Что делать, как воспитывать ребенка в утробе? Как "воспитывать" ребенка еще до его рождения? Как развивать ребенка до рождения.


Психологи, физиологи, медики полагают, что психическая жизнь младенца начинается задолго до рождения. До недавнего времени не было реальной возможности изучать поведение нормально развивающегося плода за исключением каких-то очень необычных ситуаций. Поэтому о поведении плода до момента рождения было мало что известно. Внедрение современного ультразвукового сканирования в 1970-е годы позволило ученым наблюдать за движениями плода в матке и открыть много удивительных фактов, касающихся его активности и развития.

Напомним, что при использовании этой техники высокочастотный звук (выше диапазона слышания) передается в брюшную полость беременной женщины. Эхосигналы регистрируются и конвертируются в визуальное изображение, которое воспроизводит картину движения плода на экране компьютера. Квалифицированный специалист может интерпретировать такое изображение, получая информацию о поведении плода.

Что нового стало известно в результате подобных исследований?

Прежде всего, оказалось, что плод находится почти в непрерывном движении. Самым первым различимым движением эмбриона является сердцебиение. Оно появляется, когда его возраст достигает всего лишь 3 недели, а длина равна 6 мм. Такое "поведение" сердечной мышцы предшествует зарождению нервной системы. Сердцебиение – это подлинный биохимический феномен, природа которого остается до сих пор неизвестной. Вскоре устанавливается правильный ритм. А через 5 недель ритм сердца господствует в организме эмбриона.

Только после того, как установился сердечный ритм, начинается формирование нервной системы. В 1930-е годы Д. Хукер наблюдал за плодом длиной 2,5 см в возрасте 8 недель. Он показал, что легкое прикосновение в области рта приводит к его раскрытию. Позднее прикосновение может вызвать также движение конечностей и туловища.

Эти ранние исследования исходили из предположения, что ответы плода являются результатом рефлекторной реакции на внешние раздражители. В то время было практически не известно о собственных спонтанных, самопроизвольных движениях плода. Хотя женщины приблизительно на 16 неделе беременности часто начинают чувствовать движения плода, они могут судить лишь о наиболее грубых движениях. В действительности, благодаря новейшей измерительной технике, у плода в возрасте 16 недель можно наблюдать до 20000 движений в день.

Новые данные о движении плода
Едва различимые движения регистрируются уже между 7-й и 8,5 неделями жизни, когда эмбрион достигает всего 2 см. На восьмой недели у плода отмечается вздрагивание. Оно продолжается около 1 сек., начинается с головы и распространяется на шею и туловище. В этот же период появляются общие довольно изящные движения, вызывающие изменение положения тела. На 9-й неделе можно наблюдать икоту - толчкообразное сокращение и резкое смещение диафрагмы, которое продолжается около 1 сек. и быстро повторяется несколько раз подряд. В этот же период отмечаются изолированные движения рук или ног, наклоны и вращения головой. А вот в возрасте 10 недель можно увидеть, как рука медленно трогает лицо, и пальчики часто сгибаются и разгибаются. Кроме того, плод может быстро менять положение с помощью "шагательных" движений или "кувыркания", отмечается потягивание и зевание. Движения пальцев регистрируются чуть позднее – в 12 недель жизни. Уже в возрасте 15 недель плод способен совершать хватательные движения, морщиться, двигать глазами и гримасничать. А в возрасте 24 недель у некоторых детей наблюдается сосание большого пальца.

Такое большое количество разнообразных движений необходимо плоду, прежде всего для упражнения развивающейся двигательной системы. Важно также, что они могут обеспечивать обратную связь. Значение обратной связи наглядно видно у новорожденных, страдающих алкогольным синдромом. Дети матерей-алкоголиков часто появляются на свет с врожденными уродствами суставов. Это происходит потому, что алкоголь, проникающий через плацентарный барьер, оказывает анестезирующее влияние на плод. В свою очередь это препятствует развитию нормальных движений, благодаря которым развивающиеся суставы приобретают свою правильную форму.

Другая важная функция активности ребенка до рождения состоит в "доставке" информации для развивающихся органов чувств. Рецепторы кожи, вкусовые, обонятельные рецепторы, вестибулярная и слуховая системы созревают примерно к 24-неделе. Зрительная система функционирует с 26 недели. Наконец, непрерывные вращательные и "ползающие" движения зародыша могут предотвратить прилипание к стенке матки.

Развитие чувствительности
Еще задолго до рождения происходит формирование практически всех видов чувствительности. Примерно в 8,5 недель возникает первый признак чувствительности – тактильная, или кожная чувствительность (чувствительность к прикосновению). Почти вся кожа плода готова к приему тактильной информации уже на 14 неделе.

Чувствительность, возникающая в мышцах, сухожилиях, суставах тоже развивается чрезвычайно рано. Установлено, что специальные "датчики", сигнализирующие о состоянии мышц, начинают функционировать на третьем месяце жизни.

На 10 неделе закладываются вкусовые точки языка, а ребенок, родившийся преждевременно, на 6-7 месяце беременности, в состоянии различать соленое, горькое, кислое и сладкое. Новорожденные, как и многие взрослые, демонстрируют отвращение к кислому, - морщатся и выражают "возмущение". Они могут также определить, что жидкость сладкая, и выразить удовольствие. Новорожденные демонстрируют такие же экспрессии отвращения и удовольствия, когда они ощущают запахи неприятные (тухлого яйца) или приятные (молока, меда, шоколада). Дети реагируют таким образом уже в первые часы своей жизни. Еще до кормления, и, следовательно, еще до получения какого-либо реального представления о пище. Новорожденные распознают запах грудного материнского молока начиная с 6-дневного возраста.

Слуховая система начинает "работать" еще до момента рождения. Анатомически внутреннее ухо заканчивает свой рост примерно в 20 недель, а среднее ухо со всем набором косточек и мембран функционирует начиная с 37-й недели от момента зачатия, хотя его форма и размер продолжают изменяться и во взрослом возрасте. Форма наружного уха 20-ти недельного плода повторяет форму уха взрослого человека. А размеры ушной раковины продолжают увеличиваться до достижения ребенком 9-летнего возраста.

Дети внимательны к звукам еще до рождения. Поскольку плод находится в жидкости, способной предавать звуковые колебания в значительно большей степени, чем воздушная среда, еще до рождения ребенок слышит не только звуки, идущие извне, но также тоны сердца матери и ее голос. Плод способен слышать громкие внешние звуки, которые передаются через брюшную стенку матери, несмотря на высокий уровень фонового шума. Давно было замечено, что ребенок вздрагивает от раздавшегося рядом с матерью очень громкого звука, однако практически не реагирует на звуки средней громкости. Дело в том, что вокруг плода издается множество разнообразных звуков. Это звуки, которыми сопровождается принятие пищи матерью и ее дыхание. Это пульсирующий ритм крови, циркулирующей по системе кровообращения. Громкая речь извне, хотя и приглушенно, тоже слышна плоду. Полагают даже, что уровень шума в матке сопоставим с уровнем шума на небольшой фабрике.

Интересные факты были получены и о развитии зрительной системы. Несмотря на то, что плод не может ничего видеть из-за недостатка света внутри полости матки, начиная с 18 недели жизни, у него наблюдаются ярко выраженные "прослеживающие" движения глаз. На 27-й недели жизни плод иногда поворачивает голову в направлении света, направленного на живот матери. При этом сканирование мозга обычно подтверждает, что плод реагировал на свет. В возрасте 30 недель у плода во сне можно увидеть быстрые движения глаз. Эта та фаза сна, которая у взрослых сопровождается сновидениями, а у будущего ребенка связана по-видимому с биохимической активностью мозга. Начиная с 32 недели до рождения ребенок проводит в подобном состоянии около 70-80% времени. Во многом факты, касающиеся развития зрения плода еще являются загадкой для ученых.

Знаменательным событием в период с 4-го по 6-й месяц беременности является развитие мозга. Головной мозг увеличивается в 6 раз. В начале волновая активность мозга практически отсутствует, ранее 24 недели наблюдаются лишь эпизодические вспышки электрической активности, свидетельствующие о том, что мозг плода начинает функционировать. Развитие мозга делает возможным регулирование важнейших функций организма – дыхания и соотношение сна и бодрствования. В последующие три месяца беременности (с 7-го по 9-й) происходит созревание многообразных структур головного мозга. Все это способствует развитию восприимчивости плода и разнообразию форм его поведения. Примерно в середине 8-го месяца беременности у плода уже открываются глаза и он может видеть свои руки и окружающее пространство, несмотря на то, что внутри матки темно. Некоторые ученые полагают, что с 32-й недели плод начинает осознавать происходящее, так как многие нейронные системы головного мозга к тому времени сформировались. С переходом на 9-й месяц у плода устанавливаются суточные ритмы сна и бодрствования и завершается развитие слуха.

Таким образом, задолго до рождения ребенка его органы чувств способны получать информацию об окружающей среде. Более того, эта способность реализуется в конкретных условиях жизни плода. Ведь в той естественной среде, которая окружает ребенка до рождения, есть специфические стимулы практически для всех видов чувствительности, которыми обладает человек. Еще до рождения ребенок ощущает прикосновения к различным участкам своего тела, изменения положения при движениях матери. Он воспринимает изменения температуры, испытывает вкусовые и обонятельные воздействия, слышит звуки, даже, как выяснилось "рассматривает" окружающее. Ученые пришли к выводу, что развитие до рождения не сводится просто к формированию отдельных органов чувств, но включает настраивание их на встречу с внешним миром и даже ориентирует на те виды информации, которые окажутся значимыми после рождения.

Вместе с чувствительностью развивается мышечный аппарат и некоторые нервные механизмы, обеспечивающие работу безусловных рефлексов, необходимых ребенку для выживания. Многие их этих механизмов вы можете наблюдать у новорожденных. Малыш закрывает глаза в ответ на яркий свет или хлопок руками возле его головы. При прикосновении к уголку рта с какой-либо стороны ребенок поворачивает туда головку, а при вкладывании пустышки в рот начинает сосать ее. Все это врожденные приспособительные реакции, жизненно необходимые малышу.

Возникает вопрос: существует ли связь между двигательными схемами, формирующимися до рождения и двигательными умениями новорожденного. Действительно некоторые структуры движений, например зевание, икота, потягивание наблюдаются у плода и новорожденного и сохраняются на протяжении всей жизни. Особый интерес вызывает способность к шаганию. Уже у 10 недельного плода при ультразвуковом сканировании можно обнаружить чередующиеся движения ног. Известно, что у новорожденного младенца есть так называемый "шагательный рефлекс". Если поддерживать младенца в вертикальном положении так, чтобы тыльная часть стопы соприкасалась с какой-либо поверхностью, то можно наблюдать циклические движения, похожие на шаги взрослого человека. Однако пройдет много времени прежде чем ребенок начнет ходить. Было предложено множество объяснений феномена исчезновения шагательного рефлекса. Одно из предположений состоит в том, что младенцы после рождения очень быстро прибавляют в весе, особенно много жировых отложений отмечается в области бедер, и ножки становятся слишком тяжелыми для того, чтобы поднять малыша. Этот жировой слой принимает на себя функцию теплоизолятора, так как способность младенца поддерживать постоянную температуру собственного тела развивается еще слишком слабо. Проверка показала, что на самом деле рефлекторные шагательные движения можно наблюдать в том случае, когда ножки малыша находятся в вертикальном положении в воде и он меньше ощущает их вес.

Важно отметить, что обладая универсальным приспособительным минимумом поведения, младенец вскоре начинает приспосабливаться именно к той конкретной ситуации и среде, в которой он живет. Безусловные рефлексы уступают место более глубоким связям условнорефлекторного характера, малыш начинает учиться жить в окружающем мире.

Возможно ли обучение ребенка до рождения?
Можно ли начать процесс обучения ребенка еще до рождения и даст ли это ему преимущества при обучении в дальнейшем? С давних времен людей интересовал вопрос, как влияет на последующее развитие ребенка опыт, полученный им в утробе матери. Древнегреческий фолософ Аристотель считал, что у плода могут быть ощущения. В средневековой Европе некоторые верили даже, что плод может обладать идеями. Если правы Аристотель и средневековые мыслители, то каким образом плод приобретает эти ощущения или идеи? Существуют ли какие-либо свидетельства, опровергающие или подтверждающие такие воззрения?

Для того, чтобы понять какую информацию плод усваивает из окружающего мира Петер Хеппер поставил интересный эксперимент с группой будущих матерей. Вначале у них выясняли, как часто они смотрят наиболее популярный из идущих на Британском телевидении сериал "Соседи". Затем матерей, участвующих в эксперименте разделили на две группы: в одной оказались женщины, смотревшие сериал почти ежедневно, в другой – те, кто практически его не смотрел. Через несколько часов после появления малышей на свет Хеппер проигрывал новорожденным музыкальную тему из этого фильма, когда они плакали. Услышав эту музыку, дети матерей из первой группы переставали плакать и начинали прислушиваться. Дети матерей, не смотревших сериал, никак не реагировали на музыку. То, что новорожденные, которых еще в утробе матери приучили к музыке из телесериала, чему-то научились, не оставляло никаких сомнений.

Если плод способен к научению, можно ли использовать эту возможность для начала обучения ребенка еще до рождения? Рене Ван де Карр, основатель и президент Пренатального университета в Калифорнии достиг в этом направлении определенных результатов. Он пробовал стимулировать развитие мозга будущего ребенка с помощью программы, включающей такие игры, как "перестукивание" и другие упражнения. Будущих родителей обучают постукивать по животу матери в том месте, куда толкается малыш, и громко и отчетливо произносить слова, поощряющие активность ребенка. Оказалось, что новорожденные, обучавшиеся по такой программе более активны, быстрее развиваются, устанавливают более близкие и эмоциональные отношения со своими родителями по сравнению с теми, кто не прошел данную программу. Другие сторонники обучения в утробе матери делают еще более смелые заявления.

Однако большинство специалистов по детскому развитию относятся к подобным заявлениям весьма осторожно, даже скептически. Они считают, что в лучшем случае такие программы способствуют укреплению эмоциональных уз, связывающих ребенка и родителей. Но даже это, утверждают они, происходит не благодаря конкретному содержанию таких программ, а в связи с тем, что родители больше общаются со своим будущим ребенком.


© Все права защищены

В этой статье:

Развитие малыша в утробе по дням- это многодневный процесс, увлекательный и достойный внимания. С момента зачатия проходит 40 недель, или 10 акушерских месяцев, в течение которых малыш растет, развивается, ждет момента встречи с самыми близкими для него людьми.

Развитие крохи проходит в несколько этапов, каждый из которых является для него принципиально важным. В течение первых трех месяцев после зачатия ребенка называют эмбрионом. Затем он переходит на новую стадию развития и получает название «плод».

Начальные стадии развития эмбриона

Развитие ребенка начинается с момента зачатия, когда яйцеклетка и сперматозоид сливаются и образуют зиготу. На протяжении трех дней зигота будет несколько раз делиться. Спустя три дня в ней будет уже 58 клеток и по форме она будет похожа на ягоду малины. Из этого числа часть клеток (5) пойдут на создание пуповины, плаценты, хориона. Все остальные клетки понадобятся эмбриону для дальнейшего развития.

Будущим мамам с самого момента зачатия, а особенно с 7 по 14 день, нужно быть чрезмерно аккуратными, так как именно в этом время эмбрион будет укрепляться в стенке матки.

Причинами сбоя этого процесса и последующего прерывания беременности могут быть:

Если ни один из перечисленных факторов не помешает имплантации зародыша в матке, то он благополучно займет свое место в ее стенке в непосредственной близости с поверхностными сосудами, отвечающими за развитие и питание.

Развитие малыша с конца второй недели

В период с 13 по 18 день эмбрион развивается в
слизистой стенки матки, плотно контактируя с миометрием. В это время оболочка эмбриона образует хориальные ворсинки. Впоследствии они войдут в основу пуповины, плодного яйца и хориона. Продолжается деление клеток, формируется околоплодный пузырь и создаются зачатки системы кровообращения.

С 18 по 21 день у крохи продолжается развитие сердца, которое уже начинает работать, и это уже может увидеть врач при проведении ультразвукового обследования. В этот период такое обследование необходимо также и для того, чтобы исключить вероятность замирания беременности.

С 20 по 22 день (считать с момента зачатия) у эмбриона начинают формироваться спинной и головной мозг, а также закладывается кишечник. Еще через четыре дня начнется процесс развития ушей, глаз и рта. В этот период у эмбриона все еще имеется хвост. В начале четвертой недели у ребенка начинают формироваться руки и ноги, продолжает развиваться сердце, дыхательная система, печень и поджелудочная железа.

В конце четвертой недели можно прослушать сердцебиение крохи. Эмбрион уже имеет развитую мышечную систему, конечности, позвоночник. Именно в этот период возможны неожиданные замирания беременности, причины которых указаны выше.

Развитие эмбриона на втором-третьем месяце

На 35-38 день у эмбриона происходит развитие основных органов и систем. Этот период по-прежнему является опасным, так как неправильный образ жизни будущей мамы может привести к фатальным последствиям.

Именно в
это время наступает формирование пуповины на основе вен и артерий, которая обеспечит ребенку поступление питательных веществ на протяжении всего срока беременности. Спустя 7 дней сформируется плацента, которая сможет предотвратить процесс смешения крови ребенка и матери.

В этот же период отмечается непропорциональность малыша, голова которого больше тела, а руки имеют форму лопаток. На 35-37 день у эмбриона формируются прямая кишка, пищевод и желудок, развиваются первые половые клетки.

Спустя 7 дней на конечностях малыша появляются пальцы, происходит развитие глаза, челюсти и мозжечка. В это же время развиваются черепные и спинномозговые нервы, продолжает совершенствоваться сердце. В этот период длина эмбриона составляет 23 мм. Он получает необходимые ему гормоны через плаценту. У ребенка формируются бронхи, задний проход, яичники или яички. В конце этой недели у эмбриона образуются зачатки ушей.

На 8 неделе,
то есть в конце второго месяца, эмбрион имеет длину 22-24 мм. Большая часть органов у него уже сформированы. Дальше они будут только совершенствоваться.

На 70-77 день ребенок начинает глотать околоплодные воды, проявляет чувствительность к теплу, шуму и свету. Спустя еще неделю у малыша развиваются и начинают работать почки. В качестве защиты от вредных веществ в этот и в последующий период выступает плацента.

В конце третьего месяца эмбрион имеет длину около 9 см при весе в 48 г. Главенствующую роль в детском организме играет тимус -иммунный орган.

Развитие крохи во втором триместре

В начале второго триместра, на 13 неделе, кроха начинает прислушиваться к тому, что происходит за пределами маминой утробы. Он реагирует на звуки, на свет, пытается закрыть глаза от вспышек света или прикрыть уши руками, если слышит громкие звуки.

Усовершенствованный вестибулярный аппарат позволяет крохе достаточно уверенно перемещаться в пространстве матки. Спустя еще неделю сердце плода уже перекачивает до 24 литров крови в сутки. Малыш визуально похож на того ребенка, каким он появится на свет. Длина его приближается к 10 см.

На 16 неделе плод весит от 120 до 180 г, длина его составляет 13,5 см. Спустя еще неделю малыш сможет сжимать и разжимать кулаки, он крепчает и толкается в утробе, но мама по-прежнему практически не ощущает этих толчков. На 18 неделе можно различить половые признаки малыша, а на 19 неделе толчки становятся ощутимее, так как мышечная система ребенка развивается и он бьется сильнее. Длина его тела составляет 18 см, вес - 185 г.

На 20 неделе вес малыша увеличивается до 300 граммов. Кожа малыша сохраняет красный цвет, покрыта легким пухом. На 21
неделе кожа становится более плотной, на голове появляются волосы, сердце бьется по 130-150 ударов в минуту.

В 22 неделе тело малыша покрыто лануго - тонкими волосками, которые к моменту рождения выпадут. Жировой прослойки практически нет, поэтому кожа достаточно тонкая и сморщенная. На 23 неделе ребенок получает достаточно околоплодных вод для поступления необходимого количества питательных веществ. В конце второго триместра кроха энергичнее двигается внутри утробы и весит порядка 680 г при длине в 25 см.

Развитие малыша на третьем триместре

На первой неделе третьего триместра ребенок визуально имеет максимум сходства с тем крохой, которого родители ожидают увидеть при рождении. Голова его все еще непропорционально большая. Вес составляет около 440 г, рост - 31 см. У мальчиков развивается мошонка, а у девочек - яичники.

На 26 неделе
у ребенка налаживается режим дня. Большую часть времени он спит, а в периоды бодрствования дает о себе знать толчками. На 27 неделе кроха весит уже около 700 г, длина его составляет 34 см. На 28 неделе масса плода увеличивается. По-прежнему жировой слой минимальный, на теле не исчезли пушковые волосы. Дети, рожденные на этой неделе, хотя и считаются недоношенными, могут выжить при условии правильного ухода.

На 29 неделе у крохи развиваются легкие, он открывает глаза и активнее реагирует на свет. В этот период малыш сосет палец в период бодрствования и сна. Он весит около 800 г.

На 30 неделе ребенок уже считается вполне жизнеспособным, несмотря на то, что основные системы его организма находятся в стадии развития. На 31 неделе крохе становится тесно в утробе, его тело становится максимально пропорциональным, появляются ресницы и брови.

На 32 неделе малыш становится менее энергичным из-за ограниченного места в матке, он прижимает к себе руки и ноги, компактно размещаясь в утробе. Практически все органы и системы крохи уже развиты, продолжают совершенствоваться легкие. Принимая во внимание тот факт, что передача нервных импульсов происходит в ускоренном темпе, можно начинать постепенно обучать кроху: разговаривать с ним, петь песни и пр.

С 34 по 36 недели ребенок продолжает развиваться, тренируется дышать. У малыша увеличивается подкожный слой жира, уменьшается число волос на теле и увеличивается на голове.

На 38-40 неделе кроха уже почти готов к рождению и принимает правильное положение в матке - головой вниз. С момента зачатия к 40 неделе должно пройти 266 дней.

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами психолог-дефектолог Ирина Иванова. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивать ребенка до года по месяцам. Недавно мне пришлось присутствовать при дискуссии, которая развернулась в компании молодых современных женщин.

Речь шла о популярном теперь . Все мамы с воодушевлением рассказывали о достижениях своих деток. Кто-то водит их в студию раннего развития, которых теперь открылось очень много. Кто-то в домашних условиях пользуется методикой , и их дети уже к трем-четырем годам знают буквы и чуть ли не готовятся читать книги самостоятельно.

Нашлись даже приверженцы подзабытой ныне, но от этого не ставшей менее ценной, системой воспитания семьи Никитиных, очень популярной в конце прошлого века. Ну, а уж пособия не использует теперь только тот, кто вообще ничем не интересуется. Но… все это касалось малышей старше полутора-двух лет. А как же дети, которым не исполнилось и года? Неужели им нужен только здоровый сон и полноценное питание?

Просветить аудиторию на этот счет взялась одна из участниц дискуссии — девушка, работающая в развивающем детском центре психологом. Я хочу познакомить вас с тем, что она нам рассказала. Во-первых, она привела нам авторитетное мнение многих известных специалистов в области детской психологии. Оказывается, не стоит возлагать неоправданные ожидания на искусственную стимуляцию развития.

Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определенный уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой? Даже если на одно яйцо посадить двух куриц сразу, цыпленок все равно вылупится только на 21-й день.

Да, подготавливать базу для новых умений и навыков нужно. Когда придет пора, зерно упадет в подготовленную почву, но чрезмерно форсировать события излишне. Что касается грудничков до года, то развивать их можно и нужно, но в соответствии с возможностями малыша.

Чем заниматься с ребенком грудного возраста

Нет слов, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.

  • Первый месяц

Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. На первое время этого достаточно.

  • Второй месяц

Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причем, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора. На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса.

  • Третий месяц

Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу . Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.

  • Четвертый месяц

Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета. Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.

  • Пятый месяц

Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. Теперь научите его заниматься с ними: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть. Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным. Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас.

  • Шестой месяц

Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать, и теперь нужно создать для этого условия. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках.

Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые младенцу очень нравится открывать и закрывать.

  • Седьмой месяц

Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашей крохой, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно.

Очень полезны игры с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.

  • Восьмой месяц

Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу. Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными комментариями и звукоподражаниями. Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики.

  • Девятый месяц

Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.

Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.

  • С 10 месяцев до года

В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте комментариями ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном.

Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.

Жизнь до рождения!

Луч божественной красоты облекается в лоне женщины в человеческий образ". Эдуард Шюрэ .

В момент зачатия, как только слились мужская и женская половые клетки, сразу же начинается формирование совершенно уникальной личности. Каждый ребёнок с момента зачатия - человек, который никогда не существовал раньше и не повторится снова! Всё уже определено: мальчик или девочка, цвет кожи,глаз и волос, даже то, какие цветы малыш будет любить! В первые часы, дни, недели своей жизни маленький ребёнок - прелестный Бутон. Обычно сухие медицинские термины и те не могут устоять перед трогательным Чудом Новой Жизни, когда говорят о нём: «corona radiata» - «лучистый венец» оплодотворённой яйцеклетки, «зародышевые лепестки», слово «зигота» означает буквально - «маленькое существо»! Он сам с Божьей помощью построит для себя свой первый маленький домик - плаценту. На востоке о беременной мамочке говорят: «Две души в одном теле»!

3 - 4-ый день Оплодотворенная яйцеклетка направляется вниз по трубе в матку.

5 - 9-ый день В это время она врастает в слизистую оболочку полости матки и начинает питаться.

10 - 14-ый день Эмбрион заявляет о своём развитии и существовании через химический состав плаценты и плацентарные гормоны, и у женщины прекращается менструация.

18 -20-ый день Происходит образование мозга, спинного мозга и нервной системы.

21-ый день Начинает биться его крохотное сердечко. Устанавливается кровообращение, которое видно на ультразвуке.

28-ой день Формируется позвоночник и мышцы. Определяются ручки и ножки, глаза и ушки. Его длина около 1,5 - 2,5 мм. Душу человеческую не измеришь в сантиметрах и не взвесишь в граммах. «Человек создан по образу Божию», - сказано в Библии, в её первой книге Бытие (глава 9 стих 6). Жизнь ещё нерождённого ребёнка - огромная, ни с чем не сравнимая ценность. Драгоценна она в глазах Создателя В той же древней Книге написано: «Бог тихо ведёт беременных», так написал пророк Иезекииль (глава 40 стих 11).

30-ый день В возрасте одного месяца эмбрион в 10 000 раз больше изначально оплодотворённой яйцеклетки и продолжает очень быстро расти. Увеличивается поток крови, перекачиваемый сердцем ребёнка через систему кровообращения. Плацента образует уникальный барьер, отделяющий кровь матери от крови ребёнка, но при этом позволяющий ребёнку получать кислород и питательные вещества.

35-ый день Можно различить 5 пальцев на руке твоего ребёночка. По мере появления пигмента темнеют глаза.

40-ой день Можно зарегистрировать сигналы, посылаемые мозгом ребёнка и сделать электроэнцефалограмму.

6-ая неделя Бог и ангелы с восторгом следят, как развивается дитя! Именно в этот период УЗИ фиксирует осторожные движения ребёнка. Сердце теперь имеет четыре отделения. Формируются пальчики на руках и ногах. Мозг начинает контролировать движения мышц и органов. Формируются лёгкие, желудок и печень.
7-ая неделя Его рост около 7 - 9 мм. Начинаются спонтанные движения. Личико начинает оформляться: обозначается рот, формируется челюсть и десна с зачатками молочных зубов, маленький носик, глаза, веки скоро закроются, чтобы защищать чувствительные глаза.

8-ая неделя Присутствуют все важные части тела ребёнка, хотя они ещё не полностью сформированы. Уже больше месяца бьётся сердце, желудок производит пищеварительные соки, начинают функционировать почки. Хорошо заметны глазки, уши, руки и ножки ребёнка. Продолжают формироваться мышцы и скелет ребёнка. 40 мышечных узлов начинают действовать вместе с нервной системой. Ребёнок начинает реагировать на поглаживание живота, хотя мать не ощущает шевелений ребёнка.

9-ая неделя Началось развитие молочных зубов! Сформированы локтевые суставы. Малыш совершенствует свои навыки движения. На пальцах уже различим рисунок кожи. Пока рост ребёночка 22-30 мм. А вес около 4 гр.

10-ая неделя Малыш начинает двигаться в животе матери. Но она этого пока ещё не чувствует. Малыш уже такой большой и сильный, что если он коснётся маточной стенки, то может оттолкнуться от неё! Ребёнок может щуриться, глотать, морщить лоб. Пальцы на руках и ногах уже имеют ногти. Сердцебиение ребёнка может быть услышано специальным стетоскопом.

11-ая неделя Все его органы сформированы - настоящий человек! Исследования науки о плоде, фетологии, доказали, что твой 11-ти недельный ребёночек уже реагирует на свет, шум, тепло, может чувствовать боль и прикосновение. К этому времени длина его тела достигает 5 см. Ребенок выделяет небольшое количество мочи. Мышечные движения становятся всё более координированными.

12-ая неделя Начали формироваться ноготочки на ручках и ножках. У него есть уже сосательный рефлекс, он тренируется и сосёт большой пальчик! Кровь образуется внутри костей. Сформировавшиеся мышцы позволяют ребёнку делать полные движения. Он очень активен в этот период! Сформированы веки малыша. Можно определить пол ребёнка. Ребёнок уже спит, просыпается, энергично упражняет свои мышцы - начинает двигаться, поворачивая головку, сгибая пальчики на ножках и ручках, открывает и закрывает рот, развивает дыхательную систему. Он все чувствует!!! На ребенка, находящегося еще в утробе, и в самом деле можно влиять, как верят некоторые мамаши. Они читают ему книжки, ходят на концерты хорошей музыки, смотрят на красивые картины в надежде на то, что ребеночек все это услышит, увидит и станет потом умненьким. Наверное, стоит признать, что такое «предварительное» воспитание - верное. Малыш все чувствует и реагирует. Это подтверждают фотографии. Равно как подтверждают и то, что ребенка нельзя обижать в утробе грубыми словами, травить его алкоголем и табаком. Он плачет.

Британские ученые засняли на пленку поведение плода на самых ранних стадиях беременности. Оказывается, зародыш начинает двигаться уже в возрасте 12 недель, вслушивается в голос матери и плачет, когда будущая мама курит или пьет слишком крепкие, по его разумению, алкогольные напитки...

13-ая неделя Продолжает расти плацента, стоящая на страже здоровья ребёнка. Он весит примерно 28г. Сформированы зачатки 20-ти молочных зубов. Начинают расти волосы на голове. Начинают различаться половые органы.

14-ая неделя Поджелудочная железа малыша начинает вырабатывать инсулин. В это время его сердце перекачивает 24 литра крови в день. Малыш достигает размера ладони матери.

15-ая неделя Его вес примерно 50 г. Рост - 13 см. Сформирована голова, руки и ноги человека.

16-ая неделя Хорошо видны все части тела и лицо ребёнка. Он уже умеет гримасничать, производит хватательные движения руками. Он слышит сердцебиение матери. Ребёнок уже чувствует волнения матери и реагирует на них. Кожа ребёнка розовая.

17-ая неделя Мама начинает чувствовать движения ребёнка. При первой беременности женщина чувствует шевеления своего ребёнка немного позднее. Кожа плода покрыта специальной защитной смазкой.

18-ая неделя Вес малыша около 200-250 г. длина 20-25 см. Он слышит звуки потока крови по твоим сосудам. Появляются дыхательные движения, однако, их недостаточно для выполнения нормальной функции легких. Пол ребенка возможно определить с помощью УЗИ. В Библии описывается случай, что младенец Иоанн Креститель «взыграл радостно в утробе» матери своей при приближении к ней Марии, матери Христа. И беременная женщина исполнилась Духа Святого. Об этом можно прочитать в Евангелии от Луки, главе 1 (кстати, Лука, апостол Иисуса Христа был врач, видимо поэтому он и начинает своё Евангелие с самого начала - с зачатия Спасителя!). Подглядывание за таинством не просто занимательно. Оно избавляет еще и от некоторых заблуждений. Например, медики считали, что зародыш открывает глаза на 26-й неделе. Оказалось, что на 18-й. И не просто открывает - он моргает, поводит глазами из стороны в сторону, словно бы оглядывается, мол, где это я?

19-ая неделя Слышит голос матери, реагирует и на внешние шумы.

20-ая неделя 5 месяцев - половина беременности. Рост малыша достигает 30,5 см. На сравнительно резкий и громкий звук ребёнок реагирует толчками. Это период быстрого развития головного мозга.

21-ая неделя На его язычке уже есть вкусовые сосочки, когда он пьёт околоплодную воду, то причмокивает! Его система пищеварения достаточно сформирована для усвоения воды и сахара из околоплодной жидкости.

22-ая неделя Малыш изучает своё тело, трогает ручками свои ножки, личико. Он познаёт себя как личность. Начинают формироваться жировые отложения. Это период интенсивной прибавки в весе. Легкие развиваются настолько, что ребенок может выжить вне утробы матери, но лишь в условиях палаты интенсивной терапии.

23-ая неделя Вес малыша примерно 510г. Малыш обладает зрительным восприятием, у него развивается чувство вкуса.

24-ая неделя Малыш уже весит около 600 г, а его рост 30 см. Функционируют жировые и потовые железы. Лицо уже такое, каким ты его увидишь при рождении. Реснички, волосики продолжают расти. Улучшаются рефлекторные движения, а движения тела становятся более сильными. Продолжают свое развитие легкие. Кожа становится красноватой и покрывается морщинками и тонкими волосиками. Если бы он теперь родился, то при надлежащем уходе он сможет выжить. Приблизительно восемь из десяти детей, рождающихся в этот срок, выживают (в палатах интенсивной терапии)

25-ая неделя Он растёт не по дня, а по часам! Вес уже 700г. Малыш сжимает и сжимает кулачки, шевелит пальчиками. Его ладошки нежно-розового цвета и по нежности превосходят лепесток розы. Определяется приоритет левой или правой сторон тела.

26-ая неделя А с 26-й недели, то есть на 6-м месяце беременности, малыш уже демонстрирует полный набор человеческих реакций. Он икает, морщится, царапается, что-то хватает, плачет. Сосет палец, как правило, большой, но может сосать и другие, по очереди засовывая их в рот. Медики считают, что так зародыш «тренируется» сосать грудь. А когда малышу что-то не нравится, он куксится и кривит ротик, мимикой выражая недовольство. Теоретически зародыш мог бы и крикнуть, да только воздуха в утробе для этого нет. Но плод и тут «тренируется» - открывает рот. Похоже, будто бы он зевает. Но на самом деле, как считают теперь медики, малыш подготавливает себя к первому вздоху, который надо будет сделать сразу же по прибытии в наш мир. Самое удивительное, что шестимесячный ребеночек чему-то улыбается в утробе. А прежде все были уверены, что дети начинают улыбаться через несколько недель после рождения.
Его движения уже может почувствовать и домочадцы. Губы и ротик становятся более чувствительными. Характеристики мозговых импульсов сравнимы с таковыми у доношенных детей. Около девяти из десяти родившихся на этом сроке детей продолжают жить (в палатах интенсивной терапии)

27-ая неделя Вес сейчас чуть больше 900 г. Он радуется, если мама поглаживает живот, может притихать или наоборот приплясывать от восторга.

28-ая неделя 7 месяцев. Его вес чуть больше килограмма. Ребёнок обладает чувством абсолютной гармонии, ему нравится мелодичная классическая музыка. Ребенок открывает и закрывает глазки, сосет пальчик, плачет и отвечает на внешние звуки. Ритмичное дыхание и температура тела контролируются головным мозгом (центральной нервной системой). Легкие способны дышать обычным воздухом, но помощь медиков все еще требуется. Почти все дети, родившиеся с этими сроками, продолжают жить (с помощью медиков).

29-ая неделя Ребёнок занят подготовкой к рождению и внеутробной жизни. Он научился регулировать температуру своего тела. Кожа уплотняется, накапливается жирок. Постоянно увеличивается количество антител. Всё это пригодится малышу!

30-ая неделя Он хорошо различает комнату, если она ярко освещена. Попробуй показать ему большую игрушку - вот он обрадуется! И теперь он учится узнавать голоса других членов семьи. Увеличивается степень контактов между нервными клетками мозга. Примерно с этого срока ребенок быстро растет. Почти все дети, родившиеся в этот срок, выживают (с помощью медиков).

31-ая неделя Вес дитя около 1,5 кг. Он может перевернуться головой вниз и, упираясь ноженьками вверх, попытаться раздвинуть таким образом жизненное пространство. Не очень то приятное ощущение для мамы. Но что поделать!

32-ая неделя Рост около 40 см. Он уже хорошо знает голос м. Ушки приобретают свою форму. Глазки открыты во время бодрствования, а во время сна закрыты. Кожа ребенка гладкая и розовая. Почти все дети, родившиеся в этот срок, живут (только некоторым необходима медицинская помощь).

33-ья неделя Малыш обзавёлся особым веществом - сурфактантом, которое поможет ему самостоятельно дышать после родов. Он занял положение, удобное для появления на свет.

34-ая неделя Малыш привыкает к тому вкусу, которым обладают наиболее часто употребляемые тобой блюда. У него достаточно развиты вкусовые ощущения. Волосы на голове становятся шелковистыми Нарастает тонус мышц, и ребенок способен поворачивать и поднимать голову. Почти все родившиеся в этот срок дети продолжают жить. 37-ая неделя Твоя беременность подобралась к определению «доношенная». Малыш опускается ниже, буквально «сидит на чемоданах». Не торопи его! Перед дорожкой к солнышку и твоей Любви ему надо набраться сил. Он уже умеет совершать дыхательные движения. Его вес приблизительно 2кг 400г.

38-ая неделя Рост ребенка (от головы до ягодичек) составляет 30см, а полный рост - около 50см, вес - от 2,6 до 4кг. Он прибавляет в весе в среднем 28-30 г в день. К моменту рождения у ребенка развиты более чем 70 разнообразных автоматических рефлекторных движений, необходимых для выживания. Ребенок достаточно развит и подготовлен к рождению.

39-ая неделя ФИНИШ ВСЕ БЛИЖЕ!