На какой неделе ребенок распознает окружающий мир. Как видит новорожденный — Учимся разглядывать


Последнее обновление статьи: 25.03.2018 г.

Наивно полагать, что сразу после рождения ребёнок будет слышать и видеть так же, как взрослый человек. Процессы развития, заложенные природой, никто не отменял и отменить не может. Существует множество научных фактов, описывающих этапы внеутробной жизни, когда новорождённый начинает видеть и слышать.

Однако стоит помнить, что каждый младенец уникален, поэтому определяют временные промежутки, в которые входят те или иные зрительные либо слуховые реакции, помогающие организму выйти на новый уровень ориентации в окружающем пространстве.

Врач-офтальмолог

В нашем организме, полностью адаптированному к привычному миру, всё проходит слаженно. Поэтому видим мы не так, как видят новорождённые. Строение глаза сходно со строением коры головного мозга, да и развитие их идёт практически одновременно.

При рождении у малыша существует ряд безусловных рефлексов, включая реакцию зрачков на свет, как прямую, так и содружественную, а также множество защитных реакций и даже генерализованный ответ на яркое освещение.

Многих интересует, видят ли новорождённые людей, их лица, предметы. Острота зрения детей настолько низка, что они могут определить только силуэт, а реагировать на движения объекта осознанно начинают только в возрасте 1 месяца.

Однако по отношению к остальным органам чувств, работа которых проявляется ещё внутриутробно, структуры глаза включаются в работу очень активно. Это особо заметно уже к 3 месяцам, когда ребёнок начинает видеть и узнавать приход мамы или других близких людей, проводящих с ним время бодрствования.

Проведённые исследования показали, что ночники с регулируемым мягким светом в комнате, где спит грудничок, позволяют не только проводить профилактику возникновения синдрома внезапной смерти младенца, но и стимулируют развитие зрительной системы, это объясняется опосредованным влиянием на чувствительные фоторецепторы.

Со слухом всё проходит немного по-другому, так как ребёнок слышит с 16-й недели беременности. Стоит учитывать, что, когда малыш рождается, один привычно приглушённый мамин голос исчезает, и на его место приходят много звуков, тонов и полутонов.

Стоит напомнить, что мозг не может ещё пока переносить столь высокую нагрузку, поэтому единственно верным становится решение поспать, чтобы, грубо говоря, «перезагрузить систему».

Ухо взрослого не способно воспринимать абсолютно все звуки, которые могут услышать новорождённые дети. Причина кроется не только в том, что с возрастом острота слуха снижается. Просто мозг глушит фоновые шумы для более чёткого звучания человеческой речи.

В первый месяц появляются и включаются механизмы световой адаптации. Уже к концу этого срока ребёнок может в течение минуты и больше наблюдать за источником света. В 2 — 3 месяца дети начинают радоваться приходу мамы, когда видят её очертания, слышат голос. С конца 3-го и до начала 6-го месяца ребёнок может узнавать всех окружающих его своим вниманием людей.

Ещё одна полезная статья, рассказывающая о том, видеть и ощущать запахи. Автор, врач-неонатолог, описывает также способы проверки слуха у новорождённого и факторы, которые способствуют тугоухости.

Учёными было доказано, что дети начинают различать цвета уже с 3 месяцев. Красный цвет является первым, который малыши осознанно выделяют среди остальных. Именно поэтому в детских игрушках рекомендовано использовать все оттенки этого цвета.

К концу второго месяца жизни ребёнок активно ориентируется в ближнем пространстве. В возрасте 4 месяцев возникает хватательный рефлекс, но грудничок очень часто промахивается, так как расстояние до предмета определяет неверно. И только после 6 месяцев, когда малыш начинает ползать и делает первые попытки ходить, он начинает различать, насколько далеко или близко расположен предмет.

Окончательно пространственное размещение предметов формируется только к 7 годам, когда ученик или воспитанник детского сада сможет хорошо понять и проанализировать полученную глазами информацию.

Бинокулярное или, как говорят, «пространственное» зрение оценивают у ребёнка только к 10 годам. Тогда он начинает видеть и точно может определить глубину пространства — некую картинку, полученную благодаря правильному слиянию изображений двух глаз.

В сравнении со зрением адаптация слуха проходит более медленно. Однако в течение первого месяца младенец реагирует на громкий шум, а в конце второго месяца определяет мамин голос. К полугоду реагирует на своё имя, проявляет любопытство по отношению к источнику шума. Развитие речи и появление новых звуков и слов у детей старше 5 — 6 месяцев является наиболее информативной оценкой слуха.

Как определить нарушение слуха или зрения у новорождённого?

Оценка реакций на свет, шорох, шелестение, движение объекта или луча света – это основные способы проверки зрения и слуха в первые дни жизни. Но так можно выявить лишь тяжёлую врождённую патологию.

Для выявления нарушений остроты зрения, слуха и цветоощущения ребёнок должен начать не только говорить, но и мыслить. А для этого нужно время.

Родители должны сразу обратиться к офтальмологу или ЛОР-врачу за помощью и советом, если:

  • по окончании первого месяца не появляется кратковременная заинтересованность в движении крупного объекта, малыш не реагирует на слишком яркий источник света или громкий шум;
  • к 4 месяцам ребёнок не узнаёт человека, который обеспечивает уход за ним, а также не начинает повторять отдельные звуки, реагировать на шум;
  • к 4 — 5 месяцам не пытается потянуться за игрушкой, а, держа её в руках, не пытается рассмотреть, не гулит, не лепечет;
  • к 7 месяцам малыш не сказал первого слога, не хочет играть игрушкой, не показал заинтересованности в окружающем мире;
  • в 1 год у ребёнка нет даже очень маленького словарного запаса, он не пытается сориентироваться в пространстве, не интересуется источником шума или света, не играет с игрушками.

Мама при уходе за ребёнком может заметить видимый дефект (горизонтальные или вертикальные движения глаз, косоглазие), который может становиться более выраженным. В этом случае необходимо как можно быстрее обратиться за консультацией к офтальмологу.

Зрение новорожденных разительно отличается от зрения взрослого человека. В чем эти отличия? Как учесть особенности зрительной функции младенца для более гармоничного и грамотного развития ребенка? Каких ошибок нужно избегать, чтобы не ухудшить зрение малыша?

Как видят новорожденные

Многие считают, что дети рождаются практически слепыми. На самом деле это не совсем так. Физически уже сформированы и могут видеть так же, взрослый человек. Все дело в мозге. Именно он еще не способен обрабатывать информацию, чтобы ребенок мог видеть полную картину мира.

Новорожденные младенцы способны различать свет, очертания людей и предметов, находящихся не далее 20-30 см. Все вокруг им видится размытым, нечетким, лишенным контраста. Это не удивительно, ведь острота зрения составляет всего 0,005-0,015. Цвета и узоры также не воспринимаются.

Можно заметить, что малыш нескольких дней от роду не фокусирует зрение ни на одном предмете, взор постоянно перемещается. Не стоит этого пугаться, ситуация обязательно будет меняться к лучшему.

Что видят дети? Как меняется зрение с возрастом?

1 месяц

В месяц главные объекты зрительного восприятия для младенца – это мамино лицо и источники яркого света. Малышу еще трудно фиксировать взгляд, поэтому глазки блуждают по комнате.

Не стоит бояться оставлять свет во время сна малыша. Это не потревожит и не разбудит его, а проснувшись, ребенок обязательно будет искать глазами источник света, что послужит стимуляцией и тренировкой зрительной функции.

Существует мнение, что новорожденные дети видят окружающий мир вверх ногами. Это миф!

2-3 месяцы

Во время второго и третьего месяца зрение начинает заметно совершенствоваться. Мир начинает играть яркими красками! Дети этого возраста различают такие цвета, как ярко-желтый, красный, оранжевый, ярко-зеленый. Предметы и людей кроха видит как бы в двухмерном пространстве, мозг малыша еще не в состоянии воспринимать объемное изображение. В этом возрасте пора покупать ребенку яркие игрушки-погремушки. Можно чаще выкладывать кроху на животик. Такое положение способствует правильному зрительному развитию.

4-6 месяцы

С четвертого по шестой месяцы зрительная функция становится еще более совершенной. Центральная зона сетчатки и зрительные центры в мозге начинают работать более слаженно и правильно. Грудные дети этого возраста уже активно рассматривают окружающие предметы и интересуются не только ими, но и собственным телом. Они хлопают в ладошки, играют ножками, способны взять предмет в руку.

К концу шестого месяца самое время пройти обследование у хорошего детского офтальмолога. Необходимо убедиться, что глазки малыша видят одинаково хорошо, нет косоглазия, движения глаз согласованы, нет заболеваний, которые могли бы помешать дальнейшему развитию зрения.

7-12 месяцы

В этот период жизни зрение у детей становится абсолютно таким же, как у взрослого человека. Единственное отличие – острота. Полностью 100% острота зрения формируется только ближе к школьному возрасту. Но это не значит, что ребенок видит плохо! Можно заметить, что объемное пространственное восприятие мира уже освоено. Малыш активно ползает, ходит, видит родителей и узнает их, различает предметы и интересуется всем, что находится вокруг него.

В этом возрасте пора начинать занятия с предметами, которые имеют определенную форму – кубики, мячи различного размера, пирамидка, игрушка-сортер. Не страшно, если у ребенка не будет сразу получаться башня из кубиков или правильная пирамидка, малыши этого возраста только учатся различать формы предметов.

На что нужно обратить внимание родителям новорожденного

Чтобы следить за правильным развитием зрения, необходимо своевременно проходить осмотры у профессионального врача-офтальмолога. Однако и бдительность родителей может помочь делу в случае возникновения какого-либо заболевания глаз. Обращать внимание следует на такие вещи:

  • Глазные яблоки должны быть нормального размера. Выпирающие из глазниц глазные яблоки, когда глазки ребенка как бы «на выкате» – это нехороший симптом, требующий немедленного осмотра у доктора.
  • Зрачки должны быть круглой формы и одинакового диаметра. Если на глазик малыша направить свет, то зрачки сузятся.
  • Также следует обратить внимание на цвет глаз. В норме он одинаковый. Полностью цвет глаз младенца определяется только к концу третьего месяца. В природе встречается разный цвет глаз у людей, но это редкость, поэтому, если у малыша глазки явно разного цвета, то лучше проконсультироваться с врачом.
  • Обязательно нужно следить за тем, как малыш фокусирует взгляд на предмете. Делать это можно, начиная с 2-х месячного возраста. С третьего месяца жизни можно водить погремушкой перед лицом крохи из стороны в сторону. Ребенок должен следить за предметом.
  • Постоянно слезящиеся глаза не являются признаком нормы и нуждаются в осмотре специалиста.
  • Выраженное косоглазие или движение глазных яблок в разном направлении также требует немедленного осмотра у врача.

С какого возраста нужно регулярно посещать офтальмолога?

В большинстве случаев первый визит к специалисту по зрению приходится на месячный возраст во время обязательного обследования ребенка. Если же этого не произошло, то обязательно нужно получить консультацию этого специалиста в возрасте до полугода.
В следующий раз офтальмолога посещают уже в год, также во время обязательного полного обследования малыша. После этого необходимо регулярно ходить проверять глазки каждый год.


Разумеется, если возникают какие-то проблемы с глазками или есть подозрение в неправильном развитии или ухудшении зрения, то визит к врачу откладывать нельзя!

Как способствовать развитию зрения ребенка?

Есть несколько простых способов помочь ребенку эффективно развивать зрительные функции. Для этого достаточно играть с малышом, выбирать правильные игрушки и внимательно наблюдать за ребенком.

  • С первых дней обязательно нужно давать ему рассматривать вблизи лица мамы или папы, позволять их ощупывать. Это приятное времяпрепровождение очень хорошо сказывается на развитии зрения.
  • Какие цвета игрушек предпочесть? В первые месяцы жизни надо покупать яркие игрушки в желто-красно-зеленой гамме. В дальнейшем можно расширять цветовое разнообразие, ведь зрение развивается.
  • Детскую комнату необходимо оформлять в светлых тонах и побеспокоиться о хорошем освещении. Слишком яркие, раздражающие оттенки не подойдут для детской. Яркие цвета можно использовать только в виде небольших аксессуаров и в подборе игрушек.
  • Бытует мнение, что ребенка нельзя подносить к зеркалу. Это миф! Детки очень любят, когда в зеркале видят свое отражение. Это не только развлечение для крохи, но и хорошее занятие, развивающее зрение.
  • Для маленьких деток (от 2-3 месяцев) можно использовать подвесные игрушки, мобиль, привязать к бортику кроватки разноцветные бантики, лоскутки. Важно помнить, что все игрушки для деток до года должны быть яркие и крупные, никаких мелких деталей!

Зрительное здоровье ребенка заложено природой. Задача мамы и папы – сохранить и развить его.

Девять месяцев ожидания ребенка…. Время немалое, чтобы из уверенных спокойных людей превратиться в чересчур тревожных родителей. Малыш родился, мамочка здорова, но возникает множество вопросов о самом младенце. В какие сроки и что должно проявиться, когда новорожденный начинает видеть, слышать, ползать, сидеть и прочее, прочее.

Такое поведение родителей порой изумляет педиатров, ведь о периоде до года есть столько книг, интернет публикаций, и в роддомах дают памятки, и лекции мамочки слушают. И все равно вопрос «когда» остается самым важным, родители сравнивают своих деток с другими, спрашивают, получают ответы и снова начинают тревожиться.

Причин для этого обычно нет, новорожденные видят, хоть и не так четко, как взрослые люди.

Способности видеть, слышать, ощущать вкус, запах являются врожденными, но если беспокойство все же сильней разумных доводов, покажите малютку специалистам. Вам подтвердят, что ваш ребенок видит, объяснят, как видят младенцы, и тревога уйдет, а с ней и лишние вопросы. Регулярно в день здорового ребенка вы можете показывать малыша педиатру, это лучше и правильней, чем попусту беспокоиться.

Как и что видят новорожденные дети

В утробе матери плод «живет» с закрытыми глазами до определенного времени, поэтому свет для него долгое время будет оставаться раздражителем, чем-то инородным и мешающим ощущениям.

На какой день появляется зрение?

Если не было патологий в беременности, то сразу после рождения младенец видит. Все остальное, что может беспокоить, вполне объяснимо недостаточностью координации совместной деятельности зрительного нерва и самого глазного яблока.

Почему глазки малыша закрыты?

Открытые глазки новорожденного воспринимают только свет и темноту, яркий свет заставляет щуриться, поэтому родителям часто кажется, что дитя вообще не открывает глаза, и потому зрение не может развиваться.

На самом деле зрительная система функционирует и во внутриутробном состоянии плода, хотя само «видение» отлично от привычного нам. На 26 неделе за счет мышечного сокращения дитя открывает веки, к 33-34 неделе зрачок может сокращаться от яркого света, который способен проникать сквозь стенки матки.

Наверное, многие мамочки помнят совет своего гинеколога не загорать и вообще не допускать попадание прямых лучей солнца на животик? Совет правильный, поскольку воздействие на младенца будет сильным, что повлияет на развитие в дальнейшем.

Когда дети начинают видеть четко?

Через сколько дней после рождения детки начинают видеть окружающие предметы достаточно хорошо, зависит от многих факторов. В том числе, от протекания беременности в первом триместре, когда формируется зрительная система плода. Выявить нарушения зрения можно лишь к 3-4 месяцам, поэтому однозначно говорить о том, во сколько ребенок должен видеть нормально, слишком опрометчиво. Надо лишь ориентироваться на общие нормы, а не слепо думать, что с «ребенком что-то не так», если малыш в 3 месяца не тянется к игрушке.

Практически все младенцы видят окружающий мир несколько размыто, будто за пеленой, но уже на следующей после родов неделе зрение адаптируется к «видению» в условиях воздушной среды. К месяцу жизни дети хорошо различают крупные предметы из размытой картины, но сфокусировать взгляд на предмете еще не могут.

Когда беспокоиться?

И опять-таки, нельзя делать выводы о том, правильно ли развивается зрение малыша, если к этому времени еще непонятно различает он отдельные предметы или нет.

Выводы делает только офтальмолог на основании полного осмотра ребенка. Со скольки месяцев видны патологии зрения? Иногда катаракту видит неонатолог при осмотре младенца в роддоме, но обычно к 4-м месяцам можно сделать вывод о наличии патологии. Вовремя начатое лечение вернет нормальное зрение, которое необходимо в мире, где все основано на получении информации.

Причины «туманного» зрения новорожденных:

  • зрачок плохо реагирует на свет, но «увидеть» источник света может. Поэтому новорожденный поворачивает голову к включенной лампе, за пеленой он видит ореол света;
  • низкая прозрачность роговицы глаза не позволяет видеть четко, малый размер роговицы;
  • младенческая дальнозоркость: ограниченная преломляющая способность роговицы приводит к тому, что дальние предметы видятся малышу лучше, чем близкие. Обычно это расстояние в 20-25 см, не более, полезно брать младенца на руки, чтобы он мог рассмотреть ваше лицо на этом удобном для его зрения расстоянии. Аналогично с игрушками, их надо весить не над лицом малыша, а на удобном для фокусировки глаз расстоянии;
  • сетчатка глаза слабая, все предметы окрашены в цвет от светло-серого до почти черного;
  • глазки новорожденного могут «смотреть» в разные стороны - это нормально! К месяцу жизни младенец научится их фокусировать на одном предмете, хотя время удержания взгляда будет не более 10-30 секунд;
  • малыш «видит» картинку, как и взрослые, только не четко. Мнение о «перевернутом» зрении в период новорожденности неверно.

В каком возрасте и как меняется зрение у детей?

  1. К двум месяцам малыш не только следит взглядом за движением игрушки или другого объекта, но различает его цвет за счет увеличения чувствительности сетчатки глаза. Игрушки меняем на яркие, цветные. Допустима тренировка зрения: малыш может следить за медленно движущейся игрушкой.
  2. К трем месяцам начинают работать слезные железы, ребенок будет чаще открывать глазки полностью. Роговица питается от желез, что увеличивает зрительные возможности ребенка. Детки различают желтый, красный, оранжевые цвета игрушек. Чтобы зрение развивалось активнее, уже можно повесить игрушки по бокам кроватки, чаще переворачивать малыша на животик.
  3. В четыре месяца предметы для малыша приобретают объем, он может дотянуться до конкретной игрушки. Обоняние и зрение малыша объединяются в «тандем», поэтому по запаху малыш поворачивается к объекту, который так пахнет. Маму узнают не только по запаху, голосу, но и по внешнему облику.
  4. К полугоду ребенок начинает интересоваться не только окружающими предметами или людьми, но и собственными ножками, ручками. Он уже способен их рассмотреть, играть с ними. Глазки работают согласованно, малыш видит предметы четко. Офтальмолог может определить наличие глазных заболеваний, если раньше их нельзя было диагностировать.
  5. Малыш различает черты лица, улыбку, детали игрушек, цветовую гамму до синего и фиолетового.

Малыш активно растет и изучает все вокруг себя, а все органы младенца совершенствуются и развиваются. Кроха уже узнает маму, дарит ей свою осознанную улыбку и приветствует движениями всего тела. Давайте узнаем, что еще умеет двухмесячный карапуз и как родители могут помочь развитию младенца этого возраста.

Физиологические изменения

  • К двухмесячному возрасту у младенца начинают полноценно работать слюнные железы. И хотя их функционирование не настолько активное, чтобы вызывать образование большого количества слюны, но сосать грудь малышу становится комфортнее. Кроме того, за счет более плотного контакта ротовой полости малютки и маминой груди кроха меньше заглатывает воздух, что уменьшает проявление колик.
  • Пищеварительная система малыша активно развивается. У двухмесячного ребенка более активно вырабатываются пищеварительные соки и ферменты, развивается полезная микрофлора в кишечнике, меняется стул.
  • Физиологический гипертонус начинает угасать. Сначала он понижается в верхних конечностях, а чуть позже и в ножках. Также исчезает рефлекс ползания – если вы подставите ладонь под ступни малютки, лежащего на животе, ребенок уже не будет отталкиваться.
  • К двум месяцам начинают закрываться коммуникации, которые были в детском сердечке во время внутриутробного развития. Изменения происходят и в формуле крови ребенка.
  • Зрение малыша улучшается – кроха уже лучше видит все на расстоянии от 50 сантиметров, но предметы, которые быстро перемещаются, глаза малыша пока зафиксировать не умеют.
  • У ребенка бывает минимум 6 мочеиспусканий в день, а на стул ребенка влияет тип его вскармливания. Малыш, получающий мамино молоко, может испражняться от 1 раза в несколько дней до 12 раз в день, а частота выделения кала у деток-искусственников в среднем составляет 1-4 раза в сутки.


У ребенка начинает формироваться режим дня

Физическое развитие

Рост, а также вес двухмесячного малыша может сильно отличаться. Ребенок может вырасти за второй месяц жизни на 3-5 сантиметров или прибавить в росте лишь 1 сантиметр, и это будет вариантом нормы.

В среднем за второй месяц дети набирают около 800 грамм веса, но одни карапузы могут набрать меньше, а другие – больше. Среднее увеличение объема грудной клетки составляет 2 сантиметра, а окружности головы – 1,5 сантиметра.

Если сомневаетесь и переживаете, узнайте граничные показатели основных физических параметров развития ребенка, которые мы отметили в таблице:

Недостаточный набор веса (если мальчик 2 месяцев весит менее 4,3 кг, а девочка – менее 3,9 г) должен быть поводом для консультации педиатра. Обеспокоенность должно вызвать и слишком большое увеличение окружности головы – это веская причина показать кроху неврологу, чтобы исключить проблемы с оттоком ликвора.


Следите за динамикой развития малыша и консультируйтесь у педиатра

Что малыш умеет?

  • Двухмесячный кроха отвечает осознанной улыбкой на мамину ласковую речь и игры. Спектр эмоций младенца становится весьма обширным – малыш может радоваться, обижаться, возмущаться, беззвучно смеяться, кокетничать, привлекать внимание, протестовать против действий взрослого.
  • Взгляд крохи этого возраста благодаря улучшению функции глазных мышц и повышению способности сосредотачиваться стал изучающим и внимательным. Младенец узнает мамино лицо и внимательно его рассматривает. Кроху также привлекают разные яркие предметы. Он фиксирует на них взгляд и когда они неподвижны, и при их медленном передвижении в пространстве.
  • Малыш уже лучше распознает разные звуки, при этом различает голос мамы и поворачивает на него голову.
  • В положении на животике кроха более уверенно поднимает голову и способен удерживать ее примерно минуту. При этом плечевой пояс малютки отрывается от поверхности. Настолько же долго младенец уже может удерживать голову, когда мама держит его вертикально на руках.
  • Гуление 2-месячного малыша стало более громкое и частое. Звуки, издаваемые младенцем, становятся более четкими. Они представляют собой преимущественно гласные – «е», «и», «у», «о», «а».
  • Если вы вложите в ладошки карапуза 2 месяцев пальцы или игрушки, кроха рефлекторно ухватится за них.
  • Лежа на боку, кроха уже научился поворачиваться в положение на спине.
  • Ребенок начал понимать некоторые связи причины и следствия. Например, малыш уже уяснил, что его плач становится причиной появления мамы рядом. В этом возрасте по-прежнему с помощью плача кроха сообщает родителям о любом дискомфорте.


В 2 месяца ребенок уже осознанно улыбается

Занятия для развития

Для стимуляции физического развития малыша родители должны использовать:

  • Массаж и легкую гимнастику.
  • Воздушные ванны. Кроху нужно уложить на пеленальный столик и полностью раздеть, оставив лежать без одежды. Начинайте с 1 минуты такой ванны, а затем постепенно повышайте длительность до 10 минут.
  • Прогулки на свежем воздухе в течение 2-4 часов ежедневно (длительность зависит от погодных условий).
  • Частое выкладывание на животик, чтобы ребенок тренировался удерживать голову.

Носите малыша на руках, держа его «столбиком», показывая окружающие предметы и знакомя младенца с другими людьми. Дайте возможность малышу изучать лица и голоса взрослых и других детей. Обеспечьте возможность крохе изучать собственное тело, а также лицо родителей на ощупь.


Многие дети быстрее успокаиваются в положении столбиком

Чтобы ребенок учился удерживать предметы, улучшал тактильную чувствительность и моторику, в его ручки регулярно вкладывают небольшие шарики из разного материала (дерева, резины, пластмассы и другого) с разным весом. Такие шарики могут быть мягкими и твердыми, гладкими или рельефными. Вам нужно вложить предметы в раскрытые ладошки ребенка и добиться, чтобы кроха рефлекторно их схватил. Шарики можно привязать к ленточкам и опускать их к ребенку, а когда малыш схватит предметы, тянуть их к себе, тем самым стимулируя ухватить шарики крепче. Шарики можно заменить палочками (гладкими или ребристыми) и вкладышами разной ткани.

Попробуйте сделать упражнение «Вот подарок малышу», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

Для развития слуха младенца стоит использовать тихую классическую музыку, погремушки и колокольчики. Уложите кроху на спинку, возьмите в руку колокольчик и, держа его в 60-70 сантиметрах от груди малыша, сделайте несколько звоночков. Дождавшись затихания звука, сделайте еще два-три звоночка. Также можно привязать к колокольчику леску и перемещать его, стимулируя кроху искать глазами источник звука. Такие тренировки слуха можно проводить несколько раз в день, но после 3-4 дней занятий стоит сделать перерыв на неделю.

Для стимуляции органа зрения надевайте крохе яркую одежду и окружайте малютку предметами разного цвета. Подвесьте над кроваткой малыша яркие игрушки примерно в 50 сантиметрах от ребенка. Кроха не только будет разглядывать их, но и начнет пытаться схватить.

Ведите с младенцем своеобразные диалоги, копируя гуление карапуза. Малыш будет слышать себя со стороны и повторять за вами, одновременно тренируя артикуляцию и речь. Детям также очень нравится, когда мама имитирует звуки животных (мяукает, мычит).

Познакомив малыша с обычным массажем, попробуйте применить для этой процедуры предметы, которые можно катать по телу малютки, например, гладкие палочки, небольшие мячики, карандаши. Если вы взяли для такого массажа крупный предмет, катайте его только по спине младенца, а маленькие предметы могут быть использованы для поглаживаний всего тела карапуза.


Массаж активирует мозговые клетки и способствует развитию ребенка

Для «самомассажа» можно рассыпать на пеленальном столике крупу (пшено, рис, гречку, фасоль) и уложить на нее малютку спинкой вниз. Если ручки крохи пока не очень ловкие и не смогут ухватить крупинки, можете выкладывать на крупу кроху и на животик. Двигаясь по такому массажирующему материалу, ребенок будет развивать тактильную чувствительность.

Режим дня

У многих малышей к двухмесячному возрасту формируется их собственный режим дня. Родителям важно учитывать биоритмы младенца и подстроить основные режимные моменты под них (прогулку, развивающие занятия, купание).

Большую часть суток двухмесячный малыш проводит во сне. Кроха спит ночью примерно 11 часов, а в дневное время 4 раза по 1,5-2 часа. Также будет нормой, если несколько дневных снов будет длиться до 3 часов, а остальные будут очень короткими (по полчаса). Периоды бодрствования в этом возрасте пока еще недлительные. В среднем их 4 длительностью от 1 до 1,5 часов.

Количество кормлений в 2 месяца составляет 6-7, а интервал между ними – примерно 3 часа. Ночного перерыва в этом возрасте в кормлениях нет, при этом во время ночного кормления малютка уже полностью не просыпается.

Уход

Двухмесячного карапуза не следует оставлять в одиночестве – пусть малютка всегда будет под присмотром взрослого. Ухаживая за крохой, нужно ежедневно умывать ребенка, протирая его глазки, нос, ушки и лицо. Подмывают малыша под проточной водой после каждого выделения кала и после нескольких мочеиспусканий.

Ежедневное купание ребенка 2 месяцев должно длиться 5 минут в воде температуры 36-37 градусов.

Голову 2-месячному малышу моют два-три раза в неделю.


В воду для купания можно добавлять различные травы

Питание

Лучшей пищей для малыша в возрасте 2 месяцев считается материнское молоко. Оно обеспечивает кроху нужными питательными веществами и меняется одновременно с ростом грудничка. Лучшим вариантом вскармливания грудью называют кормление по требованию, когда кроха прикладывается столько раз, сколько ему нужно.

Ребенок – долгожданное чудо в каждой семье. К его появлению готовятся заранее и с любовью изучают любую информацию: книги, статьи, информацию в интернете.

Но прочитанные книги и теоретическая информация из сети не смогут ответить на все вопросы, которые появятся у молодых родителей с рождением крохи. А один из основных вопросов — когда новорожденный начинает видеть?

Один из первых предметов обсуждения - как видит и когда начинает видеть новорожденный. Глаза ребенка начинают формироваться еще в утробе – с четвертого месяца эмбриональной жизни.


А на седьмом-восьмом месяце плод уже активно реагирует на свет, может поворачиваться к нему или наоборот отвернуться, если он слишком яркий, малыш способен различать день и ночь. Родителей волнует вопрос, видят ли новорожденные.

При правильном внутриутробном развитии малыш способен видеть сразу же после своего появления на свет. Вопрос в том, каким видится им мир?

Особенности зрения в первые дни жизни

Нельзя рассчитывать, что младенец, только переживший рождение, имеет зрение, как у взрослого человека. Картина мира для него пока очень размытая, да еще и болезненная, так как яркий свет непривычно режет нежные глазки. Поэтому часто после рождения малыши находятся в помещения с приглушенным светом для минимизации стресса.


Стоит отметить, что с самого момента рождения малышу наиболее удобно рассматривать все и всех вокруг себя с вертикального положения. Так ему легче концентрироваться, хотя задержать взгляд на чем-нибудь хотя бы 10 секунд ребенок сможет только после четырех месяцев. А до этого его глаза смогут фокусироваться всего пару мгновений, будут как бы «скользить» по заинтересовавшему объекту.

В начале своей жизни ребенок только спит, кушает и мочит пеленки. Рассматривать окружающее его пространство хоть и интересно, но все еще неприятно и неудобно из-за припухших век и покрасневших глаз. Припухлость появляется при прохождении через родовые пути в процессе родоразрешения, но проходит сама по себе через некоторое время без стороннего вмешательства. Чаще всего веки во время бодрствования полузакрыты, прищурены.


Бытует мнение, что новорожденные все видят перевернуто, вверх ногами. Это не так: они не в состоянии проанализировать то, что перед ними, пока не воспринимают увиденное. Доказано, что новорожденные могут видеть на дальнее расстояние. Лучше всего грудничок различает предметы на расстоянии около 25 см – это пространство от глаз крохи до лица матери при грудном кормлении.

Поэтому даже при искусственном вскармливании рекомендуется брать дитя на руки – так ему наиболее комфортно рассматривать маму и запоминать ее черты. И даже в таком нежном возрасте можно и нужно налаживать зрительный контакт, привлекать внимание. Правда, чтобы преуспеть, учитывая, как видят новорожденные дети, нужно выполнить несколько условий:

  1. Прежде всего, подловить правильный момент – не сразу после кормления или когда малыш намерен уснуть.
  2. Поднять, поддерживая за головку и под попку, на расстоянии вытянутой руки.
  3. Не делать резких движений, дать ребенку время сконцентрировать взгляд.
  4. Улыбайтесь: позитивные эмоции всегда приятнее наблюдать.
  5. В попытках привлечь внимание не стоит повышать голос: крошка может расстроиться, закапризничать, начать плакать, и тогда положительного результата от зрительного контакта ждать не стоит.

Как развивается зрение в первый месяц

Совершенно нет смысла тревожиться, если поначалу малютка заметно косит глазками. Так бывает часто, потому что процесс контролирования своего зрения только-только запущен. Проще говоря, ребенок в 1 месяц всего лишь начинает учиться смотреть на мир с его разнообразием предметов, которые имеют замысловатые формы, выпуклости, размеры и находятся на абсолютно разном расстоянии.

В этот период необходимо показывать картинки с выраженными контурами: круги, завитушки, полосы и т.п. для тренировки зрения. Рекомендуется повесить над кроваткой игрушки, погремушки или просто предметы, которые привлекают взор.


Младенцы любят разглядывать вещи в спокойной обстановке. Не стоит вешать самодельный или купленный мобиль прямо над головкой. Лучше расположить такую конструкцию ближе к ножкам, за ними или по бокам кроватки. Такое положение поможет концентрации и не создавать лишней нагрузки на мышцы шеи.

Но лидером по завоеванию детского внимания было и остается человеческое лицо: его кроха разглядывает наиболее пристально, замечая все изменения. При этом происходит передача и считывание информации, настроения, ребенок обучается не только видеть, но и чувствовать.

Изменения зрения к трем месяцам


Дети начинают видеть окружающее более или менее четко и реально, но все еще не в привычных нам цветах, а в черно-белой гамме. Они уже рассмотрели и запомнили самых близких людей, которые частенько попадались на глаза – маму, папу, сестер, братьев – и даже способны их различать между собой.

Особенно легко это удается, если родственники имеют особенные черты. Например, у папы – темные усы / борода, мама – светленькая и в очках, сестренка светленькая, но меньше мамы, братик тоже имеет маленькое лицо, но смуглый и без усов / бороды.


В три месяца опять-таки можно наблюдать временное косоглазие. Это результат несовершенства глазных мышц, которые к этому возрасту еще не окрепли. Для того, чтобы заставить оба глаза одновременно смотреть на определенный предмет, даже если он не движется, от маленького человека требуется немалых усилий.

Прогресс первого полугодия


Примерно на шестом месяце жизни малыш способен не просто начать различать членов семьи, но и узнавать их, приветствуя счастливой улыбкой и агуканьем. Основная цветовая гамма уже ему доступна, но насыщенный желтый и красный цвета привлекают внимание больше остальных.

Вот почему первые погремушки, прорезыватели для зубок рекомендуется покупать в этом цвете – они однозначно привлекут и задержат на себе внимание. К полугоду у ребенка глаза выглядят привычно для нас и не должны косить.

Если замечено даже легкое скашивание хотя бы одного глаза – это причина обратиться к семейному доктору-педиатру, который после осмотра скажет, есть ли необходимость посещения офтальмолога.


Молодые мамы, особенно с первенцем, склонны к излишнему беспокойству и могут преувеличивать некоторые симптомы. Например, бывает у малыша в связи с генетической наследственностью широкая переносица, при этом создается ошибочное впечатление скашивания глаз.

Такое заблуждение сможет развенчать педиатр, при этом успокоив волнующихся родителей. Зрение малыша можно проверить и дома с помощью несложного теста. Нужно взять небольшой фонарик с не очень ярким светом, направить его луч в глаза, держа сам фонарик на уровне переносицы на расстоянии 20-30 см от лица.

Нужно следить за отблесками луча в зрачках: если он посредине, значит, со зрением проблем нет, а если блик отклоняется в какую-либо сторону – нужна консультация профессионала.

Нужно ли спешить к врачу

примерно так ребенок воспринимает мир по месяцам

Когда ребенок начинает видеть, к окулисту необходимо попасть на прием как можно раньше – он сможет дать профессиональные рекомендации относительно правильного ухода за глазами даже с первого дня рождения. Не стоит пугаться сложности процедур – как правило, все проще, чем кажется на первый взгляд.

Конечно, если у крошки нет проблем с конъюнктивитом новорожденных, который иногда случается на первой неделе жизни. В таком случае оба или один глазик начинают гноиться, но эта напасть легко излечима и ни в коем случае не влияет на остроту зрения в будущем.