Конспекты логопедических праздника в школе. Конспект по логопедии "логопедический утренник"


Логопедический праздник

«Путешествие в город Красивой Речи» (1-4 классы)

Цели:

Оборудование: мультимедийная презентация города Красивой речи, кубики с буквами, картинки, пары слов с различными ударениями, костюмы для инсценировок (носы клоунов, маски).

Ход занятия

1. Орг. момент

2. На экране появляется слайд План города Красивой речи.

Это город красивой речи (показывает карту города, называя детям улицы. Многие дети сами могут прочитать названия). Главная площадь города – площадь Гласных звуков, потому, что в речи гласные звуки самые главные. Мы всегда делаем на них опору в словах. А вот улицы: Громкая, Четкая, Спокойная, Красивая, Слитная. Все это качества правильной речи. А это улица Пауз. Мы знаем, что в речи должны быть паузы (отдых), безостановочная речь непонятна.

Собираемся в поездку. На чем мы туда поедем? (На автобусе)

Садитесь в эти удобные экскурсионные автобусы. (Каждая группа садится в свой автобус. Дети поют “Мы едем, едем, едем в далекие края....”.)

Ребята, а чтобы попасть в Город Красивой и правильной речи нужно выполнить задание. Подойдите к столу с буквами и возьмите по 10 букв. Ваша задача составить из них как можно больше слов. Молодцы! А вот и город перед нами.

3. На экране появляется слайд с изображением Площади Гласных звуков . По команде логопеда дети выходят из автобусов.

Здравствуйте, вы приехали на площадь Гласных звуков.

Выберите кубики с буквами обозначающими гласные звуки. Назовите буквы, правильно и четко артикулируя, и придумайте слова, начинающиеся с этих гласных.

4. Слайд Замок Ударения

Детей встречает мальчик.

Ой как хорошо, что вы приехали... Сижу тут целый день. Совсем запутался. Нужно к этим словам подобрать картинки. Картинки все разные, а слова почему-то одинаковые:

кру"жки – кружки", за"мок-замо"к, и"рис-ири"с, бе"лки-белки". Какие то палочки нарисованы... ничего не пойму?

5. Слайд Улица Пауз

Детей встречает девочка.

Михаил играл в футбол
И забил в ворота....(гол)

Я сижу, едва не плача,
Очень трудная....(задача)

В коридоре топот ног,
То зовет всех в класс... (звонок)

Веселятся Коля, Лена –
Это значит...(перемена)

СЛАЙД избушка Бабы-Яги

Смотрите, ребята, мы пришли к избушке Бабки-Ёжки (показ слайда).

Дети выполняют движения.

Вот избушка Бабки-Ёжки.

Избушка в сказочной глуши (дети поднимают руки вверх и соединяют их над головой в виде крыши)

Стоит она на курьих ножках. (Встают на одну ногу, руки на поясе).

Из сказок знают малыши (соединяют ладони на уровне груди и раскрывают их в виде книжки),

Живёт в ней Бабка-Ёжка (хлопают в ладоши).

Наверно, очень скучно ей (руками обхватывают щёки и качают головой)

Одной в своей избушке… (Дети поднимают руки и соединяют их над головой в виде крыши). Сидит на печки, ждёт гостей (приседают, встают и смотрят вдаль из-под руки)

И в чай макают сушки (кончиками больших пальцев обеих рук касаются поочерёдно кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца).

Как в сказку хочется попасть (встают на носочки, поднимают руки вверх)

И в гости к Бабке-Ёжке… (Встают на одну ногу, руки на поясе).

На ступе вволю полетать (машут руками, как крыльями),

Увидеть курьи ножки. (Руки на поясе, поочерёдно вытягивают вперёд и ставят на пятку то правую, то левую ногу).

(Выбегают Звукомор и Злая Ошибка под громкую музыку)

Звукомор: - Вот мы сейчас этих умненьких, да разумненьких и запутаем. Неправда, что они всё знают, всё умеют.

Я великий Звукомор!
Ясных звуков - редкий вор.
Если только захочу,
И слова все проглочу!
Всех ошибок я начальник,
Ну-ка, все скажите: “Тяйник”, “Суба”, “Ыба”, “Коска”, “Гуть”
Всё равно вас не боюсь!

(На переносной доске написаны слова с пропущенными буквами. Дети подписывают буквы в слова.: кры – ка, но – ка, ро -, но -, сты -, сем-я).

Злая Ошибка:

Ну а я – Ошибка Злая
И не зря пришла сюда я.
И подружек захватила,
Чтоб на вас, на всех хватило!
Позаботилась сама -
Слов тут – целая сума (достаёт напечатанные слова на плакате)
Вот попробуйте, прочтите
Да как правильно, скажите,
Ну а я вам помогу
И как надо, подскажу!

Проводит конкурс “Скажи правильно ”.

Поставьте правильно ударение в выделенных словах”.

Люблю Зиму. Жду весну.
Строгаю доску. Разрезаю кору.
Вижу гору. Встречаю зарю.
Ломит спину . Точу пилу.
Пашу землю . Крошу траву.
Строю стену . Рублю сосну.

Звукомор: - Ничего мы не смогли с вами сделать.

Ух, какие вы все, правда, умненькие, да разумненькие.

Злая Ошибка: - Если только бы мы знали,

То сюда бы не попали!

Пойдём-ка лучше подобру, поздорову, поищем других детей в других школах. (Уходят).

7. Слайд Улица Торопыжек.

Ребят встречает гномик Торопыжка.

;

ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЕНКА;

;

;

.

8. Слайд Улица Дыхания

Логопед:

Похоже, мы прокололи шину. Сделайте легкий вдох, и выдыхая, покажите как медленно выходит воздух через прокол в шине (со звуком ш)

Возьмем насос и будем накачивать шину: [С-С-С]. Произносим [С-С-С], как будто накачиваем шину.

Можно давать сигнал к отправке. Поднесите к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуйте в “трубу” (ПФ)

СЛАЙД Улица красивой речи

А теперь послушаем наших девочек из 3 класса .Они расскажут про одну очень трудную букву, а вы потом ответите, какая же это буква.

Потерялась буква Р. Где?
В трамвае, например.
Или мы её вчера
Не забрали со двора?
Уронили в гастрономе,
Не нашли за дверью в доме?
Или спрятали, проверьте,
В запечатанном конверте?
Может, милиционер
Принесет нам букву Р?
Но сказала громко Маша:
- Отыскалась буква наша!
Как просто это:
Рыба! Рак! Река! Ракета!

У меня не получалась
В разговоре буква Р.
Как я только не старалась –
Вместо Р звучало Л.
Наконец сообразила,
Как исправить речь свою,
Я частушку сочинила
И весь день её пою.
«Рано утром я проснулась,
Раза три перевернулась,
- Прекрати! Пора вставать! –
Проскрипела мне кровать».
Кто захочет, тот добьётся:
Сам исправит речь свою!
Почему же сестра смеётся?
Я отрично говолю!

9. Слайд Площадь Театральная

Мы прибыли на Театральную площадь. Давайте покажем приготовленные инсценировки. (Дети 1-2 классов разыгрывают стихотворные диалоги; 3-4 классов диалоги, написанные прозой)

«Штранная история»

Ведущий: Встретил жук в густом лесу симпатичную осу.

1-й ребёнок: Ах, какая модница, пожвольте пожнакомиться?

2-й ребёнок: Увазаемый прохозий,

Ну на сто это похозе?

Вы не представляете,

Как вы сепелявите!

Ведущий: И красавица оса улетела в небеса.

1-й ребёнок: Штранная гражданка, наверно иноштранка!

Медведь.

Ты куда идешь медведь?
- В город, ёлку приглядеть!
- Да на что тебе она?
- Новый год встречать пора.
- Где поставишь ты её?
- В лес возьму, в свое жильё!
- Что ж не вырубил в лесу?
- Жалко. Лучше принесу.(Г.Виеру.)

Разговор клоунов.

Где купили вы, синьор,
Этот красный помидор?
- Вот невежливый вопрос!
Это собственный мой нос!(С.Маршак.)

Яму копал?
- Копал.
- В яму упал?
- Упал.
- В яме сидишь?
- Сижу.
- Лестницу ждешь?
- Жду.
- Яма сыра?
- Сыра.
- Как голова?
- Цела.
- Значит, живой?
- Живой.
- Ну я пошел домой.(О.Григорьев.)

Жалко.

Присел медвежонок Топтыжка около сосны, достал медовую соту и стал её сосать.. Подошел медвежонок коротышка. Поглядел на Топтыжку и спросил:

Сладкий мёд?

Ух, какой сладкий!

Поглядел Коротышка на соту и вздохнул:

Вот если бы мне дали соту...

И что б ты сделал?

Я б тебе половину дал.

Топтыжка обсосал соту, слизал с лап мёд и проворчал:

Чего жалко?

Жалко, что тебе соту не дали.

А почему тебе жалко?

А ты бы мне половину соты отдал. А то я не наелся.(В.Бирюков)

Длинная шея.

Поросенок (жирафу). Давай меняться шеями! Я тебе свою отдам, а ты мне свою.

Жираф. А зачем тебе моя шея?

Поросенок. Пригодится... С длинной шеей в кино с любого места видно.

Жираф. А ещё зачем?

Поросенок. А ещё яблоки на высоких деревьях доставать можно.

Жираф. Ну, а ещё?

Поросенок. Диктант на уроке списывать легче.

Жираф. Э-э-э, нет! Такая замечательная шея мне самому нужна.

(По М. Пляцковскому.)

10. Итог занятия

На экране появляется слайд План города Красивой речи.

Говорим всегда красиво.
Смело и неторопливо!
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!

ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ

ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЕНКА

ВСЕ БОБРЫ ДОБРЫ ДЛЯ СВОИХ БОБРЯТ

ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ

НА ГОРЕ АРАРАТ РАСТЕТ КРУПНЫЙ ВИНОГРАД

ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ

ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЕНКА

ВСЕ БОБРЫ ДОБРЫ ДЛЯ СВОИХ БОБРЯТ

ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ

НА ГОРЕ АРАРАТ РАСТЕТ КРУПНЫЙ ВИНОГРАД

НА ДВОРЕ ТРАВА, НА ТРАВЕ ДРОВА

ВОДОВОЗ ВЕЗ ВОДУ ИЗ ВОДОПРОВОДА

ТРИ СОРОКИ – ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ

ЕХАЛ ГРЕКА ЧЕРЕЗ РЕКУ, ВИДИТ ГРЕКА: В РЕКЕ РАК! СУНУЛ ГРЕКА РУКУ В РЕКУ, РАК ЗА РУКУ ГРЕКА ЦАП!

КОРАБЛИ ЛАВИРОВАЛИ, ЛАВИРОВАЛИ, ДА НЕ ВЫЛАВИРОВАЛИ.

ПРЫГАЮТ СКОРОГОВОРКИ, КАК КАРАСИ НА СКОВОРОДЕ.

ЛЮБЛЮ ЗИМУ . ЖДУ ВЕСНУ.

СТРОГАЮ ДОСКУ. РАЗРЕЗАЮ КОРУ.

ВИЖУ ГОРУ. ВСТРЕЧАЮ ЗАРЮ.

ЛОМИТ СПИНУ. ТОЧУ ПИЛУ.

ПАШУ ЗЕМЛЮ. КРОШУ ТРАВУ.

СТРОЮ СТЕНУ. РУБЛЮ СОСНУ.

ель : подвести итоги логопедической работы, продемонстрировать родителям уровень сформированности языковых средств у детей.

Задачи по образовательным областям:

    Социализация - воспитывать любовь к родному языку, желание говорить правильно и красиво; создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки; привлекать родителей к участию в праздниках; воспитывать у детей и родителей интерес к логопедическим занятиям.

    Физическая культура – развивать мелкую моторику.

    Здоровье – сохранять психическое здоровье детей; создавать эмоционально – благоприятную обстановку на занятиях.

    Коммуникация - автоматизировать поставленные звуки во всех ситуациях речи, развивать навыки самоконтроля за речью; совершенствовать дикцию речи: работать над четкостью, ясностью произнесения слов и фраз; совершенствовать правильную речь; совершенствовать грамматические категории; закреплять навыки звукобуквенного анализа; активизировать творческие способности.

    Чтение художественной литературы – развивать умение драматизировать отрывки из художественных произведений; обращать внимание на выразительные средства языка, используемые автором.

    Оборудование: ноутбук, проектор и др. компьютерное оборудование; мяч; два набора сигнальчиков (красный, синий, зеленый); индивидуальные карточки для звуковых схем; кубики с буквами; бейджики для родителей;бланк для выставления баллов; шапочки капитанов, мольберты, предметные картинки, призовые жетоны, костюмы, грамоты, медали.

    Подготовительная работа: придумывание девизов и названий команд; чтение произведений к театральному конкурсу; консультация для родителей по различению гласных и согласных твёрдых – мягких, звонких – глухих, звукового и слогового анализа слов.

Ход мероприятия

Организационный момент. (слайд №1).

Дети под песню Шаинского “Игра” входят в музыкальный зал и садятся за столы.

Логопед:

Любой из нас пришел на этот свет творить добро, надеяться, любить. Смеяться, плакать, но при всем при этом должны мы научиться говорить.

Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Сегодня у нас праздник. Ребята на логопедических занятиях обучались красивой и правильной речи. Учебный год приближается к завершению, пора подвести итоги нашей работы. Сегодня мы проведём турнир между детьми и родителями, который называется: “Грамоте учиться - всегда пригодится!” (слайд №2) . В этом турнире – соревновании не только дети покажут, чему они научились в этом году, но и взрослые продемонстрируют свои познания в русском языке. Мы проверим, как дети и родители знают родной язык.

Турнир будет не простым, мы его проведем в виде морского путешествия по стране Правильной Речи (слайд №2 – кораблик с надписью темы турнира).

Оценивать работу команд будет жюри. (Представление членов жюри) .

Мы приветствуем так же наших болельщиков!!! Вас, ребята, очень много, поэтому прошу вас быть организованными, не кричать и не шуметь! Вести себя тихо. Итак, начинаем!

Попрошу каждую команду выбрать себе капитана, озвучить название своей команды и произнести девиз.(слайд № 3)

Команда “Звуковички” - (капитан)

Девиз:

Каждый день всегда, везде: на занятиях, в игре верно, четко говорим, никогда мы не спешим!

Команда “Языковеды” - (капитан)

Девиз:

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно!

Теперь дадим слово нашим болельщикам, чтобы они подбодрили участников команд.

Язык родной, дружи со мной! Грамотным должен быть каждый!

Логопед: Молодцы! Верные слова говорите!

Турнир будет состоять из 5 туров и за каждое задание в туре команды детей и родителей могут получить призовой жетон – “Мудрую сову”. Победителем турнира станет команда, набравшая большее количество “сов”. Итак, отправляемся в путешествие. Уважаемые члены жюри отправляются вместе с нами.

Логопед:

За высокими горами, за глубокими морями чудная страна там есть под названием “Правильная речь ”. (Слайд № 4) Закроем глаза и дружно скажем: “Один, два, три – волшебство к нам приходи”.

Вот мы уже слышим шум моря, крики чаек, вдыхаем свежий, чистый, морской воздух.

Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и волшебство. Выдохните через рот все огорчения и обиды.

Дети делают вдох и выдох по 3 раза.

Логопед: Дружно глазки открываем, на корабле в путешествие уплываем.

На экране слайд № 5.

1 тур

Логопед: Перед нами на пути Звукоград (слайд №5 – надпись: Звукоград – 1 тур), здесь вам придется посоревноваться. Вас в Звукограде ждут три задания - испытания.

1 задание – игра “Верни мне гласный”.

Логопед:

Мяч лови и мяч бросай, какой гласный - называй.

1. Дети встают в круг, логопед по очереди бросает мяч каждому ребенку, называя слово, ребенок возвращает мяч в руки логопеду, называя гласный звук из этого слова.

Слова: рот, лук, сыр, мир, лак, куст, рис, дом, суп, миф.

2. Родители встают в круг, логопед по очереди бросает мяч каждому, называя слово, взрослый возвращает мяч, называя два гласных звука из этого слова.

Слова: лиса, труба, кино, ноги, Миша, рука, рагу, булка, вилка, мышка.

Слайд № 6.(Хлопающие ладошки).

(Слайд №5 – надпись: Звукоград – 1 тур).

2 задание – игра “Раз, два, три - сигнальчик подними”.

Логопед произносит звуки, а дети и взрослые поднимают сигнальчики (красный - на гласный звук, синий - на твёрдый согласный звук, зеленый – на мягкий согласный звук).

Задание для детей: А, Р. СЬ, У, Ч, Ш, Щ.

Слайд № 6.(Хлопающие ладошки).

(Слайд №5 – надпись: Звукоград – 1 тур).

Задание для взрослых: О, РЬ, Л, Й, Ж, НЬ, К.

Слайд № 6. (Хлопающие ладошки).

(Слайд №5 – надпись: Звукоград – 1 тур).

3 задание “Звукобуквенный анализ слов”.

Дети и родители получают карточки с изображением какого-либо предмета. Каждый участник должен напечатать данное слово и составить звуковую схему этого слова. Выполненные работы передаются жюри для проверки и подведения итогов.

Жюри объявляет итоги 1 конкурса.

(Слайд № 4). Пальчиковая гимнастика: “Кораблик”.

Дети. Наш корабль стоял в порту с ярким флагом на борту, по волнам теперь плывёт, в путешествие нас везёт.

2 тур

Словоград (слайд № 7).

Логопед: Мы находимся в Словограде. Вам необходимо здесь составить слова из рассыпавшихся слогов.

Работа по слайдам (слайды № 8 - 19 ): составление слов из слогов.

Детям даются слова из двух слогов, родителям из трех.

(Слайд № 20: Браво!)

Жюри объявляет итоги 3 тура.

На экране слайд № 21.

3 тур

Город Грамотеев (Слайд №22).

Логопед: В городе Грамотеев нас с вами ждут целых три задания - испытания.

1 задание – испытание называется: “Из чего какой?”

Команда “Звуковички” работает со словом ОДЕЖДА. Команда “Языковеды” работает со словом ДОМ (работа по слайдам).

(Слайд 24). Какая одежда будет по материалу, если она сшита из ситца? Из шелка? Из кожи? Из капрона? Из льна? Из трикотажа? Из драпа? Какая будет одежда, если ее связали из шерсти? (Слады: 25 – 37)

Какой будет дом, если его построят из кирпичей? Из бревен? Из досок? Из камней? Из блоков? Из соломы? Из щитов? Из глины? (Слайды: 38 – 53)

(слайд № 22) Логопед: 2 задание - испытание “Исправь предложение”.

Сначала исправлять предложения будет команда “Звуковички”.

Мы хочим сходить в кино. Местов в автобусе нет. Вылазь из автобуса! Я в этом пальте очень красивый! Крапива очень жгется! У Насти много карандашов. У Кати много ведров. В армии много солдатов.

А теперь потрудятся участники команды “Языковеды”.

Я ложу книгу на стол. У меня осталась ихняя книжка. Я говорю шоферу: “Едь вперёд!” (поезжай) У сестры звонит телефон. Мама принесла домой пять килограмм картофеля. У Кати много носок, но мало чулков. Мама купила много помидор, яблоков, тортов. У меня нет резиновых сапогов.

Слайд № 7. (Хлопающие ладошки).

Логопед: 5 задание “Конкурс капитанов” .

Капитаны команд выходят к мольбертам, логопед каждому называет слова, из которых необходимо составить предложения, напечатать их на мольбертах и сделать разбор. На выполнение задания даются 2 минуты.

    Для команды “Звуковички”: Вани Это дом

    Для команды “Языковеды”: букет Вот Кати

Слайд №6. (Хлопающие ладошки).

Жюри объявляет итоги 4 конкурса.

4 тур

Бухта Скороговорок (Слайд № 12)

Логопед: Плыли, плыли и остановились в Бухте Скороговорок.

Ребята, здесь нам с вами и вашими родителями необходимо будет вспомнить некоторые всем известные скороговорки. Внимание на экран!

(Слайды № 55 – 69) . На экране все скороговорки проиллюстрированы, участники обеих команд должны будут по иллюстрациям отгадать их и четко проговорить.

Первые пять картинок для команды “Звуковички”.

От топота копыт пыл по полю летит. Проворонила ворона вороненка. Все бобры добры для своих бобрят. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. На горе Арарат растет крупный виноград.

Следующие пять картинок для команды “Языковеды”: На дворе трава, на траве дрова. Водовоз вез воду из водопровода. Три сороки - тараторки тараторили на горке. Ехал грека через реку, видит грека: в реке рак! Сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап! Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. Прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

5 тур

Логопед: У нас по курсу (смотрит в бинокль) очень красивое Озеро “Театральное”. (Слайд 70 - 79)

Давайте вместе с вами отдохнем на берегу этого красивого озера и перевоплотимся в артистов. (Звучит фонограмма песни “Бродячие артисты” ВИА “Веселые ребята”). Недавно у нас в группе был организован целый проект по сказкам А.С. Пушкина, поэтому я бы предложила вам проинсценировать какие-либо отрывки из его сказок. Готовы? Итак, заключительный турнир начинается.

Дети инсценируют отрывок из сказки “О царе Салтане”, взрослые – отрывок из сказки “О мертвой царевне и семи богатырях”.

Жюри объявляет результаты 5 тура.

Логопед: Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Турнир “Грамоте учиться – всегда пригодится!” завершён. Давайте вернемся в наш детский сад. (Слайд 80)

А в пути давайте обратим внимание на мольберты и совместно с членами жюри подсчитаем количество “Мудрых сов” у команд (желательно, чтобы обе команды имели равное количество призовых жетонов).

Итог

Предоставляется слово жюри.

Логопед : - Итак, сегодня победила дружба! Вы все молодцы! Наши ребята много трудились на протяжении всего учебного года, многому научились. Прекрасные результаты показали сегодня и родители! Я желаю, чтобы Вы в дальнейшем во всём поддерживали своих детей, сопровождали их во время всего школьного обучения, помогали им своими знаниями. А детям желаю в школе новых открытий и хороших друзей!

Вот мы с вами и вернулись в наш любимый детский сад!

Проходит церемония награждения. Детям и родителям вручаются грамоты

Каманина Валентина Георгиевна учитель-логопед высшей категории ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 VIII вида»
Логопедический утренник
«Путешествие по городу Красивой Речи»
Цели:
Закрепление навыков правильной речи.
Уточнение и расширение словаря на материале инсценировок, речевых игр.
Развитие познавательной активности.
Оборудование: мультимедийная презентация города Красивой речи, красочно оформленные автобусы, кубики с буквами, картинки, пары слов с различными ударениями, костюмы для инсценировок (носы клоунов, маски), сладкие призы, грамоты.
Ход занятия
1. Орг. момент
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городу Красивой речи. Вы заслужили это путешествие потому, что научились правильно произносить звуки, избавились от ошибок при чтении и письме. Узнали много новых слов. Ваша речь стала правильной, выразительной.
2. На экране появляется слайд План города Красивой речи.
- Это город красивой речи. Парк Гласных и Согласных звуков, потому, что в речи гласные звуки самые главные. Мы всегда делаем на них опору в словах. А вот улицы: Громкая, Четкая, Спокойная, Красивая, Слитная. Все это качества правильной речи. А это улица Пауз. Мы знаем, что в речи должны быть паузы (отдых), безостановочная речь непонятна.
- Собираемся в поездку. На чем мы туда поедем? (На автобусе.)
- Дети поют “Мы едем, едем, едем в далекие края….”.
3. На экране появляется слайд с изображением Парка Гласных и Согласных звуков.
- Здравствуйте, вы приехали на площадь Гласных и Согласных звуков.
Назовите буквы, правильно и четко артикулируя, и придумайте слова, начинающиеся с этих гласных, согласных.
Отправляемся в путь, впереди нас ждет посещение замка Ударения.
4. Слайд Замок Ударения
Объясните, что обозначают эти слова:
кру’жки – кружки’, за’мок-замо’к, и’рис-ири’с, бе’лки-белки’. Какие то палочки нарисованы… ничего не пойму?
(Дети отвечают и едут дальше)

5. Слайд Улица Пауз
- Вы прибыли на улицу пауз. Любимая игра жителей нашей улицы доскажи словечко
Михаил играл в футбол
И забил в ворота ….(гол)
Я сижу, едва не плача,
Очень трудная ….(задача)
В коридоре топот ног,
То зовет всех в класс … (звонок)
Веселятся Коля, Лена –
Это значит …(перемена)
На ветке не птичка -
Зверек-невеличка.
Мех теплый, как грелка.
Кто же это?…
белка

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
А зовется птица…
грач

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь -
Чистоплотный серый…
гусь

В лесу под щебет и под свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд, приятель!»
И ставит подпись: … дятел

Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель…
еж
Немытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля…
енот

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это?…
зайка

Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы!
У него усы, как спицы,
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится,
Потому что это…
кот

В реках Африки живет
Злой зеленый пароход.
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит…
крокодил

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто же это?…
лиса

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной…
медведь

В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка,
Кто же это?…
мышка

Под тяжелой ношей,
Но спешит на помощь друг.
Тут народ хороший,
Без работы, хоть убей,
Жить не может…
муравей

Кто имеет один рог?
Отгадайте! …
носорог

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я -…
осьминог

Строгий, быстрый,
Рога ветвисты.
Пасется весь день,
Кто же это? …
олень

Вперевалку шел со льдин
Очень важный к нам…
пингвин

Чок-чок, пятачок,
Сзади розовый крючок,
Посреди бочонок,
Голос тонок, звонок.
Кто же это? Угадай!
Это…
поросенок

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит - плохи дела!
Ну, кого паук боится?
Угадали? Это…
птица

Лесники ее котят
Взять с собой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»
Потому что это…
рысь

Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок,
Музыканта звать… сверчок

Погасили в доме свет,
Все равно покоя нет.
Ру-чу-чу, да ру-чу-чок.
Кто же это? Там…
сверчок

И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А все же называются
Они - морские… свинки
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг - вспорхнули яблоки.
Ведь это…
снегири

То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый…
светлячок

Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова…Это…
сова

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели
Голосистей и нежней?
Кто же это?…
соловей

Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он.
Ты узнал, кто это?…
слон

На ромашку у ворот
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это?…
стрекоза

Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля…
Кто же это? …
цапля

6. Слайд Озеро Спокойствия
- Мы снова отправляемся в путь на озеро Спокойствия.
- Есть у нас игра такая –
Очень легкая простая:
“Волшебный сон”.
Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. Внимательно слушайте и про себя повторяйте мои слова.
Реснички опускаются
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши ручки отдыхают
Отдыхают, засыпают
Шея не напряжена
И расслаблена.
Губы чуть приоткрываются
Всё чудесно расслабляется
Дышится легко…ровно…глубоко.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
- Отдохнули, отправляемся дальше на Улицу Торопыжек.
7. Слайд Улица Скороговорок.
- Я буду говорить скороговорки, ваша задача повторить их правильно и четко проговаривая звуки.
- У Зайки Бубы заболели зубы.
- Змея шипит, а жук жужжит.
- Соня незнайка, а Зина зазнайка.
- У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.
8. Слайд Улица ребусов

9. Слайд Улица путаниц

10. Слайд «Составь слово»

11. Улица Свистящих
Назовите слова, в которых есть звук С.

12. Улица Шипящих
Назовите слова в которых есть звук Ш.

10. Итог занятия
На экране появляется слайд План города Красивой речи.
- Наше путешествие по “Городу красивой речи” подходит к концу. Пора возвращаться. Всегда помните законы жителей “Города красивой речи”. Повторите их со мной:
Говорим всегда красиво.
Смело и неторопливо!
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!
Вручение всем участникам путешествия памятных эмблем, подарков
Награждение детей, выписанных с логопедических занятий почетными грамотами

Логопедический праздник в начальных классах коррекционной школы VIII вида.

Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и подошёл к концу ещё один учебный год! За этот год вы многому научились. Мы проходили звуки и буквы, делили слова на слоги, из слов учились составлять предложения.

С кем-то мы ещё учились, как правильно произносить звуки. Ребята из 3-го класса расскажут вам шуточное стихотворение

Ребята 3-го класса:

  1. Живёт на свете Саша,
    во рту у Саши каша –
    Не рисовая каша,
    не гречневая каша,
    не манка, не овсянка
    на сладком молоке. Полина Власова
  2. С утра во рту у Саши
    слова простые наши

Слова простые наши
на русском языке. Яна Липстова


3. Но то, что можно внятно
сказать для всех понятно,
красиво, чисто, ясно,
как люди говорят.
Наш Саша так корёжит,
что сам понять не может.
Произнесёт словечко
и сам тому не рад! Серёжа Мадар


4. Он скажет: «До свидания!»
А слышится: «До здания!»
Он спросит: «Где калоши?»
А слышно: «Это лошадь» Вова Вохминцев, Ксюша Фролова


5. Когда он вслух читает
поймёшь едва-едва:
и буквы он глотает,
и целые слова. Серёжа Суслов


6. Он так спешит с налёта
прочесть, спросить, сказать,
как будто тонет кто-то,
а он бежит спасать… Илья Никулин


Он может, но не хочет
за речью последить.
Нам нужен переводчик
его переводить. Голубев Серёжа

Да, не у всех ребят получается всё сразу.

Есть такие ребята, с которыми мы ещё только учимся произносить некоторые звуки, кто-то уже научился за год.

А ребята 4 «Б» споют вам озорные частушки:

Сейчас мы ученики
Вам частушки пропоём,

Как в своей любимой школе

Замечательно живём. Марина Кислова

Не понять нам нашу Дашу,

Ведь во рту у Души каша.

Но не гречка и не плов –

Эта каша-то из слов. Арсен

На уроки к логопеду

Аж вприпрыжку я бегу.

Ведь учительнице строгой

Показать язык смогу. Денис Б.

Мы расселись по порядку,

Дружно делаем зарядку.

Не ногами, не руками,

А своими языками. Никита

Должен каждый офицер

Говорить отлично Р,

Ведь иначе он солдат

Не построит в ровный ряд.

«Стройся!», «Равняйся!», «Смирно!». Никита

Это пели мы любя,

Про тебя и про себя.

Если ты себя узнал,

Значит труд наш не пропал. Все вместе

И на наших логопедических занятиях вы учили буквы, изучали звуки. Какие буквы бывают: гласные, согласные. А согласные на какие делятся? (на звонкие и глухие). Молодцы! А какие звуки бывают? (неречевые и речевые) (Птичьи голоса, плач ребёнка, колыбельная мамы).

Наши ребята хотят рассказать вам стихи о звуках.

Много звуков есть на свете:
шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи,
мы их точно знать должны Данил Бл. (1 кл.)


«К» клокочет, «Г» гогочет,
«х» хохочет, «Р» рычит Наташа (1 кл.)


«Щ» щекочет. «Ч» чихает,
«Д» долбит, «Т» тарахтит Рома (1 кл.)


«П» пыхтит, а «Б» бубнит,
«В» ворчит, а «Ф» фырчит Артём (1 кл.)


«С» свистит, а «З» звенит,
«Ш» шумит, а «Ж» жужжит. Дима С. (1 кл.)


Звуки в слове исчезают,
снова появляются.
Звуки слово изменяют,
сами изменяются. Данил Ц. (1 кл.)


В слове «дочка» «д» пропала,
«т» на это место встала.
Было «дочка», стало «точка»,
так слова меняются. Миша Б. (2 «Б»)


Звуки чётко произносим,
слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем,
пишем их старательно. Артём К. (« «Б»)

Ребята, а бывает так, как нам только что рассказали ученики в стихотворении. Одна буква заменяет другую и получается совсем другое слово.

Вбегает Баба-Яга и хватает сундук с буквами.

Печатать я училась,

По клавишам стучала.

И вот что получилось,

Прочту-ка все сначала:

«Плывет по небу РУЧКА.

Лежит в портфеле ТУЧКА.

У пса большая ПАПА.

Пришел с работы ЛАПА.

Кипит в кастрюле МАША.

Бежит по саду КАША.

Сидят, мурлычут МОШКИ.

Слетелись к лампе КОШКИ».

РЕБЯТА, ЧТО ПЕРЕПУТАЛА БАБА-ЯГА?

(ДЕТИ ВОССТАНАВЛИВАЮТ ПРАВИЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

Баба-Яга, отдай нам, пожалуйста, наши буквы.

Б.Я. – Нет, я вредная! Пока мои задания не выполните, не отдам вам сундук с буквами!

Вот я сейчас все буквы порежу, а вы попробуйте их сложить и отгадать, какие здесь буквы!

Задание №1 «Собери из частей целую букву»

Б.Я. Молодцы, справились!

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Эхо». Я проверю, как хорошо вы умеете слышать последний слог в слове.

Вам нужно повторить последний слог каждого слова три раза.

Приготовились?

Собирайтесь, детвора!

Ра-ра-ра.

Начинается игра!

Ра-ра-ра.

Да ладошек не жалей!

Лей-лей-лей.

Бей в ладоши веселей!

Лей-лей-лей.

Сколько времени сейчас?

Час-час-час.

Сколько будет через час?

Час-час-час.

И неправда: будет два!

Два-два-два.

Думай, думай, голова!

Ва-ва-ва.

Как поёт в селе петух?

Ух-ух-ух.

Да не филин, а петух!

Ух-ух-ух.

Вы уверены, что так?

Так-так-так.

А на самом деле как?

Как-как-как.

Сколько будет дважды два?

Два-два-два.

Ходит кругом голова!

Ва-ва-ва.

Это ухо или нос? (Держится за ухо)

Нос-нос-нос.

Или может сена воз?

Воз-воз-воз.

Это локоть или глаз? (показывает на локоть)

Глаз-глаз-глаз.

А вот это что у нас?

Нас-нас-нас.

Вы хорошие всегда?

Да-да-да.

Или только иногда?

Да-да-да.

Не устали отвечать?

Чать-чать-чать.

Разрешаю помолчать.

2 конкурс: «Кто лучше расскажет скороговорку»

Я: Ребята, давайте покажем Бабе-Яге, как мы умеем рассказывать скороговорки.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека - цап!

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Рассказывают несколько детей.

3 конкурс: «Если услышишь слово три»

Б.Я. Вызываю самых смелых от каждой команды по одному человеку.

Расскажу я вам рассказ
в полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три» –
приз немедленно бери.

Понятно, когда брать приз? На слове «три»

Однажды щуку мы поймали,
распотрошили…, а внутри
рыбёшек мелких увидал
И не одну, а целых … две.
Мечтает мальчик закалённый
стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
а жди команды «Раз, два, … марш!»
Когда стихи запомнить хочешь,
их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори,
разок, но лучше …пять!
Недавно поезд на вокзале
мне три часа пришлось прождать…
Ну что ж вы приз, друзья,
не взяли, когда была возможность взять.

Я - 4 конкурс команд: «Собери из букв слова»

Дети за столами составляют из букв слова.

В.: Вот какие молодцы наши ребята! Читать и писать уже умеют. Со всеми заданиями справились. Понравилось тебе, Баба-Яга?

Сейчас ребята из 2 «А» расскажут нам свои стихи.

Раньше мамы нам читали

Про зайчат и про лису.

А теперь читаем сами

Про луну и про весну. Кристина

Все науки одолеем

Всё у нас получится,

Потому что наши мамы

Вместе с нами учатся. Иван Мохов

Мы за лето отдохнём,

Сил поднаберёмся.
А в начале сентября

Снова соберёмся. Саша Слепнёв

Важнее нет науки.

Совсем не знает скуки.

Внимательно, серьёзно.

Пока ещё не поздно.

Б.Я. Да! Я вижу, что вы – молодцы! А я вот ни читать, ни писать не умею.

В. Баба-Яга, а ты приходи в нашу школу в сентябре и учись вместе с нашими ребятами.

Б.Я. Спасибо, вам, ребята, за приглашение. Я вижу, что вы – молодцы! Много знаете, много умеете. Придётся отдать вам сундук!

В. Ну, что ж, наш праздник подошёл к концу. А что же с нашими буквами? (заглядывает в сундук, а там конфеты).

Звучит песня Шаинского «Научись говорить слова»


Сборник сценариев специальных праздников, развлечений и досугов, направленных на решение задач речевого развития; на закрепление приобретённых навыков правильного произношения. Интересные идеи для эффективного решения таких задач, как: совершенствование навыков звукового анализа и синтеза; формирования умений верно произносить звуки и слова, составлять предложения; развития самоконтроля за собственной речью. Логопедические праздники и досуги, сценарии которых созданы на основе популярных телешоу и викторин. Мероприятия в формате приключенческих игр - «квестов» и «бродилок». Конкретный опыт успешного использования театрализаций и спортивных состязаний на речевых праздниках.

Праздники, полезные для развития речи.

Содержится в разделах:
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 1427 .
Все разделы | Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии

Сценарий праздника «День логопеда» Сценарий «День логопеда » Ведущий «Поздравляем тех, кто правит слоги, Исправляет отклонений вред! Радости, удачи в жизни много-много! Будь здоров и счастлив, логопед Дорогие друзья, все вы достойны наилучших, самых добрых слов, потому что стараетесь жить достойно, с открытой...

Осенний праздник в подготовительной логопедической группе 2019 годОсенний праздник в подготовительной логопедической группе . 2019 год 1 Вед : Всех гостей сегодня вместе мы не зря собрали Танцы, песни, игры, шутки будут в этом зале Самый яркий и задорный праздник начинаем и И аплодисментами всех ребят встречаем! Под музыку» Осень снова...

Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии - Сценарий непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию «Весна-красна, приди к нам» с детьми ранней группы

Публикация «Сценарий непрерывной образовательной деятельности по речевому...» ТЕМА: «Весна – красна, приди к нам» Сценарий непрерывной образовательной деятельности с детьми группы раннего возраста по речевому развитию Составитель: Гамолина А.А. воспитатель, первая квалификационная категория Образовательные технологии:  коммуникативные...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Цель: Формирование интереса к логопедической деятельности, пропаганда интеллектуальных игр и телевизионных передач, тесных родительско-детских отношений Задачи: Развивающие: Развитие логического мышления, коммуникативной речи, зрительного и слухового восприятия и памяти....

Сценарий праздника осени в старшей логопедической группе «Здравствуй, осень!» Дети входят в зал под музыку старинного вальса «Осенний сон», и располагаются по всему залу. На полу разбросаны осенние листья. Вед:Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурится, если дождик льётся, Это время года. как зовётся? Дети:...

Развлечение с детьми подготовительной к школе логопедической группы «Старость надо уважать» Цель: Привлечь внимание детей к проблемам и трудностям людей старшего поколения. Задачи: - формировать и расширить представление детей о праздновании "День пожилых людей"; - развивать познавательный интерес и логическое мышление; - вызвать желание поздравить своих бабушек и...

Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии - Сценарий квест-игры по пожарной безопасности в логопедической группе «Юные пожарные»

Цель: создать условия для закрепления знаний правил пожарной безопасности. Задачи: 1. Закреплять знания о правилах пожарной безопасности. 2. Развивать внимание, логическое мышление, воображение. 3. Развивать ловкость, быстроту, выносливость. 4. Вызвать положительные...


Открытое занятие для родителей детей логопедической группы и педагогов ДОУ: Логопедическая викторина «Вопрос на засыпку» Работаю в детском саду учителем – логопедом 20 лет. К коррекционной работе всегда стараюсь привлечь родителей, чтобы повысить эффективность. Коррекционно -...

Силинская Светлана Леонидовна
Логопед
МКОУ Школа №4 для детей с ОВЗ
г. Ижевск, Удмуртская Республика,Россия

Цель: Проверить и обобщить знания полученные на логопедических занятиях.

Развитие слухового внимания и памяти фонетического восприятия;

Закрепление понятий «звук», «слог», «слово»;

Развитие ритмической стороны речи;

Закрепить умения и знания классифицировать домашних и диких животных;

Закрепить навыки чтения и письма;

Воспитывать умение слушать товарища, вести себя культурно на празднике.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Логопед: Ребята, сегодня наши малыши покажут вам то, чему научились на занятиях. Они расскажут вам стихи, послушайте, пожалуйста. Обратите внимание на то, как дети произносят звуки.

Стихи детей

  1. В яРкой куртке МУХОМОР

ГоРдо сел на косогоР.

Нам не нужен мухомоР –

Не пойдём на косогоР.

  1. К нам во двоР пробрался кРот,

Роет землю у ворРот.

Тонна в Рот земли войдёт,

Если кРот Раскроет Рот.

  1. Вот детиШки МаШа, МиШа.

МаШм меньШе, МиШа выШе.

МиШа МаШе что-то пишет.

Отгадай, что пиШет МиШа.

  1. Бедный ёЖик ёЖится –

Всё ему не моЖется.

Посинеет коЖится –

Бедный ёЖик ёЖится.

  1. Он не ест у нас ни Щей,

Он не ест и овоЩей –

Вот и тощий как КаЩей.

  1. Чёрной ноЧью Чёрный кот

Прыгнул в Чёрный дымоход.

В дымоходе – Чернота.

Отыщи-ка там кота.

  1. Варит Сам Самовар,

Валит Сам Самосвал,

Ходит Сам Самоход,

Сам летает Самолёт.

  1. – Заяц, Заяц, чем ты занят?

Кочерыжку разгрызаю.

А чему ты, Заяц,рад?

Рад, что Зубы не болят.

Звучит музыка и появляется Леший с корзинкой в руке.

Леший: Здравствуйте дети! Я только, что пришёл к вам из леса и принёс вам полное лукошко чудесных…. Как вы думаете, что я вам принёс?

Учащиеся пытаются угадать, что принёс Леший в корзине. Затем Леший предлагает, не заглядывая в корзтну, взять то что лежит в ней.

Логопед: Что же принес вам Леший из леса?

Дети: Кружочки.

Логопе: А что обозначают эти кружочки?

Ответы детей

Логопед: Правильно звуки.Лесные звуки принёс вам в лукошко Леший. Послушайте пожалуйста лесные звуки.

Грамзапись звуков.

Логопед: А сейчас скажите, какие звуки вы слышали?

Логопед: Молодцы! Вы правильно назвали все звуки природы.Ребята! Посмотрите на свои кружочки они разные синие и красные. Почему? Кто скажет, что обозначают красные кружочки, а что синие?

Правильно,гласные и согласные звуки.

II. “Найди к каринке её домик»

Логопед: Ребята, у меня есть очень много картинок. Леший, возьм одну картинку, назови,что на ней нарисовано, назови первый звук, и скажи, в каком домике живёт этот звук.

III. Игра “Поезд»

Леший: У меня в лесу много разных животных.Им очень хочется поехать в город к своим друзьям – ребятам, но они не могут понять кто, где должен ехать.

Логопед:Леший, мы тебе поможем. Сейчас мы выбереи из ребят проводников вагонов, в 1-й вагон, 2-й вагон, в 3-й вагон. В 1-й вагон нужно посадить тех животных, названия которых состоят из 3-х звуков, во 2-й из 4-х звуков, а в 3-й из 5-ти звуков.

IV. Загадки “Грибы».

Логопед: Леший, а мы знаем, что в твоём лесу очень много грибов.

Леший: Да, но они всегда играют со мной в прятки. Вот послушайте, что это за гриб.

а) Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня узнаешь за версту

Зовусь я …. (подосиновик)

б) Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички –

Золотистые ……(лисички)

в) Нет грибов дружней, чем эти,-

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу

Как веснушки на носу.

г) Лета первая примета

Под берёзой в холодке

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке (подберёзовик)

д) Он в лесу стоял

Никто его не брал,

В красной шапке молодой

Никуда не годный. (мухомор)

Логопед: Ах, сколько грибов. Со всеми загадками справились ребята. Леший, а в твоём лесу и ягоды видимо-невидимо? Скажи, пожалуйста, а из каких лесны ягод варят варенье?

Леший: Ну, например, из брусники.А варенье называется из брусники – не знаю? А вы знаете?

Логопед: Дети знают.Ребята скажите, а как называется варенье из брусники, из рябины, клюквы, черники, калины, ежевики.

Танец «Добрый жук»

V. “Назови дерево»

Логопед: Ну мы теперь знаем, чем богат твой лес. Но у тебя же ещё очень много деревьев. А сможешь ли ты прочесть названия деревьев, они у меня зашифрованы.

Леший: Постараюсь (пытается, но не может)

Нет не могу, помогите, пожалуйста.

Логопед: Б Р Ё А З А С И Н О А Ё А К Л

1 3 4 6 5 2 2 3 4 1 5 1 4 3 2

VI. “Слоги перепутались»

(Звучи музыка, стучиться лиса)

Лиса: Ой, ребята! И Леший ты тоже здесь тебя то мне как раз и надо, я тебя потеряла, хотела у тебя помощи попросить.

Леший: Что случилось?

ЯЦ,ЗА; КА,БЕЛ; Ё,ЖИК; БАН,КА; КИ,ВОЛ; СА,ЛИ.

Логопед: Ребята вот мы с вами и составили жителей леса.Давай ещё раз прочитаем вместе.

Леший, лиса, а в вашем лесу живут паучки?

А ребята знают песню – про весёлого паучка.

Песня «Паучок»

Лиса: Я вам принесла угощение (орехи)

Логопед: Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали. Буду с нетерпением ждать следующего праздника.

Как создать и поддержать интерес детей к правилам грамматики русского языка, развивать фонематические процессы и коммуникативные навыки, не усаживая их за парты? Об этом в следующей публикации: "Организация логопедических праздников в начальной школе, как средство повышения учебной мотивации". Так же вы найдете полезными сценарии двух праздников, с играми, шуточными заданиями, сценками и песнями, направленными на развитие речи, закрепление пройденного материала на занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация и проведение логопедических праздников в школе, как средство учебной мотивации

«Корень ученья горек», - говорили древние римляне. И очень жаль, что для многих это так. И школьное детство не становится «золотой порой», а вспоминается лишь как скучное, утомительное сидение за партой, без огонька, без вдохновенья…

А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нем это чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его там ждут? Как приковать его неустойчивое внимание к уроку, не заставляя его силой? С помощью, каких средств и методов сделать обучение увлекательным?

Хотелось бы, чтобы принуждению не было места в школе – мире красок, звуков, света, фантазии, творчества и сказки. Не заставлять, а заинтересовать, приглашая ребенка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Конечно, за этим стоит огромный труд педагога, постоянный поиск, горение. Но и награда велика: светящиеся глаза детей. Добро перспективно, оно обязательно воздастся сторицей через много лет. От того, как ребенок будет себя чувствовать, поднимаясь на первые ступени лестницы знаний, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь, а значит и жизнь нашего общества через 15-20 лет.

Очень нелегкие первые шаги в школе для всех без исключения детей. «Сколько ни кричи «халва, халва», - гласит восточная пословица, - во рту слаще не станет». Даже если все вокруг – и учителя, и родители, и сам ребенок – будут твердить: «Надо учиться!», то все равно очень скоро наступит у него охранное торможение (будет дремать с открытыми глазами) или возбуждение (будет вертеться и тормошить соседа). Ведь воля и сознательность развиты у детей очень слабо, поэтому и рассчитывать на длительное осознанное отношение учеников к своим обязанностям было бы, на мой взгляд, просто опрометчиво. С другой стороны подлинные знания и навыки приобретаются только в процессе активного овладения учебным материалом. Активность же при его усвоении требует внимания к материалу, к заданиям педагога.

Особенно это становится актуальным для логопедических занятий, которые проводятся с детьми, уже посетившими не один школьный урок. И конечно, только интерес способен повысить работоспособность, он вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.

Надо понимать, что занимательность – это не синоним развлекательности. А, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск. И здесь, без научной системы никак не обойтись. Не стоит 7-летним малышам вдалбливать «заударную, предударную, йотированную лингвистику». А вот то, что вполне доступно нашим детям, но не включено в «школьный репертуар», вполне может стать основой для наших занятий.

Например, обращение к мнемотехнике, как системе различных приемов, облегчающих запоминание, увеличивающих объем памяти за счет искусственных ассоциаций. Это стихи, рифмовки, ребусы, загадки, шарады, кроссворды, группирование слов, вызывающих определенные ассоциации. (Одно только – «гнать, дышать, держать, зависеть..» - чего стоит!) Весь этот арсенал помогает детям в усвоении орфографии. А рассказы о языке, возникновении букв и азбуки, о различных звуках – они вызывают языковое чутье. Дети так эмоциональны, восприимчивы, чутки к слову, образу. Использование на занятиях игр со звуками, слогами, словами, не включенных в школьную программу, позволяют теоретические знания применить в игре практически; загадок, как полезного упражнения для ума, повод к новой теме, который может стать основанием для запоминания всего последующего привязанного к загадке материала; скороговорки, чистоговорки - развивающие фонематический слух ребенка, правильное произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи. У каждого логопеда есть свои копилки игр для развития всех сторон речи.

И, конечно же, мы их используем на занятиях как средство решения учебной задачи, как яркую «обертку» учебного материала. Чаще мы строим занятие так, и отбираем такие игры, которые не выведут детей из-под контроля, не захватят их настолько, чтобы они психологиче ски переключились с урока на игровое взаимодействие. Чаще мы отдаем предпочтение хорошо «прирученным» игровым формам и создаем занятие, урок с игровыми элементами. Таких уроков в арсенале современного учите ля- логопеда много и это замечательно, это можно только приветствовать. Но есть и другая возможность использовать игру в учебном процессе.

Назовем ее игровым уроком или занятием. В данном случае все пространство занятия занимает игровой сюжет, с его игровыми правилами и игровой логикой раз вития событий. А все предметные знания, умения и навыки, которые хотел бы педагог передать ученикам на этом занятии (или проверить степень их усвоения), выступают игровыми средствами. Без них дети не могут и шагу сделать в игровом пространстве, не могут решить свои игровые задачи, и все же Ее Величество Игра выступает на таком уроке целью, а пресловутые ЗУНы (знания, умения, навыки) - средством. Что, согласитесь, совершенно правильно с точки зрения развивающего обучения: не жизнь (деятельность, самопознание) ради образова ния, а образование ради жизни и деятельности и самопознания. Такое занятие можно построить в виде грамматической сказки – путешествия. Такая сказка, созданная самими же детьми, поспособствует не только развитию умения логического построения высказывания, увеличению словарного запаса, а напрямую поможет усвоению русского языка. Объединив сказочный сюжет, героев с реальными категориями, явлениями русского языка, сочетание законов сказки и языка, - вызовут у детей желание творчески относится к сухой теории, правилам, а главное, соединят теоретические знания и практические навыки.

Предварительный просмотр:

Сценарий логопедического праздника для учащихся младших классов

«Веселая грамматика»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 140»

В украшенном, соответственно теме праздника, зале ведущий приветствует гостей и предлагает отгадать загадку:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Дети: Книга!

Ведущая вместе с учениками второго класса выполняют логоритмические движения со стихами:

Открывай скорее книжку!

В книжке мошка, мышка, мишка,

В книжке мячик – круглый бок:

Вверх-вниз, прыг- скок.

В книжке зонт. Открой и пой:

Лупит дождь – а ты сухой!

Киска в книжке близко-близко.

На цветной картинке киску

Долго глажу я рукой –

ведь у киски мех такой

Теплый!

В центр зала вбегает мальчик с большой книгой.

Ведущая: Здравствуй, Ваня!

Ваня: Здравствуйте,

здравствуйте!

Посмотрите,

какую книгу мне подарили

на День рождения!

Ведущая: Красивая. А о чем она?

Ваня: Не знаю… В ней только картинки…да я вам сейчас покажу!

Мальчик раскрывает книгу, на двух страницах в ней стихотворение А. Барто «Наша Таня» в виде сигнальных, последовательно расположенных, картинок.

Ведущий: Мы, конечно, догадались о чем эта книга. Правда, ребята?

Дети «читают» стихотворение с опорой на схему.

Ведущая: Но ты прав: что за книга без букв! Но ты не огорчайся. Тебе надо отправиться в волшебную страну Грамматику ее хозяйка тебе поможет!

На чем ты поедешь?

Ваня: На велосипеде!

Ведущая: Поможем Ване добраться в волшебную страну?

Дети второго класса произносят чистоговорку:

Ед-ед-ед – где же мой велосипед?

Прикосновение подушечками пальцев обеих рук друг к другу.

Да-да-да – очень быстрая езда.

Хлопки.

Али-али-али – нажимаем на педали

Скользящие удары ладонями.

Аль-аль-аль – быстро, быстро мчусь я вдаль!

Хлопки по коленям.

На сцене ширма. На ней изображение дворцов: красный, синий, зеленый.

Ведущая в костюме царевны-Грамматики встречает мальчика.

Ваня: Куда я попал? Это что за разноцветный город?

Ведущая: Ты попал в Звукоград! Это один из городков моей огромной страны Грамматики, а я ее хозяйка! Здесь живет множество звуков!

Мальчик: Я знаю! Я знаю звуки! Например, вот! (топает ногой) или вот (хлопает в ладоши).

Ведущая: Действительно, тысячи звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц…

Ведущая: А вы, ребята, что вы слышите, просыпаясь утром?

Ответы детей: тикают часы, плещется вода в ванной, гремит посуда…

Дети: Звуки речи!

Ведущая: Правильно. В этих дворцах живут разные звуки речи. В красном дворце сестры певуньи. За их голосистость их и прозвали: гласные! Вот. Познакомьтесь!

Выходят две девочки. Представляются:

Я Э.

А я Ы.

А некоторые наши сестрицы прислали свои портреты. Угадаете где, чей портрет?

Девочки показывают картинки с изображением артикуляции гласных: А. О. У. И. Дети отгадывают.

Ведущая: А в синем и зеленом дворцах живут согласные, мягкие и твердые.

«Гласные» рассказывают стихи.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные…согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ваня: Как интересно! А как же вы живет вот так все вместе, не ссоритесь?

«Гласные»: Было, но лишь однажды!

Ведущая: Вы присядьте, и послушайте об этом историю!

Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучу, хотели поговорить - и никак…

Кашлянули:

Кх!

Чихнули:

Пчх!

Хмыкнули:

Хм…

Зачем-то позвали кошку:

Кс, кс, кс!

И заскучали…

Вдруг:

Тссс!

Показалось им, что кто-то где-то рыдает… Прислушались.

А-а-а! О-о-о! – кричали гласные.

Они плакали, как малые дети:

Уа! Уа!

Аукали:

Ау! Ау!

И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание:

БДМ ВСГД ВМСТ!

И услышали радостное, но тоже невнятное:

У-Е-Е-А-Е-Е!

Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:

Будем всегда вместе!

И с тех пор никогда больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя.

Ведущая: А теперь все живут дружно и очень любят строить слова. А вы, ребята, сможете построить слова из звуков?

Проводится игра: «Собери слово»

КОТ, СТОЛ, КРАБ и др. Среди учащихся 2-го класса.

Ведущая: Хорошо у нас получается складывать слова из звуков, хотя все они такие разные, гласные и согласные, согласные звонкие и…(глухие), твердые и…(мягкие), шипящие и…(свистящие).

Мальчик: Но звуки мы только произносим и слышим, но не видим! Как же моя книга?

Грамматика: Есть у меня друг Алфавит его зовут, вот он нам и поможет!

Много времени прошло как в волшебной стране поселились звуки. Однажды, король Алфавит и его королева Азбука решили устроить праздник. Но как устраивать танцы и парад, если звуки не видно, только слышно! Тогда Алфавит подарил каждому звуку волшебные платья. Все они были не похожи друг на друга. Стоило звукам надеть свои платья, как они становились видимыми и превращались в буквы. Вместе с Азбукой они построили буквы в определенном порядке. Получился очень хороший строй. Этот строй букв с тех пор и называется по имени короля Алфавит или Азбука, по имени королевы.

Ширма переворачивается. На ней разные буквы.

Мальчик: Вот они! Буквы! Вот теперь осталось их только ко мне в книгу сложить.

Ведущая: Не спеши! Буквы тоже надо сложить в слоги, а потом в слова.

Дети 4 класса с карточками в руках рассказывают стихи:

Дружат гласные с согласной,

Составляя вместе слог.

МА и ША (запомни Маша!)

К нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,

СО и ВА, читай СОВА.

Сколько в слове гласных –

Столько и слогов.

Это знает каждый из учеников!

Выходят дети второго класса в костюмах гномов.

Ваня: Ой, что это принесли нам гномы?

У Гномов в руках слоги. Надо поставить их в порядке, соответственно росту Гномов и прочитать предложение: Мы умеем читать.

Грамматика: Внимание, Внимание! Радиограмма!

Упражнение для развития эмоциональной, выразительной речи.

Учащиеся 3 класса.

За - зо - зу. (Произносится вопросительно).

Зя - зе – зю. (Утвердительно).

Зву – зво - звы. (Произносится удивленно).

Звю – зве – зви. (Радостно).

Ведущая: Мне удалось расшифровать послание!

Это было в воскресенье

У слона на дне рожденья.

Гости пели, веселились,

В хороводе так кружились,

Так кружились, так вертелись, что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Помоги скорей собрать.

МЕД-СА-ЛИ-ЖИ-ВЕДЬ-РАФ-КА;

БА-КОШ-СО-ГЕ-БЕ-МОТ-КА.

Дети складывают из слогов названия животных(БЕГЕМОТ, МЕДВЕДЬ, ЖИРАФ, ЛИСА, СОБАКА, КОШКА).

Ведущая: На празднике Дня рождения всегда весело! И хочется танцевать!

Ритмопластика.

Грамматика: Приглашены были не только звери, но и птицы.

Дети второго класса показывают коммуникативную игру: «Дрозды»

Я – дрозд, и ты – дрозд.

Показывая На себя, потом на товарища.

У меня нос, и у тебя нос.

Прикасаясь пальцем к кончику носа

своего, потом товарища.

У меня гладкие, и у тебя гладкие.

Круговые движения по щекам.

У меня сладкие, и у тебя сладкие.

К уголкам рта своего,

указывая на губы товарища.

Я – друг, и ты – друг.

Обе руки к груди своей, потом товарища.

И нам хорошо – пожимают друг другу руки.

Стук в дверь. Входит Ударение.

Ведущий: Что случилось? Почему такой печальный вид?

Ударение: Потому что про меня забыли! А ведь я очень важное и нужное! И меня надо правильно ставить!

Ваня: Ну стань куда-нибудь, подумаешь!

Ведущая: Нет, Ваня, куда-нибудь нельзя, иначе вот что получится!

Миниатюра. Исполняют дети 4 класса:

В постели лежит мальчик.

Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.

Берет бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в неделю по одной столовой ложке. После приема пищи´».

Начинает пищать.

Входит мама.

Что случилось, сынок?

Почему ты пищишь?

А я лекарство принял.

А здесь написано…(читает).

Ах ты глупышка.

Ведь ты неверно прочел.

Три раза после приема пищи,

а не пищи.

Ой, мамочка. Нам в школе

учительница говорила,

что от перестановки ударения может меняться смысл слова.

Ширма закрывается.

Ударение: Вы запомнили меня? Я не простая черточка!

Ведущая: Сейчас проверим.

Вот старинный дом огромный:

Стены, башни, ров прорыт.

Переставишь ударенье –

И на двери он висит. (за´мок – замо´к)

Если первый слог ударный,

Мы – посуда для питья.

Переставьте ударенье –

И чертите нас, друзья.(кру´жки – кружки´)

Мальчик: Да. Сколько жителей в стране этой живет. Я и не знал!!!

Грамматика: Ты еще не со всеми познакомился!

Мальчик: Жаль. Но мне пора домой.

Мама уже наверное беспокоится.

Да и в книге моей все теперь

есть и буквы и слова,

а не только картинки!

Но я к вам еще вернусь!

Грамматика: Чтобы не забыл ты дорогу,

и вы ребята не забыли –

вот вам мой подарок – путеводитель.

Если вы правильно выполните все задания,

то всегда найдете в мою страну дорогу! До свидания!

Сценарий развлечения для учащихся младших классов

«Путешествие к гномам Звонарям и Свистунам»

Логопедическое развлечение:

Путешествие к гномам Звонарям и Свистунам

В зале два импровизированных домика, в которых «живут гномы». На каждом развешаны картинки, в названии которых встречаются звуки «С» и «З» - изображения предметов, которые могут находиться в жилище. Рядом стол и стульчики, по кол-ву участников. Приготовлены необходимые атрибуты: корзинка, бумага, карандаши, карточки с буквами и цифрами.

Ведущий: Ребята, сегодня мы проведем веселую викторину, которая покажет, как вы научились различать звуки согласные звонкие и глухие. А помогут нам в этом забавные гномы, живущие в волшебной стране.

На полянке гномы жили.

Гномы жили, не тужили.

Один гном «звенел звонком»,

А второй «сопел сурком».

З-з-з – звенел один,

С-с-с второй твердил.

Так и жили, глухо- звонко-

Различать их нужно тонко!

Звонко «З» звучит, «С» - глухо –

Каждого услышит ухо!

Те, что звонкие, звенят,

Звонари – зовут ребят.

«Свистуны» - другие гномы.

Будем с ними мы знакомы!

Под музыку выходят две команды учащихся в шапочках гномов.

Ведущий: Утром гномы встречались на полянке и вместе делали зарядку.

Ну-ка гномы, не зевай, и за Катей повторяй!

Катя: Каждый день по утрам

Делаем зарядку (ходьба на месте).

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать (ходьба с высоким подниманием коленей),

Руки поднимать (руки вверх),

Приседать и вставать (приседания 4-5 раз),

Прыгать и скакать (10раз).

Ведущий: После зарядки и водных процедур надо подкрепиться.

Учащийся 1: «Завтра», - думал я вчера, -

Сяду завтракать с утра».

Завтрак тут, а где же завтра?

Я сегодня сел за завтрак.

Ведущий: Отберите карточки с названиями продуктов для завтрака. Звонари со звуком звонким «З», Свистуны с глухим «С».

На карточках написаны названия продуктов с пропущенными буквами С, З. Две корзинки. Карточки на отдельных столиках.

Ведущий: На этом пригорке строго наблюдает за ходом викторины справедливое жюри (представление членов жюри). Вот им мы и предоставим право выставить оценку за конкурс, каждый верный ответ – это балл команде.

Пока жюри подсчитывает баллы, мы скучать вам не дадим. Ведь гномы наши веселые! И они любят веселые стихи. И зрители наверняка придут гномам на помощь.

Есть одна игра для вас:

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно добавляйте!

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю … (зарядку).

В коридоре топот ног,

То зовет всех в класс … (звонок).

Я сижу, едва не плача.

Очень трудная… (задача).

Целый день он спать не прочь,

Но, едва наступит ночь,

Запоет его смычок.

Музыканта звать … (сверчок).

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на… (стуле).

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая… (собака).

А вот стихи, адресованные нашим гномам. Посчитайте, сколько звуков С/З вы услышите и поднимите соответствующую карточку с цифрой.

«Свистунам»: Когда сосульку ел,

Было очень вкусно.

А потом я заболел –

Стало очень грустно. (5)

«Звонарям»: Тили-тили, тили-бом,

Сбил сосну зайчишка лбом.

Жалко мне зайчишку:

Носит зайка шишку.

Поскорее сбегай в лес,

Сделай заиньке компресс. (4)

Ведущий: Наши гномы, между прочим, меленькие волшебники. И сейчас они вам это докажут. Каждая команда сейчас будет превращать одни предметы в другие, изменив одну букву. Жюри засчитывает правильный ответ. Не зевай – руку поднимай!

Звонарям: Превратите инструмент для покоса травы в домашнее животное. Коса – коза.

Свистунам: Превратите капельки утреннего тумана на траве в красивый цветок. Роса – роза.

Ведущий: Посмотрите на дома гномов, что есть в домике Свистунов со звуком «С» в домике Звонарей? (зрители называют картинки). Сейчас наши гномы отправятся в магазин и докупят себе разных вещей, в названии которых есть соответствующие звуки, принесут их домой и расставят на места. Слова, имеющие заданный звук в начале – на верхнюю полку, в середине – на среднюю, а в конце – на нижнюю. Ходить в магазин будем по одному.

Проводится эстафета. Добежав до «Магазина» – выбрать нужную картинку, вернуться обратно и на своем столе распределить картинки в три ряда, определив место звука в слове.

Ведущий: устали наши гномы, зашли в свои домики, присели на стульчики, и заскучали…И решили они друг другу написать письма. Сели, написали. И оправили их с почтовым голубем. Да вот беда, пока письма летели, потерялись в них буквы и теперь, чтобы прочесть, нужно буквы найти и дописать.

Задание: вставить буквы в предложения, прочитать по порядку, чтобы получился связный текст.

Детям даются деформированные предложения. нужно вставить буквы с/з, распределить их по порядку и зачитать текст.

Плачет ки…ка в коридоре.

У нее большое горе:

…лые люди бедной ки…ке

Не дают укра…ть …о…и…ки.

Айка …аинька ко…ой,

Что ты бегаешь бо…ой?

Подожди меня в ле…у –

Я ботинки прине…у

Пока гномы выполняют задание, конкурс для зрителей.

Отгадайте загадки. А отгадки мы запишем в пустые клеточки, то слово,которое получится в клеточках по вертикали и будет вам наградой.

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она... (мышь)

Уж не солнце ль виновато,

Что висит на небе вата? (облако)

Рыжая птичница в курятник пришла.

Всех кур перечла и с собой унесла… (лиса)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле... (дождь)

Кто-то утром, не спеша

Надувает красный шар,

А как впустит из рук –

Станет всем светло вокруг… (солнце)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат... (цапля)

Получается слово: МОЛОДЕЦ!

Ведущий: И так, послушаем, что же друг другу написали гномы.

Дети зачитывают текст.

Ведущий: раз, два, три, четыре,

Кто не спит у нас в квартире?

Дети: всем на свете нужен сон.

Кто не спит, тот выйдет вон!

Ведущий: Но нам спать еще рано, а вот послушать результаты нашей викторины пора!

Слово предоставляется жюри.

Награждаются команды почетными грамотами.

Ведущий: Спасибо гномы за то, что нас веселили и помогли нам поиграть со звуками: глухо и звонко, различаем тонко!

Сегодня мы говорили о звуках С и З, а с другими звонкими и глухими мы встретимся на занятиях.