Правила дорожного движения перевозка детей. Адаптеры - вне закона


10 июля 2017 года (действует до сих пор) в России вступили в силу новые правила перевозки детей в автомобиле.

Поправки в правила перевозки детей содержатся в Постановлении Правительства №761, которое 28 июня 2017 года подписал Дмитрий Медведев.
Основные изменения:

Для перевозки детей теперь разрешены только автокресла (термин "иные устройства" исключены из ПДД)

Детей от 7 до 12 лет на заднем сиденье можно возить как автокресле, так и пристегивать обычными ремнями

Детей до 7 лет можно возить только в автокресле, без исключений

На переднем сиденье автомобиля детей до 12 лет можно перевозить только в автокресле

Детей младше 7 лет запрещено оставлять одних в машине

В 2007 году в нашей стране была введена ответственность за отсутствие или неисправность детского автокресла, штраф составлял 500 рублей.
Начиная с 01.09.2013 и по сегодняшний день за несоблюдение правил безопасности (статья 12.23, часть 3) во время перевозки детей водитель обязан будет выплатить штраф размером в 3 тысячи рублей.


Перевозка детей ПДД 22.9 правила дорожного движения от 28.06.2017 N 761



Согласно законодательству Российской Федерации, «перевозка детей до 7 лет на заднем сиденье и до 12 лет на переднем, осуществляется в автотранспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства».

Таким образом, в нашей стране маленькие дети могут путешествовать в «автолюльках», автокреслах и бустерах – сиденьях без спинки. Возраст и комплекция ребенка должны соответствовать особенностям конкретной модели детского автомобильного сиденья.

По правилам ПДД, автокресло должно иметь неповрежденный каркас без внутренних и внешних повреждений. Исключены вмятины и трещины, нарушающие целостность сиденья. Лямки ремней безопасности автомобиля и автокресла не могут быть потерты и изношены, а замки и механизмы обязательно должны быть в исправном состоянии.

Закон об автокреслах допускает крепление детского автомобильного сиденья с помощью системы Isofix или на специальной базе (ременной или Isofix). Устройства для перевозки детей сертифицируются по установленным правилам.

Помните:

Согласно ПДД, детское автокресло устанавливается на заднем сиденье автомобиля. По статистике, места посередине заднего сиденья и за водителем считаются самыми безопасными. Ребенок до 12 лет не может ехать на переднем пассажирском сиденье. Исключение – младенцы, которые перевозятся в автокреслах, закрепленных против хода движения машины. В данном случае должны быть отключены фронтальные подушки безопасности.

Если автокресло в салоне есть, а малыш перевозится не в нем - например, его держит мама, это все равно считается административным правонарушением и наказывается штрафом 3000 рублей. Недоношенные дети и малыши с малым весом должны перевозиться не на руках, а в адаптированных «автолюльках», которые имеют почти полностью горизонтальное положение и оснащены мягким вкладышем для новорожденных.


Любителям авто путешествий по разным странам:В Германии при отсутствии в автомобиле детского кресла придется заплатить штраф 40 евро. В Италии сумма взыскания составляет 71 евро, а во Франции – 90. Самые высокие штрафы отмечаются в США. За отсутствие детского сиденья сумма штрафа может достигать 500 долларов.

Видео перевозка детей в автомобиле ПДД 2019

Съемки в нашем магазине канал НТВ, передача "Главная дорога"

Наш эксперт - сотрудник организации Глобальное партнёрство по безопасности дорожного движения Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца Дэйв Элсероуд .

Перевозить малышей можно будет только в автокреслах, а ребятишек постарше - до 12 лет и ростом меньше 150 см - на бустерах и пристёгнутыми штатными ремнями безопасности. Эта мера позволит снизить гибель и травматизм детей при ДТП. Пока же наши дети погибают на дорогах в 3 раза чаще, чем дети в странах Западной Европы, где требования к перевозке очень жёсткие.

Какой опыт других стран мы могли бы взять на вооружение, чтобы навести порядок в этом вопросе?

Позиция государства

Чтобы обеспечить максимальную безопасность детей в автомобилях, государству надо одновременно действовать в четырёх направлениях:

1. создавать законодательную базу, которая обязывала бы производителей выпускать только такие автокресла, которые соответствуют принятым международным стандартам, продавцов - только ими торговать, а автовладельцев - только их покупать;

2. принимать меры, которые бы подталкивали граждан соблюдать это законодательство;

3. информировать население, за счёт чего и насколько повышается безопасность ребёнка, если его перевозить в правильном детском кресле;

4. объяснять необходимость приобретения сертифицированных детских удерживающих устройств целевой аудитории: будущим родителям, детям в детских садах и школах…

Причём, как показал опыт других стран, четвёртое направление - самое важное. Оно приносит хорошие плоды даже при слабой законодательной базе.

Но всё-таки лучших успехов добиваются те страны, которые работают по всем направлениям. При этом не важно, занялись они вопросом безопасной перевозки детей давно, как Швеция, США, Австралия.., или недавно, как Япония, Великобритания, Чехия, Хорватия…

Чему поучиться

Во многих странах детей уже возят в автомобилях только в специальных автокреслах, качественных и сертифицированных, которые на самом деле защитят ребёнка при возможной аварии. И устанавливают эти кресла правильно, например, для самых маленьких - так, чтобы ребёнок лежал лицом против хода движения.

Как они этого добиваются?

Для части россиян качест-венное детское автокресло - приобретение недешёвое. Но и в других странах живут не одни только богачи. В Германии и Швеции, например, а также в некоторых штатах США действует система проката детских автокресел для семей с низким уровнем достатка. По сути - это помощь от государства. Вы можете за небольшую сумму взять кресло в аренду, а через 2-3 года, когда ребёнок из него вырастет, вернуть.

В некоторых странах правитель-ства попросили крупные торговые сети снизить торговую надбавку на детские автокресла и таким образом их удешевить. Сети пошли навстречу. Тогда и мелкие торговцы были вынуждены последовать их примеру.

Есть страны, где дорожная полиция, обнаружив, что ребёнок перевозится без автокресла, выписывает водителю штраф, но даёт ему возможность исправить ситуацию. Если водитель сразу же купит кресло и предъявит его полицейским, они аннулируют штраф. Потому что штраф для государства - не возможность собрать с населения деньги, а способ заставить людей действовать правильно.

В Швейцарии есть общественные организации, которые проводят курсы для родителей, где обучают грамотно устанавливать детские кресла в машине. А в Мексике такой инструктаж по выходным превращается в весёлые праздники.

Для некоторых стран важно, какую позицию занимают страховые компании. Выплата по медицинской страховке в случае травмы в ДТП будет меньше, если ребёнок не сидел в автокресле и не был пристёгнут. Это заставляет родителей подумать, не заплатят ли они за свою безответ-ственность слишком большую цену: и ребёнка могут искалечить, и деньги на его лечение не получить.

Просто надо объяснить

В разговоре со своим собеседником я выражаю сомнение в законопослушании россиян. У нас стольких детей не пристёгивают в машине вообще! Треть родителей покупают вместо надёжных кресел дешёвые адаптеры и корректоры, которые не защитят ребёнка в случае ДТП. Но наш эксперт - сотрудник Международного Красного Креста - уверен, что русские люди любят своих детей не меньше европейцев, и, если им объяснить, что отсутствие средств защиты ребёнка в автомобиле или использование неподходящих средств может привести к гибели или увечью их чада, они будут приобретать правильные устройства.

Важно

По информации ГБДД и данным Росстата, почти все дети, по-страдавшие в городских ДТП, перевозились непристёгнутыми. В 2015 году непристёгнутые дети оказались участниками 1063 ДТП, 62 ребёнка в этих авариях погибли, 1240 получили ранения.

В соответствии с Правилами дорожного движения (ПДД), в редакции, действующей с 01 июля 2017 году, перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства (пункт 22.9 ПДД).

Новые правила перевозки детей

С внесение изменений в Правила дорожного движения изменились требования к перевозке детей в детских креслах.

Начиная с 01 июля 2017 года перевозка детей до 7 лет в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла.

Вывод. Таким образом, по новому законодательству дети до 7 лет должны перевозиться исключительно в детских автомобильных креслах, а детей старше 7 лет на заднем сиденье автомобиля можно перевозить без автокресел, с применением иных средств, позволяющих пристегнуть их штатными ремнями безопасности.

Такое нововведение связано в первую очередь с отказом от использования корректоров-адаптеров лямок ремней безопасности. Так, проведенными в НАМИ исследованиями установлено, что такие адаптеры во время ДТП могут нанести ребенку более серьезные травмы, чем их отсутствие.

Справочно. Ранее (до 01 июля 2017 года) ПДД было предусмотрено, что ребенок младше 12 лет мог перевозиться в машине как с использованием автомобильного кресла, так и с применением иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства.

Запрет на оставление детей в машине

По новым правилам запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица.

Ответственность за оставление детей в машине без присмотра взрослых предусмотрена ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ (нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств) и наказывается штрафом в размере 500 рублей.

Дети, находящиеся в автомобиле, являются пассажирами, относятся к наиболее уязвимым участникам дорожного движения, в отношении которых водители должны проявлять повышенную осторожность. В целях обеспечения их безопасности водители обязаны соблюдать Правила, устанавливающие требования к перевозке детей в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, их перевозка должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства.

Штраф за перевозку детей без детских автокресел

За несоблюдение такого требования в 2019 году предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ и наложение административного штрафа на водителя в размере 3 000 рублей; на должностных лиц – 25 000 рублей; на юридических лиц – 100 000 рублей.

Вывод. Штраф за нарушение перевозки детей составляет 3 000 рублей. Обратите внимание, что штраф по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ можно оплатить со скидкой в размере 50 % , то есть заплатить не 3 тысячи рублей, а 1500 рублей.

О правилах вынесения постановления ГИБДД при нарушении водителем ПДД можно прочитать в статье по ссылке.

Требования к детским автомобильным креслам по ГОСТ

То, что дети должны перевозиться в автокреслах закреплено в ПДД, но возникает вопрос - какими должны быть эти кресла, чтобы обеспечить безопасность при перевозке ребенка и можно ли применять бустеры, косынки на ремень, адапетеры «ФЭСТ» и т.д.

Требования к детским автокреслам, которые разрешены к использованию при перевозке ребенка (при перевозке в которых не наступает административная ответственность) установлены в ГОСТ Р 41.44-2005 (Правила ЕЭК ООН N 44). «Национальный стандарт Российской Федерации. Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 20.12.2005 N 318-ст).

В соответствии с ГОСТ Р 41.44-2005 детская удерживающая система (удерживающее устройство) (child restraint systems) – это совокупность элементов, состоящая из лямок или гибких элементов с пряжками, регулирующих устройств, деталей крепления и, в некоторых случаях, дополнительного устройства (например, детской люльки, съемного детского кресла, дополнительного сиденья и/или противоударного экрана), которое может быть прикреплено к внутренней части кузова автотранспортного средства. Устройство должно быть сконструировано таким образом, чтобы в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства уменьшить опасность ранения ребенка, находящегося в удерживающем устройстве, путем ограничения подвижности его тела.

При этом детские удерживающие устройства подразделяют на пять весовых групп:

  1. группа 0 (group 0) - для детей массой менее 10 кг;
  2. группа 0+ (group 0+) - для детей массой менее 13 кг;
  3. группа I (group I) - для детей массой 9 - 18 кг;
  4. группа II (group II) - для детей массой 15 - 25 кг;
  5. группа III (group III) - для детей массой 22 - 36 кг.

Также ГОСТом установлено, что детские удерживающие устройства могут быть двух конструкций:

  • цельной (integral class), включающей в себя комплект лямок или гибких элементов с пряжкой, устройство регулирования, крепления и, в некоторых случаях, дополнительное сиденье и/или противоударный экран, который может быть прикреплен с помощью собственной цельной лямки или лямок;
  • нецельной (non-integral class), включающей в себя частичное удерживающее устройство, которое при использовании в сочетании с ремнем безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребенка, или удерживающим устройством, в котором находится ребенок, образует детское удерживающее устройство в комплекте;

Требованиями ГОСТ допускается использование не только цельных автокресел, но и других устройств, позволяющих обеспечить безопасность при перевозке детей, к которым относятся:

  1. частичное удерживающее устройство (partial restraint): Такое устройство, например дополнительная подушка, которое при использовании в сочетании с ремнем безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребенка, или удерживающим устройством, в котором находится ребенок, образует детское удерживающее устройство в комплекте;
  2. дополнительная подушка (booster cushion): Упругая подушка, которую можно использовать с любым ремнем безопасности для взрослых;
  3. направляющая лямка (guide strap): Лямка, которая удерживает плечевую лямку ремня безопасности для взрослых в положении, при котором ее можно использовать для детей, а фактическое положение, при котором плечевая лямка изменяет направление, может быть отрегулировано с помощью устройства, передвигаемого вверх или вниз по лямке в зависимости от местоположения плеча и фиксируемого в таком положении. Направляющая лямка не должна подвергаться значительной динамической нагрузке.

Таким образом, требования ГОСТ разрешают перевозку детей старше 7 лет в бустере, при обязательном условии того, что ребенок будет пристегнут штатными ремнями безопасности.

Аналогично разрешена перевозка детей с использованием "косынки", надеваемой на ремни безопасности автомобиля в том случае, если она способна изменить направление плечевой лямки в зависимости от местоположения плеча ребенка.

Судебная практика по обжалованию постановлений инспекторов ГИБДД за нарушения правил перевозки детей

Изначально суды при рассмотрении жалоб водителей и их представителей исходили из того, что ребенок до 12 лет должен перевозиться только в детках автокреслах, однако ряд решений Высшего Верховного Суда Российской Федерации прояснил ситуацию в этом вопросе и признал законными действия водителя, если он перевозит ребенка в бустере (подушке), пристегнутого штатными ремнями автомобиля.

Так, Постановлением Верховного Суда РФ от 29.06.2016 N 18-АД16-153 признано незаконным привлечение водителя Латышева А.А. к административной ответственности за то, что он в районе дома 26 по улице Маяковского в городе Кореновске, перевозил на заднем сиденье автомобиля ребенка в возрасте до 12 лет, пристегнутого ремнем безопасности, без специального детского удерживающего устройства (водитель перевозил ребенка, находящегося в специальном удерживающем устройстве (бустере), пристегнутого ремнем безопасности для взрослых).

В решении по вышеуказанному делу Верховный Суд РФ разъяснил, что перевозка детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье транспортного средства возможна с использованием как детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, так и иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности.

Постановление Верховного суда РФ от 23.07.2015 по делу N 46-АД15-28 также признано незаконным решение инспектора ГИБДД о привлечении водителя к административному штрафу в размере 3 000 рублей за нарушение ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ. В этом случае водитель перевозил на заднем сиденье автомобиля ребенка в возрасте 5 лет на подушке, пристегнутого ремнем безопасности, без специального детского удерживающего устройства

Верховный Суд в постановлении, сославшись на требования ГОСТ Р 41.44-2005, также указал, что перевозка детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье транспортного средства возможна с использованием как детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, так и иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности.

Внимание. С учетом внесенных в ПДД изменений с 01 июля 2017 года перевозить без автокресел на задних сиденьях автомобиля можно только детей старше 7 лет. Перевозка детей младшего возраста с использованием иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, новыми правила не разрешена.

Судебная практика при перевозке детей с использованием накидок на ремень фирмы «ФЭСТ»

Решения судов свидетельствуют, что привлечение водителей к административной ответственности за нарушение правил перевозки детей по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ, в случае, если ребенок был пристегнут только ремнями с помощью адаптера «ФЭСТ» (без бустера или подушки) законно.

Так, постановлением Курганского областного суда от 24.06.2016 № 4А-258/2016 признано законным постановление инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Кургану о привлечении водителя к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 3000 рублей за перевозку ребенка, пристегнутого с помощью удерживающего устройства "ФЭСТ" без дополнительной подушки.

Суд постановил, что доводы водителя о том, что он перевозил ребенка пристегнутым с помощью устройства "ФЭСТ" существенного значения для правильной квалификации его действий не имеют по следующим основаниям. При этом суд указал, что сам по себе факт перевозки ребенка пристегнутого с помощью удерживающего устройства "ФЭСТ" без дополнительной подушки не может быть признан достаточным для вывода о соблюдении водителем ПДД по перевозке детей.

ВАЖНО. Таким образом, перевозка детей младше 7 лет, пристегнутых с помощью удерживающего устройства "ФЭСТ" или с помощью треугольного адаптера (а также детей от 7 до 11 лет - без дополнительной подушки или бустера) – запрещена.

Перевозка детей на переднем сиденье без детских автомобильных кресел не допускается

Судебная практика в данном случае однозначно толкует нормы закона и свидетельствует о правомерности привлечения водителей к ответственности за перевозку детей до 12 лет без детских кресел на переднем сиденье.

Так, постановлением командира ОРДПС ОГИБДД МО МВД России "Рубцовский" водитель признан виновным по ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей, за то, что он перевозил ребенка, не достигшего возраста 12 лет, на переднем сиденье автомобиля без специального удерживающего устройства. Постановление судами признано законным и обоснованным.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Дополнительная информация

Прошло уже (или всего) 10 лет с момента внесения изменений в Правила дорожного движения, регулирующих перевозку детей в автомобилях. Их немало критиковали и, наконец, необходимость перемен стала очевидной.

Напомним, сейчас, согласно Правилам дорожного движения, детей до 12-летнего возраста нужно перевозить на заднем сиденье с использованием «детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности», а на переднем сиденье — только «с использованием детских удерживающих устройств».

С одной стороны, и медики, и полиция многократно указывали, что адаптеры ремней безопасности, подходящих под определение «иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка», не обеспечивают его надежной фиксации и не только не спасают ребенка во время аварии, но, напротив, могут его дополнительно травмировать. Соответствующие стендовые испытания проводил Государственный научный центр РФ Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ"» Как выяснилось, безопаснее пристегнуть младшего школьника «обычным» способом.

С другой стороны, многие родители указывали, что к 12 годам (и даже ранее) их дети уже вполне догоняли по росту и весу мам и пап, а значит, их безопасность уже вполне можно обеспечить стандартными приспособлениями, которыми оборудован любой современный автомобиль - ремнями безопасности. А вот усадить в детское автокресло или бустер «ребеночка» ростом под 170 и весом килограммов в 50 было просто невозможно (да и небезопасно). При встрече с представителями Госавтоинспекции родители были вынуждены лгать о возрасте ребенка, да и сотрудники ГИБДД не очень стремились выяснить возраст юных пассажиров - документы-то они возить с собой не обязаны.

Так что необходимость внесения изменений в правила перевозки детей назрели давно, но получились они половинчатыми. Казалось бы, куда проще установить ограничения исключительно по росту, ориентируясь на минимальные параметры, на которые рассчитаны ремни безопасности (150 см). Тем не менее,

...разработчики законопроекта просто снизили возраст ребенка, для которого автокресло обязательно - теперь это семь лет. С 7 до 11 лет автокресло может быть использовано по усмотрению родителей - в зависимости от роста и веса ребенка.

Но, нужно заметить, речь идет только о перевозке на заднем сидении автомобиля. На переднем сидении ребенка по-прежнему до 11 лет можно перевозить только в детских автокреслах. Штраф за нарушение этого правила - 3000 рублей.

Есть один момент, который может быть подвергнут двойному толкованию - что входит в категорию «детских удерживающих устройств» помимо автокресел и автолюлек. Например, ГОСТ Р 41.44—2005, утвержденный приказом Ростехрегулирования № 318-ст 20.12.2005, гласит:

Детская удерживающая система (удерживающее устройство) (сhild restraint systems): совокупность элементов, состоящая из лямок или гибких элементов с пряжками, регулирующих устройств, деталей крепления и, в некоторых случаях, дополнительного устройства (например, детской люльки, съемного детского кресла, дополнительного сиденья и/или противоударного экрана), которое может быть прикреплено к внутренней части кузова автотранспортного средства. Устройство должно быть сконструировано таким образом, чтобы в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства уменьшить опасность ранения ребенка, находящегося в удерживающем устройстве, путем ограничения подвижного его тела.

То есть и автокресла, и бустеры, и адаптеры ремней безопасности подходят под это определение.

С другой стороны, актуальная редакция ГИБДД разделяет «детские удерживающие устройства» и «иные средства», позволяющие пристегнуть ребенка ремнями безопасности.

Пока законопроект не утвержден, кажется наиболее разумным ориентироваться на комментарии для СМИ, которые сделал лидер всероссийской политической партии «Автомобильная Россия», депутат Госдумы VI и VII созывов Вячеслав Лысаков. По его словам,

...все адаптеры - и «накладки», и «треугольники», теперь исключены из числа удерживающих устройств, то есть их нельзя использовать при перевозке детей младше 7 лет. Как и чем удерживать детей старше семи лет - остается на усмотрение родителей.

О бустерах (детских автокреслах без спинки) депутат никаких замечаний не делал, однако формально они тоже, как и накладки на ремни, не относятся к удерживающим устройствам - они ведь только позволяют ребенку занять правильное положенгие относительно ремня безопасности. Большинство производителей разрешают их использовать только для детей с весом не менее 15 кг., т.е. 4 - 4,5 лет. Вероятно, их можно будет использовать только для перевозки детей старше 7 лет.

Ну и, наконец, еще одно новшество - оставлять ребенка младше 7 лет в салоне автомобиля без присмотра совершеннолетних теперь будет запрещено, соответствующее дополнение пролоббировано лично бывшим детским омбудсменом Павлом Астаховым и внесено в пункт 12.8 ПДД.

Размер штрафа пока не утвержден, но, скорее всего, - 500 рублей. Так что больше никаких «забегу на минуточку, пока ребенок задремал в машине!»

Предполагается, что изменения ПДД вступят в законную силу 1 января 2017 года. Однако, по словам, Вячеслава Лысакова, говорить о конкретных датах пока нельзя: изменения в Правилах дорожного движения не требуют никакой подготовительной работы, дополнительных подзаконных актов, так что, как только под документом появится подпись премьер-министра Дмитрия Медведева, придется считаться с новыми ПДД. Возможно, уже завтра?