Что хочет ходить в садик. Что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад? Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог


Не так давно в вашей жизни был счастливый период – беременность. Потом малыш появился на свет, вы окутывали его лаской, забой и нежностью. Но современная жизнь такова, что порой невозможно позволить себе сидеть дома с ребёнком. И тут на помощь приходит детский сад.

Отстояв огромные очереди, собрав кучу справок, купив всё, что только можно купить, да и другими словами «пройдя все круги ада» – вы уж собрались спокойно вздохнуть. И радостно собираете своё чадо рано утром. Но! Не тут-то было – ребёнок не хочет идти в сад !

В бой идут слёзы, истерики, выдуманные и реальные болезни. Достаточно, чтобы в панике хвататься за голову. Что делать, когда ребёнок не хочет идти в садик? Онлайн-журнал «Королевнам.ру» расскажет о причинах такого нежелания и предложит варианты решения этой проблемы.

Шаг первый: выясняем причину

Первое и главное – не волноваться раньше времени, а выяснить причину – спокойно и без нервов. Потому что дальнейшие ваши действия целиком и полностью зависят именно от причины, по которой ребёнок не хочет в сад.

Узнать её у малыша бывает не так-то легко – иногда он в силу возраста не может объяснить вам, что конкретно ему не нравится в детском саду. Поэтому «разговор по душам» должен учитывать возрастные особенности.

В большинстве случаев помогает игровая форма – с помощью игрушек разыгрываются сценки-ситуации из детского сада. Причём ребёнок сам должен выбрать за кого он играет – за себя, своего друга или воспитателя. В процессе этой игры можно узнать много о жизни своего малыша в детском саду.

Изменение привычного порядка вещей

Ребёнок должен рано встать, собраться и пойти в новое для него место, где им будут заниматься посторонние люди, да ещё и не только ему одному будет уделяться внимание, а мамы не будет рядом. Не всякий взрослый сразу адаптируется в новой среде.

Поймите ребенка правильно – в детском саду всё новое, чужое, следовательно, ему неизвестно – враждебно или дружелюбно к нему отнесутся, и из этого – как себя вести. Малыш может теряться в такой ситуации, чувствовать себя брошенным и одиноким, и из этого выходит нежелание находиться в детском саду.

Решение: Если у вас в семье был другой распорядок дня, и малыш позже вставал – начните «вводить его в режим», за несколько дней ребёнок полностью войдёт в график. Раньше ложится, раньше встаёт – отпадает вероятность того, что ребёнок будет канючить из-за недосыпа и плохого настроения.

Если ребёнок никогда не расставался с мамой, в первые дни посещения детского сада можно побыть с ним в группе (как сторонний наблюдатель) – просто договориться об этом с воспитателями. Некоторые детские сады практикуют такие родительские посещения, чтобы помочь ребёнку быстрее адаптироваться.

Если у малыша просто возникает тоска по дому – можно на первых порах водить его в садик на половину дня. Кроме того, можно дать ему с собой что-то, что будет напоминать ему о доме – небольшую игрушку, «талисман» и тогда не будет так грустно.

Непривычная/невкусная еда

Те, кто посещал детский сад, до сих пор лелеют воспоминания о «великолепных» вкусовых ощущениях – будь то молочная пенка, каша с комочками и прочие кулинарные «шедевры». Ребёнку, возможно, не нравится детсадовская еда, и от одной мысли об этом он не хочет идти в сад.

Решение: В некоторых детских садиках воспитатели заставляют детей есть или доедать всё до крошки. С одной стороны, их рвение понятно, но с другой – можно договориться с воспитателем, чтобы вашего ребенка не заставляли насильно пичкать себя едой. Дети добровольно едят, если они голодны.

Кроме того, можно давать ребенку с собой небольшой паёк – в виде сезонных фруктов – красиво нарезать и положить в маленький контейнер. Полезный перекус, кроме того, возбуждающий аппетит.

Не нравится воспитатель

Это практически исключено, если вы как следует готовились к поступлению в сад. Ведь, кроме изучения программ, наборов игрушек и меню, нужно посмотреть на людей, которые там работают. Знакомство с воспитателем поможет понять вам, стоит ли отдавать ребёнка в этот сад или нет.

Если воспитатель опытный, если он знает, как и чем занять ребёнка, если он любит детей, а они отвечают ему взаимностью – ваш ребёнок будет с радостью идти с детский сад и заниматься там.

Решение: Если с выбором воспитателя вы ошиблись, скорее всего, придётся менять детский сад. Потому что смена группы уже мало поможет – воспитатели общаются между собой и, как и в любой другой профессии, существует некая солидарность.

Если же воспитатель хороший, но ребёнок продолжает его сторониться, можно обсудить эту проблему с самим воспитателем, попросить его побеседовать с ребёнком отдельно от группы. В таком случае контакт наладится, и проблема будет решена.

Не вписался в коллектив

Да, бывает, что ребёнок не может найти общий язык со своими одногруппниками. Он их боится или ему стыдно, что он чего-либо не умеет.

Иногда малыш не хочет идти в сад после ссоры с другом. Или не хочет делиться своими игрушками. Бывает, что ему тяжело войти в коллектив из-за особенностей характера.

Решение: Малыш не обязан дружить со всеми, вы должны ему это объяснить. У него могут быть всего несколько товарищей, а не вся группа целиком – друзья. Научите ребёнка тому, что он не обязан тут же делиться игрушкой, если взял её поиграть, особенно если её отбирают у него.

Если ребёнок не хочет идти в сад из-за ссоры с другом, то нужно узнать о причине ссоры и показать ему выход из ситуации. Подсказать, как можно помириться.

Какие еще могут быть причины?


Это далеко не всё причины, по которым ребёнок не хочет идти в детский сад. Например, не нравится одежда , в которой он туда ходит или он мог действительно приболеть , или он просто ещё не готов мораль но к тому, чтобы посещать детский садик. Общайтесь со своим малышом чаще, узнавайте, чем он живёт.

У него свои проблемы, не взрослого масштаба, но от этого не менее важные. И если ребёнок в очередной раз упирается, плачет и не хочет идти в сад, не впадайте в истерику сами – прислушайтесь к малышу. Да, вы можете опаздывать, вам нужно всё сделать быстро. Но неужели это важнее вашего родного человечка?

Ни в коем случае не акцентируйте внимание ребёнка на том, что вы работаете, чтобы его прокормить. Даже если это действительно так. Повторяя день ото дня эту фразу, вы разовьёте малышу нездоровое чувство вины, и это отразится на нём уже во взрослой жизни.

И, самое важное, помните, что вы – главный человек в жизни своего ребёнка, он видит в вас пример и защиту. Если не вы поможете ему справиться с миром, то кто?

После летнего отпуска, проведенного с родителями и бабушками, ребенку сложно привыкнуть к детскому саду и новому распорядку дня. Труднее всего придется малышам, которые впервые расстанутся со своими родителями и пойдут в дошкольное учреждение в первый раз. Раньше они все время проводили дома в окружении близких, а теперь окунутся в новую атмосферу, где их будут окружать незнакомые люди. Чтобы адаптация прошла безболезненно для малыша и родителей, мамы и папы должны правильно подготовить свое чадо в детскому саду. Взрослым стоит избегать нескольких распространенных ошибок, о которых подробно рассказывается в этой статье.

Ошибка №1 - Исчезновение родителей

В детском садике есть все условия, чтобы малышу было уютно, весело и интересно. Здесь его окружают яркие цвета, разные игрушки, заботливые воспитатели и другие дети такого же возраста. Большинство малышей сразу же увлекаются игрой и забывают о родителях, с которыми они пришли. Взрослые этому только рады. Они видят, что у малыша все хорошо, поэтому потихоньку уходят, оставляя свое чадо воспитателям.

Ребенок беззаботно играет и резвится, зная, что рядом мама, которая всегда его защитит. Если же она незаметно уйдет, малыш, обнаружив ее отсутствие, забеспокоится. Представьте реакцию ребёнка, когда он, вспомнив о маме, вдруг начинает искать её и не находит: один, в незнакомом месте, вокруг чужие люди — для ребёнка это шок. Ведь потерять маму - это один из главных детских страхов.

Внезапное «исчезновение» мамы или папы часто приводит к тому, что малыш еще крепче к ним привязывается, причем и на физическом, и на психологическом уровнях. После пережитого стресса ребенку становится страшно отпустить родителей от себя хотя бы на одну минуту. В результате необходимость ходить в детский садик превращается в испытание для всей семьи. Малыш просто боится там оставаться. Ребенок не сможет там находиться один – будет плакать, бояться, постоянно проситься домой.

Избежать проблем с походами в детский сад не сложно - нужно только правильно прощаться с малышом каждое утро. Дети тонко чувствуют настроение своих родителей. Если его близкие люди будут спокойными, малышу тоже будет легче. По словам психологов, вначале отводить кроху в детский садик лучше бабушке, старшей сестре или брату. Иными словами, это должен быть тот человек, к которому малыш меньше привязан. В таком случае ребенок будет знать, что мама остается дома, ждет его, поэтому он сможет к ней вернуться.

Родители должны убедить малыша в том, что он остается в детском саду не навсегда, что его обязательно заберут оттуда и отведут домой. Прощаясь, скажите ребенку, что вы придете за ним, когда стрелки часов будут показывать определенное время. Будьте пунктуальны и не заставляйте малыша ждать. Если он будет оставаться в детском саду дольше остальных детей, наблюдая, как всех забирают домой, такая ситуация снова обернется для ребенка сильным стрессом. Поэтому приходите вовремя и не вынуждайте малыша думать, что вы его бросили.

Ошибка №2 - «Длительное пребывание»

Распространенное заблуждение многих родителей - это убежденность в том, что малышу будет проще привыкнуть к детскому садику, если он сразу останется там надолго. Такое обращение с ребенком равносильно тому, чтобы бросить в воду человека, не умеющего плавать. Большинство психологов утверждают: малыш должен привыкать к детском саду постепенно.

Сначала просто приведите свое чадо в детский сад на площадку, где играют другие дети. Дайте ему познакомиться с новой обстановкой, воспитателями, увидеть других малышей, понять, как весело они проводят время. Если все прошло хорошо, попробуйте оставить малыша в группе на пару часов. Постепенно, каждый день, увеличивайте время пребывания ребенка в детском саду. Так адаптация к новым условиям пройдет мягко и плавно. В определенный момент ребенок привыкнет к детскому саду настолько, что сможет находиться там целый день без проблем.

Ошибка №3 - Нарушение распорядка дня

Когда малыш начинает ходить в детский сад, важно особенно тщательно контролировать режим его дня. Теперь ребенку придется вставать рано утром, а, значит, он должен вовремя ложиться спать, чтобы высыпаться (раньше малыш мог ложиться спать в разное время).Теперь же это будет невозможно, и поэтому крайне важно заранее «перевести» ребёнка на тот режим дня, который у него будет, когда малыш пойдёт в сад. Поначалу многие родители об этом не задумываются, продолжают вместе с ребенком допоздна засиживаться в гостях, подолгу играть с малышом вечерами. В результате ребенок вечером долго не может уснуть, а утром - с трудом просыпается. От этого страдают психика и эмоциональное состояние малыша. Он становится нервным, начинает часто плакать и капризничать, перестает слушаться родителей.

Более того, у малыша может выработаться ложная связь между своим плохим самочувствием и необходимостью ходить в детский сад. Так у крохи на подсознательном уровне формируется негативное отношение к детскому саду.

И наоборот, если по утрам ребенок будет вставать бодрым, веселым, настроенным на позитив, это положительно скажется на его отношении к детскому саду. Поэтому крайне важно заранее установить правильный режим дня и дать ребенку время на то, чтобы перестроиться.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Установку ребенка легко изменить, если приучить его ложиться спать вовремя. В таком случае он будет просыпаться бодрым, в хорошем настроении, у него будет достаточно энергии — это положительно скажется на его отношении к детсаду. Поэтому крайне важно заранее установить правильный режим дня, чтобы у ребенка было время перестроиться и привыкнуть к нему. Так вы предотвратите многие трудности, которые могут возникнуть, когда настанет время вести малыша в дошкольное учреждение.

Ошибка №4 - Сборы в спешке

Многим родителям бывает жалко будить малыша по утрам. Они хотят, чтобы он поспал подольше и ребенка поднимают с постели только в самый последний момент. Сами того не ведая, мамы и папы провоцируют стрессовую ситуацию для крохи.

Проснувшись буквально перед выходом из дома, ребенок должен за короткое время: умыться, позавтракать, одеться. Малыш еще окончательно не проснулся, а родители подталкивают его фразами: «Ешь быстрее!», «Что ты там возишься?», «Перестань смотреть в окно!». Родители кричат на ребенка, ссорятся друг с другом, а крохе в такой ситуации сложно понять, что вообще происходит. Невольно малыш начинает думать, что все проблемы связаны с детским садом, ведь раньше по утрам дома было спокойно.

Если вечером ребенок отправился в постель вовремя, он сможет нормально выспаться. Нет смысла откладывать его пробуждение на последний момент. Рассчитывайте время так, чтобы его хватило на завтрак в спокойной обстановке, на гигиенические процедуры и сборы. Разбудите ребенка утром заранее, дайте ему несколько минут, чтобы поваляться в кровати и окончательно проснуться. Такое начало дня окажется комфортным для малыша. Он будет бодрым, веселым, а вся семья избавится от стресса.

Постарайтесь выходить из дома заранее. Так дорога в детский садик превратится в приятную прогулку — можно рассматривать прохожих, машины, собирать осенние листья, много говорить и смеяться. Ребенок сможет идти в комфортном для себя ритме, а вам не придется его ругать за медлительность. Вы сможете спокойно пообщаться с малышом, дать ему какой-то совет или наставление. Все это поможет настроить кроху на позитив. Он без проблем останется в садике и будет хорошо себя вести, зная, что родители непременно заберут его домой вечером.

Безусловно, мамы и папы хотят, чтобы их детям было комфортно в детском саду, но они не всегда ведут себя правильно. Не совершайте ошибок, на которых обожглись другие родители, и ваш ребенок без проблем станет оставаться с воспитателями и будет дружить с другими ребятами.

Мы перечислили наиболее частые ошибки, которые совершают родители при подготовке ребёнка к посещению детского садика. Нужно помнить о них, чтобы не отбить у ребенка желание посещать детский садик, заводить новых друзей и познавать окружающий мир.

Читаем также:

Хочу сразу отметить: я против посещения сада до трех лет. Это моя профессиональная точка зрения. Поэтому все, о чем мы будем говорить дальше, применимо для детей старше трех лет. Итак, вот какие могут быть причины:

Дом не отпускает

Первый вариант – страх родителей за ребенка (будет болеть, слишком слабый физически, воспитатели о нем там не будут заботиться, как нужно, и тому подобное). Второй – отрицательный родительский опыт посещения сада в детстве. И это внутреннее восприятие родитель подсознательно посылает ребенку. «Это ужасное место, но тебе придется туда ходить», – как бы транслирует ребенку мать. «Не пойду!» – кричит здоровая психика ребенка. Третий – страх аутентичности мамы. Часто в случае с младшими детьми, когда в семье заканчивается этап досадовского детства, мама начинает бояться, неосознанно. Все это время она была молодой мамой, которая заботилась о маленьком ребенке, а теперь он идет в садик, и у нее возникают страхи – а будет ли она нужна («кем я буду без ребенка»).

Все это может повлиять на внутреннее решение ребенка. «Лучше я останусь дома, маме так будет спокойнее», – чувствует ребенок. «Мама не будет за меня переживать, я не пойду в страшное место, если я уйду из дома, случится беда» – последний страх свойственен чрезмерно ответственным детям.

Дом подталкивает

Но как активное желание родителя отдать ребенка в сад может помешать ему хотеть этот сад посещать? А все то же самое. И в этом случае ребенок вынужден справляться не только с собственными эмоциями и переживаниями, а еще и с переживаниями родителей. По сути, бессознательно родители транслируют ребенку: расти скорей, докажи всему миру, что мы – хорошие родители. Когда родительская самооценка напрямую связана с достижениями и успешностью ребенка, это становится для малыша непосильной задачей. Часто такое случается со старшими или единственными детьми. Младшим в этом смысле живется проще. Когда возникает такое давление, у ребенка от происходящего теряется ощущение безопасности, растет тревога, ему хочется спрятаться в привычном безопасном месте. «А вдруг я не справлюсь? Лучше дома посижу», – чувствует он.

Вы когда-нибудь прыгали с парашютом? Нет? Тогда просто постарайтесь представить. Есть разница между тем, когда ты прыгаешь сам, и тем, когда вас выталкивают из самолета. Вот представьте это себе. «Невинный» толчок в спину может очень серьезно сказаться на всем развитии ребенка. Есть простое правило: звать – можно и нужно, толкать – нельзя. Для начала нужно разобраться с собственными мотивами и не навешивать свои переживания на ребенка. Иногда просто осознание того, что это есть, «это мои тараканы, они есть, но ты не обязан реагировать», – спасает ситуацию. Тогда у ребенка появляется выбор.

Стоит иметь пути отступления: бабушки, няни, подруги. Ситуация безвыходности ухудшает состояние ребенка. Если вы планируете выйти на работу, то сначала адаптируйтесь к саду, а потом уже выходите на работу. Самому общительному ребенку нужно время на адаптацию. Важно помнить, что для ребенка сад – новый уровень отношения. Это время, когда ребенок получает ответ на вопросы: «как я буду относиться к миру и самому себе?». Малыш берет паттерны поведения у взрослых, но усваивает их в общении с детьми. И тут важно не забывать об этой значимости, нужно дать понять ребенку, что он сам занят важным делом, и мы, взрослые, это понимаем. Это не «мамочка занята, поэтому ты пойдешь в сад» – так неправильно. Правильно – «пока ты занят важными делами, я могу пойти поработать».

Ребенок не готов к саду

История из практики. Аня, 5 лет, наотрез отказывается ходить на любимое занятие – танцы – в саду. В день, когда есть танцы, она вообще не хочет идти в сад. Я весь сад практически наизнанку вывернула, чтобы узнать причину – и воспитателя, и преподавателя, и директора. Все шли навстречу, все хотели помочь. Оказалось, у Анюты не получалось… застегнуть новые красивые туфельки. Просить помочь гордость не позволяла, а желание блистать – не позволяло надеть старые. Отсюда и слезы. Вывод: чем лучше ребенок владеет навыками самообслуживания, тем проще проходит адаптация. Ключевое слово тут «удобно» – надевать, убирать, застегивать. Плохо застегивающаяся молния вызывает агрессию у воспитателя. Взрослый злится на молнию, а не на ребенка, но малыш-то не видит разницы! Для него это «тетя меня не любит». И воспитателя можно понять: проблемы с молнией один раз – не проблема, а 15 раз у 15-ти детей – проблема. Одна воспитательница рассказывала мне о шарфике от кутюр на девочке, который вызывал у нее образ Айседоры Дункан. Ребенок бегает в развевающемся длинном шарфе по площадке, а воспитательница переживает, что шарф сейчас за что-то зацепится и удушит малышку.

Помните, ребенок без вас – другой, ведет себя иначе, чем с вами. Малышка, чинно выступающая в белом комбинезоне с бабушкой по правую руку, и с мамой – по левую, в их отсутствие с разбегу с удовольствием ныряет в первую попавшуюся грязную лужу. Помните, одежда класса люкс – не для сада. Выделите один день и понаблюдайте за ребенком с точки зрения его готовности делать все самому (как в саду). Постарайтесь сделать все удобно. Надо, чтобы ему ничто не мешало, ничего не царапало. Ваш сын может рваться домой, потому что в новой футболке ему некомфортно, и он хочет ее снять и надеть старую, домашнюю, мягкую.

Сад не готов к особенностям ребенка

Проблемы с отказом ходить в сад могут быть связаны с самим садом. Потому что сад не готов к особенностям вашего ребенка. Возьмем, к примеру, гиперчувствительность к шуму. Есть дети (и не только дети, но и взрослые люди), плохо переносящие высокий уровень шума. Знаю нескольких руководителей, стремительная карьера которых объяснялась желанием поскорее получить отдельный кабинет и перебраться из open space.

Также, например, есть особенность – непереносимость несанкционированных прикосновений. Если сотрудник фирмы, где вы работаете, начнет вас толкать, хватать или кусать, вы как минимум удивитесь. Во взрослом мире такое недопустимо, а в детском – это обыденность. И слова воспитателя «не подходите к нему, он у нас нежный» не помогают ребенку наладить отношения с другими детьми. Он готов и хочет играть и толкаться, и участвовать в играх, но контролируя процесс. Он не против общения, он против того, что прикосновения и такие действия случаются внезапно и без его согласия. С таким ребенком нужно воспитателю проговаривать правила поведения в игре: хватать за руку можно, за косу – нельзя. И ребенок должен быть готов к тому, что сейчас будет происходить.

Есть дети, которые не могут спать в садах. Есть взрослые люди, которые в чужих домах не спят – из каких детей они выросли, как вы считаете? Им нужно свое безопасное пространство. Для них сон – интимный процесс. Такие дети охотно будут играть, гулять и так далее, но спать в саду не будут.

Еще одна периодически встречающаяся особенность некоторых детей, которая может вызвать проблемы с садом, – есть дети, постоянно испытывающие когнитивный голод. Им нужно, чтобы вокруг постоянно что-то происходило, нужна ситуация активного развития – спектакли, игры и так далее. И если это не организуют взрослые, они сами себе это организуют (смотрите «Трудный ребенок 1 и 2»). «Мы не успеваем за вашим ребенком», – говорят в таких случаях воспитатели. Эти дети не дерутся, просто они постоянно вовлекают других детей в разные активности, за которыми воспитатели не успевают следить.

Родителям таких детей нужно помнить: это – не проблема, а особенность ребенка. Не нужно его переделывать, чтобы приспособить малыша к саду. Нужно искать такой сад и таких воспитателей, которые готовы будут принимать и учитывать эти особенности.

Будьте аккуратнее с любыми оценочными суждениями в отношении ребенка. Если дразнилки и какие-то негативные клички или определения ребенка – это всем понятно, что плохо, но столь же опасны и положительные оценки («помощник, спокойный мальчик, серьезная девочка, хороший организатор и так далее»).

История из практики. Ваня, 6 лет. Наотрез отказывается идти в сад. Мама подводит меня к стене славы у них дома, завешанной грамотами, заставленной кубками. Ребенок везде лидер, успешен, все его любят. Мама в недоумении: «У других проблемы, но у нас-то какие?» Действительно, мальчик обладает качествами лидера, организовывает интересную жизнь для группы в саду, игры и тому подобное. И все, включая воспитателей, от него этого ожидают в обязательном порядке. Ребенок в сад практически ходил, как на работу. Еще раз напомню, что для гармоничного развития ребенок должен пробовать себя в областях и сферах, в которых он несилен, и развивать их. А как можно пробовать что-то новое, в чем ты еще не успешен, когда тебя постоянно просят демонстрировать успешность? В случае с Ваней оказалось, что Ваня влюбился и попробовал сделать то, чего еще не делал и не умел, – написать стихи. Писать стихи в саду ему не давали – от него ждали активных игр, организаторства, следили за тем, что он делает, он все время был на виду, а он смущался. Потому он сел дома, закрылся в комнате, обложился Пушкиным и начал писать стихи. Представьте: шестилетний мальчуган заперся в комнате, задвинул шкафом дверь, и отказался идти в сад.

И я скажу вам, какой совет я дала его маме: ну дайте уже ребенку написать стих! Дети имеют право быть разными.

Постоянный стресс

Первые месяцы в детском саду – это настоящий стресс для ребёнка. Для него изменилось всё: режим дня, питание, сама атмосфера. Вместо любимой мамы рядом чужие «тёти» и сверстники, отношения с которыми ещё нужно суметь наладить. Вполне естественно, что малыш сильно переживает, и это сказывается на его поведении: он плохо кушает, отказывается спать, плачет или закатывает истерики. Нередко идёт регресс в развитии: малыш перестает говорить или начинает снова писать в штанишки. Не сердитесь на малыша, лучше просто помогите ему!

Железный режим

Домашнему ребёнку сложно переключиться на детсадовский режим, в котором всё расписано по минутам. Для того чтобы адаптация к саду была успешной на «садиковский» режим лучше переходить заранее (хотя бы за месяц). Узнайте у воспитателей, как организован день в вашем саду, и не спеша подводите ребенка к этому режиму. Достаточно постепенно менять распорядок дня, сдвигая привычные дела на 10-15 минут. Если вы этого не сделали, то постарайтесь хотя бы сейчас приблизить распорядок дня ребёнка в выходные дни к режиму в садике. Не разрешайте малышу «отсыпаться» вволю (хотя поспать чуть подольше можно!).

Этот же совет касается и питания. Заранее узнайте «садиковское» меню и попытайтесь постепенно приблизить к нему домашний рацион. Кушать дома также желательно в те часы, в которые малыши это делают в саду.

Ребёнок не спит в садике

Одна из самых распространённых жалоб мам новоиспеченных детсадовцев – «Ребёнок не спит в садике!». В этом случае вам опять придётся поработать дома. Старайтесь не засыпать вместе с ребёнком в одной кровати. Почитайте малышу сказку, побудьте с ним рядом, но старайтесь, чтобы кроха засыпал самостоятельно. Постарайтесь перед сном исключить лишние поглаживания – вряд ли воспитатель будет гладить каждого ребёнка по спинке! В любое другое время, кроме укладывания спать, тактильный контакт между мамой и ребёнком должен быть непременно!

Психологи и опытные мамы советуют укладывать ребенка спать дома с небольшой мягкой игрушкой, которую можно брать с собой в садик. Малышу бывает страшно засыпать в незнакомой обстановке, а любимая игрушка в какой-то степени «заменит» ему маму и сможет успокоить кроху. Попробуйте сочинить сказку, в которой мишка (зайка, котёнок) пошёл в детский сад, вначале ему было не очень уютно, но потом он подружился с детками и воспитателями. Завершаться такая сказка должна непременно возвращением мамы!

Если ребёнок привык засыпать только с пустышкой или «на груди», желательно отучить его от этой привычки перед тем, как он переступит порог детского сада. Но если вы не сделали этого заранее, то не торопитесь! Отлучение от груди – сильнейший стресс для ребёнка, а малыш и сейчас так находится в подавленном состоянии. Подождите, когда ребенок адаптируется к саду, и после этого планируйте отлучение.

Первые конфликты

Ребёнок может отказываться идти в сад и из-за того, что не смог найти общий язык с воспитателем или сверстниками. В 2,5-3 года дети начинают активно общаться с ровесниками, и детский сад становится своего рода кульминацией этого общения. В саду появляются первые друзья и первые враги. Тут вам придётся быть более внимательной: обратите внимание на то, с кем ребенок общается, с кем изменились отношения. Вполне возможно, что малыш не хочет идти в сад, потому что поссорился с другом и подругой. А ещё такой причиной может быть… первая любовь. Постарайтесь мягко поговорить со своим ребёнком и разузнать обо всём от него самого. И никогда не позволяйте себе ни капли иронии над большими чувствами маленького человека!

Также вполне возможно, что ваш ребёнок и его воспитатель не смогли найти общий язык. В идеале с воспитателем нужно познакомиться заранее, понаблюдать за тем, как она разговаривает с детьми, как ведёт себя. Важно понять, готовы ли вы доверить этому человеку своего ребёнка, ведь именно воспитатель будет проводить большую часть дня рядом с вашим чадом. Если вы относитесь к воспитателю с уважением и доверием, то это отношение непременно передастся и вашему ребёнку. Он легко сможет пойти на контакт с тем взрослым, которому доверяет его мама. А это значит, что малыш сможет обращаться к воспитателю со своими нуждами и проблемами, делиться впечатлениями и радостями.

Не забудьте пообщаться с другими родителями деток, посещающих вашу группу. К сожалению, иногда бывает, что воспитатель действительно плохо выполняет свои функции, и тогда недовольство будет выражать большинство группы. В этом случае придётся обращаться к заведующей детским садом и решать вопрос о замене воспитателя.

«Я сам»?

Ребёнку, который имеет хотя бы элементарные навыки самообслуживания, адаптироваться в саду будет легче. Постарайтесь научить малыша пользоваться кружкой и ложкой, застегивать и расстёгивать липучки, пуговицы и молнии (можно купить или смастерить развивающие игрушки с разнообразными видами застёжек). Старайтесь подбирать для сада такую одежду и обувь, с которой ребёнку будет проще справиться. Например, липучки будут предпочтительнее шнурков, а клёпки – пуговиц.

От подгузников лучше отучить ребенка до детского сада. Специалисты считают, что оптимальный возраст для приучения к горшку – 18 месяцев. Обычно детки редко идут в садик раньше 2 (а то и 3) лет, у вас есть масса времени, чтобы обучить чадо туалетным навыкам. Однако если это еще не произошло, то можно попробовать предложить воспитателям, чтобы ребенку надевали подгузник хотя бы на прогулку. Учитывая, что прогулки длятся, как правило, 2,5-3 часа, а маленький ребенок не в состоянии выдержать это время, чтобы не ходить в туалет, то часто воспитатели соглашаются. Главное, чтоб использование подгузника было временной мерой предосторожности.

«Подмоченная» репутация

Часто в саду ребёнок начинает снова писаться в штанишки, хотя дома уверенно ходит на горшок. Воспитатели и нянечки сердятся, ведь им приходится переодевать малыша, а другие детки могут смеяться и отказываться играть с ним. Если насмешки будут регулярными, то ребенок может сильно переживать, замкнуться в себе и начать писаться в штанишки и дома, и на улице. Естественно, что в таком случае идти в садик ребёнок с охотой не будет.

Выясните причину недержания. Малыш может писаться, например, из-за того, что он просто простудился. Причина может крыться и в резком тоне воспитателя: привыкший к мягкому голосу мамы юный детсадовец может элементарно пугаться. Возможно, что в группе завёлся ребёнок-агрессор, который смеётся над вашим чадом в туалете, и поэтому кроха боится идти туда, предпочитая делать «мокрое дело» непосредственно в штанишки. Ненавязчиво поговорите с самим ребёнком, его воспитателем и другими детьми в группе – так нередко вскрываются самые неожиданные подробности. Также малыш нередко писается из-за элементарного нежелания находиться в детском саду – так бывает во время адаптации к садику. Не ругайте малыша, лучше старайтесь дома уделять ему максимум внимания, поддерживать и ободрять его.

И напоследок – несколько полезных советов:

Не пугайте ребёнка детским садом – иначе он никогда не станет любимым и безопасным местом для ребёнка.

Никогда не обсуждайте сад и воспитателей при ребёнке, иначе малыш подумает, что его окружают плохие люди.

Не наказывайте плачущего при расставании ребёнка. Лучше мягко напомните ему, что вы вернётесь за ним.

Не обманывайте малыша. Не говорите, что вы придёте скоро, если разлука предстоит на полдня или целый день, иначе кроха утратит доверие к вам.

Помогите крохе полюбить посещение детского сада. Будьте спокойными, уверенными и настраивайте себя только на хорошее. Будут ли встречи со сверстниками и воспитателем радовать вашего ребёнка - это во многом зависит именно от вас.

По мне, так истина - в последнем абзаце. Я поняла, что во многом мы сами виноваты в том, что сейчас происходит с нашим ребенком. Хотя я никогда не обсуждала сад и воспитателей, все равно постоянные разговоры о садике (ну как тут не расскажешь об этом, если знакомые и родственники спрашивают, звонят?), а ребенок -то рядом и все слышит и воспринимает! Садик, садик, садик… наверное, Дарине, толком не понявшей, что это такое, это уже стало надоедать и напрягать, раз об этом столько все вокруг говорят. Разладился наш дневной сон - слишком стали акцентировать на этом внимание «Не спит днем», «Что делать?» и пр. В общим, начинаю исправлять ситуацию - работаю над собой и своими мыслями. Прогресс в адаптации я вижу, и воспитатель - тоже. Не все сразу. Понимаю, что стресс моему ребенку не на пользу, но принимаю это, ведь это - необходимый и неизбежный момент в отделении от мамы.

Спасибо за внимание, надеюсь, кому-то этот пост будет полезен)))))

Многие родители сталкиваются с очень неприятной и трудно решаемой проблемой, когда ребёнок не хочет идти в садик, устраивая по утрам настоящие концерты вплоть до истерик. От этого страдают нервные системы абсолютно всех членов семьи. Кто-то пускает это на самотёк, молча вытаскивая малыша за дверь на улицу и насильно отправляя его в детсад. Некоторые пытаются разобраться в возникшей ситуации, выясняя причину такого поведения через разговоры с самим крохой и его воспитателями.

Несомненно, так это оставлять нельзя. Нужно обязательно разобраться, в чём дело, и предпринять соответствующие меры: советы психолога - в помощь молодым родителям. И для начала необходимо определить, почему это происходит.

Не нужно после первой же истерики бежать к воспитателям и на повышенных тонах разбираться, почему ребёнок не хочет ходить в детский сад: вам наверняка скажут, что это естественная реакция большинства малышей. На самом деле это не так. И первым шагом должен стать анализ ситуации изнутри: поговорите со своим чадом, понаблюдайте за его поведением дома, предложите нарисовать его пребывание в садике. Всё это позволит выяснить, что с ним происходит. Давайте рассмотрим самые частые и распространённые причины.

  • Трудности в общении с другими детьми

Это может произойти из-за внутренней замкнутости или избалованности самого малыша. Возможно, с ребёнком не хотят дружить в садике из-за того, что у него есть проблемы с речью или патологии внешности, к которым так восприимчивы дети (заячья губа, отсутствие волосяного покрова, обширная пигментация или шрамы на лице и т. д.).

  • Неготовность ребёнка посещать детский сад

Если родители не приучили его к режиму дня (кушать и спать по времени), к послушанию (нужно соблюдать определённые правила поведения, уважать взрослых), общению с другими детками, он не захочет подчиняться всему этому и ходить в садик. Если раньше он вёл вольную и беззаботную жизнь, то любые рамки будут вызывать у малыша протест и истерику.

  • Новый детский садик

Это тоже частая причина, почему ребёнок не хочет ходить в садик. Он может скучать по старым друзьям и воспитателю, к которым он привык. В новой группе отношения могут быть настолько сформированными, что он туда просто не сможет вписаться.

  • Отношение воспитателя к ребёнку

Всё чаще родители считают именно этот фактор главной причиной, почему их чадо не хочет по утрам отправляться в садик. И хотя на самом деле это оказывается именно так только в 30% случаев, не нужно исключать такое развитие событий. Если воспитатель - жёсткий, авторитарный, слишком требовательный, позволяющий грубость и даже рукоприкладство в отношении деток, эту проблему придётся решать кардинально. Ведь ваш малыш просто боится идти в группу к такому человеку.

  • Непривычная обстановка

Новые вещи, чужие лица, незнакомые помещения - некоторые дети очень остро реагируют на всё это: они хотят остаться дома, в родной обстановке. Результат - вцепиться в домашний халат родной мамочки и наотрез отказаться идти в садик.

  • Проблемы дома, в семье

Нередко причина, почему малыш не хочет идти в садик, заключается вовсе не в этом детском учреждении, а в страхах и переживаниях ребёнка по поводу того, что происходит у него в семье. Развод родителей, смерть кого-то из близких, рукоприкладство дома, частые ссоры отца и матери - всё это может выливаться в утренние истерики и слёзы. Детский сад здесь - всего лишь прикрытие более глубокой депрессии, которая происходит внутри малыша.

  • Отказ от конкретных мероприятий

Иногда малышу не нравится в садике что-то конкретное, поэтому протест может быть направлен на определённый пункт режима дня:

— воспитатели жалуются на то, что он не хочет есть, отказывается садиться за стол, разбрасывает пищу вокруг себя;

— кроха не хочет спать в дневное время, мешая другим, бегая по спальне или просто тихонько плача в своей кроватке;

— ребёнок не хочет заниматься в детском саду рисованием, лепкой и другими программами, которыми сейчас перенасыщено пребывание в этом детском учреждении.

Ориентируясь на данные факторы, постарайтесь выяснить, почему ребёнок не хочет ходить в садик: что послужило поводом для утренних истерик. Если у вас не получится это сделать, решить данную проблему будет практически невозможно, если только с помощью сеансов у психолога. Если же вы точно знаете, что случилось, нужно будет действовать, исходя из выясненных обстоятельств. Но здесь ещё нужно учитывать и способы, с помощью которых ребёнок выражает свой протест.

Полезный совет. Не стоит задавать ребёнку вопрос в лоб: «Почему ты не хочешь идти в садик?» Он вряд ли правильно и грамотно сформулирует причину. Нужен более гибкий подход, в соответствии с советами психологов.

Способы выражения протеста

Если ребёнок не хочет идти в детский сад, он обязательно покажет это своим родителям. Причём у всех это будет выражаться совершенно по-разному. Протесты могут быть очень явными, а могут протекать скрытно. Задача родителей - вовремя распознать и те, и другие.

Словесная форма протеста

Ребёнок не скрывает того, что он не хочет идти в садик. Проговаривать он это может по-разному:

  1. Спокойно, идя домой или перед сном: чаще всего так бывает, когда в группе произошёл какой-то частный, единичный конфликт, о котором малыш со временем забудет, так что не стоит акцентировать на этом внимание.
  2. Это будет высказываться ежедневно, с надрывом, по утрам чаще всего, и сопровождаться слезами, криками, истерикой.

Если в первом случае нужно лишь переждать, пока в ребёнке перестанет говорить обида, то во втором придётся предпринимать срочные меры.

Истерика

Нежелание ходить в садик нередко выражается истерикой, симптомы которой хорошо знакомы многим родителям:

  1. Ребёнок громко кричит, что не хочет идти в детский сад, при этом ничего и никого не замечая вокруг, не реагируя на слова и утешения родителей.
  2. Начинает всё кидать, топать ногами, махать руками, даже биться головой об пол или стену, не чувствуя при этом боли.
  3. Громко, истошно плачет, рыдает, слезы текут «ручьём», смотрит обиженно, исподлобья.

Подобная истерика требует мгновенной реакции родителей. Во-первых, нужно срочно выяснять причину, почему ребёнок так категорически не хочет идти в садик. Во-вторых, это болезненное состояние, которое требует лечения. Малыша придётся показать психологу или психотерапевту.

Плач

Если ребёнок по утрам плачет, не хочет идти в детский сад, но до истерики дело не доходит, нужна сначала - беседа с самим крохой, а потом - с воспитателем.

Скрытые формы протеста

Гораздо проще, если ребёнок не хочет ходить в садик и показывает это своим поведением или говорит об этом открыто, потому что родители об этом знают и могут предпринять какие-то меры. Гораздо сложнее, когда об этом приходится только догадываться. В помощь родителям - симптомы подобного скрытого протеста:

  • ребёнок постоянно тянет время по утрам, собираясь в садик;
  • придумывает любые предлоги, чтобы туда не идти: «у мамы выходной сегодня», «с ним может посидеть бабушка», «он заболел», «куколок не с кем оставить», «плохая погода» - детская фантазия бывает без преувеличения безграничной;
  • по утрам у него нет настроения, хотя в открытую он не говорит, что не хочет идти в садик, тогда как из него он бежит вприпрыжку;
  • в своих рисунках он раскрашивает детсад в чёрные тона, в ролевых играх, которые он обыгрывает это учреждение, всегда присутствует конфликтная ситуация;
  • у ребёнка может , начаться бессонница.

Если ребёнок не хочет в садик, внимательные и заботливые родители обязательно увидят это, даже если формы протеста будут скрытыми. Есть ряд мероприятий, которые помогут вам решить эту проблему. Помните: переход в другое детское учреждение не всегда помогает. Посмотрим, что психологи советуют в той или иной ситуации.

Имейте в виду. Чем быстрее вы распознаете проблему и возможные причины, почему ребёнок не хочет ходить в садик, тем легче будет с ней справиться.

Предлагаемые меры

Итак, что делать, если ребёнок не хочет ходить в садик, проявляя свой протест в самых различных формах.

Выяснение причин

  1. Поговорить с ребёнком. Забирая его из садика, обязательно спрашивайте, как у него прошёл день. В таком разговоре он может рассказать, кто его обижает из детей или что воспитатель слишком громко кричит. В 80% случаев этого достаточно, чтобы выявить причины, почему он не хочет туда ходить.
  2. Поговорить с воспитателем: спокойно, вежливо, без повышенных тонов и претензий. Так вы узнаете мнение взрослого человека, на попечении которого находится ваш малыш в садике. Выслушаете советы с его стороны и сделаете свои выводы по поводу роли воспитателя в жизни вашего ребёнка.
  3. Поговорить с родителями: если у большей части группы по утрам наблюдаются истерики и слёзы по поводу садика, пора созывать родительское собрание и выяснять причины такого поведения детей.
  4. Попросить ребёнка нарисовать садик. Если картинка будет живой, яркой и радостной, настоящая причина его истерик лежит вне садика: скорее всего, дома, в отношениях с родителями. Если же на рисунке преобладают тёмные тона, кто-то плачет, ссорится или ругается, пора навестить воспитателя или показать рисунки психологу.
  5. Попросить у воспитателя результаты занятий, которые проводятся в садике. Если у малыша не получается лепить или рисовать, читать или что-то мастерить, нужно будет позаниматься с ним дополнительно дома, чтобы он не чувствовал себя ущербно по сравнению с остальными детками.

Устранение причин

  1. Если ваш ребёнок с трудом сходится с другими детьми, выходите с ним чаще на улицу, старайтесь разорвать круг его замкнутости, социализировать его всеми доступными методами. Учите его жить в коллективе, социуме, обществе.
  2. Перестаньте потакать ему и баловать его.
  3. Режим дня ребёнка дома и в садике должны максимально совпадать по времени приёма пищи и .
  4. Воспитывайте своё чадо так, чтобы он слушался старших, понимал субординацию с малых лет.
  5. Если причина, почему ваш ребёнок не хочет ходить в садик, - в некомпетентности воспитателя, которая касается всех детей в группе, нужно высказывать своё неудовольствие руководству садика и добиваться переназначения.
  6. Если это личный конфликт ребёнка и воспитателя, с последним нужно поговорить. В случае нерешения проблемы путём беседы придётся менять детский сад.
  7. Если есть такая возможность, постарайтесь хоть один день провести вместе с ребёнком в садике. Объективную картину, конечно, вы не увидите, так как тот же воспитатель при вас будет вести себя по-иному. И всё-таки вы сможете уловить, что именно не устраивает вашего кроху в группе.

Устранение патологий

  1. Исправляйте дефекты речи своего ребёнка, которые мешают его социализации и занятиям в садике. Запишитесь к логопеду, если есть такая необходимость.
  2. При наличии каких-то патологий (ДЦП, олигофрения, синдром Дауна, проблемы со слухом или зрением и т. д.) не нужно настаивать на пребывании в детском саду для обычных детей. Если в городе имеются специализированные детские дошкольные учреждения, работающими с такими детками, как у вас, лучше отдать своего кроху туда.
  3. Если ваш малыш очень чувствителен и эмоционален, и именно поэтому не хочет ходить в садик, потому что ему там некомфортно, ему нужна спокойная обстановка, дружелюбная атмосфера. Запишите его на приём к психологу, который подскажет, что делать в той или иной ситуации. Слушайте с ним по вечерам классическую музыку, оберегайте его от стрессов.
  1. Старайтесь не менять садик, если ребёнок хочет его посещать и ему там нравится.
  2. Если малыш начал устраивать истерики по поводу того, что он не хочет ходить в детский сад, не следует на него срываться. Напротив: если родители ведут себя спокойно, то и он перестанет нервничать.
  3. Не позволяйте ребёнку становиться свидетелем ссор взрослых. Развод родителей никак не должен его коснуться.

Так что, если ребёнок не хочет ходить в детский сад, нужен полноценный, комплексный анализ того, что происходит с ним в группе, как к нему относятся другие дети и воспитатель. Но не всегда причиной такого поведения малыша становится его окружение и внешние факторы. Зачастую проблема кроется либо в нём самом, либо в обстановке дома. Поэтому родители не всегда объективно оценивают ситуацию. Чтобы такого не случилось, самый оптимальный вариант - обратиться за помощью к детскому психологу, который посоветует, что нужно сделать для решения этой актуальной проблемы.