Это важно знать каждому. Виды внутренней энергии ци и состояние здоровья человека


Основа всей жизни "по фен-шуй" - это энергия Ци . Поэтому главная суть и все мастерство фен-шуй заключаются в том как привлечь эту благоприятную Ци, чтобы использовать ее в местах жизни и работы. Это самое главное в искусстве фен-шуй, и потому очень важно воспринимать концепцию энергии Ци верно. Все существующее во Вселенной в том числе и человек являются видом проявления этой космической энергии .

В чем суть Ци

Энергия Ци включает в себя влияние сил природы, магнитного поля Земли, и внутренней жизненной энергии человека. Другими словами, Ци течет по всем живым и неживым предметам, она охватывает и атмосферный воздух, и воду, и еду, и внутренние устремления человека - его разум, волю, стремления. Чтобы жизнь человека была гармоничной и благополучной, на его жизненном пути энергия Ци не должна встречать никаких препятствий. Когда человек ощущает себя хорошо - это значит у него имеется много благоприятной энергии Ци.

Словом, все что в этом мире существует - это то как проявляются различные виды энергии Ци, которая течет и постоянно находится в движении. Мастера фен-шуй поэтично называют ее "дыханием Дракона". Из нее все рождается и в нее же возвращается. Кроме того, Ци означает такую абстрактную вещь как удача, которую невозможно доказать, а можно только почувствовать.

Важной стороной этой жизненной энергии является то, что она обладает собственным сознанием. То есть она притягивается к предметам или местам, о которых мы думаем. Чем больше мы думаем, тем больше ее туда потечет. Если наши мысли хорошие, то они притягивают благоприятную энергию Ци, а если злые - тогда вредоносную.

Когда благотворные энергии воплощаются в материальное, они принимают формы плавно текущих рек и округлых холмов, покрытых растительностью, свежим воздухом, теплым солнцем на небе. Вредоносная же энергия, называемая "Ша Ци " обретает форму острых скал, превращается в грозные вулканы и бурные опасные реки.

Другими словами, то что нравится, что выглядит красиво и радует глаз, притягивает к себе положительную энергию, которая способна наполнить дом благоприятной энергией Ци и создать в нем хороший фен-шуй. А те предметы, которые смотрятся некрасиво, угрожающе, обладают неправильными и резкими формами - привлекают неблагоприятную энергетику, создавая вред, разрушение и принося неудачу.

Вредоносные стрелы Ша

Как уже говорилось, термин ци - это достаточно многозначная категория китайской философии. Во всяком случае, "Большой толковый словарь китайских иероглифов" предлагает около тридцати различных его значений. В целом, ци - это фундаментальная субстанция, лежащая в основе устроения Вселенной, где все существует благодаря ее видоизменениям и движению.

Наиболее древние изображения иероглифов в виде пиктограмм, существовавшие еще в эпоху бронзы, позволяют нам точнее уяснить для себя значение этого термина: . Слева внизу здесь изображается готовое взойти зерно с распадающимися оболочками, что связано с представлениями о развитии жизни, о расширяемости и цикличности. Три черты вверху символизируют категории: Небо, Землю и Человека, то есть проникновение ци повсюду.

Во Вселенной ци может присутствовать в своей "истинной", "правильной" форме (чжэн-ци): . Верхняя горизонтальная черта изображает Небо, Единое, Дао, а под ним помещается изображение ноги, следующей Высшим, правильным законам Дао. (Вот обычное изображение этого иероглифа - .)

Противоположной формой ци является вредоносная энергия (се-ци): . В левой половине пиктограммы изображены крепко стиснутые кусающие челюсти, символизирующие неповиновение власти и времени. Власть символизирует изображение яшмовой печати в правом нижнем углу рисунка, а о времени напоминает круг в верхнем правом углу. (Обычное изображение этого иероглифа такое - .)

Виды вредоносной се-ци - это Жар, Холод, Влажность, Ветер и Сухость. Болезни возникают от поражения организма с ослабленными защитными силами одной из пяти вредоносных се-ци. В сорок девятой трудности Наньцзин перечисляются болезни, вызванные вредоносной-се:

  • Вхождение Ветра (чжун-фэн),
  • Рана Зноя (шан-жэ),
  • Еда и Питье, вызывающие усталость и при истощении (инь-ши-дун-шан),
  • Раны Холода (шан-хань),
  • Вхождение Влажности (чжун-ши).

В "Чжен Цзю Да Чен" говорится, что синдром полноты характерен для поражения внутренней вредоносной-се. А синдром пустоты характерен для поражения внешней вредоносной-се. Это высказывание связано с тем, что вредоносная-се видоизменяется после долгого пребывания в теле.

В Наньцзин дается понятие лихорадочных заболеваний, вызванных внедрением внешних биоклиматических сил се. Все они называются ранами холода. Существует пять таких ран:

  • Вхождение Ветра (чжун-фэн);
  • Рана внешнего Холода (шан- хань);
  • Поражение Влажностью по типу дизентерии (ши-вень);
  • Горячка по типу воспаления легких (же-бин);
  • Эпидемическое Заболевание Влажности (вень-бин).

В самом человеке и в приложении к надобностям китайской медицины термином ци могут обозначаться любые субстанции, участвующие в жизнедеятельности организма или поддерживающие функциональную активность органов и тканей, а кроме того, вдыхаемый воздух тоже называется ци.

Каноны уподобляют движение ци кругу без начала и конца, и предупреждают, что законы ее циркуляции не позволено нарушать никому. Отмечается, что ци, двигаясь по внутренностям человека, согревает его плотные органы чжан и полые органы фу, а снаружи - увлажняет кожу через поры.

Таким образом, все виды циркуляции осуществляются по сосудам, коллатеральным связям и по различного вида каналам (собственные каналы-цзин иньских и янских органов, сухожильно-мышечные, подкожные каналы и т.д.). Принято считать, что иньские сосуды питают пять органов - хранилищ чжан, а янские сосуды питают шесть органов- чертогов фу.

Канон указывает, что ци может приходить "от прошлого Неба" и "от будущего Неба".

С "прошлым Небом" связано все, что получает человек от своих родителей. В момент зачатия сливается ци матери и отца, образуя "изначальную ци" (юань-ци) будущего ребенка, то есть его наследственную энергию. Количество изначальной ци всегда ограничено и постоянно тратится в течение жизни. Когда же исчерпывается все количество юань-ци, даже не выглядящий больным человек умирает.

К "прошлому Небу" относится еще и сексуальная эссенция цзин, которая начинает накапливаться во внутриутробном периоде развития плода. Пиктограмма цзин "" содержит слева изображение потока реки - символ текучести; вверху справа - символическое изображение возницы - указание на управление и регулировку процессов; внизу справа изображается алхимическая печь с плавящимся в ней элексиром-киноварью - это символ чистоты и зарождения нового. Цзин тесно сопряжена с юань-ци и определяет в зрелом возрасте уровень сексуальной потенции мужчины и репродуктивную способность женщины, а также уровень здоровья организма в целом. В результате полового акта и наступления оргазма, цзин растрачивается: или бесследно сгорает, или расходуется на образование юань-ци ребенка.

К категории ци "будущего Неба" относятся такие ее виды, которые могут формироваться и восполняться уже после рождения. Так, с воздухом, водой и пищей образуется "основная ци" (цзун-ци), которая контролирует дыхательную функцию легких и работу сердечно-сосудистой системы. Та форма жизненных сил ци, которая возникает от жидкостей и пищи, питает все органы и ткани, а в итоге, приводит к образованию крови, называется светлой энергией жун-ци или питающей энегией ин-ци. Пиктографическое изображение иероглифа светлой жизненной силы жун: - указывает на наличие некоего огражденного и защищенного пространства, над которым светят два огня. В этом пространстве находится дворец. (Вот обычное написание иероглифа - .)

Изображение питающей-ин: - выглядит почти сходным образом, только вместо дворца, в защищенном пространстве находится растение, которое питают и греют. (Обычное написание иероглифа такое - .)

Все, что остается от переработки пищевых продуктов и жидкостей в орагнизме и не входит в структуру "питающей ци”, идет на формирование защитных сил организма - "вэй-ци". Пиктографическое изображение защитной-вэй: - состоит из фигур двух человек слева и справа, которые движутся по кругу, как часовые. (Обычное написание иероглифа такое - .)

Вэй-ци движется вне каналов и сосудов на поверхности тела и под кожей, охраняя организм от вредоносной се-ци.

Если же попытаться реконструировать процесс формирования новой ци в теле, то каноны считают следующее:

У человека вода и пища попадают в желудок, и там чистые жидкости входят внутрь, а из их эссенции в селезенке начинается образование крови. Оставшееся чистое, светлое начало вновь образует питающую ци, а мутное, нечистое начало проходит в толстый кишечник, тонкий кишечник и мочевой пузырь.

Светлое начало ци (жун-ци) соответствует Ян, а мутное начало соответствует Инь. Янская ци продвигается в сердце и легкие. Иньская ци формирует защитные силы организма (вэй-ци), которые, исполнив свою роль, проходят через тонкий и толстый кишечник и выводятся наружу. Кроме того, защитная вэй-ци теряется непосредственно через кожу.

Вся вселенная сосредоточена в теле.

(Шри Рамана Махариши.)

Китайское слово «ци» (яп. «ки») означает как жизненную энергию нашего тела, так и энергию вселенной, энергию Абсолюта, присутствующую во всем. Человек рождается с определенным запасом ци, и любой из нас способен увеличить этот запас. Ци - это суть всего сущего. Она - неотъемлемая часть концепций и техник всех воинских искусств. Понятие «ци» лежит в основе всех идей, содержащихся в этой книге.

В повседневной жизни ци дает нам силу переживать те периоды нашей жизни, когда мы оказываемся в тисках обстоятельств, и наш разум, тело либо дух страдают от наложенных этими обстоятельствами ограничений. Ци - это сила, стоящая за хорошим здоровьем, уверенностью, счастьем, силой, чувством собственного достоинства, сосредоточенностью, энергичностью, возрастающей эффективностью мышления и успехом. Эта сила, таящаяся в нас самих и недоступная взору, энергия, вызывающая все наши перемены к лучшему. Это сила, дающая нам ощущение безопасности, подвижности и исцеления. Одним словом, ци невозможно описать - но можно почувствовать и применить.

Центром сосредоточения ци в теле является нижний дань-тянь (яп. «тан-дэн»), место, расположенное в нескольких дюймах ниже пупка. Интересно отметить, что здесь же находится центр тяжести тела. Таким образом, внутри каждого из нас находится неисчерпаемый источник энергии - энергии вселенной, энергии Абсолюта. Через него проявляется наша связь со всем миром, со всем, в чем только содержится ци.

Большая часть тех, кто практикует воинские искусства, в конечном итоге начинают уделять основное внимание не совершенствованию техники рукопашного боя, а более мягким внутренним приемам развития ци. Это происходит, когда мы начинаем осознавать, что наша способность добиваться успеха как на татами, так и в обыденной жизни прямо пропорциональна нашей способности обращаться к внутренним силам.

Чем больше мы тренируемся, тем глубже становятся наши знания о ци, и тем чаще мы начинаем прозревать заключенные в ней поразительные возможности. Сила ци безгранична. И я, подобно миллионам других людей, был восхищен этим чудом и сделал его основным содержанием своих тренировок, ибо боевые искусства - это способ отпереть двери ци.


Во-первых, вам следует найти ваш энергетический центр. Когда я еще только начинал изучение боевых искусств, мой учитель каратэ и кун-фу уже на раннем этапе занятий познакомил нашу группу с понятием ци. Я помню, как он рассказывал нам, как следует держать руки - перед собой, так, словно у тебя в руках мяч, левая рука снизу, правая сверху, пальцы расставлены.

«А теперь, - сказал он, - расслабьтесь и сосредоточьтесь на нижнем дань-тянь».

Он учил нас концентрироваться. Считается, что концентрация способствует созданию гармонии между телом, разумом и духом, а также помогает развивать ци.

Он подчеркивал, что необходимо полностью расслабиться, но при этом сохранять концентрацию.

Затем он приказал нам закрыть глаза. «Представьте себе, что ваш вес опускается вниз. Почувствуйте силу тяжести, но не поддавайтесь ей. Расслабьте все мышцы и связки. Почувствуйте землю у себя под ногами. Представьте, как ваши ноги становится одним целым с нею. Это называется «пускать корни».

Многие предпочитают представлять пуповину, соединяющую их хребет с землей, по которой в их тело и поступает энергия.

«Пусть энергия земли войдет в вас. Делайте глубокий вдох через нос и выдыхайте через рот, - объяснял он. - Пусть воздух проходит через все ваше тело - горло, живот, руки и ноги».

Потом он велел нам, не открывая глаз, представить себе наше дыхание как безупречно белое облачко, питающее и исцеляющее все, с чем оно только соприкоснется. Мы начинали учиться регулировать дыхание.

«По хлопку начинайте вдыхать, - сказал он. - Медленно».

Он быстро считал до десяти. «Теперь задержите дыхание». И снова считал до десяти. «А теперь выдыхайте, так же медленно». И снова счет до десяти.

Он велел нам следовать за нашим дыханием, вниз, и продолжать концентрироваться на нижнем дань-тянь. Это - энергетический центр тела.

Еще в Шаолине, начиная с 525 г. н. э., обучали правильному дыханию как способу увеличить сосредоточенность во время молитвы и силу во время боя.

«Наши тела - это сосуды, - сказал мой наставник. - И они могут вместить в себя лишь ограниченное количество энергии, как хорошей, так и плохой».

Он велел нам продолжать концентрироваться на нижнем дань-тянь и представлять ци в виде белого света, пульсирующего при каждом вдохе и выдохе.

«Попытайтесь сделать так, чтобы ваша ци вышла за пределы тела, - сказал он. - Почувствуйте, как она входит в руки. Ощутите ее руками».

Правильное дыхание, согласованное с вызовом и высвобождением ци, помогает очистить тело от скверной энергии и наполнить его новой, положительной.

В то время мне казалось, что боевые искусства - это прежде всего физические упражнения и базовая техника, которую можно использовать для создания уверенности в своих силах, для самозащиты и, возможно, для снятия стрессов. Но мой учитель требовал, чтобы я дышал иначе, и говорил, что «внутренняя» концентрация увеличит не только мою общую силу сосредоточения, но и мои физические силы. Я был зачарован.

Наставник велел нам открыть глаза и посмотрел на меня.

Что ты чувствуешь? - спросил он.

Ну, я точно не уверен… - сознался я. - Но, кажется, я ощущал тепло - как будто через меня шел теплый поток.

Это оно и есть, - сказал наставник.

Многие другие ученики тоже почувствовали нечто подобное.

Запомните это ощущение, - велел наставник. - Нам многое предстоит сделать с его помощью. Но пока что нам многому предстоит научиться.

Он имел в виду некоторое количество тогда еще неизвестных нам приемов, позволяющих усилить способность чувствовать ци и понимать, когда и как ее лучше всего вкладывать в движения.

А пока, - подвел он итог, - просто учитесь ощущать и запомните: куда проникает разум, проникнет и ци.


Некоторое время спустя мне нужно было уложить несколько кордов дров, заготовленных на зиму, в поленницу. Вечерело. Золотистый осенний закат догорал, и небо начинало темнеть. Воздух был свежим и пьянящим; пахло костром.

Я поставил себе целью уложить один корд. День выдался тяжелый, так что я охотно отложил бы эту работу на потом, но метеорологи пообещали дождь, и я понимал, что дрова лучше бы уложить, пока тут все не развезло.

Насколько я помню, одолев примерно около половины корда, я решил развлечься и испытать в деле один из преподанных мне принципов боевых искусств. Я расслабился, как описывал нам наставник, отрегулировал дыхание, затем сосредоточился, сконцентрировавшись на нижнем дань-тянь, и представил, как он сияет энергией. Я представил, как мое дыхание, белое, целительное, растекается по всему телу.

И моя работа преобразилась в своего рода медитацию. Не то, чтобы я так задумывал - это просто произошло, да и все. Вскоре я позабыл об усталости и энергично трудился, продолжая выполнять дыхательные упражнения. Работа, вместо того, чтобы раздражать меня, приносила мне удовольствие. К тому моменту, как она окончилась, я чувствовал себя прекрасно. Вместо того чтобы устать, я исполнился бодрости. Я не только справился с задачей, затратив куда меньше сил, чем обычно - я чувствовал себя счастливым.

Так я узнал, что положительная энергия помогает нам выполнить задачу и почувствовать радость. Мало того - я ощутил это на себе. Я был в восторге и начал размышлять, где можно было бы применить эти навыки. Я ни на миг не сомневался, что не раз еще смогу использовать их в самых разнообразных ситуациях.

С тех пор я привык постоянно пользоваться этим методом развития здоровой, положительной энергии; я применял его во время тренировок, при выполнении письменных работ в колледже, где я тогда учился, да и просто для того, чтобы прибавить себе сил во время прогулки или работы в саду.


Наши тела - это сосуды. Они могут вместить в себя лишь ограниченное количество энергии, как хорошей, так и плохой. Найдите ваш центр сосредоточения. Очистите ваше тело от дурной энергии и наполните его энергией позитивной. Почувствуйте себя бодрым и энергичным. Пусть ваша работа придает вам силы, а не истощает их. Творите радость.

Медитация

Вызываем ци

Тот, кто осознает свою истинную сущность, обретает понимание. Тот, кто обретает понимание, находит свою истинную сущность.

(Цзыжи.)

Расслабьтесь. Не забывайте, что ваш разум тоже должен расслабиться, чтобы ци возрастала. Вообразите небольшой шар. Теперь представьте его прямо перед собой, перед вашим нижним дань-тянь - местом, расположенным в нескольких дюймах ниже пупка.

Расположите свои руки так, как если бы они и вправду удерживали этот воображаемый шар. Почувствуйте его у себя в руках.

Затем представьте, что оболочка шара исчезла, но воздух, который находился внутри и по-прежнему остается у вас в руках, сохраняет свою форму. Это и есть ощущение, которое вызывает ци. Подержите этот шар, поводите ладонями по нему. Постарайтесь усилить вашу чувствительность. Попробуйте сжать шар в руках и ощутите его сопротивление.

Теперь сосредоточьтесь. Сконцентрируйтесь на вашем нижнем дань-тянь. Расположите свои руки так, чтобы вам удобнее было направлять дыхание. Дышите глубоко и ровно, при каждом вдохе и выдохе считайте до десяти. Если это для вас слишком много, попробуйте считать до пяти. Выберите тот промежуток, с которого вы сможете пойти дальше.

Задержите дыхание, досчитав про себя до той же цифры, до какой вы считали при вдохе, потом медленно выдохните.

Направьте ваше дыхание вниз, в нижний дань-тянь, и почувствуйте, как там собирается энергия. Почувствуйте, как вы впитываете энергию из земли. Пусть эта энергия также собирается в нижнем дань-тянь. Точно так же позвольте энергии космоса входить в ваш верхний дань-тянь (чакру, расположенную у вас на макушке). Пусть эта энергия тоже течет сквозь вас и собирается у вас в руках.

Постарайтесь зрительно представить себе, как энергия входит в вас, и как ваша ци собирается у вас в ладонях. Используйте глубокое дыхание, чтобы направить ци в любую точку вашего тела. Если нужно, можете помогать себе при этом руками. Прежде всего, взмахните пальцами, чтобы позволить вашей ци циркулировать. Затем прикоснитесь к тому месту, которое вы пытаетесь оздоровить и усилить; тем самым вы создадите цель, куда сможете направить свое дыхание. Ощутите эту чистую, питающую, целительную энергию.

Говорите с вашим телом. Постарайтесь определить, в чем оно нуждается, в каких физических, эмоциональных и духовных питательных веществах. Представьте ответы вашего тела в виде цветных пятен. Ваша задача - определить, какой цвет чему соответствует, в плане физической, эмоциональной и духовной пищи.

Вы также можете сосредоточиться на своем внутреннем голосе. Прислушайтесь к потребностям вашего тела и используйте свою ци, чтобы посылать телу покой, силу и исцеление. Пусть ваш внутренний голос поможет вам обнаружить и выбрать самые эффективные способы подпитывать вас энергией в ваших ежедневных заботах.


В состоянии концентрации вы сливаетесь со своей глубинной сущностью. Почаще прислушивайтесь к ее голосу. Пусть ваши мысли и действия исходят из точки равновесия.


Усложненный вариант. Поместите руки перед собой и представьте, как ваша ци течет наружу и собирается у вас между ладонями. Вам должно казаться, будто вы держите в руках мяч без оболочки. Пусть энергия растекается по вашему телу. Ощутите ее целительное тепло кожей. Наслаждайтесь ею. Пусть она успокаивает и исцеляет вас.


Еще более сложный вариант. Попытайтесь перемещать ци без помощи рук. Куда проникает разум, проникнет и ци. Подходите к этому процессу творчески. Ищите новые способы использования ци, которые помогут вам почувствовать себя лучше и обогатят ваши взаимоотношения с окружающими.


Я настоятельно советую вам использовать эту технику в движении, будь то пешие прогулки, работа по дому, во дворе или в офисе. Учтите: чем более плавными будут ваши движения, тем легче ци будет течь по вашему телу. Пусть развитие ци наполнит ваши будни ощущением благополучия и силы. Почувствуйте гармонию окружающего мира.


Не забывайте: вы можете вместить в себя лишь определенное количество энергии. Отрицательная энергия лишь сделает сильнее вашего противника. Изгоните ее. Положительная энергия питает и исцеляет нас. Приучите себя пользоваться этой энергией, дабы сделать жизнь такой, как вы хотите. Пусть она придаст вам сил.

Вызываем ци

Сегодня я сосредоточусь и буду действовать, опираясь на точку равновесия.

Сегодня я откроюсь благу вселенной. Я буду осознавать, что ее энергия принадлежит мне, а моя - ей. Я буду стараться, чтобы наша энергия текла в одном русле.

Сегодня я буду сохранять сосредоточенность даже в напряженных ситуациях, и следить, как факторы, вызывающие стресс, развеиваются без следа. Я буду наслаждаться приобретенной уверенностью в своих силах.

Сегодня я постараюсь ни на миг не забывать, что с каждым вдохом я вбираю в себя силу вселенной - и с каждым выдохом должен возвращать ей себя.

Сегодня я буду благодарить Абсолют за то, что он поделился со мной целительной силой.

Примечания:

Корд - единица объема, в которой измеряют дрова. Один корд примерно равен 3,6 кубометра.

В китайской традиционной медицине находит свое заключительное выражение общий философский постулат о круговороте вещей и явлений. Рассмотрение функций органов человека происходит в их взаимосвязи с окружающим миром. Древние медики считали, что для нормального функционирования органов необходимо наличие специфической энергии «чи». Жизнь человека, как говорилось, образована из «чи» неба и земли и находится под влиянием четырех времен года. Они полагали, что в организме имеется энергия двух видов - внутренняя и «особая», причем каждый вид энергии циркулирует по собственным путям (линиям, каналам, меридианам).

Внутренняя энергия, согласно древним канонам, образуется из взаимодействия двух компонентов: «космической» и «земной» пищи. Смысл этих понятий древние восточные ученые выводили, по-видимому, из теории у-син, которая утверждает, что к элементу «земля» (почва) относится селезенка, а элементу «металл» - легкие. Селезенка, по воззрениям древних медиков, управляет процессами переработки пищи, которая является субстратом, добытым из земли. И эта пища после переработки внутри организма превращается в энергию земного происхождения. Легкие же поглащают воздух, т.е. субстанцию, также необходимую для жизни организма, но эта субстанция другой природы, она связана со средой, окружающей землю, т.е. космосом. Следовательно, это «космическая» пища. Если организм лишается одного из видов пищи, «космической» или «земной», то он, не получая энергии, погибает. Взаимодействие двух компонентов дает внутреннюю энергию.

Изобразим получение внутренней энергии графически:

Итак, можно сделать вывод, что древние восточные медики не рассматривали внутреннюю энергию организма как некую метафизическую сущность, а подразумевали под этим понятием «силу», которая возникает вследствие взаимодействия двух компонентов: энергии, получаемой из вдыхаемого воздуха, и энергии, получаемой путем переработки продуктов питания. Как можно видеть, эта схема не так уж далека от нашего современного понимания процесса обмена веществ между организмом и средой, а также его роли для жизнедеятельности всех биологических объектов.

Внутренняя энергия в состоянии устойчивого равновесия «циркулирует» по собственным путям (специфическим каналам) на поверхности и в глубине. Представители древней восточной медицины твердо верили в их существование и аргументировали это самим фактом тех реакций, которые получали при чжэнь-цзю.

По воззрениям древних медиков, в организме по специфическим путям циркулирует не только энергия, но и «кровь» (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Некоторые зарубежные авторы представляют начало кругооборота внутренней энергии с меридиана сердца; в данном случае они, по-видимому, за основу кругооборота берут циркуляцию крови. Однако древние медики отводили энергии ведущее место, а «крови» - второстепенное, считая, что в основе жизнедеятельности организма лежит циркуляция энергии по специфическим каналам (меридианам). Внутренняя энергия, циркулирующая в 12 основных меридианах, вступает, с одной стороны, в контакт с органами, а с другой - посредством точек воздействия с внешней средой. Эта энергия циркулирует по спаренным меридианам и охватывает органы в строго обусловленной последовательности.




Древнекитайская медицина утверждала, что кругооборот энергии начинается с меридиана легких, ибо через органы дыхания человек находится в постоянном контакте с окружающим воздухом, который является важнейшим источником энергии. Графически это показано на рисунке. Кругооборот внутренней энергии в организме был назван "Большим кругом циркуляции энергии". Считалось, что он обеспечивает гармоническое функционирования различных систем организма.

Внутренняя энергия последовательно проходит все 12 основных меридианов (два иньских, потом два яньских и т.д.) за 24 часа, т.е. в течение суток. В то же время древняя медицина утверждает, что каждый из этих 12 меридианов имеет свой как максимальный, так и минимальный базовый потенциал. Первый достигается в момент прохождения энергии, а второй - через два часа. Так, начиная циркулировать с меридиана легких, на котором ее максимальная интенсивность отмечается в 3-5 часов утра, энергия переходит на меридиан толстой кишки - 5-7 часов, желудка - 7-9 часов, селезенки - поджелудочной железы - 9-11 часов, сердца - 11-13 часов, тонкой кишки - 13-15 часов, мочевого пузыря - 15-17 часов, почки - 17-19 часов, перикарда - 19-21 часов, трех частей туловища - 21-23 часов, желчного пузыря - 23-1 часов, печени - 1-3 часов и проделав полный цикл за 24 часа, вновь возвращается к меридиану легких в 3 часа утра.

Следует подчеркнуть, что каждый орган, каждая функция обнаруживает максимум циркуляции энергии в точно установленный срок. Выведение этой цикличности объясняется тем, что все органы, как заметили древние медики, ведут себя по разному в течение суток.

Считается, что наибольший седативный эффект в определенном меридиане достигается в период активности, а наибольший тонизирующий эффект - в период пассивности данного меридиана.

Так, например, учитывая существование временных периодов активности и пассивности, желательно использовать тонизирующую точку меридиана V (сердца) именно в 13-15 часов, а не в 11-13 часов. Поэтому, если после проведения традиционной восточной диагностики выявлено, что необходима тонизация меридиана V (сердца), то больному с заболеванием сердца лучше проводить сеанс чжэнь-цзю в период с 13-15 часов, а не 11-13 часов.

Итак, древняя восточная медицина утверждает, что внутренняя энергия в соответствии с большим кругом циркуляции совершает кругооборот по 12 основным меридианам, начиная с меридиана легких и кончая меридианом печени, в течение 24 часов. За период цикла она проходит поочередно иньские и яньские меридианы.

Второй особый вид энергии возникает непосредственно из чжан почка. Эта энергия циркулирует по путям, которые в восточной медицине носят название «чудесных» меридианов. От чжан почка особая энергия переходит на гениталии, а затем делится и входит сразу в три «чудесных» меридиана: чжун-май, ду-май. жэнь-май. Таким образом, эти три «чудесных» меридиана получают особую энергию непосредственно, а остальные пять "чудесных" меридианов получают ее опосредованно от меридиана почек или меридиана мочевого пузыря. Так, меридианы ян-цзяо-май, ян-вэй-май, начинающиеся от наружного хода меридиана мочевого пузыря, и меридиан дай-май, начинающийся от наружного хода желчного пузыря, получают особую энергию от меридиана мочевого пузыря за счет внутренних связей. Два других меридиана инь-цзяо-май и инь-вэй-май, начинающиеся от наружного хода меридиана почек, получают энергию от меридиана почек.

Ранее мы уже говорили о значении ритмических процессов для биологических систем. Исходя из этих позиций, большой круг циркуляции энергии не нужно понимать в буквальном смысле, а лишь как отражение того, что древние медики предполагали определенные взаимоотношения между процессами, протекающими в организме, и суточным ритмом. В настоящее время считается, что суточный ритм не только эволюционно обусловил суточную периодику биологических явлений, но и «сформировал механизмы адаптивной подстройки регуляторных систем организма к синхронизирующему 24 часовому циклу» (Баевский P.M., 1977).

Еще в 1928 г. А.А.Богомолец в своей работе «Учение о конституции и диатезах» писал, что каждый врач должен подходить к анализу патологических процессов в организме с учетом физико-химических процессов, протекающих в нем. Он считал, что если провести на материалистической основе углубленный кондициональный анализ биологических явлений как физико-химических процессов, то в конечном итоге мы получаем ритмическое движение.

Утверждения древних медиков в основе своей были правильны. Например, в вопросе о внутренней энергии они предвосхитили работы Селье, поскольку уже тогда утверждали, что от «чжан» почек (надпочечник) исходит особая внутренняя энергия. Согласно выводам древней восточной медицины то же самое можно сказать и относительно вопроса о циклическом характере, который устанавливает «Большой круг циркуляции энергии». По данным современной биологии понятие цикличности, по видимому, можно отождествлять с понятием ритмичности. Значение последнего понятия весьма ярко выражено в словах виднейшего нейрофизиолога А.А.Богомольца (1928). «Мы уже неоднократно указывали в печати, - говорил он, - в какой мере недооценивается значение всепроникающего ритмического движения в биологии. Ритмически совершает вселенная свой бег по пути бесконечности, закону ритмического движения следуют космические процессы. Как день сменяет ночь, так бдение приходит на смену сна, и смерть, разрушив жизнь, спешит создать ее новые формы. Ритмически проникают в организм жизненные процессы, и нет ни одного среди них, который, не став патологическим, мог бы нарушить закон своего ритма, ритмично бьется сердце и дышат легкие, ритмически идут процессы питания организма и сама нервная система следует своему закону ритма, создавая ритм психической жизни».

Таким образом, особенностью процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер. Очень активно развивающаяся научная дисциплина - биоритмология получает все новые и новые данные о роли биологических ритмов в физиологии и патологии, связи их с ритмами земными и космическими.

Длительность (цикл) биоритмов колеблется от нескольких секунд до нескольких часов, суток, месяцев и даже лет. Биоэлектрической активности отдельных органов также присуща характерная для них ритмичность.

Опыты Н.А.Аладжаловой (1962), касающиеся биоритмов мозга, показали, что в коре головного мозга имеются механизмы регулирования как бы настроенные на низкочастотное колебание магнитного поля Земли.

Электрическая активность сердца характеризуется частотой около 1 Гц, а частоты колебаний объемного электрического заряда тела составляет 6-8 Гц. Резонансно-изоморфный принцип, предложенный болгарскими учеными, показал, что биоритмы частотой 6-8 Гц отражают взаимосвязь с колебаниями естественного электромагнитного поля Земли. Для различных функциональных состояний мозга характерны частоты его биопотенциалов от 1-2 Гц в состоянии глубокого сна, до 8-12 Гц и более при бодрствовании.

Вопрос установления связей между ритмическими процессами живых организмов - биоритмами и колебаниями физических полей космической природы в настоящее время приобретает определенный практический интерес как в плане диагностики, так и в направлении поисков эффективных способов биостимуляции, основанных на искусственном управлении биоритмами.

Сейчас хорошо известно, что биологические процессы на Земле находятся под воздействием солнечной активности, имеющей определенную цикличность.

Основоположник гелиобиологии А.Л.Чижевский (1936) высказал предположение, что солнечная активность способна порождать особый вид биологических активных излучений, вызывающих немедленную реакцию мозговой и сердечной деятельности. Он назвал их Z-излучениями. Сейчас доказано, что Z-излучение - это сложное физическое поле, складывающееся из взаимодействия известных физических полей корпоскулярной и волновой природы. Обнаружена временная связь между вспышками отдельных заболеваний и магнитными явлениями, развивающимися в околоземном пространстве. Более 40 лет назад А.Л.Чижевский предсказал вспышки эпидемий гриппа, изучив динамику эпидемий гриппа в предшествующие годы, и показал, что они связаны с изменением солнечной деятельности.

Действительность подтвердила выводы ученого. В 1957-1959 гг., в 1965 г. наблюдались эпидемии гриппа, совпавшие по своим срокам с прогнозами ученого.

Энергия Ци – это само дыхание жизни, как бы метафорично и поэтично это не звучало, Ци не менее реальна, чем материальные вещи. Потрогать ее нельзя, но можно почувствовать и научиться управлять ею. Правильное течение Ци в организме человека – залог здоровья и долголетия.

Жизненная энергия Ци

Ци – фундаментальное понятие тонкой энергии в китайской философии и медицине. Иероглиф (Ци, Чи, Ки) – это множество значений в одном:

  • туман;
  • воздух;
  • энергия;
  • жизненная сила.

Энергия пронизывает все – каждый сантиметр пространства, материального объекта, тела человека. Без Ци нет жизни, любви, силы, свершений. Китайские мудрецы подразделили общую Ци в организме человека на 4 группы:

  1. Первичная энергия юань Ци – концентрируется в почках и управляет всей остальной энергией;
  2. Дыхательная внутренняя энергия Ци (Цон) – напитывает кровь, циркулирует по всем системам и органам;
  3. Питательная (Инь) – ее организм получает при питании;
  4. Защитная (Вэй) – мышцы, кожа. Барьер от негативных воздействий деструктивных энергий.

Как почувствовать энергию Ци?

Ощутить свою энергию может каждый человек, это не является чем-то сверхъестественным. Существует простое упражнение энергия Ци – пробуждение, позволяющее почувствовать течение космических и внутренних потоков:

  1. Исходное положение – встать прямо, расстояние между ступнями приблизительно 45 см.
  2. Колени чуть согнуть, немного попружинить, чтобы расслабить их. Спина прямая.
  3. Руки развести в сторону, образуя фигуру креста, пальцы рук поднять вверх, при этом ладони образуют прямой угол по отношению к рукам.
  4. Закрыть глаза и стоять в этой позиции от 5 до 10 минут, отслеживая свои ощущения. Даже новичок ощущает, как энергия движется от кончиков пальцев, через руки в тело.

Как использовать энергию Ци?

Ци – энергия жизни, без которой человек не может ничего. Если начать осознанно работать с энергией Чи (Ци): накапливать, расходовать, качество жизни улучшается, человек переходит на другой эволюционный уровень. Использовать энергию ци можно для разных целей: медитации, исцеления, обучения, и взаимодействия с космическими энергиями. Но для того, чтобы все это стало возможным, надо практиковаться и развивать энергию – без каждодневных упражнений осознанное использование Ци невозможно.

Энергия Ци – как ее развить?

Развитие энергии Ци влияет на человека в нескольких направлениях: ум-тело-душа – происходит их гармонизация. Поэтому, чтобы максимально развить жизненную энергию важен баланс в питании, физической нагрузке и духовных практиках. Человек, вставший на путь и практикующий работу с энергиями, сможет реализовать данный от природы и божественного потенциал в полной мере.

Энергия Ци – упражнения для накопления энергии

Все известные практикующие мастера Цигун и Тай Цзи – долгожители, с ясным умом, что может быть лучшим доказательством того, что энергия Ци – это не миф? Быстрый темп жизни в крупных городах оставляет мало времени на себя, как восстановить энергию Ци при плотном графике повседневных дел? Практиковать 15-20 минут в день, и результатом проявятся прилив энергии и хорошее самочувствие. Энергия Ци – упражнения:

  1. Работа с дыханием . Принять удобное положение тела. Цикл дыхания вдох-выдох – все внимание на дыхании. Мысли, которые приходят на ум, важно отметить, но не анализировать, отпустить их и снова концентрация на вдохе-выдохе. Важный момент: дышать не просто грудной клеткой но и диафрагмой (задействуется живот). Дышать несколько минут (3 – 10).
  2. Практика для рук . Помогает развить Ци. Выполнение упражнения: правая рука находится на уровне лица, ладонь смотрит вниз параллельно земле, левая на уровне солнечного сплетения, ладонь смотрит вверх. Представляя, что в руках большой шар, медленно перемещать ладони по кругу, как будто вращая шар. Концентрация на дыхании.

Медитация – получение энергии Ци

В древности, внимательные люди заметили, что деревья существуют дольше людей, предположением явилось, что деревья получают энергию от Неба и Земли. Так появилось упражнение – медитация, при котором происходит тренировка энергии Ци «Большое дерево»:

  1. Открыть каналы. Для этого указательный и средний палец правой руки сложить в форме скребка и провести согнутыми фалангами по боковым сторонам пальцев левой руки мысленно счищая грязь и открывая каналы. Повторить, меняя руки.
  2. Встать в положение: ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты. Язык прикасается к верхнему небу, глаза прикрыты.
  3. Представить, что ноги глубоко врастают в землю и превращаются в корни могучего древа, впитывая из земли энергию, а туловище тянется до неба, Луны, Солнца, впитывая энергию самого космоса. Поднять руки на уровень пупка, при этом локти отставить от туловища, представив, что в подмышечных впадинах находятся хрупкие теннисные мячи. Руки округлены, а между ладонями и пупком большой энергетический шар.
  4. Концентрация на энергии: Через стопы-корни проходит Ци Земли, а сверху мощный поток Ци Космоса, при этом вращается энергетический шар между ладонями и пупком.

Как управлять энергией Ци?

Управление энергией Ци становится возможным при соблюдении базовых правил:

  • накопление и регуляция через практические упражнения;
  • снижения важности и ожиданий – если человек зациклен на быстром получении результатов, то о гармоничном развитии ци приходится только мечтать;
  • заземление – если после практики возникает раздражение, тремор конечностей надо заземляться (массаж, ванна с солью).

Китайская медицина – энергия Ци

Энергия Ци и болячки – как китайские целители объясняют недуги, возникшие у человека? Болезнь – это слабость, которая приводит к вторжению недуга. В китайской медицине выделяют 3 типа , приводящих к заболеваниям:

  1. Почки (стресс 1) – проявляется постоянным чувством упадка сил, гормональным дисбалансом и снижением либидо. Эмоции при этом: страх, раздражительность, тревожность. Рекомендации по восполнению Ци почек: полноценный сон, употребление морепродуктов, орехов, дыхательные практики.
  2. Органы пищеварения (стресс 2) – истощение ци проявляется болью в животе, метеоризмом, нарушениями стула. Эмоции: обиды, внезапные вспышки агрессии, немотивированный плач. Восполняется Ци пищеварения с помощью длительной диеты: крупяные каши на воде, овощи на пару, ягоды. Вести дневник наблюдений, вербализировать эмоциональное состояние.
  3. Печень (стресс 3) – неправильное течение Ци в этом органе приводит к нарушению во всем организме. Проявляется нарушениями сна, и неспособностью справляться с текущими задачами. Восстановление Ци печени происходит при правильном питании: отказа от жирных и рафинированных продуктов. Планирование дня поможет энергии Ци не рассеиваться на малозначимые дела.