Тактильные игрушки для новорожденных своими руками. Развивающие игрушки для ребенка своими руками


В этой статье:

Главным назначением игрушек является развитие у малыша в игровой форме определенных навыков, умений или приобретение знаний. Сегодня большой популярностью пользуются развивающие игрушки. Известные производители предлагают множество развивающих вариантов на любой вкус. Но их покупка не всегда рациональна, потому что развивающие игрушки и своими руками сделать несложно. Изготовление их не отнимет много времени и не потребует затрат.

Какими бывают развивающие игрушки?

Тема развивающих игрушек, которые можно сделать самостоятельно, сегодня на пике популярности. Поэтому информации о них предостаточно. При желании можно без труда выполнить различные детские коврики, специальные книжки, кубы, развивающие мелкую моторику, фигурки зверей и многое другое.

Игрушки для развития навыков и умений делятся на те, которыми кроха может играть самостоятельно, и те, которые требуют обязательного присутствия взрослого. Помощь не потребуется при освоении ребенком простых моделей для развития мелкой моторики. А вот изучать буквы, счет, стороны, части тела, фигуры лучше вместе с мамой.

Материалы для изготовления

Для создания развивающих игрушек в домашних условиях понадобятся самые разные материалы, которые, как правило, всегда найдутся под рукой. Это лоскутки ткани, ленты, змейки-молнии, пуговицы разных форм и размеров, мебельная фурнитура, фольга, пакеты, старые ненужные вещи.

Бумага

Из обычной и цветной бумаги можно сделать геометрические фигуры, игры-шнуровки, вкладыши для сортеров и др. Пригодятся и остатки разноцветной гофрированной бумаги.

Дерево

Из дерева выполняют замечательные варианты игрушек для развития ребенка, например, сортеры. С их помощью кроха в возрасте 1-2 лет изучает фигуры, формы предметов, цвета. Поэтому деревянные бруски, досочки станут незаменимыми помощниками в изготовлении игрушек для малыша.

Картон

Из кусков обычного и цветного картона можно сделать конструктор. Для этого вырезают из него разные фигуры и показывают малышу, какие картинки можно сложить. Чтобы смастерить развивающую игрушку, не обязательно покупать картон. Вполне подойдут подручные варианты – картон от коробок, на который наклеены страницы из ярких журналов.

Нитки

Остатки цветной пряжи станут лучшими помощниками маме в изготовлении развивающих бус, коврика, мяча или мягкого куба. Приветствуются не только разные цвета, но и отличающаяся толщина и фактура пряжи.

Носки

Старые носки получат вторую жизнь в новых игрушках для малыша. Из них можно сделать мягкую гусеницу, с разными наполнителями для каждого звена, или игрушку из носка на руку с забавной рожицей.

Помпоны

Для людей с креативным мышлением смастерить множество игрушек из помпонов – сущий пустяк. Из них получаются милые зайчики, лягушата, поросята, цыплята, снеговики. Перечислять можно до бесконечности. Главное – позволить себе фантазировать.

Ткань

Остатки ткани, которые найдутся в запасах у любой рукодельницы, станут незаменимым материалом для пошива развивающих игрушек. Подойдут лоскутки флиса, фетра, трикотажа, шелка, бязи. Сочетание материала разной фактуры в таких игрушках приветствуется.

Варианты игрушек

Рассмотрим подробнее, что можно из всего этого богатства смастерить.

Браслет-погремушка

Ее совсем не сложно сделать самостоятельно. Чтобы пошить эту игрушку, нужно запастись полоской мягкой ткани размером 20×6 см, кусочком резинки, маленькой пластиковой емкостью, каким-то гремящим наполнителем и цветными лоскутками для декора игрушки.

Сначала делают основу. Для этого сшивают полоску, выворачивают ее наизнанку и вставляют в нее резинку. Основа не должна сдавливать ручку малыша. Затем в пластиковую емкость засыпают любой наполнитель, чтобы погремушка издавала звук. После этого плотно закрытый контейнер, обшивают мягкой тканью и украшают дополнительными декоративными элементами. Эту часть крепят к основе.

Бусы

Для младенцев будут актуальны специальные бусы, с помощью которых формируются тактильные навыки и происходит ненавязчивое изучение цветов.

Для этого понадобятся бусинки разного размера и капроновая нить. Бусины обвязывают разноцветной пряжей или обшивают лоскутками ткани разного цвета и фактуры. После этого их нанизывают на нить и крепко скрепляют концы. Ребенок может рассматривать их, изучать отдельные бусинки, трогать их ручками.

Подушка с пуговицами

Такую подушку не сложно сшить самостоятельно. Она пригодится для малыша от 3 месяцев до 3 лет. Для изготовления тактильной подушки потребуется немного ткани, пуговиц, шнуровок, липучек и других элементов. Главное условие – необходимо тщательно прикрепить все элементы на поверхности подушки, чтобы они не оторвались, если малыш потянет их в рот.

Проще всего пошить наволочку на готовую подушку. На нее можно нашить фигурки из ткани, пуговицы, молнии, веревочки и другие элементы.

Книжка

Ее можно сделать разного размера и цвета. Такая игрушка очень полезна для малыша. Она помогает развивать мелкую моторику, изучать цвета и формы, знакомиться с разными фактурами.

Идей для мягкой книжки множество. Все зависит от фантазии мамы. Можно посмотреть готовые игрушки или мастер-классы в интернете. Например, странички книжки можно сделать разных цветов, картинки в ней соединить липучками или пуговицами, добавить шнуровки и змейки. В книге можно разместить мягкий пазл, цифры, фигурки животных.

Развивающая доска или стенд

Такой стенд способен освободить немного свободного времени для мамы, в то время как кроха будет активно изучать окружающий мир и совершенствовать свои навыки. Можно купить готовый вариант. Но совершенно не сложно и не затратно выполнить его самому. При этом самодельная доска будет представлять не меньший интерес для карапуза, чем купленная в магазине.

В домашних условиях к обычной доске нужно прикрепить нерабочую розетку, выключатель, ручки, дверную цепочку, диск от телефонного аппарата. Это могут быть любые предметы, которые интересны малышу.

Коврик

Если развивающие коврики детям сделать своими руками, они станут настоящими помощниками мамам. Такой коврик займет малыша на какое-то время и освободит его для мамы. Он развивает воображение, речь, моторику рук и фантазию крохи.

Детский развивающий коврик своими руками пошить не сложно. Для этого понадобятся ткань для основы, материал для верхнего слоя и декорирования, дополнительная фурнитура. В качестве основы подойдет поролон, плотная ткань, синтепон. Ткани для коврика должны быть натуральными, ярких, но не неоновых цветов.

Развивающий куб

Помогает развиваться мелкой моторике и воображению ребенка. Эта игрушка подойдет для малышей самого раннего возраста. Сделать ее можно из разноцветных лоскутков. Хорошо, если ткань будет разной фактуры. Например, одна грань куба может быть из ситца, вторая - из джинсовой ткани, на третью можно нашить ленточки, веревки, пуговицы. Развивающий кубик нужно наполнить синтепоном или ватой.

Фигуры

Привлекут внимание крохи разноцветные фигурки из ткани либо фетра. Чтобы игрушка была интереснее, ее можно выполнить как шумелку, шуршалку, погремушку. Например, это может быть фигурка бабочки. Сделать ее совсем просто. Нужно нарисовать бабочку на бумаге, перевести выкройку на фетр, вырезать фигурку. Можно сшить две стороны и набить бабочку шуршащим (целлофановые пакеты), гремящим (солью или крупой) наполнителем. К готовой фигуре можно прикрепить колокольчик, тогда игрушка будет звенеть, или пришить пуговицы, ленты.

Что они развивают?

Такие игрушки активно:

  • развивают у малыша зрение и слух (например, браслет-погремушка для самых маленьких), тактильные ощущения (слингобусы или подушка с пуговицами);
  • знакомят ребенка с цветом, размером, формой (книжка);
  • помогают изучать окружающий мир (фигурки животных);
  • развивают речь и воображение крохи (игровой коврик).

Меры предосторожности при изготовлении

Главное требование к детским игрушкам – безопасность. Для этого важно убедиться, что все материалы не токсичны, безопасны для ребенка. Детали игрушки должны быть прочно прикреплены к ней. Нужно изучить, не содержит ли игрушка острых деталей, которые могут поранить кроху, или предметов, способных его травмировать (щеколда на доске, молния).

Какие навыки можно развивать у детей разного возраста с помощью игрушек?

Выбор развивающей игрушки зависит от возраста малыша и его особенностей.

До года

В этот период малыш развивает рефлексы хватания, координацию движений, мелкую моторику, речь и двигательную активность. До полугода актуальны яркие погремушки, бусы, мягкие мячики, кубики, коврики. Малышам старше 6 месяцев подойдут сортеры, матрешки, мягкие книжки, мягкие пазлы.

1-2 года

В этот период жизни кроха может самостоятельно играть. Интерес представляют игрушки, которые можно разбирать и собирать. Например, пирамидка или сортер. Они помогают развивать логическое мышление, моторику, внимательность. К двум годам малышу могут быть интересны и сюжетные игры.

3-5 лет

В этом возрасте мелкая моторика ребенка совершенствуется, движения становятся скоординированными. Сюжетные игры интересуют его больше. В ходе такой игры совершенствуются речь, воображение, умения и знания малыша.

Актуальны пальчиковые фигурки, цифры, буквы, часы, книги, настольные игры.

Мастер-класс

Рассмотрим самый простой способ изготовления игрушки – тактильной гусеницы из носка. Она обязательно придется по вкусу малышу. Для ее изготовления нужно приготовить длинный яркий носок, толстую крепкую нитку и разные наполнители (желуди, рис, гречневую крупу, соль, синтепон и др.), пуговки для глазок.

В носок сначала нужно насыпать один наполнитель, полученный шарик перевязать нитью, затем несколько раз дальше в том же порядке. Конец гусеницы нужно крепко перевязать ниткой. К голове пришить пуговички-глазки. Тактильная гусеница готова за 5 минут!

Развивающие игрушки сделать своими руками несложно. Можно посмотреть готовые образцы в магазине или на мастер-классах в интернете. Для этого понадобятся недорогие подручные материалы, элементарные навыки, мамино терпение и любовь.

Полезное видео о развивающих игрушках, сделанных своими руками

В семье наконец-то появился долгожданный ребенок! Вместе с ним в дом пришли не только счастье и радость, но и переживания и хлопоты. В первые месяцы жизни ребенку вполне достаточно чувствовать вашу любовь и заботу. Но, начиная с 3-5 месяцев ребенку для нормального развития необходимы разного рода игрушки.

Начиная с этого возраста, родители начинают все чаще посещать магазины детских игрушек и покупать в них что-то особенное для своего малыша, тратя на поиски и приобретение игрушек не только уйму времени и сил, но и денег. Однако совсем необязательно покупать детские игрушки, поскольку их легко можно сделать из подручных средств самостоятельно.

Плюсы игрушек, сделанных своими руками:

  • Они безопасны. Вряд ли вы будете делать игрушки из мелких деталей или токсичных материалов.
  • Они не требуют больших вложений. Все игрушки можно сделать из подручных материалов или вещей, которые есть дома у каждого.
  • Они по своему оригинальны. Вряд ли в каком-то магазине вы найдете игрушку хоть немного похожую на ту, что вы сделали сами.

Как сделать развивающую игрушку для своего ребенка самостоятельно?

Для того чтобы порадовать свое любимое чадо новой игрушкой вам необходим один свободный вечер, подручные материалы и немного фантазии. Включите приятную ненавязчивую музыку и настройтесь на плодотворную работу.

Итак, какие развивающие игрушки можно сделать?

Погремушка

В возрасте до года ребенку необходимо вкладывать в ручку легкие погремушки и учить его их крепко держать, перекладывать из одной ручки в другую. Благодаря погремушкам мышцы ребенка начнут «работать», малыш овладеет новыми навыками и движениями. Именно погремушки начинают развивать мелкую моторику рук.

Поэтому, первой, сделанной своими руками игрушкой, должна стать именно погремушка. Для этого необходимо взять небольшую бутылочку с плотно закрывающейся крышкой. В нее вы можете насыпать крупу (например, гречку) и хорошо закрутить крышку.

Для того чтобы малышу было интересно не только «греметь» баночкой, но и просто ее разглядывать, баночку необходимо украсить. Ее можно обвязать яркой ленточкой, нарисовать на ней рисунок.

Также погремушку можно сделать из прозрачной баночки. Так у ребенка появиться возможность разглядывать то, что находится у нее внутри. В этом случае стоит наполнить баночку разноцветными бусинками или яркими пуговицами.




Мини-подушечки

Для детей 5-6 месяцев невероятно полезны и интересны тактильные ощущения. Это позволяет развивать мелкую моторику, чувство осязания. На помощь в развитии ребенка придут маленькие подушечки, диаметром 7-10 сантиметров. Для их изготовления необходимо взять разные по фактуре, цвету и принту ткани.

Большое преимущество таких подушечек в том, что для них не нужно покупать материал специально. Для этого сгодиться старые вещи: цветастое платье, не нужные джинсы, «беременный халат», который теперь не нужен, да и маленькие вещи вашего крохи тоже окажутся весьма кстати. Подушки можно сделать квадратными, круглыми, овальными. Именно от формы будет зависеть выкройка.

Разберем самую простую круглую подушечку. Необходимо вырезать из отреза ткани два круга заданного диаметра. При этом можно сделать круг из одной ткани, в второй из другую из другого, так будущая игрушка получится. Не забывайте оставлять припуски на 0,5-1 сантиметр, в зависимости от качества материала. Складываем два отреза друг к другу лицевой стороной и прошиваем, оставляя зазор в 3-4 сантиметра, чтобы можно было вывернуть наружу рисунком и набить подушку через нее. Выворачиваем.

В центре можно пришить пуговку, которая у вас есть или можно смастерить ее самостоятельно. Для этого возьмите монетку и немного ваты или синтепона. Скатайте шарик и поместите его на монетку. Затем обтяните полученную заготовку кружочком ткани и скрепите ее внизу ниткой. Пришейте к середине подушки. Этот прием сделает вашу подушку еще интереснее для ребенка. Теперь, когда оболочка готова – набиваем ее. Для этого можно использовать сыпучие материалы – гречку, рис, пшено, песок (смотрите на плотность ткани, набивка не должна «просачиваться» наружу), а так же стандартные синтепон, вату и поролон. Теперь нужно зашить отверстие для набивки. Для этого используем потайной шов.

Чтобы ребенку было интереснее, можно создавать подушки – зверюшки, декорировать различными лентами, наклейками и большими пуговицами. Обратите внимание, все детали должны быть надежно закреплены и быть достаточно крупными, чтобы ребенок не смог их проглотить, потому что детские пальчики способны отковырять даже самые надежно пришитый бисер.




Покупка развивающего коврика может сильно ударить по бюджету семьи. В более дешевых моделях, чаще всего используется некачественная краска, которая может вызвать аллергию на нежной коже младенца. Избежать бесполезной траты денег и быть уверенным в качестве готового изделия можно, если создать его самостоятельно. Для этого не нужны большие вложения, достаточно желания и немного терпения и времени. К тому же, в свой коврик вы сможете включить большое количество кармашков и атрибутов, чем вам предложат в магазинах.

Итак, для коврика необходимы лоскутки разных расцветок и фактур. Чем больше разнообразие, тем ярче и интереснее вашему ребенку. Отличая ткани на ощупь, он начнет понимать, что есть гладкое, есть шершавое, есть холодное, есть теплое. Можно даже сделать небольшой участок с края из шерсти, чтобы она слегка колола малыша. Для того, чтобы коврик был теплее и мягче, сделайте его двухслойными и расположите между слоями рулонный синтепон. Чтобы он не съезжал, а коврик в случае ЧП можно было постирать, прошейте его по границам лоскутков.

Для декора можно использовать ткани других оттенков, различные пришивные аппликации. Если позволяет фантазия и время, то можно сделать самостоятельно сову, собаку, кошку, хомячка, пингвина или ежика. Для этого не нужно особого умения, достаточно найти подробную инструкцию в интернете, сделать выкройки и пришить их в определенной последовательности к коврику.

Используйте интересные уловки. Подложите под несколько лоскутков шуршащий материал. Для этого используйте целлофан от магазинных упаковок из-под одежды. Они шелестят громче, чем целлофановые пакеты. Кармашки станут отличным дополнением к игровому коврику. В них можно прятать маленькие игрушки, а потом находить их. Вшитые внутрь пищалки привлекут внимание и научат точечно нажимать пальчиком или ручкой.




Альтернатива развивающему коврику - тканевая сенсорная книжка.

Если вы задались идеей создания развивающей игрушки когда малыш уже уверено сидит, то коврик может не заинтересовать его. Так, на помощь приходит альтернативный вариант – развивающая книжка. Принцип тот же самый, но на этот раз, ребенку удобно держать ее в руках и нужно перелистывать страницы, чтобы увидеть новые изображения, а значит, развивает координацию и помогает лучше ориентироваться в пространстве.

Для изготовления подобной книжки необходимы разные квадратные лоскутки со стороной 20 сантиметров. Это будут странички книги. Делать их нужно не много, чтобы она не была слишком массивной, ведь из-за аппликаций страницы не будут прилегать к друг другу и создадут дополнительный объем. В среднем книжки имеют около 6 станиц. Таким образом, необходимо подготовить 12 лоскутков – основ.

Ребенку будет интересно разглядывать книжку с многоуровневыми аппликациями. Яркий пример – домик. Открывающиеся двери и окошки научат малыша захватывать мелкие детали двумя пальчиками. Представьте, открывает ребенок окошко в книжке, а там лисичка. Неожиданно, радостно и запоминающееся. Таким образом, ребенок сделал мелко-сенсорное движение, и узнал одно животное. Открывающиеся окна и поднимаюшаяся ветка дерева, работает по этому же принципу. Грибочки, ягодки и цветочки должны быть яркими.

Хорошо, если вы сможете вшить в книгу молнии и липучки. Полезными вставками будут и разные кнопки, установить которые можно в ближайшем ремонте одежды. Люверсы позволят создать на одной из страниц шнуровку. Сначала ребенок будет ее разглядывать, а потом может приступить к активным тренировкам. Используйте все, что удалось найти.




Доска «Мастера»

Эта развивающая игрушка точно не останется без внимания, однако сделать ее будет легче папе, нежели маме. Для этого необходимо взять деревянную основу (ею может стать дверца от шкафа или часть столешницы). Деревянную основу необходимо зашкурить и покрыть лаком. После чего на ней можно закрепить шпингалет, выключатель, дверной замок, крючки, защелки, рычаги и все бытовые мелочи, которые так привлекают внимание детей. Такая «игрушка» способна на длительное время занять как мальчика, так и девочку.

К тому же, имеющиеся выключатели, щеколды и прочие атрибуты повседневной жизни легче будет объяснить, когда он уже имеет представление о них. Проделывайте как можно больше движений вместе, раз за разом комментируя каждое действие.

Очень полезно сделать на доске часы, так вы научите малыша цифрам и понятию времени. Пусть он пока не понимает этого, но в будущем для него, получение этих знаний будет проходить проще. Малыши в 3-4 года уже могут считать до 10-12, а учиться на практике всегда интереснее.




Делаем бусы для игры

Оригинальной и очень полезной игрушкой для развития мелкой моторики, а значит, и речи малыша могут стать бусы. Обычные, покупные, доставшиеся малышу от мамы, не подойдут. Потому что чаще всего в них используются одинаковые бусинки, приблизительно одинакового размера и фактуры. Изготавливая самостоятельно, вы можете дополнить бусы интересными деталями, на которые малыш не сможет не обратить внимания.

Для изготовления бус нам потребуется нитка 30-40 сантиметров (лучше всего взять двойную нитку для того, чтобы ребенок не смог ее порвать). Длина будет зависеть от того, сколько чего и как вы будете на них располагать.

Теперь, самое интересное. Разберите старую шкатулку со швейной фурнитурой, уверена, что вы отыщите там огромное количество разнообразных пуговиц, трубочек, бобин от ниток. Если вы сумеете достать колокольчик или бубенчики, которые будут весело звенеть при игре в них, то цены вашим бусам не будет. Для разнообразия можно связать маленькие кругленькие шарики разных цветов. Чем разнообразнее материалы – тем лучше.

Эти бусы пригодятся не только крохе, но и подросшему ребенку. По ним можно изучать цвета.




Мамочки знают, что в мусор летят очень красивые упаковки от детских игрушек, соков и прочего. Порой так хочется сохранить картинку, но складировать мусор в доме, где живет ребенок, не гигиенично и не практично. Но если вырезать только животного, картинку, то получается небольшая и очень яркая карточка, которую малыш может рассматривать и учиться новому. Идеально, если на картинке будет подпись что на ней нарисовано. Например, разрезая упаковку от сока, постарайтесь захватить слово яблоко, если оно есть на картинке. Такую возможность упускать нельзя, поэтому берем ножницы и начинаем резать.

Вырезаем и складываем карточки в коробочку, а когда накопится достаточно – укрепим их. Ребенок еще не понимает, что их рвать нельзя, и если они попадут в воду, кашу или суп, то навсегда испортиться. Поэтому надо защитить их от губительных действий. Если дома есть ламинатор, то оберните карточки в ламинирующую пленку. Однако, это скорее исключение из правил. Для остальных есть иной способ укрепить карточки. Возьмите широкий скотч и проклейте карточку с двух сторон. Такой защите не страны никакие действия. Если все сделано аккуратно и точно, то карточку можно будет даже купать.

Хранить карточки лучше в красивой коробочке, которая будет стимулировать ребенка заглянуть во внутрь. Для того, чтобы создать ее, необходимо взять основу. В качестве нее отлично подходит коробка из-под обуви. Обувной коробки достаточно для хранения огромного количества карточек. Постарайтесь украсить ее детскими рисунками не только снаружи, но и внутри. Если приклеить на внутренней стороне крышки зверька, то можно играть в прятки. Зверек будет появляться и прятаться в коробку. Малышу точно понравится такая игра.

Старайтесь все игрушки прятать в яркие, красивые коробки. Это полезно влияет на память малыша. Он точно знает, что карточки находятся в красной коробке со звездочкой, а камушки в синей с лисичкой.




Еще одна развивающая игрушка – камушки. Обычные камни, собранные в песочнице могут быть невероятно полезны дома. Если у вас есть возможность собрать речные экземпляры с гладкой поверхностью, то обязательно прогуляйтесь на речку. Так вы облегчите себе работу в дальнейшем.

Для создания полезной игрушки для ребенка вам понадобиться гуашь, прозрачный лак для ногтей и немного фантазии. С помощью разноцветной гуаши нарисуйте на поверхности камушков различных животных. Если они вам не под силу и художник вы так себе, то рисуйте цветочки, ягодки, улиток, сердечки, машинки и овощи. Для тех, кто с кисточкой совсем не дружит, можно посоветовать однотонные камушки с полосками, точками, пунктиром и загагулинами. Для деток, которые уже способны запомнить цифры и буквы – напишите их. Используйте контрастные цвета, чтобы они бросались в глаза и хорошо запоминались. Даже если вы совсем не умеете рисовать и просто раскрасите их в разные цвета – это уже огромный плюс для развития чада.

Итак, допустим с рисунком все ясно. Раскрасили камушки, нанесли все, что смогли. Теперь изображение нужно закрепить, чтобы оно не смазывалось и не смылось, используем обычный лак для ногтей. Вместо него можно покрыть любым другим – яхным, акриловым.

Вначале ваш малыш сможет перебирать их, затем раскладывать по цветам, а потом озвучивать картинки.

Чтобы ему легче запоминались цифры и буквы, выучите несколько стишков и сопровождайте картинки забавными прибаутками. Так ребенок запомнит не только счет и научится читать, так еще и стишки сам рассказывать будет.




Создаем гоночный, многоуровневый трек

Создание трека, по которому будет кататься мячик, машинка или яйцо от киндера – очень увлекательное занятие не только для малышей, но и для их родителей. Покатать и посмотреть, какими замысловатыми ходами прыгает мячик, захочется каждому ребенку.

Для того, чтобы создать такую игрушку понадобятся несколько досточек, уголков (в зависимости от количества ярусов), ножницы и клей. Можно обойтись и обычным картоном. В качестве основания можно использовать любую доску (ее можно найти после ремонта в вашей квартире или спросить небольшой кусок у соседей или родственников) или пустую коробку.

Не стоит делать сильно высокие стенды, ребенок должен без труда доставать до верхнего яруса и видеть, что там происходит. Уголки без труда можно найти в строительных магазинах, стоят они не дорого, весят мало и легко режутся ножом или ножницами. К тому же, они очень легкие, что позволяет приклеивать их на жидкие гвозди, момент или универсальный клей.

Самая большая сложность заключается в техническом исполнении игрушки. Необходимо просчитать наклон, расстояние между балками, чтобы перекатываясь шарик или машинка не вылетали за пределы трека. Особой формулы расчета не существует. Придется все испытывать на практике. Выберите два предмета разного веса, которые можно катать и начинайте экспериментировать. В случае, если угол будет больше необходимого, машинка перевернется и с места больше не сдвинется, а мячики отпружинят и упрыгают от вашего чада.

В последнее время развивающие игрушки появились на прилавках всех магазинов. «А как без них?!» - восклицают педагоги. Давайте разберемся, что такое развивающая игрушка.

Если исходить из названия, то это игрушка, которая что-то развивает у ребенка: мелкую моторику или какие-то знания. По большому счету, все игрушки являются развивающими: погремушка учит ребенка управлять своими ручками (хватать, перекладывать из руки в руку, бросать). И все-таки, развивающими обычно называют те игрушки, которые позволяют ребенку чему-то научится в игровой форме. Многие из таких игрушек вы можете сделать своими руками.

Основные этапы развития ребенка

Прежде чем приступить к изготовлению игрушки, определите, на какой возраст она будет рассчитана. Очевидно, что не будет интересна пятилетке. Немаловажно и то, чем увлекается ребенок. От этого зависит, какой формы будет ваша игрушка и каким сюжетом она будет объединена.

Хотелось бы напомнить, что все индивидуально. Возможно ваш ребенок уже овладел каким-то навыком раньше времени, возможно - нет.

0- 3 месяца

Ребенок большую часть времени лежит на спине. Необходимо развивать умение сосредоточивать взгляд.

Виды игрушек: мобили, яркие погремушки, гирлянды, бусы.

Требования к игрушкам: разные фактуры, легкость игрушек, простые формы. Цвета яркие, но не пестрые. Желательно не больше 5 предметов.

3 - 6 месяцев

Ребенок больше двигается и все предметы тянет в рот. Учится переворачиваться со спины на живот. Необходимо развивать координацию движений, слух и зрение, навык хватания.

Виды игрушек: неваляшки, тряпичные бусы, игрушки с зеркалом, погремушки - гантели, кольца. Развивающие коврики с дугами. Тряпичные мячики, браслеты с пуговицами.

Требования к игрушкам: яркие, разнофактурные игрушки, издающие разные звуки.

6 - 9 месяцев

Ребенок учится ползать, узнает близких. Некоторое время способен развлекать себя сам. Необходимо поощрять двигательную и речевую активность, а также развивать умение хватать предмет не всей рукой, а двумя пальцами.

Виды игрушек: развивающие коврики, сортеры, пирамидки, матрешки, музыкальные игрушки с кнопками.

Требования к игрушкам: яркие, звучащие игрушки должны отличаться по форме, весу, способу использования.

9 - 12 месяцев

Ребенок учится ходить, говорить. Необходимо развивать двигательную и речевую активность.

Виды игрушек: развивающие коврики и книжки с картинками, игрушки–каталки, куклы с ярко выраженными чертами лица, перчаточные и пальчиковые куклы, пирамидки, кубики, сортеры, варианты коробочек, ведерок, корзинок (игрушки– вкладыши).

Требования к игрушкам: игрушки, состоящие из разных частей, которые можно собирать и разбирать. Игрушки, отражающие ситуации реального мира.

1 год - 1 год 3 месяца

Начинается активное развитие и исследование окружающего мира. У ребенка проявляется стремление к самостоятельности. Необходимо развивать двигательную и речевую активность, а также операции мышления: сравнение, обобщение, анализ.

Виды игрушек: пирамидки, кубики, игрушки-вкладыши, музыкальные инструменты.

Требования к игрушкам: игрушки, состоящие из разных частей, которые можно собирать и разбирать.

1 год 3 месяца - 1 год 6 месяцев

Развитие речи, поощрение речевой активности, развитие мелкой моторики (расстегивание - застегивание различными способами). Развитие операция мышления.

Виды игрушек: развивающие коврики и книжки, кубики, игрушки с сюрпризом (секретом), сортеры.

Требования к игрушкам: игрушки, позволяющие обобщать предметы по признакам сходства, величины, цвета. Названия животных, растений, одежды и т. п.

1 год 6 месяцев - 1 год 9 месяцев

Активное познание окружающего мира. Необходимо развивать активное использование предметов по другому назначению, самостоятельную игру, понимание эмоций.

Виды игрушек: игрушки, отражающие реальные ситуации и предметы окружающего мира, животных.

Требования к игрушкам: предметные игры (сюжетные, строительные и т. п.). Игрушки, требующие показать и назвать цвета, форму, выбрать действие.

1 год 9 месяцев - 2 года

У ребенка идет активное социальное развитие. Необходимо развивать понимание формы, цвета, размера.

Виды игрушек: сортеры, пирамидки, кубики, книжки.

Требования к игрушкам: игрушки, которые можно группировать по форме, цвету, размеру.

2 - 3 года

Продолжается активное социальное развитие малыша, он уже умеет взаимодействовать с другими детьми. Необходимо развивать мелкую моторику, а также умение различать формы, цвета, размеры.

Все виды игрушек. Поделки из природных материалов, бумаги, пластилина.

Требования к игрушкам: игрушки для предметных, сюжетно-ролевых игр.

3 - 5 лет

Активность, умение самостоятельно выстраивать свою игровую деятельность. Необходимо закреплять эти навыки.

Виды игрушек: детское лото, пазлы . Игры на изучение времени суток и времен года. Изучение алфавита и цифр.

Материалы для изготовления развивающих игрушек

Материалов для изготовления развивающих игрушек огромное множество, большинство из них есть в каждом доме!

Остатки ткани

Развивающие игрушки хороши тем, что для них можно использовать остатки, которые есть у каждой рукодельницы. Например, остатки различных тканей, фетра, флиса, трикотажа. Разная фактура только приветствуется!

Хотите облегчить себе жизнь? Используйте небольшие отрезки тканей, которые прикладывают к новым костюмам.

Те, кто умеет вязать, могут использовать квадратики, которые вяжутся для расчета петель.

В ход идет всё: шнурки, ленты, пуговицы, бусины, молнии, кнопки, кулиски, защелки, липкая лента, пряжки и многое, многое другое! А небольшие термоаппликации вполне могут сыграть роль секретика, спрятавшегося за шторкой или в кармашке.

Мебельная фурнитура

Защелки-щеколды, крючки, ключи с замочками и винтики с резьбой можно использовать, например, при «строительстве» домика.

Шуршащие элементы

Шуршание того или иного элемента достигается за счет вложенной внутрь скомканной целлофановой обертки от чая или коробки конфет.

Гремящие элементы

Гремящие элементы представляют огромный простор для фантазии. Вложите внутрь пластиковый контейнер от бахил или пластиковое яйцо из Киндер-сюрприза, в которое насыпана какая-нибудь крупа (рис, горох, греча, небольшие макароны), соль, сухие вишневые косточки или желуди.

Звенящие элементы

Чаще всего представляют собой небольшой колокольчик, купленный за небольшие деньги в сувенирной лавке или рыболовном магазине.

Блестящие и прозрачные элементы

К таким относятся кусочки плотной фольги, внутренняя сторона упаковки от сока или молока, а также упаковки от игрушек или постельного белья.

Открывающиеся элементы

Они обычно очень нравятся детям, особенно если под ними кто-то прячется) Варианты: окошко, кармашки, шторки. А можно использовать вот такие обычные крышечки от воды или сока.

Старая одежда

Некоторые мастерицы используют детскую одежду своих малышей, которая им уже мала.

Наполнители

В качестве мягких наполнителей обычно используют синтепон, поролон (тогда ваш кубик будет держать форму) или пенопласт.

Впрочем, я уверена, что если вы подумаете, то обязательно придумаете что-то свое!

Какими бывают развивающие игрушки

В сети Интернет можно найти огромное количество развивающих игрушек, сделанных своими руками: книжки, кубики, панно и коврики, подушки, стенды, домики, фигуры животных и т. д.

Развивающий коврик

Сюжеты тоже разнообразны. Это может быть какая-то детская сказка или просто сюжетная картинка.

Вспомните, например, чем увлекается ваш мальчик: машинками или паровозиками?

Интересны варианты книжек «про малыша» - они не только развивают моторику, но и помогают ребенку лучше узнать окружающий мир.

А может это будет просто кубик, с некоторыми элементами? Выбирать вам.

Все игрушки можно разделить на 2 большие группы : те, с которыми ребенок может играть самостоятельно и те, для которых нужна помощь или присутствие взрослого . Обычно к первым относят развлекающие игрушки для детей первых месяцев жизни, а также игрушки, развивающие мелкую моторику. После нескольких показов, ребенок уже самостоятельно сможет расстегивать молнию или пуговку, откручивать крышечку и т. д.

Присутствия взрослого требуют игрушки, развивающие умение считать; находить больше-меньше, право-лево, верх-низ; называть цвета и геометрические фигуры, части тела или животных, объяснять правила поведения или дорожного движения и т. д.

Варианты игрушек и умения, которые они развивают

Такой браслет пригодится совсем маленькому малышу (от 2 до 4 месяцев). Он будет способствовать развитию слуха и зрения малыша, а также координации движений.

Бусы (слингобусы)

Слингобусы развивают восприятие цвета, тактильные ощущения, учат ребенка перебирать и перекатывать небольшие элементы. А можно помимо бусин, прикрепить несколько небольших вязаных зверьков или фрукты.

Подушка с пуговицами

Несмотря на кажущуюся легкость - игрушка довольно интересна. развивают тактильное восприятие малыша. Возьмите её с собой в дорогу и просите ребенка (в зависимости от его возраста) найти все пуговицы определенного цвета, сосчитать их (на всей подушке, в одном ряду или столбце), найти наибольшую или наименьшую пуговицу определенного цвета в ряду или на всей подушке, показать какая пуговица справа от маленькой синей и т. д.

Книжка

Развивает мелкую моторику, учит называть животных, позволяет изучать цвета и геометрические фигуры.

Стенд с замочками

Уверена, мальчишки будут просто в восторге! Ведь столько всего, что можно открыть, расстегнуть, повернуть и нажать. Сделать развивающий стенд довольно просто, бОльшая часть элементов найдется в кладовке любого мужчины.

Коврик - сказка

Коврик развивает речь и фантазию ребенка. Несложные наводящие вопросы родителей помогут малышу быстрее освоить эти навыки (А представь, что Колобок повернул в другую сторону? С кем он встретится? и др.)

Ребенок познает окружающий его мир через игру. Насколько успешно он сможет это делать, зависит от качества игрушек. Они должны не только развлекать и занимать малыша на какое-то время, но и давать знания, развивать восприятие, мышление, навыки. Вовсе не обязательно завалить детскую комнату горой подарков. Они принесут пользы меньше, чем 2-3 развивающих игрушки, сделанных собственными руками .

Чтобы изготовить малышу развивающую игрушку своими руками, потребуется только ваше желание и немного времени. Вот пару доводов в пользу этого:

  1. Многие развивающие игрушки попросту не продаются в магазинах.
  2. Маленькие детки быстро теряют интерес к некоторым магазинным игрушкам. Обидно, когда дорогая машинка или кукла через неделю пылится в углу. Это происходит не оттого, что игрушка оказалась неинтересной. Просто малыш узнал о ней все, что хотел.
  3. Есть игрушки, которые детям приобретать нежелательно. Например, интерактивные. Играя с ними, малыш только нажимает на кнопки и наблюдает за происходящим. Собственная активность ребенка блокируется.

Какие игрушки нужны детям

Детям, в зависимости от возраста, нужны разные игрушки. Ребенок развивается последовательно, осваивая новые навыки. Для этого нужны определенные игрушки. Успешно пройдя очередной этап, малыш теряет к ним интерес и обращает внимание на новые вещи. Годовалый кроха не сможет играть предметами, развивающими смекалку и логику, а двухлетнему ребенку неинтересны погремушки.

До года

В этот период игрушки помогают новорожденному научится фокусировать взгляд, различать звуки, провоцируют двигательную активность, развивают хватательные рефлексы, мелкую моторику, тактильную чувствительность.

Повесьте возле кроватки месячного грудничка черно-белые картинки с изображением геометрических фигур. Он с удовольствием будет их разглядывать.

Из ярких, но не цветастых тканей сшейте простые мягкие игрушки для гирлянды, браслет-погремушку, тряпичные бусы и мячики, гусеницу для развития тактильной чувствительности, развивающий яркий коврик с дугами и несложными погремушками.

С 9 месяцев малыша заинтересуют книжки из ткани, перчаточные и пальчиковые забавные куклы, мягкие игрушки с четким изображением лица. Ему нравятся игрушки, которые можно собирать-разбирать: матрешки, пирамидки, кубики и сортеры.

От года до двух лет

Годовалый ребенок продолжает интересоваться разбирающимися предметами, но к ним добавляются игрушки, помогающие развивать мышление: сравнение элементов, обобщение, анализ. Ему нравится застегивать и расстегивать разными способами, сортировать предметы по цвету, величине, форме, находить их отличия, складывать кубики, играть в предметные игры (сюжетные, строительные).

Изучайте с ним названия растений, животных, предметов одежды, научите распознавать цвет и форму, выбирать действие.

С двух до трех лет

Игры должны совершенствовать мелкую моторику, развивать координацию в пространстве. Детям нравится мастерить поделки из бумаги и природных материалов, лепить фигурки из пластилина. Востребованы игрушки для более сложных, сюжетно-ролевых игр.

С трех до пяти лет

Пришло время изучать алфавит и числа, время суток, времена года. Любимыми игрушками становятся конструкторы, пазлы, лото, настольные игры и развивающие доски.

Материалы для изготовления игрушек

Развивающие поделки для детей своими руками изготовить совсем несложно, а материалы для них найдутся в каждом доме:

Используя мелкие предметы, такие как пуговицы, бусинки, кнопки, убедитесь, что они крепко пришиты. Перед тем как отдать малышу игрушку, проверьте, как открываются замочки, расстегиваются кнопки, застежки-молнии, пуговицы, насколько крепко прошиты швы. При изготовлении игрушек не используйте ломкие и острые предметы.

Простые развивающие игрушки своими руками

Погремушка-браслет

Предназначена для младенцев, которые еще не умеют держать в ручках погремушку. Развивает координацию движений и слух. Браслет надевают на ручку или ножку.

Для изготовления браслета нужны:

  • лоскут яркой материи для браслета размером 20×6 см;
  • яркие лоскутки для декора;
  • резинка;
  • маленький пластиковый контейнер, например, из-под киндер-сюрприза;
  • крупа в качестве наполнителя.

Этапы изготовления:

  1. Разверните полоску ткани для браслета на изнаночную сторону, сложите вдоль и сшейте по краю. Выверните и проденьте резинку такой длины, чтобы браслет держался на ручке малыша, но не сдавливал ее.
  2. В пластиковую емкость засыпьте наполнитель, который издает звук. Обшейте мягкой материей или обвяжите его пряжей, украсьте декоративными элементами. Можно придать ему вид божьей коровки, бабочки, клубники, зайчика, цыпленка.
  3. Прикрепите погремушку к браслету. Проверьте, крепко ли держатся декоративные элементы.

Слингобусы

Отличная вещь, способная занять малыша, пока вы стоите в очереди, и под рукой нет любимых игрушек. Для их изготовления нужны нитки яркого цвета и крупные бусины. Обшейте их тканью или обвяжите цветной пряжей (лучше хлопчатобумажной).

Между бусинами можно прикрепить маленьких зверушек или фрукты, связанные или сшитые. Нанижите их на капроновую нитку и крепко завяжите. Детками нравится перебирать яркие и приятные на ощупь бусины. Это развивает у них тактильные ощущения, мелкую моторику и восприятие цвета.

Гусеница

Тактильную гусеницу не придется даже шить. Ее можно соорудить из обычного чистого носка, крепких ниток и нескольких видов наполнителей, например, гороха, риса, гречки, макарон, желудей, фасоли и т. д.

Насыпьте в носок один из наполнителей, сформируйте шарик и перевяжите его крепко ниткой. Затем насыпьте следующий наполнитель и снова зафиксируйте нитью. Повторите так несколько раз. Конец гусеницы перевяжите, пришейте глазки-пуговки. Можно вышить ротик. Гусеница готова!

Развивающий коврик, куб, подушка

Эти развивашки могут надолго увлечь малыша и высвободить драгоценное время для мамы. Детишки обожают крутить пуговицы, дергать за шнурочки и ленточки, брать различные предметы, засовывать их в кармашки и доставать оттуда. Их можно нашить на коврик, куб или подушку.

Для декорирования развивающего комплекса потребуются:

Для коврика выберите плотную основу. Например, старое одеяло, плед, ткань с синтепоновой основой. Фон коврика может быть однотонным или сшитым из крупных кусков ткани. Если посадить ткань на клеевую основу, то коврик прослужит гораздо дольше. Нашейте на него аппликации, пуговицы, ленточки, колечки, липучки с прикрепленными к ним небольшими игрушками, кулечки с шелестящей бумагой внутри. Пуговицы для надежности дублируйте с изнанки. Можно декорировать коврик вязанными мягкими игрушками и элементами. Все детали закрепляйте тщательно, чтобы малыш не смог их оторвать или отгрызть.

Для развивающего умного куба нужно 6 лоскутов ткани разного цвета, флизелин и поролон или синтепон в качестве наполнителя. Из ткани вырежьте квадраты и проклейте их с изнаночной стороны флизелином (квадраты из флизелина должны быть на 1,5 см меньше, чем тканевые). На квадраты пришейте аппликации, бусинки, кармашки, пуговицы, застежки-молнии. С изнаночной стороны сшейте грани куба, оставив одну не до конца зашитой. Через нее выверните изделие, наполните синтепоном или поролоном, зашейте отверстие потайным швом.

Для развивающей подушки можно использовать обычную подушечку, пошить на нее наволочку и декорировать ее различными элементами. Или же пошить необычную подушку в виде божьей коровки, скворечника, цветка, котика, рыбки.

Эти развивающие игрушки из ткани своими руками являются отличными тренажерами для развития цветовосприятия, мелкой моторики, воображения.

Развивающая доска или «Пульт управления»

А вот идея создания игрушки для мальчиков своими руками из, казалось бы, старого и ненужного хлама. Девочкам она также будет интересна, и надолго может завладеть вниманием ребенка. Продаются готовые варианты такой развивалки, но ее несложно и совсем недорого изготовить самостоятельно.

К твердой основе (доске) прикрепите различные кнопки, задвижки, большие накладные замки и маленькие навесные замочки с ключами, выключатели, тумблеры, телефонный вращающийся диск. Все эти вещицы вызывают у ребенка желание их потрогать, покрутить, пощелкать ими. Из фанеры или картона можно вырезать окна с открывающимися ставнями и дверцы, которые можно закрывать на крючочки, задвижки, шпингалеты. За ними также можно спрятать картинки или фотографии самого малыша.

Чтобы «Пульт управления» выглядел красочно, украсьте его яркими наклейками, картинками, цветными вырезками из журналов. Если вы украсите пульт цифрами, рисунками животных, цветными фигурками, то он превратится в обучающий стенд. С его помощью малыш легко научится распознавать цвета, животных, изучит азы арифметики.

Игрушки-мякиши

Популярную мягкую термоигрушку-мякиш можно сшить самостоятельно . Ее характерная особенность - мешочек с вишневыми косточками внутри, который можно вынуть, расстегнув пуговки на животике игрушки. Мешочек разогревают в микроволновке, и используют игрушку вместо грелки, или охлаждают в холодильнике для лечения ушибов. Вишневые косточки приятно шуршат, деткам нравится перебирать их пальчиками.

Сшейте любую понравившуюся мягкую игрушку: совенка, зайчика, котика, пингвина и т. д. Мастер-класс и выкройку нетрудно найти в интернете . Или соорудите самостоятельно упрощенный вариант зверушки. Из приятной на ощупь ткани сшейте мешочек, прикрепите глазки, вышейте ротик, пришейте ушки, лапки, хвостик (что именно - подскажет ваша фантазия). Головку и лапки игрушки заполните синтепоном, а животик оставьте пустым. В него поместите полотняный мешочек с высушенными вишневыми косточками. Оставьте отверстие незашитым, оформив его в виде застежки с пуговицами.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Руки для человека очень важны. Ежедневно они выполняют тысячи разнообразных движений, большинство из которых делаются неосознанно. Поэтому в развитии ребенка следует особое внимание уделять мелкой моторике. Малыши любят трогать предметы, ощупывать их, пытаются выполнять простейшие движения руками.

Игрушки для развития мелкой моторики служат отличным практическим материалом, с помощью которого ребенок через игру занимается каждый день. Их можно изготовить самостоятельно, используя разнообразные подручные средства.

Существует множество мастер-классов, помогающих изготавливать дома игрушки детям любых возрастов. Многие современные родители стараются развивать моторику ребенку рано, пока он еще грудничок. Малышам всегда интересны новые предметы.

Однако, выбирая материалы и пошаговую инструкцию, стоит помнить о мерах предосторожности:

  1. Пришивайте все элементы игрушки покрепче, особенно мелкие - дети любят не только трогать, но и пробуют «на зуб» понравившийся предмет.
  2. Закончив поделку, проверяйте все ее элементы сами, причем несколько раз. Насколько крепко пришиты пуговицы? Легко расстегнуть молнию? Есть узкие места, где можно случайно защемить палец?
  3. Осмотрите игрушку. Помните, там не должно присутствовать никаких мелких острых концов, режущих краев и других опасных элементов, о которые малыш может пораниться.
  4. Используйте на игрушки для развития моторики рук для малышей только натуральные материалы, не содержащие никаких примесей или химии.
  5. Проявите фантазию. Ребятишки 0-3 лет и старше познают мир через тактильные ощущения. Вот почему они стараются все потрогать, даже попробовать. Делайте разные игрушки - мягкие и твердые, шершавые. Экспериментируйте с размерами и формой. Помните, даже месячный младенец сможет развиваться, изучая новые предметы.

Сенсорные мешочки

Такие игрушки своими руками для развития мелкой моторики у детей подойдут малышам 0-3 года и чуть старше. Внешне они выглядят как мягкие тканевые мешочки, набитые разнообразными материалами. Ребенок будет трогать их и обнаружит скрытые сюрпризы внутри.



Сова с секретом

Маленький мешочек - сова, внутри которого находятся различные материалы.





Что потребуется:

  • фетровая ткань - разноцветные кусочки (белый - глаза, желтый - клюв и основной цвет для туловища);
  • ленточки;
  • нитки;
  • иголки;
  • тюль или иная прозрачная ткань;
  • мелкие материалы (бусинки, звездочки, пуговицы);
  • готовая выкройка.

Порядок изготовления:

  1. Дидактический материал можно скачать готовые или нарисовать самим. Основа - туловище совы в форме арки. Перенося готовые детали на ткань, стоит помнить, что одна сторона (задняя) - будет закрытой, а вторая (перед) - имеет небольшое круглое отверстие, через которое содержимое мешочка отлично просматривается.
  2. Вырежьте круг чуть больше отверстия из тюли. Аккуратно пришейте его к детали передней стороны (где было круглое отверстие).
  3. Соедините основные две детали, прошив машинкой. Только оставьте внизу небольшое отверстие, через которое набейте мешочек собранными мелкими деталями. Незачем класть много, лучше соберите разных штучек: звездочки, пуговицы, бисер.
  4. Закончив набивку, закройте отверстие. Теперь осталось украсить мешочек - вырежьте из мягкого белого фетра глаза, черным маркером можно добавить им зрачки, из желтого - треугольный клюв. А голову совы украсьте двумя яркими ленточками. Такие игрушки для мелкой моторики рук от года тоже подойдут. Они безопасны, ведь содержимое нельзя достать.

Тактильные мешочки

Можно смастерить несколько маленьких тканевых мешочков, набив их разнообразным содержимым: крупами, бисером, рисом.

Что потребуется:

  • ткань;
  • нитки, иголка;
  • ножницы;
  • содержимое - крупы, рис, бисер, бусинки.

Порядок работы:

  1. Раскроите несколько маленьких подушечек и аккуратно набейте каждую крупами, только смотрите, чтобы содержимое получилось разным. Например, в одной будет только рис, в другой - овсяная крупа и пр.
  2. Сшейте дополнительно для них большой тканевый мешок, где будете хранить самодельные игрушки.
  3. Чем набивать? Вариантов много: ракушками, рисом, ватой, камушками, бусинами. Главное, чтобы предметы были гладкие и безопасные.

Слингобусы грызунки и браслетики для грудничков

Такие игрушки больше подходят для грызения и ощупывания младенцам. В магазинах не всегда можно доверять ассортименту, нет гарантии в безопасности изделий. А дома можно смастерить их самим, используя пошаговую инструкцию.




Это самые ранние игрушки, внешне похожи на бусы или браслеты. Мамы часто надевают их, чтобы отвлекать ребенка, пока он находится в слинге или на руках.

Важно! Здесь потребуются навыки вязания именно крючком. Умение связывать предметы (браслеты, бусины) и связать отдельные элементы (фигурки животных, мягкие шарики).

Что потребуется:

  • деревянные бусины;
  • хлопковые нити;
  • крючки;
  • вощеный шнур/лента (основа);
  • наполнитель (силиконовое волокно, вата);
  • шуршащие или какие-нибудь гремящие предметы (по необходимости).

Порядок работы:

Заранее определитесь, будет это маленький браслет, полноценные бусы или игрушка - кусалка. Основой служит деревянный предмет.

Браслет - игрушка

Вариант 1. Возьмите небольшое деревянное кольцо и аккуратно обвяжите его так, чтобы вязаная ткань покрыла всю поверхность. Похожим образом обвяжите небольшую деревянную бусину - «голову» игрушки. Отдельно свяжите пару ушей к ней, оформите мордочку. Закончив, соедините детали.

Вариант 2. Здесь деревянные шарики чередуются с мягкими, вязаными. Можете обвязать несколько деревянных шаров - бусин или связать шарики, набив их ватой/поролоном. Пусть в браслете мягкие шарики чередуются с обычными деревянными. Соедините их, набрав на толстую, хлопковую нить.

Вариант 3. Браслет с разными шариками дополнен парой деревянных колец.

Вариант 4. Браслет - бегемотик. Обвяжите деревянную основу - браслет хлопковой нитью, только плотнее и закрепите концы. 4 ножки и голову бегемотика свяжите отдельно. Набейте их ватой или иным мягким наполнителем.

Вариант 5. Разноцветные вязаные шарики собраны вместе, с ними фигурка маленького бегемотика. Каждый шарик связывайте отдельно. Можно использовать разноцветные нитки, так игрушка получается ярче. Собирая готовые шарики, чередуйте их с небольшими бусинами. В центре пришейте вязаную фигурку зверушки.



Слингобусы выполняются похожим образом, только они большего размера. Мама носит такие как практическое пособие малыша, заодно отвлекающая вещь.

Подобные игрушки подходят и годовалым детям, 1-2, даже 1-3 лет. Можно со временем усложнять структуру бус или браслета, объясняя ребенку, из каких именно элементов он состоит.

Шнуровка

Дети постарше (3-4, также 4-5 лет) уже освоили азы пальчиковой моторики, пора им изучать мастерство завязывания шнурков. Конечно, большинство детской обуви делается на удобной застежке или липучке, но малышу все равно нужно уметь завязывать себе шнурки.

Лучше всего навык познается на практике. Поможет игрушка - шнуровка. Видно как развитие мелкой моторики рук помогает ребенку в жизни.

Что потребуется:

  • фетр разноцветный;
  • шнурки (обычные новые);
  • картон - основа;
  • кнопки (вернее, специальные кружки, которыми закрываются отверстия);
  • нитки, иголка;
  • ножницы;
  • готовый шаблон.

Порядок работы:

Форма игрушки. Если шнуровку делаете для малыша помладше (2-4 года), тогда можно сделать любую зверушку. Например, улитку или дракона, на котором будет элемент шнуровки. Фактура изделия тканевая, мягкая. Чтобы игрушка заинтересовала, стоит выбирать любимого зверя ребенка. Нравятся динозавры - сделать динозавра, нравятся кошки - кота. Добавить элемент шнуровки несложно к любому.

Если ребенок постарше (5-6 лет), лучше изготовить пример обуви. Тогда он сможет практиковаться завязывать шнурки, вдевать их, вязать бантики, понимая, где это используется.

Улитка - шнуровка

Раскроите все детали будущей улитки: круглую раковину, туловище, два кружка - глаза, дополнительные детали - окружение. Основой будет лист плотного картона, сверху обшитый фетром или иной плотной тканью. Для удобства картон приклейте потом.

Сначала на ткань - основу пришейте элементы будущей улитки. Для оформления ее раковины прострочите несколько раз, делая шов в форме уменьшающейся спирали. Закончив, пришейте вручную бусинки, через которые потом нужно будет продевать шнурок.

Осталось пришить оставшиеся детали игрушки - туловище, глаза. Два шнурка будут рожками улитки. Сделайте поделку яркой, разноцветной, чтобы заодно развивать способность ребенка различать цвета (их названия, наименования предметов). Добавьте элементов к картине. Солнышко, травку, пенек.

Шнуровка - кеды

Скачайте шаблон кеды и перенесите его на ткань. Постарайтесь создать реалистичную обувь. Низ - темный фетр, носок - полукруг белой ткани, основа - детали из зеленого фетра. Основа - квадратный отрез ткани, к ней пришиваете детали игрушки.

Сначала пришейте черный низ. Сверху - белый полукруг-носок кеды. Делайте его чуть меньше, чтобы край низа был заметен. Сложнее всего - оформить дырочки. Купите специальные пластиковые «шлепки», и сделав круглые дырки, установите их сверху. Можно приклеить, чтобы ребенок потом не смог вытащить детали.

Такие сенсорные игрушки должны быть максимально реалистичными. Малыш станет ассоциировать их с настоящими кроссовками или ботинками.