Роль народных праздников в воспитании детей дошкольного возраста. Фольклор и народные праздники в детском саду Народные праздники в детском саду способствуют


«Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации…»

М.П. Мусоргский

Наш детский сад в своей работе с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре и искусству ставит перед собой цель – знакомство с музыкальным фольклором. Достижение этой цели осуществляем как на музыкальных, так и на других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми и их родителями.

Главной задачей музыкального воспитания является возрождение к народному искусству, к народным традициям и обычаям. А так же любовь к родному краю, Родине, народу.

Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек всё равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям.

Значение культуры нашего народа, умение понять её, желание приобщиться к её дальнейшему развитию, могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребёнок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведёт его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни прошлого – тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться.

Так уже стало традицией проведение «Калядок», «Масленицы», «Троицы – девичий праздник», «Пасхальные перезвоны», «Посиделки» и др. На таких праздниках дети исполняют русские народные песни: игровые, плясовые, разнообразные танцы. Задорные мелодии данных произведений радуют своим весельем, жизнерадостным характером. Они очень просты по своему построению, отличаются чётким ритмом.

Ценность фольклорного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей нескольких поколений. Подготовку к празднику можно осуществлять в виде проектной деятельности детей и взрослых. Такое взаимодействие содействует успешному развитию ребёнка, делает процесс познания увлекательным и доступным, а общение дошкольника с окружающими более интересным и содержательным. Немаловажным является и то, что фольклорно-праздничный проект заканчивается ярким, красочным, эмоционально-насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринуждённой и весёлой форме.

Ожидание праздника и подготовка к нему являются составной частью годового ритма и образом движения в будущее. Жизнь ребёнка наполняется радостью и смыслом. Он испытывает уверенность в завтрашнем дне. Процесс подготовки даёт возможность включить в педагогический процесс разные виды детской деятельности. Планирование совместной работы педагогов, детей и родителей происходит на родительских встречах, также совместно воспитателей и специалистов следующим образом:

– информация о целях, смысле и содержании праздника, эмоциональная отзывчивость;
– обсуждение и изготовление подарков для детей;
– разучивание песен и хороводов;
– установление сроков мероприятий, выбор ответственных, дополнительная информация.

Активное участие педагогов, детей и их родителей в подготовке к празднику включает в себя: традиционные игры и хороводы, украшение зала, подготовка подарков.
Эмоциональная и духовно-нравственная атмосфера праздника создаётся общим настроением и активностью всех участников. Это атмосфера общности, духовного единения и хлебосольства. Родители вовлекаются во все дела и игры, а не являются гостями на чужом пиру, скромно сидящими в стороне. Приобретая опыт и совместные переживания детей и взрослых, становятся базой для поддерживания народных традиций в семье и детском саду.

Этапы проведения праздника

Можно выделить четыре этапа в проведении праздника, которые имеют духовную и эмоциональную окраску.

1. Создание атмосферы праздника на основе совместной деятельности детей и взрослых. Виды деятельности: украшение зала, подготовка праздничного стола, выступление в спектакле или небольшой роли на празднике, изготовление подарков, поделок, сюрпризов.
2. Совместные игры. Они могут проводиться как в зале, так и на улице, в зависимости от праздника. Игры могут быть в общем кругу при роле педагога, так и небольшие аттракционы, за каждый из которых отвечает взрослый. Этот этап включает музыкально-ритмические композиции, которые проигрываются ежедневно в течение всего периода подготовки праздника.
3. Праздничная трапеза. Трапеза – праздник внутри праздника, который сопровождается хоровым пением, шутками, загадками. Важно обратить внимание на то, как оформлен стол. Использовать угощение в соответствии с данным временем года и характером праздника.
4. Спектакль-сказка или утренник по специально подготовленному сценарию. Этот элемент праздника, который включает в себя представление детям о народном празднике и связанных с ним обычаях. Показать родителям исполнительские возможности детей, закрепить с детьми народные игры, выразительному исполнению своих ролей.

(Праздничный календарь: Осенины, Рождество и масленица, Пасха, Троица)

Основным принципом воспитания на Руси являлось посильное включение ребёнка во все виды деятельности семьи: через общение, через труд, через празднично-игровые ситуации. Но большинству семей в налаживании подобных отношений необходима помощь. Как её можно оказать? Современное дошкольное воспитание может ненавязчиво ступить в сотрудничестве с родителями через возрождение семейного празднования народных праздников.

В национальных праздниках предстают красота родной природы и любовь к земле, чувство справедливости и совестливости, творчество, задушевность и хлебосольство. Традиционные праздники могут стать основой духовно-нравственного становления личности, основой культуры здоровья, жизненным стержнем современного родителя-горожанина, возвращающегося к истокам русской христианской культуры.

Сценарий фольклорного праздника

Часть зала оформлена в виде русской избы: посередине стол, на нем самовар, чугунки, плошки. По бокам деревянные лавки. В углу скамья, на ней прялка. Дети и родители одеты в русские народные костюмы.

На середину зала выходят Хозяюшка и Хозяин горницы.

Хозяин и Хозяюшка (кричат ): «Красны девицы, да добры молодцы! Приглашаем Вас позабавиться да потешиться, пошутить, посмеяться. Мы с Вами будем петь, играть, водить хороводы, какие водили наши бабушки и дедушки, когда были молодые».

Хозяин:

Гость на двор – хозяину радость.
Кого почитают – того и величают.
Красному гостю – красное место.
Будьте как дома, присаживайтесь.

(Родители и дети проходят и присаживаются на лавки под народную мелодию)

Хозяюшка: В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа у них и спорилась. И мы сегодня все вместе собрались на посиделки. Как наши дедушки и бабушки любили песни петь, так и мы споем русскую народную песню. (Исполняют песню « Как у наших у ворот»)

Хозяин: Издавна русский народ славился трудолюбием.

Хозяюшка: Много сложено поговорок и пословиц о труде. А вы, гости дорогие, знаете ли такие пословицы и поговорки?

(Гости называют пословицы: «Дело мастера боится», «Без дела жить – только небо коптить», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Есть терпенье – будет и уменье» и т.п.)

Хозяин:

«Делу время – потехе час».
Говорят, что без частушки
Нет и жизни никакой.
Мы частушки-хохотушки
Пропоем со всей душой!

(Гости поют частушки)

Хозяюшка: Народные танцы существуют у всех народов. И у русского народа есть свой танец – русский хоровод. «Водить хоровод, – что уж тут сложного, – подумаете вы. Но водить хоровод – это не просто ходить кругами под музыку, это ещё и петь, танцевать и исполнять интересные роли. Хороводные движения бывают простыми и сложными. И сегодня мы все вместе будем водить хоровод. (Водят хоровод «А я по лугу»)

Хозяин:

На море – океане,
На острове Буяне
Стоит дуб зелёный,
Под ним стол золоченый,
На столе бык печеный.
Садись, кушай,
Мою сказку слушай…

Вслушайтесь в слово «сказка». Сказка сказывается, рассказывается. Передавали сказки бабушки своим внукам, а те вырастали – и рассказывали своим внукам. Так и становились сказки народными.

Любит народ своих героев, любит и знает. А мы вам предлагаем сегодня показать одну из сказок. Например, «Теремок».

(Родители и дети распределяют между собой роли, подбирают необходимые атрибуты и инсценируют сказку. В качестве фона используется народная музыка, которая выражает характер каждого сказочного героя. В заключение сказки все герои играют на народных инструментах, выражают радость, настроение).

Хозяин: Народная мудрость гласит: «В тесноте, да не в обиде»

Хозяюшка: Любил русский народ веселые, озорные игры затеять. И, уж какие только игры не придумывали!

(Хозяюшка предлагает встать парами и поиграть в игру «Ручеек»)

Хозяин загадывает загадку:

«Овечка-ярочка соскочила с лавочки,
Соскочила с лавочки, копытца яблочком
Вся мохнатенькая, сама усатенькая.
Днем спит и сказки говорит,
А ночью бродит, на охоту ходит» (Кошка)

А знаете ли вы, откуда взялись загадки? Какую интересную и долгую жизнь прожили на земле до встречи с вами? Родились загадки давным-давно, в те времена, когда топор за богатство считался. Много бед подстерегало тогда человека: ударит молния в дерево, забушует лесной пожар, волки нападут на стадо…
Наши предки думали, что и дерево, и трава, и всякая тварь лесная – все понимают человеческий язык. И для того, чтобы природу обмануть, а друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый язык. Вот из этой тайной речи и родились когда-то загадки.

(Гости загадывают друг другу загадки)

Хозяюшка: «Ну, какой же вечер без игры в кольцо?!» Колечко, колечко, выйди на крылечко» (игра «Колечко»)

Хозяин: «У кого тут хмурый вид, снова музыка звучит»

(Хоровод «На горе то калина», Хозяюшка уходит из горницы)

Хозяин:

Кумушка-кума, где живешь?
Кумушка-кума, что так долго не идешь?

Хозяюшка:

Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Эй, чай, чай, чай
Уж ты, кумушку встречай!

Хозяин и Хозяюшка (вместе):

Тары-бары-растабары,
Посидим у самовара

(Хозяин и Хозяюшка приглашают всех гостей к столу)

Роль народных праздников в ДОУ в целях сохранения национальных традиций

Подготовила: Щелконогова Г.Н., воспитатель «ЦРР – д/с «Сказка» ОП «Детский сад «Ромашка»
комбинированного вида», г. Ковылкино, Республика Мордовия
Без прошлого - нет будущего,
Без языка - нет нации,
Без нации - нет культуры,
Без культуры - нет народа.

Организации и проведению народных праздников в ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать все средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, сохранению ее традиций.

Только воспитание детей дошкольного возраста в духе народных традиций может развивать у них национальное самосознание, уважение к своему народу, кроме того, они будут открыты к изучению и осознанию значимости культуры других народов и уважение к ним.


Поэтому я считаю, что именно организация народных праздников для дошкольников, направленно на всестороннее и гармоничное развитие ребенка.
Актуальностью моей темы является то, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники, а именно: важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции.

В нашем детском саду развитие детей на традициях народной культуры является одним из главных направлений общего художественно-эстетического воспитания.
Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, лучшими страницами которой должны стать праздники. Помочь детям сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка.
На протяжении многих лет в детском саду «Ромашка» функционирует кружок «Лихтибряня», в процессе деятельности которого большое внимание уделяется изучению истории родного края, традиции и обычаев предков,что ведет к сохранению народных традиций и приобщению к ним детей. Ведь культурный опыт интенсивно осваивает на народных праздниках. Праздники знакомят детей с народными традициями, обрядами, фольклором мордовского народа.
Праздники, которые отмечаются в детском саду, создают у детей радостное настроение, вызывают положительный эмоциональный подъем, сформируют праздничную культуру: рассказы о традициях праздника, его организации, гостевом этикете. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус.

Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе дошкольника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым.
Особое внимание уделяется совместному участию в творческих мероприятиях. Это помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Организовываем праздники и досуги, развлечения, театрализованные представления, интегрированные такие как праздники «Мой любимый город», «Народный костюм» и праздники фольклорного направления «Осенние посиделки», «Колядки», «Масленица», «Пасха, русской березки «Троица» и другие. Устраиваем выставки детских творческих работ, компьютерную презентацию или фотовыставки во время этого праздничного мероприятия. Используем в праздничной программе инсценированные драматические сказки: «Как собака друга искала?», «Горячие сани», стихов, вносим в действие элемент театрализации. На всех мероприятиях родители с детьми участвуют в различных конкурсах.

Важно отметить, что совместная деятельность взрослых и детей, создают у них мощную мотивацию к познанию, на котором усвоение достаточно идет легко и непринужденно.
Очень значимо в процессе праздника оформление, которое прежде всего должно отвечать содержанию праздника. Необходимо стараться чтобы оформление развивало у детей художественный эстетический вкус, было понятно для ребёнка, создавало у всех радость настроение, предвосхищающее событие. Необходимо распределить обязанности по оформлению праздника в детском саду между сотрудниками и родителями воспитанников. Несложные поручения можно дать и детям: им также важно осознавать и увидеть свою роль в проведении праздничного мероприятия.
Народные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Каждый праздник в старину имел свои обычаи и традиции, свой «сценарий». Своеобразие традиций зависело от идеи праздника, его значимости для общества, поэтому у каждого праздника были свои главные и второстепенные действующие лица, атрибуты, песни, заговоры, специфические блюда, игры, хороводы. Ни один праздник не обходится, конечно хе, без игры на музыкальных инструментах. Музыкальные игры позволяют сделать пение, игру на музыкальных инструментах более интересной и доступной для детей.

Грамотно построенные праздники создают возможности для всестороннего развития личности ребенка, помогают нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом. “Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм этих отношений” (Д. Фрезер, М. Мид)
Такие народные праздники вызывают у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой, деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Опыт работы в данном направлении показал, что светлое и радостное общение детей и взрослых - важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиции, и мы должны сохранить народные праздники для себя и потомков, ведь праздники наших прадедов и дедов - это душа народа.

Русские ПОСИДЕЛКИ

С детьми и РОДИТЕЛЯМИ

Цель: 1.Продолжить знакомство с традициями русского народа на примере посиделок.

2.Воспитывать любовь и уважение к своей стране, ее культуре и традициям

. Предварительная работа. Разучивание потешек, загадок, считалок, песен, народных игр,

Действующие лица: ведущие – воспитатели; дети и родители 2 младшей группы.

Приглашенные гости: родители воспитанников, педагоги детского сада. Оборудование: народная посуда, предметы быта, русские народные костюмы, вышитые салфетки, выставка книг по фольклору, народные музыкальные инструменты, созданы декорации русской избы

Хозяюшка. Добро пожаловать, гости званые и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!

Хозяйка. Рады вас видеть у себя в гостях. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, по-старинному - посиделками называется.

Хозяюшка. Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!

Хозяйка. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому сказку, кому правду, кому песенку.

Хозяюшка. Мы гостей встречаем вкусным, румяным караваем.

Хлеб и соль, означают приветствие и пожелание добра. Хлебом – солью русский человек встречает гостей на пороге своего дома. И сегодня румяный каравай мы вручаем нашим гостям.

(вручаем хлеб-соль)

Хозяйка. А теперь будем праздник продолжать! Будем петь, шутить, играть!

Хозяюшка. Русь – так наша страна в старину называлась. В России живём мы теперь.

Познакомимся ближе с русской культурой. И сердца наши станут добрей и родней.

Хозяйка. Эй, подружки – хохотушки,

Развеселые болтушки!

Эй, ребята – молодцы,

Озорные удальцы!

Выходите поплясать,

Длинный день скоротать.

Ребята выходят из-за столов и водят с воспитателями хоровод:

Хозяюшка. Ходим, ходим хороводом

Перед всем честным народом.

Сели, (присаживаемся)

Встали, (встаем)

Себя показали. (повертелись)

Попрыгали, (прыгаем)

Потопали (топаем)

В ладошки мы похлопали.

(хлопаем)

Общий хоровод.

Хозяйка. У нас говорят: «Мой дом – моя крепость» У каждого человека есть дом, а как назывался дом на Руси?

Хозяюшка. Правильно, изба. Вот и у нас в детском саду есть своя избушка. А в ней жильцы. Давайте все вместе на них посмотрим .(2-3 слайд)

Приглашаем вас в путешествие по русской избе

(презентация «Путешествие по русской избе» . ( СЛАЙД 4)

Давным давно на Руси предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Строили их из бревен и называли избами.

Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Почему печь в избе самая главная?
Русская печь, как мать родная, накормит и обогреет, когда надо вылечит и обсушит

СЛАЙД 5
С левой стороны, за печкой находилось рабочее место хозяйки. Здесь женщины делали домашние дела. Какие? (Готовили пищу, мыли посуду, стирали и т. п.) Женщину в старину называли..? (Баба.) Вот поэтому место за печкой называлось бабий кут. Кут – означает угол: бабий угол, или бабий (женский) кут.
Мужской угол -коник, где обычно ставился большой сундук. В нем хранили самое ценное имущество, на нем же спал хозяин дома. В конике выполняли мелкие мужские работы.

В другой стороне горницы – правой – висит икона, стоит стол обеденный и лавки. Эту часть горницы называли красный угол. Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали.
Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога - не до порога». Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.
А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали.
Кто любит труд, того люди чтут. Есть терпенье, будет и уменье.
Гостя встречали с лаской, с поклоном до земли, угощали с радостью, провожали с благоговением. Первой выходила хозяйка в праздничном наряде. Угощение начиналось с хлеба с солью, затем угощали самым лучшим, что было в доме.

После трапезы было чаепитие. На прощанье гостю всегда говорили: «Скатертью дорога».

Хозяюшка. Есть много пословиц, которые отражают основные принципы питания на Руси: "Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – тятька родной!", "Щи да каша - пища наша". А знаете ли вы, ребята, какие блюда готовили на Руси?

Дети: вареники, блины, кисель, пироги, сочни, лепешки, щи, пельмени, квас, каши, окрошка, оладушки, борщ, рассольник, уха, рыбные и мясные солянки, кулебяка, расстегай, калач, пышки, шанежки, ватрушки, сочни, компоты, квасы, морсы.

Хозяйка. В старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в нашей горнице работа найдется. Немного недоглядела, а мой котенька-коток все мешочки с крупой рассыпал. Нужно крупы разобрать, чтобы можно было кашу варить.

Хозяюшка. Ну – ка, девицы - рукодельницы, выходите, Свое уменье покажите!

Игра «Переберём крупу» (фасоль, кукуруза, гречка).

Хозяйка: Хорошо потрудились наши гости. Спасибо вам.

Хозяюшка. Что-то вы, ребятушки, призадумались? Призадумались, закручинились? Вижу, вижу, что вам поиграть захотелось. Есть для вас у меня игра-забава.

Игра с погремушками

Хозяйка: Что вы, гости, тут сидите? Аль плясать вы не хотите? В круг скорее становитесь, Крепче за руки беритесь!

Танец

Хозяйка: Люди русские всегда славились умением песню спеть, станцевать, да на музыкальных инструментах себе подыграть. А вы, ребята, так, как предки, сумеете?

Хозяюшка. Как у нашего соседа

Весела была беседа,

А у нас на весь двор

Еще лучше разговор:

Утки

Дети: В дудки!

Хозяюшка. Кошки

Дети: В ложки!

Хозяюшка. Тараканы

Дети: В барабаны!

Хозяюшка. Чайки

Дети: В балалайки!

Хозяюшка. Кукушки

дети: В колотушки!

Хозяюшка. А веселые скворцы

Заиграли в бубенцы! Играют, играют, Всех потешают!

Ребенок: Инструменты возьмем в руки

И, чтоб не было здесь скуки,

Мы сыграем вам ладком

И про мамочку споём.

Ребята выходят из-за столов, усаживаются на свои места на лавках и получают в руки музыкальные инструменты..

Хозяйка: Ой, ребятки, да какие же вы молодцы, замечательно играете, а поете так, что можно заслушаться.

Хозяйка: Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.

Хозяюшка. Не красна изба углами, а красна - пирогами!

Видите Самовар уже пыхтит,

Мне на ушко говорит:

«Пора к столу приглашать,

Гостей чаем угощать!»

Хозяйка: Любите чай с пирогами,

С баранками да кренделями?

Тогда садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье!

Праздников, всероссийских и международных, в нашем календаре немало, и год от года их число увеличивается. Но особым очарованием обладают всё же именно «вечные» народные торжества, пришедшие из глубины веков. Недаром, к примеру, Масленицу, или Сороки так любят дети!

В этом разделе Вы найдёте всевозможные варианты сценариев для проведения с детьми осенних ярмарок и летних Спасов. Познакомитесь с опытом коллег по организации тематического мероприятия на Вербное воскресенье, Пасху, Ивана Купала, Покров, Сабантуй… Для Вашего удобства все материалы систематизированы, поэтому найти нужный и актуальный будет несложно.

У Вас будет самый лучший фольклорный праздник!

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Сороки, Жаворонки, Грачиная каша. Народные праздники птиц
  • Спас. Яблочный, медовый, ореховый спасы. Материалы к праздникам
  • Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды

Показаны публикации 1-10 из 2136 .
Все разделы | Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения

Сценарий игры-квеста с детьми логопедических групп «Фольклор - кладезь народной мудрости» (часть ll) Елена Алексеевна Ященко, Екатерина Владимировна Позднякова, Ирина Георгиевна Савинова, Татьяна Анатольевна Сущак, Валентина Викторовна Крючева. Зал украшен павлово-посадскими платками, рушниками, деревянными богородскими игрушками. На вешалках- народные костюмы для девочек и...

Фольклорный праздник «Троица» Цель - приобщить детей к культуре русского народа , показать его самобытность, проявляющуюся в устном народном творчестве (песнях, потешках, попевках, играх. дравствуйте, люди добрые! Здравствуйте хорошие! Всем здоровыми быть желаем! С праздником ...

Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения - Сценарий развлечения «Бурятские народные игры»

Публикация «Сценарий развлечения «Бурятские народные...» МБДОУ Унэгэтэйский детский сад «Колосок» Развлечение «Бурятские народные игры» Цель: 1. воспитать интерес, любовь, интернациональные чувства к народам, проживающим в республике Бурятия; 2. активизировать словарь детей словами бурятского языка; 3. развивать детей физически (бег,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Сценарий мероприятия по основам православной культуры в подготовительной к школе группе «Житие Святого Сергия Радонежского» Цель: приобщение дошкольников к знаменательным событиям становления православного государство, через житие Святого Сергия Радонежского. Задачи:  Продолжать приобщать дошкольников к истории России и истокам православия.  Знакомить детей с житием Сергия...

«По ступенькам русских традиций» Лето набирает силу, все ярче светит солнце, зеленеет трава, распускаются на деревьях листья, золотятся яркие одуванчики. В один из таких летних дней с целью знакомства дошкольников с традициями и обрядовыми праздниками Руси в нашем детском саду...

Сценарий народного праздника «Масленица» для детей подготовительной группы Сценарий народного праздника для детей подготовительной группы «Масленица» Цель: приобщение детей к национальной культуре средствами русского фольклора. Задачи: - развивать познавательный интерес детей к русским народным традициям и праздникам; - продолжать знакомить детей с...

Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения - Фольклорное развлечение в старшей группе

Фольклорное развлечение в старшей группе Сорока: Я Сорока - белобока по лесу летала По полю скакала малых детушек искала. Принесла я вам письмо Вот, от тётушки оно В гости вы к ней собирайтесь, Быстро – наряжайтесь, Ведь у тётушки у Варварушки День рождение. Вед: (читает письмо)...

Информационно-развлекательное занятие"Православный праздник Пасха". Цель: Познакомить детей с традициями русского народа. Задачи: Закрепить знания о православном празднике Пасхи, воспитывать уважительное отношение к русским обычаям и православным праздникам; развить творческие...

Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю.

Фольклорные праздники в детском саду заканчиваются ярким, красочным, эмоционально насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринужденной, веселой форме.

Приступая к осуществлению фольклорно-праздничного проекта, необходимо продумать цель, задачи и методы его организации. Обращение педагогов к такой форме проведения праздника не должно быть стихийным или случайным. Его подготовка и проведение требуют от детей обладания определенным запасом знаний об устном, музыкальном и изобразительном народном искусстве.

Успешному осуществлению фольклорно-праздничного проекта способствуют следующие моменты:

  • объединение дошкольников и взрослых вокруг единой цели;
  • удачный подбор художественной, научно-популярной литературы и музыкального репертуара;
  • определение участников проекта и направления работы каждого из них;
  • рассматривание проекта как единой воспитательно-развлекательной системы, в процессе осуществления которой личность ребенка развивается целостно;
  • рассматривание проекта как одного из направлений культурно-досуговой деятельности, способствующих развитию познавательной и художественной деятельности детей и взрослых;
  • фольклорные праздники в детском саду готовятся и проводятся с учетом национальной принадлежности ребенка и родителей.

Необходимо определить идейно-тематический замысел мероприятия, то есть четко сформулировать идею и программное содержание, составляющих фольклорные праздники в детском саду .

Основная цель фольклорного праздника – через народное искусство познакомить детей с историей нашей Родины, народными традициями и обычаями.

Важно продумать сценарный ход праздника («Ярмарка», «Гуляние», «Посиделки»). И только после этого выстраивается композиция, определяется очередность развития событий, кульминация праздника. Сценарий следует завершить развязкой.

Проектная деятельность, связанная с организацией фольклорного праздника, обязательно включает постановку поисковых действий и предварительную работу, построенные в каждом случае на взаимодействии и сотрудничестве взрослых и дошкольников.

Например, показать ребенку историю народной игрушки (игрушки разных народов России, где их изготовляют; особенности народных деревянных, глиняных, соломенных, тряпичных игрушек и т. д.) невозможно без посещения музеев, выставок, конкурсов. Дошкольнику не обойтись без помощи взрослого при рисовании «Информационных карточек», изготовлении игрушек.

Но изготовить простую игрушку, поучаствовать в выставке «Народная игрушка», выразив свои впечатления через продуктивную деятельность ребенок может и самостоятельно.

При разработке фольклорного праздничного проекта важно каждый законченный его этап обсуждать с ребенком: что у него получилось, что можно сделать еще.

Например:

  • искусствоведческий этап: посещение музея, выставки, конкурса и беседа об увиденном;
  • продуктивно-художественный этап: изготовление игрушки, поделок; организация выставок и конкурсов;
  • художественно-образный этап: исполнительское мастерство;
  • театрализация действий на основе подобранного фольклорного материала (устного, музыкального и изобразительного);
  • заключительный этап, завершающийся всеобщим ярким действием.

Приведем в качестве примерного сценарий, подготовленный и реализованный ДОУ ЗелАО г. Москва.

Сценарий костюмированной ярмарки ремесел «Во деревне Филимоново»

Фольклорный праздник подготовили сотрудники детского сада с этнокультурным русским компонентом образования № 2096 ЗелАО г. Москвы:

  • педагог дополнительного образования Сарибекян Сусанна Исраеловна,
  • музыкальный руководитель Бобрович Маргарита Александровна.

Цель

Познакомить детей с народной филимоновской игрушкой, способом ее изготовления и росписи желто-красно-зелеными полосками. Учить рассматривать глиняные игрушки, выделять материал – глину, украшения игрушки, нарядность, яркость. Создать радостное настроение от встречи с народной игрушкой, усиливая впечатление использованием фольклорных произведений, костюмов.

Оформление зала

Осенняя картина деревни: изба, колодец (крыши расписаны филимоновским орнаментом), деревья, украшенные листьями под филимоновскую роспись; под деревом на скамеечке сидит дед Филимон. Вывешены таблицы с узорами и фигурками. Подготовлены

  • стол, на котором расставлены филимоновские игрушки: петух, корова, солдат, сударыня, птичница, всадник; вертящаяся карусель с фигурками;
  • товары для ярмарки: баранки, бусы, платочки.

Сценарий

Дети в филимоновских костюмах (порты и юбки из ткани в полоску) перед началом праздника рассаживаются в зале на стульчиках. В зал входят гости. Дети встают в полукруг. Исполняется приветственная песня.

— К нам гости пришли
К нам гости пришли,
Дорогие пришли.
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли. (2 р.)

Филимонова деревня
Мастерами славится.
Приходите, гости, чаще –
Всем у нас здесь нравится!

Разыгрывается ярмарочная суета: кто-то из детей «продает» баранки, бусы, платочки. Остальные ходят, рассматривают товары.

Дети (зазывалы):

– Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!

– Как у нас ли, тары-бары,
Всяки – разные товары…

– Подходите, подходите.
Посмотрите, посмотрите!..

– Кому бусы?

– Кому баранки?

– Кому платки расписные?

– Небольшой расход,
Подходи, народ!

Появляется Мастерица, обращает внимание детей на крутящуюся «карусель» с висящими на ней нарисованными фигурками, на расставленные на столе филимоновские игрушки. Несколько детей, заинтересовавшихся яркими фигурками, подбегают к Мастерице.

Мастерица: — Чудо-игрушки – разноцветные зверюшки!

Дети: — Ой, а что это у вас такое интересное?

Мастерица: — А разве вы не знаете, ребятки, чем наша деревня славится? Ну, да ладно, послушайте, я вам сейчас расскажу… Давным-давно жил в нашей деревне дед Филимон, который делал игрушки-свистульки. А игрушки те были не простые, а расписные. И далеко пошла слава о них… Полюбуйтесь, как вы думаете, из чего сделаны эти замечательные игрушки? (Ответы детей.)

— Да, правильно, из глины, потому что лесов вокруг Филимоново мало, но много оврагов, а в них разная глина: белая, красная, розовая, черная. Глина у нас мягкая, рукам послушная, лепят из нее барышень и солдат, птиц и коней, козликов и прочих зверушек. Посмотрите, какие филимоновские игрушки необычные! Их трудно спутать с какими-либо другими. У всех животных сильно вытянуты шеи, так что коровы в Филимонове похожи на жирафов, а медведи – на забавных Змеев Горынычей.

Ребенок: — Не желает медведь реветь – желает свистеть! (Жестом показывает на фигурку медведя.)

Мастерица: — Раньше в этих краях и стар и млад со свистульками на праздник ходили и веселились. И нам пора веселиться.

Сценка «Небылицы со свистульками»

Дети исполняют сценку «Небылицы со свистульками».

— Уж и где же это видано,
Уж и где же это слышано,

Чтобы курочка бычка принесла,
Поросенок яичко снес.

Чтоб по поднебесью медведь летал,
Черным хвостиком помахивал!

Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела.

Малых деток – поросяточек,
Поросятки по сучкам висят.

Поросятки по сучкам висят,
В небеса глядят, лететь хотят!

Небылица, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина!

Мастерица: — А знаете, почему такие длинные шеи у зверюшек? Я вам открою секрет: филимоновская глина такая, что очень быстро сохнет. Поэтому, когда мастера сушили игрушки, на них образовывались трещины, тогда приходилось им эти трещины еще раз намазывать глиной и разглаживать пальцами. И от этого шея у фигурок становилась все длиннее.

Выходит мальчик, рассматривает фигурку петушка:

— Как у наших у ворот
Петух зернышки клюет,
Петух зернышки клюет,
К себе курочку зовет.
Ку-ка-ре-ку!

Выходит девочка-курочка:

— Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней цыплятки – желтые ребятки.

Песня-игра «Курочка-рябушечка»

Исполняется песня-игра «Курочка-рябушечка».

Играющие по считалке выбирают «курочку», «коршуна», остальные дети – «цыплята». «Коршун» отходит в сторону, а «цыплята» становятся позади «курочки» друг за другом. «Коршун» спрашивает:

– Курочка-рябушечка, куда пошла?
– На мельницу.
– Курочка-рябушечка, за чем пошла?
– За водичкой.
– Курочка-рябушечка, кому вода?
– Ребятишкам.
– Курочка-рябушечка, ребята чьи?
– Мои. Они пить хотят, на всю улицу кричат!

«Коршун» бросается то в одну сторону, то в другую, стараясь схватить «цыпленка», стоящего в самом конце. «Курочка» загораживает «цыплят» «крыльями». А «цыплята» стараются увильнуть от «Коршуна». Игра продолжается до тех пор, пока не будут схвачены все «цыплята».

Загадки

Мастерица: — Ребята, а ну-ка угадайте, каких зверюшек любили лепить филимоновские мастерицы?

Стоит на стройных ножках,
Вся краса в рожках.
(Олень)

Два бодаста,
Четыре ходаста,
Один хлестун.
Голодная мычит,
Сытая жует,
Всем ребятам
Молоко дает.
(Корова)

Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны,
Летом в лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
(Медведь)

До того жирна, даже шея не видна,
Лежит замарашка в щетинистой рубашке,
Хвост крендельком, нос пятачком,
Ничем не больна, а все в стоне она.
(Свинья)

Хитрая плутовка,
Рыжая воровка.
В лесу первая краса.
Догадались – кто?
(Лиса)

Песня-игра «Тень-тень-потетень»

Исполняется песня-игра «Тень-тень-потетень» (поет одна группа детей).

Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася Лиса:
«Всему свету я краса!»
Похвалялся зайка:
«Пойди, догоняй-ка!»
Похвалялися ежи:
«У нас шубы хороши!»
Похвалялись блохи:
«И у нас неплохи!»
Похвалялся медведь:
«Могу песни я петь!»
Похвалялася коза:
«Всем я выколю глаза!»

Мастерица: — Кроме зверюшек мастерицы лепили и фигурки людей. Вот, посмотрите: «Один солдат – на базар, другой – с базара».

Выходят два мальчика и показывают сценку «Фома и Ерема».

Фома: — Здравствуй, брат Ерема.

Ерема: — Здравствуй, брат Фома.

Фома: — Куда путь держишь?

Ерема: — На ярмарку иду.

Фома: — На работу – так позади последних, а как на ярмарку – наперед первых. А кто же тебе про ярмарку-то сказал?

Ерема: — Кума сказала.

Фома: — А кума откуда знает?

Ерема: — Кума все знает, что на свете делается. А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?

Фома: — Бывал…

Ерема: — Велика?

Фома: — Не мерил.

Ерема: — Сильна?

Фома: — Не боролся.

Ерема: — А кого ты на ярмарке видел?

Фома: — Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову. Глаза у ней узенькие, а лоб широкий.

Ерема: — Это ведь медведь был.

Фома: — Какой там медведь? Я прежде медведя знавал, он не такой. Медведь серый, хвост длинный, рот большой.

Ерема: — Да это же волк!

Фома: — Все же ты, брат, говоришь не в толк. Я прежде волка знал. Волк маленький, глазки косые, ушки длинненькие, с горки на горку подпрыгивает, от собак убегает.

Ерема: — Это заяц.

Фома: — Какой там заяц. Я прежде зайца видал. Заяц беленький, хвостик черненький, с елки на елку перелетывает да почирикивает.

Ерема: — Да это ведь горностай. И байки, брат Фома, сказывать-то перестань.

Мастерица: — А вот еще: «Собрались Иван да Маланья на гулянье; танцует парочка, солдат да сударочка».

Исполняется парная «Кадриль» (танцует другая группа детей).

Мастерица: — Руки у филимоновских мастериц сильные, теплые и ласковые, у них и терпение есть, и глаза красивое видят. Оттого и узоры получаются такими яркими, в разноцветные полоски: красные, желтые, зеленые.

Номер с ленточками

Исполняется «Номер с ленточками» (сопровождение народным наигрышем в записи).

Участвуют шесть девочек. Они делятся попарно. У каждой пары – свой цвет ленточки: желтая, зеленая, красная. Девочки сначала «рисуют» полоски, затем «рисуют» дорожку.

Мастерица (комментирует нарисованный орнамент): — Как красиво получилось у наших мастериц! Что же означают эти полоски?

Дети: — Это наша земля, наше полюшко.

Мастерица: — А что растет на нашем полюшке? Правильно – рожь, пшеница, лен. Но это все без воды не вырастет. А ну-ка, мастерицы, в ваших узорах есть символ воды? (Показ на мольберте.)

Девочки «рисуют воду».

Мастерица: — А без чего же еще не вырастет урожай? Правильно, солнышко дает всему жизнь.

Девочки «рисуют солнышко».

Мастерица: — Солнышко – это уже более сложный узор. Есть еще другие узоры: ветвистая елочка, лучистая звездочка, яркая ягодка. Много нарядных узоров придумали филимоновские мастерицы. (Показать на плакате, на мольберте нарисовать.)

— Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор!
Вот вроде все, что я хотела рассказать…
Ну а теперь пора нам всем сплясать!

Дети встают со стульчиков на общую пляску.

Мастерица:

— Пестро, красно кругом:
Штаны на парнях полосатые,
Рубахи всех цветов.
У девок косы с лентами,
Лебедками плывут!

Звучит веселый народный наигрыш, танцуют все.

Дети под пляску поют частушки:

– Эй, девчонки-хохотушки,
Затевайте-ка частушки,
Запевайте побыстрей,
Чтобы было веселей!

Ай, тари, тари, тари,
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги –
Куплю Маше серьги.

Ай, тари, тари, тари,
Куплю Маше янтари,
Останутся пятаки –
Куплю Маше башмаки.

Ай, тари, тари, тари,
Куплю Маше янтари,
Останутся грошики –
Куплю Маше ложки.

Купил милке перстенек –
Милка доброй стала.
Позабыл купить платок –
Милка нос задрала.

Автор статьи — Зацепина Мария Борисовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.

Материал предоставлен №4 за 2010.