Всемирный день психического здоровья в детском саду. План проведения недели «Психологическое здоровье» в детском саду
Воспитательно-образовательные задачи дней психологии в ДОУ
Главной целью проведения такой деятельности является создание положительного микроклимата в ДОУ. Может проводиться в разных формах неделя психологии в детском саду. Сценарий составляется индивидуально, учитывая особенности коллектива, направленности учреждения, материального оснащения и других факторов.
Можно выделить следующие задачи проведения дней психологии :
- популяризация психологической службы в ДОУ, разъяснение значимости, содержания ее работы в детском саду;
- сплочение педагогического состава, укрепление коллектива;
- психологическая помощь родителям в укреплении взаимопонимания между взрослыми и малышами;
- формирование психологического комфорта детей во время пребывания в ДОУ, адаптация в коллективе, развитие творческого потенциала.
Подготовительная работа
С чего начать работу? Тематическая неделя психологии в детском саду должна быть заранее обозначена в плане деятельности учебного заведения и документации психологической службы. Задача специалиста - разработать мероприятий. Для того чтобы выполнить такую задачу, требуется заранее провести диагностику педагогического коллектива и воспитанников на определение уровня психологического комфорта, обозначить актуальные темы работы, проблемные вопросы. На основе полученных данных следует запланировать тематику мероприятий, определить цели и задачи работы.
Затем потребуется провести подготовительную работу с педагогами, родителями, детьми. За несколько дней до мероприятия следует позаботиться о распространении информации по поводу осуществления такой деятельности, пригласить гостей, уточнить наличие необходимого оборудования и материалов.
Неделя психологии в детском саду — это комплекс мероприятий, которые объединены общей тематикой. Поэтому важно правильно сформулировать название тематической недели, например, «Неделя радужного настроения» или «В детский сад - с улыбкой» и т. п.
Затем проводится планирование каждого дня, определяются в рамках общей темы. Предлагаем такой примерный план проведения недели психологии в детском саду:
- «День хорошего настроения» (акция «Радуга настроения»).
- «Дружба начинается с улыбки» (фотовыставка «Лучший друг», акция «Дружеская открытка»).
- «Тепло семейного очага» (выставка рисунков «Дружная семья», эстафетное соревнование «Вместе — мы сила»).
- «Наш дружный детский сад» (массовое мероприятие в музыкальном зале «Давайте знакомиться!»).
- «День общения» (психологический тренинг «Мирись и больше не дерись», акция «Корзина улыбок»).
Что такое «психологическая акция»?
Разработанная выше неделя психологии в детском саду включает такие мероприятия, как «Радуга настроения», «Дружеская открытка», «Корзина пожеланий». Проводятся они в формате психологической акции. Что же это такое? Это развивающая игра, в которой принимают участие как дети и их родители, так и педагоги. Такая деятельность направлена на диагностику внутреннего состояния участников, определение внутренних проблем коллектива ДОУ.
Подробнее о некоторых указанных видах деятельности:
- Акция «Радуга настроения». Неделя психологии в детском саду имеет основную задачу - оценить уровень комфорта пребывания в ДОУ всех участников. Данное мероприятие направлено именно на решение таких задач. Форма реализации деятельности может быть самой разной. Например, можно у входа в детский сад с утра поставить две большие вазы (одна — розовая, другая — серая), а рядом — корзину с цветами (можно изготовленными детьми). Каждому, кто входит в садик, предлагается поставить цветок в одну из ваз. Так, розовая символизирует хорошее настроение, а серая — плохое.
- «Дружеская открытка» проводится таким образом: изготавливается большая открытка и устанавливается в холле детского сада. Все желающие оставляют на ней свои пожелания друг другу.
- Акция «Корзина улыбок» направлена на подведение итогов всей тематической недели, ее оценки. Участникам предлагается написать пожелания, рекомендации, отзывы на открытке и положить ее в корзину.
Неделя психологии в детском саду: план занятий в группе
Помимо вышеуказанных общесадовских мероприятий, в каждой группе проводятся внутренние тематические занятия согласно расписанию. Предлагаем следующий план деятельности с воспитанниками разных возрастных групп ДОУ.
Организация выставок
Проведение выставок фотографий, рисунков или поделок требует большой подготовительной работы. Ведь в такой деятельности участвуют как дети, так и взрослые. А это означает, что целью проведения указанной работы является формирование взаимопонимания между участниками, а не простое выполнение задания. Например, при организации фотовыставки «Лучший друг» родителям и воспитателю следует предварительно провести беседу с ребенком о том, кто же такой «лучший друг», кого малыш видит в этой роли и почему. Потребуется время и на создание, оформление работы.
Работа с родителями
Неделя психологии в детском саду помогает родителям осознать важность и необходимость совместной деятельности со своим ребенком. В процессе взрослые учатся понимать свою роль в процессе становления личности, определении черт характера и поведения малыша. Поэтому большая часть работы специалиста ДОУ направлена на совместную деятельность родителя и ребенка. Так, коллективные развлечения, спортивные соревнования, изготовление поделок и оформление выставочных работ предполагают общие усилия взрослых и малышей, где каждому участнику отводится определенная роль.
Работа с педагогами и младшим персоналом
Не только с воспитанниками и их родителями проводится неделя психологии в детском саду. С педагогами также организовывается тематическая деятельность. Целью такой работы является решение проблемных ситуаций, повышение уровня самореализации каждого специалиста, выявление способностей. В течение тематической недели можно провести психологические тренинги, игры, семинары для педагогов и младшего персонала ДОУ.
Мы рассказали, как провести неделю психологии в детском саду. Но важно учитывать не только общеметодические рекомендации, но и понимать актуальность той или иной проблемы в конкретном ДОУ, учитывать индивидуальные особенности группы участников, оснащение учреждения и многие другие факторы.
Наталья Сударикова
Цель : сохранение психологического здоровья детей в условиях ДОУ.
Задачи : профилактика стресса; создание положительного эмоционального настроя; развитие когнитивной сферы.
Материалы : раздаточные карточки-эмоции (по количеству детей) ,3 картинки : 2 ослика ИА (грустный и веселый,Карлсон, «волшебная шляпа» , разноцветные ленточки 2 платка,2 покрывала,конфеты-подарки.
Ход занятия.
Всем здравствуйте! Я- Пеппи- Длинный Чулок! Вы знаете меня? Приятно познакомиться! У нас сегодня необычный день-День Психологического ЗДОРОВЬЯ !А что такое, ЗДОРОВЬЕ ? (ответы детей) Всё правильно, а как сохранить наше здоровье ? Правильно питаться, закаляться, соблюдать правила гигиены, а ещё… нужно быть всегда в хорошем настроении!
Вот сегодня, мы с вами попробуем поднять себе и своим друзьям НАСТРОЕНИЕ И ОСТАВАТЬСЯ ВЕСЕЛЫМИ И РАДОСТНЫМИ ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ!
Встанем в большой круг.
1. Первое задание для вас будет таким :
У меня есть волшебная шляпа,2 домика :в одном живет наш знакомый Карлсон, в другом- ослик ИА. Слушаем «волшебное задание» :возьмите каждый по одной карточке, рассмотрите их и по команде «1-2-3,домик свой найди : те,у кого грустная, печальная картинка бегут к домику грустного ослика, а с веселыми, радостными «личиками» -в дом веселого Карлсона. Будьте внимательны, не перепутайте!
Ага, молодцы!У нас получились 2 команды : «Грустинки» и «Веселинки» .
Попробуйте скопировать то настроение,которое у вас на картинке и покажите его друг другу!
2. «Веселинки! Давайте развеселим наших «Грустинок» ?
Игра «Весёлая шляпа» .
Цели : развитие внимания, воображения, музыкальных способностей.
(Дети становятся в круг. Звучит музыка, шляпа «гуляет» переходит по кругу от одного ребенка к другому. Музыка останавливается. У кого шляпа на голове, тот танцует в кругу)
Кто помнит, почему ослик ИА грустный? (он потерял хвостик) .
Хотите,чтобы ослик стал весёлым? Давайте найдем хвост! («Грустинки» )
3. Игра «Хвосты» .
Цель : развитие выносливости, ловкости и внимания.
В начале игры с помощью считалочки выбирается водящий. Остальным игрокам прикрепляются ленточки (хвостики) так, чтобы их было легко оторвать. Водящий догоняет играющих и забирает у них ленточку (хвост) . Игроки, у которых забрали «хвост» выбывают из игры. В конце игры останется игрок, у которого остался «хвост» . Он и признаётся самым ловким и быстрым.
«Ура! Мы нашли хвост! Теперь наш ослик тоже веселый!» .
А теперь, команды меняются : первая-«Весёлый ослик» ,вторая-«Забавный Карлсон» (делим на 2 команды по возрастным группам ) .
Я теперь хочу посмотреть, как вы знаете друг друга. Дети встают,образуют два круга (каждый в своей группе ) .
4. «Узнай друга»
Цель : сплочение детского коллектива, дружеских взаимоотношений.
Одному ребенку из группы завязывают глаза , он узнает другого по голосу.
Кого угадали, становится ведущим.
«Здорово ! А теперь,посмотрим,какие вы внимательные, ловкие!»
5. Игра «Смена настроений!» (игры с двумя группами по очереди ) .
Цель : развитие ловкости, дружелюбия.
Когда звучит музыка,вы «веселые» ,а когда музыка заканчивается- вы прячетесь в укрытие и…успокаиваетесь. Прячетесь в свои НЛО. Главное-вместиться всем!
А теперь,новое задание. Я такая рассеянная, все путаю, забываю. Помогите мне! А вам нужно внимательно рассмотреть друг друга!
6. Игра : «Кто потерялся?»
Цель : развитие внимания, сенсорное восприятие
Через рупор ведущий объявляет признаки ребенка, которого надо угадать и найти в зале (дети угадывают себя и других)
«Потерялась девочка в красном платье с длинными волосами.»
«Потерялся мальчик,которого зовут Руслан» …
«Девочка с темными волосами, белыми бантами»
«Мальчик, который исполнял роль Кота в сапогах на празднике!»
«Две подружки, которые на празднике, на сцене танцевали !»
Отлично, вы себя показали дружными и внимательными!
Пора отдохнуть! Дети ложатся на ковер, звучит спокойная музыка.
«А теперь все-все медленно просыпаемся,садимся в круг, берёмся крепко за руки и. волшебная шляпа угостит вас!
Угадайте, что вам приготовила «шляпа» для улучшения настроения?
«Да, конечно,сладости поднимут настроение!»
«Вот и всё, пора прощаться. Какое у вас настроение? А что помогает быть здоровыми , веселыми, бодрыми?»(ответы детей)
Пеппи под весёлую музыку уходит.
Публикации по теме:
Сценарий Дня здоровья «Путешествие на планету Здоровья» (средняя группа) СЦЕНАРИЙ ДНЯ ЗДОРОВЬЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПЛАНЕТУ ЗДОРОВЬЯ» (СРЕДНЯЯ ГРУППА) Цель: формирование мотивации здорового образа жизни у дошкольников,.
В МБУ "Лицей №6" структурное подразделение детский сад "Дельта" 16.02.2018г. прошел День Здоровья. Воспитатели, дети, инструктор по физической.
Цель: формирование интереса к здоровому образу жизни, своему здоровью, движениям и спорту, укрепление физического и психического здоровья.
Мероприятия по закаливанию.
Воздушные процедуры:
– Сквозное проветривание помещений перед сном в течении 30 минут.
– Во время переодевания ко сну и после сна длительностью 3 -5 мин.
Оздоровительные прогулки:
– Ежедневно:
Водные процедуры:
– Умывание холодной водой перед приёмом пищи; после каждого загрязнения рук.
– Ходьба босиком в обычных условиях до и после сна при температуре не ниже 18 градусов
Информация для родителей
Истерики у детей 2-3 лет – норма или патология?
Педиатрия
Истерики у малыша иногда могут принимать весьма устрашающий вид: ребенок может биться головой о пол, стену или предметы, царапать себе лицо, кусать руки до крови и т.д. Он может превратиться в настоящего деспота – возненавидеть младшего братика или сестричку, проявлять крайний негативизм буквально во всем – ломать любимые игрушки, в гневе отвергать ласку самых близких людей. Норма это или патология? В каких случаях следует обратиться к врачу? Как успокоить малыша? Какие меры предпринимать для того, чтобы избавиться от приступов детских истерик? Несколько простых и действенных советов.
Кризис возраста 2-3 года
Кризис 2-3 лет связан с зарождением того, что мы называем человеческой личностью. Ребенок начинает смутно ощущать свое «я» и бунтует, определяя и устанавливая его пределы.
Для кризиса этого возраста характерны такие яркие черты как крайний негативизм, строптивость, капризность и упрямство.
Следует отметить, что многие дети благополучно избавлены от всех перипетий первого «взросления». Толчком к развитию кризиса могут послужить следующие неблагоприятные факторы:
· рождение второго ребенка;
· перенесенное заболевание или травма (не обязательно тяжелые);
· неурядицы в семье (в том числе и мелкие);
· погрешности в воспитании;
· переезд на новое место жительства.
Однако, как показывает врачебная практика, во многих случаях установить причину кризиса невозможно и остается лишь объяснять ее наследственным фактором (что весьма удобно, поскольку собственную генеалогию вплоть до седьмого колена знают далеко не все родители).
Элементарные меры профилактики истерик у самых маленьких
Многие специалисты считают главной причиной возникновения кризиса 2-3 лет необычайно быстрое психологическое развитие ребенка. В этом возрасте малыш буквально впитывает новые впечатления, ежеминутно обогащаясь новыми знаниями о мире и о себе.
Именно поэтому ребенку необходим четкий режим дня. Чтобы полноценно отдыхать, малютка должен спать приблизительно в одно и то же время в общей сложности не менее 12-13 часов в сутки (10-11 часов ночью и 1.5-2.5 часа днем).
Ограничьте количество слишком ярких впечатлений, особенно перед сном. При этом старайтесь как можно больше общаться с ребенком. Вместо телевизора расскажите ему сказку (именно расскажите, а не прочитайте – это важно). Вместо похода в цирк, сводите малыша в парк.
Необходимо, по возможности, избегать ситуаций, провоцирующих истерику (совместные походы в магазин) и т.п.
Проявляйте максимум дипломатии. К примеру, ребенок не хочет убирать за собой игрушки – превратите все это в игру. Не стесняйтесь как можно чаще быть с малышом «на равных» – поверьте, вы никоим образом не уроните свой авторитет в его глазах, играя вместе с ним.
Если ребенок проявляет жгучую ревность к младшему братику или сестричке – не впадайте в панику. Просто наберитесь терпения, пройдет год-другой и ваши дети будут неразлучны.
А сейчас старшему надо объяснить все прелести его положения, которых он не замечает. Прекрасный повод похвалить малыша: «Ты старший, ты уже это умеешь, молодец!» При этом неплохо попросить ребенка о мелкой услуге (что-либо принести и т.п.) и снова похвалить.
Почаще улыбайтесь и помните, что кризис 2-3 лет, как и любой кризис в нашей жизни – всего лишь временное явление, чрезвычайно сложный, но переходной этап.
Истерика у малыша. Скорая родительская помощь
Разумеется, полностью исключить провоцирующие истерики факторы практически невозможно. Особенно это касается прогулок, сопровождения в ясли и детский сад. Однако следует обратить внимание на тот факт, что очень часто малыши весьма избирательно относятся к публике, закатывая истерики исключительно одному из родителей. В таких случаях постарайтесь перенять позитивный опыт и разобраться, что же вы все-таки делаете не так.
Основные правила поведения при истерике:
1. При первых признаках попытайтесь отвлечь внимание ребенка. Психика у детей в таком возрасте очень лабильна, так что иногда достаточно показать малышу какую-либо интересную вещь, чтобы он «переключился».
2. Сохраняйте спокойствие. Истерика рассчитана на публику, если публика не реагирует – истерика прекратится. Главная публика для детской истерики – это вы, сколько бы людей не находилось на улице – они публика для вас, но не для малыша.
3. Как бы ни было тяжело, ни в коем случае не идите на уступки. Ребенок предпочитает закатывать истерики в присутствии посторонних только потому, что по опыту знает – в этом случае вы обязательно пойдете на компромисс.
4. Игнорируйте истерику, но не малыша – не стоит доводить его до отчаяния безразличием. Говорите с ним спокойным голосом и улыбайтесь. Не обращайте внимания на прохожих – они уйдут, так же как и кризис.
В каких случаях следует обратиться к врачу
Истерики у детей могут быть первыми симптомами многих серьезных заболеваний, таких как ММД (минимальная мозговая дисфункция), аутизм и др.
Так что если вы все делаете правильно (наладили режим дня, не перегружаете малыша новыми впечатлениями, все члены семьи поддерживают единый подход в воспитании чада и т.д.), но положительных сдвигов не наблюдается, то лучше всего обратиться за помощью к психологу или психоневрологу.
Особенно внимательным следует быть в следующих случаях:
· были факторы, предрасполагающие к поражению центральной нервной системы (беременность, протекающая с патологией, недоношенность, тяжелые роды и т.п.);
· есть задержка в физическом, психическом, речевом или социальном развитии;
· малыш мало интересуется окружающим, может часами играть в стереотипные игры (повторять одни и те же движения) и бурно реагирует на любое вмешательство в игру извне.