Приоритет устройства детей сирот в семью. Какие существуют формы семейного устройства детей


Проблема детской безнадзорности имеет глобальный характер. Не случайно в Конвенцию о правах ребенка включены положения, посвященные обеспечению ухода за детьми, лишенными своего семейного окружения. Согласно ч. 2 ст. 20 Конвенции государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком. Наиболее распространенными способами устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, являются установление опеки (попечительства) и усыновление.
Нередки случаи, когда отношения по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, осложняются иностранным элементом. Например, ребенок, оставшийся без попечения родителей, является гражданином одного государства, и его родственник — иностранный гражданин изъявляет желание принять над ним опеку (попечительство). Или же супруги — граждане одного государства выразили желание усыновить ребенка — гражданина другого государства. Возможны и другие случаи осложнения отношений по устройству детей иностранным элементом.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

В настоящее время такие отношения регулируются посредством коллизионных норм и норм международных договоров, регламентирующих порядок оказания правовой помощи. При этом отдельно решаются вопросы опеки (попечительства) и вопросы усыновления.
В договорах о правовой помощи, участницей которых является Россия, вопросы опеки (попечительства) решаются следующим образом. В таких договорах предусмотрены условия, при которых допускается назначение опекуном или попечителем лица, имеющего местожительство на территории одной из договаривающихся сторон, гражданина другой договаривающейся стороны. Общим для всех договоров является условие о месте жительства лица, назначаемого опекуном или попечителем. Его местожительство должно находиться на территории страны, где будет осуществляться опека или попечительство. В некоторых договорах (например, с Кубой) также указывается на то, что такое назначение должно отвечать интересам несовершеннолетнего.
В договорах о правовой помощи закрепляется также компетенция учреждений договаривающихся сторон в вопросах установления и отмены опеки и попечительства. По общему правилу компетентным является учреждение той договаривающейся стороны, гражданином которой является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство.
В некоторых случаях о необходимости установления опеки (попечительства) первоначально может стать известно учреждению того государства-участника, где находится местожительство, местопребывание или имущество гражданина другого государства-участника, над которым она должна быть установлена. При этом учреждение данного государства безотлагательно уведомляет учреждение того государства, гражданином которого является лицо, нуждающееся в опеке (попечительстве). В случаях, не терпящих отлагательств, учреждение государства местожительства (местопребывания или местонахождения имущества) может само принять необходимые временные меры в соответствии со своим законодательством. При этом оно обязано безотлагательно уведомить об этом учреждение государства гражданства. Эти меры сохраняют силу до принятия последним иного решения.
Договоры о правовой помощи допускают возможность передачи опеки (попечительства) учреждением государства гражданства учреждению государства местожительства, местопребывания лица, находящегося под опекой (попечительством), или местонахождения его имущества.
Наряду с указанными положениями договоры о правовой помощи содержат коллизионные нормы, устанавливающие подлежащее применению право. Отдельной коллизионной нормой определяется право, применимое при установлении или отмене опеки и попечительства (таковым является право договаривающейся стороны, гражданином которой является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство). Также отдельной нормой устанавливается право, по которому определяется обязанность принять опекунство или попечительство (таковым является право договаривающейся стороны, гражданином которой является лицо, назначаемое опекуном или попечителем). Наконец, отдельной нормой определяется право, применимое к правоотношениям между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством). Такие отношения регулируются законодательством договаривающейся стороны, учреждение которой назначило опекуна или попечителя.
В законодательстве РФ коллизионные нормы об опеке (попечительстве) содержатся в ГК РФ (ст. 1199). Как и в договорах о правовой помощи, ГК РФ различает три группы коллизионных вопросов:
1) вопросы установления и отмены опеки (попечительства);
2) вопросы, связанные с обязанностью опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство);
3) вопросы правоотношений между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством).
К первой группе вопросов применяется личный закон лица, над которым устанавливается или в отношении которого отменяется опека (попечительство). При этом под личным законом понимается право, определяемое по правилам ст. 1195 ГК РФ.
Ко второй группе вопросов применяется личный закон лица, назначаемого опекуном (попечителем).
К третьей группе вопросов применяется право страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя).
В тех случаях, когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, к правоотношениям между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), применяется российское право, если оно более благоприятно для него.
В последние годы большое распространение получило международное усыновление. В связи с его осуществлением возникает ряд проблем, требующих нормативно-правового регулирования.
Во-первых, необходимы гарантии того, что межгосударственное усыновление осуществляется в интересах ребенка.
Во-вторых, необходима система сотрудничества между государствами с целью обеспечения того, чтобы эти гарантии соблюдались и тем самым предотвращались бы похищение, продажа или незаконный вывоз детей.
В-третьих, необходимо обеспечить признание усыновления, произведенного в одном государстве, в других государствах.
В-четвертых, необходимо решить коллизионные вопросы, возникающие при осуществлении усыновления.
Решению данных задач во многом способствует заключение международных договоров. Наиболее значимым в данной области является Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления. Она была разработана с учетом принципов, изложенных в таких международных документах, как Конвенция о правах ребенка и Декларация ООН о социальных и правовых принципах, относящихся к защите и благосостоянию детей, особенно в том, что касается передачи на воспитание, а также усыновления внутри страны и межгосударственного (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 41/85 от 3 декабря 1986 г.).
В Конвенции о защите детей установлены требования к международному усыновлению и его процедуре, предусмотрены последствия такого усыновления, круг организационных мероприятий, которые необходимо осуществить государствам-участникам, а также решены вопросы признания усыновления, осуществленного в одном государстве, другими государствами. Данная Конвенция насчитывает более 70 участников. Россия ее не ратифицировала.
Ряд проблем международного усыновления решается посредством договоров о правовой помощи. Такие договоры, как правило, определяют, учреждение какого государства компетентно рассматривать дела об усыновлении и право какого государства подлежит применению. Так, компетентными, по общему правилу, признаются учреждения той договаривающейся стороны, гражданином которой является усыновитель. Если же усыновление производится супругами, из которых один является гражданином одной договаривающейся стороны, а второй — гражданином другой договаривающейся стороны, то компетентным признается учреждение той договаривающейся стороны, на территории которой супруги имеют или имели совместное местожительство или местопребывание.
Договорами о правовой помощи также установлено, что условием международного усыновления является согласие законного представителя и компетентного государственного органа, а также согласие ребенка, если это требуется по законодательству договаривающейся стороны, гражданином которой он является.
Если ребенок усыновляется супругами, из которых один является гражданином одной договаривающейся стороны, а второй — гражданином другой договаривающейся стороны, усыновление или его отмена должны производиться в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством обеих договаривающихся сторон.
Коллизионные вопросы усыновления , включая и его отмену, решены также в ст. 165 СК РФ.
1. Усыновление на территории РФ ребенка — российского гражданина. Согласно п. 1 указанной статьи усыновление, в том числе отмена усыновления на территории РФ иностранными гражданами ребенка, являющегося гражданином РФ, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления.
2. Усыновление (отмена усыновления) на территории РФ ребенка, являющегося российским гражданином, лицом без гражданства. В этом случае должно применяться законодательство государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления об усыновлении (отмене усыновления).
3. Усыновление на территории РФ осуществляется иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами РФ, детей, являющихся гражданами РФ. В данном случае наличие иностранного элемента не учитывается. Согласно абз. 3 п. 1 указанной статьи на территории РФ такое усыновление производится в порядке, установленном СК РФ для граждан РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Законодатель, допуская применение к вопросам усыновления на территории РФ иностранного права, придал отдельным нормам СК РФ строго императивный характер, тем самым ограничив объем такого применения. Так, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 165 строго императивный характер носят нормы ст. 124—126, ст. 127 (за исключением абз. 8 п. 1), ст. 128 и 129, ст. 130 (за исключением абз. 5), ст. 131 — 133. Требования данных норм должны соблюдаться с учетом положений международного договора РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. В частности, согласно п. 4 ст. 124 усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
На особенности рассмотрения российскими судами дел об усыновлении ребенка, являющегося гражданином РФ, российскими гражданами, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства обращено внимание в п. 14 упоминавшегося выше постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8.
Наряду с коллизионными нормами, применяемыми при осуществлении усыновления иностранными гражданами и лицами без гражданства детей — граждан РФ, законодатель закрепил ряд положений, направленных на защиту прав и законных интересов усыновляемых.
Во-первых, в соответствии с п. 2 ст. 165 С К РФ в случае если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке.
Во-вторых, за консульскими учреждениями РФ закреплена обязанность по осуществлению учета детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, и по защите их прав и законных интересов (п. 3 ст. 165).
В случае усыновления на территории РФ российскими гражданами ребенка, являющегося иностранным гражданином такое усыновление осуществляется в соответствии с законодательством РФ. При этом в абз. 4 п. 1 ст. 165 указано на необходимость получения согласия законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок. Если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, необходимо также получить согласие самого ребенка.
Возможны случаи, когда ребенок — российский гражданин, находящийся за рубежом, будет усыновлен гражданами государства местопребывания. Семейным законодательством РФ установлены условия признания в России таких актов усыновления. В соответствии с п. 4 ст. 165 С К РФ усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ и проживающего за пределами Российской Федерации, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в Российской Федерации при условии получения предварительного разрешения на усыновление от органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы России.

ГАБДРАХМАНОВА ГУЛИНА ТАГИРОВНА

ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения

Москва 2015

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….....3

Глава I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ,

…………………………..6

1.1Источники правового регулирования устройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………..........6

1.2 Понятие и история устройства детей, оставшихся без попечения

родителей…………………………………………………………………………9

Глава II. СПОСОБЫ И ВИДЫ, УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ………………………...20

2.1 Способы устройства детей, оставшихся без попечения родителей……..20

2.2Усыновление(удочерение), как вид устройства детей, оставшихся без

попечения родителей…………………………………………………………...23

2.3Опека и попечительство над детьми……………………………………….37

2.4Приёмная семья, как форма устройства детей, оставшихся без попечения

родителей………………………………………………………………………..48

2.5Устройство детей, оставшихся без попечения родителей в организации

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………….52

Глава III. ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ …………………………………………………..56

3.1 Обеспечение защиты детей, оставшихся без попечения родителей,

органами опеки и попечительства…………………………………………..56

3.2Защита имущественных прав детей, оставшихся без попечения

родителей……………………………………………………………………….66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..73

Введение
Актуальность дипломной работы заключается в том, что дети довольно уязвимы и во многом их жизнь зависит от взрослых. Для защиты прав детей была создана Конвенция о правах ребёнка, это международный документ который защищает права детей всего мира. К таким относятся дети, у которых родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, а так же признанные недееспособными.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в разных правовых формах. В первую очередь их стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности детей помещают на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. (ст. 123 Семейного кодекса РФ). Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка. Усыновление необходимо рассматривать как приоритетную форму устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

По статье 121 СК РФ отсутствие родительского попечения может вызвано так же болезнью родителей, уклонение родителей от воспитания детей и защиты их прав и интересов, длительного отсутствия родителей, при отказе родителей взять своих детей из общеобразовательных учреждений, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций. При создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в иных случаях отсутствия родительского попечения опека возлагается на органы опеки и попечительства.

Согласно требованиям норм международного права ребенок, временно или постоянно лишившийся своего семейного окружения либо который не может оставаться в таком окружение, вправе на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В России задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.

Социально-экономические преобразования в РФ, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменения обычного мировоззрения и нравственно ‑ ценностных ориентиров, ослабление

воспитательных возможностей семьи, школы, детских учреждений, привели не только к существенному ухудшению уровня жизни взрослого населения, но также к массовым нарушениям прав детей. В значительной степени были разрушены главные механизмы защиты их прав. На сегодняшний день большое количество детей находится вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конституция РФ и другие многочисленные законы.

Наиболее обстоятельные разработки в данном направлении осуществлены Антакольской М.В., Беловым В.А., Барковым А.В., Будановым М.Ф., Ерошенко А.А., Ершовой Н.М., Дубровской М.О., Ивановым Н.П., Кириловых А.А., Нечаевой А.М., Мурзиным Л.М., и многими другими учёнными.

В своей совокупности работы названных учёных представляют значительную теоретико-методологическую базу для исследования проблем усыновления (удочерения), опеки и попечительства, приемной семьи и устройства детей, в организации для детей, оставшихся без попечения родителей.

Правовые основы форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, ФЗ «Об опеке и попечительстве» и другими нормативно правовыми актами.

Предметом данного дипломного исследования являются дети,
оставшиеся без попечения родителей.

Объектом - общественные отношения, связанные с устройством детей, оставшихся без попечения родителей.
Целью дипломной работы раскрыть особенности устройства детей оставшихся без попечения. Поставленные цели установили необходимость решения следующих задач:
1.Проанализировать правовую основу детей оставшихся без попечения родителей.

2.Раскрыть способы устройства детей оставшихся без попечения родителей.

3.Исследовать виды устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

4.Рассмотреть основные гарантии защиты детей оставшихся без попечения родителей.

Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, которые логично поделены на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.

Глава I. Правовые основы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

1.1Источники правого регулирования устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется положениями Семейного Кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федеральным Законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об опеке и попечительстве» и Правилами ведения государственного банка данных о детях, о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществление контроля за его существованием и пользованием.

Семейный кодекс РФ обогащен положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международных правовых актов, ратифицированных Россией. В СК РФ указано, что основные задачи семейного законодательства исходят из приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семей (п.3, ст.1).

В кодексе есть специальная Глава 11 «Права несовершеннолетних детей» (ст. 54 – 60), где ребенок впервые признается самостоятельным субъектом семейных правоотношений. Каждому ребенку предоставлено право выражать свое личное мнение по вопросам, касающимся его интересов, и обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижению четырнадцати лет – в судебные органы. Впервые в СК РФ введен особый раздел 6 «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей ». В целях расширения возможностей семейного воспитания кодекс предусматривает новый правовой институт «приемной семьи» (ст.151 - 155). Что касается правовых норм об опеке и попечительстве, то в них зафиксированы положения, выработанные практикой судебных и прокурорских органов, а также органов опеки и попечительства, органов ЗАГСа.

Судебный порядок установления усыновления вызвал к жизни специальную главу 29 «Усыновления (удочерения) ребенка» ГПК РФ. С учетом новых правил государственной регистрации усыновления (удочерения), изложена глава 5 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ.

В ст.15 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ указано, что дети, находящиеся в тяжёло жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

Центральное место в защите интересов детей-сирот занял Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с данным законом детьми-сиротами считаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет которые остались без попечения обоих или единственного родителя в связи отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершение преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся также и лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения обоих или единственного родителя и имеют в соответствии с настоящим федеральным законом право на дополнительные гарантии конституционного права на образование, прав на имущество и жилое помещение, права на труд.

Принятый Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» внес важное изменение в структуру семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. С 1 сентября 2008 г. (со дня вступления закона в силу), фактически, все остальные семейные формы устройства ребенка сведены к тому или иному варианту опеки или попечительства. Таким образом, приемная семья, известная в российском законодательстве с середины 90-х годов, как что-то отдельное, особенное, представляет собой форму опеки(попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства).

В свою очередь субъекты Федерации должны привести в соответствии с принятым законом свои нормативные акты, касающиеся патроната. Статья 14 упомянутого закона прямо относит патронат (патронатное воспитание, патронатную семью) к видам установления опеки или попечительства по договору. При этом опека определена законодателем, как «форма устройства малолетних граждан при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически важные действия» (ч.1 ст.2 ФЗ «Об опеки и попечительстве»). Законодательство не допускает «разделение полномочий» по опеке и попечительству. Кроме того, с принятием данного закона, к субъектам договора о патронате (патронатным воспитанием, патронатным родителям) должны предъявляться те же требования, как и к опекунам (попечителям), а их полномочия по законному представительству детей появляются с момента издания акта об установлении опеки или попечительства.

1.2 История и понятие устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
С самого начала развития общества были дети, лишенные родительского попечения и требующие особого внимания к себе. Современное, социально-ориентированное российское государство пытается разрешить проблемы таких детей, принимая множество нормативно-правовых актов, регулирующих порядок устройства детей, как в семьи, так и в организации. Эффективное развитие законодательства в указанной области невозможно без учета исторического опыта, что предопределяет актуальность осуществления историко-правового анализа несемейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Ещё в древности происходило историческое развитие института устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В период язычества уже была заложена традиция заботы о слабых и бесмощных. В общинах ребёнка передавали из дома в дом на кормление или ему назначались «общественные» родители, которые брали его на свой прокорм.

После принятия христианства на Руси стала складываться практика общественной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляемая новыми субъектами помощи: князем, церковью, приходами, монастырями. Дети, оставшиеся без попечения родителей, находили, как правило, поддержку у церкви через систему приходов, которые, согласно учению церкви, выступали в качестве общинного института по поддержке больных, немощных, инвалидов, сирот.

Такие бедствия как монголо-татарское нашествие, разорение городов, сёл, массовые эпидемии приводили к необходимости оформления не только церковных, но государственных подходов к призрению разных категорий нуждающихся, но такая помощь не была постоянной и чётко организованной.

После вступления на престол Петра I, который уделял особое внимание закрытому призрению, т.е. содержанию нуждающихся в различных учреждениях и заведениях благотворительной направленности, началась организовываться определённая система. Пётр Великий активно осуществлял политику государственной поддержки детей оставшихся без попечения родителей. В регламенте (уставе) Главного магистрата от 16 января 1721 г. в числе остальных институтов призрения указывались «сиротские дома» – для убогих и оставшихся без родителей детей, где бы их воспитывали и содержали. Данные дома предполагалось построить в каждой губернии за счет земских отчислений. Благодаря принятию Регламента (устава) 1721 г. можно говорить о законодательном закреплении специализированных учреждений именно для детей, оставшихся без попечения родителей. При Петре I, функции заботы о детях стали возлагаться не только на церковь, но и на государственные структуры в лице городских магистратов, старост и сотских в селениях.

При правлении Екатерины II, наиболее деятельно стали создаваться специализированные учреждения: воспитательные дома в Москве и Петербурге для подкидышей, незаконнорожденных, «законных детей», оставляемых родителями по бедности так же развивалось законодательство в данной области. Сиротские дома долгое время не имели четких принципов организации, только в 1823 г. Министр внутренних дел Кочубей разделил заведения приказов общественного призрения, в том числе сиротские дома, на разряды в зависимости от определенного числа нуждающихся в поддержке. Сиротские дома 1 и 2 разрядов были рассчитаны на 20 человек, 3 разряда – на 15, 4 разряда – на 10 детей.

К концу XIX века сложились две главные формы призрения: приказы общественного призрения и земские учреждения. Земское управление общественным призрением было наиболее прогрессивным: если в 90-е годы XIX века в приказной системе действовали 43 сиротских дома, то в земской системе – 56. Земские учреждения заботились о подкидышах, о незаконнорожденных детях. Стали возникать учреждения для детей «заброшенных и преступных» – земледельческие колонии и ремесленно-исправительные центры. Исходя из чего, мы можем говорить о расширении сети учреждений, которые формировались не только для младенцев, послушных детей, но и для детей, как сегодня уместно было бы сказать, с девиантным поведением.

Постепенно помощь детям, оставшимся без попечения родителей, начинает обретать определенную систему, законодательное закрепление; учреждения для детей-сирот малыми темпами, но развиваются при помощи государства, церкви, частных благотворителей. Частные благотворители организуют приюты, где дети получали заботу, уход, питание, одежду.

С начала 1917 года существенно увеличилась роль государства в поддержке детей, оставшихся без родительского попечения, о дальнейшем развитии детских учреждений для таких детей. Новая власть пыталась решать как политические, так и социальные вопросы. После событий октября 1917 года народный комиссариат государственного призрения (НКГП) стал проводить политику упразднения существующих органов помощи. Упразднялись благотворительные учреждения, попечительские организации, а 1 декабря 1917 года был упразднён Совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии. Вместо упраздненных учреждений был создан отдел призрения несовершеннолетних, на местах создавались различные исполнительные комитеты.

В 1918 году образовывается наркомат социального обеспечения (НКСО) взамен НКГП, который определил новейшую стратегическую линию общественной поддержки, исходя из задач построения социалистического государства. В 1918 году «декретом СНК о комиссиях для несовершеннолетних детские приюты и сиротские дома преобразовались в детские дома».

Политика советской власти, направленная на ликвидацию детской беспризорности и безнадзорности, явилась одним из причин, повлекших создание сети детских учреждений интернатного типа. Государство поддерживало деятельность детских домов, детских трудовых коммун, при этом предпринимались шаги к устройству детей из детских домов в семьи: 6 февраля 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление «О передаче воспитанников детских домов в крестьянские семьи», 28 мая 1928 года – «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках».

Устройство детей в семьи из государственных воспитательных учреждений, непременно, является позитивной составляющей политики в области государственной социальной защиты детей-сирот. В то же время, политика по отношению к детям не была лишена недостатков: она была ориентирована не на предупреждение сиротства, а на борьбу с её последствиями. Подтверждением тому служат последующие исследовательские выводы И.А. Ложкиной: «…в стране организованно проводились плановые мероприятия по изъятию беспризорных и безнадзорных детей с улиц городов и сел в детские воспитательные учреждения. Сеть их вплоть до середины 1930-х гг. ежегодно увеличивалась». Увеличение, как правило, осуществлялось за счет создания детских трудовых коммун. Современные исследователи по-разному относятся к таким учреждениям. Устройство закрытых интернатских учреждений З.И. Воронина вообще определяет как «самый негативный принцип организации подобных учреждений», указывая: «дети, воспитывающиеся в данных учреждениях, были лишены социальных контактов с окружающим миром; слова «семья», «папа», «мама» для них были пустым звуком, ничего не значили».

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. наложила свой отпечаток на работу детских учреждений. Задача страны состояла не только в том, чтобы открывать новые детские дома, а в том, чтобы эвакуировать воспитанников детских домов в безопасные регионы страны. К концу 1941 года были эвакуированы дети из 664 детских домов.23 января 1942 года издаётся постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», где были предусмотрены меры по созданию новых детских домов, по устройству детей в семьи граждан посредством оформления опеки или патронажа. В период Великой Отечественной войны стали преобладать интернаты смешанного типа, которые ежедневно принимали детей разного возраста, в то время, как в довоенный период преимущественно создавались дошкольные и школьные интернаты. Расширение сети учреждений для детей, оставшихся без родителей, а также условия военного времени, требовали выработки единых требований такого рода учреждениям.

В послевоенное время продолжается работа по созданию государственной системы детских учреждений, для детей, оставшихся без родительского попечения. Церковь, отделённая от государства, а также частные благотворительные лица, практически не участвуют в деятельности детских домов.

В советское время правительство полностью возложило на себя ответственность за содержание и воспитание детей в детских домах. Параллельно этому, всё семейное законодательство было ореинтировано на урегулирование процессов устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи.1 ноября 1969 года был введен в действие Кодекс о браке и семье РСФСР (далее – КоБС), который, как и прежние Основы, но только наиболее обстоятельно определял в главе 12 порядок усыновления ребенка, а в главе 13 – порядок установления опеки и попечительства.

Незначительным шагом в данном направлении можно считать регулирование в семейном праве вопросов выявления детей, оставшихся без родительского попечения. КоБС устанавливал функции органов опеки и попечительства. Как и в ныне действующем законодательстве, КоБС предусматривал обязанность учреждений и лиц, которым будет известно о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, немедленно сообщать об этом органам опеки и попечительства по фактическому местонахождению детей, подлежащих опеке или попечительству. Дети, оставшиеся без родительского попечения и не устроенные в семьи, могли направляться в государственные учреждения или общественные организации.

Обращает на себя внимание тот факт, что государство среди форм устройства детей на первое место относили их устройство не в семьи, а в организации. Это детские интернатные учреждения всех типов, а также детские дома семейного типа. Государственной формой устройства таких детей является и передача их на воспитание в семьи трудящихся в порядке опеки (попечительства) и усыновления (удочерения).

Новым шагом в правовом регулировании отдельных форм устройства детей стало принятие Семейного кодекса Российской Федерации, приоритеты были отданы семейным формам воспитания детей. В ст. 123 СК РФ достаточно чётко предусмотрены семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемная семья) и несемейные – устройство в организации для детей-сирот и ли детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные, лечебные, социальной защиты населения и другие аналогичные организации).

Естественно, приоритетным следует полагать семейные формы устройства детей, что закреплено в ст. 123 СК РФ и поддерживается общественностью и научным миром. «Вторичность» несемейных форм устройства детей не подразумевает отказ от них, так как, несмотря на наше желание устроить каждого ребенка в семью, всегда будут дети, в отношении которых такое устройство, по тем или иным причинам, невозможно, а значит, всегда будет необходимость в существовании детских домов и интернатных учреждений.

Таким образом, подтверждается необходимость дальнейшего развития, исторически сложившихся, двух форм устройства детей: в семьи (усыновление, приемная семья, опека, попечительство) и в организации форм находит отображение в нормах СК РФ. Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» раздел VI СК РФ был дополнен главой 22 «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Таким образом, главами 19-21 СК РФ регулируются семейные формы, а главой 22 СК РФ – несемейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В результате историко-правового анализа устройства детей, оставшихся без попечения родителей можно заключить следующее:

1. Исторически сложились две формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейная и устройство в организации, т.е. несемейная форма.

2. Установлено, что в советской и постсоветской истории развития организаций, занимающихся оказанием помощи детям, оставшимся без родительского попечения, преобладают государственные, что позволяет говорить о патерналистской модели устройства детей, оставшихся без попечения родителей в организации.

3. Постепенное, поступательное развитие сети учреждений для детей сопровождалось принятием соответствующих актов, в связи с чем, представляется возможным выделить следующие этапы в развитии системы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1 этап (становление) – с конца X – начала XI вв. (христианизация Руси) до конца XVII века (церковные приходы, благотворительные заведения);

2 этап (развитие) – с 1682 г. (вступление на трон Петра I) до 1917 года (сиротские дома, приказы общественного призрения, земские учреждения, земледельческие колонии и ремесленно-исправительные центры для детей «заброшенных и преступных»);

3 этап (формирование целостной государственной системы учреждений) – с 1917 года до 1996 года (детские трудовые коммуны, детские дома, интернаты и т.д.);

4 этап – с 1996 года по настоящее время. Кардинальный прогрессивный шаг сделан со стороны законодателя в 2008 году, когда впервые за всю историю деятельности учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, именно в Семейный кодекс РФ была включена глава 22 «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей ввиду: отсутствия родителей или лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявления их умершими, отбывания ими наказания в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказа родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Такие дети весьма подвержены к психологическим травмам и чем дольше эти дети не попадают в приемную семьё, тем больше риск того что они вырастут обозлёнными и асоциальными людьми, причём чем старше ребёнок тем особенно он подвержены переживаниям и их последствиям. Как показывает практика, дети отказники более приспособлены к жизни, так как у них не было родителей и всё что они видели, с детства, это воспитали и воспитанники детского дома.

Обязанность по защите имущественных и личных интересов возлагается на органы опеки и попечительства. На органы опеки и попечительства возлагаются следующие функции:

1) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;

2) избрание формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты ребенком попечения родителей;

3) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями либо принять детей в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством;

4) осуществление последующего контроля над условиями содержания, воспитания, образованием таких детей.

Для реализации указанных функций органы опеки и попечительства наделены комплексом полномочий, предусмотренных в различных нормативных актах. Органы опеки и попечительства:

– проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;

– дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения);

– осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;

– готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного (приемного) ребенка в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации;

– осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;

– осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, усыновление, а при отсутствии такой возможности в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;

– дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;

– дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);

– дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав;

– проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей, и др.

Формы устройства детей можно подразделить на семейные и несемейные. К семейным формам относятся усыновление (удочерение), опека и попечительство, приёмная семья и патронатная семья. К несемейным передача детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Опека или попечительство устанавливаются над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Над детьми, не достигшими 14-летнего возраста, устанавливается опека, над детьми в возрасте от 14 до 18 лет – попечительство.

Опекуна или попечителя назначает уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа (муниципалитетом) по месту нахождения ребенка соответствующим решением руководителя муниципалитета. Этот же орган контролирует осуществление опеки (попечительства) – условия проживания ребенка в семье, расходование назначаемых денежных средств в интересах ребенка. Обследование проводится дважды в год.

При установлении опеки (попечительства) учитываются нравственные и иные личные качества кандидата в опекуны (попечители), его отношения с ребенком, согласие членов семьи кандидата в опекуны (попечители) и мнение самого ребенка.

Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

Одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью или, по крайней мере, в учреждение, в котором сохраняются основные черты и особенности семейного уклада.

В зависимости от того, на какой промежуток времени дети лишились попечения своих законных представителей, следует различать два вида устройства детей – временное и постоянное устройство.

  1. closetest12Временное устройство осуществляется:
  • в случае, когда дети на относительно короткий период времени остались без попечения родителей (например, единственный родитель ребенка оказался госпитализирован),
  • отсутствует возможность немедленного постоянного устройства ребенка.

closetest4Обратите внимание на то, что продолжительность отсутствия попечения родителей для того, чтобы признать ребенка нуждающимся во временном или постоянном устройстве, законодательно не определена. В каждом конкретном случае органы опеки и попечительства управомочены самостоятельно определять, в каком виде устройства нуждается ребенок.

Способы временного устройства детей:

  • передача ребенка лицу, которое желает и может о нем временно позаботиться (родственник или знакомый родителей ребенка) (Антокольская М. В. Семейное право. М. 1999. С. 307-308),
  • временное помещение ребенка в детское учреждение. (п.2 Примерного положения о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, утверждено постановление Правительства РФ от 27.11.2000 г. №896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»),
  • предварительная опека и попечительство устанавливается в случае необходимости немедленного назначения ребенку опекуна или попечителя (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 24.04.2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Для установления предварительной опеки и попечительства требуется наличие двух юридических фактов – 1) акта, принятого органом опеки и попечительства, о временном назначении опекуна или попечителя, 2) согласия исполнять обязанности временного опекуна или попечителя, данное опекуном (попечителем). Закон предусматривает упрощенный порядок процедуры назначения временного опекуна или попечителя (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 24.04.2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Временный характер предварительной опеки и попечительства проявляется в ограничении законом: а) срока, на который устанавливается временная опека и попечительство, б) прав временных опекунов и попечителей по распоряжению имуществом подопечного (пп. 4-5 ст. 12 Федерального закона от 24.04.2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»)

Законным представителем ребенка на период его временного устройства является орган опеки и попечительства (п. 2 ст. 123 СК РФ ).

  1. closetest13Постоянное устройство осуществляется в случае, когда дети лишены попечения родителей:
  • навсегда,
  • на длительное время.

В этом случае органы опеки и попечительства избирают форму постоянного устройства детей (п. 1 ст. 123 СК РФ ).

  1. Формы постоянного устройства детей:

1. усыновление ребенка,

2. передача ребенка под опеку и попечительство,

3. передача ребенка в приемную семью,

4. передача ребенка в патронатную семью (в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ), для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

5. передача ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

До вступления в силу 1 сентября 2008 г. Федерального закона от 24.04.2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» перечень форм постоянного устройства детей являлся открытым. Субъекты Российской Федерации были вправе самостоятельно определять иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Например, широко распространенной формой постоянного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, субъекты РФ определили патронатное воспитание ребенка (Михеева Л. Ю. «Иные» формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в семейном законодательстве субъекта РФ // Современные проблемы юриспруденции: Сборник научных трудов. Вып. 1. Новосибирск. 1999. С. 201-204).В настоящее время формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определяются только федеральным законодательством. Поскольку правоотношения, возникающие в связи с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, носят длящийся характер, то договоры о патронатной семье и договоры между органами опеки и попечительства и детскими домами семейного типа о передаче на воспитание детей, заключенные в соответствии с законами субъектов РФ о патронатной семье до 1 сентября 2008 г., сохраняют свою силу (п. 3 ст. 32 Федерального закона от 24.04.2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

При выборе формы постоянного устройства ребенка органы опеки и попечительства должны руководствоваться интересами ребенка, и учитывать:

o его возраст,

o состояние здоровья,

o особенности характера и поведения,

o его наклонности.

Попечение над ребенком:

o граждане принимают добровольно,

o органы опеки и попечительства,образовательные медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги и иные организации, куда был помещен ребенок, учреждений социальной защиты – в обязательном порядке (п. 2 ст. 123 ; п. 4 ст.11 Федерального закона от 24.04.2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» ).

По общему правилу попечение осуществляется безвозмездно. Исключение см.п. 1 ст.16 Федерального закона от 24.04.2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Субъект РФ может оказать социальную поддержку лицам, принявшим на воспитание чужого ребенка, в виде единовременного денежного пособия усыновленным детям, детям, находящимся под опекой, попечительством, в приемной семье (ст. 5-1 Закона Санкт-Петербурга от 28.11.2005 г. №616-87 «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

В нашей стране есть несколько форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей: , опека и попечительство, и патронатная семья. Мы задали вопросы прохожим на улице, о том, что они знают о семейном устройстве и формах . Многие ответы были весьма интересными.

Итак, к сожалению, наши граждане не всегда понимают различие между теми или иными формами семейного устройства. И совсем немногие знают о том, что кроме усыновления и опеки существуют другие возможности быть полезным и нужным ребенку, оставшемуся без попечения родителей. В этой связи, мы решили составить небольшой экскурс по формам семейного устройства и постарались доступным языком рассказать о различиях между ними.

Самой приоритетной формой устройства детей считается усыновление (удочерение). Усыновление происходит по решению суда. После чего между ребенком и усыновителями возникают права и обязанности, как между родителями и детьми в родной семье. Родители могут поменять ребенку фамилию, имя и отчество, дату рождения, взять отпуск по уходу за ребенком и получить выплаты, положенные при рождении ребенка. В отношении усыновленного ребенка действует охраняемая законом «тайна усыновления», т.е. хранить тайну или сказать ребенку об усыновлении — решают родители.

Опека (до 14 лет) и попечительство (с 14 до 18 лет) устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей. Опекун становится законным представителем ребенка и получает ежемесячное пособие на его содержание, контролирует сохранение и использование его имущества. Ребенок сохраняет свою фамилию, имя, отчество, право на получение жилплощади, социальные льготы. Органы опеки контролируют условия содержания, воспитания и образования ребенка. Эта форма подходит для семей, где воспитание детей берут на себя бабушки, дедушки или другие родственники.

Приемная семья подразумевает устройство детей на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью между органом опеки и приемными родителями. Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Родители получают пособие на содержание ребенка и льготы для семьи. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации. Органы опеки осуществляют регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка, а также за расходованием средств.

Патронатная семья - опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о патронатной семье на основе разграничения прав и обязанностей по защите прав ребенка между службой по устройству (уполномоченным учреждением органа опеки) и патронатным воспитателем (не все права передаются семье, за часть вопросов отвечает служба органа опеки). Родитель становится «внештатным» сотрудником детского дома или другого учреждения опеки, с ним заключается трудовой договор, платится зарплата, засчитывается трудовой стаж и предоставляется отпуск. В любое время родитель может обратиться за консультациями к команде профессионалов: врачам, психологам, педагогам, социальным работникам. Как и выпускники детского дома, воспитанники патронатных семей имеют право на жилплощадь, льготы на медицинское обслуживание и дополнительные права при получении высшего образования. Патронат используется в случаях, когда ребенок не может быть официально признан сиротой. Часто эта форма становится переходной к опеке или усыновлению.

Временная передача детей в семьи не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития. Ребенок проводит в семье лишь часть своего времени - выходные, праздники или каникулы. Срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать 1 месяца. Эта форма предназначена для воспитания и гармоничного развития детей и зачастую используется как переходная будущими опекунами или приемными родителями.

Каждая из форм семейного устройства имеет свои особенности, свои «плюсы» и «минусы». При усыновлении, установлении опеки и попечительства выдвигают достаточно жесткие требования к потенциальным родителям. Эти требования касаются доходов, жилья и социальной успешности кандидатов. Меньше шансов на усыновление, опекунство или создание приемной семьи у одиноких, людей, состоящих в гражданском браке, слишком молодых или пожилых. Есть отличия и в плане материальной поддержки родителей.

Если вы сомневаетесь в выборе семейного устройства, попробуйте понять, кем бы вы хотели стать для ребенка. Осознайте возможные риски, которые будут сопровождать этот выбор. Но главное помните, что вы берете на себя ответственность за самое прекрасное, что есть на Земле, за ребенка с чуткой и нежной душой, чья жизнь и здоровье бесценны!

Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (при невозможности устройства на воспитание в семью), является их передача в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Согласно ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и (или) воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социальной помощи населению (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения,

создаваемые в установленном законом порядке.

Глава 22 введена в СК РФ Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ, принятым в связи с Законом об опеке. В этой главе впервые дано понятие такой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как устройство в организации (юридические лица), и определены основные положения, относящиеся к порядку пребывания детей под надзором таких организаций. Однако, эта форма устройства детей признается наименее благоприятной для ребенка.

Более того, в соответствии с положениями ст. 122 СК РФ при первой же возможности передать ребенка в семью его устройство в организацию должно быть прекращено. Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации. Совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. рублей (ст. 5.36 КоАП).

К числу специализированных организаций для детей-сирот отнесены:

Образовательные организации; - медицинские организации; - организации, оказывающие социальные услуги; - иные некоммерческие организации, при условии что деятельность по устройству детей не противоречит целям, ради которых они созданы.

Необходимо развеять заблуждение о том, что специализированные организации для детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть только образовательными. Семейный кодекс РФ такого правила не содержит, да и не может содержать, поскольку в подавляющем большинстве случаев

интересам ребенка, оставшегося без попечения родителей, отвечает посещение обычного общеобразовательного учреждения. Полное осуществление образовательного процесса внутри организации для детей, оставшихся без попечения родителей, создает замкнутую атмосферу в коллективе детей и не способствует их нормальной социализации.

В соответствии с действующим Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 89668 организациями, оказывающими социальные услуги и принимающими детей, оставшихся без попечения родителей, являются социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Вместе с тем статья 155.1. СК РФ допускает создание не только государственных, но и негосударственных специализированных организаций для детей-сирот.

Условия пребывания детей во всех типах организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть определены соответствующим постановлением Правительства РФ.

Опекуны (попечители) не назначаются детям, находящимся на полном государственном попечении в соответствующих воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях (далее - воспитательные учреждения). Полное государственное попечение означает, что защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей, их материальное обеспечение, воспитание, образование берет на себя государство в лице соответствующего учреждения. В таких случаях обязанности опекунов (попечителей) возлагаются на указанные учреждения.

Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в воспитательных учреждениях, осуществляется органами опеки и попечительства.

Порядок такого контроля определяется Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. Применение названных Правил к осуществлению контроля за пребыванием несовершеннолетних детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, объясняется тем, что такая организация фактически имеет статус опекуна (попечителя) ребенка.

Статья 155.2 СК РФ впервые на законодательном уровне закрепила так называемый гостевой режим пребывания детей в семьях - временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории РФ. Речь идет о случаях кратковременного пребывания ребенка в семье в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития.

Основанием для пребывания ребенка в семье является распоряжение администрации организации для детей, оставшихся без попечения родителей. Администрация вправе обращаться к органу опеки и попечительства, который ведет банк данных о кандидатах в опекуны (попечители) с просьбой дать информацию о гражданах, желающих принять ребенка в семью временно. Таким образом, гостевой режим может стать предварительным этапом для последующего усыновления, опеки или попечительства. Состоявшееся на этом этапе знакомство ребенка с принимающей семьей может перерасти в более длительные отношения.