают их в сторону от себя)

чтоб росла редиска,

чтоб росла морковка,

зеленел лучок

(имитируют посев семян)

Не ленись, дружок!

(имитируют работу с граблями, лопатой, тяпкой)

Чтобы была репка

сладкая и крепкая,

Чтоб капусты кочанок

Рос большой, как чугунок!

(делают широкий круг, растягивая руки)

Педагог: Много работы у человека осенью на земле. А дома что надо делать?

Дети: Окна оклеить, утеплить двери, в деревне - дров наколоть, уголь привезти.

Педагог: Молодцы!

- Ребята, звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо?

Дети: Вещи теплые: шубы, шапки, шарфы, варежки, обувь теплую.

Педагог: Правильно! Вы подготовили свои вещи теплые?

Дети: Да!

Педагог: Вот и девочка Маша тоже готовилась, готовилась, да и потеряла варежку. Ох, и Маша-растеряша! Давайте поможем Маше? У вас на столе лежат листочки, на них нарисованы варежки. Нужно раскрасить вторую варежку точно так же, как раскрашена первая. Будьте внимательны!

Игра «Помоги Маше»

Цель игры: развитие восприятия цвета, формы. Помогает анализировать расположение предметов в пространстве.

Педагог: Вот какие молодцы! Машенька спасибо вам говорит.

  1. Итог занятия. Рефлексия.

Педагог: В народе говорят: « Как осенью поработаешь, так зимой покушаешь»

- Как вы понимаете эту народную поговорку?

Педагог: Наше занятие подошло к концу. Мы хорошо подготовились к зиме.

Что нового, интересного узнали на занятии?

Что запомнилось вам больше всего?

Педагог: Вот она, какая щедрая осень!

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды

Приготовила природа

Всевозможные плоды.

На полях идет уборка-

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зерна в норку,

Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья,

Запасают пчелы мед.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладет.

Уродился урожай-

Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду

Пригодится урожай!

Педагог: И для нас с вами сегодня осень сделала подарок. Это – сочные, наливные яблочки! Угощайтесь! И не забудьте сказать спасибо!

Дети: Спасибо!

Педагог угощает детей яблоками.

Гайлит Марина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №323
Населённый пункт: г.Красноярск
Наименование материала: Календарный план
Тема: Календарное планирование в подготовительной группе на неделю по теме " Вот она, какая - осень золотая"
Дата публикации: 15.11.2016
Раздел: дошкольное образование

Сроки:
с 14 по 18 ноября.
Тема
:
Цель:
Расширение знаний детей об осени как времени года, о понятии «золотая осень»
Задачи:
1.Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений к изменениям в природе, явлениях природы; 2. Расширять представления о неживой природе; 3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Итоговое мероприятие:
Выставка «Золотая осень»
Дата проведения итогового мероприятия:
30 сентября
14 ноября ПОНЕДЕЛЬНИК


(аппликация)
Тема: «Осенний ковер»

Программное содержание:
Активизировать речевую деятельность детей. Совершенствовать диалогическую речь детей. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе, формировать основы правильного поведения в лесу; продолжать формировать навыки коллективной деятельности у детей. Формирование представлений дошкольников об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Развивать познавательные процессы детей: зрительное восприятие, память, внимание детей. Совершенствовать навыки детей создавать коллаж, располагая детали равномерно по всей основе коллажа, подирать цвет деталей, соответствующий осенней гамме. Развивать мелкую и общую моторику воспитанников.
Планируемые

результаты:
Создан положительный эмоциональный н а с т р о й, п р и в л е ч е н о в н и м а н и е д е т е й. Отвечают на вопросы простыми распространенными предложениями. Развито целостное зрительное восприятие. Умеют объяснить свой выбор развернутой фразой. Сформированы навыки детей создавать коллаж, располагая детали равномерно по всей основе коллажа, умение подирать цвет деталей, соответствующий осенней гамме.
Прием:
Вводная беседа: «Деревья осенью» Чтение: «Осень в лесу» И. Соколов-Микитов. Дидактическая игра «Когда это бывает?» Упражнение «Если бы я был деревом» «Как мы будем проживать эту неделю», информация об итоговом мероприятии.
Утренняя гимнастика.

Прогулка
: Наблюдение: выявление признаков «золотой осени». Чтение стихотворения Б.Пастернака «Осень золотая» (предложить детям выявить признаки «золотой» осени в окружающей обстановке.) Обсудить, о каких приметах «золотой» осени пишет поэт, рассказывать о своих наблюдениях, использовать образные выражения, сравнения. П/и: «Ловишки с мячом» Цель: побуждать детей правильно выполнять игровые действия, выступать в роли игроков и ловишек. Развивать меткость, ловкость, воспитывать уверенность в себе). Трудовые поручения: уборка территории группового участка (побуждать детей объединяться в бригады для выполнения поручения, организовывать взаимодействие в группе, распределять обязанности, совместными усилиями добиваться задуманного результата).
Вторая половина дня:

Сформированы навыки коллективной деятельности.
Предметно – практическая среда:
музыкальный центр, CD с записью «Осенней песни» П.И.Чайковского, дидактическое пособие «Времена года», картина «Ранняя осень», лист белой бумаги формата А-3, заготовки для листьев из бумаги разных цветов, не вырезанные по контуру изображения желудей, шишек, веточек; клей, кисточки по количеству детей.
Физическое развитие (физкультура)


- Рассматривание иллюстраций и открыток «Осень», Игры с листочками: «Дорожка из листьев», «Образы из листьев» «Нарисуй осенний лист»
Прогулка
: Наблюдение за ветром. Цель: выяснить, как ветер влияет на изменения в погоде. П/игра «Мяч соседу» Цель: закреплять быструю передачу мяча по кругу. Самостоятельная игровая деятельность.
Организаия развивающей предметно - пространственной среды для самостоятельной деятельность детей
Пополнить центр книги литературой о золотой осени. Внести настольные игры «Узнай дерево по листку», Лото «Деревья»; Преобразовать среду для сюжетно-ролевой игры «Поход в лес»

Рекомендовать родителям прочтение детям художественной литературы на осеннюю тематику. Рекомендовать совершать с ребенком прогулки по городу, в парки, акцентируя внимание ребенка на красках осени.

Совместная деятельность взрослых и детей

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Познавательное развитие
(ФЭМП)
Программное содержание
: Упражнять в делении множества на части и объединении его частей; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью. Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На которым месте?» Закреплять представления о взаимном расположении предметов в пространстве (в ряду): слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом. Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели.
Планируемые результаты:
Устанавливают: отношения часть-целое, равенство-неравенство, связи между целым и его ч а с тя м и; количественные отношения в пределах известных чисел; преобразовывают способы решения задач; оперируют числами и цифрами в пределах 10; Материал: Карточки с кругами, вещи Незнайки, кукольная мебель, кукла, мишка, 3 кубика, 3 пирамидки.
Художественно-эстетическое развитие
(лепка)
Тема
:
«Грибы, овощи, фрукты для игры в магазин»

Программное содержание.
Закреплять умение детей передавать форму, пропорции знакомых предметов, используя усвоенные ранее приемы лепки. Учить добиваться большей точности в передаче формы (углубление изгиба шляпки, утолщение ножки). Закреплять умение создавать выразительную композицию (красиво размещать вылепленные предметы на подставке)
Материал
: пластилин, доски, стеки
Физическое развитие
(физкультура на прогулке)
Прием:
Вводная беседа: «Приметы осени» Чтение стихотворения 3. Федоровской «Осень» Лото «Осенние листья» Задача: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной речи
Утренняя гимнастика

Прогулка:
Наблюдение за сезонными изменениями Цель: формировать понятия о смене времен года; уточнять представления об особенностях каждого сезона. Чтение стихотворения А. Майкова «Кроет уж лист золотой» Трудовая деятельность: Уборка участка детского сада от опавших листьев. Цель: учить создавать радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру. Подвижная игра «Смелые ребята». Цель: упражнять в быстром беге; развивать ловкость.
Вторая половина дня:

Оздоровительная гимнастика после сна.
Опыт «Летающие семена».Ц е л и: закрепить представление о том, что семя – конечная стадия роста растения, оно необходимо для начала жизни нового растения; формировать представления о распространении семян растений; развивать у детей наблюдательность, внимание, зрительную память. Дидактическая игра на слуховое внимание «Съедобное- несъедобное».
Прогулка
:
Наблюдение
листопада. Чуть подул ветер и листья кружатся вокруг веток, а потом медленно падают на землю. Предложить подумать и объяснить причину падения листьев. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Дидактическая игра «С какого дерева листок». Цель: упражнять в определении названия дерева по листьям. Самостоятельная игровая деятельность

Разместить самые разнообразные художественные и природные материалы: засушенные листья, листы тонированной бумаги для коллажа на тему «Осенние мотивы», условия для рисования листьев по шаблонам, раскраски, трафареты, на осеннюю тематику Создать условия для с\р игры «Журналисты» (внести микрофон или диктофон), «Интервью у осеннего леса» (один ребёнок – журналист, второй – дерево…).
Взаимодействие с родителями воспитанников (социальными партнерами) по реализации образовательной программы
Поиграть по дороге домой в игру «Кто больше назовёт изменений в природе» Вспомнить с ребенком, какое сейчас время года, назвать осенние месяцы по порядку.

Совместная деятельность взрослых и детей

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Речевое развитие
Тема:

Рассматривание картины «Осенью в парке»

Программное

« Осень золотая»

Программное

содержание:
Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе; обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени; познакомить с народным календарём. Воспитывать чувство любви к родной природе; продолжать приобщать детей к русской народной культуре. Развивать умение восстанавливать взаимосвязь, делать выводы, развивать внимание и память.
Художественно-эстетическое развитие
(музыка)
Прием:
Вводная беседа: «Волшебница осень». Цель: вспомнить с детьми название времени года, осенних месяцев, признаки осени, развивать память, мышление, наблюдательность. Дидактическое упражнение«Угадай, что на моей картинке». Цель: учить описывать предмет; развивать внимание, наблюдательность Пальчиковая гимнастика “Гроза”. Цель: развитие моторики. Ситуативный разговор «Почему принято здороваться» Цель: воспитывать культуру поведения.
Утренняя гимнастика

Прогулка:
Наблюдение за дождем. Подобрать эпитеты к осеннему дождю. Беседа о том, какое настроение у ребят, когда идет дождь, почему? Самостоятельная игровая деятельность:Рисование на мокром песке по замыслу. Цель: развивать у детей стремление рисовать по замыслу, создавая свои неповторимые картины. Трудовое поручение: подметание на веранде. Цель: воспитывать трудолюбие, желание оказывать посильную помощь. Подвижные игры:«Зеркало» Цель: учить детей повторять движения за ведущим, развивать внимание. «Угадай, что поймал». Цель: развивать фантазию, гибкость, пластику.
Вторая половина дня:


Дидактическая игра «Что сначала, что потом» Цель: закрепить времена года, последовательность дней недели Чтение стихотворения Н. Некрасова «Перед дождем». Цель: Формировать умение воспринимать выразительные средства языка, передающие красоту и величие осенней природы, видеть в природе картины, «нарисованные» языком поэзии.
Прогулка
Наблюдение за облаками (форма, цвет, как движутся, почему). Цель: познакомить с образованием облаков. Дидактическая игра: «На что похоже облако»
Цель: развивать воображение и фантазию;«Куда плывут облака?» Цель: учить определять направление ветра. Подвижная игра «Лягушки». Цель: учить сопоставлять движения со словами.
Организация развивающей предметно - пространственной среды для самостоятельной деятельность детей
Разместить для рассматривания гербарии листьев и семян Подобрать книги о природе для самостоятельного чтения и рассматривания иллюстраций на тему осени
Взаимодействие с родителями воспитанников (социальными партнерами) по реализации образовательной программы
Вспомнить с ребенком названия перелетных птиц, почему они так называются Индивидуальные беседы с родителями по итогам дня

Совместная деятельность взрослых и детей

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Познавательное развитие
(ФЭМП)
Программное содержание:
Упражнять в делении множества на части и объединении частей в целую группу; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью. Считать в прямом и обратном порядке в пределах 5. Закреплять умение делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части, сравнивать и называть их. Закреплять умение различать и называть знакомые геометрические фигуры. Демонстрационный материал: кукла, мишка, зайчик, 3 кубика, 3 пирамидки, 3 машины, 5 кругов одного цвета, 2 корзины, 2 наб. строит. Материала. Раздаточный материал: конверты, в которых лежат по ¼ части круга или квадрата, коробка с остальными частями фигур, квадраты одного цвета (по 5 шт. для каждого ребенка).
Физическое развитие
(физкультура)
Прием:
Поговорить о сезонных изменениях в жизни животного мира. Цель: обобщить и систематизировать знания детей по теме; уточнить понятие «млекопитающие животные». Игра малой подвижности «Кого не стало». Цель: развивать внимание, наблюдательность Дидактическая игра с мячом «Съедобное -несъедобное». Цель: актуализировать представления детей о грибах, об опасности, которую могут грибы представлять.
Утренняя гимнастика

Прогулка:
Наблюдение за ветром. Ветер – это движение воздуха, отметить, что чаще стали дуть холодные ветры. Выяснить, какие еще приметы осени знают дети. Систематизировать представления о последовательности сезонных изменений осени. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Цель: развивать умение детей распределять роли, соответствовать выбранной роли, развивать сюжет игры. Ситуативный разговор «Игры во дворе». Цель: воспитывать навыки безопасного поведении я на улице. Трудовое воспитание:на территории детского сада осмотреть деревья и кустарники, убрать высохшие ветки, стебли растений. Подвижные игры:«Большой мяч». Цель: развивать ловкость движений, быстроту. «Лягушки». Цель: учить сопоставлять движения со словами.
Вторая половина дня:

Оздоровительная гимнастика после сна
Игровая деятельность (самостоятельная
)
Конструирование из напольного и настольного строителя. Цель: упражнять в конструктивных умениях, воспитывать дружеские взаимоотношения через игру.
Поисково-исследовательская деятельность“Как получаются новые цвета?” Вспомнить с детьми смешение цветов для получения новых оттенков. Заучивание стихотворения А. Толстого «Осень. Обсыпает весь наш бедный сад». Цель: Учить детей соотносить описываемые в стихотворении картины природы с наблюдаемыми осенними явлениями, понимать поэтические образы. Учить использовать различные средства выразительности речи в соответствии с содержанием стихотворения.
Прогулка:
Наблюдение за погодой. Цель: учить детей описывать явления природы. Дидактическая игра «Так бывает или нет». Игровая деятельность дидактическая игра «Бывает, не бывает». Цель: способствовать использованию в игре и углублению знаний детей о сезонных явлениях. Развивать внимание, связную речь. Подвижная игра «Замри». Цель: учить понимать схематическое изображение позы человека.
Организация развивающей предметно - пространственной среды для самостоятельной деятельность детей
Создание условий для рассматривания репродукций картин художников по теме «Осень глазами художников», фотографий и иллюстраций осенней тематики Внести трафареты листьев, овощей и фруктов, различные изобразительные материалы, гербарий цветов и листьев, наборы для детского творчества.
Взаимодействие с родителями воспитанников (социальными партнерами) по реализации образовательной программы
Предложить ребенку по дороге домой перечислить как можно больше признаков осени; Обратить внимание ребенка на то, какие изменения произошли в живой и неживой природе.

Совместная деятельность взрослых и детей

Организованная образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Речевое развитие
(развитие речи и обучение грамоте)
Тема: «Приметы осени в стихах русских поэтов.»

Программное содержание
: Познакомить со стихами поэтов 19 века Ф.Шкулёва и Ю. Ждановской «Нива». Побуждать объяснять непонятные слова. Подбирать слова, используя рифму, различать простейшие случаи многозначности слов
Художественно-эстетическое развитие
(конструирование)
Тема: «Золотая осень»

Программное

результаты:
Создан положительный эмоциональный настрой, привлечено внимание детей. Развито целостное зрительное восприятие. Умеют объяснить свой выбор развернутой фразой. Сформированы навыки детей создавать композицию, располагая детали равномерно, умение подирать цвет д е т а л е й, соответствующий осенней гамме
Художественно-эстетическое развитие
(музыка)
Прием:
Беседа
:
«Осенний день зиму кормит». Цель: показать значение труда огородников и садоводов.
Утренняя гимнастика
Дидактическая игра «Расскажи без слов». Цели: закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность. Рассматривание и сравнение репродукций картин художников И.И. Левитана «Золотая осень» и И.С. Остроухова «Золотая осень». Цель: формировать у детей представления о пейзажной живописи, учить выделять средства выразительности, сравнивать и находить сходства и различия в манере художников, в использовании выразительных средств живописи, в содержании.
Прогулка:
Наблюдение за муравьями. Их не видно, они спрятались в глубине муравейника и закрыли вход в него. Им там будет тепло. Беседа «Прогулка в лесу». Цель: воспитывать у детей представление о правилах безопасного поведения во время прогулки по лесу. Дидактическая игра «Если я сделаю так…» (ситуации опасные для жизни и здоровья с картинками). Цель: выбрать выход, не грозящий здоровью Трудовое воспитаниеуборка опавшей листвы у себя на участке и на участке младшей группы Подвижная игра «К названному дереву беги». Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева.
Вторая половина дня:

Оздоровительная гимнастика после сна
Игровое упражнение «Веселые музыканты». Цель: продолжать знакомить детей с шумовыми инструментами: бубен, барабан, трещотки, треугольник, ложки; развивать чувство ритма, интерес к музыке. Поисково-исследовательская деятельность Опыт: «продлим растению жизнь», пересадка растения в группу.
Повторить стихи об осени. Цель: учить читать выразительно, развивать память.
Вторая прогулка:

Наблюдение
за цветником. Цель: отметить состояние цветника (растения закончили рост и начинают увядать), вспомнить, какие они были летом. Игровое упражнение «Угадай, кто позвал». Цель: учить детей различать тембр голоса своих сверстников, развивать слуховое восприятие, внимание. Подвижные игры «Угадай, что поймал». Цель: развивать фантазию, гибкость, пластику. «Большой мяч». Цель: развивать ловкость движений, быстроту.
Организация развивающей предметно - пространственной среды для самостоятельной деятельность детей
- Оформить осеннюю поляну с иллюстрациями музыкальных инструментов для игры – импровизации «Звуки осеннего леса» (дятел, кукушка, ветер в листьях, траве, ручей, ежик и т. д.) - аудиомагнитофон - коллекция классических произведений об осени и детские песенки.
Взаимодействие с родителями воспитанников (социальными партнерами) по реализации образовательной программы
Беседа «Инструкция по технике безопасности для детей при катании на качелях»

Занятие по окружающему миру

Тема: « Осенние хлопоты человека»

Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением овощей различных групп, листы бумаги. Цветные карандаши, краски, цветная бумага.

Методы и приемы:

Беседа, рассказ, наглядный, практический.

Ход занятия:

- Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима?

Что было бы?

(Птицы не успеют улететь на юг, животные не успеют приготовиться к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и зимой не проснуться, люди не смогут убрать урожай с полей, садов, огородов, плоды и зерно погибнут и т. д.)

Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только то где наступает зима.

Осень - очень важный период года. Осенью все трудятся: и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, тоже много трудимся, чтобы подготовиться к суровой зиме.

А как же готовятся люди к зиме? (ответы детей)

Правильно, прежде всего, это сбор урожая.

(Дети рассматривают иллюстрации с изображением уборки зерновых)

В жаркие летние дни убирают земледельцы драгоценное зерно с полей. Осенью им предстоит заложить это зерно в хранилище. Ученые разрабатывают современные методы борьбы с болезнями зерна.


Богаты закрома земли русской, всю зиму народ будет питаться полезными и вкусными крупами, манной и пшеном, гречкой и перловой, овсяными, пшеничными и ячневыми хлопьями. Нужна мука - покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная.(показ куп).

Будет сохранено зерно зимой - будет и мука, будет мука – будут макароны, и лапша, рожки и спагетти.

Будут и хлеб, и булки, и пряники, и печенье, и пироги.

Какие овощи собирают на полях?

(Помидоры, огурцы, картофель, баклажаны, свеклу и морковь, капусту, чеснок, горох, фасоль, перец, тыкву, редьку и др.)

Рассматривание картинок и рассказы детей о том, какие овощи собирали в деревне и на даче.

Как в вашей семье хранят овощи зимой?

(Картофель ссыпают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы, огурцы и помидоры засаливают в банках, капусту солят в бочках и т. д.)

Однажды я зашла в деревне к бабушке, вижу: у нее много в доме разных пучков трав висят – сушатся, а в доме стоит такой чудесный травяной аромат.

Кто догадался, что за траву насушила бабушка на зиму? (ответы детей)

Правильно, это лекарственные травы и плоды, которые зимой очень пригодятся.

Рассказ воспитателя о лекарственных травах (чабрец, зверобой, душица, липа, плоды рябины, боярышника , крапива)

Хорошо в морозный день посидеть у теплой печки, да попить отвара из душистых трав с пахучим медом.

А в вашей семье заготавливают лекарственные растения?

Осенью у человека еще очень много разных дел.

В огороде люди убирают сухую ботву, убирают листья, золой удобряют почву, вносят удобрения, перекапывают землю, обрезают ветви.

Сегодня на прогулке мы займемся посадкой растений, украсим наш участок новыми деревьями.

А что нужно сделать, чтобы подготовить дом и квартиру к зиме?

Звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо?

(Купить теплое пальто, связать шапку, варежки и др.)

Молодцы, ребята! Мы хорошо подготовились к зиме.

Спасибо тебе, земля - матушка, за щедрые дары твои! Не страшна людям зима лютая.

II ч. Прикладная деятельность

А сейчас я предлагаю сделать заготовки на зиму, законсервировать, кто что хочет – ягоды, овощи, фрукты. Воспитатель дает шаблон банки и дети по желанию (рисуют овощи, наклеивают фрукты, варенье и т. д.)

Тема: «Ходит осень по дорожкам»

Тема недели: «Осенние хлопоты» (дары осени, труд осенью).

образовательных областей

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

моментах

«Осенние хлопоты» (дары осени, труд осенью)

Утро

Воспитание культурно-гигиенических навыков, самообслуживания .

Тема: «Самые аккуратные».

Цель: Способствовать совершенствованию освоенных детьми ранее культурно-гигиенических навыков, учить следить за своим внешним видом.

Строительная игра д/з «Овощехранилище».

Цель: Продолжать учить строить постройки из различного строительного материала.

Игра ср. подвижности п/з. «Караси и щука».

Цель : развивать быстроту внимания, ловкость, способствовать выполнению основных движений при беге.

Сенсорное развитие .

Тема: «Кто больше запомнит

Цель: закреплять у детей умение зрительно узнавать в

окружающем пространстве цвет, форму, величину пре-

дметов, развивать зрительное внимание, память.

Внести в группу:

ООД

1.Познавательное развитие. Ознакомление с предметным миром и явлениями общественной жизни

Тема : Беседа об осени.

Задачи. Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и труде людей, уточнить приметы осени, напомнить детям название осенних месяцев, уточнить знания о других временах года. Учить слушать музыку об осени, определять её характер и настроение в связи с изменениями в природе. Учить соотносить описание природы в стихах или в прозе с определением времени года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления

А. В. Аджи стр.38,занятие №2

2. Художественно - эстетическое развитие. Музыка(по плану музыкального работника)

3. Хореография (зал)

Прогулка

Наблюдение за живой природой: Наблюдение: травянистые растения осень

Цель: Расширять представления детей о многообразии растительного мира, учить различать травянистые растения по внешнему виду. Предложить рассказать об изменениях, происходящих с растениями под влиянием низких температур.

П/и «Куропатки и охотник»

Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, воспитывать интерес к правильному выполнению задания.

П/и «Мы веселые ребята»

Цель: развивать скоростные качества, быстроту реакции, внимание, способствовать закаливанию организма, используя природные факторы.

Самостоятельные игры детей.

Цель:

Инд. работа по развитию движений с Ваней Ч, Соней Ц, Машей Г.

Тема: «Попади в цель».

Цель: закреплять умение правильно делать замах из-за головы

Выносной материал:

Спортивный инвентарь,

Предметные и сюжетные игрушки.

Закаливающие мероприятия

Вечер

Прогулка

Чтение худ. литературы. Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик» в переводе с французского Б. Дехтерева.

Цель: Предложить детям пересказать понравившиеся фрагменты сказки с опорой на иллюстрации, пояснить смысл поступков героев, дать им оценку.

Конструктивно-модельная деят-ть . Игры с конструктором «Лего»

Цель: учить детей выделять части конструктора, различать и использовать различные способы соединения деталей. Развивать мелкую моторику, учить играть со своими постройками.

Цель : учить детей находить себе занятие по интересам, организовывать игровое взаимодействие, развивать навыки свободного общения.

Наблюдение за птицами.

Задачи: Актуализировать и конкретизировать знания детей о жизни птиц осенью. Обсудить, чем можно помочь птицам в холодное время года.

Дидактическая игра «Кто больше увидит».

Инд. работа по ОБЖ.

Тема «Когда не надо слушаться старших»

Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

Трудовая деятельность.

Труд в уголке природы.

Цель:Закрепить умение детей ухаживать за комнатными растениями (протирать лисья от пыли, поливать по краю кашпо).

Внести в группу :

конструктор,

инвентарь для работы в уголке природы.

Работа с родителями

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста».

Цель : Повышение педагогической культуры родителей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для

самостоятельной деятельности детей

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных

моментах

ВТОРНИК

Утро

Прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика.

Речевое развитие. Тема: «Начало осени»

Цель: обогатить словарный запас учащихся, научить чувствовать красоту и звучность родного слова, развивать творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, речь.

Муз.-дидактическая игра д/з: «Кто больше назовёт».

Цель: Расширять и закреплять знания о музыкальных инструментах (внешний вид, звучание, название).

Игра средней подвижности п\з . « Пробеги тихо ».

Цель:

Формирование основ безопасности.

Ситуативная беседа о правилах поведения в группе.

Рассмотреть с детьми ситуацию, обсудить, какая опасность угрожает, выяснить. из – за чего возникла эта ситуация

Внести в группу:

Картины с изображением осенних пейзажей

ООД

1.Познавательное развитие.

Формирование элементарных математических представлений Занятие 1

Задачи: Продолжать учить составлять число 6 из единиц. Познакомить с цифрой 6. Уточнить приемы деления круга на 2–4 и 8 равных частей, учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т. д.).Развивать умение двигаться в пространстве в соответствии с условными обозначениями.

И.А. Помораева Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа. Стр.27

Рисование.

Рисование с натуры "Ветка рябины"

Программное содержание. Формировать умение передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании акварелью. Закреплять разные приемы рисования кистью (всем ворсом и концом). Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности из Т.С.Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа

3. Физическое развитие. Физическая культура. (по плану инструктора по физвоспитанию).

Прогулка

Знакомство с ПДД «Перекрёсток»

Цель: продолжать знакомить детей с правилами
перехода через дорогу.

П/и : «Волк во рву»

Цель: способствовать совершенствованию основных движений при выполнении прыжков. Учить действовать по сигналу.

П/и : «К названному дереву беги»

Цель: развивать быстроту реакции, скоростные качества, учить маневрировать между предметами.

Самостоятельные игры детей.

Цель: формировать у детей здоровьесберегающие компетенции: расширять двиг. опыт, формировать умение организовывать игры, самост-но контролировать соответствие своих игровых действий правилам.

Индивидуальная работа по экологическому воспитанию . Тема: «В саду или в огороде»

Цель: развивать память, умение находить обобщающее слово

Трудовая деятельность . Трудовое поручение

Уборка листьев.

Цель: Актуализировать знания детей об атрибутах и инструментах, предназначенных для выполнения различных видах труда.

Выносной материал:

Спортивный инвентарь, инвентарь для трудовой деятельности.

Закаливающие мероприятия

Оздоровительная гимнастика после сна. Закаливающие процедуры.

Вечер

Прогулка

1. Чтение худ. литературы. «Осень в лесу» И. Соколов-Микитов

Цель:

2 .Сюжетно – ролевая игра : «Ателье» сюжет «Демисезонная одежда»

Цель: совершенствовать умение детей объединяться в игровые группы, направлять внимание детей на качество исполняемых ролей, развивать связную речь. игровую деятельность

Наблюдение за небом

Цель: побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений; закреплять знания о неживой природе).

П/и. «Вершки - корешки »

Цель: знать названия овощей, уметь различать корнеплоды; быстро реагировать на сигнал.

Художественная деятельность. аппликация, лепка осенних деревьев с использованием нетрадиционной техники.

Цель: совершенствовать умения детей, связанные с работой с бумагой, учить детей выполнять работу аккуратно, соблюдать правила безопасности

Внести в группу :

рассматривание предметов и иллюстраций,

атрибуты к сюжетно-ролевой игре,

необходимый материал для худ. деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для

самостоятельной деятельности

детей

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных

моментах

СРЕДА 4 0ктября

Утро

Прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика.

Физическое развитие. Упражнение «Цапля»

Цель: развивать чувство равновесия.

Игра на развитие мелкой моторики д/з. «Составь узор» (из семян, камушек,листьев)

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, творческое воображение.

Игра средней подвижности п\з . «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».

Цель : Учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы; развивать творческое воображение, сообразительность.

ФЭМП. Д/у «Сосчитай, запомни, подбери цифру»

Цель: учить соотносить число и цифру.

Внести в группу:

рассматривание предметов и иллюстраций

ООД

1.Речевое развитие. Развитие речи, обучение грамоте.

Тема. Согласный звук М. №5

Задачи: Учить определять место звука в словах. Учить анализировать и составлять слоги и слова. Х Анализировать звук М. Приучать проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!..», стр.22

2. Художественно - эстетическое развитие. Рисование.

Тема: Рисование "Золотая осень"

Программное содержание. Учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит. Закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета для стволов (темно-коричневый, темно-серый, черный, зеленовато-серый) и приемы работы кистью (всем ворсом и концом). Учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее. Развивать творчество.

Т.С.Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа.

3.Художественно-эстетическое развитие. Музыка.

Прогулка

Наблюдение за неживой природой: Наблюдение характеристики ветра

Цель: стимулировать использование детьми знаний и умений. связанных с выявлением основных характеристик ветра, предложить охарактеризовать по результатам наблюдения силу и направление ветра.

П/и: «Охотники и утки»

Цель . Познакомить с правилами игры, совершенствовать технику выполнения основных движений, развивать меткость, лов-кость, крупную моторику рук, повышать подвижность суставов.

П/и. «Караси и щука».

Цель: развивать быстроту внимания, ловкость, способствовать выполнению основных движений при беге.

Самостоятельные игры детей.

Цель: формировать у детей здоровьесберегающие компетенции: расширять двиг. опыт, формировать умение организовывать игры, самостоятельно.

Индивидуальная работа по развитию речи:

Д/и. «Буквенное лото»

Цель: развитие фонематического слуха, умения определять первый звук в слове, развитие внимания и умения слушать

Трудовая деятельность. Труд в природе. Уборка листвы на групповом участке

Цель: организовать применение детьми соответствующих трудовых умений, учить выбирать рациональные приёмы работы. договариваться о взаимодействии, воспитывать трудолюбие и ответственность

Выносной материал:

Спортивный инвентарь,

Конструктор.

Закаливающие мероприятия

Оздоровительная гимнастика после сна. Закаливающие процедуры.

Вечер

Прогулка

Чтение худ. литературы. В.Сутеев «Мешок яблок»

Цель: помочь детям, опираясь на текст, понять характеры персонажей, учить использовать различные средства выразительности речи, мимику.

Театрализованная деятельность. Драматизация сказки «Колосок»

Цель: развивать воображение детей, творческие способности, самостоятельность. Учить распределять роли, развивать актерские способности.

Наблюдение за вечерней погодой

Цель: закреплять умение детей выявлять и отражать в речи состояние погоды. Характеризовать изменения, произошедшие за определённый период

П/и. «Уголки»

Цель: совершенствовать основные двигательные умения и навыки, поощрять стремление детей как можно лучше выполнить упражнение.

Индивидуальная работа по изо деятельности Егора, Настю, Диму Н упражнять в технике пластилиногра-фии, закреплять умение изображать пейзаж

Воспитание культуры поведения во время полдника. Воспитание КГН.

Цель: закрепить навыки культуры поведения за столом: сидеть прямо, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой салфеткой.

Внести в группу (рассматривание предметов и иллюстраций):

атрибуты к театрализованной деятельности;

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции

образовательных областей

Организация развивающей среды для

самостоятельной деятельности

детей

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных

моментах

Утро

Прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика.

Эстетическое развитие. Слушание фрагмента произведений А. Глазунова, П. Чайковского «Времена года»

Цель: уметь внимательно слушать музыкальный фрагмент, включить воображение, вспомнить образы, связанные осенью, описывать их, используя образные выражения, строки из стихотворений

Дидактическая игра д/з «Скажи со словом «осенний»

Цель: развивать внимание, речь.

Игра средней подвижности п\з . «Море волнуется».

Цель: развивать воображение.

Ознакомление с миром природы, экология. «От какого дерева лист

Цель: знать особенности формы и расцветки листьев деревьев осенью, уметь по сигналу быстроориентироваться по картинкам и находить нужное дерево

Внести в группу:

Диск с произведениями. Глазунова, П. Чайковского «Времена года»

Картинки с изображением деревьев.

ООД

1.Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений. Занятие 2

Задачи: Познакомить с составом числа 7 и 8 единиц. Уточнить представление о цифре 7. Уточнить приёмы деления квадрата на 2, 4,8 равных частей, учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их. Закреплять представления о треугольниках и четырёхугольниках. Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели.

И.А. Помораева Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа. Стр.30

2. Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы.

Тема. Экскурсия в природу в начале осени. Как растения готовятся к зиме.

Задачи. Учить детей выделять деревья, кустарники, травянистые растения по высоте.Дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений. Уточнить представление об условиях жизни растений осенью.

Бондаренко Т.М. « Экологические занятия» стр. 56, занятие №8

3.Физическое развитие. Физкультура (по плану инструктора по физической культуре).

4.Хореография (зал).

Прогулка

Наблюдение за одеждой людей осенью

Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи. Развивать наблюдательность

П/и: « Пробеги тихо»

Цель: Совершенствовать умение детей передвигаться бесшумно, развивать творчество в двигательной деятельности. Приучать следить за своей осанкой, поощрять стремление к победе и самосовершенствованию.

П/и «Бездомный заяц»

Цель: Способствовать совершенствованию выполнения детьми игровых действий. Развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции. Приучать детей следить за своей осанкой во время движения.

Самостоятельные игры детей. Цель: формировать у детей здоровьесберегающие компетенции: расширять двиг. опыт, формировать умение организовывать игры, самост-но контролировать соответствие своих игровых действий правилам.

Индивидуальная работа по развитию речи: «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать противоположные значения к приметам осени

Трудовая деятельность (трудовое поручение)

Собрать листья и сухую траву для гербария.

Выносной материал:

Инвентарь для трудовой деятельности,

Предметные и сюжетные игрушки по желанию детей

Закаливающие мероприятия

Оздоровительная гимнастика после сна. Закаливающие процедуры.

Вечер

Прогулка

Чтение худ. литературы . Я. Тайца «Я здесь»

Цель: : развивать у детей интерес к худ. литературе, вызвать желание слушать произведение, понимать его содержание.

Беседа «Кто выращивает хлеб?»

Цель: Формировать представления детей о процессе выращивания и изготовления хлеба, как хлеб пришел к нам на стол.

Сюжетно-ролевая игра «Булочная»

Цель: создание игровой среды, изготовление атрибутов, развитие взаимоотношений, формирование дружелюбия

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Цель: учить детей находить себе занятие по интересам, организовывать игровое взаимодействие, развивать навыки свободного общения.

Наблюдение за осенним дождем

Цель: учить детей определять и описывать характер дождя, подбирать подходящие определения и эпитеты, помочь сделать общий вывод об особенностях дождя

Инд. работа «Не сбей флажок» ( учить ходить змейкой между предметами, соблюдая правила безопасности).

П/и. «Прятки»

Цель: совершенствовать умение детей играть на всей игровой площадке, соотносить свои действия с действиями других игроков, водящего, совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа по обучению грамоте с Настей К, Лерой Г, Димой упражнение «Найди звук».

Цель: Закрепить умение детей определять звук и находить его расположения в слове.

Внести в группу:

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре

рассматривание предметов и иллюстраций

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции

образовательных областей

Организация

развивающей среды для

самостоятельной деятельности

детей

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных

моментах

Утро

Прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика.

Ознакомление с окружающим миром. «Зачем собирают урожай и пересаживают растения?»

Цель: Систематизировать представления детей о многообразии овощей, фруктов, ягод и умению делить их на группы, знать как они растут и как их собирают.

Дать представление о том, как овощи и фрукты приходят к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда

Настольно-печатная игра д/з «Лото»(овощи, грибы, ягоды, фрукты)

Цель: развивать, внимание знания о овощах и фруктах и.т.д.

Игра средней подвижности п\з . «Совушка».

Цель: Учить детей действовать по сигналу.

Беседа с детьми на тему нравственно-патриотического воспитания:

Цель:Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказать посильную помощь.

Внести в группу

рассматривание предметов и иллюстраций

Игры настольно – печатного характера, лото, пазлы;

ООД

1.Речевое развитие. Развитие речи .

Тема. Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб»

Цель. Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского «Теплый хлеб».

2. Художественно-эстетическое развитие. Лепка/Аппликация

Тема. «Ваза с фруктами и цветами»

Задачи : закрепить умения детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительный контроль за действиями рук. Учить красиво располагать изображение на листе, искать лучший вариант, подбирать изображения по цвету. Воспитывать художественный вкус.

Материал: листы бумаги, цветная бумага разных оттенков, ножницы, клей.

3.Физическое развитие. Физическая культура на прогулке. (по плану инструктора по физвоспитанию)

Прогулка

Наблюдение за температурой воздуха:

Цель : учить самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный и животный мир (сильный ветер срывает листья с деревьев; воробьям прыгать тяжело, перья от ветра так и раздуваются, долгота дня уменьшается, поэтому становится прохладнее и т. д.).

П/и «Орехи, жёлуди, шишки»

Цель : Способствовать совершенствованию выполнения детьми игровых действий. Развивать внимание

П\и «Кто сделает меньше шагов»

Цель: развивать ловкость движений

Индивидуальная работа по ФЭМП «Назови соседей»

Цель: развивать внимание, закреплять навыки счёта.

Выносной материал:

Предметные и сюжетные игрушки,

Спортивный инвентарь.

Закаливающ мероприятия

Оздоровительная гимнастика после сна. Закаливающие процедуры.

Вечер

Прогулка

Чтение худ. литературы. . Загадки о дарах природы. «За грибами» К. Бальмонта, «В лесу грибное войско…» А. Часовников.

Цель: развивать у детей интерес к худ. литературе, вызвать желание слушать произведение, понимать его содержание.

Д\И: «Хорошо - плохо» (ТРИЗ)

Цель : научить видеть противоречия в природе, неоднозначность явлений, взаимосвязь живого и неживого; развить речь, мышление

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Цель: учить детей находить себе занятие по интересам, организовывать игровое взаимодействие

Наблюдение за осадками

Цель: уточнить представления об осадках

П/и. «Колечко»

Цель : учить детей выполнять игровые действия в соответствии с правилами развивать внимание, быстроту П/и «Ловишки»

Цель : учить действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту.

Общественно-полезный труд Вместе с воспитателем уборка опавшей листвы на участке и возле него, помочь детям младшей группы.

Внести в группу:

рассматривание предметов и иллюстраций

атрибуты для опытно – экспериментальной деятельности;

инвентарь для трудовой деятельности.

Работа с родителями

Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа.

Тема недели «Волшебница осень (золотая осень, дары осени, сельскохозяйственные промыслы)»

Цель : укреплять интерес детей к окружающей природе; накапливать представления об объектах и явлениях природы, их разнообразии; закрепить знания о наиболее типичных особенностях ранней осени, о явлениях осенней природы, сельскохозяйственных промыслах и осеннем урожае; вызывать эмоциональный отклик и эстетические чувства на красоту осенней природы

Итоговое мероприятие. Выставка поделок «Осень урожайная».

День недели

Режим

Самостоятельная

деятельность

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Утро

Двигательная д-ть.

Коммуникативная д-ть.

О праздновании юбилея города Томска в прошедшие выходные. Цель: воспитывать любовь к городу, в котором живем.

Рассказывание детям о ранней осени и сентябре — первом осеннем месяце: «Ранней осенью немного холодает, но еще тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках еще цветут цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг»

Игровая д-ть.

Экологическая игра «Детки на ветке» с детьми Дарьей Д. и Мишей Ж.

Коммуникативная д-ть Упражнение «Найдите ошибку». (приметы ранней осени)

Эл.быт.труд.

Уборка игрушек на место после игр.

ВХЛ

Чтение отрывка из рассказа М. Пришвина «Золотые рощи»

Коммуникативная д-ть Рассмотреть с детьми иллюстрации в книжном уголке с видами родного города (центр города, самые известные достопримечательности города Томска). Цель: воспитывать гордость за город, в котором живем.

Игровая д-ть.

Игры с мозаикой Цель: развивать мелкую моторику

ННОД

Физическое развитие.

Прогулка

Обратить внимание на здание детского сада. Предложить детям найти окна своей группы, музыкального зала, кухни. Спросить, почему так много окон, дверей.

ВХЛ.

Разучивание с детьми народных примет, поговорок и пословиц: . Приметы: птицы запели в дождь — к ясной погоде; воробьи в ненастную погоду весело чирикают - к ясной погоде. . Поговорки и пословицы: всякая птица своим пером гордится; всякая птица своим клювом сыта.

Познавательно- исследовательская д-ть

Уточнение знаний о временах года с Кирой Х., Викой Л. и Ярославом К.

Игровая д-ть.

Д/игра «Какое время года?».

Двигательная д-ть.

П/игра «Пчелки и ласточка»

Эл.быт.труд.

Помочь собрать игрушки детям младшей группы.

Игровая д-ть.

Игры с листочками

Вечер

Игровая д-ть.

Упражнение «Скажите ласково». Пример: дождь - дождик, птица - птичка. Солнце- ... (солнышко), туча - ... (тучка), цветок - ... (цветочек), лист - ... (листочек).

ВХЛ

Чтение произведения Е.Чарушина «Лисята». Цель: познакомить с произведениями Е.Чарушина, писателя и иллюстратора своих произведений о животных.

Изобразительная д-ть

Закрепление с детьми Ромой К. и Викой К. приема примакивания в рисовании листочков

Коммуникативная д-ть

Вопросы по содержанию: - Как звери будут спасаться от холода? - Что будут делать птицы в холода? - Чем будут питаться птицы, когда не будет насекомых? - Как звери и птицы преодолеют скуку? - Какие звери и птицы разговаривают с Вороном? - Как люди спасаются от холода? - Боятся ли люди мрачных туч, дождей? Почему?

Музыкальная д-ть.

Выполнение детьми движений с осенними листочками под звуки песни «Осень» (муз.Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина) (кружатся, садятся на корточки, поднимают листочки вверх и машут ими).

Прогулка

Познавательно- исследовательская д-ть

Наблюдение за птицами. Цель: выявить особенности приспособления птиц к сезонам (установить связь между характером пищи, наличием корма и приспособлением к погодным условиям). (картотека № 16 сентябрь).

Познавательно- исследовательская д-ть

Обучение нахождению растений по описанию детей Егора К., Макара К. и Светланы К.

Игровая д-ть.

Д/игра «Что это за птица?». (приложение)

ВХЛ

Чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова

Двигательная д-ть.

Самостоятельные игры детей с мячом

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Самостоятельная

деятельность

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Двигательная д-ть

Утренняя гимнастика. Комплекс «Мои любимые ножки».

Коммуникативная д-ть.

Вопросы: «На улице сейчас жарко? Солнце светит? Ветер дует? Какого цвета листья на деревьях? Трава высохла или еще зеленая? А цветы цветут? Как одеты люди? Они стали одеваться теплее?»

Игровая д-ть.

Д/упражнение «Описание овощей». Цель: учить правильно описывать признаки овощей (форма, цвет, вкус, плотность)

ВХЛ

Чтение произведения Е.Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой». Цель: познакомить детей с произведениями Е.Чарушина, писателя и иллюстратора своих произведений о животных.

Познавательно- исследовательская д-ть

Обучение выкладыванию фигур из счетных палочек детей Федора К. и Ромы Л. Цель: развивать логическое мышление

Игровая д-ть

Игра «Отгадай» (овощи). Цель: учить описывать предмет не называя его.

Двигательная д-ть

Пальчиковая гимнастика « Будем мы варить компот»

Цель: формирование умения координировать речь и движение, развитие мелкой моторики пальцев рук .

Изобразительная д-ть

Лепка «Корзинка с овощами». Цель: развивать воображение и мелкую моторику рук.

Игровая д-ть.

Игры со строительным материалом «Кубики для всех» Цель: развивать умение называть игру, в которую играют.

ННОД

Познавательное развитие (развитие математических представлений) .

Прогулка

Познавательно- исследовательская д-ть.

Двигательная д-ть.

П/игра «Песенка стрекозы». Цель: развивать ритмичную, выразительную речь и координацию движений

ВХЛ

Разучивание с детьми народных примет: много ягод в сентябре на рябине - к лютой зиме; с сентября и лист на деревьях не держится Цель: учить соотносить факты с имеющимся жизненным опытом.

Игровая д-ть.

Игра «Найди, о чем расскажу» с детьми Олей П. и Настей Ч. Цель: развивать внимание.

Эл.быт.труд.

Сбор семян цветковых растений Цель: учить собирать аккуратно, не срывая само растение;

Игровая д-ть.

Д/игра «Загадай, мы отгадаем». (картотека)

Игровая д-ть.

Самостоятельные игры детей с игрушками (по выбору). Цель: учить вежливо общаться во время игры со сверстниками.

ННОД

Социально-коммуникативное развитие Тема «Теневой театр «Осторожно, ядовито!»» (СКР/РР)

Задачи : развивать умение детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; формировать навык соблюдать осторожность, развивать любознательность. (В.К.Полынов ОБЖ, с.110)

Вечер

Игровая д-ть

Д/упражнение «Назовите одним словом» (приложение)

Двигательная д-ть.

Игра с песком «В саду ли, в огороде». Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.

Коммуникативная д-ть

Отработка навыков произношения звуков [з] и [з"] с детьми Дашей Ч. и Дмитрием С. Цель: помогать овладевать произношением трудных звуков

ВХЛ

Чтение стихов об осени: «Лес осенью» (А. Твардовский), «Падают, падают листья» (М. Ивенсен) Цель: учить слушать и слышать литературные произведения.

Изобразительная д-ть

Составление гербариев и коллажей из осенних листьев. Цель: учить самостоятельно отбирать средства выразительности.

Прогулка

Познавательно- исследовательская д-ть

Наблюдение за растениями цветника. Цели: воспитывать чувство радости при восприятии красиво цветущих растений, стремление сохранять их; воспитывать добрые отношения к людям и желание делать им приятное.

Двигательная д-ть.

П/игра «Лягушки». Цель: учить сопоставлять движения со словами

Игровая д-ть

Математическая игра «Сходство - отличие» с детьми Артемом Т. и Макаром К. Цель: учить сравнивать, обобщать группы предметов.

Игровая д-ть

Д/игра «Найди ошибку». (приложение)

Изобразительная д-ть

На песке палочкой по замыслу. Цель: учить уметь правильно использовать формообразующие движения.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Самостоятельная

деятельность

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Двигательная д-ть.

Утренняя гимнастика. Комплекс «Мои любимые ножки».

Коммуникативная д-ть.

О характере музыки (быстрая или медленная; ритмичная или плавная). Вопрос: «Какая осень в песне?». Цель: развивать умение общаться.

ВХЛ

Чтение произведения Е.Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц». Цель: познакомить детей с произведениями Е.Чарушина, писателя и иллюстратора своих произведений о животных.

Игровая д-ть.

Игровое упражнение «Части суток» с детьми Тимофеем П. и Евой Ш. Цель: знакомить с последовательностью частей суток

Эл.быт.труд.

Полив растений в группе Цель: Научить детей правильно поливать растения в группе.

Игровая д-ть.

Д/ упражнение «Исправь ошибки». Цель: закрепить знания о ранней осени

Музыкальная д-ть.

Слушание песни «Осень» (муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной). Цель: формировать начальные певческие навыки.

Коммуникативная д-ть

Рассматривание иллюстраций с изображением осеннего сельскохозяйственного труда людей Цель: учить рассматривать и обсуждать изображение.

ННОД

Физическое развитие По плану инструктора по физическому воспитанию

Речевое развитие

Прогулка

Познавательно- исследовательская д-ть.

Экскурсия «Люблю я пышное природы увяданье...»

Цели: формировать навык различать виды деревьев и кустарников по форме и окраске листьев, наличию плодов; показать различие окраски деревьев (береза, осина, клен); расширить представления детей о состоянии растений в период золотой осени, об особенностях поведения птиц; обратить внимание на красоту осеннего пейзажа, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края; расширять и пополнять словарный запас детей.

Познавательно- исследовательская д-ть

Рассматривание листьев различных пород деревьев с Пашей М. и Остапом М. Цель: показать различие окраски деревьев.

Игровая д-ть.

Д/игра «Где детки с кленовой (рябиновой) ветки?»; Цель: знакомить с видами листьев.

Двигательная д-ть.

П/игра «Раз, два, три - к рябине (березе) беги!» Цель: у чить различать виды деревьев и кустарников

Эл.быт.труд.

Сбор осенних букетов Цель: воспитывать эмоциональ- ную отзывчивость, любовь к природе родного края

Вечер

Изобразительная д-ть.

Лепка на тему «Осенний листок». Цель: закрепить умение отделять кусочек пластилина от целого куска путем ощипывания, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями между ладоней.

ВХЛ

Чтение отрывка стихотворения А. К. Толстого «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад».

Коммуникативная д-ть

Поговорить с детьми Викой К. и Макаром К. , о том, какие растения им нравятся Цель: учить рассказывать своих чувствах.

Игровая д-ть

Игра с кеглями и мячом Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Двигательная д-ть.

Физминутка «Осенние листочки» Цель: развивать у детей координацию движения .

Эл.быт.труд.

После игры расставить игрушки на свои места. Цель: радоваться чистоте и порядку в групповой комнате.

Прогулка

д-ть

Наблюдение за растениями, изменением их окраски Цели: закрепить знания о растениях, их основных частях; воспитывать заботливое, бережное отношение к растениям, расширять словарный запас. (картотека № 19 сентябрь).

Двигательная д-ть.

П/игра «Кот на крыше». Цели: развивать ритмичную, выразительную речь, координацию движений; автоматизировать звук [ш] в связном тексте

Коммуникативная д-ть

Речевая логическая игра «Когда это бывает?» с детьми Дашей Д. и Федором К.

Коммуникативная д-ть Разучивание с детьми народных примет: чем желтее крона березы осенью, тем сильнее листопад; если осиновые листья ложатся «лицом» вверх - зима будет холодной, изнанкой вверх - теплой. Цель: проявлять любознательность к образу жизни растений

Двигательная д-ть.

Самостоятельные игры детей с мячом. Цель: побуждать детей к самостоятельному использовать инвентарь.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Самостоятельная

деятельность

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Двигательная д-ть..

Утренняя гимнастика. Комплекс «Мои любимые ножки».

Игровая д-ть

Развивающая ситуация «У медведя во бору, грибы, ягоды беру...». Цели: закреплять знания о растениях леса: грибах и ягодах, о пользе природных витаминов для человека и животных.

Познавательно- исследовательская д-ть

Рассмотреть с детьми предметы в группе (игрушки, мебель, книги и т.д.). Цель: проверить знают ли дети, из каких материалов изготовлены они.

Познавательно- исследовательская д-ть

Закрепление с детьми названий деревьев Ромой К. и Светой К. Цель: развивать память.

Игровая д-ть.

Игра-ситуация «Осень - добрая волшебница». Цели: развивать творческое воображение; приобщать к красоте, искусству, творчеству; развивать умение действовать в воображаемом плане

ВХЛ

Чтение произведения Е.Чарушина «Воробей». Цель: познакомить детей с произведениями Е.Чарушина, писателя и иллюстратора своих произведений о животных.

Игровая д-ть

Математическая игра «Луч», «Солнечные и несолнечные лучи». Цель: развивать логическое мышление

ННОД

Художественно-эстетическое развитие (Рисование).

Художественно-эстетическое развитие (Музыкальное). По плану музыкального руководителя

Прогулка

Познавательно- исследовательская д-ть.

ВХЛ

Чтение стихотворения С. Михалкова «Облака» Цель: учить слушать и слышать литературные произведения.

Коммуникативная д-ть

Обратить внимание на то, что в городе много улиц, каждая имеет свое название

Познавательно- исследовательская д-ть .

Закрепление с детьми знания цветов радуги, используя волшебное заклинание «Кохлеохле....» в игре «Геоконт» Артемом Т., Викой Л. и Настей Ч.

Игровая д-ть .

Д/упражнение «Закончи предложение»: - Летом дни длинные, а осенью - ... (короче)… Цель: развивать логику.

Двигательная д-ть.

Разучивание ритмической разминки: Мы стоим на огороде, Цель: развивать мелкую моторику рук.

Эл.быт.труд.

Сбор мусора и сухих листьев Цель: воспитывать эмоциональ- ную отзывчивость

Изодеятельность

Рисование мелками на тему «Облачко» Цель: учить самостоятельно отбирать средства выразительности

Вечер

Двигательная д-ть.

Игра «В саду ли, в огороде» Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.

Познавательно- исследовательская д-ть.

Развивающая ситуация «Что нам осень принесла». Цели: расширять представления детей об овощах и фруктах; закрепить знания о сезонных изменениях в природе; дать представления о пользе природных витаминов.

Игровая д-ть.

Закрепление у детей Евой Ш. и Мишей Ж. технических приемов лепки (раскатывание, скатывание, прищипывание)

Коммуникативная д-ть

О приметах: лист хоть и пожелтел, но опадает слабо - морозы наступят нескоро; пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу не выпасть, оттепель его сгонит

Игровая д-ть

Игра «Собери ручейки в речку». Цель: учить играть вместе, дружно.

Изодеятельность

Рисование и изготовление работ на выставку «Осень урожайная».

Прогулка

Познавательно- исследовательская д-ть

Наблюдение за деревьями и кустарниками. Цели: упражнять в различении деревьев и кустарников по плодам (семенам) и листьям; обобщать представление об осеннем расцвечивании деревьев и кустарников; закрепить умение сравнивать объекты по ярким признакам; учить узнавать и различать деревья и кустарники по характерным признакам (количество и характер стеблей, наличие листьев, плодов). (картотека № 20 сентябрь).

Игровая д-ть.

Познавательно- исследовательская д-ть

Закрепление представлений детей о количественных отношениях между числами Дмитрием С. и Олей П.

Двигательная д-ть.

Ходьба по ограниченной поверхности Цель: учить сохранять равновесие.

ВХЛ

Загадывание загадки: Много рук, а нога одна. (Дерево.)

Игровая д-ть.

Игры с песком. Цель: стимулирование самостоятельности и проявления навыков самоуправления в совместной деятельности

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Самостоятельная

деятельность

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Двигательная д-ть.

Утренняя гимнастика. Комплекс «Мои любимые ножки».

Коммуникативная д-ть

Упражнение «Какой фрукт я загадала»: Цель: развивать логику, умение отгадывать загадки. Круглое, румяное, сочное, гладкое, сладкое. Растет в саду на дереве. (Яблоко.) - Продолговатый, желтый, кислый, сочный. Растет в саду на дереве. (Лимон.)

Коммуникативная д-ть

Обучение детей подбору слов, сходных по звучанию Дашей Ч. и Кирой Х. Цель: развивать речь детей.

ВХЛ

Любимые животные Евгения Чарушина Цель: познакомить детей с новым литературным жанром - проза.

Музыкальная д-ть

Слушание песни «Сентябрь» муз. И.Якушенко, сл.З.Петровой.

Цель: воспитание слушательской культуры детей.

Игровая д-ть.

Игры с деревянными игрушками. Цель: учить обследовать предметы и называть материал, из которого они изготовлены

ННОД

Познавательное развитие (Природный мир)

Художественно-эстетическое развитие (Аппликация).

Физическая культура . Занятие №2 (на прогулке) (ПР/ ФР/СКР)

Задачи : упражнять в ходьбе и беге; учить метанию способом «от плеча»; развивать внимание, слуховое восприятие. (Е.И.Подольская, стр.28)

Прогулка

Познавательно- исследовательская д-ть.

Двигательная д- ть.

П/игра «Зайцы и волк». Цель: развивать интерес к подвижным играм

Познавательно- исследовательская д-ть

Закрепление знаний о геометрических фигурах с детьми Ярославом К., Павлом М. и Остапом М.

ВХЛ

Загадывание загадки: Малые детки сидят на ветке, Как подрастут - на землю упадут. (Семена.) Цель: учить отгадывать предмет по признакам

Эл.быт.труд.

Сбор веточек и листвы Цель: дать возможность чувствовать свою умелость.

Познавательно- исследовательская

Опыт «Свойства мокрого песка». (приложение)

Вечер

Музыкальная д-ть.

Игра «Репка». Цель: развивать умение детей пользоваться имеющимся у них средствами (голосом, телом)

Игровая д-ть

Д/игра «Бывает - не бывает» (с мячом). Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции

Игровая д-ть

Игра «Что изменилось?» с детьми Ромой Л. и Егором К. Цель: развивать наблюдательность.

ВХЛ

Чтение стихов об осени: «Зайчик» (А. Блок). «Осень» (А. Майков). Цель: расширение круга конкретных представлений в природе осенью.

Изодеятельность

Рисование на тему «Овощи созрели: пора собирать и на стол подавать» Цель: развивать эмоционально-эстетические способности от хорошо выполненной работы.

Прогулка

Познавательно- исследовательская д-ть

Наблюдение за растениями, изменением их окраски. Цели: упражнять в различении деревьев и кустарников по плодам (семенам) и листьям; обобщать представление об осеннем расцвечивании деревьев и кустарников; закрепить умение сравнивать объекты по ярким признакам; приучать наслаждаться красотой родной природы. (картотека № 18 сентябрь).

ВХЛ

Разучивание с детьми народных примет, пословиц и поговорок: . Приметы: осенью листопад пройдет скоро -ожидай крутой зимы; ветки ели и сосны опускаются вниз - к дождю. . Поговорки и пословицы: плод дерева ешь, а кору не снимай; яблоко от яблоньки недалеко откатится Цель: знакомить детей с народными приметами.

Познавательно- исследовательская д-ть

Игра-эксперимент «Какие бывают листья» с детьми Дашей Ч. и Тимофеем П. Цель: развивать любознательность.

Игровая д-ть.

Д/игра «Третий лишний» (растения). Цель: закреплять знания детей о многообразии растений.

Двигательная д-ть.

П/игра «Быстро в домик» Цель: развивать умение начинать бег по команде

Изодеятельность Выкладывание камешками на песке различных линий Цель: развивать интерес с работой природными материалами.

Взаимодействие с родителями

Предложение родителям составить с детьми короткий рассказ про осень и записать его на конкурс «Лучший осенний рассказ»

Предложение родителям разучить с детьми стихи об осени, изготовить с детьми поделки из природных материалов на тему «Осень»

Семейный фотоконкурс. Изготовление с родителями коллажа на тему «Осень в деревне» или фотовыставки «Экскурсия в деревню»

Родительское собрание №1 «Задачи развития и воспитания детей 4—5 лет»

Информационный стенд для родителей «Что рассказать ребенку об осени?»

Консультация для родителей, о том, что дети должны иметь в семье свои постоянные обязанности, чтобы чувствовать себя равноправными членами семьи; спросить, какие именно обязанности выполняет ребенок в семье; посоветовать, что можно поручить ребенку. Особое внимание обратить на то, что ребенок должен выполнять не только какие-либо обязанности по самообслуживанию, но и поручения, касающиеся заботы обо всех членах семьи: накрыть на стол, помочь убрать посуду со стола, полить некоторые комнатные растения.