Туристический поход с детьми старшей группы «Мы-туристы. Развлечение «Поход в детском саду


Татьяна Васильевна Толмачёва

Поход "Здравствуй, осенний лес, полный загадок и чудес!"

В нашем детском саду давно стало традицией проводить походы с детьми старшего дошкольного возраста . Детский турпоход - это замечательный отдых для детей и взрослых , это отличная возможность полюбоваться красотами родной природы, он развивает ловкость, находчивость, выносливость, дарит здоровье и дружбу, воспитывает чувство ответственности.

Любой поход требует тщательной подготовки. Наши педагоги проводят с воспитанниками предварительную работу, где беседуют с детьми о туристах, особенностях их жизни, различных видах походов , демонстрируют наглядный материал : иллюстрации и фотографии походов , уже проводимых ранее. Воспитатель вместе с детьми составляет "карту" маршрута.

Инструктор по физо, накануне похода , обследует дорогу, места будущих стоянок и игр, измеряет расстояние, время движения. важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом.

группу детей должны сопровождать взрослые. Кроме инструктора по физо, воспитателя, мы приглашаем с собой одного-двух родителей. привлекая их к сотрудничеству и развивая совместную деятельность между МБДОУ и семьей. в походе обязательна медицинская аптечка. Ребенок может порезаться осокой, уколоться шишкой и др. Воспитатели должны уметь оказывать первую помощь при непредвиденных обстоятельствах.

Перед походом дети в группе учатся самостоятельно собирать рюкзаки, брать с собой самое необходимое : фляжку с водой, легкий завтрак : (яблоко, бутерброд, конфету, печенье, дополнительно дети берут (по желанию) карандаши, планшеты

для рисования. Перед выходом воспитатель проверяет одежду, обувь детей , повторяются правила поведения в пути, в лесу и на привале.

Поход состоит из следующих основных, равнозначных, взаимосвязанных между собой частей : дороги до места стоянки, отдыха и игр на стоянке и дороги обратно.


ПЕРВАЯ ЧАСТЬ похода несет в себе основную познавательную информацию; ребята делают пометки в планшетах, отмечают интересные находки, ориентиры, учатся

определять стороны света по компасу, а также по отдельным приметам.

Кратковременный отдых по дороге к стоянке устраивается через каждые 15-25 минут движения. Если есть возможность, дети присаживаются на бревнах, пнях, прислоняются к деревьям. В это же время проводятся кратковременные наблюдения. Так, например, по дороге нашего маршрута находится живописный пруд, на берегах которого мы встречаем рыбаков, показывающих нам свой улов, водоплавающих птиц (уток) и др. Дети отмечают нежную зелень берегов весной, яркую красоту опадающих листьев осенью, множество цветов и насекомых летом, замерзающую воду и склонившиеся, покрытые снегом деревья зимой.


ВТОРАЯ ЧАСТЬ. в нашем сосновом мы давно облюбовали большую светлую поляну с высокими стройными соснами и небольшим искусственным прудом около. На этой открытой площадке мы можем держать в поле зрения всех наших детей . Взрослые устраивают место привала, дети снимают рюкзаки, складывают их в одном месте, отдыхают, съедают по желанию яблоко, бутерброд.


После короткого отдыха, организуются совместные игры и упражнения. как правило, используются имеющийся природный материал (шишки, листья, ориентиры - деревья. пни и др.) Мы используем в играх момент соревнований, но отмечаются все участники игры, а не только победители.


Ребята любят "перенимать энергетику" растений, обнимая стволы деревьев. обязательным является и сюрпризный момент : ребята по заданным ориентирам находят "клад" с угощением для всех участников похода .

Перед тем как выступить обратно, место стоянки, если оно загрязнено, необходимо тщательно убрать : мусор мы собираем в пакет и выбрасываем в контейнер по дороге.



ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ. Завершающим этапом похода является обратный путь. следует учесть, что дети утомлены обилием впечатлений физическими нагрузками, поэтому темп ходьбы умеренный, ребята идут свободно. но все же соблюдая правила.

Принесенные из похода "дары природы" дети могут использовать на занятиях по развитию речи, в театрализованных представлениях, рисовании, аппликации, в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх.

Необходимо отметить настроение и самочувствие детей . важно, с какими впечатлениями дети вернулись из похода . Если они обсуждают между собой увиденное, рассказывают о нем, значит : ПОХОД БЫЛ УДАЧНЫМ !


Публикации по теме:

Замечательный поход в зимний лес организовали родители и сотрудники группы №1 Зверева Г. Н. и Рыжова Л. Ф. 15.02.15г. Инструктор по физкультуре.

Механизм формирования доброжелательных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством традиций группы МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Механизм формирования доброжелательных отношений детей старшего дошкольного возраста.

Планирование НОД для детей старшего дошкольного возраста «Традиции группы» Планирование непосредственной деятельности. Старший дошкольный возраст. Тема: Традиции группы. Цель: Рассказать детям о традициях сада и.

Развлечение для детей старшей группы «Ну-ка, звездочка, зажгись» Тема «Ну - ка, звездочка, зажгись"Цель:Закрепить умение считать, обозначать цифрами числа, устанавливать разностные отношения между числами,.

Роль словесных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста логопедической группы Из опыта работы воспитателя высшей категории Шарафутдиновой Г. А. МБДОУ ДС КВ № 443 г. Челябинска Дошкольный возраст – это период активного.

Сценарий совместного праздника для детей и родителей группы старшего дошкольного возраста «Зимний вечерок» Сценарий совместного праздника для детей и родителей группы старшего дошкольного возраста «Зимний вечерок» Авторы: Уткина Елена Викторовна,.

Светлана Соколова
Сценарий туристического похода

Сценарий туристического похода

«Ребята - туристята » .

Цель :

Прививать детям интерес к туристическим походам .

Задачи :

Помогать детям, осваивать элементарные туристические и двигательные навыки и умения. Обогащать словарный запас детей, совершенствовать умение складывать костер, собирать рюкзак, правильно подбирать одежду для похода . Развивать интерес детей к исследовательской деятельности.

Развивать умение взаимодействовать в команде и друг с другом. Продолжать учить детей действовать согласно правилам и инструкциям. Развивать творческие способности ребенка.

Прививать детям любовь к родному краю, продолжать учить беречь природу, ценить ее красоту, развивать интерес к достопримечательностям родного края.

Предварительная работа :

Беседа с детьми о видах туризма , топографических знаках, видах костра, о правилах поведении в лесу.

Рассматривание иллюстраций о походах .

Пригласить родителей для проведения совместного досуга.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, ребята и взрослые. Сегодня я хочу предложить вам стать туристами . Вы согласны?

А кто такие туристы ?

Это люди, которые любят ходить в походы .

А какие виды туризма вы знаете ?

Водный, велосипедный, пеший, горный, лыжный…

А готовы ли вы пойти в поход . Что для этого нужно?

Рюкзаки, удобная одежда и обувь, карта местности, головной убор, термосы, палатки, фонарики…

А без чего еще не обойтись в походе ?

Готовность помогать друг другу в трудных ситуациях, взаимопомощь, дружба, внимание.

Молодцы, теперь мы можем начать наше путешествие, а каким будет наше первое задание, догадайтесь сами, отгадав загадку :

Ты идешь с друзьями в лес,

А он на плечи тебе влез.

Сам идти не хочет

Он тяжелый очень.

Воспитатель достает карту площадки, с указанием места, где спрятан рюкзак, дети определяют, где оно находится и отыскивают его.

Достают содержимое : резиновые сапоги, фляжку, спички, ложка, кружка, нож, консервы, теплые носки, свисток, фонарик, чашка, компас, бутылка с водой и различные предметы, не относящиеся к походу .

Ребята, а все ли вещи, которые находятся в нашем рюкзаке, пригодятся в походе ?

А вот сейчас мы проверим, что бы вы взяли с собой в поход .

Эстафета. «Что возьмем с собой в поход » .

Участники эстафеты встают друг за другом, выбирают из корзины нужную вещь и кладут ее в общий рюкзак. Совместно подводятся итоги эстафеты.

Воспитатель :

Молодцы ребята, справились с первым заданием. А сейчас мы посмотрим карту и определим, куда же нам двигаться дальше.

Воспитатель достает из планшета карту - топографический знак болото.

Ребята кто узнал этот знак?

Этот знак обозначает болото.

Совершенно верно, это болото.

На площадке расставлены «кочки» . Участники похода подходят к импровизированному болоту.

Кто нам покажет, как пройти с помощью кочек через болото и не замочить ноги?

(Дети показывают, как правильно перемещаться по «кочкам» )

Молодцы, вы были правы, это водоем, а вот бы сейчас водички попить из него, можно это сделать? (Вода в «водоеме» грязная)

Пить из лужи….(варианты детей)

Посмотрите, на столе лежат предметы, как вы думаете, чем они могут нам помочь?

На столе лежат : уголь, бинт, прозрачные емкости, мох, пластиковая бутылка, с отрезанным дном, дырявой крышкой. Дети рассматривают эти вещи, выдвигают свои предположения. Воспитатель показывает, как правильно сделать фильтры, для очистки грязной воды, используя помощь детей.

Молодцы, но не забудьте, что эту воду, все- таки нужно прокипятить.

(Воспитатель показывает следующий знак-карту) .

Хвойный лес

Правильно, а какие деревья в нем растут?

Ели, сосны, кедры….

А это, что за знак?

Лиственный лес

Молодцы, а кто знает, какие деревья растут в лиственном лесу? (ответы детей)

А мы с вами пойдем по смешанному лесу.

(Воспитатель показывает соответствующую карточку. На полянке расставлены конусы - имитация изогнутой дорожки. Задание : пройти и не задеть «деревья» в нашем лесу, в полуприсяде, чтобы не спугнуть птичек. Подходят к новому месту испытания, здесь развешаны знаки поведения на природе).

Ребята, что это за знаки, кто нам ответит?

Эти знаки, говорят нам о том, как нужно вести себя в лесу.

Снимают по одному и обсуждают, что обозначает данный знак.

Ребята, а давайте мы тоже с вами создадим свои знаки «Правильного поведения на природе» . Возьмите карандаши, фломастеры, бумагу (листочки в форме знаков) и дополните своими знаки.

Вы все большие молодцы, а теперь следующее препятствие – «расщелины в горах» . (Имитация гор из блоков, горы - лестница, поднимаются в спортивный зал) .

А теперь - привал. А кто знает, что такое привал.

Это остановка.

Что делают на привале?

Разжигают костры, греются и готовят еду.

Правильно, а кто из вас покажет нам, какие виды костров бывают.

(Дети, из заранее подготовленных чурок, выкладывают виды костров :

колодец, звезда, шалаш, охотничий.)

Для чего нам нужно складывать в определенном порядке дрова?

Чтобы легче и быстрее разгорелся костер.

Приглашаю вас, сесть вокруг костра и выпить чаю в кругу друзей.

Молодцы, ребята, все трудности преодолели, все препятствия прошли, пора возвращаться домой. Подскажите мне, пожалуйста, для чего же все- таки люди ходят в походы ?

Отдыхать, гулять, дышать воздухом, общаться с природой, знакомиться с достопримечательностями родного края.

Воспитатель : Скажи, зачем спешишь турист ,

Лесною раннею тропинкой?

Послушать соловьиный свист,

Взглянуть на бриллиант-росинку.

Скажи, зачем идешь, турист ,

Из дома ты в края иные?

Весны увидеть первый лист,

Вдохнуть все запахи лесные

И продолжал поэт-турист

Свое возвышенное слово!

Как мир хорош! Как воздух чист!

Как не влюбится в жизнь тут снова!

Публикации по теме:

Конспект туристического слёта для детей старшего дошкольного возраста, посвящённого Дню туризма Конспект туристического слёта для детей старшего дошкольного возраста, посвящённого Дню туризма Цель: Продолжать знакомить с туризмом как.

Конспект похода «Изучаем деревья и кустарники» ПЛАН ПОХОДА 1. Наблюдение. «Изучаем деревья и кустарники». 2. Прочитать стихотворение о березе. 3. Загадки. 4. Собираем дрова для костра.

Положение семейно-туристического слета под девизом «Турист и велик и мал, мы дети твои Ямал!» ПОЛОЖЕНИЕ о проведении туристского семейного слета «Турист и велик и мал, мы дети твои, Ямал!» I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1.1. Слет проводится с.

Сценарий похода «Осень в гости к нам пришла» Сценарий похода «Осень в гости к нам пришла» Цель: доставить детям радость, удовольствие от спортивного мероприятия и тем самым формировать.

Сценарий похода по территории детского сада с детьми старшего дошкольного возраста «Вместе весело шагать» Составила и провела: воспитатель второй младшей группы №5- Аристархова С. Г. Сценарий похода по территории детского сада с детьми старшего.

МБОУ «Центр образования № 23» отделение 1 Детский сад «Солнышко»

Туристический поход

по территории детского сада

для детей подготовительной группы

Санаева Наталья Владимировна

Инструктор по физической культуре

г.Новомосковск

Цель.

Знакомство с общей территорией детского сада (круговой обход)

Путешествие по игровым площадкам, знакомство с игровым оборудованием (организация «привала» на площадках с веселыми играми)

Прохождение заданного маршрута из точки начала маршрута в конечную точку (по карте с использованием рельефа местности)

Путешествие на сказочную поляну (в форме спортивного развлечения)

Задачи.

Закрепление навыков безопасного поведения на природе.

Воспитание бережного отношение к окружающей среде.

Формирование основ здорового образа жизни.

Ход.

1. Прежде чем отправиться в поход, инструктор заходит в группу к детям перед завтраком, он одет по-походному, на плечах -рюкзак, на шее бинокль. Обращается к детям:

Я собираюсь в поход, хотите со мной?

Дети: Да!

Тогда подкрепитесь, съешьте весь завтрак, вам понадобится много силы, путешествие будет долгим.

Дети после завтрака выходят на улицу, где их ждет инструктор.

Инструктор рассматривает детей в бинокль:

Дайте я на вас посмотрю, вижу, все в хорошем настроении и готовы отправиться в поход.

Вы все подготовились к данному мероприятию: одели спортивную одежду и обули удобную обувь, молодцы!

Еще нам необходимо взять с собой хорошее настроение и хорошенько размяться перед дорогой. На пути нас ждет много нового и интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге. И так, приглашаю всех на веселую разминку.

РАЗМИНКА «Вместе весело шагать»

Чтобы нам не растеряться

Отряд! Становись в ряд!

По порядку рассчитайсь!

И так, нас …. человек.

Молодцы! Начало положено хорошее, а теперь нам пора в дорогу .

Участники изучают схему маршрута и отправляются в путь.

Чтобы было веселей в пути

Надо пару себе найти.

Игра «Найди себе пару»

Дети строятся парами.

Отправляясь в путь, про друга не забудь, запомните свою пару, чтобы возвращаясь назад мы никого не забыли. А, чтобы в пути было веселей, давайте послушаем песенку туристов.

Дети идут за инструктором по физкультуре, слушают песенку из мультфильма

«Слоненок-турист».

2. Доходят до стола медпункт.

Дети отвечают на вопросы инструктора.


1.Какие виды туризма вы знаете? (велосипедный, пеший, лыжный, горный, автомобильный).
2.Какие части света вы знаете? (Север, юг, запад, восток).
3.Где восходит солнце? (На востоке).
4.Где заходит солнце? (На западе).
5.Какие вы знаете съедобные грибы? (Подберезовики, подосиновики, грузди, лисички, опята).
6.А несъедобные? (Поганки, мухоморы, ложные опята, ложные лисички).
7.Какие лесные ягоды можно есть? (Малину, землянику, ежевику, рябину).
8.А какие нельзя? (Волчью ягоду, вороний глаз, бузину).
9.Каких зверей надо опасаться в лесу? (Волка, кабана, медведя, лося).
10.Можно ли пить воду из рек, озер, из других источников? (Нельзя, воду можно пить только после фильтрации и кипячения, кипятить не менее 10 минут).
11.В чем несут все необходимое, когда идут в поход? (В рюкзаке).
12.Где спят туристы? (В палатке).
13.В чем готовят еду? (В котелке).
14.Над чем висит котелок, когда готовят еду? (Над костром).
15.Из какого дерева лучше разжигать костер? (Из ели).
16.Что является постелью в походе? (Спальный мешок).
17.Как называется предмет, с помощью которого мы узнаем части света? (Компас).

Ребят посмотрите что лежит на столе. (На столе лежат картинки с разными лечебными растениями)

Эти растения используют туристы находясь в лесу и не имеющие рядом медицинской помощи.

Например, если вы нечаянно поранились о корягу, вы можете найти подорожник и приложить его к ране. Подорожник получил такое название, потому что он растет вдоль дорог. Найдите на картинке. Можно сорвать подорожник, протереть его и приложить к ране, кровь остановится, рана заживет быстрее. Попробуйте найти подорожник, только не рвите его напрасно, просто запомните, как он выглядит. В лесу много целебных трав.

Мать и мачеха -Листья приматывают гладкой стороной к ране, ушибу и прибинтовывают. Можно привязать лентой.

Ромашка аптечная лечит ожоги, в ее настоях пропитывают примочки., так же ромашка лечит насморк.

Мох сфагнум растет на болотах. Сухой мох в 4 раза сильнее впитывает влагу, чем медицинская вата.

Корень одуванчика Улучшают пищеварение, повышает аппетит.

Итак теперь вы знаете как обработать рану в лесу. Нам пора идти дальше.

3. Дети продолжают идти по периметру.

Подходят к площадке ПДД.

Инструктор задает вопросы касающиеся правил перехода через дорогу.

По какой стороне дороги двигаться.

4. Продолжаем поход и подходим к площадке со спортивным оборудованием.

Проходят все препятствия не снимая рюкзаки.

5. Дети продолжают идти по периметру. Подходят к большой клумбе.

Инструктор: Ребята, посмотрите, какая красивая клумба, на ней трудятся все сотрудники д/с. Ребята, а в знаете какие цветы растут на клумбе? Как за ними ухаживать.

Проводится подвижная игра «Садовник и цветы»

Цель - развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваясь от ловишки, развивать ловкость, быстроту реакции.

Ход игры . Дети-"цветы" находятся на одной стороне площадки, а водящий - "садовник" - на противоположной. Приближаясь к цветам, он произносит: "Я иду сорвать цветок, из цветов сплету венок". Цветы отвечают: "Не хотим, чтоб нас срывали / И венки из нас сплетали. / Мы хотим в саду остаться, / Будут нами любоваться". С последними словами дети бегут на другую сторону площадки, а "садовник" старается поймать кого-нибудь.

6. Дети подходят к запасному выходу. Там висит плакат с запрещающими знаками.

Ребята а вы знаете как вести себя в лесу? Давайте посмотрим знаки и что же они обозначают?

Ответы детей.

А что еще нельзя делать в лесу?

Ломать ветки, кидать в воду банки, склянки и мусор, сорить, нельзя кричать.

В остях у природы нужно вести себя вежливо и уважительно.

7. Маршрут ведет на спортивную площадку.

Если ничего нельзя делать в лесу, то чем тогда заняться?

А давай-ка лучше поиграем.

Складываем свои рюкзаки и становимся в две колонны.

А сейчас я хочу посмотреть, какие вы ловкие, смелые и выносливые, для этого мы проведём эстафеты.

Придумайте себе название команд.

П/И «Тропинка»

Под музыку марша дети идут по площадке. По сигналу «Деревья!» они берутся за руки и поднимают их вверх, расходясь в стороны. Последний ребенок в колонне пробегает «змейкой» под поднятыми руками детей и встает впереди колонны, сделав такое же «дерево». Игра повторяется до тех пор, пока все участники не выполнят задание.

Эстафета «Пауки»

Команды строятся за линией старта в колонну по два. Спиной друг к другу. По сигналу бегут первые, обегают конус, возвращаются назад, передают эстафету касанием рук и становятся в конец колонны.

Эстафета: "Что в походе пригодится?"

Дети стоят в двух колоннах за линией старта. На расстоянии 7 шагов разложены различные предметы – как необходимые в походе, так и совершенно не нужные: (свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, спортивные гантели, конструктор и др.). По сигналу первый участник подбегает к предметам, выбирает необходимый для похода предмет, возвращаясь с ним, передают эстафету следующему. По окончании игры проверяют правильность выполненного задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет.

Эстафета «Не урони мяч»

Команды стоят в колонне по одному за линией старта. У первых участников по два мяча в руках. По сигналу они должны добежать до конуса, обогнуть его и вернуться назад, передать мячи следующему участнику и встать в конец колонны.

Эстафета « Преодоление препятствий».

Дети преодолевают болото по « кочкам»,(обручам), перелазание через препятствие, встречающихся на их пути.

П/И «Кто соберет больше шишек

Дети собирают разбросанные шишки в обруч.

П/И «У ребят порядок строгий».

Дети стоят в колоннах по сигналу « На прогулку» расходятся по площадке и гуляют. Инструктор: «У ребят порядок строгий, знают все свои места. Но трубите веселее. Дети: Тра-та-та, тра-та-та.»

По сигналу быстро строятся на свои места.

Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы и умные, и смелые, и ловкие, умелые!

Продолжаем двигаться по маршруту.

8. Заходим на игровую площадку к детям средней группы и они с воспитателем предлагают отдохнуть и разгадать загадки.


В кармане моем замечательный друг,
Он знает, где север,
Он знает, где юг.
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой,
Умещается в кармане,
А ведет нас за собой. (Компас).

Он в походе очень нужен,
Он с кастрюлей очень дружен.
Можно в нем уху варить,
Чай душистый кипятить.
(Котелок).

На привале нам помог,
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
А вот в группу, не возьмешь.
(Костер).


Весной одевается, осенью раздевается. (Лес, парк)


Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

Ее всегда в лесу найдешь – пойдем гулять и встретим:
Стоит, колючая, как еж, зимою в платье летнем. (Ель, сосна).

Продолжает движение.

9. Инструктор обращает внимание детей на игровую площадку где гуляют дети 2 младшей группы, давайте зайдем к ним в гости.

Детей встречает воспитатель группы с детьми.

Воспитатель группы:

Здравствуйте, ребята, далеко ли вы направляетесь?

Дети рассказывают, что они в походе по территории детского сада.

Воспитатель группы:

Мы рады, что вы зашли к нам в гости, а где вы уже побывали?

Ответы детей.

Инструктор . Ребята давайте покажем малышам каких животных вы знаете, а малышки будут угадывать.

Продолжаем двигаться по маршруту

Инструктор: отлично посоревновались, много интересного узнали, пора двигаться дальше, вспомните, кто с кем стоял, посмотрите, никто не отстал в походе,(осматривает детей в бинокль) мы продолжаем поход.

Знаете, ни один поход не обходится без привала, во время которого неплохо подкрепиться.

Организовывается привал, на траве расстилаются покрывала, дети рассаживаются и пьют сок из маленьких коробочек через трубочку. Музыка «Милая моя» или «Изгиб гитары желтой»

Инструктор:

Хороший привал не обходится без веселой песни.

Детям предлагается спеть песенки из знакомого репертуара (ранее разученные на музыкальных занятиях).

Инструктор:

Хорошо отдохнули, много узнали, что вам понравилось в походе.

Ответы детей.

Инструктор :

Вижу, что наш поход по территории детского сада вам понравился, но теперь пора возвращаться в группу. Но перед этим давайте посмотри не остался ли после нас мусор.

Вставайте парами, проверьте, все ли на месте (осматривает детей в бинокль).

Под музыкальное сопровождение «Тури тури туристы» дети возвращаются в детский сад.

Вот и закончился наш веселый турпоход, но вы, ребята, должны запомнить следующие правила поведения в природе.

Любите и охраняйте родную природу.

Тщательно тушите костер. Уходя из леса, не оставляйте после себя мусор.

Не засоряйте реки и родники.

Не ломайте деревья – они могут засохнуть и погибнуть.


Цель: популяризировать ЗОЖ.

Задачи:

Формировать и сплачивать детский коллектив через совместную деятельность;

Развивать интерес к туристической деятельности, здоровому образу жизни;

Знакомить с правилами поведения на природе и в экстремальных ситуациях, назначением предметов, необходимых в походе;

Развивать ловкость, координацию движений, выносливость, пространственное мышление, умение ориентироваться по карте.

Адресат: старшая группа.

Актуальность: Путешествие дает возможность дошкольникам получить интересную и важную информацию, продемонстрировать свои физические возможности, зарядиться положительными эмоциями и яркими впечатлениями.

Условия реализации: «Физическая культура», «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Художественная литература», «Труд», «Социализация».

1. Станция «Спасательная»

2. Станция «Лесная»

3. Станция « Зеленая аптека»

4. Станция « Бережем природу».

Список используемой литературы: программа - Пособие инструктора физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова; научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» издательства ООО «ТЦ СФЕРА» 06.06.2012 года.

Предварительная работа:

Беседы о туризме;

Инструктаж по правилам безопасности;

Создание карт- маршрутов, названий и девизов для команд;

Оформление грамот для участников туристского слета.

Составление схемы – плана;

Изготовление плаката- призыва, для установки на клумбе парка;

Оборудование: костюмы для персонажей Кикиморы, Лесной музы, Спасатель МЧС, Доктора Айболит, мячи, гимнастические палки, обручи, палатка.

Ход туристического похода:

Турист: Для тех, кто не боится трудностей и любит путешествие. Мы организуем туристический поход. Вы готовы?

Турист: Тогда давайте разделимся на команды.

Чтоб туризмом заниматься,

Надо детям всем размяться.

Если утром ты зарядку

Делать очень ленишься,

То в походе от нее

Не денешься!

Проводится разминка.

Турист: Туристы - люди, которые любят путешествовать. Отправляясь в поход, они надевают удобную одежду, обувь и головной убор. В рюкзак кладут только те вещи, которые пригодятся в походе. Ребята наши к походу готовы! Мы идем в поход в наш центральный парк п. Рамешки, в котором посмотрим его достопримечательности, какие деревья в нем растут, какие растения и какая в этом парке интересная жизнь у лесных жучков и паучков, и кто оберегает любой лес, и любую полянку и наш парк. Только в парк мы пойдем, ребята, не по привычной, центральной дорожке, а - по закраю парка, где многие из вас еще не были. Мы обойдем его кругом, а для этого мы составили план – карту нашего маршрута. (Рассматривается план – карта маршрута.)

Станция №1. «Спасательная».

Здесь юных туристов встречает Спасатель МЧС.

Здравствуйте, ребята! В походе может произойти всё, что угодно. Например, кто-то заблудится в лесу. Как вы думаете, как надо вести себя в таком случае? (Дети высказывают своё мнение).

Прежде всего, не следует бояться. Страх – плохой помощник. Нужно постараться, как-то о себе заявить. Но если долго и громко кричать, то быстро устанешь или сорвёшь голос. В такой ситуации поможет свисток, ведь свистеть намного проще, чем кричать «ау!». Так что свисток нужно обязательно брать с собой в поход. Ещё одна незаменимая вещь – компас. Без него в лесу делать нечего. Интересно, а вы умеете пользоваться компасом? (Дети отвечают)

А я сейчас проверю, как вы по нему ориентируетесь.

Проводится игра «Не сверни».

Спасатель: Молодцы, ребята! Был рад с вами познакомиться! Желаю вам доброго пути!

Станция №2 «Лесная полянка». Станция располагается на ровной, окружённой кустами и деревьями поверхности. Детей встречает Лесная муза.

Лесная муза: Здравствуйте, дорогие мои! Смотрите, как много цветов вокруг. Давайте присядем, отдохнём.

Туристы рассаживаются на брёвнышке.

Я - Лесная муза и могу слышать удивительные звуки природы. А вы хотите послушать голоса леса? (Дети отвечают) Тогда будьте внимательны.

Проводится игра «Букет», «Птицелов»..

Станция №3 «Спортивная» (для станции отводится ровная травяная площадка на стадионе).

Мы устроили здесь привал,

Отдохнем на славу!

Разомнемся, порезвимся

И палатке … (подкрепимся).

Турист устанавливает палатку, знакомит детей с правилами отдыха в походе, пока дети соревнуются, в палатку подкладывается сухой паек- сюрприз (сушки), который принесла пчелка и проявила заботу о маленьких туристах.

Турист проводит эстафеты.

1. Эстафета «Пчёлок» - (6 обручей, 2 ведёрка).

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком.

2. Эстафета «Кузнечиков» - (прыжки на двух ногах).

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

3. Эстафета «Муравьёв» - (гимнастические палки по количеству детей).

В лесу у пня,

Суета, беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет.

4. Эстафета «Гусеница».

Ползёт сороконожка

По узенькой дорожке.

Листочками питается

В бабочку превращается.

5. Игра «Птицелов».

В лесу во лесочке

На зелёном дубочке

Птички весело поют,

Ай, птицелов идёт,

Он в неволю нас возьмёт

Птицы, разлетайтесь.

Станция №3 «А» «Зелёная аптека». Здесь детей встречает Доктор Айболит. У него в руках лекарственные травы: подорожник, полынь, листья полыни, цветы календулы, зверобоя, пижмы, полевой ромашки.

Доктор Айболит: Приветствую, вас друзья - туристы! Часто бывает, что в походе случаются неприятности - царапины, ушибы или кусы каких-либо насекомых, а врача рядом нет. Что делать? У природы есть своя аптека, растёт она под ногами. Например, подорожник поможет при порезах - приложите чистый листок к ране и подержите, кровь быстро остановится. Существует легенда о том, как были открыты ранозаживляющие свойства этого растения. Однажды две змеи грелись на солнце, лёжа на дороге. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти в безопасное место, а другая - нет, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре вернулась с листом подорожника, который исцелил пострадавшую. Этот случай как будто бы и натолкнул людей на мысль о возможности использования подорожника для лечения ран. Вот такая легенда.

Другое растение - горькая полынь - поможет, если вы упали или подвернули стопу. Чай из свежих листочков применяют как болеутоляющее средство.

Малина полезна при простуде. Нужно просто заварить чай из её листочков и ягод.

Ребята, вы, конечно, знаете, что в лесу очень много комаров. Они так неприятно пищат и так больно кусают. Если вы сорвёте цветок календулы и его соком смажете место укуса, то станет гораздо легче.

Укусы ос, пчёл, шмелей вызывают жгучую боль, покраснение, отёк. Справиться с этим поможет крепкий отвар вероники.

От болей в животе нужно принимать отвар из зверобоя.

В походах иногда случаются и ушибы, в этой ситуации не обойтись без чая из пижмы обыкновенной.

О пользе ромашки знают все. Полевая ромашка маленькая, а её листочки похожи на веточки укропа. Если взять несколько её цветков, то можно приготовить настоящий лесной чай, который придаёт силы и защитит от простуды даже в холодную погоду.

Вот такие полезные растения можно встретить в лесу. Ребята, собирать и применять нужно только те лекарственные растения, которые растут в лесу, вдалеке от дорог.

Вы запомнили какие, растения в каких ситуациях вам помогут?

Доктор Пилюлькин: А давайте проверим.

Показывает растения и цветы, дети отвечают, называют.

Доктор Айболит: Молодцы, ребята! Здоровья вам и хорошего настроения! До новых встреч!

Станция №4 «Бережём природу». Под станцию отводится засаженная цветами большая клумба в начале парка. Детей встречает Кикимора.

Кикимора: (ворчит). Что вы делаете в моём лесу?

Я, Кикимора, люблю тишину.

Посторонних повстречаю –

До смерти защекочу!

Не подумайте, что пугаю,

Я от радости кричу!

А – а – а!

(подходит к детям)

Пальцы видишь?

Для щекотки словно созданы они!

Многих смехом уморила

Золотые были дни!

(щекочет детей)

Ой, как расшумелись, расхохотались. Я жительница леса. Мои друзья - растения и животные. Они не умеют разговаривать, а значит, и не могут защитить себя. Иногда гуляя в лесу, люди даже не задумываются, что, не желая того, могут навредить природе. Поэтому нужно знать, как правильно вести себя в лесу: что делать, а что делать нельзя. Ребята, а как вы думаете, что можно делать в лесу и на поляне?

Дети: Гулять, любоваться красотой цветов, слушать пение птиц, собирать грибы, ягоды.

Кикимора: А чего делать не нужно? (Дети высказывают свои предположения). Давайте вместе разберёмся, что может навредить природе.

Дети читают стихи:

На природе отдыхали,

Много ели и играли.

Мусор весь мы соберём

И с собой его возьмём.

Ведь полянка – чей – то дом,

Пусть порядок будет в нём!

И лягушку, и жучка,

В паутине паучка,

Бабочку и муравья

Не обидим ты и я!

Деревце, цветок и куст

Радуют всегда нас пусть!

Не сорвём и не сломаем,

Что они живые знаем!

Кикимора: Молодцы! Помните эти правила, ребята, и тогда природа всегда будет радовать вас своей красотой.

Дети: Обязательно будем выполнять.

Кикимора: Я вижу, вы пришли не с пустыми руками - это наверно подарок.

Дети: Да, Кикимора, мы приготовили тебе подарок, это плакат - призыв в исполнении сотворчества воспитанницы 2-ой младшей группы Луковниковой Аси с мамой, который мы оформили в виде предупреждающего знака об охране природы, чтобы твои цветочки и кусточки никто не обижал, и ты не беспокоилась, что жизни твоего леса угрожает опасность. Плакат – призыв мы установим на твоей клумбе. Посмотри, Кикимора, как он выглядит. Теперь никто не посмеет испортить прелесть твоей лесной красоты!

Кикимора: Спасибо, вам ребята, за такой прекрасный подарок. Теперь я точно знаю, что Ваш поход принес вам много интересного и полезного, познавательного и увлекательного. Счастливого пути, дорогие ребята!

Дети: Спасибо, Кикимора! Прощай!

Турист: Это конечная станция для наших туристов. Все маршруты пройдены, все задания выполнены. На этом туристический слёт завершается. А нам с вами пора домой возвращаться.

Роли персонажей исполняли педагоги МДОУ №2 детский сад «Светлячок»:

- «Спасатель»- воспитатель старшей группы Полухина Т.В.

- «Лесная Муза» воспитатель средней группы Тимошина Р.Н.

- «Турист» - инструктор физкультуры Кротова В.А.

- «Доктор Айболит» - воспитатель старшей группы Соколова Г.А.

- «Кикимора» - воспитатель 2-ой мл. группы Степина В.В.

Конспект туристского похода «Юные туристы» для детей старшей группы.

Автор: Карязова Наталия Владимировна, инструктор по физической культуре, МКДОУ Аннинский д/с ОРВ " Росток".
Данный материал может быть полезен инструкторам по физической культуре, воспитателям старших групп.

Цель:
Способствовать оздоровлению детей во время прогулки, развивать ловкость, выносливость, создать атмосферу дружелюбия, повысить эмоциональный настрой.
Оборудование:
- спортивная экипировка детей (удобная обувь, головные уборы, рюкзаки с бутылочкой воды и едой) ;
- спортивный инвентарь: (корзины 2 шт., обручи большие и средние – 8 шт., мяч – 4 шт., бадминтон- 4 шт.; футбольный мяч; флажок красный – 4 шт.);
- атрибуты для игр;
- влажные салфетки;
-аптечка;
-схемы маршрута;
- карточки с изображением знаков разрешающих и запрещающих данное поведение в лесу;
- рюкзаки с водой и сухпайком.
Предварительная работа: беседы с детьми о правилах поведения в лесу; беседа о видах туризма; беседы о том, что необходимо брать в поход; просмотр мультфильма «ОХ и Ах идут в поход».

Ход мероприятия:

Инструктор: Здравствуйте, ребята и уважаемые родители! Сегодня мы с вами отправляемся в туристский поход. Вы все подготовились к данному мероприятию: одели спортивную одежду и обули удобную обувь, молодцы! Еще нам необходимо взять с собой хорошее настроение и хорошенько размяться перед дорогой. На пути нас ждет много нового и интересного. Чтобы преодолеть все препятствия, нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными, чтобы не потеряться в дороге. И так, приглашаю всех на веселую разминку.
Инструктор с детьми и родителями проводит разминку.
1 ребёнок.
Почему мы бодрые, быстрые и смелые?
Потому что по утрам, мы зарядку делаем!
2 ребёнок.
Чтоб стали мы крепче, быстрее,
Сильней самых сильных борцов,
Каждый из нас заниматься
Зарядкой готов!
3-й ребёнок:
Бодрость духа охраняет,
Быть здоровыми велит.
4-й ребёнок:
Прочь болезни прогоняет -
И ангину и бронхит.
Дети (все)
В нашем садике родном
Замечательно живём!
С болезнями не знаемся,
Спортом занимаемся!
Инструктор: Молодцы! Начало положено хорошее, а теперь нам пора в дорогу. Участники изучают схему маршрута и отправляются в путь.
Инструктор:
Ребята, а давайте мы с вами расскажем туристическую речевку.
Дети рассказывают речевку:
Речевка туристическая
Физинструктор: Кто шагает с рюкзаком?
Все: Мы, туристы!
Физ инструктор: Кто со скукой не знаком?
Все: Мы, туристы!
Физинструктор: Нас вперед ведут…
Все: Дороги!
Физинструктор: Наш девиз:
Все: «Всегда вперед!»
Физинструктор: Эй, ребята!
Все: Тверже шаг!
Физинструктор: Что турист берет в дорогу?
Все: Песню, ложку и рюкзак!
Физинструктор: Мы голодные как звери!
Все: Открывайте шире двери!
Физинструктор: Нам еда полезна будет,
Все: Силы новые разбудит.
Физинструктор: Кто отстал?
Все: Не отставай!

Физинструктор: Кто устал?
Все: Не унывай!
Физинструктор: Кто идти захочет с нами –
Все: Песню нашу запевай!
Дети поют походную песню.
Дети отвечают на вопросы инструктора.
1.Какие виды туризма вы знаете? (велосипедный, пеший, лыжный, горный, автомобильный).
2.Какие части света вы знаете? (Север, юг, запад, восток).
3.Где восходит солнце? (На востоке).
4.Где заходит солнце? (На западе).
5.Какие вы знаете съедобные грибы? (Подберезовики, подосиновики, грузди, лисички, опята).
6.А несъедобные? (Поганки, мухоморы, ложные опята, ложные лисички).
7.Какие лесные ягоды можно есть? (Малину, землянику, ежевику, рябину).
8.А какие нельзя? (Волчью ягоду, вороний глаз, бузину).
9.Каких зверей надо опасаться в лесу? (Волка, кабана, медведя, лося).
10.Можно ли пить воду из рек, озер, из других источников? (Нельзя, воду можно пить только после фильтрации и кипячения, кипятить не менее 10 минут).
11.В чем несут все необходимое, когда идут в поход? (В рюкзаке).
12.Где спят туристы? (В палатке).
13.В чем готовят еду? (В котелке).
14.Над чем висит котелок, когда готовят еду? (Над костром).
15.Из какого дерева лучше разжигать костер? (Из ели).
16.Что является постелью в походе? (Спальный мешок).
17.Как называется предмет, с помощью которого мы узнаем части света? (Компас).

Ребята, сейчас какое время года?(Осень). Предлагаю вам поиграть с осенними листочками.
Раз, два, три вокруг себя повернись и в листочек превратись. Подул ветер и поднял все листочки вверх, листики полетели, закружились. Ветер стих, и листочки опустились на землю. Опять подул ветерок – листочки полетели.
В это время инструктор переодевается в старичка-лесовичка.
Воспитатель: Ой. Кто это? На поляну выходит лесовик.
Лесовик. Это я - седой старик,
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу.
За порядком здесь слежу.
Воспитатели, дети и родители. Здравствуй, Старичок-Лесовичок!
Лесовик. Здравствуйте, дети. Зачем пожаловали?
Дети. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой.
Лесовик. Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете!Муравейники разоряете, цветы топчете, насекомых, зверей обижаете. Не пущу вас в лес!
Воспитатель. Лесовичок, наши дети лес любят и уважают, пословицы про него знают.
Дети.
"Лес - богатство и краса береги свои леса";
"Лес и вода родные брат и сестра,
"Враг природы тот, кто лес не бережет",
"Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыта кормит",
"Для города каждое дерево дорого",
"Срубить дерево - пять минут, вырастить - много лет",
"Кто с дерева кору снимает, тот его убивает",
"Одна искра целый лес сжигает",
"Не мудрено срубить, мудрено вырастить",
Воспитатель. Ребята знают, как вести себя в лесу.
Лесовик: сейчас проверим,как вы знаете правила поведения в лесу. (Показывает детям и родителям картинки, с изображением знаков разрешающих и запрещающих то или иное действие в лесу. Дети отвечают.


Лесовик: а сейчас я проверю, как вы деревья знаете. От какого дерева этот листочек? (показывает листья дуба, клена, березы, и др.)
Дети отвечают.
Лесовик: Молодцы!
Лесовик. Ну, раз так, прошу проходить в мои владения. Разрешаю пройти в мой лес.
Только, чур деревья и кусты не ломать, букашек не обижать, костер не разводить!
Проходят на поляну, осматриваются.
Лесовик. А сейчас я хочу посмотреть, какие вы ловкие, смелые и выносливые, для этого мы проведём эстафеты, в которых будут участвовать 2команды. (Дети и родители делятся на две смешанные команды.)придумайте команде название.
Лесовик: (берется за голову) Ой, ребята, у нас преграда на пути! Как же нам ее пройти? На дорожке, где должны проходить соревнования, лежит ветка, которая мешает движению. Лесовичок, выслушивает предложения детей как преодолеть преграду, и дает свои советы.
Лесовик: Молодцы первое испытание прошли успешно! Давайте играть.
1 Игра-эстафета: "Что в походе пригодится?"
Дети стоят в двух колоннах за линией старта. На расстоянии 7 шагов разложены различные предметы – как необходимые в походе, так и совершенно не нужные: (свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, спортивные гантели, конструктор и др.). По сигналу первый участник подбегает к предметам, выбирает необходимый для похода предмет, возвращаясь с ним, передают эстафету следующему. По окончании игры проверяют правильность выполненного задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет.
2. Эстафета «Не урони мяч»
Команды стоят в колонне по одному за линией старта. У первых участников по два мяча в руках. По сигналу они должны добежать до колпачка, обогнуть его и вернуться назад, передать мячи следующему участнику и встать в конец колонны.
Лесовик: давайте немного отдохнем. Расскажите мне пожалуйста стихотворение.
Дети рассказывают стих о походе:
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы идем в поход опять.
Так и тянет нас на волю
Приключения искать.
Только слабеньким, друзья,
В наш поход идти нельзя.
Вы сначала тренируйтесь,
Бегайте и соревнуйтесь.
Посмотрите все на нас,
Мы спортсмены – высший класс!
3. Эстафета « Преодоление препятствий». Дети преодолевают болото по « кочкам»,(обручам) встречающихся на их пути.


4. Эстафета « перетягивание каната» .
Лесовик: Ой, какие молодцы, отдохните немного, а я вам загадки загадаю.
В кармане моем замечательный друг,
Он знает, где север,
Он знает, где юг.
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой,
Умещается в кармане,
А ведет нас за собой. (Компас).

Он в походе очень нужен,
Он с кастрюлей очень дружен.
Можно в нем уху варить,
Чай душистый кипятить.
(Котелок).

На привале нам помог,
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
А вот в группу, не возьмешь.
(Костер).
Весной одевается, осенью раздевается. (Лес, парк)
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
Ее всегда в лесу найдешь – пойдем гулять и встретим:
Стоит, колючая, как еж, зимою в платье летнем. (Ель, сосна).
5.Прыжки в парах в обруче.
6. эстафета " Самый ловкий". Необходимо пролезть в обруч и не задеть его.


7. Подвижная игра: «Кто соберет больше шишек в обруч!»
За две минуты дети и родители собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.
8. Подвижная игра: «У ребят порядок строгий». Дети стоят в колоннах по сигналу « На прогулку» расходятся по полянке и гуляют. Лесовичок: у ребят порядок строгий, знают все свои места. Но трубите веселее. Дети: Тра-та-та, тра-та-та. По сигналу быстро строятся на свои места.

Лесовик подводит итоги соревнований и объявляет победителя.
Лесовик. Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы и умные, и смелые, и ловкие, умелые! За то, что вы хорошо себя в моем лесу ведете вот вам от меня подарочек, дары леса.(отдает корзинку яблок). Мне было с вами очень интересно и весело, но пора дальше охранять лес. До свидания!
Воспитатель: И нам понравилось в лесу, правда, ребята. Мы скоро к тебе опять придём! Придём, ребята?
Дети: Да!
Дети: До свидания, дедушка лесовичок
Инструктор: А теперь ребята, все подойдите ко мне и давайте помоем тщательно руки, пришло время подкрепиться!

Родители в это время накрывают самодельный стол, наливают детям чай из термосов. Делятся впечатлениями. После того как все поели, дети самостоятельно организовывают игры по желанию (забрасывание мяча в кольцо, прыжки на скакалке, футбол).

Инструктор: Наш поход подходит к концу. Перед тем, как уйти, необходимо проверить не оставили ли вы после себя мусор.
Возвращение в детский сад тем же маршрутом.