Отчет по экологии в доу краткий. Годовой отчет по экологическому воспитанию в средней группе (по педагогическому наследию В.А


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Морозовская основная общеобразовательная школа

Отчет по экологическому воспитанию обучающихся в МБОУ: Морозовская ООШ за 2014-2015 уч. год

Выбор экологического направления в деятельности МБОУ: Морозовская ООШ хутора Морозов Волгодонского района Ростовской области был обусловлен, как местом расположения населенного пункта и школы, так и с ухудшением экологической ситуацией в стране и в Ростовской области. Наш хутор расположен недалеко от реки Дон. В области и районе находится большое число предприятий различного направления с высоким научным потенциалом. На территории области находится Ростовская атомная станция.

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность.

Следовательно, одной из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности обучающихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе.

Успех экологического образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.

Экологизация образовательного процессавключает в себя:

1. Предметные недели

2. Проведение интегрированных уроков по разным предметам;

3. Проведение классных часов и внеклассных мероприятий;

4.Организацию исследовательских проектов;

5. Анкетирование школьников;

6. Проведение экологических акций;

7.Изготовление стендов и стенгазет;

8. Выставки поделок из природных материалов;

9. Выставки рисунков;

10. Фотовыставки;

11. Конкурсы и игры, соревнования, КВН;

12. Демонстрацию презентаций, экологических представлений и т.д

Все эти формы обучения направлены на формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе.

Формирование экологической культуры является необходимым компонентом всех основных направлений воспитания.

Воспитательная работа в школе ведется по разным направлениям. Экологическое направление представляет отряд «Эколог», члены которого отвечают за санитарное состояние классов, контролируют дежурство в школе, классе, помогают в организации экологических мероприятий, акций, субботников, экскурсий, походов.

Экологический календарь МБОУ: Морозовская ООШ

на 2015 год

п/п

Дата

Форма проведения

Мероприятия

Цели занятия

Классные часы 1-9 кл.

«Лес – наше богатство»

Помочь в формировании основ экологической культуры детей и активного подхода к решению экологических проблем.

Классные часы 1-9 кл.

«Берегите животных»

Развивать познавательный интерес, внушать детям симпатию к братьям меньшим и отвращение к жестокости, к бездушному отношению к живым существам;

содействовать воспитанию у учащихся доброты, чуткости, внимания и уважения, формировать уважительное отношение к миру животных.

Конкурс рисунков

«Братья наши меньшие»

Природа Донского края

Классные часы 1-4 кл

«Прекрасный мир природы» «Природа Донского края»

Воспитывать в детях любовь к природе своего края.

уборка пришкольного участка

Выставка конкурс

Библиоте- чные выставки

красочные книги о природе, энциклопедии для детей, художественные произведения, журналы,

Познакомить обучающихся с книгами о природе, энциклопедиями для детей, художественными произведениями, журналами рассказывающими о красоте и экологических проблемах родного края.

ков и националь

ных парков

Классные часы 1-9 кл.

«Земля – наш общий дом»

Цель: сформировать экологически - грамотное отношение детей к природе.

«Давайте экономить воду…» 1-9 кл.

Цель: изучить способы экономного использования воды в школе и дома, пропаганда экономного использования воды среди обучающихся нашей школы.

«Помоги птице».

В ходе акции дети собирают корм для птиц, изготавливают скворечники

Классные часы

«Космос, что я знаю о нем?»

формировать представление детей о планете Земля, о других планетах солнечной системы. Рассказать об экологических проблемах человечества, связанных с космосом»

Классные часы.

«Берегите, Землю!»

Цель: 1) познакомить с историей праздника.

2) развивать экологическую грамотность.

3) воспитывать бережное отношение к природе

Конкурс поделок из бытовых отходов

«Вторая жизнь пластиковой бутылки»,

«Чистая планета»

Озеленение пришкольного участка. 5-9 кл

Цель: создание благоприятных условий для экологического, нравственного, трудового воспитания обучающихся через совместную деятельность детей, родителей и педагогов по благоустройству и озеленению пришкольного участка.

охранные

«Сделаем чище берег

реки Дон»;

Выпуск школьной экологической газеты по календарю экологических дат

В рамках предметной неделипроведен интегрированный урок по биологии, географии и химии «Вода – главный источник жизни» (Учитель биологии Данильчик Е.В., учитель химии и географии Тюнина Н.В.), на котором были рассмотрены экологические проблемы нерационального использования воды.

Для формирования целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём в 1-4 классах на занятиях внеурочной деятельности введён курс «Доноведение». В течение года ребята выполняют экологические проекты, исследовательские работы.

Внеурочная деятельность «Доноведение».

В школе функционирует кружок «Юный эколог» (учитель Тюнина Н.В.), главной целью которого является формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.

На занятиях кружка осуществляется анализ экологической ситуации в хуторе и районе, области раскрываются и развиваются творческие, интеллектуальные способности обучающихся.


Занятия на кружке «Юный эколог»

Обучающиеся 5-6 класса Тюнина В. и Басова С. приняли участие в муниципальном этапе всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета» и врегиональном социально-экологическом конкурсе «Создание галереи Донской природы» Тюнина В.

Наибольший интерес вызываете обучающихся осуществление проектов, с которыми они регулярно участвуют в научно-практических конференциях.

Муниципальный этап регионального конкурса научно-исследовательских работ «Моя Родина- Донская земля» Данильчик Наталья 8 класс 3 место. Руководитель: Данильчик Е.В.

Районная научно-практическая конференция «Поиск и творчество – 2015», номинации «Духовный мир современной молодежи»

Бордачев В., Ермаков А.

ученики 9 класса.

(учитель биологии Данильчик Е.В.)

Деятельность экологического кружка «Юный эколог»

Экологические субботники и акции


В школе функционирует кружок «Волшебная кисточка» для обучающихся 1-4 и 5-6 классов.

В муниципальном этапевсероссийского конкурса детского социального рисунка «Лес боится огня» обучающиеся Цуман Дарья 1 класс, Тюнина Виктория 5 класс, Купчик Екатерина 5 класс получили дипломы участников.

.

Победители открытого конкурса «Мир безопасности»в г. Ростов- на –Дону

Купчик Екатерина 5 класс 2 место, Тюнина Виктория 5 класс 3 место. Руководитель: Бриж Ж.В.

С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование обучающихся. В определении уровня воспитанности используется методика Степанова П.В., Капустина Н.П. по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.

Предлагаемые материалы помогут в определении уровня воспитанности и саморазвития своих воспитанников.

Проведенное анкетирование участников воспитательного процесса (10 –педагогов, 79 – обучающихся, 66 – родителей) показало:

Что изучает “экология”? – затруднились ответить 6 % интервьюируемых;

Являюсь ли я экологически культурным человеком? – отрицательный ответ дали 11 %;

Хотел бы я активно участвовать в экологических мероприятиях? – положительный ответ дали 93%

Характеристика уровня воспитанности обучающихся 1-9классов

Критерии

I ступень (1-4 классы)

II ступень (5-9 классы)

1-9 классы (по школе)

Эрудиция

Отношение к природе

Отношение к обществу

Эстетический вкус

Отношение к себе

Уровень воспитанности

Сравнительная характеристика динамики уровня воспитанности обучающихся 1-9классов

2015-2016

Показателями результативности также могут служить:

· количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ;

· участие школьников в экологических конкурсах;

· практическая включенность детей в экологическую деятельность школы.

Наше время требует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Наша задача, как педагогов – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие экологические проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Мы должны научиться жить в гармонии с природой и научить этому нашей детей. Равнодушию не должно быть места!

Отчет подготовила учитель географии: Тюнина Н.В.

«Единственно подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы»
И.Г.Песталоцци

Введение.

Природа окружает ребенка с ранних лет. Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учиться рассуждать, рассказывать, описывать. Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.

Современные проблемы взаимоотношений с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимание необходимости реализации принципов устойчивого развития. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации конвенции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Концепция формирования гражданина нового Башкортостана включает в себя и экологическое направление, призывающее к сохранению и восстановлению природного многообразия и генофондов народов Башкортостана и достижения безопасной для окружающей среды производственной деятельности общества. Экологическая культура гражданина нового Башкортостана всецело опирается на осознанные взаимоотношения с миром сообразно его естеству. Формировать экологическое мировоззрение нужно в первую очередь у наших детей.

Чтобы познавательное развитие ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное педагогическое руководство этим процессом.

Поэтому мы в своей работе уделили внимание следующим вопросам:

  • Понимание ребенком самоценности природы.
  • Осознание ребенком себя как частицы природы.
  • Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения: происходит «цепная реакция».
  • Первоначальное овладение детьми обобщенными способами действий в постижении смысла физических явлений.
  • Обучение азам элементарной экологической безопасности.
  • Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту.
  • Формирование экологической грамотности поведения в быту и в природе.
  • Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка).
  • Воспитание у детей активной жизненной позиции.
  • Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.

Научные основы опыта.

Базисная программа «Истоки», определяет основные линии развития ребенка в ДОУ. Познавательное развитие детей является одной из основных линий развития и предполагает знакомство ребенка с природой.

В нашем дошкольном учреждении с 2001года апробирована и введена программа «Юный эколог». Автор программы Николаева Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования.

В основе программы лежат теоретические и практические исследования в области экологического воспитания дошкольников, проводимые автором на протяжении многих лет. С 1993года программа широко апробируется в различных регионах России. Она имеет обстоятельное методическое обеспечение, в том числе разработки по созданию эколого-педагогической среды в ДОУ и разработки конкретных технологий для практической работы с детьми разных возрастных групп. Основная цель этой программы состоит в том, что, кем бы ребенок не стал в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.

Данная авторская программа понравилась тем, что акцент делается на развитии у детей элементарных, но вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях. «Мы учим понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания, т.е. невидимые ниточки природы».

Сущность опыта, его технология.

Познавательное развитие детей предполагает решение следующих задач:

  • расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире,
  • формирование способов и средств познавательной деятельности,
  • развитие способности видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.

Решение этих задач в процессе экологического воспитания, а также содержание и условия педагогической работы представлены в программе «Истоки» в разделе «Природа и ребенок».

Все обучение и воспитание детей происходит на объектах ближайшего природного окружения. Детский сад находится в непосредственной близости к парковой зоне и реке Белая. Чтобы помочь ребенку ориентироваться в природе и усвоить правила общения с животными и растениями, мы создали в детском саду достаточно богатую эколого-развивающую среду – в помещении и на участке: Птичий стол, экологическая тропа, экологические центры в группах.

В экологических центрах с учетом условий, необходимых для жизни растений комнатные растения. В уголках природы дети наблюдают, трудятся. В особых ситуациях они служат местом для нервно-психической разгрузки детей и взрослых.

В процессе экологического воспитания детей используем следующие формы и методы:

  • наблюдение, циклы наблюдений,
  • моделирование (календари природы)
  • экологические занятия
  • кружок по детскому экспериментированию «Хочу все знать»
  • экскурсии, походы, маршруты в природу
  • игровые обучающие ситуации (ИОС)
  • различные игры экологического содержания
  • труд в природе
  • «Панорама добрых дел»
  • экологический музей
  • изготовление книг
  • природоохранные акции
  • экологические праздники и развлечения

С детьми проводятся различные виды наблюдений, а длительные явления и события, происходящие в окружающей природной среде отражаем в графических моделях (календарях природы).

Работа с календарем погоды упорядочивает сезонные представления детей: ежемесячно одну неделю они ведут наблюдения за погодой и отмечают ее в календаре. Это развивает их наблюдательность, образное мышление, умение пользоваться символами. В конце каждого сезона склеиваем в гармошку три страницы календаря, создавая графическую модель, которая помогает обобщить признаки осени, зимы, весны.

Зимой ведем календарь наблюдений за птицами. Фиксируем разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком). Заполняли календарь один раз в две недели. Дети познакомились с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика и поведения.

Также очень занимательными для детей являются наблюдения за ростом и развитием растений. Моделирование также осуществляем с помощью рисунков. (См. Приложение «Календари»)ек/

Педагогический процесс строим так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний. Этим требованиям отвечает, прежде всего такая форма педагогической работы, как циклы наблюдений , которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни.

Отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений, за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте – его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является, и его протяженность во времени – распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1 – 3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно. И, наконец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.

Помимо наблюдений проводятся экологические занятия четырех типов: первично-ознакомительные (дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы), углубленно-познавательные (показ детям причинной связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям), обобщающие (у детей формируются обобщающие представления об однотипных объектах или однородных явлениях природы), комплексные (в занятии на одну тему могут быть объединены различные задачи и разные виды деятельности детей). Экологические занятия включены в сетку познавательных занятий, а при подготовке пользуюсь пособием С.Н.Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Для того чтобы занятия отражали региональный компонент образования, опыт наших детей, уровень их развития вношу в занятия некоторые изменения. Например: «Сколько нам нужно воды?», «От нас природа тайн своих не прячет», «Обитатели воды – рыбы», «Заповедники Башкортостана», «Жемчужины природы Башкортостана» (о реках, озерах, водопадах), «Похвальное слово башкирской лошади», «Башкирская пчела».

Вариантом комплексного занятия являются экскурсии и походы в природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на воздухе, развивают нравственные качества, если в занятие включены природоохранительные мероприятия. Провели экскурсии в «Музей леса», «Ботанический сад», «Выставка кактусов», «Зимний сад в ДК «Химиков», «Зимний сад ДОУ № 279», а также сезонные экскурсии к реке и в парковую зону. После возвращения с экскурсий дети зарисовывали свои впечатления, с помощью взрослого записывали высказывания и рассказы. Собрав рисунки и рассказы, составляли альбомы, книги.

Маршруты экскурсий и походов в природу имеют большое сходство с экологической тропой : намечается экологически значимые объекты, составляется карта- схема и описание маршрута, общая протяженность которого не должна превышать 1 – 1,5 км. Разработала следующие маршруты: «Деревья на нашей улице», «Ландшафт поверхности земли». По этим маршрутам проводили экскурсии в разное время года и дети отмечали изменения происходящие с объектами. (См. Приложение «Маршруты в природу»)

Для того, чтобы дети могли успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения, у них развивались способности к начальным формам обобщения, умозаключения и абстракции, осуществляемой не в понятийной, а в основном наглядно – образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами, в ДОУ разработана программа кружковых занятий по детскому экспериментированию «Хочу все знать».

В ходе экспериментально- познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающим и в воду предметами (тонет — не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самостоятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Это и стало поводом для создания программы экспериментирования. Эксперимент, специально организованный педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Программа предполагает –15 занятий, 1 раз в неделю, продолжительностью

минут. Разработаны конспекты занятий, подобран наглядный материал. В планах дальнейшей работы составление перспективного плана занятий детским экспериментирование в старшей группе.

Для организации детской экспериментальной деятельности в группах старшего дошкольного возраста оборудованы центры экспериментальной деятельности. В них имеется необходимое материально-техническое оснащение:

Наглядные картинки и фотографии по темам

Репродукции картин времен года

Термометры, линейки, метр

Салфетки, ножницы, нитки, булавки, гвозди, скрепки

Стаканы, ванночки, формы для замораживания

Воронки, мерные ложки, стеклянные палочки

Различные виды часов

Глобус, модель Солнца и Земли

Карта полушарий, большой атлас Земли

Различные энциклопедии

Спиртовка

Предметы из стекла, пластмассы, натурального и окрашенного дерева,

различных металлов

Образцы почвы, глины, песка, камней

Цветные карандаши, фломастеры

Зеркала различной формы, увеличительные стекла

Различные магниты

Резиновые перчатки

Кружковые занятия проходят по учебно-игровой модели , в которой используются следующие методы и приемы:

— экспериментальные игры типа «Тонет — не тонет», «Хотела галка пить…», «Мыльные пузыри» и т.п.;

— действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;

— наблюдение природных явлений в реальной жизни побуждает к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений;

— рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне;

— использование энциклопедических данных повышает интерес к обсуждаемой проблеме;

— драматизация: ребенок берет на себя роль то Незнайки- Почемучки, то роль экспериментатора, умеющего все объяснить.

А так же по экспериментально-исследовательской модели . В ней используются следующие приемы и методы:

— вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;

  • схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
  • вопросы помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
  • метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.

Фиксация фактов и результатов проходит в форме моделирования- с помощью календарей или дневников наблюдений.

Подобное экспериментирование создает прочную эмпирическую основу понимания природной зависимости. Осмысление характера взаимосвязи живых существ с окружающей средой, происходит на заключительном этапе экспериментирования – специальном занятии. Обсуждение идет в определенной последовательности, а именно: состояние объектов в начале эксперимента (одинаковое); состояние объектов в конце эксперимента (разное); сопоставление условий эксперимента, выявление одинаковых и различающихся факторов внешней среды; умозаключение о зависимости различного состояния объектов в конце эксперимента от воздействия разных внешних условий.

Мною разработан план кружковых занятий по детскому экспериментированию для детей старшей группы. В дальнейшем планирую обобщить опыт работы на педагогическом совете и утвердить его как план кружковой работы.

Так же в работе используются игровые обучающие ситуации (ИОС):

  • с игрушками-аналогами (пластиковые елочки, грибочки, фрукты и овощи, фигурки рыб и животных или картинки, которые сравниваются с живыми объектами),
  • литературными персонажами (герои сказок приходят к детям и участвуют в самых различных мероприятиях, могут выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака) ,
  • ИОС типа путешествий (путешествия – это собирательное название различного рода игр в посещения зоопарка, музея, в экскурсии, походы, экспедиции, поездки). Дети нашей группы с удовольствием играют в сюжетные игры «Путешественники», «Туристы».

Развивать положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения , направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Используем и другие виды игр. Например:

  • дидактические игры : «Кто где живет?», «Экологическая пирамида», «Круговорот воды в природе», «Что где растет?», «Угадай правило», «Найди пару и назови», «Семена и листья», «Кольцо Луллия», «Жизненный цикл лягушки (рыбы, дуба, гороха)» и др.
  • словесно-дидактические : «Закончи предложение», «Загадки описания», «Что бывает зимой?», «Летает – не летает», «Рыба – речная или морская» и т.д.
  • подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Найди дерево», «У медведя во бору», «Перелетные птицы», «Огонь, земля, вода, воздух», «Медный пень» и др.

В старшей группе самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным дежурство детей в уголке природы.

Дежурство в уголке природы заключается в следующем:

  1. Осмотр комнатных растений.
  2. Практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий
  3. Заключительное кратковременное наблюдение за растениями во вновь созданных благоприятных условиях внешней среды.

Оснащен уголок для дежурства: сшиты фартучки, тряпочки, приобретены опрыскиватели, совочки, рыхлители, сито, веники, щетки, лейки.

Дежурства в уголке природы организуем как совместную деятельность одних и тех же детей в течение нескольких дней. За это время дети способны понять смысл и значение обязательного ухода за объектами природы, приобретают начальные практические навыки.

После того, как дети обретут первые умения и навыки, и будут хорошо знать объекты труда — время от времени организуем коллективный труд. С подгруппой детей (5-10 человек) организуем «генеральную уборку» в уголке природы.

Много трудовых мероприятий происходит и на участке детского сада. На огороде знакомимся с различными овощами и даже выращиваем семена, поливаем, удобряем, полем, а в конце лета собираем урожай. На цветнике осенью собирали семена, сшили хлопчатобумажные мешочки для их хранения. Наблюдали и участвовали в посадке цветов, в процессе которой узнали, как размножаются луковичные и клубневые растения. В зимнее время организуем «огород на подоконнике» — сеем овес для животных. Так как они нуждаются в витаминах особенно зимой и весной, когда еще нет зелени. В ящике весной дети сеют семена огородных культур: петрушки, укропа, помидоров, огурцов, наблюдают за их ростом, поливают, рыхлят, пересаживают в открытый грунт.

Мы исходим из того, что труд в природе – это, прежде всего, гуманное отношение ко всему живому, что окружает ребенка, это понимание благополучного или неблагополучного состояния растений, это – желание, чтобы им было хорошо и комфортно. И только во вторую очередь труд в природе – это правильные действия и операции с предметами ухода и оборудованием.

Чтобы помочь детям понять смысл бережного отношения к природе, смысл средообразующей роли различных трудовых действий в уголке природы, на участке, в парке, лесу, направленных на создание или поддержание хороших условий для растений и животных ближайшего окружения, ежегодно ведем «Панораму добрых дел». Этот педагогический прием побуждает в детях инициативу, элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу о живых существах с которыми дети вступают в контакт.

В старшей группе панорама изображаем в образе солнца. У каждого ребенка свой лучик, на котором наклейками мы отмечаем хорошие добрые дела каждого ребенка. В подготовительной группе панорама имеет несколько рубрик: 1)хорошее дежурство в уголке природы; 2) изготовление плакатов к акциям; 3)развешивание плакатов; 4) активность и инициатива в зимней подкормке птиц; 5)хорошие дела дома (с растениями, животными, на прогулках в природе); 6) любые хорошие самостоятельные поступки детей, их инициатива; 7) интересные наблюдения в природе; 8) самостоятельное выращивание растений; 9) природа в детском творчестве. Последняя графа – это подведение итогов: количество набранных каждым ребенком похвальных очков. Для обозначения добрых дел используем символические рисунки.

Нередко дети, их родители и сотрудники приносили в детский сад, найденные на отдыхе или в поездках необычные природные «сувениры». Таким образом, за короткий период в детском саду была собрана коллекция необычных экспонатов живой природы, которая и привела к мысли о создании музея природы . Лучшим украшением его стали коллекции раковин с южных морей, минералов с башкирских гор, дары леса, богатство полей и лугов. Постепенно были определены разделы музея: «Природа нашего края», «Экзотические природные явления», «Природоохранная деятельность детского сада», «Настенные панно».

Первая экспозиция – это фотографии, картины, рисунки, гербарии, открытки, книги, буклеты, на которых представлен растительный и животный мир Республики Башкортостан.

Второй отдел – это овеществленные впечатления детей и взрослых о природе далеких мест. Экспонаты, дополненные рассказами очевидцев вызывают интерес детей к незнакомым явлениям природы.

Третья экспозиция – это своего рода иллюстративная история природосозидательной деятельности детского сада: фотоальбомы, видеофильмы, в которых отражены экологические субботники, акции, прогулки в природу, зимняя подкормка птиц, праздники и многое другое.

В Четвертой экспозиции представлены две близкие и понятные детям темы: «Лес и его значение в жизни человека», «Вода в природе и жизни человека», «Волшебные превращения», «Путешествия капелек» (круговорот воды», оформленные в виде настенных панно.

Наглядные пособия помогают формировать у детей первоначальные представления о цикличности природных явлений, о том, что в природе ничего не исчезает бесследно.

Интересным и эффективным методом является изготовление экземпляров книг «Экология в картинках» . Для этого после прочтения каждого рассказа дети рисуют иллюстрации к его содержанию. Сам рассказ печатается на машинке. Титульный лист, напечатанные рассказы и детские иллюстрации к ним собираем в скоросшиватель. Дети демонстрируют эти книги как результат совместных усилий, коллективно приобретенного интереса к явлениям природы.

Так же как и самодельные книжки мы оформляем детские рисунки по речевым логическим задачам , описанными в пособии Н.Ф.Виноградовой «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой». Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Этот методический прием развивает важнейший «признак мышления» — способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Дети определяют и формулируют связи, закономерности, условия.

Например, весной много цветущих одуванчиков, дети собирают маленькие букетики, но не замечают особенности этого цветка – не замечают, что утром его лепестки раскрываются, а вечером закрываются. Что бы они обратили внимание на такое интересное явление, детям предлагается послушать первую часть рассказа М.Пришвина «Золотой луг». Затем в течение нескольких дней детям предлагается понаблюдать за тем, как, когда и почему изменяется цвет газона на котором растут одуванчики. Дети замечают, что цветы каждый вечер закрываются, а утром снова раскрываются. Слушание конца рассказа М.Пришвина подтверждает правильность детских рассуждений. (См. Приложение «Загадки природы»).

Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции , в которых участвуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители.

Зимой перед Новым годом проводим акцию «Живая елочка – зеленая иголочка». Сначала была проведена беседа о зеленой красавице, затем цикл наблюдений за ней. Потом предлагаем детям нарисовать плакаты, на которых они изображают свое бережное отношение к елочке: какая она красивая, пушистая, стройная и как жалко смотреть на нее, когда ее срубят и остается один пенек.. Дети предлагали вместо живой елки украшать искусственную, они с любовью выполнили рисунки, потом мы ходили и развешивали эти рисунки – плакаты в общественных местах. Весной провели акцию «Берегите первоцветы», в которой дети призывали беречь первые весенние цветы.

Значение акций в экологическом воспитании чрезвычайно велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения.

Традиционными стали экологические праздники и развлечения , где закрепляются результаты работы с детьми. Традиции взаимодействия с природой у народов, населяющих наш край уходят в далекое прошлое. Изучая материалы этнопедагогического наследия разных народов живущих на башкирской земле, и, прежде всего коренного народа, исстари живущего в гармонии с природой мы в своей практической деятельности стараемся познакомить детей с традициями и обычаями разных народов, связанными с миром природы и воспитывающими почтительное, доброе и бережное отношение к родной земле.

При проведении праздников опираемся на народный календарь, широко используем народные загадки, пословицы, поговорки, заклички. В праздниках участвуют интересные детям персонажи – Баба Яга, Незнайка, Ученая Ворона, Урман – бабай, девушка Умырзая. Все эти роли выполняют сотрудники. Совместно с музыкальным руководителем проведены экологические и фольклорные праздники: «Новый год около живой елки», «Осенины», «Грачиная каша», «Масленница», «За талой водой», «День Земли», «Где живет Урман-бабай?». Все члены нашего коллектива во время праздников переживают, испытывают радость, удовольствие, чувствуют единение с детьми, сотрудничество.

В деле экологического воспитания детей не оставляем в стороне родителей, ведь только совместными усилиями мы можем решить нашу главную задачу – воспитание гражданина нового Башкортостана, человека экологически грамотного, который будет жить в 21 веке. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем следующие формы – родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, постер — стенды, субботники, ярмарки, «Дни открытых дверей», игры – викторины, акции, праздники. Так например, совместно с родителями была организована игра «Наши корреспонденты». Дети с помощью родителей (из средств массовой информации и книг) узнавали о событиях происходящих в природе: наводнения, землетрясения, лесных пожарах, засухе, рождение редких животных, экологические катастрофы и др. Затем дети рассказывали об этом ребятам в группе. Каждое сообщение отражалось на «экране ТV» наклейкой «микрофон». В таких мероприятиях дети сближаются с родителями, что положительно сказывается на воспитании детей. Порой и сами родители учатся у детей взаимоотношениям с природой, друг с другом, со взрослыми.

Диагностика знаний и отношений детей к природе.

Специально проведенная диагностика позволяет более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать сдвиги в экологической воспитанности каждого ребенка. В программе «Юный эколог» основными категориями являются две – «экологические знания» и «отношение», при этом ведущей и более широкой является вторая. «Отношение» аккумулирует в себе знания и эмоции одновременно, содержат интеллектуальный и чувственный компоненты. Диагностику проводим два раза в год – в начале и в конце учебного года. Для выявления «экологических знаний» используем игры: «Экскурсия по уголку природы», «Экскурсия по участку д/сада». Детям задается ряд вопросов, разница ответов отражает разные объем и содержание знаний, которые дети приобретают в каждом возрасте. Выявляя отношения детей к природе, кроме длительных наблюдений, мы проводим естественные эксперименты в форме специально организованных ситуаций «Добровольные помощники», «Кончился корм».

Результаты заносим в таблицы и делаем выводы о динамике развития знаний и отношений детей к природе Положительная динамика позволяет сделать вывод об эффективности проведенной работы.

Интересны и результаты анкетирования родителей .

  • 100% родителей знают, что детский сад занимается вопросами экологического воспитания детей и ощущают это по своим детям (они много рассказывают, часто просят завести животное, обращают внимание на окружающую природу, просят вывести в парк или лес, прочитать о природе);
  • поддержка родителями проводимой в детском саду работы проявляется в том, что они приносят корм для животных, интересуются занятиями, участвуют в субботниках, ярмарках, праздниках, акциях; приучают к работе в своем саду, смотрят программы о животных, покупают книги, ездят на природу и т.п.;
  • во всех семьях имеются дома комнатные растения, у 60 % имеются книги и фильмы о природе, у 50 % есть дома животные;
  • у 88% детей есть возможность наблюдать и работать на дачном участке;
  • все 100% родителей стремятся знакомить детей с правилами поведения в природе;
  • на вопрос «Чем вы можете помочь детскому саду по экологии?» затруднились ответить 46% родителей, а остальные 54% предложили конкретную помощь в посадке деревьев, в приобретении комнатных растений, рассады, корма для животных, участие в субботниках и ярмарках.

Анализ анкетирования показал, что сотрудничество с родителями в экологическом воспитании служит повышению эффективности проводимой работы, а также влияет на формирование воспитательных умений родителей, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, результатом углубленной работы по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой является созданная в ДОУ благоприятная обстановка. Атмосфера дружеского взаимодействия взрослых и детей, доверительные отношения с дошкольниками и их родителями. В группах создана обогащенная зеленая зона, эколого-оздоровительные условия проживания детей. У детей выработано экологически правильное поведение при взаимодействии с живыми объектами, которые находятся рядом.

Работа по экологическому воспитанию вызвала необходимость приобретения картин, слайдов, магнитофонных кассет с записью звуков природы, шумами, экологическими сказками, изготовление пособий и муляжей своими силами. Сложности в организации дальних экскурсий решались с помощью родителей и администрации детского сада.

Чтобы повысить свои знания по экологии, профессионализм, стала заниматься подборкой и приобретением литературы биологического и экологического содержания; разработала программу экологического кружка «Хочу все знать!». Так как программа С.Н.Николаевой «Юный эколог» и требования госстандартов национально-регионального компонента по развитию экологической культуры детей близки по содержанию, работа по ее реализации не вызывала особых трудностей.

Тем не менее, хотелось бы продолжить с помощью родителей и сотрудничества с Экологическим центром Орджоникидзевского района создание более обогащенного и разнообразного природного окружения на участке детского сада: посадить молодые деревья и кустарники, разбить фитоогород. В дальнейшем планирую продолжать освоение технологии экологического воспитания детей и совершенствовать мастерство в использовании методов и форм экологической работы с детьми

Название: Творческий отчет по экологии «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ №219
Месторасположение: Башкортостан, г.Уфа

Творческий отчет

по теме

«Воспитание экологической

культуры дошкольников»

Воспитатель МБДОУ ДС №8

Тухватуллина М.В

2015г
Экологическое воспитание дошкольников - новое направление в теории и практике воспитания и обучения. Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать, как формирование бережного и заботливого, осознанно - правильного отношения к природе, которое должно проявляться в поведении детей. Экологическое воспитание, с моей точки зрения, предполагает решение трех взаимосвязанных задач (повышение квалификации педагогов; экологическое воспитание детей; пропаганда экологических знаний среди родителей), которые в сельской местности имеют ярко выраженную специфику, обусловленную, с одной стороны, близостью естественных природных объектов, а с другой - тем, что и жизнь, и трудовая деятельность людей напрямую связаны с природными ресурсами. Дети имеют возможность наблюдать за растениями и животными не только на специально организованных занятиях, но и в процессе повседневной жизни. Они постоянно находятся среди взрослых, которые заняты сельскохозяйственным трудом.

Приступая к экологическому воспитанию дошкольников, я ставила перед собой следующие задачи:


  • Сформировать представление о природе естественной, независимой от человека и его деятельности, и природе культурной , созданной и поддерживаемой трудом человека.

  • Дать понимание того, что любой объект живой природы существует, только пока для этого есть необходимые условия, нарушение которых ведет к его гибели и исчезновению.

  • Показать, как человек использует культурную природу (выращивает и собирает урожай зерна, овощей и фруктов, разводит домашних животных, цветы).

  • Показать, как человек пользуется дарами дикой природы (собирает грибы и ягоды, наслаждается красотой природы), и убедить в необходимости бережного к ней отношения.

  • Сформировать представление о том, что в природе все взаимосвязано, как в цепочке, все звенья которой нужны друг другу и друг без друга могут просто перестать существовать.
Важными задачами экологического воспитания детей также являются:

  • Развитие гуманного отношения к природе.

  • Воспитание готовности трудиться в природе с радостью (сажать и поливать растения, ухаживать за животными).
Каким же образом я воспитывала осознанное и гуманное отношение к природе? Прежде всего, через наблюдения и труд в природе, позволяющий накопить определенные знания и применять их в практической деятельности. Разработала также систему специальных занятий, в ходе которых используются различные игровые приемы, ведение календарей природы, беседы, изодеятельности (разрабатывая конспекты занятий, я использовала литературу С. Николаевой "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста" и занятия по ИЗО В.Н.Волчковой, Н.В. Степановой "Педагогика нового времени", "Мои помощницы - ладошки").

Большую роль в работе с детьми я отвела уголку природы и экспериментальному уголку.

В уголке природы велись ежедневные наблюдения, как за рыбками, так и за комнатными растениями: мы учились с детьми различать цветы по внешнему виду, запоминать названия, показывать и называть их части (листья, цветы, стебли).

Детей младшей группы учила понимать, что цветам нужна вода;
Средней группы - цветам необходимо находиться в земле и для чего это нужно;

Внимание детей старшей и подготовительной групп

обращала на то, что растениям нужен свет (поэтому они стоят на подоконниках), а также на то, как по-разному выглядят зимой комнатные растения и деревья, кустарники за окном. Так дети узнавали, что кроме воды, земли, света, растениям необходимо тепло. Полученные знания закрепляла на нескольких занятиях. Цель таких занятий - формировать желание заботиться о комнатных растениях. Экологическое воспитание не может осуществляться путем какого-то одного средства (например: только лишь наблюдениями в уголке природы). Особое значение для экологического воспитания имеют наблюдения на прогулках, именно на них под руководством воспитателя и самостоятельно дети приобретают экологические знания, применяют их в практической деятельности. Именно на прогулках, в поступках детей, проявляется отношение к природе.

Очень важна в работе с детьми по воспитанию экологической культуры система взаимосвязанных, логично простроенных наблюдений. Для этого я попыталась распределить накопившийся материал (наблюдения, конспекты занятий, экскурсии, опыты) по годам, кварталам (сезонам) в соответствии с конкретным природным окружением детского сада. Нужно помнить о том, что с одним и тем же объектом или явлением надо знакомить детей многократно.

Какие-то глобальные экологические проблемы ни дети, ни воспитатель решить не могут, поэтому обсуждать нужно то, что реально возможно. В моей работе хорошие результаты дали обсуждения реальных ситуаций (сломанные ветки, помятая трава, посаженный в коробку жук, пойманная и убитая бабочка).

Используя их, я ежедневно формировала у детей нравственные представления о хороших и дурных поступках, о бережном и равнодушном отношении к природе. Еще мы должны помнить, что
сами дети часто не замечают красоту вообще, и в природе - в частности. В этом мы, взрослые, должны им помочь. Но делать это надо не формально, а через сердце, через свое восхищение, удивление, радость и любовь. Здесь мне помогали творческие занятия по ИЗО - рисование ладошками, поделки из природного материала. Нетрадиционные занятия так же, как наблюдения, размышления, любования и вслушивание в "Музыку Природы", помогают детям достигать Доброты и Красоты.

Дети с ранних лет получают возможность расширять свое сознание, свое восприятие. Им не всегда в этом помогают, но если помогают, эта способность к саморазвитию остается на всю жизнь.

Наблюдения на прогулках сопровождались трудом детей, играми, опытами и экспериментами.

Путем экспериментирования с природным материалом подводила детей к выводу, что вода плотнее воздуха, поэтому движение в ней требует больших усилий, чем по воздуху.

С наблюдением на прогулках связано ведение календаря природы. Опора на календарь в ходе беседы помогает детям выделить и осознать связь между неживой природой и растительным и животным миром.

Известно, что ознакомление с природой дает наибольший результат при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно давать детям возможность "общаться", "действовать" с объектами природы. Такими возможностями обладает эксперимент (опыт). Он позволяет дать детям более полную информацию об изучаемых явлениях, повысить наглядность, сделать процесс обучения более интересным. Но при организации и проведении опытов нужно сделать все возможное, чтобы не принести вреда живым объектам.

Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Практически, на каждом шагу, дети ставят такие задачи взрослым, спрашивая постоянно "Почему?" и "Отчего?" Например, на мой запрет
«не есть снег» дети говорят: "А почему нельзя есть снег?" Бесполезно объяснять, что снег холодный, можно заболеть. "А мне не холодно! А я закаленный!" - такими слышу ответы детей. Бесполезно утверждать, что снег грязный, ведь с виду он такой белый, чистый и сверкающий. Убедительно и наглядно эту проблему мы решили с помощью опыта «Таяние снега»

Вообще, дети старшего дошкольного возраста склонны к аналитической деятельности, у них достаточно высокий уровень развития доказательной и объяснительной речи, поэтому мы с детьми проводим наблюдения, исследования, опыты - эксперименты. Формы организации различны: беседы, маршрутные игры - путешествия, турниры - викторины, составление экологических сказок, задачек на удивление, и конечно, работа в "Лаборатории".

Работа по экологическому воспитанию не даст ощутимых результатов без тесной связи с родителями. Маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают родителей, немало таких, как: "Зачем чирикают воробьи?", "Как спят рыбы?" Родители, которые отмахиваются от "докучных" вопросов ребенка, совершают непоправимое! Долг родителей не только отвечать детям на их вопросы, но и активно пробуждать их пытливость, чтобы число этих вопросов росло.

Полезно выявить отношение родителей к экологическому воспитанию, какую помощь они хотели бы получить от детского сада и чем могли бы помочь сами. Для этого мы использовали нетрадиционные формы работы:


  • Проводили родительские собрания;

  • Походы в лес;

  • Совместные субботники.
В дальнейшей работе планирую пересмотреть "Родительский уголок", проводить собрания как встречи "за круглым столом" или "посиделки", разработать и реализовать экологический проект.

Результативность работы.

Над обозначенной темой я работаю с 2003 года. Наиболее осознанной и эффективной моя работа стала после обучения на курсах ИД «Первое сентября» по программе Н.А.Рыжовой «Экологическое образование в детском саду» в 2007году. В работе использую также методику «Юный эколог»С.Н Николаевой.

Результатом моей методической работы стали (см сайт):

Перспективные планы по всем возрастам (смотри на сайте http://nsportal.ru/tukhvatullina-marina-viktorovna-0);

Картотека наблюдений на прогулках по всем возрастам (смотри сайт http://nsportal.ru/tukhvatullina-marina-viktorovna-0);

Приобретение природоведческих игр;

Подборка занимательного игрового и литературно – художественного материала.

Подборка диагностических материалов по изучению природоведческих знаний и навыков (приложение №1 Материалы обследования детей 2 младшей группы).

Динамика усвоения знаний, умений и навыков детей за 2012-2014 учебные года составила 60% (приложение №2)
Ухудшение экологического состояния в стране заставляет вести работу по экологическому воспитанию, это трудная, многогранная работа. Не сразу проявится ее результат. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы.

Детские сады, внедряя работу по экологии, тем самым смогут внести посильный вклад в решение жизненно важной проблемы.

Приложение №1

Диагностика природоведческих знаний детей младшего дошкольного возраста

Позиция 1

Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о сезонных явлениях в природе.

Беседа проводится индивидуально с использованием иллюстративного материала (например] картин из серии "Четыре времени года” О.И. Соловьевой) или дидактической игры, в которой дети к большой карте с изображением природы зимой (летом) подбирают маленькие карточки отображающие характерные признаки данного сезона. Рисунки на картинках должны быть четкими, красочными, с хорошо видимыми растениями (дерево, кустарник, трава, цветы).

Вопросы и задания:

\ -Ч то нарисовано на этой картинке?


  • Что делают дети?

  • Когда так бывает, что дети катаются на санках?

  • А ты катаешься на санках? Почему не катаешься летом?

  • Что сейчас: лето или зима? Почему ты думаешь, что сейчас зима?

  • Что это (показывая на снег) на дереве? Когда такое дерево бывает? А летом каким бывает
дерево?

  • Покажи и назови дерево (береза, ель), куст, траву, цветы (одуванчик, ромашка и др.).
^ - Есть ли листья на деревьях? Какого они цвета? Покажи ствол дерева, ветки.

  • Когда так бывает: зеленые листья, много цветов (травы) ?

  • Летом тепло или холодно?

  • Как одеваются летом дети? Можно ли летом гулять в теплом пальто? Почему?

  • Ты любишь купаться в реке? Почему летом можно купаться? Почему вода в реке теплая?

  • Откуда летом появляются лужи? Почему они высыхают?

  • Зачем летом нужен дождь?

  • Что надо надеть (взять с собой), если идет дождь?

  • Любят ли дождь цветы, трава, деревья?
Позиция 2

Цель: определить уровень представлений детей о животных: степень полноты знаний с каждом животном, форма выражения своих знаний (узнавание и выбор объекта по слов} взрослого, самостоятельный поиск, подражание движениям, звукам или правильное определение их словом).

В процессе индивидуальных бесед малышам демонстрируют дидактические картинки или игрушки модели. Анализируя характер знаний детей о животных, обращают внимание на узнавание и называние животного; знание особенностей внешнего вида, жизненных проявлений (звуки, движения); называние детенышей, сходство и отличие их от взрослых; знание основных условий, необходимых для живы организмов (питание, уход).

Перед ребенком раскладывают картинки с изображением домашних животных (кошка, корова, ее бака, коза и др.), затем диких (заяц, лиса, медведь). Второй комплект иллюстраций с детенышами животных предлагают по ходу беседы.

Вопросы и задания:

Покажи и назови животных, которых ты знаешь.

Как ты узнал, что это корова (кошка,

собак коза) ?


  • Как кричит корова (кошка, собака, коза) ?

  • Где живут эти животные?
-У тебя дома есть кошка (собака, птичка, рыбки) ?

  • Что надо делать, чтобы кошке (собаке и д.т. было хорошо?

  • Чем ты ее (их) кормишь? и Ты любишь свою кошку (собаку) ?

  • Может ли кошка (собака) жить в лесу? Почему?

  • Найди и назови детеныша кошки (собаки, коровы, козы).
Выявление уровня знаний о диких животных проводится аналогично.



Приложение №2

Диаграмма

результатов работы с детьми за последние 3 года.

Литература:

А.И Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

А.И. Иванова «Живая экология»

И.В. Новикова «Конструирование из природных материалов в детском саду»

В.Г. Фокина «Методика диагностического обследования природоведческих знаний дошкольников»

Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми»

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»

Н.А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду»

Н.В Коломина «Воспитание основ экологической культуры»

Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью»

С.Н. Николаева «Юный эколог»

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №8 «Светлячок»

с. Панфилово

Творческий отчет по экологическому воспитанию.

Тема: «Формирование экологических представлений у дошкольников в процессе ознакомления с многообразием растений»

Исполнитель:

Панфилово 2010

Введение

Взаимодействие человека и природы привело к глобальным экологическим проблемам, которые могут приблизить людей к полному экологическому кризису, к гибели природы и культуры. Охрана природной среды, с той или иной остротой охватывая все страны и континенты, за последние десятилетия превратилась из биологической проблемы в политическую, экономическую, социальную, педагогическую. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая с учетом глубокого понимания законов жизнедеятельности природы, осознание того, что человек не властелин природы, а ее часть. Поэтому экологическая проблема встает сегодня не просто как проблема загрязнения окружающей среды , вследствие непродуманной хозяйственной деятельности человека. Она вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия людей на природу в сознательно, целенаправленно, развивающееся взаимодействие с ней. Такое взаимодействие осуществимо, если его основой будет развитый в каждом человеке достаточный уровень экологического сознания. В связи с этим возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое.

В стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Поэтому в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.

Его введение стало возможным благодаря научным исследованиям многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания – , и др.

Формирование экологических представлений у детей 4 - 5 лет

Основной целью моей работы является воспитание основ нового экологического мышления ребенка - дошкольника, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира как к живым, неповторимым организмам. Исходя из указанной цели предполагается решение следующих задач:

Формирование системы знаний о многообразии растительного мира;

Знакомство детей с приспособлением растительных организмов к среде обитания;

Расширение знаний о законах роста и развития живых организмов;

Моделирование экологического общения детей с разнообразными представителями растительного мира, культуры контактов с природными объектами и друг с другом, проявления элементарной ответственности в практической деятельности за жизнь беззащитных растений.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, программы экологической направленности – «Истоки», Н. А Рыжова «Наш дом природа», «Юный эколог» я выстроила свою работу с учетом психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста (наглядно - образных и наглядно действенных), постепенности и последовательности усложнения познавательного материала.

Основной акцент в своей работе я делаю на формирование системы знаний детей о растениях на эмоционально - чувственной основе, через ознакомление их с природой родного края. Для формирования экологических представлений у дошкольников я использую специальную методику экологического воспитания . Специфическими чертами этой методики являются: непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения, внесение элементов игры во все виды деятельности, исследовательская деятельность . Важное место занимает художественно - конструктивное творчество детей.

В зависимости от цели и источников получения информации использую занятия четырех типов: первично ознакомительного, углубленно - познавательного, обобщающего и комплексного.

Интерес детей к природоведческим и экологическим знаниям так велик, что удовлетворить его на занятиях не предоставляется возможным, поэтому основной объем материала я даю в свободной деятельности, в процессе ежедневного личностного общения с детьми.

В ходе занятий или совместной деятельности с детьми применяю приемы помогающие привлекать и удерживать внимание детей - это эмоциональная и голосовая модуляция. Широко использую и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей. Среди них: игровой, сюрпризный момент, элемент новизны. Учитывая индивидуальные особенности детей, добиваюсь, чтобы каждый ребенок участвовал в работе. В процессе не скуплюсь на похвалу и словесное поощрение.

Приоритетным направлением в своей работе я выбрала разработку системы наблюдений за растениями на участке детского сада. Цель экологических наблюдений – сформировать представление о растениях как живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе.


Наблюдению как важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания (, и др). (, и др.).

В своей работе с детьми я использую различные типы наблюдений, определяемые содержанием формируемых знаний: одноразовые; многоразовые. Особым типом оказались многоразовые наблюдения за изменением состояния одного и того же объекта в процессе роста и развития. Важным звеном в руководстве наблюдением для меня является отбор его содержания. Особое внимание уделяю принципу многообразного предъявления ребенку одного и того же природного объекта, но с обязательным элементом новизны либо в содержании учебного материала, либо в способах решения познавательных задач или же в формах детской деятельности. Такое « погружение» ребенка в природный объект дает ему возможность видеть его в разных ракурсах, осмыслить его причинно – следственные зависимости.

Циклы наблюдений за растениями растущими на окне, в огороде, на участке, помогают детям проследить особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Обязательно включаю в циклы наблюдения эстетического характера, дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях, например после проведения наблюдения «Какие они цветущие растения» дети начали понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение – это здоровое растение, которое находится в среде полностью соответствующей его потребностям.

Весной, знакомя дошкольников с первоцветами - наблюдение «Первоцветы» я учу их различать, называть, выделять наиболее яркие характерные особенности небольшого числа растений. Наблюдая за растениями, особенно в процессе труда, дети знакомятся со строением и функциями их органов. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание детьми взаимосвязи работы живого организма в целом, а также зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды. Любование красотой цветов воспитывает бережное к ним отношение, желание ухаживать за ними, защищать.

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют сформировать у детей прочные знания о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий. Для того чтобы дети увидели эти сезонные изменения в жизни растений провела экскурсию на луг - «Очей очарование» . К организации экскурсии привлекла родителей.

Для ознакомления дошкольников с ростом и развитием растений в зимнее – весеннее время создала огород на окне, где совместно с детьми выращиваем лук, чеснок, цветочную рассаду, зелень для подкормки обитателей уголка природы. Работу по созданию и выращиванию «огорода на окне» я оформила в форме «Домика в деревне» - где все как настоящее: есть и дедушка с бабушкой, и домик, и грядки. У детей есть возможность в течении длительного периода наблюдать за растениями. Ухаживать за ними, делать зарисовки и осуществлять опытно- экспериментальную деятельность. А помогают им в этом сказочные персонажи.

Во время прогулок наблюдая за цветущими травянистыми растениями, останавливаюсь с детьми возле клумбы и показывая пример общения с растениями – ласково обращаюсь к ним: «Здравствуйте, цветочки, мы пришли на вас посмотреть! Ребята послушайте, может, цветы с вами поздороваются. Нет, цветы хотя и живые, но говорить не умеют. Как приятно на них смотреть, потому что они красивые!» Детям очень нравится беседовать с растениями, так они чувствуют себя к ним ближе. После беседы предлагаю обследовать растения с помощью разных органов чувств: понюхать, прижаться щекой, погладить, закрыть глаза и ощутить аромат.

При организации наблюдений для меня очень важно, чтобы словесный источник знаний не преобладал над визуальным, дети получают информацию рассматривая объект, а не со слов воспитателя. Внимание направляю с помощью вопросов и очень коротких пояснений. Так например во время проведения занятия «Необыкновенная «одежда» березы» я предлагаю детям превратиться в «ученых»: вооружиться чудо-приборами – лупами и рассмотреть с их помощью и невооруженным глазом бересту березы. Дети обмениваются впечатлениями о том, на что похожа береста, я обобщаю их высказывания и мы приходим к выводу, что береста слоится.

Вовлекая детей в совместную деятельность по уходу за обитателями уголка природы, пользуюсь формулой: «Я делаю – вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах». Это мероприятие оказывает большее, чем другие формы педагогического воздействия, влияние на уровень экологической воспитанности детей, так как оно формирует первые нравственные основы экологической культуры. Дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому растению, учатся определять, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Во время пересадки растения они наглядно знакомятся с его основными частями и их ролью в жизни цветка.


Опыт работы показал: дети через игру лучше усваивают материал у них формируется позитивное отношение к окружающему, новые положительные эмоции и чувства. О важности использования дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста писали, и др. Обучающие игры природоведческого и экологического содержания, я использую прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах растительного мира, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления растений к условиям мест обитания, об сезонных изменениях в природе. Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

У детей дошкольного возраста еще преобладают сказочные представления о живой природе. Поэтому для их обучения использую различные игровые элементы: сюжет, воображаемая ситуация, ролевые действия и своеобразные игровые элементы в обучении – игрушки, литературные персонажи, герои мультфильмов. Если вместе со взрослым «учить» дошкольника, будет сказочный персонаж, например Чиполлино, Буратино или Доктор Айболит, то у него скорее сформируется осознанное, правильное отношение к растительному миру. А какую радость испытывает ребенок если сказочный герой за хорошую работу в уголке природы или в огороде, вручает ему медаль «Хороший помощник»..jpg" width="498" height="314">

В своей практике широко использую сказки по экологии . Чтобы дети не потеряли интерес к сказке, в ее сюжет включаю не только образовательные и воспитательные моменты. Дети с удовольствием слушают авторские сказки. Очень нравится им придумывать и самим. Для творчества я создаю атмосферу таинственности, доброжелательности, волшебства. Я включаю музыку, мы с детьми садимся на волшебный «ковер самолет» произносим заклинание и просим отнести нас в волшебную страну. Я предлагаю детям придумать свою сказку. Дети начинают придумывать, а я записываю их рассказы, затем обрабатываю. В следующий раз, когда мы прилетаем в волшебную страну я читаю им их сказку. В результате совместной работы на свет появились сказки: «Елочкина беда», «Путешествие Тополиной Пушинки», «Как подорожник зайчика спас». После чтения я предлагаю поиграть в сказку, дети выбирают себе роли деревьев, насекомых, зверюшек. Сюжет и действия героев сказки носят импровизированный характер. Импровизация сказки «Недовольное деревцо» .

Процесс творческой работы по сочинению сказок способствует формированию у дошкольников нравственных качеств, развивает фантазию, связную речь, активизирует и расширяет словарный запас. В процессе обучения использую разные приемы: дети учатся придумывать различные ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов – моделей; придумывание продолжения сказочной истории; по картинкам; по аналогии.

Важное место в моей работе с детьми занимает художественно – конструктивное творчество детей. После проведения наблюдений я организую с детьми работу с собранным ими природным материалом – это составление цветовых палитр.

Конструирование макетов.

Дети с удовольствием зарисовывают увиденное, придумывают свои сюжеты по мотивам сказок, стихотворений. С помощью изобразительных средств учу детей передавать особенности строения, характерные признаки растения, выражать свое отношение к увиденному.

Лучшие творческие работы детей и придуманные ими сказки я объединяю в один альбом «Этот чудесный мир растений» .

По моему мнению, семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Поэтому работа детского сада и семьи должна строиться на принципах взаимодействия, взаимосотрудничества. Однако, между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия. Это объясняется тем, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение как правило базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Поэтому, как я считаю, экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений в работе. Однако опыт показал - не только взрослые влияют на поведение детей, мотивацию их поступков, но и сами дети оказывают не меньшее влияние на родителей. Зачастую интерес родителей к экологическим знаниям детей возникает в результате их эмоциональных рассказов о том, чем они занимаются на занятиях, какие опыты проводят, показе своих творческих работ и т. д. Я привлекаю родителей для оказания помощи в организации экскурсий (экскурсия «Очей очарованье»), был проведен конкурс с участием родителей, на оформление лучшего экологического плаката «Защитим зеленого друга»,организована выставка «Природа и фантазия», где были представлены изготовленные детьми работы с использованием природного материала. Для того чтобы узнать отношение родителей к вопросам экологического воспитания, их отношение к растениям, было проведено анкетирование, а по его результатам составлен план экологического просвещения родителей.

1. Наиболее значимая для родителей экологическая информация.

2. Совместная деятельность родителей с детьми.

3. Советы родителям.

Подводя итог своей работы хочется отметить, что выбранное мною экологическое направление в работе с дошкольниками по формированию экологических представлений через ознакомление их с многообразием растительного мира, перспективная, наиважнейшая задача и в процессе этой задачи я смогу воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство. Задачу по формированию экологического сознания дошкольников можно считать выполненной, если его заповедью станут слова Л. Леонова: «Пускай я маленький, но бесконечно сильный и нужный, потому что в мире много существ меньше и слабее меня, и можно сделать им добро хотя бы тем, чтобы пройти мимо, не заметив, не тронув, не задев» .

Отч ёт по экологическому воспитанию .

(Воспитатель: Метенова С.Ш.)

Создание условий по экологическому воспитанию.

В группе созданы все условия по экологическому воспитанию.

В уголке природы есть разнообразные комнатные растения, предназначенные для отдыха детей, самостоятельных игр и выработке навыка ухода за растениями. А также есть методические пособия, альбомы, энциклопедии для детей.

В экологической зоне повешен календарь природы, дети самостоятельно определяют времена года.

Знания и умения детей.

На протяжении всего учебного года воспитатель проводит ежедневный уход за обитателями уголка природы, наблюдает за цветущими растениями, за ростом лука на подоконнике (январь-февраль), за ветками деревьев в вазе (февраль – март), за пробуждениями мать- и -мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май).Систематически проводятся наблюдения за погодой –одну неделю в месяц ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы. Вместе они одевают куклу. Дети знают некоторых домашних и диких животных. Могут называть отличительные особенности внешнего вида животных (лиса – рыжая,у неё длинный пушистый хвост).

Поведение и отношение к природе.

Общение детей с природой – это отдельное взаимосвязанное мероприятие, позволяющее научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой способствует эстетическому воспитанию детей. Развивает ответственное отношение ко всему живому и неживому, воспитывает чувство любви

Развитие практических навыков по уходу за объектами живой природы.

В уголке природы дети с помощью воспитателя регулярно ведут уход за растениями: поливают цветы, обрывают увядшие листья, палочкой рыхлят землю, вытирают пыль с листьев. Кроме этого, активно работают с календарём, наблюдают за погодой, за изменениями в природе, наблюдают за ростом лука в воде, делают выводы.

5 . Самооценка профессиональных навыков воспитателя. Методы, приёмы, формы работы.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы через картины, беседы имеет второстепенное значение: его задача расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Главная задача воспитателя вовлечь ребёнка в мир природы, в мир растений и животных. Формы экологического воспитания, влияющие на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, представляют собой некоторые типы занятий, где проводится обучение детей дошкольного возраста. Это занятия такого типа, как первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие, комплексные.

Оценка форм взаимодействия родителей по данной проблеме.

В экологическом уголке помещены советы для родителей, способствующие экологическому воспитанию. Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляют внимание и заботу о детях. Важно находить новые пути к сотрудничеству с родителями, так как у воспитателя и родителей цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться к природе.

Цели задачи экологического воспитания.

Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.