Картотека игр на сенсорное развитие. Сенсорно-двигательные игры для детей дошкольного возраста Сенсорно двигательные игры для школьников


Детские игры - явление неоднородное. В силу многообразия этих игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. Так, Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры). Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса. Игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены им к «играм обычных функций». Вторую группу игр согласно его классификации составляют «игры специальных функций». Они представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, свадьбу и др.).

П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами). Позже Н.К. Крупская назвала игры, разделенные по этому же принципу, немного по-другому: творческие (придуманные самими детьми) и игры с правилами.

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. C.JI. Новиковой была разработана и представлена в программе «Истоки» новая классификация детских игр. В ее основу положен принцип инициативы организатора (ребенка или взрослого).

Выделяется три класса игр.

1. Самостоятельные игры (игра-экспериментирование, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями (игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные, или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Еще одну классификацию детским играм дал О.С. Газман. Он выделяет подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, компьютерные игры, дидактические игры, игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

На наш взгляд, наиболее развернутой и подробной является классификация игр С.А. Шмакова. За основу он взял человеческую деятельность и выделил следующие виды игр:

1. Физические и психологические игры и тренинги:

Двигательные (спортивные, подвижные, моторные);

Экстатические;

Экспромтные игры и развлечения;

Лечебные игры (игротерапия).

2. Интеллектуально-творческие игры:

Предметные забавы;

Сюжетно-интеллектуальные игры;

Дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);

Строительные;

Трудовые;

Технические;

Конструкторские;

Электронные;

Компьютерные;

Игры-автоматы;

Игровые методы обучения.

3. Социальные игры:

Творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы);

Деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).

Г. Крайгом описаны наиболее типичные детские игры.

Сенсорные игры . Цель - приобретение сенсорного опыта. Дети рассматривают предметы, играют песком и лепят куличики, плещутся в воде. Благодаря этому дети узнают о свойствах вещей. Развиваются физические и сенсорные возможности ребенка.

Моторные игры . Цель - осознание своего физического «Я», формирование культуры тела. Дети бегают, прыгают, подолгу могут повторять одни и те же действия. Моторные игры дают эмоциональный заряд, способствуют развитию моторных навыков.

Игра-возня . Цель - физическое упражнение, разрядка напряжения, обучение управлению эмоциями и чувствами. Дети любят потасовки, драки понарошку, прекрасно понимая разницу между настоящей дракой и дракой понарошку.

Языковые игры . Цель - структурирование своей жизни с помощью языка, экспериментирование и освоение ритмического строя мелодии языка. Игры со словами позволяют ребенку овладеть грамматикой, пользоваться правилами лингвистики, осваивать смысловые нюансы речи.

Ролевые игры и имитации . Цель - знакомство с социальными отношениями, нормами и традициями, присущими культуре, в которой живет ребенок, и их освоение. Дети разыгрывают различные роли и ситуации: играют в дочки-матери, копируют родителей, изображают водителя. Они не только имитируют особенности чьего-то поведения, но и фантазируют, достраивают ситуацию в своем воображении.

Перечисленными видами игр не исчерпывается весь спектр игровых методик, однако, как правильно подчеркивается, на практике чаще всего используются именно эти игры, либо в «чистом виде» либо в сочетании с другими видами игр.

Д.Б. Эльконин выделил следующие функции игровой деятельности:

Средство развития мотивационно-потребностной сферы;

Средство познания;

Средство развития умственных действий;

Средство развития произвольного поведения. Выделяются и такие функции игры, как обучающая, развивающая, релаксационная, психологическая, воспитательная.

1. Функции самореализации ребенка. Игра является для ребенка полем, в котором он может реализовать себя как личность. Здесь важен сам процесс, а не результат игры, так как именно он является пространством для самореализации ребенка. Игра позволяет познакомить детей с широким спектром различных областей человеческой практики и сформировать проект снятия конкретных жизненных затруднений. Она не только реализуется в рамках конкретной игровой площадки, но и включается в контекст опыта человечества, что позволяет детям познать и освоить культурную и социальную среды.

2. Коммуникативная функция. Игра - коммуникативная деятельность, осуществляемая по правилам. Она вводит ребенка в человеческие отношения. В ней формируются отношения, складывающиеся между играющими. Опыт, который ребенок получает в игре, обобщается и затем реализуется в реальном взаимодействии.

3. Диагностическая функция. Игра обладает предсказательностью, она более диагностична, чем любая другая деятельность, так как сама по себе есть поле детского самовыражения. Эта функция особенно важна, поскольку в работе с детьми трудноприменимы методы опроса, тесты. Более адекватным для них является создание игровых экспериментальных ситуаций. В игре ребенок выражается и выражает себя, поэтому, наблюдая за ней, можно увидеть характерные для него черты личности, особенности поведения.

4. Терапевтическая функция. Игра выступает как средство аутопсихотерапии ребенка. В игре ребенок может вернуться к травмирующим переживаниям своей жизни или к об стоятельствам, в которых он не достиг успеха, и в безопасной для себя обстановке заново проиграть то, что причинило ему боль, расстроило или напугало.

Дети сами используют игры как средство снятия страхов и эмоционального напряжения. Например, различные считалки, дразнилки, страшилки, с одной стороны, выступают носителями культурных традиций общества, с другой — являются мощным средством проявления эмоционального и физического напряжения. Оценивая терапевтическое значение детской игры, Д.Б. Эльконин писал: «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которую получает ребенок в ролевой игре... Отношения, в которые игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстником, отношения свободы и сотрудничества вместо отношений принуждения и агрессии, приводят в конце концов к терапевтическому эффекту».

5. Функция коррекции, которая близка к терапевтической функции. Одни авторы объединяют их, подчеркивая коррекционно-терапевтические возможности игровых методов, другие разделяют, рассматривая терапевтическую функцию игры как возможность достижения глубинных изменений в личности ребенка, а коррекционную — как трансформацию типов поведения и навыков взаимодействия. Наряду с обучением детей коммуникативным навыкам в игре можно формировать позитивное отношение ребенка к себе.

6. Развлекательная функция. Развлекательные возможности игры привлекают ребенка к участию в ней. Игра — тонко организованное культурное пространство ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. Игра как развлечение может способствовать крепкому здоровью, помогает устанавливать позитивные отношения между людьми, дает общую удовлетворенность жизнью, снимает психические перегрузки.

7. Функция реализации задач возраста. Дошкольнику и младшему школьнику игра создает возможности для эмоционального отреагирования трудностей. Для подростков игра является пространством построения отношений. Для старших школьников характерно восприятие игры как психологической возможности.

Наличие большого количества функций предполагает объективную необходимость включения игр и элементов игровой деятельности в учебный и внеучебный процессы. В настоящее время даже появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом обучения и воспитания детей.

Игра является ведущим видом деятельности только в дошкольном возрасте. По образному выражению Д.Б. Эльконина, игра сама в себе содержит свою гибель: из нее рождается потребность в настоящей, серьезной, общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, что становится важнейшей предпосылкой для перехода к учению. Вместе с тем на протяжении всех лет обучения в школе игра не теряет своей роли, и особенно в начале младшего школьного возраста. В этот период содержание и направленность игры меняются. Большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Я работаю с детьми раннего возраста (с 2 до 3 лет) по проблеме недостаточного развития сенсорных навыков у младших дошкольников.

Цель : Показать влияние правильно подобранных методов сенсорного воспитания на развитие сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста .

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного , слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания , без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.

Педагогический процесс в детском дошкольном учреждении необходимо строить, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, его склонность к игре. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании . Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.

Чем больше дети познают, тем богаче их сенсорный опыт , тем легче и проще им будет развивать моторику , и всё это позволит легче учиться. Чтобы легко учиться и на высоком уровне определять форму предмета, его объём и размер, у ребёнка должны быть хорошо развиты окологлазные мышцы , помогающие двигаться глазам, а так же мышцы шеи, помогающие ей быть не подвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны, и скоординированы мышцы обеих рук. Чтобы познакомиться с каким-нибудь предметом, его нужно изучить : трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие-либо моторные действия.

Что бы взять предмет одной рукой, малыш должен быть уже моторно готов к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет ощутить его. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новые, неизученные предметы, тем быстрее и лучше разовьются его сенсорно - моторные навыки .

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Детям очень нравятся игры, сделанные руками взрослого.

Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира.

Важно, чтобы окружающий мир был обогащен развивающей предметной средой , подобраны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные обонятельные ощущения.

Поэтому мной были разработаны и систематизированы игры и пособия по сенсорному развитию младших дошкольников. Хочется рассказать о наиболее интересных пособиях.

Развивающие дидактические игры для сенсорно-моторного развития детей 2-3 лет .

«Чудесные мешочки»

Предыдущий опыт детей : Ознакомление детей с сыпучими материалами используемыми в этой игре. Баночки пластиковые прозрачные с наполнением : горох, орехи, камешки, макаронные изделия (перья, пшено, сушки. Детям даётся потрогать в присутствии воспитателя.

Материал : Сшитые из фланели мешочки 16 штук, с наполнением разными материалами. На мешочках нашиты пуговицы и петельки.

Цель : Учить детей на ощупь определять содержимое мешочков и называть, что в нем находится, затем учить составлять пары из одинаковых по содержимому мешочков. Упражнять детей в застёгивании пуговицы, скрепить пару. Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

Презентация :

Разложить мешочки перед ребёнком на столе.

Предложить обследовать мешочки на ощупь. (Потрогай мешочки, там что то интересное)

Задать вопрос : «Что в мешочке?» Помочь определить наводящими вопросами (если ребёнок затрудняется) . (На что похоже? Лёгкое или тяжёлое? Мягкое или твердое? и др.)

Предложить найти одинаковые мешочки. (Давай мы найдём такой же)

Затем скрепить пару, застегнув на пуговицу. (А теперь соединим их пуговкой, застегнём, чтобы не потерялись)

Отложить в сторону.

Приступить к поискам другой пары. (Может ещё поищем одинаковые)

Особый интерес : Неизвестность, загадка, не вижу, но могу увидеть руками.

Контроль ошибок

Возраст : с 2-3 лет.

«Дидактические мешочки »



Материал : Мешочки 12 штук, четырёх основных цветов (красный, синий, жёлтый и зелёный, и разной формы (квадрат, круг, треугольник) с наполнителем (горох) . К каждому мешочку пришита пуговица и петля.

Цель : Учить детей соотносить предметы по цвету и по форме, создавать логические цепочки. Учить обобщать. Упражнять детей в застёгивании пуговиц. , речь, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, умение раскладывать и убирать материал.

Презентация :

Положить на столе, перед детьми, мешочки разного цвета и разной формы.

Предложить ощупать, назвать форму и цвет. Если ребёнок в начальной стадии обучения сенсорным эталонам , тогда воспитатель знакомит детей с формой и цветом , называя их. (Посмотри, здесь красный круг, а вот жёлтый треугольник и т. д.)

Разложить перед детьми предметы по цвету. (Давай, мы с тобой разложим предметы по цвету)

Предложить соединить получившуюся цепочку, застегнув пуговицы. (А теперь мы соединим фигуры в «поезд» )

То же самое, проделать, собрав предметы по форме.

Самостоятельные действия детей .

Особый интерес : Наполнитель мешочков, яркое исполнение, много действий можно сделать, обучение в игре.

Контроль ошибок : заложен в материале, зрительный контроль.

Возраст : с 2-3 лет.

«Универсальный грибок»



Материал : Фигура гриба объёмная с вращающейся шляпой, шнурки, мячи и колечки четырёх основных цветов, прищепки, плоскостные геометрические фигуры, наборы картинок : фрукты, овощи, домашние животные и т. д.

Цель : Учить детей различать и называть цвет и форму, закреплять знания пройденного материала (набор картинок на разные темы, учить детей соотносить предметы по цвету, укреплять мышцы ног, брюшного пресса (в упражнении «Достань ножкой мяч, колечко» , «Догони» , развивать сенсорное восприятие , мелкую и общую моторику, речь, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Способствовать физическому развитию .

Презентация :

Предложить детям рассмотреть удивительный и необычный гриб.

Обратить внимание детей на наличие геометрических фигур или тематических картинок. (Ребята, что вы видите, какого цвета)

Предложить детям украсить геометрические фигуры цветными прищепками, подбирая по цвету.

Самостоятельные действия детей .

Заменить комплектацию, на мячи и колечки.

Предложить детям лечь на пол и стараться достать ногой, сначала правой, затем левой до мяча или до кольца.

При вращении шляпы гриба предложить детям «догнать» мячики, но уже работая двумя ногами, поднятыми вверх.

Самостоятельные действия детей .

Особый интерес : яркое оформление, вращается как карусель, можно использовать в разных целях.

Контроль ошибок : заложен в материале, зрительный контроль.

Возраст : с1г. 8м. до 3лет.

«Разноцветные баночки»


Материал : Набор пластмассовых прозрачных баночек с прорезью в крышке, четырёх основных цветов, крышки разного цвета, контейнер для крышек.

Цель : Учить детей соотносить предметы по цвету, называть цвет, развивать умение просовывать крышку в прорезь, развивать сенсорное восприятие , наглядно-действенное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, целеустремлённость.

Презентация :

Поставить перед детьми баночки разного цвета.

Предложить рассмотреть крышки, баночки, найти прорезь.

Обратить внимание детей на баночки и крышки , называя их цвет : «это крышка красная, а вот и баночка тоже красная, положим крышку в её «домик» . Так все 4 цвета.

Побуждать детей к самоконтролю : «Посмотри, Саша крышка попала не в свой домик» ребёнок может открыть банку и переложить крышку.

Самостоятельные действия ребёнка.

Особый интерес : яркое и удобное оборудование, детям этого возраста интересны повторяющиеся движения и манипуляция с предметами.

Контроль ошибок : заложен в материале, зрительный контроль.

Вывод :

В результате проделанной работы, в группе создана насыщенная, разнообразная развивающая среда , способствующая сенсорному развитию и развитию мелкой моторики детей . В процессе воплощения своих идей получаю большую поддержку и помощь родителей.

Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, полноценного восприятия окружающего мира, также положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга. А самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Для полноценного восприятия предметов и явлений окружающего мира, чувственное (сенсорное) развитие имеет огромное значение. Именно на этой основе потом будут развиваться память, мышление и воображение , даже готовность к школе.

Можно сколько угодно говорить - «кислое», «горькое», «горячее», но пока ребенок не попробует сам, он не узнает, что это такое на самом деле. И с одной стороны это нормально: подобный чувственный опыт нужно пропускать через себя, только тогда он имеет значение для развития личности.

С другой, такие развлечения могут быть небезопасными и для самого ребенка, и для окружающих предметов: дай малышу волю, он всю посуду «проверит» на прочность, а все лужи на глубину.

Поэтому направьте энергию и жажду познания ребенка в мирное русло - играйте в сенсорные игры!

1. Разложи/подбери по цвету/форме/величине.

Раскладывайте по цвету фигурки, вырезанные из цветной бумаги или картона, сортируйте их по форме (круг, треугольник, овал) или размеру - большие к большим, маленькие к маленьким.

Попросите ребенка показать такой же маленький синий квадрат или большой желтый круг, как у вас в руках.

2. Найди такой же/найди похожий.

На прогулке или в помещении ищите предметы выбранного вами цветами: дома, машины, листья, детали одежды, предметы мебели. Можно искать все маленькое или большое. Заодно ребенок лучше усвоит и понятие относительности - по сравнению с вами автобус большой, а по сравнению с домом маленький.

Так же ищите и предметы, по форме напоминающие геометрические фигуры - дом, как прямоугольник, лужа как овал, песочница как квадрат и т.д.

3. Красочные фантазии.

В несколько стаканчиков налейте простую воду и покажите ребенку, как она окрашивается в разные цвета , если в нее опустить кисточку с краской какого-либо цвета. Попробуйте смешивать разные краски, получая новые и новые оттенки.

4. Большой/маленький.

Дайте ребенку примерить вашу одежду - она будет ему велика, потому что он еще маленький, а ему ваша мала, потому что вы уже большие.

Попробуйте спрятать в кулачке игрушки разных размеров - маленькие запросто поместятся, а вот большие не смогут.

5. Что звучит?

Для каждой игры можно брать по 2-5 предмета, увеличивая их количество в зависимости от возраста ребенка.

Погремите, постучите, позвоните выбранными предметами на глазах у малыша. А потом, уже отвернувшись, пусть он определяет только на слух, что звучало - колокольчик, ложка по столу или шуршал пакет?

6. Послушай, как звучит!

Используйте все возможности, чтобы обратить внимание малыша на то или иное звучание предмета - как шуршат листья, барабанит дождь по стеклу, едет лифт, лает собака, работает дрель и т.п.

Более усложненный вариант попробовать придать каждому звуку эмоциональную окраску: например, дрель звучит недовольно, лифт едет устало, гром гремит сердито, бубен звучит весело, а вода льется со смехом.

7. Музыкальные игры.

Задача ребенка идти быстро или медленно в зависимости от того, как с каким темпом вы стучите в ладоши или ударяете в бубен.

Не сама простая задача для совсем маленьких детей - остановиться, когда остановится музыка, особенно если пред этим она звучала быстро и энергично.

8. Ммм… как пахнет!

Обращайте внимание малыша на самые разные запахи - как пахнет ванильный пирог из духовки или свежий хлеб в магазине. Что за запахи витают в отделе мяса и колбасы, как приятен запах свежего белья, книжных страниц и распустившего цветка на окне.

9. Какое наощупь?

Для развития тактильной чувствительности предлагайте малышу трогать самые разные предметы, обращая внимание на то, какие они наощупь: гладкие, шершавые, пушистые, жесткие, колючие, мягкие, холодные, твердые, теплые т.д.

Трогайте все, что можно: ткань, одежду, мебель и игрушки, на улице кору деревьев и листочки, погладьте свое или чужое домашнее животное или попугайчика , попробуйте взять в руки воду, спрячьте ладошки в муке или крупе, раскатайте катушку ниток и клубок шерсти, порвите лист бумаги и дотроньтесь до кактуса.

10. Чудесный мешочек.

Очень известная игра, распространенная в дошкольных учреждениях - ребенок наощупь должен найти и вытащить предмет из мешочка.

Класть в этот мешочек можно что угодно - и объемные геометрические фигуры, и разные кусочки ткани и ниток, и игрушку, и даже фрукты с овощами.

11. Кто это?

Ребенок наощупь должен угадать, руку какого члена семьи он сейчас трогает. Обязательно поменяйтесь с малышом ролями.

12. Ах, как вкусно!

Во время еды обращайте внимание ребенка на вкусовые оттенки блюда. Предлагайте пробовать новое - лимон, перец, чеснок, манго, авокадо, разумеется, в маленьких количествах. Предложите малышу, закрыв глаза, угадать, что он ест - лимон, яблоко, хлеб или печенье.

13. Что изменилось?

Поставьте перед малышом в ряд несколько игрушек, запомнив их расположение, путь он отвернется, а повернувшись обратно, угадает, какие игрушки поменяли свое место.

Первый год жизни ребенка − один из самых насыщенных. Умения появляются буквально на глазах, поэтому важно не упустить возможность развивать сенсомоторные навыки при помощи упражнений в первом полугодии жизни и дополнить их первыми играми с момента освоения навыка удержания туловища в положении сидя.

  1. Посмотри на игрушку
  • Когда начинать: с первой недели жизни.
  • Необходимые предметы: яркие погремушки.
  • Частота: 2 раза в день.
  • Время: 1-2 минуты.

Взрослый располагает игрушку на расстоянии 70 см от глаз ребенка. Когда малыш сконцентрирует свое внимание на предмете, необходимо медленно передвигать погремушку влево и вправо на 5-7 см. После усвоения навыка перемещения взгляда за предметом нужно усложнить упражнение, передвигая предложенный объект в разные стороны, ближе и дальше от крохи.

  1. Слушай и хватай
  • Когда начинать: 2 месяца.
  • Необходимые предметы: погремушка-гирлянда для кроватки.
  • Частота: 2 раза в день.
  • Время: 5-8 минут.

В кроватке прикрепляется гирлянда на расстоянии вытянутой руки крохи. Привлеките внимание карапуза к игрушке легким шумом. Заинтересовавшись предложенной игрушкой, малыш будет стараться дотянуться и потрогать предложенный предмет, закреплять связь между звуком игрушки и ее внешним видом. Для усиления воздействия периодически (минимум раз в неделю) необходимо производить замену гирлянды.

  1. Изучаем мамино лицо
  • Когда начинать: 2 месяца.
  • Частота: 2-5 раз в день.
  • Время: 1-2 минуты.

Возьмите малыша на руки под мышки перед собой. Постарайтесь привлечь его внимание к себе песенкой или звуками. Постарайтесь задержать его внимание на своем лице.

  1. Знакомимся с игрушками
  • Когда начинать: 3 месяца.
  • Необходимые предметы: игрушки разной формы, цвета, фактуры.
  • Частота: 2 раза в день.
  • Время: до потери интереса.

В руку малыша помещаются разнообразные предметы, отличающиеся цветом, формой, звучанием, поверхностью. После изучения крохой предметов в положении лежа на спине положите его на животик и разместите игрушки перед ним. Опираясь на локти, кроха будет стремиться до них дотянуться, попробовать на ощупь, вкус.

  1. Массаж
  • Когда начинать: с рождения.
  • Частота: 1-2 раза в день.
  • Время: 5-7 мин.

Основным способом развития психомоторики в первый год жизни является расслабляющий массаж, позволяющий ребенку ощутить свое тело, изучить возможности. Нужно обязательно проводить эту процедуру теплыми руками, смазанными детским кремом. Отдельное внимание следует уделять ладоням и стопам малыша: на них располагаются точки стимуляции развития отдельных органов и головного мозга.

  1. Послушай
  • Когда начинать: 1 месяц.

Для активации сенсомоторных навыков обязательным условием является применение с первых дней жизни речи, обращенной непосредственно к ребенку в самых разнообразных формах. Песни, байки, прибаутки, простые звуки. Ближе к 6 месяцам можно употреблять различные картинки, озвучивая изображенных на них животных и предметы. Во время игр называйте предметы, избегайте уменьшительно-ласкательных слов, подмены на простые формы.

Варианты сенсомоторных игр от 6 месяцев до года

  1. Пальчиковые забавы

«Сорока-ворона», «коза-рогатая» и другие пальчиковые игры, требующие разминки ладошки и сопровождаемые рифмованными историями.

  1. Рисование пальчиками

Двигая пальчики, смоченные в краске, по листу бумаги помогите крохе изучить разные цвета, ощутить разные структуры материалов.

  1. Лепка

Базовую лепку из теста хорошо начинать как можно раньше, можно дополнительно раскрашивать или украшать полученные колбаски, кружочки. Пластилин целесообразно вводить не ранее 11 месяцев: он имеет более плотную структуру и тяжело поддается преобразованию.

  1. Сенсорные кубики, коврики, мягкие бизиборды

Наполненные разными крупами, с нашитыми предметами разной величины, издающие звуки и в дополнение массажирующие тело крохи, предметы идеально подходят для детей от 6 месяцев для развития сенсомоторных навыков.

  1. Конструирование

К 7-8 месяцам предлагаются кубики для построения простых башенок. Хорошо, если вместе с классическими твердыми экземплярами в игру будут включены их мягкие аналоги и сенсорные мешочки. К 11-12 месяцам можно предложить конструктор с крупными деталями.

  1. Знакомство с классической музыкой

Музыка позволяет малышам переживать новые ощущения, получать новый опыт изучения мира, стимулирует работу нейронов головного мозга. Общее положительное влияние на сенсомоторику оказывает прослушивание классической музыки и попытка выразить внутренние эмоции через движение (танец).

Упражнения и игры на развитие сенсомоторных навыков у ребенка от 1 до 2 лет

К году малыш уже достаточно хорошо координирует свои движения, улучшает крупную и мелкую моторику, различает формы, цвет и вкус различных предметов, но не может их назвать. Основной целью родителей в этот период становится расширение понимания о функциональной принадлежности предметов, увеличение разнообразия действий с предметами, установление различий между игрушками по весу, форме, материалу в словах. Целесообразно ввести в этот период первые учебные игры на развитие логического мышления, обучить созидательному типу игры.

  1. Конструирование

Кубики и конструкторы в этот период продолжают играть большую роль, но качество игры возрастает. От простых башенок хорошо переходить к выстраиванию других форм и предметов, знакомых ребенку (дом, гараж, лестница, мост).

  1. Лепка, рисование, аппликации

С года хорошо вводить различные варианты прикладного творчества. При помощи пластичных материалов развивать зрительное, тактильное, двигательное восприятие. Рисуя красками, карандашами, мелками, поролоном давать стимул зрительно-двигательному навыку. Простыми методами аппликации (мять, рвать, клеить) развивать звуковые, зрительные, тактильные и двигательные умения.

  1. Шнуровки и нанизывание предметов

Простые игры со шнуровкой оказывают благоприятное влияние на координацию, тренируют зрительно-двигательные навыки.

  1. Сортеры и сенсорные панели

В зависимости от размещенных предметов происходит координация различных сенсорных навыков. Сортеры используются для дополнительного изучения предметов, предназначенных для игры.

  1. Игры с природными материалами (вода, песок, камушки, растения)

Общение ребенка с естественными материалами благоприятно сказывается на его эмоциональном состоянии. Предложите крохе переливать воду из разных сосудов, построить из песка горку или фигурку из формочки, постучать камушки друг о друга, понюхать растения.

  1. Танец и пение

Актуальным для возраста от 1 до 2 лет является прослушивание классической музыки. Дополнительный стимул взаимодействия сенсорных ощущений и двигательных навыков придает использование детских музыкальных композиций, разучивание простых танцев. Стремление крохи подпеть любимой песне указывает на общую положительную тенденцию в освоении зрительно-звуковых навыков.

Развиваем сенсомоторику с ребенком от 2 до 3 лет

При достаточном внимании со стороны взрослых до 2 лет малыши этого возраста уже имеют хороший опыт сенсомоторных навыков и легко откликаются на предложение изучить новые варианты. Проявляется желание созидать, создавать выдуманные образы. Координация и моторика позволяют вводить в жизнь крохи новые варианты стимуляции сенсомоторных функций. Благодаря освоению первичных навыков речи, базируясь на полученном опыте, появляется повышенная любознательность. Именно этот навык станет главным двигателем в изучении новых знаний.

Игры для детей от 2 до 3 лет:

  1. Подвижные игры с предметами

Игры с мячом, со скакалкой, канатом и другими предметами позволяют совершенствовать полученный навык зрительно-двигательной координации.

  1. Творческие занятия

К 2 годам постепенно ребенок начинает отходить от предметной деятельности к сюжетно-ролевой, процесс развития сенсомоторики переходит на новый уровень. Использование новых техник, цветовых решений, образного мышления позволяют раскрывать творческий потенциал, базируясь на полученном сенсомоторном опыте.

Для равномерного развития разных навыков хорошо использовать поочередно разные виды творческих занятий: рисование, лепка, аппликация, оригами, музыка.

  1. Мозаики, шнуровки, макраме

Актуальным вопросом для ребенка 2-3 лет является усиление внимания на развитие мелкой моторики. Увеличение времени, проведенного за действиями, требующими работы пальчиками, благоприятно сказываются не только на этом навыке, но и стимулируют получение разнообразного сенсорного опыта.

  1. Дидактические игры

В 2 года можно начинать применять простейшие дидактические игры. Большинство магазинных пособий предназначено для детей от 3 лет, но применять их можно и раньше, вводя правила постепенно, обучая принципам игрового поведения.

  1. Музыка, театр, пение, танец

Для стимуляции развития речи, слуха, координации разных сенсорных ощущений хорошо применять музыку (классическую, детскую) и пение, сопровождаемые танцем. Целесообразно уделить внимание отображению эмоций перед зеркалом, наблюдениям как выглядит пение со стороны.

  • Печать
  • E-mail
Подробности Опубликовано: 22.01.2016 18:16 Просмотров: 559

В раннем и среднем дошкольном возрасте ребёнок осваивает мир предметов – всё их многообразие: цвет, форму, величину, материал из которого сделан предмет. Поэтому любимая игрушка – это не просто повседневное развлечение для ребёнка, а и средство развития малыша. Именно через игрушки ребёнок познаёт окружающий мир. Чем многообразнее мир предметов, окружающих малыша, тем больше ребёнок получает новых впечатлений и быстрее происходит его эмоциональное и умственное развитие. Ребёнок развивается через игру
Главной игровой забавой этого периода становятся так называемые сенсорно-моторные игры. Их цель - приобретение чувственного опыта ради самого этого опыта. Такое обогащение происходит, когда дети бегают по траве, плескаются в воде, отрывают лепестки у цветов, кружатся, валяются в песке, закрывают уши руками, прищурясь, смотрят на солнечный свет, взбираются на лесенку и многое, многое другое.

Список сенсорных игр (развивающих чувства) может быть настолько большим, что это невольно вызывает удивление и уважение к тому, сколько знаний и ощущений, которые взрослые считают привычными и могут не замечать, открывают для себя дети. Во время всех этих "бесполезных" забав малыш знакомится со своими физическими возможностями и чувственными ощущениями. Он также познаёт качества предметов: их запахи, вкус, вес, текучесть, тактильные ощущения, возникающие при прикосновении к ним, звуки, которые можно получить с их помощью и т.д.

Моторные игры (игры, в которых ребенок все время находится в движении), дарят ему особое удовольствие, так как предполагают постоянную смену ощущений. Повторяемые и чередуемые действия не только дают ребенку положительный эмоциональный заряд, но и позволяют упражняться в координировании движений своего тела.

Многие подобные игры рождаются случайно, когда дети вдруг замечают новый эффект от какого-то своего действия. Так, наклонившись за упавшим предметом и случайно взглянув в это время за спину, ребенок обнаруживает, что в таком положении мир вокруг выглядит совсем иначе, чем, если стоять прямо. Это вызывает у него радость и любопытство, желание вставать на "новую точку зрения" вновь и вновь. Неудивительно, что после этого вы периодически будете заставать вашего малыша смотрящим на все вниз головой. Радость, возникающая от сенсорно-моторных игр, объясняется, с одной стороны, новизной ощущений, а с другой стороны, приобретением ребенком уверенности в том, что он способен влиять на предметы окружающего мира и на самого себя.

Любую новую сенсорно-моторную игру малыш стремится повторять многократно, ведь, как известно, именно "повторение - мать учения", особенно для детей. Во время очередного воспроизведения тех же действий с теми же предметами ребенок убеждается в их последствиях, а также понимает, что эти следствия не случайны, а зависят от него и, возможно, каких-то других условий. Когда дети выполняют действия типа расплескивания воды из-под крана, то предсказуемость результатов приятна, так как создает ощущение стабильности и надежности окружающего мира, а также создает впечатление, что отдельные его части уже хорошо освоены ребенком. Однако иногда дети сталкиваются с неожиданностями и потрясениями.
Так, оттаскивая ребенка от замерзшей лужи, задумайтесь на секунду, какой багаж ощущений и знаний он сейчас получает. Ведь там, где от точно такого же топанья ногой вчера разлетались брызги, сегодня с хрустом образуются трещины... Сколько всяких сведений непроизвольно воспринимается маленьким исследователем: о времени года, о температуре, о состояниях воды, о прочности и рельефе поверхности.

Те родители, которые считают подобные игры "пустыми" в плане развития ребенка и спешат, не теряя времени, усадить малыша за серьезные занятия - чтение, письмо, счет, раннее обучение языкам, допускают серьезнейшую ошибку! Впоследствии их ребенок потратит гораздо больше времени и усилий, чтобы приобрести из учебников те сведения, которые остальные дети получают естественным путем, с радостью исследуя окружающий мир.