«Масленица дорогая — наша гостья годовая» — конспект образовательной деятельности по математике в подготовительной группе. Развлечение "Масленица" для подготовительной группы
Конспект ФЦКМ «Масленица». Старший дошкольный возраст
Задачи:Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.
Объяснить значение пословиц.
Упражнять в умении отвечать на вопросы, в изменении слова.
Воспитывать интерес к народной культуре. Обогащать словарь.Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Какие вы знаете зимние праздники? Есть старинный народный праздник «Проводы русской зимы или Масленица». Что вы о нем знаете? Хотите узнать о нем?
В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо глаз у нее были колючие льдинки. Вместо губ – губы, покрытые инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее слуги: холодный ветер и злая вьюга.
А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном, ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.
Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство. Приказала тогда Зима своим слугам:
- Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!
И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица – плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнце не показывается, а снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется весна по такому снегу к людям.
Осталась одна неделя, и Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам. Да говорить людям, чтобы стряпали они блины без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, румяные, круглые, словно солнышко. Куда блин попал, там проталинка появилась. Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься будут. Пусть Зима позлиться! И обязательно есть всем блины, чтобы душа не смогла в льдинку превратиться, чтобы не стать холодными, бездушными слугами Зимы.
Делали люди все, что Масленица подсказала, но этого оказалось мало. Нужно было много тепла. Что делать?
Сожгите меня, - сказала Масленица. Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили люди у нее прощения за все, друг у друга попросили прощения и уже хотели Масленицу поджечь, как какой-то мальчик закричал:
_ Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!
Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя было такое, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу стали ее называть Широкой Масленицей.
Понравилась вам сказка?
- О ком она?
- Какая была Зима?
Какая была Масленица?
- Что задумала Зима?
- Что придумала Масленица?
- Зачем нужно было есть блины?
- Почему Масленица хотела, чтобы люди ее сожгли?
- Из чего люди сделали чучело?
Физминутка
(Включение песни)
У весны сегодня день рождения! (Хлопки)
Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки)
Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки)
Рубль последний здесь готовы прокрутить! (Притопы)
За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки)
Вы откроете, а там – ничего нет! (Притопы)
Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки)
Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки)
Блины е мёдом да с вареньем! (Хлопки)
Не блины, а объеденье! (Хлопки)
Блины сладкие с начинкою! (Хлопки)
А иные и с подушками! (Притопы)
А другие и с ракушками! (Притопы)
Масленица символизировала собой прощание с зимой и встречу с весной.
В конце зимы, когда солнышко начинало пригревать, а дни становились все длиннее, на Руси устраивались шумные гулянья, которые продолжались целую неделю. В больших городах и селах люди съезжались на знаменитые ярмарки, где шла не только бойкая торговля, но и были другие развлечения со скоморохами и ряжеными. Целую неделю длилось народное гулянье, люди веселились, ходили друг к другу в гости.
В этот праздник люди катались на лошадях, на санях, устраивали ледяные горки, играли в снежки, пели песни, водили хороводы. Девушки наряжались и ходили качаться на качелях. Катались на ледяных горках. Дети лепили снежных баб, катали их на горке, веселились. В понедельник строили чучело. Всю неделю продолжались народные гуляния. В конце недели, в воскресенье, люди просили друг у друга прощения и поджигали чучело.
С масленицей связано большое количество поговорок.
Д/и «Объяснялки»
Почему так говорят: «Старинный праздник», «Народное гуляние».
Почему Масленицу назвали широкой?
Первый блин комом.
Масленица – самый веселый, сытный праздник. Символом солнца был блин.
Блины назывались по-разному, в зависимости от дня недели: блинища, блины, блинцы, блинчики, блинки и в седьмой день царские блины. К ним подавали варенье, сметану, мед, икру, яйца, масло.
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами, слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто. (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем. (блины).
Испекли для дочек - назовем. (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок).
Огромный, как домище - назовем. (блинище).
- Скажите, ребята, как вы поняли, что это за праздник Масленица?
Когда приходит Масленица?
Как люди празднуют его?
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: Приобщение детей к традициям русского народа.
Задачи:
- Продолжать знакомить с русскими народными праздниками (Масленица).
- Формировать умение исполнять русские народные песни и пляски.
- Актуализировать представления детей о названиях и назначении предметов быта в русской избе.
- Формировать у детей навыки творческого взаимодействия.
Подготовительный этап:
- Показ презентации “Широкая Масленица”.
- Разучивание русской народной песни “Мы давно блинов не ели”.
- Разучивание частушек, стихов, закличек, коротких диалогов о Масленице.
- Оформление презентации загадок о Масленице и кроссворда к ней.
- Разучивание музыкальных игр: “Ручеек”, “Вышел Ваня погулять”, эстафет с блинами, хороводов.
- Подбор музыкального оформления.
- Знакомство с русскими народными инструментами.
- Организация мини-музея платков, полотенец к празднику.
Организационный этап:
- Оформление зала.
- Выставка кукол-самоделок “Веселая Масленица”.
- Выставка изделий народных промыслов: дымковская игрушка, хохлома, гжель.
Ход мероприятия
Входят дети в русских народных костюмах под музыку “Виноград” (группа “Иван Купала”), встают полукругом.
От души вас поздравляем
И сердечно приглашаем:
Все заботы бросьте,
Приходите в гости!
Прямо к нашему крыльцу,
К нам на Масленицу!
Дети исполняют песню-приветствие “Ты мне улыбнись!”.
Дети читают стихи:
Со времён старинных, давних
Праздник Солнца к нам спешит.
Он один из самых ранних
В окна вешним днём глядит.
Это Масленица мчится
Вдоль по улицам родным.
И гуляет вся станица,
Ест блины куском большим.
Как на Масленицу Данечке
Напекут печатных пряничков.
Заведут блиночки-солнышки,
Испекут на сковородушке.
Ох, люблю же я блины!
До чего они вкусны!
Мне их мамочка печёт.
Вот опять их есть зовёт.
А давайте-ка, ребятки,
Отгадаем мы загадки!
(Слайдовая презентация “Загадки Масленицы”. Ответы дети поочередно записывают, разгадывая тематический кроссворд, в результате в выделенных клетках получается слово “МАСЛЕНИЦА” )
ЗАГАДКИ:
Кто играет на дуде
Целый день,
Кто и пляшет и поёт,
Веселит вовсю народ?
Ох, мальчишечка не плох,
А зовётся - ... (Скоморох)
Что за место, вы скажите,
Как назвать его, друзья?
Будто в модном магазине,
Можно все купить всегда,
Есть прилавки и витрины,
Продавцы у них стоят,
Раз в году они выходят,
Сувениры продавать (Ярмарка).
Сей продукт дает корова,
Он на солнышке блестит.
Он хорош к блинам и к каше,
В холодильнике лежит (Масло).
С маслом и сметаной –
Разные они вкусны!
Сладкие румяные –
Словно солнышки...(Блины).
В избе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе!
Видит пламя народ,
А тушить не идёт (Печка).
Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
А Дед Мороз садится в сани,
Ему пора прощаться с нами.
Ему на смену, величаво
Идёт красавица одна.
О ней вы знаете немало,
Зовут красавицу...(Весна).
За обедом суп едят,
к вечеру “заговорят”
деревянные девчонки,
музыкальные сестрёнки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких...(Ложках)
Слайд №9
В синем небе жёлтый блин.
Ну давай его съедим!
Нет, уж больно блин горяч,
Ты свои ладошки прячь (Солнце).
Слайд №10
Он бывает носовой,
шейный или головной.
Просто ткани лоскуток...
как зовут его? (Платок)
Слайд №11
В этот праздник, все стремятся,
Долго дома не сидеть,
А на ярмарку все мчатся,
Представления смотреть,
Выступают скоморохи,
Пекут вкусные блины,
Раз в году бывает праздник,
В завершение зимы (Масленица).
Масленица - праздник старинный, на Руси его отмечают с весельем и забавами. Каждый день Масленицы имеет свое название и значение. Давайте поиграем в игру “Я начну, а ты продолжи...”:
Понедельник - (встреча);
Вторник - (заигрыш);
Среда - (лакомка);
Четверг - (разгул);
Пятница - (тёщины вечера);
Суббота - (золовкины посиделки);
Воскресенье - (прощеное воскресенье).
А какой у нас сегодня день недели? Правильно, четверг - разгуляй, веселье давай! А кто на народных гуляньях всех веселит и забавляет? Ох, мальчишечка неплох, а зовётся... скоморох! (весело, под музыку “Широкая ты, Масленица” вбегает Скоморох)
Скоморох:
Все! Все! Все! Все на праздник!
Масленицу встречаем,
Зиму провожаем,
Весну закликаем!
Спешите! Спешите!
Подходите все, без стеснения!
Билетов не надо –
Предъявите хорошее настроение!
Будем праздник продолжать,
Вместе весело играть!
Вы ведь любите играть? А соревноваться? У меня есть игры и эстафеты на любой вкус! Сначала я хочу убедиться в том, что вы ловкие и быстрые (проводится игра “Моталочка ” с двумя парами детей).
А вы знаете, из каких продуктов ваши мамы и бабушки пекут блины? Если этот продукт можно использовать для приготовления блинов - вы похлопайте, а если нет - потопайте (называет разные продукты). Молодцы!
А из нашей из печи
Блины очень горячи!
Кто их быстро принесет,
Руки тот не обожжет!
(проводится игра-эстафета “Перенеси блины” под русскую народную мелодию “Ой, вы, сени, мои сени”.
Наши дети умеют не только быстро бегать с блинами, но и петь песню о них (исполняется русская народная песня “Ой, блины, блины, блины ”, дети играют на ложках.
Ребенок читает стихотворение:
Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться!
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели,
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!
Скоморох: Ой, да я ведь как раз хотел предложить вам покататься на карусели!
Подходи, честной народ, карусель вас всех зовёт!
Дети, в круг скорей вставайте,
И гостей к нам приглашайте!
(под музыку проводится подвижная игра “Карусель” с лентами с участием родителей).
Скоморох: Масленичные гулянья не обходились без веселой музыки. А вы знаете, как звучат русские народные музыкальные инструменты? Давайте проверим (проводится музыкально-дидактическая игра “Угадай, что звучит”).
Скоморох: А в запасе у меня есть ещё одна игра! (проводится музыкальная игра с платочками : дети танцуют, выходя поочередно под музыку, затем все вместе приглашают на танец родителей).
Ну, спасибо, Скоморох,
Веселил ты нас, как мог!
А теперь пора прощаться,
И домой всем собираться!
(уход детей и гостей под музыку “Масленица пришла ”)
Досуг в подготовительной группе «Масленица»
Цель: закрепить знания воспитанников о календарно-обрядовых праздниках.
Задачи:
1. Развивать духовно-нравственный потенциал воспитанников;
2. Пробуждать интерес детей к народной культуре;
3. Активизировать и расширять словарный запас;
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, мы с вами родились и живем в России. Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Наши предки, то есть, русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними. Я предлагаю отравиться на экскурсию в прошлое. Садитесь на ковер- самолет, закрывайте глаза и мы отправляемся в путешествие (звучит музыка)
Воспитатель: Масленица - один из самых любимых в народе праздников, празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица имела другое название - проводы зимы
(слайд 1)
Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!
Празднуют Масленицу семь дней.
День первый (понедельник) - встреча Масленицы. Делали куклу - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. В этот день дети, взрослые- ряженые, выходили на улицу гулять, петь песни, играть, встречать Масленицу (слайд 2).
(исполнение русской народной песни «Масленица-кривошейка»)
День второй (вторник)- Заигрыш .(слайд 3).
В старину, во вторник Маслиной недели дети дружно катались с гор на санях, салазках. В этот день начинали строительство снежных городков.
Игра «Масленка»
Дети: Масленка, Масленка,
Что ты делаешь?
Масленка: Кудельку пряду (имитирует прядение).
Дети: Ну, надо же!
Масленка, Масленка,
Что ты делаешь?
Масленка: Клубочки мотаю (имитирует мотание клубочка).
Дети: Ну, надо же!
Масленка, Масленка,
Что ты делаешь?
Масленка: Вязанье вяжу (имитирует вязание).
Дети: Ну, надо же!
Масленка, Масленка,
Что ты делаешь?
Масленка: Плачу - пальчик уколола (показывает пальчик).
Дети: Ну, надо же!
Масленка, Масленка,
Что ты делаешь?
Масленка: Вас ловлю?
Дети разбегаются, Масленка их ловит.
День третий (среда) – Лакомка (слайд 4)
Масленица в древности была языческим праздником, устраивавшимся в честь бога Солнца- Ярилы. Блин – символ солнца, он круглый и горячий как солнце. В старину говорили: « Без блинов не Масленица». С выпеканием блинов связано много примет: например, посторонним запрещалось смотреть, как пекут блины, иначе они не зададутся (слайд 4). Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие на всю сковородку или с чайное блюдце, тонкие и легкие. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Блины пекут на счастье. Ни одно масленичное застолье не обходится без них. Блины едят с маслом, со сметаной, со шкварками, с медом и разным вареньем. Известные поговорки (слайд 5)
Игра «Сложи блин». Участвуют 5-6 детей. У каждого в руках сковородка. Блины (из плотного картона желтого цвета) разрезаны на 6 частей и разбросаны по полу. Кто быстрее найдет и сложит свой блин в сковородке.
День четвертый (четверг)- «разгуляй четвертак» (слайд 5)
Четверг Масленичной недели в народе зовут еще «широким», или « великим». С четверга масленичный разгул развертывался во всю. Всем миром люди выходили на улицу, в качестве участников или в качестве зрителей, принимали участие в кулачных боях, возводили, а затем брали штурмом снежные городки.
Игра «Перенеси снежок». Дети встают парами. Снежки нужно переносить, держа между лбами или прижаться к ним щеками.
День пятый (пятница) - тещины вечерки
(слайд 6). Масленичная неделя обязательно включала в себя взаимные визиты породнившихся семей. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
День шестой (суббота) – золовкины посиделки
(слайд 7). В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье- бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.
Игра « Перенеси блины с тарелочки на тарелочку). Дети разделены на 2-3 команды. Около каждой команды стоит столик, на нем тарелка с блинами (по числу участников). На середине пути лежит большой блин (обруч, обтянутый желтой тканью). По сигналу первые в команде берут блин, бегут к большому блину, на одной ножке прыгают вокруг него один раз, бегут к другому столику, кладут блин на тарелку и кричат: «Давай!», подавая таким образом сигнал следующему участнику. Выигрывает та команда, которая пересеет все блины быстрее.
День седьмой(воскресенье)- прощенный день (слайд 8). Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:- "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.
Воспитатель:
Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Прощай, Масленица!
Прощай, красная!
(слайд 9)
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе
На тему: Масленица.
Образовательная область «Познание» и «Художественное творчество».
Цель : Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, - пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица». Развивать творческие способности детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора;
Задачи : 1. Обобщение и углубление знаний воспитанников о русском народном празднике «Масленица».
2. Развитие чувства уважения и любви к родному народу через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям; обогащение эмоционально-эстетического восприятия дошкольников через поэтическое слово, музыку, живопись.
3. Воспитание чувства сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям и духовным ценностям.
Интеграция образовательных областей:
«Социализация»
Расширение представлений детей об истории традиций русского народа.Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.
«Музыка»
Приобщать детей к музыкальной культуре русского народа. Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения. Развивать певческие навыки детей.
«Чтение художественной литературы»
Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений: эмоциональность исполнения, умение интонацией, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы.
Оборудование: магнитофон, минусовка «Петрушки», полка-подставка для выставки репродукций и рисунков.
Демонстрационный материал : иллюстрации и репродукции художников с изображением празднования масленицы, игрушка «Петрушка», костюмы «Петрушек», русские народные сарафаны.
Раздаточный материал : листы А4, простые карандаши, цветные карандаши, цветные мелки.
Предварительная работа : - Заучивание стихотворений, закличек и песен о масленице. Рассматривание репродукций художников: Куплина «Деревенская масленица», Б. Кустодиева «Масленица», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», Дмитрия Холина «Кулачный бой».
Ход непосредственно образовательной деятельности.
I.Беседа .
Ребята, на этой неделе, мы с вами говорили о русском народном творчестве, праздниках, традициях. А сегодня на этом открытом занятии вы должны показать свои полученные знания и умения. Послушать вас пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Звучит минусовка «Петрушки».
Ребята, что за гость спешит к нам под такую музыку? Посмотрите, вы узнали кто это?
Да, это Петрушка. На каких праздниках выступали Петрушки? О каком приближающемся празднике пришел напомнить нам Петрушка? Правильно, о Масленице. Сегодня мы об этом празднике и поговорим, а Петрушка вас послушает.
1. Почему этот праздник так называется? (т.к. на этом празднике пекли блины и обильно поливали маслом).
2. А почему пекли именно блины? (Блины похожи на солнце, которого так не хватает зимой. Это символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровья людей).
II.Чтение стихотворений детьми о солнце и масленице:
Круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети..
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте
3. - Масленницу называли широкой, почему? (Этот праздник праздновали весело, разгульно и целую неделю).
4. - А как начинали отмечать праздник? ( Начинали с понедельника, дети и взрослые наряжали чучело из соломы, одевали на нее красивое яркое платье, платок, привязывали лапти и везли ее на ледяную горку.)
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.
Масленица-девица
Масленица-девица, снежной зимы сестрица,
К нам на двор примчится блинами угоститься!
Встанут мастерицы у печи крутиться,
Будут думать, да гадать, как девицу ублажать.
Ароматными блинами,
Удалыми пирогами с красноперыми боками
Станем солнышко будить,
Будем весело кутить!
5. - Ребята, а как ласково зазывали Масленицу:...
«Уж ты моя Масленница, красная краса. Руская краса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!»
6. - Какие проводились развлечения на масленичной неделе?
Катались на санях, запряженных тройкой лошадей;
Играли в игру «Взятие снежного городка»;
Проводили кулачный бой;
Ходили в гости друг к другу, пекли блины,
Водили хороводы, пели песни и заклички, и т.д.
7. -Но вот подходит к концу масленичная неделя, как назывался последний день?
(Прощенное воскресенье. Все люди в этот день просили друг у друга прощение, мирились кто был в ссоре. Собирались все вместе, несли чучело через всю деревню на гору, где торжественно ее сжигали, а пепел рассыпали по полю, для хорошего урожая на следующий год).
III. Исполнение детьми песни о блинах.
В завершении нашей беседы о Масленице, споем одну из песен о блинах.
Песня «Мы давно блинов не ели....»
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
IV. Переход к художественному творчеству –рисованию.
Молодцы, как весело и задорно спели. И ваши ладошки разогрелись, можно приступить к художественному творчеству – рисованию. Вы нарисуете то, что вам больше всего понравилось в праздновании масленичной недели.
Присели за столы и приступили.
Звучит минусовка песни «Блины».
V. Рассматривание и обсуждение рисунков детей.
А, теперь, кто закончил, покажет нам свой рисунок и расскажет, что он нарисовал.
Молодцы, ребята! А наш Петрушка послушал вас, просмотрел ваши рисунки и остался очень доволен. А теперь он прощается с вами.
VI. Подведение итогов.
Итак, о чем мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось на занятии?
На этом наше занятие окончено, всем спасибо за работу!
Рудный қаласы әкімдігінің КМҚК «№14бөбекжай балабақшасы»
КГКП «Ясли – сад №14 акимата города Рудного»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
«В гости к Масленице».
Выполнил: воспитатель первой категории Калужская Л.А.
Цель: Развивать познавательный интерес и способности. Закреплять умение определять количество слогов в словах. Учить определять первый звук в слове и обозначать его буквой. Развивать артикуляционные движения. Учить называть прилагательные, согласовывать их с существительными. Развивать мышление, речь. Воспитывать уважение к русским народным традициям.
Воспитатель: Добрый день, добрый час!
Поиграем мы сейчас? (Да)
К нам сюда скорее просим,
Подходи честной народ.
Фейерверки зажигайте,
Всех нас Масленица ждёт.
Ребята, а вы хотите попасть на Масленицу?
Да, конечно хотим.
Появляется Таша Бала (кукла би-ба-бо).
А куда это вы собрались?
Мы хотим попасть на Масленицу.
А, что такое – Масленица? Я ничего про это не знаю.
Если, ты, Таша Бала, хочешь узнать, что такое Масленица, то можешь пойти с нами, а дети помогут тебе. Правда, ребята?
Воспитатель предлагает рассмотреть репродукции картин о Масленице русских художников: Кустодиева, Сурикова, Юона. Дети рассматривают репродукции картин на экране телевизора. Воспитатель проводит беседу с детьми.
Когда встречают Масленицу?
Как готовятся к Масленице?
Как её зовут-зазывают?
Дети отвечают на вопросы и читают заклички:
Ой, Масленица – кривошейка
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачами
И румяным пирогом!
Светит Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных.
Живёт Масленица семь деньков,
Оставайся, Масленица,
Семь годков.
Как народ отмечает Масленицу?
Сколько дней длится Масленица?
А чем этот праздник отличается от всех остальных?
Дети отвечают на вопросы.
Да на Масленицу пекут блины. А вы хотите знать, почему? А ты, Таша Бала, хочешь узнать?
Тогда нам пора отправляться в дорогу. Только вот на чем мы поедим?
Дети предлагают свои варианты.
Хорошо, отправимся на поезде, но поезд у нас не простой, он поедет только в том случае, если мы правильно выполним задание. Нужно расположить слова так, чтобы в первом вагоне было слово, которое состоит из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем – их трех.
Дети распределяют слова по вагонам.
Молодцы, ребята, вы все правильно определили, сколько в слове слогов. Вот мы и отправились в путь. А вот и первая остановка. Давайте прочтем, как она называется?
- «Встреча»
Как вы думаете, почему наша первая остановка называется «Встреча»?
Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.
Понедельник - встреча. Делали куклу - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
А мы с вами сейчас выполним такое задание: на столах лежат предметные картинки и шнур-затейник. Вам необходимо определить первый звук, с которой начинается слово, на вашей картинке. Затем шнуром-затейником изобразить букву, которая обозначает этот звук.
Дети выполняют задание, сидя за столом.
Молодцы, ребята, все правильно определили первый звук в названии предмета, изображенного на вашей картинке, и изобразили букву шнуром-затейником. А нам нужно отправляться дальше.
Прочитайте, как называется вторая остановка?
- «Заигрыш».
Как вы думаете, почему наша вторая остановка называется «Заигрыш»?
Вторник - заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей. Все ходили, друг к другу в гости, пели песни, шутили. Катались с гор и играли в различные игры. Мы с вами тоже поиграем.
Физминутка
Солнце спит, небо спит.
Даже ветер не шумит
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало.
Вдруг поднялся ветерок,
Небо тучей заволок,
И деревья раскачал.
Град по крыше застучал.
Барабанит град по крыше,
Солнце клонится все ниже.
Вот и спряталось за тучи.
Ни один не виден лучик.
Мы отдохнули, поиграли, а теперь отправимся дальше.
А вот и следующая остановка, прочитайте, как она называется.
- «Лакомка»
Как вы думаете, почему наша третья остановка называется «Лакомка»?
В этот день все лакомились блинами и другими масленичными яствами. А мы сейчас выполним артикуляционную гимнастику.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику, глядя в зеркало.
«Качели» Язычок – вверх и вниз –
На качели сел Денис.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
До чего же хорошо,
Весело Дениске!
«Горка» Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!
«Блинчик» Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
«Вкусное варенье» Каждый раз по воскресеньям
Мы едим с тобой варенье.
Верхнюю губу вареньем
Мы намажем, а потом
Язычком широким сразу
Мы варенье облизнем.
«Чистим зубки» Мягкой щёткой с утра
Чистит зубки детвора.
Будут зубки сильные,
Белые, красивые!
Хорошо дети все упражнения выполнили правильно. И мы отправляемся дальше.
Как называется следующая остановка?
- «Разгуляй»
Четверг - широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, различные соревнования. И мы тоже устроим соревнование, но не простое. Я буду показывать иллюстрацию, а вы будите называть слова, которые обозначают качество этого предмета и отвечают на вопрос «какой?», «какое?», какая?». Кто правильно назовет прилагательное, тот получает фишку.
Солнце – ласковое, теплое, большое, желтое, лучистое.
Блин – вкусный, круглый, масленый.
Зима – холодная, снежная, морозная, красивая, белая.
Дерево – высокое, красивое, зеленое.
Варежки – теплые, шерстяные, красивые, вязанные.
Молодцы, ребята, мы называли слова прилагательные. Кто победил в нашем соревновании? Сосчитайте свои фишки.
Дети считают фишки, определяют, кто победил.
- «Вечерки»
Как вы понимаете слово – вечерки?
Пятница, суббота - вечерки, посиделки. В эти дни встречались родственники вели беседы, угощали друга блинами, водили хороводы.
Дети водят хоровод.
Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит.
Лю-лю, лю-лю проходит.
Снег и стужу прочь уводит,
Весну красную приводит.
Лю-лю, лю-лю приводит.
Солнце ласковое светит,
Любят все весну на свете.
Лю-лю, лю-лю на свете.
Вот так и раньше водили хороводы, встречали весну. И нас ждет последняя остановка.
- «Прощенное воскресенье».
Как вы думаете, почему так называется это остановка?
За, что можно просить прощение?
Воскресенье - прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это.
Посмотрите куда мы пришли? Какой-то домик, интересно кто же здесь живет? Я думаю, что мы сейчас узнаем, почему на Масленицу пекут блины.
Дети показывают кукольный театр «Как Блиночек помог Весне».
В конце сказки, дети выносят блины и всех угощают.
Просмотр презентации «Масленица» под задорную музыку.
Таша Бала благодарит детей за интересные игры, говорит, что узнал много нового, прощается и уходит.
Что нового узнали сегодня?
А, что вы расскажите дома родителям?
Что вы чувствовали, когда смотрели сказку про Блиночка?
Молодцы, ребята, я сегодня увидела, как вы много знаете о Масленице.
Приложение:
Кукольный театр «Как Блиночек помог Весне».
Действующие лица: воспитатель, Баба-Яга, Блиночек, Весна.
Выходит, Весна и плачет.
Вот и все, ребята. Не будет в этом году весны, не распустятся на деревьях листочки, не появятся красивые цветочки. Птицы не прилетят, не проснутся от зимней спячки звери.
Воспитатель:
Не плачь Весна! Лучше скажи, что случилось, почему ты в этом году не придешь к нам?
Украла Баба-Яга красное солнышко! Как теперь снег будет таять? Как теперь земля будет греться? Если солнышко не вернется на небо, тогда Зимушка-зима будет вечно на земле править холода останутся навсегда.
Выходит, Баба-Яга, обмахивается веером, как будто ей жарка.
Баба-Яга:
Фу-ух, хорошо то как!
Воспитатель:
А ну, Баба-Яга! Куда спрятала солнце? Отдавай обратно!
Баба-Яга:
Чего раскричалась то, не отдам я вам солнце, оно мне нужнее!
Не может быть! Почему именно ТЕБЕ?! Да зачем оно тебе?
Баба-Яга:
Я решила слетать отдохнуть в тёплые края, да ступа моя сломалась вот я и подумала, что раз я не могу лететь загорать в теплые края, пусть тепло само ко мне придет! Теперь у меня в избушке настоящее лето! Эх только моря не хватает!
А как же дети?
Баба-Яга:
А что дети? Детям вон и зимой не нормально: они на снежной горе катаются, на санках, на лыжах, на коньках, да в снежки играют.
Нужно детям и тепло и весна. Ведь если не будет весны, не будет и лета. Верни солнышко!
Баба-Яга:
Еще чего захотели, не верну. (уходит).
Весна плачет еще сильнее, тут выходит Блиночек.
Весна и воспитатель вместе:
А ты кто такой?
Блиночек:
Я блин, Блиночек! Я пришел, помочь вам!
Но как ты нам поможешь?
Блиночек:
Посмотрите на меня!
На солнышко похож же я!
Такой же круглый и румяный,
Мешен на масле со сметаной!
Солнышко на время заменю.
Свет, тепло на мир пролью!
И будет вам весна, веселье,
И хорошее будет настроение!
Ура!!! Блиночек, мой спаситель. Как хорошо, что ты появился! И теперь каждый раз с моим приходом, пусть все пекут блины и кушают их и угощают всех! А праздник проводов зимы и встречи весны будет называться Масленицей.
Блиночек и Весна берутся за руки и уходят.