Логопедическое занятие с элементами монтессори. Педагогический проект по методике М


Актуальность работы обусловлена возросшим количеством детей с речевыми нарушениями. Использование педагогической системы М.Монтессори позволяет осуществлять развитие и коррекцию личности работы, максимально учитывая его индивидуальные особенности.

Цель данной работы рассмотреть научно - методические основы развития речи детей в педагогической системе Марии Монтессори.

Задачи, выдвинутые для достижения поставленной цели:

  1. Провести теоретический анализ, синтез, обобщение психолого - педагогической литературы;
  2. Рассмотреть сущность и особенности педагогической системы М.Монтессори;
  3. Изучить развитие речи детей по системе М.Монтессори.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

на тему: «Научно - методические основы развития речи детей в педагогической системе М. Монтессори »

Подготовила воспитатель

Хорошева Ю.Н.

Санкт-Петербург 2016

ВВЕДЕНИЕ

Ребенок сталкивается с человеческой речью с первых минут своей жизни. Он начинает улыбаться, когда слышит знакомый голос и даже чувствует его интонацию. Постепенно, по мере взросления, ребенок впитывает ту манеру речи и общения, которая непосредственно его окружает. Без внешних контактов с миром и окружающими людьми развитие речи было бы абсолютно невозможно. Таким образом, р азвитие речи – процесс естественный, природный, происходящий на основе генетического, сенсорного и социального развития.

Главные цели обучения родному языку заключается в том, чтобы расширить словарный запас ребенка, подготовить его руку к письму, обучить чтению. При этом это не только цели родителей и педагогов, но, в первую очередь, потребность ребенка в сенситивный период восприятия языка. Речь способствует организации познавательной деятельности и понятийного мышления. Ребенку для полноценного общения и обогащения представлений об окружающем мире необходимо овладеть речью, именно она в определенной мере является регулятором его поведения, помогает спланировать участие в коллективной деятельности.

Широкое распространение в мире получил метод Марии Монтессори, итальянского педагога, разработанный ею для домов ребенка. Являясь сторонницей свободного воспитания, Монтессори считала, что основными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств и развитие языка. Последнее включает упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте.

Рассматривая влияние метода на речевое развитие, отметим, что его достоинством является возможность в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом (цилиндры, кубы, лестницы, вкладки, лоскуты и катушки).

Актуальность работы по данной теме обусловлена возросшим количеством детей с речевыми нарушениями, дефекты часто носят стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. В связи с этим специалистам приходится пересматривать подходы к организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, искать новые формы и методы работы по развитию речи детей.

Использование педагогической системы Марии Монтессори позволяет осуществлять развитие и коррекцию личности ребенка, максимально учитывая его индивидуальные особенности.

Педагогика Марии Монтессори нашла отражение в работах М.В. Богуславского, С.И.Гессена, Н.Лубенец, Е.И.Тихеевой, Фаусек Ю.И., Л.Р.Гребенникова, И.Н. Дичковской, Н.В. Плешковой, Г.К. Селевко, Л.В. Смирновой, М.Г.Сороковой, Е.А. Хилтунен, Сумнительного К.Е и др.

Цель данной работы рассмотреть научно - методические основы развития речи детей в педагогической системе М. Монтессори.

Задачи, выдвинутые для достижения поставленной цели:

1. провести теоретический анализ, синтез, обобщение психолого – педагогической литературы;

2. рассмотреть сущность и особенности педагогической системы М. Монтессори;

3. изучить развитие речи детей по системе Марии Монтессори.

Свою первую школу она открыла в 1907 году. В этой школе педагогами проводились занятия с умственно отсталыми детьми. Поскольку многие дети плохо говорили, Монтессори разработала систему упражнений, которые развивали речь благодаря тренировке мелкой моторики пальцев. Из-за того, что дети с задержкой развития плохо понимали разъяснения учителей, были придуманы игры и пособия, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного опыта. Спустя некоторое время оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы.

Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих и систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу.

Монтессори-педагогика является альтернативной системой непрерывного образования детей в возрасте от 3 до 12 лет.

На протяжении почти 100 лет ее успешно применяют в практической работе с детьми воспитатели и учителя всего мира, в том числе Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Индии, Италии, Канады, США, Франции, Швейцарии, Японии. В России первые Монтессори-детские сады возникли в 1910-1920 гг. В конце 20-х годов в связи с изменившейся политической ситуацией они были закрыты, но вплоть до 1942 г. идеи Монтессори жили в нашей стране благодаря самоотверженному труду Ю.И.Фаусек.

С 1991 г. происходит возрождение этого педагогического направления в России, и в настоящее время по всей стране действует несколько сотен Монтессори-детских садов и ряд экспериментальных начальных школ.

Монтессори также наметила пути применения своего метода к воспитанию и обучению детей от 0 до 3 лет и предложила план создания школ второй ступени для детей старше 12 лет. Эти идеи были подхвачены и развиты ее последователями в разных странах, однако большинство Монтессори-школ предназначены для детей от 3-4 до 12 лет.

Важно указать, что в педагогике М.Монтессори ребенок рассматривается как личность с самого рождения. Каждый ребенок, как и каждый человек, уникален. В этом и заложено ее главное отличие от других систем. Ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, развиваться; и все это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает. Взрослые же организуют среду для ребенка, в которой он уже движется сам.

Отметим, что метод Монтессори основан на принципе наблюдения за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть.

Основной принцип метода Монтессори: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к cамообучению, к саморазвитию.

Но самое главное в методе – это понимание того, что мир детей и мир взрослых - это совершенно разные миры.

Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития.

М. Монтессори открыла одно из важнейших отличий детского мира от взрослого - наличие так называемых сенситивных (то есть наиболее восприимчивых) периодов восприятия мира.

Этих периодов несколько, и во взрослом состоянии они уже никогда не повторяются.

Сенситивные периоды развития ребенка – это те периоды, когда развивается определенный участок мозга и, следовательно, именно в это время нужно создать вокруг ребенка такую среду, чтобы она способствовала развитию навыков, связанных с этим участком.

Например, даже современные психологи подтвердили, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды (длительностью от 1 года до 3 лет), когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам:

  • от 0 до 6 лет проходит развитие речи,
  • до 5,5 сенсорное развитие.
  • с 2,5 до 6 лет у малыша возникают и закрепляются социальные навыки, когда дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни.
  • от 0 до 3 лет – это период восприятия порядка, период активного взаимодействия со взрослыми.

Если опоздать и не воспользоваться появившимися у детей возможностями, то они могут потерять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет.

Ребенок учится самостоятельно с помощью специальных Монтессори – материалов, в которых заложена возможность самоконтроля, когда малыш сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка.

Монтессори предлагала делить пространство, где находится (занимается) ребенок на пять зон :

1. зона практической жизни, где ребенок развивает навыки самообслуживания (правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое);

2. зону сенсорного развития, где представлены материалы для развития зрения, слуха, обоняния, осязания, а также имеется прекрасная возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и конечно же развить мускульную память.

3. зона математического развития, которая содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет

4. зона языкового развития, в которой малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

5. «космическая» зона, где ребенок может удовлетворить свое любопытство в области географии, физики, химии и других наук и где он учится осознавать целостность мира и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.

В свою очередь, дидактические Монтессори-материалы это и учебные пособия и развивающие игры, которые изготовлены из натуральных материалов.

Для изготовления деревянных материалов применяются ценные сорта дерева, все материалы изготавливаются очень качественно, некоторые из них достаточно сложны в изготовлении. Именно по этой прчине Монтессори-материалы стоят достаточно дорого.

Взрослый может создать условия, в которых порядок прост и естественен. Педагог не проводит с малышом долгие и изнурительные беседы, не пользуется наказаниями. Учитель предлагает ребенку принять только одно четкое правило: «Взял, поработал, положи на место». Для того чтобы, деятельность ребенка была продуктивной и полезной педагог дает ребенку урок на 2- 3 минуты. На нем демонстрируется, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не потерять интерес.

Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает детей и помогает учителю наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создать ту уникальную атмосферу, которой так отличаются классы Монтессори.

М. Монтессори никогда не отрицала важной роли игры в процессе развития ребенка. Она настойчиво подчеркивала необходимость не ограничивать деятельность ребенка исключительно с игрушками. Монтессори была противницей ролевых игр, игр-подражаний и игр-замещений, потому что малыши одинаково “впитывают” и плохое и хорошее и могут воспроизводить это в спонтанной ролевой игре.

Основное место в Монтессоре-методе занимают игры-упражения, в ходе которых ребенок взаимодействует один на один с предметами подготовленной среды. Здесь применимы игры по правилам, а также подвижные игры, если из них исключен элемент соревнования и сравнение малышей друг с другом.

Интерес - первое, что М. Монтессори выделяет в своей педагогике.

Второе - индивидуальный подход. Дети из групп Монтессори без особого труда поступают в самые престижные школы и учатся в них достаточно успешно. Это объясняется тем, что они обладают широким кругозором, имеют сформировавшуюся внутреннюю мотивацию к познанию нового, умеют концентрироваться на работе, могут аргументировано отстаивать свое мнение и рассуждать о проблеме, они внимательны, наблюдательны, самостоятельны и, наконец, они более дисциплинированы.

0-1года (младенчество) – развиваются ощущение и восприятие;

1-3 года (раннее детство) – речь;

3-5 лет (младший и средний дошкольный возраст) – первичные нравственные привычки;

5-7 лет (старший дошкольный возраст)– память.

Выготский считал, что в эти сензитивные периоды происходят глубокие изменения, которые влияют на общее развитие ребенка. Исходя из классификации выше, мы обратим наше внимание на период раннего детства и дошкольного возраста.

Нет особого периода жизни, когда ребенок только и делает, что изучает язык. Это происходит каждый день его жизни - он ведь всегда слышит человеческую речь. В первый год жизни ребенок, не произнося слов, наблюдает, выполняет просьбы, играет. И все это можно назвать подготовкой к словесному выражению себя. Чем больше внимания мы уделим в этот период развитию его чувств, физиологии, чем чаще будем объяснять словами, что происходит вокруг, тем ярче и богаче будет его язык, когда он подрастет.

На втором году жизни ребенок произносит первые слова. С каждым месяцем он будет говорить все больше и больше слов. И наступит время, когда его желание расширить свой словарный запас достигнет вершины. Согласно мнению Марии Монтессори, это происходит примерно в три, три с половиной года. Уже к концу второго года жизни малыш начинает говорить предложениями, это означает, что он принимает и понимает логику языка, - шаг к мыслительной деятельности.

В 3-4 года ребенок начинает говорить целенаправленно и осознанно. С помощью речи он решает свои проблемы, выражает эмоции и желания. В этом возрасте дети интересуются буквами - символами звуков, с удовольствием играют с магнитным алфавитом, обводят шершавые буквы.

Третий год жизни характеризуется значительным расширением речевых возможностей малыша, которому теперь необходимо научиться общаться не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. Вместе с развитием речи успешно развиваются все психические процессы (память, внимание), мышление ребенка. Маленький почемучка задает один вопрос за другим, выслушивает ответы и заодно совершенствует свою способность применять в собственной речи новые слова, словосочетания и фразы. Развивать речевые возможности ребенка по-прежнему следует во всех направлениях. К 4,5-5 годам ребенок готов не только без принуждения, но и самостоятельно учиться читать.

К 7 годам завершается процесс овладения речью. Язык – это не только средство общения, но и мышления. Это предмет сознательного изучения, те ребенок готовится к поступлению в школу. Она начинается обучаться чтению, письму, развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу 7-го года завершается процесс фонематического строя речи, интенсивно растет словарный запас. В 3 года ребёнка знает примерно 1500 слов, в 6 лет – от 2500 до 3000 слов. Развивается грамматический строй речи, дети усваивают строение слова. Построение фразы. Они обладают самостоятельным словотворчеством, иногда очень оригинальным (у лысого голова босяком).

На границе 7-8 лет ребенок переходит к контекстной речи, те содержание речи раскрывается в контексте. Она присутствует при пересказе фильма, рассказа, сказки, описывании картины. Выделяется эгоцентрическая речь про себя и для себя (внутренний монолог). Эта речь помогает ребенку планировать и регулировать свои действия. Таким образом, расширяются способы общения ребенка и это важный фактор его развития. Продолжается общение со взрослыми, для ребенка они – эрудиты (знающие все). Ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы и попутно рассуждать по этому поводу (куда летит дым?)

Огромное значение в развитии письменной и устной речи ребенка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики, в особенности - развитие руки. Письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами. Уже давно доказано, что уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития движения пальцев рук. Ученые показывают, что к рождению ребенка строение обоих полушарий головного мозга совершенно идентично и преимущественного развития речевых областей в правом и левом полушарии еще не имеется. По мере того, как развивается и совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает все больше руководящих импульсов и, следовательно, происходит его интенсивное развитие.

Все это заставляет воспитателей и педагогов Монтессори - групп обратить особое внимание на предоставление малышу условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и тонких движений пальцев. Дети, воспитывающиеся в подготовленной развивающей среде, постоянно ощупывают предметы, берут их тремя основными для письма пальцами (большим, указательным и средним), работают с пипетками, прищепками, пинцетами, губками. Они сравнивают зрительно объемные предметы и их начертание на плоскости, слушают, как называет воспитатель те или иные вещи, воспринимают их названия и качества. Всю эту накопившуюся энергию ребенок неудержимо стремится выплеснуть. Рождается спонтанное письмо.

Очень важно не упустить фазу языкового развития, на которой ребенок уже готов к восприятию письменного языка и чтения.

Письмо и чтение стоят близко друг от друга, но, по мнению Монтессори, это два различных процесса. Письмо имеет психомоторный характер и предшествует чтению, в основе которого более сложная психическая деятельность ребенка.

В связи с этим в Монтессори - группе ребенок сначала учится писать, а потом читать. Процесс чтения, согласно мнению Марии Монтессори, интеллектуально более сложен для ребенка. Чтобы уметь писать, надо научиться слышать отдельные звуки в слове; знать, какой буквой, какой звук обозначается; суметь выстроить из букв слово; а затем его надо записать. Здесь нет смысловых трудностей: когда мы пишем, мы заранее знаем, что именно мы хотим написать.

Чтение - процесс сложный с интеллектуальной точки зрения. Ведь здесь происходит обратный процесс: озвучить написанные буквы, собрать их вместе, а потом - наполнить смыслом, понять получившееся слово. Именно это оказывается очень сложным для детей.

Поскольку Монтессори - метод несет в себе антропологические основания, то есть глубинное и детальное изучение свободных проявлений ребенка, то становится понятным, почему обучение письму Монтессори называет «методом самопроизвольного письма». Предоставив возможность ребенку развивать свою руку и тем самым справляться с орудием письма (ручкой, карандашом, кистью), педагогам остается обеспечить ему возможность распознавать сначала моторно, а потом осмысленно начертание букв, и тогда ребенок овладеет письменной речью самопроизвольно.

Ю.И. Фаусек называет самопроизвольное детское письмо «моторным переводом слышимых звуков». На основании этих наблюдений и был составлен специальный дидактический материал, позволяющий малышам легко овладеть техникой письма. Он состоит из трех основных групп и многочисленных последующих упражнений:

Материал для рисования, штриховки;

Карточки с шершавыми буквами;

Подвижный алфавит нескольких видов.

Детям, стремящимся тренировать себя в уверенном письме, можно предложить различные варианты прописи и шрифтовых карточек. В подготовительной среде детского сада, работающего на основе Монтессори - метода, есть много специальных материалов, помогающих ребенку самостоятельно освоить процесс письма. Но косвенно дети уже готовы к этой работе, потому что ранее упражнялись с другими материалами, прямая цель которых иная: готовить ребенка к практической жизни или развивать чувства, математические способности. Когда дети пересыпают зерно из одной чашечки в другую или завязывают шнурки, они тренируют точное движение и глазомер. Когда они отличают шершавую дощечку от гладкой - развивают свое тактильное чувство, позже оно поможет ощутить очертание букв. Когда ребенок берется тремя пальчиками за кнопки цилиндров или вкладышей геометрического комода, он учится правильно держать карандаш.

Материалы для самостоятельного письма предъявляются ребенку в определенной последовательности. Введение каждого нового материала происходит, после того как хотя бы один ребенок в группе готов к работе с ним.

Кроме материалов по обучению письму в Монтессори - группах используется дидактический материал для обучения чтению, который состоит из нескольких частей. Логика его предъявления ребенку проста: от конкретного, ощутимого - к абстрактному, к символам. Одновременно и всегда соблюдается принцип расширения запаса слов ребенка, а также их классификация и упорядочивание, объединение в группы, анализ и синтез.

В целом все материалы, располагающиеся в речевой зоне дошкольной Монтессори - группы можно условно разделить на четыре группы.

  • К первой группе относятся многочисленные материалы, основной задачей которых является развитие и систематизация понятийного запаса ребенка. Здесь представлены небольшие предметы, мелкие фигурки.
  • Ко второй группе относятся материалы по обучению письму.
  • К третьей группе относятся материалы по обучению чтению.
  • К четвертой группе относятся материалы по введению в грамматику.

Одной из самых распространенных форм занятий по развитию речи является «беседа в кругу». Темы обсуждений могут быть самыми разнообразными: от обсуждения событий, происходящих в жизни детей, (акцент делается на эмоциональные переживания самого ребенка) праздников, исторических событий до разучивания песен, стихотворений, рассказов из жизни животных и растений. Темы для обсуждения в основном возникают из событий, происходящих вокруг ребенка.

Развитие речи происходит также во время работы, направленной на знакомство ребенка с правилами поведения в обществе, которая проводится обычно в кругу.

Расширение словарного запаса ребенка происходит при выполнении упражнений в зоне практической жизни. (Вы видели на прошлом занятии, как при работе с рамкой с пуговицами ребенку сначала было сказано, что это пуговицы). Сенсорный материал знакомит ребенка со свойствами предметов, впечатления, полученные посредством органов чувств, находят вербальное выражение. В математике ребенок знакомится с целым рядом абстрактных понятий: названиями чисел, арифметическими действиями, геометрическими фигурами и телами.

Обогащение словарного запаса порождает необходимость систематизации полученной ребенком новой информации. В речевой зоне Монтессори-материала для этого предлагаются наборы карт с изображением различных предметов или живых существ – по одному на карте – и карта для обобщающего понятия, где нарисованы все предметы вместе. Обобщающие понятия делятся на 3 группы: животные, растения, человек. В соответствии с вышесказанным, наборы карт имеют желтый, зеленый или красный кант, что позволяет проводить самостоятельный контроль и легче ориентироваться как ребенку, так и педагогу.

Работая с детьми, автор методики постепенно пришла к выводу, что ребенок сам является творцом своей личности, что в нем самом заложено стремление и энергия к саморазвитию. Задача взрослого - только помочь ребенку действовать самостоятельно. Для этого необходима специальная среда и подготовленный учитель (взрослый), уважающий личность ребенка. Мария Монтессори, болея всей душой за ребенка, стремится объяснить, что дети - другие. Только признав это, взрослые могут пытаться избежать конфликтов с детьми и всевозможных отклонений от естественного пути развития ребенка, а в конечном итоге и всего человечества.

Как было отмечено, большое значение в методике М.Монтессори уделяется развитию мелкой моторики. Именно поэтому многие игры-пособия способствуют мелкой работе рук, массажу пальчиков. Дети обводят пальчиком шершавые буквы и пишут их на крупе. Учатся составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Подведя итог, заключим, что данная методика очень вдумчивая, неторопливая, учитывающая потребности ребенка, дающая ему свободу выбора. В таких группах ребенок научится читать и писать грамотно и в соответствии с темпами своего индивидуального развития. Выпускники Монтессори-групп владеют беглым чтением текстов разной сложности, разобрать слово по составу, найти члены предложения, с удовольствием изучают энциклопедии, умеют подготовить небольшой доклад к занятию, написать его самостоятельно. Учиться читать и писать можно по-разному, но результат должен быть один - от чтения человек должен получать удовольствие, этому и способствует методика М. Монтессори.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка»

Педагогический проект по методике

М. Монтессори.

«Помоги мне это сделать самому»

Составила: Валей Т. В.

Актуальность:

У детей младшего дошкольного возраста слабо развиты тактильные ощущения, зрительные, слуховые восприятия, отчего страдает речь, память, внимание, воображение. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, рецепторов кожи, слизистой носа и рта).

Монтессори-методика хороша тем, что полностью погружает детей в мир самых разнообразных, трансформирующихся игр, которые никогда не заканчиваются, не ломаются, не надоедают. Более того эти игры обучают ребенка навыкам, которые в дальнейшем помогут ему легче ориентироваться в жизни, в быту, и даже в отношениях.

Качественное развитие детей можно организовать совершенно бесплатно с помощью самых обыкновенных предметов, находящихся у нас под рукой.

Цель проекта:

Знакомство детей раннего возраста с многообразием окружающего мира.

Задачи проекта:

    Помочь ребенку в процессе ориентировочно - исследовательской деятельности приобрести чувственный опыт.

    Развивать представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.

    Развивать представление о звуках окружающего мира (детские музыкальные инструменты, звуки природы, человеческая речь и т.д.)

    Развивать и расширять словарь детей.

    Воспитывать живой интерес ко всему новому необычному.

Участники проекта:

Воспитатель, дети, родители.

Формы работы:

Работа с родителями:

Консультации для родителей: «Помоги мне это сделать самому», «Гуляем зимой», «Играем с водой и песком».

«Мамины книжки»

«Развиваем мелкую моторику» (индивидуально)

Предложение к родителям:

«Шьём мешочки», «Изготовим погремушки», Изготовим рамки», « Делаем карточки», «Соберём винтики и болтики»,

Методика: дидактические, подвижные, словесные игры, использование дидактического материала, природного и бросового материала.

Прогнозируемый результат:

    Накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а так же использовать их в разнообразных ситуациях.

    У детей развиты представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.

    Развиты представление о звуках окружающего мира (детские музыкальные инструменты, звуки природы, человеческая речь и т.д.)

    Активизирован словарный запас.

    Родители принимают активное участие в совместной деятельности с педагогом по данной теме.

    Расширены представления о разнообразии окружающего мира.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап. Октябрь 2014 г.

Анкетирование родителей.

Изучение литературы по теме проекта.

Разработка перспективного плана работы по методике М.Монтессори.

Подбор наглядно-методических пособий, наборов бросового материала.

Оформление родительского уголка.

Мероприятия

участники

Игры с водой: «Переливаем», «Цветная вода» 1.

Знакомство со свойствами жидкости (течёт, перекрашивается)

Знакомство с цветом

Воспитатель и дети

Игры с крупой: «Пересыпаем», «Наполним кастрюлю» 1.

Развитие мелкой моторики. Учить определять количество сыпучего материала (много – мало, больше – меньше, столько же)

Воспитатель и дети

Игры детей с коробочками (по боковым сторонам отверстия): «Угадай на слух» (ощупь)

Развитие тактильных, слуховых ощущений, речи и словаря детей

Воспитатель, родители и дети

Мешочки с наполнением

Развитие тактильных и зрительных ощущений

Воспитатель, родители, дети

«Тени на стене»

Изготовление теневого театра

«Гуляем в темноте», «Фонарик», «Свеча»

Развитие зрительного восприятия (свет и тень).

Формирование представлений о свете и темноте.

Развитие словаря (темно – светло, тускло – ярко)

Воспитатель, родители и дети

Показ русской народной сказки «Теремок» (теневой театр)

Развитие зрительных ощущений, восприятие света и тени

Воспитатель родители и дети

Игра « Холодно – тепло – горячо»

Игра «Помоем посуду»

Знакомство со свойствами льда снега и агрегатным состоянием воды

Воспитатель и дети

Игры: «2 коробки», «Где твоё место»

Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками

Воспитатель родители и дети

Игра «Назови правильно»

Расширение словарного запаса, умение классифицировать предметы по категориям

Игра «Разложи фигуры по местам»

Знакомство с геометрическими фигурами (плоские формы)

Воспитатель и дети

Игры с объёмными геометрическими фигурами (одного цвета): «Найди такую же фигуру», «Лишняя фигура»

Подбирать нужную форму путём зрительного соотношения

Воспитатель и дети

Игры со шнурами, пуговицами, крючками, петлями, бантиками, липучками, застёжками «молния»

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Воспитатель, родители и дети

Игра «Разложи по порядку»

Расширение представлений о живой природе. Расширение словарного запаса (зёрнышко -росток - подсолнух; яйцо- цыплёнок - курица).

Воспитатель и дети

Игра: «Винтики – болтики»

Развитие кисти, концентрация внимания

Воспитатель, родители и дети

Игра: «Солнышко свети»

Развитие трёх пишущих пальцев

Воспитатель, родители и дети

Литература:

1. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

2. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой.

3. К. Сумнительный (кан. Пед. Наук) «Помоги мне это сделать самому» (школа Монтессори).

Система Монтессори до сих пор остаётся востребованной и популярной среди воспитателей и мам. Один из факторов подобного успеха – одновременное совершенствование практически всех сторон детской личности.

Так, например, развитие речи у ребятишек идёт вкупе со становлением других важнейших умений – точной моторики, сенсорики и навыков самообслуживания.

Рассмотрим подробнее особенности данной методики и её вклад в речевое развитие.

Первоначально система Монтессори предназначалась для обучения малышей, имеющих серьёзные интеллектуальные проблемы. Так как большинство этих деток имело проблемы с речью, автор придумала и внедрила комплекс упражнений, развивающих языковые навыки благодаря совершенствованию тонкой моторики пальчиков.

Поскольку ребенок с задержанным развитием не всегда понимал объяснения педагогов, Монтессори включила в образовательный процесс специальные материалы (пособия и игрушки), при помощи которых воспитанники изучали окружающую действительность на основании «самообслуживания». Малыш самостоятельно изучал предметы и учился ими пользоваться.

Через определённый промежуток времени выяснилось, что прежде казавшиеся необучаемыми дети научились чтению, письму и счёту гораздо раньше развитых ровесников из соседних учебных учреждений. В чём секрет подобной успешности?

Основные положения Монтессори-педагогики – максимальная свобода и минимальное вмешательство в учебный процесс. Кроме того, не следует забывать и о других принципах методики:

  • самостоятельность ребёнка в выборе игрового материала, длительности занятия;
  • учёт индивидуальных особенностей каждого малыша;
  • учитель не обучает, а направляет самостоятельную активность ребёнка;
  • разработка особой «обстановки развития», в которой ребёнок может и хочет проявить собственную индивидуальность.

Следует сказать несколько слов о разработке развивающей среды и её влиянии на реализацию других методических принципов. Основой среды являются самые обыденные предметы. Благодаря этой «обычности» и простоте, ребёнок стремится к самостоятельному познанию мира через опыты и действия.

Организация обучающих зон

Чтобы реализовать все образовательные и воспитательные задачи, пространство, в котором расположены дети, определённым образом организуют. То есть делят на зоны, располагая в них дидактические материалы.

Читайте также: Нарушения письменной речи и чтения. Причины и признаки

  1. Зона реальной жизни. В этом пространстве ребёнок учится простым навыкам самообслуживания. К примеру, готовит еду, убирается, застёгивает пуговицы, сервирует стол. Причём все действия малыш выполняет серьёзно, словно взрослый.
  2. Сенсорная зона. В этой среде ребёнок познаёт свойства предметов с помощью слухового и зрительного анализаторов, обоняния и осязания. Малыши трогают, собирают, взвешивают самые разные материалы, развивая в процессе игры точную моторику, внимание и речь.
  3. Математическая зона. Ребёнок через игры с пособиями учится выполнять элементарные действия – складывать, вычитать, делить. Кроме того, происходит формирование пространственного мышления и логики.
  4. Космическая зона. В этом пространстве ребёнок знакомится с окружающим миром во всём его многообразии – с фауной и флорой, государствами и культурой, простейшими физическими процессами.
  5. Языковая зона. Подобранные книжки и учебные материалы способствуют скорейшему развитию речевых навыков, формированию детского словаря, обучению грамоте.

Помимо непосредственно речевой зоны, остальные учебные пространства также помогают формированию языковых умений. Тренировка точной моторики через упражнения с бусинами, шнуровками, сенсорные игры ускоряют совершенствование речи.

Развитие речевых навыков

Итак, роль Марии Монтессори в развитии речи детей сложно переоценить. Огромное значение в системе Монтессори уделено совершенствованию работы пальчиков. Вот почему многие учебные материалы способствуют одновременному массажу рук, формированию тонкой моторики и речевых умений. Выбор пособий и упражнений во многом зависит от возраста воспитанника.

От года до трёх лет

С самыми маленькими учениками педагоги проводят многочисленные пальчиковые игры и гимнастику, которые обычно сопровождаются простыми стишками. Это помогает активизировать языковое развитие, расширить словарь и совершенствовать процесс запоминания информации.

Самые популярные материалы в этот период:

  • фигурки-вкладыши;
  • пособия для ощупывания;
  • книжки с максимально реалистичными изображениями;
  • звуковые коробочки.

Последнее пособие представляет особый интерес. Перед обучением грамоте Монтессори предлагала выполнять упражнения для различения звуков. С этой целью нужно подготовить небольшие предметы и игрушки, которые раскладываются в коробку с отделениями (больше всего подходит кейс для инструментов). На каждом ящичке клеится буковка, обозначающая определённый звук, который имеется в игрушках. Например, в ячейках с буквой «Ш» находятся следующие предметы: мышка, кошка, кашалот, шуруп.

От трёх до семи лет

Овладеть чтением для ребёнка гораздо сложнее, нежели научиться писать. Вот почему Монтессори предлагала сначала обучить детей графомоторным навыкам, причём делать это нужно уже с трёх лет. Однако важное отличие данной методики в том, что автор отказалась от первоначального выведения печатных букв и ввела понятие так называемого «спонтанного письма».

По мнению Монтессори, для ребёнка выведение округлых линий гораздо естественнее, чем рисование «рубленных» печатных букв. При спонтанном письме дети 4-5 лет, ещё незнакомые с алфавитом, уже самопроизвольно изображают прописные буквы и даже слова.

Согласно методике Монтессори, стандартная зона развития речи должна включать следующие материалы и упражнения для овладения письмом и чтением:

  • игры с буквами с шершавой поверхностью;
  • подвижный алфавит;
  • книжки;
  • пособия для раскрашивания;
  • обводка слов и изображений;
  • переписывание коротких слов;
  • карточки со словами.

учитель-логопед ГКОУ СО СКО ШИ № 78

Использование метода М. Монтессори в коррекционно-логопедической работе со слабовидящими детьми

Нарушение речи у детей с дефектом зрения является распространенным явлением и носит стойкий характер. Около 70% детей, поступающих в первый класс школы для слабовидящих детей, имеют те или иные нарушения речи.

Общая особенность таких детей – нарушение словесного опосредования. Неточные представления об окружающем предметном мире ведут к накоплению в речи детей слов без конкретного содержания. Это является причиной недоразвития смысловой стороны речи и трудностей в развитии познавательной деятельности .

Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными отклонениями. Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и формирование общего речевого статуса.

Труднейшую медико-психолого-педагогическую проблему представляет сложное нарушение, образуемое сочетанием сниженного интеллекта при нарушениях зрения.

Дети с несформированностью языковых и речевых средств демонстрируют невысокие общеучебные способности: сосредоточенность, навыки коммуникации. Таким детям свойственны невротические проявления: плаксивость, агрессия, синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Деятельность таких детей хаотична, беспорядочна, неосмысленна.

Для большинства слабовидящих детей тонкие дифференцированные движения пальцев рук представляют большую трудность.


Коррекция системного недоразвития языковых и речевых средств у детей с нарушениями зрения требует особого подхода.

При организации диагностики и коррекции речевых нарушений применяются разнообразные педагогические технологии и их элементы. Для коррекционного учреждения, где обучаются дети с аномальным зрением, особенно привлекательны природосообразные технологии, в частности, технологии саморазвития М. Монтессори.

Методы Монтессори-педагогики оптимально подходят для ребенка с любым уровнем речевого, умственного развития, поскольку реализует индивидуальность в обучении.

Метод Монтессори признан здоровьесберегающим, т. к. кроме нормализации поведения обеспечивается охрана зрения и осанки.

Удовлетворяется двигательная активность ребенка, благодаря которой улучшается кровоснабжение головного мозга, повышается концентрация внимания и мотивация к обучению. Работа, которая заинтересовала ребенка, увеличивает его энергию. В процессе работы проявляется способность ребенка к поляризации внимания, т. е. к сосредоточенности. Длительная сосредоточенность на предмете не может быть ничем иным – только медитацией, приводящей к внутренней зрелости. М. Монтессори считает сосредоточенность необходимым условием и признаком глубоких изменений, происходящих в ребенке – началом нормализации поведения.

Содержание логопедических занятий почти не отличается от общепринятого. Исключение составляют отдельные методические приемы и принцип планирования занятий , предложенный в образовательной программе для Монтессори-групп.

На занятиях используются монтессори-материалы, относящиеся к сенсомоторной сфере (мелкие предметы и игрушки, крупы, фасоль, бусины, вода).

Речевой центр находится в связи с центром не только верхних, но также и нижних конечностей, следовательно, упражнения руки или ноги, главным образом руки, благотворно сказываются на развитии детской речи и на исправлении её дефектов. Руки, привыкшие ощупывать предметы, приобретают точность движений, совершенствуется координация «глаз-рука». Создаются условия для развития ловкости рук, острого зрения и аналитического мышления.

Работа с этими материалами позволяет решить несколько важных коррекционных задач:

· Снять напряжение.

· Способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-моторных координаций.

· Способствовать развитию концентрации внимания.

Вот несколько упражнений Монтессори-метода, которые используются на уроках и логопедических занятиях:

· Работа с мелкими предметами в миске с пшеном (фасолью).

· Рамка со шнуровкой.

· Сортировка бусин по цвету, форме, размеру.

· Перекладывание бусин пинцетом.

· Выкладывание узора из бусин.

· Игры с прищепками.

· Переливание из кувшина в кувшин.

· Переливание из миски в миску шприцем.

· Переливание из миски в миску резиновой спринцовкой.

· Переливание из миски в миску пипеткой.

· Переливание воды через воронку.

· Выжимание губки.

· Пересыпание из миски в миску ложкой.

· Просеивание через сито.

· Сортирование круп и предметов.


· Плетение косы.

· Вышивание на картоне.

· Складывание мозаики.

· Подбери крышечку.

· Цветные дорожки из бисера.

· Игры с подушечками.

Используются упражнения, помогающие ребенку развить фонема тический слух и анализировать звукобуквенный состав слов:

· Игра в первый звук.

· Игра «Начало, середина, конец».

· Шумовые коробочки.

Для работы с детьми используются материалы для развития речи, ориентированные на расширение словарного запаса (коллекция реалистически изображенных в уменьшенном размере объемных предметов и наборы карточек с изображением этих предметов), материалы по обучению письму и чтению (рамки и вкладыши; обводки и штриховки; шершавые буквы).

Для развития навыков письма используются буквы из наждачной бумаги. Ребенок может зрительно и тактильно воспринимать букву. Происходит координация зрительных, тактильных и мускульных ощущений. Используется такой прием как письмо букв на манке.

Практика работы в Монтессори-среде доказала свою эффективность. В специально подготовленной среде ребенок удовлетворяет потребность в накоплении и обобщении чувственного опыта.

После применения методов Монтессори у детей отмечается динамика в двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функциях.

В результате проводимой коррекционно-логопедической работы удается устранить фонетические нарушения речи, сформировать фонематические представления. Дети овладевают навыками связной речи: описательным и последовательным рассказом. Речь детей становится наполненной конкретным содержанием, описательные рассказы приобретают конкретно-образный характер.

Нормализуется поведение и повышается эффективность коррекционной логопедической работы, т. к. дети начинают демонстрировать поведение, свойственное детям без речевых нарушений.

Статья об использовании методов Монтессори-терапии на индивидуально-коррекционных логопедических занятиях.

Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в формировании у ребёнка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков ребёнка позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка. Грамотно организованная коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений.

Основной целью логокоррекционных занятий в дошкольном образовательном учреждении является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных программой воспитания и обучения. Но в нынешнее время актуальным становятся также и развитие творческого потенциала детей, проявление активности в получении знаний. В ребёнке важно воспитать любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы, то есть сформировать психологические показатели готовности к школе. Для решения данной задачи в практику своей работы я внедрила использование Монтессори-материалов на индивидуально-коррекционных занятиях.

Как уже известно, Монтессори-метод заключается в организации воспитательной деятельности в соответствии с «естественными проявлениями ребёнка», предусматривает индивидуализацию педагогического процесса, направленного на развитие личности: каждый ребёнок проходит свой индивидуальный путь развития с его возможностями, потребностями, системой отношений. То есть самовоспитание и саморазвитие составляют основу Монтессори-метода.

В моей работе отклонением от данного метода является лишь то, что во время индивидуально-коррекционных занятий ребёнку не предоставляется свобода выбора пособий, а педагог сам предлагает ребёнку тот или иной Монтессори-материал в зависимости от вида коррекционного занятия.

«Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли», — писал В. А. Сухомлинский. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.

Я приведу некоторые примеры использования Монтессори-материалов на индивидуально-коррекционных занятиях по развитию мелкой моторики.

Блоки цилиндров

Основная задача этого задания: вставить цилиндры в подходящие по размеру отверстия. При выполнении данного задания мы развиваем у ребёнка зрительное восприятие размеров (глазомер); идёт подготовка к обучению математике (по 5 цилиндров в каждом блоке), ребёнок учится сравнивать величины: высокий – низкий, выше, чем – ниже, чем, самый высокий — самый низкий, толстый – тонкий, глубокое – мелкое, глубже — мельче, широкое – узкое, шире — уже, и т.д. (это задание также хорошо и для развития речи – подбор антонимов); идёт подготовка руки к письму (работают большой, указательный и средний пальцы ведущей руки).

Розовая башня

Задача: построение башни в соответствии с изменением размеров кубов (построение ряда). Здесь мы также развиваем зрительное восприятие размеров; развитие координации движений, концентрация внимания; подготовка к обучению математике (10 кубов – значение числа 10), знакомство с формой куба; понятия: большой – маленький, больше, чем – меньше, чем, самый большой — самый маленький.

Коричневая лестница

Задача: построить лестницу в соответствии с изменением толщины брусков (построение ряда). Развитие зрительного восприятия размеров; развитие координации движений, концентрация внимания; подготовка к обучению математике и письму; развивается мускульная память, точность; понятия: толстый – тонкий, толще, чем – тоньше, чем, самый толстый — самый тонкий.
Красные штанги.

Задача: построить лестницу в соответствии с изменением длины брусков (построение ряда). Развитие зрительного восприятия, подготовка к обучению математике; понятия: длинный – короткий, длиннее, чем – короче, чем, самый длинный — самый короткий.

Геометрический комод

Задача: подбор пар – отверстие – вкладыш – в соответствии с их формой и размером. Ребёнок учится визуально различать формы; знакомство с геометрическими фигурами; подготовка руки к письму и рисованию (захват тремя пальцами и обвод контура фигуры указательным и средним пальцами). Данное пособие можно изготовить самим. Понадобятся: цветная бумага, толстый картон, пенопласт, клей. Делаются по принципу рамок-вкладышей.
Доски для ощупывания.

Задача: развитие осязания, тактильного восприятия, тонкой моторики. Ребенок ощущает пальцами различия между гладкой и шершавой поверхностями; понятия: гладкая — шершавая. Косвенно происходит подготовка руки к письму, подготовка к восприятию разнообразия окружающего мира.

Шероховатые таблички

Задача: развитие осязания (тактильного восприятия), тонкой моторики. Косвенно происходит развитие координации движений, навыка самостоятельной углубленной работы, тренировка пальцев рук, подготовка руки к письму. Понятия: шершавый, более шершавый, самый шершавый.

Ящик с тканью

Задача: развитие осязания, тактильного восприятия. Ребенок составляет пары одинаковых на ощупь тканей. Косвенно происходит развитие мелкой моторики, подготовка к письму, восприятие порядка. Словарь: названия тканей и материалов.

Почти все предметы, необходимые для этих упражнений, находятся под руками, можно самим изготовить некоторые пособия.

Сочетание методов традиционного дошкольного образования, своеобразия Монтессори-педагогики и инновации игровых технологий является основным условием успешности обучения дошкольника в дальнейшем.

Газизова Г.Р.
учитель-логопед