Простор.net - центр христианских ресурсов. Праздник сенокоса или колхоз «Напрасный труд»? Сценарий фольклорного праздника сенокосная пора


Ведущий: Дорогие, гости! В старину люди по вечерам собирались на веселые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Вот и мы сегодня пригласили вас на наши веселые посиделки. Милости просим, гости дорогие!
Ребенок: Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют просторы родные
Раздольные русские песни поют.

(русская народная песня «___________________________»)

Ведущий: мы сегодня отправимся в удивительный мир русской народной культуры. А о каком русском чуде мы вам расскажем, должны узнать сами. Отгадайте загадку.

1 .Стоит девица в избе,

А коса – на дворе (печь)

Ведущий: Да, русская печка – это чудо! Без неё нет жизни в избе. Это тепло и счастье, это песни и разговоры по вечерам, это встреча гостей. А какие угощения она нам дарит!

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ

(Две сестры сидят на лавке и разговаривают друг с другом)

Хозяйка: Алёнка, Машка, хватит языком чесать, быстро беритесь за работу. Не ровен час, гости придут, а у вас рушник ещё не готов.

(Девочки садятся вышивать. Зазвенел колокольчик, заплакал младенец в люльке.)

Хозяйка: Ванюшу разбудили.

(Хозяйка подходит к люльке, берёт ребёнка на руки, поёт колыбельную.)

Ай люли, люли, люли,

Прилетели гуленьки,

Стали гульки ворковать,

Мово Ваню забавлять.

Aаа-ааа-ааа…

(Хозяйка положила младенца в люльку)

Хозяин: Мать, пора тесто ставить и хлебушек печь.

Ржаной хлебушко –

Калачам дедушка.

(Хозяин садится за стол, а хозяйка колготится у печи. Стук в дверь.)

Хозяин: Заходите, гости дорогие!

(Заходят гости.)

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим.

Если величать –

так на пороге встречать.

1-й гость:

Рады видеть вас у печки,

Без неё и дом пустой.

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней как весной.

2-й гость:

В старину так говорили:

«Печь нам мать родная всем,

На печи всё красно лето,

У печи и сплю, и ем».

(Гости низко кланяются печке.)

Хозяин:

Хозяйка, что есть в печи –

всё на стол мечи.

Гости дорогие, чем богаты –

тем и рады.

(Хозяйка вынимает из печи пироги и ставит на стол.)

Хозяйка:

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Вот они румяные на столе лежат,

С мясом и повидлом,

Запахом дразнят!

(Хозяйка вынимает хлеб и ставит на стол.)

Хозяйка:

Вот он хлебушко душистый,

С хрустом, корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем залитой.

(Кушайте, гости дорогие.)

Гости: Спасибо, хозяйка.

(Девочки подходят к Хозяйке, кланяются)

Девочки: Вот, маменька, и рушник готов!

Хозяйка: Да, доченьки, с песней и труд спорится!

(Из-за печи выходит Домовой)

Домовенок: Веселитесь, а про меня-то забыли? Я — Домовой, живу за печкой, слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах.

Ведущий: А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед —
Вы смекалистый народ.

  1. Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
  2. Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
  3. Четыре братца под одной крышей живут (стол)
  4. Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
  5. Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).
  6. Сама не ест, а всех кормит (ложка)

Ребенок: Русская ложка-чудо из чудес!
Подарил нам это чудо русский лес.
Заиграйте, чудо ложки
Расписные, русские!
(Игра на ложках -мальчики)

Ведущий: И для всех гостей, званых да почетных, наш домовенок приготовил скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд?

Домовой: Коробок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.

Ведущий: Итак, бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать. (Игра с родителями)

Скороговорки.

  1. У осы не усы, не усищи, а усики.
  2. Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
  3. Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Ведущий: В старину не только пели и плясали, но и в игры русские играли.

1 ИГРА «ПИРОГ»

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его, да ешь.

Во время пения, при словах «высокинрький» — поднимают руки вверх, «широкинький»- разводят в стороны, «мякошенький» — гладят по животу. Сразу после слов «Режь его, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая «пирог».

2 ИГРА «ПЕТУШИНЫЙ БОЙ»

Ведущий:

А сейчас мы предлагаем вам игру –

Мерить силу, как бывало в старину.

Самых сильных приглашаем мы ребят,

Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.

(Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги)


Ведущий: Молодцы, задорно поиграли-удаль свою показали!

Вот так веселился народ в старину.
А мы к столу всех приглашаем
Пирогами угощаем!
Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте!


Июль в деревне - пора заготовки сена. Начинается сенокос. Жара, мухи и овода. « Эх, лето красное!! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи» . Пушкин знал, о чем писал..... А Вам приходилось бывать в русской деревне во время сенокоса? Эх..солнце, ветерок, запах скошенной травы..везде она лежит сушится...... и клевер сочный...и молоко живое....А в русских избах прохладно, тихо, только мухи жужжат и бьются по стеклу....
Пахнет сеном над лугами...
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля...

Там - сухое убирают;
Мужички его кругом
На воз вилами кидают...
Воз растет, растет, как дом.

В ожиданьи конь убогий
Точно вкопанный стоит...
Уши врозь, дугою ноги
И как будто стоя спит...

Только жучка удалая
В рыхлом сене, как в волнах,
То взлетая, то ныряя,
Скачет, лая впопыхах.

Сенокос. Заготовка кормов на предстоящюю зиму,для жвачных животных является неотъемлемой частью жизни в деревне.Сроки начала сенокоса приурочивают обычно к петрову дню(12 июля),но конечно все зависит от погодных условий.

Давно не выходил я по утрам,
Взглянуть на Землю, посмотреть рассвет…
Сказать спасибо Небесам
За то что вижу белый свет.

Дает мне силы воздух чистый,
Подбадривает ветерок.
Неподалеку заяц шустрый
Испуганно утёк.

Пройтись по утренней росе
С косою на плечах,
И солнце греет плечи мне,
И я пошел в «размах».

Не передать словами чувства,
И запах скошенной травы…
И все ж становится мне грустно…
Недалеко ведь до зимы…

Сенокос продолжался дней двадцать, а то затягивался и на месяц, и соответствующий настрой сохранялся в течение всего этого времени. По окончании сенокоса устраивался праздник всей общины. Для оплаты общего угощения выделяли часть луга, и сено с этого луга продавали - покупатели были свои же односельчане. На вырученные деньги покупали чай, баранки и водку (выпивка за счет общины называлась "мирское"), закуску приносил каждый свою. На праздник сбегалась вся деревня, включая детей: пели, плясали, наблюдали борьбу вызвавшихся охотников, перебрасывались шутками.

Мне часто грезятся ночами
Места, знакомые до слез,
Где липы - в утренней печали,
Где родники – среди берез…

Где Волги тихие разливы,
Где васильковые поля,
Где яблони цветут и сливы,
Где ночью – трели соловья!

Где в деревнЯх, проснувшись рано
Мужья уходят на луга,
А жены, в светлых сарафанах,
Им носят завтрак в узелках.

Стучат бруски по звонким косам,
Размерены и взмах, и вздох,
И в травах, от росы белёсых,
Крикливых птиц переполох…

А ближе к полудню - мальчишек
Отцы пошлют разбить валки…
А на столах – картошка дышит,
И зреют в печках пироги

Ах, славное какое время!
В нём – детство, лето, сенокос…
И дед, и бабушка в деревне…
И старый дом среди берез…

Сенокос, сенокос!
Луг остался без волос!
Он пострижен косами,
Он побрызган росами.
Как причёска эта
Хороша для лета!

« Петров день»

Цель:

Приобщить детей и взрослых к русской традиционной культуре, познакомить с обрядами, которые существовали на Руси.

Задачи:

Обучающие:
- Закреплять знания детей о русских народных играх и развлечения, поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
-Тренировать в отгадывании загадок, запоминании русских народных закличек, пословиц, поговорок, разучить русские народные игры, формировать активную речь.
Развивающие:

С помощью русских народных закличек, народных игр со словами развивать память, мышление, наблюдательность. Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию.
- Побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности.
Воспитывающие:
-Прививать желание участвовать в совместных русских народных играх, воспитывать любовь к русским народным зимним традициям, играм и развлечениям.
-Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о традиционном праздновании « Петров день».
- Разучивание музыкального репертуара с детьми (русские народные игры, пословицы, заклички, поговорки и т.д.).

Действующие лица: Ведущая, Солнце» Ярило» , тетушка, кикимора,лягушка.

Оборудование: Атрибуты для игр.

Оформление: заборы с горшками и чугунками; скамейки; деревья, украшенные ленточками, птицами; колодец возле дома; пенечки, стог сена.

Праздник «Петров день»

Здравствуйте дети!

Сегодня у нас народный праздник «Петров день» - праздник солнца «Ярилин день», «День палящего солнца».

В народе говорят:

«Петр и Павел жару прибавил»

«Праздник солнца макушка – середина лета»

Солнце в этот день «играет»

Давайте позовем солнце (закличка)

Солнышко появилась,

Красное покажись!

К нам в гости приди

Да тепло принеси!

Появляется солнышко

Вед: Солнышко ясное, солнышко красное

На праздник пришло, тепло принесло

Чтоб звенел веселый смех, детвора не плакала

Светит солнышко для всех, светит одинаково

День отогреет на заре золотистым лучиком

Только тучки нынче вот меня замучили

Но все это ерунда, «веселиться буду я»!

Игра: «Солнышко и дождик»

Солнце: посмотрите у меня с собой волшебный лучик золотой!

Куда мой лучик упадет туда он нас и принесет. (в водоем)

Тетушка: Петр и Павел покровители рыбного промысла и рыбаки в этот день просят о хорошем улове.

Тетушка: ой кто это к нам спешит?

Лягушка: Отгадайте ка ребятки мою загадку

«кто я такая – не скажу»

Догадайтесь сами

У реки в болотце давно живу

Но не одна – с друзьями

Назовите моих друзей1

(раки, рыбы, бобры)

Игра «Поймай рыбку»

Солнце: Каких рыбок вы знаете?

Солнце: Куда мой лучик упадет, там уже трава растет.

Тетушка: Бьет солнце в бубен золотой

Звенит бубенчиками зной

Настала сенокосная пора

И мы с утра идем в луга.

Ребята вы не отставайте

А лучше взрослым помогайте.

Физ.пауза: «Косим сено»

Тетушка: не то сено что на лугу

А то сто в стогу.

Тетушка: вот мы на лугу все работают – траву косят

Размахнись плечо, размахнись рука!

Ты пахни в лицо, ветер с полудня!

Тетушка: траву мы накосили, а теперь нужно ее собрать.

Игра «Собери стог»

Солнышко: куда лучик мой упадет (в лес) – с этого дня начинается сбор ягод.

Тетушка: приготовьтесь ребята – пойдем в лес по ягоды, «наберем земляники»

А какие народные приметы помните?

· Много мошек, готовь для ягод побольше лукошки.

· Много комаров, припасай короба для грибов.

· Что летом соберешь, с тем зиму проживешь.

Кикимора: ой ой ой какие хорошенькие, да румяненькие, да наряднинькие, а я вас сейчас подразню:

Вы меня знаете? Давайте познакомимся.

Тебя как зовут?

Сергей – ротозей

Саша – растеряша

Маша – манная каша

Алешка – горячая лепешка

Вика – голова с клубнику

Тетушка: что ты дразнишься кикимора? Зачем ты детей обзываешь? Думаешь, ты одна можешь дразниться. Дети тоже знают:

Кикимора, кикимора

Выгляни в окошко

Голова с лукошко

Нос крючком

Волоса торчком

(кикимора обижается)

Кикимора: я так не играю (хочет уйти)

Тетушка: куда уходишь, не обижайся, оставайся с нами. Наши дети хотят в лес сходить за ягодами, помоги нам.

Кикимора: ну ладно, так уж быть я вам помогу!

Тетушка: вот сколько земляники набрали

Тетушка и солнце угашают детей карамелью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий летнего развлечения для детей старшего дошкольного возраста.

« Петров день»

Цель:

Приобщить детей и взрослых к русской традиционной культуре, познакомить с обрядами, которые существовали на Руси.

Задачи:

Обучающие:
- Закреплять знания детей о русских народных играх и развлечения, поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
-Тренировать в отгадывании загадок, запоминании русских народных закличек, пословиц, поговорок, разучить русские народные игры, формировать активную речь.
Развивающие:

- С помощью русских народных закличек, народных игр со словами развивать память, мышление, наблюдательность. Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию.
- Побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности.
Воспитывающие:
-Прививать желание участвовать в совместных русских народных играх, воспитывать любовь к русским народным зимним традициям, играм и развлечениям.
-Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о традиционном праздновании « Петров день».
- Разучивание музыкального репертуара с детьми (русские народные игры, пословицы, заклички, поговорки и т.д.).

Действующие лица: Ведущая, Солнце» Ярило» , тетушка, кикимора,лягушка.

Оборудование: Атрибуты для игр.

Оформление: заборы с горшками и чугунками; скамейки; деревья, украшенные ленточками, птицами; колодец возле дома; пенечки, стог сена.

Праздник «Петров день»

Ведущая (в национальном костюме.(

Здравствуйте дети!

Сегодня у нас народный праздник «Петров день» - праздник солнца «Ярилин день», «День палящего солнца».

В народе говорят:

«Петр и Павел жару прибавил»

«Праздник солнца макушка – середина лета»

Солнце в этот день «играет»

Давайте позовем солнце (закличка)

Солнышко появилась,

Красное покажись!

К нам в гости приди

Да тепло принеси!

Появляется солнышко

Вед: Солнышко ясное, солнышко красное

На праздник пришло, тепло принесло

Чтоб звенел веселый смех, детвора не плакала

Светит солнышко для всех, светит одинаково

День отогреет на заре золотистым лучиком

Только тучки нынче вот меня замучили

Но все это ерунда, «веселиться буду я»!

Игра: «Солнышко и дождик»

Солнце: посмотрите у меня с собой волшебный лучик золотой!

Куда мой лучик упадет туда он нас и принесет. (в водоем)

Тетушка: Петр и Павел покровители рыбного промысла и рыбаки в этот день просят о хорошем улове.

Тетушка: ой кто это к нам спешит?

Лягушка: Отгадайте ка ребятки мою загадку

«кто я такая – не скажу»

Догадайтесь сами

У реки в болотце давно живу

Но не одна – с друзьями

Назовите моих друзей1

(раки, рыбы, бобры)

Игра «Поймай рыбку»

Солнце: Каких рыбок вы знаете?

Солнце: Куда мой лучик упадет, там уже трава растет.

Тетушка: Бьет солнце в бубен золотой

Звенит бубенчиками зной

Настала сенокосная пора

И мы с утра идем в луга.

Ребята вы не отставайте

А лучше взрослым помогайте.

Физ.пауза: «Косим сено»

Тетушка: не то сено что на лугу

А то сто в стогу.

Игра «Кто быстрей доскачет до сенокоса»!

Тетушка: вот мы на лугу все работают – траву косят

Размахнись плечо, размахнись рука!

Ты пахни в лицо, ветер с полудня!

Речевая игра: «Коси коса пока роса»

Тетушка: траву мы накосили, а теперь нужно ее собрать.

Игра «Собери стог»

Солнышко: куда лучик мой упадет (в лес) – с этого дня начинается сбор ягод.

Тетушка: приготовьтесь ребята – пойдем в лес по ягоды, «наберем земляники»

А какие народные приметы помните?

  • Много мошек, готовь для ягод побольше лукошки.
  • Много комаров, припасай короба для грибов.
  • Что летом соберешь, с тем зиму проживешь.

Кикимора: ой ой ой какие хорошенькие, да румяненькие, да наряднинькие, а я вас сейчас подразню:

Вы меня знаете? Давайте познакомимся.

Тебя как зовут?

Сергей – ротозей

Саша – растеряша

Маша – манная каша

Алешка – горячая лепешка

Вика – голова с клубнику

Тетушка: что ты дразнишься кикимора? Зачем ты детей обзываешь? Думаешь, ты одна можешь дразниться. Дети тоже знают:

Кикимора, кикимора

Выгляни в окошко

Голова с лукошко

Нос крючком

Волоса торчком

(кикимора обижается)

Кикимора: я так не играю (хочет уйти)

Тетушка: куда уходишь, не обижайся, оставайся с нами. Наши дети хотят в лес сходить за ягодами, помоги нам.

Кикимора: ну ладно, так уж быть я вам помогу!

Игра «Чья команда быстрее наберет лукошко земляники»

Тетушка: вот сколько земляники набрали

Тетушка и солнце угашают детей карамелью.

Поздравляем вас с летом, солнышком, теплом

И думаем, что вы будете настоящими друзьями природы!


ВЕДУЩИЙ. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. Осенины – это встреча осени.

Звучит песня “ОСЕНИНЫ НА РУСИ”

Ведущий: В старину на Руси наши предки справляли Осенины трижды. Первый раз-14 сентября. 14 сентября – начало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель.С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома.

Ведущий: К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. К этому обряду народ сочинял разные заговоры, пословицы и поговорки, а также стихи-дразнилки.Например, вот такую:

Таракан дрова рубил,
Комар водушку носил,
В грязи ножки увязил.
Вошка парилася
Да ударилася
Ненароком –
Правым боком:
Ребро вывихнула.
Клопы подымали,
Живот надорвали.
Тараканы пошли вон
Вы лето летовали
А нам зиму зимовать.

Ведущий: 2 классы исполняют песню “Как у наших у ворот”

Ведущий: Второй раз осенины справляли 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. Рано утром 21 сентября женщины выходили к берегам рек, озер, прудов встретить Матушку Осенину с овсяным хлебом. Одна из женщин стояла с хлебом, а другие с песней шли вокруг. Затем хлеб делили по числу народа и скармливали скотине.

Ведущий: К этому времени весь урожай бывал уже убран, и крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное.

И мы тоже с вами позовем сегодня в гости Осень.

Итак, давайте вместе произнесем закличку: Осень, Осень, милости просим!

Входит Осень под первый куплет “ Песни про осень”

ОСЕНЬ: Добрый день, мои друзья!

Заждались, поди, меня?
Лето красное стояло,
Долго власть не уступало.
Но всему приходит срок –
Я явилась на порог.

Говорят мне: Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла!
И меня ребята спросят

Дети: “Что в подарок принесла?”
Осень: Принесла я вам муки!
Дети: Значит, будут пироги!
Осень: Принесла вам гречки!
Дети: Каша будет в печке!
Осень: Принесла вам овощей!
Дети: И для супа, и для щей!
Осень: Рады ли вы грушам?
Дети: Мы их впрок посушим!
Осень: А уж яблоки, что мед!
Дети: На варенье и компот!
Осень: Принесла я меду!
Дети: Полную колоду!

Осень: Я и яблок, я и меду,
Я и хлеба принесла.
И хорошую погоду
Вам в подарок припасла!
А дождику вы рады?

Дети: Не хотим, не надо!

Ведущий:Танец “ Улетай, туча!” исполняют ученицы 1А класса

Осень: В году сколько месяцев?

Пришла я, ребята, не одна, со мной пришли братья- осенние месяцы

СЕНТЯБРЬ: Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к вам пришел?
ОКТЯБРЬ: Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к вам явился?
НОЯБРЬ: Чёрно поле – бело стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?

ОСЕНЬ: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому?

СЕНТЯБРЬ: Меня называли хмурень, ревун, заревник.

ОКТЯБРЬ: Меня называли позимник, листопад, грязник.

НОЯБРЬ: Меня называли полузимник, грудень.

ВЕДУЩИЙ: для вас, гости дорогие, ребята споют песню “Скворушка прощается”

Осень-Ребята, давайте поиграем в игру “Улетели птицы”. Слушайте внимательно е и, если услышите "лишнее" слово, начинайте хлопать в ладоши.

Улетели птицы:
Голуби, куницы .

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары , кукушки.

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи
Чибисы, ежи .

Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке.

ОСЕНЬ: Ребята, а вы знаете какие-нибудь народные приметы, пословицы, поговорки?

  • Гром в сентябре предвещает (сухую осень);
  • Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет (ранняя, а если снизу – поздняя) ;
  • Осенью птицы летят низко (к холодной, высоко – к теплой зиме);
  • Осенний иней (к сухой и солнечной погоде, к теплу);
  • Чем больше муравьиные кучи (тем суровее будет зима);
  • Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо (морозы наступят не скоро);

Осень: Когда я, Осень, появляюсь в ваших краях, все леса одеваю в золотые платья. И как только подует легкий ветерок, идет золотой дождь. А как он называется, вы знаете, ребята? (Дети отвечают: “Листопад”) . Правильно! Давайте споём песню “Падают, падают листья”

Ведущий: В сентябре, когда урожай был собран, для русских крестьян начиналась другая работа – заготовка овощей и фруктов на зиму, т.е. их засолка и маринование.

27 сентября – третьи ОСЕНИНЫ. Начиналась одна из самых важных работ - рубка и засолка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов.

Ведущий: Рубили капусту в корытах. Отдельно ту, которая позеленей (с горчинкой), отдельно белую (что послаще) – на вкус. Перед началом рубки полагалось перекреститься “С БОГОМ!” Пересыпая капусту солью, читали молитву на соль. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук. Говорили: “Жвакает, будто по снегу рубят”. Ну, а чтобы зимой капусту есть, нужно было летом хорошо потрудиться, чтобы ее вырастить. Давайте-ка мы сейчас в игру поиграем. Она так и называется – “Капуста”. (Обруч) . Это будет наш огород. (кладет в круг кочаны- мячики) . А в огороде капуста растет.

(Стук в дверь).

Ведущий: Интересно, а это что за гость? (Появляется Пугало, робко идет, осматривается).

Ведущий: Вот так гость! Так ведь это же самое настоящее огородное Пугало!

ПУГАЛО: Оно самое… Вы уж простите меня за мой внешний вид. Мне так положено, чтобы ворон пугать. (Осматривается).

Ведущий:По-моему, Вы что-то потеряли.

ПУГАЛО: Да вот, капуста с моего огорода сбежала.

Ведущий:Уж не эта ли капуста?

ПУГАЛО: Она самая…

Ведущий:Ну что ж, с одного огорода сбежала, да на наш огород прибежала. Вот только сторожа нет на нашем огороде.

ПУГАЛО: Так ведь я могу за сторожа. (Встает посреди огорода ).

Ну вот, сторож есть, теперь хозяина выбрать осталось, и можно нашу игру начинать.

ИГРА “КАПУСТА” Все участники игры стоят за кругом, а “хозяин” садится рядом с капустой, изображая движениями воображаемую работу поет:

“Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали:
Волк и лисица,
Бобер и куница,
Заинька усатый,
Медведь толстопятый”.

Ведущий:А что ещё растёт на вашем огороде, уважаемое пугало?

ПУГАЛО: Сейчас увидите. Эй, друзья, идите-ка сюда! (Выходят дети в масках овощей.)

Овощи (хором) Здравствуйте, гости!
Ребята и взрослые!

Свекла Летом вы к нам приходили,
А сейчас мы к вам пришли.
То, что летом вы растили,
Мы вам нынче принесли.

Морковь. Я девица из темницы.
Вот зеленая коса.
Я всегда могу сгодиться,
Витамин дарю вам А!

Смородина А. смородина, ребята,
Витамином С богата.
Коль подружитесь со мной,
Грипп не страшен никакой!

Гречиха. Если хочется тебе
Витаминов группы В,
Это быстро мы поправим-
Кашу гречневую сварим.

Подсолнух. Мальчики и девочки
Очень любят семечки.
Я за солнышком слежу,
Витамин Е содержу.

Картофель. Я картофель молодой.

Горох. Я горох.

Фасоль. А я фасоль.

Овощи (хором). Нынче праздник урожая.
Урожай совсем неплох.

Пугало:Хороши, ребята,
Овощи и фрукты!
Трудно было их растить:
Надо прополоть, полить,
Защитить от сорняков,
И от тли, и от жуков!

(Звучит музыка из фильма “Бригада”)

Пырей (выбегает на сцену). Кто нас тут упоминал?
Наше имя называл?
Я сорняк – пырей ползучий,
Огородный генерал!
Эй, бригада, стройся в ряд,
Выходите на парад!

(На сцену выходят осот и лебеда, строятся около пырея)

Пырей. Я пырей ползучий

Осот. Я осот колючий!

Лебеда. Лебеда – для дачников беда.

Сорняки (вместе). Где произрастаем

Всех там забиваем.
Будете клубнику зря искать,
Если мы собрались,
В огород пробрались,
Урожая век вам не видать.

(Под веселую музыку выходят дети – огородники)

Дети – огородники. Сегодня самый трудный день.
Постройтесь, дети, над рядками.
Сегодня самый трудный день,
Сегодня битва с сорняками.
Как много лет любой из нас
Растил картошку и капусту,
И не допустим мы сейчас,
Чтоб в огороде стало пусто.

(Дети работают тяпками и лопатами)

Лишь в этот миг мы осознали
Насколько нас осталось мало.

ПУГАЛО: Помидоры подросли,
И картошка расцвела.
Не успели оглянуться -
Напасть новая пришла.

(На сцену выходит крутой колорадский жук)

К. жук. Хеллоу, беби!
Май нэйм из Фредди.
Полосатый и красивый,
Весь я тут.
Май Хаус - Колорадо
Будьте мне рады
И гордитесь,
Что у вас нашел приют.
На ботве картошки
Прокачусь я, крошки -
Не видать вам, беби,
Чипсов и пюре! Велл.

(Дети – огородники брызгают на колорадского жука из распылителей)

К. жук (убегая) Караул!

Дети – огородники Отравы он не потянул!
Возвратился в Колорадо.
Или лапки протянул. (Овощи уходят)

ПугалоА картошка – загляденье,
Коль растить ее с уменьем.

(Появляется Мисс Картофелина)
А вот и она сама – уважаемая Мисс Картофелина. Здравствуйте! Сегодня мы чествуем овощи. А к Вам, уважаемая, особенное отношение. У нас в народе говорят: “Картошка- хлебу подспорье”, “Картошка-кормилица”.

Пугало. Мисс Картофелина, а откуда вы родом?

Картофелина. Моя Родина-Чили, где впервые меня обнаружили еще до нашей эры.

Пугало. Каким же образом картофель стал и у нас вторым хлебом?

Картофелина. О, это не так скоро. Сначала меня завезли в Испанию в 1565 году. Испанцам я не понравилась, потому что они пытались есть меня сырой. Из Испании картофель попал в Италию, затем в Бельгию, во Францию, в Германию, в Англию.

Бывали случаи и похуже: в некоторых деревнях вместо клубней ели картофельные плоды – небольшие зеленоватые ягоды, которые появляются на месте отцветших цветков. А плоды эти ядовиты. Пошла недобрая молва о новом растении, его прозвали “чертовым земляным яблоком”. Повсюду это растение рассматривали как диковинку с красивыми цветами. Многие модницы высшего света прикалывали букетики цветов картофеля к волосам. А аптекари стали разводить картофель как лекарственное растение.

Пугало. Спасибо тебе, Мисс Картофелина, за интересный рассказ. Действительно, очень много нового мы узнали о простой, всем известной картошке. А то, что она во всех видах хороша, так это мы уже давно знаем. О ней даже песни складывают. Вот послушайте одну из них:

Дети исполняют песню “Картошка” (2 куплета)

ОСЕНЬ: Ребята, давайте поиграем в “Рифмофокусы”. Это очень простая игра. Я зачитываю вас стихотворение, а вы должны его закончить быстро и правильно. Обязательно быстро! Готовы? Тогда начнём:

Знают Петя и Алена,
Что банан всегда… сладкий.
На столе – лимончик гладкий,
А на вкус он очень… кислый.
Вот арбуз – большой и спелый –
А разрежешь – очень… красный.
Огурец возьми любой,
Он по цвету… зеленый.
Сухофрукт полезен очень,
Посмотри, какой он… сухой.
Его не съешь, как лист капустный,
Острый перец очень… горький.

Ведущий: К нам в зал залетели ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ- ученицы 1 класса Б (танец-хоровод).

ОСЕНЬ: Ребята, отгадайте-ка ещё одну загадку:

Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы. (Гриб)

(Звучит марш)

Выходят грибы, потом песня “Грибочки” и ЧАСТУШКИ О ГРИБАХ

ОСЕНЬ: А вот моя последняя загадка: В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина)

Ведущий:: Рябина, ребята, очень славилась на Руси. Все ягоды уже давно убраны, еще летом, а рябина краснеет только к осени, ярко горят ее ягоды. Был даже специальный день, 23 сентября, когда ягоды рябины срывали и кистями вешали под крышу.

Ведущий: Но часть ягод обязательно оставляли на дереве – дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам..

Выходят белки, зайцы, ежи, барсуки

Белка 1: (оглядывается по сторонам)

Явилась в лес царица – осень,
Как будто кто–то золото набросил
На все деревья и кусты.
Пожухли травы и цветы,
Грибов совсем чуть-чуть осталось,
Орехов, ягод тоже мало.

Белка 2:Зимой с едой совсем беда,
И, чтоб потом не голодать,
Мы делаем везде запасы.
Работы в эту пору масса.

Белка 1К тому же начала линять я,
Меняю рыженькое платье
На серый зимний свой наряд.

Заяц 1: А мне припасы не нужны.
До самой буду до весны
Я тоненькие веточки искать,
Кору с деревьев обгрызать.

Заяц 2Я тоже знаю, что зимою нелегко,
И зимний голод также мне знаком.
Я, как и белка, осенью линяю,
Свой серый мех на белый я меняю,
Чтоб на снегу меня никто не увидал.
К тому же он намного гуще стал.

Ёж 1: Мы, ёжики, все в октябре ложимся спать,
Конечно, в норку, не в кровать.
И чтоб зимой не голодать,
Я должен жир за лето нагулять,
(Похлопывает себя по животу)

Ёж 2 Нам надо обязательно успеть
До спячки сильно потолстеть.
Потом в нору свою я заползу,
И появляться вновь не буду я в лесу
Уже до самой до весны.
Смотреть всю зиму стану сны.

Барсук1: Мы, барсуки, ложимся в спячку тоже,
Но кое в чем на белок мы похожи.
В своей норе запасы собираем,
И потихоньку их зимою поедаем.

Барсук2 Проснемся раз в недельку, поедим
И снова сладко – сладко спим.
Уютно будет мне в моей норе,
Ведь я ее расширил в сентябре,
Почистил и наполнил кладовые.
Мне зимовать придется не впервые.

Осень: Ну вот я и успокоилась: всё живое приготовилось к зиме. Никто не погибнет от голода и холода. Перелетные птицы улетели в теплые края, а те, кто остались, будут зимовать с нами, около жилья человека. Звери поменяли летние одежды на зимние. А кое –кто улегся в спячку. А все почему? Да потому что “ осень постучалась к нам”!

(Дети исполняют песню “Осень постучалась к нам”)

Осень постучалась к нам золотым дождём.
И с унывным ласковым солнечным лучом.
Затянул печальную песню листопад.
И под эту песенку засыпает сад.
А рябина ягода, словно огонёк,
Согревает, радует в пасмурный денёк.
В лужицах как лодочки листики кружат.
Серые холодные тучи вдаль спешат.
2. Птицы песни звонкие больше не поют.
В стаи собираются и летят на юг.


Вечерами тихими дождик моросит.
Песней колыбельною по стеклу стучит.

Ведущий: Теперь вы знаете, как раньше на Руси встречали Осень.

Ведущий: Ну а мы с вами встретили Осень нашей традиционной выставкой даров природы, необыкновенными овощами, выросшими у вас на даче, осенними поделками.

Ведущий: Осень, посмотри, какие у наших ребята и их родителей удивительные поделки из овощей и фруктов получились.

ОСЕНЬ: С удовольствием!

Сенокос под дождем

Основным действом стала реконструкция сенокосного обряда с вовлечением в него зрителей - обучение косьбе, покос, ворошение сена, метание стога. Также прошли мастер-классы по различным способам косьбы и соревнование косарей. Для участников была предусмотрена традиционная трапеза на покосе и угощение деревенским квасом.

В общем, хорошая, интересная идея. Предполагалось, что все участники и гости прибудут на остров Княжестров в покосных костюмах. Этакая ролевая игра. На деле же получилось не так, как виделось изначально.

Во-первых, изрядно все подпортил дождь. Мероприятие в формате open air предполагает все же в наших широтах наличие варианта на случай плохой погоды. Можно было бы придумать какие-нибудь навесы над сценой или хотя бы над зрителями. Или же переместить «праздничное действие» в пустующий ДК (все равно артисты большую часть времени провели там, спасаясь от непогоды). Да и косить сено в дождь - сильное нарушение традиций. Если уж показывать все а-ля натюрель, то давайте уж тогда действительно «взаправду» - в хорошую погоду или схематично на закрытой площадке.

Во-вторых, место проведение тоже, на мой взгляд, не самое удачное. Нет, я ничего в принципе не имею против замечательной деревни Кузьмино: живописные озера, луга, приветливые жители... Дело в другом - не приехать, не уехать. Остров. И нет мостов. Только корыто-катер, который делает пару рейсов за сутки. Артисты оказались заложниками. Вроде бы и домой можно было бы уйти промокшим, замерзшим, но не вплавь же до Лявли добираться. Многие жаловались, что встали в 5 утра, чтобы к 9 часам оказаться на причале, а уехать с острова стало возможным только после четырех часов вечера. Можно было бы на это закрыть глаза, кабы не возраст участников - дети и пожилые женщины. А что вы хотели? Кто нынче занимается в фольклорных коллективах? Да и будь путь до деревни менее кучеряв, можно было бы и артистов побольше пригласить, и мастеров, и даже провести мини-ярмарку.

Львиная доля ответственности за проведение праздника легла на плечи директора Княжестровского ДК и местного главы. Остров еще ни разу не принимал у себя мероприятие областного масштаба. Видя, как стараются хозяева, можно только сказать одно: молодцы, действительно старались и переживали.

Перебор с аутентичностью

В 2013 году фестиваль «Круглый год: праздник «Сенокос» вошел в проект правительства Архангельской области «Созвездие северных фестивалей» и получил финансовую поддержку министерства культуры региона в рамках государственной программы Архангельской области «Культура Русского Севера на 2013-2015 годы». То есть деньги были выделены областью. А проводил мероприятие отдел культуры администрации Приморского района. Получился праздник скомканным. Кажется, будь в воскресенье погода повеселее, мало что изменилось бы. Сложилось впечатление, что мероприятие прошло для галочки, для отчета, мол, вот мы провели, деньги освоили... Зрителей из местных жителей почти не было, массовку формировали из музыкальных коллективов Приморского района, некоторые участники которых жаловались, что готовили концертные номера для фестиваля, а на деле приехали на «дефиле в народных костюмах». Кстати, о костюмах. Даже журналистам было доведено об особом «дресс-коде». Дескать, не пустим без сарафана и платка, и никаких современных сумок и мобильных - все исключительно «покосное»: узелки, корзинки... Ну, журналисты народ такой - похихикали над креативом да и наплевали: неужто мы фотоаппараты, камеры и диктофоны распихаем по карманам? А вот артистам просто в приказном порядке велели: быть аутентичными, хоть ты тресни. И косы с граблями с собой захватить из дома! Представляете картину (а что представлять, некоторые это в живую видели): стоит на автобусной остановке группа людей в русских сарафанах, рубашках, с косами, узелками, корзинами, в которые бережно упакованы телефоны, ключи, лекарства, кошельки, все на самый низ, под бутерброды, ибо не сумка, на замок не запрешь, а воры не дремлют... Стоит эта группа и объясняет зевакам, что не из дурдома, а на сенокос. Ну, на праздник. Кто призыв руководства мимо ушей пропустил - благополучно переоделся по прибытии на место. Не без приключений, правда, но репутация «нормального» в глазах «неосенокосенной» части человечества все же превыше. Устроителям следующего народного праздника все-таки надо думать об этом. Как не крути, не в XIX веке живем. Даже пробитые ролевики, те, что чтят историю Древней Руси, на свои слеты не в кольчугах едут...

Можно, конечно, было сделать скидку на то, что такое крупное мероприятие не каждый месяц проходит, поэтому не так много опыта. Но, господа, это далеко не первый опен-эйр в Архангельской области! Спросите знающих, подскажут! Те же ролевики, имея нулевой бюджет, умудряются так отыгрывать на своих сходках, что ни у кого даже не возникает сомнения - машина времени существует.

«Созвездие северных фестивалей» - своего рода нарождающийся бренд, посему и подходить к нему не мешало бы с большей долей ответственности, ведь в первую очередь судят по уровню организации, а не за красоту кокошника. Этак можно прослыть такими провинциальными фестивальщиками, что в следующий раз никто и не поедет. А то и с аутентичностью перебор, и люди увидели не праздничный сенокос, а печальную реальность современного сельского быта.

Но за одно все же огромное спасибо - за приглашение фольклорного ансамбля «Белозорие» из Ленинградской области. Покорили.