Справка мероприятиях об обычаях народов дагестана лезгинов. Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты


Лезгины обладают зажигательным и импульсивным характером, но это касается только темперамента, и лезгинская свадьба не исключение. А вот к выбору возлюбленной этот народ подходит с особой тщательностью.

Молодой человек, определившись с выбором суженой, должен рассказать об этом решение своей семье. Но сам об этом не сообщает, за него это делает либо брат, либо друг. Назначается домашнее собрание, на котором принимается решение, достойна ли девушка, отчего дома. Если совет принял положительное решение, начинается процесс сватовства.

К родителям невест посылают почтенного лезгина, на которого возлагается миссию прошения руки и сердца. Илчи или сват трижды предлагает матери девушки отдать за своего подопечного. И только на третий раз родители принимают решение. Положительным ответом служит специально испеченный хлеб, который она преподносит свату.

Соглашение

После обоюдного согласия сторон, собирается повторный домашний совет с приглашенными родственниками. Гости собираются и дарят презенты и выбирают делегацию, которая пойдет договариваться о нюансах предстоящего события.

В жилище к будущей семье приходят с дарами для избранницы-обручальное кольцо, пара нарядов, обувь и угощения это начальный аванс перед калымом. После обсуждения условий свадебной церемонии, через несколько дней отправляют оставшуюся часть выкупа. В эти дни в обоих домах проходят праздничные обеды, куда созывается все родственники, и соседи которых оповещают о будущем меропириятии. После этого обручение считается оконченным.

Процесс свадьбы

Лезгинские свадьбы и подготовка к ним занимают много времени от нескольких месяцев до пары лет. Это событие готовится с особой тщательностью, и предусматриваются все нюансы. Лезгинская свадьба в селе не подразумевает никаких оплошностей, готовится план мероприятия, которому все строго следуют.

Свадебное тожество намечается на воскресенье или четверг, по старым поверьям это самые благополучные дни для бракосочетания.

Лезгинская свадьба подразумевает и красивое приглашение на свадьбу. Член семьи со стороны невесты ходит по домам и лично сообщает о приглашение на торжество. Выбирают обычно сестру девушки, она в подвенечном платье с подругами приглашает односельчан, а в замену за ее труд одаривают презентами.

Перед свадьбой молодой человек купается в реке и надевает национальный костюм. Празднует свою свадьбу он у одного из родственников в тесной дружеской компании.

Во время праздничного застолья дом делится на две половины: мужскую и женскую. Только на время танцев мужчины и женщины собираются. Танцевальным вечером руководит специальный человек, который распоряжается выбором мелодий к празднику. Конечно самый популярный танец это лезгинка. Во время лезгинки мужчины стараются перед друг другом выделится и произвести впечатление на женскую половину. Считается, чем ниже сможет сесть лезгин во время танца, тем он сильнее.

Официальное бракосочетание происходит в окружение пяти человек и проходит за несколько дней до торжественного застолья. Так что девушка вступает в дом к мужу законной супругой.

| 24.12.2014 | 00:00

Одним из древнейших очагов цивилизации на Кавказе является земля лезгинского народа, упоминаемый многими историческими источниками Лезгистан. Этот народ имеет древнюю и богатую историю. Объединившись в единый племенной союз еще в глубокой древности, лезгины смогли создать свое государство, развить самобытные традиции и богатую духовную культуру. Сегодня лезгинский народ в основном проживает на территории юга России и в Азербайджанской Республике.

Неотъемлемой частью быта лезгинского народа исторически являлись обычаи гостеприимства, дружеской взаимопомощи или куначества, а также кровной мести. Большое место в культуре лезгин отведено воспитанию детей. Их обучением начинают заниматься еще когда ребенок находится в утробе матери. Интересно, что бездетные женщины вместе отправлялись к священным местам и давали обет в случае появления на свет у одной мальчика, а у другой девочки, сочетать их браком. Традиция обручать детей в раннем возрасте сохранилась и до наших дней. Этот обычай обусловлен стремлением закрепить родственные и дружеские связи между семьями.

Как и у большинства кавказских народов, раньше у лезгин практиковалось похищение невесты. Если оно совершалось с согласия девушки, ее родственники не противились этому. Однако выкупа за невесту (калыма) у лезгин никогда не было, тем ни менее, за невесту вносили определенную плату ее родителям. Большим уважением исторически и в наши дни на свадьбах лезгин пользуются гости и старики. В некоторых семьях до сих пор сохранился обычай посыпать невесту мукой, когда она впервые входит в кухню. Невеста, в свою очередь, кидает в огонь горсть муки в знак того, что она стала законной хозяйкой домашнего очага.


Несмотря на то, что женщине всегда отводилась второстепенная роль в лезгинских семьях - она занималась сугубо домашними работами, мужчины всегда уважительно и почтительно относились к лезгинкам. В лезгинских семьях большим позором считается поднять руку на женщину и оскорбить ее честь. Раньше такое оскорбление приравнивалось к кровной обиде, и обидчик становился изгоем в своей общине. Сегодня бить женщину по -прежнему считается позором и, если ссора доходит до крупного скандала, жена уходит в дом родителей и родственники мужа добиваются примирения. Подобно другим северокавказским народам, на женщину лезгины не распространяли кровную месть, и какая бы кровная вражда не была между фамилиями, никогда не убивали женщину. Если же кто-нибудь совершал подобное преступление, то этим он навлекал на себя величайшее презрение общества. Как и другие кавказские народы, лезгины прекращали драку, если женщина, сняв платок, бросала его между двумя враждующими. И в наши дни в присутствии женщины у лезгин не принято позволять себе неприличные выражения. Позорно считается и мстить женской половине общества.

Интересно, что лезгинский мужчина по традиции не присутствует при родах. Первому, кто сообщит молодому отцу о рождении ребенка, полагается подарок. Лезгины считают более радостным событием рождение сына, имя которому, как правило, дает кто-либо из старших родственников. Обычно его нарекают именем умершего члена семьи. По случаю новорожденного в лезгинских семьях всегда устраивается семейный праздник и готовятся специальные угощения.

Отметим, что наряду с исламом в лезгинской культуре присутствуют элементы языческих верований. Ранее, по одному из обычаев, быка коричневого цвета, купленного на деньги сельской общины, трижды обводили ночью вокруг селения, а потом убивали. Мясо раздавали всем семьям села. Считалось, что такое «жертвоприношение» должно предохранить скот от гибели. Существовало предписание, согласно которому в жертву приносили любое животное, кроме козла. Этот обычай был связан с поверьем, согласно которому козлы - животные с холодными губами, и боги не примут такую жертву.


Необычные традиции и обряды существуют в быту лезгин и сегодня. Все они уходят корнями в глубокую древность. До сих пор сохранился у лезгин обряд посыпания солью головы больного. Раньше любые болезни лезгины объясняли сглазом. Лезгины верили, что проведя щепоткой соли вокруг головы больного и прочитав молитву, можно снять порчу. В заключении этого простого обряда лезгины проводили солью над огнем, показывая тем самым, что тот, кто наводит сглаз, должен гореть в аду. Этот же обычай лезгины совершают от сглаза и для привлечения удачи.

Кроме того, у лезгин по прежнему делаются обереги против злых духов. Например, при строительстве дома лезгины вешают на стену предметы посуды. По традиции, это принесет новоселам счастье и благополучие. Также в качестве оберегов лезгины используют колючие растения. Возможно это связано с поверьем, что уколовшись об острые иглы злой джин уйдет от человека и не принесет ему беды. Колючки точно также вешались на стены, а в настоящее время их часто можно увидеть в качестве брелка под зеркалом заднего вида в автомобиле. В качестве талисманов лезгинские дома могут украшать необычные камни, ветки, рога животных, а также холодное оружие.

Нередко со святыми местами у лезгин связаны деревья необычной формы и огромные камни. Святые места у лезгин называются - «пир». Часто у лезгин они также связаны с источниками воды или горами. В таких местах всегда просят о помощи и совершают молитву, принеся что-либо в дар месту. На святом месте лезгины также вешают кусочки материи. На территории проживания лезгин и сегодня существует множество непонятных, на первый взгляд, мест, обвешанных разноцветными кусочками ткани. Это и есть лезгинские святыни - «лезги пирар».


Один такой современный «пир» вырос прямо по середине асфальтовой дороги в Азербайджане. Недавно власти Азербайджана хотели выкорчевать это святое место лезгин, но, как утверждают местные жители, «даже подогнанный экскаватор не смог осилить этого». Это огромное дерево разделяет дорогу на две части, и проезжающие люди останавливаются, кладут милостыню и просят Бога о помощи. В случае, если машина или поезд, проезжающий мимо не останавливаются, то лезгины все равно привстают со своих мест и, омыв ладонями лицо, произносят строку из Корана: «Бисмилляхи рахмани рагьим».

Помимо необычных святых мест, сохранилось на земле лезгин и множество исторических памятников, среди которых старинная крепость в селении Ахты Ахтынского района. Недавно об этом памятнике архитектуры даже был снят короткометражный фильм. События фильма происходят во времена войны горцев во главе с имамом Шамилем в середине XIX века. В основу телевизионной постановки легли воспоминания дочери коменданта Ахтынской крепости Нины Рот, приехавшей к отцу в Ахты (лезг. Ахцагь) в 1848 году.

Приведем небольшой отрывок из записей девушки: «На нас смотрели довольно стройные горцы, похожие на немцев. Женщины в ситцевых шароварах и бешметах укутанные шалями. Маленькие лезгинята, проведав кто я такая, что-то кричат друг другу. На завтра я пожелала посмотреть Ахты, и мы в сопровождении военных нукеров, считавшихся цветом лезгинской молодежи, посещали базар, лавки - нечто вроде магазинов. Письменный язык - арабский. Все женщины носят чадру. Когда солнце поднялось высоко, нас пригласил к себе Ахтынский старшина, дом которого находился возле той крупной мечети, куда по пятницам собирались духовные лица всех сел округа. Здесь мы познакомились с первым лицом в округе - с поэтом, ученым и лекарем Мирза Али аль-Ахты. С нами по очереди поздоровались: «Издрастье, матушка», но многие говорили на свой лад - «матишка». Лезгины более внимательны и снисходительны к человеку другой национальности. Более богатые ахтынцы звали нас с батюшкой к себе в гости. Чем только не угощали, подавали самые затейливые блюда: хинкали с мясом, сыром, маслом, бараньей начинкой и с яйцами. А еще мед, вишни, яблоки, груши и чай. Все желали нас водить из дома в дом. Они не были похожи на жестоких дикарей, как мы слышали в столице. Правда порой я замечала косые взгляды женщин, и приходилось нечаянно услышать от них «матишка».

Режиссером-постановщиком фильма стала сотрудница телекомпании РГВК «Дагестан» Гулер Камилова. По ее словам, основной задачей картины является «привлечь внимание общественности к историческому памятнику с богатой историей». Фильм будет интересен как для любителей истории, так и для поклонников художественных картин.


Помнить о культуре и традициях своего народа лезгинам также призвана помочь премия «Душа Дагестана», созданная по инициативе правительства Российской Федерации. На премию ежегодно номинируют 15 человек и присваивают за заслуги в сохранении и развитии народного творчества и традиционной культуры. Премия присуждается на конкурсной основе по следующим номинациям: народный танец (руководитель лучшего любительского коллектива, исполнитель народного танца); народное пение (руководитель лучшего любительского коллектива, исполнитель народной песни); народная музыка (руководитель лучшего любительского коллектива, исполнитель народной музыки); традиционная народная культура (руководитель лучшего самодеятельного фольклорного коллектива, народный сказитель, исполнитель эпоса, семейный ансамбль, цирковой коллектив, группа канатоходцев); народный мастер (декоративно-прикладного, изобразительного и фотоискусства, по пошиву национальных костюмов, изготовлению музыкальных инструментов); лучшее юное дарование - до 14 лет; народный театр (режиссер лучшего народного театра, лучший актер народного театра); руководитель лучшего управления (отдела) культуры муниципального образования. Церемония награждения номинантов состоится в декабре каждого года.


Ранее, с 2010 года, при поддержке министерства культуры в республике была принята и действует целевая программа «Сохранение и развитие профессионального искусства и народного творчества Дагестана на 2011-2015 годы».

Культурная программа, осуществляемая при поддержке министерства культуры РФ, играет важную роль в развитии и поддержке народного художественного творчества лезгинского народа. Она помогает формировать эстетические ориентиры молодого поколения Дагестана, а также учит давать правильную оценку народного творчества и любительского искусства одаренных лезгин.

Без сомнения, лезгинская земля полна талантливыми людьми. В их числе прекрасный поэт Заира Аминова, чье творчество ввели в программу изучения литературы старших классов. Она родилась 10 декабря 1973 г. в городе Махачкала, Республика Дагестан. Стихи Заира начала писать уже с четырех лет. В 1995 году Заира начинала работать в Союзе женщин Дагестана. Именно в это время было написано заслужившее высокую оценку критики и читателей стихотворение «Беженка», посвященное бежавшим от войны женщинам Кавказа, которых приютили в Дагестане. Примечательно, что будучи сама лезгинкой, Заира пишет стихи только на русском языке. Поэзию Заиры Аминовой хорошо знают и любят у нее на родине. В 1996 году вышел на экран дагестанского телевидения фильм «Страницы дагестанской поэзии. Заира Аминова», который имел большой успех. Популярно творчество лезгинской поэтессы и в западной части России. В 1996 году в Санкт-Петербурге издательство «Печатный двор» выпустило сборник стихов З.Аминовой «Страна мечты», получивший много положительных отзывов.

Популяризации лезгинской культуры среди россиян также призваны способствовать занятия открытой в ноябре 2014 года Воскресной школы для детей школьного возраста в Москве. Учреждение с бесплатным преподаванием уроков лезгинского языка открылась при Федеральной лезгинской национально-культурной автономии. В программу обучения школы входят преподавание лезгинского языка и литературы, история Дагестана и лезгинского народа, обычаи и традиции лезгин, декоративно-прикладное искусство и народная музыка. Руководителем воскресной школы стала Абидат Эюбова, опытный педагог, обладатель гранта президента России «Лучший учитель России». Преподавать лезгинский язык в школе приглашен кандидат филологических наук по специальности «Лезгинский язык», известный лезгинский поэт Халидин Эльдаров.

Для лезгин, проживающих в Москве, школа стала очень значимым событием, поскольку подарила живущим вдали от исторической родины людям возможность сохранить родной язык и культуру своего народа для будущих поколений.

Таким образом, государственная политика Российской Федерации сегодня отвечает требованиям общества и направлена на сохранение истории малых народов нашей большой страны. История каждого народа — своеобразное зеркало для потомков. Заглядывая в него, молодое поколение видит образец для подражания и понимает суть происходивших и происходящих в жизни народа перемен. Все это позволяет понять и сохранить культуру каждого народа, проживающего на территории России, что чрезвычайно важно. Не зря говорят, что «народ, у которого есть свои традиции - тот народ вечен и никто не в силах его истребить».

Обычаи гостеприимства, куначества (дружеской взаимопомощи) и кровной мести исторически являлись неотъемлемой частью быта лезгинского народа.

Детей можно было обручать в раннем возрасте и даже еще не родившихся. Этот обычай выражал стремление закрепить родственные и дружеские связи между семьями. Кроме того, бездетные женщины, вместе отправляясь к священным местам, давали обет в случае появления на свет у одной мальчика, а у другой девочки, сочетать их браком.

Практиковалось похищение невесты. Если оно совершалось с согласия девушки, через некоторое время ее родственники примирялись с этим.

Калыма (выкупа за невесту) у лезгин не было, но за невесту вносили определенную плату ее родителям.

Лезгины Самурского округа выплачивали определенную сумму для содержания жены в случае развода. Родители жениха делали родственникам невесты подношения в виде различных предметов одежды и продуктов. День обручения согласовывался после достижения договоренности об условиях выплаты. В этот день все родственники жениха направлялись в дом невесты. Ей делали дорогие подарки и надевали на палец кольцо из золота или серебра. Период между обручением и свадьбой мог длиться до пяти лет. Этот срок зависел от возможности жениха сделать свадебные подарки. Невеста тем временем готовила приданое. Жених и невеста до свадьбы не разговаривали друг с другом и избегали возможных встреч.

Во время праздников или по случаю приезда кого-либо из родственников родители жениха посещали невесту с подарками. После этого визита жених был обязан уплатить обещанную сумму, а невеста должна была сшить себе все наряды и закончить последние приготовления к свадьбе.

В первый день свадьбы в дом приходили трое музыкантов. Родственница жениха выносила поднос, на котором лежали предназначенные для них три платка, три чурека (хлебные лепешки), три пары носок. Этот момент считался началом свадебных торжеств.

На второй день гости одаривали жениха и невесту. Практически все жители села относили в дом жениха по 3 - 5 кг муки или зерна. Невесте дарили предметы домашнего обихода: сумки, накидки для седла, носки, платочки. В дом невесты приходили жених, священнослужитель, кадий (судья), два свидетеля и два друга жениха. Со стороны невесты присутствовали отец и дядя. Свидетели задавали вопрос о согласии жениха и невесты вступить в брак. За невесту отвечал дядя или отец. Мулла после прочтения молитвы утверждал совершение брачного обряда.

Затем жених уходил к своему дяде по линии матери, где в одной из комнат расстилал скатерть, куда родственники и друзья клали деньги. Скатерть затем пряталась в сундук для новобрачных и извлекалась женихом в первую брачную ночь. Деньги жених оставлял себе, а скатерть с лакомствами полагалось отдать человеку, который прятал ее в сундук.

На третий день невесту перевозили в дом жениха. Во время свадьбы молодожены не имели права встречаться друг с другом. Жених постоянно находился со своими шаферами, которых было двое. Один из шаферов был родственником, другой - другом. Шаферы выполняли функцию телохранителей. Импровизированный свадебный обряд «умыкания» у лезгин отличался от аналогичного обряда у большинства горских народов тем, что «жертвой умыкания» была не невеста, а жених.

К вечеру свадебная процессия двигалась в путь за невестой. Из дома выходила жена дяди, снимала с винтовки кусок мяса и привязывала к ней узорчатые шерстяные носки, что означало готовность невесты выйти из дома. Во время движения неотъемлемым атрибутом процессии была джигитовка со стрельбой. Когда свита жениха подходила к дому невесты, ее прятали в одной из комнат и не выпускали до уплаты женихом выкупа. Затем она одевалась в свадебные наряды. Из дома невесту выносили на руках. Ее лицо было скрыто красной вуалью - символом невинности. При входе в новый дом невеста «случайно» разливала воду из кувшина, так как лезгины считали, что это обеспечивает хорошие отношения с божествами дома. Невесту приводили в отдельную комнату, где она принимала поздравления с новым очагом. Первой невесту поздравляла свекровь, которая давала ей в руки мальчика, чтобы будущая мать родила первенца-сына.

У лезгин существовал обычай демонстрации брачной постели для доказательства целомудрия новобрачной. Если невеста оказывалась не девственницей, то жених сообщал об этом своим шаферам и имел право сразу же развестись и отправить ее в дом к родителям. Как правило, такая женщина заканчивала жизнь самоубийством.

Лезгинская свадьба протекала весело, особым уважением пользовались гости и старики. Когда в сопровождении нескольких женщин молодая впервые входила в хозяйственную комнату свекрови, та осыпала ее мукой, а невеста кидала в огонь горсть муки в знак того, что она стала законной хозяйкой домашнего очага.

При родах из дома уводили отца будущего ребенка. Тому, кто сообщал ему о рождении ребенка, полагался подарок. Появление на свет сына было более радостным событием, чем рождение дочери. Имя ребенку давал кто-либо из старших родственников. Это сопровождалось угощением и семейным праздником. По традиции ребенка нарекали именем умершего родственника или деда.

День весеннего равноденствия - 22 марта - считался началом нового сельскохозяйственного года. Это событие отмечали праздником «яран-сувар» (красный праздник). Вечером 21 марта у домов зажигали костры. Каждое селение и каждая семья стремилась сделать свой костер ярче других. У ворот от имени больных и малолетних выставляли факелы. По поверьям лезгин, огонь очищает тело, сжигает грехи, укрепляет организм. Через огонь прыгали, приговаривая магические заклинания об избавлении от грехов. На огонь нельзя было долго смотреть. Было в обычае украсть горящее полено или головешку из костра чужого селения. Потеря огня считалась позором, а похищение - геройством. Одно-

временно с зажиганием огня стреляли из ружей. В некоторых селах дети сбрасывали под гору деревянные горящие обручи. Детей одаривали сладостями, которые укладывались в мешочки, спускаемые через дымовые и световые отверстия крыши.

22 марта надевали новую одежду, «чтобы весь год ходить во всем новом». Днем готовили праздничное кушанье из разваренных пшеничных зерен, грецких орехов с бараньими и коровьими ножками. Проходило шествие ряженых. Два человека в масках с рогами в сопровождении других людей шли через селение, устраивая перед каждым домом импровизированную борьбу, в процессе которой один ряженый падал. Победитель спрашивал: «Что хочешь?». Проигравший называл определенный вид традиционных угощений (яйца, орехи, сушеные фрукты), и хозяева дома их выносили. Полученные дары делились поровну между всеми участниками процессии, после чего начиналась игра в разбивание яиц. Победителем считался тот, кто разбил чужое яйцо. Изображавший лису ряженый, в вывернутой наизнанку шкуре, в сопровождении музыкантов и певцов подходил к каждому дому, ложился на землю и требовал угощений, которые затем также делились поровну между участниками шествия.

С началом посева яровых и озимых культур был связан обряд первого сева (как весеннего, так и осеннего). С началом работ каждая хозяйка брала с собой хлебную лепешку и угощала ею первого встречного человека. Приступая к посеву, крестьянин рукой проделывал углубления в земле, куда клал зерна. Если из какого-либо отверстия зерна не давали всходов, то этот палец считался «неугодным» богу, и крестьянин завязывал его на период посевных работ.

Сбору урожая черешни также был посвящен праздник. Начало его приурочивали к базарному дню. В богатые черешней селения приезжали лезгинские семьи, которые покупали черешневые деревья. Несколько дней семьи жили в саду, вкушая плоды с приобретенных деревьев. Торжество сопровождалось играми, танцами и пением.

Праздник цветов отмечали походом юношей и девушек в горы за цветами. Торжеством руководил молодой и предприимчивый мужчина («шах»). Молодые люди заранее готовили к празднику нарядную одежду и запасы продовольствия. В назначенный день юноши и девушки в сопровождении барабанщика шли к селению, где плясали и состязались в силовых упражнениях. Победители получали от девушек призы - кисеты и носки. Торжество могло продолжаться до трех дней.

По одному из обычаев, быка коричневого цвета, купленного на деньги сельской общины, трижды обводили ночью вокруг селения, а потом убивали. Мясо раздавали всем семьям села. Считалось, что такое «жертвоприношение» должно предохранить скот от гибели. Существовало предписание, согласно которому в жертву приносили любое животное, кроме козла. Этот обычай был связан с поверьем, согласно которому козлы - животные с холодными губами, и боги не примут такую жертву.

Вызывая солнце, группа людей наряжала деревянную куклу. Ее облачали в платьице, на голову надевали красный платок, на шею - бусы. Куклу держала в руках женщина, которая ходила по дворам и распевала песню, вызывающую солнце.

Для совершения обряда вызывания дождя из числа наиболее бедных, нуждающихся людей выбирали человека, которого наряжали в костюм из больших зеленых листьев. На голову ему надевали железный таз. Ряженый ходил по дворам. Хозяйки сначала обливали его водой, а затем одаривали яйцами, деньгами, хлебом, сыром и медом. После обхода домов вся группа отправлялась на «священный пир», после которого хором произносили слова, взывающие к дождю. Угощения делились между присутствующими, при этом лучшая их часть отдавалась ряженому.

Лезгинский фольклор необычайно богат. Он включает эпос, сказания, песни. Их исполняли народные певцы - ашуги. Национальные музыкальные инструменты лезгин - саз и тар (смычковые), зурна и свирели (духовые), барабаны.

More you might like


Ворота Кийамат-капы (Ворота Судного дня) Кийамат-капы - «Ворота Судного дня» или «Ворота Воскресения» (араб. Баб ал-Кийсша, тюрк. Кийамат-капы, перс. Дар-и Кийамат) - ранее существовавшее мусульманское культовое место в Дербенте, располагавшееся около одной из башен северной городской стены (VI век) с наружной стороны, за пределами средневекового шахристана. Возникло в IХ-Х веках на месте функционировавшего здесь в позднесасанидский и раннеарабский периоды хорошо охранявшегося узкого прохода с арочным сводом в оборонительной стене. Как установлено археологическими раскопками, в указанное время проход был заложен со стороны города и превращен, таким образом, в помещение (4,5 квадратных метра), а прилегающая к нему территория (около сорока квадратных метров) у стыка башни и стены была ограждена каменными столбиками с поперечными деревянными балками заграждения и с входом, оформленным двумя резными столбами Еще в конце 1920 - начале 1930-х годов здесь располагалось почитаемое, святое место, носившее на¬именование азерб. Бурундж пир («Угловой пир»). В последующее время этот культовый памятник и его наименование были забыты. В 2002-2004 годах на этом месте проводились археологические рас¬копки.


25 февраля в гимназии поселка Белиджи состоялся первый этап школьной лиги КВН, организаторами которого выступили РУО Дербентского района и отдел по делам молодежи и туризма. На мероприятии присутствовали начальник отдела по делам молодежи и туризма Рафиль Гаджиахмедов, специалист отдела по делам молодежи и туризма Кемран Исаев, главный специалист отдела культуры, национальной политики и религии Максим Кичибеков, директор ООШ поселка Белиджи Кахриман Ибрагимов и т.д. В первом этапе состязались 4 районные команды: «Корпорация смеха» (гимназия пос. Белиджи), «Утомленные школой» (СОШ №1 села Белиджи), «Солнышко» (СОШ №2 села Белиджи) и «Другая жизнь»(СОШ села Нюгди). «Участники КВН выполняют важную социальную задачу, показывают, насколько яркая, интересная, умная, энергичная молодежь в нашем районе. Одним из важнейших приоритетов любого государства должно быть обеспечение условий для развития молодежи. Необходимо дать подрастающему поколению возможность реализовать себя, найти свое призвание, обрести достойное место в обществе. Администрация Дербентского района всегда поддерживало, и будет поддерживать талантливых, целеустремленных и энергичных учащихся, тех, кто стремится к образованию, проявляет инициативу в учебе, творчестве, спорте и других сферах жизни. Успехи молодых - залог завтрашнего процветания нашего района и республики»- отметил Рафиль Гаджиахмедов. В полуфинал вышла команда «Корпорация смеха» (гимназия поселка Белиджи). Следующий этап состоится в ближайшее время.


Ворота Кала-капы Кала-капы (XVI - XVIII века) в переводе с тюркского языка означает «ворота в крепость». В отличие от других ворот, эти ворота ведут не в город, а непосредственно к входу в цитадель. Это первые ворота от цитадели на южной городской стене. На северном фасаде к востоку от ворот в стене устроена каменная лестница, которая ведет в боевое помещение, размещенное в башне на высоте 3 метра от земли. Стена над воротами и башней имеет парапет с бойницами. С восточной стороны ворот расположена полукруглая сторожевая башня. Несмотря на некоторую схожесть ворот Кала-капы с более древними воротами, они более позднего происхождения. Сооружение ворот специалисты относят к XVIII веку - к периоду вхождения Дербента в состав Кубинского ханства и приписывают Фет-Али-Хану.
«В конкурсе на применение правил землепользования и планировки лучшим признано МО “сельсовет Бурдекинский” Сергокалинского района. А в номинации “Лучший реализованный проект сохранения объектов культурного наследия” единогласно был признан проект реставрационно-восстановительных работ Цитадели “Нарын-Кала” в городе Дербенте», - сообщил собеседник агентства.

Награды победителям конкурса вручил министр строительства РФ Михаил Мень. Как отметил глава Минстроя России, конкурс набирает популярность - в текущем году участников заявлено значительно больше.

Всего на конкурс было подано 194 заявки, из них 57 оказались в финале. В 2016 году оргкомитет конкурса учредил новую номинацию «Лучший реализованный проект развития застроенной территории», на которую претендовало сразу 18 проектов. Среди участников конкурса - органы власти, представители бизнес-структур - застройщики, технические заказчики.

Конкурсные заявки оценивало экспертное жюри, в состав которого вошли специалисты-практики, представители ведущих научных организаций нашей страны, руководители национальных объединений и объединений работодателей в строительной сфере.

Напомним, ежегодный градостроительный конкурс объявлен Минстроем России 10 декабря 2014 года. Его основная цель - определение лучших практик реализации проектов в сфере градостроительства и их внедрение в других регионах страны.

2 апреля 1962 года интернат перевели в специально построенный комплекс, состоящий из нескольких корпусов: трехэтажного здания школы на 300 учащихся, трехэтажного общежития, столовой, хозяйственных построек(прачечной, котельной), жилого дома для учителей. Школа получила статус общеобразовательной восьмилетней школы- интерната №6. В том же году в интернат прибыли дети из Табасаранского, Акушинского, Буйнакского и других районов Республики Дагестан. Учителям и воспитателям пришлось глубоко изучить нравы, культуру, обряды и традиции народов Дагестана, чтобы найти подход к каждому ребенку, находящемуся далеко от родного дома. Первым директором, взявшим на себя ответственность за этих детей, был Ильягуев Пинхас Ильич. В 1962 году ему на смену приходит

Герейханов Абдулла Герейханович, которого затем сменяет на посту Фаталиев Уружбек Фаталиевич.

В1964году эстафету принимает и до 1986 года бессменно несет эту вахту Сеидов Миркерим Султанович,человек большой души, до последних дней своих жизни отдавший себя детям и делу просвещения, ветеран войны, награжденный орденом Красной Звезды и Отечественной войны первой степени, многими орденами и медалями. Учитель, воин, гражданин.

Трагическая случайность оборвала жизнь этого прекрасного человека. В дань памяти 24 ноября 1999 года коллектив школы выступил с ходатайством перед Государственным Советом Республики Дагестан о присвоении школе-интернату №6 имени Сеидова Миркерима Султановича. Указом Государственного Совета РД от 19 сентября 2000 года за №286- «Общеобразовательной средней школе-интернату №6» г. Дербента присвоено имя Сеидова Миркерима Султановича.

Ты нас учил быть стойкими в борьбе,

Учил трудиться, не жалея сил.

Учитель наш, земной поклон тебе

За все,чему нас научил.

С особой любовью и теплотой вспоминают коллеги и выпускники школы-интерната №6 своих русских учителей, работавших с самого его основания. Это Золотарева Вера Александровна, Сеидова Мария Яковлевна, Воротилина Вера Степановна, Сулейманова Мария Григорьевна, Чепраковы Марина Федоровна и Юрий Михайлович, Рамазанова Валентина Павловна, Воронцова Нина Михайловна, Арситова Валентина Николаевна, Козлова Клавдия Степановна Камышанская Нелля Федоровна, Толпегина Ольга Петровна. Молодыми людьми по окончании учебных заведений они прибыли в нашу республику по распределению и остались здесь на долгие годы,а.многие создали свои семьи и навсегда связали свою жизнь с Дагестаном.

Бок о бок с ними трудились Аппажева Мина Рустамовна, Мамедова Шаргия Кадыровна и ныне работающая Бабаева Роза Мардахаевна.

За 55лет сменилось много учителей и воспитателей. Если в 1959-60 учебном году их было 11 человек, то в 1966-67 учебных годах 30 учителей и воспитателей. Сейчас нас более 70 человек.

В 1963 году был первый выпуск, всего за этот период было 45 выпусков, это 1250 выпускников.

В 1986 году на смену Сеидову М.С. пришёл Зотов Виталий Павлович,ныне заместитель начальника ГУО.

1986 году школа - интернат №6 получает статус « Общеобразовательной средней школы -интернат №6 » г.Дербента.С этого момента началась новая эпоха и новая волна воспитания и обучения детей.

С 1992 года школа работает под руководством Н.С. Казимова.

В июне 2012 года руководство школой-интернатом №6 принимает кандидат исторических наук, Заслуженный учитель РД, Кулиев Вадим Джафарович.

В 2011 году школа- интернат получает новый статус: Государственное образовательное учреждение«Общеобразовательная средняя школа - интернат №6 » г. Дербента Республики Дагестан. В 2013 в соответствии с постановлением правительства РФ ГОУ «Общеобразовательная средняя школа- интернат №6» г. Дербента получила статус Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Средняя школа-интернат №6» г. Дербента,Республики Дагестан, имеющего свой Устав, и руководствующегоя в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами Российской Федерации, Федеральным законом №273Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативно- правовыми актами Правительства Республики Дагестан, решениями (приказами) Министерства Образования и науки Республики Дагестан.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Данный проект посвящается истории моего народа - лезгины. По данным переписи населения 2010 года численность населения Астраханской области составило 1 010 700 человек, из них лезгины 4246 (0,5 %).

Я, Рагимова Сенем, являюсь представительницей древнего рода лезгинов, выходцев из Дагестана, село Куруш.

Еще со времен "Повести временных лет" известно, что Россия страна - многонациональная. Эта непреложная истина стала основой для выработки и проведения соответствующей государственной политики обустройства народов и культур в многонациональной России.

В своей работе мне бы хотелось обратить внимание общественности на развитие культурных традиций разных народов, живущих на территории Астраханской области на примере моего народа лезгины. А также мною преследуется цель внести свою лепту в подготовку материалов для книги «История лезгинского народа». Материал, который я изучу, соберу, будет представлен в Астраханский центр народной культуры для дальнейшей работы по изучению истории народа лезгинов, проживающих на территории Астраханской области и всей России. В нашей школе много раз проводились мероприятия на тему: «Астрахань - многонациональная», в котором мы, ученики, принимали участие вместе со своими родителями. Рассказывали о традициях, заложенных в своих семьях. Начиная работу над данным проектом, я поставила перед собой цель, как можно больше узнать о традициях своей семьи и своего народа лезгины.Вовремя работы над проектом я изучила различные литературно- документальные источники, которые помогли мне узнать много полезной информации. В словаре- справочнике Агеева, Р. А. «Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы» изложен весь материал очень кратко, который помог мне в дальнейшем, опираясь на данные тезисы рассмотреть из других источников более подробно многие интересующие меня вопросы. Из материалов К. В. Тревер. «Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н.э.-VII в. н.э.» я узнала историю культуры албанов с IV в до н э и о завоевание Закавказья арабами которое положило конец государственности Албании, но не ее культурной жизни Здесь же я узнала много информации об историческом становление государства Дагестан и борьбе моего народа за свободу.

Цель проекта: познакомиться с историей народа лезгины и исследовать особенности культурных традиций.

Задачи:

1.Узнать из различных источников историю развития древнего народа лезгины; исследовать основные этапы развития культурных традиций.

2.Рассказать сверстникам о своем народе (лезгины) и его культурных традициях.

3.Представить национальные промыслы и особенности кулинарных изделий домашнего приготовления.

4.Рассказать о национальных традициях своей семьи

Целью практической части работы:

является сбор материалов для мультимедийного пособия по теме «История лезгинского народа», которое можно будет использовать на уроках по краеведению Астраханской области и народов Кавказа; в дальнейшем предложить материалы для создания книги «Астраханские лезгины», методическому центру народной культуры.

Актуальность:

Сегодня очень остро стоит в мире вопрос о сохранение обычаев и культурных традиций малочисленных народов. Необходимо обратить внимание общественности на развитие культурных традиций разных народов, живущих на территории Астраханской области

Гипотеза: умение хранить и приумножать традиции и культуру своих предков, представителей разных народностей - это не только умение чтить прошлое, настоящее, но и умение воспитать культурное, толерантное общество будущего поколения нашей страны

Объект исследования :

члены моей семьи, сверстники, народ лезгины.

Предмет исследования:

история и культура народа лезгины.

Методы исследования:

1.сбор информации

2.исследование семейного архива

3.работа с Интернет-ресурсами

4.анализ полученных материалов

Этапы работы:

1.информационный: подбор материала из семейных архивов, интернет сайтов, документальных и литературных источников.

2.практический: работа с источниками, анализ, реферат, создание мультимедийного пособия к урокам краеведения.

3.участие в организации проекта по созданию книги «Астраханские лезгины»

Глава 1 .

1.1.История лезгин

Итак, свое исследование я начала с изучения этнонима «лезгины». Вокруг вопроса о происхождении этнонима «лезгины» до сих пор идут споры. Тем не менее, большинство исследователей выводит этноним «лезгин» из античного «леги» и раннесредневекового «лакзи». В середине I тысячелетия до н. э. в восточном Закавказье складывается албанский племенной союз, объединивший 26 племён, говоривших на различных языках нахско-дагестанской семьи. Нынешние лезгины сами себя называют лезги (ед.ч.), лезгияр (мн.ч.). Термин «лезги» в письменных источниках известен уже с XII века, но это название не являлось в прошлом самоназванием для отдельной дагестанской народности, оно было «совершенно чуждо дагестанским горцам». Персидский историк Рашид ад-Дин, живший в XIII веке, впервые употребил термин «Лезгистан» в общедагестанском значении. Этим же термином назывался Дагестан у восточных авторов. Применительно к нынешнему народу термин «лезгины» стал употребляться с конца XIX — начала XX века, используя экзоэтнонимические традиции азербайджанцев по отношению к дагестанцам и прежде всего к собственно лезгинам. После 1920 года этноним «лезгины» превратился в наименование одного из горских народов Дагестана, известного под названием кюринцы.

Лезгинский народ является одним из древнейших народов игравший большую роль в политическом устройстве Закавказья и Северного Кавказа, в его экономическом, духовном и культурном развитии. Предками современных лезгин были народы, жившие на востоке Кавказа, в государстве Кавказская Албания, близкие друг к другу, как по языку, так и по культуре. За свою историю Албанское государство не раз подвергалось различным захватническим нашествиям римлян, персов. До VII в. нашей эры Кавказская Албания сумела сохранить свою целостность, несмотря на все попытки захватчиков. К VII в. относится завоевание Кавказской Албании арабами и распространение среди лезгиноязычных народов ислама. После арабского завоевания Албания была разделена на несколько административных единиц, в том числе и царство Лакс, население которого составляли вытесненные из равнинных областей лезгины и другие лезгиноязычные народы. XIII-XIV вв. отмечаются походами хазар, кыпчаков, монголов на лезгин. После татаро-монгольского нашествия в период XIV-XVIII вв. Кавказ не раз захватывался турками, персами. Так в результате подъема национально-освободительной борьбы лезгинских народов во главе с великим полководцем Хаджи-Даудом Мушкюрским была остановлена иранская экспансия и были разгромлены персидские захватчики во главе с иранским правителем Надир-шахом. В середине XVIII в. на территории расселения лезгиноязычных народов начали образовываться самостоятельные ханства, вольные общества.

Итак, я узнала, что лезгины издревле живут на юго-востоке Дагестана и в северной части Азербайджана. Еще в V-IV веках до н. э. здесь, а также на значительной части нынешнего Дагестана образовалась Кавказская Албания. Это было обширное государство со своей письменностью, духовной и материальной культурой, со своей экономикой и монетами собственного производства, школами, где обучались албанские дети. Древнегреческие и римские историки называли более тридцати городов и других поселений Кавказской Албании. Древние авторы отмечали в албанцах красоту, высокий рост, светлые волосы и серые глаза. Это был гордый и свободолюбивый народ.

Многие исторические книги указывают на беспримерный героизм наших предков в борьбе с иноземными захватчиками. В III в. на Кавказскую Албанию напал Иран. Его, как и других завоевателей, привлекало расположение этого государства. Его территория была своего рода мостом, соединяющим север и юг, запад и восток. Тогда еще была построена Дербентская крепость. На Албанию нападали и хазары, и арабы. Совершали набеги аланы - кочевники северо-восточных степей. Многочисленные войны ослабили Кавказскую Албанию. Как и многие древнейшие государства, со временем оно, просуществовав с I в. до н. э. по X в. н. э., распалось, оставив нам, потомкам, память о себе в истории. В XIII в. татаро-монголы огромными силами обрушились на Кавказ. Им тоже не удалось покорить горцев Дагестана. Путешественник Гильом де Рубрук писал: «…между морем и горами живут некие сарацины, по имени лезги, горцы, которые не покорены татарами».

В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества. Возглавлял эту борьбу Хаджи-Давуд, который освободил от иранцев города Шабран, Шемаху и стал правителем Ширвана.

1.2.Как жили и чем занимались лезгины?

Там, где протекают реки Самур и Гюльгерычай, климат сухой и теплый. Лето жаркое. Фруктовые деревья дают хорошие урожаи яблок, персиков, инжира, слив, груш, черешни. В кустарниках водятся фазаны, дикие косули (джейраны), олени, барсуки, куницы, лисы и зайцы. В устье реки Самур, где она впадает в Каспийское море, растут лиановые, широколиственные леса.

В горах летом бывает холодно, случается, выпадает снег даже в июне! Здесь водятся медведи, барсы, дикие козы, дагестанские туры и громадные горные орлы. Охота у лезгин не была значительным подспорьем в хозяйстве. Наши предки старались сохранить животный мир и охотились редко.Занимались в основном земледелием, скотоводством, собирательством. Выращивали ячмень, пшеницу, кукурузу, фасоль, а позднее - тыкву, лук, просо. Где не хватало воды, делали искусственное орошение - проводили воду от рек, родников. Для пахоты земли использовали быков и буйволов. Содержали овец и коров, обеспечивая себя мясом, молоком, сыром, маслом, шерстью, кожей. Излишки обменивали на зерно и различные товары. Для пастьбы крупного рогатого скота назначали пастухов. Почти каждая семья имела коня. Конь был не только средством передвижения. Это был друг, богатство и гордость семьи. Лезгины любили лошадей: они были с человеком и в радости, и в горе, отвечали преданностью на любовь и верностью на заботу.

1.3.Ремесло

Народ творит всегда и во всем: в музыке, в танцах. И то, что выходит из-под рук человека, хранит в себе частичку его души. Многое рассказывают о душе народа созданные им вещи. Это история народа, его представление об окружающем мире. Это называется ремеслом.А какое дарит тепло одежда, связанная лезгинской рукодельницей! Стучат молоточками чеканщики, прядут ковры пряхи, расписывают вазы художники. У лезгин, как и у любого другого народа, есть большое богатство - традиции. Ремесло - это ведь тоже традиции труда, искусства, передаваемые от учителя к ученику.Я узнала, что у лезгинов самое широкое распространение имело ковроткачество. Лезгинские ковры отличались красотой, яркостью, самобытным орнаментом, высоким качеством.Ткать ковры умели все лезгинки, хотя специальных школ не было. Дочка училась у матери. Девочка с пятилетнего возраста умела делать узел и ткала по указанию мамы. А с восьми лет уже справлялась без посторонней помощи. К 14-15 годам у нее на приданое было готово по три-четыре ковра собственного изготовления! Ткали ковры в основном из овечьей пряжи. Окрашивали пряжу мареной, кожурой орехов, различными горными травами.

В первый день, когда начинали ткать ковер, хозяйка приглашала двух-трех опытных мастериц-родственниц, соседок. Она готовила угощение, приглашенные приносили небольшие подарки. В общем, устраивали себе праздники. А когда снимали готовый ковер со станка, первым сажали на него маленького мальчика: считалось, что в той семье, куда попадет ковер, первым родится мальчик. Ковры и сумахи лезгинских рукодельниц издревле славились по всему Дагестану. А позже изделия лезгинских мастериц не раз выставлялись на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Берлине.

Одним из замечательных видов прикладного искусства была резьба по камню и дереву. Ею украшали стены и арки домов, опорные столбы и стены мечетей, домашнюю утварь. Вырезанные из дерева шкатулки, трубки, трости, черпаки, ложки и кувшины поражают прочностью, совершенством отделки.

С давних времен лезгины владели гончарным искусством. Подтверждают это найденные при раскопках глиняные блюда, кувшины второго тысячелетия до нашей эры. Особое место в дагестанской керамике занимают благодаря своим высоким декоративным качествам блюда, кувшины, изготовленные в селении Испик. Одно из самых древних ремесел у лезгин - кузнечное дело. Кузнецов очень уважали. Люди считали, что огонь им подарили божества и умение обращаться с огнем и металлом - дар свыше. В каждом лезгинском селении были кузнецы - чатухъан , которые изготовляли все необходимое для хозяйства (ножи, щипцы для очага и сахара) и орудия труда (топоры, серпы, мотыги), кинжалы и сабли, а также ювелирные украшения. Замечательной отделкой отличались лезгинские упряжь, сабли, ножи. А какие создавали изящные кольца, браслеты, серьги, пояса, подвески!

В лезгинских песнях воспеваются боевые качества лучших образцов оружия, которое занимало важное место в быту лезгин: ружье, кинжал, сабля составляли одно целое с черкеской. Даже мальчики носили кинжалы.

Глава 2.Культурные традиции народа лезгины.

2.1.Одежда

До трех лет детям надевали различные обереги - амулеты, бусы, монетки. Согласно поверью, они обладали магической силой и оберегали от болезней и сглаза. На курточку надевали нагрудник - хириган . Иногда на спине у безрукавки или курточки нашивали цветок - мурцан цуьк . Он состоял из 12 разноцветных лепестков - по числу месяцев года. Считалось, что этот цветок защищает ребенка круглый год от всяких бед. Народный костюм сходен с одеждой других народов Дагестана: у мужчин - рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду - башлык и овчинная шуба; у женщин - рубаха-платье, цветные шаровары, бешмет, головной платок. На ногах и мужчины, и женщины носили шерстяные носки с цветным орнаментом и сыромятную обувь типа поршней. Традиционный костюм вышел из употребления.Женский костюм лезгинок состоял из длинной рубахи-туники с воротником-стойкой и длинными рукавами. Под рубаху надевали штаны, широкие на бедрах и узкие внизу. Наподобие современных «султанок». Нижняя часть штанин обычно выглядывала из-под платья, и женщины любили украшать ее узорным швом, яркой цветной полоской из материи. С конца XIX в. у лезгинок появились платья - булушка . Пожилые женщины носили булушки темных цветов, а молодые любили яркие: красные, зеленые, желтые. Волосы женщины прятали под чутхой - плотно облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Ну и, конечно, платки - шерстяные, шелковые, парчовые. Замужние и пожилые женщины платки одевали так, чтобы часть лица и рот были прикрыты. Это было обязательно точки зрения морали того времени. И платья были не облегающие. Каждая женщина шила сама и все умела делать своими руками. Лезгинские женщины носили много серебряных украшений - кольца, серьги, браслеты, а серебряными монетами любили украшать свои наряды. Считалось, что их звон отпугивает плохое и привлекает хорошее. Красота женщин вместе с другими признаками (стройность, черные глаза и брови) определялась волосами. Идеальными считались густые длинные волосы, заплетенные в две косы. Заплетать одну косу, было не принято. Считалось, что, если девушка будет ходить с одной косой, она останется одинокой. Особенно запрещалась такая прическа женщинам, у которых были отец и братья. Поэтому, когда женщины бранились друг с другом, они нередко употребляли выражение: «Ви киф атIуй » («Чтоб ты с одной косой осталась»).

2.2.Пища

Из источников я узнала, что входило в рацион питания моих предков.В основном питались мясом, молоком и растительной пищей. Летом - больше молочными продуктами, изредка дополняя рацион мясом. Зимой ели основательно: сушеное мясо, дулдурма (домашняя колбаса), мучное. Во внутреннем дворике каждого дома обязательно была печь для выпечки хлеба - хьар, тандыр или садж . Хлеб в основном пекли из пресного теста - он дольше сохраняется свежим. Из дрожжевого теста готовили комба - вкусный пирог с начинкой из сушеного мяса, овечьего сыра, лука. А еще выпекали фигурные хлебцы в виде сумочек, петушков, разных зверушек для детей. Широко распространено было толокно (сав ) - мука из жареной пшеницы и конопли. К нему добавляли мед, масло и немного молока, все замешивали и закатывали в шарики. Получалась питательная и вкусная еда, поэтому сав брали с собой в дорогу, так как он долго сохранял вкусовые качества. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Это древнее блюдо у лезгин называется хешил - каша из пшеничной муки. Когда научились печь хлеб, хешил , как ритуальное блюдо,готовили при рождении ребенка. Еще при рождении ребенка обязательно готовили исиду - халву: Когда исида остывала, ею угощали собравшихся родственников и соседей.Из напитков у лезгин был распространен тIач - приятный на вкус кисловатый напиток. Для него особо готовили муку. Сначала зерна проращивали: пшеницу замачивали в горячей воде в специальном сосуде или мешке и сверху прикрывали кавалами (теплыми овчинными шубами). Через два-три дня зерно прорастало, после чего его сушили на солнце и мололи на мельнице. Это кушанье готовили только зимой. Считалось, что тIач придает силы, сохраняет тепло в теле. Чтобы дети не простудились, их не выпускали на улицу до тех пор, пока они не поедят тIач . Пили родниковую воду, молоко, кефир (маст ).Позже распространилось чаепитие. Чай пили круглый год: и в жару, и в холод. Когда к лезгинам приходили гости, в первую очередь подавали чай, а потом подносили остальные угощения. Считалось, что стакан чая перед обедом вызывает аппетит и еда лучше усваивается. И только сейчас ученые выяснили, что полезно выпить чай, а потом приступать к еде. Вот это и есть народная мудрость - сначала народ догадывается и делает, а потом ученые подтверждают, что это правильно.Пищу готовили и ели в хозяйственной комнате - хзандин кIвал (семейная комната). На полу, поверх паласа, расстилали скатерть или ставили низенький столик, посередине клали хлеб и поднос (сини ) с обедом. Дети и старшие члены семьи ели вместе. Для главы семьи обязательно подавали отдельную тарелку. И из этого блюда никто не ел. Когда он отсутствовал, блюдо оставалось пустым. Хозяин занимал почетное место у очага, и никто из семьи там не садился. Вот такие были строгие обычаи. Когда приходил гость, мужчины обедали отдельно в гостевой комнате, а женщины - позже в хозяйственной. Готовя еду, женщины соблюдали ряд правил: чтобы руки были чистыми, ногти подстрижены, волосы на голове спрятаны под чухтой . Посуда содержалась в чистоте, продукты для обеда были свежими и чистыми. Считалось большим позором для хозяйки, если в пище обнаруживалась какая-нибудь посторонняя вещь.Когда выбирали невесту для сына, у соседей или знакомых спрашивали, аккуратно и вкусно ли готовит ее мать. Поэтому женщины-хозяйки учили дочерей всем премудростям кулинарии.

2.3.Культура

Картина известного русского художника Василия Верещагина «Лезгинка», который после посещения Южного Дагестана и Елизаветпольской губернии написал эту картину, наблюдая за обычаями и традициями лезгин. (1867 г.)В песенном фольклоре центральное место принадлежит лирическим песням танцевального характера с яркими инструментальными разделами; сама инструментальная музыка насыщена мелизматикой. Народное искусство также представлено танцами, среди которых, в частности, знаменитая «лезгинка», распространённая среди народов Кавказа. Существуют более спокойный мужской танец зарб макьам, а также медленные плавные танцы Ахты-чай, Перизат Ханум, Усейнел, Бахтавар. Первый лезгинский театр возник в 1906 году в селе Ахты. В 1935 году на базе полупрофессионального коллектива был создан Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр имени С. Стальского. В 1998 году в Азербайджане был открыт Государственный лезгинский театр, расположенный в Кусарах.

2.4.История танца лезгинка

Что же такое «лезгинка» в кавказских танцах? Это своеобразное соревнование между молодыми людьми - быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, и плавности, изящества от девушки. Знаменитый танец лезгинка является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Старинная лезгинская музыка и танцевальная культура оказали большое влияние на формирование культуры на всем Кавказе. Искусство - это своеобразный язык общения. И танец в этом смысле является наиболее универсальным и доступным. Тем более, если это танец лезгинка - танец всех народов такой многоликой страны как Дагестан. Танец Лезгинка отражает и сохраняет в себе все - прикладное искусство - костюмы и украшения; легенды и ритуалы, обычаи - рисунок танца, формы движений, особые законы и пропорции поведения в нем; народную музыку - богатство кавказских народных мелодий, музыкальные инструменты, многовековые навыки игры; театр - танец, как часть общего действия, сопряженный с определенным событием, людьми.

2.5.Обереги и праздники

Наряду с Исламом в лезгинской культуре сохранились элементы языческих верований. По сей день в быту у лезгин проявляются удивительные явления и предметы, обычаи и обряды, которые глубокими корнями уходят в далекую древность. В высокотехнологичный 21 век можно наблюдать удивительные причуды старины, отпечатки прошлого, и это еще раз показывает, насколько разнообразны и неповторимы уголки Земли, одним из которых является край лезгин. Еще в доисламские времена, когда человек не мог описать законов природы, он приписывал все божественным духам. Лезгины их называли джинами, которые чаще были злыми, чем добрыми. Поэтому естественно, чтобы уберечь себя и близких, делались всевозможные обереги. Например, если строился дом, то обязательно нужно было повесить на стену предметы посуды. Это должно было сулить новоселам счастье и благополучие. До сих пор на лезгинских домах можно встретить этот древний «адат».В качестве оберегов лезгины также использовали колючие растения. Возможно, это связано с поверьем, что уколовшись об острые иглы, злой джин уйдет от человека и не принесет ему беды. Колючки точно также вешались на стены, а в настоящее время их часто можно увидеть в качестве брелка под зеркалом заднего вида в автомобиле. Дом могли украшать причудливые деревянные коряги, камни, рога животных, и даже, целые их головы. Очень красиво смотрелись предметы холодного оружия: шашки, кинжалы, ножи. А некоторые умельцы вырезали из дерева различных зверей и птиц. До сих пор сохранился у лезгин обряд посыпания соли. Когда кто-либо заболел, то это приписывалась к «сглазу». Тогда вокруг головы больного проводили щепотку соли, читали молитву и просили отвести этот «сглаз». Далее точно также проводили солью над огнем, и это символизировало о том, что тот, кто наводит «сглаз» должен гореть в Аду. В те далекие времена, когда человек не мог описать природные явления, всякое аномальное явление воспринималось как что-то сверхъестественное. Например, причудливые деревья считались святым местом. Святые места у лезгин называются - пир. Такими «пирами» могли быть различные источники воды, огромные валуны и даже целые горы. В эти места совершались паломничества, туда приносили милостыню, просили о помощи, молились. В моей семье почитают традиции предков и отмечают обрядовый Ураза-Байрам. Ураза-Байрам-это один из самых главных праздников у мусульман. В нашей семье по традиции каждый год отмечается этот праздник. В этот день надо одевать самую лучшую одежду, готовят традиционные блюда долма, бешбармак, плов, а также много сладостей; накрывают праздничный стол, приглашают в гости соседей, родственников и друзей. В этот день дети ходят по домам, поздравляют и им раздают сладости. А взрослые навещают родителей, старых и больных, посещают кладбища, поминая усопших.

Глава 3. Практическая часть

1.Изготовление лезгинского хлеба.

Чтобы узнать, как готовить лезгинский хлеб, я перечитала различные источники и попросила маму мне рассказать об особенностях приготовления хлеба и национального блюда.

Хлеб «Чар- ава- фу»

Для приготовления мне понадобилось:

Мука пшеничная — 500 гр.

Масло топленное — 200 гр. соль по вкусу.

Главное — это замесить обычное тесто из муки, соли и воды. Дать отстояться полчаса. Разделить тесто на две части. Раскатать тонкий пласт и смазать его маслом, скатать в рулет, а сам рулет собрать по кругу. Тоже сделать и с другой частью. Для приготовления разогреть сковороду. Собранный по кругу рулет раскатать по форме сковороды, будущий лаваш хаотично потыкать вилкой. При жарке лаваш надо постоянно переворачивать. На готовый лаваш брызнуть немного воды.

2. Кавказские джурабы.

Также я решила попробовать себя в роли мастерицы. Мама рассказала мне, как раньше девушки вязали себе теплые вещи из шерстяных нитей. С помощью моей мамы я научилась изготовлять национальное изделие из шерсти (Кавказские джурабы).

А это блюдо называется хинкал. Его я тоже научилась готовить самостоятельно.

Итогом моей информационной работы над проектом стало выступление на уроке музыки, где я рассказала своим сверстникам о культурных традициях моего народа, мы послушали национальную музыку лезгинов. А на уроках технологии приготовили национальное блюдо.А еще в подшефном 4 в классе я показала детям мультимедийное приложение « История народа лезгины» и научила их танцевать лезгинку.

Заключение

Подводя итоги работы, хочу отметить, что сохранение многообразия национальных культур является важной задачей современного общества. Каждая национальная культура является всеобщим достижением человечества, а уничтожение, какого либо народа или его культуры есть потеря для всего человечества в целом. В своей работе я не исследовала тему борьбы народа лезгинов за свою свободу, но все-таки в заключении хотела отметить следующий факт, что в годы Великой Отечественной войны лезгины, наряду с другими народами Советского Союза, защищала общую родину в рядах Красной Армии. Некоторые из лезгин (А. М. Алиев Э. Б. Салихов) получили звание Герой Советского Союза. Кроме того, уроженец Азербайджана, лезгин Махмуд Абилов стал единственным боевым генералом из представителей дагестаноязычных народов и одним из двух в Азербайджане, получившим звание генерал-майора в годы Великой Отечественной войны.

Среди добровольцев был и мой прадедушка Вагабов Джумар Мурадханович. (родился в 1921 году). Воевал в рядах Красной армии. Погиб 22 сентября 1944 года в хуторе Урзас Латвийской ССР. Похоронен в Братской могиле. Данная работа помогла мне узнать историю своего народа и рассказать о нем и его традициях своим сверстниках. Я считаю, чем больше мы будем знать о народах, живущих в нашей стране и за рубежом, тем меньше будет межнациональных конфликтов на нашей земле.

Подведем итоги.

1.Работая над проектом, я узнала историю своего народа, начиная с X века, узнала о первых поселениях, о том, как мой народ боролся за право жить, соблюдая традиции своих предков.Я прочитала много информации о развитии культуры народа лезгины.

2.Материалы, подобранные к проекту можно использовать в создании книги «Астраханские лезгины». Материал будет передан в копилку методического центра народной культуры.

3.Это будет следующий этап работы над проектом. Данный материал можно использовать на уроках краеведения по Астраханской области и народов Кавказа. Подготовленное мультимедийное приложение пополнит методическую копилку школы.

Литература

1. К. В. Тревер. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н.э.-VII в. н.э. — Изд-во Академии наук СССР, 1959. — С. 47.

2.Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. Народы Кавказа . — Изд-во Академии наук СССР, 1960. — Т. 1. — С. 487.

3. Л.И. Лавров Лезгины // Народы Дагестана: сборник статей / ред. М.О. Косвен, Х.-М.О. Хашаев. — Изд-во Академии наук СССР, 1955. — С. 103.

4. Владилен Гадисович Гаджиев. Сочинение И. Гербера "Описание стран и народов между Астраханью и рекою Курой находящихся" как исторический источник по истории народов Кавказа . — Наука, 1979. — С. 148.

5.Амри Рзаевич Шихсаидов. Эпиграфические памятники Дагестана X-XVII вв., как исторический источник . — Наука, 1984. — С. 358.

6.Гаджиев Г. А., Ризаханова М. Ш. Лезгины // Народы Дагестана / Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. — М.: «Наука», 2002. — С. 376.

7.Агеева, Р. А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник. — Academia, 2000. — С. 197-199. — ISBN 5-87444-033-Х.

8.Гаджиев Г. А., Ризаханова М. Ш. Лезгины // Народы Дагестана / Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. — М.: «Наука», 2002. — С. 378.

9.А. А. Бутаев «Народно-освободительное движение на Восточном Кавказе под руководством Хаджи-Давуда Мюшкюрского/первая треть XVIII века». Махачкала-2006

10. Детская энциклопедия РОСМЕН. Народы России (Москва 2012)

Мадлена Гаджиева

Лезгины. История, культура, традиции

Посвящаю горячо любимым родителям – Гаджиеву Нариману Гаджиевичу и Лачиновой Закие Магомедкасумовне в знак признательности за привитую любовь к своему народу.

Как-то мы с племянницей моей Закией читали книжку об истории Древнего мира. В ней рассказывалось о Египте, Китае, как возникли Древний Рим, Греция и другие страны, как жили разные народы. И тут Закия мне говорит: «Эме (тетя), мы же лезгины. Расскажи про лезгин! Когда они появились, как жили раньше? Во что одевались лезгинские девочки и чем играли мальчики? Вот у монголов был Чингисхан, а кто среди лезгин прославил наш народ? Расскажи, эмешка!»

Позвала она своих братьев Арслана и Мохамада, устроились все трое удобнее и стали слушать.

История лезгин

Лезгины издревле живут на юго-востоке Дагестана и в северной части Азербайджана. Еще в V–IV веках до н. э. здесь, а также на значительной части нынешнего Дагестана образовалась Кавказская Албания. Это было обширное государство со своей письменностью, духовной и материальной культурой, со своей экономикой и монетами собственного производства, школами, где обучались албанские дети. Древнегреческие и римские историки называли более тридцати городов и других поселений Кавказской Албании. Древние авторы отмечали в албанцах красоту, высокий рост, светлые волосы и серые глаза. Это был гордый и свободолюбивый народ.

История Кавказской Албании – история бесконечных войн за свою независимость.

Еще в I веке до н. э. начались столкновения с римлянами. Многие исторические книги указывают на беспримерный героизм наших предков в борьбе с иноземными захватчиками. Кстати, некоторые историки считают, что амазонки, эти мужественные горские воительницы, тоже были албанками!

В III в. на Кавказскую Албанию напал Иран. Его, как и других завоевателей, привлекало расположение этого государства. Его территория была своего рода мостом, соединяющим север и юг, запад и восток. Тогда еще была построена дербентская крепость (помните, мы ездили туда на экскурсию?).

На Албанию нападали и хазары, и арабы. Совершали набеги аланы – кочевники северо-восточных степей.

Многочисленные войны ослабили Кавказскую Албанию. Как и многие древнейшие государства, со временем оно, просуществовав с I в. до н. э. по X в. н. э., распалось, оставив нам, потомкам, память о себе в истории.

Но и после этого не прекращались нашествия врагов на территорию нынешнего Дагестана.

В XIII в. татаро-монголы огромными силами обрушились на Кавказ. Им тоже не удалось покорить горцев Дагестана. Путешественник Гильом де Рубрук писал: «…между морем и горами живут некие сарацины, по имени лезги, горцы, которые не покорены татарами».

В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества. Возглавлял эту борьбу Хаджи-Давуд, который освободил от иранцев города Шабран, Шемаху и стал правителем Ширвана.

Много горя принесла дагестанскому народу персидская армия во главе с Надир-шахом, но и они получили отпор от мужественных горцев.

Мухаммад Ярагский

В XVIII веке закавказские и дагестанские ханства вошли в состав России. Но не все горские общины хотели признавать над собой власть русского царя. В начале XIX века началась Кавказская война, которая длилась более 30 лет! Идеологом сопротивления был шейх Мухаммад Ярагский, учитель имама Шамиля.

Но уже во второй половине XIX века Дагестан полностью вошел в состав России.

В 1917 году в России свергли царя, происходит революция, в результате которой был создан Союз Советских Социалистических Республик (СССР). А в 1992 году СССР распался на 15 государств. Часть земель, где проживали лезгины, осталась в России, а другая часть – в Азербайджане. Граница между Россией и Азербайджаном частично проходит по реке Самур.

Штурм Ахты. 1848. Бабаев П.

Немалую лепту внесли лезгины в становление и развитие Республики Дагестан в составе России. Целую плеяду революционеров и видных политических деятелей дал наш народ. Лезгины участвовали в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов против фашистской Германии. Многие из них полегли на полях сражений. Позже я расскажу вам о тех, кто своим героизмом, талантом и выдающимися свершениями прославил и продолжает прославлять наш народ.

История - тарих .

Эпоха - девир .

Мир - дуьнья .

Земля - чил .

Родина - ватан .

Страна - уьлкве .

Государство - гьукумат .

Народ - халкь .

Люди - инсанар .

Нация - миллет .

Неприятель - душман .

Крепость - кьеле .

СПРАВКА

В Дагестане лезгины населяют Ахтынский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский районы, частично Дербентский, Хивский, Рутульский и Хасавюртовский районы, а также проживают в городах Дербент, Дагестанские Огни, Махачкала, Каспийск. В Азербайджане лезгины компактно проживают в Кусарском, Кубинском, Хачмасском, Кабалинском, Исмаиллинском, Огузском, Шекинском и Кахском районах, в городах Баку, Сумгаит.

Лезгины проживают и в других государствах – Казахстане, Киргизии, Турции.

Численность лезгин в России в 2002 году составила 412 тысяч, в Азербайджане – более 170 тысяч.

Как жили и чем занимались лезгины?

Там, где протекают реки Самур и Гюльгерычай, климат сухой и теплый. Лето жаркое. Фруктовые деревья дают хорошие урожаи яблок, персиков, инжира, слив, груш, черешни. Обитают шакалы, дикие кабаны и волки. Встречаются сухопутные черепахи. В кустарниках водятся фазаны, дикие косули (джейраны), олени, барсуки, куницы, лисы и зайцы. А еще ящерицы и змеи. В устье реки Самур, где она впадает в Каспийское море, растут густые лиановые, широколиственные леса.

В горах летом бывает холодно, случается, выпадает снег даже в июне! Здесь водятся медведи, барсы, дикие козы, дагестанские туры и громадные горные орлы. Помнишь, Арслан, мы видели их, когда поднимались на гору Шалбуздаг? Они кружили над нами всю дорогу.

Охота у лезгин не была значительным подспорьем в хозяйстве. Наши предки старались сохранить животный мир и охотились редко.