Монтессори от 0 до года. Монтессори – методика раннего развития


Когда начинаешь заниматься с детьми, используя игры и пособия Марии Монтессори, вдруг с удивлением замечаешь, что:

Почти не приходится ломать голову над тем, как заинтересовать ребенка очередной развивающей игрой или полезным занятием. Детей словно магнитом притягивает к разноцветным баночкам, коробочкам, палочкам и бусинкам, которые обычно используются в таких играх.

Дети долго и с удовольствием играют в большинство игр, принадлежащих этой методике. Наверное, это происходит потому, что в мире Монтессори все «почти как по-настоящему »! Подражая маме, малыш с удовольствием играет со «взрослыми » предметами, и в игре, незаметно для себя, усваивает очень важные и нужные для его развития навыки.

В этой статье мы поделимся с вами самыми простыми и интересными играми по методике Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными большинство детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет.

Развивающие игры с крупой и мелкими предметами.

В методике Монтессори большое внимание уделяется играм с крупой, бусинками, фасолью. Эти игры безумно нравятся детям и замечательно их развивают. Но прежде чем начать разговор о таких играх, необходимо затронуть тему безопасности.

При игре с мелкими предметами ребенок может захотеть попробовать их на вкус и нечаянно проглотить или вдохнуть маленькую фасольку или пуговку. Поэтому, следите внимательно за крохой, при попытках попробовать бусинку или фасольку, мягко останавливайте малыша, и, глядя ему в глаза, спокойно, но твердо объясняйте, что «мы с этим только играем, это нельзя есть». Большая часть детей при таком подходе быстро запоминает, что бусины и фасоль есть нельзя, и уже через пару недель к этому привыкает.

Если же интерес вашего малыша к нашему миру настолько велик, что вы не в силах остановить его желание попробовать фасольку или бусинку, можно заменить их на что-то такое же маленькое, но вполне съедобное и безобидное – кусочки детского печенья или крекера, ягоды, порезанные небольшими кусочками яблоко или хлеб.

После того, как все меры безопасности приняты, можно приступить к играм. Итак:

Пересыпаем ложкой.

Для игры понадобятся две емкости, сыпучий материал (любая крупа или что-то ее напоминающее) и ложка.

Покажите ребенку как с помощью ложки можно пересыпать крупу из одного стаканчика в другой. Попросите его повторить за вами (или просто передайте ему ложку, ваш смышленый ребенок с легкостью разберется во всем сам).

Эта игра хорошо развивает моторику ребенка (что положительно сказывается на общем развитии малыша), а также учит пользоваться ложкой. К тому же такое занятие очень привлекает детей – на свете довольно трудно найти ребенка, который бы не захотел покопаться ложкой в крупе.

Опускаем предметы в узкие отверстия.

Для игры понадобятся мелкие предметы (счетные палочки, макароны, фасольки, бусинки, пуговицы и т.п.):

А также емкости и бутылочки с узким горлышком. Предложите ребенку наполнить бутылочку мелкими предметами:

Для детей от 1 года до 2 лет такое задание – серьезная работа, потому что в этом возрасте их пальчики развиты еще не очень хорошо, и опускать небольшой предмет в узкое горлышко для них намного сложнее, чем взрослым.

Эта игра хорошо развивает мелкую моторику (что положительно сказывается на развитии речи ребенка, а также его общем умственном развитии). При этом она нравится многим детям – малыши любят наблюдать, как бусинки и пуговицы со звоном падают на дно бутылочки.

Чем младше ребенок, тем шире должно быть горлышко сосуда, который используется в игре. Чтобы не испугать малыша трудностью задания, имеет смысл начать с опускания предметов в отверстие диаметром не менее 3,5 см и по мере развития пальчиков ребенка подыскивать все более и более узкие сосуды.

Ищем клад.

Для игры понадобятся фасоль (или другие небольшие предметы), смешанная с другой крупой и сосуд с узким горлышком (например, бутылочка):

Попросите малыша найти в крупе «клад» - фасольку, бусинку или пуговичку, и опустить находку в горлышко бутылочки или другого сосуда с узким горлышком (в центрах Монтессори для этого часто используют простую сахарницу):


В процессе игры происходит легкий массаж пальчиков малыша, развивается мелкая моторика.

Прожорливая коробочка

Чтобы опускать мелкие предметы в узкие отверстия стало намного интересней, можно изготовить очень простую развивающую игрушку. Из обыкновенной коробочки получится забавная мордочка голодного котенка:

Малыш с удовольствием будет кормить его макаронами, фасолью и другой мелочью и незаметно развивать свои пальчики, одновременно помогая развиваться тем областям головного мозга, которые отвечают за речь:

Для изготовления такой игрушки достаточно взять прочную коробочку, наклеить на нее бумажную мордочку зверька и прорезать отверстие для рта.

Учимся сортировать.

Ближе к двум годам большинство обучающих методик учит детей сортировать предметы. Сортировка предметов развивает у детей навык классификации, который очень полезен для развития логических и математических способностей.

Для игры понадобятся разноцветные предметы, спрятанные в крупе, а также емкость для сортировки:

Сортировать можно пуговицы (по цвету и типу), различные виды макаронных изделий, мозайку (по цвету) и т.д. В качестве емкости для сортировки можно использовать подставку для яиц, небольшие стаканчики или блюдца, либо просто складывать предметы кучкой.

Покажите ребенку, что в крупе спрятан «клад». Попросите ребенка найти, что же там спрятано и разложить каждую бусинку (фасольку, макаронинку, пуговицу) в свой «домик» (на картинке мы сортировали бусины по цвету):

Играем с манкой.

Сегодня в каждом уважающем себя Монтессори-центре есть лоток с манной крупой, который пользуется стабильной популярностью у детей в возрасте от 1 года до 2 лет.

Изготовить такой лоток дома можно за несколько минут – достаточно насыпать тонкий слой манной крупы на поднос или в коробку с небольшими бортиками. Покажите малышу, что на манке можно рисовать, оставляя следы пальцами:

При рисовании пальчиками у ребенка развивается мелкая моторика, происходит легкий массаж подушечек пальцев (что благотворно влияет на активизацию самых различных областей мозга). К тому же рисование на крупе отлично успокаивает нервную систему.

Рисовать на крупе можно не только пальчиками. Предложите малышу поэкспериментировать с кисточкой или палочкой:

Покажите, как наносить на манку отпечатки ладошкой или самыми разнообразными предметами (малыш с интересом будет исследовать свойства различных вещей, оставляя на крупе следы колесиками от машинки или массажным мячиком, рисуя волнистые линии вилкой; для рисования на манке подойдет любой интересный ребенку предмет):

Как видите, развивать ребенка с помощью игры совсем не трудно!

Кроме того, материалы в группах для детей 0–1,5 года, 1,5–3 года и 3–6 лет совершенно различны.

Что же выбрать родителям детей того или иного возраста? Мы подскажем вам, что наиболее значимо для ребёнка именно вашего возраста, какими материалами вам стоит непременно обзавестись и чем ещё вы можете помочь малышу, чтобы гармонично развиваться.

Итак, вашему малышу от полутора до трёх лет. Чему уделить особое внимание?

  1. Развитие крупной моторики.

В этом возрасте движения усложняются. Больше времени ребёнок теперь проводит, совершенствуя мелкую моторику. Однако потребность в движении ещё очень высока: возможность постоянно двигаться обеспечивает развитие вестибулярного аппарата, укрепление всех мышц и общего состояния здоровья, развитие познавательной активности.

Что вам потребуется?

  • Свести к минимуму пребывание малыша в колясках и других приспособлениях, ограничивающих активность ребёнка.
  • Обеспечить возможность развивать движения дома и на детской площадке: на ступеньках, горках, канатах и т. п.
  • Различные активные игры, танцы, в том числе с повторением движений взрослого.

  1. Развитие мелкой моторики.

В возрасте от полутора лет начинается активное развитие мелкой моторики. На возраст 1,5–3 лет приходится сензитивный период интереса к мелким предметам. Ребёнок осваивает более сложные движения, стремится орудовать сложными для него маленькими деталями, осваивает операции анализа и синтеза.

Что вам потребуется?

Не обязательно приобретать все материалы, можно использовать некоторые из материалов и заменять одни другими.

  • Как только ребёнок перестает исследовать предметы ртом, предоставьте ему возможность орудовать мелкими предметами.
  • Баночки с шариками, «копилки», сортеры, различные материалы с раскладыванием шариков или других предметов в отверстия.
  • Различные рамки-вкладыши.
  • Подбор различных крышек к баночкам и бутылочкам.
  • Подбор ключиков к различным замочкам.
  • По-разному открывающиеся коробочки и различные замочки: крючок, щеколда…
  • Пирамидки или любые игрушки с фигурками на штырьках, которые могут надеваться как вертикально, так и горизонтально.
  • Игры с прищепками.
  • Рамки с застёжками: на липучках, на 3 большие пуговицы.
  • Забивание гвоздиков в глину (пластилин).
  • Перекладывание предметов: рукой, ложкой, щипцами, вылавливание из воды.
  • Пересыпания круп : руками (вылавливание мелких игрушек), из кувшина в кувшин, ложкой, просеивание через сито.
  • Переливания: из кувшина в кувшин, набор сосудов различных форм для переливания, половником, резиновой грушей, шприцем, пипеткой, губкой, взбивание мыльной пены венчиком.

  1. Сенсорное развитие.

Продолжается интенсивное развитие органов чувств. Теперь ребёнок не просто получает сенсорный опыт из окружающей среды: появляется необходимость в уточнении восприятия. Поэтому вы можете начинать предлагать сенсорные материалы.

Что вам потребуется?

  • Различные сортировки. Так как на данный возраст приходится период интереса к мелким предметам, дети обычно с удовольствием проделывают любые виды сортировок: по цвету, размеру, форме, различных природных материалов. Помните, что предметы в первых сортировках должны различаться только по одному параметру (например, только по цвету). Когда ребёнок хорошо усвоит простые сортировки, вы можете вводить несколько параметров или дополнять их упражнениями на развитие мелкой моторики (например, разложить цветные шарики не рукой, а пинцетом).
  • Разницу между большим и маленьким можно показывать, собирая пирамидки, башенки, матрешки, стаканчики.
  • «Волшебный мешочек» с предметами для ощупывания и набор таких же предметов в коробке.
  • Парные мешочки с различными крупами.
  • Показывайте малышу разницу между контрастными материалами: гладким и шершавым, мягким и твёрдым, тёплым и холодным. Для этого проводите его ручкой по таким материалам и говорите: «Это гладкое, это шершавое»; опускайте ручки ребёнка сначала в холодную, а затем в тёплую воду.
  • Развитие слуха. Продолжайте предлагать ребёнку различные музыкальные игрушки. Теперь это могут быть более сложные инструменты: барабаны, ксилофон, различные бубенцы. Играйте на инструментах и пойте вместе с ребёнком. Предлагайте малышу слушать мелодичную музыку.
  • Покажите ребёнку, как можно концентрировать внимание на каком-либо одном свойстве предмета, изолируя другие чувства. Постепенно учите ребёнка работать с закрытыми глазами. Видя, как вы сами закрываете глаза, нюхая мандарин, пробуя первый кусочек еды или трогая ткань, он постепенно научится делать так и сам.

  1. Развитие речи.

Часто в возрасте полутора лет ребёнок попадает в некомфортную для него ситуацию: понимая обращенную к нему речь, он не может воспользоваться ею из-за недостатка словарного запаса. Он хочет говорить, но пока не может. Поэтому родители должны прежде всего создать среду, которая позволяла бы расширять словарный запас ребёнка.

Что вам потребуется?

  • Наборы фигурок или реальных предметов в корзинках, коробочках по темам (например, животные, фрукты, посуда, одежда, транспорт). Такие материалы, как фигурки животных или коробочка с игрушечной посудой, могут стоять на полочке постоянно, а реальные предметы (фрукты, одежду, посуду) можно использовать только для проведения трёхступенчатого урока. Вы можете также использовать доски-вкладыши с предметами на тему (транспорт, животные и т. п.).
  • Фигурки-глаголы (фигурки, изображающие людей, которые едят, спят, бегут…) Можно использовать карточки .
  • Материал на сопоставление предмета с его изображением.
  • Книжки по темам (например, про животных, погоду) или те, в которых на каждой странице представлена определённая группа предметов. Книжки должны быть с реалистичными, красивыми изображениями предметов.
  • Инвентарь для проигрывания небольших сценок из жизни.

  1. Упражнения практической жизни.

В возрасте полутора-трёх лет ребёнок пытается повторить все действия взрослых. Поэтому вы можете начинать предлагать ему все те упражнения практической жизни , которые вы проделываете сами. Например, следующие:

  • Протирание пыли, подметание.
  • Мытьё (рук, пола, стола, посуды, фруктов).
  • Уход за цветами и домашними животными.
  • Чистка обуви и одежды.
  • Помощь на кухне.
  • Помощь в саду или огороде.

Что вам потребуется:

  • Удостоверьтесь, что ребёнку удобно и все материалы подобраны по его росту.
  • Разложите всё необходимое для того или иного задания на подносе, в корзинке или на полке.

Ребёнок в данном возрасте переживает период развития чувства порядка, поэтому для него очень важно, чтобы все предметы были на своём месте. А каждый раз после использования кладите все материалы на отведённое им место.

  1. Творчество.

Очень важной особенностью творческой деятельности в Монтессори-среде является то, что ребёнка не учат, как создать тот или иной образ, не дают шаблонов, а скорее учат обращаться с разными техниками творчества так, чтобы в будущем он имел больше возможностей для творчества.

Что вам потребуется?

  • Столик и стульчик по росту ребёнка.
  • Разная бумага и мольберт.
  • Доска для рисования мелом и цветные мелки.
  • Стена, где вы можете вывешивать новые работы ребёнка.
  • Карандаши: восковые и обычные, можно приобрести также и акварельные.
  • Пальчиковые краски, акварель, гуашь.
  • Различные штампики.
  • Материал для резания: ножницы, полоски бумаги.
  • Материалы для коллажей: клей, баночка с кусочками бумаги, нарезанными ребёнком, природные материалы, нитки, вата.
  • Пластилин или солёное тесто.

Упражнения, развивающие игры для ребенка третьего года жизни

Монтессори-игры
Многие игры по системе Монтессори не требуют игрушек. Все, предлагаемые ниже, занятия расчитаны на двух- четырех-летних детей. Точнее игрушкой здесь может стать любая вещь в доме: кастрюля, пузырек, стакан с водой, цветок.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
Мир взрослых вещей не слишком добр к маленькому ребенку. Значит, считает Монтессори, надо создать ребенку особенную "подготовительную среду". Безусловно, большую радость и удовлетворение приносит ребенку деятельность значимая и полезная в глазах родителя, а также та, смысл которой хорошо ему понятен. Монтессори предлагает ряд таких игр-действий вполне доступных маленькому ребенку: переливание воды, чистка металлических предметов и ботинок, завязывание бантов, уход за цветами, помощь в приготовлении завтрака, самостоятельное одевание и раздевание. Именно такая деятельность, полагала Монтессори, формирует у ребенка чувство собственного достоинства и независимости, ведь теперь многие полезные действия могут выполняться им совершенно самостоятельно. С увеличением независимости растет и уверенность в себе. Чем более независим ребенок от помощи взрослых, - считала Монтессори, - тем больше у него освобожденных творческих сил.
Для ребенка интересен подробный анализ сложных действий. Путем сознательного выявления деталей действия ребенок приходит к построению собственных моделей поведения. Он достигает более высокой степени самоконтроля и сосредоточенности, чем многие взрослые. Монтессори рекомендует любое упражнения выполнять медленно, и тщательно анализируя его - так, чтобы сложная структура действия стала для ребенка понятной. Эта серьезная внимательность взрослого делает познавательной и приятной для ребенка даже процедуру одевания и раздевания.
1. Игры с водой
Многие игры по системе Монтессори не требуют игрушек. Игрушки: поднос, лейка, миска или тазик, тряпка.
Лейка наполнена до отметки подкрашенной водой. Лейка и миска стоят рядом друг с другом. Вы демонстрируете ребенку, как перелить воду из лейки в миску и обратно медленно и четко выполняя движения, и обязательно с интересом к своему занятию. Потом предложите ребенку повторить упражнение, и с интересом наблюдайте за ним при этом. В заключение упражнения воду выливают. Сосуд насухо вытирают. Уборка относится к ходу игры. Игру можно изменить, взяв большее число сосудов или сосуд с узким горлышком (кувшин, бутылку).
2. Игра "Аквариум"
Игрушки: банка с водой, мел и пластмассовые предметы (пуговицы, мозаика, фишки, шарики), поварешка, ложка с длинной ручкой, дуршлаг (ложка с дырочками).
Мелкие предметы бросают в сосуд, беря их тремя пальцами то правой, то левой руки. После того, как аквариум заполнен, рыбок можно половить. Ребенку дается возможность попробовать все предметы в качестве "сачка", причем вытаскивать нужно не помогая другой рукой.
3. Переливание воды
Игрушки: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан, тряпка.
Подкрашенная вода медленно льется из лейки в мерный стакан. Затем эта вода выливается в разные сосуды, время от времени вода возвращается в мерный стакан. Через повторение хода действий ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество воды в различных сосудах.
Одновременно обсуждаются вопросы: "Где равные количества воды?", "Где воды больше?" Интересно лить не только крашеную воду, но и пену. В качестве контрольного задания Монтессори советует предложить ребенку переливать питье, например сок или молоко.
4. Игры с водой и губкой
Игрушки: лейка, две тарелки, поднос, губка.
Вы наливаете немного воды из лейки в тарелку, а потом при помощи губки, стараетесь перенести воду в другую пустую тарелку. Важно, чтобы вода не капала с губки на поднос, а оказалась целиком отжатой в новую тарелку. Если же несколько капель все же упали на поднос или стол, следует показать малышу как можно легок и приятно вытереть любую лужу. Затем это упражнения выполняет и малыш.
5. Игра "Ходьба по линии"
Игрушки: линия в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Предметы для ношения: наполненный подкрашенной водой стакан, колокольчик, свечка, цветы.
Известно, что у детей возникает большой интерес, если они передвигаются, балансируя на бревне, бордюре или низких стенках. В этой игре дети носят различные предметы: стакан или бутылку, наполненную почти до краев подкрашенной водой, колокольчик, зажженную свечу, один цветок, книгу на голове. Ребенок ходит по линии так, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой. Важно идти ровно по линии, не пролив воду, не уронив книгу, не погасив свечу.
6. Игры с бисером
Игрушки: бисер или бусины разных цветов, форм и размеров, коробочки, толстая нить или мягкая проволока
Игры с бисером занимают особое место в системе Монтессори игр. Бусины или бисер предлагаются ребенку перемешанными в одной коробке. Малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь каким-либо им самим выбранным принципом, например по цвету. Бусинки рекомендуется брать по одной, двумя пальцами. Важно, чтобы бусин было не слишком много. Иначе есть опасность, что ребенок потеряет интерес к игре, не окончив начатого дела.
Еще интересно и полезно нанизывать бисеринки на нить, делая бусы.

"Цветные дорожки": бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами ("щепоткой"). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал.
7. Игра c цветами
Игрушки: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки, ножницы, лейка, тряпка.
Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится в этом самостоятельно.
8. Игра "Больше и меньше"
Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера.
Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.
9. Игра "Чистка посуды"
Игрушки: средство для чистки посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего средства, металлический предмет (небольшая кастрюля, чайник или ложка).
Процесс сложный и ответственный и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончено, следует показать ребенку как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным.
10. Игра "Уборка"
Игрушки: крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек.
Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка - развивающие игры в духе Монтессори.

11. Игры с застежками
Игрушки: ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки,крючки
На плотный кусок ткани пришейте большие и маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который можно намотать на крючок, крючки и петли к ним, застежки из ремешков, застежки-"липучки". Каждое действие, например завязывание шнурков, рекомендуется проделывать медленно и старательно, чтобы ребенок имел возможность внимательно пронаблюдать весь процесс.
Существуют гигантские пуговицы-шнуровки для малышей. Более 10 см. в диаметре с 4 или 6 большими дырками - они тоже воплощают идеи Марии Монтессори. "Пришивать" такую пуговицу можно учиться уже с 1.5 лет. Для детей постарше (2-2.5 года) подойдут сюжетные шнуровки. Они предполагают не только само действие (шнурование, завязывание узлов), но и сюжетную игру, игру-драматизацию. Малыш помогает ежику донести грибок, корзинку, орешек, распределяя их и пришнуровывая к ежиковой спинке.
12. Игра "В тишине"
Игрушки: любые предметы в комнате
В этой игре ребенок учится владеть собой. В тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя. Упражнения полезны только тогда, когда дети делают их совершенно добровольно. Лучше, если комната немного затемнена. Так дети учатся не только видеть, но и слушать. Можно использовать возросшую способность детей к восприятию, предложив им рассказ, рассматривание картинок, песню.
Игры Монтессори - просты и естественны, они не требуют специальных игрушек, точнее делают игрушками все окружающие вещи в доме, они совершенствуют и гармонизируют поведение ребенка в целом; способствуют самостоятельности ребенка, его независимости от взрослых, и тем самым укрепляют чувство собственной ценности и достоинства; развивают чувство ответственности перед окружающими.

Проблема интенсификации развития вызывает множество споров в среде педагогов, педиатров и психологов. Некоторые эксперты убеждены: чем раньше начнутся занятия с ребёнком, тем скорее он приобретёт полезные для дальнейшей жизни навыки и возможности.

Другие же эксперты уверены, что раннее обучение – всего лишь инструментарий для удовлетворения маминых или папиных амбиций и выкачивания денежных средств. Некоторые медики и вовсе считают, что некоторые методы вредны для детского здоровья.

Какие методики раннего развития пользуются популярностью на сегодняшний день? Ниже подобрана информация о достоинствах и недостатках таких программ. Всё это позволит родителям составить собственное суждение о каждой из них.

3 типа детского развития

Под термином «раннее развитие» понимаются самые разнообразные явления. Для некоторых раннее обучение является синонимом преждевременного и неадекватного вмешательства в естественный ход развития маленького человечка.

По мнению специалистов, раннее развитие – это применение активных воспитательных методов в возрастном периоде от 0 месяцев до 2 — 3 лет.

Однако подобное воспитание нередко вступает в противоречие с традиционными образовательными системами, в которые обучение ребёнка начинают с 6 или 7 лет.

Психологическая литература традиционно разделяет раннее психическое развитие малыша на три типа по степени адекватности возрастным особенностям ребёнка:

  • преждевременное. Приведём простейший пример: новорождённого нельзя научить сидеть, стоять и тем более ходить. В целом же при преждевременном развитии ребёнок не способен воспринять информацию по причине психологического и физического «несовершенства»;
  • позднее. Не секрет, что в детском возрасте имеются так называемые сенситивные периоды развития, когда ребёнок наилучшим образом воспринимает определённую информацию: зрительную, речевую и т.д. В случае запоздавшего развития процесс усвоения навыков и знаний становится менее продуктивным. Например, поздно учить ребёнка кататься на коньках в 12 лет, если вы хотите воспитать великого фигуриста;
  • своевременное. Это традиционный вариант развития детей, при котором выдаваемая информация максимально соответствует их возрастным и психологическим особенностям.

Последний вариант многим кажется самым адекватным и правильным. Однако в реальной жизни встречаются все три разновидности детского развития.

В данном случае нас больше интересует раннее обучение. Всегда ли оно соответствует преждевременному воспитанию? Нет. При правильном оценивании своих и детских возможностей, а также следовании методике и здравому смыслу скорее можно говорить об опережающем развитии.

Развитие детей раннего возраста подразумевает создание условий, которые бы способствовали максимально эффективному усвоению навыков и знаний в младенчестве.

Под условиями понимают:

  • организацию развивающей среды – наполнение уголков различными предметами и игровыми пособиями, которые расширяют двигательную активность, развивают сенсорику, зрение и слух детей и т.д.;
  • знакомство малыша с музыкальными, художественными и литературными произведениями;
  • активизацию общения с ребёнком как со стороны мамы, так и со стороны прочих домочадцев. Это означает стимулирование детской речи, проговаривание своих действий взрослыми;
  • приобретение или изготовление специальных обучающих материалов, пособий (особенно это касается методик Монтессори и Домана).

Раннее обучение – не просто подготовка к детсадовскому или школьному образованию, а создание условий для гармоничного и всестороннего развития, тренировки памяти, внимательности, воображения, логического мышления, процессов анализа и синтеза информации.

Ниже представлены проверенные временем и современные методики раннего развития ребёнка, которые чаще всего применяются родителями в домашних условиях или специалистами в образовательных центрах.

Сделаем одну важную оговорку – идеальной развивающей программы, учитывающей все стороны детской личности, попросту не существует. Каждый ребёнок – яркая индивидуальность, поэтому то, что подойдёт одному, окажется ненужным другому.

Вот почему родителям при выборе оптимальной методики раннего воспитания следует знать о сильных и слабых сторонах предпочитаемой системы, об её достоинствах и недостатках. Это поможет обратить внимание на «западающие» направления.

Самые популярные методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Если вы решили целенаправленно и регулярно заниматься с младенцем по определённой развивающей методике, необходимо понимать, что подготовительные работы и непосредственно занятия займут у вас огромное количество времени, а результат может быть оценён лишь через пару лет.

Не следует забывать об естественных нуждах грудничка. Например, в 6-месячном возрасте ребёнку намного важнее учиться сидеть или ползать, чем изучать буквы и слова или плавать. Здравый смысл только усилит эффективность от применяемых методик.

Главный принцип этой всемирно популярной образовательной системы состоит в том, чтобы помогать ребёнку проявлять навыки самостоятельности при обучении в специально созданных для этого условиях.

Обучающая программа, разработанная автором ещё в начале XX века, берёт за основу индивидуальный подход к личности ребёнка уже с момента его рождения. Это необходимо для раскрытия имеющихся у каждого малыша задатков и интеллектуального потенциала.

Методика включает 3 основные части: ребёнок, педагог и организованная среда. Центральную область занимает малыш, вокруг которого создаётся особая среда, предполагающая самостоятельное изучение.

Педагог лишь помогает детям, не вмешиваясь особо в естественный ход развития.

Основное положение программы – наблюдение за ребёнком и отказ от вмешательства в его дела, за исключением тех ситуаций, когда малыш сам попросит о поддержке или помощи.

  • сенсорная;
  • математическая;
  • речевая;
  • практической жизни;
  • космическая.

Выделенную территорию заполняют различными дидактическими материалами (Монтессори избегала слова «игрушки»), которые соответствуют возрасту ребёнка: книги, сортеры, пирамидки, ёмкости, щётки и совочки и пр.

В классическом варианте методика предполагает начало занятий в 3 года, однако некоторые упражнения заинтересуют детей старшего годовалого возраста.

Монтессори-группы всегда разновозрастные: в одних классах находятся малыши от 1 до 6 лет, в других – ребятишки с 7 до 12 лет. Подобное деление обладает определёнными преимуществами, поскольку старшие дети заботятся о малышах, а те, в свою очередь, учатся у более взрослых товарищей.

Плюсы и минусы

У данной методики имеются как положительные, так и отрицательные моменты, о которых следует рассказать подробнее.

Достоинства:

  • стимулирование психических процессов при помощи особых дидактических материалов с учётом сенситивных периодов детского развития;
  • огромный выбор пособий и развивающих материалов;
  • совершенствование навыков самообслуживания;
  • формирование самодисциплины.

Недостатки:

  • многие занятия всё равно требуют участия педагога или родителя, поскольку им необходимо будет объяснить ребёнку правила взаимодействия с конкретным пособием;
  • очень дорогие Монтессори-материалы (правда, их можно изготовить своими руками);
  • для строгого следования всем заветам Монтессори ребёнка необходимо водить в специальный центр. Причём важно убедиться, что педагоги действительно работают целиком по этой методике, а не используют отдельные элементы;
  • большинство упражнений направлено на интеллект, сенсорику, логическое мышление. Однако творческая, эмоциональная и игровая сферы развиваются в меньшей степени;
  • традиционная методика отказывается от сюжетно-ролевых игр, чтения сказок, считая эти обучающие приёмы несущественными.

В целом методика итальянского доктора пользуется популярностью у российских и зарубежных родителей. Однако в авторском варианте систему используют крайне редко, скорее, мамы и папы берут из неё некоторые наиболее удачные моменты, разбавляя их занятиями и упражнениями из других образовательных программ.

Эта образовательная и воспитательная программа выдвигает следующий постулат – максимальное развитие возможностей каждого ребёнка и его уверенности в собственных силах.

В отличие от многих других развивающих систем, данная методика отказывается от предоставления ребёнку любых типов интеллектуальных заданий, если ему ещё не исполнилось 7 лет.

Так, ребятишки только в третьем классе приступают к обучению чтению. До поступления в школу детям дают игрушки, изготовленные из натуральных материалов (соломы, шишек и пр.).

Ещё один акцент педагоги Вальдорфской школы делают на комфортности образовательного процесса. На уроках не ставятся оценки, отсутствуют соревновательные «нотки», классы комплектуются малым количеством учеников – не более 20 детей.

Приоритетом в программе является художественная и театральная деятельность ребятишек, совершенствование воображения. С этой же целью методика запрещает детям пользоваться такими современными гаджетами, как мобильник, компьютер и телевизор.

Обучающие принципы строятся с учётом возрастного фактора:

  • ребёнок младше 7 лет учится через подражание взрослым;
  • дети в возрасте 7 — 14 лет подключают к процессу усвоения знаний эмоциональную составляющую;
  • с 14-летнего возраста подключается логика и интеллект.

Достоинства:

  • основное внимание уделяется воображению и творчеству;
  • комфортность образовательного процесса;
  • развитие независимой личности.

Недостатки:

  • слишком позднее развитие интеллектуальных функций;
  • отсутствие подготовительных занятий к школьному обучению;
  • слабая приспособленность к современным реалиям (телефон для ребёнка на сегодня необходимая вещь).

Данная методика отличается своеобразием, поэтому многие родители относятся к ней настороженно. В сети можно встретить самые разные комментарии по поводу Вальдорфской школы: как положительные, так и отрицательные. Стоит ли заниматься по этой программе? Решать родителям.

Американский учёный Доман, изучая особенности психики и обучения детей с поражением головного мозга, установил следующую закономерность – развивающие занятия эффективны исключительно в период наибольшей активности коры больших полушарий, то есть в возрасте до 7 лет.

Более подробную информацию о том, какие занятия предлагает автор и в чём заключаются основные принципы этой образовательной программы, можно узнать, прочитав статью детского психолога.

Основная задача родителей – максимально реализовать огромнейший потенциал новорождённого ребёнка.

Методика Глена Домана состоит из четырёх главных составляющих:

  • физическое развитие;
  • счёт;
  • чтение;
  • энциклопедические знания.

Американский доктор был убеждён, что нервная система ребенка до года настолько уникальна и совершенна, что даже в таком возрасте малыш способен заучивать и проводить систематизацию различные факты и информацию.

Наверняка многие мамы знакомы с таким термином, как «карточки Домана». Этот дидактический материал представляет собой картонные карты определённого размера, на которых имеются слова, точки, математические действия, фотографии растений, птиц, зверей, известных людей и т.д.

Количество информации поражает. Для лучшей систематизации и удобства эксплуатации карточки нужно разделить на группы. На протяжении дня родитель демонстрирует эти карты на несколько секунд, регулярно вводя «в обращение» всё новые и новые изображения.

Достоинства:

  • интенсификация детского развития;
  • активное вовлечение родителей в занятия с детьми;
  • расширение детских возможностей за счёт предоставления ребёнку большого информативного потока;
  • развитие детского внимания.

Недостатки:

  • потребуется просто огромное количество дидактического материала;
  • мало внимания уделяется мелкой моторике, сенсорному развитию и предметной деятельности;
  • карточки Домана не развивают у ребёнка логического мышления, способности к анализу и систематизации фактов;
  • методика не уделяет должного внимания творчеству, игровой деятельности;
  • возможна перегрузка детской нервной система из-за слишком большого объёма информации, в результате чего у ребёнка возникают тик, энурез и прочие проблемы.

Система Домана – типичный образец интеллектуальных методик. Ребёнка не учат, а, скорее, дрессируют с помощью карточек. По крайней мере, так считают многие мамочки и неврологи. Однако другие родители хвалят данную обучающую программу за возможность развития с пелёнок.

Петербургский педагог Николай Зайцев несколько десятилетий назад разработал уникальную развивающую систему, которая включает комплект пособий по обучению ребёнка грамоте, математическим навыкам и английскому языку.

Зайцевская программа основывается на ведущей деятельности ребёнка раннего и дошкольного возраста – игре. А это позволяет развивать и физическую, и эмоциональную сторону детской личности.

Информация подаётся в системе, но одновременно в игровой форме, именно поэтому ребёнок с радостью включается в занятие. Причём не так важно, проходит ли оно наедине с родителем (педагогом) или с детским коллективом.

Раскованная обстановка – важное условие зайцевской системы обучения. Во время занятия детям разрешается шуметь, смеяться, хлопать в ладони и топать ножками, менять игровой материал, переходя от кубиков к табличкам или доске.

Однако подобная раскрепощённость не означает, что занятия являются развлечением. Именно в процессе такой игры дети не только получают знания, но и осуществляют самостоятельный выбор предпочитаемой деятельности.

Преимущества:

  • широкий возрастной диапазон – от 1 годика до 7 лет;
  • можно заниматься как в домашних условиях, так и в детском саду;
  • ускоренный курс обучения чтению в игре;
  • выработка навыков грамотного письма.

Недостатки:

  • при домашнем обучении родителю придётся самому сначала научиться данной методике, поскольку она отличается от традиционных методов обучения;
  • специалисты указывают, что ребёнок, обучившийся читать по зайцевской методике, «глотает» окончания, путается при делении слова на слоги, поскольку прежде он делил его на склады;
  • первый класс – важная веха в жизни каждого ребёнка, именно в этот момент у детей, учившихся по данной методике, начинаются трудности, поскольку наблюдается несоответствие в цветовом обозначении гласных и согласных звуков.

По мнению многих родителей, кубики Зайцева – лучшие в своём роде пособия по обучению чтения. Ребёнок может научиться читать уже в 3 года, и это умение остаётся с ним на всю дальнейшую жизнь. Кроме того, в копилку плюсов мамы относят и игровые приёмы, делающие занятие весёлым и непосредственным.

Разработать собственную методику бельгийскую актрису Сесиль Лупан заставила неудовлетворённость системой Глена Домана, которая и была взята за основу.

Данную обучающую программу сложно назвать научной, разработанный метод скорее является комплексом занятий, которые учитывают детскую индивидуальность, интересы и склонности каждого ребёнка.

Автор методики в своих книгах советует общаться с грудничком буквально с первых секунд его жизни, и не нужно переживать, что он чего-то не поймёт. Лупан убеждена, что чем раньше ребёнок узнает что-то, тем скорее поймёт определённые закономерности и связи.

Ребёнок в первые месяцы только привыкает к родительской речи, а затем, казалось бы, бессмысленные звуки начинают наполняться смыслом. Как только он начнёт выговаривать первые слова, следует переходить к чтению (обычно это годовалый возраст).

Главная идея, предлагаемая Сесиль Лупан, состоит в следующем: ребёнку не нужно внимание-опека, ему необходимо внимание-интерес, который способен предоставить только любящий родитель.

Преимущества:

  • возможность заниматься с 3-месячного возраста и до 7 лет;
  • много внимания уделяется раннему физического развитию;
  • методика подойдёт для домашних занятий;
  • упражнения затрагивают интеллектуальную и эмоциональную сферу, сенсорику;
  • очень тесное общение матери и ребёнка;
  • стимуляция познавательного интереса малыша.

Недостатки:

  • требует от родителя полной самоотдачи;
  • множество дидактических материалов, которые нужно будет изготовить маме;
  • своеобразное обучение .

Поскольку автор не является педагогом, нельзя сказать, что её подход полностью научен. Однако некоторые моменты мамы могут взять на вооружение, например, создание самодельных книжек о своём ребёнке, в которые можно вписывать авторские сказки и вставлять его фотоснимки.

Фамилия авторов прогремела ещё во времена Советского Союза. Супружеская пара стала воспитывать детей по собственной программе, которая могла поразить неподготовленного человека необычными приёмами и воспитательными методами.

Никитины не рекомендовали ограничивать экспериментаторскую натуру ребёнка приспособлениями, поэтому негативно относились к любым коляскам (в том числе и прогулочным) и манежам, называя их тюрьмами.

Следовали принципу детской самостоятельности супруги и в выборе занятий ребёнком. Они отказались от специальных тренировок, занятий. Малыши могли заниматься тем, что им ближе, без ограничений. Родители только помогали разбираться со сложностями.

Система Никитиных включает закаливание и приёмы физического воспитания. Для этого в доме необходимо создать специальную среду, включающую спортивные снаряды и тренажёры. Эти приспособления не должны выделять, они настолько же естественны, как, например, мебель.

Авторы убеждены, что ребёнок не должен быть «заорганизованным» или заброшенным. Мамам и папам нельзя относиться равнодушно к детскому развитию и времяпрепровождению, однако, участвуя в детских играх, не следует вставать в позицию надзирателя и контролёра.

Основным принципом системы является вариант сенситивных периодов по Монтессори – угасание возможности ребёнка эффективно развиваться по мере взросления. Проще говоря, если не развивать вовремя определённые способности, то они не достигнут оптимального уровня.

Преимущества:

  • используется с самого рождения до школьного возраста;
  • детская самостоятельность;
  • хорошо развивается интеллект ребёнка;
  • совершенствование логического мышления и воображения;
  • игра как обучающий приём;
  • особое внимание уделяется физическому развитию;
  • изобретение специальных дидактических игрушек – например, кубиков Никитиных, уникуба.

Недостатки:

  • неусидчивость малыша из-за того, что он сам выбирает себе занятия;
  • такой образ жизни больше подходит для сельской местности;
  • закаливание считают достаточно экстремальным типом воспитания;
  • из-за опережающего развития детям может быть неинтересно заниматься в школе.

У данной системы имеются как ярые сторонники, так и не менее категоричные противники. Однако некоторые моменты не утратили своей актуальности и в сегодняшнее время, другие же приёмы являются сомнительными.

Данная программа, под названием «метод интеллектуального развития ребёнка» была разработана П. В. Тюленевым – педагогом и социологом. Занимаясь по МИРРу, можно научить малыша грамоте, математике, развить музыкальные, спортивные способности.

Автор системы убеждён, что ребёнка нужно развивать с первых дней жизни. Самое важное в этот момент – предоставить ему разнообразных тактильных раздражителей, чтобы кора больших полушарий смогла активно формироваться.

Выбор занятий зависит от возраста ребёнка:

  • в первые два месяца малышу показывают изображённые на бумажном листе треугольники, квадратики и прочие геометрические фигурки;
  • от 2 до 4 месяцев детям демонстрируют рисунки зверей, растений, букв, цифр;
  • в 4-месячном возрасте играют в «Игрушкобол», когда грудничок сбрасывает с кроватки кубики и прочие игровые аксессуары;
  • с 5 месяцев возле малыша кладут музыкальные инструменты. Кроха, прикасаясь к ним, пробует извлекать звуки и развивать музыкальные задатки;
  • с полугодовалого возраста осваивают буквы, разглядывая особую магнитную азбуку. В 8 месяцев ребёнка просят принести букву, в 10 месяцев – показать букву, а потом – назвать букву или целое слово;
  • с полуторагодовалого возраста с малышом играют в шахматы;
  • с 2 лет малыш не просто складывает из буковок слова, но пробует их печатать на компьютерной клавиатуре;
  • с трёх лет дети пробуют вести дневник на ноутбуке или компьютере.

Преимущества:

  • разностороннее развитие малыша;
  • упражнения не потребуют от взрослых много времени;
  • упражнения подойдут каждому ребёнку;
  • хорошая подготовка к школьному обучению;
  • раскрытие всех задатков малыша.

Недостатки:

  • непросто найти пособия;
  • сложно говорить об эффективности упражнений;
  • слишком строгие ограничения от автора;
  • не всегда учитываются возрастные особенности малыша;
  • ограничение познавательной свободы ребёнка;
  • превалирование интеллектуальной составляющей над всеми остальными.

Неоднозначная методика, которая не по нраву многим специалистам. Однако и в ней можно отыскать интересные моменты, которые можно реализовать на практике. Важно лишь следить за реакцией ребёнка на внедряемые инновации.

Другие авторские развивающие методики

Кроме вышеописанных, существует и другие развивающие или образовательные системы. Их применение позволяет ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.

В число самых популярных входят следующие обучающие методики:

  1. «После трёх уже поздно». Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни.
  2. Динамическая гимнастика. М. Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.
  3. Методика Гмошинской. Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.
  4. Музыкальная программа Виноградова. Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.
  5. Музыка Железновых. Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.

Конечно, этот перечень не совсем полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие.

Любопытно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Эксперименты только приветствуются.

За и против раннего развития

Мамы и папы убеждены, что сами принимают решение, каким образом воспитывать ребёнка. Однако такое мнение не совсем верное, поскольку на процесс воспитания всё чаще влияют общественные начинания и различные стереотипы.

Один из самых спорных вопросов – раннее развитие детей до 1 года. Обычно специалисты и мамы занимают две крайние позиции: одни выступают за использование развивающих методик, другие относятся крайне негативно по отношению к любому вмешательству. Рассмотрим их аргументы.

Аргументы «за»

  1. Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста.
  2. Ребятишки, которые занимаются в соответствии с подобными методиками, обычно отличаются более высоким уровнем развития по сравнению со сверстниками. Дети раньше овладевают всевозможными навыками: чтением, письмом, счётом.
  3. Комплексные образовательные системы, охватывающие развитие сразу несколько сторон личности, помогают выявлять у ребёнка задатки, склонности к определённым занятиям. Это позволяет в дальнейшем записать малыша на конкретные курсы.
  4. Если кроха обучается в развивающем центре в компании ровесников, это позволяет ему раньше социализироваться, привыкнуть к жизни в детском коллективе.

Аргументы «против»

  1. Здоровый и нормально развивающийся ребёнок способен сам освоить основные навыки, когда придёт время. Вот почему не следует «издеваться» над детской психикой.
  2. Интенсивные занятия способны навредить малышу, если родитель или педагог не будет учитывать возрастные особенности детского организма, его темперамент и адаптационные возможности.
  3. Многие популярные методики основной упор делают на интеллект и «физику», а вот эмоциональное и социальное развитие незаслуженно забываются. Это может нарушить адаптацию в детском обществе.
  4. Крайне непросто ежедневно заниматься с малышом, выполняя все требования и условия методики. Если же соблюдать все правила, то у мамы не остаётся времени ни на что другое. Если же выполнять задания от случая к случаю, все знания очень быстро испарятся», и результативность будет очень невеликой.
  5. Многие специалисты обращают внимание на несвоевременность получения некоторых навыков. К примеру, шестимесячному малышу нужно учиться присаживаться или ползать, поскольку это его важнейшее «задание», а вот чтение или счёт в этом возрасте совершенно не нужны. Скорее всего, до школы он уже совершенно забудет все свои умения и сравняется со сверстниками.
  6. Завышенные требования к ребёнку и желание воспитать гения могут негативно сказаться на всей дальнейшей детской жизни. Из малышей, чьи родители пичкают их ненужной информацией, часто вырастают неврастеники, перфекционисты. Следовательно, нельзя исключить проблемы с социализацией.

Таким образом, у каждой стороны имеются весомые доводы, вот почему родителям придётся самим выбирать, применять ли методики или следовать естественному ходу детского развития.

В первые 12 месяцев развитие ребёнка идёт ускоренными темпами. В это время малыш успевает познать мир, набрать неплохой словарный запас, выстроить начальные и элементарные логические цепочки.

Многие специалисты убеждены, что если с малышом не заниматься в первые годик-два, то затем ребёнок не сможет компенсировать недополученные знания и умения.

Однако чрезмерная фанатичность и следование буквально всем догматам развивающих методик может, наоборот, не принести пользу, а навредить детскому развитию.

Если вы решили взять в работу упоминавшиеся выше методики развития детей, необходимо соблюдать определённые правила. Они помогут избежать негативных последствий и сделают обучение более естественным:

  • внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Если ему не нравится занятие, он выражает протест в виде слёз или отбрасывания предложенных игрушек, нужно остановиться и занять его чем-то другим;
  • не следует отрывать младенца от занятия, которым он увлечён в данный момент, ради развития. Если кроха предпочитает играть в кубики, а не рассматривать картинки, дождитесь, когда он закончит игру;
  • все упражнения и задания, включённые в выбранную вами образовательную систему, обязаны быть понятными и вызывающими доверие. Также следует отрепетировать все занятия, прежде чем подходить с ними к ребёнку;
  • обучение малыша должно быть комплексным. Ни в коем случае нельзя развивать только физическую либо познавательную сферу. Необходимо уделять внимание всем сторонам личности ребёнка, в том числе эмоциональной и социальной;
  • не нужно превращать процесс получения знаний и навыков в автоматическое действие. Важно стимулировать у ребёнка интерес к самому процессу, формировать любопытство, любознательность и наблюдательность.

Рассмотрев все основные нюансы каждой методики, можно сделать предварительный выбор наиболее предпочтительной обучающей системы. Однако ориентироваться стоит не на мнения других родителей, а прежде всего на особенности ребёнка. Ведь его развитие – ответственное дело!

В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок. Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори. Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности?

Немного истории…

Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.

В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.

В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий. По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы. Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.

Суть педагогики Монтессори

Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!» .

Основные пункты:

  • Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
  • В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
  • Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.

Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила :

  • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
  • Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
  • Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
  • Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.

Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.

В чем особенность занятий по Монтессори?

В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:

  1. Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
  2. Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
  3. Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
  4. В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
  5. Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Спорные моменты в методике Монтессори

Главное преимущество методики Монтессори – ребенок развивается самостоятельно, в своем собственном темпе, без особого вмешательства со стороны взрослых. Что же касается существенных минусов методики, то к ним специалисты относят следующее:

  1. Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.
  2. Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.
  3. Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.
  4. Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.

В настоящее время развивающие центры и многие образовательные учреждения не практикуют методику Монтессори в ее первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее , добавляя собственные наработки.

Беседа со специалистом по системе Монтессори в раннем развитии малышей: Что нужно знать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок развивался с ранних лет

Наше мнение

Методика раннего воспитания итальянского доктора и ученого Марии Монтессори достаточно интересна и своеобразна. Дети, воспитанные в монтессори-классах, самостоятельны и уверены в себе, умеют решать бытовые проблемы. Они не только отстаивают свое мнение, но и способны нести ответственность за собственные поступки. Если у вас есть желание видеть эти качества в своем ребенке, попробуйте прочитать несколько книг и пособий автора: «Дом ребенка», «Мой метод», «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет», «Помоги мне это сделать самому», «Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается», «Самовоспитание и самообучение в начальной школе (сборник)», «Дети — другие», «Домашняя школа Монтессори (комплект из 8 книг)», «Впитывающий разум ребенка», «После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития» – и возьмите на заметку некоторые советы по детскому развитию и воспитанию.

Юля на своем опыте делится положительными и отрицательными сторонами методики Монтессори:

Фильм о Марии Монтессори

Метод Монтессори. Развитие детей от 8 месяцев до 3 лет

Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослого — просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научиться самостоятельно постигать мир. А постичь его он может только через опыт — опыт мысли, чувства, действия.

Играя с матералом Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности.

Эти, казалось бы, простые упражнения — переливание воды, просеивание смеси из крупы через дуршлаг, вытирание воды губкой, складывание салфеток, пересыпание крупы ложкой, вылавливание шариков, и столь нелюбимые большинством взрослых стирка и подметание пола и т.п. — действуют на кроху просто завораживающе. Вот ведь теперь он — совсем как взрослый, все умеет и все делает самостоятельно! Это очень повышает их самооценку, и как следствие — появляется уверенность в себе. Надо ли говорить, как это важно!

Мамина школа: Развитие ребёнка по системе Монтессори