Пример нравственного выбора поведения дошкольника. Игровые ситуации для социально – эмоционального развития дошкольников


И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

В дошкольном возрасте закладываются основы всех базовых понятий и навыков, необходимых для дальнейшей жизни. В это время происходит интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию детей этическими нормами и правилами.

Социокультурная ситуация в современной России характеризуется исследователями как глобальный духовно-нравственный кризис. У детей все чаще наблюдается повышенная агрессивность, эмоциональная глухота, замкнутость на себе и собственных интересах. В этих условиях нравственное воспитание подрастающего поколения становится важнейшей задачей общества и требует разработки новых форм организации процесса нравственного воспитания старших дошкольников.

Появление в дошкольной педагогике понятия «образовательная ситуация» обусловлено стремлением ученых найти термин, максимально отчетливо характеризующий современное понимание своеобразия воспитания и обучения детей дошкольного возраста .

Концептуальная идея А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода жизни, амплификации развития ребенка за счет обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и специфически детскими видами и способами деятельности потребовала разработки особых, дошкольных путей конструирования образовательного процесса детского сада. С этой целью в рамках нашего исследования была разработана методика использования образовательных ситуаций в нравственном воспитании старших дошкольников.

Образовательная ситуация - это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (непосредственно организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы).

Методика предполагает использование ситуаций, способствующих обогащению нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста за счет ознакомления с нравственными качествами: щедрость, отзывчивость,честность, вежливость, аккуратность. Все эти качества актуальны для современного детского сообщества: способность оказать бескорыстную помощь, проявить заботу, щедрость, вежливость, быть честным и аккуратным привлекают детей, способствуют налаживанию положительных взаимоотношений, тогда как противоположные качества детьми порицаются. Также наша методика предполагает воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам и правилам поведения и общения, а также создание ситуаций, в которых детям предоставляется возможность на практике использовать освоенные представления, тем самым осваивая и закрепляя различные способы поведения в той или иной ситуации нравственного содержания.

Главным средством нравственного воспитания в нашей методике является художественная литература.

Литературное произведение позволяет показать ребенку все стадии совершения нравственного (или безнравственного) поступка - от замысла до конечных последствий, проследить причины, мотивы, выявить чувства переживания всех участников ситуации, тогда как в реальности ребенок может наблюдать только отдельные фрагменты той или иной ситуации, поэтому правильно понять и оценить ее дошкольнику гораздо сложнее. Самое сложное для дошкольника - это оценка собственного поведения. Ребенок может описать свои чувства, когда его обидят, и на этой основе оценить поступок обидчика, но с трудом соотносит чувства окружающих со своим поведением. Это позволило нам определить логику работы: от анализа поступков литературного героя к анализу нравственных проявлений в детском сообществе, к анализу собственного поведения.

Вокруг литературного произведения организуется цепочка образовательных ситуаций: беседа о прочитанном, инсценировка отрывков произведения, творческий пересказ от лица литературного героя, слушание музыки, подбор музыкальных отрывков к характерам различных персонажей, рисование эмоций, соотнесение нравственной позиции героя с личным опытом ребенка, организация различных реальных ситуаций нравственного содержания.

В своей методике мы использовали два типа беседы о прочитанном произведении.

В первом случае беседа направлена на выявление главной идеи произведения, анализ образа литературного героя, его нравственной позиции, установление различных связей между событиями в тексте, оценку поступков персонажей с позиции нравственности, соотнесение нравственной позиции героя с личным опытом детей (почему герой так поступил, что он чувствовал, что почувствовали другие герои, можно ли было поступить по-другому, «Если бы ты встретил этого героя, что ты мог бы ему посоветовать?», «А в жизни бывают такие ситуации? Приведи пример», «Если бы ты был этим героем, как бы ты поступил?» и так далее).

Целью беседы второго типа является подготовка к последующей деятельности - творческому пересказу, инсценировке. Поэтому наряду с выявлением и оценкой нравственной позиции героев в процессе беседы совместно с детьми восстанавливается логика событий в тексте относительно каждого персонажа, составляется план будущего пересказа или инсценировки. Инсценировка отрывков произведения помогает развивать умение принять на себя роль литературного героя, занять его нравственную позицию и донести его образ до зрителей.

Инсценировка - знакомая и интересная для детей деятельность, поскольку похожа на игру.

Они с удовольствием принимают в ней участие, и даже не самые активные дети хотят исполнить какую-нибудь роль. Использование различных атрибутов и элементов костюмов помогает ребенку войти в роль и почувствовать переживания своего персонажа. Этому также способствуют отсутствие необходимости дословного воспроизведения текста, возможность говорить «от себя», сохраняя только идею содержания и образ героя. Самое главное - донести до зрителей характер героя, его эмоции, поэтому в предварительной беседе особое внимание уделяется не только нравственной стороне поступков того или иного персонажа, но и его чувствам, переживаниям.

Творческий пересказ от лица литературного героя помогает детям осознать нравственную позицию персонажа, его чувства, мысли, мотивы поступков и переживания. Это более сложная для детей деятельность, так как ограничивается только речью. Ребенку необходимо донести до слушателей образ и чувства своего персонажа с помощью языковых и интонационных средств выразительности и собственных суждений, отражающих самостоятельное осмысление ребенком идеи произведения.

Инсценировка и творческий пересказ от лица литературного героя помогают ребенку «войти внутрь» изображаемых обстоятельств, осмыслить ситуацию, уловить истинные взаимосвязи между персонажами, глубже проникнуть в смысл их поступков и в смысл произведения. Тем самым повышается эмоциональная отзывчивость ребенка по отношению к описываемым событиям и самим героям, он активно сочувствует и сопереживает им, видит индивидуальность каждого героя.

Такие игровые ситуации, как «Разговор по телефону», «Узнай героя», «Портрет героя», творческие этюды на имитацию эмоциональных состояний , способствуют развитию умения определять положительные и отрицательные качества персонажа, аргументированно оценивать его поступки, с помощью вербальных и невербальных средств выразительности передавать эмоциональное состояние героя.

Обращение к личному опыту детей посредством таких игровых ситуаций, как «Я похож, я отличаюсь», «За что меня можно хвалить, за что меня можно ругать», «Кто я? Какой я?» , способствует развитию самоанализа и адекватной самооценки детей, умения определять собственные положительные и отрицательные качества или конкретные поступки и соотносить их с характером и поступками литературного героя.

Организация таких игровых ситуаций, как «Раскрасим настроение», «Музыкальные комиксы», «Волшебный художник» , способствует развитию умений отражать собственные представления, впечатления и эмоциональное состояние в цвете и изображении, понимать образ, «нарисованный» музыкой, и передавать его с помощью рисования, пониманию того, что настроение и характер можно изменить разными средствами и способами, что можно конструктивно управлять своим настроением и поведением, повышает эмоциональную отзывчивость детей.

Например, цепочка образовательных ситуаций по произведению Дж. Родари «Мышка, которая ела кошек».

Режимный момент: «Мышка, которая ела кошек».

Цель: развивать умение отличать ложь от преувеличения, хвастовства, воспитывать стремление быть честным.

Режимный момент: «Хвастунишки».

Цель: развивать умение отличать ложь от преувеличения, хвастовства, воспитывать стремление быть честным, развивать умение видеть положительные черты в характере или поведении окружающих людей.

Режимный момент: творческие этюды по произведению.

Цель: развивать умение мимикой, жестами и позой передавать эмоциональные состояния и настроение человека или животного, распознавать эмоциональные состояния по невербальным признакам.

Самостоятельная деятельность: сюжетное рисование «Хвастунишки».

Цель: развивать умение видеть положительные черты в характере или поведении окружающих людей и своем собственном, с помощью изображения передавать свои представления, впечатления, эмоции.

Наибольшее значение для нравственного воспитания детей имеют практические ситуации, в которых дети реально разрешают различные жизненные проблемы.

В организации практических ситуаций задача воспитателя состоит в том, чтобы эмоционально увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят реальную пользу и радость окружающим.

Поэтому необходимо как можно чаще организовывать ситуации, в которых дети могли бы практиковаться в нравственно направленной, общественно полезной деятельности :

  • помощь дежурным,
  • помощь воспитателю в подготовке к занятиям,
  • помощь малышам,
  • изготовление открыток или поделок для поздравления близких людей с каким-либо праздником,
  • составление плей-листа для малышей (подбор музыкальных произведений, соответствующих хорошему или спокойному настроению, расслабляющей музыки),
  • сочинение рассказов или «свода правил поведения» для журнала,
  • подготовка мини-спектаклей по произведениям нравственного содержания для детей сада.

Организуя такие ситуации, важно сначала апеллировать к собственному желанию детей оказать помощь (кто хочет).

Если никто не проявляет инициативы, то можно просить о помощи (помоги, пожалуйста). Необходимо обязательно акцентировать внимание детей на положительных эмоциях, которые испытывают те, кому ребенок помогает, как важно для них, что он сам вызвался.

Пример организации цепочки образовательных ситуаций на основе сказки «Три медведя».

НООД: «Три медведя».

Цель: познакомить детей с правилами вежливого поведения в гостях, воспитывать вежливое, уважительное отношение к чужому дому, чужим вещам, формулировка правил вежливого гостя и гостеприимного хозяина.

Режимный момент: творческие этюды на передачу эмоциональных состояний.

Цель: развивать умение по внешним проявлениям (жесты, мимика, поза) определять настроение и состояние человека или животного.

Самостоятельная деятельность: «Винни-Пух в гостях у Кролика».

Цель: уточнить и обобщить представления детей о правилах вежливого поведения в гостях.

Режимный момент: «Приходите в гости к нам».

Цель: уточнять и закреплять правила вежливого поведения и общения, обобщить правила вежливого, гостеприимного хозяина, воспитывать стремление радовать окружающих и самому радоваться, когда делаешь что- о приятное для других, воспитывать вежливое, уважительное отношение к людям.

Предварительная работа:

  • распределение ролей и подготовка мини-спектакля,
  • изготовление приглашения.

Наблюдаем за тем, как дети общаются с малышами, соблюдают ли они правила гостеприимства. По мере накопления нравственного опыта дети лучше понимают нравственный смысл заданных ситуаций, постепенно начинают осознавать, что если литературный герой или реальный человек совершает плохой поступок, это еще не значит, что он совсем плохой и злой: он мог просто ошибиться по незнанию или под влиянием негативных эмоций.

Представленная в методике логика организации работы способствует развитию постепенного, более глубокого осознания нравственных качеств, пониманию поведения, эмоционального состояния, переживаний героя и обеспечивает возможность постепенного перенесения нравственной позиции литературного героя в собственное поведение. Дети проявляют интерес к произведениям нравственного содержания, стремятся давать нравственную оценку поступкам героев мультфильмов и кинофильмов, делиться своими впечатлениями от похода в кинотеатр, театр, от просмотра новых мультфильмов и чтения новых книг. Рассказывая о своих впечатлениях, дети все чаще используют оценочные характеристики, а не только описывают основные моменты сюжета, охотно делятся своими впечатлениями с воспитателем. Дети все больше проявляют инициативу и не только откликаются на призыв о помощи, но и сами ее предлагают, проявляют отзывчивость, заботу по отношению к окружающим.

Таким образом, наша методика позволяет обеспечить не эпизодическое знакомство с нравственными качествами и правилами поведения и общения, а полное погружение ребенка в проблему: и интеллектуальное, и эмоциональное, и деятельностное.

Литература:

  • Бабаева Т. И. Социально-эмоциональное развитие дошкольников в детском саду. Методические советы к программе «Детство». - СПб., 2002.
  • Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб., 2002.
  • Бабаева Т. И. Диагностика взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками / Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие: В 3 ч. Ч. 2. Педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста. - СПб., 2008.

Материал предоставлен , сентябрь 2014.

Вопросы морального, нравственного воспитания дошкольников - одни из самых деликатных. Поэтому вместо советов предлагаем просто познакомиться с несколькими экспериментами отечественных психологов 1980-90-х годов.

Моральное развитие происходит в ситуациях выбора.

Моральный выбор: красота внешняя или внутренняя

В исследовании участвовали 10 девочек и 10 мальчиков 5-5,5 лет. Вначале каждому ребенку предлагали выбрать из двух одну куклу для игры - нарядную или невзрачную (куклы одного пола с ребенком). Все выбрали красивую. Затем все стало усложняться. Девочкам прочитали сказку Д.Н.Мамина-Сибиряка про царя Гороха, царевну Кутафью и царевну Горошинку, а мальчикам "мужскую" версию этой сказки. Дети хорошо поняли, что красавица имеет скверный, злой нрав, а простушка добра и милосердна. Куклы были точь-в-точь как иллюстрации сказки, и детям снова предложили выбор. Только 3 ребенка выбрали для игры невзрачных и добрых персонажей, остальным внешняя красота затмила внутреннюю. Потом сказку смотрели в кукольном театре, сами ребята играли спектакль, беседовали с героями, и все же в конце эксперимента оставались дети (3-4), которые выбрали куклу - иллюстрацию злого, но красивого героя сказки. Интересны муки выбора - колебания, попытки взять обеих кукол, решения и комментарии детей. А если такой выбор повторится с друзьями и рядом с ребенком окажется уайльдовский "мальчик-звезда" - красивый, вероломный и злой?

Моральный выбор: честность или приз

С детьми 3-7 лет побеседовали о честности, обсудили пример, который через короткое время с ними же и проиграли. Надо было переложить шарики из одного ведерка в другое, пользуясь лопаткой и не трогая руками. Приз - конфета. На словах все дети сказали, как следует поступить. Однако в эксперименте лопатку сделали выпуклой, так что по-честному задача не решалась. Большинство детей, пользуясь тем, что психолог как бы случайно вышел, схитрили и переложили шарики руками. Малыши радостно съели приз, а у многих пятилеток возник эффект "горькой конфеты". Обман отравил радость, что проявилось в невербальном поведении. Самые старшие сразу признали, что задача не решаемая. Эксперимент продолжили с вариациями и оказалось, что честному поведению способствовало поручение ребенку 5-6 лет побыть "воспитателем" и объяснить правила младшим. После этого большинство детей не стали пользоваться отсутствием контроля, чтобы схитрить. Радость от своей честности близка удовольствию чувствовать себя взрослым.

Моральный выбор: сострадание или удовольствие

Детей попарно приглашали в игровую комнатку, где каждому давали задание (нарисовать или вырезать что-то), выполнив которое, он мог поиграть с игрушками. При этом у одного из детей задание было намного труднее, так что когда один ребенок уже мог играть, другой пыхтел над своей задачей.

Среди 30 детей старшего дошкольного возраста выявилось три способа поведения.

  1. Содействие. 6 детей не бросали сверстника, помогали ему практически. Никто не успевал поиграть, но была радость от совместных действий, даже если задача не решалась.
  2. Сочувствие. 15 детей, справившись с легкой задачей, шли играть, но не могли, постоянно возвращались к сверстнику, высказывали сочувствие, давали советы, подбадривали. Снова пытались играть. Иногда сердились, покрикивали на отстающего, маскируя чувство вины под упреки.
  3. Безразличие. 9 детей спокойно шли играть. В рамках принципа "это твои проблемы" такое поведение может найти одобрение взрослых, пока проблемы не касаются их чада.

Не все дошкольники видят выбор в ситуациях, подобных описанным.

  • Малыши 3-х лет, не колеблясь, следуют инстинктам, ищут максимальной личной выгоды и стараются не попадаться, избежать наказания.
  • Старшие дошкольники 6-7 лет также без колебаний следуют моральной норме, за редкими исключениями.
  • Муки совести - удел пятилетних, которых инстинкты влекут к удовольствию, а первые представления о справедливости побуждают к отказу от наслаждения.

Игры, сказки в сюжетах которых добро и зло предстают в разных обличьях, помогут детям создать свою галерею образов для отождествления в спорных ситуациях. Игровое проживание роли справедливого героя вызывает реальные эмоции, в том числе, моральное удовлетворение. Это повышает вероятность нравственного выбора в последующих жизненных ситуациях.

1.2 Место проблемных ситуаций в нравственном воспитании дошкольников

Прежде чем определить место проблемных ситуаций в процессе воспитания дошкольников, дадим характеристику проблемно-развивающего обучения и проблемных ситуаций.

Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития, при этом уровень целостности становился выше и в настоящее время высокому ее уровню соответствует процесс проблемно-развивающего обучения. Теория проблемно-развивающего обучения представлена в трудах М. И. Махмутова и ряда других авторов (Ю. К. Бабанский, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер и др.). Что же представляет собой сущность проблемного обучения?

Цель проблемного обучения: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания). Проблемное обучение, по мнению Гребенюк О. С., включает еще и формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии ребенка, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся.

Проблемно-развивающее обучение - это современный уровень развития дидактики и педагогической практики. Оно является эффективным средством общего развития учащихся. Проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий. Здесь есть и объяснение педагога, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения: «Поскольку вся система методов при этом направлена на общее развитие школьника, развитие его индивидуальных способностей, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением» .

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия учителя и учащихся ориентирован на развитие индивидуальности школьника и социализацию его личности.

Основными понятиями проблемного обучения являются «проблемная ситуация» и «учебная проблема».

Проблемная ситуация - это, по определению А. М. Матюшкина, “особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные субъекту знания или способы действия. Психологическая структура проблемной ситуации включает:

а) познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности,

б) неизвестное достигаемое знание или способ действия,

в) интеллектуальные возможности человека, включающие, его творческие способности и прошлый опыт .

Проблемная ситуация порождается учебной или практической ситуацией, которая содержит две группы элементов: данные (известные); неданные, новые (неизвестные) элементы.

«Проблемная ситуация» означает состояние интеллектуального затруднения, при котором человек испытывает потребность выйти из возникшего затруднения, разрешить его. Проблемная ситуация - это ситуация, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения: «Начало мышления - в проблемной ситуации» . Поэтому проблемная ситуация является одним из главных средств активизации учебной деятельности учащихся.

Общим правилом при создании проблемной ситуации являются противоречия в информации, способах действий, выявляются причинно-следственные связи. Назовем ряд противоречий: есть факт и существует необходимость его объяснить; противоречие между житейским представлением и научным толкованием фактов; противоречия, связанные с необходимостью применения знаний в конкретных условиях; противоречия, связанные с ограниченностью исходных данных.

Приведем основные способы создания проблемных ситуаций:

Сообщение информации (опорные знания);

Сопоставление фактов (с одной стороны... с другой...);

Анализируются факты, явления, ставятся вопросы, предъявляются задания и т.д. .

Наиболее подробно теорию проблемного обучения в начальной школе раскрывает С. И. Брызгалова . Основные понятия концепции проблемного обучения представлены в следующей последовательности: проблема, учебная проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос, методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский), а также специфика, функции и место проблемного обучения в начальной школе.

Определим место проблемных ситуаций в процессе воспитания дошкольников.

С. Г. Якобсон пишет: «Работа по моральному воспитанию отличается от работы в других областях дошкольной педагогики… Для обозначения законченного смыслового отрезка такой работы мы предлагаем термин воспитательная ситуация…Они создаются воспитателем, а затем как бы передаются детям» .

Е. А. Лобанова подчеркивает: «Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предложение» .

В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова отмечают что в «воспитании культурного поведения особенно важны действенность используемых приемов, а также возможное их сочетание, комплексное применение». Это предполагает исключение излишних словесных воздействий (назиданий, упреков, замечаний). Действенность воспитания обеспечивается созданием специальных ситуаций, побуждающих детей поступать правильно.

М. Ю. Стожарова, анализируя проблемы формирования «школьной зрелости» дошкольника, отмечает: «Одним из компонентов «школьной зрелости» является познавательная и социальная мотивация, которая начинает формироваться в дошкольном возрасте (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова, Л. А. Венгер, Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков, Г. А. Урунтаева)» .

В основе любого действия или поступка лежит тот или иной мотив или их совокупность, которые направляют активность человека. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения и т. д. В структуре мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению, можно выделить следующие группы:

Социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника;

Учебно – познавательные мотивы: интерес к новым знаниям, желание научиться чему – то новому;

Оценочные мотивы: стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение;

Позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника;

Игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность.

Для развития познавательной мотивации у дошкольников предлагается использовать несколько методов, один из которых - моделирование игровых проблемно-практических ситуаций [Там же, с. 33 – 34]. В методике моделирования проблемно-практических ситуаций, по мнению автора, должны присутствовать следующие моменты:

Специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;

«Появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;

Свертывание репродуктивной деятельности;

Перенесение акцентов на поисковую деятельность;

Свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;

Определение детьми ролевых функций участников деятельности;

Общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля;

Введение значимой для детей мотивационной деятельности.

Схема моделирование игровых проблемно-практических ситуаций выглядит следующим образом: Название, Проблемная задача, Материал, Игровая ситуация

Р. С. Буре, анализируя формирование представлений о нормах морали у дошкольников, пишет: «Еще более сложными для ребят оказываются ситуации, в которых возникает необходимость нарушения правила. Они описаны в литературе как «ситуации морального выбора» (У. Колберг, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддъяков, А. Д. Кошелева и др.) .

А. Д. Кошелева при организации с дошкольниками решения социально-нравственных, смысловых задач подчеркивает важность создания специальных ситуаций для проявления поступков детей: «Несмотря на разные обозначения, в этих ситуациях есть нечто общее, что делает их принципиально важными и необходимыми в воспитательном процессе, а именно: в них развертываются те проявления поведения, которые мы называем поступками. Для понимания особенностей складывающейся личности ребенка крайне важно отличать в его поведении обычные действия от поступков. Поступок человека, как положительный, так и отрицательный, есть не просто действие, а действие, соотнесенное с нравственными ценностями и идеалами и их утверждающее» .

Таким образом, мы проанализировали место проблемных ситуаций в процессе воспитания дошкольников, которые могут быть использованы, на наш взгляд, и при воспитании культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

1.3 Выводы по первой главе

Нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по воспитанию культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет на основе проблемных ситуаций.

При теоретическом обзоре проблемы культуры поведения у старших дошкольников в общественных местах на основе проблемных ситуаций нами были выполнены следующие задачи:


2. Результаты и анализ работы по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшей дошкольной группы Опытно-практическая работа по определению влияния культуры поведения на воспитание дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста проводилась в старшей группе МДОУ "Улыбка" пос. Идрица Себежского района. Работа проводилась в течение 3 месяцев. Детский сад работает по программе...

Крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания. Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения Подготовительная к школе группа. Сентябрь 1-я неделя. В конце занятий, предшествующего рисованию, объяснить детям правило: «Самостоятельно готовься к занятию». Напомнить...

Литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Глава 2. Описание и анализ экспериментальной работы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Экспериментальная работа проводилась в МДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 35» с детьми старшего дошкольного возраста в...

Формирование культуры поведения старших дошкольников осуществляется в единстве и целостности использования различных видов деятельности (игра, труд, занятия). ГЛАВА 3 МЕТОДИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 3. 1 Анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения Анализируя комплексные...

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное поведение и нравственные чувства, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством общественного долга. У детей дошкольного возраста формируются конкретные нравственные представления. Связанные с конкретным опытом поведения, общения, отношений со сверстниками и взрослыми. Они включают представления об отношении к игрушкам, к личным и общественным вещам, о нормах, правилах и способах поведения в семье, детском саду, общественных местах, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных нравственных качествах, об отрицательном отношении к аморальным проявлениям: лживости, жестокости, трусости, лености и т, д.

Своеобразие воспитания ребёнка в детском саду состоит в том, что его повседневная жизнь и деятельность – игра, труд, занятия – протекают и организуются педагогом в условиях детского общества. Совместный образ жизни детей в группе детского сада создаёт основу для нравственного воспитания и формирования гуманных отношений между детьми. Целенаправленно обогащая нравственное содержание детской деятельности, совершенствуя способы организации детей, обеспечивая принятие детьми нравственной мотивации деятельности, воспитатель способствуют планомерному и систематическому накоплению дошкольниками ценного морального опыта. В игре с первых дней пребывания в детском саду перед дошкольниками выдвигаются требования: делиться игрушками, уступать друг другу, не мешать, проявлять заботу и внимание.

В труде – выполнение совместных поручений, оценка результатов работы, подчёркивая пользу труда для всех.

На занятиях – идёт постепенное усваивание правил поведения в учебной деятельности. Содержание занятий (чтение рассказов, сказок о дружбе, о проявлении взаимопомощи; рассматривание картин о дружных играх и т.д.) обогащает нравственные представления детей.

В воспитании детей большое место занимают правила и запреты, основанные на подчинении авторитету педагога. И это в большой степени оправдано, ибо ребенок, в особенности младшего дошкольного возраста, еще нуждается в руководстве взрослого, так, как не может сам ориентироваться в возникающих ситуациях, оценивать их смысл и находить правильный выход.

Но дети растут, им становятся доступными некоторые способы регуляции своих поступков. И здесь выдвигается задача воспитателя осознанного ориентира на правила и нормы морали, регулирующие проявления отношения к окружающим. Однако числа правил и запретов в практике руководства детским поведением не уменьшается. Ребенок еще долго остается объектом воздействий педагога, использующего правила и запреты.

Кроме того, преобладание правил и запретов не способствует формированию самостоятельности. Они лишь исключают нежелание действия, но не дают ответа, а как, же надо было поступить.

Осознание ребенком своих умений и знаний – «Я умею!», «Я знаю!», «Я могу!», — становится мотивом самоуправления своим поведением, побуждает к активности, заполняет день полезной деятельностью.

Как же формировать у дошкольника потребность в самостоятельном выборе поступков, принятий решений, осознавая при этом нравственно-ценное содержание, т.е. оценивая их соответствие нормам морали?

Известно, что воспитанность личности в наибольшей мере характеризуют поступки, которые включают три составляющие: знание моральной нормы и осознание ее справедливости, чувственное отношение к возникшей ситуации и ее участникам и волевое усилие, реализующее намерения личности. Отсюда следует вывод о необходимости вооружать детей знаниями о нормах морали такими методами, которые бы позволили убедить их в справедливости и значимости, одновременно воздействуя на чувства, вызывая отношение не только к ситуациям, возникающим в повседневной жизни, но и к участникам этих ситуаций; воспитывать значимые для них морально-ценные мотивы, побуждающие к проявлению волевых усилий.

Активным средством формирования представлений о нормах морали является художественная литература. Содержащиеся в них ситуации, заключающие в себе нравственный смысл, становятся предметом обсуждения с детьми в этических беседах. При этом очень важно не ограничиваться осуждением ребенка-героя рассказа, поступившего вразрез с моральной нормой, а показать отрицательные последствия таких поступков, о которых не подумал этот ребенок. Например, мальчик из рассказа Н.Носова «На горке» засыпает горку песком, чтобы никто не упал. А увидев последствия своих действий (нельзя кататься с горки), сам поправляет их: делает ступеньки.

Показателен пример беседы с детьми, приведенный в исследовании С.А.Дудниковой, по рассказу «Карасик». Она опирается на положение А.В.Запорожца о том, что ребенок старшего дошкольного возраста может предвосхитить последствия предполагаемого поступка (и это надо формировать), и рассматривает ситуацию: Виталик обменял карасика на свисток, а когда мама обнаружила пропажу рыбки, он свалил свою вину на котенка. Автор обсуждает с детьми о двух возможных выходах из ситуации: либо сознаться маме во лжи (но тогда последствием будет наказание), либо продолжать утверждать, что карасика съел Мурзик (избежав тем самым наказания). На мой взгляд, здесь можно несколько расширить содержание беседы. Ведь на самом деле в рассказе описаны две ситуации: первая – когда ребенок лжет, опасаясь гнева мамы, т.е. вырабатывает неправильный выход (противоречащий моральной норме), и вторая – когда он видит последствия своего поступка: мама выгоняет котенка. Жалость к несправедливо наказанному Мурзику из-за его лжи побуждает Виталика сознаться в своем поступке, несмотря на возможное наказание.

Такие беседы позволяют формировать у детей «своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, они оценивают их эмоционально, как привлекательные или отталкивающие, добрые или злые, красивые или безобразные. (А.В.Запорожец).

Безусловно, такой подход к оценке детьми поступков надо реализовать и в ситуациях, возникающих в повседневной жизни детского сада.

Знания могут оставаться формальными, если не будут находить выхода в реальных поступках детей, в их деятельности и взаимоотношениях с окружающими. Поэтому необходимо рассматривать деятельность ребенка или группы детей с точки зрения возникающих в них ситуаций, которые могут быть использованы для сообщения моральных норм как средств регуляции поведения.

Хотелось бы остановиться на таких ситуациях.

Ситуация неуспеха в деятельности. Она возникает по разным причинам: недостаточное владение соответствующим навыкам, невнимание к разъяснениям педагога, поспешность, отвлечение, помешавшее запомнить указания, и др. Если такие ситуации возникают часто, они снижают способность к преодолению трудностей, самооценку ребенка, вызывают отказ от деятельности. Не формируется настойчивость, уверенность в себе, самостоятельность.

Зачастую в таких ситуациях ребенок получает либо неопределенную (ну, в следующий раз постараешься!), либо отрицательную оценку не только неудачному результату, но и личности: «Какой ты невнимательный!», «Ну разве можно тебе доверить какое-либо дело!», «Как всегда, ты опять не справился с заданием!» и т.д.

А если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, в какой-то мере предвосхитить дальнейшие действия неудачника?

К примеру, заметив в деятельности ребенка остановку, связанную с обнаружением ошибки, недостатка и пр., педагог обращается к нему: «Молодец! Остановился, заметив ошибку! Очень важно уметь вовремя увидеть свои ошибки и подумать: «Почему я ошибся?»», и помогает найти причины и способы ее исправления.

Следовательно, ситуация неуспеха может быть оценена как первый шаг к успеху! А если это так, то и методы влияния на ребенка будут другими: не замечания и укоры, а поддержка, сопряженная с положительной оценкой. Тогда дети перестанут бояться ошибок!

Ситуация морального выбора представляет собою возникновение противоречия между действием по правилу (в соответствие с нормой морали) и испытываемой ребенком потребности удовлетворить свое желание, соответствующему норме морали, но лишающему возможности действовать в соответствии с первым правилом.

Например: в группе 3-4 летних детей в зимний период стала разъясняться красота поступков, отражающих помощь сверстникам (надо всегда помогать друг другу!), и дети следовали этому правилу – развязывали шарф сверстникам после прогулки, подавали домашнюю обувь тому, кто забыл ее взять, когда снимал сапожки, и т.д. Кто разделся, тому разрешалось идти в групповую комнату. Но вот в группу подарили огромного петуха. Он был на колесах, а на спинке – нечто вроде седла. И конечно, всем хотелось покататься на нем.

Максим разделся очень быстро. Он может бежать в группу. Но сверстник нуждается в помощи. Как быть? Поступить по правилу, получить одобрение педагога, но тогда следует отказаться от своего желания! А может быть, отнять петуха?

Подобные ситуации возникают довольно часто, но не менее часто педагог видит уже «развязку» ситуации, как спор, ссору между детьми, и прибегает к запрету. Следовательно, для использования ситуаций морального выбора, как средства воспитания, необходимо видеть ее назревание и уметь во время подсказать, или поддержать желаемое действие.

Ситуацию морального выбора успешно использует Сарайя Гедес, формируя у детей представления об относительной значимости нор морали. Она проводит с детьми беседы на основе своих рассказов, содержащих ситуации, решение которых требовало выбора одного из двух правил. При чем действие по одному правилу не позволяло удовлетворить второе. Например: как надо поступить, чтобы не нарушить запрет мамы – не входить в воду или спасти котенка, тем самым нарушив этот запрет? Или – помочь старушке собрать рассыпавшиеся яблоки или выполнить требование учителя не опаздывать на уроки.

Конфликтная ситуация. Еще сложнее для решения детьми являются ситуации, возникающие в совместной деятельности и требующие согласования участников. Рассогласование мнений, интересов, желаний партнеров ведет к возникновению так называемой конфликтной ситуации.

Сегодня изменился взгляд на конфликтную ситуацию – от полного отрицания ее воспитывающего потенциала до использования в качестве средства анализа структуры совместной деятельности и воспитания взаимоотношений.

В заключение я бы подчеркнула следующее: необходимым и очень существенным условием решения обсуждаемых вопросов является достижение педагогом в глазах детей положения значимого взрослого, которому они доверяют, любят, охотно принимают замечания, советы и дорожат его вниманием и критической оценкой.