Как помочь ребёнку преодолеть страх? Детские страхи и как помочь ребенку их побороть.


Каждый человек чего-то боится и это не зависит от возраста. Страх – это вполне естественная и предсказуемая реакция организма на раздражитель, который наше подсознание видит как опасность. Но если преодолеть страхи мы можем самостоятельно, то деткам это сделать довольно трудно. Они зачастую и сами не понимают, что с ними происходит. Просто чувствуют себя крайне неуютно. Вы не сможете победить все детские страхи, потому что их множество у любого ребенка. Но ваша задача – это научиться адекватно к ним относиться, прорабатывать и стараться самим не становиться причиной испуга.

Детский страх – это ощущение тревоги или беспокойства у ребенка до 16 лет. Каждый возраст несет свои страхи, которые могут так или иначе сказаться на психике. Если получится детские страхи победить, то это поможет вырастить смелую личность, уверенную в себе и инициативную. Если же не обращать внимания на страх, то ребенок не узнает, что такое родительская защита в полной мере и будет гомного опасаться в будущем. Особенно нуждаются в проработке сильные и длительные страхи.

Откуда берутся детские страхи

Беспокойство, страх и фобия – это три стадии не только детского, но и взрослого страха. Одни могут быстро появляться и исчезать, другие надолго (иногда навсегда) оставляют четкий след в памяти. Событие больше не повторяется, но страх остается.

Новорожденный ребенок еще не понимает причины и следствия, то есть не способен логически рассуждать. Поэтому он полностью воспринимает мир как его родители. Отсюда вывод: родители могут все свои страхи перенести на психику ребенка как через копирку. Тревожный взгляд и интонация – нити, через которые передается страх незрелому уму. Поэтому самое важное – это реакция родителей на любой раздражитель. Помните, что ребенку неважно, что произошло. Он посмотрит на маму и решит: стоит ли плакать или нет. Если она испугалась, следом ожидайте реакцию ребенка. Помимо этого, причин для страхов достаточно.

Что-то испугало. Случай – основная причина детских страхов. Это может быть громкий крик, страшная сцена фильма, застревание в лифте, травма ребенка или родственника, опасения родителей, укус осы или собаки, похороны. Если родители ребенка – люди со стойкой психикой, неконфликтные, спокойные, позитивные и уверенные в себе, то есть вероятность, что страх окажется кратковременным. Если же при новорожденном были ссоры родителей и другие травмирующие ситуации, то он обретает неуверенность в себе. Это означает, что страх из-за конкретного случая может стойко закрепиться в памяти. Такие дети начинают остерегаться собак, насекомых и часто реагируют на любую ситуацию плачем.

Фантазия . Зачастую виновником детского страха становится чересчур развитое воображение. Случается определенная ситуация, и кроха тут же дорисовывает в своем уме подробности. Как пример можно привести ночные тени. Скомканное одеяло образует на стене тень и ребенок в воображении додумывает, что это волк или чудовище. Если он обожает мультики и уже имеет представление об инопланетянах, то он может бояться луны, которая светит в окно. При этом его фантазия начнет придумывать инопланетян, которые за ним наблюдают. Сюда же можно отнести страх Кощея, Бабы Яги и даже Мойдодыра. Поэтому важно ограждать ребенка от телевизора и фильтровать его мультфильмы.

Разлады в семье . Ссориться с супругом – это нормально. Но помните, что нужно это делать правильно – конструктивно и на пониженных тонах. Если каждая ссора переходит в скандал с применением крепких словечек, хлопаньем дверей и битьем посуды – неудивительно, что ребенок будет пугливым, тревожным и капризным.

Разлады в социальной жизни . Ссоры с учителями, одногодками и другими людьми могут стать причиной социофобии. Ребенок начинает бояться коллективов и чувствовать себя скованно. Такие детские страхи победить нетрудно, если они вовремя замечены. Однако есть вероятность, что вы о нем узнаете лишь по прошествии нескольких лет. Также ребенок может обрасти страхами после посещения детского лагеря, где дети рассказывают друг другу страшилки по ночам.

Невроз . Иногда причиной страха становится психологическое отклонение, которое называется неврозом. Оно вырабатывается постепенно и лишь в том случае, если страхи заглушаются, усиливаются и не прорабатываются.

Причины, по которым детские страхи усиливаются

Уже существующий страх может усиливаться при воздействии некоторых неблагоприятных факторов.

  1. Родственники постоянно чего-то боятся.

Небольшой совет: проработайте свои страхи, откройте ребенку мир с позитивной стороны, делая упор на хорошем.

  1. Родственники напоминают ребенку о страхе или смеются с него.

Небольшой совет: примите страх ребенка как свой и не обвиняйте ребенка в нем – он имеет право бояться.

  1. Пугающий фактор постоянно присутствует.

Небольшой совет: узнайте, в чем причина детских страхов и скорее устраните ее.

  1. Родители ведут себя слишком властно по отношению к ребенку.

Небольшой совет: вас должны любить и уважать, а не бояться. Попробуйте построить дружеские отношения, психологически встав на один уровень с ребенком.

  1. Любая эмоция наказывается – ребенку запрещают топать ногами, колотить подушку, плакать, кричать (итог — страх укореняется и подавляется).

Небольшой совет : пусть ребенок выражает эмоции как хочет. За это нельзя ругать. Дайте ему потопать ногами, а потом спокойно сказать причину.

  1. С ребенком мало разговаривают по душам.

Небольшой совет: как бы вы ни были заняты, выделяйте час в день, чтобы поговорить с ребенком о прошедшем дне.

  1. Ребенок один в семье или у него нет друзей.

Небольшой совет: задумайтесь о причинах его замкнутости, станьте ему хорошим другом и он найдет себе товарищей.

  1. Ребенка не понимают родители и считают, что он виноват в своем страхе.

Небольшой совет: не думайте, что кроха вас не слушает. Поймите его сначала сами.

  1. Мама выматывается дома и на работе.

Небольшой совет: ребенку нужна веселая и добрая мама, а не ломовая лошадь. Смените работу или делегируйте часть обязанностей другим.

  1. Ребенка чересчур сильно любят и берегут его.

Небольшой совет: не ограждайте ребенка от окружающего мира, относитесь к нему адекватно – не превознося выше всех и не принижая.

  1. У ребенка нет отца.

Небольшой совет: если ребенок растет без отца, будьте для него другом и одновременно защитницей, когда он хорошо себя ведет. А также доброй советчицей, когда у него проблемы. Ваша задача – быть веселой, несмотря на трудности, и передать это отношение малышу. К тому же замечено, что у позитивных и жизненно активных женщин проблема неполной семьи решается очень быстро.

Многие страхи ребенка возникают из-за неправильного поведения родителей, их тревожности, гиперопеки или недостатка тепла и любви. Что бы ни случилось, вы должны стоять горой за своего ребенка – защищать его от нападок соседки с другого подъезда или критики воспитателя при вас. Иногда достаточно сказать: «я сама поговорю с ним» , прийти домой и спокойно обсудить, почему он себя так повел. Выслушайте и дайте рекомендации малышу. Это лучший способ стать ему не только родителем, но и верным другом.

Виды детских страхов

Психологи классифицируют детские страхи по четырем видам.

Страхи по ночам . Сюда относятся кошмарные сновидения. Во время сна у ребенка наблюдаются непроизвольные движения – он разговаривает, иногда кричит, комкает одеяло и простынку. Иногда может происходить непроизвольное мочеиспускание и проявления лунатизма. Когда снится кошмар, ребенок либо просыпается и бежит к родителям в кровать, либо засыпает и наутро ничего не может вспомнить.

Необоснованные страхи . Один из самых распространенных видов детских страхов. Ребенок боится темноты, ему страшно быть наедине с собой, он пугается персонажей мультфильмов или сказок, а также додумывает того, чего нет. При этом не пытайтесь убедить кроху, что его страх не имеет оснований – он все равно будет стоять на своем.

Навязчивые страхи . Сюда можно отнести боязнь открытых и закрытых пространств, полетов на самолете, страхи перед укачиванием в транспорте и так далее.

Необъяснимые (бредовые) страхи . Ребенок начинает бояться того, что абсолютно никого не пугает: свою куклу, телефон, тапочки. Избавиться от детских страхов такого типа легко, если понять причину. Например, ему приснилось, что за ним гонятся его тапочки или разговаривает кукла.

Проявление детских страхов в жизни

Как узнать, что ребенок что-то боится? На это может указывать множество самых разнообразных признаков. Новорожденный ребенок проявляет свой страх единственным образом – он заливается в плаче. Дети постарше уже более способны на проявления своего детского страха.

  1. Он не отпускает вас и ходит буквально по пятам.
  1. Он прячется, укрывшись в одеяло с головой, или закрывает личико руками.
  1. Он агрессивен или плачет.
  1. Он капризничает.
  1. Он рисует только черными карандашами, изображает чудовищ, черепа (подсознательно пытается проработать страх с помощью рисования).
  1. Если вы просите его нарисовать свой страх, он его рисует, а потом боится рисунка.
  1. У него есть навязчивая привычка – грызет ногти, сосет палец, теребит кофточку или пуговицу, не знает, куда деть руки, топчется на месте, старается постоянно мыть руки. В таком случае для проработки лучше обратиться к психологу.

Как выявить страх? Лучше всего поговорить с ребенком о том, чего он боится, попросить нарисовать это или сочинить сказку с собой в роли главного персонажа. Если он начинает рассказывать страшную историю, то лучше дать разгуляться фантазии в другом направлении – попросить ребенка завершить ее положительно и придумать добрую концовку, где ребенок выходит победителем.

Страхам все возрасты покорны

Побороть детские страхи можно при условии, что вы понимаете, чем они вызваны и как с ними справиться. Каждый возраст – время тех или иных страхов. Давайте разберемся, чего боятся наши дети в определенном возрасте.

1-3 года

Что из себя представляют . Учатся основным жизненным навыкам, а главное – быть собой. Умеет отличить мальчика от девочки, взрослого от ребенка и своего от чужого. Понимают, что есть близкий круг, а есть социум. В этот период семья для ребенка становится надежной крепостью (если отсутствуют конфликты). Если семья психологически здоровая, то кроха постепенно забывает стресс появления на свет.

Чего боятся: того же, что и мама. Вы расстроены – ребенок расстроен. Вы снова повеселели – ребенок повеселел. Ребенок с 2 до 3 лет может испытывать страх при появлении второго ребенка. Также появляется ревность, если родители уделяют внимание себе или другим. Ребенок может бояться ухода мамы или самостоятельного засыпания, незнакомцев, громких или резких звуков. Когда кроха делает первые шаги, он может бояться упасть. Но это скорее проекция родителей своих страхов на ребенка.

Как ограждать от страха. Не ругаться при ребенке, думая, что он ничего не понимает. Кроха мигом ощущает напряженную обстановку и реагирует плачем на изменение поведения родителей. Если мать кормит грудью, ей особенно следует меньше бояться и нервничать, так как страхи передаются с грудным молоком. Ни в коем случае не допускайте конфликтов с домочадцами про кормлении грудью. Здоровая атмосфера в семье позволяет крохе укреплять свою я-позицию и обретать уверенность в себе.

Если рождается братик или сестричка, победить детские страхи можно путем включения малыша в заботу о младшем. В этом возрасте лучше не отдавать ребенка в ясли. Помните, чем дольше вы будете с малышом – тем лучше. Старайтесь как можно быстрее приучать его к самостоятельности и не опекайте чрезмерно. Оставайтесь спокойными, чтобы не передавать страхи ребенку.

Выбирайте тщательно сказку на ночь – не следует читать о Бабе Яге. Остановитесь на более добрых сказках Сутеева или Теремке. Подарите максимум защиты крохе. Для этого обеспечьте его любовью перед сном, погладьте, спойте песенку, успокойте.

3-5 лет

Что из себя представляют . Ребенок вовсю проявляет чувства и эмоции. Его эмоциональная сфера намного расширяется, а значит, появляется множество детских страхов. Он пытается еще больше сблизиться с родителями и чужими детьми, которых объявляет своими друзьями. При этом дружба может длиться 1 день. Ребенок учится понимать социум, жить в нем. Он понимает, что уже существует на только «я» , но и «мы» . Он становится более самостоятельным, также начинает усиленно развиваться воображение. Кроха может примерять на себя образы героев сказок или профессии.

С 3 до 5 лет вы можете наблюдать не только активность, но и раздражительность, обидчивость, постоянные смены настроения. Кроха смеется и тут же начинает плакать, если что не по его. Может требовать, чтобы вы с ним постоянно находились.

Чего боятся . Что его разлюбят. Любят сильнее родителя противоположного пола и боятся не угодить ему в первую очередь. Снова остро ощущается страх одиночества, поэтому вам надо больше общаться с ребенком. Также боится наказания, закрытого помещения.

Как ограждать от страха. Так как сейчас кроха учится любить, ему важно показать достойный пример. Старайтесь открыто проявлять любовь к своей второй половине, а также ребенку. Целуйте, обнимайте, тормошите – все это сейчас очень важно. Старайтесь никогда не говорить «ты плохо себя повел, я тебя не люблю» — ребенок это может запомнить навсегда и тогда появится детский страх потерять любовь родителей.

Родителю противоположного пола следует особенно быть внимательным к ребенку в этом возрасте. Ни в коем случае не запирайте его в комнате в качестве наказания. Сглаживайте сказки путем пропускания страшных моментов. Максимально оградить от страхов поможет общение со сверстниками, где кроха проявляет всю гамму эмоций.

5-7 лет

Что из себя представляют. В этом возрасте дети начинают разделять людей на хороших и плохих. Хорошие – это те, кто улыбается и добр к ребенку. Плохие – те, которые злятся и делают уколы. Может появиться тревога, мнительность, чувствительность.

Чего боятся. В этом возрасте ребенок начинает бояться, что умрет он или его родитель. Если крохе часто снятся кошмары, то появляется страх перед засыпанием. Отсюда истерики по ночам. Также кроха начинает бояться врачей, укусов, высоты, огня. Могут усилиться страхи темноты, закрытого пространства и наказания родителей. Ребенок начинает бояться потустороннего. Причем это больше выражено у неуверенных в себе детей, которые воспитывались в авторитарных семьях. Дети начинают задумываться о будущем и его бояться. Ребенку-мальчику важен пример сильного и смелого отца, потому что сейчас формируются первые мужские качества.

В этом возрасте страхи формируют физическое воздействие на ребенка, наказания, крики. Девочка может бояться крикливого отца, а мальчик авторитарной матери. Появляется страх разлуки, нападения, войны, скандалов, опозданий, ожидания, смерти домашних животных.

Как ограждать от страха. Чтобы преодолеть детские страхи, старайтесь убеждать своего ребенка в безопасности, показывать ему, что мир не страшный. Не ругайте ребенка, если он начинает говорить плохие слова. Спокойно говорите, что это неприемлемо и старайтесь не обращать на них излишнего внимания. Сейчас важно как можно меньше травмировать психику угрозами или злыми возгласами. Если ребенок сам по себе невротичный или гиперчувствительный, старайтесь свести болезненные ситуации к минимуму: давайте таблетки вместо уколов, читайте добрые сказки и так далее.

7-11 лет

Что из себя представляют . Ребенок больше не ведет себя как эгоист. Он начинает понимать, что в социуме нужно уметь контактировать с окружающими учителями и сверстниками. Начинает развиваться чувство долга, обязательства, ответственности, дисциплинированности.

Чего боятся. Ребенок продолжает испытывать страх смерти. Только уже больше переживает за родителей. Начинает бояться нападения незнакомцев, плохих оценок, пожаров, ограблений, Детские страхи становятся, в основном, конкретными. Однако все эти страхи не сильные, потому что школа перенаправляет внимание с себя на других. Но может развиться чувство вины, если ребенок ведет себя «не так» или он не такой как все.

Как ограждать от страха. Сейчас вам надо взяться за уверенность своего ребенка, чтобы преодолеть его детские страхи несоответствия другим. Покупайте ему ту одежду, которую он просит, старайтесь больше к нему прислушиваться. Не заставляйте дружить с теми, с кем он не хочет. Дайте понять, что дома его всегда любят и ждут, даже если у него не получается учиться и учителя ставят плохие отметки. Помогайте ему самому принимать решения, благодарите за помощь и хвалите за ответственность, даже если она проявляется нечасто.

11-16 лет

Что из себя представляют . Этот возраст – самая нелегкая пора. Ребенок устанавливает свои принципы, у него меняется мировоззрение. Он начинает здраво рассуждать. Порой эти изменения настолько молниеносны, что родителям кажется, будто ситуация уходит из-под контроля. Ребенок начинает учиться быть собой в межличностных отношениях. От его самооценки зависит все.

Чего боятся . Подростки больше всего боятся непонимания. Появляется двоякий детский страх: с одной стороны ребенку хочется влиться в общую массу и замаскироваться, с другой же он пытается не растерять свою индивидуальность. В этом возрасте очень трудно преодолеть детский страх изменения своей внешности. Девочки испытывают больше страхов, чем мальчики. В 12 лет дети очень эмоционально чувствительны и вы их легко задеваете своими словами. Пик тревожности – это 15 лет. Далее страхи уменьшаются. Они могут перерождаться в фобии и навязчивые состояния. Ребенок помимо прочих страхов боится позора и порицания.

Как ограждать от страха. Вам следует повышать самооценку подростка, хвалить его за хорошие поступки. В девочек нужно вселять понятие красоты. Несмотря ни на что, говорите дочке, что она очень красива. А сыну внушайте, что доверяете ему решения в своей жизни. Чем больше конфликтов в жизни подростка – тем больше у него страхов. Старайтесь быть более лояльным к агрессии и возбудимости ребенка. Сейчас важно понять, что подросток – это отражение вас самих. Поэтому, в первую очередь, начинайте работать над собой.

Страхи школьников

Школьные страхи можно отнести в отдельную категорию детских страхов. Впервые они могут появиться у первоклассника, когда ребенку еще трудно разлучаться с родителями. Если родитель сам боялся школы, отзывается о ней негативно и боится плохих отметок ребенка, он навязывает ему свой страх. Выполнение домашних заданий вместо детей приводит к тому, что они не могут отвечать за свои поступки, начинают бояться совершить ошибку и во всем полагаются на то, что родители решат их проблему.

Легче всего справляются со страхом дети, которые с детства приучены оставаться какое-то время без родителей. К тому же школьные трудности легче преодолеваются детсадовцами. В школе ребенок пытается подстроиться под учителя, одноклассников. Он пытается соответствовать устоявшимся требованиям.

В школьные годы вам как родителям важно не быть зацикленными на оценках. Чтобы преодолеть школьные детские страхи, старайтесь обсуждать их с ребенком, будьте в курсе его дел и не взваливайте слишком много обязанностей. Приучайте ребенка не только делать уроки, но и уделять время своему хобби и общению со сверстниками.

Как самим не стать причиной детских страхов

Намного легче бороться с различными детскими страхами, если вы сами имеете твердую позицию. Приведенные ниже советы помогут вам не провоцировать в ребенке страхи и вселить ему уверенность в себе.

  1. Обеспечьте уют и гармонию в доме. Не кричите на ребенка и домочадцев при нем. Решайте конфликты мирно.
  1. Перестаньте быть сдержанными по отношению к ребенку и открыто проявляйте любовь, при этом не лишая кроху самостоятельности.
  1. Организовывайте досуг ребенка. Наполняйте его день хорошими впечатлениями. Обеспечьте кроху раскрасками, карандашами, пластилином. Пусть он больше творит.
  1. Принимайте ребенка таким, какой он есть и не требуйте, чтобы он вел себя как мужчина/герой/умница/хорошая девочка.
  1. Не навязывайте крохе общение с детьми, если они ему не нравятся.
  1. Не смейтесь с ребенка, если он боится. Воспринимайте страхи серьезно и не преуменьшайте их значения.
  1. Держите свои эмоции под контролем.
  1. Старайтесь меньше запрещать.

Как бороться с детскими страхами?

Разговоры . Больше общайтесь с малышом, задавайте вопросы. Если кроха не хочет отвечать, то пытайтесь подойти с другой стороны. Старайтесь, чтобы кроха как можно чаще раскрывался перед вами и говорил о своем страхе. Тогда этот страх уменьшится.

Рисунки . Попросите ребенка нарисовать то, чего он боится. Далее, чтобы избавиться навсегда от этого детского страха, порвите рисунок вместе или сожгите. Добивайтесь того, чтобы ребенок перестал бояться (это будет выражаться его улыбкой). Если страх не уменьшился, рисуйте снова и снова, добавляйте цвета и мелкие детали. Можно к страшному чудовищу прикрепить бантики или другие забавные элементы. Когда страх становится смешным, он не может негативно воздействовать.

Сочинение . Попросите кроху придумать сказку о своем страхе. Лучше всего, если вы вместе ее сочините, а затем нарисуете. Бороться с детским страхом при помощи такого метода очень занимательно. Концовка должна быть положительная. Например, ваш кроха в виде супермена побеждает отрицательного персонажа.

Сценки . Как бороться с детскими страхами эффективно? Вы можете (как в предыдущем совете) обыграть придуманную историю. Попробуйте играть со сменой ролей. Когда кроха сам сыграет свой страх, он перестанет его бояться.

Купание для маленьких . Чтобы побороть детский страх новорожденного, попробуйте его искупать в травах. Вода отлично смывает плохое настроение у маленьких детей. Также лучшим лекарством будет предложение груди и отвлечение игрушкой.

Боязнь темноты . Если ребенок боится темноты, не стоит действовать от противного и заставлять кроху смотреть страху в глаза. Так вы только ему навредите. Проговорите страх, оставьте ночник или тусклый свет, положите рядом игрушку и поцелуйте перед сном.

Страх перед плохими оценками . Скажите ребенку, что несмотря на плохие оценки, вы все равно его любите. Чтобы побороть такой детский страх, достаточно всего лишь родительской любви.

Игры с песком . Перебирание песка очень успокаивает, поэтому предложите крохе рисовать песком. Это занятие укрепит нервную систему и позволит малышу избавиться от детского страха.

Лечение музыкой . Известно, что классические мелодии гармонизируют и расслабляют. Включайте их дома как можно чаще, тогда постепенно состояние крохи выровняется. Если классику вы не любите, то бороться с детским страхом можно при помощи звуков природы или этнических инструментов.

Лепка . Отлично помогает избавиться от детских страхов лепка из пластилина. Этот способ хорош, если ваш ребенок не любит рисование. Пусть кроха слепит свой страх, а затем скатает его в шар.

Спорт и танцы . Можно бороться с любыми детскими страхами при помощи движения. Отдайте кроху на танцы или боевые искусства. Разнообразие и новый коллектив помогут развеяться всем страхам.

Шумные игры . Чем чаще вы позволяете ребенку бегать, резвиться, кричать и стучать, тем лучше. Это дает выход негативным эмоциям, и ваш кроха перестает чего-либо сильно бояться.

Друзья . Никогда не ограничивайте общение ребенка со сверстниками. Как бороться с детскими страхами, если не таким образом? Чувствуя себя в своей среде, крохе легче преодолеть все тягости жизни.

Старайтесь уделять внимание не только борьбе со страхами, но и их профилактике. Никогда не запугивайте ребенка врачами и полицейскими. Читайте ему добрые сказки и давайте быть собой. Тогда побороть любой детский страх не составит труда.

Пожалуй, ни в каком другом случае непонимание переживаний ребенка не выступает так зримо, как при детских страхах. Отец, уверенный и решительный человек, привел на прием рослого, широкоплечего десятилетнего сына. Даже при родителях мальчик предпочитает не быть один в комнате, а уж о том, чтобы остаться одному в квартире, нет и речи. Спит он только при свете ночника и с полуоткрытой дверью спальни. Если просыпается ночью, бежит к родителям. Мать укладывает сына к себе в постель, и он тут же засыпает. Мальчик эмоционален, впечатлителен, добр, ласков. Воспитан мамой, эмоциональной, тревожной, застенчивой. Отец энергичен, напорист, опекает семью, но часто в длительных командировках. Впечатлительность и беззащитность жены понимает и принимает. Слабость же, "нюни" в сыне решительно осуждает.

В беседе с отцом выясняется, что, когда сыну было шесть лет, он взял его с собой на охоту. Ночью оставил спящего сына в охотничьей избушке одного и ушел с товарищами в лес. Когда вернулись, ребенок сидел под столом, накрывшись с головой одеялом. Посмеялись, утешили: "Еще раз вот так останешься и будешь мужчиной". С той поры и появились у мальчика страхи. Отец так и не понял, какой ужас испытал впечатлительный ребенок, воспитанный тревожной матерью на сказках, в которых деревья, избушки говорят, смотрят, слышат. Он проснулся в темноте. Никого нет. Он к окну, а за окном ночной зимний лес с волками и медведями. Деревья и кусты шевелятся, приближаются к окну. В углу избушки кто-то стонет и ворчит. Длинными и страшными были для ребенка те несколько часов, которые он просидел под столом.

Думается, что взрослые не осознают до конца, как мучителен страх детей. В сумерках, во мраке фантазия ребенка превращает занавеси в двигающиеся призраки, наделяет предметы сверхъестественными возможностями, одухотворяет их. Старый шкаф кряхтит и жалуется, а то и грозит за царапины и рубцы на своих боках или молча наблюдает за одиноким малышом. Страх темноты древний, извечный. Для ребенка темнота живая, со ртом и глазами. О, эти рот и глаза! На рисунках детей от пяти до девяти лет у чудовищ и хищных животных всегда выделены рот и глаза. Глаза следят, а рот грозит проглотить.

Жорж Санд, полагавшая, что страх - величайшее нравственное страдание детей, приводит слова П. Лоти о том впечатлении, какое произвело на него в детстве впервые увиденное в сумерках море: "Оно было темно-зеленое, почти черное; оно казалось неугомонным, вероломным, готовым поглотить; оно кипело и поднималось в одно и то же время со всех сторон и глядело зло и коварно". Ребенок не критичен к страху. Разум его пока плохой советчик. Возникший страх стремительно нарастает, и ребенок цепенеет, пассивно страдая, или впадает в двигательную бурю и бьется о запертую дверь.

Мальчика, о котором только что шла речь, отец поверг в невроз за одну ночь, хотя готовность к такому исходу пестовалась с рождения материнской тревожностью.

Другой отец решил "перевоспитать" боязливого сына. Воспользовавшись отъездом жены в командировку, он вечерами оставлял шестилетнего ребенка одного, запирая его на ключ. Мальчик включал телевизор и ждал отца. Если звонили в дверь, он прятался под кровать. Однажды перегорели пробки. Отец, как назло, задержался, и ребенок в полной темноте ждал его под кроватью, боясь даже плакать, чтобы не выдать себя. Когда отец вернулся, исправил и включил свет, извлек из-под кровати сына, мальчик молча уснул у него на руках, но во сне метался, порывался бежать, просыпаясь, не узнавал отца. Утром он не смог заговорить и молчал три дня - столь сильно было выражено заикание. Пришлось бороться с нарушениями речи, с паническим страхом темноты, одиночества. Ребенок ни на шаг не отпускал от себя мать. Пришлось лечить и отца, у которого возник страх за сына. Отныне он боялся вмешиваться в любые его дела, надолго отказался от каких-либо попыток воспитания.

Отец одного из моих пациентов играл с трехлетним сыном в прятки в лесопарке. Укрывшись за деревом, он
не заметил, как неожиданно выскочившая из-за кустов собака сбила малыша с ног. Беспечность отца привела к болезни: ребенок начал кричать и плакать во сне, стал бояться собак, перестал оставаться один в комнате, хотя родители были дома. Ко мне на лечение он попал уже пятилетним. К таким последствиям приводит непредусмотрительность родителей. А ведь еще Авиценна говорил, что нельзя допускать, чтобы ребенок впадал в сильный гнев, в большой страх или глубокую печаль.

В проблеме детских страхов важны три момента. Во-первых, детей никогда не следует пугать ради послушания ничем и никем: ни дядей, ни волком, ни лесом. Пугать чем-либо - значит пугать смертью! В урочный час вы указываете ребенку на реальные опасности, но никогда на мнимые, придуманные, не пугаете его ради послушания. Воспитание страхом - жестокое воспитание. Последствия его - тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.

А. Валлон в книге "От действия к мысли" приводит такой случай. На руку ребенка в возрасте чуть больше года села муха. Дедушка, конечно же, любивший внука, проявил непростительную неосторожность, заявив: "Берегись, она тебя сейчас съест". Он пошутил. Но когда спустя некоторое время к руке малыша пристала крошка хлеба, у него возник такой страх, что в течение некоторого времени ему приходилось надевать на руки перчатки для защиты от мух. Еще несколько таких "шуток" - и у ребенка невроз, кошмарные сны, тревожно-мнительное развитие личности. За всем этим - страх смерти.

Во-вторых, родители никогда не стыдят ребенка за испытываемый страх. Насмешки над боязливостью ребенка также жестокость. Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. И ребенок остается один на один со страхом, несмотря на то что у него есть родители. Если взрослый не поможет малышу избавиться от страха, страх поработит психику ребенка и он будет чувствовать себя одиноким, беззащитным. Стремясь избавиться от страха, лишенный помощи родителей, он прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т.д. Испытывающий страх и не понятый родителями пассивен, склонен к депрессии. Страх у ребенка разрастается, что уже угрожает неврозом.

Женщины лучше переносят боль и нередко мужественнее, чем мужчины, преодолевают страх, потому что над их страхами, над их болью в детстве никто не смеется, их страхи понимают, им их прощают и стараются объяснить природу страхов.

В-третьих, ребенка никогда не оставляют одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление неожиданного, пугающего. Ребенок исследует неизвестное только рядом со взрослым.

Показателен эксперимент Лиделла. Двух козлят, трехнедельных близнецов, эпизодически испытывали ударом электрического тока. Козленок, находившийся рядом с матерью, относительно спокойно переносил испытание. Козленок, которому все это довелось переживать в одиночестве, в ужасе забивался в угол. Спустя некоторое время козлят выпустили в стадо. Через два года этих животных, уже взрослых, подвергли тем же испытаниям. Козел, который в трехнедельном возрасте испытывал удары электрического тока рядом с матерью, и при повторении эксперимента переносил процедуру вполне спокойно. Другой же становился заторможенным, испуганным, как только попадал в помещение, где проводился эксперимент.

В этологии - науке о животных - приводятся следующие типы реагирования на опасность в зависимости от возраста. Детеныши застывают в неподвижности и кричат. Вся надежда на спасение - мать. Повзрослев, они пытаются спастись бегством. Достигнув возраста матерого зверя, они переходят к лучшей из защит - нападению. И опять-таки, если животное выросло без матери, оно нередко, уже будучи взрослым, сохраняет инфантильную реакцию защиты - неподвижность и крик. Казалось бы, животное, беззащитное в детстве, должно было бы раньше перейти к взрослым формам обороны. Ан нет! Без матери они не вырабатываются. У детей это особенно серьезно, поскольку неизмеримо сложнее обучение, подготовка к жизни. Ребенку, лишенному помощи родителей, не познать мир без излишних страхов.

От страхов ограждают мудростью и предусмотрительностью. Склонность к страху преодолевают добротой. К примеру, дети нередко испытывают страх при засыпании, ибо сталкиваются одновременно с темнотой и одиночеством. Нередко, борясь со страхами у детей и полагая, что так воспитывают мужество, ребенка укладывают в постель, желают ему спокойной ночи, выходят и не возвращаются. На третью ночь дитя перестает плакать и звать. Я не согласен с таким методом и воспринимаю его как жестокость. Ребенок засыпает, но засыпает, измученный страхом. Мужественным он не станет. Напротив, вырастет человек, раз и навсегда запуганный в детстве. Такому ребенку чаще угрожает невроз. Более приемлемым мне представляется следующий путь: уложив малыша спать, вы удаляетесь, но на его зов тут же возвращаетесь, обещаете, что окончив дела, придете и посидите с ним. Вы рядом, незамедлительно являетесь на зов. Он спокоен, он ждет вас без страха и засыпает спокойно.

Происхождение страхов у детей достаточно сложная проблема. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого. Поэтому и пугается ребенок при громком, непонятном ему звуке, боится неизвестных предметов, чужих людей и даже собственных родителей, когда они предстают перед ним в неизвестном обличье, например в новой шубе, большой мохнатой шапке, и он не может сразу их узнать. Страхи порождает и боль. Отсюда страх высоты, лестниц у падавших и сильно ушибавшихся детей. Врожден идущий от инстинкта самосохранения страх потери матери - и отсюда страх одиночества. Ребенок одушевляет природу. И в сказках для него животные, растения и вымышленные персонажи живут человеческими страстями, любят и ненавидят, благодарят и наказывают. Отсюда страхи темноты, леса, волка, сказочных персонажей.

Однако основные причины страхов у детей - неуверенность в себе, порождающая робость, тревожность, несамостоятельность, а также издержки умственного воспитания, ведущие к неведению, к сниженному уровню ориентации в окружающем ребенка мире, а то и к полному ее отсутствию. Умственное развитие детей имеет прямое отношение к характеру детских страхов. И вновь ключ в вопросах ребенка . Он спрашивает до двух лет "что это?" и "кто это?" не только для того, чтобы познать, что есть что и кто есть кто, но и чтобы знать, опасны или безопасны эти кто-то и что-то. До двух лет основные страхи - страхи перед незнакомыми предметами, людьми, животными.

С двух до трех лет ребенок задает вопросы "где?", "куда?", "откуда?" и "когда?". Возникают страхи высоты, глубины, пространства (глубоко-глубоко, далеко-далеко, сзади, в углу, в лесу, на крыше, на чердаке и т.д.), темного времени суток (вечером, поздно-поздно, ночью). С вопросом "почему?" от трех до четырех лет приходят страх последствий поступков, а с этим и страх наказания. Ребенок более всего боится того, о чем ничего не знает. И такой страх естественен, он побуждает задавать вопрос "почему?", чтобы узнать о еще неизвестном.

К пяти годам ребенок выходит на вопрос "что будет?" и узнает о смерти. В это же время заканчивается период упрямства, малыш постигает свою беспомощность и сложность окружающего мира, жизни. Изменяется характер страхов. Возникают вопросы: "А я не умру?", "А ты, мама, не умрешь?" Страх смерти естественен. Инстинкт самосохранения - инстинкт выживания. Он против смерти. С ним рождаются. Страх смерти приобретает все большую глубину, становясь осознанным переживанием. Этот страх - корень всех
страхов. Ребенок может бояться бабы-яги, волка и "чужого дяди", бояться тысячи объектов, иметь десятки различных страхов, но за этим одно - страх смерти. Поэтому борьба со страхами - борьба со страхом смерти.

Я вижу отчетливую связь детских страхов с развитием у детей ориентации и познания. Полноценное умственное воспитание, полноценность ответов на вопросы ребенка, а с этим полноценная ориентированность - профилактика детских страхов. Сын известного детского врача В. Прейера в возрасте двух лет увидел поросят, сосущих мать, и испугался, полагая, что они на нее напали и кусают. Испуг вызвал ночные страхи, которые прошли лишь через три года. Если бы, оценив глубину испуга у ребенка, поросят взяли на руки, поиграли с ними, сказали ребенку, что они детки, а свинка их мама, т.е. если бы глубже ответили на закономерный для данного возраста вопрос "что это?", не было бы страха.

Чем больше ребенок знает, особенно в том, что не только интересует, но и тревожит его, тем меньше страхов. Умственно отсталый может ничего не бояться, но такое бесстрашие - по недомыслию. Ребенок с полноценными умственными потенциями остро интересуется окружающим его. Ориентация для него жизненная потребность. Не получая удовлетворительного ответа на поэтапно углубляющиеся ориентационно-познавательные вопросы, он отвечает на вопросы сам, и это не лучшие ответы. Фантазия и неведение в таком случае порождают страхи. А тут еще и пугают, читая страшные сказки, выделяют интонацией страшное в них, а не познавательный и ориентирующий смысл.

С другой стороны, существует опасность "шизоидной интоксикации" для ребенка, если его раньше времени обременяют непосильной для него информацией, если в умственном воспитании, ответах на вопросы игнорируется возраст, если норовят перепрыгнуть через детство.

Восьмилетняя девочка, моя пациентка, испытывает страх перед обезьяно-человеком, привидениями, о которых ей рассказала, образно и ярко, весьма артистичная и склонная к фантазированию подружка. Результат: спит только с родителями, в туалет - только с кем-то из взрослых членов семьи. Сон беспокоен, снятся "страшные сны". Дома она ходит хвостом за матерью по квартире. В школе - отличница, активна, авторитетна, но замкнута. Девочка не по годам эрудирована, много знает, и это тот случай, когда не веришь собственным глазам и ушам. Я вижу перед собой ребенка, а слышу взрослые речи. Перемешались взрослые и детские страхи: преступники, ограбления, насилия и привидения, темнота, одиночество. Сочетание детского и взрослого привело к своеобразному восприятию, к страху перед чудовищами, но главное - страх темноты, ночи, страх уснуть. И все дело в информации не по возрасту у чрезмерно впечатлительного ребенка.

Поскольку за всеми страхами ребенка неосознаваемый или осознаваемый страх смерти, то и профилактика страхов - воспитание оптимизма, воспитание уверенного в себе, самостоятельного, знающего то, что положено знать по возрасту об опасностях и угрозах, но относящегося к этому отважно. Ребенок не должен
видеть непосильное для него: неблагоприятный финал болезни, тяжелые происшествия, смерть и похороны. Об этом не говорят при ребенке. Взрослое - взрослому, детям - детское.

Если страх уже мучает ребенка, его изживают раскрытием в рисунке и игре того, что породило страх. Страхи, как и все, что волнует ребенка, находят отражение в его рисунках. В них он достигает желаемого, но и борется со страхами. Он интуитивно прибегает к творчеству, пытаясь изжить страх. Ребенок рисует "страшного человека", чудищ, бабу-ягу, лешего, но он рисует их или смешными, или себя рядом с ними, но себя вооруженного, смелого и непобедимого. И объекты страха теряют свою угрожающую суть. Огонь на рисунке гаснет под напором воды, которой он, ребенок, в каске пожарника, заливает пламя. Лес населяется добрыми животными и людьми, в нем тропинка, а на тропинке мама и папа. И лес уже не страшен. Испытывающий страх ребенок в рисунках значительно эффектнее, чем при объяснениях, образно постигает "что это?", "откуда?", "почему?" и "что будет?" В рисунке он создал пожар и погасил его. Что? Пожар. Почему? Неосторожное обращение с огнем, удар молнии. Что будет? Не надо бояться, надо гасить. В случае же с "привидениями" - мы поиграли с девочкой "в привидения", она сама играла его роль, мы от души веселились и в конце концов она стала смеяться над своими страхами...

Игра - лучшая психотерапия. Играя, можно побегать за волком (один из играющих надевает маску волка) с ружьем. И теперь уже боится, просит прощения за свои проделки волк. В игре можно и самому побыть
волком, бабой-ягой, попугать маму и бабушку, посмеяться над их страхом. Смех убивает страх. Очевидно, что в игре, как в древнем обряде, страх изживается символическим действом, когда страшное побеждают, превращая его в нестрашное.

Мальчика, испытавшего страх в лесной избушке, отец, по моему совету, вновь свез туда. Там они играли, осматривали и изучали лес. Поездки с отцом на охоту стали для мальчика самым интересным видом отдыха, сблизили отца с сыном. Невроз прошел. Были обыграны и ситуация, вызвавшая испуг у оставшегося в темной квартире без взрослых, и ситуация с собакой в лесопарке. В первом случае с ребенком играли в прятки в темноте. Естественно, заикание сразу не прошло, но путь к его преодолению был начат. Во втором случае ребенок в маске собаки в том же лесопарке нападал из кустов на отца и мать, валил их, рычал; потом они нападали на него. Вначале было страшно, потом стало весело. Для ребенка завели собаку.

С девочкой, боявшейся темноты, одиночества, играли в прятки в темном помещении сначала втроем: она, бабушка и я. В конце концов девочка смогла оставаться в нем без страха одна. В игре устрашающая ситуация повторяется столько раз, сколько требуется, чтобы ее осмыслить и разрешить. Взрослые, играя с ребенком, при необходимости останавливают действие и поясняют, обсуждают ситуацию, вызывающую страх, приводят неопровержимые аргументы, позволяющие полнее осмыслить ее. В такой игре делается то, что следовало сделать раньше, на этапе вопросов, а именно полно, серьезно, эмоционально и ответственно отвечают на вопросы, ориентируя ребенка в неизвестном, в котором он хочет разобраться.

Если страхи устранены, оптимистично переработаны вместе с ребенком, он обогащается новым опытом, становится более ориентированным, т.е. обогащается его ум. Изжитие страхов приводит к большему доверию к людям и к жизни, к большей доброте, к оптимизму и мужеству.

Естественно, если страх ребенка настораживает своей чрезмерностью, необычностью, беспричинен, психологически непонятен, причудлив, нелеп, отвлекает ребенка от реальной жизни, составляет ядро всех его переживаний, следует незамедлительно обратиться к детскому психиатру.

Если женщина собирается реагировать на детские страхи, ее первый импульс - отнестись к детскому страху серьезно и начать с ним с этим страхом работать. Мужчины в меньшей степени склонны с детскими страхами работать, им проще и понятнее на детские страхи - реагировать: когда-то ребенка поддержать, когда-то пристыдить.

Работа с детскими страхами - в первую очередь, это серьезное отношение к страхам ребенка. Как ни странно, это оправдано не всегда. Иногда лучше всего освобождает от страха веселый взгляд взрослого, который уверенно удивляется: "Ты чего такой ерунды боишься? Пойдем, покажу, это совсем не страшно!"

Работа с детскими страхами имеет свою специфику, хотя бы потому, что сами дети очень редко формулируют запрос об освобождении от страха. Типовой запрос ребенка: "Посиди со мной, мне страшно!", при этом освобождаться от страха дети хотят не всегда.

Соответственно, или на этом нужно или настоять, или сделать увлекательно и весело.

Работа с конкретными страхами имеет свою специфику, поэтому для удобства поиска наиболее типичные детские страхи перечислим:

Основной прием в работе со страхами у детей - это снятие у ребенка страха перед страхом.

Если ребенок лег спать и ему показалось, что в темноте за шкафом кто-то спрятался, у ребенка может забиться сердце. Биение сердца - проявление основного страха. Если же ребенок начнет обращать внимание не то, что у него сильно бьется сердце, и будет переживать уже по поводу биения сердца ("вот сердце не выдержит, разорвется, и я от страха умру!"), это уже вторичный страх ребенка. Если ребенку удается объяснить, что его сердцебиение и желание побыть с мамой - это нормально и естественно, что это бывает у всех детей и мы его любим, ребенку становится спокойнее.

Детям объясняют это самыми различными образами. Формулировки: "Страх - это не страшно", "Бояться - нормально, боятся все, бояться не стыдно", "Страх нам помогает, страх заботится о нас", "Свой страх нужно принять" - все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребенка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом. Аналогичную задачу выполняют такие процессы, как рисование детьми своих страхов и отыгрывание своих страхов в играх, в тех или иных сценках. Ребенок может сам бороться со своими страхами, если вы подскажете ему, как это можно делать .

Во всех случаях успешность устранения страхов зависит от знания их

От осознания эмоций в раннем детстве зависит умение принимать их или справляться с ними в будущем. Как помочь детям осознать, принять или побороть эмоции, мы расскажем в серии статей об эмоциональном интеллекте.

Эмоция страха в психологии отнесена к базовым. Благодаря ей человек мобилизуется и убегает при надвигающейся опасности.

Но детские страхи порой иррациональны и мешают спокойно жить и детям и родителям. Поэтому мы предпочитаем, чтобы боязней не было, а если они есть, активно боремся с ними. Родители часто спрашивают, как помочь ребёнку побороть страх. Однако прежде чем сражаться с ним, его нужно принять и осознать.

Как родителям принять эмоцию страх

Работая психологом в школе, я занималась с маленькой девочкой, которая ужасно боялась вампиров. Когда мы разговаривали в первый раз, я спросила, как относится к ним мама. На что девочка ответила: «Ой, она тоже их сильно боится!»

Я обратилась к маме. Она ответила, что понятия не имеет, где дочка узнала о вампирах - дома взрослые запрещают ей страшные фильмы и сказки, всегда обходя эту тему стороной. Из-за запретов и «обхода темы стороной» девочка решила, что мама настолько боится этих существ, что даже не может поговорить о них.

Первое, что нужно сделать родителям в борьбе с детскими страхами - принять их существование. И разрешить сыну или дочери пугаться. Первые страхи обычно появляются в возрасте четырёх лет. Это совершенно нормальный этап детского развития. Скорее вас должно насторожить, если дети вообще не боятся.

Говорите малышу, что эта эмоция нормальна, расскажите о своих боязнях, даже нерациональных. Например, вы с детства опасаетесь незнакомых собак или неприятно чувствуете себя, летая на самолёте.

Соблюдая возрастные ограничения, не отказывайтесь от страшных мультфильмов или книг. Всё равно дети узнают нечто пугающее от друзей в саду, школе или дворе, в отрывке телевизионной передачи, от других взрослых. Домысливание сюжета всегда создаёт больше страхов, чем сам сюжет.

Осознание и проговаривание

Как только вы узнали и приняли, что ребёнок боится, поговорите об этом.

Будучи маленькой, в одном журнале по медицине я наткнулась на рисунок эмбриона. Красный цвет и человекоподобные формы произвели на меня неизгладимое впечатление. Много месяцев я видела во сне эмбрионы и просыпалась в слезах. Когда я рассказала маме, что именно меня пугает, она объяснила, что так выглядит малыш в животике и я сама была такой. Мы посмотрели много фотографий и рисунков, после чего боязнь исчезла.

Даже если дети не вызывают вас на беседу, постарайтесь завести разговор о страхах. Объясните всё как можно подробнее. Посмотрите вместе картинки и найдите информацию. Например, расскажите, откуда взялась легенда о вампирах или почему, с точки зрения науки, полезнее спать с выключенным светом (ни в коем случае не отрицая, что темнота действительно пугает). Чем более научными будут ваши рассказы, тем лучше.

Как помочь ребёнку преодолеть страх, который не уходит

Часто после проговаривания и просто со временем дети перестают бояться. Если страх недолгий и не мешает жизни, дайте малышу немного времени, чтобы боязнь прошла сама.

Если вы приняли детский страх и отказались от формулировки: «Ничего пугающего тут нет!», обговорили его, но он не проходит, перейдите к упражнениям. Одним из методов является вживание в страшный образ.

Маскарады - прекрасное терапевтическое упражнение. Можно устроить специальный костюмированный праздник с жуткими персонажами. Сделайте ситуацию немного комичной, используйте чувство юмора, предложите сыну или дочке перевоплотиться в вампира и пугать всех вокруг. Задача гостей - не засмеяться. Такая игра вызовет много смеха и положительных эмоций.

Если детей пугают абстрактные вещи - темнота, смерть, потеряться - проигрывайте их сценками. После обсудите, что было особенно жутким. Старайтесь слушать и не навязывать своё мнение.

Другой способ преодолеть детские страхи - рисунки.

Обычно дети с удовольствием изображают то, что их пугает. Сделайте выставку страшных рисунков, в создании которой поучаствует не только ребёнок, но и другие члены семьи и друзья. Таким образом, вы покажите, что каждый чего-то боится, а малыш вряд ли будет опасаться нарисованного собственноручно.

Если боится кто-то другой

После того как вы признали и поработали со страхами детей, обратите внимание, что другие тоже испытывают эту эмоцию. Вот маленький мальчик на площадке плачет, потому что не видит маму. Подойдите вместе со своим ребёнком к нему и спросите, что произошло. Проговорите и обозначьте эмоцию: «Ты не видишь маму и поэтому испугался». Предложите варианты, как решить проблему: побыть вместе, пока мама не придёт, или пойти поискать её в пределах площадки. После обговорите с вашим ребёнком, что мальчик испугался, а вы пытались помочь по мере возможностей. Скоро вы увидите, как ваш сын или дочь вместо «Не бойся, собаки нестрашные» скажет другу: «Я вижу, что тебе страшно быть рядом с этой собакой. Хочешь, мы пойдём в другое место или я спрошу хозяина, кусается ли она?»

Осознание этой эмоции помогает не только в избавлении от страхов, но и в развитии эмпатии, что поможет в жизни.

Страх - это нормальная реакция на возникающую угрозу. Часто он зарождается в детстве, когда дети познают мир. Чувство тревоги и другие признаки боязни мешают развиваться психике. Следует разобраться, как убрать страх у ребенка.

Детские боязни следует контролировать, чтобы они не нанесли вред психике

Иногда тревожность настолько сильна, что может оставить свой отпечаток на психике. Нельзя недооценивать опасность такой реакции.

Возникновение

Панический страх, который появляется у детей, связан с факторами, которые в реальности не несут опасности. Виной тому слаборазвитое логическое мышление, а также богатая фантазия, свойственной всем дошкольникам. Детская психика хрупкая и неустойчивая. В современном мире это потенциально опасно. Застенчивый и миролюбивый ребенок может стать случайным свидетелем несчастного случая (ДТП, пожар, агрессия собак, насилие взрослых и т.д.) и это станет причиной зарождения страха.

Нельзя пренебрегать боязнью детей. Родители должны быть осторожны и бдительны. Тревога, раздражительность, капризность и необычное поведение могут свидетельствовать о развитии фобии. Бездействие матери и отца грозит такими проблемами, как невротические проявления.

Причины

Дети часто страдают от боязни пережитых травмирующих ситуаций и риска их повторения. Страх перед животными зарождается из-за пережитой встречи с агрессивным животным, боязнь высоты от случайных болезненных падений. Распространенными причинами являются:

  • постоянные запреты родителей;
  • семейные конфликты;
  • просмотр фильмов и телепередач, где показаны стихийные бедствия, сцены насилия и т.д.;
  • разногласия со сверстниками;
  • проблемы в школе;
  • фантазии.

Нередко родители сами внушают страхи, которые не только влияют на формирование характера, но и могут отразиться на его психическом здоровье.

Простое предупреждение об опасности («Не нужно кувыркаться – можно травмироваться», «Не трогай собаку – она укусит!») характеризует окружающие предметы и определенные действия как опасные. Так зарождаются страхи.

Детские фантазии могут быть причиной боязни

Разновидности страхов

Дети боятся предметов, явлений, собственных фантазий и окружающих людей. Каждый случай выявления тревожности индивидуален, делать описание всех разновидностей страха проблематично. Все боязни детей можно разделить на несколько групп:

  1. Навязчивые. Боязнь высоты, толпы и т.д.
  2. Бредовые. Не поддаются логическому объяснению. Примером может послужить боязнь надеть определенную рубашку или же боязнь взять в руки какую-то игрушку.
  3. Сверхценные. Боязнь сказочных персонажей, героев мультфильмов и т.д.
  4. Реальные. Проявляются при возникающей опасности как результат действия инстинкта самосохранения.
  5. Невротические. Вызваны нарушением деятельности нервной системы.
  6. Свободные. Характеризуются ожиданием опасности, в моменты, не имеющие ничего общего с реальным окружением.

По отношению к детям также применимы и возрастные страхи, которые могут появляться и исчезать. при правильном и гармоничном воспитании ребенка, боязни могут исчезнуть самостоятельно.

Разновидности детских боязней

Возрастные особенности проявления

Самая эффективная профилактика - не допускать его проявления. Самые заботливые родители не могут обезопасить своего малыша от случайных звуков, сюжетов насилия по телевидению и т.д. Расставание с близкими может привести к серьезным проблемам.

Для ребенка это может стать причиной зарождения фобии. Некоторые боязни естественны, они присутствуют у большинства детей разного возраста.

1–3 года

Дети с 2-3 лет начинают различать людей на своих и чужих. Чужие люди могут вызывать боязнь, временная разлука с близкими также вызывает тревогу.

Самостоятельно преодолеть собственные страхи в таком возрасте ребенок еще не может. Он только начинает познавать мир, увеличивая свои знания и получая жизненный опыт. С 2-3 лет, у него также могут появиться:

  • страх боли;
  • боязнь врачей;
  • страх высоты;
  • страх темноты;
  • ночные страхи.

Большая часть зародившихся в этом возрасте боязней оставляет свой отпечаток в психике, и они могут проявиться во взрослой жизни.

3–5 лет

В этом возрасте ребенку сложно преодолеть ночные страхи, он может бояться сказочных персонажей. В возрасте 4-5 лет может появиться страх одиночества, вызванный сильной эмоциональной привязанностью к родителям. Причинами развития боязни могут служить случаи агрессии со стороны животных. Пережитая травмирующая ситуация или простой испуг создают страх перед животными, который может стать причиной серьезных нарушений психики.

5–7 лет

Происходит подготовка к школе. В возрасте 5-7 лет ребенок обретает определенную социальную роль. Его привычный круг общения сменяется новым, появляются новые друзья в школе. Страхи начинают носить социальный характер. Они связаны:

  • с боязнью учителей;
  • со страхом отдельных лиц в школе или классе;
  • с боязнью ответа у доски.

Попав в новую для себя обстановку, ребенок начинает испытывать стеснение. У него может появиться неуверенность в себе. Наиболее опасное время - это адаптационный период. Если не получится преодолеть собственные страхи в возрасте 7 лет, они будут прогрессировать.

7–11 лет

Зародившиеся в 7-8 лет страхи могут усиливаться с возрастом. У ребенка может наблюдаться боязнь ответа перед доской, боязнь отвечать на вопросы преподавателя, а также боязнь получить плохую оценку. Влияет на проявления страха и воспитание родителей.

Плохая успеваемость в школе нередко становится причиной боязни понести наказание. В этом возрасте может появиться боязнь темных помещений, а также боязнь физического насилия.

11–16 лет

У старшеклассников другие проблемы. В подростковом возрасте большая часть страхов из детства проходит, их сменяют боязнь сдачи экзаменов, поиска будущей профессии и т.д. Этот возраст совпадает с периодом полового созревания. Старшеклассники могут испытывать боязнь отношений с противоположным полом.

В возрасте 12-16 лет дети могут с тревогой относиться к собственному социальному статусу. Они стремятся везде проявлять себя с лучшей стороны и любую неудачу воспринимают со страхом. Вызвать боязнь могут неудачи в спорте, творчестве и т.д. Некоторым детям из-за неуверенности в себе сложно найти общий язык со сверстниками.

Выявление проблем

Как у дошкольников, так и у учеников начальных классов выявление тревожности может проводиться по известным методикам детских психологов. Наиболее популярным способом выявления страха является диагностическая система А.Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках»:

  1. Ребенок рисует на листе бумаги два дома. Один черным карандашом, другой красным.
  2. Специалист предлагает поиграть в игру, расселив страхи по домикам. В красный необходимо поместить все нестрашные страхи, а в черный страшные.
  3. Психолог перечисляет возможные варианты страха, а ребенок зарисовывает их.

На начальной стадии такого метода диагностики психолог наблюдает за процессом рисования. Специалист оценивает количество рисунков, которые ребенок поместил в черный дом. Психолог может понять, что делать с пациентом дальше, как его вылечить и какие методы коррекции применять.

В отдельных ситуациях специалисты просят нарисовать на двери черного дома замок. Такое действие поможет пациенту понять, что он находится в безопасности, так как страхи находятся взаперти.

Психолог поможет разобраться в детских проблемах

Коррекция психики

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста отличаются специальным подходом. Важно наладить контакт с ребенком и определить причины и признаки проблем в игровой или познавательной форме. Преодолеть тревожность могут помочь родители, предварительно проконсультировавшись у психотерапевта. Как бороться с детскими страхами:

  1. Игровая терапия. Преимущество такой терапии в том, что юный пациент не понимает, что происходит. Он играет с родителями или специалистом. Задача психолога - создать во время игры условия, вызывающие у него страх. Важно показать, как справиться со сложной ситуацией.
  2. Рисование. Наиболее эффективный способ диагностики и коррекции страхов как у детей дошкольного возраста, так и у тех, кто уже учится в школе. Занятия рисованием направлены на выражение эмоций и переживаний, путем переноса их на бумагу. Бороться с проблемой будет легче, если специалист поможет пациенту выставить визуализированный страх в юмористической форме.
  3. Песочная терапия. Относится к эффективным методикам арт-терапии. Помогает не только снять напряжение, но и выявить страх и бороться с ним.
  4. Сказкотерапия и куклотерапия. Основная задача - создать сказочную ситуацию, где персонаж (кукла) преодолевает страх, опираясь на реальные способы его подавления.

Такие же меры применяются и для преодоления тревожности у младших дошкольников. Ученикам старших классов справиться с проблемой будет проще. Кроме арт-терапии могут использоваться разнообразные тренинги, а также занятия с опросниками и тестами. К детям старшего школьного возраста может применяться метод беседы при условии того, что ребенок идет на контакт со специалистом.

  1. Интерпретация. Помогает ребенку перебороть собственные страхи путем внушения рационализации его отрицательных мыслей.
  2. Отреагирование. Основная цель - создание искусственной обстановки для выражения негативных эмоций.
  3. Десенсебилизация. Упражнения такого характера позволяют проработать механизм преодоления страха при периодической встрече с ним. Занятия используются для выявления и коррекции фобий.
  4. Контейнирование. Принятие чувств и эмоций ребенка.

Выяснить основные причины боязни и убрать некоторые признаки проявления страха будет легче, если в терапии будут принимать участие и родители. Специалист по детской психологии может дать им советы и порекомендовать упражнения, которые помогут детям побороть в себе страх.

Психокоррекционная работа с ребенком будет проходить эффективнее, если родители смогут ему помочь своей поддержкой и созданием благоприятной атмосферы в семье. Психологи дают такие советы:

  1. Проводить больше времени с ребенком (особенно в возрасте до 3-5 лет). Важно, чтобы дети чувствовали себя в безопасности. Помочь в этом могут совместные развлекательные и познавательные игры.
  2. Перестать запугивать детей в воспитательной форме. Вынужденная терапия с ними возникает по вине родителей, неправильного воспитания. Пересмотрев ошибки, ребенку будет легче избавиться от тревожности.
  3. Не запрещать ребенку бояться. Многие родители при замеченных признаках тревожности у своего ребенка, говорят ему, что бояться объект страха не нужно. Это неверный подход. Победить собственную тревожность он может и самостоятельно.

Психокоррекция страхов у детей отличается от той программы, которую применяют к взрослым людям. Психика школьников и дошкольников очень хрупкая. Необходимо научить ребенка преодолевать трудности. Не использовать гиперопеку и тотальный контроль, они могут стать причиной для новых фобий.

Как помочь ребенку, испытывающему страхи

Медикаментозная терапия позволяет избавиться от симптомов, которые мучают больного. Такое лечение является второстепенным. Основным оно становится только при неэффективности коррекции психики или же из-за перетекания фобии в невротические заболевания.

Прописанные врачом таблетки могут помочь снять напряжение, депрессию и даже проявления астении. Медики прописывают юным пациентам:

  • при астенических проявлениях витамины и препараты кальция, ноотропные средства;
  • при проявлении депрессии легкие антидепрессанты;
  • при сильной возбудимости успокоительные препараты;
  • при гипостении транквилизаторы.

Лечить юных пациентов необходимо, применяя методы комплексной терапии. Совмещается прием медикаментов, физиотерапия и индивидуальная работа психолога с ребенком. Учитывается его возраст.

У больных возрастом до восьми лет проявление тревожности чаще всего удается побороть только методами психотерапии. Лекарства применяются лишь при угрозе невротических проявлений.

Лечение медикаментами обычно сочетается с психологической коррекцией

Польза страхов

Страхи естественны для каждого. Их зарождение в детском возрасте обусловлено психоэмоциональным развитием на фоне инстинкта самосохранения. С ранних лет родители воспитывают малыша, указывают, что можно ему делать, а что нельзя. Без осознания понятий «хорошо» и «плохо» человек становится уязвимым. Боязнь - это нормальное явление. Плохо, когда ребенок ничего не боится.

По мнению медиков, страх может быть полезен и бороться с ним не всегда нужно.

Во критической ситуации организм вырабатывает адреналин. Этот гормон способствует улучшению работы головного мозга.

Специалисты советуют обращаться за помощью только в случае регулярных повторений признаков тревоги.

Заключение

Коррекция детских страхов отличается от тех методик, которые применяют к взрослым пациентам. Психика у школьников и дошкольников еще хрупкая, и они часто не в силах справляться со своими страхами, это может привести к серьезным проблемам в будущем.

Методы диагностики и коррекции могут быть разными. Выбор терапии зависит от возраста пациента, а также его уровня тревожности и наличия определенных признаков фобии. Может помочь визуализация при помощи рисования, а также специально разработанные развивающие упражнения, применяемые в игровой форме.