Консультации для родителей дошкольников по проекту вода. Консультация для родителей "Поговорим о воде"


ПОГОВОРИМ О ВОДЕ

(консультация для родителей).

С самого рождения ребенку необходима вода. Она не только дает приятные ощущения, развивает различные рецепторы, но и посредством игр является самым приятным способом обучения и привития культурно-гигиенических навыков.

Детей завораживает вода своими удивительными свойствами, чудесными превращениями и множеством секретов, раскрывать которые помогают взрослые.

Детям можно:

  1. показывать картинки с изображением воды;
  2. рассказывать где она собирается на нашей планете (в лужах после дождя, болотах, водоемах, морях и океанах);
  3. провести параллель с животным миром (какой водой питаются животные, насекомые, какой трудный путь порой они проходят, чтобы добыть каплю воды, где она может находиться (в ущельях, скалах, в растениях), какая вода непригодна для питья, какая вода опасна для жизни, какой состав воды) например:

В пустынях воды очень мало, соответственно и растений практически нет, достать ее в пустынях трудно, но несмотря на это, там тоже есть жизнь, обитают животные и насекомые; также можно рассказать как они приспосабливаются к таким трудным условиям существования (например: верблюды могут выпить за один раз 100 литров воды, и обходиться потом без воды две недели, причем это одно из немногих животных, которое может пить солоноватую воду).

Очень интересны детям животные, для которых вода является естественным местом обитания. Это морские черепахи, лягушки, киты, дельфины.

Главным образом получение знаний о воде в дошкольном возрасте базируются на наблюдении и опытах. Поэтому так полезно и занимательно рассматривать и наблюдать за повадками птиц, жизнь которых непосредственно связана с водой - утки, лебеди, цапли, фламинго.

В зависимости от возраста детей взрослые должны рассказывать о необходимости воды прежде всего для поддержания организма в тонусе, о том, что вода способствует усваиванию организмом питательных веществ, делает кислород для дыхания более увлажненным, контролирует температуру тела, играет главную роль в обмене веществ, выводит различные отходы и ненужные вещества из организма. Человеку нужна только чистая питьевая вода .

Дети должны знать, что особенно в жаркое время года нужно пить много воды, потому что перегрев организма и дефицит жидкости опасны для жизни. Обращая внимание детей на окружающую нас природу в игровой форме взрослый может объяснить весь круговорот воды в природе. Будь то утренняя капелька росы на распустившихся цветах или причудливыми узорами трескающийся лед под ногами- все достойно внимания ребёнка.

Наверное, не существует ни одного ребенка, которому не было бы интересно наблюдать, как поднимается и стремится ввысь стрелка луковички, опущенной в воду, как обретает второе дыхание получивший воду засыхающий цветок.

Существует много загадок про воду , которые дети с интересом разгадывают, а также сказок, стихов, песен. Экологические сказки предназначены для воспитания у детей бережного отношения к воде - источнику всего живого. Захватывающие приключения пиратов, описанные в книгах путешественников, способы выживания в морской воде- еще одна нить, связывающая детей с этим незаменимым веществом-ВОДОЙ.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без... (Воды).

Можно рассказывать и привлекать детей к спортивным играм в воде с мячом и просто плаванию. Занятия по плаванию, дети всегда встречают с радостью. Навсегда остаются в памяти малышей семейные походы на речку или в «Аквапарк». Только вникая во внутренний мир ребенка, глядя детскими глазами на все происходящее, взрослый может показать все удивительные свойства воды.

И раз уж мы вели сегодня разговор о воде, то послушайте некоторые советы о способах закаливания детей.

Вся суть закаливающих мероприятий – в регулярном многократном повторении однотипных нагрузок на организм. Принцип тот же, что и при тренировке мышц – регулярное и постепенное увеличение нагрузки повышает силу и выносливость организма. Защитные силы организма возрастают, а значит, бактерии и вирусы крохе больше не страшны. Кроме явного иммуномодулирующего эффекта наблюдается повышение аппетита, улучшение сна, нормализация роста и развития, возрастание работоспособности и концентрации внимания.

Выделяют два основных способа холодного закаливания:

  1. Закаливание с помощью воздуха.
  2. Водное закаливание.

Начиная процедуры закаливания, будьте готовы к тому, что достигнуть эффекта с помощью 2-3 процедур у вас не получится – это невозможно. Более того, форсирование процесса может повредить ребенку, так что не спешите.

Учтите также, что тренирующий эффект закаливающих действий сохраняется недолго и чтобы сохранить его, вам придется продолжать закаливание постоянно. После прекращения тренировок эффект исчезает уже через 3-10 дней. Если перерыв между тренировками составит хотя бы 3 дня, вам придется начинать всю программу сначала.


Старшая группа № 7

Паспорт проекта

По доминирующему методу: познавательно-исследовательский.

По характеру содержания: ребенок - педагоги - родители.

По характеру участия ребенка в проекте: участник, исполнитель.

По характеру контактов внутри проекта: (ребенок-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-педагог).

По количеству участников: старшая логопедическая группа (19 детей) и их родители, воспитатели, учитель-логопед.

По продолжительности: краткосрочный (4-я неделя ноября).

По роду деятельности: наблюдения, исследования, опыты.

Выявление проблемы: Что вы знаете о воде? Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам?

Проблема. Дети имеют недостаточное представление о свойствах воды, о ее значении в жизни живых существ.

Актуальность

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность созидать во благо природы, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного и интересного.

Основными идеями проекта являются: развитие познавательной активности детей; передача социального опыта в сфере влиянии воды на все живое; вовлечение детей в активное освоение окружающего мира через проведение занимательных опытов и экспериментов с водой; оказание помощи в овладении способами познания связей между предметами и явлениями; развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой, поэтому экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения.

Пробовать и исследовать свойственно маленьким детям. Вода – ежедневный объект природы, с которым человек сталкивается, не замечая, как он важен в нашей жизни (умывается, пьет, готовит пищу, все кругом чистит). Она дает возможность ребенку познать, какая вода на ощупь. При действии с водой у ребенка развиваются различные рецепторы, что обеспечивает сенсорное развитие и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.

Игры с водой, экспериментирование – один из самых доступных способов познания свойства воды. Наблюдая за играми детей с водой, опытами, а так же во время умывания, закаливающих процедур, уходом за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получении знаний и представлении детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и здоровья людей.

Познавательно-экспериментальный проект «Волшебница-вода» осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности педагогов и детей, в совместной деятельности детей и взрослых, а так же самостоятельной деятельности детей в утренние и вечерние часы.

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Данный проект позволяет педагогам сформировать у детей старшего дошкольного возраста не только систему знаний и представлений о свойствах и состояниях воды, но и способствует воспитанию у детей основ экологической культуры, научит их бережно относиться к воде и водным ресурсам.

Тема совместной деятельности: «Волшебница-вода» (проведение совместных экспериментов и опытов с водой).

Объект исследования: В качестве объекта исследования нами была выбрана вода, что обусловлено рядом причин:

Вода окружает нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на нее внимание.

Вода – прекрасный объект для наблюдений и опытов. Вода видоизменяется и имеет свои свойства.

С водой ребенку проще общаться «на равных», легче представить ее своим другом, т. к. каждый ребенок любит развлечения связанные с водой.

Оборудование: вода в трех агрегатных состояниях (лед, снег, пар, жидкость), прозрачные пробирки, прозрачные емкости, стаканчики (формочки) для воды, молоко, духи (туалетная вода), сахарный песок, соль, кварцевый песок, марля, вата, гуашевые краски, кисточки, коктельные трубочки, ложки, палочки разного цвета.

Цель: Расширять знания у детей о воде и ее свойствах, формировать экологическую культуру, бережное отношение к воде и водным ресурсам.

- совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения жизни человека);

Формировать представления о свойствах воды (это жидкость, может течь и переливаться; прозрачная, без цвета и запаха, принимает форму сосуда; не имеет цвета, но можно окрасить; является растворителем);

Познакомить с тремя агрегатными состояниями воды (вода – жидкое; снег и лед – твердое; пар – газообразное);

Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту);

Развивать коммуникативные навыки, умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;

Развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности детей;

Способствовать развитию всех компонентов устной речи через беседы, словесные, дидактические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора (рассказы, стихотворения, пословицы, поговорки, загадки, приметы о воде и водных источниках);

Воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности;

Привлечь родителей детей в воспитательно-образовательную работу педагогов детского сада: побудить родителей к помощи в создании мини-лаборатории для проведения опытов и экспериментов в группе «Уголок мудрой Совы» и в оформлении плаката «Круговорот воды в природе»; повышение компетентности родителей по использованию водных ресурсов.

Предполагаемый результат:

Дети будут иметь достаточное представление о свойствах воды и ее значении в жизни всего живого и человека, научатся бережному отношению к воде.

У детей появятся новые умения и навыки при проведении экспериментов и опытов с водой, закрепятся навыки взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности.

У детей разовьется познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности.

Активизируется и обогатиться речь, дети научатся вступать в активное взаимодействие со взрослыми и другими детьми в процессе общения, при проведении опытов и экспериментов.

Повысится компетентность родителей в вопросах познавательного развития и экологического воспитания детей.

Обогатиться и пополниться новым оборудованием и пособиями развивающая предметно-пространственная среда группы.

Итоговые мероприятия: опыты по определению свойств воды, презентация проекта.

Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Образовательная область Содержание Основные задачи
Социально-коммуникативное развитие

Совместная деятельность:

Беседы «Вода – источник жизни», «Какие источники воды ты знаешь?», «Что было бы, если бы на земле исчезла вода?»
Дидактические, словесные, подвижные игры.
Трудовая и продуктивная деятельность детей.
Консультация для родителей «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», памятки.
Презентация для детей и родителей проекта «Волшебница-вода».
Изготовление плаката «Круговорот воды в природе»
Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту)
Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Познавательное развитие

Образовательная деятельность:

«Путешествие с капелькой».
ООД : Эксперимент «Определение трех состояний воды (жидкое, твердое, газообразное)».
ООД : Опыты с водой (познавательное развитие) «Определение свойств воды»
Совместная деятельность :
Проблемная ситуация
Проблемная ситуация
Д/и «Где снежинку нам искать?», «Три состояния воды», «Хорошо-плохо»
Формировать представления детей о свойствах и состояниях воды, ознаячении воды для всего живого.
Развивать умение находить выход из проблемных ситуаций, анализировать и планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
Развить желание вместе со взрослым и с их помощью выполнять несложные опыты и эксперименты.
Речевое развитие

Совместная деятельность:

Разучивание пословиц и поговорок о воде, отгадывание загадок
Разучивание индивидуальных стихотворений о воде
Д/и «Подскажи словечко», «Кому нужна вода?», «Какой бывает вода», «Опиши», «Когда это бывает?», «Какой, какая, какие?», «Закончи предложение»
Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи).
Развивать коммуникативные умения детей в познавательной и экспериментальной деятельности.
Художественно-эстетическое развитие

Совместная деятельность:

Чтение рассказов «Жила-была река», Н.А. Рыжовой «Как люди речку обидели»,
Чтение стихотворений «Кто знает, откуда берется вода?», «Что такое вода?», «Берегите воду»
Народные пословицы, поговорки, приметы, загадки о воде
Оформление альбома
Знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора по теме проекта. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок, пересказывание небольших текстов о воде.
Физическое развитие Комплексы пальчиковых гимнастик «Дождик», «Рыбки». Подвижные игры «Ходит капелька по кругу», «Ручеек», «Рыболов», «Море волнуется», физкультминутки «На речке», «Дождик», «На море». Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, формировать навыки самоконтроля за своими действиями.

Основными методами и приёмами проекта являются : организованная образовательная деятельность, наблюдения, эксперименты, опыты с водой, беседы, чтение художественных произведений, решение проблемных ситуаций, дидактические и словесные игры.

Практическая значимость проекта

Для детей: пояпился познавательный интерес к объектам неживой и живой природы, в самостоятельной деятельности стали применять полученные знания и умения, пополнились представления о свойствах воды.

Для воспитателей группы : состоялась реализация поставленных целей задач по теме проекта. Получили признание родителей и других педагогов.

Для родителей: появился интерес к организации и проведению занимательных опытов в домашних условиях. Стали беседовать с детьми об охране окружающей среды, в частности о бережном отношении к воде и природным источникам.

1 этап: Подготовительный

(сентябрь – ноябрь)

Изучить психолого-педагогическую литературу по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через использование экспериментальной, исследовательской и опытнической деятельности;

Оборудовать мини-лабораторию в группе «Уголок мудрой Совы»;

Организовать цикл наблюдений в природе на тему «Природное явление – вода» (наблюдения за дождем, туманом, изморосью, градом, снегопадом, облаками, тучами);

Подобрать дидактический и демонстрационный материал о воде;

Подобрать художественную литературу для чтения и разучивания с детьми по теме проекта;

Дополнить картотеку дидактических и словесных игр;

Оформить плакат «Круговорот воды в природе»;

Организовать просмотр видеороликов о воде и просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписи со звуками воды;

Провести консультацию для родителей на тему «Занимательные опыты и эксперименты с дошкольниками», составить памятки «Что почитать детям о воде», «Правила поведения на воде и у водоемов»;

Подобрать и оформить материал для презентации проекта.

2 этап: Введение детей в проблемную ситуацию

Воспитатель : ребята, вы любите отгадывать загадки? Я вам загадаю загадки, а вы подумайте и отгадайте о ком или о чем они.

Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?

Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.

Воспитатель : правильно, ребята.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить

(Н. Рыжова.)

Что вы знаете о воде? Где встречается вода в окружающем мире? Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам?

Какие свойства и качества воды вы знаете? Давайте вместе с вами проведем несколько опытов, исследуем воду и узнаем, какая бывает вода. Как выдумаете, что нам для этого нужно? Кто нам сможет помочь?

С детьми составляется план совместной деятельности.

3 этап: Реализация проекта

Основные мероприятия

Дата Содержание деятельности Участники
Понедельник
23 ноября
Беседа «Вода – источник жизни»
Чтение рассказа «Жила-была река»
Д/и «Какой бывает вода», «Опиши»
П/и «Ручеек»

II-пол. дня:

Речь с движениями «На речке»
ООД (познавательное развитие) «Путешествие с капелькой»
Д/и «Хорошо-плохо»
Чтение стихотворения «Кто знает, откуда берется вода?»
Воспитатели
Дети
Воспитатели
Дети
Учитель-логопед
Вторник
24 ноября

Утро (совместная деятельность):

Беседа: «Какие источники воды ты знаешь?»
Загадки о воде
Д/и «Хорошо-плохо», «Подскажи словечко»
Физкультминутка «Дождик»

II-пол. дня:

Разучивание пословиц и поговорок о воде
Д/и «Подскажи словечко», «Кому нужна вода?»
Речь с движениями «На речке»
Физкультминутка «Дождик»
Воспитатели
Дети
Учитель-логопед
Воспитатели
Дети
Среда
25 ноября

Утро (совместная деятельность):

Беседа «Что было бы, если бы на земле исчезла вода?»
Проблемная ситуация «Что случилось с речкой? Что нужно делать, чтобы речка оставалась чистой?»
Чтение стихотворения «Что такое вода?»
П «Ходит капелька по кругу»

ООД

ООД : Эксперимент «Определение трех состояний воды (жидкое, твердое, газообразное)»
Физкультминутка «Дождик»

II-пол. дня:

Д/и «Три состояния воды», «Где снежинку нам искать?»
Разучивание индивидуальных стихотворений о воде
Воспитатели
Дети
Учитель-логопед
Воспитатели
Дети
Воспитатели
Дети
Четверг
26 ноября

Утро (совместная деятельность):

Чтение рассказа Н.А. Рыжовой «Как люди речку обидели».
Д/и «Когда это бывает?», «Какой, какая, какие?»
Народные приметы о воде
П/и «Ручеек»

II-пол. дня:

Разучивание индивидуальных стихотворений о воде
Проблемная ситуация «Какие правила нарушили дети?»
Д/и «Где снежинку нам искать?», «Три состояния воды»
П/и
Оформление альбома «Пословицы и поговорки о воде»
Воспитатели
Дети
Учитель-логопед
Воспитатели
Дети
Пятница
27 ноября

Утро (совместная деятельность):

П/и «Рыболов»
Д/и «Какой, какая, какие?», «Закончи предложение»
Чтение стихотворения «Берегите воду»
Рассматривание плаката «Круговорот воды в природе»
Презентация «Родственные слова семейки «ВОДА»

ООД

ООД : опыты с водой (познавательное развитие) «Определение свойств воды»
Физкультминутка «Дождик»

II-пол. дня:

Разучивание индивидуальных стихотворений, пословиц и поговорок о воде
П/и «Ручеек», «Ходит капелька по кругу»
Д/и «Подскажи словечко», «Кому нужна вода?»
Воспитатели
Учитель-логопед
Дети
Воспитатели
Дети
Воспитатели
Дети
Понедельник
30 ноября

II-пол. дня:

Презентация для детей и родителей проекта «Волшебница-вода»

Воспитатели
Учитель-логопед

Презентация проекта «Волшебница-вода»

Список использованной литературы:
1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Творческий Центр Сфера 2007.

2. Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998.

3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.

4. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. – М., 2002.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: Творческий Центр. 2003.

6. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. общество России, 2003 Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004.

7. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. – Екатеринбург, 1995.

8. Равиза Ф.В. Простые опыты. – М., 1997.

9. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч. – 1997. – №2.

Зверькова Елена
Консультация для родителей «Простые опыты с водой для дошкольников»

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.

Дети любят ставить эксперименты. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно- образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим особенностям. В дошкольном возрасте он - ведущий, а впервые три года - практически единственный способ познания мира. Ребёнок – дошкольник является исследователем, «проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию». Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома.

Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения. Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям. Опыты используются для ознакомления детей со свойствами песка, глины, воды

Предлагаю Вашему вниманию некоторые опыты, которые Вы можете провести со своими детьми дома.

Проводя эти опыты, Вы познакомите детей с некоторыми свойствами воды. Обратите их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.

Материалы и оборудование:

стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.

1. Вода прозрачная.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?

2. У воды нет вкуса.

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)

3. У воды нет запаха.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).

Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья

4. Лёд – твёрдая вода.

Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?

Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.

5. Пар – это тоже вода.

Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.

6. Вода жидкая, может течь.

Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если

бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

7. В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются.

У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?

На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы. если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).

Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).

8. Лёд легче воды.

Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.

9. Вода бывает теплой, холодной, горячей.

Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним.

Можно продолжить предыдущий опыт(№8, сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?

Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – тёплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Сказать, что в холодных морях, реках живёт меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.

Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вола бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

10. Вода не имеет формы

Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?

Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Таким образом, опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете.

Библиотека изображений:

Начиная с дошкольного возраста, постарайтесь донести до ребёнка идею о том, что бережное отношение к природным ресурсам – это залог выживания. Например, объясните своему малышу, что тонкая струйка воды в умывальнике – это экономия водных ресурсов, в результате чего, например, рыбкам в реке будет просторнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Любите и берегите воду!»

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед нами взрослыми задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природоиспользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. Одним из основных 2-х природных ресурсов, которых нужно охранять, является вода. Океаны, моря, бесчисленные речки, озера, реки и родники… Не слишком ли много на свете воды? Нет, как раз столько сколько нужно! Дети без труда перечисляют где в быту используется вода и что без воды не сделаешь очень многих дел, воду ничем не заменишь.

Важно объяснить детям - для того, чтобы вода в кране всегда была чистая, люди вкладывают большой труд. Дело в том, что в реки и озера попадают грязные стоки заводов и животноводческих ферм. И прежде, чем она поступит в наши дома, ее приходится очищать. Чистую воду нужно расходовать очень экономно, с каждым годом ее количество на Земле сокращается. Во время походов на родник за водой необходимо рассказывать детям о традиционно добром отношении людей к родникам. Донести до детей, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.

Любит и бережет родники наш народ: обкладывает их камнем, ограждает, делает над ними навесы. Если родник засорился, то нужно срочно расчистить его, тогда наши реки и озера будут полноводными.

Во время пикников у водоисточников объясните, пожалуйста, детям, что нельзя засорять их пакетами и бутылками - будьте примером для своих детей. Если вести себя в природе так как положено вежливым гостям, то наши берега рек и озер будут чистыми, без кучи мусора потухших костров, без плавающих пустых бутылок на водной глади.

Глядя на нас взрослых, дети с детства научатся экономить воду, беречь ее.

Ведь без воды нет будущего на Земле!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный ринг "Люби и береги все живое"

Наш детский сад работает по экологическому воспитанию детей. Мною совместно с педагогами был разработан педагогический проект на тему "От экологии природы - к экологии души". Тип проекта: открыт...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы «Ты птиц люби и береги - нам братья и друзья они!»

Уважаемые родители!

Здоровье ребёнка - основная фундаментальная ценность.

Вода - колыбель жизни на земле. Нет такого другого вещества, чьё значение для человека было бы так велико и необходимо его разнообразное применение в жизни. В нашем детском саду имеется бассейн. Два раза в неделю дети посещают бассейн, где обучаются умению плавать. Под влиянием систематических занятий плаванием, регулярных гигиенических и закаливающих процедур, разумно введённых в суточный режим, улучшается деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяются возможности опорно-двигательного аппарата.

Купание, игры в воде, плавание благотворно влияют на весь организм в целом, на физическое и психическое здоровье ребёнка. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышается иммунитет, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребёнка, но и на формирование его личности.

НАУЧИТЕ РЕБЁНКА НЕ БОЯТЬСЯ ВОДЫ

Общение с водой - это всегда радость. Плавание укрепит здоровье, поможет обрести стройную фигуру, развить такие качества, как смелость, упорство, дисциплинированность, уверенность в себе, сформировать двигательные навыки. Занятия плаванием, игры на воде доставляют удовольствие, это - хороший отдых и развлечение.

Самое главное, о чём должны помнить родители: нужна последовательность и постепенность при знакомстве с водой. Только последовательно шаг за шагом, надо осваивать рекомендуемые упражнения. Нельзя начинать следующее, не освоив предыдущее. Новое должно опираться на уже знакомое. С каждым шагом трудностей станет всё меньше и меньше. Ребёнок почувствует уверенность в своих силах.

Начните знакомить ребёнка с водой дома во время умывания, при этом попробует не закрывать глаза и не стряхивать с лица воду.

Общение с водой способствует формированию гигиенических навыков.

Упражнения в домашней ванне . Отрегулируйте напор воды. Сильные струи часто больно ударяют по лицу, голове и коже, вызывают неприятные ощущения. Вода должна быть тёплая и приятная, располагающая к комфорту и удовольствию.

1.Сядь в ванну, задержи дыхание, опусти лицо в воду.

2.Сделай всё. Как в упражнении 1. Только в воде открой глаза.

3.Посмотри, как выглядят игрушки, разбросанные в ванне на дне. Выбери самую красивую.

Эти задания направленные на закрепление навыков погружения лица в воду и открывания глаз в воде.

Упражнение на дыхание.

  1. Сделай глубокий вдох.Задержи дыхание. Сосчитай про себя до 7 -8,сделай выдох. Выдох сделай быстрый, энергичный.
  2. Сделай ямку.Сядь в ванну. Набери в ладони воду, дуй как на горячий чай, чтобы образовалась ямка.
  3. Подуй на игрушку. Дуй на плавающую игрушку, выдыхая через рот, так чтобы игрушка перемещалась вперёд.
  4. Выдох в воду. Сидя в ванной, сделай глубокий вдох, задержи дыхание, опусти лицо в воду, сделай выдох через рот произвольно, подними голову на поверхность.

Все рекомендуемые задания преследуют одну цель: предупредить боязнь воды. Как вы убедились, многие задания представлены в игровой форме.Игровая форма повышает эмоциональность занятий. Преодоление трудностей, освоение новых заданий доставляет удовольствие ребенку. Вероятно, это может сыграть свою положительную роль и в других сферах его жизнедеятельности.