Анкета для родителей экологическое воспитание. Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей» методическая разработка на тему


Анкета для родителей: «Экологическое воспитание в семье».

1. Что такое экология?__________________________________________________________

2. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные_______________________________

3. Посадили ли Вы дерево?______________________________________________________

4. Мастерили ли Вы кормушки для птиц?__________________________________________

5.Читаете ли Вы ребенку книги о природе?_________________________________________

6. Смотрит ли ваш ребенок журналы, книги, фотографии, телепередачи о природе?______

7. Любит ли ваш ребенок бывать в лесу?___________________________________________

8. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?_________________________________________

9. Знает ли ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и лекарственных трав?_________
10. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?________________________________________________________________________

11. Знает ли ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?_____________

12. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?__________

_____________________________________________________________________________

13. Как Вы думаете, получит ваш ребенок знания о природе в детском саду?_________________________________________________________________________

Ольга Александровна Рябцева
Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»

Анкета для родителей

«Экологическое воспитание дошкольнико в»

Уважаемые родители !

Мы бы хотели узнать ваше мнение о работе детского сада, воспитателей , педагога дополнительного образования с детьми по экологическому воспитанию .

Цель проведения анкетирования : выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его осуществления в семье.

1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников ?

Да Нет Не знаю

2. Как вы понимаете, что такое экология , что она изучает, чем занимается?

3.. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего региона (городского округа, поселка?

Да Нет Не знаю

4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего региона (городского округа, поселка) чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

Да Нет Не знаю

5. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?

Да Нет Не знаю

6. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье ?

Беседы с ребенком о природе

Подкормка птиц

Отдых на природе

Наблюдение за природными объектами

Чтение художественной литературы природоведческого содержания

Другие формы___

7. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?

Высокий Средний Низкий

8. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

Да Каким образом? ___

9. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников ___

10. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе (детском саду?___

11.. Как вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников ? ___

ФИО____________________________________________________________________________________

Возрастная группа________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? _________________________________________________________________________________________

2 Заинтересованы ли вы в воспитании экологической культуры вашего ребенка? _________________________________________________________________________________________

3. Знаете ли Вы как приобщить ребенка к природе?________________________________________________________________________________

4 .Есть ли у Вас комнатные растения, и какие?___________________________________________________________________________________

5.Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?_______________________________________________________________________________

6. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? _________________________________________________________________________________________

7. Есть ли у вас дома книги о природе и читаете ли вы их своим детяи?___________________________________________________________________________________

8. Знает ли Вы стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?__________________________________________________________________________________

9. Смотрите ли Вы с ребенком диафильмы, слайды, телепередачи о природе?_________________________________________________________________________________

10. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?__________________________________________________

11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?_____________________________________________________________________________________

12. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? ___________________________________________________________________________________________

13. Нужно ли это делать? ___________________________________________________________________________________________

14. Умеет ли ваш ребенок правильно вести себя в природной среде (не шуметь, не оставлять мусора, не вредить природным объектам…)_____________________________________________________________________

15. Кто должен учить вашего ребенка бережному отношению в природе?__________________________________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по

экологии?__________________________________________________________________________________

17. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) ____________________________________________________________________________________________

18. Ваши предложения, пожелания по экологическому воспитанию детей. ____________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию

1. Не причиняя вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе.)

2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.)

3. Поклонись ягодке. (Поговорить о ягодах, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.)

4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.)

5.Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)

6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)

Приложение 3.

Примерная тематика ширм для родителей по экологическому воспитанию

1. Азбука поведения в природе.

2. Прогулки в природу.

3. Войди в природу другом!

4. Очей очарованье!

5. Зеленая аптека (о комнатных растениях).

6. В лес по грибы.

7. Поможем крылатым докторам (о птицах).

8. Наши друзья - насекомые.

9. Защитим друзей леса!

10. Пожар - это беда леса!

11. Сбережем нашу елочку.

12. Цветы - земной красы начало.

13. Первоцветы - вестники весны.

14. Давайте беречь воду!

Приложение 4.

Сбережем родную природу

Материал круглого стола для родителей

1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы.

Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?

Оказывает ли общество влияние на природную среду?

Может ли мораль (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?

2. Разобрать следующие ситуации.

Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно ее рассмотреть и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».

Вопросы

Правильно ли поступила мать?

Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?

Чему способствовала мать постановкой такой задачи?

Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?

Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?

Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.

Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.

Вопросы

Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?

Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?

Можно ли относиться к природе как средству воспитания в человеке прекрасного?

«Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому». (К. Станиславский)

5. Предложить родителям подумать, что можно вместе с детьми делать по охране природы (конкретные дела в природе на даче, около дома, в детском саду).

Приложение 5

Интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой»

Ведущий. Сегодня у нас интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой». Участвуют воспитатели и родители детского сада.
На столе – разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять по части открытки и составить целые открытки из частей. У нас образовались две команды. Пожалуйста, посовещайтесь, придумайте название команды и выберите капитана.

Конкурс 1. «Разминка».

Командам по очереди задаются вопросы, оценивается правильность и быстрота ответов.

1. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология)

2.Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)

3. Как называется растительный мир? (Флора)

4.Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста»? (Морковь)

5. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях? (Липа)

6. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и комаров. (Герань)

7. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат)

8. Великий русский полководец А.В.Суворов очень ценил эту злаковую культуру. Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она не только вкусна, но и очень питательна. Что это за злак? (Гречиха)

9. Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе крестьян второе место после хлеба. Как известно из народной сказки, она может вырасти до невероятных размеров. (Репа)

10. Засушенные цветки этого горного растения, о котором пела в популярной песне София Ротару, избавят ваш дом от моли. (Лаванда)

Конкурс 2. « Урожай плодов».

Сейчас будем выращивать урожай на деревьях познания. Члены команды в ходе эстафеты перечисляют методы и приемы ознакомления дошкольников с природой. Жюри оценивает, какое дерево будет урожайней.

Музыкальная пауза.

Конкурс 3. «Загадалки».

Ведущий . У меня в руках изображения животных, птиц, насекомых. Каждая команда берет по одной карточке, не показывая соперникам. Необходимо составить рассказ о животном на рисунке, не называя его, а команда-соперница должна угадать, о ком идет речь. Жюри оценивает лучший рассказ и правильный ответ.

Информационная справка для зрителей «Известное об известном»

1. Самый крупный:

Из млекопитающих – синий кит 150 тонн, 30 метров

Из птиц – страус 90 кг, высота 270 см

Из змей – анаконда длина 5-10 метров

2. Самые высокие растения -- эвкалипт до 162 м

Самые толстые - баобаб до 50 метров в окружности

Самые длинные – ротансовая пальма, стебли тянутся до 400 метров в длину

3.Быстрее всех:

бегает гепард

плавает меч-рыба

летает стриж

4.Стебли бамбука за сутки могут вырасти на 90 см. Его максимальная высота – 36 метров.

5.Птиц на земле – 8500 разных видов. Из них 770 живут у нас.

Предполагается, что всех птиц примерно 100 миллиардов.

6.Один цветок одуванчика дает 200 семян. На растении бывает до 6 цветков. Появляется 1200 новых одуванчиков.

7.Белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов.

8.Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик, по 4-5 см в сутки.

9. Обыкновенные пчелы в секунду делают 200 взмахов крыльями.

10. При продолжительности жизни в 70 лет человек тратит на сон 23 года, на разговоры – 13 лет, на еду – 6 лет, на умывание – 1,5 года.

ФИО___________________________________________

Возрастная группа________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ОУ по экологии?___________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________

В чем это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

Нужно ли это делать? ___________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________

9. Как оцениваете работу ОУ по данному вопросу? _________________

10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________

Анкеты для родителей:

«Экологическое образование в семье»

Цель проведения анкетирования : выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)

2. Есть ли комнатные растения? Какие?

3. Кто ухаживает за животными или растениями?

4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.

5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?

6. С какой целью?

7. Где ребенок обычно проводит лето?

8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?

9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.



«Воздух в нашей квартире»

1. Определите состояние воздуха в вашей квартире:

а) чистый

б) грязный

в) не знаю

2. Вы удовлетворены качеством воздуха в вашей квартире?

3. Назовите возможные источники загрязнения воздуха в вашем доме.

4. Сколько у вас комнатных растений?

5. Часто ли вы проветриваете помещение:

а) регулярно

б) изредка

в) не обращаю на это внимания

6. Как часто вы делаете влажную уборку:

а) каждый день

б) раз в неделю по выходным

в) другие варианты...

7. Учитывали ли вы экологическую безопасность материалов при покупке:

а) мебели Да Нет

б) обоев Да Нет

в) ковров Да Нет

8. Какими препаратами бытовой химии вы пользуетесь?

9. Как очищаете воздух в квартире?

«Экология и курение»

1. Сколько членов вашей семьи курят?

2. Бывает ли так, что ваш ребенок находится в прокуренной комнате?

3. Если вы не курите, считаете ли опасным для себя присутствие рядом курящего человека?

4. Если вы не курите, предпочитаете покинуть помещение с курящими?

5. Считаю, что курение усугубляет влияние неблагоприятной экологической обстановки на здоровье людей?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1. Тайны природы
(родительское собрание-КВН)

Участвуют две команды: «Капелька», «Планета Земля».

Жюри : заведующая ОУ, родители.

Ведущий : учитель.

Ход собрания

Ведущий. Природа наше богатство, сберечь это богатство для следующих поколений – наша задача и долг. Человек – это часть этой природы.

Вдумайтесь в содержание призыва к нам Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Д е в и з нашего собрания:«Прикоснись к природе сердцем».

Ведущий проводит анализ выставки рисунков и поделок из природного материала, сделанных родителями и детьми, и анализ анкет.



Й конкурс. Представление.

Каждая команда с выбранным названием должна себя представить – оценка 3 балла.

Й конкурс. Разминка.

В о п р о с ы для команды «Капелька»:

– Сок какого дерева сладкий?(Береза, клен.)

– У каких деревьев осенью листья красные?(Рябина, клен.)

– Что за зверь лесной:

Боится зверь ветвей моих,

Гнезд не построит птица в них.

В ветвях – краса и мощь моя.

Скажите быстро, кто же я?(Лось.)

Звонко-звонко распеваю,

Воротившись с юга в срок.

А вот песни занимаю

Даже – даже у сорок.(Скворец.)

– Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов в песке, ямке?(Чайки, кулики.)

– Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы – белые и шампиньоны наиболее питательны.)

– Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха, в апреле.)

В о п р о с ы для команды «Планета Земля»:

– Из какого дерева делают спички?(Осина.)

– О каком дереве говорится: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос?» (Береза.)

– Угадайте, что за птица:

Света яркого боится.

Клюв крючком, глаза пятачком

Ушастая голова. Это…(сова).

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу серую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

Это зверь лесной…(медведь).

– Кто кукует у кукушки? (Самец.)

– Какие грибы появляются первыми? (Сморчки.)

– Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Выделяет едкую жидкость.)

Музыкальная пауза : танец «Радуга».

Й конкурс. Живая пантомима.

Каждая команда показывает живую пантомиму, другая команда должна отгадать (3 объекта природы).