Основные понятия. Общие и специальные способности Потенциальные и актуальные способности


Первичные и вторичные нормы поведения называются актуальными способностями (см. табл. 2). Это понятие необходимо потому, что эти нормы даны человеку в его развитии как способности. Они являются измерениями развития, проявления которых усиливаются или подавляются благоприятными или тормозящими влияниями окружающей среды. Актуальными эти способности являются потому, что они постоянно фигурируют в повседневной жизни в различных ситуациях. В связи с этими психосоциальными нормами возникают следующие вопросы:
Каким образом возникают конфликты? Как можно соответствующим образом описать эти конфликты? Что стоит за симптомами психических и психосоматических расстройств и ограничением межличностных отношений и как можно лечить эти расстройства?

В западных странах мы наблюдаем тенденцию к превознесению вторичных способностей, например способности к достижению, что сопровождается снижением роли первичных способностей, например, способности к общению. На Востоке, напротив, проявляется склонность выделять первичные способности, ориентированные на межличностное общение, при этом, очевидно, различные вторичные способности теряют свое значение.

Актуальные способности являются психодинамически действующими. Они взаимосвязаны с такими психодинамическими категориями, как Сверх-Я и Я-идеал, и такими глубинно-психологическими категориями, как чувство самоценности и комплекс неполноценности, а также «желательным» и «нежелательным» поведением в поведенческой терапии.

Актуальные способности дают нам дополнительные дифференциально-диагностические указания и на основе познания содержания конфликтной сферы открывают новые возможности воспитания, самопомощи, психогигиены и конфликт-центрированной психотерапии. Во взгляде на практический процесс мы стараемся под девизом «Как об этом спрашивают?» проанализировать отдельные актуальные способности при помощи ключевых вопросов.
В повседневных описаниях и оценках, а также в обоюдной партнерской оценке вторичные актуальные способности играют решающую роль. Тот, кто находит другого человека милым и симпатичным, обосновывает свое мнение так: «Он порядочен и аккуратен, на него можно положиться». Обратную оценку получает отвергаемый человек: «Он мне несимпатичен, потому что он небрежен, непунктуален, несправедлив, невежлив, скуп и ленив».

Таким же привычным, как эти примеры, является и влияние соответствующих переживаний на настроение и физическое состояние. Так, например, педантичность, неаккуратность, ритуализированная чистoплотность, небрежность, чрезмерные требования к пунктуальности, непунктуальность, принудительная совестливость или необязательность, помимо социальных конфликтов, ведут также и к психическим, и психосоматическим расстройствам. Например, к таким как страхи, агрессия, подражания, и их следствиям: в психической сфере, в дыхательных путях, в сердечно-сосудистой системе, в гастроинтестинальной зоне, в опорно-двигательном аппарате, в нервной системе, в мочеполовой сфере и на коже.

табл. 2 Актуальные способности в позитивной психотерапии (Н. Пезешкиан)

В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными .

Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.

К актуальным способностям , как правило, относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности человека. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные. Следует подчеркнуть, что различение между одаренностью, потенциальными, актуальными способностями индивида и его достижениями следует считать относительными. Так, например, развитие определенной актуальной способности на базе потенциальной следует считать достижением. Объективные условия жизнедеятельности индивида иногда таковы, что далеко не каждый индивид может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой. Поэтому актуальные способности составляют только часть потенциальных.

Понятие о сензитивных периодах развития способностей.

Сензитивный – благоприятный.

Сензитивный период – (от лат. sensus – чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.

Интеллектуальные способности:

Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – это возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Если по каким-либо причинам с ребёнком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, в дошкольном и младшем возрасте, то это ещё не поздно сделать в подростковом возрасте.

Художественные способности:

Однако, если в дошкольном возрасте (сензитивный период для развития художественных способностей) очень много детей рисует, то очень мало тех, кто продолжает рисовать, когда сензитивный период завершается. По сравнению с дошкольным детством, к 15-летнему возрасту детей, увлекающихся рисованием, остается в три раза меньше.

Артистизм:

С возрастом значительно уменьшается круг людей, способных к артистическому творчеству, которое является продолжением детской игры. В начальной школе у многих детей ухудшаются музыкальные способности.

Литературные способности:

С литературным творчеством происходит обратное: каждый третий подросток пишет стихи, ведет дневник. Однако у большинства взрослых людей потребность в литературном творчестве, так же как и в музыкальном, изобразительном, утрачивается.

Хореографические способности:

Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку. В первые два года жизни основное, на что необходимо обращать внимание педагогам и родителям - это развитие психомоторики. Однако занятия хореографией дети часто начинают только в 4-5 лет, когда сензитивный период упущен. Занятия превращаются в формальное выполнение достаточно сложных движений, редко отличающихся той гибкостью и пластичностью, которая доступна младенцу.

Особое место в ряду творческих способностей детей занимает фантазия. Некоторые психологи отождествляют ее с воображением. Когда психический облик художественно одаренного ребенка вступает в противоречие с традиционной формой обучения в саду, в школе, он начинает усиленно фантазировать. Чем выше неудовлетворенность школьника системой его обучения, тем сильнее правое полушарие стремится взять контроль над левым, тем дальше ребенок уходит от рационализма в сторону свободного, неуправляемого иногда даже им самим творчества. Таким образом, причина затухания творческих способностей к концу школьного обучения и, наоборот, очень высокая потребность в уходе от действительности видится в нейрофизиологических механизмах, обеспечивающих приспосабливаемость психики ребенка к уловиям и формам обучения. Традиционная форма обучения основана на развитии функций левого полушария мозга (логика, рационализм, эмоциональная заторможенность) в ущерб развитию функций правого полушария (фантазия, творчество, эмоциональная возбудимость). Дети, легко адаптирующиеся к школьной программе, быстро утрачивают способности к музыке, изобразительному, художественному творчеству. Напротив, дети, входящие в разряд "троечников", часто очень увлечены одной, самой важной для их будущего деятельностью, защищаясь от левополушарного "давления" уходом в себя, мир мечты и фантазии.

Условия развития способностей в младшем школьном возрасте.

При рождении каждый ребенок обладает определенными задатками для развития способностей и личностных качеств, которые окончательно формируются в процессе индивидуального развития и обучения. но чтобы способности получили развитие, мало дать ребенку знания, умения и навыки. Очень важно сформировать такие личностные качества, которые стали бы движущей силой всей его учебной деятельности, а также определили бы дальнейшую судьбу полученных знаний: останутся ли они мертвым грузом или будут творчески реализованы

По утверждению Р.С. Немова условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей являются следующие обстоятельства его жизни:

1. Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений людей. Эта среда искусственная, включает множество предметов материальной и духовной культуры, обеспечивающих существование человека и удовлетворение его собственно человеческих потребностей.

2. Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства.

3. Необходимость участия в различных сложных и высоко- организованных видах человеческой деятельности.

4. Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и в состоянии передать ему нужные знания, умения и навыки, располагая при этом соответствующими средствами обучения и воспитания.

5. Отсутствие с рождения у человека жестких, запрограммированных структур поведения типа врожденных инстинктов, незрелость соответствующих мозговых структур, обеспечивающих функционирование психики и возможность их формирования под влиянием обучения и воспитания.

Каждое из этих обстоятельств является необходимым для превращения человека как биологического существа, с рождения располагающего элементарными способностями, свойственными и многим высшим животным, в социальное существо, приобретающее и развивающее в себе собственно человеческие способности, социально- культурная среда развивает способности (пользование предметами, материальная и духовная культура).

Формирование способностей. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Мозговой штурм (англ. brainstorming) был разработан А.Осборном. Это – метод стимулирования творческой активности. Высказывание идей и предложений по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задачи, которое осуществляется в группах из 5–12 чел. При этом действуют следующие правила работы группы: свободное высказывание максимального числа идей, в том числе и вполне фантастических; запрещение критики; одобрение всех оригинальных идей; доработка всех высказанных идей. Для каждого выступления выделяется достаточно короткое время (1–2 мин.) и действует установка делать сообщение так, чтобы мог понять и неспециалист.

Синектика (англ. synectics), разработанная У. Гордоном, – метод стимулирования творческой активности. В рамках синектики создаются особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной задаче.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов необходимо предлагать следующие задания:

    классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

    устанавливать причинно-следственные связи;

    видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

    рассматривать систему в развитии;

    делать предположения прогнозного характера;

    выделять противоположные признаки объекта;

    выявлять и формировать противоречия;

    разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

    представлять пространственные объекты.

Доброго времени суток, дорогие читатели здорового блога! В этой статье мы разберёмся от чего зависит развитие способностей у человека, а также затронем вопрос как появляются на Свет талантливые и одарённые люди.

Общая характеристика и принципы развития способностей у человека

Способности — это индивидуальные особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения каких-либо видов деятельности. Поэтому способности и рассматриваются в качестве основных свойств личности. В отечественной психологии представлена следующая классификация уровней развития способностей человека (см. картинку ниже).

От чего зависит развитие способностей у человека

Любая способность в своем развитии проходит ряд этапов. Первый этап может происходить еще до рождения, во время формирования задатков. Развиваясь, способности переходят с уровня на уровень. При этом обычно такой переход совершается при соблюдении ряда условий, связанных с полнотой развития способности на данном уровне.

Задатки — это анатомо-физиологические особенности нервной системы, которые составляют природную основу развития способностей. В качестве врожденных задатков могут выступать, например, определенные физические кондиции или особенности развития различных анализаторов.

Так, определенные характеристики слухового восприятия могут выступать в качестве основы для развития музыкальных способностей. Интеллектуальные способности определяются функциональной деятельностью мозга, его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей и др.

Врождёнными особенностями нервной системы
являются следующие:

  1. сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. её способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки;
  2. сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния;
  3. уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния;
  4. лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.

Отечественный психолог, доктор педагогических наук Небылицын В.Д. предложил 12-мерную модель свойств нервной системы человека. В эту модель входят восемь первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам).

Было показано, что данные свойства могут относиться как ко всей нервной системе (быть ее общими свойствами), так и к отдельным анализаторам (парциальные свойства нервной системы).

Данные врожденные анатомо-физиологические особенности во многом и определяют природную основу индивидуальных различий между людьми в их поведении и способностях. Основу индивидуальных различий определяют преобладающий тип высшей нервной деятельности и особенности соотношения сигнальных систем.

Русский учёный, лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии Павлов И.П. выдвинул предположение, что всех людей можно разделить на три типа по преобладанию первой или второй сигнальной системы:

  • «художественный тип» (преобладание первой сигнальной системы),
  • «мыслительный тип» (преобладание второй сигнальной системы, т. е. слов),
  • «средний тип» (равное представительство).

Соответственно типу можно предполагать и наличие тех или иных врожденных задатков. Дело в том, что основные отличия художественного типа от мыслительного проявляются в сфере восприятия, где для «художника» характерно целостное восприятие, а для «мыслителя» - аналитическое, оперирование понятиями. Вслед за восприятием различия проявляются и в воображении, мышлении. У первого типа лучше развито наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. У второго — абстрактно-логическое.

Важно понимать и то, что вслед за особенностями восприятия и мышления разный характер могут принимать и личностные особенности. «Художники» в большей степени имеют привычку созерцать вещи как они есть на самом деле, они легко увлекаются ситуацией, могут действовать порывами, вопреки здравому смыслу.

«Мыслители» более критически относятся к действительности, склонны формировать единую и (обычно) научную картину мира, воспринимают окружающее не только через категориальный аппарат, но и через фильтр прагматичности. В эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, а для представителей мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события.

Наличие определённых задатков однако не означает, что будет осуществляться развитие способностей у человека. Например, существенной предпосылкой для развития музыкальных способностей является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата является лишь предпосылкой к развитию музыкальных способностей.

Строение мозга не предусматривает, какие профессии и специальности, связанные с музыкальным слухом, могут возникнуть в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности будут предоставлены ему для развития имеющихся у него задатков. Более того, развитость слухового анализатора может способствовать развитию не только музыкальных способностей, но и абстрактно-логических: речь и логика человека тесно связана с деятельностью слухового анализатора.

В какой степени будут развиты задатки человека, зависит от условий его индивидуального развития. При этом следует учесть, что нет никаких гарантий того, что задатки (даже хорошо выраженные) найдут свое проявление в способностях. Развитие задатков - социально и деятельностно обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания, обучения, особенностями развития общества, технологиями, морально-психологическим климатом и многими другими обстоятельствами.

По отношению к профессиональным способностям важно понимать, что задатки развиваются и трансформируются в способности при условии наличия в обществе потребности в данных профессиях и в определенных результатах труда. Если есть в обществе потребность в новых знаниях, то будут и гениальные ученые; если есть потребность в новой и оригинальной архитектуре, то будут великие архитекторы.

Очень важно понимать, что задатки неспецифичны. Вопреки весьма распространенному мнению, не рождаются люди «учителями от бога», «шахтерами как отец», «талантливыми врачами» и т.д. Нет в молекулах ДНК генов, отвечающих за то, чтобы быть учителем (шахтером, врачом…) или не быть. Даже если у ребенка великолепный слух и чувство ритма, совсем не обязательно, что он станет (может стать) хорошим музыкантом.

Этот задаток можно использовать и в карьере певца, дирижера, музыкального критика или педагога, композитора, режиссера, настройщика. В меньшей степени этот задаток может пригодиться во множестве других профессий. То есть на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

Способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека. Во многом именно от этого зависит развитие способностей у человека.

Развитие способностей у человека: потенциальные и актуальные способности

В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными. Потенциальные способностями — те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. Актуальные способности — те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности человека. Характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.

бщие и специальные способности

Никакая отдельная способность обычно не может сама по себе обеспечить успешное выполнение деятельности. Успешность выполнения деятельности почти всегда зависит от ряда способностей. Одни из этих способностей общие (присущие многим видам деятельности), другие специальные (присущи только этому виду деятельности).

Хорошему писателю, например, необходимы: наблюдательность (чтобы судить о жизни не по другим книгам или фильмам), образная память, логичность, качества письменной речи, способность к сосредоточению внимания и ряд других способностей.

Однако человеку существенно «упрощает жизнь» то обстоятельство, что одни и те же способности могут применяться в разных видах деятельности. Та же наблюдательность может пригодиться не только писателю, но и доброй половине других профессий: врачу, сотруднику правоохранительных органов, водителю, учителю, строителю и многим другим.


Развитие способностей у человека: одарённость

Когда говорят о ком-то, что он «способный», то тем самым обычно подчеркивается, что человек проявляет успехи в отдельной способности. Как правило этот эпитет заслуживают старательные ученики, и эти способности касаются учебных предметов, дисциплин. Но одно дело — быть способным в области физкультуры, а другое дело — быть чемпионом района (города, области…) по боксу.

Одаренность — своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, по и овладение необходимыми знаниями и навыками.

Иными словами, если на общие физические способности ребенка наложатся частные (например очень высокая выносливость, весьма развитая мускулатура), плюс к этому — хорошая скорость реакция, концентрация и распределение внимания, то можно уже предполагать одаренность в области бокса. И если уже на эту одаренность наложится опыт, полученный на секции бокса и разного рода соревнованиях, то из ребенка может вырасти чемпион.

Важно понимать, что одаренность почти всегда основывается на направленности интересов человека. В каком-то смысле интерес это тоже способность: способность длительное время удерживать внимание на чем-то без видимых усилий. Интерес к тому или иному предмету может помогать или мешать развитию задатков. Часто бывает и так, что люди без заметных задатков занимаются определенным видом деятельности лишь в силу интереса к нему.

Развитие одаренности:

Развитие одаренности происходит в конкретной деятельности. Однако было бы грубой ошибкой утверждать, что само по себе занятие тем или иным видом деятельности влечет развитие одаренности в этой области. Как показывает (и со всей очевидностью) практика, можно разговаривать пятьдесят лет на русском языке и так не научиться грамотно ставить ударения, соблюдать грамматические тонкости, не говоря уже о полном освоении русской лексики. Можно, например, те же пятьдесят лет водить автомобиль, преподавать в школе или заниматься общественной деятельностью — и продолжать совершать грубые ошибки.

Поэтому следует сделать вывод, что даже одаренный в той или иной области человек должен быть требовательным к себе, постоянно заботиться о собственном росте, самосовершенствовании. Необходимо быть самокритичным. Хорошо, когда рядом («над тобой») стоит личный тренер (учитель, гуру, мастер…) Во всем стараться использовать рационализм, научный подход.

Иными словами, в развитии любой одаренности важно никогда не прекращать учебную (научную) деятельность.


Развитие способностей у человека: ведущие и вспомогательные способности

В структуре способностей можно выделить две группы компонентов — по степени важности для деятельности. Одни занимают ведущее положение, а другие являются вспомогательными.

Например, в структуре способностей художника ведущими свойствами будут: высокая природная чувствительность зрительного анализатора, сенсомоторные качества руки художника, высокоразвитая образная память, представление. Вспомогательные качества художника: свойства художественного воображения, эмоциональную настроенность, эмоциональное отношение к изображаемому.

иагностика способностей

Проявление способностей индивидуально и чаще всего неповторимо. Свести одаренность людей, даже занимающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных показателей представляется сложным, а обычно — невозможным.

С помощью различных психодиагностических методик можно установить наличие некоторых (хорошо изученных в психологии) способностей и определить относительный уровень их развития. Характерный пример — диагностика интеллекта. Пройдя тест на IQ, человек получает «свое место» в общечеловеческом рейтинге.

Развитие способностей у человека: талант

Талант — высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Как и одаренность, талант проявляется и развивается в основном в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Талант - определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Среди выдающихся талантов можно, например, найти много людей как с хорошей, так и с плохой памятью: в творческой деятельности человека память - лишь один из факторов, от которых зависит успешность. Но результата почти точно не будет без гибкости ума, богатой фантазии, сильной воли, глубокой заинтересованности.

Развитие способностей у человека: гениальность

Это высший уровень развития способностей. Гений оставляет заметный след в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало, и нет в обществе «гениальных должностей». То есть нельзя стать гением лишь по своему социальному статусу. Король или президент тоже оставляет в жизни общества след, но если не было бы его, пришел бы другой король или президент. А «вместо» одного гения другого уже не будет. По крайней мере, какое-то время.

Примеры гениев: В. Ломоносов, Д. Менделеев, И. Павлов, А. Колмогоров, В. Бехтерев, К. Циолковский, великий полководец Святослав Игоревич и многие-многие другие. Без каждого из этих людей история нашей Великой Родины и всего человечества была бы несколько иной. Характерно, что многие гении достигали выдающихся результатов в совершенно разных областях (например, К. Циолковский или В. Ломоносов).

Кто знает, может быть в ком-то из вас тоже заложены скрытые на сегодняшний день способности, таланты, но которые в будущем раскроются и прославят ваше имя на долгие века. Поживём, увидим!

На этом всё! Это была статья на тему от чего зависит развитие способностей у человека.

Развитие способностей. Способности ребенка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духов­ной культуры, техники, науки, искусства, которые осваивает под­растающий человек в процессе обучения.

Исходной предпосылкой для этого развития способностей слу­жат те врожденные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. Вместе с тем биологически унаследованные свойства чело­века не определяют его способностей. Мозг заключает в себе не те или иные специфически человеческие способности, а лишь спо­собность к формированию этих способностей (216, с. 652; 146, с. 94).

Уровень развития способностей зависит: 1) от качества на­личных знаний и умений (верные или неверные, твердые или не­твердые и т. д.), от степени их объединения в единое целое;

2) от природных задатков человека, качества врожденных нерв­ных механизмов элементарной психической деятельности; 3) от большей или меньшей «тренированности» самих мозговых структyp, участвующих в осуществлении познавательных и психомотор­ных процессов (74, с. 42).

Потенциальные и актуальные способности. Потенциальные спо­собности - это возможности развития индивида, проявляющие се­бя всякий раз, когда перед ним возникают новые задачи, требую­щие решения. Но поскольку развитие личности зависит не только от ее психологических особенностей, но также и от тех социаль­ных условий, в которых могут быть реализованы (или не реали­зованы) эти потенции, то говорят об актуальных способностях, которые реализуются и развиваются в зависимости от -требова­ний конкретного вида деятельности.

Объективные условия жизнедеятельности индивида иногда та­ковы, что далеко не каждый индивид может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологи­ческой природой. Поэтому актуальные способности составляют только часть потенциальных (21, с. 166-169).

Способности и задатки. Задатки-наследственные свойства периферического и центрального нервного аппарата - являются существенными предпосылками способностей человека, но они лишь обусловливают их, не предопределяя. От задатков к спо­собностям - в этом и состоит путь развития личности. Развиваясь из задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития индивида, в которое задатки входят как предпосылки, как исходный момент.

Задатки многозначны, они могут развиваться в различных на­правлениях, превращаясь в различные способности.

Будучи предпосылкой успешного хода деятельности.человека, его способности являются в той или иной мере и продуктом его деятельности. В этом состоит кольцевая взаимозависимость спо­собностей человека и его деятельности (217, с. 141-142).



Задатки бывают разных видов. Одни из них не определяют ни содержания способностей, ни уровня возможных достижений, их значение ограничивается тем, что они лишь придают своеобразие процессу развития способностей, облегчают или затрудняют их развитие. К этой категории задатков можно отнести, например, типологические свойства нервной системы. Другие задатки, не определяя узко и жестко содержание способностей, по-видимому, все-таки больше влияют на их содержательную сторону.

Только при наличии хороших задатков способности могут раз­виваться очень быстро даже при неблагоприятных жизненных об­стоятельствах. Однако даже прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии хороших задатков (но не при полном их отсутствии) человек может при определенных условиях доби­ваться значительных успехов в соответствующей деятельности.

Способности и уверенность в себе. Трудности многих неуспе­вающих детей не являются следствием их умственной или физи­ческой неполноценности, а скорее результатом их представления о себе как о неспособных к серьезному учению. Можно сказать, что успехи в школе, на работе и в жизни в целом не менее зави­сят от представления человека о своих способностях, чем от самих этих способностей. Когда ученик заявляет: «Я этого никогда не осилю», это гораздо больше говорит о нем самом, чем об изучае­мом предмете. Такой ребенок, вероятнее всего, действительно по­терпит неудачу, главным образом потому, что не чувствует уве­ренности в своих силах. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем, и ничто так не предвещает неудачу, как заве­домое ее ожидание (26а, с. 26).



Обучаемость. Обучаемость есть совокупность интеллектуаль­ных свойств человека, от которых - при наличии и относитель­ном равенстве других исходных условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т. д.)-зависит продуктивность учебной -деятельности. Такими свойствами явля­ются: 1) обобщенность мыслительной деятельности-ее на­правленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале; 2) осознанность мышления, определяемая со­отношением его практической и словесно-логической сторон; 3) гибкость мыслительной деятельности; 4) устойчивость мысли­тельной деятельности; 5) самостоятельность мышления, восприим­чивость к помощи.

Характер сочетания указанных свойств определяет индивиду­альные различия в обучаемости, является ее качественным пока­зателем. Уровень развития этих свойств мышления есть показа­тель, заключающийся в легкости, краткости пути к достижению высокого уровня усвоения знаний; он обозначается как «эконо­мичность мышления» и является количественным показателем обучаемости (99, с. 17-18).

В целом обучаемость - это восприимчивость к усвоению зна­ний и способов учебной деятельности. Она является относительно устойчивым свойством личности. Это понятие по своему содержа­нию более узкое, чем понятие «способность», определяемое как свойство личности, которое является условием успешного выпол­нения определенных видов деятельности. Способность включает в себя высокую обучаемость определенным видам деятельности. Подобно тому, как различаются способности общие и специаль­ные, следует различать обучаемость общую и специальную. Вто­рая проявляется только при обучении определенному учебному предмету.

Обучаемость тесно связана с умственным развитием, однако эти понятия не тождественны. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким ум­ственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется большой трудоспособностью. Уровень умственного развития повышается с возрастом, в то вре­мя как обучаемость может сохраняться относительно постоянной на протяжении длительного периода, а в некоторых случаях, что особенно ярко проявляется при овладении речью, в более ранние возрастные периоды она может быть даже брлее высокой. Для определения уровня обучаемости имеет значение не столько ре­зультативная сторона (что характерно для умственного разви­тия), сколько самый процесс формирования знаний и приемов- степень легкости и быстроты приобретения знаний, организации их в системы, овладения приемами умственной деятельности. Не случайно поэтому для выявления обучаемости необходим обу­чающий эксперимент, вскрывающий потенциальные возможности развития ученика, а не наличное его состояние (172, с. 28-30).

Пригодность к деятельности. Пригодность (готовность) к кон­кретной деятельности обусловливается наличием соответствующих способностей и общих психологических условий, необходимых для успешного осуществления деятельности: а) положительного отно­шения к данной деятельности, интереса к ней, переходящими на высоком уровне развития в страстную увлеченность; б) наличия трудолюбия, организованности, самостоятельности, целеустрем­ленности, настойчивости, а также устойчивых чувств удовлетворе­ния от напряженной работы, радости творчества, открытия и т. д.; в) наличия во время осуществления деятельности благоприятных для ее выполнения психических состояний, например, заинтересо­ванности, сосредоточенности, хорошего психического самочувст­вия и т. д.; г) определенного фонда знаний, умений и навыков в соответствующей области; д) определенных индивидуально-пси­хологических особенностей в сенсорной и умственной сферах, от­вечающих требованиям данной деятельности (127, с. 89-90).

Общие и специальные способности. Следует учитывать, что воз­можно относительное преобладание или общих, или специальных способностей. Бывает общая одаренность без ярко выраженных специальных способностей, как и относительно высокие специ­альные способности, которым не отвечают соответствующие об­щие способности (99, с. 16-17).

Возрастное развитие общих способностей не исключает, а предполагает выявление данных для занятий определенными об­ластями деятельности. Перед школой стоит двуединая задача: дать общее образование, обеспечить рост общих способностей и вместе с тем всемерно поддерживать ростки специальных даро­ваний, готовить к выбору профессии.- Высокое развитие общих способностей - подлинный залог выявления и всех специальных дарований (139, с. 251-259).

Особенности учащихся, способных к математике. Особенности таких учащихся выражаются в следующем.

1. Способные ученики могут без специального упражнения и указаний учителя самостоятельно осуществить обобщение ма­тематических объектов, отношений, действий «с места», на основа­нии анализа лишь одного явления в ряду сходных явлений. Каж­дая конкретная задача сразу осознается ими как представитель некоторого класса однотипных задач и решается в общей форме, т. е. вырабатывается общий алгоритм (способ) решения задач данного типа.

Способные учащиеся обобщают математический материал не только быстро, но и широко. Они обобщают и методы решения, принципы подхода к решению задач, поэтому способность к обоб­щению сказывается и на эффективности решения нестандартных математических задач.

2. Способные к математике ученики быстро переходят в про­цессе решения задач к мышлению «свернутыми» структурами. Этот переход обычно начинается непосредственно после решения первой же задачи данного типа и довольно быстро достигает мак­симального развития, когда промежуточные звенья рассуждения «выпадают» и устанавливается своеобразная прямая ассоциация между осознанием задачи и выполнением определенной системы действий, а нередко даже между осознанием задачи и осозна­нием результата.

3. Способных к математике учащихся отличает большая гиб­кость, подвижность мыслительных процессов при решении мате­матических задач. Она выражается в легком и свободном пере­ключении с одной умственной операции на качественно иную, в многообразии подходов к решению задач, в свободе от сковываю­щего влияния шаблонных способов решения, в легкости перестрой­ки сложившихся схем мышления и действия,

4. Для способных школьников весьма характерно стремление к наиболее рациональным решениям задач, поиски наиболее яс­ного, кратчайшего и изящного пути к цели. Это выглядит как своеобразная тенденция к экономии мысли.

5. Способные к математике ученики отличаются способностью быстро и резко перестраивать направленность мыслительного про­цесса с прямого на обратный, обратимостью рассуждений.

6. При решении трудных задач способными учащимися пробы часто являлись не столько непосредственными попытками решения задачи, сколько средством всестороннего исследования ее с из­влечением из каждой пробы дополнительной информации.

7. Способные ученики в большинстве случаев довольно долго помнят тип решенной ими в свое время задачи, общий характер действий, но не помнят конкретных данных задачи (127, с. 288- 329).

Школьники с задержкой психического развития. Значитель­ную часть неуспевающих школьников (примерно половину) со­ставляют дети с задержкой психического развития. Задержка пси­хического развития связана с остаточными состояниями после перенесенных во внутриутробном развитии, или во время родов, или в раннем детстве слабовыраженных органических поврежде­ний центральной нервной системы, а также генетически обуслов- 1 ленной недостаточностью головного мозга. Слабовыраженная органическая недостаточность мозга ведет к значительному замед­лению темпа психического развития. В результате к началу обуче­ния в школе у таких детей оказывается несформированной готов­ность к школьному обучению, причем не только психологическая, но и физическая, физиологическая.

Психологический аспект готовности к обучению подразумевает сформированность определенного уровня знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков;

речевого развития; познавательной активности; регуляции пове­дения. Дети с задержкой психического развития оказываются не готовыми к школьному обучению по всем этим параметрам. Труд­ности в обучении, связанные с неподготовленностью детей, усу­губляются ослабленным функциональным состоянием их централь­ной нервной системы, ведущим к низкой работоспособности, быст­рой утомляемости и легкой отвлекаемости. Все эти особенности, детей с задержкой психического развития приводят к тому, что оказываемая им в общеобразовательной школе индивидуальная помощь в большинстве случаев не ведет к преодолению отстава­ния в развитии. Из-за накапливающихся пробелов в знаниях дети все в меньшей мере усваивают новый материал и фактически вы­падают из учебного процесса.

Недостаточное знание детей этой категории и непонимание их особенностей учителями обычной школы, неумение справиться с ними приводят к отрицательному отношению к ним педагогов и, как следствие, одноклассников, считающих таких детей «глупы­ми», «бестолковыми». Все это приводит к возникновению у детей отрицательного отношения к школе и учению и стимулирует их попытки личностной компенсации в других областях деятельности, что находит свое выражение в нарушениях дисциплины, вплоть до асоциального поведения. В результате подобный ребенок не только сам ничего не получает от школы, но и оказывает отрица­тельное влияние на своих одноклассников.

Обучение, более результативное в тех случаях, когда оно про­водится в специальных, особо благоприятных условиях, создает наилучшие возможности как для коррекции недостатков, тая и для достижения высокого уровня социальной адаптации (158, с. 6-8, 18).