Ручная игрушка монтессори как бизнес. Методика Монтессори: особенности изготовления развивающих материалов своими руками


Любящие родители готовы на все для всестороннего, а главное, комфортного и радостного развития своих детей. Согласно методике воспитания Марии Монтессори, материалы, созданные своими руками, – все, что нужно ребенку для того, чтобы он полностью раскрыл свой потенциал. Сделать такие игрушки несложно, главное – задаться целью и уделить 2-3 часа своего времени. Мы собрали несколько мастер-классов, более 30 идей, а также примеры дидактических игр по мотивам именитого итальянского педагога.

Особенности методики воспитания

«Образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка. Он происходит не благодаря восприятию им слов взрослых, а представляет собой накопление опыта практических действий, само­стоятельных открытий, которые он черпает в окружающей его среде».

Великие слова великой женщины Марии Монтессори – ученого, врача, педагога, философа и гуманиста. Более века назад она смогла обучить своих подопечных – умственно отсталых детей – так что они в чтении, письме и счете превзошли своих здоровых сверстников. Ее достижения всколыхнули весь мир и обнажили несовершенство традиционного обучения. В 1907 году Мария открыла школу для здоровых детей в Риме. Методы, которые она использовала в работе, продолжают совершенствоваться по сей день.

Особенности обучения по Монтессори:

  • использование дидактических материалов, которые позволят ребенку заниматься самостоятельно: изучать, отрабатывать действия, обнаруживать и исправлять ошибки;
  • поощрение свободы ребенка, признание за ним права предаваться тому занятию, которое ему нравится, без ограничений по времени или любых других;
  • коллективное обучение в разновозрастной группе, где младшие перенимают опыт и знания старших, а те, в свою очередь, учатся заботе и ответственности;
  • отсутствие соревнования между детьми и какой-либо системы оценок;
  • побуждающая, поощряющая, содействующая роль воспитателя, но не ограничивающая и не предписывающая.

«Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Узнать о ней больше можно .

Примеры игр

В специализированных школах Монтессори или классах по развитию детей всегда можно обнаружить массу интересных материалов: всевозможные , вкладыши, головоломки, рамки и целые борды на всю стену. Оторвать малыша от них невозможно. Ребенок сам находит себе занятие, сам ставит задачу и решает ее. Например, передвигает шарики по деревянному лабиринту. Сначала его действия могут выглядеть хаотично. Ребенок знакомиться с материалом, пробует разную направленность и силу движений. По мере развития он соображает, что нужно собрать шарики по 4 разным сторонам, согласно цвету больших шаров в углах.

В подобные Монтессори игры можно играть и в домашних условиях. И для этого вовсе не обязательно покупать дорогостоящие игрушки. Все предметы можно найти дома:

  • толстые нитки;
  • пуговицы, бусины;
  • палочки из-под леденцов, мороженого;
  • пластиковые емкости, баночки;
  • песок;
  • крупы, макароны, фасоль;
  • бельевую корзину;
  • мячи;
  • цветные прищепки;
  • посуду: кастрюли, стаканы, дуршлаг, ложки, поднос.

Даже с таким небольшим набором можно придумать множество игр по мотивам Монтессори. Чтобы начать игру, нужно показать ребенку, что можно делать с предметами. Например:

  • нанизывать бусины на нитку (по цветам, размерам или хаотично);
  • продевать нитку в дуршлаг, создавая всевозможные переплетения;
  • собирать палочки в закрытую емкость с прорезями;
  • выкладывать узоры из деревянных палочек (если на несколько штук, сложенных вместе, нанести рисунок, получится пазл);
  • сортировать, пересыпать, смешивать крупы, а также окрашивать их в разные цвета;
  • стучать деревянной палочкой, ложкой по посуде, получая разные звуки и создавая музыку;
  • ставить прищепки на разноцветный картон;
  • закидывать мячи в бельевую корзину;
  • строить из песка, разукрашивать его, рисовать палочкой или пальцами по песку, рассыпанному тонким слоем в подносе;
  • складывать посуду по принципу матрешки.

На самом деле даже пособия Монтессори перечисляют и описывают игры с подручными предметами. Все-таки целью воспитания является саморазвитие через взаимодействие с окружающим миром, поэтому и материалы должны быть простыми и понятными для малышей.

Примеры книг: Э. Тирио «52 недели занятий с ребенком», Э. Эррман, Р. Роччи «Я учусь с Монтессори», Д. Орлова «Большая книга Монтессори».

Топ-15 мастер-классов по созданию Монтессори материалов

Методика уделяет особое внимание тактильным ощущениям, то есть сенсорике. Поэтому важно делать игрушки из натуральных и как можно более разнообразных материалов: дерева, металла, воды, желе, пластилина, пенопласта, камня, ткани и т. д. Также нужно предусмотреть безопасность будущих игр. Деревянные изделия стоит обтесать, гвозди надежно вбить и загнуть. Если используется краска, следует убедиться, что она нетоксична.

Игры с карточками

Один из самых простых и популярных дидактических материалов Монтессори. Для создания карточек своими руками понадобятся листы А4, картон, фломастеры или краски. Те, кто не умеет рисовать, могут распечатать картинки в любой типографии или дома на принтере. Рекомендуется делать рисунки большими и выразительными, обязательно реалистичными, не сказочными. Для увеличения износостойкости картинки приклеиваются на картон и по желанию заклеиваются скотчем.

Какие карточки можно сделать своими руками и как с ними играть?

  1. С животными. Рекомендуется разделить карточки на группы: дикие, домашние животные, родители и их дети, животные разных континентов, морские обитатели, птицы, грызуны и т. д. Дальше ребенку выдаются резиновые или мягкие фигурки нарисованных экземпляров, которые он должен соотнести с картинкой и правильно расположить. Можно и нужно называть животных и коротко рассказывать о них.
  2. С фруктами и овощами. Принцип тот же самый. Малышу выдаются карточки с овощами и отдельно с фруктами. Рядом ставится большая миска с продуктами. Ребенок может не только раскладывать их по карточкам, но и щупать, нюхать, пробовать на вкус.
  3. С цифрами и буквами. Здесь вариаций несколько. На лист с буквами или цифрами можно раскладывать пластмассовые крышки с нарисованными буквами или деревянный, магнитный алфавит. Также буквы можно нанести на фасоль, морские камни, ракушки или вырезать их из цветного картона. Для изучения цифр подойдут счетные палочки, кубики. На картинке изображается число и количество предметов.

Мальчики по карточкам могут изучать марки машин. Также для развития полезно раскладывать геометрические фигуры, предметы быта, например ножницы, часы, нитки, посуду.

Сенсорные коврики

В качестве основы для коврика многие используют ненужные большие полотенца. Но также для этих целей вполне подойдут старые наволочки, куски плотной материи, отрезы ковролина, пенопропиленовые коврики-пазлы. Дальше на основу пришивается (приклеивается) материал, который будет развивать малыша.

Какие коврики можно сделать своими руками?

  1. С пуговицами. На основу пришиваются разные крупные пуговицы, которые малыш может щупать или даже ходить по ним (профилактика плоскостопия, вальгуса и других ортопедических проблем).
  2. Коврик-аппликация. Делается по задумке и имеет подвижные, разные на ощупь детали. Например, аппликация на тему день-ночь. Коврик зрительно делят пополам. На одной стороне нашивают солнце из желтой ткани, белые облака, тучку с нитками (дождик). Внизу располагают землю в виде кусочка коричневого ковролина, асфальт-наждачную бумагу. Можно пришить палочку-дерево, любые другие детали. На вторую половину прикрепляются луна, кровать с подушкой и одеялом и т. д.
  3. Из яиц «Киндер-сюрприз». Очень интересный коврик, где в каждой ячейке малыш может найти что-то новое: вату, мелкие шарики, камушки, опилки, магниты, монеты, пластилин, каштан. Для изготовления такой забавы пластиковые «желтки» протыкаются горячим тонким гвоздем снизу в двух местах, а затем пришиваются вплотную друг к другу. Можно дополнительно соединить их горячим клеем между собой.

Те, кто владеет мастерством вязания, могут коврик связать. Также интересна идея создания коврика из квадратов, которые можно соединять между собой пуговицами или пристегивать молнией.

Сортеры

По убеждению Монтессори, дети сами способны определять актуальную деятельность для саморазвития. Задача педагогов и родителей – предоставить им в свободное владение дидактический материал. Особенно хороши в этом плане различные сортеры и вкладыши, где малышу не нужно указывать на ошибку, он сам способен обнаружить ее.

Итак, что можно сделать своими руками для Монтессори игр?

  • Из бутылок и короба. Понадобиться большой невысокий короб и 7 бутылок с разноцветными крышками (можно выкрасить самостоятельно). Сначала сверху на короб наклеиваются разноцветные прямоугольники, а бутылки отрезаются по его высоте. Затем напротив каждого цвета вырезаются отверстия для горлышек бутылок. По задумке ребенок прикручивает крышки, соответствующие приклеенному цвету.
  • Из лоскутов ткани. На большой отрез пришиваются прямоугольники и пристрачиваются кармашками, затем на каждый отдел приклеивается аппликация. Это могут быть цифры, буквы, геометрические фигуры. Дальше малыш раскладывает по кармашкам нужные материалы.
  • Из картона. Принцип тот же, что и у вкладыша из ткани, только за основу берется ватман, а прямоугольники вырезаются из картона. Для разделения на кармашки можно использовать скотч, клей, степлер. Внутрь вкладываются плоские фигуры. Например, в один кармашек – круги, во второй – квадраты и т. д.
  • Из пищевых контейнеров. Из пластиковых лотков можно изготовить всевозможные сортеры. Например, проделать раскаленным гвоздем фигурные отверстия в виде круга, квадрата, треугольника, узкой полоски. Ребенок сможет складывать в контейнер монеты, шарики, кубики и т. д.
  • Из спичечных коробков. Самые простые вкладыши, которые можно сделать за полчаса. Наверх нужно наклеить изображение фигурок, которые ребенок будет складывать внутрь: цифры и соответствующее количество палочек, буквы, цвета, геометрические фигуры.

Игрушки для мелкой моторики и другие

Практически все материалы Монтессори развивают мелкую моторику, повышают концентрацию внимания и тренируют память. Они не делают из ребенка гения, но помогают развиваться естественно и раскрывать весь свой внутренний потенциал.

Какие еще игрушки можно сделать своими руками?


Идеи в картинках

Деревянные Монтессори материалы можно не только сделать своими руками, но и купить. Вот что предлагают магазины:

Кстати, умелым папам не составит труда скопировать идею и воплотить в жизнь.

В заключение стоит отметить: пытаясь воссоздать Монтессори среду дома, важно не переусердствовать. В комнате должно быть несколько зон: отдыха, активности, переодевания, творчества. Главное – это не количество материалов, а воспитание самостоятельности в ребенке. Очень важно, чтобы мебель и предметы вокруг были безопасны и удобны для пользования. Грубо говоря, малыш должен иметь возможность свободно реализовать свои желания, переодеться, взять нужный предмет с полки, а затем убрать. Вот, собственно, и весь секрет методики Марии Монтессори.

Дети в возрасте около года находятся в периоде освоения причинно-следственных связей и в тоже время стремятся работать с мелкими предметами, развивая мелкую моторику. «Копилка» послужит обеим целям.

Её просто сделать дома. Возьмите небольшую аккуратную коробку, например, из-под обуви. Учтите, что она не должна быть ярких или пёстрых цветов. Прорежьте отверстие в крышке и предложите малышу проталкивать в него шарики. После – открывать коробку и искать их. Как только ребёнок перестанет пробовать предметы на вкус, сделайте отверстие меньше, а шарики замените на более мелкие предметы. Часто родители используют для подобной игры банки. Важно, чтобы крышку малыш мог открыть самостоятельно, чтобы завершить работу.

  1. Раскладывание по отверстиям.

Интересно и раскладывание предметов по отверстиям. Для него подойдёт любая коробка с отверстиями, например, от конфет или форма для льда. Раскладывать можно одинаковые шарики или орехи. Следите, чтобы предметов и отверстий было одинаковое количество.

  1. Коробки, которые можно открывать и закрывать.

Этот классическое пособие Монтессори, которое легко сделать дома. Потребуются 3–4 коробки разного размера из разных материалов, которые открываются по-разному. Внутрь можно положить небольшие игрушки, чтобы ребёнку было интересно искать их. Сперва покажите, как открывается каждая из них, а потом предложите поработать самостоятельно. После предложите закрыть ящички и убрать на место.

  1. Сенсорные мешочки или ткани.

Сенсорные мешочки Монтессори просто сделать своими руками дома. Сшейте 4–5 пар одинаковых мешочков: 2 одинаковых мешочка с гречкой, 2 с пшеницей, 2 с манкой, 2 с горохом и 2 с рисом. Годовалому малышу предлагайте пока только ощупывать мешочки, получая новый сенсорный опыт. Когда ребёнок подрастёт, он будет искать пары с закрытыми глазами, так что такое пособие послужит долго.

Похожий материал – различные на ощупь ткани (также парные), порезанные на одинаковые квадраты. Работают с ними как и с мешочками: ощупывают лоскутки, обращая внимание на структуру.

  1. Сенсорные книжки.

Сейчас продаётся множество сенсорных книжек. Их можно сшить и самим, как из ткани, так и наклеив разную ткань и другие материалы на листы картона. Обратите внимание, чтобы цвета в книжке были гармоничными.

Другое подобное сенсорной книжке пособие, которое значительно проще сделать в домашних условиях, – доска с тканями. Приклейте на картон или доску квадраты разной ткани, вату, губку.

  1. Материалы для первых упражнений в практической жизни.

Основой методики Монтессори для детей раннего возраста являются упражнения практической жизни. В этих занятиях дети перенимают опыт у взрослого и учатся самостоятельному обращению с вещами, развивают моторику рук. Предлагайте помогать вам в повседневных делах, постепенно включая новые упражнения по мере взросления ребёнка: вытереть тряпочкой стол, сложить белье в стиральную машинку, смешать ингредиенты для салата или пирога, почистить банан, полить цветы.

  1. Сосуды для переливания.

Упражнения с водой развивают моторику и имеют терапевтический успокаивающий эффект. Предлагайте такие занятия с самого раннего возраста. Их можно организовывать прямо в ванной во время купания: положите в таз несколько сосудов и покажите как можно переливать из одного в другой. Также научите малыша, как играть с леечкой и с водяной мельницей и как выжимать губку.

  1. Ситечко для вылавливания из воды.

Это занятие часто надолго увлекает даже совсем маленьких детей, которым бывает трудно сконцентрироваться на какой-либо деятельности долгое время.

Дайте малышу таз с водой и разные мелочи: сначала это могут быть шарики от пин-понга, их проще поймать, после можно использовать что угодно: мелкие игрушки, камни, ракушки, шишки. Пусть сначала вылавливает рукой. Когда ребёнок поймёт, в чём заключается работа, дайте ему ситечко или половник, с помощью которых он будет складывать игрушки в коробку.

  1. Речевые корзинки.

Это небольшие корзинки, в которых собраны игрушки по одной теме: животные, фрукты, транспорт.

С фигурками проводится трёхступенчатый урок, вводятся их названия.

Сначала вы сами называете 2–3 предмета из корзинки, затем предлагаете показать один из них, потом спрашиваете, как называется тот или иной предмет. Если ребёнок ещё не умеет разговаривать, остановитесь на второй ступени.

  1. Штампы для рисования из картошки .

Около года дети с удовольствием осознают, что могут оставлять след на бумаге или другой поверхности. Именно в этом возрасте мы учим малышей обращать внимание на этот след. Предлагайте рисовать пальчиковыми красками, а также сделайте штампы из картофеля. Просто разрежьте картошку пополам, макайте половинку в краску, оставляя таким образом след, или вырежьте на половинке картошки различные формы, чтобы разнообразить работу.

Возможно, вам будет интересна . В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

Последнее обновление статьи: 01.04.2018 г.

О педагогической системе замечательного итальянского доктора слышали, пожалуй, все мамы. Многие родители не против внедрить некоторые принципы развития в собственный воспитательный процесс, однако приобрести настоящие игрушки Монтессори сможет не каждая семья. Повод ли это отказываться от системы Монтессори в домашних условиях? Вовсе нет. Ведь многие развивающие пособия можно изготовить самостоятельно, как говорится, из подручных материалов. Кроме того, при желании можно организовать и ежедневные занятия.р>

Детский психолог

О педагогической системе замечательного итальянского доктора слышали, пожалуй, все мамы. Многие родители не против внедрить некоторые принципы развития в собственный воспитательный процесс, однако приобрести настоящие игрушки Монтессори сможет не каждая семья.

Повод ли это отказываться от системы Монтессори в домашних условиях? Вовсе нет. Ведь многие развивающие пособия можно изготовить самостоятельно, как говорится, из подручных материалов. Кроме того, при желании можно организовать и ежедневные занятия.

Самое главное – понять, как создать развивающую среду, как разделить детскую комнату на основные зоны, какие материалы подобрать для ребёнка определённого возраста. Разобраться в этих вопросах помогут опытные специалисты и мамы.

Очень полезная и информативная статья детского психолога расскажет о том, что такое , каковы принципы этой образовательной системы и каковы основные плюсы и минусы данного метода.

Правила обустройства развивающего пространства

Обустроить детскую в соответствии с правилами Монтессори не так сложно, как может показаться неискушённому родителю. Несомненно, помещения в садике или классы в школе довольно просторные, однако и из небольшой детской может получиться комната в Монтессори-стиле.

При организации домашней развивающей среды важно соблюдение следующих правил:

  • ребёнок должен видеть все материалы для занятий, то есть их необходимо располагать в зоне досягаемости;
  • мебель должна подходить малышу по росту и должна быть лёгкой по весу, чтобы ребёнок самостоятельно мог двигать или устанавливать в любом месте стульчик и стол;
  • на пол следует постелить ковёр или плед, поскольку ребёнок обязательно будет играть и заниматься не только на столе, но и рядом с ним;
  • все полочки и стеллажи с игровыми пособиями должны быть «приветливо распахнутыми», чтобы малыш сам смог выбрать нужный предмет;
  • любое отдельное задание должно находиться и предлагаться в своём подносе, коробочке или пластиковом контейнере;
  • каждый предмет, используемый ребёнком, должен быть настоящим, а не муляжом либо игрушкой (то есть малышу нужно давать, к примеру, настоящий совок и веничек).

Такой порядок в организации игрового пространства не только помогает малышу с ранних лет ориентироваться в материалах и пособиях, но и позволяет приучать к чистоте даже совсем маленького ребёнка. Поиграл? Убирай за собой, ставь предмет на своё место!

Зонирование помещения

Система Монтессори подразумевает чёткое зонирование пространства. Созданные учебные секции необходимо наполнить подходящим материалом.

Принцип разделения комнаты, кстати, очень часто применяют преподаватели в центрах раннего развития детей. Основных зон пять, каждая из них характеризуется определёнными особенностями.

Занимаясь в этой секции, малыш сможет получить базовые навыки самообслуживания. Наполненность зоны, разумеется, во многом зависит от возраста ребёнка. Общий перечень дидактических материалов для формирования практических умений включает:

Монтессори пропагандировала самостоятельное развитие ребёнка. Поэтому матери не следует особо вмешиваться в ход занятия, важно лишь следить за детской безопасностью и не допускать поломки бытовых предметов.

Совершенствование сенсорики особенно важно для самых маленьких ребятишек. В эту секцию помещают предметы, которые призваны развивать восприятие формы, цвета, веса, слуховых, зрительных, тактильных ощущений.

Примерами дидактических материалов служат:

Ребёнку в 1 годик в эту зону можно положить развивающий коврик, который остался с прежнего времени. С этого игрового аксессуара следует лишь убрать дуги и прочие уже ненужные элементы.

Занятия математикой по методике Монтессори предполагает наличие в специальной зоне предметов, которые помогут научить ребёнка простейшим арифметическим действиям, сравнению размеров, форм и количества. Также здесь закладываются основы абстрактного мышления.

Справиться с подобными задачами призваны следующие материалы:

Шероховатые цифры можно изготовить различными способами. Например, их можно вырезать из наждачной бумаги различной зернистости, из плотного картона, на который с помощью клея и манки создаётся необычная рельефная поверхность.

В эту учебную секцию помещают те пособия, которые призваны обучить детей грамоте. Дидактические материалы языковой направленности могут быть самыми разными, наиболее распространены:

Шероховатые буквы изготавливаются по точно тому же принципу, что и цифры для математической зоны. Сюда же можно отнести и занятия на развитие мелкой моторики, поскольку все они способствуют скорейшему совершенствованию речи и письма.

По-другому эта секция ещё называется естественнонаучной зоной, то есть здесь ребёнок познаёт всё многообразие окружающего мира, знакомится с природными явлениями, историей и культурой своей родины и других стран мира.

Специалисты и опытные родители советуют помещать в космическую зону такие пособия и предметы, как:

  • домашние цветы;
  • аквариум;
  • различные карты и глобус;
  • набор животных (фигурки диких, домашних зверей, птиц);
  • гербарий;
  • мини-лабораторию для опытов;
  • раковины, морские и речные камни;
  • лото с животными и тому подобные игры;
  • календарь наблюдения за природными явлениями;
  • различные тематические энциклопедии и т.д.

Все эти пять секций можно свободно расположить даже в небольшом помещении. Важно лишь упорядочить их содержимое и открыть свободный доступ для малыша.

Также не следует излишне фанатично относить к принципу Монтессори, касающемуся самостоятельного познания ребёнком окружающего мира. Отдельные виды деятельности подразумевают соучастие родителей – например, малышу будет сложно играть в лото в одиночку.

Не нужно забывать и о возрастном факторе. Поскольку ни одно, даже самое уникальное развивающее пособие не принесёт очевидной пользы, если ребёнок слишком мал или уже подрос для игрушки.

Прежде всего, предназначена методика Монтессори для детей старше 3 лет, однако реализовать некоторые её принципы можно и в значительно более раннем возрасте.

Лучшие , представленные в статье детского психолога, помогут родителям ещё успешнее развивать маленького ребёнка.

Необходимо оборудовать детское помещение таким образом, чтобы кроха смог свободно двигаться. Для этого необходимо на пол постелить мягкий мат или матрас, а рядом установить зеркало (его нужно обязательно закрепить).

Ближе к 12-месячному возрасту возле зеркала нужно установить перекладину, чтобы ребёнок смог понемногу вставать и, придерживаясь, передвигаться в вертикальном положении.

Что касается дидактических материалов, то в этот возрастной период работает принцип – чем больше сенсорики, тем полезнее для малыша.

Необходимо выбирать такие предметы, которые можно:

  • потрогать;
  • послушать;
  • перекладывать из ручки в ручку.

До года ребёнку могут понадобиться несколько важных пособий, которые обычно имеются в каждом доме, где поселился новорождённый малыш.

  • мобили. Для развития зрительного восприятия у малыша младше 1 месяца пригодится мобиль с чёрно-белыми изображениями и игрушками. Затем можно брать подвески с предметами основных оттенков;
  • шумящие игрушки. Можно взять традиционные погремушки, бубенцы, прочие музыкальные инструменты. Шумящие игрушки своими руками – тоже неплохой вариант. Для изготовления потребуются бутылочки, коробки, баночки, в которые засыпают камешки, крупы;
  • игрушки для захвата. 3-месячный ребёнок активно учится хватать предметы. С этой целью ему предлагаются палочки из дерева, пластика, которые удобно удерживать и перекладывать из ладошки в ладошку;
  • коробки с мелкими предметами. Для совершенствования тактильных ощущений и расширения знаний об окружающем мире пригодится коробочка с различными небольшими предметами, различными по фактуре. Родитель должен следить, чтобы кроха не тащил их в рот.

Все подобные упражнения можно и нужно сопровождать детскими песенками, потешками, стишками. Также можно включать классические музыкальные произведения.

Годовалый малыш не только нуждается в развитии сенсорики, но и в тренировке тонкой моторики, которая ведёт за собой и речь. С этой целью дома можно изготовить рекомендуемые материалы Монтессори своими руками.

Также можно сделать дома игрушки, напоминающие стандартные наборы Марии Монтессори. Как правило, детям старше 1 года подходят шнуровки, которые могут выглядеть совершенно по-разному. Самый простой вариант – «шнуровать» дуршлаг.

Также в этом возрасте подойдут пирамидки с крупными кольцами и матрёшки. Обычно дети с удовольствием надевают круги на пирамидный штырь и разбирают и собирают деревянные куколки, попутно совершенствуя восприятие формы и величины.

Занятия и материалы для детей от 2 до 3 лет

Занятия Монтессори дома основываются точно на таких же принципах, что и в специализированных садиках. Поэтому взрослому следует постепенно становиться наблюдателем, а не инициатором занятий.

Детям старше двух лет свойственно стремиться к самостоятельному познанию окружающего мира. К тому же этот процесс им очень нравится. Задача родителей – не навязывать игрушки, а предоставить возможность манипулировать предметами.

  • конструирование. Не обязательно покупать ЛЕГО, можно изготовить свой собственный конструктор из подручных элементов. Для этого сгодятся камни, раковины, лоскуты, шнурки, раковины, дощечки. Ребёнок сам должен решить, как их комбинировать и что из них можно сконструировать;
  • собирание пазлов. В каждой семье хранятся старые открытки, плотные картинки. Их можно разрезать на 2 — 4 части (чем старше малыш, тем больше элементов). Первоначально родителю всё же необходимо продемонстрировать, как собирать пазл. Обычно ребятишки с радостью играют в подобную игру;
  • сортирование. Важно приучать ребёнка, что складывать одни предметы нужно в одну коробку, а другие – соответственно, в другую. Это помогает понять принцип сортировки предметов по каким-либо признакам: расцветке, форме, размерам, количеству и пр.

Также можно предлагать малышу игрушки типа «Почтовый ящик», когда необходимо в прорези определённой формы проталкивать соответствующие фигурки. Эта игра надолго увлекает детей в этом возрасте.

Занятия и материалы от 3 до 6 лет

Дети в этом возрастном периоде становятся ещё более самостоятельными, особенно после прохождения так называемого кризиса трёх лет. Теперь дошкольник стремится получать новые знания за счёт сторонних источников информации, например, книжек.

После трёхлетнего возраста ребёнок уже не столь активно интересуется «суррогатными» бытовыми занятиями, поэтому зону практических навыков можно постепенно уменьшать.

Малыш уже готов физически и психологически выполнять реальную работу по дому, например:

Сенсорика отходит на второй план, на первый же выдвигается активная работа с материалами. Например, дети с большим удовольствием занимаются с кинетическим песком (отличается большей пластичностью, по сравнению с обычным).

Узнайте больше информации о том, и в какие игры можно играть с этим пластичным материалом, из статьи детского психолога.

В детской песочнице ребёнок может:

  • смешивать различные оттенки;
  • лепить не просто куличики, а настоящие «произведения искусства»;
  • сравнивать созданные фигурки по размеру, окраске и форме;
  • прятать и отыскивать клады;
  • создавать из песка буквы и цифры и т.д.

Привычные шумовые баночки уже не актуальны, сейчас нужно отдавать предпочтение детским музыкальным инструментам: барабанам, дудкам и даже синтезаторам.

Если ребёнок с удовольствием играет в игрушки для детей более младшего возраста, не стоит забирать и давать те, которые кажутся вам более правильными. Монтессори предполагала, что малыш сам должен выбирать интересное занятие.

4 — 5-летний ребёнок активно интересуется написанием букв. Стоит ли самим учить малыша писать? Специалисты советуют заняться подготовкой руки и пальцев к овладению этим навыком.

С этой задачей справятся такие занятия, как:

  • штрихование;
  • выведение букв на манке или кинетическом песке;
  • работа в прописях;
  • вырезание ножницами;
  • нанизывание крупного бисера на леску.

Шесть лет – стандартный возраст обучения чтению. Подготовиться к овладению этим навыком помогут следующие упражнения по методу Монтессори:

  • упражнения на определение звуков (к примеру, родитель предлагает ребёнку отыскать в комнате те предметы, которые начинаются на звук «р»);
  • работа с небольшими подписанными предметами, которые хранятся в одной коробке;
  • работа с карточками, которые включают изображение и его название (важно, чтобы буквы произносились так же, как и писались);
  • прочитывание небольших книг с крупными иллюстрациями и небольшим сопроводительным текстом.

Также повышается увлечённость математическими занятиями. Методика Монтессори отличается определёнными пособиями для формирования этих навыков. Однако и в домашних условиях также можно подобрать подходящие упражнения и пособия.

Основная задача родителей – показать, как можно совмещать визуальный образ цифры с её названием. К примеру, если вы хотите, чтобы ребёнок запомнил – 3+3=6, нужно сложить рядом карточку с цифрами и необходимое количество бусинок или жетонов.

Расширять знания об окружающем мире можно и во время прогулок. Ребёнок, гуляя по парку, может собирать листья и растения, чтобы создать потом гербарий. Также шестилетний малыш уже способен фотографировать животных, которых он видел в зоопарке, для создания собственной картотеки.

Монтессори материалы своими руками

Ребёнок очень быстро растёт, поэтому ему постоянно нужны всё новые и новые игровые принадлежности. Конечно, монтессори-пособия можно приобрести в любом специализированном магазине, однако они достаточно дороги, к тому же гораздо интереснее изготовить их своими силами.

Мама сможет сэкономить существенные деньги, ведь такие пособия нередко изготавливаются из бросовых материалов, которые обычно попросту выбрасываются на мусорку.

Чтобы ребёнок смог понять, что такое геометрические фигуры, запомнить главные оттенки, усвоить градацию размеров, можно изготовить несложные рамки-вкладыши.

Для изготовления потребуется взять:

Алгоритм изготовления пособия выглядит следующим образом:

  1. Картон нужно разрезать на прямоугольники. Их количество зависит от числа геометрических фигур, с которыми мама хочет познакомить своего ребёнка. Для малыша в 1 — 2 годика хватит четырёх основных фигур: кружка, квадратика, прямоугольника и треугольника.
  2. В прямоугольной фигурке необходимо вырезать определённые силуэты (квадраты, треугольники), причём поначалу вырезается самый большой, затем поменьше и ещё меньше.
  3. Получившиеся вкладыши нужно обклеить с «аверса» цветной бумагой. Фигурки одной категории (то есть все треугольники) должны быть разных оттенков.
  4. Ко всем вкладышам в середину нужно прикрепить бусинку или пуговку при помощи проволочного элемента. Это необходимо для упрощения использования пособия.
  5. Осталось только приклеить готовые рамки к основе из ватмана или альбомного листа.

Всё, пособие по изучению геометрических фигур и основных оттенков готово. Работать с ним можно, начиная с годовалого возраста.

Изготовление этого развивающего пособия требует от родителей элементарного умения пользоваться швейной машиной либо обычной иглой с нитью.

Такая «подушечная» пирамида призвана научить ребёнка определять оттенки, ориентироваться в разных размерах. Кроме того, поможет пособие и развить тактильные ощущения, если набить подушки разнообразными материалами.

Необходимые составляющие:

Из одного отреза текстиля нужно вырезать по 2 квадратика со сторонами от 5 до 12 сантиметров. Следует учесть, что одна подушечка будет сшита из двух лоскутов разных оттенков. А стороны соседних подушек будут одного цвета. Рассмотрим на примере.

В основании «подушечной» пирамиды будет лежать валик со стороной в 12 сантиметров. Его низ делаем зелёным, а верх – синим. Грани следующей подушки будут 11-сантиметровые. Нижнюю часть шьём из синей ткани, верхнюю – например, из красной.

Следовательно, третья подушка уже будет с гранями в 10 см, а её низ выполняется в красном цвете, верх же можно сделать любым на ваш вкус. Последовательность и логика действий понятны.

На лицевые стороны подушек необходимо пришить липучки, причём на одну часть нужно приделать жёсткий элемент липкой ленты, на другую же – мягкий. Это нужно для последующей сборки пирамиды, поскольку лента – крепящий элемент.

После этого лоскуты для одной подушечки складываются «аверсными» сторонами и сшиваются, но с одной стороны нужно оставить небольшое отверстие, оно нам пригодится для набивки (после наполнения открытый участок зашьётся).

Подушечку нужно вывернуть и заполнить набивкой. Для наполнения наиболее крупного квадрата нужно использовать самый тяжёлый материал (к примеру, гречку), чтобы придать собранной конструкции максимальную устойчивость.

Чтобы изготовить эти полезные элементы, необходимо взять:

  • цветную бумагу (синюю и красную);
  • трафаретные изображения букв;
  • картон;
  • клеевой карандаш;
  • клей ПВА;
  • манную крупу.

Чтобы сделать пособие, нужно выполнить несколько важных шагов:

Шероховатые буквы используют с 3 — 4-летнего возраста. Это пособие располагают в языковую зону и используют для занятий по подготовке к чтению и письму.

С помощью шершавых заготовок развиваются ассоциации звука и буквы, происходит запоминание их названия, совершенствуется мелкая моторика. Кроме того, ребёнок учится правильно обводить буквы, как при последующем написании.

Для изготовления этого дидактического материала Монтессори необходимо запастись:

  • натуральным текстилем (сатиновыми отрезами);
  • различными крупами (гречкой, пшеном, рисовой или манной крупой), фасолью и горохом;
  • фигурными макаронинами.

Ниже расписан пошаговый алгоритм создания сенсорных мешочков для маленьких ребятишек:

Можно также создать мешки в форме весёлой гусеницы. Для этого необходимо отрезать от колготок необходимую длину, засыпать туда, например, гречку, завязать узелок, чтобы получился плотноватый на ощупь шар.

Затем засыпают другой тип крупы и вновь завязывают узелок. Этот шаг повторяют с каждым видом наполнителя. После чего хвост гусеницы прошивают и красиво оформляют получившуюся игрушку. Например, для глазок можно взять бусинки, только их нужно крепко пришить.

Подобное пособие подойдёт даже для самого маленького ребёнка. Оно великолепно развивает сенсорные ощущения, тонкую моторику, внимательность. Помимо этого, применение сенсорных мешочков позволяет эффективно развивать слуховое восприятие.

Методика Марии Монтессори также предполагает применение подвесок для новорождённых малышей и деток постарше. Такие устройства отличаются от промышленных вариантов отсутствием музыкального сопровождения, быстрого вращения элементов.

Чаще всего формы берутся абстрактные, вращение происходит за счёт воздуха в комнате. Подобный неспешный ход обязательно понравится ребёнка, который станет отслеживать движение игрушки, фокусируя взгляд.

Популярная модель подвески – шестигранный мобиль. Для его изготовления необходимы:

  • лёгкая палочка из дерева;
  • 3 листочка картона основных оттенков: жёлтого, красного и синего;
  • клей;
  • ленточка.

Чтобы изготовить это развивающее пособие для младенцев, нужно выполнить несколько действий:

  1. На картоне рисуют развёртку шестигранника. Также можно сделать распечатку на цветной бумаге и наклеить её на картонку. Хорошенько просушить.
  2. Места сгибов обрабатываются при помощи ножничек и линейки, чтобы избежать сломов и излишних перегибов.
  3. Затем шестигранная развёртка вырезается и собирается в фигуру, склеивается в местах соединения. Так повторяется 3 раза.
  4. Ленточки закрепляются в одном из швов изделия и привязываются другим кончиком в палочке из дерева. Важно, чтобы она была без шероховатостей и заусениц.
  5. Готовый мобиль закрепляется на расстоянии в 25 — 30 сантиметров выше ребёнка.

Подобное пособие предлагается детям с 3-месячного возраста. Оно позволит научить ребёнка фокусировать глаза на вращающихся предметах, отслеживать их, воспринимать их оттенки и форму.

Подобное покрытие, конечно, можно приобрести и в магазине, однако его можно сделать и своими руками. Сгодятся остатки старой одежды и различная фурнитура:

Первоначально необходимо сшить заготовку для сенсорного коврика, размеры и форма могут быть любыми. Наполнить основу можно синтепоном. Если не хочется возиться, опытные мамы советуют взять старое байковое одеяло.

Дальнейшее создание коврика будет зависеть только от маминой фантазии. Сенсорное покрытие обычно сочетает текстиль разной фактуры, накладные карманы с застёжками, вшитые пищалки, шарики с разнообразными наполнителями и т.д.

Это современное название стендов Монтессори, которые представляют собой доски для развития, к которым крепится всё, что обычно строго-настрого запрещаются трогать ребёнку. При помощи досок дети безопасно знакомятся с бытовыми предметами.

Изготовление бизиборда потребует от родителей немного воображения и следующих приспособлений:

Изготавливается развивающая доска достаточно просто. На листе ДСП нужно расчертить схему будущего бизиборда, можно даже действовать в соответствии с определённым сюжетом.

Родитель раскладывает детали, а потом очень крепко их прикручивает с помощью саморезов к доске. Крепость крепления очень важна, поскольку ребёнок будет стараться оторвать понравившийся элемент пособия.

Более подробно о том, как изготовить и какие приспособления для этого потребуется, читайте в статье детского доктора.

Этот дидактический материал подойдёт для ребятишек с годика и до 6 лет. Уже сидящий и ходящий малыш сможет самостоятельно изучать предметы и взаимодействовать с ними: открывать и закрывать замочки и застёжки, использовать розетки, работать со шнуровкой.

Такой самодельный бизиборд развивает тонкую моторику, внимательность, усидчивость. Ребёнок обучается решению бытовых сложностей, а также удовлетворяет интерес к бытовым предметам. Особенно ему нравится разнообразие элементов.

Это наиболее простой дидактический материал из всех возможных. Мама вырезает из яркого картона силуэты ёжика или любых других фигур. Также можно использовать обычный гофрированный картон, украшенный самоклеющейся плёнкой.

Самый частый вариант – ёжик, которому при помощи прицепок можно доделать «иголки». Также родители делают из картона солнце с лучиками-прищепками, различных животных и человечков. Дополнительно эти фигурки раскрашивают фломастерами или красками.

Если прищепки взять под цвет контура, то ребёнок не просто разовьёт тонкую моторику, но и выучит основные оттенки. Например, для солнца подойдут жёлтые прищепки, для ёлочки – зелёные, а для синей тучки – соответственно, голубые.

В качестве заключения

Таким образом, методика Марии Монтессори в домашних условиях также вполне реализуема. Прежде всего, следует обустроить пространство в соответствии с определёнными требованиями к зонированию помещения и дидактическим материалам.

Многие развивающие пособия можно сделать своими руками, используя подручные средства. Это позволит сэкономить деньги и реализовать собственную фантазию. Да и ребёнок с большим удовольствием будет играть именно в самодельные игрушки.

Кроме того, дети, видя заинтересованность родителей и их увлечённость, сами загорятся познанием окружающего мира. А когда малыш подрастёт, то и сам с удовольствием начнёт принимать участие в создании новых необычных игровых принадлежностей по методу Монтессори.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Анастасия Михайловна Федорова

Монтессори -материалы дороги и не всегда доступны. Поэтому в своей работе я стала использовать игры сделанные своими руками . Они доступны и в домашних условиях. Детям очень нравится играть с яркими материалами, узнавать новое применение для них.

Вот несколько игр, представляю вашему вниманию.

Для координации движений была придумана игра с нитками. В работе задействованы сразу две руки.


Планшет для закручивания пластмассовых крышек. Вариантов игры с ним очень много .


Очень полезны «Бассейны для пальчиков» - упражнения с сыпучими материалами, различными крупами развивающие точные движения рук – пересыпание камушков, песка, крупы, перебирание смеси разных круп, нащупывание в мелкой крупе более крупных предметов , игрушек, узнавание предметов на ощупь «Определи на ощупь» , «Найди такой же» , «Найди столько же» и т. д.


Игры с проталкиванием , изготовленные из баночки из-под шампуня и цветных макарон, развивают точность движений рук. Основное условие - работаем двумя руками .


Публикации по теме:

Дидактические игры с прищепками своими руками.

Хочу познакомить Вас с имеющимся у нас наглядным и дидактическим материалом, изготовленным совместно с детьми и родителями. Дидактические.

Дидактическая игра "Лото" Цели:Совершенствование знания чисел в пределах 20,обозначение их цифрами; развитие внимания,памяти. Ход игры:В.

В старшем дошкольном возрасте у детей возникает потребность во взаимодействии и общении со сверстниками. Детям свойственны наблюдательность,.

Согласно ФГОС ДО у детей должны формироваться предпосылки к возникновению универсальных учебных действий. Учебная деятельность должна увлекать.

В нашем детском саду прошел семинар - практикум для педагогов всех возрастных групп по методике М. Монтессори. В начале педагогам было предложено.

Родительский надзор за малолетними детьми утомляет обе стороны. Ребёнок пытается познавать мир, а его оберегают, запрещают или отвлекают от интересной розетки и шкафчика с лекарствами. У мамы же наоборот всё валится из рук, как только она видит что-то связанное с риском травмы или повреждения в поле зрения своего сына или дочки. Каждого взрослого посещают мысли о том, с какого возраста следует знакомить своего малыша с опасными предметами. С одной стороны, не будешь же всю жизнь ходить за ребёнком след в след, а с другой стороны, риск оказаться на больничной койке у малолетнего сорванца слишком велик.

Методика Монтессори

Специально для того, чтобы решить подобную дилемму, итальянский педагог и учёный Мария Монтессори предложила в рамках своей методики обучать детей через познание сути вещей. Ведь совсем не обязательно подводить кроху к реальной двери, чтобы он понял принцип работы щеколды. Можно просто дать этот предмет в руки малышу и он сам разберётся с его функциональностью. Разграничение действий ребёнка и грозящей ему опасности выдвинуло теорию обучения дошкольников на новый уровень.

Известный методист предложила перенести подручные бытовые приспособления на стенд для изучения. Таким образом дети смогут изучать функциональность каждой мелкой детальки, а родители перестанут опасаться за их жизнь. Двигая дверные цепочки, кольца от карниза или замок-молнию ребёнок разовьёт мелкую моторику пальцев и изучит заинтересовавшие его вещи. Нейронные сигналы от маленьких пальчиков передадутся в мозг и обогатят впечатлениями память малыша. Подобное стимулирование благоприятно влияет на интеллектуальное и физическое развитие крохи.

Развивающая доска с замочками, застежками, тумблерами и кнопочками

Что же из себя представляет этот стенд с наглядным материалом?

Развивающую доску можно сделать своими руками или купить готовую. По сути это обычная доска, с зафиксированными теми самыми опасными вещами, от которых родителей бросало в дрожь. Например, это могут быть неработающая розетка с вилкой, выключатель, ручки от дверок шкафа или крючок на дверь, шнуровка, кнопка звонка и даже круговой циферблат от старого телефона, т.е. это может быть всё что угодно что можно трогать, двигать, изучать без какой-либо угрозы для жизни. А пока ребёнок занят столь серьёзным делом, мама тоже может уделить себе 10-15 минут свободного времени 🙂

У этой развивающей доски есть и своё название – busyboard . Дословно можно перевести как «доска, чтобы занять малыша». Действительно, различные мелкие предметы и яркое оформление могут увлечь сына или дочь надолго.

Развивающая доска бизиборд обеспечивает всестороннее развитие ребёнка и помогает родителям уберечь его от травмоопасных ситуаций на этапе освоения окружающего мира.

С каждым годом выпускаются всё новые виды развивающих досок. Производители не ограничиваются стандартным набором мелких деталей. Преследуя цель развития детской мелкой моторики, на корпус доски накладывают материалы различной фактуры. Маленькие пальчики будут ощупывать резиновые шарики, пластмассовые колёсики, фетр, кусочек шерстяной вязки и нанизанные бусины. Каждый из таких предметов подарит малышу новые ощущения и разнообразит его представление об окружающем мире.

Создание развивающей доски своими руками

В магазинах попадаются заводские экземпляры развивающих досок. Взяв их за пример, вполне можно создать бизиборд собственноручно. Вышедшая из-под рук родителей поделка будет цениться ребёнком больше, чем безликая штамповка.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Итак, вы решили создать развивающую доску сами и теперь задумываетесь, как лучше это сделать. Для начала необходимо выбрать основу. Как правило, для этого берут небольшой кусок фанеры, пластика или ламинированный ДСП. Обычная доска будет слишком тяжёлой, а неламинированная плита может вместо пользы принести вашему сыну или дочке кучу заноз. В качестве дополнительных вставок используют маленькие дощечки, ту же фанеру или кусочки ламината. Иногда, для бизиборда берут за основу плотный гофрокартон. Он будет удобен, если вы решили познакомить своё чадо с миром тканей и швейной фурнитуры.

Следующим этапом будет разбор ваших антресолей и старых ящиков на наличие запасных частей к мебели и прочих мелочей, которые когда-то было жалко выкинуть. Если вы поборник чистоты и в вашем доме таких деталей не найти – всегда можно их докупить в строительном или хозяйственном магазине. Тем более, что вам всё равно придётся туда идти за саморезами для крепежа.

После того, как вы выудили на свет все будущие фрагменты развивающей доски, попробуйте их скомпоновать и отдекорировать доску. Часто для эмуляции входных дверей на доске размещают небольшие дощечки на маленьких петлях, которые малыш сможет сам запирать на различные виды запоров и замков. За такой своеобразной дверкой можно разместить нишу. Тогда ребёнок сможет устраивать там тайнички, пряча любимого пупса или подаренную конфету. Не беда, если что-то не уместится на первом варианте вашего бизиборда – в дальнейшем вы всегда сможете этими экземплярами дополнить доску, если там что-то выйдет из строя.

И, наконец, последний этап – надёжно прикрутить все фрагменты саморезами или прибить гвоздиками. Внимательно осмотрите противоположную сторону доски. Выпирающие острые концы шурупов могут ранить ребёнка, поэтому надо будет обработать их наждаком или напильником.

Материал для использования

Лучше всего, если на доску будут прикрепляться элементы из различных материалов – ткани, металла, пластика, резины. Это разнообразит гамму ощущений и не успеет приесться малышу. В качестве наиболее используемых деталей используют:


  • Дверные защёлки, замочки, шпингалеты, щеколды, петли, ручки, бордюры и всё, что называется дверной фурнитурой. Что-то может служить просто обрамлением для бизиборда.
  • Мебельные колёсики.
  • Валики строительные, массажные. Подойдёт даже плотная втулка от туалетной бумаги.
  • Шнуровка. На основе обычно рисуют изображение обуви, на неё крепят заклёпки и заправляют шнурки по всем правилам. Лучше, если вы подберёте яркие цвета для данного элемента.
  • Застёжки, молнии, липучки, кнопки, крючки с петлями. Всё этом можно найти в швейном магазине и пришить на прочные лоскутки ткани, которые потом закрепятся на основе.
  • Колокольчики или подобные детали, издающие звук. Подойдёт старый дверной звонок или детали от ксилофона.
  • Счёты, большие кольца на куске старого карниза или просто нанизанные на нитку бусины. Передвигая их в разные стороны малыш сможет выучиться счёту.
  • Старый телефонный диск или кнопочная клавиатура от мобильного аппарата.
  • Молнии. Для простоты обычно используют молнии типа «трактор», прикрепить их можно с помощью хорошего клея или степлера, а оформить снова при помощи рисунка: например, это может быть куртка или крокодил, у которого вместо зубов – молния!
  • Тумблеры, выключатели, кнопка звонка или другие подобные элементы.
  • Зеркала с защитным краем.
  • Кусочки различных тканей.
  • Фонарики и подсветка. Естественно, самые простые и понятные ребенку.
  • Почтовые замки с ключиками.
  • Пуговицы, глазки животных и прочая швейная фурнитура.
  • Панель с кнопками от ненужного электроприбора и многое другое…

Данный список – лишь примерный ориентир того, что можно использовать. Если вы нашли у себя дома что-то иное, что будет полезно для развития вашего чада, дополните этим элементом свою развивающую доску. Главное, чтобы новый фрагмент был безопасным и не мог поранить ребёнка в ваше отсутствие.

Фото галерея бизибордов