Психологические новообразования юности. Ранняя юность


Старший школьник находится на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь. Перед ним встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения. Юношу и девушку должны волновать многие серьезные вопросы: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие. Психологи, изучающие вопросы формирования личности на данном этапе онтогенеза, связывают переход от подросткового к юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников. Юноша (девушка) стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Практически стало общепринятым рассматривать личностное самоопределение как основное психологическое новообразование раннего юношеского возраста, поскольку именно в самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни старшеклассников, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период. Новообразование: центральное – самоопределение; другие – дифференциация способностей, ориентация на будущее, мировоззрение, нравственная устойчивость поведения. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная.

Понятие ранней юности и ее возрастные границы. 15 (или 14-16лет) переходный период между подростковым и юношеским возрастом. Это время приходится на 9-й класс, если иметь, а виду 11-летнюю общеобразовательную школу. В 9-м классе решается вопрос о дальнейшей жизни. Это переломный период, когда рушатся выработанные предыдущими поколениями стереотипы, ценности, в частности, представление о значимости образования и престижности той или иной профессии. В конце 80-х годов Дубровина проводила исследование где было показано, что далеко не все подростки могут выбрать профессию и связанный с ней дальнейший жизненный путь. Многие из них тревожны и боятся сделать выбор. В это время усиливается значимость собственных ценностей. В связи с самосознанием усложняется отношение к себе. Если раньше подростки судили о себе категорично, прямолинейно, то теперь – более тонко (Я не лучше, но и не хуже других). В этот период жизни возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Дети чаще воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу представлениям о себе и из-за этого переживают страх, сильное волнение. В переходный период притупляется острота восприятия сверстников. Большой интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.

Социальная ситуация развития в ранней юности. Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющих на процесс самоопределения. Уже в переходный от подросткового к юношескому возрасту период возникает особый интерес к общению с взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается.

При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста - этапа эмансипации от взрослых обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. С родителями обсуждаются в это-время жизненные перспективы, главным образом - профессиональные. С отцом уточняются важнейшие планы на будущее, намечаются способы достижения поставленных целей и, кроме того, анализируются трудности, связанные с учебой. Диапазон вопросов, обсуждаемых с матерью, шире: он включает помимо планов на будущее, удовлетворенность ситуацией в школе и особенности жизни в семье. Жизненные планы старшеклассники могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно. 70% старшеклассников хотели бы быть такими людьми, как родители, 10% хотели бы походить на родителей кое в чем. Отношения с взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию. Содержание такого общения личностно значимо для детей, но это не интимная информация. Те мнения и ценности, которые они получают от взрослых, затем фильтруются, могут отбираться и проверяться в общении со сверстниками - общении на равных. Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. С лучшим другом (подругой) обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время, отношения со сверстниками - представителями противоположного пола. Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь включает в себя дружбу, в то же время она предполагает большую степень интимности, чем дружба. После наигранных, как правило, увлечений в подростковом возрасте может появиться первая настоящая влюбленность. Старшеклассники бывают, склонны подражать другим и самоутверждаться с помощью мнимых или действительных «побед». Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, скажется в будущей взрослости. Эти наиболее глубокие отношения определяет важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить уже взрослый человек.

Особенности самосознания и самооценки в старших классах. Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Юношеству свойственна переориентация с внешнего контроля на самоконтроль и рост потребности в достижении конкретных результатов. Одним из механизмов формирования самосознания является самооценка. Юношеская самооценка, отличающаяся повышенно оптимистическим взглядом на самого себя, на свои возможности, имеет следующие особенности: относительная устойчивость, высота, сравнительная бесконфликтность, адекватность. Одно из достижений юношеского периода - новый уровень развития самосознания, который характеризуется следующими фактами: - открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности; - стремление к самопознанию; - формирование личной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства; - самоуважение; -становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: «Я лично отвечаю за это!». Развитие самооценки подростка сложный и противоречивый процесс. Подросток выделяет для себя «эталон взрослости», через который он воспринимает и оценивает себя, но который, однако, не всегда соответствует действительным возможностям подростка. В результате самооценка подростка часто колеблется, она неустойчива и в основном неадекватна. Подросток либо недооценивает, либо, напротив, переоценивает себя; уровень его притязаний часто не соответствует уровню фактических достижений. Поведение, регулируемое подобной самооценкой, может привести к конфликту с окружающими. Процесс формирования самооценки протекает на фоне высокой эмоциональности и связан с разнообразными переживаниями. По мере накопления и интеграции познавательного и аффективного опыта в отношении себя в ходе учебной деятельности, общения с взрослыми и сверстниками самооценка подростка теснее соотносится с социальными ценностями, с требованиями ближайшего коллектива, связывается с устремлениями и будущее, становится более расчленённой, глубже учитывающей результаты самопознания и все более адекватной. Самооценка подростка на всех уровнях своего развития включается во внутреннюю регуляцию поведения, деятельности, общения. Но психологические условия общения оказывают обратное воздействие на уровень его саморегуляции. М. И. Боришевский, исследуя моральную саморегуляцию поведения подростков, наблюдал, что у подростка с устойчивой и адекватной самооценкой, находящегося в условиях, способствующих удовлетворению его потребности в самоутверждении, моральная саморегуляция поведения проявляется на достаточно высоком уровне, происходит её дальнейшее развитие, усложнение. Если же подросток с такой же самооценкой оказывается в условиях общения, где он постоянно сталкивается с недооценкой его возможностей, ограничением самостоятельности, ущемлением достоинства и регламентацией действии, саморегуляция нарушается. У подростка может снизиться уровень уверенности в себе, уменьшается инициативность поведения, он превращается в исполнителя власти другого или восстает против любого авторитета. Подросток с заниженной самооценкой, недостаточным уровнем ее устойчивости в такой ситуации оказывается в наиболее неблагоприятных условиях. Саморегулирование становится узкоситуативным, снижаются его возможности.

Формирование юношеского мировоззрения. Специфика юности заключается в том, что именно в эти годы идет активный процесс становления мировоззрения, и к окончанию школы мы имеем дело с человеком, мировоззренческие более или менее определившимся, с взглядами хотя и не всегда правильными, но стабильными. Воззрения на мир современной юности определяются наличием множества различных, по-своему аргументированных, имеющих сильные и слабые стороны точек зрения, среди которых нет ни абсолютно истинных, ни совершенно ложных и между которыми молодым людям приходится выбирать. Даже те люди, кто раньше традиционно выступал в качестве носителей единого мнения для старших школьников (родители, учителя), сами сейчас находятся в состоянии некоторой растерянности, придерживаются разных, изменчивых и противоречивых мнений, спорят друг с другом, меняют свои взгляды. Такая социально-психологическая ситуация имеет положительные и отрицательные аспекты. Положительное состоит в том, что отсутствие единственного и однозначного мировоззренческого ориентира побуждает юношей и девушек самостоятельно думать и принимать решения. Это способствует их ускоренному развитию и превращению в зрелые личности. Но, с другой стороны, подобная ситуация ведет к быстрому разделению людей на группы, отличающиеся, причем - существенно, друг от друга по уровню социальной и нравственно-мировоззренческой зрелости, к отставанию одних и более быстрому психологическому развитию других. В самом затруднительном положении, конечно, оказываются те, кто сам не в состоянии сделать правильный выбор. Сложнее всею юношам и девушкам разобраться в политике, экономике, самоопределяться в этих сферах человеческих отношений. Отсюда наблюдаемый уже сейчас рост антиполитичности, безразличие к происходящему в стране. Некоторые юноши и девушки, имеющие склонность к занятиям различными вещами искусства, обладают, к сожалению, отрицательными установками по отношению к экономической образованности как якобы не заслуживающей внимания культуре. Сложнее обстоит дело с научной и религиозной частью мировоззрения. Как в науке, так и в религии существуют разные уровни осознания и понимания проблем, и от убеждения, характерного для научного мировоззрения, до веры, свойственной религии, всею лишь одни, хотя и существенный, шаг.

Изменение познавательной деятельности старшеклассника. Старшеклассник так же, как и подросток, мыслит понятиями, пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает, логически запоминает и т. д., хотя и в этом отношении есть сдвиги. Старшие школьники стремятся разобраться в разных точках зрения на этот вопрос и составить собственное мнение. Старшие школьники всегда хотят установить истину. Им становится скучно, если нет интересных задач «для ума». Старших школьников привлекает сам ход анализа, способы доказательства не меньше, чем конкретные сведения. Многим из них нравится, когда преподаватель заставляет их выбирать между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью, вступают в спор и упорно защищают свою позицию. В дискуссиях старших школьников с легкостью возникают далекие сопоставления, смелые обобщения, рождаются оригинальные идеи. Возможно, это объясняется отсутствием готовых штампов, новизной такого рода умственной работы. Активность мысли в эти годы и своеобразная продуктивность мышления (легкость возникновения новых ходов мысли) характерным образом обнаруживаются в неожиданных, порой фантастических предположениях и «теориях». Наиболее частое излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников - это этические, нравственные проблемы. Старшие школьники не просто влюбляются или дружат, но и обязательно хотят знать: «Что такое дружба?», «Что такое любовь?». Старшеклассники готовы долго и горячо обсуждать, можно ли влюбиться сразу в двоих, можно ли считать принципиальным человека, который не высказывает своего мнения во время спора, может ли быть дружба между юношей и девушкой. Характерно их стремление найти истину именно в разговоре, в разъяснении понятий. Старшеклассники любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное. Они с большим интересом занимаются в различных научных обществах, в школах «юных математиков» и других юношеских объединениях. Большинство старшеклассников высказываются в пользу активных и самостоятельных форм деятельности: дискуссий, лабораторно - практических работ, изучения первоисточников.

Юность – это время выбора жизненного пути. Начинается и реализация поставленных целей – работа по выбранной специальности, учеба в вузе, создание семьи.

Понятие кризиса 17 лет. Кризис 17 лет возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Это наиболее тяжелый кризис периода наряду с кризисами 3 и 11 лет. Большинство 17-летних школьников ориентируется на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Выпускники школы, связывающие свой ближайшие жизненный планы с вузом. Подростки в этот период наиболее подвержены связанным с поступление стрессам. Для тех, кто тяжело переживает кризис, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций. Резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней.

гордость
скромность
самооценка поступка
самовоспитание

В возрастной психологии возраст старшего школьника (IX-X классы, 15-17 лет) принято относить к ранней юности. Конкретное содержание юности как этапа развития личности определяется в первую очередь социальными условиями. Именно от социальных условий зависят положение молодежи в обществе, объем знаний, которыми ей надлежит овладеть, ряд других факторов. В настоящее время 15-17-летние юноши и девушки учатся в школе, в СПТУ и техникумах (они уже сделали свой первый профессиональный и жизненный выбор), а некоторые из них и работают, и учатся. Все они находятся в ранней юности - чрезвычайно сложном и важном в плане формирования личности возрасте, но все они имеют и специфические особенности в зависимости от места в обществе, от той деятельности, которой преимущественно занимаются. Мы изучали возрастные особенности юношей и девушек - учащихся старших классов школы, - которые, конечно, относятся к ранней юности, но к ней относятся не только они. Поэтому понятие «ранний юношеский возраст» шире понятия «старший школьный возраст». Для удобства изложения, но с учетом вышесказанного мы будем употреблять в тексте эти понятия как синонимические.

Самое характерное для старшеклассников - неоднородность их социального положения. С одной стороны, продолжают волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа,- собственно возрастная специфика, право на автономию от старших, сегодняшние проблемы взаимоотношений, отметок, различных мероприятий и т. п. С другой стороны, перед ними стоят задачи жизненного самоопределения. Такое сочетание внешних и внутренних факторов или социальная ситуация развития определяют и особенности развития личности в старшем школьном возрасте. Именно на основе новой социальной ситуации развития происходит коренное изменение в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций личности старшеклассника, определяющее изменение и других его психологических особенностей. Таким образом, юношеский возраст (по не очень точному, но образному и понятному определению многих педагогов и психологов) выступает как своеобразная черта между детством и взрослостью.

Итак, старший школьник находится как бы на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь. Для него приобретают особую актуальность фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения как определения себя и своего места во взрослом мире. Юношу и девушку должны волновать (волнуют ли?) многие серьезные вопросы: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многое другое.

Не случайно исследователи этого возраста связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов, планов, юноши.

Многие исследователи считают основным новообразованием в старшем школьном возрасте личностное и профессиональное самоопределение, так как именно в самоопределении, в обстоятельствах жизни в период раннего юношеского возраста, в ее требованиях к школьнику кроется самое существенное, что во многом характеризует условия, в которых происходит формирование его личности.

Мы согласны с тем, что самоопределение - центральный вопрос в раннем юношеском возрасте, но нам хотелось бы ввести в эту проблему некоторое уточнение. Данные наших исследований позволяют говорить, что в старшем школьном возрасте формируется не само самоопределение - личностное, профессиональное (шире - жизненное), а психологическая готовность к нему.

Позволим себе провести несколько вольную параллель между выпускниками школы и детьми, поступающими в I класс. В последнем случае мы говорим о психологической готовности детей к школе. Эта психологическая готовность формируется постепенно, с момента рождения ребенка в общении со взрослыми и сверстниками, в игре, в посильном труде и дошкольном обучении. Затем ребенок поступает в школу, чтобы там в течение 10 лет готовиться «во всеоружии» вступить во взрослую жизнь - получать достаточные знания, научиться учиться, думать, работать, дружить, сформироваться как личность и т. д. в общении со взрослыми и сверстниками, в учении, труде, коллективной жизни. Про поступающего в школу первоклассника мы не говорим, что он уже «готовый» ученик, мы говорим о его психологической готовности или неготовности к новой жизни в школе (конечно, готовность должна быть не только психологическая, но нас интересует только этот аспект). Еще меньше оснований говорить о самоопределении выпускников школы, так как самоопределение предполагает направленную реализацию планов, намерений, желаний в действительной жизни. Но об их психологической готовности к этому самоопределению мы можем и должны знать.

Готовность к самоопределению предполагает формирование у старших школьников устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку и пр. Иными словами, психологическая готовность к самоопределению предполагает формирование у старшеклассников неких психологических образований и механизмов, обеспечивающих им в дальнейшем сознательную, активную, творческую и созидательную жизнь.

Так же мы рассматриваем те психологические образования, которые, с нашей точки зрения, лежат в основе главного новообразования этого возрастного периода - психологической готовности к самоопределению - и свидетельствуют об определенной зрелости личности. Причем под зрелостью личности (напомним об этом еще раз) мы понимаем не завершенные в своем формировании структуры, а открытые дальнейшему развитию.

Вначале речь пойдет о том, какими видят старшеклассников учителя, имеющие возможность наблюдать их в самых различных ситуациях, как оценивают их с точки зрения направленности личности, проявления коллективистической или эгоистической мотивации. В следующем разделе представлены данные о том, какой возраст (свой или младше, старше) наиболее привлекателен для учащихся. Затем дан анализ развития социальных и познавательных мотивов учения у старших школьников, что является очень важным в плане решения проблемы непрерывного самообразования в будущем.

В психологической готовности к самоопределению, безусловно, ведущую роль играет самосознание - осознание своих качеств и оценка их, представление о своем реальном и желаемом Я, уровень притязаний старшеклассников в разных областях жизни и деятельности, оценка себя и другого с точки зрения принадлежности к определенному полу, интроспекция и личностная рефлексия; по всем этим вопросам представлены конкретные экспериментальные данные, и проведен их содержательный анализ. Мы полностью присоединяемся к этому и показываем на основе полученных данных развернутую характеристику представлений современных старшеклассников о будущей жизни. Важнейшее психологическое условие для возникновения и развития жизненных перспектив, жизненного самоопределения учащихся - их ценностные ориентации. Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, известная неопределенность положения (уже не ребенок, но еще не взрослый); усложнение жизненной деятельности и расширение круга лиц, с которыми старший школьник должен сообразовывать свое поведение - все это резко активизирует в юношеском возрасте ценностно-ориентированную деятельность.

(Visited 665 times, 1 visits today)

Многие психологи именно самоопределение рассматривают как основное новообразование ранней юности. Однако в этом возрасте не завершается личностное развитие, процессы личностного и жизненного самоопределения осуществляются и в последующих возрастах, поэтому можно считать, что новообразованием ранней юности является социально-психологическая готовность (способность) к личностному и жизненному (профессиональному) самоопределению . Эта психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность непрерывного процесса роста его личности сейчас и в будущем (И.В. Дубровина).

В основе готовности к самоопределению лежит формирование у старших школьников устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку и пр. Иными словами, психологическая готовность к самоопределению означает формирование у юноши, девушки таких психологических качеств, которые могли бы обеспечить им в дальнейшем сознательную, активную, творческую и созидательную жизнь.

Такое представление о центральном новообразовании раннего юношеского возраста близко представлению об идентичности – понятию, которое ввел в обиход Э. Эриксон. Он понимает идентичность как тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостность (преемственность личности во времени). По его мнению, идентичность – это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным «Я» независимо от изменения ситуации. Идентичность является условием психического здоровья: если она не сложится, человек не находит своего места в обществе, оказывается «потерянным».

Важным психологическим новообразованием юношеского возраста является становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» – целостного представления о самом себе, эмоционального отношения к самому себе, самооценки своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознания своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания. Главное приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых.

Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

1) открытие своего внутреннего мира;

2) появление осознания необратимости времени, понимания конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях;

3) формирование целостного представления о самом себе, отношения к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические;

4) осознание и формирование отношения к зарождающейся сексуальной чувственности.

Образ «Я» с возрастом заметно меняется:

Некоторые качества осознаются легче, чётче, иначе;

Меняется уровень и критерии самооценки;

Изменяется степень сложности представлений о себе;

Возрастают цельность личности, стабильность и ценность её, а также уровень самоуважения.

Становление устойчивого самосознания связано с развитием социальной рефлексии – понимания другого человека путем размышления за него. Представление о том, что думают обо мне другие – важный момент социального познания: это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого. Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше, в конечном счете, человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир – самый эффективный источник самопознания.

Одним из важнейших новообразований интеллектуальной сферы становится теоретическое мышление –формирование абстрактного мышления за счёт того, что юноша усваивает понятия, совершенствует умение пользоваться ими, рассуждать логически. Старшеклассники и студенты младших курсов чаще задаются вопросом «почему?» Их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна, они более критично относятся как к преподавателям, так и к содержанию получаемых знаний. Старшеклассник начинает интересоваться тем, что неоднозначно, что не изучено, что требует самостоятельного обдумы-вания. В юношестве выражена тяга к обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, которые стоят за конкретными фактами. Однако широта интересов, как правило, сочетается в этом возрасте с разбросанностью, отсутствием системы знаний и навыков – интеллектуальным дилетантизмом. У юношей может наблюдаться склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности и силу своего интеллекта, уровень знаний.



Формирование мировоззрения целостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему. Мировоззрение тесно связано с решением в юности проблемы смысла жизни, осознанием и осмыслением своей жизни не как цепочки случайных событий, а как цельного направленного процесса, имеющего преемственность и смысл. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним.

Кризис идентичности

На юношеский возраст приходится кризис идентичности, т. к. в этом возрасте осуществляется серия социальных и индивидуально-личностных выборов и самоопределения. Здесь возможно несколько вариантов:

1) неопределённая идентичность – человек не выработал своих убеждений, не выбрал профессию, не может построить жизненные планы, этому сопутствует страх взросления и перемен;

2) долгосрочная идентификация – человек свой жизненный выбор сделал и решения принял не самостоятельно, а на основе чужих мнений;

3) этап психического моратория – этап кризиса самоопределения, выбор из многочисленных вариантов развития того единственного, который можно считать своим. В это время молодой человек стремится (путём проб и ошибок) найти своё место в обществе.

За ними следует или обретение «взрослой идентичности », или задержка в развитии – «диффузия идентичности» , которая составляет основу специальной патологии юношеского возраста – синдрома патологии идентичности (Э. Эриксон).

Структура темы:

Выделение ранней и поздней юности. Влияние исторических и социокультурных факторов на решение задач развития в юношеском возрасте.

2. Социальная ситуация развития раннего юношеского возраста. Существование зависимости от родителей и актуализация задач профессионального и личностного определения как основа социальной ситуации развития в ранней юности.

Ведущая деятельность в ранней юности - учебно-профессиональная деятельность. Обусловленность учебно-профессиональной деятельности 2 группами мотивов: учебными и профессиональными. Выбор профессии как важнейшая задача раннего юношеского возраста. Условия правильного выбора профессии. Ошибки в выборе профессии. Профессиональная ориентация. Профессиональная консультация.

Основные новообразования личности в раннем юношеском возрасте (профессиональное и личностное самоопределение, мировоззрение, система ценностных ориентаций и социальных установок).

5 . Развитие личности и познавательной сферы в раннем юношеском возрасте. Развитие самосознания как основа для построения человеком своих жизненных планов и программ самовоспитания. Влияние построение моделей, планов будущего на последующие достижения личности. Особенности общения и эмоциональной жизни в юношеском возрасте. Стремление к автономии и взаимоотношения с родителями. Особенности во взаимоотношениях со сверстниками. Дружба и любовь в раннем юношеском возрасте.

Краткая расшифровка темы.

1. Возрастные границы и общая характеристика юности. Юность – это определенный этап созревания и развития человека лежащий между детством и взрослостью. Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному. Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16-18–летних считают юношами. Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового созревания, а с другой – достижение социальной зрелости.

На решение задач развития в юношеском возрасте влияют исторические и социокультурные факторы. Чем выше темп исторического развития, чем больше социально значимых изменений осуществляется в единицу времени, тем заметнее различия между поколениями, тем сложнее механизмы передачи культуры от старших к младшим и тем избирательное отношение младших к своему социальному и культурному наследию.

Хотя психология юношеского возраста – один из старейших разделов психологии развития, Л.С.Выготский в конце 1920-х годов справедливо заметил, что общих подходов и теорий в ней гораздо больше, чем твердо установленных фактов.

Эта мысль Л.С.Выготского является актуальной и по сей день, на, что указывают существующие различные подходы к проблеме становления личности в ранней юности.

Можно выделить три главных подхода к юности, каждый из которых имеет множество вариаций.

Биогенетические теория развития главное внимание обращают на биологические детерминанты развития, с которыми соотносятся социально-психологические свойства. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Типы развития и вариации возрастных процессов выводятся из генетически обусловленных конституциональных типов.

Представитель этого направления Стенли Холл считал, что главным законом психологии развития является биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие – онтогенез – повторяет главные стадии филогенеза. Если подростковый возраст соответствует дикости и началу цивилизации, то юность охватывает период с начала полового созревания (12-13) до наступления взрослости (22-25), эквивалент эпохе романтизма. Это период «бури и натиска», внутренних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности». Хотя Холл свел воедино большой фактический материал, его теория сразу же подверглась критике со стороны психологов, указывающих, что внешнее сходство не означает психологической тождественности их поведения. Поверхностные аналогии, на которых основан «закон рекапитуляции», мешают понять конкретные закономерности психического развития и недооценивают роль социальных факторов.

Социогенетические теории стараются объяснить свойства юности, исходя из структуры общества, способов социализации. Социогенетическая ориентация в изучении юности связана с влиянием социальной психологии. Представителем данного направления является немецкий психолог Левин Курт со своей «теорией поля».

Он исходит из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой – окружающей ее среды. Однако свойства личности и свойства среды взаимосвязаны. Как ребенок не существует вне семьи, школы и т.д., так и общественные институты не имеют существования, отдельного от взаимодействующих с ними и благодаря им индивидов. Единство и взаимодействие всех личностных и средовых компонентов Левин называет жизненным или психологическим пространством.

Например, важнейшими процессами юности он считает расширение жизненного мира личности, круга ее общения и т.д. Поведение юноши определяется, прежде всего, маргинальностью (промежуточностью) его поведения. Переходя из детского мира во взрослый, юноша не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Эта особенность его социальной ситуации т жизненного мира проявляется в его психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний и т.п. Эта напряженность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости и тем важнее разделяющие их грани.

Достоинством концепции Левина является то, что он рассматривает юность как социально-психологическое явление, связывая психическое развитие личности с изменениями ее социального поведения. Однако эта концепция слишком абстрактна. Ставя жизненный мир ребенка в зависимости от его непосредственного окружения, микросред Левин оставляет в тени его обще социальные детерминанты, такие, как социальное происхождение, род занятий, общие условия развития. Кроме того, он не уточняет возрастных граней периода маргинальности, в частности различий между подростком и юношей, ее индивидуально-типологических вариаций.

Общая черта био- и социгенетического подхода к юности состоит в том, что источники и движущие силы развития они усматривают главным образом во внепсихических факторах. Т.е. если в первом случае акцент делается на биологических процессах, происходящих в организме, во втором – на социальных процессах, в которых участвует или воздействию которых подвергается личность.

Психогенетические теории на первый план выдвигают развитие собственно психических процессов.

Психодинамическое направление объясняет поведение главным образом в эмоциях, влечениях. Представитель данного направления Э.Эриксон считает, что развитие человека складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией; развитие сознательного «я», изучаемого психологией и социального развития, изучаемого общественными науками. Основной закон развития заключается в «эпигенетическом принципе», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса. Эриксон подразделяет жизненный цикл на фазы, каждая из которых имеет свои специфические задачи. Юности отводится пятая фаза в жизненном цикле. Она характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности. И типичной чертой этой фазы является диапазон выполняемых ролей, он расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе. Эриксон подробно анализирует механизмы формирования самосознания, психосексуальные интересы. Хотя Эриксон уделяет много внимания социально-историческим аспектам формирования личности, это делается не достаточно конкретно. В частности, кризисы в развитии выглядят следствием противоречий между вызревающими у ребенка внутренними свойствами и окружающей средой, причем сами возрастные новообразования он формулирует излишне жестко и нормативно.

Отечественная психология опирается на принцип комплексного изучения юности, которые были сформулированы Л.С.Выготским. Согласно его теории развития высших психических функций о социальной сущности человека «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая».

Проблему юности надо изучать с учетом социально-психологических факторов и внутренних закономерностей развития, т.е. комплексно.

Юношеский возраст это значительный период в жизни человека. Именно в этом возрасте завершается физическое развитие. Особенности физического развития оказывают влияние на развитие некоторых качеств юношей и определяют возможности его дальнейшей жизнедеятельности. Вопросы физического развития юношей важны по двум причинам:

1) имеется ввиду выбор профессии, зависящей от особенностей индивидуальной физической организации юношей и девушек;

2) оказывается взаимное влечение полов.

Юношеский возраст - период относительно спокойного физического развития. В нем нет диспропорций отдельных частей тела, как это наблюдается у подростка. Особенно развивается мускулатура, растет объем грудной клетки, заканчивается окостенение скелета, трубчатых костей, формирование и функционирование тканей и органов, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции. Определяются изменения в развитии нервной системы и мозга. Развивается способность к абстрагированию и обобщению событий, что является показателем усложнения аналитической и синтетической умственной деятельности. Физическая зрелость является причиной для зрелости детей.

2. Социальная ситуация развития юношеского возраста. Юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Социальный статус юношества неоднороден. Юность – завершающий этап первичной социализации. Положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержание и направление его жизнедеятельности. Роли, выполняемые юношей, качественно отличаются от ролей взрослых, и это ясно сознают обе стороны. С усложнением жизнедеятельности у юноши происходит не только количественное расширение диапазона социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоятельности и ответственности. Юноша начинает задумываться о выборе будущей профессии. Выбор профессии неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями. Наряду с элементами взрослого статуса, юноша еще сохраняет черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка. Материально он еще находится на иждивении родителей. В школе ему, с одной стороны, то и дело напоминают, что он взрослый, старший, а с другой стороны, постоянно требуют от него послушания. Это наблюдается и вне школы. Неопределенность положения и предъявляемых требований по-своему преломляется в юношеской психологии.

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.п. Социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

В раннем юношеском возрасте актуализируются потребности связанные с тем, каким быть и кем быть. Это важнейшие задачи профессионального и личностного определения в данном возрасте. Юноша стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Л.И. Божович подчеркивает, что создается совершенно новая социальная ситуация развития.

Профессиональное определение включает в себя определение сферы своих профессиональных устремлений и выбор профессии, познавательные интересы и развитие общих и специальных способностей

Личностное определение характеризуется развитием самосознания, влиянием значимых взрослых и формированием системы взглядов, убеждений, построение модели своего будущего. .

3. Ведущая деятельность в ранней юности . Перед юношей встает задача самоопределения, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной жизненной важности.

Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития юноши, создавая у него своеобразную внутреннюю позицию. Это своеобразие заключается в том, что школьники старших классов – это люди, обращенные в будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности личности.

Учение в ранней юности рассматривается не как усвоение основ наук, а как знакомство с возможными областями профессиональной деятельности. Соответственно происходит разделение учебных интересов, более углубленное занятие одним предметом по сравнению с другим. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, которая имеет свои особенности:

1) более широкое создание учебных ситуаций, ярко выраженной направленностью на будущее;

2) целенаправленное и систематическое приобщение учащихся к самостоятельному преобразованию учебных задач.

Повышение интереса к учению в раннем юношеском возрасте связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Сами старшеклассники в первую очередь указывают на такие мотивы, как дальнейшее продолжение образования, убежденность в необходимости учения для своего развития, т.е. ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными.

Высокое место в мотивационной структуре занимают такие широкие социальные мотивы, как стремление приносить пользу обществу, убежденность в практической значимости науки для общества. Сохраняют свою силу и мотивы, лежащие в самой учебной деятельности, интерес к содержанию и процессу учения.

Изменение ведущей деятельности, происходящее в раннем юношестве, носит радикальный характер: на смену общению со сверстниками приходит этап профессионального самоопределения, требующего такого уровня психической, духовной и гражданской зрелости, не обладая которым человек не может стать полноценным членом социума и его общественных институтов.

У старшеклассников встречается уже твердая установка при выборе профессии, хотя наблюдаются и колебания. Это происходит в том случае, когда несколько профессий нравятся одновременно, имеется конфликт между склонностями и способностями, между идеалом в выборе профессий и реальными перспективами. Учащийся желает поступить в вуз, а успеваемость низкая или, у учащегося интерес к одному, родители советуют другое, товарищи – третье.

Процесс выбора профессии предполагает высокую активность личности. Поскольку ситуация выбора профессии характеризуется многомерностью, для правильного (адекватного) выбора профессии юноше приходится проделать большую внутреннюю работу. Ему необходимо проанализировать свои ресурсы, требования избираемой профессии, осознать потенциальные несоответствия и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий.

Важную роль в выборе профессии играет профессиональная ориентация. Е.И. Головаха считает, что профессиональная ориентация учащихся должна быть органически увязана с их жизненными перспективами и ценностными ориентациями. Она не должна ограничиваться непосредственно профессиональной сферой, но всегда замыкаться на важнейшие жизненные цели молодежи.

Профессиональная ориентация – сложная психологическая проблемы. Она включает в себя знание особенностей личности и прежде всего способностей юноши, ориентируемого в выборе профессии. Формирование способностей необходимо вести с учетом индивидуального своеобразия личности, т.е. внутренних условий развития, наряду с учетом внешних условий (предметной и микро социальной среды).

Для формирования согласованной и реалистичной жизненной перспективы нужно знакомить юношей и девушек с конкретными примерами удачных и неудачных жизненных путей, связанных с выбором той или иной профессии. Особенно важно знание будущих условий труда, занимающих одну из ведущих позиций в системе юношеских требований к будущей профессии. В профориентационной работе важно учитывать не только рациональные моменты, связанные с определением жизненных целей и планов, но и эмоциональные особенности личности. В ранней юности для организации успешного самоопределения необходимо знакомить учащихся с психологической характеристикой профессий, т.е. с теми требованиями, которые предъявляются к вниманию, наблюдательности, мышлению, воле, характеру и другим психологическим особенностям человека той или иной профессии. Важно познакомить их и с тем, какие стороны личности формируются в той или иной деятельности.

В выборе профессии очень важна профессиональная консультация – это часть системы профессиональной ориентации, нацеленная на изучение способностей человека, выдачу ему рекомендаций относительно выбора профессии и корригирующее формирование требующихся, но недостаточно развитых способностей. Различают три этапа в профессиональной консультации: подготовительный, завершающий и уточняющий. Подготовительная профконсультация ведется в семье и в школе и преследует две цели: во-первых, изучить динамическую функциональную структуру личности учащегося и его способности; во-вторых, формировать недостаточно развитые свойства личности, ее интересы, способности и призвание в целом.

Завершающая профессиональная консультация преследует цель помочь юноше выбрать дальнейший жизненный путь в соответствии с его способностями.

Уточняющая профконсультация выходит за рамки задач общеобразовательной школы и осуществляется в профессионально-технических училищах.

4. Основные новообразования в ранней юности. Внутри ведущего вида деятельности формируются основные новообразования ранней юности – профессиональное и личностное самоопределение, мировоззрение, система ценностных ориентаций и социальных установок.

Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте – это предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и ориентируются с точки зрения интересов юноши, затем с точки зрения его способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей.

Ценностные аспекты, как общественные (осознание социальной ценности той или иной профессии), так и личные (осознание того, что индивид хочет для себя), являются более обобщенными и обычно созревают и осознаются позже, чем интересы и способности. Интерес к предмету стимулирует старшеклассника больше заниматься им, это развивает его способности, а выявление способности в свою очередь подкрепляют интерес.

Ранняя юность – период значительного роста социальной активности. Юноши и девушки не просто интересуются событиями внутренней и международной жизни, но сами хотят быть активными участниками. Общественная активность старшеклассников имеет свои психологические особенности. Свойственный этому возрасту романтизм побуждает молодежь браться преимущественно за большие дела.

В раннем юношеском возрасте завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Но период ранней юности характеризуется большими противоречиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих социальных установок.

Ранняя юность – решающий возраст формирования мировоззрения. Первый показатель становления мировоззрения – это рост познавательного интереса к наиболее общим принципам мироздания, универсальным законам природы и человеческого бытия.

Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Серьезные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Юноша может, не замечая этого, в течение одного и того разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды. Но это нормальное свойство ранней юности.

Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т.е. осознание себя элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Центральное место в выработке мировоззрения занимает решение коренных социально-нравственных проблем, чаще всего группирующихся вокруг вопроса о смысле жизни. Фактически юноша ищет ответ, как наполнить общественно значимым содержанием собственную жизнь.

Формирование мировоззрения и ценностных ориентаций, самоопределение и самовоспитание человека предполагает его участие в серьезной общественно и личностно значимой деятельности, обеспечивающей не только становление нравственных норм, но и формирование соответствующих привычек поведения.

5. Развитие личности и познавательных процессов в раннем юношеском возрасте. В старших классах развитие личности и познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Говоря о познавательной сфере в раннем юношеском возрасте, Л.И. Божович отмечает, что «нет ни одной интеллектуальной операции в познавательной деятельности старшего школьника, которой не было бы у подростка». В самом деле, юноша так же, как и подросток, мыслит понятиями, пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает, логически запоминает, хотя и в этом отношении есть сдвиги. В юношеском возрасте мысль окончательно соединяется со словом, в результате чего образуется внутренняя речь как основное средство организации мышления и регуляции других познавательных процессов. Интеллект в своих высших проявлениях становится речевым, а речь интеллектуализированной. Возникает полноценное теоретическое мышление. Наряду с этим идет активный процесс формирования научных понятий, содержащих в себе основы научного мировоззрения человека в рамках тех наук, которые изучаются в школе. Приобретают окончательные формы умственные действия и операции с понятиями, опирающиеся на логику рассуждений и отличающие словесно-логическое, абстрактное мышление от наглядно-действенного и наглядно-образного. Можно ли ускорить все эти процессы, и если да, то каким образом это сделать?

С точки зрения психолого-педагогических возможностей развитие, которыми обладают старшеклассники, с позиций совершенствования обучения на этот вопрос следует дать утвердительный ответ.

Интеллектуальное развитие юношей можно ускорить по 3 направлениям: понятийный строй мышления, речевой интеллект и внутренний план действий.

Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень всех знаний и особенно умственных возможностей.

Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. Юноши часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. «Невоспитанность» внимания, неумение сосредоточиваться, переключаться и отвлекаться от каких-то стимулов и раздражителей – одно из главных причин плохой успеваемости и некоторых эмоциональных проблем ранней юности.

Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.

В раннем юношеском возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память, увеличивается продуктивность опосредованного запоминания.

Активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. Чтение развивается в направлении от умения читать правильно, бегло и выразительно до способности декламирования наизусть. Монологическая речь преобразуется от умения пересказывать небольшое произведение до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.

Юношу волнуют вопросы: Кто Я? Какой я? К чему я стремлюсь? Отвечая на них, молодой человек формирует самосознание. Развитие самосознания является характерной особенностью личности в ранней юности. Самосознание – это сложная психологическая структура, формирование которой идет практически в течение всей жизни человека. Оно включает в себя в качестве компонентов следующие:

1) осознание своей тождественности

2) сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала

3) осознание своих психических свойств и качеств

4) определенную систему социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически. Но формируются они не одновременно. Задатки сознания тождественности появляются ужу у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами и ощущения, вызванные собственным телом сознания «Я» - примерно с 3 – лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Самосознание возникает из требований жизни и деятельности. Новое положение в коллективе, новые отношения с окружающими заставляют юношу оценить свои возможности, осознать особенности своей личности с точки зрения соответствия или несоответствия предъявленных к нему требований.

Самосознание – это целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания.

Становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я» является важнейшим психологическим процессом ранней юности. Оно происходит по нескольким направлениям:

1) открытие своего внутреннего мира. Юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества («Другие люди меня не понимают, я одинок»).

2) появляется осознание необратимости времени. Это заставляет юношу всерьез задуматься о смысле жизни, своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно из мечты начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичные планы деятельности, между которыми предстоит выбрать. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана – важный этап самосознания.

3) формируется целостное представление о самом себе. Причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые свои качества. Юношеские самооценки часто противоречивы: «Я в своем представлении гений + ничтожество». На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей у юноши формируется самоуважение – обобщенное отношение к себе.

В юности в связи с ломкой прежней системы ценностей и новым осознанием своих личных качеств представление о собственной личности подвергается пересмотру. Юноши нередко склонны выдвигать завышенные, нереалистические притязания, переоценивать свои способности. Эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает взрослых, вызывает множество конфликтов и разочарований.

Но как неприятна бывает юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение. Оно делает представление о самом себе противоречивым и неустойчивым. Юноши с пониженным самоуважением часто испытывают трудности в общении и стремятся закрыться от окружающих.

Самоуважение –тесно связано с остальными качествами личности, в том числе и с самооценкой. Одна из важнейших задач воспитательной работы – это формирование адекватной самооценки. Это связано с тем, сто обе крайности, - и заниженная, и завышенная самооценка ведут к серьезным внутренним конфликтам. Значима для развития адекватной самооценки и самосознания совместная со сверстниками и старшими работа, постоянно корректирующая представление молодого человека о себе, своих возможностях.

Высокий уровень самосознания в раннем юношеском возрасте в свою очередь приводит к самовоспитанию.

Проблемы самоопределения в юношеском возрасте решаются в общении с родителями, сверстниками, педагогами.

В раннем юношеском возрасте продолжается тенденция к перестройки отношений с родителями на основе равенства, растет стремление к автономии.

В современной психологии вопрос об автономии юношей ставится конкретно. При этом разграничивается поведенческая автономия, которая заключается в потребности и праве юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, эмоциональная автономия – потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей, моральная и ценностная автономия – потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых.

Раньше всего юноши добиваются поведенческой автономии в сфере досуга, разумеется, в определенных пределах. Партнерами по досугу юноши чаше предпочитают иметь сверстников, чем взрослых.

Эмоциональная автономия сопровождается большими трудностями. Это связано с тем, что юношам кажется, что родители недооценивают совершившейся у них перемены, не принимают всерьез их переживаний. Достаточно малейшей бестактности, чтобы внутренний мир старшеклассника надолго для родителей. Ранняя юность дает максимум эмоциональных проблем, часто вызывая отчуждение от родителей. Конечно, это не в какой мере не означает разрыв привязанности между ними. От чуткости и такта родителей зависит, удастся ли им сохранить столь нужное обеим сторонам взаимопонимание.

В сфере моральных установок и ценностных отношений юноши ревностно отстаивают свое право на автономию. Иногда нарочито крайние взгляды высказываются толь для того, чтобы подкрепить эту претензию на оригинальность. Но фактически влияние родителей остается здесь преобладающим. Авторитет родителей оказывается преобладающим и в решении таких проблем, как мировоззрение, выбор профессии.

Ранняя юность – это тот возраст, когда для юношей важнее всего быть принятым сверстниками, чувствовать себя нужным, иметь определенный престиж и авторитет среди них. Низкий статус в коллективе коррелируется с высоким уровнем тревожности.

Расширение диапазона общения и усложнение жизнедеятельности старшеклассника приводят к тому, что число групп и коллективов, к которым он принадлежит или на которые он ориентируется и с которыми соотносит свои ценностные ориентации, значительно возрастает. Это и организованные школьные коллективы и неформальные группы и компании, складывающиеся в процессе межличностного общения. Это создает определенные ролевые конфликты и ставит личность перед вопросом, какая принадлежность для нее важнее. В воспитательной работе важно учитывать влияние стихийных групп и компаний. Избежать отрицательных последствий стихийности можно путем оживления работы организованных коллективов, придания им большей активности.

Взаимоотношения со сверстниками разделяются на товарищеские и дружеские. Признанием и уважением у юношей и девушек пользуются такие сверстники, которые являются их близкими друзьями. С остальными же поддерживаются только товарищеские и приятельские отношения. Особенной популярностью пользуются те из товарищей, которые сами по-доброму и внимательно относятся к людям. Такие сверстники отзывчивы, сдержанны, жизнерадостны, добродушны, уступчивы, обладают хорошим чувством юмора. Не пользуются уважением те, чье внимание и интересы направлены исключительно на себя, кто груб, бестактен и равнодушен к другим людям.

Взаимоотношения со сверстниками связаны с будущим психологическим благополучием. Разлад взаимоотношений со сверстниками нередко приводит к различным формам эмоциональной и социальной изоляции.

Юноши считают дружбу важнейшим из человеческих отношений. Повышенная эмоциональность юношеской дружбы делает ее отчасти иллюзорной. Юноша нередко идеализирует не только себя в дружбе, но и дружбу в себе. Его представления о друге часто ближе к его идеальному «я», чем к реальному.

В раннем юношеском возрасте наряду с дружбой у многих молодых людей возникает еще более глубокое чувство – любовь.

Возникновение чувства любви связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, это половое созревание, которое завершается в ранней юности. Во-вторых, это желание иметь очень близкого друга, с которым можно было бы говорить на самые сокровенные, волнующие темы. В-третьих, это естественная человеческая потребность в сильной персональной эмоциональной привязанности, которой особенно не хватает тогда, когда человек начинает испытывать чувство одиночества. Установлено, что такое чувство в обостренной форме впервые появляется именно в ранней юности.

Дружба и любовь в этом возрасте чаще всего неотделимы друг от друга и сосуществуют в межличностных отношениях. Дружба может перейти в любовь, а на месте товарищеских и дружеских отношений могут возникнуть ухаживания. Юноши и девушки сами активно ищут межличностного общения, интимных контактов друг с другом, они уже не в состоянии долгое время находиться в одиночестве.

В юношеском возрасте возникает и в течение длительного периода жизни сохраняется идеал возлюбленного, включающий человека определенной внешности, обладающего набором конкретных личностных достоинств.