Будет ли изменена пенсионная реформа. Озвучены параметры новой пенсионной реформы


Весной 2018 года Правительство объявило о старте новой пенсионной реформы в России, которая начнет реализовываться уже в 2019 году и продлится до 2024 г. Первым этапом очередной реформы будет до 65/60 лет для мужчин и женщин. Такой закон был принят и подписан Президентом В. Путиным 3 октября 2018 г.

Необходимость в очередной раз реформировать пенсионное законодательства .

  • Попытки реанимировать старую структуру российской пенсионной системы (в том числе с принятием в 2013 году новых законов о и пенсии, вступивших в силу с 1 января 2015 года) провалились , прежде всего, из-за новой волны финансово-экономического кризиса и падения мировых цен на нефть.
  • Правительству удалось стабилизировать последствия только к 2017 году - в том числе за счет непопулярной среди населения , пенсии работающим пенсионерам и т.д.

Что изменится?

Обсуждаемые сейчас изменения кардинальным образом затронут все основные компоненты пенсионной системы. Из основных вопросов, которые будут решаться в ходе данной реформы, можно отметить следующие:

Какие из изменений вступят в силу уже с 2019 года, а какие проекты будут реализованы позднее - известно только частично . Повышение пенсионного возраста и изменения в системе назначения начались уже с 2019 года. По остальным вопросам общей позиции у профильных министерств и ведомств пока нет, поэтому конкретное содержание пенсионной реформы еще не озвучивается .

Причины новой пенсионной реформы

Вопрос о необходимости изменений в пенсионной системе обсуждается властями уже довольно долго. И вот 8 мая 2018 года в своем выступлении перед депутатами Госдумы премьер-министр Дмитрий Медведев перейти от обсуждений к конкретным действиям (прежде всего, в наиболее остром вопросе повышения пенсионного возраста).

Необходимость изменений Правительство обосновывает, прежде всего, изменившейся социальной и экономической обстановкой в стране. Из ряда наиболее важных причин новой пенсионной реформы можно выделить следующие:

  1. Изменилась продолжительность жизни россиян. Во времена установления в СССР текущих сроков выхода на пенсию (при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 - для мужчин) средняя продолжительность жизни граждан была немногим больше 40 лет. На 2018 год прогнозируемая средняя продолжительность жизни россиян составит 72,9 года.

    Выплата накопительной пенсии - изменения в 2019 году

    По старому пенсионному законодательству (а именно ст. 6 закона № 424 от 28.12.2013 г.) устанавливалось, что право на получение средств накопительной части пенсии (НЧП) имеют граждане РФ, достигшие пенсионного возраста . Поправками к закону о повышении пенсионного возраста, которые внесли депутаты «Единой России», предусмотрено, что после проведения пенсионной реформы выплаты накопительной части пенсии можно будет по-прежнему оформить в 55/60 лет (по нормативам старого возраста).

    Кроме того, с 1 января 2019 года накопительной пенсии будет увеличен до 252 месяцев (для сравнения, на 2018 год это параметр был утвержден в размере 246 месяцев, т.е. в 2019 году его величину предлагают увеличить на 6 месяцев). Этот параметр напрямую влияет на размер прибавки, которая выплачивается пенсионеру ежемесячно из его пенсионных накоплений. Размер этой ежемесячной доплаты определяется по формуле:

    НП = ПН / Т,

    где соответственно:

    • ПН - суммарные пенсионные накопления к моменту выхода на пенсию;
    • Т - период выплаты накопительной пенсии (тот самый срок выплаты в месяцах).

    Следовательно, если ожидаемый период выплаты будет увеличен, то размер ежемесячной доплаты из средств пенсионных накоплений станет меньше. Соответствующий законопроект, подготовленный Минтрудом РФ, уже проходит этап общественного обсуждения. Эти изменения обосновываются статистическими данными о так называемом «сроке дожития россиян» (продолжительности жизни после выхода на пенсию) - 16,46 лет у мужчин и 26,14 у женщин.

    Стоит отметить, что в случае принятия закона, корректировки коснутся только тех, кто оформляет ежемесячную выплату из накопительной части пенсии в 2019 году.

    ИПК - добровольная накопительная система

    Помимо этого, Правительство планирует вообще отменить обязательную накопительную систему , действовавшую в России с 2002 года, заменив ее системой добровольных пенсионных накоплений. Это означает, что мораторий на формирование накопительной пенсии, принятый с 2014 года и с тех пор ежегодно продлеваемый, снимать уже не будут (такой вариант уже не рассматривается). Фактически от такого формата накоплений вообще планируется отказаться, заменив их добровольными накоплениями - индивидуальным пенсионным капиталом ().

    До принятия моратория в 2014 году пенсионная система была основана на том, что на обязательное пенсионное страхование (это 22% от зарплаты) перечислялись работодателями в Пенсионный фонд и по желанию работника могли распределяться следующим образом:

    1. 16% на формирование (включая , которая формируется за счет так называемой солидарной части тарифа - 6%) и 6% на ;
    2. все 22% только на формирование страховой пенсии без формирования пенсионных накоплений.

    С 2014 года после введения моратория у всех россиян обязательные страховые взносы идут только на формирование страховой пенсии (п. 1), а приток денег в накопительную пенсионную систему заморожен.

    Новая добровольная накопительная система (ИПК) подразумевает, что работник будет дополнительно перечислять часть своей зарплаты (от 0% до 6%) на формирование своего пенсионного капитала. Подключение гражданина к новой системе планируется производить добровольно - по заявлению работника, в котором он самостоятельно укажет, какой процент от своего заработка он готов дополнительно отчислять в виде взносов.

    Стоит отметить, что при введении в действие программы ИПК действующая на текущий момент накопительная система будет отменена . Пенсионные накопления россиян, которые находятся в НПФ, будут автоматически переведены в (то есть зачислены в счет пенсионного капитала). Если накопления гражданина находятся в ПФР, то они могут быть:

    • переведены в и направлены на страховую часть пенсии ;
    • либо в течение переходного периода (предполагается, что это будет 2 года) можно будет , чтобы уже имеющиеся накопления также были направлены на формирование пенсионного капитала.

Правительство РФ в настоящее время активно проводит пенсионную реформу. Теперь пенсия по старости складывается из страховой ее части и накопительной. Введены такие понятия как индивидуальные пенсионные коэффициенты (пенсионные баллы), фиксированная выплата к страховой пенсии, повышающие коэффициенты.

Одновременно с этим принят рад законов, в соответствии с которыми повышаются требования к минимальному стажу работы и необходимому количеству пенсионных баллов для получения пенсии.

Пенсионная реформа - это целенаправленная политика государства, связанная с изменением действующего законодательства, направленная на изменение условий пенсионного обеспечения.

Нововведением явилось увеличение пенсионного возраста выхода на пенсию с 2019 года.

Так, по общему правилу пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при достижении возраста:

  • 65 лет для мужчин,
  • 60 лет - для женщин.

Новое пенсионное законодательство предусматривает, что для получения пенсии также необходимы следующие обязательные условия:

  1. наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное повышение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 году до 15 лет к 2024 году);
  2. величина пенсионных баллов (ИПК) (С 2015 года пения назначается при наличии пенсионных баллов не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до 30 баллов к 2025 году).

Закон предлагает установить пенсионный возраст для мужчин – 65 лет, для женщин – 63 года.

После того как Правительство РФ предложило повысить пенсионный возраст депутатами партии "Справедливая Россия" в Государственную Думу РФ на рассмотрение внесен проект закона об отмене пенсионных баллов и сохранении предельного возраста выхода на пенсию в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Размер пенсии в проекте закона зависит только от стажа работы и получаемой заработной платы. Подробнее о проекте закона можно прочитать по ссылке .

Мнение Президента России Путина В.В. о повышении пенсионного возраста

Владимир Владимирович Путин в интервью до 2018 года неоднократно заявлял о том, что вопрос о повышении пенсионного возраста не рассматривается.

После рассмотрения законопроекта о повышении пенсионного возраста в первом чтении, Путин В.В. 29 августа 2018 года в телеобращении обратился к гражданам РФ и высказал свое мнение.

Путин В.В. заявил, что повышение пенсионного возраста - вынужденная мера.

Президент РФ предложил ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.

Далее приводим выдержки из интервью Владимира Владимировича, полный текст которого опубликован на сайте Президента РФ.

1. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.

Таким образом, женщины смогут выходить на пенсию в возрасте 60 лет.

Далее. Предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, всё должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет.

2. Пенсионный возраст предполагается повышать постепенно. Чтобы люди могли адаптироваться к новой жизненной ситуации, выстроить свои планы. В этой связи предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу – право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.

Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.

3. Что заботит и даже, сказал бы, пугает людей предпенсионного возраста? Они опасаются столкнуться с риском потери работы. С тем, что могут остаться и без пенсии, и без зарплаты. Ведь после пятидесяти работу действительно сложно найти.

В этой связи мы должны предусмотреть дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда. Поэтому на переходный период предлагаю считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию. Повторю, здесь нужен целый пакет мер. Так, считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста.

Поручаю Правительству утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета.

А если человек предпенсионного возраста решил уволиться сам, добровольно и пока не нашёл новую работу, то и в этом случае мы должны укрепить его социальные гарантии. В этой связи предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза – с 4900 рублей, как сейчас, до 11 280 рублей с 1 января 2019 года – и установить период такой выплаты в один год.

И, наконец, необходимо также закрепить обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.

4. При проведении изменений нельзя действовать по шаблону. Мы уже предусмотрели сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий.

Мы должны поддержать и жителей села. Уже неоднократно обсуждалось и даже принималось решение о необходимости 25‑процентной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Но вступление этого решения в силу откладывалось. Предлагаю начать эти выплаты уже с 1 января 2019 года.

5. У тех, кто начал рано работать, должна быть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учётом заработанного стажа.

Сейчас в законопроекте устанавливается, что стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, составляет 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42‑х.

Да, эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, ещё до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок.

В заключении Президент РФ отметил, что как известно, многие эксперты и сейчас считают, что мы слишком затянули с решением вопросов, которые обсуждаются сегодня. Я так не думаю. Просто мы не были к этому раньше готовы. Но откладывать дальше действительно нельзя. Это было бы безответственно и может привести к тяжёлым последствиям в экономике и социальной сфере, самым негативным образом сказаться на судьбах миллионов людей, потому что, сейчас это уже ясно, государству рано или поздно всё равно придётся это сделать. Но чем позже, тем жёстче будут эти решения. Без всякого переходного периода, без сохранения целого ряда льгот и тех смягчающих механизмов, которые мы можем использовать сегодня.

Таким образом, повышение пенсионного возраста в России - неизбежно. И, как показывают изменения в законодательство, это произойдет уже с 2019 года.

Более подробно о пенсионном возрасте в России можно прочитать в статье по ссылке.

Стратегия развития пенсионной политики, предложенная Кудриным

Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина подготовил для Владимира Путина план создания устойчивой пенсионной системы, цель которого повысить выплаты, не увеличивая траты из бюджета.

Важно. Суть плана Кудрина сводится к тому, чтобы обеспечить рост пенсий относительно прожиточного минимума за счет сокращения числа людей, получающих эти выплаты. Предлагается повысить пенсионный возраст до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин!

Помимо повышения пенсионного возраста предлагается также ужесточить условия для получения пенсии:

  1. Минимальный стаж для начисления страховой пенсии (который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к 2024 году) повышать и далее - до 20 лет.
  2. Минимальное число пенсионных баллов (которое также повышается до 30 к 2025 году) стратегия предлагает увеличить до 52.
  3. Социальную пенсию, которую получают те, кто не заработал на страховую, предлагается назначать при достижении 68 лет.

Одновременно предполагается ужесточить и условия для назначения досрочных пенсий: так, например, минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей повысить до 35 лет (в настоящее время врачи вправе выйти на пенсию досрочно, отработав 25 лет). О том кто имеет право выхода на пенсию досрочно читайте в статье по ссылке.

По расчетам ЦСР, это позволит повысить соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом и сократить трансферт из бюджета на финансирование пенсий.

Что ждать от пенсионной реформы в 2019-2020 году

Основным положительным моментом в результате проведения реформы и повышения пенсионного возраста является ежегодная индексация и повышение размера пенсии в среднем на 1 тыс. рублей. В результате предполагается, что средний размер пенсии вырастет до 20 тыс. рублей.

Помимо повышения пенсионного возраста, также актуальным остается вопрос формирования накопительной части пенсии.

Напомним , перечисление средств в накопительную часть пенсий в России заморожено с 2014 года.

Накопительная часть пенсии в России в ближайшие три года формироваться точно не будет, подтвердила вице-премьер Ольга Голодец, не исключив ее полной отмены.

Отметим, что бюджет Пенсионного фонда России на 2018–2020 годы составлен исходя из того, что весь объем тарифа страхового взноса будет направлен на страховую часть пенсий. Формирование пенсионных накоплений в бюджете в 2019–2020 годах не предусмотрено.

В настоящее время Правительство РФ разрабатывает концепции системы индивидуального пенсионного капитала, которая должна прийти на смену обязательному формированию пенсионных накоплений. По предположением замминистра финансов Алексея Моисеева новая система заработает с 2020 года.

Теперь гражданам, которые так и не определились со способом формирования пенсионных накоплений в рамках новых правил придется окончательно определиться, остаются они в государственной страховой системе или все-таки начинают дополнительно копить на пенсию. Исходя из их решения пенсионные накопления перейдут либо в выбранный негосударственный пенсионный фонд, либо их конвертируют в баллы и они станут частью обычной страховой пенсии.

Таким образом, предполагается, что Пенсионный фонд России потеряет функции страховщика по накопительной части пенсии.

Участие в новой системе будет добровольным, но вступление в нее будет происходить по умолчанию. То есть заявление человеку нужно будет написать, если он не захочет в ней участвовать, а не наоборот. Это делается для того, чтобы люди более осмысленно подходили к накоплениям на будущую пенсию.

С зарплаты накопления будут отчисляться по умолчанию, если они не подадут заявление об отказе участия.

Каждый человек, желающий приумножить свой индивидуальный пенсионный капитал, сможет отчислять в систему любой процент от своей заработной платы по собственному усмотрению. За это он будет получать налоговые льготы. За отчисления в пределах шести процентов от зарплаты он получит классический налоговый вычет, т.е. с этих денег платить подоходный налог не нужно.

Предполагается, что если человек копил на пенсию, но попал в тяжелую жизненную ситуацию, например, тяжело заболел, получил инвалидность первой или второй группы, потерял близкого родственника, ему будет разрешено забрать эти деньги из пенсионной системы и потратить их на более актуальные нужды, например, лечение.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Премьер Дмитрий Медведев раскрыл подробности будущей пенсионной реформы. Мужчины будут выходить на пенсию на пять лет позже, женщины – на восемь лет. Это позволит повышать пенсию в среднем на 1 тыс. рублей в год вместо текущей индексации на уровне 400–500 рублей в год. Какие именно изменения ждут пенсионеров и льготные категории граждан?

На заседании правительства рассматривается законопроект об изменении пенсионной системы. Премьер Дмитрий Медведев раскрыл параметры будущей пенсионной реформы. По его словам, Россия создала необходимые условия для повышения пенсионного возраста, поэтому изменения системы назрели давно.

Так, пенсионный возраст для мужчин вырастет с 60 до 65 лет к 2028 году. Для женщин пенсионный возраст вырастет с 55 до 63 лет к 2034 году. Таким образом, мужчины будут выходить на пенсию на пять лет позже, а женщины – на восемь лет позже, чем сейчас.

«Мы долго готовились к увеличению пенсионного возраста и подошли к этому только сейчас, в том числе потому, что созданы условия для увеличения продолжительности жизни в рамках программы «80+», – сказал Медведев.

В чем смысл пенсионной реформы?

Главная цель пенсионной реформы не в самом увеличении пенсионного возраста, которое в силу изменившихся социально-экономических реалий было лишь вопросом времени. Результатом реформы станут более высокие темпы роста самих пенсий – выше инфляции.

В последние три года (2016–2018 годы) пенсии росли в среднем на 400–500 рублей в год. Тогда как увеличение пенсионного возраста позволит индексировать пенсии почти на 1000 рублей в год, заявил Дмитрий Медведев.

Низкий размер пенсий более болезненная тема, чем повышение возраста. При этом власти продолжат инвестировать в человеческий капитал, чтобы люди и в зрелом возрасте могли качественно и успешно жить.

Власти дают гарантии

Правительство предлагает ратифицировать конвенцию Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» № 102. Что важного в этой конвенции? Во-первых, в ней говорится, что средний размер пенсии не может быть меньше 40% среднего заработка, а значит, правительство РФ готово гарантировать этот показатель. Во-вторых, конвенция гарантирует, что государство не будет повышать пенсионный возраст больше 65 лет. Если же такое когда-либо понадобится, то сделать это будет невозможно без обоснования работоспособности людей. Таким образом, новый уровень пенсионного возраста устанавливается на десятилетия.

Разумной альтернативы нет, реформа назрела

Возможности повышения размера пенсий ограничены в силу резкого падения числа работающих россиян, которые платят взносы в Пенсионный фонд РФ. Если 49 лет назад (в 1970 году) на одного пенсионера приходилось 3,7 человека трудоспособного возраста, то в 2019 году будет всего 2 трудоспособных человека. Если ничего не делать, то чем дальше, тем нагрузка на работающих будет выше: каждый год число работающих граждан сокращается на 400 тыс. человек, а число выходящих на пенсию людей составляет 1,5–1,6 млн человек.

Таким образом, альтернативой повышению пенсионного возраста могло стать лишь повышение страховых выплат ныне работающих граждан. А это привело бы к негативным последствиям для всей экономики. Рост страховых выплат в ПФР означал бы уход многих компаний и предприятий в серую зону и снижение заработной платы россиянам. Далее по цепочке это бы затормозило потребительские расходы и рост производства в стране, а значит, и в целом замедлило бы и так невысокие темпы роста российской экономики. Собственно, мировой опыт показывает, что разумной альтернативы повышению пенсионного возраста никто так и не смог придумать.

Мировой опыт

Нынешнее повышение пенсионного возраста назрело давно. Российские власти как могли оттягивали этот непопулярный шаг, но бесконечно делать это невозможно. Почти все страны в мире уже давно подняли возраст выхода на пенсию – таковы реалии улучшения социально-экономического состояния. Страны СНГ и Восточной Европы, наиболее близкие России, церемонились значительно меньше и уже давно пошли на такой шаг. Исключением оставались Россия и Узбекистан. Так, в 65 лет мужчины выходят на пенсию в Молдавии и Азербайджане, а женщины в 63 года – в Армении и скоро в Казахстане (переходный период). В Эстонии, Латвии и Литве пенсионный возраст и для мужчин, и для женщин будет поднят одинаково до 65 лет к 2025–2027 годам. А в Германии, Испании и Италии уже в 2020-е выходить на пенсию будут в 67 лет, причем также представители обеих полов.

Переходный период

Текущих пенсионеров изменения никак не коснутся. Реформа начнется с 1 января 2019 года. Спешить власти не будут. Переходный период составит 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Повышать пенсионный возраст планируется по году в год. Для тех, кто собирался выходить на пенсию в ближайшие годы, будут действовать особые правила. Например, мужчины, родившиеся в 1959 году, и женщины 1964 года рождения смогут выйти на пенсию в 61 и 56 лет соответственно, то есть в 2020 году. Мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 года рождения смогут выйти на пенсию в возрасте 62 и 57 лет соответственно (в 2022 году). В итоге для мужчин реформа закончится в 2028 году. С этого года право выхода на пенсию получат мужчины 1963 года рождения в возрасте 65 лет. Для женщин изменения продлятся до 2034 года, когда на пенсию в возрасте 63 лет пойдут те, кто родился в 1971 году. Соответственно, мужчины, рожденные после 1963 года, и женщины, рожденные после 1971 года, смогут выходить на пенсию в 65 и 63 года.

Продолжительность жизни выросла

Нынешний возраст выхода на пенсию был установлен еще в 1930-х годах, когда средняя продолжительность жизни составляла всего 40 лет. Понятно, что с тех пор и условия труда в большинстве случаев облегчились, и уровень социальной и экономической жизни вырос. Все это естественным путем привело к росту продолжительности жизни, а значит, и уровня работоспособности. Если в 2000 году мужчины в России жили в среднем 59 лет, то в 2017 году – уже 67,5 года, а к 2024 году, по прогнозу Росстата, их продолжительность жизни увеличится до 72,3 года. К тому моменту, когда пенсионный возраст станет для мужчин 65 лет, то есть в 2028 году, они будут жить в среднем 75,1 года.

Женщины живут дольше мужчин. Уже в 2000 году продолжительность их жизни составила 72,26 года, в 2017 году выросла до 77,64 года и, по прогнозу, увеличится до 85,28 года к 2034 году, когда пенсионный возраст для женщин станет 63 года.

Продолжительность жизни в России в целом составляет на 2018 год 73,5 года и продолжит расти. К 2030 году в среднем россияне будут жить 80,1 года. На фоне снижения рождаемости в стране, с которым власти борются уже давно всевозможными способами (это и материнский капитал, и детские пособия, и образовательные, и медицинские услуги), рост продолжительности жизни становится важным фактором назревшего повышения возраста выхода на пенсию.

Почему пенсионный возраст мужчины и женщины не выровняли?

Во многих странах действительно устанавливается равный пенсионный возраст вне зависимости от пола. Однако российские власти решили сохранить дифференциацию, приняв во внимание, что женщина несет большую нагрузку в развитии общества, в том числе при уходе и воспитании детей. Ведь женщины отвечают не только за появление собственных детей как новых членов общества и их становление, но и, как правило, также за воспитание внуков. Даже опросы показали, что многие в России считают, что женщин надо вознаградить за то двойное бремя, которые они несут в семье и на рынке труда, возможностью более раннего выхода на пенсию. К тому же не стоит лишать внуков бабушек, считают россияне. Российские власти же тем самым сохраняют курс на традиционные семейные ценности, где нет места однополым бракам, а различия между женщиной и мужчиной не стираются.

«Льготников» реформа тоже коснется

Для граждан с большим стажем предусмотрена дополнительная льгота: они смогут выйти на пенсию на два года раньше срока. Речь идет о женщинах со стажем более 40 лет и о мужчинах со стажем более 45 лет.

Для тех, кто работает на Крайнем Севере и в приравниваемых к нему местностях, пенсионный возраст повышается с 55 до 60 лет для мужчин и с 50 до 58 лет для женщин. Аргументом в пользу этого решения стало повышение продолжительности жизни во многих северных регионах. Сейчас в России досрочные пенсии на этом основании получают 2,9 млн человек.

Для учителей, врачей и творческих работников институт досрочных пенсий также продолжит работать, исходя из специального стажа, который сохраняется на уровне 15–30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Однако и для них возраст выхода на пенсию увеличивается до 63/65 лет. Новый возраст выхода на пенсию вычисляется исходя из даты выработки специального стажа и приобретения права на досрочную пенсию. В стране насчитывается сейчас 1,1 млн пенсионеров-педагогов и около 0,7 тыс. пенсионеров из числа бывших медицинских работников.

Продолжится уже начатое повышение пенсионного возраста для государственных гражданских служащих до общероссийского уровня.

Наконец, граждане, которые не работали вовсе или не наработали достаточного стажа для получения страховой пенсии, смогут получать социальную пенсию – с 68 лет для женщин и с 70 лет – для мужчин. Таких сегодня в стране немного – 42 тыс. человек.

Между тем сохраняется ряд категорий граждан, которых увеличение пенсионного возраста не коснется. Во-первых, по-прежнему на досрочную пенсию могут рассчитывать россияне, которые работают на вредных производствах и в горячих цехах. Это, например, шахтеры, металлурги, железнодорожники. Таких в стране сегодня насчитывается 1,8 млн пенсионеров. Во-вторых, на досрочную пенсию могут рассчитывать многодетные, например женщины, родившие пять и более детей или родившие и воспитавшие ребенка-инвалида до 8 лет и т. д.

Конкуренция на рынке труда

Многие обеспокоены тем, что людям в возрасте после 50 лет и молодежи сложно найти работу. Однако прямая конкуренция между этими категориями на самом деле незначительна. Потому что молодежь, как правило, работает в более современных отраслях – IT, телекоммуникации, тогда как люди в возрасте – в менее развивающихся отраслях экономики. При этом большинство нынешних пенсионеров продолжают работать еще пять лет после достижения пенсионного возраста. Работодатели ценят их многолетний профессиональный опыт. Учитывая низкий уровень безработицы в стране (4,9% трудоспособного населения), стране, наоборот, не хватает рабочих рук. Пенсионная реформа дает возможность рынку труда использовать внутренние источники для решения проблемы дефицита работоспособного населения.

Инициатива не сопровождалась системной работой с общественным мнением, не является консенсусной для самой власти, не имеет «публичного драйвера» во власти и оставляет «ощущение зашкаливающего уровня импровизации», говорится в докладе. В условиях размытой повестки и табуированности на критику власти пенсионная тематика остается вариантом выплеска агрессии в адрес правительства, полагают эксперты «Петербургской политики».

Тем не менее проект пенсионной реформы не стал «самоубийственным» для власти, которая сохраняет возможности для маневра в части коррекции пенсионной системы, считают в фонде. Другими факторами, играющими в пользу власти, в докладе называются слабая и маргинализированная традиция социальных и политических протестов, а также инерция внешнеполитической мобилизации.

16 июня правительство в Госдуму законопроект о повышении пенсионного возраста в России с 55 до 63 лет для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин. Изменения планируется проводить поэтапно в течение переходного периода, который может стартовать уже в 2019 году.

Пять сценариев

Эксперты обрисовали пять сценариев прохождения реформы.

Компромисс по инициативе власти является наиболее вероятным сценарием (40%). В пользу этого варианта говорит то, что президент не стал пользоваться прямой линией для стимулирования спроса на реформу, а его пресс-секретарь Дмитрий Песков ранее , что Владимир Путин выдержит паузу в вопросе отношения к проблеме. Слабой стороной такого сценария в «Петербургской политике» называют дальнейшее снижение субъектности правительства и, возможно, всех институтов власти, которые успеют заявить о поддержке реформы. Имеются и риски выработки иммунитета власти к реформам, как это было после монетизации льгот.

Другой сценарий подразумевает продавливание изначального варианта реформы с помощью мобилизации всех властных институтов, административных инструментов и манипуляции динамикой протеста. Против такого сценария говорит «дефицит мотивации власти к действиям, которые будут расценены обществом как шоковые». Поэтому вероятность такого варианта эксперты оценивают всего в 20%.

Те же 20% в «Петербургской политике» отдают сценарию принуждения обществом власти к компромиссу . С одной стороны, традиция социального протеста в стране утрачена, но в обществе остается потребность для стихийных эмоциональных выплесков, отмечается в докладе.

Есть и другой вариант компромиссной реформы — но уже в результате внутреннего разлома во власти. «Чем больше зазор между позицией правительства и президента, тем большее количество игроков могут начать расшатывать ситуацию изнутри — от Думы и Совета Федерации до профсоюзов, медиа и церкви», — считают авторы доклада. Такому варианту отдается 15%.

Самым маловероятным вариантом (5%) «Петербургская политика» называет вариант пересмотра реформы после принятия закона. «Сильных сторон у такого сценария почти нет, однако периодическая ревизия пенсионного законодательства давно стала нормой для российской практики», — заключают эксперты.

Директор Центра экономических и политических реформ Николай Миронов считает самым вероятным сценарием проведение властью компромиссного варианта повышения пенсионного возраста, но только при условии серьезного недовольства в обществе. «Сама реформа снизит и без того , пострадает и рейтинг кандидатов от единороссов на выборах. Рейтинг президента реформа затронет слабо, поскольку он стал — пропаганда выводит главу государства из-под удара», — рассуждает Миронов. Впрочем, отложение принятия закона на осень (об этом говорил первый вице-спикер нижней палаты парламента Александр Жуков) создает дополнительные риски власти, добавил политолог.

Удар по «социальному государству»

По степени долгосрочных политических рисков для власти повышение пенсионного возраста сопоставимо с протестами против монетизации льгот, сказал РБК директор по исследованиям Института социально-экономических и политических исследований Александр Пожалов.

Как полагает Пожалов, подобные реформы разрушают у населения устоявшийся образ «социального государства». Это ситуация, при которой власть и общество неформально соглашаются с тем, что в том числе пенсионные льготы являются компенсацией за тяготы трудовой жизни, низкий уровень доходов у значительной части населения страны, невысокое качество базовой медицины в регионах и т.п. Другим ударом по образу «социального государства» станет будущая реформа по повышению адресности льгот, прогнозирует эксперт.

Инициатива по повышению пенсионного возраста вызвала протест со стороны профсоюзов и политической оппозиции. Федерация независимых профсоюзов России главам региональных организаций профсоюзов выйти на митинги против повышения пенсионного возраста. Протестные акции также анонсировали основатель Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный, левые силы, Конфедерация труда России, «Яблоко», «Открытая Россия».

Все эти силы запланировали свои протестные акции в регионах на разное время, их лидеры не координируют свои действия вместе для придания акциям массового характера, отметил Пожалов. По его мнению, активность ФНПР превращается в часть устраивающей Кремль кампании по подготовке общественного мнения к вмешательству президента и смягчению реформы. Вероятный компромисс Пожалов видит в повышении пенсионного возраста для женщин — ядерного электората власти — на три-пять лет, а не на восемь, и отказ от повышения пенсионного возраста для досрочных пенсионеров, проработавших в условиях Крайнего Севера и занятых тяжелым трудом на селе.

Новость об изменении возрастной планки выхода на пенсию взбудоражила общественность.

Многие люди, которые планировали уйти на заслуженных отдых в ближайшие годы, теперь будут вынуждены работать ещё несколько лет.

Предполагается, что новый законопроект будет рассмотрен Госдумой в ближайшее время и принят с учётом всех необходимых поправок уже осенью этого года.

Суть пенсионной реформы 2018 года

Увеличение пенсионного возраста планировалось правительством на протяжении многих лет.

В настоящий момент в бюджете ПФР образовался дефицит средств, восполнение которого планируется взносами от работающих граждан. Чем дольше сможет трудиться россиянин, тем больше дополнительных средств поступит в бюджет фонда.

Другая причина принятия реформы – запланированный рост продолжительности жизни населения страны.

Пока чётких планов мероприятий для улучшения качества жизни граждан не было озвучено, однако правительство считает целесообразным начать адаптацию пенсионной системы к будущим демографическим условиям как можно раньше.

Суть данной реформы заключается в постепенном повышении возраста для получения страховой пенсии по старости. В настоящий момент пенсионерами могут стать женщины от 55 лет и мужчины старше 60 лет.

В случае успешного одобрения законопроекта возраст для выхода на заслуженную пенсию изменится:

Кроме этого, реформа может коснуться порядка формирования пенсионных накоплений, условий для досрочного выхода на заслуженный отдых и процесса предоставления гражданам ежемесячных выплат.

Реализация поправок и изменений в российское законодательство планируется с начала следующего года. Задержки могут быть вызваны сложным финансово-экономическим положением в Российской Федерации и иными нюансами.

Увеличение возраста для выхода на пенсию будет осуществляться постепенно.

С момента запуска проекта поднятие возрастной планки планируется на один год по чётным датам. Подобный процесс затянется как минимум на 10–16 лет, то есть вплоть до 2034 года включительно.

Пенсионная реформа в 2018 году: таблица выхода на пенсию

Как указывалось выше, изменения будут реализовываться поэтапно.

Правительство планирует увеличить пенсионный возраст россиян на 5 лет для мужской половины населения и на 5 лет – для женской. Ориентировочно процесс начнётся с 2019 года.

UPD: Президент РФ внес коррективы в закон — пенсионный возраст для женщин тоже поднимут на 5 лет, как и для мужчин. То есть новый возраст выхода на пенсию женщины России 60 лет.

Комментарий Президента РФ

«В проекте закона предлагается увеличить пенсионный возраст для женщин на восемь лет - до 63 лет, тогда как для мужчин он повышается на пять лет. Так не пойдет, конечно. Это неправильно. И в нашей стране отношение к женщинам особое, бережное. Мы понимаем, что они не только трудятся по основному месту работы, на них, как правило, весь дом, забота о семье, воспитание детей, хлопоты о внуках. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с восьми до пяти лет», - рассказал Путин в ходе выступления.

Он также предложил предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей.

«То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей - на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, все должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет», - добавил президент РФ.

Ниже представлена таблица выхода на пенсию после пенсионной реформы 2018 года, демонстрирующая планируемые изменения в законе.

Таким образом, ежегодное изменение пенсионного возраста будет осуществляться с шагом в один год.

Последствия пенсионной реформы 2018 года

Несмотря на массу положительных отзывов о нововведениях со стороны государства, большая часть населения страны отрицательно восприняла новость о повышении возраста для выхода на заслуженную пенсию.

Протесты связаны со многими причинами, одна из которых – низкая продолжительность жизни в отдельных регионах.

Наименование города или области

Показатели средней продолжительности жизни в годах

для женщин

для мужчин

Санкт-Петербург

Респ. Адыгея

Воронежская обл.

Рязанская обл.

Кировская обл.

Орловская обл.

Респ. Тыва

Чукотский АО

Таким образом, многие граждане по данным на 2017 год не доживают до выхода на пенсию. Особенно это касается мужской половины населения страны.

Повышение пенсионного возраста в ближайшее время на фоне статистики выглядит нецелесообразным.

Несмотря на поставленную президентом РФ задачу по увеличению продолжительности жизни россиян, достичь желаемого результата в кратчайшие сроки не получится. Даже с учётом эффективности будущих мер правительства процесс займёт не менее десятилетия.

Представители государства заверяют, что все планируемые изменения в законодательстве нацелены на увеличение качества жизни граждан и повышение их благосостояния.

Как сообщил премьер-министр Д. А. Медведев на заседании правительства, реформа позволит постепенно поднять размер пенсионных выплат вплоть до 12 тысяч рублей в год.

На практике гражданам России придётся столкнуться со следующими последствиями:

  • ростом безработицы среди молодёжи;
  • необходимостью переобучения взрослого поколения;
  • риску столкновения с дискриминацией по возрастному принципу;
  • отсутствием рабочих мест для пожилых людей;
  • снижением потребительского спроса в связи с сокращением предполагаемого дохода;
  • низкой производительностью труда.

Сторонники нововведений считают, что реформа позволит привлечь к работе опытных и квалифицированных специалистов более старшего возраста. На практике же многие работодатели откажутся нанимать пожилых людей и отдадут предпочтение молодому поколению.

Рост безработицы среди молодёжи вызван многими внутренними и экономическими проблемами.

Продление периода выхода на пенсию может привести к тому, что рабочие места, которые были предназначены для молодых специалистов, будут закреплены за пожилыми гражданами, вынужденными работать в связи с изменением закона.

Кроме этого, остро стоит вопрос развития программ переобучения пожилых людей.

Многие сферы требуют контакта с цифровыми технологиями. Некоторые профессии исчезают, заменяясь на другие, или со временем развиваются. Без соответствующего обучения не получится освоить новые востребованные специальности.

Суммы пенсионных выплат в отдельных регионах крайне низкие, поэтому пенсионеры вынуждены продолжать работать, чтобы получать дополнительную выручку.

После одобрения реформы уровень дохода лиц пожилого возраста резко сократится, даже если гражданин будет официально трудоустроен. Это также негативно скажется на экономической сфере страны.

Имеются ли положительные стороны у реформы?


Сложно однозначно ответить на данный вопрос, потому как изменения в законе приведут к массе отрицательных последствий для экономики, материального положения лиц пожилого возраста и молодёжи.

Некоторые специалисты считают, что реформа позволит сбалансировать бюджет фонда и «залатать» имеющиеся в нём «дыры».

Другой положительный момент – планируемое повышение размера выплат. Однако и в этом случае ежемесячная сумма, получаемая пенсионером, дополнится лишь на одну тысячу рублей. Когда ожидается увеличение пенсии, тоже пока неясно.

Возможны ли изменения в пенсионной реформе 2018 года?

Нововведения не поддерживает большая часть страны, даже молодые люди в возрасте до 35 лет. Протесты со стороны населения могут оказать определённое влияние на процесс принятия законопроекта.

В настоящий момент реформа ещё не была одобрена Госдумой, поэтому в текст документа могут вноситься поправки.

Возможно, «жёсткие» условия, предложенные правительством, были озвучены специально, чтобы иметь возможность немного смягчить планируемые изменения, не вызвав при этом большого резонанса в обществе.

UPD 29.08.18: Проект поправок в пенсионное законодательство уже прошел первое чтение в Госдуме. Законопроект предполагает поэтапное, начиная с 2019 года, повышение возраста выхода на пенсию до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин (переходный период для них будет продолжаться до 2028-го и 2034 года соответственно). Поправки к документу собираются до 24 сентября.

Президент также предложил предоставить налоговые льготы для граждан предпенсионного возраста.

«Эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины - с 60 лет».