Государственные праздники россии, их значение, история и роль в современном обществе. Что такое праздник: определение, понятие Религиозные праздники и их значение в культуре


Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Требования к организации и проведению

Праздников и развлечений в детском саду»

составила Букаткина Л.М.

Значение праздников и развлечений.

Требования к их организации и проведению


Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Мы поясняем один вид искусства другим; одно искусство взаимодействует с другим, выступая в едином ансамбле; взаимно дополняют друг друга произведения различной художественной специфики. Поэтому праздник, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы эстетического воспитания.
Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни детского сада. Если воспитатель хорошо знает детей, их интересы, индивидуальные особенности, он умеет каждый день пребывания детей в детском саду сделать для них радостным и содержательным.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы, рекомендованным «Программой воспитания в детском саду». При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей младших и средних групп утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 20-30 мин. Для старших дошкольников длительность его увеличивается до 45-55 мин. и репертуар становится гораздо богаче и разнообразнее.

Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.
Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.

Для детей дошкольного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление хоровода, игры и т. д.). Но, конечно, нужны и новые номера.

Виды праздников и их содержание

В дошкольных учреждениях установилась замечательная традиция торжественно отмечать праздники. По своей идейной направленности и построению различают праздники трех видов:
1. Общественно-политические: День России, День защитника Отечества, День Победы.
2. Бытовые, к которым относятся новогодний праздник, праздник выпуска детей в школу и др.
3. Сезонные: проводы зимы, День птиц, летний праздник.

Общественно-политические праздники проводятся с особой торжественностью. Начинается такой праздник с парадного выхода детей в зал с шарами, цветами, затем они перестраиваются лицом к гостям. Начинается праздничная перекличка, за которой следует концерт. Торжественность уступает место веселым развлечениям, играм, пляскам, хороводам. Детские выступления перемежаются играми-аттракционами, которые вносят оживление, веселье и не требуют предварительной подготовки. Дошкольники соревнуются в ловкости, сообразительности. Завершающая часть праздника вновь подчеркивает торжественность и радость происходящего. Звучат приветствия взрослых, перекличка детей.

В каждом детском саду праздничный ритуал дополняется своими интересными находками. Эта особенность (разнообразие вариантов) характерна также для проведения и других видов праздников.

Бытовые и сезонные праздники отличаются от общественно-политических своей тематикой, связанной с бытом, жизнью детей, художественным оформлением и построением, в котором больше непосредственности, меньше торжественности. Особое место среди них занимает праздник Нового года, один из самых любимых детьми. Это сказочный, полный волшебных превращений праздник, сулящий дошкольникам немало волнующих неожиданностей.
Центр новогоднего празднества - сверкающая огоньками и игрушками елка. Красота ели обычно настолько захватывает детей, что праздник может начинаться только с нее. Под веселую музыку дошкольники вместе с воспитателем входят в зал и рассматривают елку, ее праздничный наряд. Обойдя ее несколько раз, они рассаживаются на свои места. Они поют веселые песни, водят хороводы вокруг елки. Но самое главное начинается с появления Деда Мороза и Снегурочки. Они приносят с собой шутки, забавы, игры, загадки, сказочные чудеса и конечно же подарки.
Елка стоит еще несколько дней в зале. По просьбе детей обычно повторяются фрагменты праздника. Каждый ребенок выбирает себе понравившуюся роль, снова звучат песни, проводятся игры.

Потом елка выносится на участок. Там она продолжает стоять еще некоторое время, с новыми украшениями из ледяных игрушек, цветных льдинок, слепленных из снега зверюшек. Когда интерес детей к елке ослабевает, ее убирают, но она не должна выбрасываться во двор или сиротливо стоять заброшенной и обломанной. В памяти детей елка должна сохраниться прекрасной и нарядной.

Темами сезонных праздников являются жизнь и деятельность Детей. Например, во время летнего праздника они показывают, как окрепли на даче, какими стали ловкими, сколько выучили новых песен, стихов и т. д. Праздник проходит обычно на участке или на лесной полянке. Украшения в большинстве своем создаются руками воспитателей и детей. Это могут быть гирлянды из зелени, цветов, окаймляющие площадку, раскрашенные шарики, фонарики, фигурки зверюшек, вращающиеся от ветра, большие, яркие, сделанные из картона и раскрашенные грибы, избушки и т. д.

Летний праздник обычно проводится в форме концерта, который заканчивается сказочной инсценировкой и здравицами во славу нашей Родины.

Главная цель такого праздника - показать счастливую жизнь детей, достигнутые ими успехи в развитии.

Праздники, несущие детям радость и веселье, служат важным средством их гармонического воспитания. Полноценная подготовка к ним и удачное их проведение зависят от серьезной, умной, творческой работы воспитателя.

Работа педагогического коллектива по подготовке к празднику. Проведение праздника

Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе дошкольного учреждения . Программа праздника составляется музыкальным руководителем совместно с воспитателями с учетом «Программы воспитания в детском саду» и утверждается на одном из педагогических совещаний. Здесь же определяются ответственные за каждый участок работы: оформление зала, подготовку костюмов, поделку атрибутов и т. д. Выбирается ведущий праздника. К этому следует относиться очень серьезно и ответственно, так как от ведущего во многом зависит успех проведения праздника. Ведущим должен быть педагог, обладающий высокой культурой, находчивый, веселый, знающий детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться.

Праздник является не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей. Поэтому родителей следует включать в подготовительную работу к нему (подготовка костюмов, атрибутов и т. д.), приглашать на праздник.
Итоги проведения праздника необходимо обсудить на педагогическом совещании. Здесь же определяется работа по углублению впечатлений детей в послепраздничные дни. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после утренника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано. На последующих занятиях следует повторить праздничный материал, дать детям для творческих игр флажки, шапочки, платочки и т. п. Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники рисуют, лепят на тему «Наш праздник», вновь переживая впечатления от него.

Виды и содержание вечеров развлечений

В детском саду сложился интересный опыт работы по проведению вечеров развлечений. Они организуются не реже одного раза в 10 дней в каждой группе во второй половине дня. По характеру участия в них детей и взрослых эти вечера делятся на три вида:
1. Вечера развлечений, подготовленные силами взрослых для детей.

2. Вечера, подготовленные силами детей.

3. Смешанные вечера развлечений, в которых принимают участие и взрослые, и дети.

По форме организации вечера развлечений делятся также на несколько типов: зрелищного характера, концерты и тематические вечера, детской самодеятельности, вечера-забавы и спортивных развлечений.

Многообразие вариантов вечеров развлечений, создаваемых творчеством самих воспитателей, наполняет каждый из них неповторимым своеобразием.

На вечерах зрелищного характера инсценируются знакомые детям сказки, читаются рассказы, стихотворения, звучат песни. Силами детей старших групп может быть подготовлена кукольная постановка. В ней охотно участвуют даже робкие дети, хотя они обычно стесняются выступать. Ведь в этом случае они находятся за ширмой. Участие в таких спектаклях делает их более смелыми, уверенными и общительными.

Во время вечеров-концертов организуется серьезное слушание детьми музыки. Проводятся они в основном в старших группах. Концерт должен состоять из 4-5 произведений, в основном знакомых детям. Однако эти произведения могут быть даны в необычном исполнении, чтобы внести в них элементы новизны. В концерте возможно исполнение и нового произведения. Таких концертов в год может быть не более 5-6.

Содержанием тематических концертов являются песни, стихи, игры, объединенные единой темой. Например, концерт по теме «Осень» может быть проведен так: дети по просьбе воспитателя делают осенние зарисовки. Потом по ним проводится концерт. Темы концертов могут быть самыми различными: «Мы - дружные ребята», «Без труда не проживешь», «Полет на Луну», «Весна, весна на улице», « Корней Чуковский » и др.

В подготовительной группе решили провести вечер «Мы - строители». Дети с воспитателем побывали на стройке дома, наблюдая за ходом строительства, познакомились с рабочими разных профессий. Им прочитали несколько рассказов о строителях, они разучивали соответствующие стихи, песни, отражали узнанное в рисунках, играх. Родители сделали для них мастерки, молоточки и т. п. Помогли оформить помещение группы.

На свой вечер дети пригласили строителей. На нем были исполнены песни «Мастерок» (К. Листова), «Мы работаем» (В.Витлина), «Непослушный молоток» (Ю. Чичкова), инсценировка стихотворения С. Баруздина «Кто построил этот дом?». Сюрпризом для дошкольников были загадки, которые загадывали гости.

На вечерах детской самодеятельности используются знакомые детям игры, песни, пляски, стихи. Тематика их может быть самой разнообразной в зависимости от интересов, знаний и умений дошкольников.

Выступления детской самодеятельности можно приурочить и к традиционно проводимому в детских садах раз в месяц дню рождения детей. Дошкольники вместе с воспитателями и родителями по секрету готовят подарки именинникам (рисунки, поделки), исполняют для них стихи, песни, танцы. Заканчивается такой вечер чаепитием с именинным пирогом. На дни рождения желательно приглашать и родителей именинников.

В спортивные вечера, которые проводятся со средней группы, входит выполнение детьми разнообразных физкультурных заданий, участие их в подвижных играх. В старших группах организуются также вечера соревнований, аттракционов и т. п. Длится такой вечер примерно полчаса.

Разнообразие вечеров развлечений позволяет чередовать их, наполняя детскую жизнь интересными и радостными событиями.

Намечая тот или иной вечер развлечений, воспитатель вместе с музыкальным работником продумывает и осуществляет подготовку к нему (работа с детьми, изготовление необходимых атрибутов и оформления и т. д.).

Литература:

"Дошкольная педагогика" . Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина "Просвещение", Москва, 1978 г. OCR Detskiysad.Ru

Консультации для воспитателей

Интегрированный подход к подготовке и проведению праздников и развлечений в детском саду.

В наши дни много праздников, и все они имеют свое название. Их множество в каждой стране, для каждой страны есть свои знаменательные даты, которых нет ни в какой другой, но есть и общее между многими англоязычными странами. Чтобы понять народы других стран, недостаточно знания лишь языка, нужно знать культуру и историю этой страны.

Итак, изучение культурных традиций, в частности изучение особенностей празднования различных фестивалей, обычаев, принятых народами стран Великобритании и США в наши дни, можно говорить об актуальности данной темы:

Во-первых, поскольку США многонациональная страна, и на ее территории проживают народы, которые помимо государственных праздников отмечают свои национальные, (к примеру, американцы ирландского происхождения отмечают День святого Патрика, так же, как и в Великобритании) можно говорить об укреплении межнациональных культурных взаимоотношений внутри страны.

Во-вторых, основные государственные праздники этих стран существовали в разные времена, но до сих пор они не потеряли своего значения, поскольку являются неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Целью данной курсовой работы является на примере общих праздников Великобритании и США показать сходства и различия в культурных традициях и обычаях этих стран. Изучить особенности проведения праздников в данных странах.

Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:

– изучить их роль в культурной жизни страны.

– выявить сходства и различия в культурных традициях относительно общих праздников.

– исследовать особенности проведения общих праздников и фестивалей в каждой из данных двух стран.

праздник культурный фестиваль традиция


1. Роль праздников в культурной жизни страны

Во все времена у разных народов праздник был особым событием, его выделяли среди остальных будних дней и он имел особое значение в жизни семьи, всего общества, страны. На протяжении долгих лет в праздничной культуре сохранилось множество памятных дат, и появилось немало способов отмечать ту или иную дату. Не смотря на то, что все праздники в какой-то мере разнообразны, многие из них имеют между собой нечто общее.

Праздники всегда существовали в культуре разных народов, а ныне существуют в культуре разных стран. Каждый день на нашей планете гремит какой-нибудь праздник. К праздникам готовятся, о них помнят и не забывают. Они создают праздничную атмосферу и собирают людей вместе.

Известный русский учёный И. Снегирёв писал о понятии «праздник» так: «Само слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединённую с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, – знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом». Существует такое понятие, как «воспитательное значение народных праздников».

В работе о творчестве Ф. Рабле М. Бахтин отметил: «Праздник – первичная и неуничтожимая категория человеческой культуры. В праздник двери дома открыты для гостей в пределе – для всех, для всего мира, в праздник всё изобилие (праздничная еда, одежда, убранство помещения) сохраняются, конечно, и праздничные пожелания всех благ (но почти с полной утратой амбивалентности), праздничные тосты, праздничные игры и ряжение, праздничный весёлый смех, шутки, танцы и т.д. Праздник не поддаётся никакому утилитарному осмыслению (как отдых, разрядка и пр.). Праздник как раз и освобождает от всякой утилитарности и практицизма; это временный выход в утопический мир. Нельзя оторвать праздник от жизни тела, земли, природы, космоса. В праздник и «солнце играет на небе», как бы «особая праздничная погода»…

Переодевание, ряжение, маскировка являются необходимым элементом любого праздника, т. к. обеспечивают анонимность участия в праздничном действе, помогают снимать социальные и психологические барьеры. В «Словаре античности» слово праздник происходит от латинских «dies festus», «fesia / feria», что означает «день, свободный от работы».

С древнейших времён считалось, что задача праздника – «восстановить нарушенную гармонию между людьми и природой и устранить отчуждение людей от природы и общества». Первый этап любого праздника – счастливое ожидание, подготовка к нему. Затем приходит сам праздник и, «увы» – завершение праздника. Впечатления от праздника долго хранятся в душе человека, являясь для него источником «душевных сил».

Одной из основных причин, по которой мы празднуем какие-либо события, заключается в том, чтобы вспомнить наших предков и черты прошлых времен. Празднуя что-либо мы показываем свое уважение к людям, игравшим роль в историческом процессе страны. Мы обогащаем наши знания, узнаем много нового из истории и культуры страны. Молодежь внимательно слушает рассказы старших о том, что и как праздновали в их времена, ведь традициям свойственно меняться в некоторых случаях. Внося что-то новое в празднование какой-либо памятной даты или заимствуя какую-либо традицию у других народов, мы объединяем людей между собой. Таким образом, другие культуры приобщаются к культуре той страны, в которой живут, не забывая и о своих собственных культурных традициях.

Нация становится более дружной, не смотря на различие в религии. В некоторых случаях происходит обмен культурной информацией, когда в культуру одной страны проникает культура другой страны, заимствуется какой либо праздник и приобретает видоизмененные черты и традиции празднования.

2. Типы праздников, их классификация. Праздники Великобритании и США

«Праздники – это такие замечательные дни, в которые, в соответствии с той или иной традицией, например народной или религиозной, принято проводить время весело, устраивая вечеринки с застольями, торжественные церемонии. Одним словом – выделять этот день из череды будней, какими-либо действиями, способствующими праздному времяпровождению, отдыху или отданием почестей и повышенному вниманию к какому-либо событию.

Календарь праздников может включать в себя как выходные дни, если праздники соответствуют очередности выходного дня в месяце, на который назначен праздник (обычно это профессиональные праздники), так и рабочие дни, если праздник соответствует определенной дате.

Также в календарь праздников входят религиозные праздники, международные праздники, профессиональные праздники, государственные официальные праздники, праздники неофициальные и личные праздники, касающиеся только конкретного человека, его семьи, или определенного круга лиц, друзей и знакомых. Самое большое количество праздников приходится на международные праздники, популярные и не очень, каждый из которых, в разных странах имеет разный приоритет и соответственно известность».

В Великобритании официально существует всего 38 праздников: 5 из них официальные государственные выходные: Новый год (NewYear’sDay), Католическая (Страстная) Пятница (GoodFriday), День весны в Великобритании, День святых апостолов Петра и Павла, Католическое Рождество (Christmas); 12 из них – фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова, 21 – праздники, отмечаемые на территории страны, но не имеющие официальных выходных. Так же можно отметить религиозные праздники, их всего 7 – это Католическая (Страстная) Пятница (GoodFriday), Католическая Пасха (Easter), День святых апостолов Петра и Павла, Хэллоуин – канун Дня всех святых (Halloween, All Hallows Evening или Beggars Night), День Всех Святых (All Saints" Day), День Гая Фокса (GuyFawkesDay) и Католическое Рождество (Christmas).

В США всего существует 54 праздника: 7 – официальные государственные выходные: Новый год (NewYear’sDay), День Мартина Лютера Кинга (Martin Luther King Day), День президента (Presidents" Day), День памяти в США, День независимости (Independence Day), День труда (Labor Day) и Национальный день охотничества и рыболовства в США (National Hunting and Fishing Day); 13 – фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова, 34 – праздники, отмечаемые на территории страны, но не имеющие официальных выходных. Так же можно отметить религиозные праздники, их всего 6. Что же до личных праздников, то это естественно дни рождения, годовщины свадеб и многие другие, которые отмечаются в кругу семьи и друзей, либо праздники, касающиеся определенной группы людей. Мы будем рассматривать только основные общие и наиболее популярные праздники данных двух стран. Это:

· Католическая пасха (Easter) – воскресенье после первого полнолуния, после дня весеннего равноденствия.

· День рождения монарха (Queen’sbirthday) – вторая суббота июня.

3. Сходства и различия в культурных традициях США и Великобритании

Объектом изучения моей работы являются культурные традиции и обычаи Великобритании и США. Одна их основных традиций разных государств мира – празднование своего национального праздника. Для США это День независимости (IndependenceDay). А какой национальный праздник в Великобритании? Великобритания – островное государство, и будучи таковым она долгое время оказывала влияние на политическое и социально-экономическое развитие других стран. Благодаря гибкой политике Британии удавалось не допускать военных действий на своей территории и, поэтому, для нее был характерен высокий уровень жизни и благосостояния английского народа. Народ Соединенного Королевства не нуждался в национальном самоутверждении и, им не было нужды каждый год напоминать о том, что они британцы. Правда, во время существования Британской империи отмечался День империи, но просуществовал он относительно недолго и выходным был лишь для учителей и школьников. Позже его заменил День Содружества (Commonwealth Day), который с 1996 года отмечается как День рождения монарха (Queen’sbirthday). Национальный праздник необходим не только для укрепления и самоутверждения нации, но и для официальных целей. Так, например, в этот день за границей послами принято устраивать приемы в честь дня своей страны, они представляют свою родину, выступая по телевидению и т.д.

История возникновения праздника.

Праздники - неизменные спутники народной жизни. Праздники для нас - это возможность доставитьрадость близким!

Праздник - не календарное понятие. Праздник происходит там, где его чувствуют, где его ждут.

Праздник как феномен культуры - день или дни торжества, установленные в честь или память

кого или чего-либо. В сознании человека праздник ассоциируется с «временным вступлением в

утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». Праздник - антитеза

будням, обычной жизни, специфическая кратковременная форма человеческого бытия.

Исторические корни праздника уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией,

ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, ценностными

ориентациями. Издревле существовала общечеловеческая потребность в праздниках,

выполнявшем важные социальные функции: компенсаторную, эстетическую, нравственно

облагораживающую. Праздник выступал как способ духовного единения, коллективного самовыражения

и обретения свободы, раскрепощения, снятия груза будничных забот и тревог.

Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся

найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра

по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими

календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления

природы и своего места и роли в ней народа не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть.

Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями,

танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема,

если знать историю формирования и развития нации.

Праздники обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные

стереотипы поведения, соответствующие данным общественным отношениям нормы нравственности

и ценностные ориентации.

Праздник всегда имеет оптимистичный жизнеутверждающий характер; его содержательная

сторона отличается выраженно-духовной направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая

преемственность духовных ценностей.

С развитием цивилизации праздники становились делом официальным, а с утверждением

государственности как формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными.

Тем же путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство очень строго следили за тем, чтобы

празднества любого масштаба и содержания не выходили за официально установленные рамки.

Эта система жива и сегодня.

Особое значение в праздниках приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная

насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы

карнавальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляются с ним. Праздник - некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением.

Типология праздников многообразна: народные (национальные), религиозные, государственные,

профессиональные, семейные и др. Народным праздникам свойственна естественность, органичность,

самостийность; государственные праздники отличает высокая степень протокольной регламентированности, выраженная идеологическая направленность; религиозные праздники являются отражением той или

иной формы верований. Наблюдается определенная близость народных и религиозных праздников,

т.к. в этнонациональных культурах религия выступает одной из важных форм ценностной ориентации. Но

народные праздники могут не исчерпываться религиозными, т.к. включают в себя и элементы светской

культуры (карнавальная культура в рамках средневековья). Существует возможность превращения в

перспективе государственных праздников в народные.


Семейный праздник

Когда же речь идет о семейных праздниках, официальная регламентация теряет свою довлеющую

силу. В узком родственном кругу, внутри «ячейки» общества действуют свои правила и регламенты и,

независимо от официальных канонов, рождаются, умирают, преобразовываются самые разные - большие

и малые - праздники. Не будет преувеличением сказать, что без праздников существование нормальной

семьи невозможно, без них нет и самой семьи.

Само понятие праздник, в том числе и семейный, содержание, которое в это понятие

вкладывается, трансформируется в зависимости от условий существования каждой отдельной семьи

ее духовных, религиозных, нравственных, политических ориентаций, образовательного и материального цензов.

Семейные праздники очень многообразны, в каждом отдельном случае - свои традиции, нормы,

способы их ознаменования, даже свои критерии в определении значимости того или иного события.

Но при всем при этом семейные торжества можно разделить на общечеловеческие,

общенациональные, общегосударственные и лично-семейные. К общечеловеческим торжествам относятся

рождение детей (за редчайшим исключением это всегда радость); нет на земле народа, нации, племени,

где рождение новой семьи не воспринималось как бы праздник; не менее важны дни рождения, именины, годовщины супружества.

За последние годы в нашей жизни многое изменилось. Но тяга людей к праздникам, желание как-то

по-особому отметить то или иное событие остались неизменными. Более того, потребность в праздниках

значительно возросла.

Праздник - своеобразное зеркало социальных противоречий, в нем находят свое отражение

ущемление демократических форм жизни общества, забвение национальных традиций, крушение

идеалов, политизация духовной жизни, разрыв между официальной идеологией, обществ, сознанием и

объективными реалиями действительности. Эти противоречия находят свое воплощение в комическом

аспекте праздника, в его юмористических и сатирических формах. Праздник - старейшая и

перспективная форма бытия культуры.

В России отмечаются государственные, профессиональные, международные, народные, церковные (православные), необычные праздники.

Наиболее важные даты:

  • Новый год
  • Рождество
  • День защитника Отечества
  • Международный женский день
  • Праздник Весны и Труда
  • День Победы
  • День России
  • День народного единства

Государственные праздники России провозглашаются в честь знаменательного исторического события в жизни страны. Они устанавливаются указом президента РФ. Некоторые из них объявляются выходными днями. Нерабочие праздничные даты перечислены в ст. 112 Трудового кодекса России. В эти дни проводятся официальные торжественные мероприятия, поднимается государственный флаг.

Профессиональные праздники России устанавливаются в знак признания заслуг специалистов разных сфер деятельности. Большинство из них закрепляется указом президента страны либо другим нормативным актом и отмечается на государственном уровне. Некоторые носят неофициальный характер.

Международные праздники имеют общемировое значение. Они отмечаются по всей планете. Устанавливаются международными организациями: ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ и др.

Церковные (православные) праздники - дни воспоминания священных событий из жизни Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи или почитания памяти святых.

Народные праздники - духовное наследие предков. Большинство из них связано с событиями церковного календаря. Некоторые возникли во времена язычества. Народные праздники имеют богатые интересные традиции, обычаи и приметы.

Необычные праздники - события, которые отличаются оригинальностью: посвящены изобретениям, забавным предметам, сказочным персонажам и т.п.

Само слово «праздник» произошло от древнеславянского «праздь», то есть «безделье, ничегонеделанье, отдых».

На первый взгляд, праздничные дни не приносят особенной пользы, кроме хорошего, веселого отдыха, однако, значение их преуменьшать не следует.

Каждая праздничная дата имеет свой смысл, несет свое предназначение, и календарь праздников, будто бы, соединяет прошлое и настоящее . Именно в праздники особенно ярко выделяются традиции, вырисовываются обычаи, именно удается отразить всю красоту и вековую мудрость своих предков, силу, характер, талантливое творческое начало, уважение и преклонение перед верованиями и достижениями дедов, почитание природы и ее явлениям.

К праздникам готовились заранее. Задолго до наступления красной даты шили нарядные одежды, украшали их, затем, готовили и учили молодых девушек готовить праздничные блюда . Кстати, к каждому празднику необходимо было свое, праздничное кушанье. Иные блюда готовились не один день .

Для праздничных гуляний сочиняли песни, придумывались танцы. Девушки и молодые люди должны были не только в труде показывать свое мастерство, но и в танце, в песни. Люди общались, веселились, передавая из уст в уста напевки, игры, приговоры, небольшие сценки, хороводы, образуя тем самым мощный пласт народной культуры.

Многие праздники и сейчас прекрасно помнят и отмечают. Одним из таких праздников является Масленица.

Масленица

Этот праздник знаменовал собой окончание зимы и начало весны . Называется он так не случайно. Празднуется Масленица в самую последнюю неделю перед Великим постом. В это время уже нельзя было есть мясное, но вот на молочные продукты запрета еще не было. Поэтому основным праздничным блюдом были блины, которые обильно поливались маслом .

Точного календарного дня это праздник не имеет, он высчитывается от Пасхи. Вся неделя была праздничной и каждый день имел свое название. В понедельник отмечали встречу, во вторник устраивали заигрыш, среда считалась лакомкой, четверг — разгулом, пятницу называли тещиными вечёрками, а в субботу – золовкины посиделки, воскресенье был прощенным днем, или проводами .

Еще перед Масленицей, в воскресенье, отец девушки, которую отдали в жены, приезжал к новой родне с угощениями и звал молодых к себе в гости . В масленичную пятницу, обычно, молодые приезжали. К этому времени теща готовила самые вкусные блюда и угощения. Конечно же, на почетном месте были блины. Встреча проходила тепло, радостно, по семейному, до глубокого вечера. Мужчины говорили о своем, а мать с дочерью обсуждали свое житье – бытье. Отсюда и название — тещины вечёрки. В субботу родню встречала золовка.

В эти дни молодой муж должен был катать молодую жену с ледяных горок. Катание сопровождалось весельем, смехом, поцелуями. Проводились кулачные бои, катания на тройках .

Самым ярким событием Масленицы было сжигание чучела. Чучело делали заранее из соломы, скидывались на наряд, потом носили соломенную куклу по деревне, и после этого уносили в поле, где и сжигали под приговорки « Масленица прощай, на тот год опять приезжай».

В воскресенье просили прощение у всех живых и даже мертвых. После этого нужно было обязательно сходить в баню, чтобы очищенными заступить на Великий пост.

Вербная неделя

Это шестая неделя Великого поста. После Вербного воскресенья начинается Страстная неделя.

За 5 дней до своей смерти Христос вошел в Иерусалим, и жители встретили его, выстилая ему дорогу ветвями финиковой пальмы, как знак наивысшего почитания . Народ принял Иисуса за самого великого царя. Вход Христа в Иерусалим и знаменует эта неделя. На Руси же пальм не было, поэтому ее заменили веточкой вербы . Отсюда и название — Вербная неделя.

Это празднество отмечается тихо, без особенного веселья и гулянья, ведь Великий пост еще не закончен. Обычно, в эти дни пекли печенья или хлебцы и ставили дома веточки вербы .

Считалось, что если съесть несколько вербных сережек, то можно защититься от хворей . Если женщина не могли родить, ей тоже давали есть сережки освященной вербы.

В этот день нужно было хлопать веточкой вербы каждого, чтобы прибавить здоровья.

Это самая последняя неделя перед Пасхой, когда вспоминаются все мучения погребенного Христа . С понедельника по среду идет литургия, а уже с четверга начинают готовиться к Пасхе и наступают самые скорбные дни поминания.

Считалось, что в Страстной четверг разверзается небо и на землю спускаются наши предки, чтобы пробыть на земле до Троицы .

Самый яркий обычай Страстного четверга – очищение. Люди не только мылись в бане, но и ныряли в прорубь, для того, чтобы омыться от болезней, недугов и дурного глаза. Сбрасывали и сжигали старую одежду, чтобы и хвори сгорали вместе с ней.

В Страстную пятницу отмечался день скорби из-за гибели Христа . Этот день накладывал на поведение человека особенные запреты. Были запрещены игры, хороводы, даже говорить в такой день надо было меньше. Детям не позволялось играть, шуметь, бегать и кричать. Запрет распространялся даже на скот – с коров и овец снимали колокольчики, а птицу закрывали в сарай, чтобы не шумела. Можно было скорбеть, плакать.

С четверга по субботу смолкали колокола на церквях.

Пасха означает воскрешение Иисуса Христа . Это самый древний и Великий праздник. Ей заканчивается Великий пост — в воскресенье. Каждый год эта дата исчисляется по лунно-солнечному календарю и точного числа не имеет.

Еще ночью начинается самое торжественное богослужение, а потом всю неделю отмечается самый светлый праздник .

На столах в эти дни самые богатые яства и угощения. Здесь и мясные блюда, и рыба, и вино, и сладости. Хозяйки пекут сладкие куличи, из творога делают специальное блюдо, которое готовится лишь один раз в год. Особенное место всегда занимали крашеные яйца, которые являлись символом жизни и солнца.

В эти дни принято ходить в гости и принимать гостей у себя. При этом, обязательным приветствием должно быть христосование, то есть, троекратное целование с приговором «Христос воскрес» «Воистину воскрес».

В этот день можно было просить у Бога все, что сильно хочется, считалось, что такие просьбы непременно исполнятся.

На улицах устраивались гулянья, игры с катанием яиц, водили хороводы, ставили карусели, пели и плясали .

Троица

Троица — праздник, который посвящен Пресвятой Троице , то есть, Богу — Отцу (он ни от не рожден и ни от кого не исходит), Богу — Сыну (рожден от Бога- Отца)и Богу Святому Духу (он исходит от Бога- Отца) . Эта Троица творит мир, освещает его и ведет.

Праздник символизирует то, что людям не сразу открываются все таинства бытия. Так Бог послал им сначала Сына, а затем Святой Дух. И сам праздник означает восхваление Бога во всех трех его ипостасях.

В этот день хозяйки украшают дом зеленью, готовят праздничное угощение, а вечером отправляются на гулянья. Молодежь развлекается играми, песнями, хороводами.

Иван Купала

Этот праздник приурочен к рождеству Иоана Крестителя (еще одно его имя- Купала), и отмечается 7 июля .

Именно в этот день принято было купаться, прыгать через костер и собирать целебные травы.

Спасть в эту ночь не ложились, потому что, считалось, что именно в эту ночь нечисть — водяные, русалки, кикиморы, лешие- наиболее сильны и опасны . Их разгоняли большими кострами, через которые прыгали, изгоняя из себя все нечистое, а затем купались, ведь вода принимала в это время магическое действие. В эту ночь молодежь выбирала себе пару. Плелись венки, а потом, венок возлагался на голову любимого . Пара бралась за руки и уже вместе прыгали через костер. Считалось, что если руки не разомкнуться, быть свадьбе. Смотрели — чья пара выше прыгнет, та и жить будет счастливее. Всю ночь проводилось веселье, водились хороводы, пелись песни.

На рассвете умывались росой .

Отмечается 1(14) августа . Название «спас» происходит от сокращенного «спаситель». Медовый спас означает начало сбора меда.

В этот день освещали мед и соты. Хозяйки пекли пряники медовые, медовики, готовили квас с медом .

Все это надо было не только осветить, но и угостить бедных и больных. Люди, имеющие пасеку и не угостившие своим медом других, считались непорядочными.

Этот праздник означает преображение природы, наступление осени, отмечается 6 (9) августа . До этого дня яблоки есть не разрешалось, а вот в Яблочный спас, напротив, готовились яблочные блюда – пекли пироги с яблоками, кисели, варенье. В этот день угощали яблоками сирот, неимущих, всех своих близких, и лишь потом ели сами. Многие люди несли яблоки в церковь и на кладбище.