Свадебные обычаи татар. Татарская свадьба – сохранение нации через возрождение свадебных обрядов


В данной статье читатели могут узнать, какие подразумевает татарская свадьба обычаи, традиции и обряды. Несмотря на то, что традиции татарской свадьбы во многом схожи с русской, не следует забывать, что татары – мусульманский народ. Религия наложила отпечаток на обряды татарской свадьбы , добавив её красоты таинственности. До наших дней сохранился обычай сватовства. Семья жениха делает предложение родителям невесты, иногда с помощью свахи. Затем следует помолвка.

Чтим древние исламские традиции

Если ввести в интернет-поисковике запрос «татарская свадьба обычаи », в одной из первых строк вы сможете найти обряд никах. Он чем-то схож с нашим православным венчанием: жених и невеста предстают перед муллой, который даёт им духовные и практические наставления. До прохождения этого обряда жених не имеет права оставаться с невестой наедине.

После совершения никаха молодые и гости шли в брачный домик, где совершался обряд освещения брачной постели. Каждый из гостей должен был коснуться перины и бросить несколько монет в приготовленное блюдце. После ухода гостей в домике оставалась невеста и одна из её пожилых родственниц, которая учила девушку, как нужно принимать жениха.

Татарский выкуп невесты

Другая традиция татарской свадьбы – выкуп невесты. В отличие от символичного русского – самый настоящий, по-татарски называемый «калым». Но основным празднеством свадьбы, конечно, является банкет, на который приглашают огромное число гостей. Хозяин дома знакомит гостей другу с другом, после чего они сообща выбирают тамаду – самого остроумного и весёлого человека. Правда современная татарская свадьба все чаще предусматривает приглашение профессионального тамады со стороны.

Главное блюдо свадебного банкета – сладкое украшение «чак-чак» — хрустящий торт, украшенный конфетами монпансье. Из горячих блюд популярен запеченных гусь с пловом или жареным мясом.

После окончания свадебных гуляний подружки невесты устраивали шуточные испытания для жениха, пройдя которые, он оказывался у дверей брачных покоев. Только после завершения свадебного гуляния жених получал право посетить невесту в её комнате.

После застолья гости идут в баню. В это время готовят «зятьёвы блины». Когда зять ест их, он должен незаметно подложить монетку под блюду – на удачу. Выходя из бани, жених одевал новую одежду, сшитую невестой, и дарил ей дорогие подарки.

После полудня совершали обряд ласкания. Невеста садилась в угол спиной к гостям и пела грустные песни о покорности судьбе. Родственники и гости подходили, чтобы погладить её по спине, сказать слова утешения и наставления или что-то подарить.

В доме невесты жених гостит четыре дня, совершая различные подношения её родственникам. Она, в свою очередь, дарит ему рукодельные подарки. В древности молодой мог посещать жену раз в неделю, пока не заплатит весь выкуп.

Действия невесты после выкупа

После окончания выплаты жена, наконец, может переехать в дом мужа, где свадебные застолья продолжаются. Теперь на него приглашают пожилых соседей, устраивая обряд «показа невесты». В этот день жених присылает невесте повозку, запряжённую нарядно украшенными лошадьми. В повозку складывают приданное невесты и усаживают молодую жену. В других повозках за ней отправляются её родственники. По традиции, когда невеста первый раз входит в мужний дом, ей под ноги подстилают вывернутую наизнанку шубу, угощают её свежим хлебом и мёдом и дарят какую-нибудь живность. Встречают невесту у дома не только родственники, но и односельчане. Затем начинается церемония украшения дома рукодельными работами из её приданного. Кроме того, невеста освящала углы и фундамент своего нового дома: считалось, что после этого она будет хорошо ладить с мужем и его родственниками.

Как татары проводили никах: особенности национальной женитьбы, послесвадебные обряды и ломка традиций

Казанский этнограф и наш колумнист Дина Гатина-Шафикова продолжает знакомить читателей «Реального времени» с особенностями татарской свадьбы . В сегодняшней авторской колонке, написанной для нашей интернет-газеты, она рассказывает уже о самом обряде никаха, послесвадебных обычаях и современном возрождении религиозно-культурных элементов национального бракосочетания.

Никах без молодоженов

Само свадебное действие - никах туй , по словам К. Насыри, проходило «обязательно в доме родителей девушки. Здесь же происходит и обрядовое чтение никаха. В тот же день застолье организуется и в доме жениха. Невесте в счет подарка и выкупа посылается хороший сундук, большое дорогое зеркало, лучших сортов штоф или бархат, отрезы ситца на несколько платьев, шаль, дорогой калфак, ичиги, туфельки, различные фрукты и перстни, ножи, мелкие зеркала, помада, белила - все это в счет подарков. Здесь же в сундуке отсылают деньги - причитающийся выкуп. Затем посылают несколько хлебов лучшего сорта, полпуда меда и полпуда масла. Больше или меньше - в зависимости от размера меджлиса».

Свадьба начиналась с проведения религиозного обряда бракосочетания - никах. Согласно «Сборнику циркуляров и иных руководящих распоряжений по округу Оренбургского магометанского Духовного собрания 1841-1901 гг.», «обрядовая сторона брака между магометанами, по шариату, состоит в совершении «Гакыд» словами «изябъ-кабула», т. е. брачующаяся невеста, лично или через поверенного, должна сказать: я (назвав имя отчество) отдала себя в жены такому-то (тоже назвав имя отчество), а жених тоже лично или через поверенного повторить слова невесты, заменив выражение «отдала себя в жены» словами «взял в жены». Гакыд должен происходить непременно при свидетелях. Не менее двух правоспособных мужчин, или один мужчина и две женщины магометанского вероисповедания, при этом договаривающиеся лица должны ясно слышать слова друг друга, а свидетели должны слышать слова договаривающихся, все это должно произойти в одно и то же время, в одном и том же месте».

Согласно «Сборнику циркуляров и иных руководящих распоряжений по округу Оренбургского магометанского Духовного собрания 1841-1901 г.», «обрядовая сторона брака между магометанами, по шариату, состоит в совершении «Гакыд» словами «изябъ-кабула». Фото turklib.com

В связи с тем, что обычно на данной церемонии молодые не присутствовали, за жениха отвечал отец, а за невесту ее уполномоченные -вәкил (они специально отправлялись в то место, где находилась невеста, и, выслушав ее положительный ответ, передавали его мулле).

После совершения церемонии, мулла записывал в книгу регистрации брака условия заключения брака - мәһәр (калын, продукты или их стоимость, переданные стороне невесты до заключения брака). Детально описывалась определенная сумма денег, которую в случае развода по инициативе мужа он должен был выплатить жене.

После церемонии начиналось застолье, которое имело свою специфику. Женщины находились отдельно от мужчин. Обычно, женщины угощались после того, как расходились мужчины, или оно могло проходить одновременно, но в разных половинах дома.

Жених на неделю

Сами свадебные мероприятия с совместными угощениями могли проходить до трех дней. Приезжих, после угощения в доме невесты, забирали родственники. Иногда по очереди всех гостей могли приглашать к себе.

Свадьба в доме жениха могла проходить намного позже, после основного мероприятия в доме невесты, и срок этот зависел от того, насколько долго молодая останется в доме своих родителей.

Все последующие мероприятия были уже после свадьбы.

После завершения никах туй , когда разъехались все гости, в доме невесты начинали готовиться к приезду жениха. Особое внимание уделялось приготовлению постели для молодых. Старались выбрать замужнюю женщину, удачливую в браке. Кровать огораживалась большой занавесью - чаршау , или, если была возможность, полностью занавешивали пологом -чыбылдык . Стелили две перины, которые по одной, по окончании ночи, убирали. После того, как приготовили постель, в нее клали либо ребенка, или счастливую семейную пару с детьми.

Интерьер парадной половины дома. Фото archive.gov.tatarstan.ru

Жениха в сопровождении друга или друзей, вечером привозили родственники (молодые юноши или мужчины) невесты. В дом их пускали только после уплаты выкупа. Гостей угощали, молодым накрывали стол к чаю и оставляли наедине. За ними ухаживала специально выбранная женщина, которая также за эту работу получала подарки.

Утром для молодоженов топили баню. После этого молодой супруг надевал новую одежду, сшитую его женой, а взамен он одаривал ее каким-нибудь ценным подарком (украшения, платки и пр.).

Молодожены первые дни были только в своей комнате и никому не показывались. Супруг мог заночевать обговоренное заранее определенное количество дней, а затем уехать, так и не показавшись никому из родственников жены. Чаще всего родители или сами заходили в комнату утром к молодым, или приглашали на совместное чаепитие, где одаривали зятя подарками.

В первый свой приезд муж мог остаться до недели или чуть больше. Затем он уезжал обратно и впоследствии приезжал по четвергам, а утром в пятницу снова уезжал. Подобное гостевание было разным по времени (жена могла перебраться в дом мужа, уже самой являясь матерью), и зависело все от разных причин (материальные, семейные и прочие). По этому поводу А. Сперанский писал: «Так живут они год, два и даже три. Потом жена приезжает к мужу окончательно, имея иногда уже двоих детей».

К мужу… навсегда

В большинстве своем переезд молодой в дом мужа приурочивали к Джиену. Причем обрядовая составляющая в разных местностях отличалась. Где-то прощание происходило в доме родителей молодой жены, но его могли проводить и в том доме, где ей предстояло жить. Причем приданное, перевозимое невестой в новый дом, было значительным. По этому поводу, Каюм Насыри отмечал, что «вслед за невестой в дом жениха переправляется довольно много вещей. Обычно вначале посылаются подарки жениха: зеркало, сундук (кроме него еще несколько сундуков с вещами самой невесты). Среди вещей обязательно есть пуховая перина, пуховые подушки, четыре маленькие подушки, верх у которых из хорошего ситца или шелка. Еще дорогое ситцевое или шелковое одеяло, такой же полог для кровати. Кроме того, самовар, два кумгана, медный таз, два больших подноса, две дюжины тарелок, столько же серебряных ложек, две дюжины ножей и вилок, несколько дюжин столовых приборов, два медных подноса под самовар, несколько дюжин салфеток, несколько скатертей, полотенец. Ни одну из своих вещей невеста не оставляет в родительском доме, недаром говорится в народе: «Невесты в отчем доме помело - и то боится».

Среди вещей обязательно есть самовар, два кумгана, медный таз, два больших подноса, две дюжины тарелок, столько же серебряных ложек. Фото archive.gov.tatarstan.ru

Встречали молодоженов не только ближайшие родственники, но и соседи. Для этого молодая готовила небольшие подарки, которыми одаривала присутствующих.

В обрядовой составляющей встречи новоиспеченной жены входило и обряжение дома, где ей предстояло жить. Обычно его проводили в день приезда молодой в дом супруга. Везде снимались занавеси и вешались новые из приданого невесты. Также бытовал обряд знакомства молодой с родником, или показ дороги по воду, когда на следующий день после приезда ее вели к роднику, из которого ей предстояло носить воду.

Застолья по случаю приезда молодой были сходны со свадебными, ранее организованными стороной невесты. Однако в отличие от предыдущих торжеств, здесь не было родителей невесты (для них все устраивали отдельно), к тому же основными участниками были и сами молодожены, присутствующие на мероприятиях по этому случаю. По их окончании уже в тесном семейном кругу молодожены ездили в гости к ее родителям, а в дом жениха приглашали родителей невесты. Эти мероприятия как бы ознаменовывали окончание цикла свадебной обрядности.

Исключения из правил

Безусловно, описанные выше мероприятия показывают классический тип сватовства, когда и родители, и молодые согласны. Однако, как и было описано ранее Ахмаровым, существовали еще два типа (насильственный и без одобрения родителей), в рамках которых данная свадебная обрядность в полной мере не соблюдалась.

ХХ век внес свои коррективы в обрядность татарского народа. Многое было унифицировано, что-то было потеряно, появилась новая праздничная культура в целом. Это время, когда браки стали регистрировать в ЗАГСе, порою, не совершая традиционного религиозного обряда (никах), а согласие родителей и договорные браки теряют свою силу. Молодожены сами стали выбирать себе супругов, не учитывая мнение старшего поколения.

Все больше в нашем обиходе встречается словосочетание «татарская свадьба», «халяльная свадьба». Фото Максима Платонова

В наши дни, как отмечают многие исследователи, наметилось возрождение интереса к традиционным формам культуры, включающим в себя и свадебную обрядность. Так, многие молодожены считают обязательным для создания семьи проведения религиозного обряда никах. Все больше в нашем обиходе встречается словосочетание «татарская свадьба», «халяльная свадьба». Однако необходимо отметить, что сегодня сформировалась новая свадебная обрядность, с сочетанием в себе общеисламских, европейских, и зачастую незначительно традиционно татарских форм свадебного обряда татар.

Дина Гатина-Шафикова

Справка

Дина Гатина-Шафикова - научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм, история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».

Татарский народ отличается сильным духом национализма, а его многовековая история насыщена интересными и самобытными обрядами. Отличительной чертой татар является тот факт, что они до сих пор соблюдают множество старинных ритуалов. Особенно ярко проявляются традиции древнейшего народа при проведении церемонии татарской свадьбы.

Традиционные свадебные наряды жениха и невесты

Национальные ритуалы передаются из поколения в поколение. Однако с течением времени современный уклад жизни приводит к тому, что многие древние постулаты перестают быть актуальными, и плохо соблюдаются молодежью. Но свадебная церемония — это особый случай для татарского народа, который стараются провести соответственно всем канонам. Свадебное платье татарки — это современный наряд с национальной символикой. Ранее, по традиции татарской свадьбы, строгие родители покупали девушке отрезы тканей на подвенечный убор. На сегодняшний день невесты могут самостоятельно подобрать дизайн наряда, фасон, а также приглянувшиеся аксессуары.

Обычно татарский свадебный наряд невесты — длинное платье в пол, украшенное национальным орнаментом и красивыми звенящими монетками, солпами. Его традиционный цвет — сочный зеленый, ярко-синий, бордовый. При желании девушке не возбраняется выбрать и белый наряд.

К свадебному платью полагается короткий или длинный изящный жакет — камзол, обычно в тон цветовой гамме платья. На голову девушки надевают воздушное покрывальце, аналог фаты. Кроме того, популярным головным убором новобрачной по-прежнему является национальная шапочка — калфак. На ногах девушки красуются татарские остроносые туфли или легкие сапожки. А особым знаком благополучия считается наличие множества сверкающих украшений: браслетов, колец, длинных сережек.

Как правило, в образ жениха входят такие элементы гардероба: белая рубашка, строгие брюки, поверх бархатный богато расшитый камзол, который часто подбирается в тон цветовой палитры наряда невесты. В итоге получается красивый органичный ансамбль. Также жениху допускается облачаться в классический костюм-тройку. По традиции татарской свадьбы голову новобрачного украшает национальная шапочка белого или черного цвета с узорами из золотых нитей.

Никах — религиозный обряд заключения брака

Татары являются приверженцами ислама, поэтому проведение бракосочетания для них невозможно без религиозной церемонии. Мусульманский ритуал росписи имеет название никах, и проводится он по незыблемым четырем правилам:

  • Обряд может быть устроен только в присутствии старшего родственника-мужчины.
  • Необходимо привлечь к церемонии двух свидетелей мужского пола, как со стороны жениха, так и со стороны невесты.
  • Обязательное условие церемонии — заранее оплаченный выкуп (калым).
  • Жених и невеста должны огласить свое согласие на бракосочетание.

Дополнительное, но не обязательное правило для жениха и невесты — белоснежная одежда на церемонии. В знак любви и уважения молодые одаривают друг друга хорошими подарками. Обычно невеста получает от молодого человека добротные украшения, а взамен вручает тонкие рукодельные изделия: калфак и рубашку с этническими узорами.

Предшествует никаху традиционное для всех народов сватовство, то есть получение согласия на брак у родителей девушки. После удачного сватовства семьи спокойно обсуждают нюансы торжественного мероприятия. Любимое время свадеб у татар — осень, свободная пора от земледелия.

Никах по обычаю предков проводится в мечети, но также разрешается пригласить мусульманского священника-муллу устроить ритуал в домашней обстановке. После ряда специальных молитв мулла регистрирует брак в метрической книге записей. Если татарский жених подарил украшение большой ценности, это также фиксируется письменно, как собственность невесты. Теперь драгоценности являются личным капиталом молодой жены.

После религиозного ритуала наступает время физического подтверждения бракосочетания. Этот очень древний обряд носит название чаршау. Так же именуется прикроватный полог, скрывающий свадебное ложе от посторонних глаз. Полог, согласно традиции татарской свадьбы, шьет и искусно украшает девушка еще до свадьбы. Стелить ложе любви полагается старшей родственнице молодого мужа. На кровать водружают несколько перин, впоследствии после каждой ночи количество перин убавляют. Нравы татар строги: невеста должна быть девственной. В противном случае после чаршау оскорбленный жених кладет на окно комнаты проколотую монету или режет полог ножом.

Выкуп невесты — чем отличается от русской традиции

Сватовство прошло успешно, и теперь самое время старшему поколению обсудить размер выкупа. Калым на татарской свадьбе внушителен, это и большая сумма денег, и драгоценности для молодой жены. Зажиточные селяне могут включить в список и несколько голов домашней скотины или птицы. Родители невесты обеспечивают молодую семью домашним скарбом: посудой, коврами, постельным бельем.

Русский свадебный церемониал не требует калыма со стороны жениха, но приданое у невесты должно быть непременно. В выкупа калыма с молодца требуют символическую плату за право забрать избранницу из родного дома. Шуточный выкуп происходит с выполнением веселых заданий для парня, и все мероприятие носит юмористическую подоплеку.

Особенности татарского свадебного застолья

Татарский народ проводит свадебные гуляния со всей широтой своей души, поэтому празднует радостное событие несколько раз. Первый этап торжества происходит в доме родителей невесты с присутствием всех настоящих и будущих родственников. Затем по гости-мужчины жениха отбывают домой, а родственницы молодоженов отмечают событие чаепитием с национальными сладостями, домашней выпечкой. Далее происходит никах при участии муллы и общее торжество для двух породнившихся домов.

После продолжительных свадебных мероприятий новобрачная отъезжает в дом возлюбленного. Через некоторое время событие отмечается в новом жилье девушки с приглашением всех близких родственников мужа на обряд, имеющий красивое название «чай от невесты». В процессе церемонии юная жена демонстрирует умение вести хозяйство, учтиво обслуживает новых родичей.

Какие блюда принято подавать

Татарская кухня изобилует вкусными блюдами, полюбившимися всему миру. На свадебном столе всегда стоит изделие из теста, пропитанное медом и маслом, всем известный чак-чак. Данное лакомство заранее готовит молодая супруга, поэтому другое название сладости — «угощение невесты». Еще одно известное десертное блюдо татар — многослойный пирог из коржей и с начинкой из фруктов, называемый «губадия». Такой десерт является ритуальным пирогом. По традиции отец невесты накрывает его чистым платком и кладет поверх монеты. Выкупленный родителями пирог также в шутку покупают и гости, складывая деньги для молодых на специальный поднос. Традиционной свадебной сладостью является также коштеле, или «птичьи языки» — разновидность слоенного печенья с сахарной пудрой. Из сладкого питья подают узвары, компоты из фруктов, медовые напитки.

Мясные блюда на татарской свадьбе — это сытные жирные кушанья. Обычно в меню входят вяленая колбаса из конины, национальная разновидность пельменей из нескольких сортов мяса, суп-шурпа из говядины и рубца, плов и вареный гусь, символическое татарское блюдо на бракосочетании. Разделка готовой птицы проводится старшим родственником жениха с раздачей частей гуся жениху и невесты в качестве семейных символов. Например, мужу, как главе семейству, — голову, жене — шею.

Разрешается ли спиртное

По мусульманским канонам алкогольные напитки запрещены не только на татарской свадьбе, но и на всех других торжествах. Вместо этого после сытного обеда проводится чаепитие со сладостями. Особенно строго карается употребление спиртного во время священного ритуала никах. В этом случае обряд признается недействительным и аннулируется.

Развлечения на татарской свадьбе

Свадебное торжество длится несколько суток, и все это время организаторам требуется развлекать гостей. Участники торжества поют народные песни, танцуют соответственно национальным традициям. Музыкальное сопровождение обеспечивают самобытные инструменты: тальян (татарская гармонь), курай (флейта) и домбра (вид гитары).

Как видите, обычаи татарской свадьбы сохранились и по сей день. Гордый и самобытный народ свято чтит память предков, стараясь проводить обряд бракосочетания по заветам своей истории.

Сватовство – один из интереснейших обычаев, особо почитаемый нашими предками, пришедший из далекого прошлого. Со временем многие тонкости данного ритуала забылись, некоторые изменились, однако основные принципы остались прежними, и с каждым годом сватовство обретает все большую популярность. У каждой народности обряд сватовства имеет свои особенности, традиции и индивидуальность.

Обычаи у русских

Русское сватовство – это первоначальная церемония свадебного сговора, в процессе которого жених (или же его родня) посредством свата предлагал девице (чаще – ее родителям) замужество. Главная цель любого сватовства – это получение согласия на бракосочетание .

Сват (сваха или сваты) – самый важный человек на сватовстве. На Руси он пользовался особым почетом, поскольку соглашение на брак зависело главным образом от него.

Сватами становились близкие родственники жениха или же специально обученные для этого люди , которых нанимали для такого важного действа. Свату вменялось в обязанность порой даже разыскивать подходящую для конкретного жениха невесту . Но обычно он занимался лишь поиском информации о конкретной девице: какая у нее внешность, характер, умения, а также какое приданое за ней и в чем дается. Бывало и так, что жених мог увидеть невесту лишь в день их свадьбы , поэтому такие сведения порой оказывались для него крайне важными. С обрядом сватовства было связано множество примет, поскольку любые суеверия имели под собой какую-то реальную основу и всегда принимались во внимание при любом важном деле. Сватовство на Руси проводили только в благоприятные дни, особо ценились 3, 5, 7 и 9 числа . Нельзя было намечать данное мероприятие на постные дни (среду и пятницу), на 13 число любого месяца, а также масленичную неделю, поскольку это сулило беду и различные неприятности. Свататься ехали после захода солнца, чтобы никто не сглазил. Запрещалось по пути с кем-либо встречаться или разговаривать . А после ухода сватов женщины в доме жениха связывали ухваты и кочерги вместе, что должно было принести удачу в задуманном деле. Войдя в дом, сват крестился на образа и садился под потолочную балку (матицу). Переговоры велись с отцом невесты, если же его не было – с ее братом или матерью. Диалог начинался иносказательно, основная тема сразу не затрагивалась . Говорили о погоде, покосе, других делах, а в итоге обозначали цель своего визита: «Пришли мы в гости не гостить, а пир подымать. Есть у вас товар, а у нас есть купец – станем родство заводить». С ответом практически никогда не торопились , оговаривались делами и просили зайти сватов в другой раз.

За потребованное на раздумье время родители невесты узнавали все о женихе и делали выводы, подойдет ли он для их дочери или же нет.

Когда сваты приходили вторично, за честь благодарили, угощали напитками, которые разливала сама девица, к которой сватались, чем давали возможность сватам внимательно ее рассмотреть. За вечер невеста могла несколько раз менять наряды, показывая себя в наиболее приглядном свете. Иногда девица показывала свои умения, таланты, мастерство в плетении кружев, шитье, вышивке. Вдоволь налюбовавшись красавицей и ее поделками, сваты начинали славить жениха, рассказывали о его доме, хозяйстве, достатке, пытались выторговать побольше приданого. Существовало и «официальное сватовство» , когда все было уже решено и оставалось обговорить основные организационные и финансовые вопросы, касающиеся свадьбы. Такое сватовство могло быть как первым (когда стороны хорошо знали друг друга и были уверены в ответе), так и третьим (на него шли уже не только сваты, но и родители жениха, часто с ним самим). Большой воли невесте на Руси не давали, и часто она не имела права голоса на сватовстве . Жених тоже не всегда мог повлиять на решение родителей. Однако иногда он мог проявить свое желание и отказаться жениться. Также интересно, что на Руси в старину сватались не только парни, но и девицы . Однако в народе это не прижилось, и поэтому в основном всегда говорится об обычаях сватовства со стороны жениха.

Сватовство по казахским обычаям

Казахские праздники отличались яркостью, богатым смысловым наполнением и наиболее полно отражали сущность характера этого народа – гостеприимного, открытого, вольного. Все эти прекрасные черты нашли свое отражение и в их свадебных обрядах. Сватовство у казахов начиналось с заблаговременного соглашения, особое внимание уделяли родне невесты – важно, чтобы девушка не оказалась кровной родственницей, не допускалось пересечение генеалогических ветвей пары вплоть до седьмого колена . После выяснения родства и других немаловажных аспектов, связанных с самой невестой, ее родней и общим положением их семьи, отец жениха посылал к отцу невесты свата. Им являлся родственник или же уважаемый людьми человек, которого направляли к родне невесты в роли жаршы (глашатая, вестника). Иногда посылали целую делегацию из нескольких человек .

Тот, кому досталась почетная должность свата, садясь на лошадь, на одной ноге заправлял штанину за голенище сапога, а на второй – выпускал на сапог.

Это действо должно было помочь в обретении снисходительности отца невесты к юноше. Также это давало понять семье девушки, по какому поводу пришел в их дом этот человек. Сватовство организовывали исключительно в «счастливый день»: обычно таковым считались среда и четверг , однако существовали и личные «удачливые» числа. Первый визит не должен быть продолжительным, поскольку на нем выясняется, прежде всего, согласие на предстоящий брак. Если стороны все устраивает, согласовывается день следующего, официального сватовства, и тогда организовывается застолье (по традиции, обязательным блюдом на столе родственников невесты является шурпа или сорпа из баранины), в итоге которого оговаривают все нюансы предстоящей свадьбы. Особое внимание уделяется калыму – (на сегодняшний день данный обычай часто считается анахронизмом и включает в себя деньги на покупку мебели или непосредственно ее саму). При официальном сватовстве, согласно казахским обычаям, родственники со сторон жениха и невесты обменивались подарками. Дарами со стороны жениха являлись:

  • калым – 47 голов скота (калым-мал), что преобразовалось в обычай помещать в коржун (мешочек, украшенный лентами и монетами) дары из 47 небольших предметов, среди которых популярны конфеты, сухофрукты, мясо;
  • ткань на (либо деньги на его покупку – как более современный вариант);
  • платок на голову (в настоящее время обычно ограничиваются фатой);
  • обручальное кольцо .

Дары со стороны невесты включали:

  • свату – гвоздь-халат (шеге шапан), что должно было помочь скрепить предварительный договор;
  • всю домашнюю утварь для устройства быта молодой семьи, включая посуду, постельное белье, ковры и тому подобное.

Родители девушки одаривали и сватов, чем и завершалось сватовство. После соглашения сторон приводят живого барана, на его забой гости дают благословение – бата. Из баранины готовится традиционное казахское угощение – ет (мясо по-казахски) . Сватов угощают куйрык баур (печенью с салом курдючным), что устанавливает факт родственных отношений. Женщины со стороны невесты по окончании сватовства осыпают сватов шашу – конфетами, монетами, печеньем, зерном и тому подобными мелочами. Окончание сватовства оформляется распространенными обрядами, например, вложением руки невесты в руку жениха и их благословением.

Обычаи сватовства невесты на Украине

Сватовство на Украине начиналось стандартно: выбирались сваты и засылались в дом предполагаемой невесты. Сватовство совершалось тайно и после захода солнца (чтобы не сглазили). Сваты с хлебным караваем, завернутым в рушник, отправлялись в дом невесты, по дороге хранили молчание. Приехав в дом, разговор вели иносказательно, не упоминая конкретно о цели своего визита. Обычно говорили «У вас – товар, у нас – купец». С первого раза в большинстве случаев согласия на брак не давали. В результате, когда предложение принималось, хлебный каравай оставался в доме невесты, при отказе его забирали с собой . При благополучном сватовстве сваты договаривались о дне смотрин, помолвки и свадьбе. Также обсуждали брачный договор. Жених должен был в состоянии обеспечить безбедное существование своей невесты, за нее же получал приданое. Успешные переговоры заканчивались рукобитьем. Особенностью сватовства на Украине (в отличие от, например, Руси) являлось то, что невесте давалась особая свобода выбора: она могла сама решить – выходить ей замуж за сватающегося жениха или же нет .

При отказе сватам вручали гарбуз (тыкву), а сваты или опозоренный молодой человек в этом случае могли закрыть дверь в дом девицы спиной, что предвещало ей незамужнюю жизнь.

Если же парню невеста была не по нраву, он не пил из стакана воды, который по традиции ему подносили родители девушки. Когда она ему нравилась – он выпивал воду залпом и полностью. Заканчивалось сватовство тем, что гостей со стороны жениха перевязывали рушниками, которые были вышиты невестой собственноручно, и садились за стол праздновать. Еще один интересный исторический факт из жизни казаков. Девица могла сама посвататься к парню, даже была способна спасти жизнь осужденного на казнь казака. Ей было достаточно сказать: «Он женится на мне, отпустите его». Грешно ей было отказать в этом.

Сватовство по татарским обычаям

Татарское сватовство начиналось с традиционного сговора между родней жениха и сватом (яучы). На торжество несли с собой курендек (дары), а мать невесты выкладывала в ответ золотые украшения. Семье будущей невесты непременно подносили пирог (нугай бялещ), вдобавок свахи несли с собой поднос с конфетами, орехами, изюмом и кусочками сахара. После ухода гостей все эти сласти делились между родней невесты, что служило своеобразным оповещением о ее сватовстве. При согласии родителей невесты на брак велись переговоры обо всех организационных вопросах, приданом невесты, размере калыма . После того как стороны урегулировали все нюансы, невеста считалась сосватанной (ярашылган кыз), и в течение месяца шла подготовка к свадьбе. Жених собирал калым, готовил дары для невесты и ее родни, а также предметы домашнего обихода . Невеста же приводила в порядок свое приданое, которое начинала собирать где-то с 12-летнего возраста . В основном это была одежда, сшитая и вышитая ею собственноручно для себя и будущего мужа. Родственники с обеих сторон занимались подготовкой к самой свадьбе.

Какие же действия на сватовстве подразумеваются . Об этом подробно говорится в нашей статье. В следующей имеется небольшое видео с прикольным свадебным конкурсом. Перейдя по этой ссылке , вы прочтете основные принципы составления прикольного сценария выкупа невесты.

На сегодняшний день многие традиции ушли в небытие или же претерпели изменения, и уже очень редко можно встретить сватовство, проходящее по исконно русским, казахским, украинским или татарским обычаям, но тем не менее очень многие стараются сохранить традиции наших предков, и это достойно особого уважения! А если хорошенько постараться, то и современное сватовство можно обыграть по старинным обычаям, ну или максимально близко к таковым. Как – смотрим следующее видео: http://www.youtube.com/watch?v=LbpSqcpYCBM

Народ Татарстана, разбросанный по всей территории нашей большой России – одна из наций в огромным историческим наследием и своим, особым колоритом.

Свой язык, свои обряды, которые создавалась на протяжении многих столетий, наложили свой отпечаток на этот народ.

Неповторимость нации ярко выражена в традициях празднования свадеб. Свадьба татаров это наиболее важное событие в жизни каждой татарской семьи.

Их самобытность и обычаи делают праздник действительно оригинальным и неповторимым в своем роде.

Но как же проходит свадьба татар?

Подготовка к этому празднику начинается заранее, задолго Предварительно проводится и переговоры между родителями будущих супругов.

Как ни странно, в этом молодые не принимают участия.

Само сватовство разделено на три действия:

  1. смотрины новобрачной;
  2. рассказ о молодом человеке;
  3. переговоры между родителями;

В роли представителя жениха выступают сват (от.татар. – яучы ) + один из старших родственников (мать, отец, старший брат). Если первые две стадии прошли хорошо, то к последнему берут участие и родители.

Во время последнего этапа все проходит сдержано, рассудительно, лаконично: обсуждается место проживания молодых, распределение ролей кто и что покупает в дом молодым, месячный доход новобрачного, а также калым за невесту и прочее.

По всем традициям калым должен быть уплачен родителям невесты до дня свадьбы (в крайнем случае – в день самой свадьбы). Это могут быть золото и украшения из него, одежда, постельное, деньги, посуда. Приданное невесты не обсуждается.

Если по итогу все прошло хорошо, то и жениху, и невесте сообщается дата помолвки, которую выбрали родители.

Затем обсуждения продолжаются. В него включается:

Свадебный обряд

Никогда не канут в лету популярные композиции современных исполнителей как на русском, так и на татарском языках.

Народные песни и просто зажигательные композиции также приветствуются.

Наряды молодоженов

Так как свадьба исключительно татарская – наряды будут тоже в этой тематике и будут значительно отличаться от стандартных европейских.

Невеста – воплощение скромности. Белоснежное одеяние должно прикрывать все и максимально (руки, шею, и уж тем более зону декольте).

Этот наряд (который по желанию можно заменить на тунику с брюками) обязательно должен быть дополнен головным убором (платком). Кисти и лицо должно быть максимально прикрыто от посторонних глаз.

Сценарий мероприятия

Туй

После официального заключения брака начинается череда праздничных дней.

Мероприятие делится на три этапа:

  • застолье в доме невесты;
  • переезд невесты от родителей к новоиспеченному мужу;
  • пир в доме жениха;

По всем канонам родители просто обязаны накрыть праздничный стол для новоиспеченных мужа и жены после .

Для родителей жениха это отличная возможность показать свое отношение к ней.

Когда же жена попадает в дом к мужу, ей под ноги кладут шкуру или подушку как знак особого отношения, почета. Класть шкуру должны мужчины. Мать жениха и золовка угощают девушку хлебом с медом. Родственники окунают руку молодой в муку, чтобы в доме был достаток.

Жена должна в свою очередь сделать свою часть ритуала: развесить по дому новые полотенца, занавески, постелить свои половики. Переезд жены к мужу также сопровождается обменом подарков и снова свадебным пиром.

Национальные угощения. Как накрыть стол на свадьбу у татар

Такая свадьба подразумевает большое застолье с огромным количеством блюд.

Сначала, конечно же, подаются холодные и горячие закуски, потом жирный суп из баранины и лапши.

Популярны и компоты, соки, газировка. Спиртное на татарской свадьбе запрещено! Еще принято готовить двух гусей, являющимися символами новой супружеской пары.

Разрезать это блюдо доверяется самому старшему мужчине, которого назначают родители жениха.