Традиционный женский костюм мордвы. "история мордовского национального костюма" план-конспект занятия на тему


Одежда всегда была и остается неотделимой частью: материальной культуры общества. Поэтому костюм следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа, с географической средой, религией, традиционными занятиями.

Внутри одной культуры, народности, рода даже в самые ранние эпохи одеяние людей было различно: выделялись костюмы служителей культа, военных, власть предержащих, подчеркивался возраст или семейное положение человека. Например, до сих пор в национальных костюмах всех народов сохраняется обычай разделять наряд девушки и замужней женщины.

Народный костюм сложился в глубокой древности в крестьянской среде, тогда же был наделен знаковыми чертами. Традиционная национальная мордовская одежда формировалась по двум направлениям, соответствовавшим культурам эрзи и мокши. Особый интерес представляет женская одежда, в ней более устойчивы традиционные черты. В узорах мордовских вышивок прослеживается символика, восходящая к древним верованиям народа.

Основной частью женской одежды как у эрзи, так и у мокши являлась рубаха-панар туникообразного покроя без воротника. Такая рубаха требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт одежде - это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула-сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками.

Прямые полотнища холста, составлявшие стан рубахи, оформлялись вышивкой, располагавшейся по груди, оплечьям, рукавам и подолу. Нередко отделка имитировала самостоятельные элементы одежды. Передник в эрзянском костюме вторит отделке верхней одежды или сливается с декором комплекса набедренных украшений.

Многослойность мордовского национального костюма была показателем перехода носителя в очередную возрастную категорию. В детстве костюм девочки включал лишь рубаху и пояс, в пору юношества показателем зрелости, совершеннолетия для эрзянских девушек было одевание пышного набедренного украшения "пулай", а для мокшанок - нижней набедренной детали, портков "понкст".

Женские головные уборы мордвы разнообразны: головные полотенца, платки, повязываемые "помокшански" (два платка, где узел первого выпущен из-под второго). Мокшанские головные уборы состояли из двух-трех частей, а прическа замужней женщины напоминала рога. Уборы эрзи имели твердую основу в форме цилиндра, полуцилиндра, конуса, реже - лопатообразную (панго, сорока, сорка). Остов состоял из луба или бересты, сзади на спину спускалась лопасть.

Богатый и разнообразный набор нагрудных украшений не имел особого функционального значения, как например, башкирский сэлтэр. Женщины эрзянки носили набедренное украшение - пулай, в виде прямоугольного куска ткани, украшенного вышивкой, позументом, шерстяными кистями, узорными металлическими бляхами. У мокши поясные украшения располагались по бокам и сделаны были из раковин, пуговиц, подвесок. Поясными украшениями служили также специальные полотенца (кес-коруцят), число которых в одном наборе доходило до шести. Обувью служили лапти каръхть, картъ - мордовского типа с косым плетением, низкими бортами и специальными петлями из лыка для прикрепления обор. Признаком женской красоты считались ноги, ровно и толсто обернутые онучами. Эрзянки обертывали ноги белыми, мокшанки - белыми и черными онучами.

Мужская народная одежда вышла из употребления в XVIII-XIX вв. Переход к современной одежде городского покроя в известной мере проходил путем заимствования отдельных частей и целых комплексов русского народного костюма.

— совокупность предметов, отражающих национальные особенности, нравственные устои и эстетические вкусы народа. Одежда мордвы выполняет утилитарную, обрядовую, магическую и другие функции. На её формирование оказывают влияние природно-климатические, региональные, социально-экономические, половозрастные и другие особенности.

Наряду с ярко выраженным своеобразием субэтнических и локальных черт общими для одежды мордвы оставались белый холст как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка плотной вышивкой (преимущественно шерстью красного и чёрного цветов), украшения из металла, монет, бисера и раковин (сюлгамы, накосники и другие).

Составными элементами традиционного костюма мокши и эрзи были рубахи:

Белая холщовая (панар), верхняя распашная типа халата (мушкас — мокшанское, руця — эрзянское) и глухая, богато расшитая, из холста (ожа ки панар, шуваня, щам — ммокшанская;

Покай, нангунь панар — эрзянская);

Нагольная овчинная шуба (ор — мокшанское, эрзянское);

Зипун (сумань — мокшанское, эрзянское) из фабричного или домотканого сукна;

Головные уборы;

Нагрудные, шейные, поясные и наплечные украшения.

Постепенно и не везде одновременно национальный костюм мордвы терял самобытные черты. Эрзяне Заволжья и мокшане за пределами Мордовии перестали носить национальную одежду в конце 19 — начале 20 в., каратаи и терюхане — в начале 20 в. До 1950 х гг. одежда мордвы сохранялась в Атяшевском и Дубёнском районах; в Большеберезниковском и Кочкуровском её надевали по праздникам и в 1960 е гг. Сохранился традиционный наряд у шокшинской мордвы и мокшанского населения Мордовии.

В основном одежда мордвы заменена повсеместно будничным и праздничным городским костюмом общеевропейского стандарта, которому присущи рациональность и целесообразность. Элементы и мотивы одежды мордвы используют художники-модельеры при разработке современных костюмов для коллективов художественной самодеятельности, фольклорных ансамблей. Наряду с традиционными и хлопчатобумажными материалами применяют синтетические и искусственные ткани, мех. Образцы одежды мордвы хранятся в фондах Государственного российского этнографического музея (город Санкт-Петербург), МРОКМ, МРМИИ. См. также Обувь народная.

Традиционный мордовский костюм, особенно женский, сохранял свои особенности до 20-З0-х годов XX века. А у некоторых групп мордвы он и сейчас функционирует во время обрядов и праздников. Комплекс одежды включал нательную и верхнюю лёгкую одежду, набор тёплой межсезонной и зимней одежды. В костюм входили различные съёмные детали и украшения.


Традиционная мордовская одежда развивалась по двум направлениям, соответствующим культуре мокши и эрзи. Но при всём своеобразии одежды отдельных групп мордвы, она имеет много общих черт: белый льняной или посконный (изготовленный из конопли) холст как основной материал одежды, туникообразный (прямой) покрой рубахи и верхней белой распашной одежды, отделка плотной вышивкой преимущественно из шерсти красного и чёрного или тёмно-синего цветов.

Общими деталями предстают своеобразные украшения из металла, монет, бисера и раковин, плетёная из лыка обувь, сапоги со сборами, а также обычай обёртывать ноги онучами, чтобы они были ровными и толстыми.

Основными частями мужского костюма у мокши и эрзи были рубаха (панар) и штаны (понскт). Их шили из домотканого холста.

В начале XX века получают распространение рубахи из фабричных тканей. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали самотканым узким пояском или ремнём. Летом мужчины носили распашную одежду из холста наподобие халата. Весной и осенью надевали сумань, представляющий пальто из сукна чёрного или коричневого цвета. Его шили в талию, сзади на спине располагались сборки на уровне талии.

Мужскими головными уборами были валяные шапки белого и чёрного цветов, большей частью высокие с небольшими полями. Летом для работы в поле надевали холщовый колпак. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, которые сверху покрывали сукном. С конца XIX века в обиход мордвы входит фабричный картуз, который вытеснил валяные шапки.

Основной нательной одеждой женщин была рубаха туникообразного покроя. Эрзянская рубаха (панар, паля, покай) сшивалась из двух полотнищ холста, перегнутых поперёк. Она имела четыре шва посередине груди и спины, два по бокам. Рукава были прямые, их длина равнялась ширине холста. Воротника не было, вырез на груди имел треугольную форму, его глубина колебалась от 20 до 30 сантиметров. Края выреза скреплялись кольцевой застёжкой - сюлгамо. Внизу передние полотнища для удобства при ходьбе и работе не зашивались до конца на 12-15 сантиметров.

Главным украшением рубахи была вышивка, очень плотная. Она окаймляла ворот рубахи, рукава, подол, располагалась широкой полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди. В праздники поверх нижней рубахи девушки и молодые женщины надевали богато вышитую рубаху покай.

Рубаха мокши (панар, щам) несколько отличалась от эрзянской. Она шилась из трёх полотнищ холста: перед и спинку составляло полотнище, перегнутое поперёк, а бока делались из двух более коротких полотнищ. Рукава пришивались к центральному холсту, были прямыми и достигали кистей рук. Грудной вырез имел овальную форму. Спереди на подоле делали разрез длиной 12 сантиметров.

Рубаху богато вышивали, расположение вышивки в основном соответствовало эрзянской рубахе, но здесь не было широкой передней полосы, зато имелась вышивка на лопатках. Мокшанки носили рубаху с большой пазухой (пов). Мокшанская рубаха значительно короче эрзянской: она лишь немного прикрывала колени. Под рубаху мокшанки надевали штаны длиной до щиколоток. Шились штаны из белого холста и оторачивались внизу кумачом или красной тканой полоской.

В ХХ веке у мокши появилось платье, которое шилось из фабричных тканей. Это платье было на кокетке, к подолу пришивалась оборка шириной 20-30 сантиметров. Рукава были длинные с обшлагами, присборенные на плечах. Шейный вырез был круглый, иногда делался невысокий стоячий воротник. Прямой разрез на груди или спине застегивали на пуговицы. Это платье вначале надевали на нижнюю холщовую рубаху, а затем стали носить и без неё.

К концу XIX века в традиционный костюм мордовок вошёл передник (запон, сапоня - у мокши, запон, икельга паця - у эрзи). Его носили как в обычные, так и праздничные дни. По форме и покрою они подразделялись на три группы: без нагрудника, с нагрудником и закрытый передник с рукавами. Их шили из холста, фабричных тканей, причём часто разных цветов. Украшались передники вышивкой, полосками цветной материи, лентами, кружевом и т.д.

Безрукавки носили поверх рубахи и мокшанки, и эрзянки. Их шили из фабричной ткани чёрного цвета, длиной несколько выше колен. Покрой был в талию с большим количеством оборок сзади. Шейный вырез был круглым, его оторачивали кумачом. У эрзи Теньгушевского района безрукавка называлась шубейкой. Её шили из красного или синего сатина, кашемира или атласа. Подол, проймы, воротник и полы оторачивались мехом сурка и украшались потоками разноцветной материи, лентами, пуговицами и блёстками.

Верхняя распашная одежда из холста (паньжат, мушкас - у мокши, руця, импанар - у эрзи). Шили её из тонкого, хорошо отбелённого холста. Покрой соответствовал покрою мокшанской или эрзянской рубахи, но переднее полотнище было разрезано посередине. Украшалась она, как и рубаха, вышивкой, бранным тканьём, разноцветными полосками материала. У эрзи руця использовалась в основном в качестве торжественной и праздничной одежды взрослых девушек и замужних женщин. У мокши мушкас использовался и в качестве рабочей одежды.

Верхняя тёплая одежда и по названию, и по покрою была схожа с мужской. Весной и осенью женщины носили сшитые из сукна сумани. Их шили как прямыми, так и отрезными по талии со вставными клиньями сзади и на боках. Зимой надевали шубу из жёлтых овчин, иногда их покрывали сукном.

Как и у других народов, у мордвы различались головные уборы девушек и молодых женщин. У девушек самым распространённым видом головного убора была налобная повязка в виде обруча из луба или картона, обтянутая тканью и украшенная вышивкой, бисером, позументом (ашкоркс, пурдавкс - у мокши, паця коня, пря сюкс - у эрзи). Налобная повязка могла быть и мягкой. У теньгушевской эрзи в праздники взрослые девушки носили специальную шапочку - пехтим. Её очелье было украшено бумажными цветами, бубенчиками, бахромой из бисера. У мордвы-терюхан был распространён венец-шапочка из монет и раковин-каури.

Головные уборы замужних женщин - их существовало несколько видов - должны были полностью скрывать волосы. Высокие головные уборы на твёрдой основе конической, прямоугольной и твёрдой формы - панго, были распространены в основном у эрзи. Основа из луба обтягивалась красным материалом и украшалась вышивкой, бисером и медными цепочками. На шею сзади спускалась небольшая вышитая лопасть.

Сложные головные уборы типа сороки бытовали на всей территории расселения мордвы. Сорока представляла собой чепец из холста. Её украшали вышивкой, бисером, позументом. Под сороку надевали чехлик или волосник. Этот головной убор в форме колпака или чепца служил как бы подкладкой верхнего головного убора, но пожилые женщины носили их самостоятельно, покрывая сверху платком. У мокши бытовали мягкие головные уборы типа полотенца или покрывала с вышитыми концами. Терюханки носили венец, но, в отличие от девичьего головного убора, он был закрыт сверху. С венцом женщины надевали плетни, длинные полоски холста или кожи с нашитыми серебряными монетами, они спускались на грудь спереди.

Для традиционного женского костюма мордвы характерны многочисленные украшения. В качестве височных подвесок мордовки носили различные подвески из монет, бисера, раковин и пуха, которые прикреплялись к головному убору. Из налобных украшений были распространена бахрома из перьев селезня, пришитая к тесьме или узкой полоске холста. Употреблялись также узкие полоски материи с нашитыми на них бусами, пуговицами, бисером или просто вышитые.

Девушки носили накосники из разноцветного бисера, шёлка, раковин. Наушными украшениями были серьги (пилькст - у мокши, пилекст - у эрзи) и специальные наушники, которые представляли собой кружки из картона или бересты, обтянутые материей. На них нашивались цветы из материи, бусы, а также бисер.

Специфическим украшением мордовок была нагрудная застёжка (сюлгам - у мокши, сюлгамо - у эрзи). Они были двух видов: овал с незамкнутыми концами и подвижным стержнем, характерный для эрзи, и трапециевидной формы у мокши.

Разнообразными были нагрудные украшения. Они представлены бусами (крганят - у эрьгть - умокши, эрзи), ожерельями (колодка, камышка - у эрзи). У мокши было множество вариантов бисерных воротников и нагрудных сеток (цифкс, комбоне), чересплечных украшений (кичкор, крескал), состоящих обычно из двух полос ткани или кожи с нашитыми на них цепочками, пуговицами, стеклярусом и т.п. Они надевались на плечи крест накрест. Чересплечное украшение (ожа нучка) имелось и у теньгушевской эрзи. Наручные украшения представлены браслетами (кятькст - у мокши, кетькст - у эрзи) и перстнями (суркст).

Специфическое поясное украшение эрзянок - набедренники (пулай, пулакш, пулокаркс). Они были двух видов: с валиком и без валика. Основу набедренников составляет прямоугольный кусок холста с зашитым в середину картоном или войлоком. Лицевая сторона пулая украшалась вышивкой, ниже которой нашивались ряды цветного бисера, пуговиц, позумента. Далее почти до колен шла бахрома из шерсти, как правило, чёрной, но на праздничных пулаях она могла быть красной или зелёной. Шерсть дополнялась медными цепочками, а по бокам прикреплялись кисти из бисера.

У теньгушевской эрзи поясное украшение (цекс сыр гаркс) состояло из полукруглой выстеганной подушечки с утолщением в части, прилегающей к пояснице. Лицевая сторона её украшалась вышивкой, раковинами, монетами и бисером.

У некоторых групп эрзи Пензенской и Саратовской областей поясное украшение имело вид пояса с подвесками и кистями (мукороцек) или полосками ткани (лапкат). Поясными украшениями были также полотенца, которые затыкали за пояс (кеска руцят - у мокши, бока пацят - у эрзи).

Поясными украшениями мокшанок были разнообразные подвески. Их носили парами. Основу подвесок составлял металлический каркас из нескольких рядов медной проволоки или узкий плетеный поясок. На них прикреплялись бубенчики, жетоны, раковины, на концах, как правило, была бахрома из шёлковых ниток.

Традиционной обувью мордвы были лапти (карьхть - у мокши, карть - у эрзи) из липового или вязового лыка. Для мордовских лаптей характерно косое плетение, трапециевидной формы головка, низкие борта. Из более широких лык плели ступни, которые служили для работы во дворе или около дома.

Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со сборами и острыми носками (кемот - у мокши, кемть - у эрзи). Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи. Сапоги имели массивный задник. Зимой носили серые и чёрные, иногда белые валенки. Ноги обёртывали портянками, их было две пары: нижние (алдонь пракста - у мокши, пильгалга - у эрзи), которыми обёртывали ступни. Верхними портянками (ланга пракста - у мокши, верьга пракста - эрзи) оборачивали икры.

В холодное время года поверх портянок носили белые или чёрные онучи (сумань пракстат) из сукна. У теньгушевской эрзи и терюхан женщины носили более узкие, чем портянки, обмотки. По праздникам мокшанки носили обмотки красного цвета с жёлтыми, зелёными и чёрными полосами.

Чулки вошли в быт мордвы довольно поздно, их вязали иглой или крючком. Мокшанки носили полосатые наколенники (цюлкат), позднее их узор стал геометрическим.

http://www.finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_ID=351&ELEMENT_ID=2352

Костюм способен хранить тайны своего народа очень долго, он может рассказать много интересного о своем носителе. Посмотрев на одежду определенного народа, можно узнать о нем почти все. Мордовские национальные костюмы красивы и нарядны, но при этом удобны. Как же они выглядели?

Мужской костюм

Костюм мордовских мужчин очень схож с молодцев, но своих особенностей там все же достаточно. Основа костюма - панар и понкст (по-простому, рубаха и штаны). Рубахи, которые носились каждый день, ткали из грубого конопляного волокна. Праздничный вариант панара изготовлялся из льняной ткани. Такую рубаху никогда не заправляли в штаны, а лишь подпоясывали. Пояс чаще всего был кожаным и украшался пряжкой их металла. К пряжке крепился специальный щиток, который был украшен камнями. Пояс носил не только декоративную функцию, он был также отличительным знаком воина. Также к поясу прикреплялось оружие.

Помимо панара у мордовских мужчин в обиходе была белая расписная рубаха (называли ее мушкас или руця). Верхней одеждой мужчин были сумань (приталенное пальто темного цвета), чапан и овчинные тулупы. Мордовский национальный костюм мужской не был богато украшен, скорее он был скромным. Этого нельзя сказать о женском костюме народа.

Женский костюм

Женская одежда, предназначенная для праздника, имела большое число элементов. Иногда на одевание женщины тратили несколько часов и, конечно, не могли сделать этого без посторонней помощи. Национальный костюм мордовский женский основой имел панар - рубаху без воротника, похожую на современную тунику. Она была щедро украшена вышивкой и подпоясывалась. Обычно пояс был изготовлен из натуральной шерсти и имел по концам кисти. Сверху панара женщины надевали сарафан.

Головные уборы мордвы

Мордовский национальный костюм, описание которого вы увидели выше, не будет раскрыт полностью без рассказа о дополнительных аксессуарах, головных уборах и обуви. Как и у многих народов мира, у мордвы различались головные уборы замужних женщин и незамужних девиц. Девушки чаще всего носили повязку из луба либо картона на лбу. Такая повязка обтягивалась тканью и украшалась бисером, вышивкой. В праздники девушки надевали пехтим - шапочку, украшенную бумажными цветами или бисерной бахромой. Шапочка-венец из монет была распространена в некоторых регионах. Мордовский национальный костюм, фото которого вы можете видеть на странице, имел различные варианты

Замужние женщины обязаны были полностью скрыть волосы. Чаще всего они носили панго - высокие головные уборы. Они были твердыми и имели коническую или прямоугольную основу. Лубяная основа, обтянутая красной материей, украшалась бисером, цепочками из меди и, конечно, традиционной вышивкой.

Были у мордвы и сложные головные уборы, такие как сорока. Чепец из холста был богато украшен, но служил подкладкой для основного убора. Только пожилые женщины могли носить его отдельно.

Мордовские украшения

Мордовские национальные костюмы не могли существовать без украшений. Аксессуары - это очень важная часть любого одеяния. Женские украшения у мордвы многочисленны. Какими же они были?

  • Популярными были височные украшения - они изготавливались из монет, бисера и пуха. Такой аксессуар прикрепляли к головному убору.
  • Налобные украшения - очень любили мордовские девушки бахрому, сделанную из перьев селезня. Она пришивалась к тесьме. В ходу были и узкие тканевые полосы, разнообразно украшенные.
  • Накосники - чаще всего изготовлялись из бисера.
  • Наушники - это кружочки из бересты или картона, обтянутые тканью и украшенные бисером, вышитыми цветами. Уши украшались и серьгами. Мордовский национальный костюм, фото которого представлено в статье, позволяет судить о многообразии и яркости женских аксессуаров.
  • Нагрудные украшения - очень разнообразны. Это были всевозможные бусы, ожерелья, воротники и сетки из бисера.
  • Наручные украшения - браслеты и перстни.
  • Набедренные украшения - отдельный вид женских аксессуаров мордвы. Такие украшения могли быть как с валиком, так и без него. Холст прямоугольной формы с зашитым внутрь войлоком либо картоном - это и есть пулай или пулакш. Сверху его обшивали бисером, далее шли слои пуговиц и позумента. После нашивалась черная бахрома, имевшая длину, которая доходила до колена. Шерстяная бахрома перемешивалась с цепочками из меди.

Мордовская обувь

Мордовские национальные костюмы имели и традиционную обувь. Самой распространенной обувью женщин и мужчин Мордовии были лапти. Они изготовлялись из лыка вяза или липы и имели особое и низкие борта. Ступни, в которых работали дома и во дворе, плелись из широкого лыка.

На праздник надевали остроносые кожаные сапоги со сборами и массивным задником. Шилась такая обувь из сыромятной коровьей кожи. В холодное и снежное время года в ходу были валенки черного, серого и белого цветов. Нижними и верхними портянками оборачивали ступни и икры. Если погода была слишком холодной, то поверх портянок надевали онучи. Современные чулки мордовские женщины стали использовать поздно. Их вязали крючком либо обычной иглой.

Мордовский национальный костюм в современном мире

Некоторых людей интересует вопрос: «Носят ли сейчас представители финно-угорских племен подобные костюмы?» Конечно, сейчас уже редко можно встретить мордовца, одетого подобным образом. Разве что кукла в мордовском национальном костюме сможет напомнить потомкам о ярком прошлом. Национальная одежда стала выходить из употребления на рубеже XVIII-XIX веков. Мордовцы постепенно переходили к современной привычной одежде, заимствуя отдельные части или даже целые костюмы городского покроя у русского народа. Сейчас в некоторых регионах еще можно увидеть людей в национальных костюмах, но это большая редкость и удача. Например, у племени мокши сохранен и повседневный, и праздничный вариант традиционной одежды. А женщины-эрзянки надевают такие одеяния лишь на большие праздники или концерты.

Мордовский костюм - это настоящее Издавна умение правильно одеваться передавалось из поколения в поколение, и сейчас остатки самобытного прошлого еще живут в сердцах жителей финно-угорских краев.

Мордовский национальный костюм- это традиционный костюм мордовского народа, который дает идеальное представление нации о красоте человека. Он соеденяет не только художественное творчество.Само умение одевать и носить национальную одежду было своеобразным искусством. которое в народе передовалось из поколения в поколение.

Мордовская женщина- хранительница культуры родовых традиций, из века в век сберегала в своем костюме идеал нации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели и задачи:

1. Развитие культуры взаимоотношений, интереса и любви к национальным корням.

2. Формирование представление об истории возникновения народного костюма. Знакомство с особенностями мордовской вышивки: орнаментальные мотивы, цветовая гамма, расположение узоров в костюме

3. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике, эмоциональной отзывчивости на красоту народного творчества.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация

Ход мероприятия:

Наше сегодняшнее занятие я хочу начать строками мордовского поэта Петра Гайни.

(Слайд 2)

Мой край родной – мордовская земля!

Тебе слагаю песни я свои.

Люблю твои раздольные поля,

Суры и Мокши чистые струи,

Люблю твоих нарядов простоту,

Твои обряды, звучный твой язык,

Твоих сказаний смелую мечту,

Которой с детства я внимать привык.

Тема нашего занятия « История мордовского национального костюма».

Прежде чем приступить к более подробному рассмотрению мордовских костюмов, мне бы хотелось сказать несколько слов об истории мордовского народа и мордовского костюма.

(Слайд 3)

Духовная культура мордвы – одного из крупных народов, населяющих Поволжье, - сложилась в сложных исторических условиях.

Образование древних мордовских племен происходило на территории, которая ограничивалась на востоке рекой Сурой, на юге – верховьями Суры и Мокши, на севере – Волгой, на западе – нижним течением Оки. Одно из первых упоминаний о мордве относится к середине VI века.

В самом центре России

Меж Окой и Сурою

Расположен мой край

Средь полей и лесов.

И его нет дороже:

Это родина наша,

Наших дедов, отцов.

Территориальная удаленность древне мордовских племен от более южных их сородичей сыграла большую роль в процессе выделения среди этого народа эрзи и мокши: южная (пензенская) группа племен явилась основой формирования мокши; северная стала основой для эрзи.

Милый край! Мордовия родная!

Здесь раздолье рек, лесов, полей.

Для меня нет лучше в мире края

Он мне всех дороже и милей.

Ты моя Родина, край наш, Мордовия!

В жизни опора, любовь и судьба.

Мокша и зрзя, русские братья...

Мы, твои дети, славим тебя!

Люблю мордовские края,

И блеск весеннего ручья,

И не найти нигде родней,

Милее родины моей.

Люблю мордовские края,

Леса, луга и тополя

И шелест листьев во саду

Нигде милей я не найду.

Цветут цветы в полянках летом,

И одуванчик, лютик, василек,

И манит нас природа эта,

Как будто в небе огонек.

Мордовская легенда о девушке Нуянзе.

(Слайд 4)
Из поколения в поколение мордовский народ передавал свои сказания и легенды. Одна из них рассказывает о девушке Нуянзе.
Жила-была мордовская девочка Нуянза рукодельница и умница. Всё-то она умела делать. И прясть и ткать, и корзины плести. Нуянза – это значит искусница, волшебница.
И вот посмотрите, какой волшебный сундучок собрала для нас НУЯНЗА, чтоб мы лучше знали историю мордовского народа. Чего там только нет!

(Слайд 5)
Лапти – КАРЬХТЬ. Долгими зимними вечерами все мужчины в семье плели лапти. Они были зимние и летние, праздничные и повседневные: Их плели из 5,7,10 лычек. Лаптей на многочисленную семью нужно было наплести много, так как они служили всего 2 недели.

А вот полотенце – НАРДАМА. Полотенцем не только вытирались, но и оборачивали новорожденного и маму, чтобы оградить их от сглаза и прочих напастей. Мордовской невесте полагалось к свадьбе вышить целый комплект полотенец для родственников жениха: свекрови, золовкам, жениху. Вышитое полотенце также завязывалось мордовскими женщинами на голову и служило для украшения.

А вот глиняный горшок – ЧАКШ.
В таком горшке варили традиционное мордовское блюдо – пшённую кашу. По мордовскому поверью, пшённая каша была не только любимым угощением во время свадьбы, крестин, поминок, но служила символом долголетия, поэтому, начиная строительство нового дома, хозяйка варила кашу в горшке и обходила с ним сруб избы. Это было залогом того, что новый дом будет служить многим поколениям.

Эта ложка – КУЦЮ - не простая, она праздничная. Почему спросите вы? Её вырезали из яблони, а яблоню мордва считала самым чистым деревом. Считалось, что ложка, вырезанная из яблони, принесёт молодой семье благополучие и достаток. Поэтому её дарили на свадьбу молодым.

Мордовский национальный костюм.

(Слайд 6)

Говоря о народном костюме, мы обращаемся к костюму крестьянской среды. Он сложился в глубокой древности, примерно, в 1850 году и передавался из рук в руки в течение шести поколений.

Вся жизнь любого мордовского крестьянина или крестьянки, от момента рождения и до смерти была связана с различными обрядами, ритуалами и костюм играл огромную роль. Особенно она была велика в праздничных обрядах.

(Слайд 7)

Изготовленная вручную, праздничная одежда бережно хранилась и передавалась от матери к дочери, служила не одному поколению, и по этому в ней так устойчивы традиционные черты. Своеобразие и богатство мордовского женского костюма зафиксированы во многих письменных источниках. Мордовские КОСТЮМЫ невозможно представить без разного рода украшений. Их великое множество! Это и нагрудные: сюлгам, бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, перстни, подвески ушные из металла, перьев сойки, утки, пуха гуся. И поэтому о старинном мордовском костюме со звенящими и шумящими подвесками соседи-русские говорили так: «Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь»
(Слайд 8)

Мордовская народная одежда мужчин.

А сейчас рассмотрим мордовский народный костюм мужчин.

Основными частями мужского костюма у мокши и эрзи была рубаха (панар) и штаны (понскт). Их шили из домотканого холста.

(Слайд 9)

На повседневную рубаху употребляли более грубый холст, праздничную и подвенечную рубаху шили из более тонкого холста. Украшала рубаху вышивка, выполненная крестом. Рубаху обязательно подпоясывали поясом или кушаком.

(Слайд 10)

Зимой мужчины носили шубы (ор) из выделанных овчин. Мужскими головными уборами служили войлочные шляпы, их делали сами из черного или белого войлока. Летом для работы в поле надевали холщовый колпак. Зимой носили шапки – ушанки и малахаи, которые сверху покрывали сукном. С конца 19 в. в обиход мордвы входит фабричный картуз, который вытеснил валяные шапки. Мужская народная одежда вышла из употребления в XVIII-XIX вв. Переход к современной одежде городского покроя проходил путем заимствования отдельных частей и целых комплексов русского народного костюма.

Мокшанский женский костюм.

А теперь рассмотрим мокшанский женский костюм.

(Слайд 11-13)

Рубаха мокши (панар, щам) шилась из трех полотнищ холста. Рубаху богато вышивали, Мокшанки носили рубахи до колена. Особенностью мокшанского костюма является его многослойность. Поверх нижней рубахи мокшанки надевали нечетное количество рубах. Каждая из них была короче другой и открывала вышивку на нижней рубахе. Такой многослойный костюм делал делал фигуру женщины широкой и округлой.

(Слайд 14)

К концу XIX века в традиционный костюм мордовок вошел передник (сапоня). Его носили как в обычные, так и праздничные дни. Украшались передники вышивкой, полосками цветной материи, лентами, кружевом.

(Слайд 14)

Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам. Как и у других народов, у мордвы различались головные уборы девушек и молодых женщин.

(Слайд 15)

У девушек самым распространенным видом головного убора была налобная повязка в виде обруча из луба или картона, обтянутая тканью и украшенная вышивкой, бисером, позументом (ашкоркс).

Головные уборы замужних женщин должны были полностью скрывать волосы. Их существовало несколько видов.

(Слайд 16-19)

Для традиционного женского костюма мордвы характерны многочисленные украшения. В качестве височных подвесок мордовки носили различные подвески из монет, бисера, раковин и пуха, которые прикреплялись к головному убору

Специфическим украшением мордовок была нагрудная застежка (сюлгам).

(Слайд 20)

Украшение из бисера: бусы баярыни (баяравань къргане)

(Слайд 21)

Разнообразными были нагрудные украшения. Они представлены разнообразными бусами (крганят), ожерельями (колодка,).

(Слайд 22)

У них имелись и чересплечные украшения (кичкор, крескал), состоящих обычно из двух полос ткани или кожи с нашитыми на них цепочками, пуговицами, стеклярусом

(Слайд 23)

Наручные украшения представлены браслетами (кятькст) и перстнями (суркст).

Поясными украшениями мокшанок были разнообразные подвески.

(Слайд 24-25)

Их носили парами. Основу подвесок составлял металлический каркас из нескольких рядов медной проволоки; или узкий плетеный поясок. На них прикреплялись бубенчики, жетоны, раковины, на концах как правило была бахрома из шелковых ниток.

Традиционной обувью мордвы были лапти (карьхть) из липового или вязового лыка.

(Слайд 26)

Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со сборами и острыми носками (кемот).

(Слайд 27)

Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи. Сапоги имели массивный задник. Зимой носили серые и черные, иногда белые валенки.

А сейчас я вам расскажу о составляющих элементах мордовских узоров. Мордовские узоры пополнялись и видоизменялись благодаря общению мордовского народа с соседними народами. Со временем образовалась знаковая система присущая только мордовскому орнаменту, мордовской вышивке . (Слайд 28)

Мордовские узоры которыми украшали одежду тесно связаны с религией мордовского народа. Поэтому в орнаменте мордовской вышивке можно увидеть цветущие ветви деревьев, яркое солнце дарящее своё тепло земле и людям, зверей и птиц, полноводные реки, зелёные леса, бескрайние покрытые цветами луга, созревшие сочные плоды которыми так щедро делится мордовская земля.

Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Мордовские узоры.

Рассмотрим с вами основные элементы орнамента вышивки.

1) Квадрат или чаще всего ромб является главным элементом орнамента вышивки. Это универсальный символ, который имеет несколько значений, и самое важное из них - изобилия, плодородия. (Слайды 29-30)

2) Зигзаг. Можно считать символом воды. Издревле человек почитал водные источники: родники, реки, озера, моря. У многих народов мира распространены мифы о том, что все в мире произошло из воды, которая является первоосновой всего сущего. В мордовских мифах вода (Иневедь, т. е. большая, великая вода) также является первичным элементом мироздания, она соответствует началу мира. По представлениям мордвы, Великая вода была и своеобразной преградой, отделяющей мир живых от потустороннего мира, где обитают умершие и сверхъестественные существа . (Слайды31-32)

3) Восьмиконечная звезда. Символизировала солнце. В мифах и обрядах мордовского народа явственно видны остатки былого религиозного восприятия огня, т. е. отношение к нему, как к чему-то сверхъестественному, особым образом влияющему на жизнь человека. В древности люди считали пламя порождением небесного светила, вероятно, из-за того, что они вначале научились пользоваться именно «небесным» огнем, возникшим в результате удара молнии. Кроме того, между пламенем костра и солнцем было много общего. Они оказывали благоприятное воздействие (согревали, освещали), но так же могли обжечь, сжечь дома, посевы, а молния (порождение огня небесного) - убить человека или животное. (Слайды 33-34)

4) Роговидные узоры. Символизировали деревья и траву. В заклинаниях и молитвах мордвы часто упоминались божества дерева Чувтонь-ава и Чувтонь-паз, под ними подразумевались покровители живого дерева. К ним обращались знахарки при исцелении больных. Скорее всего, подобные представления возникли на основе первичного обожествления самих деревьев, которые у многих народов служили символами плодородия, здоровья и богатства. В мифологии мордвы подобное почитание деревьев выразилось в образе так называемого мирового дерева или древа жизни, в качестве которого выступают яблоня, дуб или береза. Оно описывается как самое большое дерево леса, отличающееся своей высотой, толщиной, ветвистостью и пышностью. (Слайд35)

5) S-овидные фигуры. Символизировали водоплавающих птиц и конские голова. (Слайд36)

(Слайд 37)

Вы уже знаете о том, что мордовскими узорами украшали в основном одежду. И узоры в этом случае выполняли роль оберегов. У языческой мордвы было много богов: боги огня – Тол-ава и Тол-атя, богиня солнца Чиава или Шиава, боги воды - Ведь-ава и Ведь-атя, хранительница леса - Вирь-ава, хранительница поля - Пакс-ава, подательница урожая - Норов-ава и многие другие. Украшая свою одежду узорами символизирующими огонь, солнце, воду, растения, плодородие люди просили защиты у своих богов.

Таблица. Мордовские узоры.

Название узора

Изображение узора

Символика

Боги

Ромб

изобилие, плодородия

Норов-ава

Зигзаг

Вода

Ведь-ава и Ведь-атя

Восьмиконечная звезда

Солнце и огонь

Тол-ава и Тол-атя,

Чиава или Шиава

Роговидные узоры

деревья и трава

Вирь-ава и Вирь-атя

S-овидные фигуры

птицы и конские голова

Волцы-Пас

Цвета в мордовских узорах также носят символическое значение. (Слайды38 -40)

1) Белый цвет . Символизирует изобилие, благо, добро, жизнь, чистоту, святость, сдержанность, невинность.

2) Красный цвет . Являлся одним из самых распространенных и любимых у мордвы, обладал множеством символических смыслов, обозначая любовь, красоту, силу, смелость, эмоциональность, здоровье, тепло, победу.

3) Черный цвет. Его восприятие было негативным либо нейтральным.

4) Зеленый цвет. Этот цвет был тесно связан с окружающим миром природы, поэтому воплощал собой молодость, незрелость.

5) Желтый цвет. Символизировал зрелость, полезность, ценность.

4. Современный взгляд на мордовский народный костюм.

Часто элементы старинной народной одежды встречаются на наших современных нарядных блузках, юбках и платьях. А теперь посмотрим как модельеры используют мордовский национальный орнамент в своих работах. (Слайды 41-44)

Практическая работа

Сейчас я хочу, чтобы вы выполнили интересное задание. Я предлагаю вам создать собственный эскиз костюма с национальными элементами.

Подведение итогов.

Что такое орнамент?

Какие виды симметрии вы знаете?

Какие цвета используют при создании мордовских узоров?

Какие мордовские узоры вы знаете?

Литература:

1. «Краеведческие записки» В. А. Ендураев, «Вопросы древней истории мордовского народа» 80-й выпуск Саранского издательства.

2. Легенды и предания древней мордвы. Саранск. Фонд Открытая Мордовия, Издательский центр ИнСтИтут, МГУ им. Н.П. Огарева, 2008 г.

3. Мартьянов В. Н. Мордовская народная вышивка.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1991.

4. Мордовский национальный костюм: Альбом/ Сост.: Т. П. Прокина, М. И. Сурина.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990. « Мордовские узоры »


Традиционный наряд мокшанки носят и в повседневной жизни, а эрзянки - только по праздникам. Мордовский национальный костюм наряден и удобен.Глядя на него, сразу можно понять, какой в представлении народа была красота. И не только сам костюм у мордвы всегда являлся произведением искусства. Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было умение надевать и носить костюм.

В составе мордовского народа выделяют два субэтноса - мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Естественно, их национальные костюмы различались в зависимости от традиций этих локальных групп. Но были в костюмах и общие черты: белый холст как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.

Мужской костюм

Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха - панар и штаны - понкст. Повседневные рубахи выполнялись из грубого посконного (изготовленного из конопли) материала, праздничные - из более тонкого льняного. Панар всегда носили навыпуск и подпоясывали.

Пояс (кушак или каркс) имел особое значение в костюме. Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной пряжкой. Пряжка могла быть простой, в виде кольца, либо более сложной, с щитком для прикрепления к ремню. Щиток украшался всевозможными узорами и камнями. К другому концу пояса прикрепляли металлический наконечник, а к внешней стороне - различной формы бляшки. И то, и другое покрывали узорами и изображениями. Помимо декоративной, у пояса была и утилитарная функция. К нему подвешивали оружие или другие предметы. В древние времена пояс был отличительным знаком воинов. К поясам самых прославленных и уважаемых приделывали дополнительные наконечники и пряжки, пришивали множество бляшек.

Летом мужчины поверх рубахи-панар надевали еще одну - белую распашную (мушкас - у мокши, руця - у эрзи). Весной и осенью носили сумань - приталенное суконное пальто черного или коричневого цвета. Сзади на талии сумани располагались сборки.

Другой демисезонной одеждой был чапан. Обычно его надевали в дорогу поверх другой одежды и повязывали кушаком. Шили чапан из сукна, у него был прямой крой, большой запах, длинные рукава и широкий воротник.

Зимой мужчины наряжались в овчинные шубы - ор, с отрезной талией и сборками. Овчинные тулупы, длинные и прямые, считались дорожной одеждой, как и чапан.

Самым распространенным головным убором были валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями. В конце XIX века их вытеснили фабричные картузы. Для работы в поле летом надевали холщовые колпаки. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, обшитые сверху сукном.

На ногах мордва носила лапти, летом - с портянками, а зимой - с онучами. Праздничной обувью были сапоги (кемот - у мокшан, кемть - у эрзян). Самыми нарядными считались сапоги на каблуке и со складками на голенище.

Мужские национальные костюмы мокши и эрзи не слишком отличались и выглядели скромно, чего не скажешь о женских нарядах.

Женский костюм

Женская праздничная одежда мордвы была сложной и состояла из многих элементов, поэтому процесс одевания порой длился несколько часов, и в нем принимали участие 2-3 помощницы.

Туникообразная рубаха без воротника панар была основой костюма как у эрзянок, так и у мокшанок. Ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом каркс с кисточками на концах. У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст.

Вместо каркса эрзяне могли повязывать пулай - сложное набедренное украшение. По нему можно было определить региональную принадлежность женщины и ее материальное положение: его оформляли большим количеством бисера, бус, цепочек, блесток и т.д. В первый раз девушки надевали пулай в день совершеннолетия и носили его до самой старости. В праздничные дни поверх пулая повязывали пояс из бисера с красными кисточками - сэлге пулогай, а по бокам подтыкали похожие на передник боковые полотенца, украшенные вышивкой и лентами.

В мокшанском костюме поясными украшениями служили полотенца кеска руцят, их надевали сразу по нескольку штук, а также различные декоративные кисти-подвески из бус, шелка, жетонов, меха.

Поверх рубахи женщины надевали подобие платья - кафтонь-крда, сарафан.

Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста (руця, импанар - у эрзи, мушказ, балахон - у мокши). Также поверх рубах носили черные безрукавки выше колена, приталенные и с большим количеством оборок сзади. Весной и осенью верхней одеждой служила сумань, такая же, какую носили мужчины; зимой надевали овчинные шубы.

Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. У эрзянок головные уборы панго, сорока, сорка, шлыган были высокими и имели форму цилиндра, полуцилиндра или конуса. У мокшанок панга и златной представляли собой чепец трапецевидной формы.

Повседневной обувью были лапти, ноги эрзянки оборачивали белыми онучами, а мокшанки - белыми и черными. В праздники модницы надевали сапоги.

Особое место в убранстве мордовских женщин играли украшения - бусы, браслеты, перстни, кольца, у мокшанок - нагрудники. Главным украшением являлась брошь сюлгам.

Традиционный мордовский костюм еще сохранился у мокши как повседневный, так и праздничный. Эрзянки же надевают его лишь по праздникам или на концерты.

Список использованной литературы :

Мельников П.И. (Печерский А.) «Очерки мордвы» - М: Директ - Медиа, 2010. - 181 с.Прокина Т. П. «Мордовский народный костюм» - Мордовское книжное издательство, 1990. - 391 с.«Мордовский народный костюм» (электронный ресурс). Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, (http://www.erzia-museum.ru/).

Дарья Кузьмина