Занимательная психология. Определяем природные склонности ребенка


Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности. Какая между ними связь и чем они отличаются?

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Когда ребенок только родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка . Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками , которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития. Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности. Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. Важно отметить, что врожденность задатков не всегда означает их наследственность. Например, в семье Бахов было 60 музыкантов, 20 из них выдающихся, то есть в данном случае можно сказать о наследственности задатка. Но известно, что у многих выдающихся людей были не ничем не примечательные дети, несмотря на хорошее образование. Можно сказать, что все задатки врожденны, но не все задатки наследственны. Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок , необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности? Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности (табл. 1):

Сфера деятельности, в которой проявляются способности: Характеристика ребенка
интеллектуальная
  • наблюдателен;
  • разносторонне любознателен;
  • имеет исключительную память;
  • охотно и легко учится;
  • знает многое, о чем его сверстники и не подозревают;
  • умеет хорошо излагать свои мысли.
академических достижений Чтение:
  • часто выбирает своим занятием чтение;
  • использует богатый словарный запас;
  • подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;
  • способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;
  • демонстрирует умение читать.
Математика:
  • проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;
  • проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений;
  • демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
  • с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания;
  • разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.
Естествознание:
  • внимателен к предметам и явлениям;
  • проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации;
  • часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов;
  • проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;
творческого или продуктивного мышления
  • чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;
  • демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей);
  • часто делает все по-своему (независим);
  • изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;
  • способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.
общения и лидерства
  • легко приспосабливается к новым ситуациям;
  • другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
  • в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
  • имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;
  • с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;
  • другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.
художественной деятельности Изобразительное искусство:
  • проявляет очень большой интерес к визуальной информации;
  • проводит много времени за рисованием или лепкой;
  • демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
  • осознанно строит композицию картин или рисунков
  • его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
Музыка:
  • проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки;
  • легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;
  • с удовольствием подпевает.
двигательная
  • проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
  • любит движение (бег, прыжки, лазание);
  • обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
  • прекрасно удерживает равновесие;
  • для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Каждая сфера деятельности ребенка характеризует его с той или иной стороны, что позволяет как родителям, так и специалистам распознать наличие способностей у детей. Предложенная классификация не дает информации о времени выявления этих способностей, но позволяет определить их вид. Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет). Раньше дают о себе знать музыкальные, художественные и двигательные способности. Например, о музыкальных способностях малыша до одного года можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, появляется улыбка, он активно гулит. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют.

Диагностика склонностей ребенка

Никто не знает ребенка лучше, чем члены его семьи. В раннем возрасте (до 3 лет) процесс выявления склонностей ребенка ложится, в основном, на плечи родителей и ближайшее окружение (бабушек, дедушек и т.д.)

Наблюдение – один из широко применяемых методов изучения детей. Наблюдая за малышом, изучая его творческие работы, родители могут составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т.д. Уделяя основное внимание познавательной активности (то, чем ребенок любит заниматься, о чем интересуется у взрослых) - ведущему показателю склонности ребенка к какому-либо виду деятельности, можно проследить, в какой сфере начинает раскрываться дарование дошкольника.

Игра дает возможность изучить многие особенности ребенка (особенно это касается младших детей). Присмотритесь, какие игры выбирает малыш. Однако следует учитывать: ребенок выбирает тогда, когда предоставляется возможность выбора. Чем старше он становится, тем больше времени проводит он вне дома, тем больше ситуаций, в которых мама и папа не могут за ним наблюдать. Здесь за помощью можно обратиться к специалистам: психологам, педагогам, специалистам по раннему развитию детей. Существует два основных подхода к процедуре диагностики способностей ребенка . Первый основывается на системе единой оценки (используется один тест, например, тест Векслера , направленный на определение уровня интеллектуального развития ребенка , оценку его потенциальных возможностей; методика «Несуществующее животное» , определяющая не только эмоциональное, психическое состояние ребенка , но и его творческий потенциал. Второй подход предполагает комплексное обследование. В настоящее время, комплексная диагностика, включающая различные методы, приемы, направления на составление целостного представления о развитии малыша, позволяет выявить его способности в полной мере. Сюда можно включить и целенаправленное наблюдение специалиста за ребенком, которое может проводиться на протяжении определенного времени (лонгитюдное исследование ) для того, чтобы проследить изменения ребенка в динамике (в течение нескольких месяцев и даже лет). В комплексное обследование включается и самый распространенный способ выяснения склонностей ребенка - это тестирование. Процедура тестирования включает в себя разнообразные задания: ребенку могут задавать определенные вопросы (если мы определяем интеллектуальные или академические достижения) или предлагают выполнить набор упражнений (например, нарисовать что-либо, повторить какие-то движения (спортивные, танцевальные) и т.д.. В любом случае специалисты (психологи, педагоги дополнительного образования) могут получить необходимую и достаточную информацию, позволяющую сделать вывод о наличии у ребенка тех или иных способностей. Итак, среди целей проведения данных процедур можно выделить следующие:

  1. определение уровня интеллектуального развития ребенка ;
  2. оценка его потенциальных возможностей;
  3. анализ творческого потенциала ребенка .

Диагностика способностей детей младшего возраста проводится с помощью проективных методик , с использованием различных рисунков, всевозможных игр и упражнений, разыгрываемых ситуаций и сказочных сюжетов. Игра создает наиболее естественные условия для раскрытия потенциала ребенка . При том, чем увлекательнее сюжет этой игры, тем больше данных сможет собрать специалист. В В последнее время результаты тестирования детей дополняются разнообразными опросниками, которые заполняют как родители, так педагоги и воспитатели. Следовательно, диагностические процедуры должны базироваться не только на результатах тестов, но и на основе жизненных наблюдений за ребенком . Жизненные наблюдения предоставляют ценную информацию относительно поведения ребенка дома и в детском саду. Эти наблюдения ценны еще и тем, что помогают выявить те или иные, особо редко встречающиеся способности, которые могут быть упущены в процессе обследования ребенка . Более того, если наблюдение за ребенком ведется в течение определенного периода времени систематически (например, в дошкольном учреждении), его результаты составят «хронологию» развития ребенка , которую невозможно получить ни при каком наборе тестов. Родители также могут вести «летопись» развития малыша, включающую все особенности его жизни. Дневниковые записи в течение недели, месяца, года могут обнаружить те занятия, которые больше всего доставляют удовлетворение ребенку . Это будет являться не только ценным исследовательским материалом, но и позволит сохранить в памяти все яркие и запоминающиеся события развития малыша. Вообще, выявление способностей в раннем возрасте – достаточно рискованное мероприятие. Прежде всего, потому, что интересы ребенка могут меняться под действием окружающей среды (семьи, детского сада, родственников и т.д.). Тем не менее, все это нисколько не умаляет важности раннего выявления способностей и склонностей у детей. Некоторым родителям свойственно сравнивать своего ребенка с другими. Но, как мы уже отмечали, каждый ребенок – неповторимая индивидуальность. Сравнение может быть полезным, но может также привести к совершенно ошибочным выводам. Поэтому выводы о том, какие у ребенка способности, следует делать весьма осторожно. Необходимо помнить, что результаты диагностики не определяют будущие достижения, а лишь отражают их вероятность. Итак, проблема выявления способностей и склонностей детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации, а также внимательного и чуткого отношения родителей.

Все дети талантливы по-своему, но обнаружить этот талант бывает непросто. Все равно, что сделать огранку драгоценного камня. При правильной огранке он засияет, но может превратиться в обычную стекляшку, если отнестись к процессу огранки “лишь-бы как”.

Кто из родителей не мечтает, чтобы в будущем его ребенок стал успешным. А самая большая вероятность достичь успехов у человека, который занимается любимым делом, используя свои природные способности. Это по-настоящему счастливый человек. Он получает огромное удовольствие от процесса работы, добивается наивысших результатов и соответственно достигаетматериального благополучия.

Занятие любимым делом и самореализация сделает такого человека успешным и самостоятельным сравнительно рано и на всю жизнь, если его таланты, тот «дар божий» с которым он был рожден, вовремя обнаружатся и вовремя получат свое развитие.

Поэтому определение способностей ребенка для дальнейшего их развития одна из самых основных и сложных задач родителей . Чем раньше Вы их обнаружите, тем лучше. Не будет бесконечной смены спортивных секций, кружков и школ, которые в итоге могут привести ребенка к неверию в свои силы и умения. Не будет разочарования родителей в своем чаде так, как вначале даже самые талантливые дети, посещая подходящие для них секции из-за дисциплины или отсутствия полной свободы творчества, могут капризничать и не желать посещать занятия регулярно.

В то же время родители точно не будут знать, что же на самом деле происходит - период адаптации, когда нужно проявить твердость и регулярно проводить разъяснительные беседы с ребенком или менять одну секцию на другую, так как данная «не его».

Кроме всего прочего такое «хождение» обязательно отрицательно скажется на семейном бюджете , так как в наше время все секции, школы и кружки в основном платные, стоят немало денег, а для их посещения, кроме оплаты, необходима еще и покупка нужного для занятий инвентаря: спортивной формы, инструментов, красок, кисточек, альбомов и т.д. и т.п. .

Поэтому, выбрав из большого разнообразия, то, что действительно поможет развить способности ребенка, вы сэкономите приличную сумму денег , да и время не будет потрачено попусту.

Как определить способности ребенка и на что родителям стоит обратить внимание в первую очередь?

От рождения и до 3-х лет:

В это время все зависит только от наблюдательности родителей и проведения так называемой предварительной подготовки , а именно:

  • Обратите внимание на гороскоп ребенка . Не ухмыляйтесь с недоверием. Вам предстоит изучить и запомнить астрологический и восточный (лунный) гороскоп Вашего ребенка. Зачем? Чтобы в последующем времени с одной стороны наблюдать, есть ли характерные для его знака черты, а с другой быть готовыми использовать полученную информацию о способностях ребенка, дарованных ему небесными силами при рождении.
  • Проследите свою родословную, генетическое древо . Так Вы узнаете природные предпосылки, передающиеся генами по наследству. Проследив свою родословную, Вы сможете сделать выводы обладатели, каких профессий в Вашем роду добивались наибольших успехов и наилучших результатов. Так ребенок из семьи математиков генетически склонен к точным наукам и наверняка добьется больших успехов на этом поприще. (Например, Сергей Брин - сооснователь и разработчик поисковой системы Google. Его родители - математики и достигли в этой науке больших успехов. Соответственно, уже на генетическом уровне, у него было больше шансов добиться успехов в математике, чем, например, в спорте.) Не забывайте и о старших представителях своего рода. Не обязательно ребенок унаследует таланты родителей (если говорят, что природа на детях отдыхает то не в смысле, что они глупее родителей, а просто таланты у них могут быть другие, унаследованные от дедушек, бабушек или других пра-пра-родственников).
  • Чаще присматривайтесь к своему ребенку , играя с ним. Какие игры он выбирает? Как относится к музыке? Какие книги или сказки ему больше нравятся? Как можно больше проводите с ребенком времени. В этом возрасте он остро нуждается в Вашем присутствии. Выбирайте развивающие игры для своего ребенка . Сейчас их великое множество. Вместо покупки сто пятьдесят пятой по счету машинки или куклы, лучше купите конструктор или детские пазлы. Они способствуют развитию моторики ребенка. И уж конечно, в таком возрасте, к каким играм Вы приучите своего ребенка, в такие игры он и будет играть еще долго, вплоть до подросткового возраста. Пользуйтесь моментом ищите правильные, развивающие игры , ведь маленьким деткам все равно во что играть лишь бы мама или папа были рядом . Не играйте вместо ребенка его конструктором, не складывайте за него пазлы или кубики. Расскажите как играть, будьте рядом, что-бы подсказывать, а не делать все вместо него. И не забывайте хвалить за каждый его успех.
  • Старайтесь оградить ребенка от потока не нужной информации , рекламы, следите за тем, что он смотрит по телевизору. Способности ребенка можно не только развить, но и загубить, если лишить их возможности развития . Необходимо, чтобы ребенок получал информацию развивающую его, а не наоборот отупляющую и бессмысленную. Поток бессмысленной информации может забить и заглушить ростки талантов Вашего ребенка, а длительные просмотры мультфильмов вытеснят желание общаться с кем-либо.
  • Ведите дневник наблюдений за ребенком , отмечая все нюансы развития, его успехи и неудачи, реакцию на события и поведение при общении как со взрослыми так и с детьми. Читайте ребенку . Это поможет развить его память и привить любовь к книгам.

С 3-х до 6 -ти лет:


Очень важно определить способности ребенка именно в дошкольном возрасте , т.к. от этого зависит и выбор школы и класса, и выбор дополнительных занятий, которые помогут дать дальнейшее развитие природных талантов Вашего ребенка. Как правило, к 5-и годам внимательные родители уже видят способности ребенка по его пристрастиям , умениям, настроению, с которым он относиться к тому или иному роду занятий. В этом возрасте с большей точностью можно определить наклонности ребенка, наблюдая за его поведением.
Итак, у ребенка способности:

  • Интеллектуальные. Если ребенок наблюдателен и любознателен. Задает много ситуационных вопросов. Рано научился читать. У него очень хорошую память. Знает больше, чем его сверстники. С удовольствием быстро и легко обучается . Четко излагает свои мысли. Никогда не отвечает « не знаю», пытается найти ответ на любой заданный ему вопрос .
  • Музыкальные. Если он с удовольствием слушает музыку разных жанров. Легко запоминает мелодии на слух и также легко их воспроизводит. Его интересуют музыкальные инструменты. Он подпевает или сам с удовольствием поет, даже когда его об этом не просят. Сочиняет собственные мелодии .
  • Художественные. Если ребенок рисует все, что видит, а не только то, что лучше всего получается. Рисует везде и всем, что подвернется под руку. Стремиться украсить дом или одарить всех своими «произведениями». С удовольствием лепит, рисует карандашами и красками, старается скомбинировать разные материалы. Его рисунки разные по цвету и изображению, часто зависящие от настроения.
  • Литературные. Если ребенок очень любит, чтобы ему читали. Рано научился читать сам. Легко пересказывает, прочитанное. Запоминает, на чем остановились, читая книгу. Умеет и любит, что-то рассказывать, часто фантазирует, но доводит свои рассказы до логического конца. С удовольствием и эмоционально пересказывает, увиденное ним .
  • Артистические . Если легко и с удовольствием выступает перед большой аудиторией. Стремиться, чтобы его выступление вызвало похвалу и восторг. Старается, чтобы его внешний вид соответствовал теме выступления. Заменяет слова мимикой, жестами. Подражает каким-либо героям или артистам. Очень эмоционален.
  • Технические. Его любимые игрушки машинки, механизмы, конструкторы. Пытается самостоятельно отремонтировать сломанную игрушку . Интересуется работой домашней бытовой техники и папиным инструментом. Любит рисовать машинки, технику.
  • Спортивные способности Ребенок-непоседа. Он все время двигается: бегает, прыгает, кувыркается. Активный участник всех подвижных игр. Быстро улавливает все основные моменты игры, стремиться обогнать всех. Легко управляется с мячом, роликами, велосипедом. Не боится никаких преград на пути. Недолго расстраивается по поводу разбитых коленок. Отличная координация и умение держать равновесие. Не пропускает ни одного спортивного снаряда или лестниц и горок детских площадок. Часто бывает лидером среди сверстников.

Определив способности ребенка, еще рано «почивать на лаврах», так как более точно судить о них можно лишь по результатам обучения .

Кроме прочего, занимаясь определением способностей своего ребенка, не упускайте из вида и его слабые стороны . Есть качества без которых невозможно стать успешным человеком, например, хорошая память, вера в свои силы, настойчивость в достижении цели. Помогите детям в развитии этих качеств.

Также на совести родителей научить ребенка финансовой грамотности, обращению с деньгами . К сожалению этому не учат в школах, а начинать обучение нужно в детстве и чем раньше, тем лучше. Об этом я писала в статье«Как научить ребенка экономить».

И в заключении хочу добавить - способности ребенка обнаружить непросто, но проработав пункты этой статьи, Вы сможете наметить для себя путь, по которому будете двигаться в направлении гармоничного развития Вашего ребенка и главное поймете, что без Вашего активного участия Ваш ребенок может так и остаться «нераскрытым талантом» .

Вы спите и видите свою дочь примой Большого театра, а сына - триумфатором Олимпиады? Ваши мечты могут стать явью, если своевременно распознать способности ребенка! С какого возраста в малыше может проявиться будущий Моцарт? И как сделать, чтобы раннее развитие способностей принесло внушительные плоды в будущем?

Обнаружить в малыше зачатки большого таланта - это лишь полдела. Самое главное - найти способ развить способности ребенка, да так, чтобы не отбить у него охоту к обучению!

Назвать точный год, день и час, когда в ребенке начинают пробуждаться способности, невозможно. Как отмечает психолог высшей категории, писатель Лариса Соловьева, детский возраст - пластичный. И то, что происходит с одним карапузом в годик, с другим может случится и в 3 года, и в 5.

Поэтому возраст никак не может указывать на талантливого ребенка - малыш может в годик лихо барабанить по клавишам музыкального инструмента, но это отнюдь не говорит о наличии у крохи способностей к музыке.

Чтобы получить тайные знания о явных способностях вашего малыша, с самых первых дней, внимательно за ним следите. При этом, если годовалый карапуз хорошо говорит, резво бегает и поет песни, не спешите записывать его в гении. Психологи определяют такое состояние, как высокую норму развития ребенка. И советуют родителям продолжать наблюдать за проявлениями способностей у сына или дочери - внимательно, но без фанатизма.

Заметив талант, не спугните его

Как бы вы не гордились своим маленьким чудом, будьте сдержаннее. Не следует развешивать художества малыша по всем стенам, ставить его «на табуретку» перед каждым случайным гостем. Задача родителей - не петь малышу хвалебные оды, а грамотно и аккуратно направлять его, тем самым стимулируя способности ребенка к дальнейшему развитию.

Если ваш карапуз сверх меры активен и проявляет чемпионские качества, не решайте за него, каким видом спорта ему заниматься. Со временем его склонности обнаружатся сами. Но если вы стремитесь ускорить этот процесс, подарите крохе наводящие предметы: футбольный мяч, клюшку, маленькие лыжи. Специально для девочек можете раздобыть гимнастическую ленту. И понаблюдайте, с каким из предметов и видов спорта ваш сын или дочь «подружится» больше всего. Ну и дальше - делайте выводы!

Другой пример: если кроха изрисовал каракулями несколько альбомов и даже обои, не спешите его ругать. Напротив, поощряйте его увлечение: покупайте краски, фломастеры, карандаши разных типов. Пусть ребенок выберет тот «инструмент», который ему сподручней, и рисует дальше. И, если двухлетний карапуз без конца распевает песни, изображает супергероев, наблюдайте за маленьким артистом и прислушиваться к нему. Пусть раз в неделю он устраивает домашние концерты. Возможно, это станет репетицией выступления на большой сцене.

Первым признаком таланта ребенка в любом возрасте является скорость выполнения различных задач. Когда мальчик или девочка быстро схватывают информацию и делают что-то, опережая своих сверстников, одаренность очевидна.

Вторым же признаком наличия одаренности у ребенка в той или иной области является та вовлеченность в это дело, которую малыш демонстрирует регулярно. Проще говоря - ребенку должно явно нравится то, в чем он преуспевает.

Детальный анализ

Самое опасное, что могут сделать любящие мама и папа, пытаясь развить способности ребенка - навесить на одаренное чадо «драмкружок, кружок по фото». Или разом все методики вместе взятые... Психологи нередко сталкиваются с феноменом: трехлетний малыш занимается английским, французским, рисованием, пением, фехтованием, но - при этом мама кормит его с ложки. Понятно, что подобный подход вредит самому ребенку, чьи таланты надо развивать последовательно и в соответствии с возрастом.

Если ваш карапуз проявляет активность в самых разных сферах, но ни в чем не выделяется конкретно, помочь определить «главные» способности ребенка может специальная диагностика. Пройти ее можно и в государственных досуговых центрах, и в частных психологических консультациях. В процедуру выявления склонностей малыша входят:

  • подробная консультация с родителями и ребенком;
  • поэтапное тестирование малыша;
  • анализ и интерпретация полученных результатов;
  • создание индивидуальной схемы развития ребенка по результатам тестирования (в зависимости от наличия тех или иных способностей).

На консультации также выявляется, насколько уровень развития вашего крохи превышает норму или соответствует ей.

Для диагностики способностей ребенка в возрасте до 3-х лет применяют та называемые проективные методики, с использованием различных рисунков, игр и упражнений, воспроизведением сюжетов из сказок. Игра создает абсолютно органичные условия для раскрытия потенциала ребенка.

Развитие способностей у детей - дело рутинное

Итак, у вашего малыша обнаружились определенные способности. Отлично! Следующий шаг, точнее - шаги, надо направить в секцию или студию нужного профиля. Потому что распознать талант ребенка - это лишь полдела. Самое главное - правильно развить детскую одаренность. И с этим в состоянии справиться только мудрый и профессиональный наставник - тренер, педагог, балетмейстер.

Иногда детей двух-трехлетнего возраста ставят на коньки, сажают за музыкальный инструмент. Столь раннее привлечение малыша к конкретному делу допустимо, если во главе угла стоят не родительские амбиции, а видимая потребность ребенка в данном занятии.

Тренер и наставник необходим еще и для того, чтобы у ребенка формировалась правильная самооценка. Ведь часто одаренные мальчишки и девчонки решают поставленные задачи не так, как другие. А воспитатели и педагоги редко встречают «на ура» проявление неординарности. Их реакция может «загасить» самооценку малыша и отчасти даже затормозить развитие способностей ребенка. Зато опора и вера человека «ведущего», наоборот, значительно продвигают дело. К тому же, именно наставник поможет выработать главное для развития способностей и таланта ребенка - мотивацию!

Группа поддержки

Итак, если удалось распознать способности ребенка и своевременно найти мудрого наставника, - дело практически в шляпе. Родителям остается во всем поддерживать одаренного отпрыска. Будьте начеку: в один момент ребенок взбунтуется и устанет от занятия «своей жизни». Здесь важно подготовиться заранее, чтобы суметь различить - каприз это или «полный финиш».

Но наблюдение за ребенком не стоит путать с тотальным контролем! С самого нежного возраста полезно приучать малыша к самостоятельности. Начните с пресловутой ложки, которую малыш должен уметь держать в руках во время еды уже к двум годам. И постепенно приучайте чадо планировать свои дела. Последний навык можно развивать уже лет с трех-четырех: пусть карапуз каждый день придумывает свой собственный план-действий. И в будущем вам не придется стоять у него над душой, постоянно напоминая о чем-то.

Как открыть способности ребенка «в домашних условиях»?

Как распознать способности в ребенке - прикладные советы ведущих мировых психологов:

Метод «шести кругов» Элиса Пола Торренса - диагностика интеллектуальных способностей и образного мышления у ребенка. Малышу дается лист формата А4 с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см)- по три в каждом. Карапузам предлагают красиво дорисовать и раскрасить круги так, чтобы из них получились некие предметы или даже сюжеты. Дальше детские творения следует оценивать по следующим критериям:

  • продуктивность - количество кругов, которые ребенок сумел переоформить в образы;
  • разработанность образа - полнота и разнообразие деталей изображаемых предметов;
  • оригинальность - необычность образов;
  • качество выполнения рисунка - аккуратность, использование цвета в дорисовывании и раскрашивании.

Чем выше данные показатели, тем очевиднее способности ребенка.

Как развить способности ребенка: взгляд из-за океана

Вопросы детских талантов интересуют ученых всех стран и континентов давно и пристально. Американский психолог Говард Гарднер в начале 1980-х годов прошлого века написал книгу «Рамки ума». Где выявил семь типов таланта, интеллекта:

Тип таланта Что делают дети
Вербально-лингвистический Хорошо читают с раннего возраста, интуитивно пишут без ошибок, легко находят общий язык с другими детьми. Сферы деятельности: журналистика, писательство, преподавание, юриспруденция.
Цифровой Легко совершают математические действия, решают логические задачи; увлекаются программированием и компьютерной техникой. Сфера деятельности: инженерия.
Пространственный Мыслят образами, много фантазируют, любят рисовать, лепить, обладают ярким воображением. Сферы деятельности: архитектура, дизайн, живопись.
Физический Учебе и теориям предпочитают физические нагрузки, практические действие и манипуляцию. Сферы деятельности: спорт, строительные профессии.
Личностный Воспринимают происходящее на уровне эмоций, которыми богаты сверх меры. Очень интуитивны. Сфера деятельности: актерство.
Межличностный Любят и умеют общаются с людьми всех возрастов. Сферы деятельности: политика, торговля.
Талант окружающей среды Умеют наблюдать и изучать природу, животный и растительный мир. Сферы деятельности: биология, ботаника, садоводство, дрессура.

Талантливый ребенок: работа на результат

Чтобы развитие способностей ребенка принесло в итоге свои грандиозные плоды, важно, чтобы это были именно его таланты! А не «зарытые в землю» стремления кого-то из родителей. Если мама мечтала летать под куполом цирка, не стоит отдавать в акробатки дочку-пышечку, которая обожает лепить из пластилина. А если папа грезил о карьере хоккеиста, нельзя тащить на каток малыша с абсолютным музыкальным слухом.

А вот похвала - весьма полезна и эффективна для развития детских способностей. Только при условии, если она - правильная. Хвалите сына или дочь не за наличие способностей, а за усилия и достижения. А еще - за старания, активность и деятельность. Тогда и результат не заставит себя ждать.

Взрослые не в праве ставить на талант ребенка, как на скаковую лошадку! Нельзя вкладывать в «большое будущее» своего отпрыска серьезные средства, и с нетерпением ждать дивидендов. Ребенок - это не бизнес-проект. И все без исключения мальчишки и девчонки имеют право на бесшабашное детство.

Каждый ребенок уникален, у каждого свои задатки и способности! Мой муж, у которого ни слуха, ни голоса, часто вспоминает, как его мучили на уроках музыки. Он всегда был отличником, но петь не хотел, не умел и не мог. И вот его ставили на задние ряды, и заставляли подпевать. Уж не помню точно слов песни, которая особенно запала в его душу, в общем, про колокольный звон в Бухенвальде. И вот все пели, а те, кто хорошо петь не умел, вторили хору «Дон! Дон! Дон!».

Но родители хотели видеть в нем только отличника, и этот отвратительный для него урок он не мог пропустить или, хотя бы, не петь на нем. Его «Дон-Дон» - это очередная пятерка. Знаете, лично я не понимаю желание родителей видеть своих детей круглыми отличниками, поэтому, никогда не буду настаивать на отличной оценке. Главное, чтобы что-то было в душе и голове у ребенка, а не в дневнике или аттестате. Во-вторых, если у ребенка нет склонности к какому-либо предмету, ну зачем его насиловать? Зачем заставлять петь, если у ребенка нет музыкальных задатков? Можно просто попросить написать про какого-нибудь композитора, например.

Я всегда была гуманитарием, и математика вводила меня в ступор, и я имела всегда еле натянутую тройку. Во многих странах изначально определяют способности ребенка, и не уравнивают всех под одну гребенку. Если ты гуманитарий, то ты можешь изучать математику на более простом уровне, нежели ребенок с математическими способностями, и иметь пятерку, на своем уровне. По-моему это логично и хорошо для детей. Не знаю, изменилось ли что-то сейчас в системе российского образования, но хочу предложить родителям вот что. Попробуйте определить, к чему более склонен ваш будущий или уже состоявшийся школьник, чтобы в будущем не ругать его за плохие оценки по какому-либо предмету. Лучше развивайте в детях то, что заложено в них природой, с рождения. Лучше быть классным, ОТЛИЧНЫМ спецом в определенной области, которая близка уму и сердцу, чем пытаться быть ХОРОШИМ везде, понемногу.

Тест «Природные склонности ребенка» (старый, добрый тестик)))

Для успешных занятий с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста необходим устойчивый интерес к тому или иному виду работы. Способность сохранять длительное время сосредоточенность.

Желательно определить сферу предпочтительных интересов ребенка для того, чтобы учебу в школе и дома привести в соответствие с природными задатками ребенка.

Инструкция: Я буду задавать тебе вопросы, на которые ты будешь отвечать «да», «нет», «очень нравится», «совсем не нравится».

1. Ты любишь фильмы о животных?

2. Станешь ли ты разбирать новую игрушку, чтобы узнать, как кона устроена?

3. Ты любишь играть в школу и быть учителем?

4. Тебе нравится решать задачи?

5. Любишь ли ты рисовать цветными карандашами?

6. Тебе нравится выращивать цветы в горшках?

7. Ты любишь собирать игрушку или конструктор по схеме?

8. Тебе нравится играть в больницу, быть врачом?

9. Нравится ли тебе писать красиво (хочешь научиться)?

10. Ты любишь выдумывать разные истории?

11. Тебе нравится слушать рассказы о животных?

12. У тебя сломалась игрушка. Попробуешь ли ты ее отремонтировать?

13. Тебе нравится возиться с малышами, объяснять им что-либо?

14. Ты любишь разгадывать кроссворды?

15. Ты нарисовал(а) картинку, и тебе что-то не понравилось. Будешь ли ты ее переделывать до тех пор, пока у тебя не получится, как надо?

16. Тебе интересно наблюдать за растениями?

17. Ты рассматриваешь технические журналы?

18. На улице плачет малыш. Ты постараешься пожалеть его?

20. Ты услышал(а) историю с грустным концом. Ты попробуешь переделать ее так, чтобы она хорошо закончилась?

21. Ты любишь собирать красивые камешки?

22. Тебе нравится рассматривать устройство незнакомых приборов?

23. Твоя мама изменила прическу, надела новое платье. Заметишь ли ты это? Скажешь, что она красивая?

24. Можешь ли ты решать интересные задачи, хотя рядом играет громкая музыка?

25. Тебе нравится рисовать красками?

26. Ты любишь книги, мультики, фильмы о природе?

27. Ты нашел старый сломанный телевизор или приемник, ты посмотришь, что там внутри?

28. Замечаешь ли ты, когда твои близкие чем-то расстроены?

29. Тебе нравится решать ребусы, головоломки, шарады?

30. Тебе нравится выступать перед зрителями, читать сказки по ролям?

Положительные ответы на каждый вопрос – 1 балл, отрицательные – 0 баллов.

Если ребенок дал 5-6 положительных ответов на вопрос какой-либо группы, соответственно его интересы лежат в данной сфере.

ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА (ЧП) – 1,6,11,16,21,26

ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА (ЧТ) - 2,7,12,17,22,27

ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК (ЧЧ) - 3,8,13,18,23,28

ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА (ЧЗС) - 4,9,14,19,24,29

ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (ЧХО) – 5,10,15,20,25,30

На основании этого исследования стоит подбирать занятия и игры, соответствующие интересам вашего ребенка. А также учитывать особенности ребенка при обучении в школе.

ЧЧ – заинтересуется играми в школу, больницу, будет чувствовать себя комфортно в роли воспитателя, учителя, врача.

ЧХ – подойдут эмоциональные, сюжетно-ролевые игры, чтение сказок, придумывание историй, игра в театр, с переодеванием в персонажей.

ЧЗС – понравятся графические диктанты, выполнение по образцу, придумывание графических узоров, разгадывание ребусов.

ЧП – материал игры с ребенком должен содержать информацию о животных, растениях, природных явлениях.

ЧТ – необходимо подбирать материал, связанный с техникой, механизмами, машинами, чертежами. Такие дети с удовольствием создают различные модели, придумывают сложные конструкции.

В следующей статье я хочу поговорить о детском рисунке, проективных методиках. О том, что могут рассказать нам детские рисунки и как родители могут их «читать» и лучше понимать своих детей.

Трудно с рождения определить способности ребенка, но в дошкольном возрасте сделать это вполне реально. Если вовремя начать развивать художественные навыки, то можно достичь высоких результатов.


Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был счастлив и достиг успеха во взрослой жизни. Успех зависит в первую очередь от трудовой деятельности. Родители уже с самого раннего возраста их малыша пытаются понять к какой сфере у их ребенка лежит душа, к чему есть способности, чтобы оттачивать его мастерство сразу же в нужном направлении.

Каждый человек имеет свои способности, кто-то является творческой личностью, кто-то предпочитает точные науки, кто-то - естествознание и т.д.

Когда ребенок только родился, невозможно определить его способности, хотя и можно заметить врожденные особенности, т.е. задатки. Считается, что чем раньше получится определить способности ребенка, тем быстрее можно начать их развивать, а значит, тем больше вероятность достижения успеха.

Как выявить художественные способности у ребенка?

Художники - это творческие личности, следовательно, дети, имеющие именно способности к рисованию, уже с самого раннего возраста любят заниматься творчеством. Они могут часами лепить аппликации, лепить из пластилина, рисовать, слушать музыку. Нередко творческие дети способны гармонично сочетать цвета, они много придумывают.

Характеристикой детей, имеющих художественные навыки, является также неряшливость. Стремление к аккуратности - это в первую очередь отличительная черта математиков и любителей точных наук.

В каком же возрасте можно заметить наклонности ребенка к какой-то определенной сфере? До 4 - 5 лет мало кто из детей проявляет их. Раньше всего можно увидеть склонности к художественной и музыкальной сферам - в 2 - 3 года.

Чтобы определить наличие способностей малыша к какой-то сфере, нужно дать ему возможность попробовать разные занятия. При этом нужно наблюдать, к чему у ребенка лежит душа, чем он может спокойно заниматься часы и дни напролет. Полезно будет обратить внимание на то, какие игрушки и игры выбирает ребенок, какую профессию он хочет иметь.

Помочь выявить способности ребенка могут специалисты: воспитатели в детском саду или центре, психологи, педагоги. Для определения интеллектуального развития детей имеются специальные тесты.

Как развить художественные способности в ребенке?

Если вы заметили, что у вашего ребенка имеются яркие художественные способности и желание рисовать, то, конечно, их нужно развивать.

Развить способности и помочь ребенку добиться успеха возможно только при условии, что у него будет мотивация заниматься рисованием и возможности.

Не нужно сразу же ограничивать ребенка только рисованием. Творчество - это большая сфера, в нее входят и лепка из пластилина, и создание аппликаций, и разные техники рисования, и создание всевозможных поделок. Общее творческое развитие будет полезно в будущем и поспособствует развитию навыков рисования.

Необходимо ребенка обеспечить всем необходимым. У него должны иметься альбомы и бумага для рисования, краски, гуашь, карандаши, фломастеры и прочие необходимые вещи. Если малышам будет достаточно стандартных наборов из 6 цветов, то детям постарше лучше приобретать наборы побольше. Ведь чем больше цветов в комплекте, тем лучше ребенок учится их сочетать и тем больше своих идей он может выразить на бумаге.

Что-то у малыша будет получаться быстро и легко, а на что-то потребуется время, процесс развития всегда идет рывками. В моменты, когда у ребенка не получается создать то, что он хочет, важно, чтобы рядом были родители, которые помогли бы справиться с трудностями и быть терпеливым. Поддержка мам и пап играет огромную роль в жизни ребенка, поэтому нельзя ей пренебрегать.

Необходимо вырабатывать в ребенке усидчивость и упорство, в противном случае велика вероятность, что со временем он бросит свое увлечение.

Желательно отдавать своего ребенка на курсы. Сегодня предлагаются самые разные занятия для малышей, дошкольников и школьников. Конечно, профессиональные педагоги смогут научить ребенка рисовать гораздо лучше, чем родители. Учителя обучают детей различным техникам рисования, открывая перед ними мир творчества.

Если у вашего ребенка имеются художественные способности и , то всячески поощряйте его, возможно, в будущем он станет настоящим художником и создаст шедевры!