Русский народный костюм головной убор. Старинный женский головной убор


Если рассматривать русские народные костюмы, то в глаза сразу же бросаются изумительные головные уборы. Как ни странно, но именно по их внешнему виду можно было определить возраст, семейное положение и статус владелицы.

Существует немало видов головных уборов русского народного костюма. Давайте рассмотрим самые известные и оригинальные.

Русские народные женские головные уборы

По обычаям, замужние женщины должны были полностью скрывать волосы. Здесь можно выделить несколько типов головных уборов:

  1. Кичка – это нарядный головной убор, который отличается разнообразием и декоративностью решения. В основном их изготавливали изо льна или парчи, а также украшали позолоченными или серебряными нитями.
  2. Клобук – конусообразная шапка с заостренным верхом, украшенная бусами, пряжками и подвесками.
  3. Кокошник – свадебный головной убор, который изготавливался из твердого материала. Обычно его обтягивали дорогой блестящей тканью, и декорировали жемчугом, драгоценными камнями и лентами.

Незамужние девицы носили:

  1. Обруч – это обшитый тканью круг из древесной коры или картона, украшенный бисером или камнями.
  2. Венок – декоративный обруч из живых или искусственных цветов.
  3. Перевязка – изготавливалась из плотной ткани, обшитой золотыми или цветными нитками. Концы можно было завязывать в виде банта.

Русские народные шапки

Шапка-ушанка – самый распространенный зимний головной убор в . Получила свое название от наличия отложных наушников, которые связываются на подбородке, макушке или затылке.

Среди высших слоев населения были популярны шапки с матерчатым верхом и меховой опушкой. Обычно с такой шапкой носили убрус – это полотенчатый головной убор, который закалывали специальными булавками.

Русские народные головные уборы очень красивые и богатые, поэтому некоторые модели популярны и нынче.

Публикации раздела Традиции

Самые необычные головные уборы русских жён

В старину головной убор был самым значимым и нарядным предметом женского костюма. Он мог многое рассказать о своей владелице - о ее возрасте, семейном и социальном положении и даже о том, есть ли у нее дети. О самых необычных головных уборах русских женщин - в материале портала «Культура.РФ».

Женский праздничный костюм. Нижегородская губерния. Фотография: narodko.ru

Кокошник. Фотография: lebrecht.co

Женский праздничный костюм. Брянская губерния. Фотография: glebushkin.ru

На Руси девушки носили довольно простые по форме повязки и венки (венцы), оставляя открытыми темя и косу. В день свадьбы девичью косу расплетали и укладывали вокруг головы, то есть «окручивали». Из этого обряда и родилось выражение «окрутить девку», то есть женить ее на себе. В основе традиции покрывать голову лежало древнее представление о том, что волосы впитывают негативную энергию. Девица, впрочем, могла рисковать, демонстрируя косу потенциальным женихам, но простоволосая жена навлекала позор и несчастье на всю семью. Уложенные «по-бабьи» волосы покрывали стягивающейся на затылке шапочкой - повойником или волосником. Сверху надевали головной убор, имевший, в отличие от девичьего, сложную конструкцию. В среднем такой убор состоял из четырех-десяти съемных деталей.

Головные уборы русского юга

Граница между великорусскими Севером и Югом пролегала по территории современной Московской области. К северной Руси этнографы относят Владимир и Тверь, а к южной - Тулу и Рязань. Сама Москва испытывала влияние культурных традиций обоих регионов.

Женский крестьянский костюм южных областей принципиально отличался от северного. Сельскохозяйственный юг был более консервативным. Крестьяне здесь в целом жили беднее, чем на Русском Севере, где активно велась торговля с иноземными купцами. Вплоть до начала XX века в южнорусских деревнях носили древнейший тип русского костюма - клетчатую понёву (поясная одежда наподобие юбки) и длинную рубаху, украшенный подол которой выглядывал из-под понёвы. По силуэту южнорусский наряд напоминал бочонок, с ним сочетались сороки и кички - головные уборы, отличавшиеся разнообразием фасонов и сложностью конструкции.

Кика рогатая

Рогатая кичка - головной убор крестьянок района Богословщина Михайловского уезда Рязанской губернии. Конец XIX - начало XX веков. Фотография: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.

Крестьянка Рязанской губернии в рогатой кичке. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

Слово «кика» происходит от старославянского «кыка» - «волосы». Это один из древнейших головных уборов, который восходит к образам женских языческих божеств. В представлении славян рога были символом плодородия, потому носить их могла лишь «мужатая баба». В большинстве регионов право носить рогатую кику женщина получала после рождения первого ребенка. Надевали кику и в будни, и в праздники. Чтобы удерживать массивный убор (рога могли достигать 20–30 сантиметров в высоту), женщине приходилось высоко поднимать голову. Так и появилось слово «кичиться» - ходить, задрав нос.

С языческой атрибутикой активно боролось духовенство: женщинам запрещалось посещать церковь в рогатых киках. К началу XIX века этот убор практически исчез из обихода, однако в Рязанской губернии его носили вплоть до ХХ века. Сохранилась даже частушка:

Рязанские рога
Не кину никогда.
Буду есть одну мякину,
А рогов своих не кину!

Кика копытообразная

Праздничный костюм молодой крестьянки Острогожского уезда Воронежской губернии. Конец XIX - начало XX века. Фотография: Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник.

«Чело кичное» впервые упоминается в документе 1328 года. Предположительно, в это время женщины уже носили всевозможные производные от рогатой кики - в виде котелка, лопатки, валика. Выросла из рогатой и кичка в виде копыта или подковы. Твердое очелье (налобная часть) обтягивалось богато украшенной материей, часто шитой золотом. Крепилось оно поверх «шапочки» с помощью шнура или лент, повязанных вокруг головы. Подобно подкове, подвешенной над входной дверью, этот убор был призван защищать от дурного глаза. Носили его в праздники все замужние женщины.

До 1950-х годов такие «копытца» можно было увидеть на деревенских свадьбах в Воронежской области. На фоне черного и белого - основных цветов воронежского женского костюма - шитая золотом кика выглядела как самое дорогое украшение. Сохранилось множество копытообразных кик XIX века, собранных на территории от Липецка до Белгорода - это говорит об их широком распространении в Центрально-Черноземном районе.

Сорока тульская

Праздничный костюм молодой крестьянки Новосильского уезда Тульской губернии. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

Костюм крестьянки Тульской губернии. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

В разных уголках России один и тот же головной убор назывался по-разному. Поэтому сегодня специалисты не могут окончательно договориться, что считать кикой, а что - сорокой. Путаница в терминах, помноженная на великое разнообразие русских головных уборов, привела к тому, что в литературе под сорокой часто имеется в виду одна из деталей кики и, наоборот, под кикой понимается составная часть сороки. В ряде регионов примерно с XVII века сорока существовала как самостоятельный сложносочиненный убор замужней женщины. Яркий пример тому - тульская сорока.

Оправдывая свое «птичье» название, сорока делилась на боковые части - крылья и заднюю - хвост. Хвост представлял собой нашитые по кругу плиссированные разноцветные ленты, что делало его похожим на павлиний. С головным убором рифмовались яркие розетки, которые пришивали на понёву сзади. Такой наряд женщины носили по праздникам, обычно в первые два-три года после свадьбы.

Практически все хранящиеся в музеях и личных коллекциях сороки подобного кроя были найдены на территории Тульской губернии.

Головные уборы русского севера

Основой северного женского костюма был сарафан. Впервые он упоминается в Никоновской летописи 1376 года. Изначально укороченные наподобие кафтана сарафаны носили знатные мужчины. Лишь к XVII веку сарафан приобрел знакомый нам вид и окончательно перекочевал в женский гардероб.

В документах XVII века впервые встречается слово «кокошник». «Кокошь» по-древнерусски означало «курица». Вероятно, головной убор получил название из-за сходства с куриным гребешком. Он подчеркивал треугольный силуэт сарафана.

По одной из версий, кокошник появился на Руси под влиянием византийского костюма. Носили его в первую очередь знатные женщины.

После реформы Петра I, запретившего ношение традиционного национального костюма среди дворянства, сарафаны и кокошники остались в гардеробе купчих, мещанок, а также крестьянок, но в более скромном варианте. В этот же период кокошник в комплексе с сарафаном проник в южные регионы, где долго оставался нарядом исключительно богатых женщин. Кокошники украшались гораздо богаче, чем сороки и кики: обшивались жемчугом и стеклярусом, парчой и бархатом, галуном и кружевом.

Сборник (самшура, моршень)

Головной убор «сборник». Новгородская губерния. Конец XVIII - начало XIX вв. Фотография: Фонд Государственного исторического музея.

Женский костюм с головным убором «сборник». Орловская губерния, кон. XIX в. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

Один из самых универсальных головных уборов XVIII–XIX веков имел множество имен и вариантов пошива. Впервые он упоминается в письменных источниках XVII века как самшура (шамшура). Вероятно, это слово было образовано от глагола «шамшить» или «шамкать» - невнятно разговаривать, а в переносном смысле - «мять, жать». В толковом словаре Владимира Даля самшура определялась как «вологодский головной убор замужней женщины».

Объединяла все уборы этого типа собранная или «сморщенная» шапочка. Низкий моршень, похожий на чепец, был частью скорее повседневного костюма. Высокий же выглядел внушительно, как хрестоматийный кокошник, и надевался в праздники. Повседневный сборник шили из более дешевой ткани, а поверх него надевали платок. Сборник старой женщины мог выглядеть как простой черный чепчик. Праздничные уборы молодых покрывали позументной лентой, расшивали драгоценными камнями.

Этот вид кокошника пришел из северных регионов - Вологды, Архангельска, Вятки. Полюбился женщинам в Центральной России, попал в Западную Сибирь, Забайкалье, на Алтай. Вместе с предметом распространилось и само слово. В XIX веке под названием «самшура» в разных губерниях стали понимать разные типы головного убора.

Кокошник псковский (шишак)

Женский праздничный головной убор - «Кокошник». Псковская губерния, конец XIX века. Фотография: Фонд Российского этнографического музея.

Женский праздничный костюм. Псковская губерния. Фотография: Фонд Российского этнографического музея.

Классический силуэт в форме вытянутого треугольника имела псковская версия кокошника - свадебный головной убор шишак. Шишечки, давшие ему название, символизировали плодородие. Бытовала поговорка: «Сколько шишек, столько детишек». Их нашивали на переднюю часть шишака, украшая жемчугом. По нижней кромке пришивалась жемчужная сеточка - поднизь. Поверх шишака новобрачная надевала белый шитый золотом платок. Один такой кокошник стоил от 2 до 7 тысяч рублей серебром, потому хранился в семье как реликвия, передавался от матери к дочери.

Наибольшую известность псковский кокошник получил в XVIII–XIX веках. Особенно славились уборы, созданные мастерицами Торопецкого уезда Псковской губернии. Оттого шишаки часто называли торопецкими кокошниками. Сохранилось немало портретов торопчанок в жемчужном уборе, прославившем этот край.

Тверской «каблучок»

Женские головные уборы - «каблучки». Тверская губерния. Конец XVIII - начало XIX вв. Фотография: Фонд Государственного исторического музея.

Цилиндрический «каблучок» был в моде в конце XVIII и на протяжении всего XIX века. Это одна из самых оригинальных разновидностей кокошника. Носили его в праздники, поэтому шили из шелка, бархата, золотого галуна, украшали каменьями. Под «каблучок», похожий на небольшой колпак, надевалась широкая жемчужная поднизь. Она покрывала всю голову, потому что сам компактный головной убор прикрывал лишь макушку. «Каблучок» был настолько распространен в Тверской губернии, что стал своеобразной «визитной карточкой» региона. Особую слабость к нему питали художники, работавшие с «русскими» темами. Андрей Рябушкин изобразил женщину в тверском кокошнике на картине «Воскресный день» (1889). Этот же убор изображен на «Портрете жены купца Образцова» (1830) Алексея Венецианова . Свою жену Марфу Афанасьевну Венецианов также написал в костюме тверской купчихи с непременным «каблучком» (1830).

К концу XIX века на территории всей России сложные головные уборы стали уступать место шалям, напоминавшим древнерусский платок - убрус. Сама традиция повязывания платка сохранилась еще со Средневековья, а в период расцвета промышленного ткачества получила новую жизнь. Повсеместно продавались заводские шали, сотканные из качественных дорогих нитей. По старой традиции, замужние женщины носили платки и шали поверх повойника, тщательно закрывая волосы. Трудоемкий процесс создания уникального головного убора, который передавался из поколения в поколение, канул в лету.

К.Е. Маковский «Боярышня» 1884 г. Женские и девичьи головные уборы на Руси.

Веками на Руси весь женский наряд был «говорящим» и потому чем была украшена голова женщины можно было судить о ее месте жительства, роде занятий, происхождении и статусе.
Каждая губерния имела собственную моду и украшали головной убор по-особенному. По головному убору можно было узнать социальный статус его хозяйки. Более того, именно по головному убору можно было узнать идет ли по улице барышня или замужняя женщина. Головной убор также говорил и о достатке его владелицы. Это было видно потому как, в каких техниках и материалах был украшен головной убор Русской красавицы.

Девичий головной убор

Женские и девичьи головные уборы на Руси. Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния Повязка, сарафан, душегрея

Головные уборы шились в зависимости от того какую какого статуса была женщина. Надо сказать, что головной убор у девушки мог быть довольно разнообразным. Назывался он венцом, лентой, пчелкой, венчиком, тканкой. Кроме этих названий были и другие.

Женские и девичьи головные уборы на Руси. Старинный девичий головной убор — венец «челка»

Головные уборы изготавливали из ткани и парчи, которую складывали как ленту. Самым торжественным головным убором считалась коруна. Мы можем назвать ее короной и делалась ее основа из проволоки, фольги или даже простого картона. Основу обтягивали тканью и росшивали бисером, жемчугом и камнями. Также в ход шёл перламутр, монеты и раковины… Все что смотрелось красиво и гармонично на каждом конкретном изделии.

Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния Рубаха, сарафан, нагрудник, повязка, полушалок

Особенно красивой были коруны в северных губерниях. Они украшались драгоценными камнями. Коруны носили девушки на выдании вплоть до ХХ века.

Головной убор для замужней женщины.

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния

«Простоволосой», то есть без головного убора могла ходить только девица, а встретить простоволосую бабу, т е замужнюю женщину — главу рода было на Руси невозможно. Чаще всего женщина носила кику.
 Кика могла иметь «рожки», в которые вставляли плотную ткань. Эти «рога» на головном уборе должны были оберегать женщину и давать ей силу и плодородие. Чем старше становилась женщине, тем меньше становились рога на кике.

Русский: Вотячка. 1838 г.
1838
Источник
Русский: Альбом «Одежды Русского государства»
English: Album «Clothes Of Russian Country»

Сорока.

Женский старообрядческий праздничный костюм. Село Чернуха, Нижегородская губерния Рубаха, сарафан,пояс, передник-запон, сорока, нагрудное украшение «борода», нагрудное украшение – «витейка».

Головной убор сорока мог быть парчовый или бархатный. Сороку украшали жемчугом и золотой вышивкой. Молодухи надевали сороку в престольные праздники и берегли как самый дорогой наряд. Сорока стоила больше чем породистая лошадь.

Кокошник.

Самым знаменитым головным убором, пожалуй, кокошник. Его сегодня ошибочно путают с девичьим головным убором — гребнем и венцом. Но кокошник сугубо женский головной убор!
На изготовление кокошника брали простеганный или проклеенный, холст который обтягивался тканью с вышивкой. Часто ткань расшивали бисером и камнями.
Кокошник по краям украшался жемчужными нитями – ряснами. Спереди располагали сетку из жемчужин. На кокошник можно было одевать шелковые или шерстяные платки — убрусы.
 В наши дни женщины тоже носят головные уборы, только теперь практически невозможно определить откуда приехала красавица и замужем ли она. Такой путаницы на Руси не было.
Сегодня можно посмотреть настоящие современные головные уборы в Москве в Гостином дворе по адресу: Гостиный двор вход с Варварки, дом 3, вход 15. В Гостином дворе располагается представительство русского модельера Валентины Аверьяновой, которая продолжает сохранять жизнь русских головных уборов. Сегодня можно купить или заказать кокошник, кику, венец, коруну или другой головной убор соответсвующий вашему статусу, чтобы продолжить традиции Руси в современном мире.

Куда ходить в таком головном уборе сегодня? Спросите вы. Это уже зависит от вашего рода деятельности, образа жизни и смелости. Сегодня русские женские или девичьи головные уборы приобретают для важных торжеств таких как свадьба или государственные праздники, встречи с главами государств или для тематических праздников и балов. А кто-то ходит в русском головном уборе на службу в храм…

Выбор за вами!

Русский головной убор — повязка

Коруна — свадебный головной убор Анастасии Аверьяновой

венец в русском стиле

Женские и девичьи головные уборы на Руси: Традиционный современный головной убор — венец.

Женские и девичьи головные уборы на Руси Современный головной убор повязка.

Женские и девичьи головные уборы на Руси. Современный венец

Свадебная коруна, оплечье и поручи

Женские и девичьи головные уборы на Руси. Современная повязка

Вышивка бель, вышивка стеклом

Боярское платье и венец от Валентины Аверьяновой

Украшение на голову: современная повязка

Женские и девичьи головные уборы на Руси: современный венец

венец в русском стиле

венец и кружевная душегрея с капюшоном

История русского народа настолько захватывающая и богатая, что мало кто из современных людей может похвастаться абсолютным ее знанием. Но с национальным русским костюмом знакомы многие, так как на любых празднованиях внутри страны или международного масштаба принято соблюдать традиции, надевая мужчинам исконно русские костюмы, в том числе и русские народные мужские головные уборы.

С течением времени, развитием цивилизации, импортом модных тенденций и фасонов одежды, головные уборы постепенно видоизменялись. Современные историки насчитывают более десятка головных уборов мужчин всех времен на Руси, но, пожалуй, останавливаться на уборах священников или шлемах воинов нет смысла. Куда интереснее рассмотреть головные уборы знати и простого народа.

Если рассматривать мужчин простого сословия, в таком случае национальный костюм будет отличаться лаконичностью и простотой. Крестьянскую одежду тогда шили из натуральных материалов, украшая узорами растительного характера. Это была рубаха их светлой хлопчатобумажной ткани свободного кроя, объемные штаны и пояс к ним. На голову простой люд надевал шапки в виде гречишников, которые действительно по форме и текстуре напоминали форму пирога из гречки, а обувью служили валенки на каждый день или кожаные сапоги на праздничные мероприятия.

Самым важным элементов мужского национального костюма считалась сорочка с вышивкой из шелка или льна, а к передней и задней ее части прилагалась подкладка (подоплека). У рубашки обязательно присутствовали широкие рукава, которые постепенно сужались к области кистей рук. Воротник рубашки мог быть круглым или квадратным с пуговицами или завязками, иногда его вовсе не было.

В качестве верхней одежды выступал кафтан ярких расцветок и нескольких стилей — опашень, зипун и охабень. Но сначала поверх рубахи мужчины надевали свитку, кожух или сермягу. Если предполагался важный праздник или торжество, мужчина надевал парадный плащ корзно или шерстяную однорядку. В холодную пору носили шубы в пол из овчины или меха зайца, а знать могла позволить себе шубу из соболя, лисицы, чернобурки или куницы.

Для справки! Русский национальный костюм предполагал шубы из натуральных мехов на внутренней стороне, чтобы тем самым сохранять тепло. А поверх шубу обшивали плотным дорогим сукном, бархатом или парчой. И только на воротнике оставляли мех, подчеркивая свое социальное положение.

Традиционный мужской головной убор в разное время с фото

В период 14 столетия на Руси мужской русский головной убор у всех представителей сильного пола был одинакового фасона и вида. Это были шапки из меха, войлока, плетенки, которые по форме напоминали колпак. Знатные мужи носили поярковые шапки из дорогой овчины. В зимнюю пору носили шапки малахаи, то есть ушанки, которые плотно закрывали голову от суровых русских зим.

В 14 столетии впервые среди русских появилась тюбетейка, к ней пришили опушку из соболя, после чего появился новый традиционный русский головной убор для мужчин.

Далее в 15 столетии появились маленькие шапочки, покрывающие только макушку — тюфьи. В это же время пошла мода на состригание волос под горшок, что гармонично смотрелось в тандеме с таким головным убором. На улицу мужчины надевали тюфью, а поверх нее колпак или малахай.

В это же время и ближе к 16 столетию в тандеме с тюфьей популярным оставался колпак, шапка конусообразной формы и широким отворотом из меха. На отворотах крепились пуговицы, которые назывались запонами. Материалы изготовления колпаков — бархат, поярка, войлок.

В период 17 столетия стала популярной мужская русская народная шапка — науруз, которая являлась разновидностью привычного русскому народу колпака. Но это была шапка с аккуратными и небольшими отворотами, украшенными кистями и пуговицами.

Далее в этом же столетии появились шапки мурмолки, у которых была плоская и расширенная тулья, напоминающая усеченный конус. К шапке прилагался меховой отворот, который напоминал лопасть, а придерживали отворот пару пуговиц. Изготавливали такие предметы гардероба из бархата, шелка, парчи.

Спустя какое-то время мужчины стали надевать не только тюфью, колпак, но и поверх него горлатную шапку. Такое название изделие получило в силу того, что изготавливалось из горлышек соболя.

Завершающим этапом развития национальных мужских головных уборов на Руси стал приход к власти Петра I, который «открыл окно в Европу». По его приказам знать стала носить парики, а также шляпы, завезенные из европейских развитых государств.

Повседневные мужские шапки

Если не рассматривать вышеуказанные варианты головных уборов, которые предпочитали знатные особи, к повседневным головным уборам крестьян можно отнести следующие модели шапок:

  • барловка — шапка из барловых шкур круглой формы с невысоким околышем без ушей;
  • бриль — соломенная шляпа с полями и плоской низкой тульей для защиты от солнца;
  • бурк — старинная мужская шляпа из меха лисицы, с аккуратным околышем и без ушей, плотно прилегающая к голове;
  • ермолка — шапка из овечьей шерсти, тулья которой имеет форму усеченного конуса;
  • гречишник — об этом головном уборе указывало ранее;
  • зырянка — суконный убор с четырехугольным дном;
  • картуз или фуражка — русская шапка из простых материалов с козырьком;
  • краган — убор в виде капюшона из сукна домашней выработки;
  • кубашка — плотно облегающая голову шапка из серой овчины с круглой тульей;
  • малахай — шапка с четырехугольным концом и четырьмя клапанами из сукна, верверета, меха или овчины;
  • шапка столбунец — аналог горлатной шапки, но она кверху сужается и дополнена мехом в области затылка.

Головной убор у русских всегда являлся важной частью туалета. Мы знаем, что в 14 веке мужчины (и горожане, и крестьяне) носили одинаковые головные уборы. Это были меховые, валяные или плетёные шапки, напоминавшие колпак, поля которого отворачивались и занимали почти всю тулью. Мужчины побогаче носили добротные шапки, например поярковые, сделанные из мягкой шерсти молодой овцы первой стрижки. В праздники молодёжь украшала свои головные уборы лентами. Зимой часто надевали малахаи - овчинные треухи, которые в деревнях шили сами.

В 14 веке московскому князю подарили золотую тюбетейку. Он велел пришить к ней соболью опушку. Так надолго стал традиционным фасон головного убора, хорошо знакомый по полотнам художников.

В 15 веке стали носить круглые маленькие шапочки - тюфьи (скуфьи ). Одновременно появилась мода стричь волосы "под горшок". К 16 веку в Москве уже было несколько "парикмахерских". Они располагались прямо под открытым небом. Одна из них находилась на теперешней Красной площади, недалеко от храма Василия Блаженного. Остриженные волосы никем не убирались и покрывали ковром землю около такой "парикмахерской". Если же на стрижку не было денег, то "под горшок" можно было постричься и дома: чего-чего, а горшков в каждом хозяйстве было достаточно.

Один из обычаев, занесённых на Русь татарами, - носить шапочку не только на улице, но и дома (на улице головной убор был обязателен). Несмотря на требования митрополита Филиппа, Иван Грозный отказвался снимать скуфью даже в церкви. Скуфьи были разного цвета, украшались расшитым шёлком и даже жемчугом (только у монахов они были чёрными).

Однако самым распространённым головным убором оставался клобук , а попросту говоря - колпак . Внизу колпака были отвороты, на которые для красоты прикреплялись пуговицы - запоны (отсюда, вероятно, происходит слово запонка ). Иногда отвороты были с меховыми оторочками. Колпаки делали из войлока, поярка, бархата - в общем, по достатку. У Бориса Годунова, например, среди имущества упомянут "колпак саженой; на нём восемь запонов да на прорехах пять пуговиц".

В 17 веке появился науруз (разновидность колпака) - шапка с небольшими полями, украшенная пуговицами и кистями. В этом же веке стали носить так назывемые мурмолки - шапки с плоской, расширенной книзу (как усечённый конус) тульей. На мурмолке были меховые отвороты, похожие на лопасти, которые пристёгивались к тулье двумя пуговицами. Шили мурмолки из шёлка, бархата, парчи.

Мы уже говорили, что наши предки надевали на себя как можно больше одежды, чтобы показать свою состоятельность, знатность, - по двое портов, зипун, кафтан и т.д. То же самое происходило и в отношении головных уборов. Надевали скуфью, на неё колпак, а поверх - горлатную шапку . Горлатной она называлась потому, что делалась из нежного меха, снятого с горлышка соболя.

Резкое видоизменение мужских головных уборов началось во время царствования Петра I. По его приказу всей городской знати предписывалось носить парики и шляпы, как это было модно в Европе. Простых людей эти новшества не коснулись. Позднее у простого люда появилась своя мода - на картузы (фуражки с козырьком), а колпаки и мурмолки исчезли из обихода.