Сюжетно ролевые игры во второй младшей. Сюжетно-ролевая игра во второй младшей группе детского сада


Сюжетно-ролевая игра «Угощение»

Цель. Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.

Игровой материал. Предметы-заместители, игровая посуда, игрушечные собачки, пушистый воротник.

Подготовка к игре. Чтение и обсуждение рассказа Н. Калининой «Помощники».

Игровые роли. Повар.

Ход игры. Воспитатель может использовать разные варианты игры в зависимости от того, на что направлены

игровые действия.

1-й вариант. Действия педагога направлены на детей.

Педагог спрашивает у ребят: «Кто хочет играть со мной? Приглашаю играть всех: Сашу, Павлика, Алену и Виталика. А Ирочка хочет с нами играть? Сейчас я буду печь вам булочки. Испеку булочки – буду вас кормить. Видите, у меня много теста в кастрюле». Показывает большую детскую кастрюлю, наполненную деталями строительного материала – желтыми или красными полусферами). «Булочек много получится, всем хватит. Садитесь вот сюда, на ковер, отдыхайте, а я буду готовить». Воспитатель рассаживает детей так, чтобы им были видны его действия. «Возьму большой лист (крышка коробки от настольно-печатной игры). Буду класть на него булочки. Эту булочку делаю Валюте (берет из коробки одну детальку, производит круговые движения, напоминающие скатывание шарика, и кладет ее на «лист»). Покатаю, покатаю тесто, готова булочка для Валюши. А эту булочку сделаю для Кирюши (называя имена детей, педагог удерживает их внимание на себе). Вот и все. Никого не забыла. Всем булочки сделала. Теперь их можно печь в духовке». Помещает «лист в духовку» и тут же его вынимает. «Все булочки уже испеклись» (ставит лист на стол, нюхает булочки). «Как вкусно пахнут. Сейчас понарошку попробую одну». Воспитатель показывает, как это надо делать в игре, говорит, что они вкусные, сладкие. Затем угощает каждого ребенка. Спрашивает детей, понравились ли им булочки. Сетует на то, что булочки получились слишком большими и. сразу всю не съесть. После этого педагог предлагает тем, кто наелся, положить оставшиеся кусочки на лист, чтобы доесть потом.

Затем воспитатель говорит: «А сейчас давайте поиграем в прятки. Вы будете хитренькими ребятками. Спрячетесь кто за стул, кто за шкаф, а кто-то даже, может быть, под стол спрячется. Вы спрячетесь, а я буду вас искать. Хотите так поиграть? Сейчас я закрою глаза руками и буду считать, а вы прячьтесь. Раз-два-три-четы-ре-пять, я иду искать».

Воспитатель ищет ребят, при этом радуясь, когда кто-нибудь находится. Игру можно повторить два-три раза.

Затем педагог приглашает детей снова покушать булочки, а то все наигрались и уже снова есть захотели. «Хотите кушать булочки?» - раздает детям булочки и говорит: «Вот сейчас доедите булочки - молочка дам вам попить. Кто наелся - кладите остатки вот сюда, на лист, и подходите ко мне. Я молочка вам налью». Каждому воспитатель дает чашечку и наливает воображаемое молоко. Можно предложить детям добавки – вторую чашечку молочка.

В заключение воспитатель переключает детей на самостоятельную игру: «Вы наелись и напились, а теперь идите играть с игрушками».

2-й вариант . Игровые действия детей направлены на воспитателя.

Воспитатель предлагает детям: «Давайте, ребята, будем играть. Очень хочу поиграть с Ромочкой, с Виталиком…». Количество детей, участвующих в игре, может быть любым. Можно играть со всеми детьми или только с теми, кто подойдет к воспитателю. «Я как будто пришла с работы. Устала. И голова что-то болит. Не могу. даже приготовить себе еду. А есть очень хочется. Кто мне, ребятки, приготовит что-нибудь покушать?». Ребята отзываются на просьбу воспитателя. «Посмотрите, сколько у меня продуктов, целый ящик. Что же вы мне приготовите? Вот в ящике лежит капуста и морковка (показывает зеленый шарик и красный конус). Можно суп вкусный сварить. Я знаю, Маша умеет суп варить. Машенька, сваришь мне суп? Вот тебе овощи: капуста и морковка. Вот плита (большой кубик, перевернутая коробка). А кастрюльку сама найдешь, ладно? Саша, сваришь мне картошку? А кто еще будет варить мне картошку? А сколько здесь ягод?! Хороший компот получится! Кто сварит мне компот?».

После этого педагог помогает каждому индивидуально приготовить «еду», показывает детям не более одного двух игровых действий по приготовлению еды.

Затем воспитатель продолжает: «У кого готова еда, может меня покормить. Я уже руки вымыла и за стол села». «Что же ты, Верочка, мне приготовила? Суп? Наверное, очень вкусный. Можно я попробую? Налей мне, пожалуйста, тарелочку супа. Ой, как вкусно. Суп с морковкой, с капустой. Объедение! Я еще хочу съесть одну тарелку супа. Можно? Спасибо тебе, Верочка, большое-пребольшое. Ты сварила очень вкусный суп». Неважно, если эта процедура затягивается и остальные дети ждут своей очереди кормить педагога. Наблюдение за действиями воспитателя и действиями детей, игровое общение очень интересно им. Оно, несомненно, обогатит их опыт.

После кормления воспитатель выражает благодарность всем детям: «Какие молодцы - меня накормили. Я отдохнула, наелась. Да и голова перестала болеть. Ну, вот, а теперь можно и повеселиться. Хотите потанцевать?» (дети вместе с воспитателем танцуют под музыку).

Воспитатель побуждает детей к самостоятельному принятию игровой цели: «Ой! Что-то я потанцевала и опять есть захотела. Кто меня еще покормит? А чем ты меня будешь кормить, Саша?» Вновь повторяется процедура кормления и выражения благодарности.

Затем воспитатель завершает игру: «Я уже так наелась, что не могу съесть всю кашу, которую ты сварил, Алеша. Еще половина кастрюли осталась. Покорми кашей зайку. Он уже прибегал ко мне, узнавал, кто варил кашу». Педагог может предложить детям заняться другим видом деятельности, дает им, например, карандаши и бумагу и т. п.

3-й вариант. Игровые действия детей направлены на игрушки.

Воспитатель включает детей в игру: «Ребятки, идите скорее все сюда. Посмотрите, кто к там прибежал». Показывает собачек и предлагает познакомиться с ними, погладить. «Слышите, как они скулят. Давайте спросим у собачек, может быть, они хотят есть». Оказывается, что они действительно голодны.

После этого педагог «успокаивает» собачек. Рассказывает им, какие вкусные супы, каши и прочее могут варить наши дети. «Не волнуйтесь, собачки. Видите, как много детей у нас в группе, и все они умеют очень хорошо готовить. Кто суп, кто кашу, кто картошку и даже компот… и яичницу умеют делать. Не переживайте, сейчас мы вас накормим. Ребята, вы хотите приготовить собачкам еду?».

Затем педагог побуждает каждого ребенка к принятию игровой цели: «Вот эта собачка выбрала тебя, Кирюша. Что ты ей приготовишь?». Если ребенок не справляется с поставленной перед ним задачей, воспитатель предлагает ему какой-нибудь свой вариант: «Я догадалась, что больше всего твоя собачка любит суп с косточкой». Собачка в знак согласия лает.

Так, по очереди, каждому ребенку педагог дает по собачке и способствует принятию индивидуальной игровой цели.

Когда все собачки нашли своих хозяев, воспитатель предлагает детям взять необходимые «продукты» из ящиков с предметами-заместителями. Во время того, как ребята готовят еду, педагог спрашивает у детей: «Как себя ведет щенок. Он слушается тебя, Нина, не мешает готовить? А что ты ему варишь? Он любит, чтобы каша была сладкая. Ты положишь в кашу сахар?». «Шарик, ты рад, что тебе Витя варит мясо? Вот здесь сиди и не лезь в кастрюлю, а то еще обожжешься - плита горячая». «Ты знаешь, Витя, твоя собачка такая чистюля. Она, когда покушает, бежит мыть мордочку и лапки. Ты поможешь ей потом умыться?».

Завершая процедуру кормления, педагог говорит: «Ребятки, послушайте, что вам хотят сказать собачки. Они говорят вам спасибо за то, что вы вкусно их накормили». «Собачки говорят, что теперь они захотели спать, что спать они любят на ковриках в тихом уголочке за шкафом или под стулом. Вот вам коврики». Дети укладывают собачек.

После этого воспитатель может познакомить детей с новой игровой целью - игрой в цирк. Шепотом подзывает детей к себе и говорит, чтобы они шли потихоньку, а то вдруг собачки проснутся. Сообщает, что в группу прибежала «мама» собачек. Она хочет показать детям собачий цирк. Спрашивает детей, видели ли они по телевизору, как выступают собаки в цирке. Рассказывает, как хорошо умеет выступать «мама» собачек. Воспитатель предлагает детям сесть на ковер и посмотреть собачий цирк. Педагог показывает два-три игровых действия с цирковой собачкой. Собака может прыгать через палочку, залезать на башню из кубиков, кувыркаться, считать ребят и т. п. Дети хлопают собачке. Для того, чтобы собачка стала цирковой, наденьте ей на шею красивый «пушистый» воротник.

После выступления «мама» собачек просит разбудить ее щенят и принести их. Воспитатель складывает щенят в коробку. Уносит ее. Собака «прощается» с детьми и «уходит». Воспитатель приглашает ее почаще приходить к детям.

Светлана Савинская
Картотека сюжетно-ролевых игр (вторая младшая группа)

КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

МЛАДШАЯ ГРУППА

Цель : познакомить детей с работой продавца, привить элементы навыков социального общения.

Оборудование : различные игрушки, фантики от конфет.

Ход игры:

Воспитатель говорит : «Все дети любят играть в игрушки. У вас дома много игрушек?» Дети отвечают – да, много. Воспитатель спрашивает, откуда они появились? Дети отвечают – подарили, купили. Воспитатель спрашивает, были ли дети в магазине детских игрушек, предлагает детям рассказать, как это произошло, с кем они ходили в магазин, какую игрушку купили. После этого воспитатель предлагает поиграть в магазин игрушек. Дети рассаживают игрушки на «витрине» (стеллаже, столе, шкафу) и делятся на продавцов и покупателей. Так как магазин создан детьми, в роли денег выступают фантики от конфет. Покупатель приходит в магазин, выбирает понравившуюся игрушку. Продавец показывает игрушку, рассказывает, как в нее надо играть, сколько она стоит. Покупатель расплачивается фантиками и уходит. Играет следующая пара продавец – покупатель. Далее дети меняются ролями.

В ходе игры педагог корректирует поведение игроков, если это необходимо, напоминает, в какие моменты нужно сказать слова «спасибо» и «пожалуйста» .

«Зоопарк»

Цели : обеспечить у детей интерес к сюжетно – ролевой игре , помочь создать игровую обстановку; научить детей различать характерные признаки внешнего вида диких животных; развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение; познакомить с особенностями поведения этих животных; способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их; воспитание доброго отношения к животным, любовь к ним, заботу о них, дружеские взаимоотношения в игре.

Оборудование : строительный материал (крупный, мелкий лего, набор зверей, белый халат для врача, градусник, фонендоскоп, аптечка, билеты.

Ход игры:

Сегодня к нам приехал зоопарк. В зоопарке вы можете увидеть разных диких животных! Спешите, спешите!

В зоопарке весёлые зверята.

2 часть : Раздаю детям билеты в «зоопарк» .

3 часть :

Ребята, а кто из вас был в «зоопарке» ?

Скажите, а зоопарк – это что?

ЗООПАРК – зоологический парк, то место, где можно увидеть разных животных. Их привезли из разных стран.

А кто ухаживает за животными в зоопарке?

(человек) .

А что он ещё делает в зоопарке? (охраняет, оберегает) .

Из чего сделан наш мини – зоопарк? Это значит какой? (маленький) .

А чтобы звери не разбежались, что сделано для зверей (вольеры) .

А вольеры из чего построены? (из лего) .

Очень красивый зоопарк. Большой и просторный.

Давайте посмотрим, какие животные живут в нашем зоопарке? (дети перечисляют)

Наши животные приехали к нам из жарких стран, где зимой тепло, и им будет холодно у нас.

Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы они смогли перезимовать нашу холодную зиму? (построить им домики) .

Я вам предлагаю построить домики из деревянного строительного материала.

Домики для животных мы построили. Теперь им не страшна наша суровая и холодная зима.

Вам понравилась игра в зоопарк?

Какие животные вызвали у вас интерес?

С какими животными вам не хотелось бы встретиться в лесу?

Как ты думаешь, дикие животные нуждаются в нашей помощи, как домашние?

Почему нельзя заводить диких животных в квартире?

Наша экскурсия по зоопарку закончилась, но мы ещё с вами сюда приедем.

«Семья»

Цели : обогащение социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету «Семья» ; закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи; развивать интерес к игре; продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет ; воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.

Материалы : куклы, игрушечная посуда, мебель, постель для кукол, игрушечные инструменты для мальчиков (молоток, отвёртка и пр.)

Ход игры:

Сегодня мы поиграем в игру «Семья» . Недаром говорится в народе : «Вся семья вместе и душа на месте» .

Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье?

Какие обязанности у папы?

Какие обязанности у мамы?

Что делает их ребенок?

Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им?

Дети, а если кто – то из членов вашей семьи заболел, что вы будете делать? (Обобщаю ответы детей) .

А ещё наша семья и другие посетители будут ходить в магазин и парикмахерскую. Для чего люди ходят в магазин (обобщаю ответы детей, а в парикмахерскую (обобщаю ответы детей?

Как вы думаете, с чего мы начнем игру?

Правильно, сначала распределим, кто будет папой, кто мамой, кто врачом, ведь кукла больна., Кто будет помогать врачу, будет медсестрой? Аптекарем? Кто будет работать парикмахером? Продавцами? Кассирами? Директором магазина?

(распределение ролей по желанию детей)

А что еще нужно для игры?

Правильно, надо выбрать место для игры.

(Выбор места игры)

Действительно, в кукольном домике нам удобно будет играть.

– Дети, вам понравилась игра?

Хотели бы вы еще поиграть в эту игру?

«Строим дом»

Задачи : познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей : ввести понятия «постройка» , «каменщик» , «подъемный кран» , «строитель» , «крановщик» , «плотник» , «сварщик» , «строительный материал» .

Оборудование : крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии : каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку : «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом) ». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми : одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

«Парикмахерская»

Задачи : учить детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры инструменты парикмахера и называть их. Развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас. Воспитывать чуткое, внимательное отношение друг к другу. Воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к сверстникам с учетом гендерных отличий.

Игровой материал : куклы (девочка и мальчик, фартуки-мастеру, пелеринки (красная и синяя, зеркало, флаконы для мальчиков и девочек, расчески, расчески-схематические изображения, заколки, банты, игровой набор «Парикмахер» ,мнемотаблица «Расти коса до пояса» (коса-спина девочки с косой до пояса -волос-коса до пяток-ряд волос, фотоальбом причёсок для девочек и мальчиков.

Предварительная работа : беседа о профессии парикмахера с использованием иллюстраций.

Ход игры:

Создание проблемной ситуации.

Воспитатель зовет детей к себе, они встают вокруг воспитателя. Педагог обращает внимание на взрослых - гостей, здороваются.

Воспитатель - Дети, скоро у нашей Кати - День рождения! И она пригласила меня на свой праздник. Да вот беда, красивую причёску я не знаю где делают. А вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель – Давайте поедем в парикмахерскую на автобусе. Дети берут стулья, один стул для водителя, за ним по 2 стула –места для пассажиров.

Распределение ролей и атрибутов – водитель (руль, головной убор) ; кондуктор (сумка, билеты, остальные дети - пассажиры (сумочки, деньги) .

Водитель сообщает об остановках «Детский сад» , «Больница» ,«Парикмахерская» ,кондуктор проходит и обилечивает пассажиров билетами, проговаривая :«Оплачиваем проезд» ,пассажиры дают деньги (листочки с цифрами) и получают настоящие билеты.

На остановке «Парикмахерская» все выходят и отправляются в парикмахерскую. Воспитатель обращает внимание детей на вывеску с символикой расчески и ножниц.

Что это? (парикмахерская)

Кто работает в парикмахерской? (парикмахер, мастер мужской и женский)

Что делает мастер? (стрижет, моет, красит волосы, причесывает, делает укладку)

Кто приходит к парикмахеру стричься? (мужчины, женщины, девочки и мальчики)

Что надевает мастер на плечи клиенту, когда работает? (накидку-пелеринку)

Распределение ролей в сюжете . Парикмахер - воспитанник, клиент – воспитатель. Остальные дети занимают очередь, ждут, смотрят, рассматривают предложенные брошюры с причёсками. Воспитатель предлагает желающим съездить на автобусе по делам.

Воспитатель здоровается и садится на стул перед зеркалом.

Игровые действия : Парикмахер заботится о чистоте и опрятности волос, расчесывает, моет волос, делает прически, стрижет. Беседует с клиентами, интересуется какую причёску желает клиент, советует прически или подбирает ее, рассматривает модные журналы.

Воспитатель (предложения - помощники)

Не могли бы вы сначала помыть мне голову шампунем.

Какой у вас есть шампунь?

А этот шампунь для кого?

Оденьте мне, пожалуйста, пелеринку,чтоб не испачкать и не намочить мою одежду.

А почему у вас пелеринки разного цвета?

Пожалуйста, высушите мне волосы феном и расчешите расчёской,клиент- воспитатель проговаривает с мастером закличку -заговор от выпадения волос.

«Расти, коса, до пояса,

не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят

Все волосики в ряд…»

Сделайте мне, пожалуйста, два хвостика и с двух сторон заколочки.

Воспитатель благодарит парикмахера, любуется причёской.

Воспитатель - Посмотрите, сколько кукол сидят в зале. Все они пришли в парикмахерскую. Все ли куклы красиво причесанны?

Сейчас я у них спрошу, что случилось и вам расскажу. Кукла Наташа и её друг Максим с другими куклами играли в детском саду и когда они пошли на прогулку, то подул сильный ветер. Ветер сорвал с Наташиной головы бант и волосы у нее разлохматились и Максиму тоже нужна помощь.

Да, действительно, у Наташи и Максима на голове беспорядок.

Надо срочно что-то делать. Кто готов помочь кукле Наташе и Максиму?

Для смены играющих в роли парикмахера воспитатель добавляет мужской зал.

Распределение ролей :

Роль парикмахера играют дети. Воспитатель помогает -напоминает о цвете накидке, о шампуни для девочек и для мальчиков. Предлагает мастерам работать по очереди. Один мастер ушел на обед, другой работает. Игра продолжается. Воспитатель берет на себя второстепенные роли .)

Итог игры : Куда мы сегодня ездили на автобусе? Понравилось ли вам играть в парикмахера? Кто что делал? Дружно ли играли?

Предлагает поиграть в следующий раз.

«Детское кафе»

Цель : продолжать формировать умение детей действовать с предметами и игрушками в модульном центре «Детское кафе» в совместной игровой деятельности с воспитателем.

Задачи :

1. Способствовать развитию и обогащению сюжета игры ;

2. Развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;

3. Формировать умение договариваться между собой, закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах;

4. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; продолжать знакомить с профессией повара, официанта.

Оборудование и материалы : модульный центр «Детское кафе» , игровой модуль «Кухня» , кассира, нарядная скатерть для стола, салфетница, кухонная посуда для чаепития, музыкальное оформление, муляж каравая из соленого теста, ложки, тарелки, чашки, фрукты, овощи, чайник, кофеварка, блендер, специальная одежда для поварят.

Ход игровой деятельности

Воспитатель :

Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Детское кафе» . Вы согласны? Ангелина, ты такая сегодня нарядная, у тебя какой- то праздник?

Ангелина :

Да, у меня сегодня день рождение. Мне исполнилось 3 годика.

Да, день рождения – это настоящий праздник. Расскажите пожалуйста, а как мы отмечаем день рождения? Где? (Ответы детей)

Молодцы, а давайте сегодня отметим день рождения Ангелины в детском кафе! Вы согласны?

А кто – нибудь был в кафе?

Давайте вспомним, кто же работает в кафе? (ответы детей)

А что же должен делать повар в кафе?

Какие обязанности у официанта?

Чем занимается уборщица?

Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя за столом?

Дети :

В гостях и дома за обедом

Говорить нельзя с соседом

Не нужно чавкать и сопеть,

А также головой вертеть,

Есть спокойно, аккуратно

Будет всем вокруг приятно!

А как следует вести себя в кафе?

Воспитатель :

Молодцы! Вижу вы знаете, как нужно вести себя и за столом и в общественных местах. Давайте займем свои игровые места и подготовимся к нашей игре. Ну вот мы и в кафе!

Администратор (воспитатель)

Здравствуйте! Добро пожаловать в кафе «Лакомка» . Занимайте свободные столики, я пришлю к вам официанта!

Посетители :

Спасибо! (Мальчики сажают девочек за стол)

Официант (воспитатель показывает, затем по желанию может быть ребенок)

Администратор :

Уважаемые посетители, у нас в кафе работает клоун Мотя. Он развлекает наших гостей, проводит конкурсы и поздравляет именинников, вы не против, если он придет поздравить

Организаторы праздника во время приготовления заказанных блюд устраивают развлекательную программу для посетителей.

Это могут быть :

Хоровод для именинника, хороводные игры «Шел король…» , «Карусель» и т. д, игра с мыльными пузырями, танцы.

В конце игры детям – посетителям приносят счет. Они расплачиваются и благодарят персонал кафе.

Заключение :

Ребята, ну что вам понравилось сегодня играть в игру «Кафе» ?

Что больше всего понравилось? А кто мне хочет помочь убрать игровое оборудование? Вы такие молодцы! И совсем уже большие!

Игры с транспортом

Игра № 1 «Кто шофер?»

Задачи : познакомить с профессией шофера, расширить и обогатить представления о трудовых действиях, формировать умение общаться.

Материалы :

Ход игры : Дети играют с машинами. Педагог побуждает детей к принятию роли - называнию себя именем выбранного героя.

Воспитатель (В) . Мне надо на рынок. Какая машина свободна? Кто отвезет меня? Ты, Слава? Ты шофер? У тебя сейчас свободное время? Отвези меня, пожалуйста на рынок. И Кристине, тоже надо, она тоже ждет, отвези и ее. Кристина, тебе куда ехать? Скажи Славе, он шофер. Он знает куда ехать.

А вот целая очередь выстроилась : Таня, Маша, Лера. Девочки, куда вам ехать? Автобусы у нас все сломались, придется на машине ехать.

Скажите шоферам куда вам и они отвезут. А кто у нас еще шоферы? Владик, Даня, Илья, Мирослав. Вот к вам девочки пришли, они пассажиры. Девочки, вы пассажиры? Тогда говорите, куда вам ехать? (Дети договариваются между собой, воспитатель помогает установить взаимодействие.)

Игра № 2 «Путешествие на паровозике»

Задачи : познакомить детей с трудом машиниста. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Развивать любознательность, наблюдательность. Развивать умение входить в определённый образ, представлять его, выполнять имитационные движения. Формировать навыки коллективной игры.

Материалы : сундучек, паровозик, 6 (3 красного и 3 синего цвета) гимнастические палки, 3маски : волка, белочки, медведя, костюм машиниста.

Ход игры : Воспитатель с детьми входит в группу . Дети начинают искать новую вещь появившуюся в группе . Находят сундучок. Рассматривают его и с помощью загадки отгадывают, что в нём :

Железные избушки

Прицеплены к друг дружке,

Одна из них с трубой

Везёт всех за собой. (Паровоз)

Воспитатель. Молодцы, отгадали! Открываем сундучок и достаём паровоз. Рассматриваем его. Воспитатель рассказывает для чего он нужен и из какого материала его можно построить. Воспитатель предлагает построить паровоз из гимнастических палок. Назначаю Олега машинистом, даю ему нагрудный знак, фуражку, гудок. Дети становятся друг за другом, в правую руку берут гимнастическую палку синего цвета, а в левую гимнастическую палку красного цвета (можно наоборот) . Получилось в каждом вагончике по три пассажира.

Воспитатель. Я буду диспетчером, который отправляет поезда. Все пассажиры на своих местах, можно отправляться? (Ответ детей) . Отправляемся. Едем и приговариваем стишок :

Едем, едем, путь далек, путь далек.

Через горы на восток, на восток.

Поезд быстро нас домчит, нас домчит,

он колесами стучит, он стучит.

Тук-тук, тук-тук-тук.

Тук-тук, тук-тук-тук.

Куда это мы приехали? (Ответ детей - в лес) . Кого можно встретить в лесу? (Ответы детей - белочку, волка, медведя) . Выбирайте маску любимого зверя. Кто выбрал маску белочки - прыгает, как белочка. Кто выбрал маску волка - ходит, как волк. Кто выбрал маску медведя - ходит, как медведь. (Каждый ребёнок надевает по три маски) . Раздаётся гудок.

Воспитатель. Ребята, нам пора ехать дальше. Поехали. (На пути препятствие - рассыпанные кубики) .Что же делать? (Машинист и его помощник идут собирать кубики) . Остальным детям воспитатель предлагает посетить вагон-ресторан. Дети присаживаются за стол, официантки (ребёнок и воспитатель, обслуживают их. Раздаётся гудок.

Воспитатель. Нам пора занять свои места и возвращаться в детский сад.

Игра № 3 «Ремонт машины»

Задачи : расширить тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новым словом – авто-мастерская по ремонту автомашин, автосервис.

Материалы : машинки, игрушки-заместители (инструменты для ремонта машин.)

Ход игры : Воспитатель подходит играющим в машины детям и помогает им обогатить игру.

Воспитатель Денис, у твоей машины, кажется, спустило колесо. Не хочешь, позвать мастера? Ты сам сможешь поменять колесо? Молодец. Только одному неудобно, хочешь, я тебе помогу, или можешь позвать кого-нибудь из водителей. Они сейчас отдыхают. (Подходит к мальчикам.) Водители, вы сейчас отдыхаете? Уже пообедали? Там вас Денис зовет. Денис, объясни, что у тебя с колесом. (Денис объясняет.) Если только колесо спустило, то можно самим поменять. А если еще и дверца не работает, то можно съездить в ремонтную авто-мастерскую - автосервис. Поедете ремонтировать или сами будете делать. Сами. Тогда надо брать инструменты. Они у вас есть? Хорошо. Я тоже у своей машины колесо меняла. Сначала надо его снять. Потом поставить новое.

Дети ремонтируют свои машины.

Игра № 4 «Автобус» .

Задачи : развитие социального поведения, навыки правильного общения в транспорте.

Предварительная работа : Беседа на тему «Транспорт родного города» , рассказы детей о поездках в общественном транспорте, беседа «Правило поведения в транспорте» .

Материалы : маленькие стулья, расставленные по парно, как в автобусе. Отдельный стул- место для водителя, билеты для пассажиров.

Ход игры:

Вос-ль : здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать?

Вос-ль : Отгадайте загадку, и вы узнаете на чем мы поедим путешествовать.

Дом по улице идет,

На работу всех везет

Не на курьих тонких ножках

А в резиновых сапожках.

Дети : автобус

Вос-ль : правильно, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а повезет нас волшебный автобус. А кто работает на автобусе?

Дети : шофёр.

Вос-ль : а что делает шофер?

Дети : управляет автобусом.

Вос-ль : ребята, а что делает кондуктор?

Дети : продает билеты. Объявляет остановки, следит за порядком в автобусе.

Вос-ль : как называют людей, которые едут в автобусе?

Дети : людей, которые едут в автобусе, называют пассажирами.

Вос-ль : ребята, какие правило поведения должны соблюдать пассажиры?

Дети : уступать место пожилым людям, культурно вести себя в автобусе, держаться за поручни.

Вос-ль : а что нельзя делать в автобусе?

Дети : кричать, шуметь, баловаться, отвлекать водителя, высовывать голову, руки в окно.

Вос-ль : ну а теперь можно отправляться в путешествие на автобусе, но чтобы он поехал нужен шофер. Толя у нас будет шофер (одевает фуражку) .Садись шофер за руль повезешь ребятишек. В автобусе еще работает кондуктор, им буду я (воспитатель берет роль кондуктора на себя) . А вы ребятами будете кем?

Дети : пассажирами.

Кондуктор : проходите в автобус, садитесь на свое место, скажите пожалуйста, что должно быть у каждого пассажира?

Дети : билеты

Кондуктор : я билеты раздаю, в путь дорогу всех зову.

Товарищ шофёр, заводи мотор, поехали быстрей.

Кондуктор : остановка «Хороводная игра»

Выходите из автобуса.

Проводиться игра «Раздувайся пузырь» (2-3 раза)

Кондуктор : проходите в автобус, садитесь на свое место.

Товарищ шофер, заводи мотор, поехали быстрей.

Кондуктор : следующая остановка «Стадион»

Проводиться игровое упражнение «Делай вот так»

Кондуктор : заходите в автобус, садитесь.

Следующая остановка «Детский сад»

Игра № 5 «Машины едут по дороге»

Задачи : Ознакомить детей с правилами перехода (переезда) перекрестка, регулируемого светофором.

Материал : Красные, желтые, и зеленые круги, машины, фигурки детей.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям провести игру на макете дороги, используя игрушечные светофор, машины, маленькие игрушки. Воспитатель «включает» на светофоре сигналы, и дети выполняют действия с машинками и игрушками в соответствии с инструкцией педагога : «Машины движутся, пешеходы стоят на месте и ждут; машины останавливаются, пешеходы идут». Затем воспитатель уже не говорит, что нужно делать детям, а ориентирует на сигналы светофора, уточняя : «Какой сейчас сигнал светофора?» .

Игра № 6 «Пешеходный переход» .

Задачи : Научить детей безопасно переходить дорогу. Познакомить детей со значением слов «пешеход» , «пешеходный переход» , «светофор» , «тротуар» . Познакомить детей со знаком «пешеходный переход» .

Материалы : Познакомить детей с правилами дорожного движения. Познакомить со знаком «пешеходный переход» , «светофор» , и их назначением.

Ход игры : В гости к детям приходил зайчик, который теперь собрался уходить домой, но на пути у него проезжая часть, дорога по которой ездят автомобили. Зайчик боится переходить улицу, он не знает как это сделать. Мы должны ему помочь. Зайчик вместе с детьми подходит к пешеходному переходу, воспитатель обращает внимание детей на светофор, на знак «пешеходный переход» , на «зебру» . Объясняет для чего эти знаки нужны, рассказывает о значения цветов светофора. Теперь, когда дети знают правила дорожного движения, воспитатель предлагает им помочь зайке перейти улицу. Несколько детей изображают едущие по дороге машины, а остальные вместе с зайкой переходят улицу. Когда горит красный дети-. пешеходы ждут, а дети-машины едут, загорелся желтый, дети-пешеходы приготовились идти, дети-машины приготовились пропустить пешеходов, загорелся зеленый дети - машины остановились, дети-пешеходы переходят дорогу. Затем дети по желанию меняются ролями и игру повторяют еще несколько раз .

«Детский сад»

Задачи : расширять знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, - воспитателя, младшего воспитателя , повара, музыкального работника, воспитывать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.

Оборудование : все игрушки, необходимые для игры в детский сад.

Ход игры : воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, младшего воспитателя , Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница» во второй младшей группе

Конспект сюжетно-ролевой игры « Больница » во второй младшей группе

Цель : Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру « Больница » .

Образовательные задачи :

Учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников, помогать играть рядом, не мешая друг другу;

Развивающие задачи :

Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, память, воображение, выразительность речи;

Воспитательные задачи :

Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу;

Воспитывать интерес к игре; формировать внимательное отношение к заболевшему.

Предварительная работа с детьми :

1. Чтение сказки К. И Чуковский «Айболит» ;

2. Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры ;

Создание и проигрывание игровых и проблемных ситуаций;

Обучение игровым приемам.

Оборудование и материалы :

- сюжетно-ролевый уголок « Больница » ;

Стулья для пациентов;

Халаты для доктора и медицинской сестры;

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры « Больница » : градусник, шприц, фонендоскоп, лекарства, др. ;

- сюжетно-ролевый уголок «Семья» ;

Игровые роли и правила :

На начальном этапе в игре ведущую роль берёт на себя воспитатель - роль доктора, медсестры, а в дальнейшем эту роль выполняют сами дети (совместные действия со взрослым по подражанию, по образцу) .

Ход игры:

(Слышится плач ребенка)

Воспитатель : Ребята, кто это плачет? Достает из коляски куклу-пупса… Кто это?

Ответы детей : малыш!

Воспитатель : Как вы думаете, почему он плачет?

(Ответы детей) .

Воспитатель читает стихотворение :

Наша кукла заболела

Утром даже не поела.

Еле глазки открывает,

Не смеются, не играет

Целый день она молчит

Даже мама не кричит.

Воспитатель : Кто подскажет, что нужно делать?

Ответы детей : Отвезти к врачу.

Воспитатель : Кто из вас ребята, знает, где работает врач? А, каким должен быть врач? Во что одет доктор? Что нужно доктору для работы?

Ответы детей : В больнице . Внимательным, заботливым, добрым.

Белый халат. Инструменты.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Что ж, наступил наш час, поиграем мы сейчас! Хотите играть?

Дети : Да!

Воспитатель : Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Что нужно доктору? Для этого мы возьмем наш волшебный мешочек.

(дети выбирают из предложенных предметов нужные врачу и рассказывают, для чего, по их мнению, нужен тот или иной предмет).

Шприц - делать укол.

Термометр - измерять температуру.

Фонендоскоп – слушать дыхание в легких.

Таблетки, витамины – для лечения больного .

Шпатель - смотреть горло.

Воспитатель : А как же мы доберемся до больницы , на чем можно туда отправиться?

Ответы детей : На машине, на скорой.

Воспитатель : Давайте вызовем скорую помощь? (вызывают, отправляются на скорой в больницу ) .

В больнице роль врача берет на себя воспитатель.

Воспитатель : Кто сходит на прием с куклой?

Врач (воспитатель) : Здравствуйте, проходите, присаживайтесь, на что жалуетесь?

Пациент (ребенок) : Моя дочка заболела.

Врач (воспитатель) : Не беспокойтесь, сейчас я осмотрю её и назначу лечение, вот градусник, сейчас мы узнаем, есть ли у вашей дочки температура или нет. Температура высокая. Давайте посмотрим горлышко (шпателем смотрит горло) . О-о! Горло красное. (предлагает сделать жаропонижающий укол, выписывает лекарство для лечения горла, витамины.

Пациент (ребенок) : обещает врачу, следовать его рекомендациям и выполнять все предписания.

Врач (воспитатель) : До свиданья больше не болей .

Воспитатель : Ребята, а теперь давайте кто-то из вас будет доктором.

Открыта больница для всех , приходите лечиться поскорее. Приходите на прием к врачу. Чтобы не толкаться, не мешать друг другу пациенты могут присесть на стульчики и ждать своей очереди. Посмотрите сколько пациентов сидят на стульчиках и у всех что то болит, давайте им поможем?

Дети -даваааааайте!

Выбираем доктора и медсестру среди ребят.

Воспитатель выступает в роли наблюдающего и в случае надобности помогает корректировать игровые действия детей.

Воспитатель благодарит детей за интересную игру, спрашивает их, понравилось ли им играть? Отдельно отмечает и хвалит детей, которые сложно идут на контакт.

В заключение игры воспитатель спрашивает у детей как можно сберечь свое здоровье, и что для этого нужно делать. Дети отвечают : делать зарядку, кушать овощи и фрукты, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе.

Цель: продолжать воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки.

Программное содержание:

  1. Развитие интереса в игре.
  2. Закрепление культурно-гигиенических навыков.
  3. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.
  4. Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам.

Игровой материал: Тазики, ванночки, прищепки, ведерки, утюги, гладильные доски, строительный материал, игровые банные принадлежности, предметы-заместители, кукольная одежда, куклы.

Подготовка к игре: экскурсия в прачечную детского сада, беседы о культурно-гигиенических навыках, чтение сказки «Мойдодыр».

Конспект сюжетно-ролевой игры
«Большая стирка»
Вторая младшая группа

Ход игры: в группу под музыку вбегает воспитатель в образе Чистюли, озирается по сторонам и вдруг видит детей, сидящих на стульчиках.

Воспитатель (В) — Это детский сад?

— Ну, наконец-то, я вас нашла. Здравствуйте, меня зовут Чистюля, а это куклы Паша и Даша. Мы к вам пришли из страны Игрушек за помощью, а послал нас Мойдодыр. Он говорит, что в детском саду самые умные и умелые дети. Они смогут нам помочь. Дело в том, что страну игрушек захватил злой колдун Грязнуля и теперь там все игрушки грязные, неопрятные, в грязной одежде. Посмотрите на Пашу с Дашей. (воспитатель показывает кукол в грязной одежде, непричесанных)

Боится Грязнуля только чистоты и чтобы его прогнать из страны Игрушек, надо научить Пашу с Дашей правилам ухода за собой и одеждой.

Ну что, поможете нам?

— Поможем!

— Тогда сначала расскажите нам, что нужно делать, чтобы быть чистым?
— Нужно умываться, мыть руки, купаться, стирать одежду.

— Чем надо мыться?
— Мылом, шампунем, мочалкой.

— А что нужно сделать, чтобы одежда стала чистой?
— Постирать ее.

— Что нужно для стирки?
— Вода, мыло, порошок, кондиционер.

— Как стирают белье?
— Руками, в стиральной машине.

— Расскажите, как правильно нужно стирать белье, одежду?

Дети рассказывают: наливаем в таз воды, насыпаем порошок или берем мыло, стираем белье, отжимаем, затем полощем, отжимаем и развешиваем сушить на веревку. Закрепляем белье на веревке прищепками, чтобы не упало. Когда белье высохнет его нужно погладить утюгом.

Если стирать в машине, то она все делает сама, толь надо просушить белье и погладить.

— А у вас в группе есть стиральная машина?
— Нет.

— А вы можете ее построить из строительного материала?
— Да, сможем.

— Тогда пусть этим займутся мальчики, а девочки будут стирать руками.

Вам нужно постирать одежду для игрушек (показывает сумку с кукольной одеждой) и привести в порядок Пашу с Дашей – вымыть, причесать, надеть чистую одежду. Согласны?
— Да!

— Тогда за работу!

(воспитатель распределяет кто какую работу будет выполнять. В процессе игры контролирует, подсказывает. Когда дети «постирали» одежду и «вымыли» кукол, предлагает немного отдохнуть, пока сохнет белье)

Мы старались,
Мы стирали
И, конечно же, устали.
А сейчас мы отдохнем
И работу вновь начнем.

(дети с воспитателем садятся в круг, и он загадывает им загадки)

Гладкое, душистое
Моет чисто.
Нужно, чтобы у каждого
Было…что, ребята? (Мыло)

Махровое, душистое,
Мягкое, пушистое.
Любит воду промокать,
Где что влажно вытирать. (полотенце)

Вместе с мылом и водой,
Я слежу за чистотой,
Пены для меня не жалко,
Разотру вас,
Я — …МОЧАЛКА.

— Наверное, белье уже высохло. Мальчики пойдут его снимать и класть в тазики, а вы, девочки отгадайте:

Мыло бывает разным-преразным:
Синим, зеленым, оранжевым, красным.
Но почему. Не пойму я, всегда
Черной-пречерной бывает вода?

— Потому что, когда моешь руки, мыло смывает всю грязь и вода становится черной.

(воспитатель предлагает детям погладить белье, а те, кто мыл кукол причесать их и одеть в чистую одежду)

— Посмотрите на Пашу с Дашей, какие они стали чистые, красивые.

А еще вы их научили ухаживать за собой, стирать одежду. Теперь они и другие игрушки научат этому и злой Грязнуля убежит.

Большое спасибо вам, ребята. А теперь нам пора прощаться и нести чистую одежду игрушкам. А вы приведите в порядок свои игрушки. До свидания!

Воспитатель с куклами уходит.

Название: Конспект сюжетно-ролевой игры во 2 младшей группе «Большая стирка»
Номинация: Детский сад / Конспекты занятий, НОД / игровые занятия


Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ «ЦРР – ДС № 68 г. Благовещенска»
Месторасположение: город Благовещенск, Амурская область

Цель: помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между детьми.

Задачи:

— закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, строительный материал;

— побуждать применять полученные ранее знания о труде строителей, спасателей;

— воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, ответственности, дружелюбия.

Предварительная работа: беседа о профессиях строителя, спасателя; рассматривание тематических наборов картинок; чтение произведений художественной литературы; сюжетно – ролевые игры: «Стройка», «Кафе».

Оборудование: письмо от бегемота, бегемот – игрушка, напольный конструктор, каски для строителей, машины (подъёмный кран, самосвалы, бетономешалки), игровой уголок «Кухня» с набором посуды, овощей, фруктов; сумки; подиум, микрофон.

Ход игры.

Воспитатель. Показывает письмо «Дети, хотите узнать, от кого нам пришло письмо?»

Дети. Хотим.

Открывает конверт, читает: «Дорогие ребята, помогите нам, пожалуйста! В нашем зоопарке произошло землетрясение и все вольеры, где находились звери, разрушились. Нужно срочно построить новый зоопарк. Живём мы в далёкой Африке. Скорее приезжайте и помогите нам восстановить наш дом! С уважением, Бегемот»

Воспитатель. Поможем животным?

Воспитатель. На чём нам нужно поехать в Африку, чтобы быстро туда добраться?

Дети перечисляют разные виды транспорта. Вместе решают, что быстрее доберутся на самолёте.

Воспитатель. Давайте собираться в путь. Дорога нам предстоит долгая, поэтому нужно запастись топливом для самолёта. Как вы думаете, сколько керосина понадобится для полёта в Африку?

Дети. Много.

Воспитатель. Давайте возьмём большой насос и заправим самолёты, на которых полетим.

Дети имитируют заправку самолёта, производя движения руками вверх-вниз.

Воспитатель. Заправили самолёты, теперь заводим мотор: «Р-р-рр …», расправляем крылья и отправляемся в полёт. Пилоты, будьте внимательны, следите за воздушным пространством.

Дети «облетают» несколько кругов и «приземляются» в Африке.

Воспитатель. Вот мы и на месте происшествия. Оставим самолёты на аэродроме, а сами поедем в машине.

Дети топающим шагом под песню «Машина» муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найдёновой продвигаются вперёд, имитируя ход машины. Подезжают к разрушенному зоопарку, где их встречает Бегемот (игрушка).

Бегемот. Здравствуйте, ребята. Спасибо, что откликнулись на нашу просьбу и прилетели к нам на помощь.

Воспитатель. Сейчас мы вам поможем. Я буду начальником стройки, а вы, ребята, будете строителями. Чтобы начать строительство, нужно со склада привезти строительные материалы. Саша, Глеб, Ваня, Егор и Максим будут шофёрами, а девочки закупят продукты и будут готовить им обед. Можно приступать к работе!

Шофёры едут на склад за стройматериалами, а рабочие на стройке под руководством «начальника» расчищают площадку под новый зоопарк. Шофёры подвозят кубики, а строители возводят вольеры для зверей. Когда построены вольеры, начальник отпускает строителей на обед. В столовой повара кормят рабочих обедом, по его окончании – убирают и моют посуду. Строители возвращаются на объект и возводят забор вокруг зоопарка.

Когда работа закончена, Бегемот благодарит всех за оказанную помощь. Начальник стройки поздравляет зверей с новосельем и приглашает всех на концерт, где дети-«артисты» читают стихи С. Я. Маршака «Детки в клетке». После концерта дети на самолёте отправляются в детский сад.

Название: Конспект сюжетно-ролевой игры во 2 младшей группе «Спасатели спешат на помощь»

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 71 «Почемучка»
Месторасположение: город Старый Оскол, Белгородская область