Почему дети воруют: в чем причина, и как спасти ребенка. Почему дети воруют и как отучить ребенка от пагубной привычки


Столкнувшись со столь неловким и даже постыдным явлением, как детские кражи, взрослые начинают паниковать и теряться. Милый малыш вдруг представляется чуть ли не будущим уголовником, к тому же действительность сталкивается со стереотипом, говорящим о том, что берут чужое только ребятишки, воспитывающиеся в не самых благополучных семьях. Но учёные убеждают, что подобные непристойные поступки совершают вполне обеспеченные и окружённые родительской любовью дети. Вот почему необходимо выяснить причины того, что подрастающее поколение идёт на кражу, и что делать, если ребенок ворует, как решить возникшую проблему.

В данном материале речь не идёт о тех ребятах, чьи «воровские наклонности» формируются под влиянием окружающей обстановки. Не стоит даже и думать, что родители, с лёгкостью присваивающие чужую собственность, озаботятся вдруг подобным детским поведением. В зону нашего внимания попадает обычный малыш или школьник, который вроде бы не стеснён в средствах, однако почему-то норовит прихватить игрушку у ровесника, шоколадку в магазине или энную сумму денег из родительского кошелька. И тут стоит учитывать возрастной фактор.

Трёхлетие – важная веха в жизни ребёнка. С этого момента большинство детей уже разделяет понятия «моё» и «чужое», однако преспокойно могут забрать домой куклу из садика или машинку из песочницы. И всё же подобные случаи нельзя назвать воровством, поскольку оценивание своих поступков малышам пока не доступно. Они попросту забирают то, что им понравилось, не осознавая, хорошо ли это либо плохо.

Ребятишки старшего дошкольного возраста уже понимают, что понравившаяся вещь им не принадлежит и брать её нельзя. Однако тут возникает другая проблема – неумение управлять собственными желаниями и страстями. Крадет ли шестилетка в стандартном понимании этого слова? Скорее нет, чем да.

Ассоциировать взятие ребёнком чужих вещей с кражами психологи советуют со старшего школьного возраста, когда подростки присваивают имущество либо деньги осознанно, целенаправленно, «по-взрослому». Однако дожидаться взросления проблемы не следует, поскольку работать нужно уже с начальными попытками воровства. В ином случае психологическая проблема быстро перерастёт в криминальную. Но прежде рассмотрим подоплёку краж у школьников и подростков.

Почему ребенок ворует деньги или вещи?

Взрослые, заметив, что ребенок врет и ворует, нередко начинают приписывать ему разнообразные психические болезни, пытаясь этим объяснить возникшие проблемы. Однако клептомания – патологическая склонность к неконтролируемому воровству – в детском возрасте практически не встречается.

Читайте также: Что делать, если ребенок стесняется отвечать на уроке? Советы психолога

Чаще всего детские кражи сигнализируют о каких-либо проблемах: в семье, детско-родительских отношениях или в общении с ровесниками либо одноклассниками. Причиной воровства у школьника может быть один из нижеследующих факторов.

Импульсивное воровство

Для ребёнка школьного возраста характерна некоторая импульсивность поведения. Данная особенность может повлиять и на отношение к чужим вещам и деньгам. Проще говоря – дети видят что-то соблазнительное, понимают, что воровать нельзя, однако искушение в итоге преобладает над волей, стыдом и разумом.

Усугубляют проблему и своеобразные соблазны, к примеру, лежащие на всеобщем обозрении денежные средства, какие-либо вещи или продукты. Да и сами родители не без греха: вспомните, как сложно было в детстве устоять перед созревшими в чужом саду яблоками или клубникой.


Протестная кража

Нередко дети воруют по причине «заброшенности», дефицита родительской любви и понимания. Такой ребёнок, ощущая собственную ненужность (реальную или мнимую), может пойти на кражу семейных денег, чтобы привлечь мамино либо папино внимание, заставить взрослых вспомнить о нём и его эмоциональных потребностях.

Кроме того, протест в виде воровства может быть вызван авторитарной воспитательской позицией. Если родители запрещают ребёнку иметь собственные деньги, ограничивают в нуждах и желаниях, тот способен опротестовать свою зависимость с помощью кражи.

Вседозволенность

Обратная сторона – вседозволенность и излишний либерализм в воспитании ребёнка. Родители, убеждённые в том, что нельзя давить на детей (ведь они способны развиваться без нотаций и убеждений), воспитывают вовсе не свободную личность, а безответственного человека.

Сначала ребёнку разрешается брать без спросу чужие игрушки на детской площадке либо в садике, потом взрослые не обращают внимания на принесённый домой телефон или появившиеся у своего чада наличные деньги. Как результат – воровство превращается в черту характера.

Желание самоутвердиться

Психология ребёнка младшего школьного или подросткового возраста такова, что ему крайне важно уважение и признание со стороны сверстников. Вот почему дети, стремясь сойти «за своего», начинают действовать всеми возможными способами, в том числе и неодобряемыми.

К примеру, ребёнок из малообеспеченной семьи не может похвастаться современным смартфоном, как его более богатые одноклассники. Чтобы не стать объектом насмешек или жалости, он может красть наличность (в семье или на стороне) или вещи.

Ещё один способ самоутверждения – завоевание дружбы или расположения значимых ровесников. С этой целью малыш может выкрасть деньги и накупить на них сладостей, а подросток – «подарить» приятелю или подруге какую-либо родительскую вещь.

Вымогательство

Если ребёнок начал воровать, врать, изворачиваться и при этом заметно, что он испытывает явные угрызения совести, можно предположить, что он стал жертвой вымогателей. Часто старшие подростки требуют с младших детей деньги, угрожая избиением либо другими издевательствами.

Читайте также: Вторая беременность. Трудности в этот период и как с ними бороться

Такая ситуация – не просто повод для серьёзной беседы с маленьким «воришкой», а причина обращения в полицию. Шантажисты могут не ограничиться принуждением к воровству, а заставить ребёнка пойти на более радикальные меры.

За компанию

Иногда ребенок ворует деньги у родителей не по причине острой нужды, а из-за желания пройти своеобразную «проверку» на ловкость, смелость и крутость. Не секрет, что в отдельных подростковых коллективах подобное поведение является не просто одобряемым, а желаемым.

Лидер компании украл телефон и продемонстрировал украденную вещицу своим приятелям? Зависимые от чужого мнение дети с заниженной самооценкой, не желая прослыть слабаками и неудачниками, также идут на противоправные шаги.

Лучшие побуждения

Этот мотив стоит особняком среди других причин детского воровства. Ребёнок становится «воришкой», чтобы сделать подарок близкому ему человеку – например, матери, сестрёнке, другу или подруге. А поскольку в детстве нравственные устои только формируются, сиюминутное желание оказывается сильнее различных правил, советов и родительских установок.


Чего делать нельзя, если ребенок ворует деньги

Начнем с того, какие родительские шаги нежелательны или даже вредны в сложившейся ситуации. Ведь многие взрослые, стремясь донести до ребёнка мысль, что воровать ни в коем случае нельзя, переходят все границы разумного и лишь усугубляют проблему.

  1. Не угрожайте. Нередко родители, заметив, что ребёнок врет и ворует, начинают громко возмущаться подобными «ужасными» проступками. В ход идут угрозы полицией, тюремным заключением и всеобщим позором. Однако дети именно в данный момент нуждаются в поддержке, а не запугивании.
  2. Не вешайте ярлыки. Преступник, воришка, уголовник… Такими эпитетами в сердцах награждают родители нерадивого ребёнка. Конечно, кража – малосимпатичное деяние, однако навешивание ярлыков способно нарушить детскую психику и ожесточить подростка.
  3. Не сравнивайте. Если постоянно убеждать ребёнка в том, что он плох, ужасен, всё время врёт, не таков, как соседский мальчик-лапочка, он станет вести себя ещё хуже. Зачем меняться, если от родителя добрых слов не дождаться? Ну а заниженная самооценка дополнительно может стать причиной воровства – ведь как-то нужно самоутверждаться.
  4. Не разбирайте проблему при свидетелях. Если вы узнали, что ребёнок стал воровать, откажитесь от желания разобраться с негодником в присутствии его приятелей, учителей, родственников. Обсудить кражу нужно наедине, чтобы избежать публичного позора.

И ещё одно важное «НЕ» – не стоит возвращаться к данному прегрешению после того, как ситуация была исправлена, слова были высказаны, а выводы ребёнком сделаны. Самая большая глупость – припоминать проступок, когда чадо получило плохую отметку, отказалось мыть посуду либо убирать в комнате.

Желание ребенка получить какую-либо вещь часто пресекается родителями строгим: «Нет денег!». И вот тогда в детской голове созревает план о том, как завладеть полюбившейся вещью любыми способами. Из дома начинают пропадать купюры или монеты, а в доме появляться вещи, которые не были куплены или подарены родителями. Что же делать, если ребенок ворует? Неужели в этом случае он обязательно пойдет в будущем по скользкой дорожке? Нет, совсем не обязательно! Специалисты утверждают, что более 80% взрослых в детстве хоть раз взяли что-нибудь чужое. И далеко не каждый из них сделал воровство своим «призванием».

Основные причины детского воровства

  • Неудовлетворенность психологического характера. Если причина именно в этом, то ребенок начинает воровать не только у родителей, но и у одноклассников, близких людей. Такое поведение характерно младшим школьникам и подросткам. Обычно в семьях таких детей царит напряженная атмосфера, которая выражается в эмоциональном холоде членов семьи друг к другу. Иногда причиной воровства является насилие над ребенком в семье или в коллективе. Маленький человек, воруя, вымещает таким образом свою обиду и злость, а не воспринимает присваивание чужого, как способ обогащения.
  • Низкая самооценка и слабо развитые навыки общения. Ребенок не знает, как правильно общаться с другими, не умеет знакомиться с детьми, сильно застенчив и закрыт. При помощи воровства он хочет повысить собственное самоуважение, получить признание коллектива.
  • Неуемное желание завладеть понравившейся вещью. Ребенок, возможно, отдает себе отчет, что делает неправильно, воруя чужую вещь, но желание обладать ею настолько велико, что приглушает голос разума. Иногда такие «преступления» не бывают раскрыты, ведь ребенок тщательно планирует эту акцию до самых мельчайших подробностей, «заметая следы». Взрослым приходится только догадываться, куда делся игрушечный робот соседского мальчика Пети.
  • Привлечение внимания к своей персоне. Очень часто можно услышать истории о детях из богатых семей, которые уличены в воровстве из магазина. Казалось бы, этот ребенок имеет все, так почему же его привлекают подобные авантюры? Все очень просто - он хочет привлечь к себе внимание родителей или других значимых в его жизни людей. Взрослые, слишком сосредоточенные на зарабатывании денег, часто «откупаются» от своих детей подарками и деньгами. Они забывают, что детям в первую очередь необходима любовь и внимание.
  • Малообеспеченная семья. Воровство может быть вызвано недостатком материальных благ в семье. Ребенок видит, что у других детей есть вещи и карманные деньги, которых нет у него. Воруя их, он «восстанавливает справедливость» в своем мире.
  • Родительский пример. В некоторых случаях ребенок перенимает поведение родителей, которые не считают мелкое воровство на работе или в магазине преступлением. Они приносят с работы разные вещи, хвастаются своим друзьям, как смогли незаметно вынести бутылку пива из магазина, не расплатившись. Такие действия являются ярким примером воровского поведения, которые впоследствии копирует их чадо.

Психологи считают, что воровать не будет тот ребенок, который растет в атмосфере эмоционального благополучия, которому привили правильные нравственные принципы. Такие дети умеют контролировать свои желания и никогда не возьмут чужую вещь, как бы им этого ни хотелось. В некоторых случаях причиной воровства может стать общение с плохой компанией. Ребенок ворует, чтобы повысить авторитет и стать своим среди проблемных сверстников. Задача родителей ненавязчиво отстранить свое чадо от общения с такими детьми.

Что делать родителям, если они уличили своего ребенка в воровстве

В первую очередь необходимо докопаться до первопричины такого поступка. Если ребенок ворует, желая кому-то отмстить, то родители должны мягко, но уверенно убедить его в деструктивности подобного поведения. Психологи советуют проиграть конфликт до мелочей. Не нужно обзывать маленького человека воришкой и реагировать слишком бурно на подобные поступки, чтобы не усугублять проблему. Ее позитивное решение во многом зависит от терпения и сдержанности родителей.

Дети от 7 до 10 лет воруют в основном из-за плохо развитой силы воли. Они очень плохо справляются с соблазном завладеть чужой вещью или деньгами, хотя понимают, что поступают неправильно. В этом случае родители не должны давить на ребенка, а дать ему больше свободы действий. Рекомендуется, например, составить график досуга на выходные и позволить реализовать все написанные пункты самостоятельно.

  • Не стоит пугать ребенка полицией или физическим насилием. Это сформирует в его сознании образ о том, что он «плохой».
  • Предложите разделить с ним ответственность за содеянное. Помогите исправить ситуацию.
  • Расскажите о своих чувствах. Пусть он знает, как Вас расстраивает подобное поведение.
  • Помните, что, несмотря ни на что, это Ваш ребенок, а не вор-рецидивист. Если сразу накинуться на него с упреками «Как же ты мог?», то в дальнейшем, скорее всего, он будет продолжать воровать, но будет скрывать это более тщательно. Ведь подобными словами Вы подрываете его уверенность в себе.
  • Пользуйтесь презумпций невиновности. Если даже все окружающие уверены, что украл именно Ваш ребенок, но доказательств его вины нет, - не спешите его обвинять. Пусть он чувствует вашу поддержку.
  • Попробуйте добраться до истины. Расспросите у ребенка причины, которые подтолкнули его на воровство.
  • Помогите ребенку вернуть украденную вещь. Пойдите вместе с ним к ее владельцу и объясните ситуацию, как бы стыдно Вам за это ни было.
  • Не обсуждайте эти проблемы с посторонними людьми.
  • После благополучного разрешения ситуации старайтесь больше не возвращаться к этой проблеме. Будьте уверены, что ребенок точно усвоит преподнесенный урок, если все действия были сделаны правильно. Если Вы знаете на 100%, что это ваш ребенок украл ту или иную вещь, предложите ему вернуть ее, пока никто не видит. В любом случае Ваше чадо должно знать, что Вы любите его, даже если он поступил неправильно. Однако он должен понимать, какую боль приносит всем домашним своим поведением.

Как предотвратить воровство

Профилактика воровства - это действенный метод избежать возникновения неприятных ситуаций в будущем. Предварительные профилактические беседы помогут ребенку узнать, что брать чужие вещи без спроса категорически нельзя. Он должен знать, что все тайное рано или поздно всплывает на поверхность. Поэтому, как бы он ни пытался скрыть нехороший поступок - о нем все равно узнают в свое время. Рекомендуется преподносить уроки доверия. С этой целью можно оставлять деньги на видном месте, выявляя свое доверительное отношение к ребенку. Однако не стоит оставлять безнаказанным первый случай воровства - это повлечет за собой возникновение следующих.

Несколько действенных методов профилактики воровства

  1. Сопереживание поможет ребенку прочувствовать то, что чувствует другой человек, у которого украли вещь. Нужно учить ребенка сопереживать.
  2. Если направить детскую энергию в благодатное русло, то времени на занятия воровством у него просто не останется. Он найдет себе занятие по душе и сможет самореализоваться с его помощью.
  3. Скажите «Нет!» двойным стандартам. Если вы учите ребенка, что воровать нехорошо, а сами приносите из работы канцелярские мелочи, считая это нормальным, то не удивляйтесь, когда ваш ребенок принесет в один прекрасный день домой чужие фломастеры.
  4. Вырабатывайте в ребенке чувство ответственности. Можно поручить ему присмотр за младшими детьми или за домашним питомцем.
  5. Обязательно стоит интересоваться проблемами ребенка и помогать с их решением. Не надо воспринимать его жалобы скептически, считая их смешными. Ребенок должен знать, что дома ему всегда помогут и дадут дельный совет.

Распространенные ошибки в действия родителей

  1. Физическое наказание. Метод воспитания ремнем не раз доказывал свою неэффективность. Родители полагают, что причинив чаду физическую боль, они заставят его исправиться и измениться. Однако последствия такой тактики - это наличие глубокой психологической травмы у ребенка, которая будет преследовать его всю жизнь, если он вовремя не обратиться к психологу. Если бить маленького человека ремнем, то он начнет воровать с удвоенной силой, выражая таким образом свой протест.
  2. Социальный стыд. В этом случае ребенка прилюдно стыдят и порицают. В детской голове формируется чувство собственной ничтожности и неполноценности. В подростковом возрасте он будет избавляться от него при помощи алкоголя или наркотиков.
  3. Вседозволенность. В этом случае родители и вовсе не реагируют на проблему. Ребенок теряет ориентиры и считает, что все делает правильно. Таким детям разрешают почти все. Но попадая в коллектив, они не понимают неприятия их поведения сверстниками.

Отучить ребенка воровать можно при помощи спокойной и конструктивной беседы. Такие проступки не должны оказываться без внимания, но наказание должно быть адекватным и разумным.

Так получилось, что мне несколько раз пришлось столкнуться с проблемой воровства у младших школьников и подростков. Признаюсь честно, первый раз выслушав жалобы родителей, я испугалась и стала думать, кому бы из коллег «подкинуть» этих проблемных клиентов. Но профессиональное любопытство взяло верх над чувством собственной некомпетентности, и я начала собирать необходимые материалы.

Собирать информацию пришлось буквально по крупицам. Проблема детского воровства мало изучена психологами, материал на эту тему представлен в основном в виде разрозненных статей. Особенно мало информации о такого рода сложностях в поведении благополучных детей. О малолетних правонарушителях, поставленных на учет в милиции, или клиентах психиатров (которые, кстати, обладают большим количеством клинического материала) кое-что раздобыть можно.

Поскольку эта тема довольно актуальна, я хочу предложить обобщенный и дополненный психологический опыт работы с такими запросами.

Свидетельство аморальности?

Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, что их ребенок совершил «ужасный» проступок — украл деньги или присвоил чужую вещь.

Такое поведение ребенка воспринимается родными как свидетельство его неизлечимой аморальности. «У нас в семье никто никогда ничего подобного не совершал!» — часто слышишь от потрясенных родных. Мало того что такой ребенок позорит семью, родителям его будущее представляется исключительно криминальным. Хотя на самом деле в большинстве случаев все не так страшно.

Представление о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у ребенка после трех лет, когда у него начинает развиваться самосознание. Никому и в голову не придет называть вором двух-трехлетнего малыша, взявшего без спросу чью-либо вещь. Но чем старше ребенок, тем вероятнее, что подобный его поступок будет расценен как попытка присвоить чужое, иными словами — как «кража».

Возраст ребенка является в такой ситуации неоспоримым доказательством осознанности совершаемого, хотя это и не всегда верно. (Известны случаи, когда дети семи-восьми лет не осознавали, что, присваивая себе чью-то вещь, они нарушают общепринятые нормы, но бывает, что и пятилетние дети, совершая кражу, прекрасно сознают, что поступают плохо.)

Можно ли, например, считать воришкой пятилетнего мальчика, который, испытывая огромную симпатию к своей сверстнице, подарил ей все мамины золотые украшения? Мальчик считал, что эти украшения так же принадлежат ему, как и его маме.

Три причины

Освоение социальных норм, нравственное развитие ребенка происходит под влиянием окружающих — сначала родителей, а потом и сверстников. Все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Если родители своевременно не объяснили своим детям разницу между понятиями «свое» и «чужое», если ребенок растет слабовольным, безответственным, не умеет сопереживать и ставить себя на место другого, то он будет демонстрировать асоциальное поведение.

Если у ребенка не все благополучно дома (например, его родители вечно заняты, им нет дела до его проблем и интересов, они отвергают его), то ребенок будет искать утешения вне семьи. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, такой ребенок готов на многое. А здесь уж — как повезет, какая компания попадется. Ребенок, не получивший в семье навыка доверительного, интересующегося, принимающего общения, вряд ли попадет в благополучную компанию.

Я условно выделяю три основные причины детского воровства:

— Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.
— Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.
— Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Хочется – перехочется

В начале учебного года во втором классе случилось ЧП. У Васи пропала с парты купленная в школьном буфете шоколадка. Вася очень расстроился, поэтому учительница сочла необходимым провести расследование, в ходе которого выяснилось: шоколадку съел Паша. В свое оправдание Паша сказал, что нашел шоколадку на полу и решил, что она ничья. При этом Паша нарушил правило: все найденное в классе надо отдавать учителю, если самостоятельно не можешь найти хозяина.

Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни испытал сильное желание присвоить нечто, ему не принадлежащее. Сколько же человек не смогли устоять перед искушением и совершили кражу — мы никогда не узнаем. О таких проступках редко рассказывают даже самым близким людям.

Такие кражи чаще всего не имеют последствий, они обычно не повторяются. Их отличают некоторые особенности.

Во-первых, возраст воришки может быть различным, подобную кражу способен совершить как дошкольник, так и подросток.

Во-вторых, ребенок прекрасно понимает, что совершает нехороший поступок, но сила искушения так велика, что он не может устоять.

В-третьих, у такого ребенка уже достаточно сформированы нравственные представления, поскольку он понимает, что брать чужое нельзя. Он осознает, что, идя на поводу у своих желаний, наносит вред другому человеку, но находит различные оправдания своему поступку.

Такое поведение напоминает поведение человека, забравшегося в чужой сад, чтобы съесть немного фруктов: «Съем несколько яблочек, от хозяина не убудет, а мне уж очень хочется». При этом человек не считает, что совершает нечто предосудительное. Ему, конечно, было бы очень неловко, если бы его застали «на месте преступления». И, скорее всего, ему неприятна мысль, что кто-то вот так же может покуситься на его собственность.

Реакция на травму

Наиболее серьезный повод для беспокойства дает ребенок, который периодически крадет деньги или вещи, принадлежащие его родным или близким друзьям семьи. Чаще всего кражи такого рода совершают подростки и младшие школьники, хотя истоки подобного поведения могут находиться в раннем детстве.

Обычно в процессе разговора с родителями выясняется, что в раннем детстве ребенок уже совершал кражу, но тогда с ним «разобрались» домашними средствами (к сожалению, часто очень унизительными для ребенка). И только в подростковом возрасте, когда воровство начинает выходить за пределы семьи, родители понимают, что ситуация выходит из-под контроля, и обращаются за помощью к психологу.

Исследования психолога Э.Х. Давыдовой, проведенные в семьях ворующих детей, показали, что кража — это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.

Мой собственный опыт подтверждает, что в семьях ворующих детей наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он видит отчужденность, даже враждебность между родителями.

Если составлять психологический портрет ворующего ребенка, то прежде всего обращает на себя внимание его доброжелательность по отношению к окружающим и его открытость. Такой ребенок готов очень много и откровенно рассказывать о себе (естественно, о кражах в наших разговорах речь не заходила).

Больше всего родных злит и раздражает, что совершивший проступок ребенок как бы не понимает, что он сделал, он отпирается и ведет себя как ни в чем не бывало. Такое его поведение вызывает у взрослых праведный гнев: украл — покайся, проси прощения, и тогда мы будем пытаться наладить отношения. В результате между ним и близкими вырастает стена, ребенок представляется им монстром, не способным к раскаянию.

Такие кражи не имеют своей целью ни обогащение, ни месть. Чаще всего ребенок почти не осознает, что он сделал. На гневный вопрос родных: «Зачем ты это сделал?», он совершенно искренне отвечает: «Не знаю». Одного мы не можем понять: кража — крик о помощи, попытка достучаться до нас.

Способ самоутверждения

Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами).

Э.Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка.

Например, маленький ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.

Не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным родителям или мстит более благополучным сверстникам.

Одна восьмилетняя девочка постоянно прятала и выбрасывала вещи своего младшего брата. Она совершала это потому, что в семье явно предпочитали ей младшего сына и возлагали на него большие надежды, а она, хоть и училась очень хорошо, но не смогла стать лучшей в классе. Девочка замкнулась в себе, у нее не было близких отношений ни с кем в классе, а единственным другом стала ее ручная крыса, которой она поверяла все свои горести и радости. Причинами ее воровства были родительская холодность по отношению к ней и, как следствие этого, ревность и желание отомстить родительскому любимчику — младшему брату.

Тяжелый случай

Хочу рассказать о двух случаях из своей практики, в которых мне так и не удалось почти ничего сделать.

Восьмилетний мальчик крал у одноклассников «плохо лежавшие» игрушки и деньги. Но он не пользовался ими, а прятал в укромном месте, которое потом было обнаружено учителем. Такое его поведение было похоже на месть, как если бы он хотел наказать окружающих его людей.

В процессе психологической работы с ним и его семьей выяснилось, что дома у мальчика не все благополучно. Отношения в семье были холодные, отчужденные, практиковались физические наказания. Мальчик не мог рассчитывать на поддержку в трудной ситуации, даже его успехам радовались формально: соответствует стандартам — и хорошо. Все поощрения сводились к материальным, давались деньги или покупалась какая-либо вещь.

Отношения между родителями были напряженными, видимо с частыми конфликтами, взаимными обвинениями. Старшую сестру (кстати, очень одаренную) ни папа, ни мама не любили, считая ее причиной своей неудачной семейной и профессиональной жизни.

Это дала понять мне мама, сказавшая во время одной из бесед: «Если бы не она, я бы не стала жить с этим человеком, а занялась бы интересным делом».

Мальчик был очень способный, начитанный, наблюдательный, но непопулярный. В классе у него был один приятель, по отношению к которому мальчик занимал доминирующую позицию: придумывал, во что им играть, чем заниматься, в играх был главным.

Вообще, было похоже, что ребенок не умеет общаться на равных. Ему не удавалось завести дружбу со сверстниками, не было ни доверия, ни любви в отношениях с учителями.

Чувствовалось, что он тянется к людям, ему одиноко, но он не умеет строить теплые, доверительные отношения. Все строилось на основе страха, подчинения. Даже с сестрой они были союзниками в противостоянии родительской холодности, а не любящими родственниками.

Кражи дома он совершал, чтобы досадить родителям, а в классе, чтобы сделать плохо окружающим, чтобы не одному ему было плохо…

О другом случае мне рассказала учительница.

Во втором классе у ребят стали пропадать учебные принадлежности (ручки, пеналы, учебники) и отыскивались они в портфеле мальчика, среди учителей имевшего репутацию хулигана из-за своего плохого поведения, но популярного среди одноклассников.

Самое интересное, что он сам обнаруживал пропавшие вещи у себя в ранце и с неподдельным удивлением сообщал о находке окружающим. На все расспросы он отвечал с искренним недоумением, не понимая, как эти вещи оказались у него. Зачем было этому мальчику воровать у ребят вещи, а потом притворяться удивленным, обнаружив их у себя? Учительница не знала, что и подумать.

Однажды, когда все ребята были на физкультуре, она, заглянув в пустой класс, увидела следующую картину. Освобожденная от физкультуры девочка собирала с парт разные вещи и прятала их в портфель к этому мальчику.

Девочка, самая младшая в классе, поступила в школу как вундеркинд, но уже в начале первого класса начала испытывать большие трудности в учебе. Родители заняли позицию, что «учеба не самое главное», и считали, что учителя излишне придираются к их дочке.

Отношения в классе у девочки тоже не сложились, она претендовала на главные роли, но авторитета у одноклассников не имела, часто ссорилась с ними. Учителей боялась и говорила им, что забыла тетрадку или дневник, когда ей грозила плохая оценка.

О мотивах подобного воровства можно только догадываться. Возможно, поскольку правду об этих загадочных пропажах знала лишь она, эта тайна делала ее более значимой в собственных глазах. Заодно она мстила тому мальчику, который, несмотря на хромающую дисциплину и проблемы с учителями, был успешен и в учебе, и в дружбе. «Подставляя» его, она, видимо, надеялась опорочить его в глазах окружающих.

Для меня эти случаи оказались наиболее сложными, потому что родители были готовы менять что-то в ребенке, но не желали признавать необходимость изменить свои отношения и меняться самим.

Все, что смогли сделать для этих детей учителя и психологи, это, отчаявшись достучаться до родителей, постараться обеспечить доброжелательное отношение к ним со своей стороны и помочь им избегать конфликтов с одноклассниками, повысить их статус.

Пробелы в воспитании

Хочу отметить, что все дети, о которых я рассказываю, производили впечатление несамостоятельных, инфантильных, во всем контролируемых родителями.

Возможно, всех воришек отличает недостаточное развитие воли. Но если описанные категории детей понимали, что совершают нечто предосудительное, то некоторые дети присваивают себе чужое, даже не задумываясь ни о том, как это выглядит в глазах окружающих, ни о последствиях. Они берут понравившиеся им ручки, угощаются без спроса чужими конфетами. Совершая «кражи», дети не ставят себя на место «жертвы», не представляют себе ее чувства, в отличие от ребенка, мстящего кражей своим «обидчикам».

Подобное поведение детей является следствием серьезного пробела в их нравственном воспитании. Ребенку с ранних лет надо объяснять, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужие вещи нельзя, обращать его внимание на переживания человека, утратившего нечто.

Очень полезно разбирать вместе с ребенком различные ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм. Например, моя практика показывает, что на детей 6–7 лет сильное впечатление производит рассказ Н. Носова «Огурцы». Напомню содержание этого рассказа.

Мальчик-дошкольник своровал с колхозного поля огурцы за компанию со своим старшим приятелем. Приятель, однако, огурцы домой не понес, так как опасался наказания, а отдал их все мальчику. Мама мальчика очень рассердилась на сына и велела отнести огурцы обратно, что тот после долгих колебаний и сделал. Когда мальчик отдал огурцы сторожу и узнал, что нет ничего страшного в том, что один огурец он съел, ему стало очень хорошо и легко на душе.

Именно на возможность исправить содеянное, на необходимость нести ответственность за свои поступки, на муки совести и на облегчение, испытываемое в результате улаживания проблемы, следует обращать особое внимание ребенка.

Кстати, в этом же рассказе поднимается еще одна проблема. Когда мама велит сыну вернуть огурцы, тот отказывается, боясь, что его застрелит сторож. На что мама говорит, что пусть лучше у нее никакого сына не будет, чем сын — вор.

На мой взгляд, такая «шоковая терапия» не всегда столь эффективна и довольно опасна в случае с эмоционально возбудимыми детьми. Оставляя ребенка один на один с проступком, отрекаясь от него, мы можем только усугубить проблему, вызвав вместо раскаяния и желания исправиться отчаяние и желание оставить все как есть или сделать еще хуже.

«Не пойман — не вор»

Одноклассницы Маша, Катя и Алена из параллельного класса рассматривали магниты для доски на столе учителя. Потом они пошли играть. Через некоторое время воспитательница продленной группы услышала, что девочки о чем-то спорят. Оказалось, что Маша и Катя увидели в руках у Алены большой магнит. Они решили, что Алена забрала этот магнит со стола их учительницы.

Воспитательница попросила Алену показать магнит, та отказалась, мотивируя это тем, что это ее собственная вещь. Воспитательница настаивала, что если девочка не покажет магнит, значит, она его украла с учительского стола.

Маша с Катей тоже кричали, что Алена магнит украла. Девочка отказывалась показывать свой магнит, плакала. У нее началась истерика. Выручила ее классная руководительница, доброжелательным тоном успокоившая Алену и выяснившая, наконец, что магнит действительно принадлежит девочке. Свою настойчивость воспитательница объяснила нелегким характером Алены, которая вечно нарушает дисциплину, со всеми ссорится, очень упряма.

На мой взгляд, и родители, и учителя, и воспитатели должны всегда исходить из правила: никогда не обвиняйте ребенка в краже, даже если кроме него это сделать было больше некому (исключение — когда вы застали ребенка на месте преступления, но и в этом случае выбирайте выражения).

Иногда даже одного разговора на эту тему достаточно, чтобы зародить в ребенке комплекс неполноценности, который будет отравлять ему жизнь.

Однажды я работала с тринадцатилетней девочкой. Ее близкие были уверены, что она ворует деньги у отчима. Оказалось, что все кражи совершал брат отчима, старавшийся свалить вину на девочку (он даже инсценировал пропажу денег из своего кармана). И родные верили, что виновата девочка, потому что в пятилетнем возрасте она украла у мамы деньги и накупила на них угощений своим друзьям.

Но однажды истинный вор все-таки просчитался, все раскрылось. Девочка была «реабилитирована» в глазах родных. Однако в отношении детской души закон «лучше поздно, чем никогда» не работает. И никто не может сказать, какой невосполнимый ущерб был нанесен личности подростка несправедливыми обвинениями, ситуацией, когда все, кроме мамы (что, правда, уже немало), были настроены против ребенка, не верили ему.

На пути осуждения и наказания

И не только возможность несправедливого обвинения должна удерживать взрослых от «называния вещей своими именами». Вспомните мальчика из рассказа «Огурцы», о котором мы уже говорили. Наверное, самым страшным для него был не мамин гнев, не страх перед сторожем и его ружьем, а сознание, что он совершил нечто такое, из-за чего мама его больше не любит.

Хорошо хоть мама оставила ему возможность искупить свою вину, иначе воздействие отчаяния и безысходности было бы губительным для детской души. Это разрушило бы его уверенность в себе, создало у ребенка чувство собственной порочности.

Работать с таким ребенком крайне сложно, и подобная рана может никогда не затянуться. Кстати, сами дети в процессе обсуждения рассказа высказывали мнение, что мама поступила правильно, на ее месте они поступили бы так же. Подобная категоричность свидетельствует о том, что, попав в похожую ситуацию, они будут искренне думать, что более не заслуживают родительской любви.

Идя по пути осуждения и наказания, родители тем самым закрепляют за ребенком репутацию вора. Даже если проступок был единственным, родные уже видят на ребенке печать порочности, в каждой его шалости и неудаче им мерещится зловещий отблеск прошлого. Они ожидают, что дальше будет еще хуже, и стоит ребенку оступиться, как они почти с облегчением восклицают: «Вот оно, пожалуйста! Мы знали, что так все и будет, чего еще можно от него ожидать?!»

Создается впечатление, что ребенка как бы подталкивают к противоправному поведению. Маленький человек, попавший в ситуацию непонимания и неприятия, может озлобиться, его кражи могут уже иметь совсем иной — криминальный смысл.

Сначала это будет попытка отомстить обидчикам, почувствовать свое превосходство над ними, а затем уже может стать и способом удовлетворения материальных потребностей.

Советы психолога

Как удержаться от кражи?

Причины или соображения, которые заставляют ребенка воздержаться от кражи, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению кражи. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В-третьих, эмоционально благополучные дети.

Очень часто можно услышать мнение, что большинство людей удерживается от правонарушений (в том числе и воровства) только из-за страха перед неизбежным наказанием. Мне кажется, что это не единственная причина.

Я предложила учащимся первых и вторых классов послушать рассказ о мальчике Вите, которого другой мальчик, Темка, звал воровать яблоки у соседа (для которого продажа этих яблок была основным средством прокормить семью).

На глазах у Вити Темку жестоко наказывают, но он снова лезет в сад и опять зовет Витю с собой. Витя очень хочет попробовать яблок, но не решается пойти с Темкой.

Затем я спрашивала у ребят: почему Витя не идет воровать яблоки? 27% опрошенных сказали, что Витя побоялся наказания, 39% - что сочувствовал тому, кого собирались обворовать, 34% указали на моральные соображения (Вите стыдно, он знает, что воровать нехорошо, и т.д.).

Результаты этого небольшого опроса (всего ответили 40 учащихся) показывают, что страх возмездия не является единственной и значимой причиной, удерживающей от совершения кражи даже 7–8-летних детей.

В любимой мною в детстве сказке «Айболит» попугай Карудо выкрал у Бармалея ключ от темницы, чтобы спасти своих друзей. На мой детский взгляд — поступок, сопряженный с риском и вызывающий восхищение. Став взрослее, мы можем понять и оправдать того, кто совершает кражу от безысходности, ради спасения своих близких (например, от голода).

Но ни обследование чужих сумок и карманов, ни попытки нажиться за чужой счет оправданы нами быть не могут. Все это надо быть готовым объяснить своим детям.

Но самое важное — какой пример мы подаем своим поведением. Первые и самые главные уроки нравственности ребенок получает в семье, наблюдая за поведением близких. Об этом всегда надо помнить.

От этого не скрыться

Напоследок мне хотелось бы затронуть еще один немаловажный момент, связанный с проблемой воровства.

Воровство — это такое явление нашей жизни, с которым ребенку рано или поздно придется столкнуться, как бы мы ни старались оградить его от подобных неприятностей. Либо его обсчитают в магазине, либо стащат что-нибудь из кармана, либо позовут в соседский сад за яблоками. И каждый родитель должен быть готов к вопросу: «Почему этого делать нельзя? Почему другие так делают — и ничего?»

Став жертвой воришек впервые, малыш может очень болезненно переживать это. Он будет считать себя виноватым в том, что случилось, ему будет очень неприятно, даже противно (многие обворованные люди говорили о чувстве брезгливости как основной реакции на то, что с ними произошло).

Ребенок может даже перестать доверять людям, во всех незнакомцах ему будут мерещиться воры. Он может захотеть отплатить окружающим тем же, для него это станет своеобразной местью.

Объясните ребенку, что плохие люди встречаются везде. (Для меня лично было шоком, когда меня обворовали в Библиотеке им. Ленина, потом мне сказали, что там это обычное явление).

Обсудите в семье проблему воровства, выскажите свое отношение к этому, научите детей оберегать свое имущество.

Ребенка необходимо учить не только уважению к чужой собственности, но и бдительности. Он должен знать, что не все люди считают чужое неприкосновенным.

Советы родителям

Как вести себя, если вы подозреваете ребенка в воровстве?

Если ребенок «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения не спешите его обвинять. Помните о презумпции невиновности.

Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, ведь перед вами не вор-рецидивист, а ребенок. От вас зависит, каким он вырастет. Поспешив, дав волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

Некоторые родители в сердцах бьют детей по рукам, приговаривая, что в древности ворам отрубали руку, грозятся в следующий раз сдать их в милицию. Это ожесточает детей, создает ощущение собственной порочности.

Разделите с ребенком ответственность, помогите ему исправить положение, а о таких радикальных мерах пусть он узнает из книг и радуется, что его-то родители в беде не бросят.

Дайте ребенку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие «воровством», «кражей», «преступлением». Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений.

Постарайтесь понять причины такого поступка. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема. Например, ребенок взял дома деньги, потому что с него требуют «долг», а ему стыдно в этом признаться, или он потерял чью-то вещь, и эту потерю требуется возместить…

Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните — это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.

Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку.

Если вы уверены, что вещь взял ребенок, но ему трудно в этом сознаться, подскажите ему, что ее можно незаметно положить на место. Например, для маленьких детей подойдет следующий ход: «У нас дома, видимо, завелся домовой. Это он утащил то-то. Давай поставим ему угощение, он подобреет и вернет нам пропажу».

Вообще, оставляйте ребенку пути к отступлению. Психолог Ле Шан советует: обнаружив у ребенка чужую игрушку, которую он стащил у приятеля, но утверждает, что она была ему подарена, нужно сказать ему следующее: «Я могу представить, как сильно тебе захотелось куклу, если ты действительно поверил, что тебе ее подарили».

Причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться или слабая воля, но и пример друзей, так называемое воровство «за компанию».

В младшем возрасте ребенку часто достаточно объяснить, что он поступает нехорошо, и оградить от общения с подбивающими его на плохие поступки детьми.

В подростковом возрасте все гораздо серьезнее. Ребенок сам выбирает себе друзей, и ваши уверения, что они ему не подходят, могут произвести прямо противоположенное действие. Подросток отдалится от вас и начнет скрывать, с кем и как он проводит время.

Кроме того, совершение краж в определенных компаниях повышает авторитет в глазах товарищей.

Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Приглашайте их домой, по возможности познакомьтесь с их родителями.

Самое главное — ненавязчиво создайте приемлемый круг общения для ребенка. Об этом надо позаботиться, пока он еще маленький. Это могут быть дети ваших друзей, его одноклассники, какой-то клуб, кружок, секция — словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Несколько слов о профилактике

Доверительная беседа — лучшая профилактика возможных сложностей. Обсудите проблемы ребенка, расскажите о своих. Особенно хорошо будет, если вы поделитесь собственными переживаниями, расскажете, какие чувства вы испытывали в подобной ситуации. Ребенок почувствует ваше искреннее желание понять его, дружеское живое участие.

Его активность хорошо бы направить «в мирное русло»: выясните, что на самом деле интересует вашего ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т.д.). Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным. Ему нет нужды привлекать к себе внимание, у него обязательно появится хоть один друг.

Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.

Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье - за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Постепенно передавайте ему дела, делитесь с ним ответственностью.

Наибольшую тревогу вызывают случаи воровства, выходящие за рамки дома или неоднократно повторяющиеся. А из всех возрастных категорий наиболее опасен подростковый возраст.

Когда ребенок часто ворует, это перерастает в дурную привычку. Если он ворует за пределами семьи — это уже потакание своим порочным желаниям. Если ворует ребенок старшего возраста — это черта характера.

Детские проблемы на фоне наших взрослых часто выглядят смешными, надуманными, не стоящими внимания, но ребенок так не думает. Для него очень многие ситуации могут казаться безвыходными. Помните об этом и почаще вспоминайте свое детство и свои детские проблемы, подумайте, как на его месте поступили бы вы. Ребенок должен знать, может ли он рассчитывать на ваше внимание и понимание, сочувствие и помощь.

Ситуация, когда ребенок ворует у родителей деньги, относится к широко распространенным. У большинства детей есть подобный опыт, но это не означает, что такое поведение считается нормальным. Воровство - это порок, а красть у своих - это проявлять к ним неуважение и заставить сомневаться в собственном чаде. Если вовремя пресечь развивающуюся привычку проверять карманы близких, то проблемы в дальнейшем можно будет избежать.

Психологический аспект: почему дети воруют у родителей деньги? Причин много и большинство из них с точки зрения детского самосознания вполне оправданы:

  1. Ребенок способен украсть из добрых побуждений. Он хочет сделать подарок близкому человеку или другу, а возможностей совершить покупку самостоятельно у него нет. Желание порадовать близких пересиливает понимание совершить нехороший поступок. В детском возрасте моральные устои слабые, а желания довольно сильные.
  2. Когда возникает непреодолимое желание что-то получить и с ним невозможно бороться. Хочется шоколадку - положил ее в карман, нужна игрушка, потихоньку спрятал под свитер и так далее. Малыш может купить нужную (казалось бы) ему вещь, если он заранее продумал ситуацию и взял деньги у родителей «взаймы». Когда ребенок ворует в магазине, советы психолога объясняют такое поведение невозможностью контроля свои желания. Понимание неправильного поведения уже есть, а контроль за ним отсутствует. Он формируется полностью к 20-ти годам, тогда и возникают серьезные проблемы с подростками.
  3. Желание получить знаковую вещь. Это может быть то, что есть у сверстников, играющих не последнюю роль в детском коллективе. Например, айфон или наушники, стильная одежда. Обычно так поступают подростки, у которых самооценка занижена. Он не понимает, что новая вещь не даст ему никаких преимуществ. Ребенок считает, что если у него в карманах «водятся» деньги, то это повышает его авторитет. Вокруг него собирается группа ребят, которые готовы воспользоваться возможностью получить наличные. Но нужно понимать, что это не друзья, а авторитет не покупается, а зарабатывается
  4. Возможность привлечь внимание к собственной персоне. При отсутствии внимания и понимания родителей и близких чадо может попытаться вернуть их расположение столь неблаговидным методом. Ему неважно, что реакции на поступок будет отрицательной. Главное, чтобы она была. Родителям достаточно пересмотреть свое отношение и побеседовать с дочкой или сыном, чтобы изменить ситуацию. Ребенок пошел на этот шаг, чтобы привлечь внимание. Кража может быть разовой, если положение в семье изменится.
  5. Отсутствие понимания ценности денег и той роли, которую они выполняют. Дети не всегда знают, какой ценой и с какими усилиями зарабатываются деньги и разговоры тут не помогут. Нужно ограничить траты дочери или сына или предложить им подработать в свободное время, чтобы они затратили усилия и пришло осознание, что деньги «не сыплются с неба».
  6. Подражание друзьям. В компании сверстников ребенку хочется выглядеть «на высоте» и он подчиняется законам стаи. Если воруют остальные, то почему не попробовать и мне? Его поведение основывается на постулатах:
  • так поступают мои друзья, которых я уважаю;
  • я знаю, что ответственность за совершенное поделят между мной и остальными;
  • я смелый и друзья не ошибаются в моей преданности.

Кража иногда используется как вариант мести. Чтобы наказать сверстника, который нанес серьезную обиду, его нужно лишить его ценной вещи, которой он особенно дорожит.

Важно: Негативные отношения в семье вполне способны спровоцировать кражу. Доброжелательная атмосфера, отсутствие криков, забота и внимание создают спокойную обстановку. Ребенок чувствует себя защищенным, любимым, нужным и возможность плохого поступка сводится к минимуму.

Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: совет психолога

Кража бывает совершена единожды, так как и уважение родителей, не хочет слушать бесконечные длинные «проповеди», ему страшно последующее за поступком наказание, не хочет лишиться праздничного подарка и так далее. Но если одна, вторая кража прошли «на ура» и за воровством не последовало наказание, то остановить маленького воришку будет сложно.

Важно знать, не что делать, если обнаружена пропажа, а чего предпринимать категорически нельзя:

  • не действовать угрозами, рассказывая о полиции и тюрьме. Маленький человек понимает, что он поступил нехорошо, но не настолько, чтобы последовало столь страшное наказание;
  • не навешивать ярлыков, который звучит как приговор на всю жизнь: «ты вор» или «ты мошенник», «это не мой сын» и прочее. Несмотря на плохой поступок, родители должны понять его мотивы и встать на сторону ребенка, прежде чем ставить клеймо;
  • не сравнивать его с отрицательными героями или сложными подростками. Чадо чувствует себя плохим и продолжает совершать подобные действия. Ведь если у него такие проблемы, то лучше ему уже не стать. Другой момент – ребенок снова совершает подобный поступок, но уже более изобретательно, чтобы не попасться;
  • не обвинять воришку при свидетелях, будь то школьный друг, учитель, родственник. Это унизительно и приводит к формированию определенного мнения о данной личности впоследствии. Такое поведение вызывает стрессовые ситуации и только понижает самооценку;
  • не вспоминать постоянно старые, оставшиеся в прошлом «подвиги». Ребенок уже прожил и пережил сложившую ситуацию, а ему напоминают о ней вновь, заставляя думать, что он плохой и подталкивая на следующий отрицательный шаг.

Обратить внимание: Реакция взрослых и детей на цену украденного сильно отличается. Взрослый отмахнется от украденной конфетки и придет в негодование, если пропал телефон. Для ребенка не имеет значения стоимость украденного, а ценность с его точки зрения конкретной вещи.

Советы психолога, когда ребенок ворует деньги у родителей и воспитательные меры перестают действовать, важны и полезны. Но их нужно не просто выслушать, а применять на практике. И если ситуация зашла в тупик, то в таких вопросах поможет психолог. Например, психолог-гипнолог Никита Валерьевич Батурин , который проконсультирует по решению подобной проблемы.

Воровство детей из бедных и богатых семей: есть разница?

Как ни парадоксально, но в богатых семьях дети воруют чаще и больше. Поскольку проблема денег здесь не стоит остро, родители не объясняют чаду, что воровство не относится к положительным чертам в поведении.

И ребенок без угрызений совести берет деньги у гостей, прислуги, родственников. Никто продолжительное время не обвиняет и не подозревает, что купюры пропадают по вине собственных детей. Дочь или сын чувствуют себя в безопасности. Они уверены в родительской любви и благосклонности, обилие денег и собственная безнаказанность со временем превращается в порок.

Что делать, если ворует ребенок из богатой семьи? Советы психолога исходят из диагноза нервного расстройства по причине отсутствия внимания, клептомании или непонимании ценности денежных купюр.

Дети из бедных семей наблюдают, как бережно родители распределяют и тратят заработанные деньги, как считают «каждую копейку» и обычно не воруют у родителей. Риск разоблачения слишком высок, после которого последуют карательные меры. К тому же ребенок начинает быстро осознавать важность денежных знаков.

Ребенку из необеспеченной семьи гораздо проще украсть пачку чипсов, шоколадку или печенье в супермаркете. С их точки зрения, это не так опасно, чем воровать у близких. И если воришка продолжительное время не попадается «за руку», то кражи будут повторяться неоднократно. Если его разоблачили, свое воздействие и проступок может стать единичным и не возникнуть повторно.

Независимо от социального статуса, дети могут воровать и дома, и в школе. Это связано с несколькими причинами:

  • сильное желание обладать чужой вещью, хотя присутствуют угрызения совести;
  • материальная необеспеченность ли психологическая неудовлетворенность;
  • несформированное понятие нравственности и силы воли.

Важно: Кражу может совершить ребенок любого возраста, если мотив для подобного действия сильный. Это временная слабость, после которой мучают угрызения совести. Украденная вещь «жжет руки» и воришка обычно старается от нее избавиться.

Советы психолога: что делать, если ребенок ворует и врет?

Если малыш постоянно врет, то о понимании между разными поколениями речи быть не может. Это признак боязни быть наказанным или , отсутствие внимания взрослых, развитое воображение.

Советы психолога, как отучить ребенка воровать деньги, не приносят пользу, если их просто выслушать. Спасти положение помогут следующие действия:

  • попытайтесь стать не врагом, а союзником своему ребенку, помогите ему разобраться в сложившейся ситуации;
  • не нужен тотальный контроль, который заставить кроху еще больше лгать, чтобы выйти из-под родительского гнета;
  • научите видеть разницу между реальностью и вымыслом: ребенок должен понимать, где заканчивается фантазия и начинается реальность;
  • хорошо влияет личный пример, когда родитель не обманывает и не дает пустых обещаний;
  • постарайтесь не давить на подростка и ограничить его жизнь узкими рамками, он должен иметь кредит доверия, чтобы чувствовать независимость.

Воровство и ложь часто идут «рука об руку». Это итог похожих проблем в семье или между сверстниками и сигнал для родителей, которые не должны закрывать глаза на сложившуюся ситуацию.

Важно: Ребенка нельзя наказывать за правду. Ему не так сложно назвать вещи своими именами и раскаяться в своих действиях. Важны поддержка и понимание, уверенность, что его не бросят в сложной ситуации, чтобы у него не возникло чувство незащищенности.

Что делать, если подросток ворует деньги у родителей? Психологи советуют подойти к решению этой проблемы еще до ее наступления, стараясь предотвратить негативные поступки. Именно в подростковом возрасте с воровством родители сталкиваются наиболее часто.

Это период, когда организм меняется на психическом и физиологическом уровне. Кроме того, подросток сильно подвержен влиянию сверстников. Уговоры и «нотации» в этом возрасте не актуальны, подросток не реагирует на них.

Родителям желательно заранее выстроить доверительные отношения с дочерью или сыном, узнать их круг общения, приглашать друзей домой и поддерживать в любых ситуациях, но при этом объясняя «что такое хорошо и что такое плохо». Это позволить в будущем настроится на общую волну и

Как предотвратить воровство денег подростка у родителей: советы психолога

Любую проблему легче предотвратить, чем потом решать. На какие моменты стоит обратить внимание, чтобы в последующем не плакать горькими слезами? Психологи советуют:

  • строить общение на доверии и воспитывать на личных примерах, делиться собственным опытом;
  • постараться определить склонности малыша и подобрать ему хобби, которое увлечет и займет значительную часть времени;
  • доверять ему домашние дела и определить круг ежедневных обязанностей: например, поливать цветы, ухаживать за домашними питомцами, ходить за продуктами;
  • научить уважительно относится к окружающим и их чувствам, чтобы маленький человек понимал, что неосторожным поступком способен причинить боль другому;
  • чадо должно понимать, что в семье у каждого есть личные и любимые вещи и четко отличать «мое-чужое»;
  • продумать место, где будут храниться деньги, чтобы они не лежали на видном месте, провоцируя кражу;
  • при желании ребенка купить ему вещь, которая действительно является необходимой и давать средства на небольшие расходы, чтобы определять ценность своих покупок.

Предложенные меры не всегда предотвращают кражи, но значительно снижают риск их возникновения. Если же проблема воровства «не обошла стороной» семью и ребенок начал воровать у домашних и посторонних людей, у сверстников, в магазинах, то , иначе последствия могут оказаться крайне печальными.

Психологи советуют, что если подросток ворует и врет, то необходимо найти контакт со своим ребенком, что является сложным моментом, выяснить исходный момент, чего не хватает подростку и что спровоцировало ступить «на скользкий путь».

Если подросшее дитя раскаивается, то родители найдут варианты и решить вопрос с минимальными потерями. Не нужно упрекать и наказывать, нужно отработать «пути отступления». Например, вернуть украденное или частично возместить нанесенный ущерб. Если стыдно, то достаточно положить сворованную вещь на место, где ее найдет хозяин.

Но игнорировать кражу, даже совершенную единожды, нельзя. Возможно, этот поступок не повторится, но чаще ситуация безнаказанности приводит к систематическому воровству. Ее сложно предугадать и остановить, трудно бороться, но изменить положение можно. Главное, найти подход к своему ребенку.

Если ребенок берет деньги из вашего кошелька без разрешения, это, безусловно, очень серьезная ситуация. Как правильно относиться к ней, наказывать или нет «воришку», если да, то, как именно, чтобы он осознал свой поступок, рассказывают детские психологи нашего центра.

Воровство ли это?

О значении денег в нашей жизни дети узнают рано, ведь в магазине они видят, как мама или папа расплачиваются за покупки. Они понимают, что в обмен на бумажки и монетки можно получить вкусняшку или игрушку. Желание ребенка иметь свои деньги, чтобы совершить этот обмен самостоятельно, вполне понятно, особенно, когда он хочет какую-то вещь, а родители отказывают со словами: «Сейчас денег нет». Чем старше ребенок, тем сильнее он хочет иметь свой кошелек.

В каком возрасте можно говорить о воровстве? Прежде всего, воровство – это сознательный поступок, состоящий из мотива, плана и действия. Для дошкольника – это слишком сложно, каким бы хулиганистым и смышленым он ни был. Если ребенок в возрасте 4-6 лет и залез в родительский кошелек, то только из-за неправильной модели поведения. Он не осознает до конца, что поступает плохо, но это не значит, что Вы должны успокоить себя: «само пройдет». Такое поведение необходимо сразу же искоренять.

Младшие школьники прекрасно понимают, что воровать деньги нехорошо, поэтому с провинившимся ребенком следует провести беседу, выяснить причины его поступка, узнать только ли у родителей он брал деньги или у других взрослых тоже. Дети в этом возрасте очень чувствительны, поэтому от того, насколько вы правильно отреагируете, зависит дальнейшее поведение ребенка.

Если деньги ворует подросток, то к этому следует отнестись как можно серьезнее. Он знает, что может попросить денег у вас или заработать самому, и если решился их украсть, значит ситуация выходит из-под вашего контроля. Нужно принимать решительные меры.

Почему дети воруют деньги?

У детей разного возраста есть свои причины для воровства из маминого кошелька. Например, малыши искренне считают, что весь мир принадлежит только им, и слабо представляют, что такое «чужое». Психологи советуют с малолетства учить детей понятиям «мое»-«чужое», отделять свои вещи от чужих, сначала спрашивать разрешения у владельца, и только потом брать какую-то личную вещь. Здесь важно быть последовательными. Если вы берете игрушку или книжку ребенка, не забудьте сами спросить у него, можете ли вы это сделать. Нарушая данное правило, которое сами и установили, вы негласно разрешаете малышу брать чужое без спроса.

Существуют и другие причины «воровства» среди дошкольников:

  • Желание иметь что-то, что уже есть у других сверстников, например, модную игрушку. Что делать? Объясните, что иметь то же самое, что и у других, вовсе необязательно, чтобы его уважали и дружили с ним. Покупать игрушку не стоит, лучше предложите взамен что-то более интересное и полезное, например, всей семьей сходите в зоопарк, на пикник или на мастер-класс.
  • Ребенок старается привлечь ваше внимание или считает, что с ним поступили несправедливо. Вспомните, может, недавно Вы куда-то поехали, а его оставили скучать дома? А может Вы в последнее время стали задерживаться на работе, и малышом занимается бабушка или няня? Решение здесь простое: обстоятельная беседа и совместный досуг.
  • Из разговоров взрослых малыш понимает, что большие деньги дают свободу и возможности. Вполне естественно, что он, желая обладать собственными деньгами, начинает воровать или требовать их за помощь по дому или хорошее поведение. Совет психолога: следите за тем, что обсуждаете в присутствии ребенка, сдвигайте шкалу ценностей ребенка в сторону нематериальных благ, учите совершать добрые поступки за простое «спасибо».

В некоторых случаях дошкольники тайно берут деньги у родителей в знак протеста против большого количества навязанных им правил поведения, которые они кажутся нелогичными. Деньги для них – это символ свободы, независимости. Подумайте, может быть, действительно вы создали слишком жесткую систему запретов и сами не всегда играете по своим же правилам. Обсудите ситуацию с ребенком.

Почему воруют младшие школьники и подростки? Часть причин мы уже разобрали. Это желание иметь такие же вещи, что и у одноклассников, бунт против строгих запретов и стремление обрести финансовую независимость. Детские психологи выделяют еще несколько причин воровства.

  • Ребенок хочет сделать подарок близкому человеку. Замечтавшись, как все удивятся, он не думает, что совершает плохой поступок. Что делать? Объясните ему, что он может попросить у вас денег на подарок или сделать его своими руками. В преддверии праздника спросите ребенка, что он хочет подарить друзьям и родным, выделите небольшую сумму и возьмите с собой на шоппинг.
  • Школьник жаждет отмщения. Например, кто-то из ребят его обидел. Взять в отместку какую-то дорогую вещь или деньги кажется ему вполне логичным. В этом случае стоит показать ребенку другой путь решения конфликта.
  • Родители забрали себе деньги, которые подарили ребенку на праздник. В этом случае он чувствует себя правым, поскольку считает, что забирает свое. Если в семье сложная финансовая ситуация, во-первых, спросите разрешения у ребенка (это же его подарок!) и объясните, куда вы собираетесь их потратить, во-вторых предложите вместе сходить в магазин и купить необходимые вещи.
  • Он хочет выделиться, показать себя взрослым, независимым, имеющим возможность самому распоряжаться деньгами.
  • Родители не дают ему карманных денег, тогда как сверстники давно имеют собственные финансы и свободно ими пользуются.

В последних двух случаях обсудите с ребенком его траты, вряд ли это будет непосильная для семейного бюджета сумма. Договоритесь, что он будет получать ее раз в месяц, допустим, первого числа, и тратить по своему усмотрению.

Как правильно реагировать?

Ни в коем случае не кричите, не бейте ремнем и не называйте будущим уголовником. Это ничего не даст. Напротив, в спокойной обстановке поговорите с ребенком и выясните, почему он так поступил. Это очень важно. Одно дело – из благих намерений или по незнанию, другое дело – если поступок был совершен с умыслом и не в первый раз.

  • Уберите деньги из свободного доступа. Держите их на карточке, снимайте небольшое количество наличных. Если ребенок знает пин-код, смените его, благо, сейчас это не проблема.
  • Накажите ребенка, но не ремнем, а делом. Он должен отработать деньги, которые взял. Предложите на выбор: либо это домашние дела, которые обычно не входят в его обязанности, либо он устраивается на любую поденную подработку для подростков. Только заработанные самостоятельно деньги будут иметь настоящую цену.
  • Обязательно узнайте, с кем общается ваш ребенок. Вполне вероятно, он попал в плохую компанию. В этом случае отвлеките его: запишите в спортивную секцию, найдите время на совместную поездку, о которой он давно мечтал, уделите ему больше внимания.
  • Ни в коем случае не признавайтесь, если в детстве у вас тоже были подобные «проблемы с законом». Это лишняя информация.

Раз ребенок берет из вашего кошелька деньги, значит, они ему нужны. Некоторые родители считают, что нельзя давать деньги просто так, что подросток должен их заработать, чтобы понимать их ценность. Другие полагают, что достаточно выдавать ему определенную сумму на месяц, чтобы он научился правильно их тратить: спустил все на фаст фуд – в школу ходит пешком, а не ездит на маршрутке. Правы и те, и те.

Воровство можно предотвратить. С ранних лет приучайте ребенка к тому, что деньги трудно зарабатываются, что их следует тратить с умом, а если они нужны, то малыш всегда может попросить их у вас. В 3-4 года ему можно подарить кошелек и регулярно выделять немного денег. Тогда обладание ими будет для него естественным, постепенно он научится ими управлять.

Если ни беседа, ни наказание не помогли, ребенок продолжает воровать деньги, обязательно придите на очную консультацию к детскому психологу. Вашему ребенку нужна помощь специалиста!