Степень удовлетворения потребностей ребенка. Эмоциональные потребности ребенка


ПОТРЕБНОСТИ СПОСОБЫ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
ДЫХАНИЕ Организация гипоаллергенного быта, поддержание оптимальной температуры, влажности, концентрации кислорода в воздухе помещения, прогулки, дыхательные упражнения
ПИТАНИЕ И ПИТЬЕ Организация рационального вскармливания в зависимости от возраста и АФО ребенка, вида вскармливания
СОН Организация режима дня, создание оптимальных условий для засыпания и сна
ДВИЖЕНИЕ Проведение комплексов массажа и гимнастики, развивающих игр для формирования двигательных навыков
ОБЩЕНИЕ Рациональный выбор игрушек и развивающих занятий в зависимости от возраста и развития ребенка
БЕЗОПАСНОСТЬ Проведение закаливающих процедур, организация гипоаллергенной диеты и гипоаллергенного быта, рациональный выбор мебели, предметов ухода, игрушек в зависимости от возраста и АФО ребенка, профилактика травматизма
ГИГИЕНА И СМЕНА ОДЕЖДЫ Гигиенический уход за ребенком, воспитание гигиенических навыков, рациональный выбор одежды в зависимости от возраста, развития, времени года
ВЫДЕЛЕНИЕ Воспитание гигиенических навыков, обучение умению пользоваться горшком

Рассмотрим подробнее некоторые способы удовлетворения потребностей ребенка в грудном возрасте.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГИПОАЛЛЕРГЕННОГО БЫТА

Комната ребенка грудного возраста должна быть просторной и светлой, следует убрать ковры и ковровые покрытии из ворсовых материалов (допускается использование ковровых покрытий из специальных гипоаллергенных материалов), тяжелые шторы, аквариумы, горшечные растения. На период раннего возраста ребенка необходимо воздержаться от содержания домашних животных и, особенно, птиц. Радиаторы отопления использовать из современных облегченных материалов, без горизонтальных поверхностей, чтобы на них не скапливалась пыль. Влажность воздуха должна быть не менее 70% , для контроля этого показателя следует использовать специальные приборы. При использовании отопления помещений влажность существенно снижается, повышается риск заболеваний органов дыхания и аллергических реакций, поэтому необходимо пользоваться увлажнителями воздуха промышленного производства. Влажную уборку следует проводить ежедневно, с использованием моющих пылесосов или пылесосов с водным фильтром, следить, чтобы были просушены щели у плинтусов и углы, так как там в условиях повышенной влажности может скапливаться большое количество аллергенов. Температура воздуха в комнате ребенка должна быть 20 – 22 градуса, для контроля используется комнатный термометр. Поддерживать температуру можно, используя системы климат-контроля (не кондиционеры!). Проветривание комнаты проводить осторожно, лучше в утренние и вечерние часы, когда загрязнение воздуха минимально, хорошо использовать специальные воздушные фильтры на форточки. Для обогащения воздуха кислородом можно использовать ионизаторы воздуха, которые переводят двухвалентный кислород в трехвалентный, делая воздух комнаты похожим на воздух в сосновом лесу или воздух после грозы. Мебель, постельные принадлежности должны быть изготовлены из современных гипоаллергенных материалов. В настоящее время не используются матрасы и подушки с пухо-перьевыми наполнителями, одеяла из шерсти. Стирку постельных принадлежностей, одежды ребенка проводят специальными средствами, предназначенными для детей. Детские вещи хранят отдельно от взрослых вещей.

РЕЖИМ ДНЯ

Рациональное распределение элементов воспитания по времени направлено на предупреждение срывов нервной системы ребенка. Нужно стремиться строго соблюдать режим дня.

Режим - динамический стереотип, определяющий чередование основных физиологических процессов (сон, кормление, бодрствование и др.) в зависимости от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей ребенка, требующий минимальных затрат энергии.

Режим дня вводят в возрасте 1 месяца, так как обычно именно в этом возрасте ребенок начинает просыпаться утром в одно и то же время, которое при составлении режима считается временем начала дня.

Примерные режимы дня для детей в возрасте от 1 месяца до 1 года

Организация режима кормлений изложена в разделах пособия, посвященных вскармливанию детей. Остановимся на организации сна, бодрствования.



ОРГАНИЗАЦИЯ СНА

Сон восстанавливает нормальную деятельность организма, функции нервных клеток; создает условия для дальнейшего роста и развития. Неадекватно организованное бодрствование может привести к нарушению полноценности сна, а нарушение сна становится причиной недостаточной активности ребенка во время бодрствования. И то, и другое могут быть причиной задержки нервно- психического и физического развития детей, а при длительном сохранении приводят к возникновению заболеваний. Поэтому контроль за организацией сна ребенка, за особенностями засыпания, ночного сна и пробуждения является важной частью наблюдения медицинской сестры за ребенком.

Ребенок должен спать в хорошо проветренной комнате. Свежий, прохладный воздух является лучшим "снотворным" и оздоровительным средством, он не только ускоряет наступление сна, но и поддерживает его глубину и длительность.

Периоды переходов от бодрствования ко сну и наоборот должны быть краткими (не более 30 минут). Укачивать ребенка не следует. Если ребенок дома не засыпает без укачивания, следует обратиться к врачу для обследования. Если при этом не выявлено каких-либо заболеваний, то нужно обратить внимание на организацию бодрствования. Малая активность во время бодрствования, когда ребенок "не набрал суммы необходимых движений", может быть причиной долгого засыпания.

Сон должен быть достаточным по длительности, необходимой для того или иного возраста. Если ребенок не досыпает 1,5 ч. в сутки, то снижается выносливость нервных клеток, появляются неадекватные реакции (может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот), снижается работоспособность. Длительное недосыпание может привести к неврозу. Во время ночного сна дети раннего возраста могут просыпаться для кормления, почувствовав раздражение из-за мокрого белья и т. п. Однако, это не должно происходить более 3-х раз за ночь и после устранения причины ребенок должен быстро засыпать.

ОРГАНИЗАЦИЯ БОДРСТВОВАНИЯ

Место бодрствования должно быть безопасным для ребенка и соответствовать его возможностям, в то же время не ограничивать активность ребенка. Для детей от 10 дней до 6 месяцев - это кровать с твердой подстилкой; 6 - 8 месяцев - манеж; 9 - 11 месяцев - огороженное место на полу; с 12 месяцев - по всей комнате.

Игрушки должны соответствовать нервно - психическому развитию и не быть сложными для ребенка (в этом случае он не будет ими интересоваться).

Ребенку первого месяца жизни игрушки подвешивают на кронштейне на высоте 80 см от глаз; с 2-х месяцев игрушки подвешивают низко, удобно для захватывания, звучащие, с 4-х месяцев игрушки можно положить в кроватку.

Новые игрушки перед использованием следует вымыть с мылом и обдать кипятком. Игрушки должны быть из пластмассы, без мелких деталей, не заостренные, чтобы ребенок не поранился.

С 8-ми месяцев ребенку требуются игрушки: предметы для открывания и вынимания (кастрюли с крышкой, бидончики и т. п.), матрешки, мячи.

С 11-ти месяцев - пирамидки, кубики, куклы, машинки.

Во время бодрствования родители должны заниматься с ребенком, играть, разговаривать, способствовать овладению психомоторными навыками, то есть заниматься воспитанием.

ВЫБОР ИГРУШЕК И РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯ

1 МЕСЯЦ – 6 МЕСЯЦЕВ

С ребенком необходимо разговаривать и уделять ему как можно больше внимания в таком «несмышленом» возрасте и даже гораздо раньше - когда он еще находится в материнской утробе. Но мы говорим о конкретном этапе жизни. В месячном возрасте самое время, чтобы обратить внимание на основные чувства малыша - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Как приступать к занятиям и когда заниматься? Такой вопрос, конечно, неуместен применительно к месячному возрасту, потому что «обучение» и жизнь слиты пока в одно. Главное правило - дать возможность ребенку увидеть и услышать все множество интересных звуков, картинок, цветов, разнообразных предметов и т. д. Вам еще не нужно ничего объяснять ему, достаточно всего лишь щебетать малышу что-нибудь ласковое, - пусть он просто чувствует вашу любовь.

Изучаем мир.

Когда малыш не спит, он просто лежит в кроватке и изучает мир. Старайтесь, чтобы он не оставался в одном положении, поворачивайте его так, чтобы ему открывался разный вид на комнату. Берите его на руки и подносите к окну; пусть посмотрит, что за окном идет снег либо дождь или светит солнышко. Как только он научится держать головку, его можно сажать в специальное детское креслице и брать с собой на кухню. Хорошо, когда ребенок всюду с вами; сидит, например, в рюкзачке-кенгуру. Он с удовольствием будет вертеть головкой в разные стороны, рассматривая улицу, дома, деревья. Это интереснейшее занятие принесет огромную пользу для развития его воображения, зрения и слуха.

Подражание звукам

Возраст от месяца до полугода - очень насыщенное и важное время для развития слуха и собственной речи ребенка. Он уже начинает что-то лепетать, произносить. Попробуйте ответить ребенку на его языке. Прислушайтесь и скажите, подражая его звукам, что-нибудь ласковое. Он почувствует, что мама понимает его. Малыш услышит повторение того, что произнес сам; его слух будет развиваться, настраиваться на иные и похожие звуки, он научится воспринимать разные голоса и отличать их друг от друга.

Не только постоянное обращение к младенцу, но и пение очень полезны для него. Убаюкивая ребенка, каждая мама что-то напевает, хотя настоящие колыбельные песни знают далеко не все, а ведь в их старинных мотивах заключается огромный смысл. Они помогают успокоиться после дневных впечатлений, создают настроение умиротворения и блаженства. Поэтому не стоит утомлять ребенка современными эстрадными песнями, лучше вспомните те мелодичные, что напевала вам бабушка, или найдите их образцы в книгах.

Петь полезно не только перед тем, как вы убаюкиваете малыша, но и днем, когда его кормите, купаете и во время других занятий. Можно также произносить разные детские стихи.

Развиваем зрение

Все, что окружает вашего малыша, служит ему стимулом к развитию, поэтому сделайте его кроватку и одежду красивой и разноцветной. Красочные погремушки в виде рыбок, зверушек или куколок над кроватью, которые можно потрогать, - очень полезные вещи. Кроме того, можно надеть ребенку яркие цветные манжеты или носки, - он с удовольствием будет их рассматривать, ведь одни и те же погремушки надоедают. Рассмотреть красивую манжетку или яркий носочек не получится, если не поднести ручку или ножку поближе, - так ребенок учится управлять своим телом. А для того чтобы он привыкал чувствовать свои руки и владеть ими, положите ему на ладонь игрушку, издающую писк. Вот она пропищит в правой ладошке, и малыш потянется этой ручкой, переложите в левую - и он будет искать, где же теперь игрушка, которая так смешно звучит. Меняйте погремушки, показывайте что-то новое, а потом убирайте.

Ощущения

Чтобы ребенок узнал новые ощущения, научился отличать один предмет от другого, кладите в его ручку погремушки, тряпочки, куколки и другие вещицы разнообразной формы и сделанные из разного материала. Он постарается удержать предмет и, когда тот упадет, попытается найти. Можно положить эту вещицу сначала в одну ручку ребенка, потом в другую. Тогда он начнет ориентироваться, где находится игрушка, и будет искать понравившуюся вещь. Такое упражнение помогает развитию хватательных навыков.

А вот еще игры, способствующие развитию малыша в этом возрасте.

Найди сюрприз

Сделайте ребенку сюрприз. Заверните игрушку в несколько слоев бумаги и предложите ее найти, предварительно продемонстрировав, как это делается. Он с удовольствием примется искать спрятанное, развивая свое внимание и наблюдательность, учась управлять руками.

Учимся бросать

Подберите звучащие и пищащие игрушки и возьмите большую коробку, куда малыш будет их бросать. Передвигайте ее, пусть он найдет коробку и дотянется ручками. Так развивается умение манипулировать предметами.

Агуканье и объятия

Уже с грудного возраста можно стимулировать развитие речи, если всячески поощрять агуканье малыша. Он будет с удовольствием ворковать на своем языке, когда услышит, как вам это нравится. Поэтому чаще говорите ему «агу» и приветливо улыбайтесь.

6 МЕСЯЦЕВ - 1 ГОД

«Дуем-дуем». Такое упражнение направлено на развитие у ребенка умения управлять собственным дыханием, что в дальнейшем потребуется при становлении речи. Для его проведения надуйте обе щеки и затем дуньте на малыша, после чего попросите его сделать то же. Если ребенок не умеет дуть, научите его этому. В этих целях можно воспользоваться перышком, пеной, использующейся при купании, и мукой, предварительно высыпанной в тарелку.

«Все схвачено». Возьмите в руку игрушку и, расположив вертикально, попросите малыша взять ее. При этом нужно следить за тем, чтобы положение игрушки не изменялось. Затем расположите игрушку горизонтально и вновь попросите ребенка взять ее. Такое упражнение направлено на развитие мышц кисти и умение захватывать предметы.

«Мешочек с сюрпризом». Положите игрушку в полиэтиленовый или бумажный пакет и сверните его, после чего предложите ребенку достать игрушку. Такое упражнение развивает моторику рук и дает малышу представление о постоянстве предметов.

«Брось сильней!». На некотором расстоянии от ребенка поставьте ведро или коробку и затем попросите его попытаться забросить туда какую-либо игрушку. Во время выполнения упражнения периодически меняйте местоположение импровизированной корзины.

«Волшебный лист». Возьмите чистый лист бумаги и попросите малыша смять его, затем расправить, разорвать на несколько частей и т. д. Такое упражнение развивает моторику рук. После этого разместите лист бумаги перед лицом ребенка - он закроет обзор комнаты, а затем отведите лист.

«А ну-ка, повернись!». Положите ребенка на бок и покажите ему яркую игрушку. Малыш пожелает достать ее. Он будет тянуться ручками к игрушке, а вы в это время медленно передвигайте ее дальше, побуждая ребенка перевернуться на живот. Только после того, как он перевернется, отдайте игрушку ребенку.

«Говорящие зверушки». Посадите малыша на кровать и разложите перед ним несколько мягких игрушек. Взяв в руки одну из них, поговорите с ребенком от ее имени. При этом лучше всего изменять голос, подражая интонации того или иного животного: если это медведь - говорите низким тоном, если лисичка - высоким и протяжным, и т.д. Во время проведения такой игры ничто постороннее не должно отвлекать внимание малыша. Упражнение направлено на развитие речевых навыков.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Среди средств физического воспитания большое место занимают массаж и гимнастика.

Массаж оказывает благоприятное действие на мышечный тонус: уравновешивает тонус сгибателей и разгибателей (это важно, так как у детей до 3-х месяцев отмечается флексорный гипертонус). Под влиянием массажа улучшается эластичность и подвижность связочного аппарата; расширяются капилляры, улучшается питание тканей, перистальтика кишечника, аппетит, циркуляция крови. Массаж оказывает благоприятное действие на нервную систему: уравновешивает процессы возбуждения и торможения в ЦНС (это особенно важно в раннем возрасте, когда отмечается незрелость нервной регуляции функций органов и систем). Первые речевые реакции (гуление) возникают в ответ на тактильные раздражители - поглаживания, в то время как словесные, обращения взрослых не вызывают такой реакции.

Основные приемы массажа.

Поглаживание - легкие скользящие движения ладонями или тыльной стороной кисти по поверхности кожи.

Детям первых 3-х месяцев жизни используют преимущественно прием "поглаживание". Более старшим детям можно использовать растирание, разминание, поколачивание.

Растирание - это более сильное давление рук, чем поглаживание, проводится в тех же направлениях.

Разминание - воздействие не только на кожу, но и на мышцы, сухожилия, суставы.

Поколачивание проводят тыльной стороной одного пальца, затем двумя и большим количеством пальцев Этот прием оказывает рефлекторное влияние на глубоко лежащие мышцы.

Требования к проведению массажа:

· руки массажиста должны быть теплые, без длинных ногтей, не шершавые;

· во время массажа ребенок должен быть спокойным, в хорошем настроении; при неприятных ощущениях массаж нужно прекратить;

· кожу ребенка смазывать кремом не нужно;

· продолжительность массажа одной области (руки, ноги, живота и т.п.) секунд - 2 минуты.

Начинать массаж можно в возрасте 1 месяца. Проведение массажа обычно сочетают с гимнастическими упражнениями.

Упражнения бывают 3-х видов:

¨ рефлекторные,

¨ пассивные,

¨ активные.

Рефлекторные упражнения - это вызывание безусловных рефлексов (Бабинского, Веркома и т.п).

Пассивные упражнения - это движения конечностями ребенка, которые выполняет взрослый (сгибание рук, ног и т.п). Эти упражнения можно проводить с 3-х месяцев, когда уравновешивается тонус сгибателей и разгибателей.

Активные упражнения - это упражнения которые выполняет сам ребенок (подползает к игрушке, приседает и т.п.). Эти упражнения используют в соответствии с уровнем НПР (линии До, Др, Рп).

В детских поликлиниках маму ребенка обучают проведению комплексов массажа и гимнастики в зависимости от возраста ребенка.

Мы почему-то уверены, что знаем о потребностях своего ребенка, во всяком случае, об основных. Но при этом проводим почти все время на работе, поручая ребенка няне или отдавая в детский сад. Затем занимаем малыша мультиками или даже даем свой планшет, чтобы он дал нам заняться такими важными делами – приготовить еду, убрать в доме, посидеть в социальных сетях.

Какие же по нашему мнению основные потребности ребенка?

Прежде всего, потребность в еде. Домашней, полезной, свежеприготовленной. Чтобы и белки, и жиры, и углеводы. Выпечка, фрукты. И иногда даже Mcdonalc, ведь ребенок так любит туда ходить! Если изредка, то это не вредно.

Потребность в тепле и комфорте. Наверное, поэтому мы с самого рождения ребенка кутаем, опасаясь, что его может продуть несуществующий сквозняк. А некоторые мамочки даже ставят обогреватель в ванной, когда купают ребенка, несмотря на то, что в доме «Ташкент» и взрослые ходят по дому босиком и с короткими рукавами.

Потребность в общении. Ребенку так важно социально адаптироваться и учиться общаться со сверстниками. И чем раньше, тем лучше. Именно поэтому мы отдаем детей в детский сад, и часто даже не в три года, а в два. А иногда и детского сада не можем дождаться, ведем малыша в кружки раннего развития, где принимают уже с года. Пусть учится взаимодействовать с другими детками! И все это притом, что ребенку до трех лет вообще общение со сверстниками вредит психике, перевозбуждая ее, а с трех до пяти малышам достаточно двух часов в день этого самого социального общения. Все, что сверх этого лимита, уже идет во вред.

Потребность в обучении. Именно потому мы отправляем детей на раннее развитие, нанимаем им репетиторов по всем иностранным языкам уже в три года, практикуем обучение по различным модным современным методикам Монтессори и прочим, искренне считая, что «после трех уже поздно».

Но что самое обидное и печальное, что ни одна из перечисленных потребностей не является основными потребностями ребенка. Какие же они на самом деле?

Основные потребности ребенка:

Прежде всего, потребность в родителях. После рождения маленький человечек находится в биополе матери, так как его собственная аура только начинает формироваться. И потому он чувствует себя спокойно и в безопасности только рядом со спокойной и умиротворенной мамой. Чуть позже, когда ребенок становится постарше, к маме формируется привязанность и тогда для него уже осознанно важно, чтобы мама была рядом. Для того, чтобы обнять, поцеловать, спросить что-то, успокоить свои страхи, получить еще одну порцию любви и внимания. Лет с двух важной персоной становится и отец.

Далее, потребность в самовыражении. Эту потребность родители так часто игнорируют и всячески подавляют, если она им не по вкусу. К примеру, ребенок очень любит рисовать и при каждой возможности берет в руки карандаш и бумагу, мечтает стать художником. А родители, напротив, уверены, что это «пустое» увлечение и нечего «фигней страдать». И всячески препятствуют этому занятию, закапывают талант ребенка в землю, ставя крест на его возможностях самореализации. Ребенок потом вырастет, и всю жизнь будет заниматься нелюбимым делом, ненавидя в душе родителей. Либо пойдет наперекор и рассорится с ними. Итог в любом случае печальный, потому что это базовая потребность ребенка – потребность в самовыражении.

Потребность в любви. И не только получении, а и отдачи. Дети, которым не досталось достаточно любви от родителей в детстве, потом всю жизнь ищут ее где-то на стороне. Или пытаются заслужить у родителей, завоевывая ее разными свершениями и подвигами. Ни первое, ни второе не сделает их счастливыми.

Поэтому задумайтесь, удовлетворяете ли вы истинные потребности своего ребенка? Ведь он вырастет и у вас не будет возможности все исправить.

× закрыть

Пользовательское соглашение

Публичная оферта

Политика конфиденциальности

Политика безопасности в соответствии с законами РФ объясняет пользователю все моменты, связанные с использованием всего объема информации, предоставленного Вами во время работы с нашим сервисом. Также здесь Вы найдете ответы на возможные вопросы, а также контакты для их уточнения.

1. Какая информация нам необходима и для чего?

Сбор, использование и обработка персональных данных и личной информации на сайте сайт, проходит в точном соответствии с законодательством Российской Федерации. Вся информация будет нами использована исключительно для поддержания контактов с пользователями ресурса, а также для информирования о работе нашей программы. Прежде чем Вы предоставите нам персональные данные третьих лиц, обязательно заручитесь их согласием. Будем Вам предельно благодарны за предоставление точных данных.

2. Как мы используем Вашу персональную информацию?

Информация о Вашем адресе электронной почты и Вашем имени будет использована для подтверждения вашей идентификации на сайте, для возобновления пароля, для предоставления Вам наиболее точной и оперативной информации о работе нашей программы, а также с целью пресечения незаконного использования нашего продукта или мошенничества.

3. Кто еще получает доступ к персональной информации?

Рассылка осуществляется при помощи сервиса почтовых рассылок justclick.ru. Этот сервис обрабатывает Вашу персональную информацию (т.е. e-mail и указанное Вами имя) с целью предоставления Вам информации о работе нашего сайта. Ваша персональная информация может быть раскрыта исключительно в соответствии с требованиями законодательства РФ или в целях защиты себя и других граждан от противоправных действий третьих лиц и прочих опасностей.

4. Идентификационные файлы (cookies)

Наш сайт использует идентификационные файлы - cookies. Cookies – небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя. Веб-клиент (обычно веб-браузер) всякий раз при попытке открыть страницу соответствующего сайта, пересылает этот фрагмент данных веб-серверу в виде HTTP-запроса . Применяется для сохранения данных на стороне пользователя, на практике обычно используется для: аутентификации пользователя; хранения персональных предпочтений и настроек пользователя; отслеживания состояния сеанса доступа пользователя; ведения статистики о пользователях . Вы можете отключить использование cookies в параметрах настройки браузера. Следует учитывать, однако, что в этом случае некоторые функции будут недоступны или могут работать некорректно.

5. Безопасность

Мы предпринимаем все возможные предосторожности для уничижения возможности потери, кражи или стороннего доступа к Вашим персональным данным. К сожалению, мы не можем гарантировать абсолютного уровня безопасности хранения данных. В случае если Вы заметили несанкционированное использование паролей нашего сайта, немедленно сообщите нам для скорейшего устранения этого момента.

6. Отказ от подписки

Вы можете в любой момент отказаться от получения информации с нашего сайта, нажав кнопки отписки в конце каждого письмо либо обратившись к нам.

Младенец, О-1 год

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: любовь, нежность, внимание.

К счастью для нашего поколения, в наши дни уже отказались от ложного представления о том, что детей нужно воспитывать и приучать к дисциплине с самой колыбели. Младенец - чистое золото в духовном понимании. Лелея его невинность, мы можем найти обратный путь к себе самим.

Так что на правильном пути те родители, которые являются учениками своего ребенка.

Касаясь своего ребенка, беря его на руки, защищая от всех опасностей, играя с ним и отдавая ему свое внимание, вы устанавливаете с ним духовную связь. Без этих «примитивных» реакций со стороны того, что его окружает, человеческий организм не может пышно расцвести - он будет чахнуть и терять силы точно так же, как цветок, лишенный солнечного света.




Ребенок, начинающий ходить, 1-2 года

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: свобода, поощрение, уважение.

этапе своего развития ребенок впервые приобретает эго

Здесь слово эго употребляется в самом простом его смысле, как «я», как признание «я есть». Это опасное время, потому что ребенок впервые испытывает отделение от своих родителей. Соблазн свободы и любопытство толкают в одном направлении, но страх и неуверенность тянут в другом. Не все переживания, связанные с тем, что вы предоставлены самому себе, приятны.

Поэтому именно в это время родители должны преподнести духовный урок, без которого ни один ребенок не может по-настоящему превратиться в независимую индивидуальность: мир безопасен.

Если вы, будучи взрослым человеком, чувствуете себя в безопасности, это означает, что когда-то, когда вам еще не исполнилось одного - двух лет, вы не были обусловлены страхом: вместо этого родители поощряли ваше безграничное развитие, учили ценить свободу, несмотря на раны, которые ребенок получает время от времени, сталкиваясь с окружающими его вещами этого мира. Упасть - совсем не одно и то же, что потерпеть поражение, испытать боль - совсем не одно и то же, что решить, что мир опасен. Травма - не что иное, как средство, которое Природа использует для того, чтобы сказать ребенку, где проходит граница; боль существует для того, чтобы показать маленькому ребенку, где начинается и заканчивается «я», чтобы помочь ему избежать потенциальных опасностей вроде ожога или падения с лестницы.



Когда родители искажают этот естественный процесс обучения, в результате возникает ощущение психологической боли, что вовсе не входило в намерения Природы. Физиологическая боль устанавливает границы, которые вы не можете пересечь, не испытав глубокого беспокойства о своем состоянии. Если ребенок связывает получение травм с тем, что он плохой, слабый, что он не способен справляться с трудностями или что он окружен опасностями, места для внутреннего духовного роста не остается. Без ощущения безопасности дух недосягаем: человек всегда пытается просто чувствовать себя уверенно в этом мире, но эта уверенность не может быть достигнута, пока он не избавится от отпечатков, полученных в раннем детстве.





Дошкольники, 2 -5 лет

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: заслуживающий похвалы, исследующий, одобряемый.

этой стадии у ребенка развивается чувство самоуважения

Самоуважение обеспечивает готовность покинуть пределы семьи, чтобы встретиться с огромным миром. Это период заданий и испытаний. Пока ребенку не исполнится два-три года, он не несет никакой ответственности за поставленные перед ним задания -

ему достаточно играть и быть жизнерадостным.

В это время единственная духовная обязанность состоит в том, чтобы давать пищу восторгу, который испытывает «я» ребенка, когда оно открывается новому миру. Одновременно с обучением опрятности и умению самостоятельно держать ложку ребенок начинает осознавать, что «я есть» можно расширить до «я могу». Когда эго двухлетнего человека это осознало, его уже ничто не может остановить. Оно думает, что ему принадлежит весь мир - и, конечно же, все члены его семьи.



«Я» в это время подобно только что включенному генератору силы, и, что особенно страшно, новорожденное эго пользуется этой силой самым неорганизованным образом. Крик, визг, увиливание, использование всесильного слова нет! и вообще попытки управлять действительностью с помощью одного только своего желания это как раз то, что и должно происходить в этом возрасте.

В духовном смысле ценность этого дошкольного возраста состоит в том, что эта сила - духовная сила, и только искажения ее ведут к проблемам. Так что вместо того, чтобы сдерживать эти приливы энергии в своем ребенке, направьте их на такие задачи и испытания, которые учат приобретению равновесия. При отсутствии равновесия неудержимое желание дошкольника проявлять свою силу приводит к огорчениям, ведь то, что он испытывает, это большей частью иллюзия силы. Без умолку болтающий двухлетний ребенок - это еще крошечный, легко уязвимый, несформировавшийся персонаж. В своей любви к детям мы допускаем иллюзии, потому что мы хотим, чтобы они выросли сильными, толковыми людьми, готовыми к любому испытанию. Но подобное чувство самоуважения не сможет развиться у ребенка, если в этом возрасте останавливать или подавлять у него чувство, что он обладает силой.

Ключевые слова, которые применимы к первым школьным годам, носят более

социальный оттенок

Конечно, существует много других слов, потому что, когда ребенок в свои пять лет постигает мир, мозг его настолько сложен и активен, что он усваивает и проверяет бесчисленное количество различных понятий. Кроме того, я вовсе не хочу сказать, что

Конкретно мыслящий ум младенца, который не понимал причин вашего поведения, а только чувствовал, теперь приобретает возможность воспринимать действительность за пределами «я есть», «я хочу» и «я первый".



То, как мы отдаем, в любом возрасте показывает, насколько мы сопереживаем потребностям тех, кто нас окружает. Если, отдавая, мы рассматриваем это как потерю - я вынужден от чего-то отказаться, чтобы ты мог это иметь, - значит, духовный урок на этой стадии не был пройден. Отдавание в духовном понимании означает: «Я отдаю тебе, ничего не теряя, потому что ты - это часть меня». Маленький ребенок не может полностью охватить эту идею, но он может ее почувствовать. Дети не просто хотят делиться - они любят делиться. Они ощущают тепло, которое выделяется при пересечении границ эго и включении в свой мир другого человека, - нет большего доказательства близости, и поэтому никакое другое действие не вызывает такого блаженства.



То же самое можно сказать и о правдивости. Мы лжем для того, чтобы себя обезопасить, чтобы предотвратить опасность наказания. Страх наказания подразумевает внутреннее напряжение, и, даже если ложь действительно защищает от ощущаемой опасности, она очень редко, если вообще когда-нибудь помогает избавиться от этого внутреннего напряжения. Это сделать может только правда. Когда маленького ребенка учат тому, что, если он будет говорить правду, это вызовет у него приятные чувства, он делает первый шаг к осознанию, что правда обладает духовной ценностью.


Не обязательно прибегать к наказаниям. Если вы воспитываете у ребенка отношение «говори правду или у тебя будут неприятности», вы учите духовной фальши. Ребенок, у которого возникает соблазн солгать, находится под действием страха. Если до сознания доходит правда, связанная с этим страхом, разум вполне логично пытается поступить наилучшим образом, говоря правду. В любом случае вы заставляете ребенка поступать лучше, чем, как вам кажется, он есть на самом деле. Научить действовать исходя из требований других - верный рецепт духовного разрушения. Ваш ребенок должен чувствовать: «это то, что я сам хочу делать».




Дети старшего возраста, 8 -1 2 лет

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: независимость суждения, разборчивость, проникновение в сущность.

Многим родителям эта стадия развития детей приносит больше всего радости, потому что именно к этому времени у детей

развивается личность и независимость

Они начинают думать по-своему, у них появляются увлечения, симпатии и антипатии, энтузиазм, усиленное стремление открыть то, что может остаться на всю жизнь, например любовь к науке или искусству. Применимые к этому возрасту ключевые духовные понятия полностью соответствуют этой волнующей фазе.


Хотя это звучит и сухо, «разборчивость» - прекрасное качество души. Это гораздо больше, чем просто отличать хорошее от плохого. В эти годы нервная система сама способна поддерживать острое ощущение величайшей глубины и важности будущего. Десятилетний ребенок способен к мудрости, и, в первую очередь, речь идет о самом деликатном даре - личном проникновении в сущность вещей. Ребенок способен видеть своими собственными глазами и судить на основании того, что он видит: он больше не получает мир из вторых рук - из рук взрослых.



Поэтому это первый этап, когда любое понятие типа «духовный закон» может быть усвоено умозрительно. До этого закон представляется подобным правилу, которому нужно следовать или по меньшей мере уделять внимание. Вместо того чтобы использовать слово закон, родители могут воспользоваться словами «как это работает», или «почему все происходит именно таким образом», или «делай это так, чтобы ты чувствовал, что это хорошо». Это более конкретный способ обучения, опирающийся на опыт.


Однако в возрасте десяти лет или около того абстрактные рассуждения принимают независимый оборот, и настоящим учителем вместо авторитетной личности теперь становится опыт. Почему так происходит - это духовная тайна, ведь опыт присутствовал с самого рождения, но по какой-то причине мир вдруг заговорил с ребенком: к нему приходит изнутри глубинное понимание того, почему это правильно или нет, почему так много значат правда и любовь.




Ранние юношеские годы, 12 -15 лет

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:самоосознание, экспериментирование, ответственность.

Детство заканчивается и начинается отрочество, время, которое принято считать трудным и тяжелым. Детская невинность внезапно обращается половой зрелостью, и у юного существа появляются потребности, которые родители больше не могут удовлетворить. Родители начинают понимать, что пришла пора отпустить своих детей и поверить, что те способны иметь дело с миром ответственности и давления, к которому, может быть, сами родители только что научились приспосабливаться, избавившись от чувства неуверенности.


Решающим теперь является то, что полученные в детстве уроки начинают приносить плоды -сладкие или горькие. Ребенок, который отправляется в мир с отпечатками подлинных духовных знаний, будет отражать гордость и доверие своих родителей. Ребенок, который движется спотыкаясь, в полном замешательстве, отчаянно экспериментируя и постоянно испытывая давление со стороны своих сверстников, скорее всего, отражает скрытую беспорядочность своего воспитания.



Отрочество - время пресловутой застенчивости, но оно может также стать временем самоосознания.


Когда кончается детство, экспериментирование совершенно естественно, но оно не должно быть безрассудным и разрушительным. Весь вопрос в том, обладает ли ребенок внутренним Я, которое можно использовать в качестве советчика. Это внутреннее Я - неслышный голос, который обладает силой выбирать между правильным и неправильным, исходя из глубокого понимания жизни. Возраст для этого понимания не имеет значения. Новорожденный младенец обладает им в той же степени, что и зрелый взрослый человек. Разница заключается в том, что взрослый человек придерживается поведения, которое определяется внутренним советчиком, и, если вы научили своего ребенка прислушиваться к собственному молчанию, вы, не опасаясь, можете отпускать его в мир уже не как ребенка. Это очень радостное переживание (хотя временами и заставляющее нервничать) - наблюдать, как в результате экспериментирования с множеством выборов, которые предоставляет выросшему ребенку жизнь, растет его самоосознание.