Анкета для многодетных семей о материальном положении. Тест, анкетирование многодетных семей


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Социальный педагог Антипова Е.В.

Анкетирование многодетных семей.

Общие сведения о многодетной семье.

Ученик класса

Место работы:

Должность:

Образование:

Телефон:

Место работы:

Должность:

Образование:

Телефон:

2.Состоите ли Вы в браке?

Да

Нет

Состою в гражданском браке

3.Сколько детей в Вашей семье?_______________________________________

Из них родных______________

Приёмных__________________

4. Ваша многодетная семья образовалась в результате:
1. желания иметь много детей;
2. повторный брак;
3. так получилось;
4. другое__________________________

5. Семья для Вас - это…
1. радость
2. продолжение рода
3. привычка
4. отдых
5. обуза
6. помеха
7. другое (что именно напишите)
8. затрудняюсь ответить

6. Вы считаете взаимоотношения в Вашей семье:
1. очень хорошие
2. хорошие
3. не очень хорошие
4. плохие
5. другое____________________________________________________

7. Считаете ли Вы свою семью дружным коллективом?
1. да
2. не совсем
3. нет
4. затрудняюсь ответить

8. Бывают ли в Вашей семье ссоры, конфликты?
1. да, довольно часто
2. да, часто
3. иногда
4. редко
5. не бывает

9. В отношениях с детьми Вас больше всего волнует (можете отметить несколько вариантов)
1. проблема воспитания
2. отсутствие заботы друг о друге
3. отсутствие понимания
4. недостаток времени на общение с детьми
5. непослушание
6. другое_____________________________________________

10. Как Вы проводите досуг? (отметьте несколько вариантов)

1. В кругу семьи, занимаюсь с детьми

2. Активный отдых (спорт, туризм, рыбалка и пр.)

3. Чтение, рукоделие

4. Просмотр телевизора

5. Посещаем кинотеатры, театры, выставки, музеи

6. Другое______________________________________________________

11. Как проводят свободное время Ваши дети? (можете отметить несколько вариантов)
1. игры, прогулки, спорт
2. чтение, рисование, музыка
3. занятия в кружках, секциях
4. в кругу семьи
5. кино, телевидение, компьютер
6. когда как
7. затрудняюсь ответить
8. другое___________________________________________________________

12. Какие кружки, секции посещают Ваши дети?

__________________________________________________________________

Не посещают (причины)_____________________________________________

__________________________________________________________________

13. Трудовая занятость родителей?

1. Работаем

2. Не работаем

3. Работает супруг (супруга)

4. Занимаемся индивидуальным предпринимательством

5. Другое_______________________________________________________

14. Кто в Вашей семье приносит основной доход?
1. я сам (а)
2. другой из членов семьи
3. другое___________________________________________________

15. Основной источник дохода семьи?

1. Заработная плата

2. Социальные выплаты

3. Помогают родственники

16. Каков доход на одного члена вашей семьи?:
1. до 1000 рублей
2. 1000-2000 рублей
3. 2000-4000 рублей
4. больше 5000 рублей

5. затрудняюсь ответить

17. Ваши жилищные условия?

1. Собственная квартира

2. Дом

3. Аренда квартиры

4. Живём у родственников

18.Нуждаетесь ли Вы в улучшении жилищных условий?

1. Да

2. Нет

19. Из каких источников Вы узнаете о мерах социальной поддержки?

__________________________________________________________________

20. В чём нуждается Ваша семья?

1. Материальная помощь (денежные выплаты)

2. Натуральная помощь (одежда, продукты питания, медикаменты)

3. Помощь в трудоустройстве

4. Социальная поддержка (льготы, субсидии)

5. Улучшение жилищных условий

6. Другое_____________________________________

Многодетная семья

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республикРоссии.

Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

По мнению большинства опрошенных (56%), многодетными можно считать семьис тремя детьми . Некоторые респонденты "повышают планку": 18% полагают,что назвать многодетной можно семью, где четверо детей , 13% - гдепятеро, 3% - не менее шести. Некоторые - понижают, наделяя статусоммногодетной уже семью, где есть хотя бы двое детей (6%).

Участников опроса спросили, какие достоинства и какие недостатки есть,по их мнению, у многодетных семей в сравнении с семьями обычными, гдедетей немного (вопросы задавались в открытой форме).

На вопрос о преимуществах многодетных семей ответили 60% опрошенных. В большинстве случаев речь шла о микроклимате, атмосфере в семье . По мнению респондентов, многодетные семьи - дружные, сплоченные , в нихразвита взаимопомощь (21% ответов), в таких семьях дети не одиноки (6%)и поддерживают друг друга (7% ответов), в них больше любви,взаимопонимания, уважения друг к другу (6% ответов) и вообще в нихвесело и радостно (5%).

Говорилось также, что в многодетной семье у детей вырабатываются такие положительные качества, как трудолюбие и ответственность, альтруизм, честность, доброта, заботливость, самостоятельность, общительность и т. д. (11% ответов). Некоторыеотмечали, что в многодетных семьях дети - опора для родителей и поддержка для них в старости (4% ответов).

На вопрос о недостатках многодетных семей ответили 71% опрошенных. Какправило, респонденты говорили о материальной и бытовой неустроенности таких семей, о бедности, в результате которой дети многого недополучают, о том, что сложно поставить всех на ноги, дать достойное образование ит. д., о трудностях в целом. Некоторые говорили, что в многодетныхсемьях родители не уделяют детям должного внимания, те предоставленысами себе и растут неухоженными (4%).

Кто-то считает, что многодетныеродители часто страдают алкоголизмом, проявляют безответственность (2%)и что в таких семьях дети нередко чувствуют себя ущербными, вырастаютасоциальными людьми (1%).

Как видим, представления россиян о многодетных семьях многомерны и неоднозначны. Столь же неоднозначная картина складывается и из ответовреспондентов на закрытые вопросы.

Что касается отношений между родителями и детьми , то треть опрошенных (34%) склонны думать, чтоколичество детей в семье тут никакой роли не играет, но среди тех, ктосчитает иначе, большинство - 37% - считают, что в многодетной семье отношения лучше, чем в той, где детей немного (о том, что они хуже, говорят 10% опрошенных).

По вопросу воспитания детей согласия еще меньше: по мнению 49% участников опроса, в многодетной семье ихвоспитывать труднее, по мнению 32% - легче. Социальные ресурсы детей из многодетных семей респонденты оценивают более определенно: большинство (57%) полагают, что таким детям добиться успеха в жизни труднее (7%)- что, напротив, легче, а 23% - что жизненная траектория ребенка не зависит от того, в большой или маленькой семье он рос).

Но ближе всего к единодушию респонденты, что характерно, оказались ввопросе о "благополучности" многодетных семей : большинство опрошенных (65%) склонны думать, что сегодня в России много детей чаще бывает внеблагополучных семьях (14% считают, что многодетными чаще бываютблагополучные семьи). По-видимому, эти ответы следует трактовать так:реалии нашего времени таковы, что помногу детей чаще заводятнеблагополучные семьи с безответственными родителями.

Но нельзя сказать,что саму по себе многодетность респонденты считают чем-то дурным,источником неблагополучия. Это следует хотя бы из того, что однозначногомнения о том, лучше или хуже многодетные родители справляются со своимиродительскими обязанностями, нет: 22% считают, что лучше, 24% - чтохуже, а 54% просто затруднились ответить на этот вопрос. Кроме того,показательно, что при наличии идеальных условий более трети опрошенныхроссиян и сами хотели бы стать многодетными родителями : 25% заявляют,что хотели бы иметь треть детей, 11% - четырех и более.

Уважаемые многодетные родители!!!

Приглашаем Вас принять участие в Первом Съезде многодетных семей города Москвы!

Начало регистрации участников - 11 часов.

Открытие съезда - в 13 часов.

Окончание основной части - в 17 часов.

В 19 часов специально для многодетных семей (дети в возрасте от 14 лет)

легендарный балет "Лебединое озаро".

На Съезд приглашены депутаты Московской городской Думы, Государственной Думы, Префекты округов, Главы Департаментов и ведомств, мэр Москвы С.С. Собянин и другие высокопоставленные лица.

В ПРОГРАММЕ СЪЕЗДА:

1. Пленарное заседание:

Видеообращение В.В. Путина, выступление почётных гостей: представителя Презедента, Представителя Правительства РФ, Представителя Совта Федерации, Представителя ГД РФ, ГД Москвы,Представителя Правительсва Москвы и прочих высокопоставленных гостей.

Поздравление Ветеранов ВОВ из многодетных семей, вручение памятных подарков.

Выступления министров города Москвы с обращением к многодетным родителям.

Мультфильм о Москве.

Выступления общественников, представителей Благ.фондов, бизнеса, Префектур, Управ и т.д.

Заключительное слово Председателя Совета РОО "Объединение многодетных семей города Москвы" Карпович Н.Н.

Выступление детского коллектива - заключительный номер.

2. Балет "Лебединое озеро"

В округах и в городе проведена огромная работа по сбору и обработке всех наших проблем, пожеланий и надежд. Вся собранная информация объединена в "Многодетный наказ". "Многодетный наказ", в свою очередь, проработан членами Многодетного парламента, в который вошли самые грамотные, подкованные многодетные умнички. После этого, полученный документ, с прописанными механизмами воплощения в жизнь наших пожеланий, прошёл проверку у юристов и специалистов и был подготовлен для передачи его в соответствующие министерства и ведомства. Как раз его мы и будем утверждать на съезде, рассказать о нём нашим почётным гостям и рекомендовать воплотить в жизнь. Работа проведена огромная, очень хочется. чтобы это было замечено. Поэтому РОО "Объединение многодетных семей города Москвы" приглашает всех многодетных родителей принять участие в съезде, поддержать Многодетный наказ и показать нашему Правительству многодетные семьи с нашей лучшей стороны.

Добро пожаловать на Первый Съезд многодетных семей!!!

Записаться и стать участников Первого Съезда многодетных семей Москвы Вы можете у куратора Вашего района или обратившись письмом на эл. адрес bella-yagudina@ Бэлла Ягудина

Так-же заполнив и распечатав анкету и передав ее в Совет многодетных семей «Гольяново»,в любую субботу с 12-00 до 15-00,по адресу: ул.Амурская д.27, помещение клуба «Солнечные зайчики»

АНКЕТА МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ города Москвы

Заполняется для вступления в РОО «Объединение многодетных семей города Москвы»

Округ:

Район:

Отец

    Фамилия Имя Отчество:

    Дата рождения: « » 19 _ г.

    Контактный мобильный телефон: 8(9)-

    Адрес электронной почты, e-mail:

    Образование, ВУЗ:

    Профессия:

    Паспортные данные: серия_ _№ _

Кем выдан:
Когда выдан:

Мать

    Фамилия Имя Отчество:

    Дата рождения: «_ _» 19 _г.

    Контактный мобильный телефон: 8(9)-

    Адрес Электронной почты, e-mail:

    Образование, ВУЗ:

    Профессия:

    Паспортные данные: серия_ _№_

Кем выдан:
Когда выдан:

Адрес

Адрес фактического проживания:

Адрес регистраци:

Контактный домашний / городской телефон: 8(49)-
­­­­­­­­­

    Я прошу принять меня в РОО «Объединение многодетных семей города Москвы».

Подпись:__ Подпись:__

    Я, даю согласие на автоматизированную, а также без использования средств автоматизации обработку (совершение действий, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152 - ФЗ "О персональных данных" (в том числе – передачу третьей стороне), данных, содержащихся в настоящей анкете.

Подпись:__ Подпись:__

Дата: « » 2014 год

Дети

Дата рождения

Свидетельство о рождении/

Паспортные данные (полностью)

Место обучения

Примечание (дети инвалиды, приемные дети, иное)

Приложение 1
Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания



Показатели семьи

Баллы

1.

Состав семьи

мать, отец, дедушка, бабушка

5

только мать и отец

4

мать и отчим, отец и мачеха

3

одна мать, один отец

2

нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники

1

2.

Санитарно-жилищные условия семьи

благоустроенная отдельная квартира

5

квартира с родителями супруга(и)

4

более одной комнаты в коммунальной квартире. с удобствами

3

комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами

2

комната в общежитии, в бараке без удобств

1

3.

Доход семьи

могут практически ни в чем себе не отказывать

5

денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг

4

на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

3

живут от зарплаты до зарплаты

2

денег до зарплаты не хватает

1

4.

Педагогический стиль семьи

постоянная поддержка, разумная требовательность, к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия

5

слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость

4

первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям

3

равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни

2

напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

1

5.

Уровень социального здоровья семьи

атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви

5

здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке»

4

в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке

3

судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих супругов

2

стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение

1

6

Ценность детей в семье

дети - главная ценность в семье

5

дети - равнозначимая ценность наряду с супружеством

4

дети дополняют супружеские отношения

3

дети - элемент социального статуса: «как у всех»

2

дети - обуза, доставляют много дополнительных забот беспокойства

1

7

Отношения семьи со школой

высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребенка

5

обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях

4

интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери

3

критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний

2

отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы (в целях эксплуатации его труда, по другим причинам)

1

Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о семье. Матрица позволяет выявить семьи группы риска для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.

Выполнив инструкцию по определению обобщенного показателя уровня социального благополучия семьи как института воспитания (общая сумма баллов - 105), мы получили характеристику каждой конкретной семьи. При анализе конкретной семьи сумма баллов (чем меньше баллов, тем выше риск):

Сумма баллов ниже 21 – это индикатор семьи группы повышенного риска;

От 22 до 30 баллов - индикатор семьи в пределах допустимой нормы;

Более 31 балла – показатель благополучной семьи (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие).

Приложение 2
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
В г. Барнауле проводится исследование среди многодетных семей с целью выявления преимуществ проблем семьи в личностном развитии подрастающих поколений.

Предлагаем Вам ответить на следующие вопросы:

1. Ваша семья многодетная, в ней воспитывается:

Более 5 детей________________________________________________.

2. Образование родителей:

Среднее;

Среднее профессиональное;

Высшее профессиональное.

3. Мотивы планирования Вашей семьи:

Сознательная многодетность;

Рождение третьего (и последующих) детей - случайность;

Семья с крепкими религиозными традициями;

Семья с рождением общего ребенка при повторном браке;

4. Какова специфика семейного воспитания в Вашей семье?

Детей воспитывают мать и отец;

Психолого-педагогические;

Распределение обязанностей;

Отдых детей;

Трудоустройство родителей;

Другое______________________________________________________.

10. Как Вы думаете, захотят ли Ваши дети, чтобы их будущая семья была похожа на Вашу?


- не знаю.

11. Считаете ли Вы, что многодетная семья имеет ряд преимуществ в сравнении с семьями с одним (двумя) детьми?


12. Если «да», то в чем эти преимущества"?

Детей легче воспитывать - они не растут эгоистами;

Дети вырастают более трудолюбивыми, приспособленными к жизни;

Семья более дружная;

Другое______________________________________________________.

13. Участвуют ли дети в принятии Вашей семьей особо важных решений?


14. Какие виды социальной помощи получает Ваша семья?

Бесплатное питание детей в школе;

Бесплатные проездные билеты;

Приобретение одежды, обуви для детей;

Путевки в оздоровительные лагеря;

Бесплатная выдача лекарств по рецептам для детей до 6 лет;

Скидка при оплате за коммунальные услуги;

Бесплатное (льготное) посещение культурно-массовых мероприятий;

Другое______________________________________________________.

15. Какие учреждения социальной сферы и какие специалисты оказывают социальную помощь и поддержку Вашей семье?

Школьный психолог;

Социальный педагог школы;

Социальный педагог микрорайона;

Управление социальной защиты;

Отдел защиты детства;

Другие______________________________________________________.
Благодарим за участие в исследовании и искренние ответы!

Приложение 3

Анкета «Взаимоотношения в семье»

Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

очень хорошими;

хорошими;

З) не очень хорошими;

не очень плохими.

2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?


2) не совсем;
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи ?

(перечислите эти традиции)

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

ежедневно;

по выходным дням;

редко.


5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

решаете сообща жизненные проблемы;

занимаетесь семейно-бытовым трудом;

работаете на приусадебном участке;

вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

обсуждаете вопросы учебы детей;

делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

каждый занимается своим делом;

8) допишите...

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

часто;


иногда;

редко;


не бывают.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

1) непониманием членами семьи друг друга;

2) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);

3) отказом участвовать в семейных делах, заботах; разногласиями в вопросах воспитания детей ;

злоупотреблением алкоголем;

другими обстоятельствами (укажите какими).

8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей

примирение;

обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;

прекращение конфликтов на некоторое время;

обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?


3) иногда.

10. Как реагируют дети на семейные конфликты?

переживают, плачут;

становятся на сторону одного из родителей;

пытаются помирить;

уходят из дома;

замыкаются в себе;

относятся безразлично;

становятся озлобленными, неуправляемыми;

пытаются найти поддержку в других людях.


  1. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?

Бланк ответов


№ вопроса

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

C целью определения методов и форм работы социального педагога, наиболее эффективных для работы с многодетными семьями, нами проводилось анкетирование социальных педагогов школ города Костромы. Десять социальных педагогов с различным стажем работы ответили на вопросы анкеты (приложение 1).

Итоги анкетирования практикующих социальных педагогов по вопросу об актуальных проблемах многодетных семей можно выразить в следующей диаграмме:

Г - безработица;

Из диаграммы видно, что социальные педагоги самой значимой проблемой для многодетных семей считают низкую материальную обеспеченность, так же одной из главных проблем называют неудовлетворительные жилищные условия. Промежуточное положение по степени значимости занимает такая проблема, как чрезмерная загруженность родителей. Менее актуальными проблемами социальные педагоги считают безработицу и осложнения в состоянии здоровья членов многодетных семей.

  • 1. Среди наиболее часто используемых форм работы с многодетными семьями практикующие социальные педагоги отмечают беседы, консультирование, посещение семей, встречи с представителями социальных и юридических служб. Реже используются на практике такие формы работы как групповые консультации и организация досуговых мероприятий. Среди используемых форм работы с многодетными семьями совсем не были отмечены тренинги, вечера вопросов и ответов, родительские конференции.
  • 2. Ранжирование форм работы с многодетными семьями по степени эффективности показало следующие результаты:

На первом месте по степени эффективности находятся встречи со специалистами социальных, медицинских, юридических служб. Второе место занимает консультирование семей, третье - беседы.

3. Анализ анкетных данных по вопросу об используемых методах работы с многодетными семьями дал следующие результаты. 100% опрошенных указывают блок методов формирования сознания. Наиболее часто в данном блоке отмечаются такие методы, как убеждение, разъяснение и внушение. Дискуссионные методы и методы примера не пользуются популярностью среди социальных педагогов при организации работы с многодетными семьями.

Методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта отмечены лишь 40% опрошенных. Среди названных методов - создание воспитывающих ситуаций и инструктаж.

50% опрошенных отмечают среди используемых в своей работе блок методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения. В данном блоке наиболее часто отмечаются методы поощрения, наказания и эмоционального воздействия. Ни одного выбора не получают игровые методы.

Методы контроля эффективности социально-педагогического процесса получили выбор только в 50% случаев. Среди названных методов наиболее часто указывается диагностика, реже мониторинг и самоанализ.

  • 40% опрошенных отмечают блок социально-экономических методов, среди которых наиболее часто социальными педагогами используются патронаж и установление льгот.
  • 4. Анализ мнения социальных педагогов об эффективности методов работы с многодетными семьями привел к следующим результатам:

Группа методов

Наиболее эффективные

Наименее эффективные

Методы формирования сознания

  • 1. Разъяснение
  • 2. Беседа
  • 1. Работа с литературой
  • 2. Диспуты

Методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта

  • 1. Инструктаж
  • 2. Создание воспитывающих ситуаций
  • 1. Требование
  • 2. Приучение

Методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности

  • 1. Поощрение
  • 2. Эмоциональное воздействие
  • 1. Наказание
  • 2. Игровые методы

Методы контроля эффективности социально-педагогического процесса

  • 1. Диагностика
  • 2. Самоанализ
  • 1. Анализ результатов деятельности
  • 2. Мониторинг

Социально-экономические

  • 1. Установление льгот
  • 2. Патронаж
  • 1. Бытовое обслуживание
  • 2. Единовременные пособия
  • 5. Анализ субъективной оценки эффективности оказываемой помощи многодетным семьям социальными педагогами в целом дал следующие результаты:
  • 80% опрошенных социальных педагогов - практиков считают, что оказываемая помощь многодетным семьям со стороны школы в лице социального педагога способствует лишь частичному разрешению проблемы. А 20% опрошенных говорят о том, что помощь многодетным семьям остается мало эффективной в силу субъективных и объективным причин.

Данные результаты свидетельствуют о том, что работа по оказанию помощи многодетным семьям остается малоэффективной и требует усовершенствования. При оказании помощи важно учитывать наиболее актуальные проблемы, ставящие многодетную семью в трудную жизненную ситуацию.

Одной из важных проблем остается кризис форм. Социальными педагогами на практике чаще всего используются традиционные формы, которые не всегда способствуют решению проблемы. Важно свою деятельность строить таким образом, чтобы в ней гармонично сочетались не только традиционные, но и инновационные формы работы.

Серьезной проблемой можно выделить тот факт, что не каждый социальный педагог использует в своей деятельности различные группы методов, тем самым не затрагивает некоторые направления работы с клиентом. Анкетирование показало, что многие социальные педагоги просто не используют такие группы методов, как методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта, методы стимулирования, мотивации деятельности и поведения. Большим минусом является то, что лишь 50% социальных педагогов указали в качестве используемых в своей работе методы контроля эффективности социально-педагогического процесса. Это дает основания предполагать, что осуществляемая деятельность с многодетными семьями не подвергается анализу с точки зрения эффективности и достижения желаемого результата.

Социальный педагог при взаимодействии с многодетной семьей отбирает методы работы исходя из различных факторов, поэтому полученные данные об эффективности или неэффективности того или иного метода являются лишь субъективным мнением каждого конкретного педагога. Важно при отборе методов учитывать ситуацию, особенности клиента, цели деятельности и др.

Использование многими социальными педагогами лишь традиционных методов и форм работы, низкий анализ деятельности, а так же другие причины субъективного и объективного характера оставляют работу с многодетными семьями на невысоком уровне эффективности. Проводимая работа лишь частично способствует решению проблем многодетной семьи.

Для того, что бы оценить эффективность работы социального педагога с многодетной семьей также проводилось анкетирование членов данных семей (приложение 2).

В анкетировании приняли участие 10 многодетных матерей.

1. Вопрос о наиболее актуальных для семьи проблемах можно выразить в следующей диаграмме:


А - неудовлетворительные жилищные условия;

Б - низкая материальная обеспеченность;

В - чрезмерная загруженность родителей;

Г - безработица;

Д - осложнения в состоянии здоровья членов семьи.

Таким образом представления социальных педагогов о самых значимых проблемах многодетных семей несколько расходятся с мнением членов семей данной категории. Если социальные педагоги на первое место ставят проблему низкой материальной обеспеченности и неудовлетворительные жилищные условия, то многодетные матери считают самой главной проблемой чрезмерную загруженность и осложнения в состоянии здоровья членной их семьи.

  • 2. По данным исследования, многодетные родители для решения проблем используют ресурсы собственной семьи, а так же помощь родственником. Так же многодетные семьи обращаются за помощью в различные учреждения города. Ни один респондент не указал помощь социального педагога как средство помощи в проблемной ситуации.
  • 3. Никто из респондентов по личной инициативе не обращался за помощью социального педагога по вопросам, касающихся их детей.

Возможно, это связано с неумением видеть проблемы своего ребенка, отсутствием свободного времени у многодетных родителей, а так же с незнанием того, что социальный педагог осуществляет деятельность по оказанию помощи семье по различным направлениям и др.

  • 4. 53% опрошенных многодетных родителей принимали участие в различных мероприятиях, организованных по инициативе школы. Среди указанных форм - беседы, посещение семьи, различные виды собраний.
  • 5. 100% респондентов считают помощь социального педагога малоэффективной в силу объективных и субъективных причин.

Таким образом, не только традиционные методы и форм работы, низкий анализ деятельности и другие причины оставляют работу с многодетными семьями на невысоком уровне эффективности. Так же этому способствуют и неправильные представления о важнейших трудностях и проблемах многодетных семей, низкой их информированности о направлениях помощи, которую может получить семья от образовательного учреждения.